Религиозный обряд. Основы мировых религиозных культур

Религиозный обряд. Основы мировых религиозных культур

; неспособность человека представлять себе Бога и устанавливать с Ним связь «без какого-либо видимого посредства» обусловливает возникновение обряда, который позволяет такую связь установить .

История толкования термина [ | ]

Фиксируемое словарями толкование термина обря́д существенно менялось с течением времени.

Обряд - это народная пьеса, полная тайного смысла, исполненная великой силой, систематически повторяемая, интересна вообще, так как лучше всего иллюстрирует содержание народного сознания. Здесь сливается старое с новым, религиозное с народным, а печальное с веселым.

- Забылин М. Русский народ, - М. , 1880, С. 532

В Российской империи [ | ]

В СССР [ | ]

В современной России [ | ]

Классификация обрядов [ | ]

Первая группа включает в себя «обряды, связанные с земледелием, например с жатвой (зажинки , дожинки), животноводством (обряды, приуроченные к весеннему выгону скота), рыбной ловлей, охотой, строительством новых жилищ, рытьём колодцев и т. п.» Ежегодная повторяемость хозяйственных работ в крестьянском хозяйстве дает иное наименование этой группы - календарные обряды (см. напр. Русский месяцеслов).

Обряды и мифы [ | ]

Связь обряда с мифом давно отмечена исследователями. Обряд можно назвать инсценировкой мифа, а миф выступает как объяснение или обоснование совершаемого обряда. Такая связь «миф - обряд» особенно отчётливо проявляется в так называемых культовых мифах. Но о том, что первично, а что вторично - существуют различные точки зрения. Представители мифологической и эволюционистской школ признавали примат мифа (или верования) над обрядом. Но в 1880-х гг. появилась и скоро стала преобладающей обратная точка зрения .

Краткий очерк истории обрядности [ | ]

В древней Церкви [ | ]

«В начале II века особый развитый чин церковного брака еще не существовал, христиане женились так, как было принято в обществе того времени». Тертуллиан упоминал об участии христиан в обручении и бракосочетании по римской античной церемонии. «К IV веку совершение литургии в связи с заключением брака стало распространенной практикой». Церковные чины бракосочетания начали складываться в это же время. «Основу этих чинов составляют собственно христианские элементы, в первую очередь Евхаристия и священническое благословение, но употребляются также обряды, унаследованные от ветхозаветных и античных времен», к числу которых относятся «вручение невесте брачных даров, соединение правых рук жениха и невесты, ношение невестой особых одежд или покрывала, надевание на жениха и невесту венков, брачный пир, шествие новобрачных в их дом, пение гимнов во время шествия и по прибытии в дом». О надевании венков сообщал ещё Тертуллиан, который не одобрял этот обряд как заимствованный у язычников .

В Российской империи [ | ]

Церковные и народные обряды [ | ]

Термин «двоеверие» обозначает наличие в религиозном мировоззрении элементов других верований. Ситуация двоеверия характерна не только для России. Аналогичное явление (со своими особенностями) характерно для разных времён, мест, этнических общностей и религиозных групп. «В истории русской литературы представлено много сочинений, описывающих и обличающих пережитки язычества в жизни народа, того, что подпадает под понятие двоеверие, но без употребления самого термина» .

В XX веке в русской научной литературе появились также термины «народная религия», «народное православие» как обозначение того, во что реально верит народ. Эти термины часто употребляются синонимично термину «двоеверие».

Однако в богословии, религиеведении, исторической науке не сложилось четкого определения понятия двоеверия; характерно отсутствие слова «двоеверие» в большинстве словарей русского языка.

«Положительную оценку феномена двоеверия … давал академик Б. А. Рыбаков» .

…элементы язычества начали приходить в соединение с христианскими верованиями только тогда, когда они перестали осознаваться в народе как противостоящие христианству. Язычество как система верований, притом враждебная христианству, должно было исчезнуть прежде, чем могло появиться двоеверие… Языческий обряд не только в XII веке, но и гораздо позже продолжает жить в народе независимо от самого язычества: он приобретает игровую, развлекательную, эстетическую функции; обрядовая песнь становится фактом эстетического сознания в большей степени, чем религиозного.

- «Слово о полку Игореве» - героический пролог русской литературы. - Л., 1967. стр. 78-79

В народной религии происходит «нехристианская» интерпретация ритуалов, священных текстов и персонажей библейской истории. Таким образом, это динамическая форма религии, в которой в синкретическом единстве сосуществует христианское вероучение и элементы дохристианских языческих верований , соединяются архетипические мифопоэтические идеи и христианские каноны .

Церковная политика в отношении явления [ | ]

Церковь реагировала на описанное выше явление (как бы оно ни называлось) различным образом и, с одной стороны, боролась с наличием пережитков язычества:

Однако «существовала и другая стратегия поведения, когда священники не только не боролись с не имеющими отношения к православию обычаями, но и участвовали в них», причем, по некоторым данным, «случаи такого рода происходили повсеместно» .

В СССР [ | ]

В советское время ключевое разграничение проводилось иным образом: обряды делились на религиозные и так называемые гражданские , причем последние должны были заменить собой первые :

И действительно, в рамках борьбы с религией предпринимались попытки «сконструировать» и внедрить новые обряды :

Октябри́ны, призванные заменить собой таинство крещения , имеют и другое название - звезди́ны . Впрочем, попытка не удалась: «Так же как или, они не могли получить широкого распространения» . Поэта Окуджаву «октябрили» («октябринели») в цехе Трехгорной мануфактуры , однако «Булат Шалвович никогда не встречал октябриненного, как он, человека» .

О том, какое значение придавалось задаче борьбы с многовековыми традициями, говорят имена тех, кто создавал советскую обрядность :

У колыбели советских праздников, обрядов и обычаев стояли в двадцатых годах В. И. Ленин , Н. К. Крупская , А. В. Луначарский , Ем. Ярославский , П. А. Красиков , И. И. Скворцов-Степанов .

Решения принимались на самом высоком уровне - уровне ЦК партии: «В 1923 году Центральный Комитет Коммунистической партии принял решение об антирелигиозной пропаганде в деревне» , - и в нём говорилось следующее:

Против религиозной традиции, силы обычая, тысячелетних форм религиозного быта должны быть направлены специальные усилия в форме... отвлечения от культа путём организации культурных развлечений, сосредоточения внимания на пролетарских праздниках и торжествах... замены религиозных отправлений формами гражданского быта: как-то - религиозных праздников - гражданскими, производственными праздниками (например, праздник урожая, посева и т. д.), таинств - торжественными отправлениями гражданских актов с участием (при условии отказа от церковного ритуала) культурнопросветительных учреждений, как, например, гражданских похорон, панихид, брака, наречения имени и принятия в гражданство (запись рождения) и т. п.

- Брудный, В.И. , Обряды вчера и сегодня. М., 1968, с. 67.

Борьба с прежними обрядами за счет внедрения новых была важным направлением атеистической работы не только в 1920-х годах, но и гораздо позже. Например, в третьем издании Большой советской энциклопедии отмечается , что распространение «атеистических знаний и материалистического мировоззрения среди населения» (борьба с религией) осуществляется, в частности, путём

В современной России [ | ]

См. также [ | ]

Примечания [ | ]

  1. Обряд // Ожегов, С. И., Н. Ю. Шведова , Толковый словарь русского языка.
  2. Обряд // Волков, Ю., И. Мостовая , глоссарий к книге «Социология: Учебник для вузов», 1998 г.
  3. Обряд / Чистов К. В. // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  4. Обряд Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. - М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004.
  5. Обряд // Гуревич П. , Словарь по культурологии, 1996 г.
  6. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  7. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  8. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  9. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  10. Обряды гражданские // Атеистический словарь /Под общ. ред. М. П. Новикова . - М.: Политиздат , 1986. - С. 315-316
  11. Обряд // Интернет-портал «Азбука веры»
  12. , с. 235.
  13. , с. 236.
  14. БРАК // Православная энциклопедия, Т. 6, С. 146-181.
  15. , с. 462.
  16. Колыванов Г. Е. , ДВОЕВЕРИЕ // Православная энциклопедия, т. 14, - М. 2007 - стр. 242-244.
  17. , с. 211.
  18. Кравецкий, Александр , Церковная миссия в эпоху перемен (между проповедью и диалогом), М: Культурный центр «Духовная библиотека», 2012, стр. 161
  19. Кравецкий, Александр , Церковная миссия в эпоху перемен (между проповедью и диалогом), М: Культурный центр «Духовная библиотека», 2012, стр. 162
  20. Глава пятая. Социалистический образ жизни и преодоление христианских таинств
  21. Советские обряды
  22. Хазан, Любовь , Булат ОКУДЖАВА: «Ты сидишь на нарах посреди Москвы. Голова кружится от слепой тоски. На окне - намордник, воля - за стеной, ниточка порвалась меж тобой и мной» // «Бульвар Гордона», № 18 (470) 2014, 08 мая 2014 г.
  23. Атеистическое воспитание // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред.

Все о религии и вере - "молитва как религиозный обряд" с подробным описанием и фотографиями.

Религиозные обряды и ритуалы – что это такое? Возможно, некоторые считают, что с подобными явлениями сталкиваются только те, кто тесно повязан с религией. Однако в реальности подобные ритуалы уже давно переплелись с повседневной жизнью обычных людей. Что уже говорить о верующем человеке, для которого религиозные обычаи и обряды – это неотъемлемая часть бытия.

И все же, несмотря на это, в тени остается множество интересных вопросов. Например, даже значение слова «религиозный обряд» вызывает ряд недоумений. Ведь как понять, какие ритуалы стоит относить к ним, а какие нет? Или в чем разница между православными таинствами и католическими? И в конечном счете, как давно был проведен первый религиозный обряд? Итак, рассмотрим все по порядку.

Значение слова “религиозный обряд”

Как всегда, начинать нужно с корня проблемы, а именно с точного значения данного выражения. Итак, религиозный обряд – это определенное действие, основанное на мистическом представлении человека об окружающей реальности.

То есть главной задачей подобного ритуала является укрепление связи верующего с его высшим началом, или Богом. При этом совершенно неважно, проводится подобное действие индивидуально или же это коллективное мероприятие.

Что такое религиозный обряд?

И все же недостаточно просто знать значение этого слова. Для полного понимания его сути необходимо взглянуть на все под особым углом, опираясь на наглядные примеры и доводы. Именно поэтому давайте рассмотрим, что такое религиозный обряд в действительности.

Для начала возьмем за пример крещение пальцами, которое распространено среди всех христиан. Казалось бы, ничего мистического, обычная манипуляция рукой в заданном порядке, которая применяется во время молитвы. И все же это религиозный обряд. Знаете, почему?

Потому что здесь присутствует два важных момента. Во-первых, установленный ритуал, который неизменен для всех христиан на протяжении многих веков. Во-вторых, он основывается на вере в то, что подобное действие способно пролить на человека божью благодать.

Исходя из этого, можно сделать следующий вывод: любой обычай, совмещающий эти два момента, является религиозным обрядом.

Первые мистические таинства

Никто не знает, когда именно человек начал верить в то, что миром управляет высший разум. Ведь впервые это произошло в те времена, когда наши далекие предки еще не умели писать. Единственным свидетельством их разумного образа жизни являются рисунку и насечки на скалах. Однако даже этой скудной информации достаточно для того, чтобы понять, что такое религиозный обряд у древних людей.

В те далекие времена жизнь человека напрямую зависела от того, насколько благосклонна к нему матушка-природа. Только представьте, какой величественной она была для людей, не имеющих ни малейшего представления о законах физики и химии. Следовательно, неудивительно и то, что с течением лет они начали приписывать ей наличие собственной воли и разума.

Поэтому ответить на вопрос: «Что такое религиозный обряд у древних людей?» будет довольно просто. Практически все их ритуалы были направлены на то, чтобы задобрить духов природы, дабы те даровали им свое покровительство.

Эта вера в силу священных обрядов оказала заметное влияние на всю историю человечества. Ведь именно благодаря древним таинствам появились первые жрецы – люди, общающиеся с потусторонними силами.

Обряды славян

До прихода христианства на Русь наши предки были язычниками. Они верили в существование многих богов, образующих славянский пантеон. Так, воины поклонялись Перуну, крестьяне – Ладе, а творческие люди – Велесу.

Изначально ритуалы были придуманы простыми людьми, дабы как-то задобрить любимое божество. Чуть позже жрецы сами начали подбирать наиболее благоприятные обряды и настаивать на том, что это воля высшего разума.

Дошло до того, что ни один праздник или значимое событие не обходились без религиозного таинства. И чем чаще и систематически они повторялись, тем сильнее впивались в сознание людей. По прошествии многих лет они стали неотъемлемой частью повседневной жизни славян и принимались народом как нечто само собой разумеющееся.

К примеру, крестьяне всегда приносили жертву Ладе, перед тем как начать посевные работы. Ведь если этого не сделать, то богиня не одарит посев своей благодатью, и тогда урожай будет плохим. То же касалось и прочих аспектов жизни славян: рождения детей, свадьбы, войны и смерти. На каждый случай был собственный религиозный обряд, нацеленный на укрепление отношений между божеством и человеком.

А как же другие страны и континенты?

Самым любопытным является то, что подобное мировоззрение было присуще практически всем нациям и народам. Так, греки верили в богов Олимпа, египтяне – в могущественного бога Осириса и других, не менее сильных созданий. А коренные жители Африки и вовсе имели столько различных божеств, что счесть их нет ни малейшей возможности.

И все они практиковали религиозные обряды. Например, греки делали богатые подношения своим богам в храмах, а в дни праздников устраивали гуляния с маскарадом. Египтяне строили пирамиды, дабы их фараоны жили там даже после смерти. А некоторые африканские племена поедали человеческие сердца, надеясь таким способом получить силу и храбрость поверженного врага.

Религиозные обряды в современном мире

Несмотря на то что сейчас настал век популяризации научных теорий и атеистических взглядов, религиозные обряды никуда не делись. Более того, некоторые из них так сильно укоренились в сознании людей, что стали привычной нормой. Давайте же рассмотрим наиболее популярные обряды двух гигантских религий – христианства и ислама.

Итак, начнем с православного крещения детей. Этот религиозный обряд считается одним из самых древних в нашей истории. По его законам, маленьких детей омывают святой водой, дабы очистить их от первородного греха. Помимо этого, христиане верят, что во время крещения Бог дарует человеку ангела-хранителя.

Еще одним древним религиозным обрядом, дошедшим до наших дней, является ежегодное паломничество мусульман в Мекку. Они верят, что каждый истинный верующий должен хотя бы раз в жизни совершить такой поход, дабы показать Аллаху свою преданность.

Преданность на грани фанатизма

Однако не все ритуалы и обряды безобидны. К сожалению, иногда вера перерастает в фанатизм, и тогда появляются первые жертвы. В частности, некоторые религиозные обряды требуют крови, иногда даже человеческой. И верующий-фанатик готов преподнести такой дар. Ведь это воля божья, а человеческая жизнь по сравнению с ней – лишь пыль.

При этом кровавый след от религиозных обрядов тянется из самой глубины истории, то исчезая, то снова появляясь. Чего стоят Крестовые походы христиан или священные войны мусульман против неверных. Не говоря уже о том, что древние ацтеки приносили людей в жертву сотнями, а то и тысячами, лишь ради того, чтобы удовлетворить мистический аппетит бога Солнца.

В связи с этим следует понимать, что религиозные обряды могут проводиться как во благо, так и наоборот. При этом не Бог творит зло, а люди, ведь именно они в конечном счете определяют суть и порядок проведения ритуала.

Религиозные обряды.

Основные обряды, которые характерны наиболее распространённым мировым религиям.

Основные обряды в Исламе

Обряды верующих в Исламе.

Чтение Корана

Чтение Корана. В богослужебном ритуале чтению Корана уделяется очень большое внимание. Наличие в доме Корана, независимо от того, умеют в этом доме его читать или нет (лишь очень немногие из мусульман умеют читать Коран), считается весьма похвальным и понимается как хранение священной реликвии. Среди мусульман распространена клятва на Коране. В мусульманских странах все значительные общественные мероприятия, праздники, торжества открываются чтением Корана по радио и телевидению. Перед началом ежедневных радиопередач также читается Коран.

Намаз (молитва). Мусульманину предписано молиться (совершать намаз) пять раз в день – это одна из основных обязанностей верующих в исламе. Первая – утренняя молитва на заре (салят ассубх) совершается в промежуток времени от рассвета до восхода солнца и состоит из двух так называемых рак-атов, т.е. поклонений, падений ниц; вторая – полуденная (салят асазухр) – из четырех рак-атов; третья – во второй половине дня до заката солнца (салят аль-аср), называемая вечерней молитвой, – из четырех рак-атов; четвертая – при заходе солнца (салят аль-магриб) и пятая – в начале ночи (салят аль-иша состоят из трех рак-атов. Кроме этих обязательных намазов наиболее правоверные и усердные мусульмане совершают еще и дополнительные молитвы с определенным числом сгибаний спины и касаний лбом пола, а в месяц рамадан введена особая молитва – тарауих-на-маз, совершаемая после проведенного днем поста. Совершать намаз можно в любом месте, но ему обязательно должно предшествовать ритуальное омовение. Лучшее место для молитвы – мечеть, молитвой там руководит имам. Полуденная молитва в пятницу должна совершаться в мечети.

Обрезание крайней плоти

Обрезание крайней плоти. Относится к числу ритуалов, предписанных сунной – мусульманским священным преданием. Совершается в младенческом возрасте. Среди мусульман распространено ставшее традиционным мнение, будто обрезание полезно и даже необходимо мужчинам. Некоторые считают его целесообразной в гигиеническом отношении процедурой.

Милостыня. Обряд подачи милостыни (нищим, в пользу мечети) осуществляется в соответствии с указанием Корана: «Вам не достичь благочестия, покуда не будете делать жертвований из того, что любите». Мусульмане верят, что милостыня освобождает от греха и способствует достижению райского блаженства. Хаджж (паломничество). Паломничество в Мекку и Медину (места, где протекала деятельность Мухаммеда) не является непременной обязанностью, но каждый совершеннолетний мусульманин должен стремиться к совершению хаджжа хотя бы один раз в жизни. Святость и благость хаджжа беспредельны. Разрешается посылать вместо себя и других лиц. Совершившие паломничество пользуются в мусульманском обществе особым почетом и уважением, часто носят особую одежду, например зеленую чалму.

Основные обряды в Иудаизме

Религиозные обряды иудеев.

Молитва. Является наиболее распространенным обрядом в иудаизме. В представлении верующих евреев молитвенное слово и песнопение достигают неба и влияют на решение небожителей. Во время утренней молитвы (кроме субботы и праздников) верующему предписывается надевать на лоб и левую руку тефиллин (филактерии) – два маленьких кожаных ящичка кубической формы с ремнями. В ящички вложены написанные на пергаменте цитаты из Торы. Верующий также обязан трижды в день молиться «бецибур», т.е. совершать богослужение при наличии молитвенного десятка, миньяна (общинного кворума) и, кроме того, любое действие (прием пищи, отправление естественных потребностей и т.п.) сопровождать славословием в адрес Яхве. Верующему предписано ежедневно благодарить Всевышего за то, что Бог не сотворил его язычником, женщиной и амхаарцем.

Мезуза и цицит

Мезуза и цицит. Иудаизм предписывает верующему в обязательном порядке развешивать мезузу и носить цицит. Мезуза – кусок пергамента, на котором написаны стихи из Второзакония; свернутый свиток помещается в деревянный или металлический футляр и прикрепляется к косяку дверей. Цицит – кисти из шерстяных ниток, прикрепленные к краям арбаканфота, т.е. к четырехугольному куску материи, одеваемому религиозными евреями под верхнюю одежду.

Капорес. Магический обряд капорес совершается в ночь накануне судного дня и состоит в том, что мужчина трижды вертит над своей головой петуха (женщина – курицу), произнося три раза специальную молитву. Затем птицу режут, а мясо поедают в ночь на исходе судного дня.

Лулав. Древний обряд лулав совершается во время молитвы в дни осеннего иудейского праздника кущей (суккот). Молящийся должен в одной руке держать лулав, состоящий из пальмовой ветви, перевязанной тремя миртовыми и двумя вербными ветками, а в другой – эсрог, особый сорт лимона, и ими потрясать воздух, что якобы служит магическим средством для вызова ветра и дождя Ташлих. В день иудейского Нового года (рош-гашана) верующие собираются у реки, читают отрывки из ветхозаветной книги Михея и распевают религиозные гимны. Во время чтения молитв верующие вытряхивают карманы и бросают в воду крошки хлеба, полагая, что тем самым освобождаются от грехов. Кошер н треф. Согласно иудейскому вероучению, нища делится на дозволенную (кошерную) и недозволенную (трефную). Можно питаться мясом жвачных животных, домашних птиц, зарезанных по правилам ше-хиты (ритуального убоя). Запрещено одновременно употреблять мясную и молочную пищу. К табуированной пище относится свинина.

Обрезание. Исполнению этого обряда в иудаизме придается особое значение: исполнение этого великого завета Яхве считается залогом религиозной исключительности еврейского народа. Омовение. Верующему предписано накануне субботы и других религиозных праздников совершать омовение в микве – специально оборудованном бассейне с дождевой или ключевой водой, предваряя каждую молитву омовением рук.

Основные обряды в Христианстве

Таинствами в христианстве именуются культовые действия, с помощью которых «под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божия». Православие и католичество признают все семь таинств; лютеране – крещение и причащение; Англиканская церковь – крещение, причащение, брак.

Крещение – таинство, которое символизирует принятие человека в лоно христианской Церкви. Ритуал крещения состоит либо в погружении новорождённых в купель (в православии), либо в окроплении их водой (в католицизме). В протестантских церквях, как правило, крестят уже совершеннолетних.

Миропомазание

Миропомазание – таинство, тесно связанное с крещением. Его целью является наделение человека божественной благодатью. Ритуал миропомазания состоит в смазывании лба, глаз, ушей и других частей лица и тела верующего ароматическим маслом – миром.

Причащение

Причащение (евхаристия) – таинство, при котором верующих потчуют хлебом и вином, символизирующими «тело и кровь» Христа. «Причащение Христовых тайн» призвано духовно изменить человека.

Покаяние (исповедь) – раскрытие верующим своих грехов священнику (исповедывающийся должен искренне раскаиваться в этих грехах) и получение от него «отпущения грехов» именем Хрипа. При этом Церковь гарантирует тайну исповеди.

Священство

Священство – таинство, посредством которого совершается возведение в сан священнослужителя.

Брак – таинство, совершающееся при заключении церковного (Замка. Благодать соединяет супругов по образу союза Христа с Церковью.

Елеосвящение

Елеосвящение (соборование) – таинство, совершаемое над больным и заключающееся в произнесении определённых молитв, которые сопровождаются помазанием освящённым елеем лба, щёк, губ, груди и рук. От человека требуется вера и покаяние. При этом условии ему отпускаются грехи.

Основные обряды в Индуизме

Индуизм оказывает существенное влияние на жизнь современной Индии. Через сложную систему религиозного ритуала, обрядов, поведенческих и бытовых предписаний, традиционных пищевых запретов он пронизывает всю жизнь ортодоксального индуса. Религия и связанные с нею обряды и сегодня являются активно действующими факторами, оказывающими глубокое влияние на мышление, поведение и ценностные ориентации большинства индуистского населения страны, несмотря на постепенно развивающийся процесс эрозии религии, вызванный изменениями в экономической и социальной структуре современной Индии.

Свод правил поведения, обязательных для каждого индуса, содержится в древнеиндийских трактатах – дхарма-шастрах.

Ни один ортодоксальный индус не может пренебречь выполнением важнейших обрядов, предписанных законами его касты. Необходимо отметить, что дхарма, т.е. обряды и ритуальный комплекс высших и средних каст, во многом отличается от дхармы низших каст (шудры) и неприкасаемых (хариджаны), так как у последних сохранилось больше черт родоплеменных культов доарийской эпохи. Обряды варьируются также в разных районах страны. При правильном жизненном пути члены высших "варн" (каст) должны были пройти через четыре стадии: 1) в отрочестве и юности учиться и соблюдать целомудрие (брахмачарья); 2) жениться и вести общественно-полезную жизнь (грихасташрам); 3) после появления внуков поселиться в лесу для духовного очищения и обуздания страстей (ванапрастха); 4) отречься от мирской суеты и вести жизнь странствующего аскета для спасения души (саньяс). Четвертая стадия была предписана главным образом брахманам.

Наиболее распространенный тип религиозного обряда – пуджа или богопочитание. Почти в каждом индуистском доме имеются священные изображения или статуи любимых богов, перед которыми читают молитвы, поют гимны и возлагают приношения. В бедных жилищах пуджа проходит скромно. Мать семейства на рассвете читает молитвы и звонит в колокольчик перед базарными цветными картинками богов, развешанными в уголке ее комнаты. В домах богатых людей пуджа совершается с приношениями изысканных блюд и цветов, возжиганием курительных палочек в особой комнате, которая служит фамильным храмом, где никогда не гаснет священный огонь. В таких домах по особым случаям на пуджу приглашают семейного жреца, пурохиту. Религиозные службы такого рода больше всего распространены среди последователей культа бхакти.

Основным современным храмовым обрядом, как и домашним, является пуджа, пришедшая на смену ведийско-брахманистской яджне. Ее стараются совершать правильно, то есть с соблюдением всех тонкостей, предписанных специальными текстами. Таких текстов множество: агамы, в которых описывается и разъясняется храмовый ритуал; краткие справочники храмовых обрядов, что-то вроде требников; справочники по астрологии с указанием точных дат для проведения ритуалов; сборники магических формул и заклинаний.Важнейшим источником знания ритуала была и остается устная традиция.

Храмовая пуджа обычно начинается ранним утром. Жрец тщательно готовится к ней, очищает себя ритуальным омовением и молитвой. Потом он обращается к местному божеству – хранителю города или селения, в магическом ведении которого находится храм, и просит у него разрешения в этот храм войти. Отворив двери храма, "божьего дома", жрец вступает в спальню бога и будит его, распевая хвалебные гимны. В прежние времена для пробуждения богов использовали музыкантов и храмовых танцовщиц. Желая привлечь внимание божества, бьют в гонг, трубят в раковины, звонят в колокол. Центральная роль в ритуале принадлежит процедуре, называемой абхишек – окропление. Статую или иное изображение божества поливают водой или молоком, смазывают топленым маслом или сандаловой пастой, посыпают золотыми монетами или драгоценными каменьями. Цель такого обряда – или выразить бесконечную и бескорыстную преданность божеству, или получить от него милость.

Последователи различных индуистских культов часто демонстрируют свою принадлежность к ним через цветные знаки на лбу, а иногда и на теле. Например, шиваиты чертят на лбу три белые горизонтальные полоски, вайшнавы – белое латинское V, рассеченное вертикальной красной чертой.

Древнеиндийский обряд, совершавшийся над мальчиком из касты брахманов на восьмом году от зачатия или от рождения, над мальчиком из касты кшатриев на 11-м и над мальчиком из касты вайшьев на 12-м. Крайним сроком посвящения были 16-й, 22-й и 24-й годы. Совершение обряда Упанаяны было обязательно для всех арийцев (трех высших каст). Непосвященный отлучался, и с ним запрещалось всякое общение. Обряд Упанаяны признавался как бы вторым, духовным рождением и сопровождался наречением посвящаемому нового имени. Он знаменовал собою вступление мальчика в первую из четырех стадий жизни, обязательных для каждого арийца – стадию брахманского ученика (брахмачарин). Только пройдя эту стадию, ариец мог основать собственное хозяйство, вступив в брак.

Приглашенные для совершения обряда брахманы, между которыми был и будущий учитель мальчика, совершали жертвоприношение; мальчика одевали в новую одежду, опоясывали особым поясом, свитым из трех нитей священной травы (для кшатрия – из тетивы лука, для вайшьи – из овечьей шерсти) и давали ему посох, который он должен был постоянно носить.

Будущий учитель мальчика, поручив его различным божествам, дает ему краткое наставление: "Ты – брахмачарин: пей воду, делай дело (священное), не спи днем, воздерживайся от многословия, подкладывай дрова в огонь". После этого ученик подкладывал дрова в огонь и отправлялся за сбором милостыни для себя и своего учителя. После трехдневного поста, а иногда и в тот же день, ученику преподавался первый урок. Припав к коленям учителя, ученик просил преподать ему священную строфу савитри (стих в честь бога Савитара). Учитель и ученик садились друг против друга, около огня; первый произносил сначала по частям, потом целиком священную строфу, а мальчик повторял за ним. Остатки обряда Упанаяны, подробное описание которого мы находим в древнеиндийских правилах домашнего ритуала (грихья-сутрах), сохранились в Индии местами и до сих пор.

Для Шраддхи существуют установленные каноны: в ее проведении участвуют 4 пандита. Один из них проводит Пуджу для остальных Пандитов, которые являются олицетворением разных Природных сил. Перед проведением Церемонии трое Пандитов весь день на кануне и в день проведения Церемонии соблюдают пост, перед началом – совершают омовение, одевают новую одежду. Они являются олицетворением трех различных Божественных сил. Первый Пандит олицетворяет Питру – наших предков: дедов, прадедов, бабушек и прабабушек. Во время проведения Шраддхи он сидит лицом на юг, потому, что юг это направление Ямы – Бога смерти, дух усопших предков приходит с этого направления. Второй Пандит олицетворяет Вишва Дэвас – они считаются телохранителями усопших душ. Вишва Дэвас всегда сопровождают усопшие души Питра, чтобы их охранять. Для Вишва Дэвас также должно проводиться подношение.Третий Пандит является олицетворением Вишну, он является главным божеством при проведении Шраддхи.Далее проводится оживление этих энергий путем произнесения Мантр, проведения определенных ритуалов.

Затем следует угощение. Во время угощения Пандитам предлагается две – три разновидности сладостей, и несколько других блюд, приготовленных в масле, две либо три разновидности овощей, а также рис и другие блюда. После угощения Пандитам предлагается новая одежда.После этого главный Пандит готовит Пинда.

Для приготовления используется рис, простокваша, и специальные черные семена, которые олицетворяют энергию Сатурна. Из всего этого делаются шарики, 3-6 штук. Считается, что такая пища, приготовление которой сопровождается пением Мантр, наполняется силой и энергией. После она предлагается душам предков.

Обычно, проведение Церемонии Шраддха является ответственностью старшего члена семьи, но любой член семьи также может провести эту церемонию. После проведения церемонии шарики из риса оставляют на корм воронам, размещая их таким образом, чтобы никакие другие животные не могли их достать. Считается, что вороны олицетворяют души умерших.

Это древняя традиция, которая соблюдается тысячелетия. Все эти церемонии описаны в Ведах.Другой вид церемонии это Питру Пуджа. Для проведения этого вида церемонии приглашается два Пандита. При проведении церемонии главный Пандит читает Мантры, проводит ритуалы, а потом предлагает одежду и продукты, такие как рис, дал, овощи, соль и т.д. Пандитам предлагается неприготовленная пища потому, что они могут есть только те блюда, которые они готовят сами, либо, то, что готовят члены их семьи.

Во время проведения этой церемонии, тот, кто проводит ее, должен вспомнить о предках, пожелать им всего хорошего, сказать, что им приносится подношение, и взамен он получит благословение своих предков.Если человек, проводящий церемонию, четко знает имена всех его предков в трех поколениях, тогда проводится Шраддха. Для них готовится шесть шариков из риса, для отца, деда, прадеда, матери бабушки и прабабушки. Если он не точно знает имена своих предков, тогда проводится Питру пуджа.

Ортодоксальные индуисты из высоких каст из поколения в поколение периодически повторяют обряд шраддха в память о предках.

Религия не только дарует человеку надежду на помощь высших сил, на загробную жизнь и служит одной из форм общественного сознания. Религия создает определенные моральные устои общества, определяет грани добра и зла, учит нравственности и уважению к ближним. Кроме того, каждый тип вероисповедания накладывает на своих последователей определенные обязательства, требует соблюдения канонов, выполнения ритуалов, и обрядов, соответствующих тому или иному событию в жизни человека.

Типы религий и характерные для них ритуалы, обряды и обычаи

Самой древней из всех форм религий является иудаизм, который возник в древней Палестине. Для иудаизма характерно неукоснительно соблюдение обычаев, нарушать запреты нельзя ни в коем случае, при достижении определенного возраста всем мальчикам обязательно должно быть сделано обрезание. Один из главных запретов касается пищи – евреям категорически запрещено есть мясные продукты кошерного происхождения, то есть мясо животных, конечности которых оканчиваются раздвоенным копытом. Необычайно красивы свадебные ритуалы иудеев, а погребальные обряды тронут за душу даже тех, кто не имеет никакого понятия об этом типе вероисповедания.

А вот ислам считается самой молодой мировой религией, дата его первого упоминания в исторических летописях – это VII век нашей эры. Приверженцы ислама свято почитают пророка Мухаммеда, ежедневно совершают так называемый намаз, то есть произносят молитву пять раз в день, считают своим долгом оказывать помощь бедным. Особенности этого вероисповедания в том, что мужчина может иметь одновременно несколько жен, причем даже другой веры, а вот женщина-исламка обязана выходить замуж только за . Истиные почитатели ислама никогда не пьют спиртного, один раз в год соблюдают строжайший пост, так называемый рамадан, и совершают хадж – паломничество в Мекку.

Христианство – этого вероисповедания придерживается большинство людей. Христианская вера делится на католическую и православную и каждая из них имеет свои обычаи и ритуалы, некоторые из них схожи, а некоторые абсолютно противоположны. На фоне этих разногласий не один раз возникали войны, в ходе которых брат убивал брата, а сын – отца. Но для обоих направлений характерно соблюдение таких обрядов, как обряд крещения, причастия, венчания, регулярное покаяние в грехах своих. Все ритуалы проводятся священнослужителями и обязательно закрепляются омовением или орошением святой водой.

Самые необычные религиозные ритуалы

Но на особенности проведения ритуальных обрядов большое значение накладывают и обычаи, характерные для того или иного этноса, народности.

Например, в одном из индийских штатов исламисты сбрасывают новорожденных с довольно храма на растянутое внизу тряпичное полотнище и свято верят в то, что это ребенку здоровья.

В Шотландии католическую невесту в ночь перед бракосочетанием обязательно тухлыми яйцами, патокой и мукой – этот ритуал служит залогом счастья и благополучия будущей семьи.

У некоторых народов христианской веры до сей поры принято использовать во время причастия настоящую кровь, а у некоторых африканских народов женщина, согласно религиозному обычаю, за каждый год семейной жизни получает металлическое кольцо на шею. Но вот в случае ее измены мужу все кольца снимают, и шея женщины просто ломается.

Еще в древние времена зарождались те или иные ритуалы и обычаи. И стоит отметить, что некоторые из этих обычаев сохранились и до наших времен и существует уже достаточно длительное время. Вообще, ритуалы были созданы для того, чтобы помогать человеку, заряжать его энергией, и помогать в различных бытовых ситуациях. Собственно, на сегодняшний день они используются с той же целью. В данной статье мы рассмотрим, какие ритуалы существовали в древности, как они менялись, для чего использовались и как применялись. А далее мы рассмотрим, какие из этих ритуалов потерялись и исчезли, а какие дошли до наших дней. Ведь это достаточно интересно и увлекательно узнавать что-то новое о своей культуре, или о культуре других государств. Это дает нам знания, образованность и культуру.

Ритуалы и обряды из древности


Охота первобытных людей

Когда-то давно, начиная с первобытных времен, люди, чтобы существовать и чем-то питаться, занимались охотой. Но ведь не всегда охота была удачной, и охотники уходили с добычей. Но голодным оставаться не хотелось. А для того, чтобы было пропитание, охотники старались помочь себе посредством знаков, они призывали удачу. Например, таким призывом служили рисунки животных на скалах, а потом эти рисунки поражались копьем – это было своеобразным символом успешного результата охоты.


Совет

С тех времен начали зарождаться и такие ритуалы, как погребение, захоронение человека. В могилу усопшего рекомендовалось класть оружие и цветы, а также те предметы, которые присутствовали в обиходе умершего. Полагалось, что все проводимые ритуалы, во время захоронения усопшего, были неким действием, которое является связующим звеном между человеком и потусторонним миром, куда он отправляется после смерти.



Колдовство в реальном мире

Позднее, для того, чтобы проводить все эти ритуалы, в племени выбирали специального человека. Таких людей величали магами, колдунами. Они не просто самостоятельно выполняли все необходимые действия, но и пытались научить других делать все это. Считалось, что у этих людей имеется какая-то особая сила, что эти люди не от мира сего. Что касается ритуалов славянских, а также других народов, то тут велика вероятность того, что эти ритуалы не будут совпадать, т.к. народы имеются свои индивидуальные специфические черты. В этом нет ничего удивительного, ведь каждый из этих народов уникален.

Религиозные обряды и ритуалы: тогда и сейчас

С течением времени все ритуалы модернизировались, приобретали новые черты, становились сложнее. У людей появлялись новые идеи и методы прошения у богов того, чего они очень сильно хотят получить. На сегодняшний день можно смело сказать, что у всех религий имеется свой арсенал ритуалов и обрядов, которые носят ежедневный характер (например, молитва), а некоторые могут иметь календарный характер (например, ритуалы, которые выполняются в рождество). Также есть и единичные ритуалы. К таким можно отнести крещение.


Как нужно молиться?

Что раньше, что сейчас человек может молиться не только в одиночестве, а также приходить и в храм, где молятся и другие люди. Раньше у каждого человека в доме имелось место для своеобразного алтаря, где и необходимо было молиться, а также совершать религиозные действа.


Как нужно молиться

Шаманы - кто они?

В Сибири с давних времен существовали племена народов севера, которые имели своих шаманов. Так вот эти шаманы занимались преимущественно ритуалами и обрядами, и больше ничем. Как гласят легенды, шамана выбирали не сами племена, а духи. Человек, который должен был стать шаманом, уходил в мир иной, его там разбирали не несколько частей, потом складывали заново, но уже в новом качестве. У такого человека наблюдались способности хождения между мирами. Шаман мог запросто вылечить человека, защитить его в энергетическом плане. Также в силах шамана было повлиять на погоду. Как правило, все шаманы в ходе своих ритуалов использовали музыку. Музыкой был звон бубна. Примечательный факт, что в Бурятии и ряде иных северных народов, которые до сих пор сохраняют свою культуру, также по-прежнему остаются шаманы. Эти шаманы и вправду имеют уникальными способностями. В их силах наложить проклятие на человека, а также снятие. Шаманы могут даже предсказывать судьбы.


Вывод:

Как уже говорилось, каждый народ имеет свою культуру, традиции, ритуалы и обычаи. Даже на одной территории могут проживать несколько культурных групп, между которыми также будут различаться их обычаи и ритуалы. Причем некоторые народы смогли пронести свои традиции, ритуалы и прочее с древнейших времен и до наших дней, а это очень ценно, т.к. это корни человека, его история. Каждому народу следует стараться сохранить и пронести через поколения эти интересные и полезные знания. Их необходимо передавать своим детям, внукам, потомкам. Даже если они немного и видоизменятся с течением времени, тем не менее, они дойдут до потомков.


Религиозные истории

Издавна благополучие людей, работающих на земле, зависело от сил природы: высоты солнца над горизонтом, погодных условий, продолжительности вегетационного периода. Чтобы задобрить языческих богов и получить хороший урожай, наши предки

проводили всевозможные обряды, связанные с днями солнцеворота. Впоследствии они органично переплелись с православными христианскими праздниками. Главными из них является Рождество, Пасха, Троица.

Любимыми в народе остаются праздники, мало изменившиеся с языческих времён. Это проводы


зимы, или Масленица, приуроченная ко дню весеннего равноденствия. В это время устраивались


Рис. 3. Чучело Масленицы


народные гуляния, пеклись блины, а в завершение сжигалось чучело Масленицы, символизирующее конец холодов и наступление весны.

Летом праздновался день Ивана Купала, когда в самую короткую ночь года люди собирали лекарственные травы, обладающие чудодейственной


силой, водили хороводы вокруг костра и искали цветок папоротника. Люди верили, что он помогает понимать язык птиц и зверей, указывать местоположение зарытых в земле кладов.

Сейчас, к сожалению, детали многих обычаев и обрядов утрачены или сохранились частично. Однако местные краеведы пытаются восстановить утраченное. Сейчас во многих населённых пунктах и учебных заведениях проводят праздник «Проводы зимы», где возрождаются обычаи масленичных гуляний.

Религии.


Рис. 5. Святогорский монастырь


По вероисповедованию в нашем крае есть христиане (православные, католики, протестанты, старообрядцы), иудеи, мусульмане и другие. К основным разновидностям храмов относятся церкви, костёлы, синагоги. Наиболее известными православными памятниками нашей области являются Святогорский монастырь и Успенская церковь в городе Мариуполе, сохранившая религиозные традиции греков. Однако большая часть культовых сооружений


в области была разрушена в 30-х годах XX века, а уникальные образцы иконописи разных школ и культовые предметы утрачены навсегда.


7. Расскажите о традициях вашей семьи.

8. Составьте родословное древо своей семьи.

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Тема: «Составление родословного древа вашей семьи»

Цель: Познакомить учащихся с алгоритмом составления родословного древа. Составить родословное древо семьи.


Все мы – ветви одного большого могучего дерева, которое объединяет в себе многие поколения родственников. Именно в семье свято хранятся многие обычаи и обряды, живет память о предыдущих поколениях. Одним из способов сохранения этой ценной информации является составление генеалогического древа. Как это сделать?

1) Составьте список ближайших родственников.

2) Соберите главные сведения о них: даты и места рождения, учебы, работы, службы в армии, вступления в брак.

3) Разыщите родственников, обладающих сведениями о предках, и запишите их рассказы.

4) Составьте географический паспорт вашей семьи – уточните регионы проживания родственников и предков.



Соберите документы, хранящиеся в домашних архивах родственников – это важнейшие источники информации. Подпишите фотографии (кто изображен, дата и место съемки).

ИЗ ДНЕВНИКА КРАЕВЕДА:

Пасха. Практически все пасхальные традиции возникли в богослужении. Даже размах пасхальных народных гуляний связан с разговением после Великого поста – времени воздержания, когда все праздники, в том числе семейные, переносились на празднование Пасхи. Символами Пасхи становится всё, что выражает Обновление (Пасхальные ручьи), Свет (Пасхальный огонь), Жизнь (Пасхальные куличи, яйца и зайцы).

Начиная с пасхальной ночи и последующие сорок дней (до отдания Пасхи) принято «христосоваться», то есть приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» –

«Воистину воскресе!», при этом троекратно целуясь. Этот обычай идёт с апостольских времён.

Пасхальный огонь играет большую роль в богослужении, а также в народных празднествах. Он символизирует Свет Божий, просвещающий все народы после Христова Воскресения. В Греции, а также в крупных городах России в православных храмах до начала пасхальной службы верующие ждут Благодатного огня от Храма Гроба Господня. В случае успешного прибытия огня из Иерусалима священники торжественно разносят его по храмам города. Верующие тут же возжигают от него свои свечи. После службы многие уносят лампаду с огнём домой, где стараются поддерживать его в течение года.

Рождество. В иерархии праздников Русской православной церкви Рождество занимает второе место после Пасхи.

Под влиянием христианской церкви Святки стали связываться с рождественскими обрядами и отмечаться по церковному календарю – от Рождества до Крещения. Их совпадение по времени (начало года) способствовало сближению славянской святочной обрядности с церковной.

Святки особенно насыщены магическими обрядами, гаданиями, прогностическими приметами, обычаями и запретами, регламентирующими поведение людей, что выделяет святки из всего календарного года. Мифологическое значение святок определяется их «пограничным» характером – в это время солнце поворачивается с зимы на лето; световой день сдвигается от тьмы к свету; заканчивается старый и начинается новый год; рождается Спаситель, и мир хаоса сменяется божественной упорядоченностью. С

«пограничностью» периода между старым и новым хозяйственным годом связаны представления о приходе на землю с того света душ умерших, о разгуле нечистой силы в середине зимы. По народным верованиям, невидимое присутствие духов среди живых людей обеспечивало возможность заглянуть в свое будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий.

© 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство