Браширование древесины своими руками: как искусственно состарить дерево. Как безупречно состарить дерево своими руками – браширование Средство для состаривания древесины

Браширование древесины своими руками: как искусственно состарить дерево. Как безупречно состарить дерево своими руками – браширование Средство для состаривания древесины

Использование натуральной древесины при оформлении домашнего интерьера придаёт помещениям более солидный вид. Имитация под старину также популярна при изготовлении мебели, но стоимость такой работы при обращении к мастерам-краснодеревщикам высока. Можно весь цикл работ выполнить самостоятельно, так как состарить дерево своими руками не слишком сложно. Понадобится лишь время, минимальный набор инструментов и желание.

Для чего это нужно?

Любая обработка древесины с целью улучшения декоративных свойств положительно влияет и на её сохранность, поскольку связана с нанесением на поверхности нескольких слоёв красящих составов и лаков. Срок службы правильно состаренных изделий намного выше, чем тех, которые подвергались минимальным воздействиям. Такая мебель меньше подвержена гниению, плесени, порче насекомыми и другими вредителями.


Но главная цель искусственного состаривания – придание деревянным элементам особых внешних свойств, которые позволят им выглядеть более солидно. Но важно понимать, что весь интерьер помещения должен соответствовать единому стилю.


Подготовка к работе

Разные породы древесины можно состарить разными методами. Ряд способов не подойдёт для работы с определёнными сортами.

Таблица 1. Способы состаривания и виды пород, которые можно подвергать методикам.


Воздействия на поверхность при помощи специальных составов можно разделить по техникам:

  • использование сухой кисти;
  • патинирование;
  • лессировка;
  • набрызг;
  • кракле;
  • методика создания потёртостей (Шебби Шик);
  • травление (использование составов типа морилок).

Также возможна обработка с физическим воздействием на деревянные плоскости:

  • браширование – техника с использованием щёток с металлическим ворсом (кордщёток);
  • обжиг – применение огня или нагретого до высокой температуры металла;
  • в горячем песке .

Возможны и иные способы – например, имитация естественных повреждений, которая достигается при помощи шила, наждачной бумаги и прочих инструментов.


Совет! Все упомянутые методики можно комбинировать для достижения большей достоверности.

Как состарить своими руками

Большинство способов самостоятельного состаривания древесины не потребует специализированного инструмента и дорогостоящих материалов. Важно проводить работу аккуратно и не торопясь.

Метод «Сухая кисть»

Что потребуется:

  • синтетическая плоская кисточка;
  • палитра для пробы;
  • краски и растворитель.

Последовательность действий.

  1. На кисть следует нанести небольшое количество краски. Лишнюю убрать тряпкой.
  2. На палитре провести пробное окрашивание. Нужно добиться, чтобы каждая волосинка давала отдельный след.
  3. То же необходимо проделать и на деревянной поверхности. Несильными движениями кисточки аккуратно нанести краску на изделие вдоль волокон.

Такой способ поможет имитировать потёртости и подчеркнуть рельеф.


Создание патины

Лакированные или окрашенные предметы со временем частично темнеют – это происходит из-за постоянного контакта с руками и по другим причинам. Чаще всего такое изменение касается углов и рельефных частей изделия.


Для имитации мастера используют:

  • акриловые красящие составы;
  • битумные лаки;
  • шеллак;
  • воск.

Нанесение битумных лаков сопровождается немедленным удалением их с большей части поверхности. Неровности деревянного предмета всё равно останутся тёмными. После высыхания следует покрыть изделие слоем шеллака. При использовании восковых полиролей они растираются по дереву, а после высыхания (что займёт длительное время) проявят себя в виде отблесков.


Мастер-класс. Патинирование своими руками на примере мебельного ящика

Представляем вам пошаговую инструкцию по патинированию древесины для создания на ней эффекта потертостей.

Шаг первый. Для начала ящик тщательно шлифуется, для чего используется наждачная бумага. Благодаря этому вы устраните все шероховатости и неровности. Затем, когда обработка будет закончена, нужно удалить пыль при помощи тряпки.


Шаг второй. Все места, где в будущем будут находиться потертости, обрабатываются простым воском от свечи. К примеру, это могут быть некоторые участки ровной поверхности ящика, его боковые части. Еще все эти участки можно предварительно обработать грунтовкой по дереву, но – и это важно – исключительно тонким слоем.


Шаг третий. На ящик наносится краска основного цвета (в нашем примере это белая акриловая краска). Наносить следует аккуратно, используя кисть, на все поверхности. Сохнет акриловая краска быстро. Все последующие работы должны проводиться только после ее высыхания.


Шаг четвертый. Ящик повторно обрабатывается «наждачкой». Благодаря этому будут удалены части краски, а потому шлифовка должна проводиться только в нужных местах. С теми участками, которые были обработаны воском, трудностей с удалением краски не будет. Также важно при этом двигаться вдоль волокон древесины.



Обратите внимание! Не стоит использовать очень грубую наждачную бумагу. В противном случае вы можете испортить поверхность дерева.

Шаг пятый. Теперь нужно, чтобы древесина выглядела припачканной по углам ящика. Это можно сделать при помощи специального состава, именуемого патиной (предпочтение отдавайте той, что на водной основе). На палитру (или любую другую подходящую поверхность) наносится небольшое количество краски.


Шаг шестой. Для нанесения патины лучше использовать кусок губки. Последняя предварительно смачивается в патинирующем составе, после чего краска наносится на поверхность мягкими аккуратными движениями.



Шаг седьмой. Когда все составы высохнут, ящик следует покрыть лаком (желательно матовым, а не глянцевым). Все, работу можно считать завершенной. Теперь осталось дождаться высыхания ящика, прикрутить фурнитуру. Мебельным ящиком можно пользоваться!



На заметку! При желании патину можно наносить двумя слоями – это позволяет получить более насыщенный цвет. Но и перебарщивать в данном случае не нужно, в противном случае мебель не будет выглядеть естественно.

Видео – Как патинировать мебельные фасады

Лессировка

Суть метода в нанесении нескольких слоёв краски, причём нижние (более тёмные) должны просвечивать через полупрозрачные верхние. Какие красящие составы можно использовать:

  • акварельные;
  • масляные;
  • акриловые.

Справка! Многие также используют крепкую чайную заварку.


  1. Наносится 1-й слой при помощи плоской кисти или губки.
  2. Далее нужно дать изделию подсохнуть. Осмотреть результат работы.
  3. При необходимости положить ещё один слой – для увеличения интенсивности цвета.
  4. Сверху покрасить полупрозрачной краской – также 1-2 слоя.

В результате должна получиться поверхность, окрашенная в различные оттенки, которые просвечивают друг через друга.


Лессировка — результат работы

Методика заключается в покрытии поверхностей капельками краски, что придаст ей оригинальный вид. Чаще всего применяется совместно с другими техниками состаривания.

Потребуются:

  • кисть с жёстким ворсом;
  • ёмкость с водой;
  • краски.

Также есть смысл подготовить какой-нибудь предмет (например, лист бумаги), на котором можно потренироваться в нанесении брызг.

Совет! Стол и близлежащие предметы рекомендуется прикрыть газетами, чтобы во время работы не запачкать их.


Описание процесса.

  1. Смочить кисточку водой.
  2. Окунуть в краску, набрав небольшое её количество.
  3. Попробовать нанести брызги на поверхность предмета для пробы, оценив результат. Чтобы нанести капельки на плоскость можно отгибать ворс кисти пальцами или спичкой. Так же обработать деревянные плоскости.
  4. Подвергнуть изделие лакировке.

Совет! Чтобы получить крупные брызги, нужно захватывать кисточкой больше краски, а для нанесения мелких точечных капель – наоборот – как можно меньше.


Кракле

Этот метод часто применяют художники для создания кракелюров – имитации старения, выглядит, как растрескавшийся от времени лакокрасочный слой – в виде паутины. Может использоваться и для состаривания деревянных окрашенных или лакированных изделий. Одна из самых эффектных методик.


Есть два способа получить поверхность с кракелюрами.

Одношаговый

  1. Наносится основной слой лака или краски.
  2. Деталь оставляют до полного высыхания ЛКМ.
  3. Поверх 1-го слоя следует нанести толстый слой специального состава – кракелюрного лака.
  4. Подсушить в течение 35-40 минут, если использовать фен, то процесс ускориться. Важно, чтобы слой выглядел как полностью застывший, но на ощупь был бы немного влажным.
  5. Развести акриловую краску водой. Действует правило: чем более жидкая краска, тем крупнее будут «ячейки» паутинки кракелюров.
  6. Нанести полученный раствор плоской кистью. Направления движения ворса совпадут с будущими трещинками.

Важно! По одному месту следует делать лишь один проход. Иначе состав начнёт скатываться с плоскости.

Через 24 часа после высыхания нужно нанести финишный слой. Лучше применять шеллачный или акриловый лаки. В результате должна получиться поверхность с растрескавшимся верхним слоем краски, причём в трещины виден первый слой.


Двухшаговый

  1. Делается основное покрытие деревянной поверхности – наносится шеллак. Можно использовать осветлённый состав или обычный. Не менее 2-3 слоёв, каждый из которых сушится 15-30 минут. Желательно учитывать влажность воздуха. При повышенной (более 45-50%) время высыхания увеличивается.
  2. Следующий слой – наносится кракелюрный лак. Трещины будут быстрее появляться, если поместить деревянное изделие в тёплое сухое место – рядом с отопительным радиатором или печкой.
  3. После появления кракелюров нужно их затереть, используя обычную ткань или кусок губки. В качестве состава, который нужно втирать в паутинку, используют обычную масляную краску (ту, которой рисуют художники), растёртую пастель или битумные лаки.
  4. Сверху наносится шеллак.

Способ более трудоёмкий по сравнению с одношаговым, но выглядит намного внушительнее.


  1. Нужно подготовить материалы: промыть яичную скорлупу, подсушить.
  2. Деревянную поверхность загрунтовать.
  3. Наклеить сверху частицы скорлупы, крупные фрагменты можно продавливать для получения мелкой кракелюрной сеточки. Для перемещения маленьких частичек используют спичку или зубочистку. Используемый клеящий состав: или ПВА, или акриловые лаки.
  4. Просушка изделия.
  5. Можно произвести затирку поверхности масляными красками.
  6. Последний этап – нанесение финишного слоя акрилового лака.

Полученная поверхность и на вид, и на ощупь будет казаться старой – с облупившейся краской.

Прочие способы создания искусственных кракелюр:

  • использование фацетных лаков . Они наносятся на поверхности кисточкой или шпателем. Чем толще слой (минимум – 2 мм), тем крупнее будет сеточка. Сохнет сутки. Последний слой – акрил;
  • специальная кракелюрная краска – второй способ получения состаренной поверхности за один шаг. Состав уже имеет определённый цвет. Трещинки появятся в процессе высыхания;
  • двухкомпонентные лаки для создания микрокракелюра – бесцветные составы, которые не меняют основной тон поверхности, добавляют паутинку с мелкими ячейками.

Все методы патинирования неоднократно проверены специалистами по дизайну и декору.

Создание потёртостей

Не очень сложный, но эффективный способ состаривания. Для работы понадобятся:

  • краски (акрил);
  • парафин;
  • наждачная бумага различной зернистости.

  1. Изделие покрывается основным слоем краски. Причём наносится только на углы и те места, которые решено состарить. Важно добиться, чтобы получились насыщенные оттенки.
  2. Следует высушить краску.
  3. Натереть окрашенные поверхности парафином.
  4. Нанести ещё два слоя акрилового состава уже на всё изделие, перекрыв первое напарафиненное покрытие.
  5. Места, где присутствует первый слой (с парафином) обрабатывается наждачной бумагой. Зернистость можно выбирать по своему усмотрению.
  6. Пыль рекомендуется тщательно удалить.
  7. При желании возможны комбинации с прочими методиками: добавление брызг, патины.
  8. Финишное покрытие – 2-3 слоя акрилового состава.

Совет! Для натирания можно использовать обычную свечку.

Травление

Методика химического воздействия на древесину. Чаще всего мастера предпочитают старить изделия, созданные из лиственных пород. В качестве химикатов можно использовать специальные составы:

  • железный купорос
  • цинковый купорос;
  • калиевый хромпик;
  • хлористый кальций.

Или то, что есть в каждом доме:

  • разведённую марганцовку;
  • синьку;
  • раствор уксуса.

Небольшие изделия можно погружать в раствор целиком, а крупные – обрабатывать кистью или тампоном. Важно брать такую ткань, которая не будет оставлять частичек на обрабатываемой поверхности.


Разные химикаты взаимодействуют с древесными волокнами каждый по-своему. Например, английская соль оставляет на берёзе фиолетовые пятна, а железный купорос – оливковые.

Процесс заключается в первичной механической обработки детали наждачной бумагой и нанесении химического раствора. После протекания реакции и высыхания изделие получит соответствующий вид, после чего можно будет продолжить работу с ним.


Браширование

Разновидность механического воздействия на структуру древесины. Используются металлические щётки или специальные насадки для дрели. Способ основан на удалении более мягких верхних слоёв, твёрдые при этом остаются. После такой обработки можно наносить краски и лаки или применить другие способы искусственного старения.


Следующие породы практически не поддаются данной методике:

  • клен;
  • вишня;
  • груша.

Обработка поверхностей производится вдоль волокон древесины.


Обжиг

Один из видов термического состаривания изделия. Лучше всего применять миниатюрную газовую горелку – она более удобна для работы и с крупными, и с мелкими деталями.


Воздействуя на плоскости открытым огнём в течение разного времени можно добиться соответствующих оттенков – от светло-коричневого до радикально черного. Часто после этого производится обработка металлической щёткой (браширование).

Совет! Такие манипуляции стоит проводить на открытом воздухе, в гараже или специальной мастерской, соблюдая меры пожарной безопасности.


Обжиг в песке

Процесс выглядит так.

  1. Промытый сухой речной песок без посторонних примесей засыпают в металлический бак.
  2. Нагревают до температуры примерно до 200 градусов.
  3. Заготовки положить в песок.
  4. Выдерживать до тех пор, пока поверхности не потемнеют.

Методика потребует некоторого опыта для получения лучшего результата. Важно учитывать, что нижние слои песка горячее верхних, поэтому низ заготовки потемнеет несколько быстрее, чем её верх. По-разному размещая и меняя расположение деталей в песке можно добиться разных эффектов и плавных переходов от светлых тонов к тёмным.

Обжиг в песке тоже комбинируют с другими способами состаривания древесины.


Другие способы

Мастера применяют и иные методики для состаривания древесины. Примеры:

  • при помощи обычного шила создают имитацию повреждения структуры жучками (проделать отверстия);
  • в кусок тряпки заворачивают металлические предметы (болты или гайки) полученным «мешочком» бьют по плоскостям заготовки – имитация повреждений;
  • используют выжигательные и лазерные аппараты для точечной обработки изделия.

Комбинации различных методик проводятся в зависимости от исходного состояния плоскостей дерева и от того, какого эффекта нужно добиться.

Работа с деревянными заготовками требует аккуратности и внимательности. Иногда дефекты, полученные при работе, очень трудно исправить.

  1. Важно использовать качественные и проверенные лаки и краски. То же касается и химических веществ для травления.
  2. Частая ошибка: не дают полностью просохнуть уже положенным слоям краски и начинают дальнейшую обработку. Сведения о сроках затвердевания указаны на банках с краской.
  3. Обязательно учесть температуру воздуха и относительную влажность. Чем суше и теплее, тем быстрее будут сохнуть лаки или краски.
  4. Перед использованием лака поверхности следует как следует зачистить и удалить грязь.

Особенности работы с шеллаком

Такой тип лака считается профессиональным и дорогим, его используют для защиты многих изделий: предметов мебели, декоративных украшений, музыкальных инструментов. Продаётся и в готовом виде (можно сразу использовать) и в сухом – смолу понадобится разводить самостоятельно.


Новичкам лучше первое время покупать уже пригодные для работы спиртовые лаки, это позволит научиться правильно работать с ними, не отвлекаясь на способы приготовления, хотя стоимость таких смесей высока. Через некоторое время можно попробовать изготовить шеллак самостоятельно. Пропорция разведения: на 900 г шеллака потребуется 240 мл денатурированного спирта. Способы нанесения: тампон или кисть.


Методик существует несколько, но основная последовательность такова.

  1. Наносятся первые слои (2-3) – кистью. Можно использовать распылитель.
  2. Шлифовка до чистого дерева – нужно выровнять заполненные шеллаком поры с основной плоскостью.
  3. При помощи тампона из льна или хлопка лак наносится вдоль волокон древесины. Останавливать движения на плоскости нельзя.
  4. Работа должна продолжаться до появления желаемого глянцевого оттенка.

Кроме продольных движений возможны втирания шеллака по окружностям или «восьмёрками» – так можно лучше добиться непрерывности. Для такой работы потребуется опыт.

Итоги

Для придания деревянному изделию особого вида, как будто ему уже много лет, дизайнеры используют методики искусственного старения. Часть из них легко можно осуществить самостоятельно, а некоторые потребуют особого внимания и аккуратности. В большинстве случаев дорогостоящие материалы не понадобятся.

Видео — Как состарить древесину

Узнайте как состарить дерево своими руками в стиле лофт в домашних условиях своими руками и использовать его можно где угодно в производстве: для деревянной кухни, мебели прованс, столов итд. Получается замечательный цвет, который украсит декор любого дома! Применение в оформлении современного дерева является, пожалуй, вариантом беспроигрышным.

Это невероятно привлекательный, дышащий, приятный на ощупь природный материал.Он благоприятно влияет на формирование микроклимата в жилище, имеет бактерицидные свойства, полезен для энергетики человека. В любом помещении великолепно будут смотреться деревянные потолочные балки, отдельные элементы декора.

Этот замечательный материал прекрасно поддается самым разным видам обработки : его можно оставить в натуральном виде, покрасить, состарить, и многое другое.

На этот вопрос не существует конкретного, однозначного ответа.

Эта процедура проводится с разными целями, чаще всего это:

Как сделать дерево старым: браширование

Имеются множество различных способов для обработки дерева, позволяющих получить желаемый результат. Браширование, или текстурирование, является одним из наиболее активно применяемых.


Слово brush имеет английское происхождение, и обозначает щетку. От него и произошло название методики, заключающейся в использовании упомянутого предмета для удаления мягких податливых волокон материала. Весьма похожие процессы происходят в результате естественного старения, но занимают они в данном случае достаточно большое количество времени. Этот способ считается наиболее близким к естественным природным изменениям, происходящим с материалом.

С его помощью древесина приобретает отчетливую древесную текстуру.

Какое дерево можно состарить: породы

Придать поверхности деревянного материала состаренный вид с помощью браширования вполне возможно своими силами, в домашних условиях. Проблема заключается в том, что не каждый сорт древесины подходит для подобной обработки.

Клен, вишня, бук, груша, отдельные сорта экзотический растений, не поддаются такому способу состаривания.

Не годится он и для изделий и поверхностей из МДФ. Что же делать, если в наличии нет подходящего материала? Придется использовать иной способ, химический. Древесина хвойных деревьев лучше всего обрабатывается именно механическим способом.

Браширование является довольно трудоемкой процедурой. Главный инструмент для ее осуществления – упругая и прочная щетка из металла. Быстро изменить внешний вид дерева с ее помощью не получится, поэтому можно ускорить ход процесса.

Для этого потребуется или дрель со специальной щеткой из жесткой проволоки.

Надо отметить, что использование электромеханических инструментов для обработки древесины может оказаться весьма небезопасным. Дело в том, что во время мероприятия возникают довольно сильные вибрации, которые могут стать причиной отрыва и резкого отлетания не только деревянных щепок, но и металлических элементов.

Поэтому важно не только знать, каким образом удастся состарить дерево, но и уметь сделать это безопасно, не рискуя собственным здоровьем. Все мероприятия осуществляются в специальном защитном костюме, глаза должны быть закрыты маскировочными очками или щитком для лица. Дыхательные пути закрывают специальным респиратором.

Химическая обработка в процессе старения


Можно ли состарить дерево руками без применения специальных приспособлений и инструментов?
Потребуется крупнозернистая наждачная бумага, с помощью которой поверхность зачищается. На подготовленный материал наносится нашатырный спирт (аммиачный раствор), от которого дерево становится заметно темнее.

Благодаря такой обработке древесная фактура становится более отчетливой, благородное же потемнение наделяет материал налетом изысканной старины.

Подобная обработка может иметь поверхностный, достаточно легкий характер . В таком случае используется полимерная негрубая щетка. Если дерево подвергается глубокой обработке, то становятся заметными даже годовые кольца древесины.


Химический способ

Главное, не переусердствовать, выполняя данную операцию. Иначе результатом затраченных усилий станет не изящная фактурная поверхность, а рыхлая неопределенная древесина.

Независимо от выбранного способа обработки, после грубой начальной зачистки деревянной заготовке необходимо вернуть первоначальную эстетичность. С поверхности предмета тщательно удаляются неровности и заусеницы, потом он специальной абразивной щеткой. Затем материал дополнительно высветляют и придают ему глянец, для чего используют тонкую наждачную бумагу.

Эффект состаренного дерева: патинирование

Одной лишь механической обработки недостаточно для получения необходимого эффекта состаренной древесины. Что делать с материалом дальше? Можно покрыть изделие одним из видов лака. Очень интересно смотрится материал после особенной обработки – патинирования. Оно позволяет сделать поверхность материала еще более рельефной. Патина – своеобразный, уникальный лоск, приобретаемый материалом со временем.


Наносим патину: процесс

Его собственноручное воссоздание требует немалых усилий, и проводится в несколько отдельных этапов. Что представляет собой процесс патинирования?

Это нанесение специальных морилок и составов на обрабатываемую поверхность. В каждом случае их подбирают индивидуально, в соответствии с желаемым оттенком и цветом изделия.

Составы следует наносить таким образом, чтобы они оказывались в поры древесины, которые при механической обработке открываются.

Суть данного метода состоит в том, чтобы глубокие поры материала казались контрастными и темными на общем фоне, более светлом. Для самостоятельного проведения этой процедуры требуется подобрать краску, подходящую по цвету. Ей полностью прокрашивают подготовленную поверхность, и, не дожидаясь полного высыхания, снимают часть верхнего слоя тканью или губкой. Такая древесина выглядит благородной и похоже на старинную.

Но патинирование не единственный способ для получения подобного или похожего результата. Совершенно замечательно можно состарить изделия с помощью специальных эмалей. Такой способ позволит получить настоящее произведение искусства, внешне мало отличающееся от подлинного антиквариата.

На поверхность наносится слой эмали определенного цвета. Когда он высохнет, настанет очередь для следующего окрашивания. Для вторичного нанесения потребуется состав другого оттенка, и более жидкой консистенции.

Когда обработанная порода окончательно просохнет, ее поверхность легко обрабатывается наждачной бумагой. В отдельных местах проступает начальный слой, образующий элегантные потертости.

Тонирование и лакировка

Процесс патинирование должен быть завершен тонировкой. Для ее проведения потребуются специальные составы, имеющие в составе смолы и натуральные . В качестве финишной отделки используют покрытие обработанной древесины двойным или тройным слоем лака. После высыхания поверхность обрабатывается мягкой тряпкой для придания особого блеска.


Такая лакировка закрепляет все проведенные ранее манипуляции, придает изделию готовый, завершенный вид.

И хотя процесс является достаточно сложным и трудоемким, овладеть искусством работы с деревом может каждый желающий.

Главное здесь – внимательное изучить технологию, разобраться с очередностью этапов, и строго следовать инструкциям.

Секреты качественного браширования: как состарить дерево

Как грамотно провести процесс браширования, чтобы полученный результат радовал глаз? Нужно знать некоторые нюансы осуществления процесса.


Состаренное дерево: использование в интерьере


Обработанную особым образом древесину можно встретить далеко не в каждом жилище.
Дело в том, что мало просто состарить древесину.

Огромное значение имеет умение грамотно использовать ее для оформления интерьера. А ведь использование описанного метода браширования позволяет изготавливать совершенно уникальные изделия, фактически эксклюзивные.

Это могут быть отдельные предметы мебели, или целые комплекты и гарнитуры.

Особенно интересно смотрятся изготовленные из такого материала комоды, подсвечники, книжные полки, буфеты под старину, рамы для зеркал и картин, дачная мебель и кухонные гарнитуры. Такой способ обработки дерева великолепно подходит для изготовления отдельных , дверей и перегородок.

Метод браширования древесины отлично подходит для придания особенной эффектности половой и паркетной доске. Нередко такой материал идет на авторскую отделку стен саун или домашних бань, бильярдных, ретро-кафе, баров и нестандартных помещений.


Набор из стульев и столов

Различные способы технологии старения дерева сегодня не являются секретом. Броширование – не единственный метод, существуют и другие. Между собой они отличаются количеством необходимого для осуществления процесса времени, а также сложностью технологии. Но какой бы способ не применялся для достижения желаемого эффекта, в любом случае, состаренное дерево способно в любом помещении создать совершенно неповторимую атмосферу тепла и уюта, облагородить интерьер изыском старины.

Старинные деревянные изделия с выцветшей поверхностью, фактурными зазубринами и ажурными бороздками, оставленными жучками-древоточцами, отличаются особой роскошью и очарованием. Понятное дело, естественный процесс старения древесины занимает долгие годы. Впрочем, при желании состарить дерево можно и искусственно. Существует несколько техник, благодаря которым вы сможете самостоятельно придать новым деревянным вещам эффектный антикварный вид.

Химическая обработка идеально подходит для искусственного состаривания древесины лиственных пород:
  1. Для начала деревянные заготовки тщательно очищают от пятен и загрязнений.
  2. Чтобы сделать естественный рисунок древесины более фактурным и объемным, доски поочередно обрабатывают крупно- и мелкозернистой наждачной бумагой.
  3. Далее отшлифованное дерево протирают ветошью или губкой, пропитанной в нашатырном спирте или другом щелочном растворе. В результате такой несложной обработки заготовки приобретают благородное потемнение.
  4. Финишная лакировка прозрачной глазурью придаст подготовленным деревянным изделиям богатый переливающийся глянец.
Чтобы эффектно и быстро «состарить» хвойную древесину, потребуется термическая обработка открытым огнем:
  1. Очищенные от пятен и пыли деревянные детали обжигают при помощи паяльной лампы либо газовой горелки до появления легкого нагара.
  2. Далее обугленную древесину вручную обрабатывают металлической/проволочной щеткой, после этого зачищают мелкой наждачной шкуркой.
  3. Чтобы подчеркнуть красоту и фактуру древесины, изделия покрывают морилкой нейтрального оттенка. Для нанесения раствора используют мягкую чистую губку, впадины и прочие труднодоступные участки прокрашивают кистью.
  4. Заключительный этап обработки заготовок – нанесение декоративного античного воска. Пасту втирают в дерево круговыми движениями при помощи шерстяного сукна.

Механическая обработка (браширование) представляет собой процесс удаления мягких слоев древесины при помощи различных щеток, установленных на дрель либо углошлифовальную машину. Процедура браширования состоит из трех этапов:
  • подготовка древесины и черновая выборка мягких волокон;
  • шлифование и полировка заготовок;
  • тонирование и лакировка подготовленных деталей.

Важный нюанс! Для механической обработки рекомендуется использовать древесину мягких пород с ярко выраженной узорчатой текстурой – сосну, ель, пихту, лиственницу, липу, ясень или орех.

На первом этапе браширования деревянные детали обрабатывают вручную: широкой стамеской или острым углом топора осторожно обтесывают кромки досок и наносят хаотичные зарубки и выбоины различной глубины (до 1,5 см). Далее пускают в ход электрический инструмент и щеточные насадки – именно они позволяют удалить мягкое древесное волокно без повреждения годичных колец. Полимерная щетка, насаженная на дрель либо болгарку, поможет добиться деликатного состаривания, металлическую щетку-крацовку выбирают для более «брутального» эффекта. При использовании щеточных насадок важно придерживаться определенных правил:
  • Перед началом работы обязательно облачитесь в защитную экипировку: качественный респиратор, пластиковые очки и плотные перчатки защитят вас от древесной пыли и отлетающих частиц металлической щетины.
  • Желательно организовать рабочее место таким образом, чтобы лучи света были направлены перпендикулярно древесным волокнам.
  • В процессе работы избегайте сильного давления на обрабатываемую поверхность, нажим на инструмент должен быть умеренным.
  • Перед непосредственным брашированием новые щеточные насадки необходимо «обкатать», иначе деревянные заготовки покроются мелкой ворсистой «махрой».
  • Движения щетки должны быть направлены вдоль жестких древесных волокон, при поперечной обработке можно испортить естественную красоту годичных колец.
На втором этапе браширования ребристые деревянные заготовки обрабатывают при помощи абразивной щетки и мелкозернистой наждачки. В процессе шлифовки важно удалить все торчащие волокна и заусенцы. Для полировки офактуренных досок используют сизалевую щетку, металлическую вату либо абразивную губку. Пыль с обрабатываемых деталей аккуратно счищают плоской кистью и пылесосом.

На заметку! Для большей натуральности изделия можно украсить «червоточинами». Для этого при помощи тупого керна или шила в древесине вразброс пробивают неглубокие отверстия.

На третьем этапе браширования выполняют тонировку древесины. Чтобы придать заготовкам естественный состарившийся вид, их окрашивают морилкой либо акриловой краской темных оттенков. Сначала на деревянную поверхность обильно наносят выбранное лакокрасочное средство, затем сразу же убирают его излишки ветошью или резиновым шпателем. Благодаря такой технике тонировки выбоины и углубления приобретают насыщенный темный оттенок, а выступы, так называемые «гребни», остаются более светлыми. После полноценной просушки изделия покрывают прозрачной защитной пропиткой либо акриловым лаком.

Чтобы сымитировать старение древесины, придется запастись недюжинным терпением. Такая работа не терпит суеты и спешки. Впрочем, результат стоит того – искусственно состаренное дерево смотрится бесподобно красиво, эффектно и добротно.

Актуальная сейчас тенденция - преображение различных предметов мебели, их декоративная отделка. Методы воздействия на поверхность выбирают в соответствии с интерьером, предпочтениями или просто по настроению. В данной статье мы попытались описать основные приемы, материалы, последовательность действий и их результаты, которые помогут вам состарить практически любую поверхность.

Рассмотрим варианты:

«Сухая кисть»

Сухая кисть - прием, позаимствованный декораторами у художников-живописцев. И если в живописи этим методом создают изображение, то в практическом декоре это отличный способ состарить предмет, добавить ему прожитых лет.

Суть техники: на плоскую синтетическую кисть набирается немного краски, излишки вытираются, это делается на бумаге (палитре, тряпице) до тех пор, пока каждый волос кисточки не будет давать отдельную линию.


И теперь легкими движениями, слегка касаясь предмета, «пачкаем» его, уделяя основное внимание выступающим частям: ребрам, выпуклому узору и т. д.

Таким образом подчеркивается рельеф и имитируются потертости.

Нанесение патины или патинирование

Патина - это зеленовато-коричневый налет, образующийся на предметах из меди и бронзы в результате окисления под воздействием окружающей среды. В более широком смысле под патиной понимают следы старения на любых предметах, созданных из любых материалов.

Патинирование в декорировании - это имитация затемнения поверхности, которая в естественном виде выглядит как изменения цвета после длительного периода времени и частого контакта с руками. Патина бывает темной, цветной, металлической, белой (лайминг).

Патинирующий состав наносят на грани, углы предмета или наоборот, в углубления рельефных частей. Существует несколько видов патинирования.

2. Патина на основе акрила

3. Химическая патина

На краску с мелкодисперсными частицами металла наносится специальный окислитель, который заставляет металлическую поверхность постареть (окислиться) в течение нескольких минут.

Лессировка

Лессировка - это живописная техника, при которой нижний слой красочного слоя просвечивает через верхний полупрозрачный. Техника широко используется не только в живописи, но и в оформлении интерьеров, в том числе она применима к покраске предметов. Техника позволяет получать глубокие переливчатые цвета за счет полупрозрачности лессировочных слоев.


Для лессировки подходят различные краски и красящие составы: акварельные, масляные, акриловые краски, крепко заваренный чай. Удобно использовать раствор акриловых красок. Широкая палитра позволяет получить нужный цвет.

Краски легко перемешиваются между собой, разводятся водой или разбавителем акриловых красок до нужной консистенции, быстро высыхают после нанесения, после устойчивы к влаге и механическим воздействиям и применять их можно по любой поверхности.


Технологический процесс: синтетической кистью или губкой наносим раствор на подготовленную поверхность, ждем высыхания и оцениваем полученный результат. Лессировка не дает полностью закрасить структуру основы или уже нанесенное ранее изображение, она лишь задает тональность. Для усиления эффекта можно нанести повторный слой лессировочной краски и тогда интенсивность цвета усилится.

Если нанести несколько полупрозрачных слоев краски разного цвета, в результате получим различные оттенки, просвечивающие друг через друга.

Набрызг

Набрызг - капельки-брызги на поверхности декорируемого изделия, которые создают образ вещи прошедшей через время, отражают историю ее применения.

Художественно запачканная вещь таким простым способом получает неповторимое визуальное очарование и приятный при тактильном восприятии рельеф. Это все очень важно, поскольку предметы, выбранные для декорирования, оформляются для любимого дома и для дорогих сердцу людей.

Сам процесс очень занимателен. Перед тем как приступить, нужно подготовить рабочее место. Например, застелить поверхность газетой или тканью. Из инструментов понадобиться зубная щетка или жесткая кисть. Из материалов: краски и вода в стаканчике.

Ход работы:

Кисточку смачиваем водой и набираем на нее небольшое количество краски. Пробуем ногтем или зубочисткой запускать капли на пока еще пробную поверхность образца, просто проводя инструментом по щетине.

С широкой кисти можно просто стряхивать капли или постучать кисточкой по руке, тогда мелкие цветные капельки срываются с кисти и летят вниз. Определившись с процессом нанесения, пришло время колдовать.

Набрызг - это последняя операция перед лакировкой. Капли же, нанесенные поверх лака, будут отличаются от общей глянцевости поверхности предмета, этот эффект внесет дополнительный эффект разрыва во времени.

Кракле

Кракле - техника искусственного состаривания, создание трещин в красочном или лаковом слое.

1. Кракелюры делят на одношаговый (однофазный) и двухшаговый (двухфазный)

Одношаговый кракелюр выглядит как растрескавшийся слой краски, сквозь трещины которого виден нижний слой краски или основа изделия. Основа может быть любая: стекло, металл, пластик, дерево и ему подобные материалы.

Двухшаговый кракелюр выглядит как сетка тонких трещин (растрескавшийся лак) на поверхности любого изображения или покрытия.

2. Кракле из яичной скорлупы

Дает яркий высокорельефный эффект расстрескивания. Чистую скорлупу наклеивают на ПВА или акриловый лак кусочками на некотором расстоянии друг от друга. Иногда рельеф дополнительно подчеркивается патинированием или техникой «сухой кисти».

Цветной самостоятельно растрескивающийся лак. Наносится на поверхность толстым слоем и оставляется высыхать. Образует крупные трещины.

4. Микрокракелюр двухкомпонентный

Дает эффект тонких трещин - паутинки. Прозрачный, благодаря чему часто применяется поверх изображений.

После высыхания трещины часто подчеркиваются патинированием.

5. Краска-кракелюр

Саморастрескивающаяся краска с эффектом одношагового кракелюра.

Нежные потертости в стиле Шебби Шик или Техника Потёртости с помощью свечи

Техника проста и последовательна. Углы, бока, стыки загрунтованных плоскостей предмета покрываются краской насыщенного оттенка, красочный слой натирается парафином, затем перекрывается светлой краской, чаще всего требуется 2 слоя.


Теперь механика: наждачной бумагой в местах нанесения парафина и 1-го слоя краски снимается верхний слой. Таким образом проявляются потертости, имитация использования, эффект состаривания.

В этой технике традиционно используются нежные пастельные тона со «сладкими» оттенками, словно выгоревшие на солнце или потускневшие от времени:

Нежно-розовый;

Цвет слоновой кости;

Сливочный;

Гиацинтовый;

Лавандовый;

Белый (но не белоснежный, а как будто слегка пожелтевший от времени);

Фисташковый;

Льняной.

Дополнить «потертый шик» можно росписью, мотивами из декупажных карт или салфеток, добавить набрызг. Финишным покрытием послужит несколько слоев акрилового матового лака.

Травление

Подходит для предметов любого размера изготовленных из древесины. Лучше всего такому методу обработки поддаются породы лиственных деревьев. Таким способом можно придать древесине благородные, насыщенные оттенки, не теряя природной красоты текстуры материала.

Травление производят различными составами - протравами. Некоторые из них имеют сложные названия или сильный запах, но наравне с ними существуют множество рецептов, доступных для приготовления своими руками, таких как чай, кофе, составы из листьев, коры; в ход идет марганцовка, синька, уксус. Для тех, кто чувствует себя немного химиком, вполне подходящее мероприятие - тонировать деревянные поверхности.

Процесс может происходить двумя способами:

1. Ручное окрашивание при помощи тампона из ткани, не оставляющей волокон или синтетической кисти.

2. Окрашивание вымачиванием в составе для травления.

Чаще всего процесс проходит при повышенных температурах. После подбора и приобретения (смешивания) нужного состава, древесину очищают от лишнего и зачищают наждачной бумагой. Затем уже сам процесс травления-морения. Как правило, к рецепту протравы прилагается время воздействия составом и предполагаемый результат. В основном все же контроль производится визуально и, конечно, тут самое место творчеству.

Действие различных протрав на разные породы древесины

Медный
купорос,
1%
Железный
купорос,
4-5%
Железный
купорос,
1%
Цинковый
купорос,
2,5%
Калиевый
хромпик,
3%
Калиевый
хромпик,
5%
Дуб, ива Коричневый Иссиня-черный Сиреневато-серый Красно-коричневый Светло-коричневый Тёмно-коричневый
Орех Коричневый Иссиня-черный Сиреневато-серый Красно-коричневый Коричневый Тёмно-коричневый
Бук Черный Сиреневато-серый Красно-коричневый Светло-коричневый Тёмно-коричневый
Клён Тёмно-серый Светлый сиреневато-серый Желто-коричневый Желтовато-золотистый
Берёза Тёмно-серый Светлый сиреневато-серый Тёмно-красный Зеленовато-желтый Желтовато-золотистый
Осина Тёмный серебристо-серый Серебристо-серый
Липа Светло-коричневый Розовый Тёмно-красный
Красное дерево Черный Серо-фиолетовый Красновато-коричневый тёмный Тёмно-коричневый
Сернокислый
марганец,
2,5%
Хлористый
кальций,
1%
Английская
соль,
2%
Хлорное
железо,
1%
Хлорная
медь,
1%
Калиевый
хромпик и
железный
купорос
(по 1,5%)
Дуб, ива Тёмно-коричневый Красно-коричневый Коричневый Синевато-серый Светло-коричневый Оливково-коричневый
Орех Тёмно-коричневый Красно-коричневый Коричневый Тёмно-синий Потемнение
Бук Тёмно-коричневый Красно-коричневый Коричневый Серый Оливково-коричневый
Клён Серо-коричневый
Берёза Коричневый Кофейный Фиолетовый Оливковый
Осина
Липа Коричневый Кофейный Фиолетовый
Красное дерево Серо-фиолетовый Потемнение

Самый распространенный способ механического состаривания древесины - браширование. Его название произошло от слова Brush - «щетка».

Поверхность обрабатывают металлическими щетками, выбирая верхние мягкие волокна, оставляя только твердые.

Идеальный способ состаривания, если мебель из:

Лиственницы;

Этот способ не подойдет, если мебель сделана из:


Браширование древесины с обжигом или подкуривание

Выполняется он с помощью либо открытого огня, либо, что гораздо удобнее, с помощью паяльной лампы или газовой горелки. Направляя пламя на поверхность дерева, можно добиться различного оттенка древесины – от светло-золотистого до черного. Цвет зависит от начального цвета древесины и от количества проходов огнем. Затем выполняется браширование – обработка поверхности древесины жесткой проволочной щеткой. При этом более мягкие, прогоревшие части древесины вычищаются, а более твердые (годовые кольца) остаются на месте.


Еще способ – обжиг в горячем песке

Мелкий чистый песок насыпают в металлическую емкость и нагревают до температуры не выше 200 градусов С. В горячий песок положить заготовленные для обжига изделия и выдерживать там, пока они не потемнеют. Если тон отдельных деталей изделия должен светлеть постепенно, то эти детали погружают в песок вертикально. Нижние слои песка нагреваются сильнее, чем верхние, соответственно нижняя часть куска будет темнее верхней. Таким образом, получается тон, переходящий от светло-желтого до темно-бурого.

Обработанную щётками и огнем поверхность можно затонировать, применяя метод лессировки или сухой кисти, добавить изображения техникой декупажа или добавить цвета набрызгом.

Дополнительное механическое воздействие

Порой время приходит в образе жучка-древоточца. Чтобы сымитировать подобные повреждения, оставленные насекомым, мастера пользуются шилом, сверлом и даже лазером. Таким же способом наносятся небольшие повреждения - сколы или потертости подобные тем, которые поверхности получают десятилетиями.

Еще один способ нанесение благородного ущерба - положить в тряпочку гайки, болтики и избить этим мешочком предмет. И далее художественно облагораживать до необходимого результата.

Имитация прошедших десятилетий, техники и приемы состаривания в сочетании химической и механической обработки, дают отличные декоративные результаты.

Для практического декорирования большую часть в арсенале материалов заслуженно занимают составы на акриловой основе. Их удобно использовать в работе: почти без запаха, разбавляются водой, легко смываются с инструментов. Имеют разнообразные эффекты (имитация металлов, масляных красок, матовой темперы) и различные текстуры. Цветовая гамма может вдохновить на переделку, даже если она и не затевалась. Они прочны, устойчивы к воде и к воздействию солнечного света.

Себилькова Анна

Очень популярен способ браширования древесины. Данным методом пользуются для декорирования деревянных полов или потолочных балок (потолков), а также стилизации предметов интерьера и мебели. Заключается он в том, чтобы обработать поверхность грубой металлической щеткой, а затем покрыть лаком. При механической обработке мягкие слои древесины убираются, а на поверхности остаются только твердые слои.

За счет такого воздействия поверхность приобретет рельефный вид. После древесину необходимо покрыть лаком, причем, лучше в два слоя, что подчеркнет фактуру дерева и придаст ему элегантность. Следует помнить, что не любую древесину можно использовать для браширования. Лучше всего для этих целей подойдут хвойные породы древесины, а также дуб, орех и ясень.

Первый этап подготовка

Если говорить о том, как сделать состаренную мебель своими руками, то нужно начинать с того, что первым делом надо подготовить изделие к данной процедуре.

Чтобы действительно качественно состарить мебель своими руками, следует начать с предварительной подготовки изделия к данной процедуре

Для этого следует:

  • снять все ручки, а также другие элементы декора с изделия, которое будет обрабатываться;
  • затем освободить все ящики комода или шкафа, также их следует полностью вытянуть;
  • удалить всю краску или лак, которые есть на предмете;
  • если перед нанесением лака поверхность была обработана морилкой, то, конечно, весь слой лакокрасочного покрытия не получится удалить, в таком случае удаляем столько лака, сколько получится.

Чтобы действительно качественно состарить мебель своими руками, следует начать с предварительной подготовки изделия к данной процедуре, для этого, конечно, нужно освободить все ящики, иначе в итоге будет понятно, что это не старинные изделия, об этом говорит любой мастер-класс.

Важно освободить все ящики комода

Кроме всего вышесказанного, следует заранее приготовить определенные материалы, которые используются для осуществления процедуры искусственного состаривания мебели. Это:

  • краска, которая изготовлена на водной основе;
  • специальные приспособления, которые используются для непосредственной зачистки мебели;
  • наждачная бумага;
  • кисти, которые будут использоваться в работе;
  • лак кракелюрный.

Выделяют около 10 основных способов искусственного состаривания мебели. Каждый из которых основывается на определенной технологии.

Состаривание мебели с помощью окрашивания

Восстановление внешнего вида древесины

С такой необходимостью приходится сталкиваться повсеместно. Если предмет меблировки прослужил некоторое время, и на отдельном участке или по всей площади появились дефекты, утрачен первоначальный декор, то это устраняется сравнительно легко, своими руками. В принципе, данная технология является одой из разновидностей старения дерева.

Порядок работы:

  • Удаление нанесенных слоев (зачистка древесины до основы). Используется шкурка. Размер зерна выбирается исходя из сложности обработки.
  • Оголенное дерево покрывается (в 2 слоя) акриловой краской (черной).
  • Любая мебель имеет своеобразную конфигурацию. Следовательно, все выступающие места (углы, скосы, сегменты вокруг ручек и так далее) со временем истираются. После определения данных участков они натираются парафином. Свечку в доме найти несложно.
  • Окрашивание древесины в требуемый цвет.
  • После просыхания состава парафин смывается (счищается), и на обработанных им участках проявится темная краска.
  • Финишное.

Автор напоминает, что в статье обозначены лишь наиболее простые в реализации своими руками способы искусственного состаривания дерева. Их, также как и используемых инструментов, препаратов, достаточно много. Но если понятен смысл всех технологических операций, то несложно разработать и собственную методику. Специфика работы и местные условия сами подскажут, что и как целесообразнее сделать.

Мода последнего времени на винтажные изделия, автомобили и одежду в стиле ретро не обошла стороной и дизайн деревянных изделий. Обработка дерева под старину позволяет и в новостройках создать интерьер, который выглядит так, будто квартира досталась хозяевам в наследство от прадедов. Хозяева загородных домов оформляют старым деревом фасады и внутреннее пространство. Из искусственно состаренного дерева делают декоративные фальшбалки на потолке, лестницы, двери и другие элементы дизайна, придающие дому сходство со средневековым замком или сказочной лесной избушкой.

Высокая стоимость искусственно состаренных деревянных предметов вызывает у домашних мастеров желание сделать нужные вещи своими руками, добиваясь сразу и удешевления изделия, и подлинной его уникальности. Выполнить работу по состариванию дерева совсем не так сложно, как это может показаться со стороны. Надо только знать об основных способах достижения красивой фактурной поверхности на обычных пиломатериалах, которые можно приобрести в любой фирме, торгующей стройматериалами и деревом.

Техника лессировки

Широко применим также метод лессировки деревянной поверхности. Данный способ предполагает использование различных красящих составов, начиная от акрила и масла, и, заканчивая, акварелью. Техника лессировки состоит в том, чтобы получить глубокие переливы цвета за счет слоев различной прозрачности. Для искусственного состаривания древесины указанным методом удобно воспользоваться красками на акриловой основе, так как они легко разбавляются либо смешиваются, образуя широкую гамму цветов.

К тому же раствор красящего состава на акриловой основе быстро высыхает на поверхности и влагоустойчив. Процесс окрашивания довольно прост: подготовленный раствор акриловой краски наносится на поверхность, после чего ему дают полностью высохнуть. При необходимости процедуру можно повторить для получения необходимого оттенка. Лессированные слои не скрывают текстуру древесины, а эффект состаривания достигается за счёт переливов полупрозрачных слоев красящего вещества.

Декорирование поверхностей методом лессирования, помимо всего прочего, открывает широкие возможности для экспериментирования, так как позволяет наносить полупрозрачные слои красящего состава различных цветов, получая неповторимые оттенки.

Термическая и химическая обработка древесины

Эти способы можно назвать родственными, так как разрушение верхнего слоя дерева происходит почти без механических воздействий. Это более опасные способы, чем предыдущие, поэтому обработку следует производить на воздухе и с соблюдением мер безопасности.

Суть обжига заключена в том, что мягкие волокна разрушаются при воздействии открытого огня. Для этого поверхности обрабатываемого изделия обжигают пламенем паяльной лампы или специальной газовой горелки на глубину до 3 мм. При поверхностном обжиге эффект старения будет незначительным, при более глубоком – проявится сильнее. Мастер при этом регулирует процесс в зависимости от своего вкуса и потребностей.

После обугливания верхнего слоя в дело пускают металлическую щетку или насадку на дрель, соскабливая нагар до получения нужного цвета и фактуры. Окраске такую древесину можно не подвергать, потому что она будет уже иметь темные и светлые участки. Окончательная обработка заключается в шлифовке шкуркой и лакировании изделия.

При химическом способе декорирование дерева под старину происходит в процессе воздействия щелочей или нашатырного спирта. Для этого можно применять аэрозоли для чистки кухонных плит или средство для канализации. Необходимо перед применением ознакомиться с составом средства, оно должно содержать щелочь

Особое внимание следует уделить мерам предосторожности при работе с ним

Попадая на поверхность дерева, эти химические вещества «выжигают» часть мягких волокон, одновременно окрашивая дерево в серый цвет. После обработки все поверхности промывают водой и покрывают слабым раствором столового уксуса или лимонной кислоты (1 ч.л. на 200 мл воды), удаляя остатки щелочи.

Просушенные изделия подвергают очистке щеткой и окрашиванию, если нужно.

Обработка древесины перечисленными способами поможет хозяину самому декорировать интерьер квартиры под старину, не вкладывая больших средств и не затрачивая много времени на это. Доступность материалов и инструментов для обработки позволяет заниматься таким видом творчества и искушенному мастеру-столяру, и новичку, и даже женщине с фантазией и умелыми руками.

Мебель из состаренного годами дерева способна создать в любом интерьере некую атмосферу связи времен, преемственности, сказочности и уникального уюта. Однако, вовсе не обязательно ждать полвека, чтобы приобретенный или созданный вами самостоятельно прекрасный деревянный стол или комод приобрел такой неповторимый вид – для этого имеется специальная технология состаривания древесины. И сегодня мы расскажем вам о том, .

Состаривание дерева – процесс довольно не быстрый и кропотливый. Он состоит из механической обработки древесины и последующей работы с лакокрасочными материалами. Для начала мебель (либо деревянную доску, из которой вы собираетесь что-либо сооружать) необходимо обработать ее металлической щеткой – но не спешите думать, что это и есть состаривание – ее нужно просто немного исцарапать и придать фактурности ее поверхности. Для браширования больше всего подходит грубая и массивная мебель, которая способна в принципе передать настоящую красоту природного материала, и не совсем годится так, которая сделана из деревянных ламелей и несколько «худосочная» - после текстурирования она будет смотреться несколько печально.

По мнению многих специалистов, именно такой поверхностный подход к состариванию дерева формирует у некоторых людей отношение к обработанной таким образом мебели, как о мебели после пожара. К тому же сочетание во внутреннем пространстве дома состаренных деревянных изделий и каменных элементов, керамических, или художественной ковкой является стильным и беспроигрышным вариантом, позволяющим всем, кто будет находиться в данном помещении, прикоснуться к времени, ощутить себя в другом временном периоде истории.

В природных условиях состаривание древесины происходит под воздействием ветра, влаги, солнечных лучей, температурных перепадов. И как же сделать то, на что у природы уходит не одно десятилетие, за пару дней, как искусственно состарить дерево?

Как состарить дерево Шлифовка дерева

В производственных условиях для шлифования дерева имеются специальные станки, которые предусматривают и скорость подачи дерева, и удаление древесной пыли. Однако для обыкновенного любителя подобное оборудование – вещь дорогая, да и не особо необходимая. Конечно же, если вы намерены заниматься состариванием древесины профессионально, то лучше приобрести щеточную машину, однако самым простым вариантом для шлифования станет болгарка, либо дрель. Желательно только, чтобы они имели возможность регулировки оборотов.

В принципе, процесс браширования древесины представлен тремя основными этапами:

  1. Черновая выборка из дерева мягких волокон;
  2. Шлифование;
  3. Полирование.

Каждый из этапов нуждается в отдельной щетки. Первый этап предполагает использование металлической щетки, ее еще называют крацовка. Однако при работе ею могут остаться мелкие царапины и на самих годовых древесных кольцах, от которых избавиться при последующей обработке не так-то просто. Поэтому необходимо придерживаться некоторых правил:

1 В первую очередь, щеткой необходимо водить только вдоль древесных волокон – в противном случае можно повредить сами кольца и испортить натуральный рисунок дерева.
2 Скорость, с которой передвигается металлическая щетка, и нажим на нее должны быть примерно одинаковыми – иначе могут получиться ямы.
3 Источник света при работе нужно разметить с боковой стороны под острым углом таким образом, чтобы световой луч направился поперек древесных волокон – это позволит лучше наблюдать за поверхностью, над которой ведется работа.
4 Не нужно слишком сильно давить на обрабатываемую поверхность – двигатель перегружается и возрастает риск преждевременной поломки инструмента.
5 Скорость оборотов щетки не должна превышать 3 000, наиболее оптимальный вариант – 2-2,5 тысячи оборотов, иначе она может просто-напросто разлететься в разные стороны.
6 Работу обязательно проводить в защитных очках, и не стоит забывать о защите рук перчатками, потому как мелкие кусочки металлической щетины от щетки отлетают порой на несколько метров и могут поранить. Также нужно не забывать о защите органов дыхания и удалении пыли – при проведении таких работ древесной пылью покрываются даже ресницы, представьте, что будет с легкими.
7 Если щетка новая, то ее необходимо «обкатать» - в противном случает древесная заготовка будет слишком сильно «махриться».
8 Работать нужно только лишь в одном направлении – только вращение. Реверс лучше вовсе не включать, потому что это буквально «уничтожит» металлическую щетку.
9 Еще один немаловажный момент – влажность дерева не должна быть выше 15%. В ином случае в итоге получится не текстурированная поверхность, а «мохнатая».

Кстати, при работе с твердой древесиной, например, дуб или, нужно обязательно удалять пыль, потому как пылевые частички данных древесных пород считаются канцерогенными и могут привести к раковым заболеваниям легких.

Для получения более качественной отделки и избавления от излишнего «ворса» придется использовать еще одну щетку – шлифовальную дисковую из полимерно-абразивного материала. Если так, чтобы было понятно – пластиковую (нейлоновую) с наиболее распространенным размером зерна, равным 120-ти.

Абразивная щетка универсальна. Она характеризуется деликатной обработкой поверхности. Ее использование и вовсе позволяет исключить металлическую щетку, особенно если вам необходимо обработать изделие деликатно, либо если вы намерены избежать царапин, которые остаются после металлических щеток.

Термическое старение

По сути, это комплексная обработка дерева.

Этапы работы

Первый
– обжиг по всей поверхности или на отдельном участке. Это необходимо для удаления всей «мякоти» и более четкого проявления структуры, годичных колец, сучков, трещин.

Второй
– механическая обработка. С помощью металлической щетки удаляется нагар. Кроме того, она позволяет добиться максимально выраженной рельефности дерева.

Третий
(не обязательный) – пропитка дерева морилкой. В зависимости от породы это нередко позволяет получить больший эффект от текстурирования. Однослойного покрытия вполне достаточно.

Четвертый
– нанесение лака. Если состаренное дерево отлично смотрится, то лучше использовать бесцветный лак. Его задача – защитить материал от негативных воздействий атмосферы. В некоторых случаях лаком производится дополнительное тонирование древесины, но уже цветным.

  • Автор на практике использовал разные источники открытого огня и в процессе тренировок пришел к выводу, что лучший вариантгазовая горелка. Если работать паяльной лампой, то сложно добиться равномерности пламени. В результате при старении на дереве появляются подпалины, которые нивелировать довольно трудно, а иногда и нельзя.
  • Прежде чем приступать к обработке поверхности, необходимо «набить руку». Следовательно, сначала желательно получить хотя бы минимальный опыт, тренируясь на бросовом пиломатериале. Какие-то отходы древесины в хозяйстве всегда найдутся.

Как состарить дерево Подготавливаем материал

Для начала перед состариванием дерева его необходимо предварительно подготовить. В первую очередь для браширования лучше остановиться на мягкой древесине, либо древесине средней твердости, которая обладает ярко выраженной древесной текстурой. Это может быть, к примеру, ель, или сосна. Данные порода отличаются тем, что их мягкие волокна образованы зачастую весной и летом, а в этот период быстрее всего растут годичные кольца дерева, поэтому волокна более «рыхлые». Древесина с однородной и практически невыраженной текстурой, например, бук и клен, не подойдет для состаривания.

Перед началом работы поверхность дерева необходимо тщательно подготовить. Все загрязнения и возможные дефекты удаляются, это могут быть следу жира, пота, прочие пятна – дело в том, что они могут проявиться при нанесении тонировочного раствора. Любые деревянные изделия необходимо обрабатывать в разобранном виде, не зависимо от их размера – так вы сократите временные затраты и достанете щеткой во всех местах, обеспечив тем самым однородность эффекта состаривания.

Как состарить дерево Отделка состаренного дерева

Конечный этап рассказа о том, как искусственно состарить дерево, заключается в тонировке. С ее помощью оттенок древесины меняется на несколько тонов. Затем делается патинация – это процесс подчеркивания уникальной древесной текстуры специальными растворами, проникающими в древесные поры, которые открылись при брашировании. А также кракелюр, позволяющий достичь эффекта растрескивания, и лакировку.

После того, как древесина отбраширована, она выглядит как новенькая, однако обладает тексткурированной, рельефной поверхностью. Для придания дереву состарившегося вида его покрывают разнообразными составами, причем наиболее естественный состарившийся вид дереву придают темные оттенки.

Состаренный вид древесине придает именно правильная цветовая игра. Те части элементов, которые имеют мягкую древесину (это впадины, поры и т.д.) можно неравномерно покрасить в более темные оттенки, а твердую часть (гребни) – в более светлые. Правда, на сегодняшний день все большую популярность приобретают противоположнее варианты – с гребнями темного оттенка и впадинами светлого.

Самый простой способ тонировки дерева заключается в обильном нанесении на поверхность морилки для дерева темного цвета и сразу же протереть обработанный участок широким резиновым шпателем, либо обыкновенной тряпкой. Дело в том, что теоретически морилка быстрее впитывается более мягкой поверхностью, и медленнее – на гребнях. Правда, на практике было доказано уже многими специалистами и любителями, что это не всегда так.

Поэтому можно остановить свое внимание на чуть более сложной технике состаривания древесины цветом. Для этого после полного высыхания морилки гребни обрабатываются мелкой наждачной бумагой

Но этот метод требует последующей обработки дерева лаком, либо специальными бесцветными пропитками, потому что верхний слой дерева лишается защитного покрытия.

Еще один вариант – использование красок двух контрастных оттенков. Сначала поверхность полностью окрашивается первым цветом, потом наносится второй. Пока второй высыхает, необходимо провести по дереву широким резиновым шпателем, чтобы убрать излишки краски и открыть гребни первого слоя.

Вот вы и узнали о том, как состарить дерево своими руками
. Да, это процесс не такой уж простой и легкий, однако в результате вы получите уникальные, созданные своими руками, элементы декора, которые таят в себе частичку вашей души, красоту времени, но в то же время отличаются высокой прочностью.

Специфика обработки различных поверхностей

Грани и углы заготовок лучше вообще не шлифовать, особенно если вы не намерены после обработки покрывать готовое изделие лаком – они будут постоянно цепляться и даже откалываться.

На сиденьях, столешницах и прочих горизонтальных поверхностях не следует делать слишком глубокий рельеф, потому как в последствии значительно затруднится их уборка – пролитые напитки, мелкие крошки от еды и прочие «мусоринки» будут застревать между волокнами.

Для того чтобы предотвратить попадание пыли между волокнами и постоянного цепляния тряпки во время уборки поверхности, ее необходимо зашлифовать при помощи абразивной щетки и наждачной бумаги мелкой зернистости.

И последний этап брашировки – полирование или мелкое шлифование. Его выполняют при помощи сезалевой или иными синтетическими щетками. Также для этого подойдет мелкая наждачная бумага, абразивные губки, металлическая вата. Пыль с обрабатываемой поверхности необходимо удалять широкой мягкой кистью и пылесосом.

Техника кракелюра

Значительный эффект состаривания поверхности придает создание трещин на покрытии, или техника кракелюра. В данном случае в верхнем слое красящего состава искусственно создается сеть трещин, сквозь которые видно основание либо базовый слой красящего вещества. Техника кракелюра необычайно красива и может быть различных видов: одношаговой, двухшаговой, многокомпонентной и т.д.

Наиболее простой в исполнении является одношаговая техника создания искусственных трещин в слое красящего состава. Для неё понадобится два различных цвета красящего вещества и, обязательно, бесцветный кракелюрный лак. В качестве первого слоя можно выбрать бронзовые, золотые или серебряные оттенки, которые придадут поверхности изысканный вид

После нанесения первого слоя важно, чтобы поверхность полностью просохла. Затем, довольно обильно, наносится прозрачный кракелюрный лак

В отличие от первого слоя красящего состава ждать полного его высыхания не следует, уже через 45 минут можно смело наносить второй слой колера. Лучше всего использовать для нанесения второго слоя акриловые краски

Причем важно развести их водой и добиться не слишком густой консистенции. Однако, сильно разбавлять красящий состав водой также не следует, так как трещины будут гораздо больше

Можно несколько ускорить процесс высыхания красящего состава, воспользовавшись обычным либо строительным феном. Спустя сутки после полного высыхания поверхности и образования не ней сетки искусственных трещин рекомендуется закрепить покрытие шеллачным либо акриловым лаком.

Довольно интересна техника микрокракелирования, то есть создание на стилизуемой поверхности сетки микротрещин, которые образуют тонкую паутину. В целом данная техника весьма схожа с описанной ранее, хотя имеются и некоторые особенности. Например, в качестве основы на поверхность необходимо нанести прозрачный грунт, а после его полного высыхания наносится бесцветный кракелюрный лак. При высыхании на поверхности образуется сеть мелких трещин размером от одного миллиметра. При желании для защиты на покрытие можно нанести слой патины, пасты, либо масляных красок.

Как состарить дерево Браширование дерева

Термин браширование произошел от английского слова “brush”, что в переводе на русский язык означает «щетка». Иначе эту технику называют тектурирование древесины, то есть дереву при помощи щетки придается текстура, или рельеф, которых характерен для старых деревянных изделий.

На первичном этапе брашировани из древесного массива необходимо удалить мягкие волокна. Это можно сделать несколькими методами – легкое состаривание предполагает создание на поверхности древесины едва заметную шероховатость, либо грубое (глубокое) состаривание, при котором неровности могут иметь глубину плоть до 2-3 мм.

Крупнее детали, к примеру, потолочные балки, или деревянные столбы можно и вовсе предварительно обработать при помощи топора – можно нанести зарубки, обтесать края, при этом не бойтесь что-либо испортить – ведь кроме вас никто не знает, что должно получиться в итоге. Такая обработка позволяет придать изделию глубокий микрорельеф поверхности, глубина неровностей в которой составит до 2-ух см.

Также при состаривании дерева необходимо участь и «следы», появляющиеся со временем от «работы» различных жучков. Перед финишной обработкой их можно сымитировать дрелью, либо бормашиной. К тому же можно нанести такие несложные резьбовые элементы, как, например, косички – в итоге вы получите изделие скандинавского стиля.

Список источников

  • koffkindom.ru
  • lkmprom.ru
  • hagga.ru

© 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство