Чему учил китайский конфуций. Чему учил китайский мудрец конфуций

Чему учил китайский конфуций. Чему учил китайский мудрец конфуций

Цели: формировать понятие мудрого человека, формировать умение оценивать изучаемые факты, способствовать формированию толерантности и позитивного отношения к людям старшего поколения

Задачи: высказывать своё мнение, внимательно читать и находить нужную информацию в тексте, группировать по указанному признаку, делать вывод.

Оборудование:

  • учебник А.А.Вигасина «История древнего мира»,
  • карта.
  1. Проверка домашнего задания.
  2. Вызов. Сегодня нам предстоит начать знакомство с ещё одним государством древности – Китаем. Это государство сохранилось до наших дней и о нём говорят и пишут очень много в средствах массовой информации. А что вы знаете о Китае? (ответы записать на доске)
  3. К этому перечню можно добавить одно имя – это Конфуций. Он жил в 5 в. до н.э. Китайцы считали и считают его мудрецом. Как вы думаете, кого можно считать мудрецом? (ответы записать) А теперь свои предположения сравните с определением мудреца из словаря – Приложение 1 . Сравните ваши ответы и объяснение из словаря.
  4. А можем ли мы считать Конфуция мудрецом для нас или он только для китайцев мудрец, а может быть он мудрец только для того времени? Ответы учащихся фиксируются на доске. Ответы у нас получились разные. Как можно выяснить, кто прав? Познакомившись с учением, мыслями Конфуция. Для этого надо прочитать учебник.
  5. Содержание. Работа с текстом учебника на стр. 100 – 103, пункты 2 и 4: читая текст, распределяем информацию на две части – «+» эти идеи Конфуция нам подходят, «-» эти идеи нам не подходят. Значки ставим карандашом на полях. Класс делим на три группы и примерно на три части делим текст.
  6. После завершения работы с текстом, группы знакомят весь класс со своей работой. Во время выступления группы в тетради делаем записи в две колонки
  7. Младшие уважают старших, дети уважают родителей.

    Старшие внимательны к младшим и заботятся о них.

    Похвала в виде сравнения с древним героем

    Бережно хранить рассказы о старине.

    Снимать обувь при входе в дом

    Не вытягивать ноги

    Не ходить с распущенными волосами

    Порядок должен быть в семье, в государстве, в отношениях младших и старших

    Вежливость со всеми: кто ниже или выше по положению.

    Уважать правителя как отца.

    Правитель относится к подданным как к детям. Воспитание на своём примере.

    Нельзя быть жестоким.

    Жертвоприношения в честь покойных родителей и более отдалённых предков.

    Вера в сверхъестественных существ

  8. На основе записей делаем вывод – ответ на поставленный в начале урока вопрос: можем ли мы считать Конфуция мудрецом для нас или он только для китайцев, или мудрец только для того времени? Конфуция мы можем считать мудрецом, а не только китайцы, т.к. большинство идей Конфуция подходят для нас.
  9. В колонке с «+» выделяем те мысли, которые могут пригодится любому человеку. После выделения информации ещё раз обращаемся к понятию мудрец – кого можно считать мудрецом? Мудрец тот, кто может учить тому, что всегда пригодится в жизни любому человеку.
  10. Рефлексия : сегодня на уроке 1) я узнал …, 2) я понял ….
  11. Домашнее задание: §22 п.1,3, в.3 (устно)

§ 1 Поднебесная

На востоке Азии, на широкой равнине между реками Хуанхэ и Янцзы в I тысячелетии до нашей эры появилось государство, получившее название Китай. Эта страна подарила миру множество удивительных вещей - китайский шелк, фарфор, зеркала и зонты, а так же бумагу. Но, пожалуй, самым удивительным является возникновение особого учения - конфуцианства.

III тыс. до н.э. в долинах двух великих рек Хуанхэ (что означает Желтая река), и Янзцы (Голубая река) возникли первые городские поселения, положившие начало возникновению древнекитайской цивилизации. Постепенно небольшие поселения превратились в отдельные царства, постоянно воюющие друг с другом за территорию. Борьба за господство привела к объединению Китая в централизованное государство, правителем которого стал Шихуанди, основатель династии Цинь. Китайцы называли своего императора Сыном Неба, а подчиненную ему страну Поднебесной.

Восток Китая имеет более благоприятные природные условия: мягкий климат, разнообразная флора и фауна. Эти условия способствовали тому, что именно в этой части страны появилась древнейшая земледельческая культура. Китай является родиной проса, чая, тутового и лакового деревьев. Основными продуктами сельского хозяйства были пшеница, соевые бобы, ячмень и рис.

Более 3,5 тысяч лет тому назад китайцы создали свою письменность. Специальной кисточкой или палочкой иероглифы наносили сверху вниз на шелковую ткань или на узкие дощечки из расщепленного бамбука. Если делали ошибку, то соскабливали написанное ножом. Потом в дощечках делали отверстия и продевали веревку. Связка бамбуковых дощечек и была древнекитайской книгой.

§ 2 Китайский мудрец Конфуций

В конце VI - начале V веков до н.э. жил в Китае великий мудрец Кун Фу-цзы, больше известный нам как Конфуций, разработавший уникальную систему моральных ценностей и норм, оказавшую огромное воздействие на развитие духовной культуры, политической и общественной жизни Китая.

Конфуций родился в государстве Лу, в древней и знатной, но обедневшей семье. Отец будущего великого философа к моменту рождения сына был уже немолод и вскоре скончался. Жил маленький Конфуций с матерью очень бедно, поэтому его жизнь была наполнена тяжелым трудом и лишеньями. Юношу отличало жадное стремление к знаниям. Конфуций много читал, занимался самообразование, а так же посещал школу. Он настолько прилежно и ответственно учился, что в 17 лет его уже назначили помощником учителя. Окончив образование, Конфуций стал государственным чиновником, получив должность хранителя амбаров. Он служил с большим рвением, старательно выполняя свои обязанности, но понимал, что не способен изменить господствующие в стране порядки, и поэтому в 25-летнем возрасте, в сопровождении своих учеников, отправился в путешествие по Китаю, встречаясь с царями и вельможами, преподавая людям свою мудрость. В возрасте 60 лет Конфуций вернулся на родину, где и скончался. После смерти философа его ученики записали высказывания своего учителя и интересные случаи из его жизни и составили книгу «Лунь Юй» («Беседы и суждения»), до сих пор пользующуюся большой популярностью как в Китае, так и за его пределами.

§ 3 Конфуцианство и его роль в становлении и развитии Китайского государства

Чему же учил Конфуций?

Первый принцип его философии - уважение к старшим. В семье младшие братья должны выказывать уважения старшим, дети - родителям. Старшим надлежит заботиться о младших, помогая и поддерживая их. Те же качества, считал Конфуций, должны быть присущи и правителю. Царь должен заботиться о своих подданных, защищая и оберегая их. Подданные же должны выказывать царю уважение, безоговорочно подчиняясь ему.

Особое значение придавал Конфуций воспитанности людей. Он подчеркивал, что необходимо быть учтивым - перед входом в дом снимать туфли, одежда и прическа должны быть аккуратны. Воспитанный китаец вежлив, но не заискивает перед теми, кто выше его по положению.

Чтобы добиться в жизни успеха, необходимо жить не только согласно правилам хорошего поведения, но также честно и верно исполнять свой долг. Конфуций говорил: «Благородный человек думает о долге, низкий человек заботится о выгоде». Лишь благородному человеку, считал Конфуций, можно доверять высокие государственные посты и место при царской особе.

Слава о Конфуции быстро распространилась по Китаю. Его авторитет был огромен, за советами к нему обращались как правители, так и простые люди. Но хватало и недоброжелателей. Отношение к Конфуцию можно проиллюстрировать притчей:

Рассказывают, что один аристократ представил Конфуция министру. Когда Конфуций удалился, аристократ вошёл к министру узнать его мнение о госте.

— После того как я увидел Конфуция, — сказал министр, — вы уже кажетесь мне крошечным, как вошь или блоха. Я сегодня же представлю его государю.

И тогда аристократ, опасаясь, что государь слишком возвысит Конфуция, сказал министру:

— Когда государь увидит Конфуция, вы тоже покажетесь ему вошью или блохой!

И министр отказался от своего намерения.

Роль конфуцианства в становлении и развитии Китайского государства огромна. Достаточно сказать, что даже сейчас, спустя почти два с половиной тысячелетия после смерти Конфуция китайские школьники изучают его высказывания, а политики используют в своей практической деятельности ценные советы древнего мудреца.

§ 4 Краткие итоги урока

Подведем итоги урока:

1.В I тысячелетии до нашей эры на берегах рек Хуанхэ и Янцзы начала зарождаться китайская цивилизация;

2.Большую роль в её становлении сыграло философское учение, разработанное мудрецом Конфуцием - конфуцианство;

3.Конфуций призывал людей быть воспитанными и благородными, уважать старших и заботиться о младших;

4.Учение Конфуция до сих пор оказывает влияние на Китай, его политику и систему ценностей.

Использованные изображения:

Предыстория

Китай расположен в Восточной Азии. В первом тысячелетии до нашей эры китайцы заселили всю Великую Китайскую равнину между реками Хуанхэ и Янцзы. Во II тыс. до н. э. в долинах рек Хуанхэ и Янцзы возникают первые государства. В первом тысячелетии до н. э. здесь существовало несколько государств, которые враждовали друг с другом.

События

551-479 гг. до н.э. - годы жизни древнекитайского философа Конфуция (Кун Фуц-зы - почтенный учитель Кун), основателя конфуцианства.

Учение Конфуция строилось на том, что он…

  • считал важным следование традициям, соблюдение издавна установленных обрядов (Конфуций говорил: «Я подражаю старине, а не сочиняю»).
  • считал, что старших надо уважать. Младшие братья должны оказывать почтение старшим, дети - родителям, нижестоящий - вышестоящему. Конфуций сравнивал государство с большой семьей, в которой подданные относятся к правителю как к отцу. Правитель должен воспитывать и наставлять подданных (казни и жестокие наказания Конфуций осуждал).
  • считал, что древняя мудрость выражена в книгах. Книга в Древнем Китае представляла собой связку дощечек из расщепленного бамбука. На такие дощечки китайцы наносили иероглифы сверху вниз.
  • считал необходимым соблюдение правил поведения: снимать обувь перед входом в дом, сидеть подогнув под себя пятки, есть с помощью двух палочек.

Китайцы верили в сверхъестественных существ (духов, богов, крылатых змеев - драконов), высшим существом они считали Небо. В Китае был распространен культ предков.

Заключение

Конфуций заложил основы конфуцианства, которое стало одним из основных философско-религиозных течений Китая. В эпоху империи Цинь последователи Конфуция подвергались гонениям (см. урок ), но уже со II в. до н.э. конфуцианство становится государственной идеологией, заложившей основы своеобразия китайской цивилизации и образа жизни.

Китай находится в Восточной Азии. Великие реки Китая, Янцзы и Хуанхэ, похожи на реки Тигр и Евфрат. Они очень бурные, несут много ила и песка, часто внезапно разливаются, разрушая дамбы и смывая почву с полей. Освоение долин этих рек началось около 2000 г. до н. э. в среднем течении Хуанхэ. Позднее, около 1700 г. до н. э., здесь воз-никли первые государства, правители которых часто враждовали между собой. Но жители всех этих государств считали себя одним народом, потому что имели единую культуру и сходные обычаи. На сегодняшнем занятии мы познакомимся с традициями и обычаями Древнего Китая, узнаем о судьбе великого китайского мыслителя Конфуция.

Как и другие народы, китайцы верили в сверхъес-тественные существа: в богов, духов, чудовищ, крылатых змеев - драконов. Но самым высшим существом для них было Небо. Они считали Небо предком правителя, поэтому царя в Китае называли «Сын Неба», а подчиненную ему стра-ну - «Поднебесной».

Об обычаях древних китайцев рассказывал мудрец Конфуций (рис. 1), ко-торого очень почитали в Китае.

Рис. 1. Конфуций ()

Конфуций родился на востоке страны, в княжестве Лу, в знатной, но обедневшей семье. Отец его был храбрым офицером. Ко времени рождения Конфуция, последнего сына, ему было 70 лет, а через два года он умер. Семья бедствовала, и Конфуций рано стал трудиться, осваивая разные ремесла. Был он крепок телом и высок, отличался любознательностью и трудолюбием. В молодости получил должность надзирателя амбаров и государственных земель. К нему часто обращались за советами. Постепенно он превращался в учителя, в частности, учителя музыки. Имя, данное ему при рождении, - Кун Цю - благодарные ученики переиначили на Кун Фуц-зы, что значит «Почтенный учитель Кун». (В Европе утвердилась латинизированная форма - Конфуций.) Он путешествовал по Китаю и благодаря своим обширным знаниям пользовался уважением. Вернувшись на родину, Конфуций уже в зрелом возрасте был назначен наместником города, а затем стал верховным судьей княжества. Несмотря на то, что дела его шли успешно, он ушел в отставку и отправился в странствия вновь. У него было, согласно преданию, 3 тысячи учеников, из которых 12 находились при нем постоянно. Порой ему угрожала смертельная опасность, но он никогда не терял мужества и спокойствия. Последние свои годы провел на родине и умер под сенью деревьев на берегу тихой речки. Записок он не оставил. Изречения Конфуция были записаны его учениками и последователями (рис. 2).

Рис. 2. Изречения Конфуция

Поучения Конфуция дошли до нас в виде древнекитайских книг, написанных на узень-ких дощечках из расщепленного бамбука. Тон-кую кисточку или палочку обмакивали в чер-ную тушь и наносили иероглифы сверху вниз. Если делали ошибку, то соскабливали написан-ное ножом. Потом в дощечках делали отверстия и продевали бечевку. Связка бамбука и была древнекитайской книгой (рис. 3).

Рис. 3. Древнекитайские книги ()

Ученый китаец должен был запомнить тыся-чи иероглифов, обозначавших отдельные слова. Так же как в египетской письменности, в Китае иероглифы произошли из рисунков, и иногда в их форме еще можно угадать первоначальное изображение.

Разумную организацию общества Конфуций видел в сохранении традиций: «Если не соблюдать издревле установленных обрядов или тем более отменить их, то все перемешается и наступит разлад». Сам он воспринимал обряды не как средство умилостивить богов, а как элемент самодисциплины и порядка.

Конфуций считал, что воспитанного человека легко узнать по его поведению. Учтивый кита-ец перед входом в дом снимал туфли и шел бо-сиком. Идти в туфлях по циновкам, расстелен-ным на полу, считалось просто неприличным. Сидели китайцы либо на той же циновке, либо на низком сидении, но непременно подогнув под себя пятки. Сидеть свесив ноги, а тем более вы-тянув их вперед, могли только совершенно не-воспитанные люди. Уже в древности китайцы овладели искусством есть с помощью двух па-лочек. Этот обычай они сохраняют и поныне.

Древние китайцы сооружали на голове слож-ные прически, собирая волосы в пучок. Тех же, кто ходил с распущенными волосами, они счи-тали дикарями. Обычно китайцы носили халат, у простых людей халаты были из дешевой ма-терии. Знатные богачи одевались в халаты шел-ковые, с красивой вышивкой цветами и фигу-рами драконов (рис. 4).

Рис. 4. Традиционная одежда и прически ()

Конфуций учил, что не только в семье, но и во всем государстве должен соблюдаться порядок в отношениях между старшими и младшими. Воспитанный китаец со всеми вежлив, он не грубит тем, кто ниже его по положению, и не за-искивает перед теми, кто выше. Но он ведет себя с теми и с другими, хорошо зная свое место, - со старшими почтительно, а с младшими бла-госклонно. Конфуций учил, что государство по-добно большой семье. Подданные должны ува-жать правителя как отца. Но и правителям Конфуций советовал относиться к подданным как к своим детям. Мудрый правитель не муча-ет людей суровыми наказаниями, а терпеливо воспитывает их - прежде всего своим примером. Правителю вовсе не к лицу жестокость, дос-таточно отеческого наставления. «Казнить кого-либо, вместо того чтобы наставить его на истин-ный путь - бесчеловечно», - говорил Конфуций.

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
  1. Bibliotekar.ru ()
  2. Sch714-china.narod.ru ()
  3. Newacropol.ru ()

Домашнее задание

  1. Определите местоположение Древнего Китая.
  2. Какие правила приличия должен был соблюдать воспитанный китаец?
  3. Как китайцы должны были относиться к правителям, и как правители должны были относиться к простому народу?
  4. Чем китайская письменность похожа на письменность других государств древности? Чем отличается?

За всю историю Китая никто не смог затмить славу Конфуция.

Он не был ни первооткрывателем, ни изобретателем, но его имя знает каждый житель планеты благодаря выдающимся философским учениям.

Из биографии Конфуция:

Об этом выдающимся человеке известно немного, но это не мешает считать, что Конфуций является влиятельной фигурой в развитии Китая.

Конфуций (настоящее имя – Кун Цю) является древним мудрецом и философом Китая. Родился он примерно в 551 году до н. э. Его мать Янь Чжэнцзай являлась наложницей, ей в то время было всего 17 лет. Отцу Шулян Хэ на тот момент исполнилось уже 63 года, он был потомком Вэй-цзы, полководца императора. Мальчику при рождении было дано имя Кун Цю. Когда ребенку было полтора года, отец скончался.

После смерти отца маленького Конфуция, между двумя женами и молоденькой наложницей происходили тяжёлые ссоры, что и вынудило мать мальчика покинуть дом. Переехав в город Цюйфу, Янь Чженцзай стала жить сама с сыном. У Конфуция было тяжелое детство, с малого возраста ему приходилось работать. Мать Янь Чжэнцзай рассказывала о его предках и об их великой деятельности. Это являлось огромным стимулом для возвращения великого титула, который был утерян. Слушая рассказы матери, про своего отца и его знатный род, Конфуций понимал, что бы быть достойным своего рода необходимо заниматься самообразованием.

Для начала он изучил основу системы образования молодых аристократов - шесть искусств. В этом он преуспел, и его назначили на должность чиновника распорядителя амбаров, потом - чиновником, отвечающим за скот. Примерно в 19 лет женился, и у него родилось двое детей.

Свою успешную карьеру он начал примерно в 20 лет. +В это же Конфуций получил признание и создал целое учение – конфуцианство, которое имело огромное значение для развития Китая. Он стал основателем первого университета и написал правила для всех сословий. Преподавал 4 дисциплины: литературу, язык, политику и мораль в своей же частной школе, в которую принимали всех желающих независимости от сословия и материального достатка.

Примерно 528 году до нашей эры у него умирает мать, и по традициям он должен оставить государственную работу на 3 года. В этот период Конфуций полностью погрузился в размышления создать идеальное государство.

Когда Конфуцию было 44 года, он занял пост резиденции княжества Лу. Он был очень активен на своем посту, являлся опытным и умелым политиком. +В скором времени в стране начались большие перемены. На смену стабильным правлениям династий, пришли продажные жадные чиновники, начались междоусобные распри. Осознав свою безысходность, Конфуций подал в отставку и вместе со своими учениками подался путешествовать по Китаю. В это время он старался донести свои идеи до правительств разных провинций. Конфуций стал проповедовать совместно с последователями философское учение. Его идея заключалась в проповедовании знания нищим, пахарям, старикам и молодым.

За свое обучение Конфуций брал символическую плату, жил на средства, выделенные состоятельными учениками. Занялся обучением новых учеников и систематизацией древних книг Ши дзин и И дзин. Сами же ученики составили книгу Лунь Юй. Она стала основополагающей книгой конфуцианства, в которой содержится краткие высказывания, заметки, поступки их учителя.

Примерно в 60 лет он окончил свои странствования, Конфуций возвращается на родину, которую не покидает до самой смерти. Остальную часть жизни он работает над своими творениями: «Книги Песен», «Книги перемен» и над многим другими. + Интересно то, по подсчетам ученых у него было примерно 3000 учеников, но поименно насчитывается примерно 26.

Хотя конфуцианство считают религией, в ней нет ничего связанного с теологией. Она отражает принципы создания гармоничного общества. Основное правило, которое сформулировал Конфуций это: «Не делай человеку то, что не желаешь самому себе». +Конфуций умер на 73-м году, перед этим он предсказал свою скорую гибель, о чём поведал ученикам. Умер он примерно в 479 году, и бытует мнение, что перед этим он 7 дней просто спал. Похоронен был на кладбище, где предполагалось хоронить его последователей. +На месте дома после его смерти был построен храм, который не раз перестраивали, увеличивали его площадь. Дом Конфуция с1994 года находиться под охраной ЮНЕСКО. В Китае принято давать премию имени Конфуция за достижение в сфере образования.

Конечно, вокруг жизни и биографии Конфуция частично созданы легенды, но не стоит преуменьшать факт влияния его учений на будущие поколения.

Он был одним из первых, кто предложил идею построить высоконравственное и гармоничное общество. Его учение нашло такой широкий отклик у людей, что его приняли в качестве идеологической нормы на уровне государства, и оно оставалось популярным почти 20 веков. Уроки Конфуция просты для понимания каждому человеку – наверное, поэтому они вдохновляют людей очень эффективно.

Конфуций был обычным человеком, но его учение нередко называют религией. Хотя вопросы богословия и теологии как таковые для конфуцианства не важны вообще. Все учение строится на морали, этике и жизненных принципах взаимодействия человека с человеком.

25 интересных фактов из жизни Конфуция:

1.Генеалогическое древо Конфуция с историей приблизительно в 2500 лет является самым длинным в мире. На сегодняшний день древо охватывает 83 поколения клана Конфуция.

2.Конфуций известен также под именами: «Великий мудрец», «Самый мудрый ушедший учитель», «Первый учитель» и «Навеки образцовый учитель».

3. Цю («Qiū», дословно «Холм») - настоящее имя Конфуция, данное ему при рождении. Вторым именем учителя было Чжун-ни (仲尼Zhòngní), то есть «Второй из глины».

4. Конфуцианство, основанное Конфуцием и развитое его последователями, - одна из самых распространённых и самых древних учений в Китае и во всем мире.

5.Законы, изданные Конфуцием, основывались на его учениях и были настолько успешными, что преступность в царстве Лу сошла на нет.

6. Конфуций считал, что каждый гражданин должен уважать и чтить предков.

7. В 19 лет Конфуций женился на девушке по имени Ки-коан-ши из семьи Ци, жившей в царстве Сун. Через год у них родился сын, которого назвали Ли.

8. В 50 лет (501 год до н.э.) Конфуций занял пост судьи. В его руках сконцентрировался весь закон и порядок царства Лу.

9. Ученики Конфуция на основе высказываний и бесед учителя составили книгу «Сы шу» или «Четверокнижие».

10.«Золотое правило» Конфуция гласит: «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Также ему приписывают изречение: «Что не выберешь сам, не навязывай другим».

11. Имя «Конфуций» возникло в конце XVI века в трудах европейских миссионеров, которые таким образом на латинском языке (лат. Confucius) передали сочетание Кун Фу-цзы (кит. упр. 孔夫子, пиньинь: Kǒngfūzǐ), хотя чаще используется имя 孔子 (Kǒngzǐ) с тем же значением «Учитель [из рода/по фамилии] Кун».

12. По мнению Конфуция человек должен превозмочь себя, культивируя личность посредством нравственности и гуманности, и уничтожить в себе варвара и эгоиста.

13. Согласно данным Комитета по генеалогии семьи Конфуция, действующего в Гонконге и Китае, родословные книги с перечислением потомства Конфуция считаются самыми объёмными в мире: они насчитывают 43 тысячи страниц и включают имена более 2 миллиона человек.

14. На должности судьи Конфуции пробыл пять лет, но козни злопыхателей привели к его отставке в 496 году до н.э.

15. Конфуций вернулся к преподаванию и в последующие 12 лет в качестве учителя завоевал всеобщую любовь и уважение.

16. Он верил, что элита страны станет положительным примером для остальной нации. Так, в обществе воцарятся мир и согласие.

17.К важнейшим человеческим качествам он относил честность, доброжелательность, покорность, вежливость и здравомыслие. Народных лидеров Конфуций воодушевлял быть образчиками благонравия.

18. Студентам Конфуций преподавал идеи древнекитайских мудрецов, которые изучил сам, чтобы добиться реформ в правительстве, погрязшем на тот момент в коррупции и самовластии.

19. Мать Конфуция скончалась, когда ему было 23. Спустя год (в 527 до н.э.) Конфуций сменил поприще и занялся педагогикой.

20. Когда Конфуцию было полтора года, умер его отец Шулян Хэ, военный офицер. Мальчик рос в нищете, но смог получить хорошее образование.

21. В возрасте 60 лет Конфуций оставил трудовую деятельность и вернулся на малую родину. Через 12 лет, 21 ноября 479 года до н.э. он скончался.

22. Один из самых выдающихся учеников Конфуция и его духовный наследник – китайский философ Мэнцзы. Самым любимым учеником мыслителя был Янь Хуей.

23. Несколько десятков тысяч потомков «учителя всех китайцев» живут за пределами Китая в Корее (34 тысячи) и Тайване.

24. С раннего детства Конфуцию пришлось усердно трудиться, чтобы прокормить семью. Начав простым рабочим, он выслужился до чиновника, ответственного за выдачу и прием зерна. Позже в его ведение поступил и скот.

25. Конфуций (имя при рождении Кун Цю) родился в 551 году до н.э. в городе Цэоу (ныне город Цюйфу в провинции Шаньдун), принадлежавшем царству Лу.

25 мудрейших цитат Конфуция:

1.На самом деле, жизнь проста, но мы настойчиво её усложняем.

2.Три вещи никогда не возвращаются обратно – время, слово, возможность. Поэтому: не теряй времени, выбирай слова, не упускай возможность.

3.В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Нынче учатся для того, чтобы удивить других.

4.Благородный в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен.

5.Не тот велик, кто никогда не падал, а тот велик – кто падал и вставал.

6.Несдержанность в мелочах погубит великое дело.

7.Если тебе плюют в спину, значит ты впереди.

8.Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький.

9.Счастье - это когда тебя понимают, большое счастье - это когда тебя любят, настоящее счастье - это когда любишь ты.

10.Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспеть за собственными словами.

11.Драгоценный камень нельзя отполировать без трения. Также и человек не может стать успешным без достаточного количества трудных попыток.

12.Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни.

13.Попытайтесь быть хотя бы немного добрее, и вы увидите, что будете не в состоянии совершить дурной поступок.

14.Можно всю жизнь проклинать темноту, а можно зажечь маленькую свечку.

15.Красота есть во всем, но не всем дано это видеть.

16.Советы мы принимаем каплями, зато раздаём ведрами.

17.В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах.

18.Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество.

19.Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим.

20.Пришло несчастье – человек породил его, пришло счастье – человек его вырастил.

21.Я не огорчаюсь, если люди меня не понимают, - огорчаюсь, если я не понимаю людей.

22.Перед тем как мстить, вырой две могилы.

23.Если ты ненавидишь – значит тебя победили.

24.Побороть дурные привычки можно только сегодня, а не завтра.

25.Лишь, когда приходят холода, становится ясно, что сосны и кипарисы последними теряют свой убор.

Храм Конфуция

из Википедии, фото из интернета

Конфуций (по-китайски его имя звучит иначе: Кун Фу-цзы) был необыкновенным человеком. Без него невозможно представить историю Поднебесной империи, поэтому ученые даже называют китайскую цивилизацию (правда, более позднего периода — средних веков) конфуцианской. И судьба философа была необычной.

Конфуций родился в середине VI века до н.э. в семье обедневших аристократов. Его детство и юность прошли в лишениях и тяжких трудах. Однако у Конфуция хватало и времени, и сил на изучение древних умных книг. В 20 лет, после многих унижений, ему удалось выбиться в чиновники, а через 10 лет он ушел в отставку и открыл частную школу, став первым в истории Китая профессиональным преподавателем. Говорят, у Конфуция было около 3 тысяч учеников. 20 лет мудрец вел занятия и одновременно создавал свое учение — программу усовершенствования общества и человека. Когда ему исполнилось 50, он решил, что пора от слов перейти к делу, и, подобно Шан Яну, отправился путешествовать по стране, предлагая свои проекты правителям царств. Но, в отличие от Шан Яна, Конфуцию не повезло: его философия никого не заинтересовала. Вернувшись домой, он провел остаток жизни в тишине и покое: занимался с учениками и писал новые труды. В 479 г. до н.э. мудрец умер.


Конфуций в окружении своих учеников изучает одно из древнейших китайских произведений — гадательную «Книгу перемен».

Признание и слава пришли несколько столетий спустя. Только в I веке н.э., в эпоху династии Хань, учение Конфуция стало чем-то вроде официальной религии, а сам философ был обожествлен — в его честь даже совершали жертвоприношения, и все образованные люди учили наизусть его книги.

Чем объяснить такой сказочный успех учения Конфуция? Наверное, главная причина в том, что он другими глазами посмотрел на человека и его роль в мире, на государство и отношения между властями и народом.
Конфуций мечтал воскресить «золотой век» с его идеальным обществом, похожим на одну большую семью. Дети, но есть народ, слушаются старших, то есть власти, а те руководят и заботятся о своих подопечных. Но главное, в такой семье царят любовь и взаимное доверие. Согласие достигается не принуждением или устрашением, а тем, что каждый по доброй воле честно выполняет свои обязанности. Гуманность, справедливость, преданность, мудрость и благопристойное поведение — вот на чем держится благополучие государства.

Шан Ян и тем более Шихуанди не согласились бы с Конфуцием. Как же держать народ в повиновении без жестоких наказаний? — спросили бы они. У Конфуция на это была своя точка зрения. «Если личное поведение тех, кто стоит наверху, правильно, дела идут, хотя и не отдают приказов, — говорил он. — Если же личное поведение тех, кто стоит наверху, неправильно, то, хотя приказывают, народ не повинуется». Значит, главная причина всех бед в том, что правитель, его приближенные и чиновники сами нарушают законы, ленятся и обогащаются за чужой счет. Почему бы и народу не вести себя так же? И разве может народ доверять такому правителю? А государству, каким бы оно и казалось могущественным, без доверия не устоять. Конфуций считал, что лучше пережить войну или голод, чем утратить доверие народа.

Особые требования предъявлял философ к чиновникам. Это понятно: в отличие от императора и придворных, они постоянно общаются с простыми людьми, собирают налоги, ведут дела в суде. Именно от них во многом зависит благополучие народа. Чиновники должны быть «благородными мужами» — образованными, глубоконравственными, бескорыстными.
Образцовый чиновник Конфуция походил на прекрасного принца или рыцаря. Наверное, поэтому любимыми героями китайских сказок были не персонажи вроде Золушки или Иванушки-дурачка, а бедняки, которые благодаря своим достоинствам становятся добрыми чиновниками.

© 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство