Какие штрафы грозят за несдачу отчетности в налоговую? Штраф за несвоевременную сдачу декларации

Какие штрафы грозят за несдачу отчетности в налоговую? Штраф за несвоевременную сдачу декларации

Сегодня нам предстоит выяснить, есть ли в России какой-нибудь штраф за неподачу декларации налогового типа. Стоит ли населению беспокоиться, если тот или иной человек не сообщил о своих доходах? При каких обстоятельствах и какое наказание будет ждать гражданина? Ответы будут представлены ниже. На самом деле все не так просто, как кажется.

Обязанность населения

В России все организации и граждане обязаны отчитываться перед государством о своих доходах. Это правило закреплено на законодательном уровне.

Есть ли в стране штраф за неподачу декларации? Что будет тому, кто не следует установленным правилам? Все зависит от конкретной ситуации.

Для начала необходимо запомнить: отчитываться о доходах граждане обязаны до 30 апреля года, следующего за тем, в котором была получена прибыль. Налоги при этом уплачиваются до 15 июля.

Чем обернется налогоплательщику нарушение сроков? Всегда ли необходимо подавать налоговые декларации в соответствующий орган?

Исключительные случаи

Некоторые полагают, что в ряде случаев не нужно отчитываться перед государством о своих доходах. Точнее, часть населения считает, что если не нужно платить налог от той или иной прибыли, нет необходимости в ее декларировании.

На самом деле это не так. Даже если гражданин получил не облагаемую налогом прибыль, о ней нужно отчитаться. В противном случае человека будет ждать определенное наказание. Какое именно?

Проблемы с налоговой

Как уже было сказано, все зависит от конкретной ситуации. Для начала следует отметить, что сокрытие доходов - это уголовное преступление. В определенных случаях гражданина может ждать не только штраф, но и тюремное заключение. Но это только если налогоплательщик уклоняется от уплаты налогов.

Неподача или несвоевременная отчетность о полученной прибыли - совсем другое дело. Уголовным преступлением такой шаг назвать трудно. Особенно если он был допущен по ошибке и разово. Какой штраф за неподачу декларации грозит человеку?

Первое, что должен уяснить налогоплательщик, - это то, что отсутствующая отчетность влечет за собой проблемы при обращении в налоговые органы. Гражданину могут отказать в выдаче справок из налоговой. Также человек не сможет оформить налоговый вычет.

Штраф при "нулевках"

Какой грозит штраф за неподачу декларации физическим лицом? Рассмотрим вариант, когда гражданин или организация не должны были уплачивать налог. Такое возможно, если расходы компании превысили доходы. Также НДФЛ не уплачивается с прибыли, полученной от реализации имущества, находящегося в собственности больше 3 (с 2016 года больше 5) лет.

Тем не менее это вовсе не значит, что отчитываться о доходах не нужно. На так называемые "нулевки" (декларации с нулевым налогом) распространяются точно такие же правила, как и на всю остальную отчетность.

Что грозит налогоплательщику? Штраф. За неподачу декларации вовремя необходимо уплатить 1000 рублей. И не более того. Именно такое наказание ждет нерадивого налогоплательщика.

Есть налог

Но это еще не все. Дело все в том, что чаще всего население сталкивается с обычными налоговыми декларациями. Они предусматривают уплату определенного налога тем или иным гражданином. Если человек не подал 3-НДФЛ, предусматривающую налоговые платежи, ему будет грозить более серьезное наказание.

Начнем с самого начала. Предположим, что до окончания срока уплаты налога еще долго. Налогоплательщик не подал декларацию до 30 апреля. Начиная с 1 мая, налогоплательщику будет назначаться штраф. Какой именно?

1000 рублей? Вовсе нет. Штраф за неподачу декларации ИП или физическим лицом, предусматривающей налог, будет варьироваться. За каждый месяц просрочки начисляется 5% от налога. При этом предельный размер наказания не может превышать 30% от налогового платежа.

Уклонение от налогов

Какой штраф за неподачу декларации грозит тем, кто не только не отчитался о доходах, но и не уплатил налог? После 15 июля характер наказания немного изменится. Дело все в том, что в данном случае налогоплательщик попадет под статью "Уклонение от налогов".

Что предусматривается при подобном наказании? Человек должен будет уплатить штраф в размере 20% от задолженности перед государством.

Важно: подобная мера наказания предусматривается только тогда, когда налоговые органы сами обнаружили нарушение. Если налогоплательщик опомнился, подал декларацию и покрыл пени, штраф не имеет места.

Умысел

На этом особенности для налогоплательщиков не заканчиваются. Штраф за неподачу декларации о доходах вместе с умышленным уклонением от налогов увеличивается. Если налоговые органы смогут доказать умысел в действиях налогоплательщика, то денежное взыскание с 20% увеличится до 40%.

На практике подобные ситуации встречаются крайне редко. Ведь доказать умышленное уклонение от налогов весьма проблематично. Поэтому зачастую при отсутствии налоговой декларации и при наличии неуплаченного налога необходимо ориентироваться на штраф в размере 20% от долга.

Пени

На перечисленных взысканиях наказания для недобросовестных налогоплательщиков не заканчиваются. Штраф за неподачу декларации уже известен. Понятно и то, сколько гражданин должен будет заплатить, если он не разделался с налоговыми задолженностями до установленного в России срока.

Следует учесть то, что дополнительно при просрочке налога придется платить пени. Чем дольше налогоплательщик уклоняется от своих обязательств, тем больше в конечном итоге от него потребуют.

На сегодняшний день пеня начисляется в размере 1/300 ставки рефинансирования Центробанка. Это наказание ежедневно увеличивается. Поэтому точно сказать, какой именно штраф за неподачу декларации и неуплату налогов нужно заплатить, трудно. Иногда можно обойтись 20% от налогового сбора, иногда - больше.

Уголовное преступление

Как уже было сказано, уклонение от налогов является уголовным преступлением. Чем больше задолженность, тем серьезнее наказание.

Что грозит человеку, который имеет задолженность более 600 000 рублей? В данной ситуации будет играть роль точная сумма долга. Если долг имеет статус крупного, можно столкнуться со следующими мерами пресечения повторных нарушений:

  • штраф от 100 до 300 тысяч рублей;
  • штраф, в размере зарплаты гражданина за 1-2 года;
  • принудительные работы на 12 месяцев;
  • арест до полугода;
  • лишение свободы максимум на 12 месяцев.

Налоговая задолженность в особо крупных размерах предусматривает более жесткое наказание. В данном случае налогоплательщику грозит:

  • штраф 200-500 тысяч;
  • взыскание зарплаты за 1,5-3 года;
  • принудительные работы на 36 месяцев;
  • лишение свободы на 3 года максимум.

Крупным размером считается долг за последние 3 года в размере 900 000 тысяч рублей (если доля налога составляет больше 10% сборов) либо 2 000 000 рублей за год. Особо крупный размер задолженности - 4 500 000 рублей за 3 года (если налоговая задолженность превышает 20% сборов, подлежащих уплате), либо 13 500 000 рублей.

Заключение

Вот и все. Теперь понятно, с каким именно штрафом за неподачу декларации может столкнуться налогоплательщик. Из всего вышесказанного следует, что основная масса граждан сталкивается либо со штрафом в 1000 рублей, либо с взысканием 20% от неуплаченных налогов (+ пени за каждый день просрочки).

Именно на такие меры пресечения неуплаты налогов и неподачи декларации необходимо ориентироваться. Во избежание проблем с налоговыми органами рекомендуется соблюдать установленное законодательство.

Даже декларации-"нулевки" обязательно показывать государству. В противном случае подобный шаг будет расцениваться как недобросовестное поведение. И гражданин не сможет нормально контактировать с ФНС. Ему, как уже было сказано, могут отказать в предоставлении тех или иных услуг до момента, пока декларация не будет подана. На практике подобные случаи встречаются, хоть и не очень часто.

Штраф за неподачу декларации в России имеет место, но он не очень высокий. Изученное наказание можно рассматривать как воспитательную меру - человек поймет, что за свои ошибки нужно платить, и он больше не будет допускать просрочки при отчетах о доходах.

Возлагает на субъектов обязанность сдавать в контролирующий орган отчетность, если она предусмотрена в соответствующем законодательстве. Плательщик направляет документы в инспекцию по месту учета. В НК предусмотрена ответственность за непредоставление декларации.

Общие сведения об отчетности

Декларация является письменным заявлением плательщика об объектах обложения, полученных доходах и осуществленных расходах. В этом документе субъект также указывает сведения об источниках поступления средств, льготах, базе, исчисленной сумме обязательного платежа в бюджет или иную информацию, выступающую как основание для начисления и уплаты сбора. Данное разъяснение присутствует в ст. 80 НК. предписывает сдавать отчетность по каждому платежу, подлежащему отчислению в бюджет, если другое не установлено в законодательстве.

Ст. 119 НК

В соответствии с п. 6 статьи 80 декларация представляется в налоговый орган в установленные законодательством сроки. Неисполнение этого предписания является нарушением. За непредоставление декларации в срок к плательщику может быть применена ст. 119 НК. При этом следует иметь в виду, что уплата начисленной суммы платежа в бюджет не освобождает субъекта от наказания за несоблюдение установленного порядка. Это означает, что в случае погашения вмененного сбора санкция не будет определяться в минимальном размере. Ее величина будет рассчитываться по сумме обязательного платежа, указанной в отчетности.

Какие штрафы в налоговой инспекции предусмотрены для субъектов?

Санкции к плательщикам, нарушающим порядок сдачи отчетности в контрольный орган, предусматриваются в пунктах 1 и 2 ст. 119. Штраф за непредоставление налоговой декларации по месту учета субъекта составляет 5% от суммы платежа, подлежащего отчислению (доплате) в бюджет и указанного в документе. Начисление осуществляется за каждый полный либо неполный месяц с даты, установленной для сдачи отчетности. При этом штраф за непредоставление налоговой декларации не может быть более 30% от рассчитанного сбора, но не меньше 100 р. Данный порядок считается общим для всех плательщиков. Ст. 119 НК также предусматривает повышенные санкции за нарушение порядка сдачи отчетности. В частности, штраф за налоговую декларацию может составлять 30% от суммы платежа, если субъект не сдал документацию в течение более 180 дн. с установленной в законе даты. При этом, начиная со 181 дня, с него будет взыскиваться 10% от сбора, указанного в отчетности, за каждый месяц (неполный или полный).

Нюансы

Денежное взыскание за непредоставление в срок при неверно исчисленной сумме обязательного платежа, определяется в соответствии с подлежащим к уплате, а не ошибочно указанным в отчетности. Субъекту необходимо также иметь в виду, что в случае, если размер сбора по расчетам будет равен нулю, у субъекта сохраняется обязанность сдать документацию. В Президиума ВАС № 71 от 2003 г. указано, что отсутствие у плательщика по окончании конкретного периода суммы к уплате само по себе не освобождает его от необходимости составлять и предъявлять отчетность. Таким образом, штраф за непредоставление налоговой декларации будет начислен вне зависимости от результатов расчета.

Отягчающие обстоятельства

На практике достаточно часто возникает вопрос - вправе ли контрольный орган увеличить сумму взыскания при повторном нарушении порядка сдачи отчетности? Ответ на него содержится в п. 2 ст. 112. В нем сказано, что при наличии обстоятельства, предусмотренного в пункте четвертом ст. 114, штраф за непредоставление налоговой декларации повышается на 100%. В п. 2 ст. 112 установлено отягчающее обстоятельство - совершение нарушения лицом, к которому ранее уже применялись санкции за аналогичный проступок. В п. 3 данной нормы содержится указание на давность привлечения к ответственности. Так, сумма в двойном размере может быть взыскана, если с даты первого наказания не прошло 12 мес. Обстоятельства, отягчающие или смягчающие ответственность, устанавливаются налоговым органом либо судом и принимаются во внимание при применении санкции. Таким образом, в соответствии с вышеизложенным, контрольный орган вправе взыскать сумму в двойном размере.

Дифференциация нарушений

Достаточно часто возникает вопрос о правомерности установления денежного взыскания за несдачу расчетов, а не за непредоставление декларации по НДС или иному обязательному отчислению. Следует отметить, что порядок применения санкций в таких случаях различается. Порядок сдачи и контрольная дата направления расчетов, правила и форма заполнения регламентируются ст. 80 НК. Эта же статья действует в отношении декларации. Тем не менее сами эти понятия нетождественны. Если в документе отсутствуют признаки декларации, то применение наказания по ст. 119 неправомерно. В этом случае следует использовать ст. 126. В ней сказано, что к субъекту, не сдавшему документы либо другие сведения, предусмотренные в НК и законодательных актах, применяется денежное взыскание в размере 50 р. за каждый документ.

Разъяснения Президиума ВАС

В п. 15 Письма №71 указано, что с организации не может взиматься штраф за непредоставление декларации по НДС или иному сбору, если законодательство по конкретному платежу разграничивает понятия отчетности и расчета. Аналогичное разъяснение приводится в Постановлении Президиума № 15356/04. В нем сказано, что при оценке платежа по существу, вне зависимости от его наименования, следует учитывать установленные в законе понятия о сборах и налогах. Рассмотрим пример. В суде разбиралось дело о том, что организация не предоставила декларацию (расчет) по операциям с ценными бумагами. По своей сути, платежи, связанные с оборотом акций, выступают в качестве сбора. То есть, это взносы, уплата которых выступает в качестве одного из условий совершения государственными структурами юридических действий в отношении этой организации. В частности, речь идет о предоставлении определенных прав или выдаче лицензий (разрешений). Таким образом, платеж по своей природе - эмиссионный сбор по операциям с ценными бумагами. Непредоставление декларации (расчета) по его выплате не может выступать в качестве основания для применения ст. 119 НК.

Электронная форма

В действующее законодательство были внесены определенные изменения. В соответствии с ними, предусматривается обязанность субъекта сдавать отчетность в контрольный орган в электронной форме. С 2007-го она вменяется плательщикам, штат сотрудников которых более 250, а с 2008-го - больше 100 человек. Данная обязанность исполняется субъектами путем отправки соответствующих сведений с использованием каналов телекоммуникационной связи. Необходимо отметить, что за непредоставление декларации (3-НДФЛ или по иному обязательному платежу) в надлежащей форме также могут применяться санкции статьи 119 НК. Разъяснения по этому вопросу присутствуют в Письме Минфина № 15356/04. В документе, в частности, сказано, что сдача отчетности (расчета) в ненадлежащей форме либо неустановленным способом рассматривается как невыполнение обязанности, вмененной плательщику.

Задачи санкций

Необходимо сказать, что денежное взыскание за непредоставление выступает в качестве важнейшего института государственности. Его ключевая цель состоит в обеспечении реализации полномочий власти по контролю над неукоснительным соблюдением предписаний законодательства, прав и интересов (стратегических, экономических, социальных) всех участников правоотношений. Денежное взыскание является разновидностью гражданско-правовой ответственности в целом и индивидуальной в частности. Применяя к нарушителям санкции, государство обеспечивает поддержание правопорядка в конкретной сфере общественных и экономических взаимодействий.

Специфика правового регулирования

Необходимо сказать, что реализация полномочий властью по установлению ответственности по налоговым правонарушениям - ее Осуществление ее невозможна без государственного контроля над соблюдением норм, устанавливающих и регламентирующих порядок общественных взаимодействий в сфере обязательных бюджетных платежей. Для этого существует институт обеспечения исполнения обязательств, вмененных субъектам, участвующим в соответствующих правоотношениях.

Соблюдение и реализация законодательства о сборах и налогах не могло бы гарантироваться государством в полной мере, если бы при надлежащем исполнении одних норм, выполнение других предписаний было чисто формальным. Это, в свою очередь, привело бы к частичной или полной потере ими их юридической ценности. В этой связи соблюдение всех установленных законодательством норм в комплексе, а не только в рамках структуры какого-либо одного, конкретного кодифицированного правового акта, но и в общей системе всех действующих нормативных документов, международных в том числе, позволит государству сформировать наиболее благоприятные, выгодные условия для интенсивного и эффективного экономического роста и совершенствования всех лиц, задействованных в сфере налоговых отношений.

Заключение

Налоговая ответственность субъектов, осуществляющих экономическую деятельность, имеет огромное значение для поддержания правопорядка в хозяйственной сфере страны. Она выступает как ключевой инструмент правового регулирования. Взаимное выполнение вмененных обязанностей и реализация имеющихся прав всеми субъектами налоговых правоотношений способствуют формированию законного общества, в котором устанавливается высокий уровень основ правопорядка. При этом обязательства как в общем, так и частном смысле, не должны становиться для плательщика рутинной деятельностью, за неосуществление которой предусматриваются только те либо другие санкции. Они должны стать для него необходимой реализацией своих прав, интересов и свобод в конституционном смысле, посредством которой формируется полноценное гражданско-правовое общество.

Наступают сроки сдачи большинства налоговых деклараций. За просрочку их представления штрафы грозят не только компаниям, но и их должностным лицам. Мы комментируем основания и порядок привлечения к ответственности за несвоевременную подачу деклараций. В каких случаях считается неправомерным наложение штрафа на компании; как снизить размер санкций; обязана ли фирма представлять декларацию, если сумма к уплате равна нулю; могут ли привлечь к ответственности за сдачу декларации по старой форме?

так, налоговую декларацию обязан представлять каждый налогоплательщик и по каждому подлежащему уплате налогу (подп. 4 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 80 НК РФ). Также применительно к конкретному налогу представляется расчет авансового платежа. Размер санкции за несвоевременную сдачу декларации различен в зависимости от количества дней просрочки (ст. 119 НК РФ).

Основания применения ответственности

Ответственность по ст. 119 НК РФ неприменима к отчетным периодам

Применение санкций по ст. 119 НК РФ возможно только по итогам налогового, а не отчетного периода. Законодатель четко разграничивает два документа — налоговую декларацию и расчет по авансовым платежам. Иными словами, за непредставление в установленные сроки расчетов авансовых платежей ответственность по ст. 119 НК РФ применена быть не может (п. 15 ). Налоговые органы за непредставление в срок авансовых расчетов могут привлечь к ответственности лишь по п. 1 ст. 126 НК РФ.

Кроме того, привлечь к ответственности по ст. 119 НК РФ налоговые органы вправе только налогоплательщика, но не налогового агента (п. 13 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98 ). Не подлежат представлению в налоговые органы декларации (расчеты) по тем налогам, по которым компания освобождена от обязанности по их уплате в связи с применением того или иного спецрежима (п. 2 ст. 80 НК РФ).

Ответственность по ст. 119 НК РФ не распространяется на случаи несвоевременной сдачи деклараций по сборам и взносам. Однако за непредставление расчетной ведомости в органы ФСС организация может быть привлечена к ответственности в виде штрафа в размере от 1000 до 5000 руб. по ст. 20 Федерального закона от 08.02.2003 N 25-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации". Налоговая ответственность неприменима и к взносам на обязательное пенсионное страхование, поскольку они не соответствуют понятию налога (п. 8 информационного письма Президиума ВАС РФ от 14.03.2006 N 106; постановления ФАС ДВО от 11.05.2006 N Ф03-А37/06-2/1072; ФАС ЗСО от 24.05.2006 N Ф04-2365/2006(22215-А70-25) ).

Не применяются ст. 119 и 126 НК РФ к нарушениям, связанным с исчислением сборов и взносов

За подобное правонарушение не могут привлечь и по п. 1 ст. 126 НК РФ. Дело в том, что она предусматривает ответственность за непредставление сведений, прямо предусмотренных НК РФ. Обязанность же по представлению расчетов по обязательному пенсионному страхованию следует из норм Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Более того, органы Пенсионного фонда не вправе привлекать к ответственности за непредставление в срок деклараций (расчетов) по ст. 27 Федерального закона N 167-ФЗ.

Отсутствие у налогоплательщика по итогам налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности подачи декларации (п. 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71; см. также решение ВАС РФ от 03.02.2004 N 16125/03 ).

Отсутствие суммы к уплате налога не освобождает от обязанности подачи декларации

Такая позиция ВАС РФ нашла отражение в решениях федеральных окружных судов. Привлечение налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в 100 руб. обоснованно, даже если у налогоплательщика не было обязанности по уплате налогов по этим декларациям (постановления ФАС УО от 02.07.2001 N Ф09-1395/01АК; ФАС ЗСО от 05.11.2001 N Ф04/3414-990/А46-2001; ФАС ДВО от 30.06.2005 N Ф03-А73/05-2/1800 ).

Если компания не признается плательщиком какого-либо налога (например, у нее нет в собственности транспортных средств, земельных участков), то на нее не возложена обязанность по сдаче деклараций, а значит, не может быть применена ответственность по ст. 119 НК РФ. Отметим, что налоговые органы соглашаются с такой позицией (письмо Управления ФНС по г. Москве от 14.03.2008 N 03-05-05-02/13).

Еще один важный момент, о котором необходимо помнить при подаче деклараций: сама по себе уплата суммы исчисленного налога в установленный срок автоматически не освободит вас от ответственности за несвоевременное представление декларации (п. 13 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 ).

Что грозит за нарушение формы и порядка подачи декларации?

Поскольку действия представителя налогоплательщика, подавшего декларацию в инспекцию, расцениваются как действия самого налогоплательщика, то факт нарушения срока подачи декларации представителем не снимает ответственности с организации (п. 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 ).

По общему правилу налоговый орган не вправе отказать в принятии декларации (расчета). Однако есть одна оговорка: если она представлена по установленной форме или формату (п. 4 ст. 80 НК РФ).

Для организаций, среднесписочная численность которых превышает 100 человек, существует обязанность сдавать декларации (расчеты) в электронном виде (п. 3 ст. 80 НК РФ). Возникает вопрос: может ли привлекаться к ответственности такая организация, если она представила декларацию на бумажном носителе?

Организация представила декларацию на бумажном носителе вместо электронного. Каковы последствия?

Минфин РФ в письме от 24.12.2007 N 03-01-13/9-269 очень осторожно подошел к разъяснению этого вопроса. С одной стороны, он указал, что представление налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) в ненадлежащем виде и (или) неустановленным способом является неисполнением налогоплательщиком обязанности. Но с другой — привлечение к ответственности налогоплательщика, представляющего декларацию (расчет) с нарушением ст. 80 НК РФ, должно производиться с учетом правоприменительной практики и поэтапного характера введения обязательности представления электронных деклараций.

Арбитражная практика по данному вопросу складывается в пользу налогоплательщиков. Санкция по ст. 119 НК РФ может применяться только за несдачу декларации в срок, а за нарушение порядка (формы) ее представления ответственность неприменима (постановление ФАС ЗСО от 28.09.2006 N Ф04-6577/2006(27077-А45-29) ). Так, налогоплательщик подал декларации по транспортному налогу в электронном виде на магнитных носителях с подтверждением на бумаге. Инспекция отказала ему в приеме декларации, сославшись на нарушение порядка представления и необходимость подачи ее в электронном виде по телекоммуникационным каналам. Однако суд признал неправомерным привлечение компании к ответственности по ст. 119 НК РФ, поскольку данной статьей не предусмотрена ответственность за сдачу декларации по неустановленной форме (постановление ФАС ВСО от 16.10.2007 N А58-2710/07-Ф02-7689/07 ). ВАС РФ эту позицию поддержал (определение ВАС РФ от 14.02.2008 N 1475/08 ).

Если у Вас устаревшая форма бланка налоговой декларации

Не секрет, что бухгалтеру иногда бывает сложно отследить все изменения форм деклараций. Но подача декларации по старой форме не образует состава налогового правонарушения по ст. 119 НК РФ. Представление декларации на бланке старого образца не влияет на правильность исчисления подлежащего уплате налога. Именно такой вывод сделан в определениях ВАС РФ от 24.04.2008 N 5284/08, от 18.01.2008 N 227/08, от 09.10.2007 N 11937/07, от 18.10.2007 N 12554/07, от 31.10.2007 N 13878/07 .

Но арбитражный суд Поволжского округа вынес недавно постановление, в котором указал, что налоговый орган вправе отказать в принятии декларации, составленной налогоплательщиком на старом бланке. Так как в абз. 2 п. 4 ст. 80 НК РФ указано, что инспектор не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), только если она представлена налогоплательщиком по установленной форме. В дальнейшем если налогоплательщик не подаст ее в исправленном виде, фискальные органы могут привлечь его к ответственности за просрочку (постановление ФАС ПО от 06.05.2008 N А12-15036/07 ).

Между тем, несмотря на положительную судебную практику в этом вопросе, учитывая новые формулировки ст. 80 НК РФ, советуем отслеживать изменения в налоговом законодательстве и представлять декларации по действующим формам .

Не применяйте факсимиле при оформлении деклараций

В недавнем определении ВАС РФ от 02.06.2008 N 6600/08 был сделан вывод, что воспроизведение подписи руководителя на декларации при помощи факсимиле не подтверждает сведения, указанные в ней. Значит, такая декларация не соответствует налоговому законодательству. Организациям необходимо обращать внимание на оформление подписи в декларации, чтобы избежать ситуации ее отклонения в инспекции.

Правила исчисления штрафа за несвоевременную подачу декларации

Нередко организации задают вопрос: что является базой для исчисления штрафа? Вправе ли инспекция привлечь к ответственности за просрочку сдачи декларации, если сумма налога к уплате по ней равна нулю?

В ст. 119 НК РФ четко определены правила исчисления размера штрафа — от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе несвоевременно поданной декларации.

Из какой суммы исходят налоговые органы при определении суммы штрафа?

Но анализ судебной практики показывает, что все же налогоплательщику надо готовиться к тому, что инспекторы могут рассчитать размер штрафа иначе, а именно — со всей суммы налога за год (письмо Минфина РФ от 16.08.2006 N 03-02-07/1-224).

К счастью, сложилась единообразная практика, в том числе ВАС РФ, которая такой подход не поддерживает. Размер штрафа должен определяться исходя из суммы налога, подлежа-щей уплате либо доплате, на основе поданной с нарушением срока налоговой декларации (постановления ФАС ВВО от 04.06.2007 N А29-7619/2006а; ФАС ВСО от 11.01.2008 N А74-1746/07-Ф02-9642/07; ФАС МО от 24.05.2007 N КА-А40/4236-07 ).

Когда сумма штрафа будет равна нулю?

Каков же будет штраф за представление декларации, по которой сумма налога равна нулю? За непредставление декларации в течение более чем 180 дней штраф составит ноль руб-лей, поскольку п. 2 ст. 119 НК РФ не содержит условия о минимальном размере штрафа. Такого подхода придерживается ВАС РФ (постановление Президиума ВАС РФ от 10.10.2006 N 6161/06 ). Это не оспаривается и налоговыми органами (письмо МНС России от 04.07.2001 N 14-3-04/1279-Т890). Если просрочка подачи декларации составит менее полугода, то налоговый орган, скорее всего, наложит штраф в размере 100 руб., поскольку из п. 1 ст. 119 НК РФ следует, что штраф в любом случае не может быть менее этой суммы.

Но эту позицию можно попытаться оспорить! В частности, сошлитесь на постановление ФАС ВСО от 24.04.2008 N А19-2170/08-51-Ф02-1843/08 , в котором суд указал, что поскольку сумма налога составляет ноль рублей, то сумма штрафа за непредставление декларации в установленный срок также составляет ноль рублей. Иными словами, суд не признал 100 руб. в качестве обязательного минимального размера штрафа по п. 1 ст. 119 НК РФ.

На наш взгляд, такой подход может быть обоснован тем, что если для более тяжкого правонарушения (п. 2 ст. 119 НК РФ) минимальный размер штрафа не установлен, то невозможно и установление минимального штрафа в 100 руб. для менее тяжкого правонарушения (п. 1 ст. 119 НК РФ).

Не забудьте указать на обстоятельства, смягчающие ответственность!

В случае выявления хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства по п. 1 ст. 112 НК РФ размер санкции подлежит уменьшению. Причем не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ (п. 3 ст. 114 НК РФ). Однако в зависимости от количества таких обстоятельств суд вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза (п. 19 постановления Пленума ВАС РФ и Пленума ВС РФ от 11.06.1999 N 41/9 ).

Что относится к смягчающим обстоятельствам?

Перечень смягчающих обстоятельств открыт. Как налоговый орган, так и суд могут признать таковыми и иные обстоятельства (подп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ). Рекомендуем еще на стадии производства о налоговом правонарушении указать на те или иные оправдывающие налогоплательщика факты. В обязанности руководителя (его заместителя) налогового органа входит выявление всех обстоятельств, в том числе смягчающих или отягчающих ответственность (подп. 4 п. 5 ст. 100 и подп. 4 п. 7 ст. 101.4 НК РФ).

Суд учтет Ваши смягчающие ответственность обстоятельства, если налоговый орган этого не сделал

Суды обращают внимание на данный факт. И если руководитель инспекции имел возможность при вынесении решения учесть смягчающие обстоятельства, но не сделал этого, они признают решение инспекции в этой части недействительным. Так, в постановлении ФАС ДВО от 18.01.2008 N Ф03-А59/07-2/6075 налоговый орган не согласился с принятым судебным актом. Инспекторы сослались на то, что снижение санкций по причине установления судом смягчающих вину обстоятельств не является основанием для признания обжалуемого решения недействительным. Однако суд не принял во внимание этот довод инспекции и признал недействительным спорное решение в части начисленного штрафа. К аналогичным выводам пришел суд в постановлении ФАС ЗСО от 22.05.2007 N Ф04-3123/2007(34389-А75-31) : "Налоговый орган при рассмотрении дела о налоговом правонарушении должен устанавливать и учитывать смягчающие ответственность налогоплательщика обстоятельства".

И даже если инспекторы учтут определенные обстоятельства, это не мешает суду принять во внимание иные обстоятельства и еще более снизить штраф (постановление ФАС СЗО от 05.09.2007 N А42-8861/2006 ). Встречаются и такие экзотические варианты, как, например, в постановлении ФАС ЗСО от 14.09.2006 N Ф04-5987/2006(26424-А70-7) . В этом деле суд не счел смягчающим обстоятельством наличие у предпринимателя несовершеннолетних детей в отсутствие доказательств расходов на их содержание. Но при этом он снизил штраф в два раза, так как налогоплательщик признал факт неуплаты налогов и совершение налоговых правонарушений, добровольно уплатил большую часть задолженности по налогам, пене и санкциям и к тому же является физическим лицом.

Обобщив арбитражную практику, мы можем выделить следующие обстоятельства, чаще всего признаваемые судами в качестве смягчающих ответственность :

  1. самостоятельное обнаружение налогоплательщиком и устранение нарушений налогового законодательства (постановление ФАС ЗСО от 22.05.2007 N Ф04-3123/2007(34389-А75-31) ). Дело в том, что непринятие во внимание этих обстоятельств при решении вопроса о штрафе может породить в налогоплательщике надежду, что ошибки налоговым органом не будут обнаружены (п. 17 информационного письма ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 );
  2. совершение правонарушения впервые и отсутствие вредных последствий для бюджета (определения ВАС РФ от 10.04.2008 N 2752/08 и от 19.03.2008 N 3088/08; постановления ФАС СКО от 13.08.2007 N Ф08-4669/2007-1824А; ФАС ВВО от 30.06.2005 N А43-1504/2005-34-71; ФАС ЗСО от 23.01.2008 N Ф04-362/2008(906-А67-26) . Приведем два ярких примера: сославшись на это основание в постановлении ФАС ВВО от 22.01.2008 N А82-5165/2007-99 , суд снизил размер штрафа с 162 298 руб. до 3000 руб, а в постановлении ФАС ДВО от 07.11.2007 N Ф03-А73/07-2/4872 — с 335 196,25 руб. до 1000 руб.

    Является ли совершение правонарушения впервые смягчающим обстоятельством - решит суд

    Между тем не всегда совершение правонарушения впервые признается судами как смягчающее обстоятельство. Так, в постановлении ФАС СЗО от 30.06.2007 N А21-4829/2006 суд указал на неправомерность ссылки на такое обстоятельство, как совершение правонарушения впервые. Он пояснил, что "совершение правонарушения впервые не может быть признано обстоятельством, смягчающим ответственность, поскольку оно является обстоятельством, не отягчающим ее" (определением ВАС РФ от 21.11.2007 N 15375/07 в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ по заявлению налогоплательщика отказано);

  3. незначительный характер правонарушения, а именно небольшой период просрочки представления налоговой декларации (постановления ФАС ВСО от 08.04.2008 А10-3436/07-Ф02-1188/08, от 21.02.2008 N А33-13458/07-Ф02-356/08, от 19.02.2008 N А33-12418/07-Ф02-383/08; ФАС МО от 14.04.2008 N КА-А41/802-08 ). Так, в постановлении ФАС ВСО от 11.01.2008 N А74-1746/07-Ф02-9642/07 суд снизил размер штрафа с 91 464,45 руб. до 11 433 руб., руководствуясь незна-чительным (4 дня) нарушением срока подачи декларации по земельному налогу, вызванным неполадками в компьютерной системе организации;
  4. тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения. Но может ли это обстоятельство распространяться на юридическое лицо? Полагаем, что да! Ведь перечень смягчающих обстоятельств в НК РФ не является исчерпывающим. Арбитражная практика также признает тяжелое финансовое положение организации смягчающим вину обстоятельством (п. 19 постановления Пленума ВАС РФ и ВС РФ от 11.06.1999 N 41/9; постановления ФАС ВСО от 21.02.2008 А33-13458/07-Ф02-356/08, ФАС СКО от 09.10.2007 N Ф08-6608/2007-2456А; ФАС СЗО от 13.11.2006 N А05-4018/2005-29, от 14.01.2008 N А56-1698/2007; ФАС ВВО от 22.01.2007 N А43-38466/2005-34-1275 ). Однако такое положение необходимо доказывать со ссылками на бухгалтерские документы;
  5. Может ли штраф быть больше суммы налоговых платежей?

  6. несоразмерность величины штрафа совершенному налоговому правонарушению. Так, при вынесении постановления ФАС ЗСО от 23.01.2008 N Ф04-362/2008(906-А67-26) суд сослался на п. 19 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 11.06.1999 N 41/9 , которым предусмотрено, что п. 3 ст. 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции. Суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.
    В письме, направленном заявителем (ответчиком) в налоговый орган, он просил при принятии налоговым органом решения учесть в качестве смягчающего обстоятельства, помимо прочих, несоразмерность штрафа допущенному нарушению (сумма налога, подлежащая уплате по декларации, составляет 1 601 090 рублей, а размер штрафа — 2 721 853 руб.). Арбитражный суд исходя из принципов соразмерности и справедливости уменьшил подлежащую взысканию с общества сумму штрафа.
    Аналогичное решение содержится и в другом постановлении ФАС СЗО от 22.04.2008 N Ф04-2542/2008(3973-А81-31) . Налогоплательщик может ссылаться на правовую позицию Конституционного Суда РФ. В постановлении КС РФ от 15.07.1999 N 11-П указано, что в случаях, когда подлежащие принудительному взысканию суммы в совокупности многократно превышают размеры налоговых обязательств, это не только приводит к лишению предпринимателей дохода (прибыли), но и ставит под угрозу их дальнейшую деятельность, вплоть до ее прекращения;
  7. Сошлитесь на неопределенность налогового законодательства

  8. заблуждение относительно режима налогообложения осуществляемой предпринимателем деятельности. Это, как правило, вызвано неопределенностью действующего в спорный период законодательства о налогах и сборах и отсутствием официальных разъяснений компетентных органов (постановления ФАС ЗСО от 13.03.2008 N Ф04-1691/2008(1961-А75-29) и от 18.01.2007 N А52-2613/2006/2 );
  9. социальная значимость налогоплательщика (постановления ФАС ЗСО от 23.01.2008 N Ф04-362/2008(906-А67-26); ФАС МО от 14.04.2008 N КА-А41/802-08; ФАС ВВО от 28.01.2002 N А29-7560/01А; ФАС ВСО от 08.05.2007 N А19-10870/06-Ф02-2519/07; ФАС СКО от 19.11.2007 N Ф08-7587/07-2838А );
  10. добросовестность налогоплательщика, что выражается в своевременной и полной уплате налогов в бюджет (определение ВАС РФ от 10.04.2008 N 2752/08; постановление ФАС ВВО от 22.01.2007 N А43-38466/2005-34-1275 );
  11. возраст предпринимателя и наличие у него на иждивении несовершеннолетних детей (постановления ФАС ЗСО от 22.05.2007 N Ф04-3123/2007(34389-А75-31); ФАС ПО от 27.11.2007 N А65-3005/2007-СА2-8 ); состояние здоровья предпринимателя и его близких, например болезнь ребенка, инвалидность матери (постановления ФАС ЗСО от 25.08.2005 N Ф04-4498/2005(13053-А27-19); ФАС ВСО от 13.02.2007 N А19-16402/06-44-Ф02-220/07, от 19.03.2007 N А33-12072/06-Ф02-1271/07; ФАС ВВО от 15.03.2006 N А79-1673/2005 );
  12. Больничный главбуха послужит оправданием вашей просрочки

  13. болезнь главного бухгалтера организации (постановления ФАС ВСО от 10.07.2003 N А33-17991/02-С3с-Ф02-2039/03-С1; ФАС ЗСО от 02.12.2002 N Ф04/4353-1705/А45-2002; ФАС СЗО от 17.07.2001 N А26-5260/00-02-03/407 ) или его неквалифицированность (постановления ФАС ВСО от 24.07.2007 N А19-913/07-41-Ф02-4575/07; ФАС ЗСО от 13.03.2007 N Ф04-1166/2007(32271-А45-3) ;
  14. изъятие документов уполномоченным государствен-ным органом (постановление ФАС СЗО от 30.05.2000 N А56-31511/99 );
  15. ошибочное направление декларации в другую инспекцию, в том числе через оператора электронной связи (постановления ФАС ВСО от 16.10.2007 N А19-4293/07-44-Ф02-7638/07; ФАС ЗСО от 01.02.2007 N Ф04-45/2007(30821-А81-32) ).

Когда налогоплательщик одновременно имеет отягчающие и смягчающие вину обстоятельства

Заметим также, что наличие отягчающих вину обстоятельств не препятствует суду учесть одновременно и смяг-чающие обстоятельства. Ведь предельный размер уменьшения налоговой санкции не установлен (постановления ФАС ВСО от 08.05.2007 N А19-10870/06-Ф02-2519/07; ФАС ВВО от 16.04.2007 N А38-3216-17/288-2006; ФАС СКО от 16.04.2008 N Ф08-1888/2008-680А ). НК РФ не ставит возможность уменьшения размера штрафа при наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства в зависимость от наличия отягчающих вину обстоятельств.

Наконец, не следует забывать и об административной ответственности должностного лица организации за несвоевременную подачу декларации (ст. 15.5 КоАП РФ). За это же правонарушение при просрочке в течение 10 дней налоговый орган может прибегнуть к еще одному действенному способу — приостановлению операций организации по счетам в банках (п. 3 ст. 76 НК РФ). Но проследите за тем, чтобы такое решение было отменено не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления вами налоговой декларации .

*1) Обращаем внимание, что приказом Минфина от 05.05.2008 N 54н утверждена новая декларация по налогу на прибыль, поэтому декларацию за первое полугодие 2008 г. необходимо подавать уже по новой форме.

*2) Подробнее на эту тему см.: Мясников О.А. Блокировка счета: законные способы выхода из кризиса // Арбитражное правосудие в России. 2008. N 7. С. 45.


Журнал "Арбитражное правосудие в России" N 7/2008, И.Б. ШТУКМАСТЕР, юрист компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры"

Налоговым кодексом предусмотрена обязанность налогоплательщиков представлять в налоговую инспекцию по своему месту нахождения годовую бухгалтерскую отчетность (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ). А какая предусмотрена ответственность за несвоевременную сдачу бухгалтерской отчетности в налоговую?

Когда сдавать годовую отчетность?

Бухгалтерская отчетность должна быть сдана не позднее 3 месяцев после окончания отчетного года, т. е. не позднее 31 марта следующего года (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ). При этом если 31 марта выпадет на выходной день, сдать годовой отчет можно будет не позднее первого рабочего дня, следующего за таким выходным днем (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Необходимо учитывать, что бухгалтерскую отчетность могут не сдавать те, кто не обязан вести бухучет, а также религиозные организации, у которых в отчетном году не возникало обязанности по уплате налогов и сборов.

А какие штрафы за несдачу отчетности в налоговую инспекцию, расскажем ниже.

Штраф за несдачу баланса в налоговую 2017

Несвоевременная сдача отчетности в налоговую грозит организации и ее должностным лицам штрафами. Штраф за несдачу отчетности в налоговую составляет для организации 200 рублей за каждую непредставленную форму бухотчетности (п. 1 ст. 126 НК РФ). Так, если компания должна сдавать только баланс и отчет о финрезультатах, штраф за непредставление форм составит 400 рублей. А если организация должна была сдавать еще отчет об изменениях капитала, о движении денежных средств и отчет о целевом использовании средств, штраф за несдачу форм возрастет до 1 000 рублей.

Штраф за несданную отчетность в налоговую для руководителя организации составляет от 300 до 500 рублей (п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

При этом необходимо учитывать, что к ответственности за непредставление бухгалтерской отчетности в органы Росстата или представление ее в неполном составе организация и ее руководитель привлекаются на основании ст. 19.7 КоАП РФ (Письмо Росстата от 16.02.2016 № 13-13-2/28-СМИ). Штраф для организации составляет от 3 000 до 5 000 рублей, а для руководителя - от 300 до 500 рублей.

Штраф за несвоевременную сдачу декларации устанавливается действующим налоговым законодательством. Ответственность наступает в отношении лиц, по каким-либо причинам нарушившим сроки подачи документов такого рода. Обсудим, кто вправе применять подобные штрафы и каков размер налагаемых санкций за данное нарушение.

Кто вправе применять штрафы за неподачу декларации ?

В случае нарушения срока подачи налоговой декларации наступает ответственность, предусмотренная ст. 119 Налогового кодекса (далее НК). Согласно указанной норме права, орган, уполномоченный на получение и обработку информации, отраженной в налоговых декларациях, обладает правом на применение санкций к виновным в виде штрафа за несвоевременную сдачу декларации .

Подобное наказание может применяться территориальными налоговыми органами в отношении налогоплательщиков, находящихся в пределах территории их ведения.

Когда наступает ответственность за нарушение сроков?

Названная выше статья НК РФ предусматривает возможность применения санкций в отношении налогоплательщиков в случае нарушения ими сроков подачи декларации. Что же следует считать нарушением таких сроков? Исходя из указанной нормы права, под действие статьи подпадают только случаи, когда налогоплательщиком в установленный период не сдана декларация, в результате чего нарушаются требования законодательства.

При этом статья не предусматривает наступления ответственности за сдачу отчетности по устаревшей (утратившей силу) форме. Если же декларация была сдана, но ее вернули для переделки, то и это не считается неисполнением налогоплательщиком своей обязанности по соблюдению сроков — значит, и санкции применены также не будут. Если же налогоплательщиком форма заполнена ненадлежащим образом или им не предоставлена достоверная информация в полном объеме (необходимая для исчисления налога), его действия не могут быть расценены как своевременное исполнение своих обязанностей. Такого налогоплательщика можно привлечь к ответственности по ст. 119 НК РФ.

Важно: указанная правовая норма применяется при условии, что обязанность по подаче налоговой декларации все же будет исполнена, хоть и с опозданием, так как за неподачу декларации ответственность предусмотрена уже ст. 126 НК РФ.

Министерством финансов России к случаям применения ст. 119 НК относятся и те, когда налогоплательщиком представляется налоговая декларация с нарушением установленного срока, но при этом сама сумма налога, подлежащего уплате, перечислена в полном объеме и в надлежащий срок.

Следует также отметить, что Минфин указывает на необходимость своевременного представления отчетности и тогда, когда организация фактически не имеет налога к уплате. В противном случае даже лица, не являющиеся должниками, будут привлечены к ответственности в виде штрафа. И причина в этом случае аналогична — за нарушение финансовой дисциплины.

Нужно указать и еще на одну особенность: с 2014 года из статьи исключено указание на субъект правонарушения (ранее таковой был прямо указан ч. 1 ст. 219 НК РФ — налогоплательщик). Это, в свою очередь, означает, что теперь привлечь по этой статье можно как налоговых агентов по НДС, так и лиц, не являющихся его плательщиками, но выделяющих в выставленных счетах-фактурах сумму налога на добавленную стоимость.

Что можно считать надлежащим способом подачи декларации ?

В настоящее время для того чтобы надлежащим образом исполнить свою обязанность по представлению налоговой декларации, ее необходимо представить в адрес налогового органа одним из следующих способов:

  1. Лично (то есть налоговая отчетность представляется лицом, которое в силу своего положения уполномочено представлять интересы налогоплательщика при подаче деклараций).
  2. Через представителя, в роли которого может выступать любое лицо, уполномоченное на подачу декларации путем выдачи ему соответствующей доверенности (или уполномоченным иным предусмотренным законом способом, например путем заключения договора оказания услуг и т. п.).
  3. По почте (заказным почтовым отправлением). Если вы решите представлять декларацию посредством почты, то необходимо отправлять ее не просто заказным письмом, но еще и с уведомлением о вручении и описью вложения. В противном случае доказать надлежащее исполнение своей обязанности по своевременному направлению декларации будет практически невозможно. Днем исполнения обязанности по представлению этого документа в данном случае следует считать дату принятия, указанную на почтовом штампе.
  4. По электронным каналам связи (если такой способ специально предусмотрен нормативно-правовыми актами).

Мы подобрали для вас отличные сервисы электронной отчетности !

Размеры штрафов за несвоевременную подачу документов

Размер штрафа за несвоевременную подачу налоговой декларации составляет 5% за каждый месяц (полный и неполный) просрочки от размера неуплаченного налога, подлежащего уплате. Что касается максимального размера штрафа, то он не может превышать 30% от размера начисленного налога (но не может быть и менее 1000 рублей).

В случае если в налоговый орган несвоевременно представлен расчет финансового результата инвестиционного товарищества управляющим товарищем (при условии, что именно он ответственен за ведение налогового учета), на него может налагаться штраф в размере 1000 рублей за каждый полный и неполный месяц просрочки.

Следует отметить, что штрафные санкции в размере 200 рублей предусматриваются ст. 119.1 и 119.2 для лиц, не соблюдающих установленный электронный порядок представления отчетности (расчета) в случаях, оговоренных налоговым законодательством. Для управляющих товарищей, представивших расчет с недостоверными сведениями, размер штрафа составляет 40 тысяч рублей. Если те же самые действия совершены умышленно, то штраф увеличивается до 80 тысяч рублей.

© 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство