Самохин А.В. — Острова Сенкаку – возможен ли военный конфликт между КНР и Японией

Самохин А.В. — Острова Сенкаку – возможен ли военный конфликт между КНР и Японией

Территориальный спор из-за островов Сэнкаку (Дяоюйдао)

© 2013 И. Гордеева

В статье рассматривается территориальный спор между Японией и Китаем вокруг островов Сэнкаку (Дяоюйдао), который привел к серьезному ухудшению отношений двух стран. Разбираются базисные позиции сторон по этому вопросу на основе официальных документов, а также позиция США. Ключевые слова: острова Сэнкаку (Дяоюйдао), Япония, Китай, Тайвань, США.

В последнее время вновь резко обострился территориальный спор между Японией и Китаем вокруг островов Сэнкаку (Дяоюйдао), приобретающий все более опасный и непримиримый характер. Эти острова, расположенные в Восточно-Китайском море, включают в себя пять небольших островов и три скалы, размерами от 800 кв. м до 4,32 кв. км, всего - около 7 кв. км. Находятся они примерно в 170 км от побережья Тайваня, в 170 км от самого южного острова (Исигаки) японского архипелага Нансей (Рюкю) и в 330 км от побережья материкового Китая. В спор непосредственно вовлечены Тайвань, также претендующий на суверенитет над указанными островами, и Соединенные Штаты, занимающие внешне нейтральную, но в действительности откровенно прояпонскую позицию.

Нынешние базисные позиции сторон излагаются в опубликованной Китаем 25 сентября 2012 г. Белой книге «Дяоюйдао - неотъемлемая территория Китая»»1, переиздающейся из года в год, в широко растиражированной памятке МИД Японии «Основной подход к вопросу о суверенитете над островами Сэнкаку» (последняя публикация - октябрь 2012 г.)2, в многочисленных официальных заявлениях, статьях, подборках материалов. Вопрос о Сэнкаку (Дяоюйдао) неоднократно поднимался в ходе слушаний в Конгрессе США, детальная американская позиция содержится в докладе исследовательской службы Конгресса от 25 сентября 2012 г.3

Согласно данным китайской стороны (КНР и Тайваня) - с приведением многочисленных исторических источников, карт, включая японские, острова были открыты Китаем еще в Минскую эпоху (1368-1644 гг.). Тогда же они были включены в зону береговой охраны Китая. В Цинскую эпоху (1644-1911 гг.) острова Дяоюйдао стали в административном плане частью китайской провинции Тайвань. До начала японо-китайской войны (1894-1895 гг.) права Китая на острова Дяоюйдао, каждому из которых были присвоены китайские наименования, никто, как указывается, не оспаривал.

Интерес Японии к островам стал проявляться с 1884 г. - после аннексии Японией в 1879 г. королевства Рюкю, ранее являвшегося вассалом Китая и переименованно-

Гордеева Ирина Викторовна, старший преподаватель японского языка Высшей школы экономики. E-mail: [email protected].

го после аннексии в «префектуру Окинава». По материалам Белой книги КНР, события разворачивались следующим образом. Начиная с 1884 г. Япония послала на острова несколько секретных отрядов для их обследования. Губернатор Окинавы несколько раз обращался в МИД Японии с предложением включить острова в состав префектуры Окинава. Однако японский МИД занял тогда осторожную позицию, указывая, что установка на островах знаков об их принадлежности Японии могла бы привлечь внимание и вызвать протесты со стороны цинского императорского двора. После того как в июле 1894 г. разразилась японо-китайская война и японские войска захватили в конце ноября порт Люйшунь (Порт-Артур), предрешив тем самым исход войны в свою пользу, японская сторона (этим тогда занимался министр иностранных дел М. Мунэмицу) решила, что пора действовать. 14 января 1895 г. кабинет министров Японии принял секретную резолюцию о включении упомянутых островов в состав префектуры Окинава. Островам были присвоены японские имена, однако название Сэнкаку было дано лишь в 1900 г. По условиям подписанного 17 апреля 1895 г. Симоносекского договора Китай уступил Японии Тайвань «вместе с прилегающими или принадлежащими ему островами». Конкретно назывались лишь Пескадорские острова (о-ва Пэнхуледао). Однако китайская сторона исходит из того, и постоянно подчеркивает это, что Тайвань был передан вместе с островами Дяоюйдао, входившими на тот момент в состав провинции Тайвань. Это обстоятельство имеет принципиально важное значение для Китая, определяющее его дальнейшую позицию таким образом, что острова Дяоюйдао должны были быть переданы Китаю вместе с Тайванем после поражения Японии во Второй мировой войне в соответствии с ялтинскими, потсдамскими и другими решениями держав-победителей.

Что касается японской трактовки этого вопроса, то в упомянутой памятке МИД Японии она выглядит следующим образом: «Начиная с 1885 г. правительство Японии осуществляло глубокие исследования островов Сэнкаку с помощью властей префектуры Окинава и другими способами. На основании полученных данных было подтверждено, что острова Сэнкаку являются необитаемыми, нет никаких свидетельств, что они находятся под контролем Китая. Исходя из этого, правительство Японии приняло 14 января 1895 г. решение установить на островах знаки, тем самым официально включив их в состав японской территории. С тех пор острова Сэнкаку постоянно были неотъемлемой частью островов Нансей, являющихся территорией Японии. Эти острова не были ни частью Тайваня, ни частью Пескадорских островов, которые были переданы Японии Цин-ской династией Китая в соответствии со Статьей II Симоносекского договора, вступившего в силу в мае 1895 г. Соответственно, острова Сэнкаку не были включены в перечень территорий, от которых Япония отказалась по Статье II Сан-Францисского мирного договора. Острова Сэнкаку были переданы под управление администрации США как часть архипелага Нансей в соответствии со Статьей III упомянутого договора и включены в состав территории, административные права на которую были возвращены Японии в соответствии с Соглашением между Японией и Соединенными Штатами Америки относительно архипелага Рюкю и островов Дайто, подписанным 17 июня 1971 г. Изложенные факты ясно свидетельствуют о статусе островов Сэнкаку как части территории Японии. Тот факт, что Китай не представил возражений против статуса островов, как находящихся под управлением США согласно Статье III Сан-Францисского мирного договора, ясно указывает на то, что Китай не рассматривал острова Сэнкаку как часть Тайваня. Только во второй половине 1970-х гг., после того как возник вопрос об освоении нефтяных месторождений на континентальном шельфе в Восточно-Китайском море, правительство Китая и власти Тайваня начали поднимать вопросы относительно островов Сэнкаку. Более того, ни один из доводов, выдвинутых правительством Китая в качестве «исторических, географических или геологических» свидетельств, не дает законных оснований, с точки зрения международного права, для подтверждения аргументов Китая относительно островов Сэнкаку»4.

Позиция Японии вызывает резко негативную реакцию Пекина. Указывается, что японское правительство хорошо осознавало, что острова Дяоюйдао отнюдь не являлись "Terra nullius" (ничейной землей), и решилось на присоединение островов, лишь нанеся военное поражение Китаю (согласно китайской Белой книге, продвижение Японии в 1885-1895 гг. к захвату островов Сэнкаку - с постоянной оглядкой на реакцию цинского императорского двора - четко зафиксировано и в дипломатических документах Японии, составленных самим японским МИД). Подчеркивается, что в своей принципиальной основе Китай никогда не отказывался от суверенитета над указанными островами, исходил и продолжает исходить из того, что они должны были быть возвращены Китаю - вместе с Тайванем - по итогам Второй мировой войны. Говорится также, что КНР, как и власти Тайваня, не была приглашена на Сан-Францисскую конференцию. В этой связи тогдашний премьер и министр иностранных дел КНР Чжоу Эньлай заявил 18 сентября 1951 г. от имени правительства КНР, что Сан-Францисский мирный договор является «незаконным и недействительным», китайское правительство его не признает, поскольку Китай был отстранен от участия в подготовке, формулировании и подписании Договора5. Отмечается и то обстоятельство, что первоначально при передаче островов Рюкю под управление США острова Дяоюйдао не были включены в сферу администрации. Юрисдикция американской администрации была распространена на них лишь в декабре 1953 г., что, как говорится в китайской Белой книге, встретило «твердые возражения» со стороны Китая.

17 июня 1971 г. США и Япония подписали Соглашение о возвращении Японии островов Рюкю (вместе с островами Сэнкаку). В связи с этим МИД КНР выступил 30 декабря 1971 г. с заявлением, в котором подчеркивалось: «Включение правительствами США и Японии китайских островов Дяоюйдао в состав возвращаемых Японии территорий по Соглашению о возвращении Окинавы является полностью незаконным. Это никоим образом не может изменить территориальный суверенитет КНР над островами Дяоюйдао»6. С подобным же заявлением выступили и тайваньские власти.

В сентябре 1972 г. Япония и КНР установили между собой дипломатические отношения, а 12 августа 1978 г. заключили Договор о мире и дружбе. Находясь в тот период в сложных международных обстоятельствах, китайская сторона предпочла не обострять вопрос о Дяоюйдао, хотя он и затрагивался сторонами во время переговоров. По словам заместителя премьера Госсовета Дэн Сяопина в ходе встречи в верхах с премьер-министром Т. Фукудой в октябре 1978 г., на переговорах в 1972 г. и в 1978 г. стороны договорились «отложить в сторону» решение данного вопроса. «Люди нашего поколения, - сказал Дэн Сяопин в беседе с Т. Фукудой и на пресс-конференции 25 октября 1978 г. - не обладают достаточной мудростью для урегулирования данной дискуссии, возможно следующее поколение будет мудрее нас. Тогда и будет найдено решение, с которым все бы согласились»7. В то же время, как указывается японской стороной, каких либо фактов, подтверждающих согласие Японии с предложением китайской стороны «отложить» решение вопроса или «сохранить статус-кво» в ситуации с островами Сэн-каку, «не имеется»8. Отмечается, что Т. Фукуда на указанные слова Дэн Сяопина никак не прореагировал.

ГОРДЕЕВА ИРИНА ВИКТОРОВНА - 2014 г.

  • ЯПОНО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: НА ПОРОГЕ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ?

    ВОДА КРИСТИНА РУДОЛЬФОВНА - 2014 г.

  • Территориальный спор между Токио и Пекином вокруг островов Сенкаку (китайское название Дяоюйдао), разгоревшийся после того как Япония их национализировала, до предела между странами.

    Острова Сенкаку (китайское название Дяоюйдао) являются предметом .

    Япония утверждает, что занимает острова с 1895 года, в Пекине напоминают, что на японских картах 1783 и 1785 годов Дяоюйдао обозначены как китайская территория. После Второй мировой войны острова находились под контролем США и были переданы Японии в 1972 году. На Тайване и в континентальном Китае считают, что Япония удерживает острова незаконно. Япония считает, что Китай и Тайвань стали претендовать на острова с 1970‑х годов, когда выяснилось, что в этом районе много полезных ископаемымых.

    Япония, ссылаясь на двусторонний трактат о торговле и границах 1855 года, претендует на четыре острова Курильской гряды ‑ Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Возвращение островов Токио поставил условием заключения мирного договора. Позиция России состоит в том, что южные Курилы вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны, и российский суверенитет над ними, имеющий соответствующее международно‑правовое оформление, сомнению не подлежит.

    Аргентина претендует на Фолклендские (Мальвинские) острова в Южной Атлантике, которые фактически являются заморской территорией Великобритании.

    Архипелаг, в который входят два крупных острова ‑ Восточный и Западный Фолкленд, а также 200 небольших островов в юго‑западной части Атлантического океана, находится примерно в 500 километрах от побережья Аргентины и на расстоянии 12 тысяч километров от Великобритании.

    Споры между Аргентиной и Великобританией о принадлежности островов начались в начале XIX века, когда на островах появились первые британские поселенцы. за Фолклендские острова начались 2 апреля 1982 года, продолжались 74 дня и закончились победой британской короны. В ходе боевых действий погибли 649 аргентинских военнослужащих, 1188 человек были ранены. Потери англичан составили 258 убитых, 777 раненых.

    Аргентина потерпела поражение, но продолжает оспаривать территориальную принадлежность островов.

    Парасельские острова в Южно‑Китайском море являются предметом .

    Китай захватил острова в 1974 году, в настоящее время там располагается военно‑воздушная база, построенная Китаем.

    Имеются примеры мирного урегулирования территориальных межгосударственных споров.

    Три острова Сан‑Андрес, Провиденсиа и Санта‑Каталина в Карибском море являлись предметом спора между Никарагуа и Колумбией. В декабре 2001 года Никарагуа представила заявление в Международный суд ООН о возбуждении разбирательства против Колумбии в связи со спором относительно прав на эту территорию. Никарагуа просила суд объявить, что она обладает суверенитетом над Провиденсией, Сан‑Андрес и Санта‑Каталиной.

    13 декабря 2007 года Международный суд ООН . Суд ООН мотивировал свое решение тем, что эти острова определены как колумбийские в двустороннем договоре, заключенном в 1928 году.

    Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

    Острова Сенкаку (название из японской картографии), или Дяоюйдао (из китайской картографии) расположены в южной части Восточно-Китайского моря и необитаемы. Необитаемы - несмотря на то, что в прошлом году несколько сотен японцев на некоторых из этих островов, имея цель подчеркнуть территориальную их принадлежность к Японии, давно оспариваемую Китаем и Тайванем.


    В последней трети XIX века острова не считались официально ни японской, ни китайской территорией, хотя Япония именно в то время обозначила их на картах как свои. Узаконены новые картографические объекты в качестве японских владений не были - из-за тогдашних сложностей в японско-китайских отношениях.

    Архипелаг Сенкаку оказался под контролем Японии в 1895 году, причём вместе с Тайванем, отошедшим под юрисдикцию Токио после победы Японии над Китаем - по Симоносекскому договору.

    После Второй мировой войны Окинава, Сенкаку и Тайвань находились под американской оккупацией, и затем были переданы США Японии. Однако после войны Япония отказалась от прав на Тайвань, а вот с островами Сенкаку дело осложнилось.

    В 1968 году экономическая комиссия Организации Объединённых Наций по Азии и Дальнему Востоку обнародовала доклад, в котором говорилось, что поблизости от островов Сенкаку - а именно в континентальном шельфе Восточно-Китайского моря - предположительно расположено богатое месторождение нефти. Исследования дна моря учёными из Японии, Китая и Тайваня показали, что вероятная площадь предполагаемого месторождения может составлять двести тысяч квадратных километров.

    Тайвань вначале стал добиваться согласия Японии на тайваньско-американскую разработку нефтяного месторождения, а затем, в 1970 году, озвучил претензии на суверенитет над Сенкаку. Следом за Тайванем о территориальных претензиях на острова Дяоюйдао заявила и КНР. В Пекине решили, что, восстанавливая после войны историческую справедливость, в Токио должны были отказаться и от прав на Сенкаку (Дяоюйдао) - так же, как отказались от Тайваня.

    Итак, причина международного конфликта - банальная экономическая: месторождение.

    В 1972 г. между КНР и Японией были установлены дипломатические отношения. В 1974 г. Китай предложил отложить рассмотрение спора об островах. Японская сторона согласилась, и конфликт не только потерял остроту, но как бы растворился во времени.

    Однако, начиная с 1992 г., территориальный спор снова стал обостряться. Опираясь на Каирскую декларацию 1943 года, которая лишала Японию всех завоёванных ею территорий, КНР заявила, что территория островов - исконно китайская.

    Принятие конвенции Организации Объединённых Наций по морскому праву в 1996 году привело к тому, что архипелаг Сенкаку был включён в морские экономические зоны одновременно как Японией, так и Китаем.

    В этом же году правительство Японии решило ввести двухсотмильную исключительную экономическую зону вокруг страны; в эти двести миль попал и спорный архипелаг Сенкаку. Китайские власти в ответ заявили о создании группировки войск, предназначенной для возможных действий в Дяоюйдао.

    Дальше началась чехарда с маяком и флагами. 14 июля 1996 года «Ассоциация японской молодёжи» установила маяк на острове Китакодзима, а 18 августа «Общество защиты островов Сенкаку» установило на о. Уоцури японский флаг.

    7 октября 1996 г. сорок китайских кораблей вошли в территориальные воды Японии близ Сенкаку. Протестующие высадились на острове Уоцуридзима и установили там флаги КНР и Тайваня. Позднее их убрали японцы.

    В 1999 г. японская пресса сообщила, что китайцы, считая острова своими, начали геологическую разведку на шельфе архипелага Сенкаку. В этот же году на архипелаге был обнаружен природный газ. В СМИ имеются сведения, что в 2003 году китайцы пробовали бурить скважины у морской границы с Японией.

    В 2004 г. Чжан Есуй, замминистра иностранных дел КНР, изложил однозначную позицию Китая по вопросу Дяоюйдао: острова являются исконной и суверенной территорией КНР. Позднее Китай отказался знакомить Японию со своими планами по добыче газа. В свою очередь, правительство Японии в следующем году решило начать выдачу лицензий японским фирмам на добычу газа на шельфе. В КНР заявили, что японские фирмы не имеют права работать на территории КНР. Переговоры не дали позитивных результатов. Китай заявил, что острова не являются предметом спора с Японией.

    Переговоры с разной периодичностью возобновлялись до 2010 года, когда были приостановлены Пекином из-за ареста капитана китайского траулера, задержанного в районе архипелага Сенкаку. Китай ответил жёстко: были арестованы некоторые японские бизнесмены, отменены визиты в КНР студентов и приостановлен экспорт в Японию важных для её промышленности редкоземельных минералов.

    Столь жёсткая реакция Пекина вызвала в Японии разговоры о перевооружении, что вообще-то не характерно для пацифистской страны. Токио решил вооружаться потому, что вооружаться стал Китай. Цитата из обзора статьи Марко Дель Короны («Corriere della Sera», источник перевода - ):

    «Надо вооружаться», говорит Токио, потому что Китай вооружается и вызывает страх. При этом «альянс с Соединёнными Штатами остаётся неотъемлемым для безопасности и мира» Японии. «Главные направления» предусматривают выделение на военные нужны 280 млрд. долларов за пять лет. Токио намеревается изменить приоритеты. Меньше наземных войск и укрепление военно-воздушных и военно-морских сил: удвоение числа баз ПРО (с 3 до 6), увеличение числа подводных лодок (с 16 до 22), истребителей и так далее. Эпицентр усилий смещается с острова Хоккайдо, над которым во времена холодной войны нависала советская угроза, на расположенный южнее остров Окинава, где спорные вопросы с Китаем воспринимаются острее».

    Месяцем ранее Филип Пон из «Ле Монд» писал следующее (источник перевода - ):

    «Китайско-японскую напряжённость можно было бы урегулировать, если бы не дипломатическое бессилие кабинета Кана… Этот дипломатический провал, свидетельствующий об отсутствии прозорливости у японского министра иностранных дел Сэйдзи Маэхары, проповедующего жёсткость по отношению к Китаю с единственной долгосрочной целью - укрепить альянс с США, объясняется также отсутствием каналов прямого общения между японскими демократами и китайским руководством, а также о недоверии в отношениях администрации и правительства…»

    Корреспондент «Ле Монд» считает, что визит Дмитрия Медведева на Курилы, состоявшийся вслед за инцидентом с китайским траулером, - не совпадение: ведь в сентябре лидеры России и КНР подписали документ о взаимной поддержке в защите интересов двух стран. Журналист разводит руками: «Разве может Япония позволить себе одновременно конфликтовать и с Китаем, и с Россией?»

    Не нужно быть экспертом по международным отношениям, чтобы сделать простой вывод: долгие островные споры, обостряемые деятельностью экспрессивного токийского губернатора, ведут Японию к затяжным ссорам с соседями. Бессмысленно возобновлять давний спор с Россией: Курилы останутся русскими. Ссориться с соседом-Китаем, надеясь на братскую помощь Америки и меняя пацифизм, явившийся, кстати, в Японии (как и в послевоенной Германии) одной из причин «экономического чуда», - на идеи о вооружении (между прочим, даже ), - да ещё в кризисное время, - уже не просто бессмысленно, но и вредно. Куда лучшим вариантом решения японско-китайского спора, нежели двусторонние провокации, было бы поделить с Китаем шельфовый газ: договорились бы, выработали бы квоты, даже создали бы совместные предприятия. А уж потом, опустошив шельф, рисовали бы на картах новые границы. Сами маленькие необитаемые острова, не имеющие хозяйственной ценности, не нужны ни Китаю, ни Японии, - а нужен газ. А ещё нужна стабильность в отношениях.

    Что касается Курил, то и тут по большей части японцев интересуют не сами острова, а волнует море. В Охотском море, самом рыбном в мире, кроме изобилия сайры, лосося и трески, ещё имеются шельфовые месторождения нефти и газа.

    Же всегда даст повод подобрать себе подходящую территорию. К примеру, американцам, с которыми против Китая хотят дружить японцы, - не место в Америке. Об этом с полным правом может заявить любой коренной индеец.

    09.12.2008
    Вновь обострились отношения между Китаем и Японией. Две страны никак не поделят пять крохотных островков Сенкаку (Дяоюйдао) в 170 км к северо-западу от побережья Тайваня в Восточно-Китайском море. Цена вопроса – огромные запасы нефти и газа на шельфе. Однако острова имеют и другое важное значение: в случае установления над ними власти Пекина китайцы получат плацдарм для нападения на Тайвань. При этом Россия может игнорировать японские требования на Курилы, используя этот прецедент.

    Резко активизировался территориальный спор между Китаем и Японией. Его предметом стали крохотные необитаемые островки Сенкаку (Дяоюйдао). К архипелагу в очередной раз подошли китайские корабли, с которых, как опасалась японская сторона, на спорный архипелаг может быть высажен десант.

    По информации японской стороны, 8 декабря два китайских научно-исследовательских судна нарушили границу японских территориальных вод в Восточно-Китайском море и приблизились к островам, которые Токио считает своими. Японские пограничники несколько раз требовали, чтобы они ушли, однако китайцы сделали это только тогда, когда посчитали нужным.

    Данное происшествие настолько возмутило японцев, что оно стало предметом обсуждения японского кабинета министров, созванного на экстренное заседание его главой Такэо Кавамура. В связи с этим Токио выразил Пекину протест и одновременно, как гласит текст его заявления, «огромное сожаление». По словам заместителя министра обороны Японии Кохэй Масуда, японские силы самообороны пока «не планируют каких-либо особых ответных мер». Это и неудивительно. Открытого столкновения с набирающим силу Пекином Токио хочет избежать любой ценой.

    К тому же географическая близость Сенкаку к Китаю делает архипелаг уязвимым в случае возможной военной операции с его стороны.

    Показательно, что инцидент произошел накануне встречи в верхах Японии, Китая и Южной Кореи, которая должна была состояться 13 декабря. Тем самым официальный Пекин говорит о том, что не намерен отказываться от возвращения территорий, утраченных «из-за несправедливых договоров с иностранными державами».

    Напомним, что китайские мореплаватели открыли архипелаг Сенкаку в 1371 году, и до китайско-японской войны 1895 года он принадлежал Китаю. По Симоносэкскому мирному договору, закрепившему победу японцев, Пекин уступил его вместе с Тайванем в пользу Токио.

    В то же время история и международное право в данном случае стоят на стороне Китая, поскольку в соответствии с параграфами Каирской декларации 1943 года, заранее решившей судьбу послевоенной Японии, она лишалась всех ранее завоёванных ею территорий. После завершения Второй мировой войны, когда японцы потеряли все захваченные ими с конца XIX века земли, архипелаг оказался под временной юрисдикцией США, а в начале 1970-х годов был передан американцами Японии, которая считает его крайней точкой островной префектуры Окинава и «исконно японской территорией». В свою очередь, Китай считает архипелаг Сенкаку «исконно китайской землёй». Правда, желая сохранить за собой китайские острова, японцы одновременно не перестают претендовать и на российские Курилы.

    При этом периодически происходят инциденты наподобие нынешнего. С 1992 года, когда Китай впервые за послевоенную историю отчетливо заявил о своих претензиях, члены «Движения за возвращение островов КНР» при поддержке «сверху» регулярно приближаются к островам и даже высаживаются на них. Правда, до последнего времени японцы действовали жёстко и выдворяли нежданных десантников обратно.

    В чем же причина столь ожесточенного спора за клочок необитаемой суши? До 1999 года, пока на их шельфе не обнаружили огромные запасы нефти и особенно газа, Китай не поднимал этого вопроса столь остро. Теперь же, когда только оценочные запасы «голубого золота» составляют около 200 млрд кубометров, ситуация изменилась.

    И в своем стремлении установить над Сенкаку свою власть китайцы готовы идти до конца. Так, в 2003 году они оборудовали буровую платформу на установленной японцами границе и начали качать газ. В том числе из месторождений, которые находились не только в нейтральных, но и водах, считающихся японцами своими. Токио выражал протесты, но ничего поделать не мог, поскольку внешне все «нормы приличия» были соблюдены, и никто неприкосновенность чужой территории не нарушал.

    Понимая, что у китайцев прав на спорные острова гораздо больше, чем у самих японцев на Курилы или южнокорейский архипелаг Лианкур, «Страна восходящего солнца» дала заметную слабину. Во избежание ненужных конфликтов, грозящих вооруженными столкновениями, Пекин и Токио в 2004 году договорились решать «газовый вопрос» переговорами без применения силы, но при этом китайцы огорчили японских коллег, одновременно отказавшись обсуждать с ними свои планы по добыче в спорном районе.

    С другой стороны, когда в 2005 году японское правительство также решило начать бурение «по соседству» с китайцами, это вызвало острую реакцию КНР. МИД страны назвал действия японцев «односторонними и провокационными», поскольку, по мнению Пекина, они «не могут проводить такие работы на китайской территории». Более того, это привело к массовым антияпонским демонстрациям и погромам в Китае.

    В свою очередь, китайские дипломаты заявили, что Пекин обладает «суверенным правом» вести добычу газа в «водах, близких к побережью КНР». И при этом Китай сделал предложение добывать «голубое топливо» вместе. Однако до сих пор согласия на это не поступило. Как известно, японцы очень не любят делиться тем, что они считают своей собственностью.

    Ситуация усложняется тем, что принадлежность островов оспаривает и Тайвань, к которому они ближе всего расположены. Принадлежащие ему корабли регулярно отмечаются в происходящих там инцидентах. При этом нередко они более ожесточенные, чем в случае с китайцами. Это и понятно: мощный Китай, обладающий ядерным оружием и почти полуторамиллиардным населением, для Японии представляет куда большую опасность, чем Тайвань.

    Так, в 2003 году японский сторожевик протаранил тайваньское «туристическое рыболовное судно». В связи с этим официальный Тайбэй выразил японской стороне протест. По словам тайваньского президента, «Острова Дяоюйтай – это территория Китайской республики. Они относятся к юрисдикции посёлка Тоучэн уезда Илань... Мы выражаем решительный протест действиям японских властей – потоплению нашего судна и задержанию его капитана в наших территориальных водах».

    В то же время, этот факт Россия должна использовать для отстаивания своих интересов на Курилах. И действительно, было бы странным отдавать японцам свои земли, при том что они сами не собираются расставаться с островами, отобранными у Китая силой.

    Как же сложится судьба этого территориального спора? В обозримом будущем возвращение островов Китаю не светит: в этом случае это резко усилило бы его позиции в давлении на Тайвань. В случае, если архипелаг окажется в руках китайцев, они могут использовать его как плацдарм для высадки над неподконтрольным Пекину островом. Не на что надеяться в данном случае и Тайваню: установление юрисдикции Тайбэя над Сенкаку может лишь спровоцировать китайцев к более активным действиям. И в Вашингтоне, поддерживающем в противовес Пекину как Тайбэй, так и Токио, это прекрасно понимают.

    И поэтому сохранение японского контроля над спорным архипелагом с молчаливого согласия американцев некоторое время сможет умерить китайские амбиции на пересмотр «неравноправных договоров». В противном случае это могло стать очень нехорошим прецедентом по отношению к другим соседям Китая.

    Китай и Япония многие десятилетия никак не поделят спорные острова Дяоюйдао (Сенкаку). Оба государства считают их своими, ссылаясь на исторические справки. Было проведено множество переговоров и встреч на высшем уровне, но вопрос так и остался нерешенным. Месяц назад территориальный спор разгорелся с новой силой. К чему же он может привести?

    Китай считает, что Япония украла острова

    Глава МИД КНР Ян Цзечи, выступая на сессии Генассамблеи ООН, обвинил Японию в краже у Китая острова Дяоюйдао (по-японски Сенкаку). "Действия Японии абсолютно нелегальны и недопустимы. Власти Японии не могут подменять историю, из которой следует, что Япония украла Дяоюйдао, а затем присоединила к себе принадлежащие Китаю острова", — заявил Ян Цзечи в минувшую пятницу."Китай решительно призывает власти Японии немедленно прекратить любую деятельность, нарушающую суверенитет Китая, и предпринять конкретные меры для исправления своих ошибок и возвращения на переговорный путь решения данной проблемы", — добавил он. Пекин выразил разочарование поведением японского премьер-министра Йосихико Ноды, который дал понять, что не планирует менять позицию по островам Сенкаку. "Китай жестко протестует против упрямства японского лидера, который занимает неправильную позицию", — уточнил Цинь Ган. Представитель МИД Китая также обвинил Японию в том, что она игнорирует исторические факты и положения международного права. Напомним, что отношения между Японией и Китаем резко обострились после покупки японским правительством (у частного владельца) трех из пяти островов данного архипелага.

    Япония ответила на обвинения

    Японское правительство осудило заявления китайских дипломатов, обвинивших Токио в краже территорий КНР. Власти Японии отметили, что Сенкаку — это исконные японские земли как с исторической точки зрения, так и с точки зрения международного права. "Высказывание представителей Китая предельно игнорируют историю. Мы не можем с ними согласиться. Острова Сенкаку — это наши земли, которыми мы все время владели. Поэтому нынешняя позиция Китая относительно этих островов является односторонней", — сказал генсек японского кабинета министров Есихидэ Суга.

    Суть территориального спора

    Острова Дяоюйдао были открыты китайцами, но в конце XIX столетия они по итогам Первой китайско-японской войны отошли Японии. Однако спустя некоторое время, после проигрыша Германии и Японии во Второй мировой войне, Япония потеряла право на завоеванные территории. Данные острова перешли под юрисдикцию Соединенных Штатов. В 70-х годах прошлого столетия Вашингтон вернул Японии Окинаву с архипелагом Сенкаку. Некоторые аналитики считают, что морской шельф в районе этих островов содержит значительные запасы газа и нефти. Территориальный конфликт между Китаем и Японией обострился в сентябре 2012 года. Тогда Токио объявил о процедуре национализации островов через их приобретение у частных владельцев. Этот факт вызвал резкий протест Китая, по всей стране прошла волна антияпонских демонстраций. С тех пор Китай регулярно отправляет к спорным территориям собственные патрульные корабли, вызывая тем самым негодование Японии.

    В начале 2013 года Токио объявил о намерении создать специальное подразделение с целью охраны данных островов. В его состав должны войти несколько сотен офицеров, а также более десяти патрульных катеров. Кроме этого, японское правительство в этом году впервые за последние 11 лет увеличило на 1,5 млрд. долларов расходы на армию. Токио не скрывал, что это было сделано в противовес Пекину, наращивающему свою военную мощь.

    На днях Пекин высказал новые притязания на японские земли. Речь идет об архипелаге Рюкю. По словам китайского генерала Лю Юаня, архипелаг с 1372 года платил Китаю дань, т. е. за 500 лет до того, как он стал японским. "Острова Рюкю определенно были вассальным государством, — заявил генерал, — Я не говорю, что все бывшие вассальные государства являются китайскими, но можно с уверенностью сказать, что Рюкю точно не принадлежит Японии". По мнению многих аналитиков, разговоры о принадлежности Рюкю — это новый ход Пекина в борьбе за остров Сенкаку.

    США подливают масла в огонь

    Соединенные Штаты являются ярыми противниками развивающегося доминирования Китая. Они стремятся всеми силами снизить мощь КНР, и территориальный конфликт — хороший для этого повод. Если раньше отношения между Японией и Китаем в основном ограничивались только взаимными обвинениями, то с появлением американцев началось бряцанье оружием. Япония и США разрабатывают план совместных действий по отражению потенциального нападения Китая на спорные территории в Восточно-Китайском море.

    20 марта представитель Минобороны Соединенных Штатов сообщил, что генерал Сигэру Ивасаки, глава комитета начальников штабов Японии, встретился с Сэмюэлем Локлиром, командующим американскими вооруженными силами в районе Тихого океана, для обсуждения плана отражения возможной атаки со стороны Китая. В свою очередь, китайский генерал Лю Юань заявил, что "нет необходимости прибегать к военным мерам для разрешения спора, и власти будут делать все возможное, чтобы избежать насилия". Но когда в дело вступают США, которые очень уж любят где-нибудь повоевать, сохранить мир будет довольно сложно.

    Территориальный спор Японии и Китая угрожает азиатским экономикам

    Обострившийся спор Японии и Китая из-за группы необитаемых островов уже негативно сказывается на работе компаний разных секторов экономики — от туризма до автомобилестроения. Эксперты предполагают, что последствия данного конфликта могут вызвать миллионные убытки у компаний, а также усугубить положение ведущих экономик Азии. Так, на прошлой неделе автокорпорация Mitsubishi Motors сократила на 50 процентов свой экспорт в Китай. По словам президента японской компании, это решение было принято по причине нарастающего островного спора между Японией и КНР и бойкота в Китае японских товаров. Крупнейшие японские автопроизводители заявляют о резком падении продаж в Китае: так, продажи Mitsubishi сократились на 63 процента, Тойота — на 49 процентов, Сузуки — 43 процента, Хонда — 41 процент, Нисан и Мазда — 35 процентов.

    © 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство