Стадии развития эго. Эго-идентичность: определение, формирование и теория развития. Теоретические представления Мелани Кляйн

Стадии развития эго. Эго-идентичность: определение, формирование и теория развития. Теоретические представления Мелани Кляйн

Фордхам соглашался с Гигерихом, что Нойманн неправиль­но использовал понятие архетипа. Но его основная критика воз­зрений Нойманна относительно развития сознания в работе "Нойманн и детство" (1981) состоит в том, что они адултоморфны, то есть явления младенчества рассматриваются с точки зрения взрослого. Хотя дети знают о жизни взрослых меньше, чем взрослые, нет данных о том, что они абсолютно бессозна­тельны или пассивны так, как это описывает Нойманн.

Фордхам цитирует исследования, которые показывают, что в некоторых отношениях восприятие реальности ребенком более дифференцированно, чем у взрослого. Зрительные, слуховые и осязательные функции и восприятие имеются при рождении, и у маленького ребенка очень широкий диапазон восприятия. Мно­гое также стало известно о внутриутробной жизни, в которой зародыш "развивает вполне сложные навыки и взаимодействует со своим водным окружением". Самое важное - новорожденный ребенок вполне оснащен для того, чтобы начать инициирующее поведение, а не просто реактивное или рефлексивное. Это пове­дение, говорит Фордхам, "можно понять лучше всего, рассмот­рев его воздействие на мать... кажется, что его взгляд, его крик, его движения так построены, чтобы играть на чувствах матери и привязывать ее к нему" (1980, с. 317).

Фордхам полагает, что возникает консенсус относительно того, что при рождении уже есть организованные перцептивные функции эго и что "нет никакой основы для предположения, что природные способности ребенка не организованы, но эта точка зрения еще распространена, поэтому ее следует упомянуть" (1976, с. 46). Но, как мы увидим в следующей главе, Фордхам не приписывает эту организацию в первую очередь эго или эго-сознанию, но скорее организации самости.

Исследование Фордхамом функций эго представляет значи­тельный интерес, поскольку это демонстрирует современную точку зрения, основанную на некоторых формулировках Юнга. Функциями эго являются: (а) Восприятие - хотя не все виды восприятия переступают порог сознания, (б) Память, (в) Орга­низация ментального функционирования (предположительно с помощью двух позиций и четырех функций сознания, определен­ных Юнгом). Она также включает роль, которую играет эго в интеграции фантазии, (г) Контроль над мобильностью. Это важно в силу двух причин: во-первых, поскольку корни эго, как было показано, находятся в теле, а во-вторых, поскольку эго реагирует на фактическое отделение от матери, (д) Проверка действительности, (е) Речь. Здесь важно то, почему такие сло­ва, как "я", "ты", "он" обладают разными значениями на раз­личных этапах развития и почему они используются с большей или меньшей частотой, (ж) Защитные механизмы. Список за­щитных механизмов Фордхама и его разделение на более позд­ние механизмы защиты следует традиционной практике, осно­ванной на разработках психоанализа. Но он подчеркивает, что защитные механизмы эго, которые ранее часто рассматривали в негативном плане и как нечто, без чего можно обойтись в со­стоянии душевного здоровья, теперь понимаются как элемент взросления. Если защитные механизмы не слишком жестки, и человек не становится излишне зависимым от одного отдельно взятого вида защиты, их нельзя рассматривать как психопато­логические. Если эго не использует такие механизмы как проек­ция, интроекция и идентификация, оно не может ни защитить себя от беспокойства, ни добавить к себе что-либо, (з) Способность осуществлять контролирующие и организующие функции. Фордхам уделяет значительное внимание этому, и его парадоксальная идея состоит в том, что только достаточно силь­ное эго может позволить другим частям психики развиться (1969а, с. 93-6).

Следует отметить, что и Фордхам, говоря об эго, которое отдает свою силу, отошел от унитарного взгляда на эго.

Поскольку Фордхам не готов принять использование мифов и идей о мифах, в дискуссии о функционировании младенцев, он очень критикует идею Нейманна о стадиях развития эго-сознания. Проблема со стадиями состоит в том, как считается, что они представляют собой развитие внутренней структуры архетипа или аспект архетипа. Как и Гигерих, Фордхам говорит о концептуальной неверности утверждения, что архетип способен развиваться, и вместо этого предлагает идею о том, что для развития в первую очередь необходимо сознание (1981).

ЗАМЕЧАНИЕ 1

Существуют некоторые вопросы, которые не касаются по­лезности героического мотива как метафоры для эго-сознания и, в частности, адекватности героя для вопросов морального выбо­ра. Архетипические метафоры все же меняются с каждым поко­лением; это не предполагает изменений в архетипе как таковом. Новые метафоры получают культурное признание, и каждое последующее поколение имеет иной запас образов, из которых оно выбирает. Например, поколения, пришедшие после начала женского движения, встретят совершенно иное созвездие обра­зов вокруг женщины. Одна сторона этого образа стала доступ­на; образ "повернулся" к нам или мы увидели его с другой сто­роны.

Разные авторы употребляют термин «Р. э.» по-разному. Большинство психоаналитиков используют его в одной из трех областей: а) при описании периода формирования чувства собственного Я, или эго, в первые 2-3 года жизни; б) при описании развития всех функций эго, включая то, что X. Гартманн наз. «бесконфликтной сферой эго», т. е. локомоцию, речь и т. п.; в) при описании таких аспектов Р. э., к-рые Э. Эриксон охарактеризовал как психосоциальные задачи, вплетенные в психосексуальное развитие (напр., развитие влечений и их производных структур) и связанные с возрастными задачами жизни. В клинической психоаналитической практике нарушения Р. э. соотносят с проблемами, возникающими в период формирования эго; по-видимому, они приводят к серьезным нарушениям способности адаптироваться к окружающей обстановке или к формированию «пограничных» типов личности.

Среди психологов сложилось иное понимание Р. э., истоки к-рого можно обнаружить в «Интерперсональной теории психиатрии» (Interpersonal theory of psychiatry) Г. С. Салливана. Психол. концепция Р. э., кроме описания последовательности возрастных стадий, учитывает аспект индивидуальных различий, к-рые сказываются на развитии в любом возрасте, хотя и не в такой степени, чтобы высшие его стадии обнаруживались в раннем детстве, а низшие - в зрелости (последнее, если и встречается, то редко). Для характеристики различных аспектов стадиального Р. э. понадобились такие термины, как моральное развитие, интерперсональная надежность и когнитивная сложность.

Стадии развития эго

Самая ранняя стадия (или стадии) - период формирования эго - приходится на младенчество. Это досоциальная, сначала аутистическая, а позднее - симбиотическая (в отношениях с матерью или материнской фигурой) стадия. Считается, что овладение языком - важный фактор, приводящий к окончанию этого периода.

Вслед за ним наступает импульсивная стадия. Ребенок, проявляя упрямство, утверждает отдельное от матери существование, но остается зависимым от нее и др. в том, что касается контроля импульсов. Люди на этой стадии развития поглощены собственными потребностями, часто физ., и смотрят на др. как на источник снабжения. Они живут в концептуально упрощенном, - по крайней мере, в части челов. отношений, - мире. Нормы и правила поведения воспринимаются ими как индивидуальные запреты или отдельные препятствия на пути желаний, а не как система соц. регулирования.

Дальнейшее развитие происходит сначала в виде обеспечения более гарантированного удовлетворения потребностей и желаний за счет способности допускать задержки и обходные пути, что приводит к переходу на стадию защиты собственных интересов. На этой стадии дети часто пытаются отстаивать определенный уровень автономии, чтобы освободиться от чрезмерной зависимости; однако их отношения с др. остаются эксплуататорскими. Их интересуют вопросы власти и контроля, господства и подчинения. В раннем детстве этот период обычно успешно преодолевается с помощью ритуалов; в тех случаях, когда чел. остается на этой стадии и дальше - в отрочестве, юности и даже взрослости, - его жизненным кредо может стать оппортунизм. Такой чел. правильно толкует нормы и правила поведения, но манипулирует ими в корыстных интересах.

Обычно в позднем детстве происходит принципиальный переход, своего рода «расплата за своекорыстие». Индивидуум идентифицируется с группой сверстников и идентифицирует собственное благополучие с благополучием этой группы. Нормы и правила поведения частично интернализуются и становятся обязательными, так как приняты и поддерживаются группой. Это и есть стадия конформиста, к-рая была повсеместно признана и описана как тип личности. Конформность ценится ради нее самой, и люди склонны воспринимать себя и др. как следующих установленным нормам и правилам.

По-видимому, мн. все же продвигаются дальше стадии конформиста благодаря осознанию того, что сами они не всегда поступают в соответствии с высокими стандартами поведения, поддерживаемыми об-вом, и не всегда испытывают в типичных ситуациях одобряемые им чувства. Этот этап в развитии наз. уровнем сознательного конформиста, или уровнем самоанализа. На вопрос о том, яв-ся ли этот этап переходом между стадией конформиста и стадией сознательности, пока нельзя ответить однозначно. На этом уровне чел. считает приемлемыми различные возможности.

На стадии сознательности происходит подлинная интернализация норм и правил поведения. Чел. подчиняется им не только в силу их одобрения определенной группой, а потому что сам оценил и принял эти нормы и правила как верные и справедливые. Отношения между людьми истолковываются исходя из чувств и мотивов, а не только реальных действий. Находящиеся на этой стадии люди обладают довольно сложным внутренним миром и богатством отличительных черт, к-рое используется для характеристики др. вместо прежнего ограниченного набора стереотипных образов. Так, напр., родители в их описании уже выглядят не идеализированными портретами или полностью отрицательными персонажами, а реальными людьми со своими достоинствами и недостатками. Самохарактеристики тж обретают полутона и становятся более сбалансированными; чел. больше не описывает себя как идеального или, напротив, никуда не годного, но подмечает определенные недостатки, к-рые стремится исправить. Достижения оцениваются теперь не только в плане состязания или соц. признания, но и относительно требований, предъявляемых чел. к самому себе. Люди на этой стадии развития могут чувствовать себя чрезвычайно ответственными за участие в жизни др.

Продвигаясь в своем развитии дальше стадии сознательности, люди начинают ценить индивидуальность ради нее самой, и потому этот переходный уровень наз. индивидуалистическим. Он характеризуется возросшей концептуальной сложностью: вместо того, чтобы воспринимать жизнь в виде взаимоисключающих вариантов, чел. начинает видеть в ней многообразие возможностей. Появляется спонтанный интерес к челов. развитию и понимание психол. каузации.

На автономной стадии отличительные особенности индивидуалистического уровня получают дальнейшее развитие. Назв. «автономная» до нек-рой степени условно, как и назв. всех остальных стадий. Ни один аспект поведения не возникает внезапно на каком-то этапе развития и не исчезает бесследно при переходе к следующему. То, что характерно именно для этой стадии, можно определить как уважение автономии др. Решающее испытание связано с признанием самостоятельности своих детей, особенно их права на собственные ошибки. На этой стадии люди часто сознают различия функционирования в разных ролях. Им приходится справляться с таким внутренним конфликтом, как конфликт между собственными потребностями и обязанностями. Конфликт воспринимается теперь как неотъемлемая часть челов. состояния, а не как рез-т слабости эго, недостатков др. членов семьи или об- ва в целом.

Восприятие и понимание себя в более широком соц. контексте, начинающееся на стадии сознательности, становится особенно характерным для высших стадий развития эго.

Это тем более верно для тех, кто достиг интегрированной стадии и обрел способность объединять интересы об-ва и свои интересы в единый комплексный подход к жизни.

Смежные области

Мн. авторы предлагали схематические описания стадий развития, тесно связанные с упомянутой выше последовательностью стадий Р. э. К. Салливан, Маргарита К. Грант и Дж. Д. Грант наз. свою сх. стадий «интерперсональной интеграцией». Их концепция использовалась в исслед. индивидуального подхода при работе с различными подтипами делинквентов.

Колберг разраб. систему для описания стадий развития моральных суждений. Его идеи нашли широкое применение. В школах они использовались в качестве основы для создания программ содействия моральному развитию уч-ся, включая создание альтернативных школ по образцу «справедливых сообществ».

Селман использует в качестве маркировочного знака для своей сх. стадий выражение «принятие интерперсональной перспективы». Он изучал детей школьного возраста, и потому его работа касается, гл. обр., ранних стадий. Кроме того, Селман исследовал небольшую клиническую выборку.

Последовательность стадий, предложенная Перри, согласуется с нек-рыми из описанных здесь высших стадий Р. э. Сх. Дж. М. Броутона охватывает широкий возрастной диапазон. Броутон изучал развитие «естественных эпистемологий» - стихийное формирование концепций души, Я, действительности и познания.

Методы изучения

Хотя идея развития характера восходит, по меньшей мере, к Сократу, совр. изучение этой темы начинается с работ Ж. Пиаже. Колберг, Селман и др. позаимствовали разраб. им метод клинической беседы. Колберг предъявлял своим испытуемым незаконченные истории с развязкой в форме моральной дилеммы. После того, как испытуемый выбирает один из вариантов развязки, с ним проводится зондирующая беседа, в ходе к-рой выясняются мотивы его выбора; приписываемая ему стадия морального развития как раз и будет зависеть от характера используемых им аргументов. Рест развил методику Колберга до уровня объективного теста. Броутон и Перри разраб. методики интервью, начинающихся с широких, расплывчатых вопросов.

Ловингер, Весслер и Редмор разраб. руководство к тесту незаконченных предложений, достаточно подробное для того, чтобы придать этому тесту хотя бы частичную объективность, и включающее упражнения для самообучения. Маргарита Уоррен (бывшая Грант) и др., работающие с системой интерперсональной интеграции К. Салливана и его коллег, использовали разнообразный инструментарий, включая методики интервью, тесты незаконченных предложений и объективные тесты.

Можно сформулировать 2 главных теорет. вопроса: 1) почему эго (или Я) так устойчиво; 2) если оно все же изменяется, то как и почему это происходит?

Все теории устойчивости эго яв-ся вариантами теории «селекции тревоги», предложенной Г. С. Салливаном. То, что Салливан наз. «Я-системой», действует как своего рода фильтр, шаблон или критерий для нашего восприятия и понимания мира челов. отношений. Любые наблюдения, не совместимые с текущим значением такого критерия, вызывают тревогу. Однако осн. назначение Я- системы - избежание или ослабление тревоги. Поэтому способные вызвать тревогу восприятия либо искажаются т. о., чтобы вписаться в уже сложившуюся систему, либо - по выражению Салливана - «избирательно пропускаются мимо ушей». Т. о., эта теория утверждает, что поскольку Я-система (или эго) представляет собой структуру, она обладает тенденцией к самосохранению.

У Колберга есть структурная теория изменения. Когда чел., находящийся на определенной стадии (развития моральных суждений), неоднократно сталкивается с рассуждениями и аргументами ровно на одну стадию выше его собственной и при этом пытается ухватить их ход и смысл, создаются оптимальные условия для их ассимилирования и, следовательно, для продвижения к следующей стадии.

Идентификация - ключевое понятие для совр. психоаналитической теории Р. э. Чел. продвигается вперед отчасти потому, что идентифицируется с некой моделью, к-рая вызывает у него восхищение и находится (или воспринимается как находящаяся) на неск. более высоком уровне, чем он сам. Несмотря на то, что теория Колберга, по существу, яв-ся когнитивной, а психоаналитическая теория - аффективной, обе заключают в себе модель уравновешивания Пиаже, потери равновесия и его восстановления на новом уровне. В действительности обе они яв-ся теориями «соц. научения», хотя радикально отличаются от того, что обычно наз. теорией соц. научения.

В психоаналитической теории есть и др. элемент, происхождение к-рого можно отнести на счет соц. научения, но к-рый затем становится для индивидуума сугубо интернальным. Идеал, к к-рому чел. стремится, или образец, на к-рый он хочет походить, вовсе не должен находиться во внешнем окружении. Способность создавать свою собственную модель составляет сущность того, что наз. «идеалом-Я».

Осубель предлагает еще одну теорию для объяснения ряда аспектов Р. э. Младенцы кажутся себе всемогущими, потому что их желания выполняются как по волшебству. (В этом он разделяет взгляды Ференци.) Когда же дети узнают о своей полной зависимости от родителей, они сталкиваются с катастрофическим падением самоуважения. Чтобы избежать этой катастрофы, они приписывают свое прежнее всемогущество своим родителям и т. о. превращаются в их сателлитов, сияющих отраженным светом родительского величия. В позднем детстве и отрочестве они должны будут «сойти со спутниковой орбиты», научиться выводить самооценку из своих собственных достижений. «Выход на спутниковую орбиту» и «освобождение от родительского притяжения» могут нарушаться в неск. точках, приводя к различным картинам психопатологии.

Перри подробно описывает мн. факторы, способствующие как устойчивости, так и изменению в студенческие годы. Его модель изменения имеет ряд следствий для динамического объяснения. Студент, к-рому мир поначалу представляется дуалистическим (правильно - неправильно; мы - они), научается воспринимать какую-то особо важную для себя область как более сложную и многозначную (множество возможностей; каждый имеет право на собственное мнение). По мере того как расширяется область применения многозначного видения, соответственно сокращаются области применения дуалистического подхода, пока, наконец, многозначная картина мира не становится преобладающей, если не считать редких очагов жизни, все еще воспринимаемых с дуалистической т. зр. Та же парадигма применима в отношении перехода от многозначного к релятивистскому мышлению (одни позиции лучше др., потому что лучше обоснованы - фактологически или логически). Одна из общепринятых целей гуманит. образования - содействовать признанию релятивистского характера всякого знания. С т. зр. Перри, за релятивизмом должно последовать формирование собственной твердой позиции.

См. также Эриксонианские стадии развития, Формирование идентичности, Самость



Эго - это Я, Мне, Мое.
Эго есть у всех, даже у мудрецов, потому что они хотят учить людей чему-то.

Пока вы дышите, до вашего последнего вздоха, Эго существует.

Поэтому настоящий мудрец не будет говорить вам отбросьте ваше Эго. Он может сказать усмирить Эго.

В каком возрасте развивается Эго?

Первый наиболее яркий возраст - это 2 года.
Здесь мы прибегаем к системе один знак зодиака равен одному году жизни. Т.е. Овен - 1-й год, Телец - 2-й год, Близнецы - 3-й год и так далее до следующих циклов, где Овен - 13 год, Телец - 14 год и т.д.

Итак, 2-й год жизни и знак Тельца . Почему это первая стадия развития Эго?

Вспомним управление накшатрами. С какой накшатры начинается Телец? Это Криттика , которой управляет Солнце. Солнце в астрологии - это эго!

В возрасте двух лет дети начинают понимать, что это моя мама, это мой папа, это моя игрушка.

Кроме того, Телец по смыслу соответствует 2-му дому - Владения, Ценности, Благосостояние.

В 2 года основные ценности - это игрушки, семья.



Следующая ступень развития эго - это 6 лет . Этот возраст соответствует знаку Девы, которая начинается с накшатры Уттара Пхалгуни под управлением Солнца.

Это возраст, когда появляется желание бороться. Ребенок начинает защищать и бороться за свои интересы - это мое! Это моя кукла! Это моя машинка! Не трогай! Появляются первые враги в детском саду или школе.


Далее идет возраст 10 лет, знак Козерога и накшатра Уттара Ашадха . Этот этап определяет, кем вы будете дальше до своего последнего вздоха. В 10 лет ребенок начинает задумываться о своем статусе. В этом возрасте ребенок начинает понимать -я хочу быть доктором или космонавтом, актером или кем-то еще. Это время первых размышлений о карьере.

Как вы могли заметить, эти стадии развития Эго соответствуют Артха трикону , который показывает, что для нас ценно в этом мире. Эти знаки ответственны за развитие нашего Эго.

Чтобы узнать имеет ли человек сильное эго, уязвимое эго, или склонное к борьбе эго, нужно посмотреть 2, 6 и 10 дома.

Планеты в этих домах или влияющие на них, будут развивать наше эго.
Этот трикон - это трикон эго. Хочу ли я зарабатывать деньги, хочу ли я бороться за свои интересы, хочу ли я достичь уважения и статуса в обществе - это все артха трикон.

Из них самый влиятельный дом это 10-й. Вам не нужно переживать о своих врагах и соревнованиях (6 дом), вам не нужно переживать о своих накоплениях (2 дом), потому что после смерти этого не останется. Что останется после смерти, это карма - дела, которые вы совершили (10 дом). И она покажет какое будет ваше будущее в следующих жизнях.


Поэтому 10 дом - самый важный дом из домов эго.

текст Kapiel Raaj
перевод мой (Анна Кушнир)

Развитие эго: девять уровней все большего охвата

Подробное описание девяти стадий согласно теории развития эго, включая Конструкт-сознающую и Объединяющую стадии

Сюзанна Кук-Гройтер

Введение

Проще всего понять теорию развития эго как одну из моделей, описывающих различные уровни развития в верхнелевом секторе «всесекторной, всеуровневой» (AQAL) карты человеческого опыта Кена Уилбера. Она описывает стадии развития, на которых находятся представители современного западного общества. Таблица ниже показывает, что теория развития эго охватывает доконвенциональные, конвенциональные, постконвенциональные и ранние пост-пост-конвенциональные способы создания смысла (meaning making) во всеобъемлющей модели сознания Уилбера. Ниже представлена схема, показывающая точность настройки дифференциации теории развития эго и её включённость в контекст более широкой модели. Несмотря на вид этой иллюстрации, не нужно рассматривать данную теорию как простую иерархию, линейную прогрессию или последовательность ступеней. Это только один из вариантов представления модели развития.

Поскольку стадии развития Торберта примерно соответствуют стадиям развития эго, они также перечислены ниже для сравнения и лучшего понимания.

Развитие человека можно описывать по-разному, и, тем не менее, большинство теорий рассматривают его как некую спираль, в противовес жёсткой последовательности, где движение возможно во всех направлениях.

В большинстве своём рост взрослых представляет собой горизонтальное расширение. Люди обучаются новым навыкам, новым методам, новым фактам, даже новым способам организации знаний, но стадия их развития или умственная модель мира остаётся прежней. Теория развития эго, с другой стороны, описывает, как со временем эволюционируют сами по себе психические модели. Каждый следующий уровень содержит в себе предыдущий в качестве подмножества. Каждый новый уровень является новой целостной логикой со своей собственной связанностью, и в то же время – частью большей, более сложной системы создания смыслов.

Более того, теория развития эго описывает психо-логическую (sic) систему с тремя взаимосвязанными компонентами. Оперативный компонент рассматривает то, как взрослый человек определяет цель своей жизни, к чему он прикладывает свои усилия и по направлению к чему он движется. Аффективный компонент рассматривает эмоции и наш опыт пребывания в этом мире. Когнитивный компонент оценивает то, как человек думает о себе самом, об окружающих и о мире в целом. Важно понимать, что каждая стадия является суммой делания, бытия и мышления, несмотря на упоминание логики, что может навести на мысль о преобладании когнитивного компонента.

Образно говоря, теория развития эго (ТРЭ) даёт нам один из способов понимания того, как индивидуум преодолевает затруднения человеческого существования, применяя практические знания, здравый смысл, всё более сложные карты, алгоритмы и интуицию.

Функция ТРЭ, психо-логия создания человеком смыслов, отвечает на следующие важнейшие вопросы
ДЕЙСТВИЕ* как я справляюсь* потребности и направление усилий
  1. Измерение поведения:

Как люди взаимодействуют? Какие их потребности заставляют их действовать и чего они пытаются достичь? Как они справляются со своей жизнью и управляют ей? Какова функция окружающих в жизни индивидуума?

БЫТИЕ* сознавание* опыт
  1. Аффективное измерение:

Как они чувствуют себя по тому или иному поводу? Как они справляются со своими чувствами? Насколько они осознанны и насколько выборочно их восприятие? Как события переживаются и обрабатываются? Каковы их предпочитаемые защитные реакции?

МЫШЛЕНИЕ* концепции* знания

* интерпретации

  1. Когнитивное измерение:

Как человек думает? Как индивидуумы структурируют свой опыт, как они объясняют себе происходящее, какой смысл они придают своему опыту? Какая логика лежит за их взглядом на мир и на себя в мире?

Знания Замечать больше фрагментов мозаикиОбнаруживать модели, правила и законы

Предсказывать, измерять и объяснять

Смотреть вперед и назад в будущее

Знать больше и делать больше

Мудрость Понимать более глубокоРаспознавать предположения

Видеть всю систему в динамике

Видеть внутри, вокруг и за пределами

Освобождаться от иллюзий

Постигать пустотность феноменов

Импульсивная, 2; Защищающася, 2/3; Конформистская, 3; Самосознающая 3/4; Добросовестная, 4; 4,5, Индивидуалист; 5, Автономная; 5/6, Конструкт-сознающая; 6, Объединяющая.
Социально запрограммированныйВсе большая дифференциацияКонвенциональное линейное мышление Конструируемый собой/другимиВсё большая целостностьПостконвенциональное понимание

Человеческое развитие в общем можно рассматривать как развитие различных способов придания смысла реальности или различных стадий. Стадии следуют друг за другом, одни из них сосредоточены больше на дифференциации, а другие – на интеграции. Эта модель – от дифференциации к интеграции – прослеживается как на всём протяжении развития, так и от стадии к стадии.

Психологи середины шестидесятых годов впервые установили, что индивидуумы развиваются, последовательно переосмысливая баланс между дифференциацией и интеграцией. Ангьял (Angyal) называл это врожденным стремлением одновременно к автономии и к гомономии. Последнюю он определял так: «Гомономия – это желание находиться в гармонии с объединением, которое индивид считает выходящим за пределы его индивидуального я. Часть может быть представлена… социальным образованием – семьей, кланом, нацией, идеологией, или … упорядоченной значимым для него образом вселенной» (1965, стр.15). Нам эта двойственная потребность известна под именем дифференциации и интеграции; сепарации и вовлеченности (participation); управления и связанности; независимости и соединения; или заботы и справедливости. Стадии LDF следуют этой модели на всём своём протяжении.

Дробные стадии на рисунке выше – это стадии дифференциации. Это Защищающаяся, Самосознающая, Индивидуалистическая и Конструкт-сознающая стадии. Как только индивидуум поднимается выше мировоззрения предыдущей стадии, он склонен фокусироваться на различиях с ней. Он утверждает свою вновь завоёванную независимость, но также он немного растерян, потому что потерял связь со всем, что оставил позади. Люди, находящиеся на стадиях развития, обозначенных целыми числами (Конформистская, Добросовестная, Автономная и Объединяющая), обычно более сбалансированы, потому что они находятся в гармоничных отношениях со своим вновь обретённым сообществом, связи с которым соответствуют их когнитивным, эмоциональным потребностям и потребности во взаимодействии. Эта последовательность проходит от отождествления с другими, которые разделяют внешние признаки (стадия 3, Конформист), до отождествления с теми, кто имеет сходный образ мышления (стадия 4, Добросовестный), с теми, кто разделяет сходные принципы (стадия 5), и теми, кто похож по духу, который на стадии 6 (Объединяющая) воспринимается как сияющий во всех людях.

Общее смещение от дифференциации к интеграции отмечает переход от конвенциональных к постконвенциональным стадиям. Первые два уровня развития представляют собой отход от симбиотического слияния новорождённого, или, по-другому, общую тенденцию всё возрастающей дифференциации, движущейся по направлению ко взрослым стадиям абстрактного, аналитического функционирования. Этот тип развития достигает своей кульминации на Добросовестной стадии, стадии научного эго. Постконвенциональные стадии (от Индивидуалиста 4/5 до Объединяющей 6) показывают общую тенденцию к ассимиляции и интеграции по направлению ко всё более сознательному ощущению принадлежности и единения с основой (ground).

Большинство современных западных представлений заключаются в том, что полностью функционирующий взрослый видит реальность как нечто существующее вечно и внешне по отношению к себе, состоящее из постоянных, точно определённых объектов, которые можно проанализировать, исследовать и контролировать ко всеобщему благу, и обращаются с ней соответственно. Это мировоззрение основано на максимальной разделённости субъекта и объекта, мысли и мыслителя. Оно характеризует традиционный научный образ мышления, озабоченный контролём, измерением и предсказуемостью. Также он представляет цель западной социализации. Большинство взрослых не задумываются об относительности определения объекта и полностью не осознают того факта, что, согласно Копловицу (Koplowitz), «процесс наименования и измерения выхватывает свой предмет из реальности, которая сама по себе неназываема и неизмерима» . Они действуют, исходя из предположения, что субъект и объект различны, анализируя части, которые могут выделить из целого. С точки зрения конвенционального западного мировоззрения, приобретение такого научного, рационального менталитета (mindframe) (или стадии формальных операций по Пиаже) является целью социализации и определяет, что означает быть полноценным взрослым человеком.

Следующая таблица показывает распределение представителей различных популяций по стадиям развития.

Стадия/Стадия 535 менеджеров и консультантов, Великобритания 497 менеджеров и супервайзеров, США 4510 представителей смешанного взрослого населения, США
Импульсивная (2; ∆) 0,4 2,2 4,3
Конформист (∆3; 3) 1.7 8.2 11.3
Самосознающая (3/4) 21.1 47.8 36.5
Добросовестная (4) 33.5 34.8 29.7
Индивидуалист (4/5) 23.4 5 11.3
Автономная (5) 13.5 1.4 4.9
Конструкт-сознающая 5.6 <1 1.5
& Объединяющая 0.9 0.5

Ниже я представлю иллюстрированную карту того, как само-осознание расширяется в стандартной последовательности от неведения к зрелой мудрости через последовательно возрастающую целостность понимания себя и окружающих.

Torbert in Fisher D. & Torbert W.R. (1995). Personal and organizational transformation: The true challenge of continual quality improvement. London, UK: McGraw-Hill. Torbert in Fisher, D., Rooke, D. & Torbert, W. (2002). Personal and organizational transformations: through action inquiry. Edge\Work Press

Angual, A. (1965). Neurosis and Treatment: A Holistic Theory. New York; The Viking Press. Bakan, D. (1966). The duality of human experience. Chicago: Rand McNally.

Leadership Development Profile (LDP) - Профиль развития лидерства - одно из названий общей концепции и методики Сюзанны Кук-Гройтер применительно к стадиям зрелости лидерских способностей. - Прим. ред.

Согласно Копловицу (1984, стр. 289)

Более высокий процент поставтономных клиентов в выборке из Великобритании, скорее всего, можно отнести к смещению за счёт свободного выбора (self-selection bias). Приверженные трансформации и росту индивидуумы сами заинтересованы в тестировании. Большинство участников в общей выборке из США набраны в различных исследовательских проектах.

В психологии существует такое важное понятие, как эго-идентичность. Публикация расскажет, что это такое и как она формируется. Сразу стоит отметить, что данный термин с эгоизмом не имеет ничего общего.

Что означает «эго»?

Для начала следует разобраться, Чаще всего об этом термине говорится в психоанализе. Эго представляет собой внутреннюю сущность человека, отвечающую за восприятие, запоминание, контакты с социумом и оценивание окружающего мира. Это помогает человеку отделить себя от всего остального, принять себя как самостоятельное и индивидуальное существо.

Определения идентичности

В психологии эго-идентичность - это многогранное понятие. Когда говорят о нем, также упоминают понятия идентичности и идентификации. Так, Б. Г. Мещеряков и В. П. Зинченко в «Психологическом словаре» предлагают рассматривать следующие определения.

  • Касательно познавательных процессов, это установление тождественности объекта, его узнавание.
  • С точки зрения психоанализа, идентичность представляет собой процесс, выстроенный на основе эмоциональных связей. Благодаря им человек поступает так, словно он та личность, с которой себя сравнивает.
  • В социальной психологии идентификацией является процесс отождествления себя с другим человеком.
  • Это представление себя вымышленным персонажем, благодаря чему происходит более глубокое понимание художественного произведения.
  • Это приписывание какому-либо человеку своих мыслей, мотивов, чувств и черт.
  • Это один из видов психологической защиты, которая заключается в бессознательном уподоблении чему-либо, вызывающему тревогу или страх.
  • Согласно групповая эго-идентичность - идентичность, при которой человек отождествляет себя с какой-либо социальной группой, большой или малой общностью, принимая ее цели и ценности, считая себя ее членом.
  • Также идентичностью называют свойство психики выражать представление к принадлежности к различным национальным, языковым, расовым, социальным, религиозным, экономическим, политическим, профессиональным и прочим группам, которым присущи те или иные свойства.

Таким образом, можно сформулировать общее определение. В психологии эго-идентичность - это непрерывность и тождественность "Я", целостность личности, которая сохраняется, несмотря на изменения, происходящие в процессе ее развития и роста. То есть человек по мере взросления понимает, что он остается тем же самым, самим собой.

Взгляд З. Фрейда

Представителей психоанализа всегда больше интересовало внутреннее эго. Зигмунд Фрейд считал, что движущей силой человека являются инстинкты и влечения. По мнению ученого, эго является высокоорганизованной структурой, которая отвечает за ее целостность и память. От неприятных воспоминаний и ситуаций психику ограждает "Я", пуская в ход защитные механизмы. Тогда человек начинает действовать исходя из полученной информации.

Концепция Э. Эриксона

Вообще сам термин «эго-идентичность» ввел в науку немецкий психолог Эрик Эриксон. Он на основе теорий Фрейда разработал свою концепцию, которая имела существенные отличия. Внимание акцентировалось на возрастных периодах.

Согласно Эриксону, задача эго - обеспечить нормальное развитие личности. "Я" способно самосовершенствоваться в течение всей жизни, помогать справляться с внутренними конфликтами и исправлять неправильное формирование психики. Хоть Эриксон и рассматривает эго как отдельную субстанцию, но в то же время считает, что оно неразрывно связано с социальной и соматической частью личности.

Ученый в своей теории особое внимание уделяет периоду детства. Данный промежуток времени дает возможность человеку развиться в умственном плане и получить хороший старт для дальнейшего самосовершенствования. Эриксон считает, что в периоде детства есть существенный недостаток. Это багаж иррациональных страхов, тревог и переживаний, которые непосредственно влияют на качество последующего развития.

Основным понятием в теории является эго-идентичность, проще говоря, Ее формирование начинается от рождения и проходит через всю жизнь, вплоть до смерти человека. Эриксон всего выделяет восемь стадий психосоциального развития. Если человек проходит их успешно, формируется полноценная функциональная личность.

Каждая стадия сопровождается кризисом. Под ним Эриксон понимает момент, возникающий как следствие достижения определенного этапа и сопутствующих социальных требований, которые выдвигают к индивиду на той или иной фазе становления. Кризис эго-идентичности - это риск ее потерять. Если конфликт будет не разрешен, то эго травмируется, получает вред. Тогда снижаются или даже исчезают тождественность, целостность и вера в собственную социальную роль. Но в кризисе есть и позитивный компонент. Если конфликт разрешается удовлетворительно, то эго получает новое положительное качество, которое гарантирует здоровое формирование личности в будущем.

То есть необходимо, чтобы близкая группа и общество способствовали адекватному прохождению каждого кризиса идентичности. Только тогда человек сможет полноценно перейти к следующим фазам самосовершенствования.

Младенческий возраст

Формирование эго-идентичности происходит уже во младенчестве. Эта стадия развития условно длится от рождения до одного года. В этот временной отрезок малыш проходит кризис базального доверия-недоверия. Если мама и другое близкое окружение в период младенчества не будут обеспечивать ребенку достаточно внимания, любви и заботы, то у него сформируются такие качества, как подозрительность и боязливость. Причем они будут проявляться и давать о себе знать даже в период взрослости. Если же мать достаточно занимается младенцем и проявляет любовь, то он в последующем станет доверять людям и миру в целом. Окружение будет восприниматься в положительном ключе. Обычно можно говорить о благоприятном прохождении кризиса, если ребенок спокойно переносит исчезновение матери из поля зрения. Потому что он знает, что она снова вернется и позаботится о нем.

То есть во взрослом возрасте человек будет доверять или не доверять социуму точно так же, как доверял или не доверял своей матери во младенчестве. Однако это качество продолжает формироваться и на последующих стадиях. Например, когда ребенок становится свидетелем развода постоянно конфликтующих родителей, приобретенное ранее базальное доверие может быть утеряно.

Раннее детство

Длится от года до трех лет. На данном этапе кризисный момент эго-идентичности проявляется в формировании автономии или же сомнения и стыда.

В раннем детстве у малыша развиваются психические и моторные потребности, которые способствуют самостоятельности. Ребенок учится ходить, осваивать предметную среду и делать все без чьей-либо помощи. Если родители дают такую возможность, предоставляя свободу, то в малыше укрепляется уверенность, что он сам владеет собой, своими побуждениями, мышцами и средой. Так он постепенно становится самостоятельным.

Иногда взрослые спешат и пытаются за ребенка сделать то, с чем бы он сам справился прекрасно без их помощи. В результате у ребенка закрепляются такие качества, как нерешительность и стыдливость. Естественно, они негативно влияют на дальнейшую жизнь. Поэтому родителям важно проявлять терпение и давать возможность малышу сделать что-то самому.

«Возраст игры»

Длится примерно от трех до шести лет. В этот период формирование эго-идентичности может пойти по пути инициативности или же вины.

В дошкольном возрасте дети обычно уже многое делают сами, проявляют предприимчивость и активность, стремятся общаться с широким кругом людей. Если родители это поощряют, не мешают фантазировать и отвечают на бесконечные вопросы ребенка, то он благоприятно проходит кризис идентичности на этом этапе.

Если же взрослые постоянно одергивают малыша, запрещают что-либо спрашивать, выдумывать и устраивать шумные игры, то он начинает ощущать вину, собственную никчемность и одиночество. Впоследствии это может развиться в патологию, закрепив в ребенке пассивность, психопатическое поведение и даже фригидность (или импотенцию). Дети, не преодолевшие кризис на этом этапе, становятся зависимыми, ведомыми, нерешительными. Они не могут за себя постоять и ни к чему не стремятся.

Школьный возраст

Этот этап условно приравнивают к возрасту 6-12 лет. На данном отрезке жизненного пути дети начинают учиться, пробовать рукодельничать, что-то конструировать и строить. Часто они фантазируют о различных профессиях.

Здесь благоприятное развитие эго-идентичности предполагает наличие общественного одобрения. Если ребенка хвалить за творчество и активность, то это поможет развить способности и стать трудолюбивым. Если же родители и педагоги не делают этого, то это будет способствовать формированию неполноценности. На данном этапе идентичность школьника можно представить фразой: «Я - то, чему смог научиться».

Период юности

Ему соответствует возраст 12-19 лет. Это пора активных физиологических изменений, стремлений найти свою жизненную философию и по-своему смотреть на окружающий мир. Подросток начинает задаваться такими вопросами, как «кто я?», «кем хочу стать?».

Самая полноценная форма эго-идентичности формируется в возрасте 12-19 лет. Также на этом этапе начинает самый глубокий кризис. Если его не удастся преодолеть, то произойдет ролевое смешение. Его можно охарактеризовать неприкаянностью и дезориентацией в самом себе. Поэтому важно помочь подростку создать непротиворечивый и единый образ себя. Ведь именно этот период Эриксон считал самым центральным в развитии социального и психологического благополучия.

Ранняя зрелость

Возраст 20-25 лет - своеобразные ворота в новую взрослую жизнь, как говорил сам Эриксон. Как правило, в этот период люди получают профессию, встречаются с противоположным полом, а иногда вступают в брак.

Будет ли на данном этапе провал или положительный исход, непосредственно зависит от успешности прохождения всех предыдущих стадий. Если кризис идентичности будет преодолен, то человек сможет заботиться о другом индивиде, будет любить и уважать его, не опасаясь потерять самого себя. Это ученые называют достижением близости (интимности). При неблагоприятном развитии эго-идентичности на этом этапе человек изолирует себя. Он станет одиноким, ему не о ком заботиться и не с кем разделить жизнь.

Средняя зрелость

Это очень обширный период, который занимает возрастные рамки от 26 до 64 лет. Здесь сутью кризиса является выбор между самопоглощенностью (инертностью) и продуктивностью (направленностью на человечество). Во втором случае человек устраивается на ту работу или занимается тем, что позволяет заботиться о будущем общества. Если же человек остается инертным, то он сосредотачивается только на себе, на собственном комфорте, удовлетворении своих нужд и потребностей. Казалось бы, для эпохи глобального потребления это должно считаться нормой. Однако выбрав такой полюс, человек зачастую ощущает бессмысленность жизни.

Поздняя зрелость

Это последняя стадия развития эго-идентичности по Эриксону. Она длится от 65 лет и до самой смерти. В этом возрасте наступает старость, которая считается самым благоприятным временем для размышлений, подведения итогов, анализа неудач и достижений. Человек может понять, что он не зря прожил жизнь, ему все удалось, и все его устраивает. Такое осознание Эриксон называл чувством целостности эго. Его можно считать благоприятным преодолением кризиса.

Однако некоторые старики из-за подведенных итогов начинают отчаиваться. Их охватывает чувство безнадежности, потому что они не использовали все возможности, не исправили какие-то ошибки. Они приходят к выводу, что их жизнь вообще была бессмысленной. Именно при таком раскладе люди сильно боятся грядущей неизбежной смерти. В таком случае еще не поздно все переосмыслить и сделать что-то действительно нужное и полезное.

Выводы

Эрик Эриксон, развив концепцию Зигмунда Фрейда, разработал свою неповторимую теорию. В ней акцент стоит на формировании сознательной полноценной личности. Также он первым сформулировал определение термина «эго-идентичность». В психологии это целостность личности, которая развивается от рождения до смерти. Принято выделять восемь стадий формирования идентичности, каждая из которых сопровождается определенным кризисом. От успешности их преодоления зависит, будет человек воспринимать себя целостным полноценным индивидом или нет. Главную роль в формировании этого качества играет родительское воспитание. На последующих стадиях развития влияние начинает оказывать окружающая среда.

© 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство