Православные Иконы Пресвятой Богородицы. Третий вид иконографии богородицы: молящаяся (оранта, великая панагия, знамение)

Православные Иконы Пресвятой Богородицы. Третий вид иконографии богородицы: молящаяся (оранта, великая панагия, знамение)

Полное собрание и описание: молитва богоматери панагия для духовной жизни верующего человека.

Третий вид иконографии Богородицы: МОЛЯЩАЯСЯ (ОРАНТА, ВЕЛИКАЯ ПАНАГИЯ, ЗНАМЕНИЕ)

_________________________________________________

Это изображение встречается уже в катакомбах первых христиан. Божия Матерь изображена на иконе в фас, обычно по пояс, с руками, поднятыми на уровень головы, разведенными в стороны и согнутыми в локтях. (С древних времен этот жест обозначает молитвенное обращение к Богу). На Ее лоне, на фоне круглой сферы - Спас Эммануил.

Иконы этого типа также называются "Оранта" (греч. "молящаяся") и "Панагия" (греч. "всесвятая"). На Русской земле этот образ получил именование "Знамение",

и вот как это случилось. 27 ноября 1169 года, во время штурма Новгорода дружиной Андрея Боголюбского, жители осажденного города вынесли на стену икону. Одна из стрел вонзилась в образ, и Богородица ликом обратилась к городу, источая слезы. Слезы упали на фелонь новгородского епископа Иоанна, и он воскликнул: "О дивное чудо! Как из сухого дерева текут слезы? Царице! Ты даешь нам знамение, что сим молишься пред Сыном Твоим об избавлении града".

Воодушевленные новгородцы отразили суздальские полки.

В православном храме изображения этого типа традиционно помещают в верхней части алтаря.

Поясные изображения икон типа «Великая Панагия» в древнерусской иконописи получили широкое распространение и стали называться «Знамение» . Одно из значений славянского слова знамение - чудо. И действительно, изображение младенца Христа на лоне Богородицы - это символ самого величайшего чуда, чуда Боговоплощения, когда Безначальный и Невместимый Бог вместился в человеческое тело. Слово знамение родственно славянскому глаголу знаменаю - созываю, призываю к богослужению. Это раскрывает второй глубинный смысл данной иконографии: воздетые руки Богоматери, как символ молитвы; младенец Христос в круге, как символ Евхаристии; поручи на руках Божией Матери - символ сослужения всей Церкви своему Небесному Предстоятелю.

* икона Божией Матери «Знамение» Новгородская

* икона Божией Матери «Нерушимая Стена»

* икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»

* Курско-Коренная икона Божией Матери

* Мирожская икона Божией Матери

* Никейская икона Божией Матери

* Серафимо-Понетаевская икона Божией Матери

* Царскосельская икона Божией Матери

Часть 23 – Третий вид иконографии Богородицы: МОЛЯЩАЯСЯ (ОРАНТА, ВЕЛИКАЯ ПАНАГИЯ, ЗНАМЕНИЕ)

Икона Божией Матери «Великая Панагия Оранская»

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Великая Панагия Оранская» молятся об исцелении телесных и душевных болезней и страстей, об избавлении от душевных страданий.

Молитва богоматери панагия

ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ "ПАНАГИЯ ЯТРИССА"

Пресвятая Богородица Целительница Иерусалимская.

Икона Целительницы Иерусалимской в Греции в г.Лутраки

История явления этой иконы окутана тайной. По свидетельствам старожилов г. Лутраки, что возле Афин (Греция), одна женщина по имени Мария, акушер по профессии, приезжала каждое лето к своей подруге Марии Сиоку. Обе подруги были глубоковерующими и набожными людьми. Следуя примеру древних христиан, Мария (акушер ) возымела желание посетить святые места Палестины. Во время своего подвига она вспомнила о любимой подруге и, зная ее благочестивое устроение души, решила приобрести для нее подарок. А что может быть лучшим подарком для христианина, как не икона?

Чудное, святое и дивное место Иерусалим. Всех своих посетителей, приходящих с верою и благоговением, Святая Земля не оставляет без утешения и вознаграждения за паломнические труды. Так сталось и с Марией. Обойдя многие лавки и магазинчики, изобилующие огромным количеством икон, кадильниц, крестиков, Мария остановила свой взгляд на небольшой иконе. Теплом и радостью наполнилось сердце паломницы, время остановило свое течение, Божия Матерь с Младенцем на руках смотрела в глаза удивленной женщины.

При покупке иконы произошло странное, загадочное событие: дивный продавец сообщил Марии, что икона чудотворная и должна быть подарена верующим людям или в храм для всеобщего поклонения в течение 20 дней, иначе покупательницу постигнет смерть. Но по прибытии домой паломница выпустила из головы предостережение продавца и забыла отдать икону своей благочестивой подруге. Через некоторое время Марию постигла смерть.

В 1928 году, по желанию усопшей, икона все же прибыла в дом Марии Сиоку. Эта история привлекла к иконе множество людей, которые стали замечать, что после того как человек приходил и целовал икону с верою, тяжкие и неизлечимые болезни отступали. По благословению митрополита Коринфского Дамаскина была построена небольшая церковь и названа в честь иконы, которую люди стали называть «Целительница».

Быстро распространилась добрая весть о том, что в Лутраки появилась исцеляющая многие болезни чудотворная икона Божией Матери. И сегодня в этот греческий город приезжают паломники из многих стран Европы и мира, дабы приложиться к «Целительнице» и излечиться от своих болезней

Когда врачи безпомощны, остаётся одна надежда – на Бога. Да и врачи без Бога ничего сделать не могут. О том, что подобных исцелений происходит множество, говорит тот факт, что вся икона и близлежащие колонны храма увешаны ювелирными украшениями, золотыми цепочками с изделиями из золота, изображающими руку, ногу, сердце, голову – ту часть тела, которая была исцелена у страждущих в результате молитвы у чудотворной иконы и заступничества Богородицы. По вере вашей да будет вам!

Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой “Целительница”

Приими, о Всеблагословенная и Всемощная Госпоже Владычице Богородице Дево, сия молитвы, со слезами Тебе приносимыя от нас, недостойных раб Твоих, ко Твоему цельбоносному образу пение возсылающих со умилением, яко Тебе Самой зде сущей и внемлющей молению нашему. По коемуждо бо прошению исполнение твориши, скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, разслабленныя и недужныя исцеляеши, от бесных бесы прогоняеши, обидимыя от бед избавлявши, прокаженныя очищаеши и малыя дети милуеши: еще же, Госпоже Владычице Богородице, от уз и темниц свобождаеши и всякия многоразличныя страсти врачуеши: вся бо суть возможна ходатайством Твоим к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. О Всепетая Мати, Пресвятая Богородице! Не престай молитися о нас, недостойных рабех Твоих, славящих Тя и почитающих Тя, и поклоняющихся со умилением Пречистому образу Твоему, и надежду имущих невозвратну и веру несумненну к Тебе, Приснодеве Преславней и Непорочней, ныне и присно и во веки веков Аминь.

Тропарь, глас 1

Любовию, Чистая Дево, Твою святую икону почитающим и Божию Тя истинную Матерь прославляющим и верно поклоняющим ти ся Целительница явися, всякое зло и болезни от сих удаляющая, яко Всемогущая

РАДУЙСЯ БЛАГОДАТНАЯ ЦЕЛИТЕЛЬНИЦА ДУШ И ТЕЛЕС НАШИХ!

Храм в честь Пресвятой Богородицы Целительницы Иерусалимской в г. Лутраки, Греция

Канон Богородице от видиных и невидимых врагов

Канон Молебный Пресвятой Богородице, глас 2

Егоже и от оклеветания, в печалех и напастех сущии да поют

Молитва пред иконой Пресвятой Богородицы "Великая Панагия Оранская"

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Великая Панагия Оранская»

Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя, от нас недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся Святаго Тела Его и Пречистыя Крове Его. Темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души наша к Богу возводиши.

Посетители, находящиеся в группе Гости , не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Молитва богоматери панагия

Эта икона, представляющая точную копию ВЛАДИМИРСКОЙ иконы Божией Матери, написана протопопом московского Успенского собора Кодратом, любившим заниматься иконописью, при участии другого иконописца Григория Чёрного.

В царствование Михаила Феодоровича в окрестностях Нижнего Новгорода жил один благочестивый человек по имени Пётр Гладков. Он проводил добродетельную жизнь и питал большое уважение и почитание к Владимирской иконе Божией Матери. Желая иметь у себя точную копию с Владимирской чудотворной иконы, он обратился к протопопу Кодрату и просил его списать с неё такую копию. При содействии иконописца Григория Чёрного Кодрат исполнил желание Петра Гладкова. Получив Оранскую икону Божьей матери, Пётр отвёз её в свою вотчину, в село Бочеево.

Пять лет пребывала икона Божьей матери в доме Гладкова. В 1634 году, на пятой неделе Великого поста, под субботу Похвалы Богородицы, Гладков услышал во сне голос, повелевавший ему идти. И вот он почувствовал, что идёт помимо своей воли и останавливается на какой-то горе. Там он опять услышал голос, говоривший ему: «Поставь здесь крест и построй храм в честь Владимирской иконы Божией Матери».

Три раза повторялось то же видение и то же повеление. Гладков уразумел, что это воля Божия, и решил повиноваться. Проведя в усиленной молитве оставшиеся дни Великого поста, в субботу после Пасхи он отправился отыскивать ту гору, которую видел во сне. Во время пути он забрёл в дремучий лес и там на горе Славенской заметил свет, который принял за огонь, разведённый какими-нибудь путниками. Обрадовавшись этому, он решил отправиться на гору, чтобы иметь возможность провести ночь у огня. День был пасмурный и дождливый.

Подойдя к горе, Пётр увидел, что свет, принятый им за огонь, был небесным сиянием, имевшим вид солнечного столба. Когда же он взошёл наверх, то сразу признал в ней ту гору, которую видел во сне. Немедленно он отправился в Москву и испросил у патриарха Филарета грамоту на сооружение храма на Славенской горе в честь Владимирской иконы Богородицы. Возвратившись из Москвы, Пётр Гладков сначала поставил на выбранном им месте мраморный крест, а затем приступил к постройке храма. Местное население – некрещёная мордва – противилась строительству храма на горе, так как именно там они поклонялись своим идолам, но с Божьей помощью церковь и несколько монашеских келий были Петром Гладковым построены.

Вскоре от иконы Богородицы ОРАНСКАЯ, поставленной Гладковым в новоустроенном храме, стали совершаться многочисленные чудеса. Слух об этих чудесах и исцелениях дошёл до патриарха. Последний предписал архимандриту Печерского монастыря удостовериться в них, что тот и исполнил. Он сообщил патриарху, что действительно у образа Богородицы, находящегося в храме, совершались чудеса. Патриарх доложил об этом царю, который и приказал устроить на Орано-поле (так называлось поле около горы, на которой стоял храм) монастырь. Повеление царя было приведено в исполнение, и монастырь получил название Оранский. Чудотворную икону, которую перенесли в обитель, также стали называть Оранской.

После революции Оранский Богородичный монастырь был разорён, настоятель расстрелян, а святая ОРАНСКАЯ икона изъята и передана в Нижегородский историко-архитектурный музей, где находится и поныне. В 1993 году обитель вернули Церкви, в нём почитается список (копия) чудотворной Оранской иконы Пресвятой Богородицы.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Великая Панагия Оранская» молятся об исцелении телесных и душевных болезней и страстей, об избавлении от душевных страданий.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Великая Панагия Оранская»

Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя, от нас недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся Святаго Тела Его и Пречистыя Крове Его. Темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души наша к Богу возводиши.

Также читайте у нас на сайте:

Иконы Божьей Матери – Информация о видах иконописи, описания большинства икон Божией Матери.

Жития Святых – Раздел посвященный Житиям Православных Святых.

Начинающему христианину – Информация для тех, кто недавно пришел к Православной Церкви. Наставления в духовной жизни, базовая информация о храме и т.д.

Литература – Собрание некоторой Православной литературы.

Православие и оккультизм – Взгляд Православия на гадания, экстрасенсорику, сглаз, порчу, йогу и подобные “духовные” практики.

Молитва богоматери панагия

Благодатью своей славилась Пресвятая Богородица особенно среди множества бездетных семей, которые с благоговением ждали момента, когда Пресвятая дарует им ребенка.

Одну такую историю поведал мне покойный Aнгелос Панидис из Сурмена.

В моем сердце, говорил он, скрывается само Православие, соединяются Понт и Богородица Сумелийская.

Его родители, будучи в браке более девяти лет, несмотря на все приложенные усилия, не могли родить ребенка. Обратились они как-то к священнику, который, внимательно их выслушав, сказал им следующее: “Я увидел, насколько велика и глубока ваша вера в Бога, и посоветовал бы вам поехать в монастырь Панагии (Богородицы) Сумела и попросить у Нее помощи”. Родители Ангелоса, подробно обсудив это предложение, несмотря на колебания, решили обратиться к благодати Пресвятой. Добравшись до назначенного места, они разбили палатку у окраины монастыря.

Так прожили они обычной супружеской жизнью и в непрестанных молитвах Богородице Сумелийской целых 25 дней, после чего благополучно вернулись домой. В следующем месяце – это произошло в 1911 году – с особой радостью госпожа Феофили Панили, урожденная Ефрема Eфремидиса, объявила мужу, что после девяти лет брака и теплых молитв, обращенных Панагии Сумелийской, она ждет своего первого ребенка.

Такой же примечательной, как и этот простой рассказ тихого, скромного и неутомимого почитателя Панагии Сумела, покойного Aнгелоса, является и история его дочери Филицы Паниду–Рупа, произошедшая спустя 55 лет. Вот как она сама описала это событие.

Несмотря на ее беспредельное желание, в первые три года своего замужества она не могла обрести ребенка. Во время одной из своих поездок в новый монастырь Сумела, как впоследствии об этом рассказала мне моя мать Кассьяни, она увидела Филицу сидящей на ступеньках монастыря, заливающуюся горькими слезами. На вопрос, почему она плачет, Филица ответила, что, будучи в браке целых три года, она не смогла обрести ребенка. Г-жа Кассьяни стала утешать ее и тут же рассказала ей о множестве бытующих в то время чудесных историях, которые ей приходилось слышать в монастыре на протяжении долгих лет, а именно: она была наслышана о бездетных парах, которые с помощью Пресвятой Богородицы Сумелийской, в конце концов, смогли обрести желанного ребенка. Затем она посоветовала ей с благоговением помолиться Богородице Сумелийской и дотронуться до завеса, висящего на входе в маленькую сводчатую комнату, где находился образ Пресвятой Богородицы. Через полтора месяца Филица позвонила моей матери и воодушевленно, полная радости и счастья, объявила, что ждет своего первенца. Она рассказала ей, что в тот же вечер, после состоявшейся беседы, она еще раз обратилась за благодатной помощью к Богородице Сумелийской, просидев в той комнате и промолившись всю ночь, прося помощи у Пресвятой, и, уходя оттуда с глубокой верой в Нее, с благоговением дотронулась до завеса у иконы Богородицы.

“Уходя, я собрала в себе всю веру в то, что так, как когда-то, много лет назад, Панагия Сумела услышала мою бабушку, таким же образом и сейчас, спустя 55 лет, Она выслушает и меня и сотворит Свое чудо!”

Все иконы Божией Матери можно условно разделить на 6 типов. Пять различаются по тому, как Богородица держит Младенца, шестой тип — иконы Праздников.

Молящаяся, Оранта

Икона Божией Матери Оранта с латинского переводится, как «молящаяся». Данная икона так называется оттого, что на ней Богородица изображена в молитве с воздетыми к небу руками. Изображение Богородицы может быть по пояс, а также в полный рост.

История

Образ Богоматери, с руками, которые в молитве воздеты к небу, известен издревле. Он встречается в росписях катакомб древних христиан, в убранстве византийских храмов и в средневековой русской иконописи. Само изображение воздетых к небу рук имеет свое начало от Ветхозаветных молений, что также соотносится наименованию данного образа Божией Матери Молящаяся. В русской православной традиции к образу Оранта, Молящаяся, относятся такие иконы, как Знамение, Курская, Нерушимая стена, Неупиваемая чаша, Живоносный Источник. Среди иконографии Знамения широко известна Курская-Коренная. Курская икона всегда была весьма почитаема на Руси.

Чудеса

Икона Оранта, Молящаяся, с давних времен известна своими чудесами. На Руси этот образ именуется «Знамение». С ним связано такое чудо. 27 ноября 1169 г., когда дружина Андрея Боголюбского штурмовала Новгород, новгородцы вынесли икону на городскую стену и тогда одна из стрел попала в этот образ. И вдруг все увидели, что Богородица своим ликом повернулась к городу и заплакала. Ее слезы попали на священническое одеяние епископа новгородского Иоанна, который вскричал: «О чудо дивное! Как же может быть, что из сухого иконного дерева слезы текут? Это Ты Царица-Богородица даешь нам Свое знамение в том, что молишься за нас пред Твоим Сыном о избавлении Новгород-града». И тогда воодушевленные новгородцы, отбили полки суздальские...

Данный образ по молитве верующих защищает их от напастей и бед, от врагов и недоброжелателей. Чудесные случаи и исцеления говорят нам, что Матерь Божья внемлет нашим молитвам, произносимым пред иконой Оранта. При этом разный тип иконографии помогает при различных просьбах о помощи.

От чего помогает, дни празднования

«Оранта» - Богородица, молящаяся о людях

Данная иконографическая схема, также известная как «Знамение» (в честь защиты Новгорода от полков Андрея Боголюбского) или «Панагия» - «Всесвятая», принадлежит к наиболее ранним.

Легко определить этот тип по раскрытым рукам Богородицы, которые воздеты к небу. Эту разновидность также часто ассоциируют с добродетелью веры. Богородица родила Спаса, который пришел для того чтобы исцелить все человечество и в этот факт верят православные.

Божия Матерь изображена на иконе в фас, обычно по пояс, с руками, поднятыми на уровень головы, разведенными в стороны и согнутыми в локтях. (С древних времен этот жест обозначает молитвенное обращение к Богу). На Ее лоне, на фоне круглой сферы — Спас Эммануил.
Иконы этого типа также называются «Панагия» (греч.«всесвятая»).

На Русской земле этот образ получил именование «Знамение», и вот как это случилось.
27 ноября 1169 года, во время штурма Новгорода дружиной Андрея Боголюбского, жители осажденного города вынесли на стену икону. Одна из стрел вонзилась в образ, и Богородица ликом обратилась к городу, источая слезы.
Слезы упали на фелонь новгородского епископа Иоанна, и он воскликнул:

«О дивное чудо! Как из сухого дерева текут слезы? Царице!
Ты даешь нам знамение, что сим молишься пред Сыном Твоим об избавлении града».

Воодушевленные новгородцы отразили суздальские полки...


В православном храме изображения этого типа традиционно помещают в верхней части алтаря.
Основной смысл икон Знамение переместился с посреднической заступнической молитвы Богоматери Оранты к Боговоплощению Христа. Знамение — это, в определённом смысле, образ Благовещения и предзнаменование Рождества и следующих за ним евангельских событий вплоть до Второго Пришествия.

В Софийском соборе в Киеве (XI в.) находится одно из известнейших мозаических изображений Оранты (высота фигуры 5 м 45 см). Один из эпитетов, присваиваемый данному изображению — «Нерушимая Стена».

От прочих иконографических типов изображения Богородицы Оранту отличает величественность и монументальность, Её поза предельно статична, композиция симметрична, что отвечает замыслам стенных росписей и мозаик, декоративно-прикладному искусству, в иконописи же самостоятельные изображения Богородицы Оранты без Младенца используются чрезвычайно редко. Этот образ входит в состав сложных композиций, например, в иконографии праздников Вознесения или Покрова.

В византийском и древнерусском церковном искусстве был популярен образ Богородицы Оранты с Младенцем Христом в иконографии Эммануила (евр. — с нами Бог — одно из пророческих имен Бога-Сына, употребленное в пророчестве Исайи (Ис VII, 14), представляет Христа-отрока). Обычно Христос изображается в круглом медальоне, либо чуть видимо (полупрозрачно) на уровне груди Матери.

На иконах в иконографии Знамения Богородица может изображаться как в рост, так и по пояс.

Развитием иконографии Знамения стали композиции таких икон, как Неупиваемая Чаша.


Упоминания о подобной молитвенной позе встречаются ещё в Ветхом Завете, а первые рисунки Девы Марии с поднятыми и раскинутыми в стороны руками находят уже в римских катакомбах. Святыня выглядит величественно и монументально, поэтому статичную и симметричную композицию часто включают в стенные росписи и мозаики - например, так украшен собор Софии Киевской XI ст.

Подобные реликвии бывают оплечными или поясными, но порой встречаются и фигуры в полный рост. Кроме того, икона Божией Матери «Оранта» традиционно размещается в верхней части алтаря. Она может быть элементом более сложных произведений, посвящённых Праздникам Покрова либо Вознесения, или же дополняться ликом Христа-Эммануила, вписанным в круглый медальон на уровне груди Мадонны.

Смысл данного образа - заступническая молитва Пречистой Девы, Её защита и покровительство. Также эта святыня напоминает верующим о Благовещении, Рождестве Христовом и последующих событиях, вплоть до Второго Пришествия.

Это наиболее богословски насыщенный иконографический тип и связан он с темой Воплощения. В основе иконографической схемы лежат два текста: из Ветхого Завета - пророчество Исайи: "Итак сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Эммануил" (Ис. 7.14) и из Нового Завета - слова Ангела в Благовещении: "Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим" (Лк. 1.35). В этих словах открывается нам тайна Боговоплощения, рождения Спасителя от Девы, рождения Сына Божия от земной женщины.

Это находит свое выражение в иконографической схеме: Мария представлена в позе Оранты, то есть молящейся, с воздетыми к небу руками; на уровне Ее груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила, находящегося в лоне Матери. Богородица может быть представлена в рост, как на иконе "Ярославская Оранта, Великая Панагия", или по пояс, как в "Курской Коренной" или в новгородской "Знамение", это не так существенно. Важнее другое - соединение фигур Богоматери и (полуфигуры) Христа, что передает одно из глубочайших откровений: рождение Бога во плоти, Мария становится Богородицей через воплощение Логоса. В момент созерцания иконы молящемуся как бы открывается святая святых, внутренняя Марии, в недрах которой Духом Святым зачинается Богочеловек. "Чрево Твое пространнее" - так величается Богородица в Акафисте. Мы Ее видим в момент предстояния Богу: "Се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему" (Лк. 1.38). Ее руки подняты в молитвенном порыве (этот жест описан в Книге Исход. 17.11). В ярославской "Оранте" этот жест повторен и в фигуре Младенца, только Ее ладони раскрыты, а положение пальцев Эммануила иное - они сложены в благословение. В других вариантах Знамения Младенец в одной руке держит свиток - символ учения, другой благословляет. Одежды Богоматери традиционные - красный мафорий и синее нижнее одеяние. Таковы одежды Богоматери на всех иконах (за редким исключением), и, напомним, их цвета символизируют соединение в Ней Девства и Материнства, Ее земной природы и небесного Ее призвания. В ярославской "Оранте" одежды Богородицы заливает золотой свет (изображенный в виде крупного ассиста), что является выражением потоков благодати Святого Духа, излившегося на Пресвятую Деву в момент зачатия. По обе стороны от Марии изображаются силы небесные - либо архангелы с зерцалами в руках (ярославская "Оранта"), либо синий херувим и огненно-красный серафим. Присутствие в композиции ангельских и небесных сил означает то, что Богоматерь своим смиренным согласием участия в акте Боговоплощения поднимает человечество на ступень выше ангелов и архангелов, ибо и Бог, по словам св. отцов, не воспринял ангельский образ, но облекся в человеческую плоть. В песнопении, прославляющем Богородицу, так и поется: "Честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим".

Иконографическая схема "Знамения" может быть очень простой, как в новгородском варианте, а может быть развитой и усложненной, как в случае ярославской "Оранты". В композицию последней, например, включена не часто встречающаяся деталь, которая раскрывает литургический аспект этого образа. Это орлец - коврик под ногами Марии, такие используют в архиерейском богослужении. В данном случае орлец символизирует космичность служения Богородицы, которая предстоит Богу за весь род человеческий. Богоматерь стоит на орлеце как на облаке среди золотого сияния Божьей славы - Богоматерь есть новая тварь, преображенное творение, новый человек. Схема иконы Курской Коренной дополнена изображением пророков, соединенных между собой подобием процветшей лозы. У пророков в руках свитки их пророчеств. Все это символизирует то, что Богоматерь и Божий Сын, от Нее родившийся, есть исполнение всех ветхозаветных пророчеств и чаяний. Так, в разных иконографических вариантах при наличии общего иконографического ядра раскрывается одна и та же тема Боговоплощения, поэтому иконографический тип "Знамение" иногда именуют "Воплощение".

Одним из вариантов иконографии "Знамение" является "Оранта". В данном случае Богоматерь представлена без Младенца в той же позе, с воздетыми руками. Примером такого варианта может служить образ "Богоматерь - Нерушимая стена" из Св. Софии Киевской (мозаика, Х в.). Здесь Богоматерь представлена как символ Церкви. Впервые Августин увидел в Богоматери - Церковь. Эта ассоциация получила в истории богословской мысли широкий диапазон толкований.

В чем помогает икона «Знамение Пресвятой Богородицы»?

Она защищает дом и семью от любых невзгод, бед и проблем, поддерживает в сложную минуту, дарит надежду и новые силы. Разновидностями этой реликвии являются «Нерушимая Стена», «Неупиваемая Чаша», Курская, Новгородская, Ярославская святыни.

Фигура Божией Матери, изображенная в полный рост с Богомладенцем, именуется «Великая Панагия», что означает «Всесвятая».

Поясные изображения икон типа «Великая Панагия» в древнерусской иконописи получили широкое распространение и стали называться «Знамение». Одно из значений славянского слова знамение — чудо. И действительно, изображение младенца Христа на лоне Богородицы — это символ самого величайшего чуда, чуда Боговоплощения, когда Безначальный и Невместимый Бог вместился в человеческое тело. Слово знамение родственно славянскому глаголу знаменаю — созываю, призываю к богослужению. Это раскрывает второй глубинный смысл данной иконографии: воздетые руки Богоматери, как символ молитвы; младенец Христос в круге, как символ Евхаристии; поручи на руках Божией Матери — символ сослужения всей Церкви своему Небесному Предстоятелю.

Икона "Оранта" - одна из самых известных икон с изображением Богоматери. Особое отношение соединяет русского православного человека с Матерью Божией. Издавна стала она для Руси заступницей и покровительницей. Главные храмы Российского государства были посвящены именно ей, поэтому и образ Богородицы всегда особенно почитаем в русских православных церквях. Во всем пантеоне православных святых нет никого, кому посвящено столько икон и монументальных росписей.

Значение иконы

Иконография Божией Матери складывалась с первых веков христианства, и за это время сложилось несколько типов ее изображения. Одним из самых распространенных и древних типов этой иконографии является изображение, именуемое "Знамение"Ю или икона "Оранта", где Богоматерь одна и изображена в полный рост. Подобные иконы очень большие по размеру, в Древней Руси в храмах они играли ту же роль, что в византийском храме мозаики и фрески. Ярославская икона начала 13-го столетия "Богоматерь Оранта великая Панагия", что значит "Всесвятая" - один из самых известных и почитаемых образов Богородицы. На иконе "Оранта" Пресвятая Дева изображается в молитвенной позе с воздетыми к небу руками. На уровне ее груди в медальоне или сфере помещается младенец как бы пребывающий в лоне матери. Икона представляет молящимся великое таинство зарождения Бога во плоти. Жест поднятых рук Богородицы символизирует неизреченное смирение ее.

История иконы

Ярославская "Оранта", икона Божьей матери, была написана для Успенского собора по заказу ростовского князя Константина Всеволодовича, сына великого князя Всеволода Большое Гнездо. По поводу этого святого образа в искусствоведении ведутся споры до сих пор. Многие считают ее написанной здесь, на Руси, полагают, что это первый представитель целой школы Ярославской иконописи. Другие утверждают, что эта икона не имеет к названной школе прямого отношения, а была написана в Ростове, где и находилась вплоть до 18 века. Она помещалась когда-то в алтаре на горнем месте, возвышаясь над престолом. Дева Мария отличается особой торжественностью всего своего облика. Божия матерь стоит на ковре, богато орнаментированном. Такие коврики используются в храмах на архиерейском богослужении. Здесь это символ предстояния Пресвятой Девы к Богу в молитве за всех людей. Изображенный в царских одеждах Христос Эммануил повторяет жест матери. Но если ее ладони открыты, то младенец сложил персты.

Описание иконы

Фигура Богоматери Оранты на иконе помещена в сияние золотого фона. Золото, преобладающее в колорите иконы, есть символ горнего мира, вечности, в которой пребывает Богородица. Золотой цвет преобладает и в медальоне с изображением Спаса Эммануила. Медальон, в который оно помещено, представляется непреоборимым щитом, символом несокрушимости христианской веры. В верхних углах иконы "Оранта" расположены медальоны меньшего диаметра с полуфигурами архангелов. Их одежды также щедро покрыты золотом.

Белый цвет - второй по значению в колорите иконы, он символизирует святость и чистоту. Этот цвет использован в нимбах Богородицы, Бога-младенца, а также в нимбах и одеждах архангелов. Лики Пресвятой Девы и Христа выполнены в технике наложения красок несколькими слоями. Это создает четкость и контрастность изображения, так что иконные лики становятся хорошо видны даже со значительного расстояния, с которого пребывающие в храме созерцали Ярославскую "Оранту "- икону Божьей матери.

Новгородская и Курская иконы

Среди иных икон, относящихся к типу "Знамение", можно напомнить чудотворные и Курскую Коренную. Новгородская чудотворная икона спасла в 12 веке Древний Новгород от владимирского войска князя Андрея Боголюбского, о чем позднее было рассказано в уникальной батальной иконе "Битва новгородцев с суздальцами".

"Курская Коренная" получила свое название из-за того, что была обнаружена возле корня дерева. Икона известна своим участием в Крестных ходах, совершавшихся когда-то от Курска к месту ее чудесного обретения, где с тех пор и до сей поры бьет чудодейственный источник и где стоит основанный в древности монастырь. Этот Крестный ход известен всем по знаменитой картине Репина. Курская икона стала единственной святыней, против которой был совершен террористический акт. В начале 20 века местный революционер подложил адскую машину к чудотворной иконе, помещавшейся в главном соборе города. Однако мощный взрыв не причинил ей никакого вреда.

Смирение - основа духовности христиан

Важно уяснить тот сакральный, священный смысл, который заложен в этом изображении Божией Матери. В наше время модно говорить о духовности. Но что такое духовность в православном понимании? Основа духовности, по учению святых отцов церкви, есть смирение. Смирение - это полное принятие человеком воли Божией ради осуществления его спасения. Именно это и явила Пресвятая Дева, изображенная на иконе "Оранта". Об этом должен знать каждый христианин.

По сказанию св. Амвросия Медиоланского, основанному на словах Дионисия Ареопагита и Игнатия Богоносца, - Апостолов из 70-ти, Пресвятая Богородица, живя на земле,

«была Дева не только плотию, но и духом, в сердце смиренна, в словах Богомудренна,
в глаголании не скора; в чтении писаний неутомима, в трудах бодра, всем желала добра,
не гнушалась убогаго, никому не посмеялась, вид Ея был образом внутренняго Ея совершенства.
Все дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды,
но и тогда, как тело Ея покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читанное,
или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений,
или предначертывая новыя.
Из дому выходила только в церковь, и то в сопутствии родных.
Впрочем, Она хотя и являлась вне дома Своего в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама; другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама».

А св. Епифаний Кипрский и за ним Никифор Ксанфопул, жившие - первый в IV, а второй в XIV веках, упоминают на основании преданий, до них дошедших, даже о внешнем виде Девы Марии.
«Вид лица Ея был яко вид зерна пшенична, власа желтаго, очес острых, в них же зеницы подобны бяху масличнаго плода виду; брови Ея наклонены и изрядно черны; нос не краток; уста, аки цвет розы; лице ни кругло, ни остро, но мало продолжено; руце и персты продолговаты; одежды Ея бяху просты, якоже и ныне святый покров пресвятыя главы Ея являет».

Святой Прокл, архиепископ Константинопольский (V век), исчисляя лик святых, ублажает Пресвятую Деву особыми похвалами.
«Все памяти святых – говорит он – достославны. Но ничто не равняется славой с торжеством Богоматери. Все святые видели Христа только в гаданиях, а Она во чреве носила Воплотившегося. В мире нет ничего такого, что могло бы сравниться с Богородицей Марией. Человек! Пройди умом твоим все творения и смотри – может ли что сравниться или превзойти Пресвятую Деву Богородицу?

Пробеги землю, осмотри море, исследуй воздух, углубись мыслью в небеса, испытай все невидимые силы, и скажи: есть ли другое подобное чудо во всех тварях?
Небеса поведают славу Божию; ангелы служат Богу со страхом; архангелы поклоняются с трепетом; херувимы, не могущие зреть славу Божию, ужасаются; серафимы, летая окрест, не приближаются, но трепеща взывают: свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнены небо и земля славы Его; воды не вынесли Его голоса (при укрощении бури на озере); солнце, не стерпев поругания Творца, затмилось; ад от страха изрыгнул мертвецов; заклепы адовы от одного взора Его сокрушились, - исчисли, человек, все чудесное и дивись превосходству Девы: Кого всякая тварь восхваляет со страхом и трепетом, Того Она неизъяснимо приняла во утробу Свою».


Основные элементы иконографии Богородицы

1. Нимб , в отличие от нимба Спасителя, не содержит вписанный крест.

2. Мафорий (с греч. – накидка) – верхняя одежда замужних женщин.
Как замужняя женщина, Пречистая имеет на голове покрывало, ниспадающее на плечи, по обычаю иудейских женщин того времени. Это покрывало, или накидка, по-гречески называется мафорий. Мафорий обыкновенно пишется красным (символ страданий и воспоминание о царском происхождении). Нижние одежды обыкновенно пишутся голубыми (знак небесной чистоты совершеннейшей из людей).
Мафорий Богородицы с 474 года находится во Влахернском храме Богоматери в Константинополе.

3. Поручи – деталь богослужебного облачения; в иконографии Божией Матери – символ сослужения всей Церкви в лице Богородицы Небесному Архиерею – Христу.

4. Звезды на мафории имеют два значения:

  • это символ непорочности Приснодевы «до рождества, в рождестве и по рождестве»,
  • символ Святой Троицы.
Во многих иконах фигура Богомладенца закрывает собой одну из звезд, символизируя тем самым Воплощение Второй Ипостаси Святой Троицы – Бога Сына.

5. Надпись MR OU – сокращение слов «Матерь Бога», а IС ХС – сокращенное именование Спасителя.

Богоматерь на русских иконах всегда в печали, но печаль эта бывает разной: то скорбной, то светлой, однако всегда исполнена душевной ясности, мудрости и большой духовной силы, Богородица может торжественно «являть» Младенца миру, может нежно, прижимать Сына к Себе или легко поддерживать Его - Она всегда полна благоговения, поклоняется своему Божественному Младенцу и кротко смиряется с неизбежностью жертвы. Лиричность, просветленность и отрешенность - вот главные черты, характерные для изображения Богородицы.

По Православному церковному календарю на большинство дней года приходится чествование чудотворных икон Божией Матери - около 260 чтимых и чудотворных икон Богородицы.Всего же ее икон насчитывается около 860. Это свидетельство не только особого почитания Богородицы, особой роли Ее как Заступницы перед Господом за сирых и странных, скорбящих и обидимых, но и свидетельство многообразия Богородичной иконографии.

Но, как и в иконографии Спасителя, здесь также выделяются основные типы :

  1. «Молящаяся»(«Оранта», «Панагия», «Знамение»)
  2. «Путеводительница»(«Одигитрия»)
  3. «Умиление" («Елеуса»)
  4. «Всемилостивая" («Панахранта»)
  5. «Заступница" («Агиосортисса»)

1. «Молящаяся» («Оранта», «Панагия», «Знамение»)

Один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы. Подобная молитвенная поза известна с библейских (ветхозаветных) времён. Первые изображение Богородицы-«Оранты»(молящаяся) (без Младенца) встречаются уже в римских катакомбах. Наиболее широкое распространение данная иконографическая схема получает в послеиконоборческий период.

Божия Матерь изображена на иконе в фас, обычно по пояс, с руками, поднятыми на уровень головы, разведенными в стороны и согнутыми в локтях. (С древних времен этот жест обозначает молитвенное обращение к Богу). На Ее лоне, на фоне круглой сферы - Спас Эммануил.
Иконы этого типа также называются «Панагия» (греч.«всесвятая»).

На Русской земле этот образ получил именование «Знамение», и вот как это случилось.
27 ноября 1169 года, во время штурма Новгорода дружиной Андрея Боголюбского, жители осажденного города вынесли на стену икону. Одна из стрел вонзилась в образ, и Богородица ликом обратилась к городу, источая слезы.
Слезы упали на фелонь новгородского епископа Иоанна, и он воскликнул:

«О дивное чудо! Как из сухого дерева текут слезы? Царице!
Ты даешь нам знамение, что сим молишься пред Сыном Твоим об избавлении града».
Воодушевленные новгородцы отразили суздальские полки...
В православном храме изображения этого типа традиционно помещают в верхней части алтаря.
Основной смысл икон Знамение переместился с посреднической заступнической молитвы Богоматери Оранты к Боговоплощению Христа. Знамение - это, в определённом смысле, образ Благовещения и предзнаменование Рождества и следующих за ним евангельских событий вплоть до Второго Пришествия.

В Софийском соборе в Киеве (XI в.) находится одно из известнейших мозаических изображений Оранты (высота фигуры 5 м 45 см). Один из эпитетов, присваиваемый данному изображению - «Нерушимая Стена».

От прочих иконографических типов изображения Богородицы Оранту отличает величественность и монументальность, Её поза предельно статична, композиция симметрична, что отвечает замыслам стенных росписей и мозаик, декоративно-прикладному искусству, в иконописи же самостоятельные изображения Богородицы Оранты без Младенца используются чрезвычайно редко. Этот образ входит в состав сложных композиций, например, в иконографии праздников Вознесения или Покрова.

В византийском и древнерусском церковном искусстве был популярен образ Богородицы Оранты с Младенцем Христом в иконографии Эммануила (евр. - с нами Бог - одно из пророческих имен Бога-Сына, употребленное в пророчестве Исайи (Ис VII, 14), представляет Христа-отрока). Обычно Христос изображается в круглом медальоне, либо чуть видимо (полупрозрачно) на уровне груди Матери.

На иконах в иконографии Знамения Богородица может изображаться как в рост, так и по пояс.

Развитием иконографии Знамения стали композиции таких икон, как Неупиваемая Чаша.

2. «Путеводительница» («Одигитрия»)

На этой иконе мы видим Божию Матерь, правая рука которой указывает на Богомладенца Христа, восседающего на левой руке. Изображения строгие, прямоличные, головы Христа и Пречистой Девы не касаются друг друга.
Богородица как бы говорит всему человеческому роду что путь истинный - это путь ко Христу. На этой иконе она предстает путеводительницей к Богу и вечному спасению. Это также один из древнейших типов изображения Богородицы, который, как считается, восходит к первому иконописцу - святому апостолу Луке.

С догматической точки зрения основной смысл этого образа - явление в мир Небесного Царя и Судии и поклонение царственному Младенцу.

Отличием от довольно близкого типа Елеусы служит взаимное отношение Матери и Сына: икона выражает уже не безграничную любовь, здесь центром композиции является Христос обращённый к предстоящему (зрителю), Богородица же, также изображённая фронтально (или с небольшим наклоном головы) указывает рукой на Младенца.

В нашем храме представлены следующие иконы типа «Путеводительница»:

Из икон этого типа наиболее известны Казанская, Смоленская, Тихвинская, Грузинская, Иверская, Пименовская, Троеручица, Страстная, Ченстоховская, Споручница грешных и др.

3. «Умиление»(«Елеуса»)

На иконе «Умиление»мы видим Младенца-Христа, припавшего левой щекой к правой щеке Богоматери. Икона передает полное нежности общение Матери и Сына.

Поскольку Богородица символизирует также Церковь Христову, икона показывает всю полноту любви между Богом и человеком - ту полноту, которая возможна только в лоне Матери-Церкви. Любовь соединяет на иконе небесное и земное, божественное и человеческое: соединение выражено соприкосновением ликов и сопряжением нимбов.
Божия Матерь задумалась, прижимая к Себе Сына: Она, предугадывая крестный путь, знает, какие страдания ждут Его.

Из икон этого типа наибольшим почитанием пользуется Владимирская икона Божией Матери.
Наверное, не случайно именно эта икона стала одной из величайших святынь. Тому много причин: и древнее происхождение, овеянное именем евангелиста Луки; и события, связанные с перенесением ее из Киева во Владимир, а затем в Москву; и неоднократное участие в спасении Москвы от ужасных набегов татар... Однако и сам тип изображения Богоматери «Умиление»находил, видимо, особый отклик в сердцах, идея жертвенного служения своему народу была близка и понятна, а высокая скорбь Богородицы, приносящей сына в мир жестокости и страданий, Ее боль были созвучны чувствам всех православных христиан. Из икон этого типа в России наиболее известны - «Державная» и «Всецарица».

5. «Заступница»(«Агиосортисса»)

© 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство