Какого основное содержание вед и упанишад. Упанишады (кратко). Список использованной литературы

Какого основное содержание вед и упанишад. Упанишады (кратко). Список использованной литературы

- (Санскр.) Переводится как эзотерическая доктрина, или толкование Вед с помощью методов Веданты. Третье подразделение Вед, добавленное к Брахманам и рассматриваемое как часть Шрути, или открытого слова. Все же, как записи, они намного… … Религиозные термины

УПАНИШАДА - (Санскр.) Переводится как эзотерическая доктрина, или толкование Вед с помощью методов Веданты. Третье подразделение Вед, добавленное к Брахманам и рассматриваемое как часть Шрути, или открытого слова. Все же, как записи, они намного старше… … Теософский словарь

упанишада - (сскр.) вистина, доблест, добродетел: назив на многубројни индиски расправи со филозофска и ритуална содржина дел од Ведите што настојува филозофски да ја образложи нивната содржина најстарите потекнуваат од предбудистичкото, а помладите… … Macedonian dictionary

Упанишада - знания части Вед; текст, имеющий дело с ограниченной истиной и её реализацией Упанишад 108, из которых 10 считаются важнейшими … Словарь йоги и веданты

- «Мундака упанишада» (санскр. मुण्डक उपनिषद्, Muṇḍaka Upaniṣad IAST) или «Мундакопанишад» (санскр. मुण्डकोपनिषद्, Muṇḍakopaniṣad IAST) ведийский текст на санскрите, одна из одиннадцати Упанишад канона мукхья, к которому принадлежа … Википедия

Статья по тематике Литература индуизма Веды Риг · Яджур … Википедия

Статья по тематике Литература индуизма Веды Риг · Яджур … Википедия

- «Кали сантарана упанишада» (санскр. कलिसन्तरन Kali Saṇṭāraṇa Upaniṣad?) вайшнавский ведантический текст, входящий в состав «Яджур веды». Эта Упанишада имеет особое значение для последователей гаудия вайшнавской традиции индуизма, так как в… … Википедия

Статья по тематике Литература индуизма Веды Риг · Яджур … Википедия

Книги

  • Иша Упанишада
  • Шри Ауробиндо. Собрание сочинений. Том 4. Иша Упанишада , Шри Ауробиндо. В наше время, когда, кажется, уже нет духовных течений былой мощи и размаха, нет провидцев с непосредственным восприятием извечно истинного, нет философских школ, способных найти средства для…

Упанишады

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке http://filosoff.org/ Приятного чтения! Упанишады. ПРЕДИСЛОВИЕ. Эта книга содержит переводы одиннадцати упанишад – Айтареи, Каушитаки, Кены, Тайттирии, Катхи, Шветашватары, Майтри, Иши, Мундаки, Прашны и Мандукьи. Первые две упанишады традиция относит к Ригведе, 3-ю – к Самаведе, 4-7-ю – к Черной Яджурведе, 8-ю – к Белой Яджурведе и 9-11-ю к Атхарваведе. Вместе с Брихадараньякой Белой Яджурведы и Чхандогьей Самаведы они входят в число наиболее древних и авторитетных упанишад, созданных, по мнению большинства исследователей, не позже первых веков до нашей эры и неоднократно комментировавшихся индийскими философами. Кроме того, в приложении даются образцы некоторых других упанишад: Ваджрасучики – Самаведы, Маханараяны и Чхагалеи – Черной Яджурведы, Субалы и Пайнгалы – Белой Яджурведы; Атмы, Брахмабинду, Йогататтвы, Кантхашрути, Джабалы, Кайвальи, Ниларудры и Рамапурватапании – Атхарваведы, также представляющих несомненный интерес, хотя и, видимо, сравнительно более поздних и не сыгравших столь значительной роли в истории индуизма. Из них Ваджрасучика, Атма, Брахмабинду и Кайвалья переведены полностью, остальные – в извлечениях. Настоящее издание непосредственно примыкает к опубликованным ранее в этой же серии русским переводам Брихадараньяки и Чхандогьи … Айтарея (Aitareya) упанишада входит в число ранних прозаических упанишад. Известны одноименные брахмана и араньяка – традиция относит их к Ригведе и связывает с именем легендарного Махидасы Айтареи (Mahidasa Aitareya). Последний, согласно преданию Саяна (XIV в.) во введении к Айтарея брахмане, был сыном известного риши от одной из его жен, Итары (Itara), принадлежавшей к низкой касте. Отец дурно относился к нему, и тогда Итара обратилась за помощью к богине земли Махи (Mahidasa – "раб Махи"), которая наделила Айтарею божественной мудростью. Айтарея брахмана состоит из восьми больших разделов (panchika) и содержит детальное описание различных обрядов (прежде всего – агништомы). Айтарея араньяка состоит из пяти разделов (aranyaka), посвященных, в частности, аллегорическим толкованиям уктхи, праны (II. 1-3), правилам рецитации гимнов (III. 1); толкованиям отдельных звуков (III.2), обряда в день mahavrata (V) и т. д. 4-6-я части (adhyaya) второго раздела и образуют Айтарея упанишаду (иногда весь второй раздел араньяки называют Mahaitareya или Bahvricha upanishad, а третий раздел – Samhita upanishad). В своем комментарии Шанкара (VIII-IX вв.) поясняет, что Айтарея араньяка II.4-6 (т. е. собственно Айт) предназначается для наиболее возвышенных и стремящихся к полному освобождению от мирских уз; Ait. ar. II. 1-3 – для не столь совершенных и, наконец, Ait. ar. III – для занятых лишь мирскими обязанностями. Таким образом, в рамках данной араньяки Айт в характерном для ранних упанишад духе как бы ведет адепта от различного рода ритуальных наставлений к более отвлеченным космогоническим и этическим спекуляциям. Она состоит из трех частей. Первая, делящаяся на три главы (khanda), повествует о творческих актах Атмана – создании миров, пуруши, органов жизнедеятельности и т. д. В традиционном стиле приводятся в соответствие различные феномены макрокосма и микрокосма. Затем следует рассуждение о пище, улавливаемой лишь "выдохом" (? – apana) или ветром. Во второй части (из одной главы) говорится о "трех рождениях" человека: 1) рождение сына; 2) взращивание сына; 3) возрождение после смерти. Наконец, в третьей части (также из одной главы) следуют наставления в должном почитании Атмана; все возводится к высшему познанию (prajna, prajnana) – основе и двигателю всего существующего. Каушитаки (Kaushitaki, иначе Kausitaki brahmana) – также одна из старейших прозаических упанишад Ригведы и связана с именем легендарного мудреца Kaushitaki (происходящий от Kushitaka). Соответствующая ей Каушитаки (также Sankhayana) брахмана состоит из 30 частей (adhyaya), излагающих наставления в совершении различных обрядов, которые связаны с возжиганием огня и подношением сомы, Одноименная араньяка также состоит из 30 частей. 1-2 части близки и Ait. ar. I и V; 3-6 составляют собственно Кау (порядок этот, впрочем, варьируется в отдельных рукописях); 7-8 части также находят соответствие в Ait. ar. III; 9-в Ч V. 1-2 и других текстах (спор между жизненными силами) и т. д. Последняя часть содержит список учителей (vamsha), передававших соответствующее учение – от "Самосущего" Брахмана – к Uddalaka Aruni (см. прим. к Кау I. 1), Kahola Kaushitaki и Gunakhya Sankhayana. Хотя Кау и не комментировалась Шанкарой, он ссылается на нее в комментарии к Брахмасутре Бадараяны; она была также известна Раманудже (XI в.) и комментировалась Шанкаранандой (ок. XIV в.). Известны различные редакции Кау, сводимые обычно к двум основным. Первая из четырех частей Кау содержит наставление Читры Гаргьяяни Шветакету о посмертных путях человека – пути, ведущему к возрождению в мире смертных, и пути в высший мир Брахмана (с подробным описанием последнего) – ср. аналогии с Бр VI.2; Ч V.10 и др. Следующая часть не столь однородна по своему характеру. Здесь приводятся аллегорические рассуждения о Брахмане как дыхании; описываются различные магические обряды с целью добыть богатство, вызвать к себе любовь и т. д. Весьма интересны рассуждения о "внутренней" агнихотре. Далее описываются обряды, очищающие от грехов (три "почитания" Каушитаки), связанные с новолунием, с полнолунием и вызванные заботой о потомстве. Затем снова идут более отвлеченные рассуждения – о связи Брахмана с существованием природных феноменов. В заключительной главе приводится наставление о передаче заветов отца к сыну. Третья часть содержит наставление Индры Пратардане об истинной природе Атмана как жизненного дыхания и субъекта познания, связанного с органами жизнедеятельности и постигаемыми объектами. Последняя часть – диалог Аджаташатру и Гаргьи Балаки о должном почитании Брахмана и Атмана, очень близкий к Бр II. 1. Кена (Kena, или Talavakara) упанишада составляет часть Talavakara-brahmana (также Jaiminiya-upanisad-brahmana – араньяки школы (shakha) Джайминия, или Талавакара, относящейся к Самаведе. Текст араньяка состоит из пяти частей (adhyaya) и в отдельных деталях близок к Чхандогья упанишаде Самаведы (напр., рассуждение о "пятичастном" и "семичастном" самане). 18-21-ю главы IV части и составляет Ке, названная так по своему начальному слову (Kena ishitam – "Кем движимый…"). Среди ранних упанишад Ке выделяется стилистической неоднородностью текста: 1-2 главы написаны стихами; 3-4, по-видимому более ранние, – прозой. Первая глава повествует о Брахмане как основе жизнедеятельности и органов чувств, однако не постигаемом ими. Затем говорится о мирском иллюзорном знании людей, далеком от истинного знания. В третьей главе рассказывается о встрече Брахмана с богами, стремящимися приписать себе его величие. Огонь (Агни) и ветер (Ваю) оказываются бессильными перед ним и не способны постичь его. Лишь Индра с помощью Умы (супруги Шивы) – ее словами начинается четвертая часть Ке – постигает Брахмана. Затем следуют аллегорические определения последнего – в связи с феноменами макрокосма и микрокосма, а также – с определенными нормами поведения. Тайттирия (Taittiriya), также относящаяся к числу ранних прозаических упанишад, входит в предание одноименной школы Черной Яджурведы, первого из учителей которой звали Tittiri. Сюда наряду с самхитой входит Тайттирия брахмана в трех частях (объясняющих ваджапею, раджасую, агнихотру, ашвамедху и другие обряды) и Тайттирая араньяка. Последняя состоит из десяти разделов. В первых разделах приводятся наставления, касающиеся устройства жертвенного алтаря, обучения брахмана, затем – священные формулы (mantra) и наставления в погребальных обрядах. 7-9 разделы и составляют Та, 10 раздел – Маханараяна упанишаду (см. ниже, стр. 28). Таким образом, Та состоит из трех разделов (valli – букв. "лиана"). Первый, насчитывающий 12 глав (anuvaka), носит название Shiksha valli – "раздел наставления" (это и следующие заглавия идут от Шанкары). Изложение здесь во многом близко Ait. ar. III; Shankhayana. ar. VII-VIII и находит себе аналогии в литературе веданг – вспомогательных дисциплин (в данном случае – фонетика), связанных с толкованием вед. Вначале идут наставления, связанные с должным произношением, аллегорические толкования соединения звуков; затем такое толкование получают три священных возглашения (бхус, бхувас, свар). Последние главы излагают различные правила поведения брахмана. Следующий раздел Brahmananda ("Блаженство Брахмана") состоит из девяти глав и представляет собой более отвлеченные рассуждения о природе высшего начала, Атмана. В основе последнего лежит пища, дыхание, разум, познание и, наконец, блаженство – его глубочайшая сущность, на которой автор останавливается более подробно. Третий раздел – Bhrigu (по имени легендарного мудреца). Под руководством своего отца Бхригу постигает сущность Брахмана, который, как и Атман в предыдущем разделе, возводится к пище, дыханию, разуму, познанию, блаженству. Следуют, заповеди в должном обращении с пищей и почитанием Брахмана. Такое почитание ведет к высшему благу – достижению единства с Атманом. Катха (Katha, Kathaka) упанишада, также связанная с Черной Яджурведой, входит в предание одноименной школы, основанной, согласно известному грамматику Патанджали (ок. II в. до н. э.), риши Катхой (Katha). Традиция Катхи, по-видимому, была близка к традиции Тайттирии – в частности, ее брахмана в основном совпадала с Tait. Samhital7, a Tait. brahm. III.11, 8. (ср. РВ X. 135) содержит сюжет, лежащий в основе этой упанишады. Кат принадлежит к числу ранних стихотворных упанишад и состоит из двух частей (adhyaya), в каждой из которых три раздела (valli). Первая часть открывается рассказом о Ваджрашравасе, который во время жертвоприношения разгневался на своего сына Начикетаса и сказал, что отдаст его в жертву богу смерти Яме. Начикетас идет в обитель Ямы, где бог смерти предлагает ему исполнить три желания. Первое желание Начикетаса – успокоить гнев отца, второе – поведать ему о "небесном огне", знание которого ведет в высший мир. Исполняя это желание, Яма провозглашает, что отныне этот огонь будет известен под именем Начикетаса. Третье желание – узнать, что ждет человека за порогом смерти. После некоторых колебаний Яма приступает к наставлению (с начала 2-го раздела). Последовательно идет речь о двух путях – знания и незнания, о высшей реальности, постигаемой не рассудком, а самосозерцанием, о символике слога Ом, о постижении высшего Атмана. В третьем разделе первой части – распространенная в древнеиндийской дидактике аллегория колесницы (Атман – владелец колесницы, тело – колесница, разум – поводья и т. д.). Затем следуют рассуждения о высшем пуруше и о средствах самоусовершенствования. Вторая часть продолжает сходные рассуждения: в 1-м разделе – о постижении Атмана, об истинной неразличимости феноменов мира, субъекта и объекта, о тождестве индивидуального и всеобщего начал; во 2-м – снова описывается природа Атмана, затем идет речь о посмертных путях человека, о едином начале во всех существах (рефрен: "это – То") и т. д. В заключительном разделе второй части дается аллегорический образ вселенского древа; далее, в частности, говорится о йогическом состоянии, fo достижении высшего просветления и бессмертия в результате прекращения всех желаний. Шветашватара (Shvetashvatara) упанишада также связывается с традицией школы Тайттирия, вместе с тем ее относят и к одноименной школе Черной Яджурведы,

«Упанишады» восходят к санскритскому слову «упанишад», которое в переводе означает ‘сидеть около’. Понимать этот перевод следует примерно в следующем контексте: ученик сидит у стоп учителя и внимает тайному знанию. Существует и другая версия появления названия «упанишады»: слово образовано из корня «шад» и префикса «упа» и «ни», и смысл слова «упанишада» - ‘удаление невежества’. «Упанишады» - санскритские тексты, которые появились около VIII века до нашей эры. Это первые тексты, которые сохранились до наших времён. Большинство же текстов датируется не ранее, чем VII, и не позднее, чем III веком до нашей эры. Ряд же «Упанишад» возник и вовсе в эпоху Средних веков.

В «Упанишадах» изложены религиозные и философские концепции индуизма. Упанишады являются писаниями ведической культуры и считаются священными писаниями категории «шрути», то есть богооткровенными текстами, которые не имеют конкретного авторства. В них изложена некая трансцендентная философия, которая так или иначе была познана мудрецами и философами во время каких-либо трансцендентных опытов путём познания мира методами раджа-йоги и джняна-йоги. Именно поэтому Упанишады являются ценными ведическими текстами, поскольку там изложены знания, полученные эмпирическим путём. В текстах можно почерпнуть много полезной информации о медитации, философских воззрениях мудрецов и йогинов и о природе Брахмана - Высшего сознания. Эти писания также называют ведантой - то есть окончанием Вед, поскольку там изложены базовые концепции ведической культуры.

Для чего нужно читать "Упанишады"

У некоторых может возникнуть вопрос: для чего читать Упанишады? Ведь словами описать недвойственного Брахмана и какой-то личный опыт в постижении его сути весьма сложно. На самом деле это так. Трансцендентный опыт передать словами практически невозможно. Особенно если учесть, что эти слова потом прошли ещё и этап перевода, причём людьми, которые также имели свои взгляды на природу тех вещей, которые описаны в текстах, а значит, осуществляли перевод, исходя из своего мировоззрения. Это всё верно. И, несомненно, в познании себя и окружающего мира наиболее ценным является личный опыт. Это также верно. Но следует заметить, что мы живём в такое время, когда негативная информационная нагрузка на наше сознание весьма велика. И чтение древних текстов, и особенно Упанишад, нам необходимо по ряду причин:

  • 1) Чтение писаний очищает наш внутренний мир от накопленного информационного мусора, который мы вольно или невольно в себя погружаем. Когда человек приступает к внутренним практикам, всё то, что он в себя погружал, может либо помочь ему, либо помешать. Так вот, та информация, которую в нас сегодня загружает социум, будет нам только мешать. Следовательно, её нужно заменить. И чтение Упанишад - наиболее оптимальный вариант, так как там содержится именно та информация, которая максимально приблизит нас к познанию себя и окружающего мира.
  • 2) Чтобы начать путь самопознания и познания реальности, следует задать своему уму хотя бы какое-то первоначальное направление. Именно поэтому в практиках медитации даются какие-либо образы для визуализации или мантры для концентрации. Точно таким же эффектом обладают и определённые философские концепции, изложенные в «Упанишадах». Глубинно размышляя над этими концепциями, мы можем погрузиться в их суть и прийти к каким-то собственным выводам. Это и называется джняна-йогой - йогой знания. А процесс глубинного размышления над философскими концепциями из ведических писаний - это своего рода аналитическая медитация, эффект от которой может быть потрясающим.

Где найти "Упанишады"

Мы живём в невероятно благостное время, когда тексты «Упанишад» доступны практически любому желающему. Разумеется, если карма позволит ознакомиться с этой бесценной сокровищницей знаний. Но, если у человека уже возник интерес к этим писаниям, значит, кармическая связь с ними всё-таки есть. Можно читать «Упанишады» онлайн или скачать их в текстовой- или аудиоверсии. Наиболее оптимальным вариантом будет самостоятельное чтение текста «Упанишад» на диктофон и регулярное их прослушивание. Плюс такого метода познания в том, что можно будет включить начитанное в любой момент и прослушивать бесконечное количество раз, чтобы постепенно очищался внутренний мир. Начитать именно самостоятельно рекомендуется по той причине, что во время прослушивания происходит обмен энергетикой с тем, кто начитал данное произведение, и, чтобы не получать энергетику незнакомого человека, лучше начитать самостоятельно. Также рекомендуется читать «Упанишады» вслух, так как при таком методе чтения происходит двойное усвоение информации: как зрительное, так и слуховое.

Существует версия, что во время получения какой-либо информации, мы усваиваем её лишь на 3 процента. Таким образом, чтобы полностью усвоить ту или иную информацию, её нужно прослушать или прочитать не менее 33 раз. Также в древности в монастырях новоприбывшим давали читать какое-либо писание не менее 12 раз, чтобы оно полноценно усвоилось. Но следует учитывать, что в то время информационная среда была менее агрессивна и, следовательно, загрязнение внутреннего мира было не таким сильным, как сейчас. В наше время следует прилагать большее количество усилий для усвоения информации. Чтение «Упанишад» и глубокое медитативное размышление над ними - это отличная практика джняна-йоги, которая может принести очень хорошие результаты в плане продвижения на духовном пути.

Основные этапы развития Индийской философии

1. Ведический период (1500–600 гг. до н. э.) охватывает эпоху расселения арийцев и постепенного распространения их культуры и цивилизации. Это было время «лесных университетов», в которых получили свое развитие начало индийского идеализма. Воззрения, выдвигавшиеся в этот период, не являются философскими в собственном смысле этого слова. Тем не менее, в гимнах Ригведы и в текстах упанишад были сформированы понятия и заложены основы всей последующей индийской философии.

2. Эпический период (600 г. до н. э. – 200 г. н. э.) начинается с эпохи ранних упанишад и заканчивается даршанами, или системами философии. Эпические поэмы Рамаяна и Махабхарата служат средством выражения героического и божественного в человеческих отношениях. В этот период идеи упанишад подвергаются большой демократизации в буддизме и Бхагавадгите. Начала большинства систем восходят к периоду возникновения буддизма, и на протяжении многих веков они развиваются параллельно друг с другом. Однако систематизированные труды различных школ относятся к более позднему времени.

3. Следующим был период сутр (от 200 г. н. э.). Возникла необходимость придумать обобщённую схему философии. Такое сокращение и обобщение произошло в форме сутр. Сутры невозможно понять без комментариев, поэтому последние приобрели большее значение, чем сами сутры. Период сутр не отличается резко от схоластического периода комментаторов. Эти два периода продолжаются до настоящего времени.

4. Схоластический период также начинается со второго века нашей эры. Между ним и предыдущим периодом нельзя провести четкую грань. Философия достигает пика своего развития и одновременно предела. Такие комментаторы, как Шанкара и Рамануджа, дают новое изложение старых учений, которое так же ценно, как и самостоятельное открытие в интеллектуальной области.

Общепринятой датой для ранних упанишад являются 1000–3000 гг. до
н. э. Поздние упанишады создаются уже в буддийскую эпоху. Насчитывается 108 упанишад, созданных примерно 18 авторами разных эпох.

Философия Упанишад возникает на основе рационализации мифологических образов и представлений. Она содержит в себе еще много черт мифологического мышления и воспроизводит основные представления мифологической картины мира. Полуфилософские, полупоэтические тексты представлены в основном в виде диалогов. Образность, метафоричность языка упанишад оставляет поле для множества толкований и возможностей дальнейшего развития изложенных представлений. Поэтому упанишады являются фундаментом, на котором покоится большинство позднейших философий и религий Индии.


Авторы упанишад пытались придать религии вед моральный характер, не разрушая её форм. Развитие упанишад по сравнению с ведами состоит в усиленном подчеркивании монистических толкований ведийских гимнов, в перемещении центра от внешнего мира к внутреннему, в протесте против внешней обрядовости ведийской практики

Если ведические гимны воспевают различных богов (наиболее почитаемые – Индра, Сома, Агни), то упанишады утверждают, что бог один, так все боги – это только лишь проявления высшего, бессмертного, бестелесного Брахмана. То, из чего все существа рождены, то, в чем они живут после рождения, и то, куда они уходят после своей смерти, – это и есть Брахман. Он есть то неизменное, что лежит в основе мира меняющихся вещей. Таким образом, брах-
ман – это объективное сверхличное духовное начало космоса, универсум, абсолют, первооснова (субстанция).

Брахман являет собой наиболее полное и наиболее реальное бытие. Это живой динамический дух, источник и вместилище безгранично разнообразных форм реальности. Различия, вместо того чтобы исчезнуть как иллюзорные, преобразуются в высшую реальность.

Брахман является бесконечным не в том смысле, что он исключает конечное, а в том, что он представляет собой основу всего конечного. Он есть также вечная реальность всех вещей во времени.

Упанишады приходят к понятию первичной реальности, которая обнаруживает себя во всем многообразии существования, обращаясь не только к внешнему миру, но и к внутреннему миру человека.

Этот вывод развивается в упанишадах, где в диалоге между учителем – Праджапати и учеником – Индрой обсуждается вопрос о сущности человеческого «Я», которое они называют Атманом . Упанишады отказываются отождествлять «Я» с телом, или рядом душевных состояний, или потоком сознания. Это субъект, который продолжает существовать во всех изменениях, это общий фактор в состоянии бодрствования, сна со сновидениями, сна без сновидений, смерти, возрождения и окончательного освобождения. Это универсальное сознание, субъективное выражение Брахмана.

Внутреннее бессмертное «Я» и великая космическая сила – это одно и то же. Брахман – это Атман, и Атман – это Брахман. Верховная сила, посредством которой все вещи получают бытие, – это и есть глубинное «Я» человека.

Упанишады доказывают, что из всех конечных объектов индивидуальное «Я» обладает высшей реальностью. Оно наиболее приближается к природе абсолюта, хотя и не является абсолютом. Весь мир – это процесс стремления конечного стать бесконечным, и эта тенденция обнаруживается в индивидуальном «Я».

Бытие индивида – это постоянное становление, стремление к тому, чего нет. Бесконечное в человеке побуждает индивида стремиться к объединению множественности, которой он противостоит. Этот конфликт между конечным и бесконечным, который присущ всему мировому процессу, достигает вершины в человеческом сознании.

Постоянное становление, «колесо жизни», череда рождений и смертей, переселения душ после смерти тела в другие тела отражает понятие «сансара ». Жизнь на земле – это средство самоусовершенствования. Сансара является последовательным рядом духовных возможностей. Жизнь – это стадия в духовном совершенствовании, ступень в переходе к бесконечному, это время для подготовки души к вечности.

Сансара осуществляется не стихийно: существует карма – закон, по которому осуществляется сансара: душа человека, преисполненная низменных страстей, после смерти тела становится душой животного; возвышенная душа может стать душой человека более высокой касты.

Карма имеет как космический, так и психологический аспекты. Каждый поступок должен иметь в мире своё естественное следствие; в то же время он оставляет определённый отпечаток на душе человека или вызывает в ней определенную тенденцию. Все поступки имеют свои плоды в мире и воздействуют на дух. Человек таит в себе все возможности. Посредством самодисциплины он может укрепить хорошие побуждения и ослабить дурные.

Наивысшей целью человека является не новое рождение, а мокша – избавление души от круга перерождений, растворение Атмана в Брахмане, сверхличностное бессмертие. «Как текущие реки исчезают в море, теряя свое наименование и форму, так и мудрый человек, освободившийся от имени и формы, идёт к божеству, которое находится за пределами всего». Пребывание брахмана в конечной форме – теле – связано со страданием, поэтому лучше не рождаться вновь и вновь, а слиться с универсумом. Уничтожение причин, которые ведут к конечному существованию, является подлинной целью человека. Возврат от многообразия к единству – идеальная цель, высшая ценность.

Достигается мокша только после смерти тела и только представителями высшей касты (жрецами). Остальные люди могут надеяться на достижении мокши только через ряд перерождений.

Все вышеобозначенные понятия философии упанишад были использованы в дальнейшием развитии индийской философии, получив многообразные интерпретации.

Санскр. Часть вед, излагающая их философское основание. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865 … Словарь иностранных слов русского языка

Статья по тематике Литература индуизма Веды Риг · Яджур · Сама · Атх … Википедия

Кали сантарана упанишада (санскр. कलिसन्तरन, Kali Saṇṭāraṇa Upaniṣad?) вайшнавский ведантический текст, входящий в состав «Яджур веды». Данная Упанишада имеет особое значение для последователей гаудия вайшнавской традиции индуизма, так как в ней … Википедия

- (Tejovindu upanishad) в древнеиндийской философской литературе один из 29 или 27 второстепенных философских трактатов, или упанишад (см.), примыкающих главным образом к Атхарва веде и носящих общее название Атхарванапанишад. Текст его издан в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

- … Википедия

- … Википедия

Статья по тематике Священные писания индуизма Веды Риг веда · Яджур веда · Сама веда · Атхарва веда Деление Самхиты · Брахманы · Аран … Википедия

Статья по тематике Литература индуизма Веды Риг · Яджур … Википедия

- (санскр. veda знание) обозначение сакральной и начальной текстовой традиции инд. культуры, включающей: 1) собрание священных гимнов, жреческих и магических формул (мантры); 2) экзегетические тексты Брахман («истолкование Брахмана» значения… … Философская энциклопедия

Книги

  • Курс ведических лекций. Вечные ценности Упанишад , Ш.С. Бхагаван. Эта книга о том, что человеку не надо размышлять о прошлом. Ненасытное время уже поглотило его. Пусть и будущее не тревожит вас, ибо то, что суждено, все равно случится. Постарайтесь в…
  • Ганеша: истории, имена и формы. Ганеша Атхарва Ширша (Ганапати Упанишад) , . Эта книга посвящена одному из самых известных индийских божеств - Ганеше. В первой части книги приводятся основные истории о Ганеше, его имена, описания облика, форм и атрибутов. В кратком…

© 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство