Нервное напряжение, как снять стресс. Симптомы и стадии. Степени психоэмоционального напряжения

Нервное напряжение, как снять стресс. Симптомы и стадии. Степени психоэмоционального напряжения

Наиболее опасными для человека являются психоэмоциональные стрессы, так как их воздействие направлено на разрушение нервной системы, являющейся, по выражению И.П.Павлова «верховным распорядителем и распределителем всех функций в организме». Психоэмоциональные стрессы, реализуя свое действие на организм, приводят в одних случаях к развитию таких психосоматических болезней, как гипертония, язвенная болезнь, сахарный диабет, бронхиальная астма, а в других - к развитию неврозов.

Американские ученые обратили внимание, что у некоторых людей во
время, казалось бы, спокойной работы стиль общения менялся, как при
стрессе. Это состояние назвали «выгорание личности» или
психоэмоциональное напряжение, главная причина которого

психологическое, эмоциональное, физиологическое утомление. Появление данного состояния можно свести к трем вариантам:

1. «Притухание» эмоций, когда исчезает острота чувств, вроде
бы все нормально, но... скучно и пусто на душе, ничего не волнует, ослабли чувства к самым дорогим и близким людям, даже любимая пища стала грубой и пресной.

2. Возникновение конфликтов с окружающими. Сначала человек сдерживается, затем ему с трудом удается скрыть свое раздражение, и наконец, происходит взрыв и он выплескивает из себя озлобленность.

3. Утрата представлений о ценностях жизни. Этот тип наиболее социально и экономически опасен, так как в таком состоянии «на все наплевать».

Регулировать степень состояния напряжения нелегко, так как в той или иной ситуации оно возникает непроизвольно, неподвластно ни нашим желаниям, ни усилиям воли. Управлять этим состоянием можно лишь косвенно. Для этого необходимо хорошо себе представлять механизм развития напряжения, знать, какими причинами обусловлена та или иная его степень.

Состояние напряжения (СН) - форма приспособительной реакции организма, направленная на то, чтобы решить возникшую в данное время нелегкую задачу. В самом общем виде условия, вызывающие состояние напряжения, можно выразить формулой:

СН = Ц(ИнЭнВн - ИсЭсВс),

где Ц - цель,

Ин Эн Вн - информация, энергия и время, необходимые для данной цели,

Ис Эс Bс - информация, энергия и время, имеющиеся в наличии.

Чем значительнее цель и больше дефицит средств (то есть разница между необходимым и имеющимся), тем больше величина СН (то есть выше степень состояния напряжения).

Цель: изучить причины, условия и механизмы возникновения психоэмоционального напряжения и синдрома хронической усталости, подобрать методы профилактики данных состояний.

Ход работы. Существует большое количество тестовых методик для определения уровня психоэмоционального напряжения.

ВОПРОС Да Не знаю Нет
Часто чувствую усталость
Мне трудно уснуть
За ночь просыпаюсь несколько раз
Постоянно чувствую слабость
Чувствую себя в расцвете сил
Многое не удается
Жизнь заводит в тупик
Половая жизнь приносит удовлетворение
Мелочи раздражают все сильнее
Физически истощен, как подсевшая батарейка
Порой кажется, что лучше умереть
Кажется, что нет больше сил
Настроение подавленное
Каждое утро просыпаюсь с чувством усталости и истощения

Оценка результатов

Подсчитайте сумму баллов, полученных за каждый ответ.

0-4 балла. Признаков излишнего перенапряжения и переутомления практически нет. Риск низкий.

5- 9 баллов. Имеются некоторые признаки переутомления.

Психоэмоциональная нагрузка временами бывает высокой. Вам необходимо не допускать дальнейшего перенапряжения, не забывать об отдыхе и уметь восстанавливать свои силы. Риск средний.

10 - 14 баллов. Интенсивная психоэмоциональная нагрузка, требовавшая от вас большого напряжения и самоотдачи на протяжении длительного времени, привела к истощению жизненных сил. Вам необходим полноценный отдых. Риск высокий. Особенно, если у вас повышенное артериальное давление, избыточная масса тела, а также если вы курите и мало двигаетесь.

Практическая работа: «Оценка оперативной зрительной памяти»

Цель работы: Определить параметры оперативной зрительной памяти по предложенной методике.

Ход работы:

Оперативную зрительную память и ее показатели можно определить при помощи следующей процедуры. Испытуемому последовательно, на 15 сек. каждая, предлагаются карточки-задания, представленные в виде шести по-разному заштрихованных треугольников. После просмотра очередной карточки она убирается и вместо нее предлагается матрица, включающая 24 разных треугольника, среди которых находятся и те шесть треугольников, которые испытуемый только что видел на отдельной карточке. Задание заключается в том, чтобы отыскать и правильно указать в матрице все шесть изображенных на отдельной карточке треугольников.

Ошибками считаются неправильно указанные в матрице треугольники или те из них, которые испытуемый не смог по какой-либо причине найти.

Практически для получения этого показателя поступают следующим образом. По всем четырем карточкам определяется количество правильно найденных на матрице треугольников и их общая сумма делится на 4. Это и будет среднее число правильно указанных треугольников. Данное число затем вычитается из 6, и полученный результат рассматривается как среднее количество допущенных ошибок.

Затем определяют среднее время работы испытуемого над заданием, которое в свою очередь получается путем деления общего суммарного времени работы ребенка над всеми четырьмя карточками на 4. Момент окончания времени работы испытуемого над поиском треугольников в общей матрице определяется экспериментатором при помощи вопроса: "Ты уже все сделал, что мог?" Как только испытуемый утвердительно ответит на данный вопрос и практически прекратит поиск треугольников в матрице, считается, что он завершил свою работу. Деление среднего времени работы над поиском на матрице шести треугольников на количество допущенных ошибок позволяет, наконец, получить искомый показатель.

Для того чтобы ускорить процесс добывания информации о том, правильно или неправильно испытуемый отыскал в матрице нужные треугольники, рекомендуется воспользоваться их идентификацией по номерам, которые стоят в левом нижнем углу под каждый из треугольников в матрице. Так, например, первому набору из шести треугольников (номер набора обозначен римской цифрой, расположенной под ним) в матрице соответствуют треугольники со следующими номерами: 1,8, 12, 14, 16: второму набору - 2,7, 15, 18, 19, 21;

третьему набору 4, 6, 10, 11, 17, 24;

четвертому набору – 5, 9, 13, 20, 22, 23

Задание:

1. Выполните работу по указанному алгоритму.

2. Сделайте вывод о возможности оперативной памяти испытуемого (или
своей, обменявшись с партнером результатами).

3. Ответьте на вопросы:

Что такое память?

Какие виды памяти вам известны? Чем они отличаются?

Что такое оперативная память? От чего она зависит?

Практическое занятие

Тема: Шкала объема внимания.

Цель работы: изучить объем внимания у детей.

Данный тест относится к невербальным, он удобен для изучения объема внимания у детей младшего возраста. Для оценки данного показателя используется стимульный материал в виде таблиц с точками. Лист с точками предварительно разрезан на 8 маленьких квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу - с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Ход работы: Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых карточках».

Далее ребенку последовательно на 1 -2 секунды показывают каждую из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди. После каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 секунд. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки и отметить их в пустой карточке.

Психоэмоциональное напряжение в педагогичес­кой деятельности

Труд учителя относится к профес­сиям, сопряженным с повышенной психоэмоциональ­ной нагрузкой. Обусловлено это как содержанием, сущностью педагогической деятельности, так и тем фоном, на котором она осуществляется.

Реализация педагогической деятельности происхо­дит через взаимодействие с большим количеством лю­дей. Это учащиеся, коллеги, родители учеников. Еже­дневно учитель в процессе труда должен осуществлять десятки, сотни профессионально обусловленных меж­личностных контактов с достаточно высоким психо­эмоциональным напряжением. В большинстве случаев это эмоциональные реакции, имеющие положитель­ную окраску. Однако такой широчайший крут обще­ния таит в себе потенциальную возможность возник­новения различной степени значимости конфликт­ных, стрессовых или психотравмирующих ситуаций, что сопровождается развитием отрицательных эмо­ций, неблагоприятного эмоционального фона.

Нередко учитель вынужден взаимодействовать, общаться с человеком, который ему «малосимпатичен», с которым уже возникали в прошлом или существуют в настоящем конфликтные отношения. Это может быть ученик и коллега. Таская ситуация может поро­дить уже не кратковременную эмоциональную реак­цию, а длительно существующую психотравмирующую ситуацию.

В педагогической деятельности довольно часто воз­никает несоответствие ожидаемого, прогнозируемого и фактического результатов (например, итоги контроль­ной работы учеников, учебной четверти и т.д.). Труд учителя таит в себе опасность и «психического пресы­щения» в силу определенной монотонности, повторяе­мости в процессе выполнения своих профессиональных обязанностей. Особенно часто подобная ситуация воз­никает среди преподавателей с небольшим стажем.

Кроме того, весьма своеобразен психологический фон, на котором осуществляется труд учителя. Это вы­сокие требования общественности к общекультур­ным, профессиональным и моральным качествам учи­теля. Повышенный интерес к внешнему виду, манере говорить, к «личной жизни».

Уже такая краткая характеристика психологичес­ких особенностей педагогического труда свидетельст­вует о возможности возникновения как острых, так и хронических психотравмирующих ситуаций, разви­тия психоэмоционального перенапряжения, что рас­сматривается как факторы риска, предрасполагающие к возникновению определенных нервно-психиатриче­ских реакций и психосоматических заболеваний.

Под влиянием более или менее продолжительной психической травматизации, ведущей к эмоциональ­ному перенапряжению, может развиться неврозоподобное состояние или невроз.

Заболевание начинается исподволь, постепенно. Ос­новным симптомом является повышенная возбуди­мость и легкая психическая и физическая утомляе­мость. Человек становится вспыльчивым, раздражается даже по незначительному поводу. Аналогичным повы­шением чувствительности в отношении раздражите­лей, идущих от внутренних органов и различных участ­ков тела, можно объяснить жалобы таких людей на не­приятные ощущения в различных частях тела (головная боль, головокружение, шум в ушах, тягостные ощуще­ния в области сердца, желудка и т.д.). Подобные симп­томы называются психосоматическими, т.к. причи­на их возникновения зависит от особенностей психиче­ского статуса человека.

Повышенная возбудимость выражается в легком возникновении вегетативных реакций (сердцебиение, покраснение или побледнение кожи лица, повы­шенное потоотделение). Часто наблюдается тремор (дрожание) век и пальцев вытянутых рук. Повышен­ная возбудимость обычно сочетается с быстрой утом­ляемостью, которая сказывается в снижении трудо­способности. Часто бывают жалобы на общую физи­ческую слабость, отсутствие бодрости, энергии, выносливости к привычному до этого режиму труда. Длительное активное напряжение внимания стано­вится невозможным. С истощаемостью внимания ча­сто связана и недостаточная фиксация некоторых со­бытий. Этим объясняются жалобы на «плохую па­мять», забывчивость.

Повышенная возбудимость и быстрая утомляемость проявляются также в быстром возникновении эмоцио­нальных реакций (печали, радости и др.) и в то же вре­мя в их кратковременности, нестойкости. Появляется нетерпимость, ожидание становится невыносимым. Сон нарушается, засыпание часто затруднено, сон не­достаточно глубокий, с обилием сновидений. При этом легко происходит пробуждение под влиянием незначи­тельных раздражителей. После сна не возникает чувст­ва бодрости, свежести, а наоборот, появляется ощуще­ние разбитости, сонливости. К середине дня самочув­ствие улучшается, а к вечеру вновь ухудшается.

Наличие неприятных ощущений со стороны раз­личных частей тела со временем усиливается, дает по­вод заподозрить у себя какие-либо начинающие тяже­лые заболевания. Появляется беспокойство, тревога по поводу своего состояния. Неприятные и болезнен­ные ощущения в различных частях и органах тела и страх болезни с патологической фиксацией внима­ния на малейших изменениях самочувствия все более и более усиливаются. И постепенно из-за нарушения иннервации внутренних органов отдельные психосо­матические симптомы могут перерасти в психосома­тические функциональные изменения органов, а в дальнейшем и в выраженные психосоматические заболевания. Часто это функциональные нарушения и заболевания сердечно-сосудистой системы. На пер­вых порах проявляются они периодическими неприят­ными ощущениями в области сердца, локализация и характер которых чрезвычайно разнообразны.

Боль в области сердца сопровождается нередко не­приятными ощущениями в руках (чаще слева), ощуще­нием нехватки воздуха или даже удушья. Прием нит­роглицерина (средства, снимающего боль при стено­кардии) не дает сколько-нибудь заметного улучшения. Могут возникать психогенные расстройства сердечно­го ритма. При этом характерны жалобы на приступы сердцебиений не только при физическом усилии, но и по утрам (в момент пробуждения), при засыпании и нередко по ночам (в связи с бессонницей или по­верхностным, прерывистым, тревожным сном).

Неврозоподобное состояние может вызвать изме­нение артериального давления в сторону его повыше­ния или понижения. Чаще всего это временное повы­шение артериального давления под влиянием пережи­ваний или внезапный резкий его подъем по типу гипертонического криза.

При повышении артериального давленая возника­ют неприятные и мучительные ощущения в голове (давление, тяжесть, ломящая боль, сверление, распирание, покалывание), шум в ушах, ухудшение зрения (появление тумана в глазах, мелькание цветных точек, кругов).



При пониженном давлении жалобы могут быть нео­бычайно разнообразными и включают вялость, апа­тию, ощущение резкой слабости и утомленности, по утрам отсутствие бодрости даже после длительного сна, ухудшение памяти, рассеянность и неустойчи­вость внимания, понижение работоспособности, ощу­щение нехватки воздуха в покое, выраженную одыш­ку при умеренной физической нагрузке, отечность го­леней и стоп к вечеру. Характерна головная боль (изредка единственная жалоба), возникающая обычно после сна (особенно дневного), физической либо умст­венной работы. Тупая, давящая, стягивающая, распи­рающая или пульсирующая головная боль захватывает чаще лобновисочную или лобнотеменную область и продолжается от нескольких часов до двух суток. В ряде случаев она протекает по типу мигрени, сопро­вождаясь тошнотой и рвотой, и исчезает от примене­ния холода, после прогулки на свежем воздухе или фи­зических упражнений. Характерны периодические го­ловокружения с повышенной чувствительностью к яркому свету, шуму, громкой речи, пошатыванием при ходьбе и обморочным состоянием.

Частый спутник неврозоподобных состояний - функциональные расстройства желудочно-кишечного тракта. Это не сильные, но упорные болезненные ощущения различной локализации, нередко мигриру­ющие по всему животу. Наиболее постоянны ощуще­ния тяжести, полноты, напряжения, пустоты в желуд­ке. В ряде случаев возможны жалобы на тошноту в ут­ренние часы и периодическую нестерпимую боль в верхних отделах живота. Очень часты жалобы на не­приятный вкус или горечь во рту, изжогу и отрыжку (чаще воздухом, реже - съеденной пищей или желу­дочным соком) в течение всего дня или только по ут­рам, до еды.

Не менее типичны жалобы на расстройства аппети­та - от плохого или очень капризного аппетита до пол­ного отвращения или отказа от еды с утратой вкусо­вых ощущений. Возможны жалобы на стойкие запоры или запоры, сменяющиеся поносами.

Возможны другие проявления со стороны внутрен­них органов при неврозоподобных состояниях и не­врозах. Во всех случаях возникновения подобных симптомов следует обязательно проконсультировать­ся у врача.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЕ, ПРИВОДЯЩЕЕ К НЕВРОЗАМ

А. М. Фаткуллина, врач
Набережные Челны
Л. В. Тимошенко, врач
врач-психотерапевт санаторий «Колос», Омской области

Введение

По данным эпидемиологических исследований, среди состояний, связанных со стрессом, доминируют тревожные и депрессивные, они тесно переплетены друг с другом и имеют определенную этапность в своем развитии. Стресс может быть острым, а может копиться годами – такое состояние мы называем хроническим психоэмоциональным напряжением, когда человек испытывает негативные переживания на протяжении длительного времени. В ходе научных исследований доказано, что эти переживания имеют свойство кумулироваться, в какой-то момент «чаша переполняется», и они манифестируют патологическим состоянием.

Патологическое состояние вследствие хронического психоэмоционального перенапряжения может быть как:

  1. Психическим:
  2. тревожное;
  3. депрессивное;
  4. посттравматическое стрессовое расстройство;
  5. неврозы.
  6. Соматическим патологическим состоянием:
  7. артериальная гипертония;
  8. ишемическая болезнь сердца;
  9. язвенная болезнь;
  10. бронхиальная астма.
    Спектр болезней, в этиологии которых стресс играет весомую роль, весьма широк.

Связь стресса с заболеваниями

История проблемы имеет древние корни. В медицинских трактатах многовековой давности можно встретить упоминания о том, что плохое настроение вредит здоровью и затрудняет выздоровление больных и раненых. Вначале У. Геберден, а впоследствии В. П. Образцов и Н. Д. Стражеско, описывая стенокардию, отмечали, что болевой приступ возникает у пациента, который либо физически напрягся, либо пережил какое-то негативное эмоциональное состояние. Весомый вклад в формирование психосоматического подхода к этиопатогенезу и лечению сердечно-сосудистых заболеваний в начале XX в. внесли такие корифеи отечественной медицины, как академики АМН СССР Г. Ф. Ланг и А. Л. Мясников. Надо заметить, что на Западе в тот период эти идеи не были востребованы.

Между тем на клиническом уровне связь стресса и сердечных заболеваний кажется очевидной. Если пациента, страдающего гипертонией, спросить, что вызывает у него резкое повышение артериального давления или гипертонические кризы, он ответит: нервное напряжение, неприятности на работе, конфликты в семье и т. д. Недавно было проведено очень крупное исследование, охватившее все территории России. В нем приняли участие около 2500 человек, страдающих артериальной гипертонией и ишемической болезнью сердца. Абсолютное большинство больных, около 70%, основной причиной своего заболевания и его прогрессирования считают психоэмоциональные стрессы.

Сегодня связь стресса и сердечно-сосудистой патологии очевидна и с позиций доказательной медицины. В ходе перспективных исследований, когда пациентов наблюдают годами, показано: людей, перенесших какие-то психические травмы или имеющих высокий уровень стресса (с помощью объективных методик его можно измерить), в последующем чаще настигают сердечно-сосудистые заболевания, и они чаще умирают от них.

И хотя практические врачи в целом хорошо осведомлены о значимости стресса в развитии отклонений здоровья, каких-либо специальных мероприятий по выявлению этого фактора и попыток его коррекции не проводится.

Ситуация в стране косвенно свидетельствует о том, какую негативную роль сыграл стресс в жизни людей: число самоубийств последние 10-15 лет остается запредельно высоким. А причиной суицидов чаще всего являются посттравматические стрессовые расстройства и депрессия.

Рост стрессиндуцированных заболеваний

Надо отметить, что число стрессиндуцированных заболеваний, в том числе тревожных и депрессивных, растет и на Западе, и это вызывает совершенно необоснованный контраргумент: подобная ситуация характерна для любого современного общества. Но на Западе основной причиной подобных недугов является старение населения, а не ухудшение экономической ситуации и условий жизни подавляющего большинства населения или напряжения в обществе. Продолжительность жизни в Евросоюзе приближается к 80 годам, а старость объективно сопряжена с повышением риска появления депрессивных состояний. Это известная закономерность, имеющая место и у нас, и за рубежом. По нашим данным, вероятность присутствия у пациентов депрессивной симптоматики отчетливо увеличивается с возрастом, примерно на 4% в год.

Интенсификация ритма жизни

Среди факторов, провоцирующих стрессы и нарушения адаптации, один из основных – это интенсификация ритма жизни. Еще 50 лет назад люди жили гораздо спокойнее и размереннее, пусть и менее комфортно. Сегодня идет непрерывный рост требований, предъявляемых к человеку на рабочем месте, в обыденной жизни. Стимуляция потребления приводит к стимуляции трудовой активности, что влечет за собой напряжение всех жизненных ресурсов организма. Люди стали заметно меньше отдыхать – 10-12 дней вместо 20-30. Появилось такое понятие, как «профессиональное выгорание» – когда люди, «нацеленные на результат», не считаются с физиологическими возможностями своего организма, игнорируют сигналы, которые он подает в виде недомогания, утомляемости, часто выходят на работу в том или ином болезненном состоянии. Повсеместно наблюдается снижение числа листов временной нетрудоспособности, которое во многих крупных компаниях расценивается как положительный факт, но таковым не является: одновременно повышаются показатели заболеваемости сотрудников тяжелыми недугами и смертности от них.

Пути выхода из стресса

Самолечение. Многие больные самостоятельно принимают самые различные психотропные препараты, чаще всего растительного происхождения, считая их безвредными, или бесконтрольно годами употребляют транквилизаторы (феназепам или седуксен), загоняя проблему внутрь, что приводит к хронизации процесса. Такие пациенты жалуются на сердечные или желудочные боли, аритмию, плохой сон, и никто, как правило, не связывает их жалобы с психопатологическим состоянием. По данным эпидемиологических исследований, клинически значимые признаки различных расстройств депрессивного спектра имеют место у каждого третьего пациента общемедицинской сети здравоохранения. Это означает, что каждый третий больной, который приходит на прием к участковому врачу-терапевту, имеет те или иные признаки психопатологических состояний. У некоторых присутствуют только признаки, а у кого-то уже сформировавшееся расстройство, которое не диагностируется.
Алкоголь. Чтобы выйти из стресса, наше население выбирает самые вредные и непродуктивные способы, наиболее традиционный из которых – алкоголь. Если вначале хватает 20 – 30 мл, то по мере углубления дезадаптации этого количества уже, быает недостаточно. В конце концов, количество алкоголя, необходимое для «снятия стресса», может оказаться весьма существенным и значительно превышающим так называемые стандартные дозы. Что же означает «стандартная доза»?
Это количество алкоголя, которое можно регулярно употреблять без ущерба для здоровья и даже получать некоторую пользу. Стандартная доза – это не более 30 мл любого крепкого напитка (водки, коньяка, виски), или 200 мл (бокал) вина, или 330 мл пива в день.
Для здорового мужчины безопасно употребление 1-2 стандартных доз в день, но любое превышение дозы вызывает спазм сосудов, целый ряд неблагоприятных метаболических эффектов, может оказывать проаритмогенный эффект. Люди, которые находятся в состоянии стресса и пытаются выйти из него с помощью алкоголя, чаще всего превышают безопасные стандартные дозы, нанося вред своему здоровью. Со временем алкоголь перестает помогать, и ищутся иные способы избавления от стресса, например наркотики.
Психологическая помощь. На Западе люди приучены считать болезненным состоянием простое снижение настроения и даже по этому поводу обращаются к соответствующим специалистам – психологам или психоаналитикам. У нас такой стереотип поведения в массовом сознании не укоренился, к психологам или психиатрам россияне обращаются крайне редко. Обычно на такой шаг решаются те, чье состояние становится очень серьезным. Существует масса проблем и с доступностью бесплатной психологической помощи. В то же время частнопрактикующие психологи предоставляют свои услуги за довольно значительные деньги.

Наше население относится к психологам по-разному. Молодежь, копируя западный образ жизни, считает их рекомендации едва ли не панацеей. Старшее поколение в стрессовых ситуациях предпочитает «отводить душу» с близкими людьми, а не идти «на исповедь» к психологу. Но самое странное, что врачи-психиатры обычно говорят о психологах с некоторой долей скептицизма и причина в том, что психолог, как правило, не является врачом. Обычно он получает образование на психологическом факультете университета или другого вуза и не имеет врачебной лицензии, т. е. права заниматься врачебной деятельностью. Психолог может консультировать пациентов, но он лишен права выписывать лечебные препараты, т. е. проводить психофармакотерапию. Некоторые психологи пренебрегают этими запретами, благо сегодня психофармакопрепараты можно свободно купить в аптеке без рецепта. Возникает много вопросов, в том числе и этических: ведь больной чаще всего не осведомлен, есть ли у психолога врачебная лицензия. Зная эту проблему, психиатры весьма сдержанно отзываются о деятельности психологов. Гораздо более доброжелательно они относятся к тому, чтобы психотропными препаратами лечили врачи других специальностей. И это вполне нормальная практика, довольно широко представленная за рубежом.
Амбулаторная медицинская помощь. Во многих европейских странах тревожные, депрессивные, невротические состояния весьма успешно лечат врачи общей практики. Они, конечно, могут направить пациента к психиатру, если у пациента имеется рекуррентное, повторяющееся расстройство или депрессия с суицидальными мыслями, понимая, что больному нужна специализированная, может быть, даже стационарная помощь. Но если речь идет о пограничных, легких состояниях, то отвлекать психиатра для осмотра таких пациентов нет никакой необходимости. К тому же надо учитывать, что не всякий больной согласится пойти на прием к психиатру. Этот фактор работает и за рубежом, но особенно у нас: есть целый ряд обстоятельств, из-за которых люди очень настороженно относятся к психиатрической помощи и обращаются за ней, в крайнем случае, а часто больных приводят родные, выдавая психиатра за врача другой специальности. Заставить пациента пройти консультацию у психиатра иногда удается только по решению суда, если больной становится опасным для окружающих, угрожает общественному порядку. Но пока дело дойдет до суда…

Поэтому роль участковых врачей в этом контексте трудно переоценить. Очень важно, что наметилась тенденция в отношении расширения функций участкового врача. Он наблюдает своих пациентов на протяжении длительного времени, иногда несколько лет, и ему легче заметить какую-нибудь настораживающую динамику: появление необычных для него симптомов, изменение в настроении или поведении. В идеале семейному врачу или участковому терапевту выявить психическое расстройство у своего пациента даже легче, чем консультанту, который видит пришедшего на прием человека в первый раз и ничего о нем не знает.

Санаторно-курортное лечение. Одним из важных составляющих лечения и профилактики хронического стресса является санаторно-курортное лечение. Одним из важнейших факторов является удаление пациента из привычной среды с проблемами на работе или дома, изменение обстановки и климата, встречи с другими людьми, возможность избавиться от бытовых проблем в виде приготовлении пищи, уборке, стирке и т. д.

Немаловажным фактором является использование при лечении таких физических факторов, как ванны, массаж, психотерапия. Правда, для улучшения состояния необходим определенный срок, не менее 2 недель. Особенно эффективно санаторно-курортное лечение при неврозах. Невроз – психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, которое возникает в результате нарушения особенно значимых жизненных отношений человека, проявляется в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений. Невроз характеризуется:
– обратимостью патологических нарушений;
– функциональной природой заболевания;
– преобладанием эмоциональных и соматовегетативных расстройств;
– отсутствием психотических нарушений;
– критичностью к своему состоянию.

Приводим клинический случай.

Больная Н., 52 лет, поступила в санаторий с жалобами на слабость, раздражительность, нарушение сна, сердцебиение, чувство тревоги, страха темноты (спит со светом, рядом – муж, не может одна выйти, из квартиры, если темно на улице).
С детства росла впечатлительной, эмоциональной. Ухудшение состояния наступило после перемены места жительства (купили дом, в котором часто умирали квартиросъемщики!).
Объективно: состояние удовлетворительное, контактна, память и внимание сохранены, напряжена, как будто что-то постоянно ожидает. Артериальное давление 130/90 мм рт. ст., пульс 96 ударов в минуту, тоны сердца правильного ритма. Тремор век, пальцев рук. В позе Ромберга устойчива, сухожильные рефлексы равномерно оживлены.

Диагноз: невроз навязчивых состояний.

Лечение:
– минеральные ванны №10,
– душ веерный № 10,
– кислородный коктейль ежедневно,
– психотерапия индивидуально (AT, гипносуггестия) № 12.

После проведенного лечения отмечает улучшение. Уменьшились раздражительность, слабость. Улучшилось общее самочувствие, настроение, сон. Исчезли страхи, спать стала без света.
Через год вновь посетила санаторий. Состояние удовлетворительное, страхи не беспокоят. Возврата симптоматики нет.
Применение биологически активных добавок компании Коралловый Клуб. К сожалению. излишнюю нервозность могут вызвать и недостаток в пище определенных питательных веществ, таких как аминокислоты, цинк, триптофан, фенилаланин и витамины группы В.

Приводим клинический случай.
Женщина, 34 года, обратилась с жалобами на быструю утомляемость, повышенную сонливость в течение дня. При этом нарушение ночного сна – засыпает быстро, но ночью около 3 ч. просыпается, не может уснуть, засыпает под утро, но уже пора вставать. В анамнезе – психоэмоциональная травма.
В результате утром чувство недосыпания, разбитости, с трудом просыпается, долго держится сонливость, заторможенность. К тому же по утрам отечность лица, яркие розовые полосы на всем теле от складок одежды и постельного белья (отечный синдром).
Кроме того, в последние несколько месяцев беспокоили постоянные ноющие боли в грудном и пояснично-крестцовом отделах позвоночника. Также с 15 лет наблюдается постоянная заложенность носа, шумное дыхание через нос – хронический вазомоторный ринит.
Обследование, Общий анализ крови, общий анализ мочи, биохимический анализ крови – без патологии, (холестерин 5,3 ммолъ/л), УЗМ почек, печени, желчного пузыря – без патологии.
При тестировании живой капли крови на темнопольном микроскопе: выраженная агрегация эритроцитов, «монетные столбики», мелкие глыбки холестерина в плазме в умеренном количестве, признаки анемии, дефицит витаминов и микроэлементов, почечные эхиноциты в небольшом количестве.

Коррекция состояния:

: 1-1,5 л вдень.
Длительно, на этом фоне:
1-й этап. по 1 капсуле 2 раза в день в течение 1 мес.
2-й этап. по 2 таблетки 2 раза в день в течение 3 нед.
3-й этап. Программа 2 в течение 2 нед.
4-й этап. по 1 капсуле Зраза в день в течение 1 мес.
1 таблетка 2 раза в день в течение 2 мес.
по 2 таблетки 2 раза в день в течение 1 мес.
Вначале на фоне приема постепенно начал улучшаться сон, через 4 месяца полностью исчезли утренние отеки, исчезли боли в позвоночнике.
После Программы 2 Коло-Вада Плюс практически сразу исчезли явления хронического вазомоторного ринита – носовое дыхание стало свободным, бесшумным.
Сразу после Программы 2 появились бодрость, энергичность, исчезла сонливость днем. Кроме того, исчезли ноющие боли в ногах, которые ранее она связывала просто с усталостью. Возможно, эти боли в ногах были связаны с начальными проявлениями варикозной болезни ног.

Сейчас продолжает прием различных препаратов с профилактической целью, через полгода – Программа 2 Коло-Вада Плюс.

ЖУРНАЛ НАТУРАЛЬНАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ И КОСМЕТОЛОГИЯ № 1 2007 г.

Журнал для практиков. Натуральная фармакология и косметология. Издатель: кафедра профилактической и восстановительной медицины РГМУ. Главный редактор Ю. Г. Боженков.

Узнайте больше:

  • - новая методика определения качества Вашего здоровья.
  • Визион-Vision Тяньши-Tiens Group-Тианде Виталайн-Vitaline Гербалайф-Herbalife Витамакс-Vitamax Амвей-Амвэй-Amway Oriflame-Орифлейм Faberlic-Фаберлик Инфинум-Infinum Enrich-Инрич Santegra Mary Kay Marykay-Мери Кей Nsp-Нсп Zepter-Цептер Neways-Ньювейс Agel-Эйджел Амрита-Amrita Avon-Эйвон Dr.Nona-Доктор Нона Gloryon-Глорион Intway-Интвей Эдельстар Арт Лайф Корпорации Сибирское Здоровье Дайна-Daina Белый Кот Тапервер-Tupperware Мирра Люкс и др.

И Ваше тело снаружи и внутри всегда будет в порядке!

Ай Кью Активин Алоэ вера с клюквенно-яблочным вкусом Алоэ вера с персиковым вкусом Алоэманнан Алтимейт Априкотабс Артишок Биошейп Бурая водоросль ВитАлоэ Гидросел Гинкго Билоба Глюконат калия Готу кола Детские вкусные витамины ДигестЭйбл Диозин Жевательный кальций Железо Жир печени акулы Зеленое золото Кальций меджик Каскара Саграда (Крущина) Комплекс витаминов группы В Кора белого дуба Корал Лецитин Корал-Майн КоралПробиотик КоралПробиотик для детей Корень солодки Кофермент Q-10 (Coenzyme Q-10) Кошачий коготь Лакс-Макс Листья черного ореха Люцерна Мега Ацидофилус Мелатонин Микрогидрин Микрогидрин Плюс МСМ с микрогидрином Набор трав №1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 №11 Омега 3/60 Omega 3/60 Очанка Папайя ПауэрМин Пищеварительная формула Про-волокно Программа 2 Коло-Вада Плюс Противити Селен Сильвер-Макс Спирулина в капсулах Спирулина в порошке Спирулина в таблетках Грин Бар Какао Бар СуперФуд Бар СуперЭппл Бар СуперЧерри Бар Сустав комфорт Тру Лецитин ФерстФуд Молозиво Фито-Си Фито-энергия Цинк Чеснок Эндуро-макс Эхинацея

C7 – крем для контура глаз C7 – крем-пилинг для лица C7 – пенка для глубокого очищения кожи C7 – сыворотка от глубоких морщин C7 – сыворотка от морщин, ежедневный уход C7 – тонизирующая маска для лица с омолаживающим эффектом C7 – увлажняющий крем, замедляющий процессы старения Cellution 7 - Премиум-линия по уходу за кожей Бальзам для губ увлажняющий Бальзам для кожи лица и тела «Жир эму с маслом чайного дерева» Бальзам-кондиционер цитрусово-мятный с нанокластерами Гель Алоэ с нанокластерами Гель моющий и увлажняющий для тела Гель очищающий для лица с нанокластерами Зубной порошок «Микробрайт» Крем разогревающий Крем увлажняющий для комбинированной и жирной кожи Крем увлажняющий мультиактивный Лосьон для тела укрепляющий «НутраФирм» с нанокластерами Лосьон тонизирующий для всех типов кожи Масло косметическое «Жир эму» Масло чайного дерева косметическое Молочко нежное очищающее Сильвер гель Соль для ванн с микрогидрином Сыворотка косметическая «Селлюшен-С» с нанокластерами Шампунь для волос цитрусово-мятный с нанокластерами

Витадуш Витакулон Витапамп Витастик Витастрим мини Витастрим Д-серия 1» Витастрим уни Витафильтр ОВП-метр Сменный картридж «Рейншоу» Сменный картридж «Чистая вода» Фильтр для душа «Рейншоу» Фильтр «Чистая вода»

Чистик для оптики Макси-комплект Мини-комплект Чистик махровый Чистик скраббер Чистик универсальный Швабра большая Швабра малая Легкая насадка для швабры большая маленькая Набор чистиков: оптический, универсальный, махровый чистик скраббер Накладка для швабры для влажной уборки большая маленькая Накладка для швабры для сухой уборки большая маленькая Ручка для швабры с регулируемой длиной

Нейтроник МГ-03 Нейтроник МГ-04 Нейтроник МГ-04М

Свяжитесь с нами и получите дополнительную информацию

у нашего генерального представителя - Наталья Евгеньевна

Мы имеем филиалы и предоставляем вам возможность пользоватья этим удивительным продуктом в следующих странах и городах:

Центры мира:

  • Австрия-Вена Азербайджан-Баку Армения-Ереван
  • Белоруссия-Минск Бельгия-Брюссель Болгария-София
  • Великобритания-Лондон Венгрия-Будапешт
  • Германия-Берлин Греция-Афины Грузия-Тбилиси
  • Израиль-Тель-Авив Ирландия-Дублин Испания-Мадрид Италия-Рим
  • Казахстан-Алма-Ата Киргизия-Бишкек
  • Латвия-Рига Литва-Вильниус
  • Молдова-Кишинев Монголия-Улан-Батор
  • Польша-Варшава Португалия-Лиссабон
  • Россия-Москва Румыния-Бухарест
  • Туркмения-Ашхабад
  • Узбекистан-Ташкент Украина-Киев
  • Финляндия-Хельсинке Франция-Париж
  • Чехия-Прага
  • Швеция-Стокгольм
  • Эстония-Таллин

Центры в СНГ:

  • Абакан Актобе Актюбинск Алматы Альметьевск Александрия Алушта Алчевск Анапа Ангарск Ангрен Артем Артемовск Арзамас Архангельск Астрахань Ахтырка
  • Барнаул Биробиджан Бишкек Белая Церковь Белгород Белово Белореченск Бельцы Бердичев Бердянск Благовещенск Борисполь Бровары Братск Брянск Бугульма
  • Васильевка Васильков Великий Новгород Владимир Владимир-Волынский Владивосток Владикавказ Винница Вознесенск Волгоград Вологда Воркута Воронеж Воткинск
  • Гагарин Горловка Горно-Алтайск Губкинский Грозный
  • Джанкой Димитров Днепродзержинск Днепропетровск Донецк
  • Евпатория Екатеринбург Елабуга Енакиево Ереван
  • Желтые Воды Житомир
  • Закарпатье Запорожье Зугрес
  • Ивано-Франковск Измаил Изюм Ижевск Ильичевск Иркутск
  • Казань Калининград Калуга Каменец-Подольский Караганда Кемерово Керчь Киев Киров Кировоград Киселевск Кишинев Когалым Ковель Комсомольск Комсомольск-на-Амуре Конотоп Константиновка Коростень Кострома Краматорск Красноармейск Краснодар Красноярск Кременчуг Кривой Рог Кропоткин Купянск Курахово Курган Курск Кустанай
  • Лесозаводск Липецк Лисичанск Луганск Лубны Луцк Львов
  • Магадан Магнитогорск Макеевка Мариуполь Махачкала Мелитополь Миргород Минусинск Москва Мукачево Мурманск
  • Набережные Челны Нальчик Находка Нежин Нерюнгри Нефтеюганск Нижний Новгород Нижневартовск Нижнекамск Нижний Тагил Николаев Никополь Новая Каховка Нововолынск Новоград-Волынский Новоднестровск Новокузнецк Новомосковск Новосибирск Ногинск Норильск Ноябрьск
  • Обухов Одесса Омск Орел Оренбург
  • Павлоград Пенза Первомайск Пермь Петрозаводск Петропавловск-Камчатский Пирятин Полтава Подольск Псков Пятигорск
  • Раменское Рига Ровно Ростов-на-Дону Рязань
  • Самара Самарканд Саки Салехард Санкт-Петербург Саранск Саратов Свердловск Севастополь Северск Северодонецк Симферополь Славянск Смела Смоленск Снежное Сочи Ставрополь Старый Оскол Стрий Судак Сумы Сургут Сыктывкар
  • Таганрог Таллин Тамбов Ташкент Тбилиси Тверь Тернополь Терновка Тикси Тобольск Тольятти Томск Торез Трускавец Тула Тында Тюмень
  • Ужгород Улан-Удэ Умань Урай Уральск Усолье-Сибирское Усть-Каменогорск Уфа
  • Феодосия
  • Хабаровск Ханты-Мансийск Харьков Херсон Хмельницкий Хуст
  • Чебоксары Челябинск Череповец Черкассы Черкесск Чернигов Черновцы Чита
  • Шахтерск Шостка
  • Щелкино
  • Элиста Электросталь Энергодар
  • Южно-Сахалинск Южноукраинск Южно-Уральск Юрга
  • Якутск Ялта Ярославль

В предыдущих статьях я рассказывал о методах устранения физической и эмоциональной напряженности.


Снять психоэмоциональное напряжение не всегда получается при помощи . В таких случаях необходимо осваивать глубокую медитацию, а также расслабляться лежа в шавасане и перепрограммировать свои мысли, достигая состояния осознанности.
Таким образом, самым лучшим средством борьбы со стрессом и снятия психоэмоциональной напряженности считается .

Благодаря расслаблению, организм восстанавливает силы, перезагружается и способен эффективно функционировать.

Расслабление достигается в медитации, в шавасане и в изменении взгляда на жизнь, в умении контролировать низшую часть сознания - эго.

Помните. Расслабление это утихание, а затем полная остановка нашего эго.

И его нужно учиться останавливать как во время медитации, лежа в шавассане, так и в повседневной жизни. Напомню тем, кто еще не в курсе, эго это низшая часть нашего сознания: память, ум, вся психика, эмоции и чувства. А высшая часть сознания это , наше настоящее Я, настоящее осознание.

Методы релаксации и снятия психоэмоционального напряжения смогут наладить вашу жизнь, сделать ее более счастливой, успешной и радостной.

Механизмы методики расслабления

Чтобы правильно понять, каким образом можно достичь умственного и физического расслабления, обратите внимание на поведение детей. Ребенок не имеет устоявшихся психологических шаблонов, которые мешают взрослым людям быть расслабленными. Дети гармонично взаимодействуют с окружающим миром и людьми, не копят стресс. Они спят, играют, учатся без лишней эмоциональной нагрузки. Ребенок физически и морально переключается с одного вида деятельности на другой, не отягощая проблемами и негативными переживаниями. Обратите внимание, когда дети засыпают, их мышцы полностью расслаблены. Тело словно подстраивается под рельеф кровати. Это пример истинной релаксации.

Чем старше мы становимся, тем больше напряжены, тем меньше наша способность релаксировать на физическом и умственном уровне. Даже после завершения дела, мы постоянно прокручиваем в голове мысли: как лучше было поступить, почему не достигли желаемого, что подумали окружающие. Это все работа эго. В течение времени таких мыслей накапливается настолько много, что наш мозг не отдыхает даже ночью во время сна. Это приводит к напряженности, а впоследствии к эмоциональному истощению и физическим болезням.

Первый шаг к релаксации – запретить себе мысленную дилемму об уже завершенных делах. Даже если ситуация сложилась не лучшим образом и проблема не была решена полностью, остановите поток мыслей.


Доверьтесь своему уму. После того, как мозг соберет необходимую информацию по вашей проблеме, он выдаст правильное решение. Этот процесс происходит бессознательно. Вам необходимо просто отпустить ситуацию, перестать сознательно пытаться найти решение, что в большинстве случаев не приводит к положительному результату, а только вызывает напряженность. В нужный момент вы получите ответ на все свои вопросы, можете быть уверены.

Суть методики расслабления

В основе методов расслабления лежит способность отвлекаться от негативно заряженных мыслей и переводить свое внимание на нейтральную в эмоциональном смысле деятельность.

В этом случае происходит остановка эго.

Вам необходимо научиться осознавать свое дыхание или части тела. Один из простых способов релаксации – длительное время смотреть на какой либо участок тела и не думать больше ни о чем. Удивительно, но подобная медитация приводит к быстрому физическому расслаблению и очищению ума от тревожных мыслей.

Но тут кроется одна проблема. Если вы усилием воли будете заставлять себя смотреть на выбранный вами участок тела, то вместо расслабления вы придете к еще большей напряженности. Что делать? Нужно учиться пребывать в особом состоянии под названием неделание себя. Неделание есть отключение эго, и оно начинается с того, что вы перестаете вообще что - то делать. После того как вы полностью расслабитесь и ничего не будите делать, у вас проснется настоящее осознанное внимание, которое уже и можно направить на любой участок тела. О неделании можно почитать подробно в моей статье: и в моей книге: "Правильная и полная инструкция по медитации".

Во время релаксации также необходимо, сознательно, заставлять свои мышцы расслабиться. Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Это говорит о том, что релаксировать необходимо учиться. Во время медитации или во время расслабления лежа в шавасане, пройдитесь по всему телу и посмотрите, какие участки остались напряженными. Чтобы расслабить любой участок тела, нужно отстраниться от него и отрешенно наблюдать за участком напряженности. Обычно этого хватает, если нет, сознательно, усилием воли расслабьте очаг напряжения.

С каждым сеансом медитации навыки расслабления будут совершенствоваться, и вы это сразу заметите. В голове прояснится, насущные проблемы покажутся не такими серьезными, появится новый позитивный взгляд на жизнь.

Это происходит от того, что вы все больше и больше начинаете смотреть на мир не сквозь призму чувств и эмоций эго, которая обычно искажает наш взгляд на вещи, а трезвым, правильным взглядом истинного осознания.


При расслаблении мышц, сенсорные нервные волокна перестают передавать в мозг поток информации. Мозг, в свою очередь, прекращает посылать мышцам сигнал по моторным нервам. Происходит условное разъединение тела и головного мозга, при этом мышцы, органы, кости скелета и нервная система отдыхают. Это помогает организму восстанавливать силы и правильно функционировать. Тело будет отдыхать от излишней работы эго.

После того, как вы научитесь расслабляться, появится возможность познавать свой ум. Изучение своей психики помогает избавиться от психологических установок и шаблонов, которые закладываются в нас с детства. Зачастую психологические перекосы мешают правильно сосуществовать с окружающей действительностью и людьми, что приводит к постоянной психоэмоциональной напряженности.

Психологическое программирование

Освоения навыков релаксации, к сожалению, еще не гарантирует полного избавления от физической и умственной напряженности. К примеру, вы расслабились и достигли душевного покоя, но выйдя на улицу, встретили неприятного человека или попали в сложную ситуацию. Ваш мозг тут же отреагирует по заложенному в нем «негативному» шаблону, что выбьет из равновесия и приведет к прежнему тревожному уровню. Как быть? Ответ прост, надо научиться перепрограммировать свои негативные психологические установки.

Да, конечно, постепенно медитация меняет нашу психику, и мы начинаем по-другому реагировать на окружающую обстановку. Стрессы больше нам не страшны.

Но все мы разные. У кого- то психика будет перестраиваться очень долго, и чтобы ускорить этот процесс, нужно осознанность, наработанную в медитации, сознательно переносить в повседневную жизнь. Надо учиться контролировать эго не только во время медитации, но и везде и всегда.

Первопричина хронической напряженности – это эмоциональное реагирование на ситуацию или поведение человека, которое не гармонирует с нашими психологическими шаблонами. Это вызывает эмоциональную гиперрекцию, способствующую напряжению, пролонгированному переживанию, мысленному прокручиванию в голове ситуации и путей ее разрешения.

Такие психоэмоциональные установки закрепляются с детства на основании полученного опыта и воспитания. Главной задачей методики релаксации становится перепрограммирование или полное избавление (по возможности) от тех шаблонов, которые мешают счастливой жизни без эмоционального перенапряжения.

Истинная причина напряженности

Физическая и эмоциональная напряженность возникает в результате неправильного восприятия окружающей среды. Взаимодействие с людьми вносит в нашу действительность слишком много негативных впечатлений, которые «отравляют» жизнь и приводят к возникновению заболеваний. Этому способствуют страхи и комплексы, которые заложены на подсознательном уровне.


В большинстве случаев, люди даже не понимают, что вызывает напряженность. Они только видят и ощущают результат – хронический стресс, нервное перенапряжение, ухудшение отношений с близкими людьми, неприятности на работе, болезни.

Чтобы навсегда устранить дисгармонию из жизни, необходимо изучать свой ум, истинные причины такого поведения. Для этого надо медитировать, расслаблять мышцы, «очищать» голову от негативных мыслей. Во время медитации и глубокого расслабления весь негатив будет выходить наружу, но если только созданы определенные условия. Неделания себя, остановка эго и отрешенное наблюдение за любыми проявлениями психики, вот что нужно для этого.

Постепенно благодаря медитации возникает ясность мышления и вырабатывается правильное отношение к ситуациям и людям, без излишней эмоциональной реакции, которая и вызывает напряжение.

Мозг – ментальный компьютер

Наш мозг – это скопление более 10 триллионов нервных клеток (нейронов), которые устанавливают связь, как с внешней, так и с внутренней средой. Нейроны получают, перерабатывают, анализируют, хранят и используют полученную информацию. Так человек накапливает знания и опыт в течение жизни. Кроме того, с детства мы вырабатываем множество психологических шаблонов, которые помогают быстро реагировать в различных жизненных ситуациях.

Психологические стереотипы вырабатываются лимбической системой головного мозга. Она одна из первых реагирует на внешний раздражитель и придает ответной реакции организма эмоциональную окраску. Лимбическая система сравнивает сложившуюся ситуацию с предыдущим опытом, хранящимся в сформировавшихся шаблонах, и выдает стандартный результат.

Эволюционно лимбическая система помогала человек выжить в тяжелых условиях окружающей среды, когда на каждом шагу людей подстерегали опасные для жизни обстоятельства. Когда человек сталкивался с незнакомой ситуацией, она вызывала физическое и умственное напряжение для наиболее удачного решения проблемы. В современном мире функция лимбической системы оправдана в кризисных жизненных ситуациях. На практике же – любая, даже незначительная проблема, вызывает стресс и психоэмоциональное напряжение.

Т.е. мы живем как роботы, по определенным, заложенным в нас программам.

Окружающий мир редко соответствует психологическому шаблону, который заложен у нас в мозге. Поэтому единственный способ избавиться от напряжения – искоренить негативные эмоциональные установки. Надо научить себя воспринимать любые ситуации, как позитивные или нейтральные. В каждой проблеме правильно искать положительные и поучительные моменты, которые в последствие помогут нам выходить «сухими из воды» в более сложных жизненных ситуациях.

Все духовные учения древности, будь то йога или другие, по сути, учат одному и тому же – быть открытым к окружающему миру, любить все проявления жизни, уважать людей. Это помогает избавиться от напряженности, дарит состояние спокойствия и радости. Позитивное отношение к действительности создает гармонию между душой, телом и социумом.


Любая мысль должна нести только добро, любое действие должно восприниматься спокойно. Познавая свой ум, человек навсегда избавляется от негатива в жизни: не внешнего, мы не можем повлиять на обстоятельства, а внутреннего состояния. Вам под силу поменять свое отношение к ситуациям, обстоятельствам и людям, а медитация – отличный помощник на пути к этому.

Как говорится, чтобы изменить мир вокруг себя, нужно в первую очередь изменить самого себя.

Подведем итог

Все сказанное выше можно объяснить несколькими словами.

Единственный правильный метод релаксации заключается в том, что мы останавливаем, разтождествляемся и контролируем всю нашу психику, весь наш ум, т.е. наше эго. И это достигается в медитации, лежа в шавасане и в осознанности в повседневной жизни.

Почему так. Очень просто. Релаксация, расслабление это и есть утихание, либо же полная остановка эго. Тот кто более расслаблен по жизни, у того меньше в голове роются беспокойные мысли и эмоции, т.е. правильно (не усиленно, с надрывом) работает эго.

И чем больше вы будете останавливать эго во время медитации и в шавасане, тем она все правильней и лучше будет работать в любое другое время, везде и всегда.

Я думаю, был убедителен.

Итак, медитировать вы уже умеете. Если еще нет, читайте мою статью: , а также задавайте вопросы.

Осталось научиться расслабляться в и научиться контролировать эго в повседневной жизни.

В следующей статье мы поговорим о .

Будьте здоровы и счастливы. А релаксация поможет вам в этом.

Ну и напоследок послушайте прекрасную музыку Эннио Морриконе, которая заставляет задуматься о вечном. Именно такая музыка способна хорошо остановить эго и обнажить нашу прекрасную и вечную душу.

© 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство