Убирать могилу перед пасхой принято в родительские субботы. Родительская суббота перед Пасхой: можно ли ходить на кладбище

Убирать могилу перед пасхой принято в родительские субботы. Родительская суббота перед Пасхой: можно ли ходить на кладбище

Вопрос про частоту посещения кладбищ перед обываетлями встает довольно часто. Ведь у каждого свое понимание того, когда и как нужно посещать могилы: одни ходят строго в установленные дни, другие - почти как на работу. Церковь же дает свои рекомендации, когда необходимо ходить на погост.

Естественно, такие инструкции - это просто рекомендация: заставить человека строго придерживать установленных правил невозможно. Поэтому можно их просто взять за основу, а далее определить для себя удобный график.

Какие дни установлены для посещения кладбищ

Правила посещения

Что касается цветов, которые берут с собой на кладбище, расхожий миф, что их должно быть четное количество. Для совершенно неважно, сколько их будет - 4 или 5. Чаще всего берут с собой искусственные цветы, хотя рекомендуется от них воздерживаться. Лучше засадить землю различными растениями. А зимой что живые растения, что искусственные цветы из-под снега не видно.

Если вы хотите зажигать свечи на могилке, что сегодня совершенно не возбраняется, делать это нужно по определенным правилам. Необходимо приобрести специальные свечи в и зажигать их непосредственно перед крестом (или, что чаще бывает, памятником).

Посещать кладбище нужно только трезвым. Быть под шофе и не прилично, и некрасиво. Кроме того, кладбище - не место для увеселений: въезжая на погост на , выключайте музыку.

И помните, что выносить ничего нельзя. Вы вынесете отрицательную энергетику, которой на кладбище в избытке. Причем это касается любых предметов - будь то красивый цветок, ветка с дерева или мусор (для него есть на кладбищах специальные мусорки).

Пасха является наиболее радостным и великим православным праздником. Поэтому в этот день лучше всего отправиться в церковь, а потом собраться с самыми близкими и родными людьми за праздничным столом. Однако многие люди в этот день предпочитают посещать могилы родственников. Это связано с тем, что в советское время не было возможности посещать на Пасху церковь, а у людей была потребность в этот день собраться, чтобы разделить радость и счастье. Разберемся, когда нужно ходить на кладбище – на Пасху или на Красную горку, основываясь на церковных нормах и правилах.

Можно ли ходить на кладбище на Пасху

Пасха – праздник радости и чуда, поэтому его лучше провести в церкви, а не на кладбище. Священники рекомендуют в этот день отказаться от посещения могил усопших родственников, а прийти через неделю в специально назначенный для этого день. Это день называется Красная горка или Радоница.

Посещать могилы родных можно начинать с субботы после Пасхи. Официально Красная горка отмечается в воскресенье, однако суббота является общим на протяжении всего года днем, когда необходимо поминать усопших родных. Поэтому многие люди предпочитают посещать кладбище в первую субботу после Пасхи. Для жителей больших городов это является практической необходимостью. Ведь объехать все кладбища, если родные похоронены не в одном месте, за воскресенье достаточно сложно.

Однако чаще всего на кладбища ходят именно в воскресенье. Хотя в некоторых селах днем посещения могил усопших родственников является понедельник после Красной горки. В этот день следует идти на кладбище с молитвами, цветами, куличами и крашенками. Однако оставлять на кладбище необходимо только молитвы и цветы. Официальная церковь против того, чтобы оставлять на кладбище еду и сладости, а тем более против распития на территории кладбища спиртных напитков или превращения места последнего упокоения в зону пикника. Куличи, сладости, крашеные яйца и другие угощения не могилах оставлять запрещается. Лучше всего раздать их нуждающимся людям, чтобы они помянули ваших усопших родственников.

Почему нужно ходить на кладбище именно на Красную горку

Прояснить вопрос о том, можно ли ходить на кладбище на Красную горку, поможет ответ священника. Церковнослужители не рекомендуют посещать могилы усопших именно в день Пасхи. В светлый праздник принято радоваться и веселиться в кругу живых, а не посещать мертвых.

К тому же на Пасху души умерших спускаются с небес, чтобы навестить живых родственников и остаются среди нас на протяжении недели. Поэтому надобности нет посещать кладбище, чтобы прочитать молитву за упокой. Однако после окончания Пасхальной недели души покойных необходимо проводить обратно. Именно поэтому принято ходить на кладбище, и поминать там усопших родственников.

При выборе наиболее подходящего дня для похода на кладбище многие верующие забывают о существовании специальных поминальных суббот, когда необходимо не только ходить поминать усопших, но и заказывать службу в церкви. Однако многие верующие забывают о такой возможности, поэтому, как правило, посещают могилы погибших родственников только на Красную горку.

Многие люди посещают кладбище и перед Пасхой, к примеру, для уборки после зимы. Не противоречит ли это правилам? По церковным канонам посещать могилы усопших можно в любой день перед и после Пасхи. Запрещается это делать только на саму Пасху. Ведь на Пасху каждый верующий человек должен радоваться. А посещение кладбища в любом случае вызывает горестные мысли, которые в этот день не разрешены.

Однако если нет возможности посетить могилу усопшего и до и после Пасхи, лучше всего это на праздник Красная горка, который специально создан для того, чтобы каждый верующий человек смог посетить усопших родственников, прочитать молитву на кладбище.

Зачем и когда посещать могилы до Пасхи

Посещение могил усопших родных на Красную горку – традиционное мероприятие, в котором принимают участие все православные люди. Однако многие люди предпочитают ходить на кладбище и перед Пасхой.

Это связано с тем, что во время Великого поста имеется четыре родительские или поминальные субботы. И именно в эти дни по церковным канонам необходимо не только ходить на кладбище, но и заказывать службу в церкви за упокой. Кроме того, в поминальные субботы рекомендуется читать молитвы за упокой не только на могилах усопших родственников, но и в храме.

Традиции и обычаи

Пасха является самым радостным и светлым православным праздником, связанным с множеством обрядов, традиций и примет, о которых постоянно ведутся споры не только между духовенством, но и простыми верующими. Одной из тем для споров является оптимальный день для помещения могилок усопших. Во времена запрета церквей верующие люди ходили на кладбище на Пасху. Но это происходило из-за невозможности посетить храм.

По церковным канонам на Пасху посещать кладбище не разрешено. Это можно сделать до или после великого праздника. Перед Пасхой можно посетить кладбище для уборочных работ, а также в родительские субботы, а уже после Воскресения Господнего необходимо посетить место упокоения родственников на Красную горку. Не рекомендуется убирать мусор на могилках раньше, чем за две недели до Красной горки, иначе за время отсутствие посетителей на гробничке успеет вырасти трава, и могила потеряет аккуратный внешний вид.

Однако основное и обязательное посещение кладбища происходит на Красную горку, которая чаще всего отмечается в первое воскресенье после Пасхи. Однако в некоторых регионах на кладбище принято ходить в субботу или в понедельник.

День празднования великой Пасхи это самый главный и торжественный православный праздник в календаре верующих. Он знаменует собой перерождение Христа и победу его над смертью. Ему предшествует Великий Пост, во время которого человеку надобно духовно очиститься.

По давно устоявшейся традиции люди наводят порядок не только в своих помыслах, но и в своих домах. До наступления Пасхального дня, так же, принято проводить уборку на могилах родных и близких.

Когда можно проводить уборку на кладбище

По канонам церкви назначаются так называемые Родительские субботы. Это дни, когда в храмах проводят специальные молебны за упокой душ усопших. Именно в эти дни и следует приходить на погост для уборки.

За определённое время до дня Пасхи, на протяжении Великого Поста, назначаются три Родительских дня. Вторая, третья и четвертая субботы от момента начала Поста соответственно. Именно в эти дни и рекомендуется приходить на могилу для уборки, если человек придерживается церковным уставам.

Следует отметить, что даже если человек строго соблюдает церковные правила и каноны, у него не всегда может получиться сделать запланированную уборку в необходимый срок. К примеру, в северных широтах в это время лежит высокий снег, и убраться невозможно физически. Суббота накануне Вербного воскресенья является крайней возможностью для этого.

Можно ли ходить на кладбище в день Пасхи

Во время Страстной недели, самой требовательной недели Великого поста, а так же на протяжении 8 дней после Пасхи ходить на кладбище возбраняется.

Навещать могилу непосредственно в сам день Пасхи является абсолютно неправильным восприятием и пониманием смысла празднования Воскресения Христа.

Дабы порадоваться этому празднеству вместе с теми, кого с нами уже нет, на погост следует приходить в день Радоницы. Отмечается на девятый день после празднования Великой Пасхи. Радоница является Пасхой для усопших.

Каким образом правильно поминать близких в эти дни

Ниже приведён правильный порядок действий:

  • посетить храм, поставив свечку и оставив записку с именем;
  • дать милостыню и попросить помолиться за упокоенного;
  • зажечь свечу у могилы напротив иконки или же креста. Нельзя ставить свечу напротив памятника;
  • помолиться;
  • помянуть покойного добрыми поступками, поговорить с ним в мыслях;
  • прибраться на могилке;
  • при необходимости покрасить ограду, крест, если требуется, то поправить памятник;
  • привести в порядок территорию вокруг. Скосить траву, высадить цветы. Обработать побелкой деревья.

Что нельзя делать при уборке

  • горевать по усопшему;
  • превращать уборку в застолье;
  • пить алкоголь и выливать его на могилку;
  • оставлять на погосте какую-либо еду. Лучше всего отдать её нуждающимся;
  • использовать искусственные цветы для украшения могилы;
  • сильно шуметь и громко разговаривать;
  • мусорить.

Если по каким-то причинам не выходит посетить погост для уборки в отведённые для этого родительские субботы, то не стоит отчаиваться и винить себя за это. В церковных какнонах нет строгих указаний, когда должна быть убрана квартира или проведена уборка на кладбище. Порой обстоятельства сильнее человека, и это не отражает уровня его духовности.

Праздник светлой Пасхи очень важен в наших традициях. Многие с нетерпением ожидают пасхальных выходных. В эти дни мы стараемся уделить как можно больше внимания своей семье и просто близким людям. Но главную суть праздника можно выразить в символичной победе над смертью и духовное возрождение человека. Самой Пасхе предшествует еще одно немаловажное событие – Великий пост. В этот период православные соблюдают аскезу, то есть ограничивают себя в еде. Это помогает очистить не только свое физическое тело, но и укрепить свою духовность.

Приготовления к Пасхе затрагивают также и окружающий человека мир. Все стараются убраться в доме. Ощущение свежести и чистоты дает окончательное ощущение прихода весны. Наведение порядка затрагивает не только мир живых. Многие люди стараются привести в порядок и могилы усопших родственников до наступления праздника. Далеко не все знают, что для этих целей предназначены определенные дни.

Что такое «Родительские субботы»?

После зимнего периода могилы нуждаются во внимании. В православной традиции для уборки на кладбище отведены определенные дни. В Родительские субботы, а именно так они называются, церковь поощряет своих прихожан посещать кладбище для уборки. Их всего три и определить эти дни очень просто. От начала Великого поста вторая, третья и четвертая субботы как раз и носят название «Родительские». Конкретно эти дни по церковным канонам предназначены для того, чтобы привести в порядок могилы предков.

Также Родительские субботы касаются и духовной стороны вопроса. В эти дни в храмах и церквях проходят особенные службы за упокой. Если вы чувствуете необходимость, спокойно приходите в храм и поставьте свечку за родственника, ушедшего в мир иной.

Современный ритм жизни не всегда позволяет человеку соблюдать все религиозные каноны и предписания. Также препятствием может стать и климат некоторых регионов нашей страны. Если не удалось убрать на могилах родственников в положенные Родительские дни, ничего страшного в этом нет. Допускается прийти на кладбище в субботу перед Вербным воскресеньем.

Праздник Пасхи для живых!

Каждый день Страстной недели несет в себе определенный смысл. Но все это напоминает нам о красоте и ценности жизни. В эти дни церковным Уставом запрещается посещать территорию кладбища. И последующие восемь дней тоже. Только на девятый день наступает Радоница. Этот праздник считается «Пасхой для усопших». Именно в этот день следует посещать могилы предков и разделить с ними радость воскрешения Иисуса Христа.

Сейчас многие уже не следуют религиозным традициям. Но все же существуют некоторые рекомендации, как следует вести себя на кладбище. В первую очередь помяните усопшего, вспомнив его добрые дела при жизни. Воздержитесь от проявления бурных эмоций и громких разговоров. Также откажитесь от идеи устроить поминальный пир прямо на могиле родственника. Употребление еды и спиртных напитков на кладбище не приветствуется церковью. Оставлять угощения на могиле тоже не лучшая традиция. Лучше всего отдать еду лично в руки тем, кто в ней действительно нуждается.

Каждый год в день Воскресения Христова тысячи людей отправляются на кладбище, чтобы прибрать могилы и помянуть своих умерших родственников. Разбираемся в причинах такого тяготения к могилам в первый день Пасхи, а не на Радоницу , когда поминовение усопших положено по церковному уставу.

Традиция почитать могилы предков восходит к глубокой древности. Филолог Михаил Гаспаров в книге «Капитолийская волчица» рассказывает о том, что римляне хоронили своих усопших родственников за городом по обочинам больших дорог, считалось, что прохожий должен остановиться возле могилы и прочитать назидательную эпитафию, многие из которых начинались словами: «Остановись, прохожий». Считалось, что чем больше прохожих прочтут эпитафию и вспомнят об усопшем, тем счастливее будет его загробная судьба.

Обычаю почитания усопших первые христиане в буквальном смысле слова обязаны своим выживанием. Римская империя не позволяла создавать общественных организаций или групп за исключением погребальных коллегий, члены которых заботились о достойном захоронении друг друга. Вот последователи новой религии и стали собираться в катакомбах, где до сих пор можно найти христианские символы. Некоторые исследователи даже относят к ним знаменитую латинскую надпись:

SATOR
AREPO
TENET
OPERA
ROTAS

При пересечении слово «tenet» дает изображение креста. Впрочем, вернемся к нашим гробам. Почти одновременно с почитанием усопших в Церкви идет и традиция осуждения трапез на могилах как остатков языческих суеверий.

Блаженный Августин в своей «Исповеди» рассказывает о том, как его мать – блаженная Моника, благочестивая христианка — перестала ходить на кладбища с приношениями:

«Однажды, по заведенному в Африке порядку, она принесла к могилам святых кашу, хлеб и чистое вино. Привратник не принял их. Узнав, что это запрет епископа, она приняла его распоряжение так послушно и почтительно, что я сам удивился, как легко она стала осуждать собственный обычай, а не рассуждать о его запрете. Узнав, что славный проповедник и страж благочестия запретил этот обычай даже тем, кто трезвенно справлял его, — не надо давать пьяницам случая напиваться до бесчувствия, — кроме того, эти своеобразные поминки очень напоминали языческое суеверие, — мать моя очень охотно отказалась от него: она выучилась приносить к могилам мучеников вместо корзины, полной земных плодов, сердце, полное чистых обетов, и оделять бедных в меру своих средств. Там причащались Тела Господня; подражая ведь страстям Господа, принесли себя в жертву и получили венец мученики ».

Как видим, традиция посещения могил в определенные дни имеет давнюю историю, и Церковь с самого начала следила за тем, чтобы поминовение усопших не превращалось в свинство . Если открыть тексты древнерусских проповедников, то они удивительно похожи на объявления с просьбой не мусорить на могилах, которые можно увидеть при входе на кладбища уже и в наше время.

С глубокой же древности Церковь боролась с излишним почитанием христианами усопших. Историк Василий Болотов рассказывает о карфагенском епископе Цецилиане, который упрекал богатую благочестивую вдову Люциллу за то, «что она, по своему обычаю, прежде принятия святых Тайн, целовала кость какого-то сомнительного мученика».

Этот эпизод почти вплотную подводит нас к проблеме посещения на Пасху кладбища вместо храма. Цецилиан угрожал отлучить вдову от Церкви за то, что она предпочитает общение с мертвым общению со Христом, и это замечание касается и тех, кто радость Светлого Христова Воскресения разделяет с покойными, а не с живыми людьми.

Впрочем, не будем увлекаться морализаторством и вновь обратимся к историческим примерам. В записях Киево-Печерской лавры XV века, которые вошли в позднейшие редакции Печерского патерика есть рассказ о том, как усопшие отвечали на пасхальное приветствие:

«В 6971 (1463) году в Печерском монастыре свершилось такое знамение. При князе Семёне Александровиче и при брате его князе Михаиле, при архимандрите печерском Николе за пещерой присматривал некто Дионисий, по прозвищу Щепа. Пришел он в Великий день в пещеру покадить тела усопших, и когда дошел до места, которое называется Община, то, покадив, сказал: «Отцы и братья, Христос воскрес! сегодня Великий день». И прогремело в ответ как гром мощный: «Воистину воскрес Христос »».

Этот отрывок иногда используют в качестве аргумента в защиту посещения кладбищ на Пасху. Однако в этой истории есть несколько существенных уточнений.

Во-первых, в Киево-Печерской лавре до сих пор есть небольшие храмы в пещерах, где погребены преподобные отцы. Разумеется, там совершается богослужение и на Светлой седмице, но никто не рассматривает усыпальницы святых мощей как аналог кладбища. Во-вторых, преподобный Дионисий не совершал никакого заупокойного поминовения, а просто пришел покадить почивших иноков и поздравить их с праздником Пасхи, поскольку христиане верят в то, что их Бог «не Бог мертвых, но Бог живых». В третьих, инок не устраивал в усыпальнице никаких трапез, не ставил на могилы стаканчик водки с черным хлебом и не крошил туда яичко. Иными словами, в его действиях не было ничего из того, что устраивают некоторые наши сограждане на могилах близких на Пасху.

Церковь говорит о нежелательности посещения кладбищ на Пасху не потому, что имеет что-то против наших усопших родственников, а потому, что церковный устав предоставляет множество других дней для посещения кладбищ и заупокойных молитв.

Знаток церковного устава, священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, в своей книге о православном обряде погребения так пишет об особенностях Пасхи и Светлой седмицы: «В этот день, как и во всю светлую седмицу, нет места для рыданий о своем убожестве, для плача о грехах, для страха смерти ».

Напомним, что на пасхальном богослужении читается знаменитое слово святителя Иоанна Златоуста, где в частности говорится о том, что Христос упразднил «смерти жало». Посещать в этот день кладбище, значит, не верить в Воскресение Христово .

Митрополит Сурожский Антоний (Блум) однажды заметил, что «кладбище – это не место, где складывают трупы, а место, где ждут Воскресения ». Для покаяния у христиан было 6 недель Великого поста и Страстная седмица, так что человек должен радоваться после такого сложного пути.

Конечно, если человек после пасхальной службы и разговения решит все-таки пойти на кладбище, прибрать могилку и спеть тропарь «Христос воскресе из мертвых», он не согрешит, но ведь большинство людей отправляются на кладбище вместо посещения храма.

У того же святого Афанасия (Сахарова) есть прекрасные слова о том, что Церковь не забывает об усопших и в день святой Пасхи: «О смерти и о мертвых, правда, часто вспоминается в сей нареченный и святый день… праздников праздник и торжество из торжеств, гораздо чаще, чем в другие, меньшие праздники. Но в Пасху - это победное воспоминание о попрании смерти смертию Христовою, это радостнейшее и утешительнейшее исповедание веры в то, что дарована жизнь и сущим во гробех). Понятно поэтому, что на Пасхе не может, не должно быть и речи о поминальных молениях, о каком-либо гласном поминовении не только усопших, но и живых ».

Я лично знаю людей, которые ходят на Пасху на могилу своего отца и мужа только для того, чтобы вылить туда стакан водки, поскольку «покойный очень любил выпить». Делать так – значит, перестать быть христианином, превратившись в странного последователя культа активных мертвых, которые после смерти продолжают есть, пить или «носить штаны».

Андрей ЗАЙЦЕВ, фото: Екатерина СТЕПАНОВА, Сергей ШУЛЯК
Журнал «Нескучный сад»

© 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство