План-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему: Е. Чарушин "Ёж"

План-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему: Е. Чарушин "Ёж"


Бюджетное дошкольное образовательное учреждение Сокольского муниципального района «Детский сад общеразвивающего вида №15»
Конспект занятия по ОО «Чтение художественной литературы в

средней группе.

Тема: Пересказ рассказа «Ёж» Е.Чарушина.

Воспитатель: Морозова Г.Е.

Программное содержание:


  1. Формирование навыков пересказа текста с использованием графической мнемодорожки- плана рассказа.

  2. Развивать слуховое и зрительное восприятие детей.

  3. Упражнять в согласовании существительных в косвенных падежах.

  4. Воспитывать любовь к животным, бережное отношение к природе, интерес к художественной литературе.
Предварительная работа:

  1. Чтение рассказов, рассматривание иллюстраций из книги Е.Чарушина.

  2. Изучение темы «Дикие животные».

  3. Рисование - ручной труд по теме «Ёж»
Лексический материал: свернулся, развернулся, закатился, удрал, страх.

ХОД ЗАНЯТИЯ:


  1. Организационный момент.
Восп.

Ребята, посмотрите, сколько много у нас гостей. Улыбнитесь гостям, улыбнитесь друг - другу.

Игра- приветствие…

Здравствуйте щёчки, здравствуйте губки, здравствуй носик, здравствуйте гости.

Сегодня утром, когда я вошла в группу, то увидела на столе вот эту посылку и видеописьмо. Посылку открыть я не смогла, видно она с секретом, а видеописьмо мы посмотрим вместе. ПРОСМОТР.

На экране почтальон Печкин.

«Добрый день дороге ребята. Узнали меня? Меня зовут почтальон Печкин и я принёс вам посылку. Но я вам её не отдам, потому что посылку могут получать люди по документам, а у вас, их нет.

Но я вижу, что вы хорошие ребята, поэтому я предлагаю вам сделку.

Если вы отгадаете загадку и расскажете мой любимый рассказ, то посылка ваша!»

Внимательно слушайте загадку:

«Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки не одной.


  1. Подготовка к восприятию текста.
(рассматривание картинки ежа на экране)

Правильно, ребята, это ёж.

Что у ежа на спине? (иголки).

Зачем у ежа на спине иголки? (ёж иголками защищается от врагов).

А как ёж спасается от врагов? (ёж сворачивается шариком и выставляет иголки).

Что ест ёж? (ёжик питается мышами, жуками, червяками, молоком).

Что ёж делает зимой? (ёж зимой спит).

А когда ёж просыпается? (ёж просыпается весной, когда становится тепло).

Ребята, а как вы думаете, о ком сегодня мы будем читать рассказ? (о еже).
3.Чтение рассказа.

«Ребята, послушайте рассказ Е.Чарушина. Называется он «Ёж».

Ходили ребята по лесу.

Нашли под кустом ежа.

Он со страху шариком свернулся.

Закатили ребята ежа в шапку и домой принесли.

Дали ему молока.

Развернулся еж и начал есть молоко.

А потом ёжик удрал к себе обратно в лес».


  1. Беседа по содержанию.
Вопросы:

Где ходили ребята? (ребята ходили по лесу).

Кого они нашли? (они нашли ежа).

Где сидел ежик? (ёжик сидел под кустом).

Что сделал ёжик от страха? (он от страха свернулся шариком).

Куда дети принесли ежа? (дети принесли ежа домой).

Почему они не укололись? (они закатили ежа в шапку).

Что ребята ему дали? (ребята дали ему молока).

(что означает слово удрал, убежал)

от страха

свернулся

развернулся

Ребята, как вы думаете, почему ёжик удрал обратно в лес? (ёж не домашнее, а дикое животное).


  1. Танцевальная мультфизминутка с привлечением родителей группы под музыку (сопровождается показом презентации)

  1. Повторное чтение рассказа.
Восп.

Я прочитаю рассказ ещё раз, а вы мне помогите (дети договаривают начатые педагогом фразы)

Ходили ребята по (лесу).

Нашли под кустом (ежа).

Он со страху свернулся (шариком).

Закатили ребята ежа в (шапку).

И принесли ежа (домой).

Дали ему (молока).

Развернулся ёж и начал есть (молоко).

А потом ёжик удрал к себе обратно (в лес)


  1. Составление плана-схемы содержания рассказа.
Предлагаю детям разделиться на 2 команды.

Посмотрите на эти необычные картинки. Это схемы.

Давайте их разложи по порядку.

(Дети выстраивают графическую мнемодорожку - план рассказа).

Педагог предлагает проверить друг друга как они справились с заданиями.


  1. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем.
Восп.

Расскажите историю про ежа. Схемы карточки вам в этом помогут. (Дети рассказывают рассказ по цепочке: сначала одна команда, затем - другая).


  1. Обращаем внимание на экран:
Печкин (Благодарит детей и посылка открывается – там книга Е.Чарушина)
10. Открытый финал. (Педагог и дети благодарят Печкина за подарок.) Из этой книги мы узнаем много интересного о животных.
11.Заключение.

Вот и подошло к концу наше занятие.

Дети, а вам понравилось сегодня заниматься?

Чем мы занимались?

Чему вы сегодня научились?

Что запомнили?
12.Самооценка.

У нас на столе 2 коробочки:

в одной солнышки; в другой – тучки.

Вы можете взять любую картинку, но сначала подумайте:

если вам на занятие было интересно и у вас всё получилось, то возьмите солнышко, а если кому-то было не интересно и трудно – тогда возьмите тучку.
Обобщение педагогом самооценки детей.

Бражникова Татьяна Степановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №35
Населённый пункт: Краснодарский край, Гулькевичский район, с. Отрадо-Ольгинское
Наименование материала: Конспект НОД по речевому развитию в средней группе
Тема: Пересказ рассказа Е. Чарушина "Еж"
Дата публикации: 10.12.2017
Раздел: дошкольное образование

Конспект

открытого занятия по развитию

речи в средней группе.

Пересказ рассказа Е. Чарушина

«Еж»

Воспитатель: Бражникова Т.С..

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней

группе.

Тема: Пересказ рассказа «Еж» (по Е. Чарушину)

Цель: обучать детей пересказу короткого литературного текста с использованием

графических схем.

Задачи:

Формирование навыков отвечать на вопросы фразой из 3 - 4 слов, объединять фразы в

короткий рассказ из 4-5 предложений.

Упражнение в согласовании существительных в косвенных падежах.

Развитие слухового и зрительного внимания детей.

Воспитание доброжелательности, бережного отношения к диким животным.

Образовательная область : Развитие речи.

Планируемый результат : Пересказ детьми короткого рассказа с использованием

графических схем.

Методические приемы: Отгадывание загадки, беседа, чтение; рассматривание

картинок (слайдов); рассматривание колющих предметов, графических схем;

выстраивание графического плана рассказа; договаривание предложений детьми;

грамматическое упражнение «Закончи предложение».

Лексический материал:

Слова, сложные по семантике: Глаголы: свернулся, закатили, удрал.

Слова, сложные по слоговой структуре: Существительные: страх; Глаголы:

свернулся, развернулся, удрал.

Предварительная работа:

Чтение рассказов и рассматривание иллюстраций из книги Е. Чарушина «Моя первая

зоология»;

Беседа с детьми о диких животных;

Разучивание физкультминутки.

Материал: игрушка ежа, рассказ Е. Чарушина «Еж», графические схемы, презентация

к рассказу, раскраски.

Оборудование: ИКТ, доска для схем, коробка, набор колющих предметов (ветка с шипами,

иголки в игольнице, булавки, кактус).

Ход занятия

Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

Воспитатель предлагает встать детям полукругом.

Встаньте рядышком друг с другом, словно месяц - полукругом.

У нас сегодня много гостей. Все хотят посмотреть, как мы с вами занимаемся. Все гости

приветливо нам улыбаются, подарим и мы гостям свои улыбки.

А теперь улыбнитесь друг другу.

Пожалуйста, улыбнитесь и мне. Спасибо.

Доброго утра! Доброго утра! Всем хочу сказать вам я!

Вот вы все и улыбнулись.

Спасибо, говорю вам я!

Проходите, садитесь на стульчики.

Дети садятся на стульчики.

2.- Ребята, подскажите, а вы умеете говорить ласковые слова?

Проводится словесное упражнение «Назови себя по имени ласково»

Подготовка к восприятию текста. Создание эмоционального фона восприятия рассказа.

Оживление личного опыта детей. Развитие словесно - логического мышления.

Ребята, вы слышите, кто-то скребется? Я сейчас поищу.

Воспитатель «находит» коробку.

Здесь написано, что коробка откроется, если вы отгадаете загадку:

Шубка - иголки,

Свернётся – он колкий.

Рукой не возьмёшь.

Кто же это? (Ёж)

Вот коробка и открылась (достаёт ежа).

Кто же спрятался в этой коробке?

Посмотрите, какой он?

Что можете про него сказать? (пушистый, серый, большой и т. д.)

Из чего сделана эта игрушка? (из искусственного меха)

А чем покрыто туловище настоящего ежа? (иголками) (слайд 2)

Зачем у ежа на спине иголки? (Еж иголками защищается от врагов.)

Как еж спасается от врагов? (Еж сворачивается шариком, выставляет иголки.)(слайд 3)

Если дотронешься до иголок ежа, то больно уколешься.

А чем еще можно уколоться? (Колючкой, шипом розы, кактусом, иголкой, булавкой).

Дети под руководством педагога рассматривают колющие предметы.

Как надо обращаться с такими предметами? (осторожно)

Проводится дидактическая игра «Найди опасный предмет»

Чем эти предметы схожи с ежом?

3. Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания, памяти.

Ребята, а сейчас я прочитаю вам рассказ. Вы, наверное, уже догадались, о ком он? (о

Рассказ называется «Еж», а написал его детский писатель Е. И. Чарушин. (слайд 4)

Е. И. Чарушин был не только писателем, но и замечательным художником. Посмотрите,

каких забавных животных нарисовал Е. И. Чарушин к своим рассказам. (Слайд 5)

Слушайте внимательно, потому что этот рассказ мы будем учиться пересказывать.

А наш ежик пусть сядет на стульчик и тоже послушает.

По ходу чтения адаптированного рассказа педагог демонстрирует слайды.

Ходили ребята по лесу. (Слайд 6)

Нашли под кустом ежа. (Слайд 7)

Он со страху шариком свернулся. (Слайд 8)

Закатили ребята ежа в шапку и домой принесли. (Слайд 9)

Дали ему молока. Развернулся еж и начал есть молоко. (Слайд 10).

А потом ежик удрал к себе обратно в лес. (Слайд 11).

4. Словарная работа.

Что значит «со страху», «удрал»? (от испуга, убежал)

5. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи . Дети отвечают полным

предложением.

Давайте поучим нашего гостя - ежика отвечать на вопросы не одним словом, а целой

Где ходили ребята? (Ребята ходили по лесу.)

Кого они нашли? (Они нашли ежа.)

Где сидел ежик? (Ежик сидел под кустом.)

Что сделал ежик со страху? (Он со страху шариком свернулся.) Покажите руками.

Куда дети принесли ежа? (Дети принесли ежа домой.)

Почему они не укололись? (Они закатили ежа в шапку)

Что они ему дали? (Ребята дали ему молока.)

6. Физкультминутка.

Что – то наш ежик заскучал, давайте с ним поиграем. Ребята, выходите на лужок,

становитесь все в кружок. (Дима с ежом в середине)

Музыкальная игра

«Жил в лесу колючий ёжик»

(дети выполняют движения, согласно тексту)

Жил в лесу колючий ёжик, да-да-да,

Был клубочком и без ножек, да-да-да.

Не умел он хлопать - хлоп, хлоп, хлоп.

Не умел он топать - топ, топ, топ.

Не умел он прыгать - прыг, прыг, прыг.

Только носом шмыгал - шмыг, шмыг, шмыг.

В лес зайчата приходили, да-да-да,

И ежа всему учили - да-да-да.

Научили хлопать - хлоп, хлоп, хлоп.

Научили топать - топ, топ, топ.

Научили прыгать - прыг, прыг, прыг.

А он их… носом шмыгать - шмыг, шмыг, шмыг

Проводится упражнение с мячом «Закончи предложение». Согласование

существительных в косвенных падежах.

Давайте с вами поучимся правильно говорить.

Дети нашли (кого) (ежа)

Подошли (к кому (к ежу)

Напоили его (чем… (молоком)

Ежик напился (чего… (молока)

Значит, дети позаботились (о ком) (о еже)

Педагог повторяет за детьми ответы, выделяя голосом окончания слов.

8. Повторное чтение рассказа. Развитие долговременной слухоречевой памяти.

Согласование существительных в косвенных падежах.

Я вам сейчас прочитаю рассказ еще раз, а вы мне помогите.

Дети договаривают начатые педагогом фразы.

Ходили ребята по (лесу).

Нашли под кустом (ежа).

Он со страху свернулся (шариком).

Закатили ребята ежа в (шапку).

И принесли ежа (домой).

Дали ему (молока).

Развернулся еж и начал есть (молоко).

А потом ежик удрал к себе обратно (в лес).

9. Составление плана-схемы содержания рассказа. Развитие словесно - логического

мышления, диалогической речи.

Ребята, давайте подойдем с вами к столу.

Воспитатель знакомит с детей с условными обозначениями.

Посмотрите на эти необычные картинки.

Это схемы к рассказу «Ёж». - Давайте эти схемы разложим по порядку. С чего все

Дети под руководством воспитателя выстраивают мнемосхему - план рассказа.

Педагог вместе с детьми выстраивает графическую мнемодорожку - план рассказа.

10. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем. Развитие связной

речи. Формирование навыка работы по алгоритму.

А сейчас мы с вами расскажем историю про ежа по схемам, которые только что

разложили по порядку. Принимают участие все дети по цепочке.

Кто хочет рассказать историю целиком?

Один – два ребенка повторяют рассказ целиком.

11. Рефлексия.

Молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали. Кто не успел пересказать рассказ,

сможет сделать это на прогулке или дома родителям. Ведь они не знают этот рассказ.

Кто напомнит, как называется рассказ?

А кто написал этот рассказ?

Ребята, ёжик приготовил вам сюрприз. Воспитатель достает из коробки раскраски.

Вот эти раскраски. Их вы раскрасите позже.

Дети прощаются с гостями.

Закрепление изученного материала вне занятия:

Упражнять детей в выстраивании графической мнемодорожки - плана рассказа.

Повторить рассказ с опорой на графический план (выборочно).

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе
Е. Чарушин «Ёж».
Цели: закрепить произношение звуков в, ф; развивать речевое дыхание; научить правильно, произносить слово клевать; познакомить детей с рассказом о еже; способствовать развитию у детей воображения.
Планируемые результаты: умеет целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием; обобщены и систематизированы представления об окружающем мире; умеет согласовывать прилагательные с существительными.
Материалы и оборудование: предметные картинки диких животных (ёж, волк, лиса, медведь); иллюстрация к произведению, волшебный мешочек.
Ход НОД:
Организационный момент:
Воспитатель показывает детям куб с картинками. Поворачивает его гранью, на которой наклеен самолёт. Малыши произносят (хором и по одному) звук в. Затем исполняют длинную песенку (произносят звук в длительно). Воспитатель следит за правильностью и отчётливостью произношения.
Затем продолжается. Перед детьми на доске вишнёвое дерево. «Видите, какой созревает урожай, - говорит воспитатель. – Если мы с вами спасём вишню от воробьёв, то непременно сегодня отведаем вкусных и сочных ягод».
Появляется воробей. Он заявляет: «Я весёлый воробьишка – серый маленький воришка. Буду вишню клевать». И спрашивает у детей: «Кто я?» (Ты весёлый воробьишка, серый и т.д.).
Воробей повторяет свою песенку и собирается клевать ягоды, но дети вместе с воспитателем говорят: «Кыш, воробей, кыш! Дай вызреть нашим вишням!». «Вот и вызрела наша вишня», - говорит воспитатель
·.
Воспитатель вновь крутит куб. Когда куб поворачивается к детям гранью, на которой изображён ёж, воспитатель загадывает загадку.
Шуба – иголки, свернётся – колкий, рукой не возьмёшь. Кто это? (Ёж.)
Воспитатель показывает детям игрушку «ёж».
Подготовка к восприятию текста.
«Зачем у ежа на спине иголки торчат? (Защита.)
Как он спасается от врагов? (Сворачивается шариком.)
Воспитатель предлагает детям произнести звук «ф» (пофыркаем, как ёжики, - негромко, но сердито). Напоминает о том, что недавно на участке была слышна песня синички: «фью – фью - фью». «Скажите, как пела синичка, радуясь весне»?
3. Чтение адаптированного рассказа.
«Ребята, послушайте рассказ «Ёж», который написал Евгений Чарушин. По ходу чтения педагог выставляет предметные карточки.
«Ходили ребята по лесу. Нашли под кустом ежа. Ёж со страху шариком свернулся. Закатили ребята ежа в шапку, и домой принесли. Дали ему молока. Ёж развернулся и начал пить молоко. А потом ёжик обратно в лес к себе удрал».
Беседа по содержанию:
Почему дети – герои рассказа закатали ежа в шапку?
Почему вылез из колючек чёрный ежиный носик и задвигался?
Далее проводится игра «Ёжик, хочешь молока?». Предварительно воспитатель объясняет её содержание: «Я спрошу: ёжик, хочешь молока? А ёжик должен ответить: ффф». Роль ёжика исполняют 7-8 детей поочерёдно.
5. В заключении воспитатель ещё раз читает рассказ Евгения Чарушина.
6. Итог: «Дети, с каким рассказом мы сегодня познакомились?».

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе.

Тема: Пересказ рассказа «Еж» по Е. Чарушину.

Цель: Формирование навыков пересказа короткого текста с использованием магнитной доски.

Основные задачи:

● Формирование навыков отвечать на вопросы фразой из 3-4 слов, объединять фразы в короткий рассказ из 4-5 предложений.

● Упражнение в согласовании существительных в косвенных падежах.

● Развитие слухового и зрительного внимания детей.

Методические приемы: Отгадывание загадки, беседа, чтение; рассматривание предметных картинок, выстраивание плана рассказа по картинкам; договаривание предложений детьми; грамматическое упражнение «Закончи предложение».

Оборудование: Магнитная доска, демонстрационная картина или игрушка ежа; предметные картинки: ребята, еж (два вида), дом, блюдце с молоком.

Предварительная работа:

● Чтение рассказов, рассматривание иллюстраций из книги Е. Чарушина.

● Изучение лексической темы «Дикие животные».

● Рисование, ручной труд по теме «Еж».

Лексический материал:

Слова, сложные по семантике: Глаголы: свернулся, закатили, удрал.

Слова, сложные по слоговой структуре: Существительные: страх; Глаголы: свернулся, развернулся, удрал.

Ход занятия

Ребята посмотрите сколько у нас гостей, давайте с ними поздороваемся.

У нас с вами сегодня будет не обычное занятие, мы с вами отправимся в лес. А какое сейчас время года, а кокой месяц? А как мы с вами можем добраться до леса? (машиной, поездом, и т. д.) . Так давайте будем добираться кто на чем хочет. (Музыкальное сопровождение.)

Приезжаем в лес и находим конверт с заданием от ежа. Дети я нашла под деревом письмо, а от кого оно мы узнаем отгадав загадку

1. Организационный момент. Развитие произвольного внимания, словесно - логического мышления.

Педагог: Дети, отгадайте загадку.

Шуба — иголки,

Свернется - колкий,

Рукой не возьмешь.

Кто это? (Еж) правильно от ежа.

Давайте скорей читать письмо, что же еж нам пишет. Дорогие ребята меня из леса забрали ребятишки, помогите мне попасть домой в лес. Я очень хочу домой. Как только вы про меня составите рассказ с хорошим окончанием для меня я сразу вернусь в лес. Спасибо ребята я буду очень ждать.

2. Подготовка к восприятию текста. Создание эмоционального фона восприятия рассказа. Оживление личного опыта детей.

Рассматривание (рисунок или игрушка).

Зачем у ежа на спине иголки? (Еж иголками защищается от врагов)

Как еж спасается от врагов? (Еж сворачивается шариком, выставляет иголки)

Что ест ежик? (Еж ест мышей, жуков, червяков, молоко...)

3. Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания, памяти.

Послушайте рассказ, который написал Е. Чарушин. Он называется «Еж».

По ходу чтения адаптированного рассказа педагог выставляет картинки на

магнитной доске.

4. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи. Дети отвечают полным предложением.

● Где ходили ребята? (Ребята ходили по лесу)

● Кого они нашли? (Они нашли ежа)

● Где сидел ежик? (Ежик сидел под кустом)

● Что сделал ежик от страха? (Он со страху шариком свернулся)

● Куда дети принесли ежа? (Дети принесли ежа домой)

● Почему они не укололись? (Они закатили ежа в шапку)

● Что они ему дали? (Ребята дали ему молока)

5. Физкультминутка «Прогулка». Координация речи с движением.

Педагог приглашает детей на ковер и выполняет движения вместе с ними.

Раз, два, три, четыре, пять, (Дети стоят шеренгой, хлопают в ладоши.)

В лес идем мы погулять. (Шагают друг за другом.)

Землянику мы найдем (Наклоняясь, «собирают» ягоды.)

И братишке отнесем. (Шагают друг за другом в обратную сторону.)

6. Дидактическое упражнение «Закончи предложение». Согласование существительных в косвенных падежах.

● Как надо говорить правильно?

● Дети нашли (кого?) …(ежа)

● Подошли (к кому?)…(к ежу)

● Напоили его (чем?)… (молоком)

● Ежик напился (чего?)… (молока)

● Значит, дети позаботились (о ком?) …(о еже)

Педагог повторяет за детьми ответы, выделяя голосом окончания слов.

7. Повторное чтение рассказа. Развитие долговременной слухоречевой памяти. Согласование существительных в косвенных падежах.

Я прочитаю рассказ еще раз, а вы мне помогите.

Дети договаривают начатые педагогом фразы.

Ходили ребята по (лесу).

Нашли под кустом (ежа).

Он со страху свернулся (шариком).

Закатили ребята ежа в (шапку).

И принесли ежа (домой).

Дали ему (молока).

Развернулся еж и начал есть (молоко).

А потом ежик удрал к себе обратно (в лес).

8. Составление картинного плана содержания рассказа. Развитие словесно - логического мышления, диалогической речи.

Посмотрите на эти необычные картинки. Давайте их рассмотрим по порядку. С чего все началось? Что было дальше?

Педагог вместе с детьми выстраивает картинки по порядку на могнитной доск.

9. Пересказ по плану с наглядной опорой на картинки. Развитие связной речи. Формирование навыка работы по алгоритму.

Расскажите историю про ежа. Картинки вам в этом помогут.

Принимают участие все дети по цепочке. В конце один ребенок повторяет рассказ целиком. Ежик появляется и благодарит детей и дарит им свои портеты.

Что мы сегодня с вами делали? Чем занимались? Чему вы сегодня научились? Что запомнили? (ответы детей)

Педагог положительно оценивает деятельность каждого ребенка.


© 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство