Позиционная мена и позиционные изменения согласных. Позиционная мена гласных

Позиционная мена и позиционные изменения согласных. Позиционная мена гласных


П o-J зиционные изменения гласных в русском литературному языке связаны с воздействием на них соседних - предшествующих цС последующих - согласных, прежде всего - твердых и мягких. Это| воздействие наиболее ярко обнаруживается тогда, когда гласные нахо-"1 дятся в ударном слоге. Именно в этой позиции в литературном языке! выступают все гласные, которые были охарактеризованы выше, однако/ выступают они не всегда в одном и том же виде. По отношению к со«-| седним согласным гласные под ударением могут быть в следующих.? восьми позициях:
  1. В абсолютном начале слова перед твердым согласным: [й]ва, [у]хо, [о]ко, [а]лый V ’
  2. В абсолютном начале слова перед мягким согласным: [йв’]е, [у-л’]ей, и, [ал’]енький. ’Ц
  3. После твердого перед твердым согласным: [был], [дул], [пэр], f (хор], [бал]. К
IV После мягкого перед твердым: [б’и]л, [л’-у]к, [л’е]с, [н’-о]с, [м’-а]т. -Ц
  1. После твердого перед мягким: [бьгл’], [сут’], [пэ р’и]; [нб-с’ит], Щ 1ма-т’]. _ 4j?
  2. После мягкого перед мягким: [б’ил’и], [л’ут’ик], о [л’ёс’]е, Ц [т’бт’]я, [м’ат’]. i-
  3. В абсолютном конце слова после твердого: ра[бы], в ле[су], .Ж шос[сэ], ки[но], ви[на].
  4. В абсолютном конце слова после мягкого: ве[л’й], rotp’y], Щ в ок[н’ё], в[с’-о], мо[р’-а]. 5,
Если внимательно рассмотреть эти позиции и характер гласных || в них, то можно установить, что [а], [о] и [у] выступают как наиболее /jj. независимые от качества соседних согласных в положении между твер- А- дыми согласными, в абсолютном начале слова перед твердыми и в абсолютном конце слова после твердых; в положении же рядом с мягкими согласными они подвергаются изменениям, которые заключаются в том, что под воздействием этих согласных [а]ч[о] и [у] передвигаются в более переднюю зону образования. Если учесть, что в русском языке воздействие предшествующего согласного на гласный всегда сильнее, чем воздействие последующего согласного на этот гласный, то можно считать, что особенно независимы от позиции гласные [а], [о] и [у] в абсолютном начале слова перед твердым согласным. Это подтверждается еще и тем, что в такой звуковой характеристике [а], [о], [у] выступают и в изолированной позиции, т. е. вне связи с другими звуками. Значит,
1 Гласный [с] в абсолютном начале слова под ударением выступает только в местоимениях этот, этакий, в слове энный и в междометиях эх, эва.
для этих гласных звуковой их вид [а], [о], [у] является основным, а 1-а] - [а-] - [а], [-о] - [о-] - [б], [*уЗ - [у] - [у] - разновидностями основного вида. Именно поэтому [а], [о], [у] оцениваются как непередние гласные (см. §61): все более передние их разновидности, возникающие в результате воздействия соседних мягких согласных, не выступают в русском языке в изолированном употреблении.
Что же касается гласных [е] и [и], то они наиболее независимы в положении абсолютного начала слова перед твердым согласным \ в абсолютном конце слова после мягкого и в положении после мягкого перед твердым согласным. В такой же звуковой характеристике, как в этих позициях, они выступают и в изолированном употреблении. Соседние же твердые согласные оказывают на [е] и [и] воздействие, сообщая им передвижку в более заднее образование (ср.: [йз]бы - [в-ыз]бу, [с’е]в - [сэ]В), а если эти гласные попадают в позицию между мягкими согласными, они становятся напряженными, закрытыми. Поэтому для данных гласных звуковой их вид [е], [и] является основным, а [э] - [э-] - [ё] и [ы] - [ы-] - [и] - разновидностями основного вида. Именно это обстоятельство обусловливает трактовку [е] и [и] как гласных переднего образования (см. § 61): все более задние, а также напряженные, закрытые их разновидности, возникающие в результате воздействия соседних твердых и мягких согласных, не выступают в русском языке в изолированном употреблении.
В этом плане в несколько особом положении находится гласный [ы], который может быть произнесен в изолированной позиции (и с этой точки зрения [ы] как будто бы может быть приравнен к [е] и [и]), однако отсутствие этого гласного в абсолютном начале слов в русском языке, с одной стороны, и явная связь [и] и [ы], выражающаяся в изменении [и] в [ы] после твердых согласных (ср.: [ир]а - [к-ыр’]е, [и]стбрия - пре[ды]стбрия и т. п.),- с другой, обусловливают возможность трактовки [ы] как разновидности [и].
Воздействие согласных на гласные, таким образом, определяет позиционные изменения гласных в положении под ударением. Такие же позиционные изменения испытывают гласные и в безударных позициях, с той только разницей, что в безударных слогах, по синтагматическим законам русского литературного языка, выступают не все и не те же самые гласные, что в положении под ударением (см. ниже).
Позиционные изменения ударных гласных в русском литературном языке могут считаться достаточно устойчивыми, однако степень передвижки непередних гласных в переднюю зону образования и степень передвижки передних гласных в непереднюю зону или приобретения ими напряженности и закрытости неодинаковы как для положения гласных в окружении разных по характеру образования согласных, так и для разных носителей литературного языка.
Позиционная мена гласных в русском литературном языке зависит от их ударного и безударного положений.
Дело заключается в том, что русский язык характеризуется словес-
1 В силу ограниченности [е] в абсолютном начале слова (см. выше) эта позиция для данного гласного должна быть исключена.
кым силовым ударением, при котором гласный ударного слова отличается от гласных безударных слогов большей напряженностью артикуляции, большей долготой и громкостью; например, гласный [у] в [ум]
более напряжен, долог и громок, чем [у] в [ума] или в [углд’ит’].
В связи с тем что в многосложном слове ударный гласный оказывается более сильным, гласные безударных слогов ослабляются и могут иметь иное качество. Если сравнить русские ударные и безударные гласные, то можно установить, что гласные [у], [и] и [ы] в безударных слогах становятся слабее, короче или произносятся с меньшей напряженностью артикуляции, но качественно они являются теми же гласными, что [у], [и], [ы] под ударением, например: [ух]о - [ушной] - [уткл]нос, [йв]а - [игла] - [игрлк’й], [сыр]о - [сырой] - [сырл- ват]. Лишь количественное ослабление испытывают эти гласные и в заударных слогах, например: [воду], [кб-н’и], [рыбы]; [пб-пълу], [крбл’ик’и], [вьг в’ьл-бы].
В отличие от этих звуков гласные [а], [о], [е] в безударных слогах не выступают, и в соответствии с ними в положениях без ударения в русском литературном языке произносятся иные гласные.
В русском литературном языке есть различия между гласными, которые выступают под ударением, в первом предударном слоге и в остальных безударных слогах. Под ударением могут быть шесть гласных: [а], [о], [е], [у], [и] (после мягких) и [ы] (после твердых); в первом предударном слоге выступают гласные [у], [и] (после мягких), [ы] (после твердых), а также [л] (после твердых) и [ие] (после мягких); в остальных безударных слогах - гласные [у], [и] (после мягких), [ы] (после твердых), а также [ъ] (после твердых) и [ь] (после мягких).
Гласный [л] - это звук, имеющий характер [а], но более краткий. Он произносится в первом предударном слоге после твердых согласных в соответствии с ударными [а] и [о] ([дал] - [длла], [дом] - [длма]). Гласный [ие] - это звук [и], склонный к [е], переднего ряда, верхнесреднего подъема, нелабиализованный. Он произносится в первом предударном слоге после мягких согласных в соответствии с [а], [о], [е] под ударением ([п’ат’] - [п’иет’й], [н’-ос] - [н’иесу], [л’ес] - в [л’иесу]). Гласный [ъ] - так называемый редуцированный (ослабленный) звук заднего ряда, средне-верхнего подъема, нелабиализованный. Он произносится в безударных слогах, кроме первого предударного, после твердых согласных в соответствии с [а] и [о] под ударением (во втором предударном слоге: [сат] - [съд]овбд, [воды] - [въд]о- вбз; в заударных слогах: [дал] - [выдъ"я], [дом] - [на-дъм]). Гласный [ь] -*оже редуцированный звук, но переднего ряда, средне-верхнего подъема, нелабиализованный. Он произносится в безударных слогах, кроме первого предударного, после мягких согласных в соответствии с ударными [а], [о], [е] во втором предударном слоге: [п’ат’] - [п’ьт]а- чбк, [л’-от] - [л’ьдЬкбл, [л’ес] - [л’ьсЬвбз; в заударных слогах: [запр’йч’] - [выпр’ьк], [в’-ол] - [выв’ьл], [л’ес] - [вьгл’ьс]).
Следовательно, можно установить, что в первом предударном слоге в русском литературном языке выступают гласные верхнего подъема нелабиализовакные [и] и [ы] и лабиализованный [у] и гласные неверхнего подъема [л] после твердых и [ие] после мягких согласных. В остальных безударных слогах выступают те же гласные верхнего подъема, а также гласные неверхнего подъема [ъ] после твердых и [ь] после мягких согласных. Различения гласных среднего и нижнего подъемов, как это наблюдается под ударением, в безударных слогах нет: гласные верхнего подъема противопоставлены здесь единой группе гласных неверхнего подъема, причем в этой последней группе нет лабиализованных звуков.
Позиционная мена ударных и безударных гласных обусловлена синтагматическим законом, согласно которому в безударных слогах могут быть гласные только двух степеней подъема - верхнего и неверхнего, а в зоне неверхнего подъема - только нелабиализованные гласные.
Можно установить соответствия между ударными и безударными гласными, но эти соответствия свидетельствуют лишь о закономерной позиционной мене гласных под ударением и без ударения, а не о позиционных изменениях: данная позиционная мена осуществляется последовательно, как отражение закономерностей функционирования фонетической системы русского литературного языка.
В результате такой позиционной мены в русском литературном языке образуется параллельно перекрещивающий- с я тип позиционно меняющихся ударных и безударных гласных, когда одни гласные в разных позициях сохраняют свое качество, а другие, различаясь в одной позиции, заменяются одним гласным другого качества в иных позициях. Этот ряд позиционно меняющихся гласных может быть представлен в следующем виде:
Таким образом, особенности функционирования фонетической системы русского литературного языка связаны прежде всего с действием в ней синтагматических законов сочетаемости звуковых единиц, определяющих характер позиционной мены согласных и гласных звуков на синтагматической оси системы. Закономерная позиционная мена согласных и гласных обусловливает внутренние связи звуковых единиц в системе, их организацию в единое целое.
Вместе с тем в фонетической системе, в результате влияния одних звуковых единиц на другие в потоке речи, развиваются и позиционные изменения звуков, не обусловленные синтагматическими законами и потому проявляющиеся не столь последовательно, как позиционная
Однако и позиционная мена, и позиционные изменения обуслов- ;ают специфику фонетической системы современного русского литературного языка и особенности ее функционирования.

1. Сильные и слабые позиции гласных фонем.
Если звук произносится и слышится отчетливо, может явиться смыслоразличительным, то он находится в
сильной позиции. Сильной позицией для гласных фонем является положение их под ударением.
Гласные под ударением подвергаются воздействию предшествующих и последующих согласных, и потому
сильные гласные фонемы выступают в разных своих аллофонах. Такое воздействие выражается в различного
рода передвижках гласных по зоне образования или в приобретении гласным напряженности, закрытого
характера
Сильная позиция та , в которой звуки не подвергаются позиционно обусловленным изменениям и выступают в
своём основном виде. Сильную позицию выделяют для групп звуков, например: для гласных это позиция в
ударном слоге. А для согласных, к примеру, сильной является позиция перед гласными.
Для гласных сильная позиция под ударением, а слабая – без ударения.
В безударных слогах гласные подвергаются изменениям: они короче и не произносятся так же отчётливо, как под
ударением. Такое изменение гласных в слабой позиции называется редукцией
. Благодаря редукции в слабой
позиции различается меньше гласных, чем в сильной.
Звуки, соответствующие ударным [о] и [а], после твёрдых согласных в слабой, безударной позиции звучат
одинаково. Нормативным в русском языке признается «аканье», т.е. неразличение О и А в безударном положении
после твёрдых согласных.
под ударением: [дом] – [дам] - [о] ≠ [а].
без ударения: [дама´] -дома´- [дала´] -дала´ – [а] = [а].
Звуки, соответствующие ударным [а] и [э], после мягких согласных в слабой, безударной позиции звучат
одинаково. Нормативным произношением считается «иканье», т.е. неразличение Э и А в безударном положении
после мягких согласных.
под ударением: [м’эч’] - [м’ач’] – [э] ≠[a].
без ударения: [м’ич’о´м]- мечо´м - [м’ич’о´м]- мячо´м - [и] = [и].
А как же гласные [и], [ы], [у]? Дело в том, что эти гласные в слабой позиции подвергаются только
количественной редукции: они произносятся более кратко, слабо, но качество их не изменяется. То есть, как для
всех гласных, безударное положение для них - это слабая позиция.

2. Позиционная мена и изменения гласных

Позиционная мена - мена звуковых единиц, определяемая синтагматическими законами
сочетаемости звуков. Позиционная мена касается качества звуков.

Для гласных [а], [о], [э] позиционная мена зависит прежде всего от позиции гласного по отношению к
ударению (значком t обозначен любой твердый согласный, t´ - любой мягкий согласный):
- [а´]: мал [ма´л] - : малыш [м /\лы´ш] – [ъ]: малышок [мълышо´к];
– [´a´]: пять [п´a´т´] – [и
э]: пяти [п´ иэ т´и] - [ь]: пятачок [п´ьт/\ч´о´к];
- [о´]: поле [по´ль] - : поля [п/\ла´] – [ъ]: полевой [пъли
эво´й];
- [´о´]: тёплый [т´о´плый] - [и
э]: тепло [т´иэ пло
´] –[ь]: теплота [т´ ь пл/\та´];
- [тэ´]: жесть [жэ´с´т´] – [ыэ]: жестянщик [ж ыэ с´т´а
´н´ ш ´ик] - ъ]: жестяной [жъс´т´ и
эно´й];
- [´э´]: тема [т´э´мъ] – [и
э]: тематика [т´иэма
´т´икъ] – [ь]: тематический [т´ьма´т´и´ч´ьск´ий].Позиционная мена обусловлена не акустической или артикуляционной природой звука, а только законами данного языка: приведенные выше примеры показывают, что различные по артикуляции и
акустическим свойствам звуки [а], [о], [э] являются чередующимися.
Гласные [и], [ы], [у] в зависимости от положения к ударению не меняют своего качества, а изменяются только количественно, то есть позиционной мены не происходит, наблюдаются позиционные изменения.

Позиционные изменения не носят характера закона, они имеют характер процесса. Позиционные изменения могут осуществляться, или не осуществляться, или осуществляться по-разному у разных носителей языка. Они могут быть относительно устойчивыми и последовательными, но это только изменения, но не мена.

Позиционные изменения гласных звуков в русском литературном языке связаны с воздействием на них
соседних - предшествующих и последующих – согласных, прежде всего – твердых и мягких. Особенно
отчетливо видно воздействие в ударном слоге. Различают 8 позиций:
1. В абсолютном начале слова перед твердым согласным: алый [а´лый], ива [и´въ];
2. В абсолютном начале слова перед мягким согласным: аленький [а´л´ьн´к´ий], иве [и´в´ь];
3. После твердых согласных перед твердыми согласными: бал [ба´л], дуб [ду´п];
4. После мягких согласных перед мягкими: бил [б´и´л], люк [л´у´к];
5. После твердых согласных перед мягкими: быль [бы´л´], суть [су´т´];
6. После мягких согласных перед мягкими: били [б´и´л´и], лютик [л´у´т´ик];
7. В абсолютном конце после твердого: рабы [рабы´], к лесу [кл´э´су];
8. В абсолютном конце после мягкого: вели [в´и
эл´и´], горю [г/\р´у´].
В позициях после мягких согласных гласные передвигаются вперед в начале своего образования. Это нетрудно заметить, сравнив слова мал и мял. В транскрипции место продвижения гласного вперед обозначается значком ·, который ставится в месте продвижения звука: [ма´л] – [м´·а´л]; перед мягкими происходит продвижение вперед в конце образования гласного (сравни: [да´л] – [да·´л´]; между мягкими
согласными гласный передвигается вперед на всем своем протяжении (сравни: [па´т] – [п´·а·´т´]).


Согласные русского литературного языка в том их составе, который был определен выше, выступают в положении перед гласными, причем перед [а], [о], [у] могут употребляться все согласные, т. е. в русском языке есть сочетания всех согласных с этими тремя гласными; перед [и] выступают только мягкие согласные, а перед [ы] - только твердые. Что же касается позиции перед [е], то она требует специального рассмотрения, так как в современном литературном языке она превращается из позиции, в которой происходит позиционная мена твердого согласного на мягкий, в позицию, в которой могут выступать все согласные, что связано с распространением произношения твердых перед [е] в заимствованных словах и аббревиатурах (см. подробнее ниже). Однако в целом можно сказать, что позиция согласных перед гласными является такой позицией, в которой не происходит ни позиционной мены (за исключением частично позиции перед [е]), ни позиционных изменений согласных.
Позиционная мена согласных в русском литературном языке связана"прежде всего с отношениями глухих-звонких шумных в положении перед шумными. Согласно синтагматическим законам, в русском литературном языке в положении перед глухими шумными звонкие шумные позиционно меняются на глухие (лу[пк]а (от лубок), ла[фк]а, гря[тк]а, ся[т’-к]а сядь-ка, нй[ск]о, лё[с’т’] лезть, ло[шк]а, но[кт’]и), а глухие шумные перед звонкими - на звонкие (о[дг]адать, [Зд]ать, [здІелать, [г-дому]); в абсолютном конце слова выступают только глухие шумные (бо[п], сы[п’], кро[ф], кро[ф’], су[т], ся[т’], во[с], ле[с’], му[ш], до[ш’], сне[к]), т. е. происходит мена звонких на глухие.
Таким образом, если в положении перед гласными равно могут выступать глухие и звонкие [п] - [б], [п’] - [б’], [ф] - [в], [ф’] - [в*], [ті - [д], [т’] - [д’І, [с] - [з], [с’] - [з’], [ш] - [ж], [ш’] - [ж’], [к] - [г], [к’] - [г’], то в положении перед глухими шумными выступают только [п], in’], [ф], [ф’], [т], [т’], [с], [с’], [ш], , [к], [к’], а в положении перед звонкими - только [б], [б’], [в], [в’], [д], [д*], [з], Із’], [ж], [ж’1, [г], [г’]. В абсолютном конце слова возможны только те же глухие, что и перед глухими шумными, за исключением [к’], который отсутствует в современном литературном языке в этой позиции.
Надо иметь в виду, что в словарном составе русского языка и в его морфологических формах могут отсутствовать образования с сочетаниями некоторых глухих согласных, особенно глухих мягких, перед глухими шумными: в одних случаях это отсутствие связано с нерас- пространенностью сочетаний мягких согласных с последующими согласными, в других - со случайным отсутствием таких образований; сказанное относится и к звонким согласным в положении перед звонкими шумными.
В результате позиционной мены в русском литературном языке образуется перекрещивающийся тип позиционно меняющихся глу- хих-звонких шумных согласных, когда в одной позиции - перед гласными - выступают глухие и звонкие, а в других - или только глухие, или только звонкие. Этот ряд позиционно меняющихся согласных образуют следующие группы глухих-звонких:
п б п’ -б’ ф - в ф’ -в’ т - д т’-д’
\/ \/ \/ \/ \/ \/
п
1
п’
1
ф ф’
1
т т’
1
б
1
б’
в 1
в’
д д’
С 3 с’ - з’ ш-ж 1*
1
Га
к - г к’ - г
\/ \/ \/ \/ \/ \/
с
1
с’
1
ш ш’ к к’
1
1
3
1
3’
ж і г 1
г’

ж’
Позиционная мена согласных в русском литературном языке связана также с отношением твердых мягких согласных перед [е]. Это значит, что если с гласными [а], [о], [у] равно сочетаются как твердые, так и мягкие согласные (например, [мол] - [м’-ол], [пат] - [п’-ат]ый, [бал] - [б’а]зь, [форт] - [ф’-о]дор, зат[вор] - ко[в’-6р], [тот] - [т’б]тя, [дол] - [д’-орн], [сор] - [с’-б]ла, [зов] - [з’о]рна, [шолк] - [жо]ны, [ш’-о]тка, , [ч’-о]лка, яй[цом], [нбр]ы - [гн’-от], [рот] - в[р’-о]т, [ло]б - [л’-о]г, [кол] - [к’більн), то в сочетании с [е], как правило, выступают только, мягкие согласные (например, *по[ра]- за[р’-а], но по[р’ё]- за[р’ё]; ви[ном] - ко[н’-ом], но ви[н’ё1 - ко[н’ё], се[лу] - ру[л’-у], но се[л’ё] - ру[л’ё] и т. д.). При такой позиционной мене образуется также перекрещивающийся тип позиционно меняющихся твердых-мягких согласных, когда в одних позициях - перед [а], [о], [у] - выступают как твердые, так и мягкие согласные, а в другой - перед [е] - только мягкие. Этот тип позиционно меняющихся согласных образуют следующие группы твердых-мягких согласных:
\/ \/ л’ р’
В силу малой распространенности в русском литературном языке мягких [к’], [г’], [х’] заднеязычные в образовании рядов позиционно меняющихся твердых-мягких согласных не участвуют.
Однако вопрос о позиционной мене твердых-мягких согласных перед [е] осложняется тем, что в современном литературном языке такой мены перед данным гласным может и не быть: во-первых, перед [е] выступают твердые шипящие [ш] и [ж] и аффриката [ц] (например, [шэ]сть, [жэ]сть, [цэ]лый), а во-вторых,- и это главное - в широко распространенных заимствованных словах и аббревиатурах в сочетании с lei выступают и другие твердые согласные, например: [пэр], [купэ], [бэк] (футбол.), [вэф] ВЭФ, [мэр], [клфэ], бре[тэл’], мо[дэл’], шо[сэ], каш- [нэ] и т. д. Это обстоятельство приводит к тому, что позиция перед [е] перестает быть такой, в которой могут выступать только мягкие согласные. Следовательно, синтагматический закон, диктующий необходимость позиционной мены твердых-мягких перед [е], в современном ’ языке действует ограниченно: ему абсолютно подчинена такая позиционная мена только на стыке морфем (прежде всего - на стыке основы и флексии, корня и суффикса); внутри морфем позиционной мены твердых-мягких перед [е] может и не быть.
Позиционные изменения согласных в русском литературном языке связаны прежде всего с соотношениями тверд ых- м_я г к и х согласных при их сочетаемости в потоке речи. Конкретно с.тем, что твердые согласные, попадая в положение перед следующим мягким, испытывают влияние этого согласного и произносятся мягко, однако при этом не все согласные смягчаются перед мягкими согласными, так же как не перед любыми мягкими согласными происходит подобное смягчение: одни согласные больше поддаются такому смягчению, другие - меньше, перед одними согласными смягчение наблюдается чаще, перед иными - реже.
Кроме того, смягчение согласных перед мягкими согласными в современном русском литературном языке во многом уступило место произношению твердых согласных, тогда как в старомосковском произношении, характерном для литературного языка второй половины XIX - начала XX в., смягчение согласных перед мягкими согласными было распространено гораздо шире. Так, например, нормой современного литературного языка является сохранение твердости [р] пцред мягкими губными и перед мягкими зубными звуками, а также перед [ч’] и [ш’]: ко[рп’]ёть, ско[рб’]ёть, ко[рм’]йть, со[рв’]ёшь, в ша[рф’]е, ка[рт’]йна, се[рд’]йтый, фо[рс’]йть, ко[рз’]йна, вто[рн’]ик,
у.мс[рл’]и, го[рч’]йца, нату[рШ’]ик и т. д. Точно так же обстоит делоЩ с произношением губных перед мягким заднеязычным [к’]: в совре«|и менном литературном языке они произносятся твердо, тогда как ранЫЙ ше они произносились мягко; ср.: ла[пк’]и, ля[мкЧи, ла[фк’]и, гри*Щ 1пк’]Й. Щ;
Что касается существующего в современном литературном язык^Щ смягчения согласных перед мягкими согласными, то оно наблюдаетсдЖ прежде всего при произношении зубных [т], [д], [с], [з], [и] перед мягЗЁ ктгми зубными [т’], [д’], [с’], [з’], [и’], [л’], а также перед [ч’](ІШ’Ьд такое смягчение наблюдается чаще всего в корнях слов: [з’д’]есь, вЩ ка[с’сЧе, [с’н’]ег, ка[з’кЧи, по[с’л’]е, кб[з’л’]ик, мё[с’тЧи, пё[т’л’]и;Щ баїн’т Чик, о[д’н’]й, пё[н’с’]ия, бе[н’з’]йн и т. д. То же самое наблюда-Я стся и на стыке корня и суффикса: за{д’нЧий, пу[т’н’]ик, карма[н’чЧик|В Реже такое смягчение осуществляется на стыке согласных [з], "ЩЩД kojphh й Суффикса -л-: сле[з’л’]йвый и сле[зл’]йвый, га[дтл’]йвый и» гаТдлЧйвый и т. п.
Смягчение согласных перед мягкими отмечается и на стыке пристав-» ки и корня, хотя и непоследовательно. Так, всегда мягко произносится Я к гаечный согласный в приставках раз-(рас-), из-(ис-), без-(бес-)/Щ еоз-(вос-), чрез-(чрес-) перед мягкими [с’І, [ЗЇ корня: ра[с’с’]ёять,Щ бЧз"зЧемёльный, чре[с’с’]едёльник, бе[с’с’]йльный, во[с’с’]едал и» т. д. Перед иными же мягкими зубными конечный согласный этих:» приставок может произноситься и мягко, и твердо: ра[с’т’]ирать иgt; ра[ст’]ирать, бе[з’д’]ёлка и бе[зд’]ёлка, ра[з’л’]ёчься и ра[зл Чёчьсщщ воІз’нЧйк и во[зн’]йк. В отличие от указанных приставок приставка щ lt;¦- перед всеми мягкими зубными произносится мягко: (з’д’]ёлать, Я Іс’нЧимать, [с’л’]ивать. Ж
Точно так же всегда мягко произносится и предлог с перед на-‘Ж чальным мягким зубным последующего слова: [с’-т’]ёми, [з’-д’]ёлоь},";ж ’]йми, [с’-л’]йпой, [з’-з’]имы, к’-с’]ёном и т. п.. В предлогах же"Ж из, без, через (так же как "и в приставках подобного типа) конечный Ж согласный всегда мягко произносится лишь перед начальными [с’]_и Щ [з’1 корня, а перед остальными мягкими зуб:іьі.ми;-которме начинают Щ слово,- то мягко, то твердо: и [с ’ -с ’ Тебя. бёТс’~-с~’ Ієна.^беїз’-з" Іемлйг Ж чере[с’-сЧёть, но: бе[с’-т’)ебя и бе[с-т’]ебя, чере[з’-дЧёнь’ и чере-[з- дЧёнь, и[з’-нЧйх и и[з-нЧйх и т. д.
Что касается сочетаний [т] и [д] с последующими мягкими зубными щпстыке приставки и корня, то в сочетании с [т’] и [дЧ конечные согласные. приставок могут произноситься и мягко, и твердо, в зависимости от чего при образовании долгого согласного на стыкеАзозникает мягкий или твердый затвор (пауза перед размыканием органов речи): о!т’тЧеснйть, о[д’дЧирать, о[т’тЧянуть, о[д’дЧёлать и о[ттЧеснйть, оІддЧирать, о[ттЧянуть, о[ддЧёлать. При сочетании же [т], [д] с [сЧ,
[зЧ первые произносятся твердо: по[тсЧёсть, на[дзЧирать и т. д.
Смягчение зубных перёд мягкими губными наиболее последовательно происходит внутри корня слова, ср.: вё[т’вЧи, чё[т’вЧерть, (д’вЧе, ме[д’вЧёдь, [з’вЧерь, и[з’бЧё, [з’мЧей, [с’вЧет, [с’вЧинья, [с’п’Ійчка, [с’пЧегь, [с’мЧеть. Однако отмечается и твердое произношение согласных перед мягкими губными.
Приставки с-, раз-(рас-), из-(ис-), без-(бес-), чрез-(чрес-) перед | мягкими губными обычно произносятся с мягким конечным соглас- I ным: [с’п’]илйть, [с’в’]ернуть, [с’м’]ёрить, и[з’б’]йть, и[з’в’]инйть,У бг[з’м’]ёрный, чре[з’м’]ёрный, ра[з’в’]ёл и т. п. Наоборот, приставки под-, над-, пред-, от- перед мягкими губными в современном литературном языке произносятся твердо: по[дб’]ежал, на[тп’]исать пре[дв’]ещать, о[дб’]йть, о[тп’]исаться. Очень слабо представлено смягчение зубных перед мягкими губными на стыке предлога и корня. В основном в данном положении смягчается предлог с: [с’-в’]едрбм, [з’-б’]едбй, [с’-м’]ёста. Предлоги же из, без, через чаще произносятся с твердым зубным: и[с-п’]ёсни, и[з-б’]ёлки, бе[з-в’]ёса, чере[с-п’]ёнь и т. д. (хотя, впрочем, возможно и смягчение зубного в конце предлога). Наконец, предлоги от, над, под, перед произносятся перед мягкими губными твердо: о[т-м’]еня, на[д-м’]йром, на[т-п’]исьмбм, по[т- п’]ёной, пере[д-м’]ёстью.
Смягчение губных перед мягкими губными в современном русском языке очень редко. В старомосковском произношении такое смягчение наблюдалось шире. Так, твердый губной произносится/п/ред мягким на стыке предлога и корня: о[б-б’]ёрег, о[п-п’]ёнь; почтй всегда твердо произносится первый согласный в сочетаниях [фм’], [мб’], [мп’1: ри[ф- м’]е, бо[мб’]йт, ла[мп’]е. Сочетание [бв’] на стыке приставки и корня произносится с твердым [б]: о[бв’]ёл, о[бв’]йл, Но внутри рорня - с мягким: лк)[б’в’]й. Всегда смягчается [м] перед [м’1: га[м’м’]е, су[м’- м’]е; приставка или предлог в всегда смягчается перед [в’], [ф’], [м’1: [в’в’]ёл, [ф’-ф’]йльме, [в’м’]ёсте, но перед [п’] и [б’] чаще произносится твердо: [в-б’]едё, [фп’]ерёд, [в-б’]ёлой, [ф,-п’]ёсне. \ /
Колебания^ смягчении согласных пёред согласными, разнажсте- j пень этого смягчения (мягкость, иногда полумягкость или сохранение/ твердости), его неустойчивость - все это свидетельствует о том, что: в данном явлении обнаруживается не позиционная мена согласных, обусловленная синтагматическими законами, а позиционные их изменения, вызванные возможным влиянием соседних звуков.
К позиционным изменениям принадлежат и изменения глухих аффрикат [ч’] и [ц] в звонкие [д’ж’] и [дз] и глухого фрикативного [х]в звонкий фрикативный [у] на стыке двух слов перед звонкими шумными, например: [доч’] - [дод’ж’-бы] дочь бы, [лт’ёц] -¦ [лт’ёдз-бы] отец бы, [плтух] - [плтуу-бы] потух бы. Подобные позиционные изменения, возникающие при слитном произношении двух слов, могут и не возникать, если между этими словами будет хотя бы незначительная пауза.
Наконец, позиционным изменением является оглушение сонорных согласных в конце слова после глухого шумного и в начале слова перед глухим шумным: пухл [пухл], рыхл [рыхл], пёстр [п’остр], драхм [драхм], вопль [вопл’], вепрь [в’ёпр’], рта [рта], мха [мха] и т. д. ~ ~ ~
Позиционная мена воспринимается и осознается слушающими и говорящими, так как она отражает законы функционирования фонетический системы: нарушение этих законов означает разрушение фонетической системы данного языка. Позиционные же изменения не воспри- j нимаются и не осознаются, так как они не связаны с синтагматике- скими законами фонетической системы и поэтому могут осуществляться или не осуществляться: для функционирующей фонетической системы# позиционные изменения в принципе безразличны. Характер позицион-,^ кых изменений согласных, описанных выше, вполне это подтверждает/*?
В потоке речи звуки любого языка, включая русского, оказываются в зависимой позиции по отношению друг другу, претерпевая при этом различные модификации, обусловленные позиционными и комбинаторными и изменениями.
Позиционными называются изменения в звучании, которые обусловлены местом (позицией) звука в слове. Позиционные изменения выступают в виде закономерных чередований при различных условиях реализации одной фонемы. Например, в ряду слов пар - пары - паровоз чередующийся ряд представлен следующими звуками: [а]////[ъ], появление которых объясняется качественной редукцией (изменением гласных звуков в безударной позиции). Позиционным процессом области гласных является редукция, в области согласных - оглушение звонкого парного согласного в позиции конца слова.
Комбинаторными изменениями называются изменения в звучании, которые обусловлены взаимодействием звуков друг с другом. В результате такого взаимодействия нередко происходит наслоение артикуляции одного звука на артикуляцию другого (коартикуляция). Различают несколько видов комбинаторных изменений - аккомодация, ассимиляция, диссимиляция, диереза, протеза, эпентеза, метатеза, гаплология, однако не все названные процессы характеризуют литературную форму русского языка. Так, например, метатеза (тубаретка, ралёк), протеза и эпентеза (какава, радиво) чаще встречаются в просторечии, диалектах народной речи.
Закономерные изменения в рамках фонетического слова, диктуемые характером фонетической позиции, называется позиционной меной (позиционным чередованием).
Звуки в потоке речи в зависимости от позиции изменяются качественно и количественно. Качественные изменения приводят к тому, что разные звуки совпадают: например, фонемы lt;аgt; и lt;оgt; в словах вода и пары реализуются в одном звуке [Л]; такой тип чередований называется перекрещивающимся. Изменения, которые не приводят к совпадению разных звуков, относятся к параллельному типы мены. Например, изменяясь в безударной позиции, фонемы lt;иgt; и lt;уgt; тем не менее не совпадут. Н.М. Шанский в своих трудах придерживается иного понимания типов мены и различает позиционную мену и позиционные изменения.

Еще по теме Понятие позиционной мены. Типы позиционной мены:

  1. 134. Подлежит ли договор мены государственной регистрации в случаях, когда объектом мены выступает недвижимость?

Позиционная мена – это такая взаимная мена фонологически значимых единиц, которая определяется действующими в данном языке синтагматическими законами дистрибуции этих единиц. Синтагматические законы разрешают или не разрешают ту или иную сочетаемость или то или иное распределение фонем на синтагматической оси: в определенных позициях одни фонемы и их сочетания разрешены этими законами, а другие – не разрешены; в одних позициях могут выступать какие-либо определенные фонологически значимые единицы, а другие не могут. Так, например, в русском литературном языке действует синтагматический закон , который запрещает звонким шумным выступать в позиции перед глухими шумными и наоборот – запрещает глухим шумным выступать в позиции перед звонкими шумными; звонкие шумные запрещены и в абсолютном конце слова. Следовательно, если в позиции перед гласными, или, другими словами, в сочетании с последующим гласным, могут равно выступать звонкие и глухие шумные, то в позиции перед глухими шумными могут быть только глухие, а перед звонкими – только звонкие; в абсолютном конце слова могут быть только глухие шумные. Например: [кружок] - [пушок] и [кружка] - [пушка], [несу] - [везу] и [нести] - [вести], [пруда] - [прута] и [прут] и.д.т. Когда подобный закон обнаруживает свое действие в звуком составе разных форм одного слова или в разных образованиях от одного корня, позиционная мена выявляется наиболее ярко, но этот закон обнаруживает свое действия и вне таких образований, так как в русском языке может быть только такое распределение глухих и звонких шумных согласных на синтагматической оси.

В речевом потоке (т.е. на синтагматической оси фонологической системы) фонемы попадают в разные позиции, которые могут быть сильными и слабыми. Сильными позициями называются такие, в которых фонемы максимально различаются, т.е. в наибольшей мере способны различать слова и формы слов. Слабыми позициями называются такие, в которых фонемы полностью или частично перестают противопоставляться по разным признакам и, следовательно, их смыслоразличительная функция ослабевает или совсем исчезает. Рассмотрим сильные и слабые позиции для гласных и согласных фонем.

Гласные фонемы.

Сильная позиция – положение под ударением, именно под ударением различаются те 5 фонем, которые ранее были охарактеризованы по их конститутивным и дифференциальным признакам: гласные фонемы <и>, <у>, <э>, <о>, <а>, выступая в позиции под ударением и противопоставляясь друг другу, различают слова и формы русского языка. Например, д<а>л – д<о>л - д<у>л; в<е>с – вۥ<о>с – вۥ<и>с и т.д.



Слабые позиции – позиции без ударения, в них происходит позиционная мена фонем и различается меньшее количество фонологически значимых единиц. При этом гласные фонемы первого предударного слога и остальных безударных слогов характеризуется разным составом аллофонов.

фонема звук примеры звук
‹а› Λ сΛды́, мΛла́ Ъ па́лъчикъ, шъгΛмۥэ́р
’‹а› И э ч’и э сы, ¯ш’и э вۥэлۥ Ь пۥьтΛчо́к, вы́глۥьнул
‹о› Λ вΛда́, кΛса́ Ъ вы́къвътۥ, вълΛкно́
‹э› Ы э (э) ы э та́ж, ы э гза́мۥьн Ъ шъпΛто́к, кры́шъчкъ
’‹э› И э вۥи э сна́ Ь лۥьдۥи э но́ǐ, за́рۥвъ
После ж, ш, ц ‹э› Ы э жы э на́, цы э на́ шы э пта́л
‹у› У тупۥи́к, убра́тۥ У путۥи э во́ǐ
’‹у› У бۥуро́, чۥуло́к У бۥурΛкра́т, дۥа́дۥушкъ
(’) ‹и› → и, игла́, бۥилۥэ́т И инжы э нۥэ́р, ма́кۥи
→ ы дымо́к, жывоǐ Ы бытΛво́ǐ, жывΛпۥисۥьц


Согласные фонемы .

По звонкости – глухости (сильные позиции):

1) перед гласными (дом – том, кость - гость);

2) перед сонорными согласными (слой - злой);

3) перед [j] (съ ј езд – раз ј ъезд);

4) перед [в] (свой – взвой)

По звонкости – глухости (слабые позиции):

1) абсолютный конец слова (са[т], гро[п]);

2) перед шумными согласными (ска[с]ка – пля[с]ка, тра[ф]ка - ста[ф]ка);

По твердости – мягкости (сильные позиции):

1) перед гласным непереднего ряда (мать - мять);

2) в конце слова (граб - грабь)

По твердости – мягкости (слабые позиции):

1) перед гласными переднего ряда ([сۥ]ено – ру[кۥ]е, [пۥ]ена);

2) перед шумными согласными (ко[ф]ту – ко[ф]те, ла[м]па – ла[м]пе,)

© 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство