Он активно передвигается по комнате, а возможно, даже уверенно ходит. Произносит несколько слов и активно интересуется миром вокруг себя. Пришло время поговорить о навыках и развитии ребенка в период от 1 до 4 лет. Это время приобретения множества умений, овладения основами родного языка и формирования характера малыша. Какие задачи стоят перед ребенком в каждом полугодии, мы рассмотрим ниже, а вы сможете определить зону ближайшего развития по основным направлениям и организовать игры в жизни малыша так, чтобы его способности реализовывались в полной мере.
1 год – 1 год 5 месяцев
Мелкая моторика
- Хорошо хватает предметы и учится их целенаправленно отпускать, бросать.
- Умеет перекладывать некрупные игрушки из одной руки в другую.
- Манипулирует одновременно 2-3 предметами.
- У малыша сформирован «пинцетный захват». Ребенок берет мелкие предметы большим и указательным пальцами.
- Умеет вкладывать предметы один в другой (стаканчики, матрешки). Надевает колечки с широкими отверстиями на палочку – основание. При этом размер колечек не учитывает, т.е. собирает пирамидку как придётся.
Развитие речи
- Имеет достаточно большой пассивный словарный запас.
- Осознанно произносит до 30 — 40 слов, включая лепетные. Использует их при повышенной заинтересованности (напр. хочет получить игрушку, а взрослый по-другому не понимает).
- Отдельными звуками выражает свои эмоции.
- Учится подражать звукам животных.
- Любит играть в ладушки и другие простые игры. По ходу игры хлопает в ладоши, и выполняет другие знакомые движения о которых говорит взрослый.
- Выполняет простые просьбы или инструкции, которые сопровождаются жестами.
Физическое развитие
- Может самостоятельно ходить, или ходить с поддержкой.
- Самостоятельно поднимается в положение стоя и стоит без поддержки. Многократно меняет положение тела в пространстве (приседает, поворачивается, наклоняется).
- Умеет слезать с дивана без посторонней помощи.
- Ползает по наклонной поверхности или по лестнице вверх.
- Из положения «стоя» наклоняется, достает руками до пола и выпрямляется.
Социальное развитие
- Протягивает руки к «значимому» взрослому (который ухаживает и проводит с ним больше всего времени, чаще это мама).
- Удерживает предмет, который пытаются отобрать.
- Ярко и эмоционально реагирует на появление лица из-за платка (игра «Ку-ку»).
- Улыбается себе в зеркале и играет со своим отражением.
Развитие логики и мышления
- Ищет спрятанную игрушку, может пробовать прятать самостоятельно.
- Складывает кубики в коробку или в большую корзину.
- Различает предметы по размеру (если разница больше 3 см).
- Показывает или называем желаемый предмет, чтобы получить его без плача.
Самообслуживание
- Пьёт из чашки, но все еще может проливать жидкость на себя.
- Пользуется расческой по назначению.
- Самостоятельно ест ложкой твердую пищу, уверенно попадает ложкой в рот.
- Снимает с себя носки, шапку. Подставляет ножки и ручки во время одевания.
1 год 6 мес. – 2 года
Мелкая моторика
- Активно использует указательный жест.
- Вынимает предметы из ёмкости и складывает их обратно. Манипулирует мелкими предметами.
- Одной рукой удерживает два предмета.
- Перелистывает тонкие странички книг.
- Получается целенаправленно бросать предметы.
Развитие речи
- Указывает на знакомые изображения и предметы по словесной инструкции.
- Повторяет за взрослым отдельные слоги, слова и простые фразы.
- Строит предложения из 2 слов. В речи использует глаголы.
- Понимает простой рассказ по картинке и отвечает на вопросы.
- Понимает запреты, но следовать им не всегда может ввиду высокой эмоциональности.
- Начинает заменять лепетные слова правильными.
Игры для развития речи малышей читайте .
Физическое развитие
- Наклонившись, ребенок поднимает предмет с пола.
- Ходит без поддержки. Может ходить и удерживать равновесие на бруске шириной и высотой 15-20 см.
- Толкает коляску как большую, так и кукольную.
- Самостоятельно влезает на стул, диван и кресло.
- Подставляет стул, чтобы достать желаемые предметы.
- Учится пятиться назад.
Социальное развитие
- Показывает свою игрушку по просьбе взрослого или, приглашая поиграть с ним.
- Помогает одеть себя, приносит одежду, обувь.
- Хлопает в ладоши и выполняет разученные движения, когда слышит звуки знакомой песенки.
- При игре целенаправленно откатывает или бросает мяч взрослому.
Развитие мышления
- Строит простые постройки из кубиков: домик, ворота, башня.
- Ориентируется в простых формах: куб, шар, кирпичик и т.д.
- Сортирует предметы по одному из признаков: контрастный цвет (напр. синий и красный), форма, размер.
- Ориентируется в понятиях: много, мало.
Подробнее об интеллектуальном развитии в 2 года читайте .
Самообслуживание
- «Помогает» взрослым по уборке дома, копируя их действия.
- Приносит одежду и обувь. Самостоятельно надевает некоторые вещи с помощью взрослого.
- Ест ложкой, самостоятельно поднося ее ко рту, как твердую, так и жидкую пищу.
- Пытается чистить зубы, подражая взрослым.
- Выбрасывает в корзину мелкий мусор.
- Помогает загружать и разгружать стиральную машину.
- Учится чистить яйцо, банан, мандарин.
Как развивать самостоятельность у детей 1,5-3 лет читайте .
2 года – 2 года 5 мес.
Мелкая моторика
- Чертит карандашом. Учится раскрашивать, но еще часто выходит за контур.
- Проталкивает мелкие предметы в отверстие. Активно играет с самодельными и покупными сортерами.
- Правильно складывает пирамидку, матрешку из 4 фигурок.
- Расстегивает и застегивает липучки, кнопки, пуговицы, фастекс, молнию.
- Снимает прищепки.
- Учится совершать шагающие движения пальчиками и другие элементы пальчиковой гимнастики.
Игры для развития мелкой моторики у детей 2-3 лет смотрите .
Развитие речи
- Активный словарный запас достигает 200-300 слов.
- Обобщает простые слова по категориям: одежда, игрушки, животные.
- Активно выражает свои желания не только жестами и плачем, но и словами.
- В речи начинает использовать существительные, глаголы, местоимения, прилагательные.
- Формирует фразу из 3 слов.
- Называет себя по имени.
- Появляются вопросы: Куда? Что это?
- Понимает простые рассказы взрослого о событиях из прошлого. Понимает сюжет сказки без опоры на картинку.
Подробнее о развитии речи в 2 года .
Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?
Физическое развитие
- Поднимается по лестнице, помогая себе руками. Держится за перила и руку взрослого.
- Учится поднимать предмет с пола, присев на корточки.
- Может перешагнуть чередующимся шагом через препятствие высотой 15 см.
- Учится стоять на одной ноге.
- Любит активные прогулки на детской площадке: ходит по бордюру, лазает по лесенкам, бегает, подпрыгивает.
- Любит играть в догонялки.
Подвижные игры для детей 2-3 лет в этой .
Социальное развитие
- Помогает взрослым в работе по дому: вытирает пыль, подметает, пылесосит.
- Обнимает и гладит игрушку. Демонстрирует эмоции героев сказок.
- Говорит, рассматривая картинки. Называет предметы, изображенные на картинках, или озвучивает знакомый по сказке сюжет.
- Может играть самостоятельно до 30 мин.
- Радуется и бежит навстречу близким и родным.
Развитие мышления
- Выполняет цепочку последовательных логических действий.
- Подбирает по образцу сильно отличающиеся между собой и контрастные предметы.
- Сортирует по 4 цветам: синий, красный, желтый и зеленый.
- Ориентируется в трех размерах предметов с ярко выраженной разницей: большой, маленький, средний.
- Строит башенки из 2-6 кубиков.
- Собирает пазл из 2-3 кусочков.
- По словесной инструкции приносит и относит предметы в другую комнату.
Самостоятельность
- Ребенок может сам раздеться.
- Моет руки с мылом и вытирает их.
- Частично одевается: может одеть шапку, носки, штаны, кофту, свитер, платье, юбку.
- Активно осваивает горшок. Большую часть времени остается сухим.
- Вытирает тряпкой пролитую воду.
- Учится выворачивать и складывать свои вещи.
2 года 6 мес. – 3 года
Мелкая моторика
- Откручивает и открывает/закрывает крышки с разных баночек.
- Нанизывает крупные бусины на толстую нить с жестким концом.
- Предпочитает рисовать и раскрашивать рисунки пальцем.
- Может скопировать вертикальную, горизонтальную линии, крест, круг.
- Активно играет с песком и с глиной: делает куличики, разыгрывает с песком сюжетные игры (обед, чаепитие, поиск клада и т.п.).
- Учится пользоваться ножницами. Может разрезать лист А5 на 2 части.
- Пересыпает крупу из одной ёмкости в другую с помощью ложки.
Развитие речи
- Заучивает короткие стихи.
- В речи начинает активно использовать вопросительные слова: Где? Когда?
- Понимает сложноподчиненные предложения: Когда покушаем, я буду делать…
- Понимает простые вопросы: Что у тебя в коляске? И может на них ответить.
- Выполняет двухступенчатую инструкцию: Сначала принеси ведерко, потом налей в него воду.
- При наличии достаточного словарного запаса говорит сложными предложениями и использует придаточные.
Как развивать речь ребенка в 3 года читайте в .
Физическое развитие
- Умеет бросать мячик из-за головы.
- На лестнице ведет себя следующим образом: спускается, придерживаясь за перила, а поднимается самостоятельно без дополнительной опоры.
- Может играть сидя на корточках.
- Умеет прыгать на месте на двух ногах.
Социальное развитие
- Активно играет в сюжетные игры, усложняя их логически последовательными действиями: кормит куклу, умывает, укладывает спать, поет песенку и т.п.
- Начинает проявлять симпатию к посторонним и другим детям, особенно если раньше был к ним равнодушен.
- С удовольствием принимает участие в домашних делах, радуется если ему дают «взрослое» поручение.
Развитие мышления
- Самостоятельно правильно собирает пирамидку и складывает матрешку из 4 фигурок.
- Строит башенку из 9 кубиков.
- Собирает пазл из 6 частей.
- Делает сюжетные постройки из кубиков или конструктора и дает им названия.
- Подбирает по образцу основные геометрические фигуры и предметы, которые на них похожи.
- Проводит сортировку предметов по основным цветам в соответствии с образцом.
Самообслуживание
- Ребенок умеет самостоятельно и достаточно аккуратно кушать ложкой.
- Пьет из чашки или стакана, не проливая на себя.
- Самостоятельно раздевается. Правильно надевает вещи. При этом могут быть освоены не все застежки, не завязывает шнурки.
- Кладет свои игрушки на место.
- Помогает разбирать покупки, раскладывает по местам овощи, консервы, крупы.
- Делает бутерброды – раскладывает колбасу, овощи, зелень.
- Помогает накрывать на стол.
3 года – 3 года 5 мес.
Мелкая моторика
- Повторяет упражнения пальчиковой гимнастики
- Может нарисовать по образцу простые фигуры.
- Рисует достаточно ровные линии, обводит пунктирные.
- Владеет ножницами. Может порезать лист А5 на несколько полос.
- Успешно переливает воду из одной чашки в другую с минимальными потерями.
- Лепит из пластилина шарики, колбаски, делает лепешки, размазывает по листу в пределах контура.
- Застегивает и расстегивает все виды застежек, в т.ч. и шнурки.
Игры для развития мелкой моторики у детей старше 3 лет .
Развитие речи
- Разговаривает с игрушками, куклами и воображаемыми героями.
- Использует в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
- Часто задает вопросы: Зачем? Почему?
- Легко запоминает стихи и песенки.
- Пересказывает короткие рассказы и знакомые сказки.
- Использует слова во множественном числе. Словообразование происходит не всегда правильно. Период отличается выраженным словотворчеством.
Физическое развитие
- Может перепрыгнуть с разбега через нарисованную черту.
- Перешагивает через препятствие высотой 20 см приставным шагом.
- По лестнице может подниматься и спускаться, не держась за перила.
- Умеет подбрасывать мяч вверх.
- Ходит на носках, может пройти на них 3 метра.
- Учится стоять на 1 ноге.
- Катается на 3-х колесном велосипеде.
- Спрыгивает с небольшой высоты обеими ногами.
Подвижные игры для детей 3-4 лет читайте .
Социальное развитие
- Ребенок говорит о себе в первом лице – «Я».
- Охотно изображает животных.
- С радостью выполняет поручения и стремится быть полезным.
- Помогает складывать покупки в корзину в магазине и раскладывать дома по местам.
- Любит смешить и веселить окружающих.
- Здоровается со знакомыми взрослыми и детьми.
Развитие мышления
- Правильно называет и показывает основные цвета.
- Различает право/лево. Ориентируется на картинке и в жизни в предлогах: на, над, под, в, спереди, сзади, около.
- Использует предметы в игре по назначению.
- Находит одинаковые предметы на изображении, фрагменты картинок.
- Сравнивает похожие картинки и находит 5 отличий.
- Находит логические пары.
- Может продолжить логическую последовательность и выбрать лишний предмет.
- Классифицирует предметы.
- Определяет на вкус и на запах разные продукты, знакомые специи.
Самообслуживание
- Самостоятельно раздевается, может самостоятельно одеваться с небольшой помощью.
- Умеет пользоваться салфеткой, носовым платком, полотенцем.
- После еды убирает посуду в мойку, помогает загружать посудомоечную машину.
- Моет игрушечную посуду.
- Может сорвать зелень с грядки и мелко нарвать её для салата.
- Протирает обувь губкой/тряпочкой.
- Учится подметать, пылесосить, помогает мыть пол.
- Вытирает пыль, поливает цветы при напоминании.
О развитии самостоятельности у детей старше 3 лет читайте .
3 года 6 мес. – 4 года
Мелкая моторика
- Ребенок умеет правильно держать карандаш, рисует ровные линии.
- Копирует и обводит такие фигуры как: шестигранник, звезда и т.п.
- Рисует пальчиком в воздухе знакомые фигуры/буквы/цифры.
- Вырезает простые геометрические фигуры, полоски.
- Играет с мозаикой, складывает счетные палочки/спички по образцу, нанизывает бусины.
- Сортирует мелкие предметы (крупу, бисер).
- Завязывает узлы, справляется со всеми видами застежек.
- Ловко разворачивает конфету.
- Аккуратно открывает спичечный коробок.
- Лепит из пластилина/соленого теста/глины сюжетные фигурки по инструкции.
Развитие речи
- Учится давать определения простым вещам, отвечает на вопросы: Что такое мяч? Что такое карандаш?
- С удовольствием слушает длинные сказки. Понимает текст без опоры на картинку. Запоминает и может с помощью взрослого пересказать текст или ответить на вопросы по тексту.
- Знает и называет свое имя и фамилию.
- Понимает и правильно использует в речи предлоги: на, под, перед, к, сзади.
- Отвечает на вопросы: Что ты будешь делать, если хочешь спать? А если хочешь кушать?
Физическое развитие
- Ребенок может прыгать на 20 см в длину и на 5 см в высоту двумя ногами.
- Может простоять на одной ноге 1 секунду, удерживая равновесие.
- Хорошо ездит на 3-х колесном велосипеде.
- Активно лазает по гимнастической лестнице, висит на руках.
- В игре с мячом: подбрасывает вверх, бросает взрослому, ловит, отбивает от стены, попадает мячом в цель.
- Проносит чашку с водой на расстояние 3 метра, не расплескав её.
- Запоминает танцевальные движения и повторяет их, может импровизировать в самостоятельном танце.
Социальное развитие
- Охотно играет с другими детьми, проявляет эмоциональный интерес при знакомстве.
- Демонстрирует свои умения, хвастается новыми игрушками, гордится похвалой.
- Радуется новым покупкам, игрушкам, одежде.
- Задает много вопросов.
- Проявляет эмпатию, может пожалеть другого ребенка, который плачет.
Развитие мышления
- Считает до 5 и обратно, умеет записывать эти цифры.
- Сравнивает количество предметов (больше, одинаково, меньше).
- Знает и рисует геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
- Может сравнивать предметы по ширине, длине и высоте. Устанавливает логические связи.
- Складывает пазлы из 12-20 частей.
- Способен запомнить до 8 картинок за 2 минуты.
- Собирает простую постройку из кубиков по схеме или по образцу.
- Помнит и рассказывает о событиях прошлого и позапрошлого дня.
- Правильно определяет последовательность событий.
- Может объяснить свои действия.
- Ориентируется в пространстве и на листе бумаги: дальше/ближе, справа/слева, сверху/снизу.
Самообслуживание
- Самостоятельно одевается под присмотром взрослого.
- Помогает собирать ягоды с кустов.
- Помогает с уборкой: вытирает пыль, пылесосит, моет пол.
- Убирает на место игрушки.
- Застилает свою кровать.
- Обращает внимание на опрятность одежды и свой внешний вид.
- Развешивает на низкой веревке или сушилке свое белье. Активно пользуется прищепками.
Организм ребенка растет, совершенствуются его функции, увеличивается познавательная и двигательная активность малыша, возрастает потребность в энергии. Все эти причины влияют на рацион ребенка, который уже существенно отличается от питания детей первого года жизни.
Что происходит с организмом ребенка от года до полутора лет?
В этом возрасте у детей продолжает развиваться жевательный аппарат, появляется достаточное количество зубов – к 1,5 годам у малышей должно быть уже 12 зубов. Также нарастает активность пищеварительного сока и ферментов, но их функции все еще не достигают полной зрелости. Увеличивается объем желудка – от 200 до 300мл. Опорожнение желудка происходит в среднем через 4 часа, что позволяет принимать пищу 4-5 раз в день.
Суточный объем пищи (без учета выпиваемой жидкости) для малышей от года до полутора лет равен 1200-1250 мл. Этот объем (в том числе и по калорийности) распределяется по кормлениям примерно в следующем соотношении: завтрак – 25%, обед – 35%, полдник – 15%, ужин – 25%. Объем разового приема пищи может составлять 250 мл с учетом 5 разового кормления, и 300 мл при 4-х разовом кормлении.
Как кормить ребенка от года?
Для детей 1-1,5-летнего возраста предпочтительными являются блюда кашицеобразной консистенции. Если у ребенка к этому возрасту прорезались жевательные зубы (молочные моляры), ему можно предлагать цельные куски пищи размером не более 2-3 см. У ребенка развивается вкусовое восприятие, начинают формироваться отношение к пище, первые пристрастия и привычки. У малыша начинает вырабатывается условный пищевой рефлекс на время приема пищи, что обеспечивает достаточную, ритмичную секрецию пищеварительных соков и хорошее усвоение пищи. Именно поэтому важно соблюдать режим питания, расширять пищевой рацион введением новых продуктов и блюд.
Увеличивается познавательная и двигательная активность ребенка, а вместе с ней увеличиваются энергозатраты организма. Физиологическая потребность в энергии в возрастной группе от 1 года до 1,5 лет составляет в среднем 102 ккал на 1кг массы тела. При средней массе тела 11 кг она составляет 1100 ккал в сутки.
Главные требования к рациону питания ребенка после года - разнообразие и сбалансированность по основным пищевым веществам (белкам, жирам, углеводам, минеральным веществам, витаминам). Необходимы комбинации блюд из овощей, творога, сыра, молока, мяса животных и птиц, яиц, крупяных и мучных изделий.
Основа пищевого рациона малыша от 1 до 1,5 лет - это продукты с большим содержанием животного белка: молоко, молочные и кисломолочные продукты, мясо, птица, яйца. Блюда из этих продуктов, а также из овощей, фруктов и круп, ребенок должен получать ежедневно.
Молочные продукты для детей от года
В питании малыша в возрасте старше 1 года большая роль принадлежит молоку, молочным и кисломолочным продуктам . В их состав входят легкоусваиваемые белки, жиры, витамины, минеральные вещества. Кисломолочные продукты содержат молочнокислые бактерии, которые регулируют работу желудочно-кишечного тракта, положительно влияют на микрофлору кишечника, улучшают пищеварение, повышают иммунитет ребенка. Молоко, кефир, йогурт должны ежедневно включаться в рацион питания здорового ребенка, а сливки, творог, сметана и сыр могут использоваться через один-два дня.
Для детей с нормальной массой тела не приемлемы продукты с пониженным процентом жирности, в рационе питания используется молоко 3,2% жирности, кефир 2,5-3,2%, йогурты 3,2%, сметана до 10%, творожки, как молочные, так и сливочные - 10%жирности. Общее количество молока и кисломолочных продуктов должно составлять 550-600 мл в сутки с учетом приготовления различных блюд. Из них 200 мл кефира, предназначенного для детского питания, ребенок может получать ежедневно. Малышам с непереносимостью белков коровьего молока лучше всего отложить знакомство с цельным молоком на более поздний срок (до 2-2,5 лет), а вместо этого продолжать использовать смеси для второго полугодия жизни (они производятся из сухого цельного молока без добавления молочной сыворотки).
Годовалые малыши могут получать только специализированный детский молочный (не сливочный) йогурт с умеренным содержанием жиров и углеводов в объеме до 100 мл в день. Творог, как источник белка и кальция, необходим детям в пределах 50 г в день. Сметану или сливки 5-10 г можно использовать для заправки первых блюд, твердые сорта сыра до 5 г в измельченном виде используются в питании малыша второго года жизни через 1-2 дня.
Можно ли детям яйца?
Однозначно да, если нет медицинских противопоказаний, таких как пищевая непереносимость, дискинезия (нарушения сокращений) желчевыводящих путей). Яйца дают малышу сваренными вкрутую или добавляют в различные блюда, в суточном объеме 1/2 куриного яйца или 1 перепелиное. До полутора лет рекомендуется использовать только сваренный вкрутую желток, примешивая его к овощному пюре.
Какое мясо можно ребенку?
С возрастом в рационе питания постепенно увеличивается количество мяса. Мясные консервы, мясное суфле, фрикадельки, фарш из нежирных сортов говядины, телятины, свинины, конины, кролика, курицы, индейки в количестве 100 г можно давать ребенку ежедневно, желательно в первой половине дня, учитывая их длительный период усвоения. Расширение рациона происходит за счет введения субпродуктов – печени, языка и детских сосисок (на упаковках указывается, что они предназначены для детей раннего возраста). Колбасные изделия - не включаются в список «разрешенных» продуктов.
Рыбный день: какую рыбу выбрать для детского меню?
При хорошей переносимости и отсутствии аллергических реакций в рацион ребенка вводятся маложирные морские и речные сорта рыбы (минтай, хек, треска, пикша) в виде рыбных, рыбно-овощных консервовдля детского питания, рыбных суфле по 30-40 г на прием, 1-2 раза в неделю.
Кашу маслом не испортишь
Растительное масло в суточной норме 6 г желательно использовать в сыром виде, добавляя в овощные пюре и салаты. Жиры животного происхождения ребенок получает со сметаной и сливочным маслом (суточная норма до 17 г). Кстати, в питании детей старше года по-прежнему рекомендуется широко использовать безглютеновые каши (гречка, рис, кукуруза), постепенно вводя овсянку. Кашу рекомендуется давать один раз в день в объеме 150 мл. До 1,5 лет не стоит предлагать ребенку богатые углеводами макаронные изделия.
В набор продуктов для детей 1-1,5 лет должен входить хлеб различных сортов из ржаной муки (10 г/сутки) и пшеничной грубого помола (40 г/сутки)Печенье и галеты можно давать 1-2 штуки на прием пищи.
Составляем фруктово-овощное меню для детей
Овощи важны, как источник углеводов, витаминов, минеральных солей, пищевых волокон, и должны широко использоваться в питании детей от 1 до 1,5 лет в виде овощных пюре. Суточный объем овощных блюд из капусты, кабачков, моркови, тыквы с добавлением лука и зелени равен 200 г. А блюд из картофеля – не больше 150 г, т.к. он богат крахмалом, который замедляет обмен веществ. Детям раннего возраста, а также детям с функциональными нарушениями желудочно-кишечного тракта не стоит предлагать чеснок, редьку, редис и репу.
При отсутствии медицинских противопоказаний (например, пищевая аллергия) дети должны получать 100-200 г в сутки свежих фруктов и 10-20 г ягод . Им также полезны различные фруктовые, ягодные (желательно без сахара) и овощные соки, отвар шиповника (до 100-150 мл) в день после еды. Не рекомендуется в питании детей раннего возраста использовать кисели, так как они излишне обогащают пищу углеводами, а питательная ценность их низка.
Компот не заменит воду
Не стоит забывать о том, что ребенок должен получать достаточное количество жидкости. Норм объемов дополнительной жидкости не существует, поить малыша нужно по требованию (во время кормления, в перерывах между кормлениями). Лучше всего предлагать ребенку кипяченую воду, детскую питьевую воду, некрепкие чаи или детские чаи. Сладкие напитки – компоты, морсы, соки не компенсируют недостаток жидкости, а сахар, входящий в их состав снижает аппетит, увеличивает нагрузку на поджелудочную железу ребенка . Следите за тем, чтобы жидкость была доступна вашему малышу в перерывах между кормлениями.
Приготовление еды для детей должно быть правильным
И несколько слов об обработке пищи: для ребенка до 1,5 лет. Каши, супы готовятся в протертом виде, овощи и фрукты в виде пюре, мясо и рыба в виде мягкого фарша (пропущенные 1 раз через мясорубку) или в виде суфле, паровых котлет, тефтелей. Все блюда готовятся путем варки, тушения, приготовления на пару, без добавления специй (перца, чеснока и пр.). Кормите малыша из ложечки, а пить давайте из чашки.
Суточный объем пищи – 1200-1250 мл. Калорийность суточного рациона – 1200 ккал.
Завтрак : Каша или овощное блюдо (150 г); мясное или рыбное блюдо, или омлет (50 г); Молоко (100 мл)
Обед : Суп (50 г); мясное или рыбное блюдо (50 г); гарнир (70 г); фруктовый сок (100 мл)
Полдник : Кефир или молоко (150 мл); печенье (15 г); фрукты (100 г)
Ужин: Овощное блюдо или каша, или творожная запеканка (150 г); молоко или кефир (150 мл)
Примерное меню на 1 день:
Завтрак : Молочная каша с фруктами; Хлеб
Обед: Суп-пюре овощной; овощное пюре из цветной капусты с мясом; галеты; Фруктовый сок.
Полдник : Йогурт или биокефир; печенье детское.
Ужин: Творожок или молоко; фруктовое или овощное пюре.
На ночь
: Кефир.
Цельное молоко – молоко, при переработке которого не был изменен качественно и/или количественно ни один из его компонентов – белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли и пр.
Безглютеновые каши – каши, не содержащие глютен - растительный белок некоторых злаковых: ржи, ячменя, овса, пшеницы (из которой делают манную крупу), способный вызывать у детей раннего возраста поражение клеток тонкой кишки - целиакию и аллергические реакции, поскольку у малышей существует дефицит фермента пептидазы, расщепляющей глютен.
Этот возраст называют самым капризным и травматичным в развитии детей. В 1 год 4 месяца ваш малыш переменчив, как ветер в мае, поэтому наберитесь терпения и очень внимательно следите за своим ребенком.
Физиологические параметры ребенка в 1 год 4 месяца: вес, рост малыша
- Рост. Для мальчиков оптимальным считается в районе 78 см. Средний рост девочек в этом возрасте чуть больше 80 см.
- Вес. Девочки этого возраста весят в среднем 10,6 кг, мальчики немного больше — 11.3 кг.
- Окружность головы — 45,6-48,9 см, груди 47,3-53,1 см.
- Зубы . По общепринятым нормам, в этом месяце появляются верхние клыки.
Считается, что клыки прорезываются наиболее тяжело, поэтому запаситесь успокаивающими гелями, прорезывателями и крепкими нервами.
Что умеет ребенок в 1 и 4: навыки малыша в 1 год 4 месяца
Дети этого возраста полны энергии и жизнерадостности. Очень важно ребенку, кроме возможности попрыгать и побегать, удовлетворить эмоциональное любопытство и сенсорную жажду. Пусть малыш изучает окружающий мир, используя все органы чувств, и трогает, изучает предметы на вкус и ощупь.
Что умеют дети к этому возрасту
- Ребенок уже самостоятельно встает, ходит, придерживаясь за опору, садится и поворачивается в разные стороны.
Особо можно отметить умение малыша ходить по лестнице: подниматься и спускаться, придерживаясь за руку взрослых или перила. Кроме того, он демонстрирует попытки залезать на стулья, кресла, диваны.
В этом возрасте в разы возрастает риск получения травм, поскольку движения малыша не скоординированы, а страх перед падением отсутствует.
Поэтому не оставляйте ребенка без присмотра даже на несколько минут! - Дети начинают довольно уверено держать ложку в кулачке, пытаются самостоятельно есть, пить из кружки.
Запаситесь терпением и слюнявчиками. Дайте малышу возможность самостоятельно есть густые продукты — пюре, творожок, кашу. - Малыш уже умеет выполнять несложные действия — поднимать руки вверх, вперед, отводить за спину, в стороны, вращать кистями, шевелить пальцами.
Делать эти действия он может как самостоятельно, так и по просьбе взрослых.
Кроме того, считается обязательным умение выполнять просьбы взрослых «Покажи. Принеси. Дай.» - Ребенок эмоционально реагирует на разные ситуации: расставание с родителями, возвращение с прогулки, приход бабушки и т. п.
- Дети этого возраста выговаривают 4-10 слов , знают названия животных, фруктов, овощей, частей тела, предметов обихода.
- Совершают с игрушками определенные действия , играют в простые сюжетные игры: умеют насыпать в ведерко песок, могут перелить воду, покормить игрушки, укачать куклу.
Чем кормить и как ухаживать за малышом
в 1 год 4 месяца
: уход и рацион питания ребенка
Что касается гигиенического ухода в этом возрасте, можно отметить, что отпадает необходимость часто мыть малыша, так как он уже реже «ходит в туалет», а некоторые к этому времени вообще » дружат» с горшком.
В остальном всё, как обычно:
- утреннее умывание;
- чистка зубов;
- вечерние водные процедуры.
- дневной сон — 2-3 часа;
- обязательны ежедневные прогулки на свежем воздухе.
В этом возрасте у малышей развивается навык чистоплотности. Они начинают сами вытирать руки, когда испачкаются, могут попросить помыть.
Очень важно соблюдать режим дня. Для преодоления происходящих с малышом изменений ему необходима уверенность в стабильности событий.
Режим дня дает ребенку чувство постоянства и успокаивает.
Можно постепенно переходить на четырехразовое питание. Пятое кормление в виде молока или кефира стоит сохранить для детей с плохим аппетитом. Но не желательно настаивать в те ситуациях, когда ребенок сам проявляет тенденцию к переходу на четырехразовое питание.
Примерный размер порций на каждый прием пищи
Блюда готовятся пока еще преимущественно в пюреобразном и рубленом виде. Но постепенно в рацион малыша добавляется более плотная пища и все больше кусочков, чтобы развивать навыки пережевывания.
У детей этого возраста уже есть свои предпочтения в еде — любимые и нелюбимые блюда. Прислушивайтесь к пожеланиям ребенка, но не идите у него на поводу.
Меню для ребенка в возрасте 1 год и 4 месяца на неделю
Предложенные блюда можно взять за основу, в качестве общего руководства.
Важно менять меню малыша, чтобы блюда не повторялись больше двух раз в неделю.
Речь и психология развития детей в 1 год и 4 месяца: общение и эмоции малыша
В этом возрасте детская речь начинает принимать осмысленную форму. Малыш уже умеет произносить простые, легкие слова, которые относятся к той или иной ситуации. Например, увидев кошку, кроха может сказать «Киса» и указать на животное.
На этом этапе значительно расширяется спектр эмоций:
- малыши радуются, когда у них что-то получается и расстраиваются, если терпят неудачу;
- пытаются согласие или несогласие выражать мимикой и жестами;
- реагируют по-разному на знакомых и незнакомых людей.
Особенностью этого возраста является способность «заражаться» эмоциями и чувствами — кроха может заплакать или засмеяться «за компанию». Дети:
- удивляются новому и пугаются неожиданных действий;
- легко переключают внимание с одного на другой предмет.
Всё больше становится заметна разница между мальчиками и девочками в поведении и эмоциональном плане. Мальчики более самостоятельны и независимы, меньше реагируют на эмоции окружающих. Девочки более восприимчивы, чаще плачут, любят сидеть на руках или обниматься.
Чем занять малыша в 1 год и 4 месяца: развивающие занятия и игры для ребенка
Игры малыша в этом возрасте носят подражательный характер — они очень любят повторять за родителями все, что те делают. Поэтому запаситесь игрушечной посудой, веником, утюгом и другими подобными игрушками, которые помогут ребенку почувствовать себя взрослым.
Правильно подобранные развивающие игры сделают досуг ребенка насыщенным и интересным.
- С большим удовольствием детки сейчас занимаются играми, развивающими мелкую моторику, а значит, и речевые центры. Например, разнообразные мозаики с крупными и яркими элементами. Также пользуются популярностью разнообразные шнуровки и яркие конструкторы с цепляющимися детальками.
- Самая простая, доступная и увлекательная игра — нанизывание бусин или пуговиц на леску или безопасную проволоку.
- Отличными игрушками будут пирамидки и стаканчики разной величины и цветов, вставляющиеся друг в друга.
- В этом возрасте можно уже обращать внимание малыша на более сложные развивающие игры: простые лабиринты, фигурки с вкладышами, игры связанные с перекладыванием или пересыпанием всевозможных предметов.
Девочки и мальчики этого возраста отдают предпочтение разным игрушкам и играм.
- Мальчики предпочитают более активные, с мячом и машинками, но при этом меньше времени проводят, сосредоточившись на каком-либо занятии.
- Девочки же любят больше заниматься мелкими предметами и сюжетные игры: убирают дом, кормят кукол, лечат зверей.
На этом этапе можно начинать играть в развивающие игры на изучение окружающего мира: цвета, формы, свойства предметов: большой — маленький, мягкий — твердый, гладкий — шершавый и т. п.
В этом возрасте дети не осознают необходимости делиться игрушками и не желают ждать даже минуту. Психологи советуют в таких случаях переключать внимание малыша на другой предмет или занять его простой игрой, например, развлечь его пальчиковыми играми.
Только не переусердствуйте с развивающими играми, чтоб ребенок не утратил познавательный интерес.
Спасибо огромное за недельку! Это оказывается так просто и не требует много времени!!!
Как казалось бы,а сколько счастья у ребёнка в глазах когда ты с ним играешь! Прошла 2 недельку игр и вижу изменения в ребёнке(1,6 года), начал выдумывать / фантазировать! Берет например деталь от конструктора и говорит, что это машина, показывает как она едет! Кушая хлебец, делает вид что едет паровоз и кричит «ту-ту» 😉
мама Виктория
Наталья, спасибо Вам большое за интересные и очень полезные материалы по играм с детками (я прошла Недельку полезных игр и Недельку первых игр).
Раньше я не понимала, как играть с ребёнком, сюжеты не придумывались и все ограничивалось чем-то вроде того, что одна игрушка спрашивает другую «Как тебя зовут?» и т.д. И это было ужасно скучно для меня. А почему-то додуматься, что можно разыгрывать все действия, которые в течение дня делает ребёнок, я сама не смогла 🙂 После недельки первых игр стали играть с дочкой с удовольствием и легкостью, а главное, я сама стала получать от этого удовольствие. И что немаловажно, в тренинге без лишней воды было дано психологическое обоснование необходимости игр с ребёнком, а когда понимаешь, что и зачем ты делаешь, это очень мотивирует. Наталья, я очень рада, что познакомилась с Вами и Вашими замечательными и полезными проектами.
мама Александра
Мой отзыв для мам, которые сомневаются, проходить ли недельку первых игр. Однозначно ДА! За символическую стоимость вы получите полностью всю информацию для начала игры с ребенком. Вы начнёте играть 100%!
Я пришла на Недельку за вдохновением и получила его сполна)) Открыла для себя стиль мама-фея! Для общения с ребенком -отличная находка!
Все задания даются с примерами и даются намётки, как детализировать сюжет. У меня фантазия не очень развита, поэтому для меня это важно.
Ещё понравилась обратная связь! Спасибо!
Я счастлива, что прошла эту Недельку с Натальей и её командой)
Огромная Вам благодарность от меня и дочери!
И спасибо всем мамочкам нашей Недельки, кто выкладывал свои отчеты, я все прочитала и забрала себе в копилку!
мама Анна
Наталья, огромное спасибо за организацию такой недельки.
1. Я пришла на нее за вдохновением и мотивацией. Честно говоря, методичка занятия с целлофаном уже давно лежит у меня. Но как-то неясно для меня было что с этим делать, не могла решиться. Неделька сдвинула ситуацию с мертвой точки.
2. Жизнь стала интереснее! До прохождения недельки я чувствовала, что игра с сыном стала меня тяготить, зашла в какой-то тупик. Мне хотелось развивать сюжет, а сын его еще не удерживает. Сейчас наши игры обновились, стало интересно играть, наблюдать за тем, как мой ребенок познает мир, и идти за ним в этом процессе , при этом предлагая новые материалы.
3. Стало развиваться мое личное творческое начало, отношения с сыном улучшились, мне опять стало интересно быть мамой!
4. Из того, что было в недельке, мне хватило всего. Не хватало немного времени (так сейчас сложились обстоятельства). И если бы не неделька, я бы на игру с сыном выделяла бы время по остаточному принципу.
Очень помогли отчеты других участниц. В них я нашла и варианты игр, и поддержку (что-то может пойти не так - это нормально).
Наталья, очень Вам благодарна!
мама Татьяна
Отдельное спасибо всем участницам, которые щедро делились своим опытом, своими идеями и находками. Это для меня очень ценно.
Очень понравилась конкретность и сжатость материалов . Для вечно спешащих мам - это большой плюс! Игры по результатам Недельки у нас получились! Сужу об этом потому, что сын неоднократно обращался к материалам и инициировал игры )
Для себя отметила, что формат Недельки неплох, но всегда хочется получить наставничество или подумать о том что могло бы быть лучше. Как способ самостоятельно задуматься о заданной теме, поискать самостоятельно идеи и напитаться со-творчеством с другими участниками - это здорово и эффективно.
Всех от души благодарю! И желаю интересных и творческих игр!
мама Надежда
Нас неделька захватила, увлекла. Мы с сыном замечательно и с пользой провели время. Огромный плюс для меня в данном проекте - это теоретический материал, который был представлен так легко и доступно. Второй плюс - это то, что к каждому заданию предлагался огромный перечень обыгрывания ситуаций, манипуляций с предметами. Третий плюс - настраивающие мини-советы. Например, отключить телефон и настроится на игру с ребенком и т.д.
На недельку мы пришли с ознакомительной целью - попробовать поучаствовать в проектах именно данного автора. Результат отличный! Будем принимать участие и в других проектах автора! Ждем продолжения!
Отдельная благодарность участникам за подробные отчеты и подсказки.
Мама Юлия
Наталья, большое спасибо за организацию недели предметных игр! Надеюсь, что они будут проходить регулярно (и по другим играм тоже будут). Мы поиграли с удовольствием!
Мне не скучно играть с ребенком и очень нравится, но, всегда кажется, что можно играть ещё интереснее, полезнее и больше. Сюда я пришла, чтобы почерпнуть новые идеи для игр, понять возможности предметной деятельности (я, наверно, ее недооценивала), проанализировать свои игры и найти пробелы, а также понять, как происходит переход от одного вида игры к другому.
Цели достигнуты))).
Мне понравилось, что:
1. Кроме игр были предоставлены методические материалы об играх и раннем развитии, написанные простым и понятным языком.
2. Были предоставлены игры разной сложности, материал дан от простого к сложному (от исследования к игре с предметом). Можно выбирать под возраст и интересы ребенка.
3. Игры не требуют длительной, какой-то особой подготовки, а проходят при этом очень живо и интересно.
4. Игр много, не на неделю. Можно продолжать играть дальше.
5. Есть простор для собственного творчества! Начиная играть с предметом, понимаешь, а как и в каких играх ещё его можно использовать. И понимаешь — вариантов море!..
А самое классное то, что ребенок игры запоминает, воспроизводит и просит повторить!!!
Ещё раз спасибо!
Мама Юлия
С окончанием первого года жизни заканчивается младенческий период и начинается второй очень важный отрезок времени, продолжающийся до 4-летнего возраста ребенка. От этого периода во многом зависит дальнейшее психическое и физическое развитие ребенка.
Рост тела
Изменения тела в период от года до 4 лет не столь выражены, как в младенчестве. Со снижением темпов роста тела и окружности головы снижается потребность в пище. Исчезает «младенческий жир», меняются пропорции тела, приближаясь к пропорциям взрослого человека. Тело ребенка по сравнению с головой намного быстрее растет. В этом возрасте ребенок подвижен, хорошо ходит, правильно и ловко пользуется руками. На третьем году жизни формируется походка. Очень важны длительные прогулки на свежем воздухе, способствующие закаливанию и укреплению иммунитета. Малышу должны быть созданы все условия для игр и нормального развития.
Важной особенностью этого периода жизни является повышенная предрасположенность к инфекционным заболеваниям. Это нормально, т.к. иммунная система малыша не вполне сформирована. Не следует преувеличивать опасность, ограничивая контакты с окружающей средой и другими детьми. С началом школьного возраста иммунная система становится сильнее.
Развитие речи
В возрасте от 1 до 4 лет ребенок начинает говорить. С года до полутора лет он произносит первые отдельные слова, не составляя предложений. Однако словарный запас малыша быстро пополняется. С двух с половиной лет он уже говорит предложениями (словосочетаниями из 2-3-х слов). Его словарь пополняется от 50-100 до 2 тысяч слов.
Сначала ребенок говорит короткими предложениями, порядок слов может быть неправильным. Он начинает задавать вопросы: «Что это?» и «Где?». По окончании третьего года жизни малыш начинает употреблять придаточные предложения, спрашивать «Когда?» и «Почему?». Для этого периода характерно неправильное произношение слов и слогов, шепелявость, это совершенно нормально. Речь ребенка является своеобразным барометром познавательного и эмоционального развития. Первые симптомы умственной отсталости могут быть незначительными, и обнаружены только по достижении 2-летнего возраста.
При задержке формирования речи необходимо обратиться к врачу, т.к. причиной данного нарушения может являться болезнь.
Развитие поведения, мышления и чувств
На стадии развития ребенка от 1 года до 4 лет формируется восприятие мира. Ребенок мыслит не так, как взрослый. Например, он делит вещи не на живые и неживые, а на подвижные и неподвижные. Для него все вещи - это живые существа, например, чашка перевернута, потому что устала, а стул не может смеяться, потому что у него отсутствуют рот и зубы. Таким образом, мир маленького ребенка необычайно богат и полон чудес. В этот период жизни малыш много фантазирует. Очень часто маленький ребенок не любит или боится идти спать, поэтому отход ко сну иногда превращается в своеобразную церемонию, например, плюшевая игрушка должна находиться в его руках, доброй ночи ему следует пожелать три раза и т.п.
Для формирования правильного мировоззрения ребенку необходим постоянный контакт с окружающей средой, поэтому желательно, чтобы ребенок общался со сверстниками и взрослыми, ходил на прогулки и т.п. В этот период для правильного развития ребенка крайне важно стимулировать его воображение. Ребенок живет в мире фантазий. Взрослые, не мешая ему, должны стремиться устранить из мира его фантазий то, что вызывает у малыша страх, потому что именно в этот период жизни возникают первые зачатки многих психических и физических заболеваний. Именно в этот период родители должны стимулировать эмоциональное развитие ребенка, например, произнося слова, характеризующие его состояние и чувства (например, «ты сердит»). Таким образом, малыш учится употреблять слова для характеристики чувств.
Период строптивости
К периоду развития ребенка 1-4 лет относится и так называемая стадия строптивости, когда малыш с помощью крика отстаивает свои права и стремится получить то, что он хочет. Этот период начинается с осознанием ребенка своего «Я». Малышу следует уступить и проявить терпение, однако необходимо позже объяснить, как следует проявлять свои желания.