Мое представление о национальном характере британцев. Топик «British National Character. Самое «страшное» испытание

Мое представление о национальном характере британцев. Топик «British National Character. Самое «страшное» испытание

Каждой нации свойственны свои особенные черты характера. Особым образом это относится к англичанам. Каждый англичанин, где бы он не жил в настоящий момент, обладает набором качеств, которые не позволят спутать его с представителем другой национальности.

Можно сказать, что особенности англичан являются результатом исторического развития страны, отражением ее традиций и обычаев, а также следствием островного положения Англии.

Многие авторы пытались описать со стороны типичного англичанина, его характер, привычки, интересы. Но не стоит забывать, что каждый человек уникален, поэтому важно не упрощать и не преувеличивать сведения о жизни целого народа.

Постоянство характера

Среди национальных особенностей характера англичан выделяют одну из главных – их постоянство и приверженность разнообразным ритуалам и традициям. Некоторые традиции превращаются в представления, например, церемония ключей в Тауэре или смена караула у Букингемского дворца.

Некоторые традиции глубоко входят в жизнь англичан и не рассматриваются даже попытки что-то изменить. Собственное видение мира у англичанина не способно измениться под влиянием внешних факторов, как не способна измениться его привычка пятичасового чаепития.

Считается, что жители Англии невозмутимы в любых ситуациях. Их невозмутимость и самообладание определяется тем, что с самого детства их приучают определенным образом реагировать на жизненные ситуации, не показывать истинные чувства, преодолевать тяжести и лишения. Редко на лицах англичан можно видеть выражение эмоций, будь то удивление или гнев.

Парадоксальность и эксцентричность

Несмотря на постоянство и сдержанность, среди черт характера англичан не последнее место занимает их эксцентричность, что провоцирует некоторую парадоксальность поведения. Проявление эмоций во время футбольных матчей не соответствует типичному англичанину.

Также англичане редко сдерживают эмоции, если сталкиваются с критикой или насмешками в адрес их традиций или образа жизни. Это достаточно патриотичная нация, готовая платить налоги на содержание королевской семьи, которая может быть недовольна какими-то правилами, пока они не введены в ранг закона.

Парадоксальность характера англичан определяется некоторой противоречивостью их поведения. Они не любят жару, но любят камины, не имеют представления о делах своих соседей, но знают все о жизни королевской семьи, могут небрежно одеваться дома, но даже на выставку крупного рогатого скота наденут шляпу и вставят в петлицу пиджака цветок.

Эти особенности национального характера англичан необъяснимы, но они ими неизменно гордятся.

Эксцентричность поведения заключается в жизни англичан без оглядки на окружающих. Им безразлично мнение окружающих, хотя они его вежливо выслушают. Англичане могут заниматься коллекционированием странных вещей, ходить со сложенным зонтом под дождем, экстравагантно одеваться.

Эта склонность выделиться, стать непохожим на всех, вероятно, возникла именно из-за исторически сложившихся строгих норм поведения, предписаний и правил, которые не позволяют сильно отличаться от других.

Ритуальность поведения

Как бы ни были жители Англии эксцентричны и оригинальны, по большей части их поведение ритуально.

Англичане соблюдают определенные ритуалы при общении: даже с незнакомыми людьми они будут поддерживать разговор о погоде, работе в саду или незначительных новостях, потому что так принято. Важна даже не тема разговора, а сам процесс.

Есть определенные ритуалы в организации развлечений, приемах пищи, выборе одежды, организации досуга в выходные дни, общении с разными категориями людей. В течение дня англичанин может совершать какие-то действия, не потому что он этого хочет, а потому что это предписано ритуалами.

Снобизм англичан

Одной из негативных особенностей англичан является их снобизм. Часто это качество объясняют следствием имперской психологии, пришедшей со времен, когда Англия подчинила себе почти половину мира. Англичане чувствуют превосходство над другими народами, причем это превосходство заключается не в том, чтобы не иметь никого выше себя, а в том, чтобы кто-то находился ниже их.

Раньше с детства в сознание им внедрялся стереотип, что нужно показать величие британской нации, являть собой пример всему миру. И даже когда империя пала, эта идея так просто не ушла из подсознания людей.

Также часто англичане просто не вникают в жизнь и особенности других народов, эгоистично отдавая предпочтение своим внутренним проблемам. Островное положение Англии определило особое неприязненное отношение англичан к другим народам. То, что происходит на материке, во многом воспринимается жителями Англии как нечто, отличающееся от их жизни как цивилизация от варваров.

Терпимость нации

Но надо отдать должное англичанам, они никогда не покажут своей неприязни в лицо, за что часто их считают двуличными. Это определяется их вежливостью – они никогда вслух не выразят недовольство или несогласие с чужим мнением, произнеся что-то из благодушных фраз: «Это очень интересная идея» или « Довольно интересное рассуждение». На самом деле это будет означать несогласие.

Вообще они довольно редко произносят категоричные фразы. Даже при ответе на вопрос «Который час?» от англичанина можно услышать «Я полагаю, сейчас шесть часов» или «Мне кажется, что сейчас шесть часов». Кто часто общается с представителями британского народа, считают это невежливым – такое вежливое обращение напоказ скрывает их равнодушие, безразличие и подозрительность.

Коренным жителям Англии безразлично, как человек одевается, как он говорит, как себя ведет. Эксцентричность других не осуждается и словно не замечается. Этот принцип их жизни можно выразить словами «Живи сам и давай жить другим».

Терпимость англичан распространяется и на отношение к природе. Англия считается зеленой страной с неповторимой природой. Не редкость для Британии – одинокий домик, стоящий среди деревьев, который показывает присутствие человека даже в отдаленных районах страны, или парки и сады в крупных городах, больше похожие на дикую природу.

Замкнутость англичан

Замкнутость нации объясняется географическим положением страны. Островная психология отделяет не только Англию от материковых стран, но и каждого человека друг от друга. Эта нация очень любит уединенность. Англичане очень сложно сходятся с другими людьми, но сохраняют связи с приобретенными друзьями на долгие годы.

При встрече со знакомыми мужчины не демонстрируют радость, не обмениваются дежурными улыбками, не обнимаются, а ограничиваются классическим рукопожатием. Женщины не обмениваются реальными поцелуями при встрече, а только имитируют звуки и жесты где-то в районе уха знакомой.

Физический контакт при общении со знакомыми считается неприличным и противоестественным.

В этом плане англичане живут по принципу «не тронь меня». Контактов с незнакомыми любой человек стремится избегать. Когда таких контактов избежать нельзя, например, в общественном транспорте, они не смотрят друг другу в глаза, стараются избегать зрительного контакта.

Английский юмор

Всем иностранцам кажется, что отменное чувство юмора англичан – только миф. Их шутки кажутся плоскими, нелепыми, неинтересными и глупыми. Сами англичане гордятся своим чувством юмора и болезненно реагируют на такую оценку со стороны окружающих.

Обвинение их в отсутствии умения шутить ущемляет их самолюбие больше, чем осуждение прочих качеств характера. Возможно, отсутствие чувства юмора англичанам приписывают из-за их неспособности посмеяться над собой, своими традициями и интересами.

Больше всего английский юмор связан со словом, чем с комедией положений или переодеваниями. Поэтому он традиционно проявляется в литературе – в комических персонажах У. Шекспира, Ч. Диккенса, Д. Остин, Л. Кэрола и других авторов. Также юмор англичан может проявляться и без слов: короткометражные комедии Чарли Чаплина до сих пор вызывают смех во всем мире.

Все эти качества определяют самобытный, неповторимый и в некоторой степени парадоксальный мир – типичный английский характер. Спутать представителя этой страны с кем-то другим просто невозможно.

Население Великобритании около 59 миллионов че­ловек (58.823000 по данным за июль 1996 г.). По чис­ленности населения страна занимает 18-е место в мире.

По мнению шотландских ученых из Королевского науч­ного общества, в том, что немцы и австрийцы часто быва­ют хмурыми и напрочь лишены чувства юмора, виноваты некоторые звуки немецкого языка. Претензии ученых вы­зывают так называемые умляуты, обозначаемые буквами "а", "о", "и" с двумя точками наверху. Произношение этих звуков заставляет губы ползти вниз, отчего выражение ли­ца становится угрюмым. Это, как утверждают ученые, при­водит к негативным эмоциям, плохому настроению и уга­санию чувства юмора. В то же время в английском и рус­ском, в отличие от немецкого, преобладают гласные звуки, располагающие к радостному восприятию мира и к готов­ности прийти на помощь, утверждают исследователи.

Жителей Великобритании часто ошибочно называют англичанами. На самом деле на Британских островах про­живают помимо англичан, живущих в основном в Англии, уэльсцы, шотландцы, ирландцы - люди разных националь­ностей, которым не очень нравится, когда их называют англичанами.

В самой же Англии особенно сильно отличаются друг от друга по складу характера и речи северяне и южане.

Северяне обычно склонны заявлять, что они более тру­долюбивы, чем южане, и более упорны в работе. Иностран­цы отмечают, что северяне более открыты и гостеприимны


и с ними легче подружиться. У северян хороший аппетит: приехав в Ланкашир (Lancashire) или Йоркшир (Yorkshire), в этом легко убедиться - порции еды здесь очень большие.

Характер и особенности произношения речи людей, живущих в Мидлендсе (Midlands), представляют собой как бы постепенный переход от южного к северному ти­пу англичанина.

О жителях Шотландии говорят, что они очень серьезны, осторожны, прижимисты, довольно изобретательны и не­много загадочны.

Нации кельтского происхождения, проживающие на Британских островах, считаются более темпераментными, взрывными, чем англичане. Они относятся к народам, су­щественно отличающимся по национальному складу харак­тера от англичан.

Англичане обычно признают, что уэльсцы - это эмоцио­нальный народ, в то же время довольно молчаливый и сдержанный и не так-то легко узнать их поближе.

Ирландцы славятся обаянием и живостью нрава, счита­ются очень талантливой нацией, обладающей тонким чувством юмора и слова. Многие крупнейшие писатели Соединенного Королевства - ирландцы по происхождению (среди них: Оскар Уайльд, Бернард Шоу). Иногда вступи­тельная лекция по литературе Великобритании в универси­тете начинается фразой: «Все выдающиеся писатели Вели­кобритании были ирландцами». Ирландия гордится красо­той своих девушек.

Трудно говорить о характере англичан, как трудно гово­рить о характере русских, китайцев или любого другого на-


рода в целом. Сколько людей, столько и характеров. Одна­ко какие-то наиболее типичные черты или нормы поведе­ния, безусловно, отличают один народ от другого. У англи­чан такими обобщающими чертами являются стабильность и постоянство, терпимость и невмешательство в чужие де­ла, замкнутость и индивидуализм.

Характер англичан довольно противоречив. Неутомимые мореплаватели и землепроходцы, они проявляют пылкую приверженность к собственной стране, к своему дому, да к тому же они и страстные садоводы. Восхищаясь кухнями других народов, англичанин не станет имитировать их у се­бя дома. На редкость законопослушный народ, они обожа­ют читать о преступлениях и насилии.

Главные черты английского характера достаточно ясны, они проходят сквозь все классы общества и почти не под­даются воздействию времени. У англичан гораздо больше качеств, которые их объединяют, чем тех, которые их разъединяют.

Стереотипное представление о британцах включает такие черты, как сдержанность (считается, что они молчаливы и не склонны внешне проявлять свои чувства); они мужест­венны и не теряют присутствия духа в трудных ситуациях. Это качество характера отражено во фразе "They keep a stiff upper lip", которую можно перевести на русский язык как «Они не принимают трагического выражения лица, с опу­щенными вниз уголками рта, не ноют». Считается также, что британцы - большие мастера недоговоренности. Они не склонны демонстрировать ни свои достоинства, ни пе­реживаемые ими жизненные невзгоды. О личных пробле-


мах либо вообще не упоминают в разговоре, либо говорят с улыбкой, полушутя.

Довольно своеобразно стереотипное представление о Ве­ликобритании и ее типичном жителе у американцев. Срав­ните, какие из этих расхожих стереотипов разделяем и мы. Некогда в Северной Америке располагались колонии, при­надлежавшие Великобритании, поэтому многие американ­цы воспринимают Великобританию как что-то близкое, хо­тя в наши дни они уже не говорят, что хотят съездить до­мой, когда планируют поездку в Великобританию, и с тру­дом могли бы воспроизвести карту этой страны. У многих бытует стереотипное представление о Великобритании как о стране, состоящей из Лондона и деревушки в Шотлан­дии, откуда когда-то приехал в Америку один из предков (сам же Лондон неизменно покрыт туманом). Типичный британец носит котелок (bowler hat) и при нем обязательно зонтик, он терпеливо стоит в очереди на автобус, ест жаре­ную рыбу с жареным картофелем (fish and chips) и постоян­но пьет чай. У него обязательно есть слуга (они есть у всех в Великобритании), и он чрезвычайно почтительно отно­сится к королеве. Американцы восторгаются тем, как себя ведут англичане, хотя не хотели бы, чтобы в их собствен­ной стране существовало столько церемоний. Иногда, изображая типичного англичанина, они показывают, как он берет чашку чаю, церемонно отставив мизинец, и гово­рит, вставляя через слово "well, eh " или нечленораздельно растягивая слова, имитируют престижное английское про­изношение. Кроме того, стереотипное представление о британце - это представление о человеке, который всегда


безупречно вежлив и корректен, знает, какой вилкой, лож­кой или ножом следует пользоваться, и постоянно говорит «пожалуйста», «извините», «спасибо».

Конечно, достаточно вспомнить об английских футболь­ных болельщиках, имеющих скандальную славу забияк, драчунов далеко за пределами своей страны, чтобы обнару­жить, насколько далек этот стереотип от реальности.

Американцы часто подчеркивают, что британцы «чудаки» или «с чудинкой» (quaint), несколько старомодны. Такое впе­чатление о британцах, в частности, объясняется тем, что в британском варианте английского языка бытуют слова и грамматические структуры, которые давно вышли из упот­ребления в американском английском и воспринимаются американцами как устаревшие или официальные. Любимое прилагательное британцев, как считают американцы, - это "lovely" («очаровательно»), используемое ими при описании всего, что угодно, включая погоду. Американцы начинают улыбаться, когда слышат некоторые другие слова, часто ис­пользуемые британцами: holiday («праздник», в британском варианте английского языка имеет значение «отпуск, канику­лы»), smashing (потрясающе), brilliant (блестяще, блестящий).

Конечно, восприятие Британии как страны, где все ведут себя хоть и странно, но мило, далеко от действительности, и люди, побывавшие в этой стране, обьино приезжают не только с положительными, но и негативными впечатления­ми о ней. Иногда говорят, что британцы снобы и не очень дружелюбны, прославленная сдержанность британцев часто воспринимается как холодность, кроме того, в отличие от открытой, внешне эмоциональной манеры общения амери-


канцев, создается впечатление, что британцы говорят сов­сем не то, что думают. Они говорят, например, "That"s no problem", зная, что в действительности могут возникнуть серьезные проблемы, и недоумевают, когда их собеседники не понимают, что они имеют в виду. Американцы обычно ставят в вину британцам переваренную пищу, приготовлен­ную в огромном количестве жира и поэтому вредную для здоровья и безвкусную, сочетание в еде не сочетаемых, по их мнению, продуктов, ванны вместо душа, тесноту и не­большой размер жилищ, и тоскливую или дождливую пого­ду. Однако, в целом, американцы очень тепло воспринима­ют Британию и все британское. Они с пиететом относятся к звучанию британского английского, иногда устраивают у себя вечеринки с приглашением англичанина; просят его что-нибудь рассказать, а сами слушают, как он говорит. Они называют британский английский рафинированным, считают его несколько неестественным и жеманным, иног­да говорят, что британцы несколько кичатся своим английс­ким, традициями, культурой, щеголяют ими (they show off), британцы же в ответ заявляют, что они просто вежливы.

Отличительными чертами типичного британца (a Brit) яв­ляются: дух самостоятельности, воля и выдержка. И не уди­вительно, что английская школа традиционно ориентирова­лась на воспитание у школьников именно этих личностных качеств. Самостоятельность - это то основное качество че­ловека, на воспитание которого в Англии нацелены семья и школа. Главное здесь - не знания сами по себе, не подго­товка человека к выполнению той или иной роли, а соот­ветствующее качество личности. И в этом плане английская


школа разительно отличается от нашей, а вся организация школьной жизни нацелена на выработку у подрастающего поколения умений принимать самостоятельные решения, успешно преодолевать трудности.

Англичанам присущ практический подход к морально-этическим проблемам. Школа, религия, правосудие - все эти институты делают упор на поведение человека, а не на его побуждения.

Наслышанные о терпимости англичан, многие иност­ранцы ошибочно трактуют ее как способность одного че­ловека понять побуждения другого и тем самым оправдать действия другого. На деле же англичане понимают под терпимостью невмешательство в чужую частную жизнь, предполагая в свою очередь, что каждый должен также уважать частную жизнь окружающих.

Чувство личной независимости - важный фактор челове­ческих взаимоотношений. Личные склонности и даже лич­ные странности людей не вызывают противодействия со стороны окружающих. Невмешательство в частную жизнь друг друга - вот краеугольный камень английской этики.

Не последнее по важности качество национального ха­рактера, воспитанию которого уделяется большое внима­ние в привилегированных частных школах - умение под­чиняться и управлять, соблюдать правила игры. Здесь же воспитывается чувство команды (недаром Великобритания - родина многих видов спорта, в том числе командных).

Без преувеличения можно сказать, что громадное влия­ние на национальный характер англичан оказали сохраня­ющаяся до сих пор монархия и традиции аристократии.


Ценности аристократа и джентльмена практически стали ценностями целой нации.

«Джентльмен, настоящий джентльмен, - писал поклон­ник и знаток Англии Андре Моруа, - это наиболее привле­кательный тип в эволюции млекопитающих». Считается, что образец джентльмена в качестве экспортного товара больше содействовал престижу Англии, чем экспорт анг­лийского угля. Английское общество приняло его в качест­ве своего так же, как оно приняло наименование улиц и парков в честь аристократов и поправляло иностранцев, не­достаточно знакомых с местными обычаями, которые гово­рили «Ньютон» вместо «сэр Исаак Ньютон».

Демократизацию понятия «джентльмен» можно просле­дить по изданиям Большого Оксфордского словаря или Британской энциклопедии. В ранних изданиях Оксфорд­ского словаря главным признаком джентльмена выступает знатное происхождение, генеалогическое дерево, право но­шения герба. В более поздних подчеркиваются личные дос­тоинства. В последних же изданиях слово «джентльмен» ли­шено какого-либо классового или морального содержания и становится просто вежливой формой обращения или упо­минания о человеке. Оратор, начинающий свое выступле­ние традиционным обращением: «Леди и джентльмены!», вовсе не имеет в виду классовое положение своих слушате­лей, это лишь принятая форма обращения к аудитории.

Культ частной жизни, возвеличение домашнего очага - осевые координаты национальной психологии англичан. Всеволод Овчинников в «Корнях дуба» так характеризует роль «домоцентризма» в национальном характере англи-


чан: «Эта своеобразная шкала социальных ценностей дает больше престижа тому, кто может оставаться дома, чем то­му, кто вынужден уходить по делам. Поэтому англичанин подсознательно склонен считать, что дом занимает в его жизни более существенное место, чем работа, независимо от того, так ли это на самом деле. Принижая роль труда за счет досуга, он как бы приподнимает собственный соци­альный статус... Заниматься своим делом не ради денег или карьеры, а, так сказать, из любви к искусству, для собственного удовольствия - вот в представлении англи­чан кредо истинного джентльмена».

1. Изучив материал раздела, составьте перечень черт
национального характера англичан, шотландцев,
ирландцев, валлийцев.

2. Определите, какие из них совпадают и не совпада­
ют у англичан и шотландцев; у англичан и ирланд­
цев; у англичан и валлийцев.

3. Составьте перечень черт русского национального
характера и сопоставьте его с чертами характера
англичан, шотландцев, ирландцев и валлийцев.

4. Определите, какие, по вашему мнению, стереотип­
ные представления о британцах в целом, об англи­
чанах, ирландцах, шотландцах и валлийцах бытуют в
нашем обществе.

5. Приведите примеры из книг, фильмов, опыта обще­
ния, подтверждающие или опровергающие стерео­
типные представления.


Основные черты английского характера

Большая часть английских национальных особенностей связана с системой воспитания. Здесь всегда встает вечный вопрос о курице и яйце, то есть что первично, а что вторично и что на что повлияло: система воспитания на национальный характер или национальный характер на систему воспитания. Как и в случае с курицей, оставим поиски решения этого вопроса детям и философам, а сами обратимся к конечным результатам.

В разделе, посвященном семье, уже говорилось о том, что английская система воспитания строится по принципу «не балуй!». Англичане с детства привыкают спать в холодных спальнях, ходить под проливным дождем без головных уборов, считать наказания нормой жизни, видеть родителей строго по расписанию, отправляться в самостоятельное плавание по мере достижения возраста относительной взрослости (у нас в стране, во всяком случае, они в подобном возрасте еще считаются маленькими детьми, которые непременно пропадут, если только родители на минуту оставят их в покое). Причем чем богаче и знатнее его родители, тем строже воспитывается ребенок.

Наши соотечественники никогда не могли понять этой особенности англичан. Они ехали в культурную цивилизованную страну и ждали от нее того тепла и удобства, которые оставили дома. Будущий писатель В.В. Набоков, вынужденно оказавшийся в 1919 году в Англии, был потрясен теми условиями жизни, которые ждали его в Кембридже. Он-то ожидал встретить частицу утраченного в России мира, а вместо этого его ждала наемная квартира – неуютная и неудобная. «В спальне не полагалось топить, – вспоминал он. – Из всех щелей дуло, постель была как глетчер, в кувшине за ночь набирался лед, не было ни ванны, ни даже проточной воды; приходилось поэтому по утрам совершать унылое паломничество в ванное заведение при колледже, идти по моему переулочку среди туманной стужи, в тонком халате поверх пижамы, с губкой в клеенчатом мешке под мышкой. Я часто простужался, но ничто в мире не могло бы заставить меня носить те нательные фуфайки, чуть ли не из медвежьей шерсти, которые англичане носили под сорочкой, после чего поражали иностранцев тем, что зимой гуляли без пальто». Несмотря на это Набоков остался очарован Англией и Кембриджем, и прежде всего той особой атмосферой, которую он нашел там; было в ней, по его выражению, «приволье времени и простор веков».

Подобные строгости воспитания, хотя и вызывают, порой, естественное недоумение, дают в чем-то неплохие результаты. Англичане не только завоевали в свое время полмира, но и смогли в этой половине выжить и закрепиться. Путешествовать, переплывать моря, открывать земли – это настоящее дело для англичан, умеющих бросить вызов судьбе и не бояться трудностей. Причем вызов для них порою важнее победы, проигрывать они не боятся. Холод в нетопленых домах, прогулки в дождь как ни в чем не бывало, легкая одежда в холод – это тоже вызов (английское challenge, гораздо объемнее и полнее, чем просто банальное “вызов”), пусть и в небольшом масштабе, маленькая победа над собственными слабостями и обстоятельствами.

Отличительной и важной чертой английской натуры можно считать неприхотливость как следствие строгого воспитания. Интересен близкий по времени и приземленный опыт: работа с английскими студентами в России. Если американцы готовы бесконечно страдать от неисправного бачка в туалете, начисто лишающего их возможности наслаждаться жизнью и восхищаться прекрасным, английские студенты воспринимают трудности вполне хладнокровно. На теплоходике на реке Сухоне, на котором был один туалет на всех и вообще не было душа или ванной, бодрые молодые англичане научились мыть голову в биде, которое почему-то одиноко стояло в душевой комнате, посещать общественные бани на остановках, купаться в ледяной воде и получали очевидное удовольствие от прелестей настоящей русской жизни, включавшей и ежевечернее согревание разнообразными напитками. Другой пример: весь мир облетели фотографии наследника британской короны принца Уильяма, чистящего туалеты в Перу, где он находился на молодежной практике. Именно таким – неприхотливым и не боящимся трудностей – должен быть наследник английского престола, чтобы заслужить уважение своих сограждан.

Отсюда же и знаменитая английская сдержанность, стремление скрыть эмоции, сохранить лицо. Не так много вещей могут вывести англичанина из себя. В начале перестройки приехавшая в Россию англичанка столкнулась с неожиданностью: в трамвае обтрепанный мужчина, видимо, решивший проверить иностранку на прочность, неожиданно распахнув пальто, вытащил и потряс перед ее носом огромной дохлой крысой. Находившиеся вокруг москвички дружно завизжали. На лице английской гостьи не дрогнул ни один мускул, поведение ее говорило о том, что она чуть ли не ежедневно сталкивается с подобными вещами. Только позже, в интимной обстановке, стало ясно, что нервный шок она все-таки пережила. Сдержанность, контроль над своими чувствами, часто принимаемый за простую холодность, – таковы жизненные принципы этого маленького, но очень гордого народа. В тех случаях, когда представитель сентиментальной латинской расы или душевной славянской будет рыдать слезами восхищения или умиления, англичанин скажет «lovely» («мило»), и это будет равноценно по силе проявленных чувств.

Единственное, что может вывести из себя истинного англичанина, – это шумное и вызывающее поведение других. Даже в Лондоне, – городе, почти полностью отданном туристам и иммигрантам, – нередко можно увидеть в автобусе чинную английскую пару с откровенным отвращением разглядывающую шумную и эмоциональную группу испанских или итальянских туристов и позволяющую себе даже в порыве искреннего негодования нахмурить всего лишь брови и молча возмущенно переглянуться. В музейном магазине на родине Шекспира в Стрэтфорде американские туристы, которые там, мягко говоря, не редкость, шумные, веселые, возбужденно скупающие тонны самых разных сувениров, сопровождая этот процесс хохотом и громким восторгами, вызывают неизменное высокомерное презрение продавщиц. Тот факт, что этим они, туристы, дают им средства к существованию, ничего не меняет даже в условиях рыночной экономики, и подчеркнутая вежливость продавщиц может заморозить кого угодно.

Студентки

Английская сдержанность и нежелание показывать свои чувства вызывает наибольшее непонимание, а порой и осуждение окружающих, как эмоциональных представителей романского мира, так и чувствительных – мира славянского, даже немцы отличаются хотя бы сентиментальностью. Англичане же избавились от всех этих ненужных для повседневной жизни качеств. Широко известным стал эпизод, случившийся в 1835 году в сирийской пустыне. Англичанин, путешествовавший в одиночку несколько дней, поделился со своим дневником чувствами, охватившими его, когда он неожиданно увидел вдалеке одинокую же фигуру странника (который по стечению обстоятельств оказался тоже англичанином). Пока они сближались, автор мучался, как ему быть и что предпринять: должен ли он заговорить с незнакомцем, если да, то о чем, или молча проехать мимо, или свернуть с дороги, или остановиться. Словом, ситуация складывалась непростая. В результате, когда путешественники поравнялись друг с другом, они молча подняли руки к головным уборам в знак приветствия, а потом помахали друг другу и разъехались. Больше чувств проявили верблюды, которые не захотели расставаться и внезапно оба встали, в результате чего англичанам все-таки пришлось вступить в светскую беседу.

Это напоминает старый, советский еще анекдот. Англичанин сидит в ресторане в кругу знакомых и неторопливо обсуждает политические новости. В зал входит человек, англичанин извиняется, встает из-за стола, подходит ко вновь пришедшему, пожимает ему руку и спрашивает: «Увидимся вечером в клубе, Джон?», затем возвращается на место и говорит своим сотрапезникам: «Простите еще раз, господа, за подобное проявление чувств, это мой брат, приехавший из колоний, мы не виделись с ним десять лет».

Не переставала удивляться холодности и официальности отношений между людьми в Англии Мадам де Сталь. Ее, эмоциональную француженку, возмущало то, что в этой стране очень много формальностей, даже в отношении между близкими людьми: так, братья и сестры не приходят друг к другу в гости без приглашений, сыновья и дочери после брака не живут с родителями, для того чтобы заговорить с человеком в обществе, необходимо, чтобы вас обязательно представили друг другу, и т. д.

Книга правил хорошего тона, вышедшая в 1880 году и озаглавленная «Don’t», то есть посвященная тому, как не надо вести себя в обществе, настойчиво рекомендовала удерживаться от ненужной аффектации даже в речи. «Не употребляйте экстравагантных прилагательных, – советовал автор. – Не говорите великолепная (magnificent) о вещи, которая просто симпатичная (pretty), или роскошный , когда можно обойтись прекрасный или каким-нибудь другим словом. Такого рода неумеренность всегда дурного тона. Не употребляйте слова ненавидеть (hate) или презирать (despise) для выражения простой неприязни. Молодая леди, которая провозглашает, что она «ненавидит желтые ленты» или «презирает репу», … явно нуждается в ограничении выбора эпитетов».

Очень английским представляется в свете вышесказанного поступок Корделии из знаменитого «Короля Лира» – она не выражает своих чувств словами, чувствительные признания и излияния для нее невозможны, она любит отца в соответствии со своим представлением о долге, но эта любовь исключает сюсюканье и вздохи. Поддерживающий ее позицию граф Кент указывает ставшему к старости сентиментальному королю: «Совсем не знак бездушья – молчаливость. Гремит лишь то, что пусто изнутри».

«Молчание – золото», «пустые весла громче шумят» – внушают здесь детям с самого раннего детства. Клуб молчунов, прекрасно высмеянный в замечательном советском фильме про Шерлока Холмса, действительно вполне английское явление. Один из европейцев удивлялся: «Они платят деньги за то, чтобы прийти и провести два часа времени в абсолютном молчании!» Наш Н.М. Карамзин был еще более категоричен: «Кажется, будто здесь люди или со сна не разгулялись, или чрезмерно устали от деятельности и спешат отдыхать… Я входил в разные кофейные домы: двадцать, тридцать человек сидят в глубоком молчании, читают газеты, пьют красное португальское вино, и хорошо, если в 10 минут услышите два слова. Мудрено ли, что англичане славятся глубокомыслием в философии? Они имеют время думать». Находил оправдание англичанам, а заодно и выявлял сходство со своим, родным, славянофил А.С. Хомяков, писавший, что «англичанин вообще не очень разговорчив… но, может быть, объяснение … состоит в том, что слово в Англии ценится несколько подороже, чем в других местах».

Портрет типичного представителя английского народа нарисовал Ф.М. Достоевский, описавший поездку на поезде в Париж: «Слева сидел чистый, кровный англичанин, рыжий, с английским пробором на голове и усиленно серьезный. Он во всю дорогу не сказал ни с кем из нас ни одного самого маленького словечка ни на каком языке, днем читал, не отрываясь, какую-то книжку той мельчайшей английской печати, которую могут переносить англичане да еще похваливать за удобство, и, как только стало десять часов вечера, немедленно снял свои сапоги и надел туфли. Вероятно, это так заведено у него было всю жизнь, и менять своих привычек он не хотел и в вагоне».

Француз Андре Моруа также отмечал молчаливость как важную особенность английского характера: «Во Франции считается грубым позволить разговору угаснуть, в Англии – излишне суетливым поддерживать его. Никто не осудит вас за молчание. Если вы не откроете рта в течение трех лет, они подумают: «Этот француз милый спокойный парень».

Еще одной важной составляющей английской натуры является стремление к недосказанности, преуменьшению всего, то, что так емко выражено английским словом understatement . Как писал тот же Моруа, если англичанин говорит вам, что у него небольшой домик в деревне, приехав к нему в гости, вы может обнаружить дворец из трехсот комнат; чемпион мира по теннису скажет вам, что он неплохо играет, а человек, переплывший в одиночку Атлантический океан, заметит вскользь, что он немного увлекается плаванием.

Провинциальная Англия

Немецкий профессор, философ, очень образованный и крупный ученый, никак не мог получить работу в Кембриджском университете, потому что был слишком увлечен своей специальностью. На собеседовании он настолько увлекся изложением своих идей, что сказал, что готов застрелить каждого, с кем он разойдется во взглядах на идеи Гегеля. Когда же ему было отказано в месте, крайне огорченный и разочарованный, он пожаловался: «Вы, англичане, не понимаете, как идеи важны для европейцев. За них умирают». И это было справедливо. Красивая изумрудная лужайка в университете, по которой можно ходить только сотрудникам, старинная библиотека с древними фолиантами, где так приятно посидеть вечерком, неторопливая беседа за стаканчиком портвейна после обеда в мягком удобном кресле – вот что очень важно для английского университетского профессора. Кто же захочет в такой ситуации умирать за идею!

Рассказывают о том, как одному кембриджскому же профессору-биологу сообщили о том, что ему присуждена нобелевская премия. Говорят, что в ответ он радостно всплеснул руками и воскликнул: «Здорово! Наконец-то я смогу позволить себе купить новый велосипед».

Интересным в этом отношении представляется сопоставление английской и американской рекламы, иллюстрирующее противоположности характеров этих когда-то близких народов. В Англии реклама таблеток от простуды выглядит следующим образом: сначала больной и несчастный человек лежит в кровати, кашляет, мучается и страдает, потом он принимает заветную таблетку, и после этого, все еще в ночной рубашке, но уже в кресле, он слабо улыбается зрителю, показывая, что ему стало гораздо лучше. В США реклама того же средства совершенно иная: после приема таблетки больной немедленно полностью выздоравливает, сбрасывает рубашку и бежит, бодрый и счастливый, или на работу, или играть в теннис.

Все это: молчаливость, скрывание эмоций, соблюдение очереди – часть кодекса воспитания англичанина, непременной составляющей которого является также предупредительность, в том числе и словесно выраженная по отношению к окружающим. В Англии не может быть много «спасибо» и «пожалуйста», это, наверное, единственная страна в мире, где надо извиниться, если вам наступили на ногу. Неизменное восхищение иностранцев, даже французов, вызывает предупредительность английских водителей, которые не только притормозят, чтобы пропустить вашу машину, но еще и улыбнутся и помашут ручкой при этом, в том смысле, что им это только в удовольствие. Фанатично останавливаются они и при виде пешехода на «зебре», даже в Лондоне. Порой это даже раздражает. Так, в Англии считается, наверное справедливо, что перевозка лошадей – дело опасное, всякое может быть, поэтому по правилам нельзя обгонять машину, в которой везут это благородное животное, чтобы его не нервировать. Таким образом можно увидеть вереницу машин на совершенно пустой дороге, плетущуюся за грузовичком с лошадьми на почтительном расстоянии много километров, пока он, наконец, не свернет.

Англичане также вошли в историю как ловкие предприниматели, энергичные и неутомимые в изобретении способов делать бизнес и богатеть. Показательной является история с французскими винами. Вина во Франции производились с незапамятных времен, во всяком случае достоверно известно, что древние римляне наслаждались вкусом благородных напитков из района современного Бордо, но понадобился приход англичан, чтобы из продукта, производимого для домашнего потребления, вино стало важным источником дохода. В 1152 году английский король Генрих II женился на Элеаноре Аквитанской и приобрел неплохое приданое – юго-западные районы Франции. С этого времени и до 1453 года – окончания столетней войны – знаменитый регион Бордо со всеми его винами оказался во власти английской короны.

Англичане быстро оценили вкус местных вин и осознали их коммерческую ценность. Как написано в одном из французских справочников по винам, «англичане пришли, попробовали, захотели». В результате производство вина в этот период, как его называют французы, «английской оккупации» было поставлено на промышленную основу, и именно к этому времени относят начало масштабной винной торговли. Похожая ситуация сложилась и с производством коньяка, у истоков которого также стоят англичане, привившие миру вкус к этому согревающему напитку. Кстати, сами французы и сегодня пьют его гораздо меньше, чем другие народы.

Деловитость англичан вызывала порой раздражение. Так, Д. Милютин, будущий военный министр России, побывавший в Англии в 1840-х годах, не слишком благосклонно отзывался об англичанах из-за их чрезмерной, по его мнению, деловитости. “Англия во всем отличается от других стран континентальной Европы, – записывал он в дневнике. – … Куда не обернешься, везде кипит жизнь, напряженная деятельность; работают бесчисленные фабрики и заводы. Для предприимчивого Джон-буля не существует пределов. …Многому, очень многому приходится нам, русским, позавидовать в Англии; но едва ли в чем-либо могли бы мы подражать англичанам или что-либо заимствовать от них. Характер английского народа, практичного, положительного, энергичного, расчетливого, составляет слишком резкую противоположность нашей русской и вообще славянской натуре». Милютин даже сделал вывод о том, что именно люди и их деловитость являются главной причиной того, что русские охотнее едут в Париж, Рим, Неаполь: «Мы относимся сочувственнее к французу, итальянцу, чем к британцу или тевтону».

К плохой погоде Англия готова

Сегодня англичан часто укоряют в отсутствии инициативы, стремления к прогрессу, желании законсервировать старое и ничего не менять. Особенно часто такие обвинения раздаются из-за океана. Американец Билл Брайсон в своей книге об Англии «Заметки с маленького острова» не одну страницу посвятил сетованиям по поводу утраты англичанами интереса к техническим новинкам и вообще всякого рода переменам. Давайте вспомним, призывает он читателя, какое последнее изобретение, ставшее коммерчески выгодным, родилось на этой почве последний раз. И сам отвечает: «кошачьи глазки» (так называют светоотражатели на дороге, которые одно время пытались внедрить и на московских дорогах, только они ничего не отражали, так как моментально забивались добротной московской грязью). Не слишком хорошие результаты для нации, гордящейся своей деловитостью.

И действительно, порой создается впечатление, что эту часть своих национальных особенностей, то есть деловитость, расчетливость и активность, англичане «вывезли» в Америку, где все это прижилось на благодатной почве и расцвело пышным цветом. Впрочем, возможно, и раньше активность англичан никогда не выходила в конечном счете за рамки удовлетворения своих интересов и создания условий для собственного комфорта. В них и не было той абстрактной любви, даже страсти к деятельности, которая изматывает американцев, не позволяя им расслабляться и спокойно отдыхать. Англичане же сегодня предпочитают почивать на лаврах исторического прошлого и попивать французский коньяк, так успешно ими «раскрученный» когда-то.

Из книги Сочинения. Том 1 автора Тарле Евгений Викторович

Глава II ГЛАВНЕЙШИЕ ЧЕРТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ АНГЛИЙСКОГО КОРОЛЕВСТВА В НАЧАЛЕ XVI СТОЛЕТИЯ *** Когда несколько лет тому назад, еще только приготовляясь к настоящей работе, мы приступили к изучению документов, характеризующих аграрный кризис эпохи

Из книги Петр Великий автора Валишевский Казимир

Глава 1 Внешний облик. Черты характера IКрасивого юношу изобразил в 1698 году в Лондоне Кнеллер: приятное, мужественное лицо, с чертами тонкими и правильными, выражением благородным и гордым, с блеском ума и красоты в больших глазах, улыбкой на, пожалуй, слишком крупных губах.

Из книги История Древней Греции автора Хаммонд Николас

2. Основные черты колоний Греческая колония представляла собой поселение вдали от дома (apoikia). Колонисты, отправляясь в путь, возглавляемые колонизатором (oikistes), забирали из очага родного города священный огонь, что символизировало основание нового полиса. Кроме того, они

Из книги Тайна Санкт-Петербурга. Сенсационное открытие возникновения города. К 300-летию основания автора Курляндский Виктор Владимирович

4. Черты характера не выбирают себе даже боги Чтобы понять смысл сопоставления городов и богов, надо основательно разобраться в тайнах образного языка египетских мифов. Не обязательно, рассказывая о трагической судьбе детей богини Нут, жрецы имели в виду то, что,

Из книги Древние цивилизации автора Бонгард-Левин Григорий Максимович

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ Достижения древних индийцев в самых различных областях - литературе, искусстве, науке, философии - вошли в золотой фонд мировой цивилизации, оказали немалое воздействие на дальнейшее развитие культуры не только самой Индии, но и

Из книги Из жизни императрицы Цыси. 1835–1908 автора Семанов Владимир Иванович

НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА Из всех известных нам качеств вдовствующей императрицы на первом месте, пожалуй, нужно поставить жестокость. Она проявлялась не только в убийствах, но и в многочисленных избиениях, для которых у Цыси, оказывается, существовал специальный мешок

автора

4.5. Современный буддизм: основные черты В настоящий момент буддизм, несмотря на те потрясения, которым он подвергся в XX в., представляет собой одну из трех мировых религий, насчитывающую около 800 млн последователей, большая часть которых проживает в Восточной и

Из книги История религии: конспект лекций автора Аникин Даниил Александрович

11.2. Современное сектантство: основные черты Следствием процессов, протекающих в современном религиозном сознании, становится появление большого количества сект, которые уже не претендуют на следование определенной религиозной традиции и единственно верное изложение

Из книги 5 O’clock и другие традиции Англии автора Павловская Анна Валентиновна

Особенности английского национального характера

Из книги Последние Романовы автора Любош Семен

2. Черты характера Самым умным и даровитым из советников Николая II были Победоносцев и Витте.Убежденный апологет застоя, Победоносцев, этот черный нигилист, веривший только в силу насилия, и ловкий, энергичный, дельный и беспринципный Витте были самыми выдающимися

Из книги Феодальное общество автора Блок Марк

2. Основные черты обычного права Юридическая система первого феодального периода, глубоко традиционалистская, как и вся цивилизация того времени, зиждилась на убеждении, что все то, что было, имеет тем самым право на существование. Разумеется, не без оговорок,

Из книги Как рождаются открытия? автора Сороковик Иван Александрович

Черты характера ученого Трудно предписать заранее, практически это даже невозможно сделать, каким должен быть ученый, какие черты характера он должен иметь, чтобы оставить заметный след в науке. История науки на этот счет имеет самые разнообразные примеры. Тем не менее,

Из книги Характерные черты французской аграрной истории автора Блок Марк

I. Основные черты старого земледелия Вплоть до начала XIX века в сельской жизни старой Франции господствует одно слово, древнее слово нашей страны, наверняка чуждое латыни, вероятнее всего галльское, как и другие термины [«плуг» (charrue), «дорога» (chemin), «паровое поле» (somart или

автора Ленин Владимир Ильич

I. Основные черты барщинного хозяйства За исходный пункт при рассмотрении современной системы помещичьего хозяйства необходимо взять тот строй этого хозяйства, который господствовал в эпоху крепостного права. Сущность тогдашней хозяйственной системы состояла в том,

Из книги Полное собрание сочинений. Том 3. Развитие капитализма в России автора Ленин Владимир Ильич

I. Образование мануфактуры и ее основные черты Под мануфактурой разумеется, как известно, кооперация, основанная на разделении труда. По своему возникновению мануфактура непосредственно примыкает к описанным выше «первым стадиям капитализма в промышленности». С одной

Из книги История государства и права Украины: Учеб, пособие автора Музыченко Петр Павлович

5.8. Основные черты права Если польскому правительству и удалось после Люблинской унии распространить на украинской земле административно-территориальную систему и деятельность государственных органов Речи Посполитой, то с правом было намного сложнее.В Польше в этот

Привет всем. Добро пожаловать на мой канал.

Сегодня я бы хотела поговорить о таком явлении, как типичный англичанин. Мои друзья часто меня спрашивают: какие же они, эти типичные англичане, что такого особенного и необычного есть в них?

Итак, какой же англичанин по характеру? По моим наблюдениям, многие англичане очень приветливые и открытые. Стереотип о том, что они закрытые и холодные, наверно, не совсем правильный. Конечно, есть народы более добродушные и открытые, но англичане тоже могут легко пригласить вас к себе домой. У них нет такого отношения: мой дом – моя крепость, которая закрыта для всех. Совсем нет.

Англичане ходят друг к другу в гости, общаются. Иногда обычная беседа в каком-то магазине может перерасти в рассказ о своей жизни, своей семье. Но в то же время следует понимать, что под таким добродушием не стоит ожидать чего-то большего или каких-то длительных отношений. Это может быть просто small talk ‘легкая беседа’. И в целом по характеру англичане очень социальные. Мне кажется, это качество прививается еще с детства, поскольку школьники довольно часто посещают различные кружки.

Также здесь большое внимание уделяется спорту, и обычно все дети играют в какие-то виды спорта, причем не ограничиваются какими-то классическими дисциплинами (как футбол, баскетбол), а принимают участие в достаточном большом разнообразии игр, в которых участвуют и девочки, в том числе. Я думаю, все командные виды спорта очень хорошо адаптируют детей к пребыванию в социуме, они становятся более общительными и открытыми.

По поводу внешности: англичане действительно следят за собой. Нельзя сказать, что они какие-то неряхи, но, может быть, по нашим славянским меркам их внешность будет не совсем подпадать под понятие опрятности и нарядности – типичные англичане более расслаблены, демократичны в своей одежде. И наверное, они не уделяют этому столько внимания, сколько уделяем мы, потому что одежда для нас – это выражение статуса, достатка. В Англии к этому как-то проще относятся, но нельзя сказать, что англичане носят вещи совсем уж некрасивые или нестильные. Единственное, хочется сказать о девушках (когда идешь в паб или ночной клуб): они слишком перегибают палку в том смысле, что одеваются совсем не по погоде. Если удобно зимой не брать куртку в ночной клуб, то девушка так и делает, чтобы не сдавать ее в гардероб и не забыть там случайно, то есть она просто надевает платье (даже без колгот) и идет в таком виде по улице, в то время как кругом лежит снег. Это немного шокирующий момент. И вместе с тем девушки очень любят накладные ресницы, ногти, различные яркие цвета в своем облике. Может быть, это было бы хорошо по отдельности, но все вместе выглядит чрезмерно насыщенным.

Типичные англичанине очень любят ходить в пабы. И они для англичан не являются барами или именно местами, где можно выпить, а больше – как места для общения и времяпрепровождения со своими друзьями, знакомыми, соседями (поэтому очень популярны локальные пабы, где постоянно транслируют какие-то матчи, проводят лотереи, караоке).

Другой момент, который может показаться тривиальным, но тем не менее, – типичные англичане не снимают обувь в доме или квартире. В нашей культуре принято снимать обувь или, по крайней мере, спрашивать об этом. В Англии вы можете столкнуться с тем, что к вам придут гости и просто пройдут прямо в зал, не разуваясь. И только, если на улице совсем уже плохая погода и грязно, могут спросить, снимать обувь или нет; но я сталкивалась с тем, что и такой фактор, как ненастная погода, не останавливает людей, то есть они оставляют после себя кучу грязи. И когда даже вы говорите: «Извините, можно вас попросить снять обувь?» – могут подумать, что вы грубиян.

Англичане живут на острове Великобритания. Это также и родина шотландцев и валлийцев. Собственно англичане являются продуктом смешения многих этнических групп - древнейшего иберийского населения с народами индоевропейского происхождения: племен кельтов, германских племен англов, саксов, фризов, ютов, в некоторой степени - скандинавов, а впоследствии и франко - норманнов.

Национальный характер живуч у всех народов. Но ни к какому народу это не относится в большей степени, чем к англичанам, которые, судя по всему, имеют нечто вроде патента на живучесть своей натуры. Таким образом, первая и наиболее очевидная черта этой нации - стабильность и постоянство характера составляющих её индивидов. Они меньше других подвержены влиянию времени, преходящим модам. Если авторы, пишущие об англичанах, во многом повторяют друг друга, то объясняется это, прежде всего неизменностью основ английского характера. Важно, однако, подчеркнуть, что при всей своей стабильности характер этот составлен из весьма противоречивых, даже парадоксальных черт, одни из которых весьма очевидны, другие же - трудноуловимы, так что каждое обобщение, касающееся англичан, легко может быть и оспорено.

Любознательность англичан позволила им познакомиться с лучшими из того, чем обладают другие народы, и все-таки они остались верны своим традициям. Восхищаясь французской кухней, англичанин не станет имитировать ее у себя дома. Являя собой воплощение конформизма, англичане в то же время сохраняют индивидуальность.

Нельзя утверждать, будто англичане никогда не менялись. Перемены происходят постоянно, но эти различия, столь заметны внешне, не затрагивают нации.

Хорошо это или плохо, но исконные черты английской натуры по-прежнему остаются неким общим знаменателем, оказывают глубокое влияние на национальный характер и общий стиль жизни.

Когда речь заходит о "жесткой верхней губе" англичанина, за этим стоят два понятия - способность владеть собой (культ самоконтроля) и умение подобающим образом реагировать на жизненные ситуации (культ предписанного поведения). Ни то, ни другое не было свойственно англичанам вплоть до начала ХIХ столетия. Невозмутимость и самообладание, сдержанность и обходительность отнюдь не были чертами английского характера для "веселой старой Англии", где верхи и низы общества скорее отличались буйным, вспыльчивым нравом, где для вызывающего поведения не было моральных запретов, где излюбленным зрелищем были публичные казни и порки розгами, медвежьи и петушиные бои, где даже юмор был замешан на жестокости.

Принципы "джентльменского поведения", были возведены в культ при королеве Виктории. И они возобладали над крутым нравом "старой Англии".

Англичанину и теперь приходится вести постоянную борьбу с самим собой, с естественными страстями своего темперамента, рвущимися наружу. И такой жесткий самоконтроль забирает слишком много душевных сил. Этим можно отчасти объяснить то, что англичане тяжелы на подъем, склонны обходить острые углы, что им присуще желание быть вне посторонних взглядов, порождающее культ частной жизни.

Бывает достаточно наблюдать за английской толпой на национальном празднике или на футбольном матче, чтобы почувствовать, как национальный темперамент рвется из-под узды самоконтроля.

Современные англичане считают самообладание главным достоинством человеческого характера. Слова: "Умей держать себя в руках" - как ничто лучше выражают девиз этой нации. Чем лучше человек умеет владеть собой, тем он достойнее. В радости и в горе, при успехе и неудаче человек должен оставаться невозмутимым хотя бы внешне, а еще лучше - если и внутренне. Англичанина с детства приучают спокойно сносить холод и голод, преодолевать боль и страх, обуздывать привязанности и антипатии.

Считая открытое, раскованное проявление чувств признаком невоспитанности, англичане подчас превратно судят о поведении иностранцев, точно так же как и иностранцы нередко превратно судят об англичанах, принимая маску невозмутимости за само лицо или же не сознавая, зачем нужно скрывать подлинное душевное состояние под такой маской.

Англичанин обычно высок ростом, лицо его широкое, красноватое, с мягкими отвислыми щеками, большими рыжими бакенбардами и голубыми бесстрастными глазами. Женщины, как и мужчины, нередко тоже очень высокого роста. У тех и других длинная шея, глаза слегка навыкате и несколько выдающиеся вперед передние зубы. Часто встречаются лица без всякого выражения. Англичане отличаются умеренностью, о которой они не забывают как во время труда, так и в наслаждениях. В англичанине почти нет ничего показного. Он весь живет прежде всего и больше всего для себя. Его природе свойственны любовь к порядку, комфорту, стремление к умственной деятельности. Он любит хороший транспорт, свежий костюм, богатую библиотеку.

Среди людской суеты нетрудно узнать настоящего англичанина. Никакой шум и крик не собьют его с толку. Он ни на минуту не остановится. Где нужно, он непременно посторонится, свернет с тротуара, вильнет вбок, никогда не выразив на своей важной физиономии ни малейшего удивления или испуга.

Англичане простого сословия чрезвычайно дружелюбны и услужливы. Обратившегося с каким - нибудь вопросом иностранца англичанин возьмет за плечо и начнет показывать ему дорогу с разными наглядными приемами, несколько раз повторяя одно и то же, а потом еще долго будет смотреть вслед, не веря, что спрашивающий мог так скоро все понять.

Англичане не только умеют обходить все препятствия, избегая ломки, но и сама работа выполняется у них с совершенным спокойствием, так что даже ближайший сосед часто и не подозревает, что рядом с ним кипит гигантская работа.

В стране, обуреваемой свирепыми ветрами, дождями и туманами, созданы условия, в которых человек больше чем где бы то ни было, уединен в своем жилище и удален от своих ближних.

Нет народа в Европе, у которого бы обычай возводился в такой неприкосновенный закон. Раз обычай существует, как бы он ни был странен, смешон или оригинален, ни один хорошо воспитанный англичанин не осмелится его нарушить. Хотя англичанин политически свободен, он строго подчиняется общественной дисциплине и укоренившимся обычаям.

Англичане терпимы к чужому мнению. Трудно представить себе, до какой степени у этого народа сильна страсть к пари. Феноменом является также распространение клубов. Клуб считается домом, семейным святилищем, тайны которого никому нельзя нарушать безнаказанно. Изгнание из клуба - величайший позор для англичанина.

Англичанин чувствует сильную потребность в обществе, но никто лучше него не умеет уединяться среди многочисленных друзей. Не нарушая приличия, он способен отлично быть самим с собой среди огромной толпы, предаваться своим размышлениям, делать все, что ему угодно, никогда не стесняя ни себя, ни других.

Никто не умеет так строго распределять свое время и деньги, как англичанин.

Он чрезвычайно много работает, но всегда находит время и отдохнуть. В часы труда он работает, не разгибая спины, напрягая все умственные и физические силы, в свободное время он охотно предается удовольствиям.

На каждом англичанине, где бы он ни жил, лежит печать его национальности. Француза не всегда можно отличить от итальянца или от испанца, но англичанина трудно спутать с кем бы то ни было. Куда бы он ни явился, он всюду внесет свои обычаи, свою манеру поведения, нигде и ни для кого не изменит своих привычек, он везде - у себя дома. Это - оригинальный, самобытный, в высшей степени цельный характер.

Англичанин очень тщеславный. Он уверен, что в его отечестве все идет лучше, чем у других. Поэтому он смотрит на иностранца высокомерно, с сожалением и нередко с полным презрением. Этот недостаток у англичан развился вследствие отсутствия общительности и преувеличенного сознания своего превосходства над другими.

Деньги - кумир англичан. Ни у кого богатство не пользуется таким почетом. Каково бы ни было общественное положение англичанина, будь то ученый, адвокат, политический деятель или священнослужитель, прежде всего он коммерсант. На каждом поприще он уделяет много времени добыванию денег. Его первая забота всегда и везде - нажить как можно больше. Но при этой необузданной алчности и страсти к наживе англичанин вовсе не скуп: любит жить с большим комфортом и на широкую ногу.

Англичане много путешествуют и всегда стараются узнавать больше фактов, но совсем мало сближаются с народами стран, которые посещают. Сближаться на чужбине с иностранцами им не позволяет этикет, гордость, непонимание и презрение к чужим обычаям. В Англии ничто не превращается в развалины, ничто не отживает свой срок: рядом с преданиями теснятся нововведения.

Англичанин имеет прирожденную способность к искательству приключений. Флегматик по натуре, он способен страстно увлекаться всем великим, новым, оригинальным. Если жизнь англичанина складывается таким образом, что он лишен возможности вести тяжелую борьбу с житейскими препятствиями, то он начинает страдать невыносимой хандрой. Тогда от давящей скуки принимается искать развлечения в самых странных приключениях.

В области искусства англичанин любит прежде всего грандиозность и оригинальность. Последнее проявляет себя, в частности, в громадных размерах мостов, монументов, парков и т. п.

Идеалом англичан служит независимость, образованность, достоинство, честность и бескорыстие, такт, изящество манер, изысканная вежливость, способность пожертвовать временем и деньгами для хорошего дела, умение руководить и подчинятся, настойчивость в достижении поставленной цели, отсутствие чванства.

В. Сухарева, М. Сухарева, Книга "Психология народов и наций"

© 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство