Как обрести покой в душе. Как сохранить душевный мир

Как обрести покой в душе. Как сохранить душевный мир

13.10.2019
В последние годы нам всё чаще приходится слышать о шокирующих терактах в странах, ранее казавшихся безопасными, о нетипичных природных явлениях и росте насилия по всему миру. Наряду с волнением за жертв конфликтов и бедствий, многие люди чувствуют беспокойство и за свою жизнь, за её привычный уклад. Как справиться с тревогой и сохранить мир в своей душе?.

Протоиерей Виктор Якушев , клирик прихода храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" г. Минска:

Живя в миру, сохранить мир в душе очень сложно, ведь нам обычно до всего есть дело. Почему святые уходили в пустыню, туда, где можно побыть в одиночестве и ни с кем не общаться? Они уходили, чтобы быть наедине с самими собой и ближе к Богу.

Современный человек встаёт утром и включает телевизор, чтобы посмотреть новости. По пути на работу, сидя в машине, мы также включаем радио и знакомимся с последними событиями. Чаще всего мы остаёмся к новостям безучастными, но некоторые из них нас пугают и будоражат, иногда и возмущают. Все сегодня разбираются в политике и все могут дать совет, как лучше поступить.

Какой из этого можно сделать вывод? Всего, что лишает мира в нашей душе, нужно избегать. Если человека беспокоят политические новости, он из-за этого не может спокойно спать и со всеми ругается, значит, смотреть такие новости не нужно.

Вообще, здесь речь идёт о таком качестве, как смирение. Смирение – то качество, когда мы спокойно воспринимаем всё, что происходит вокруг нас, особенно, когда это касается лично нас. Нас обижают, оскорбляют, а мы словно камень при дороге: его пнули и пошли дальше, а он остался лежать, никак не ответил. Вот и мы должны вести себя также, но это не получается делать, потому что это очень сложно. Но если человек старается, Господь даёт силы и укрепляет Своей благодатью.

Иерей Александр Кухта , клирик прихода храма святителя Димитрия Ростовского п. Михановичи Минского района:

В этом вопросе можно выделить два важных аспекта, первый из которых – количество зла в мире. Я не думаю, что в мире сейчас намного больше зла, чем две тысячи лет назад. Люди не так уж сильно деградировали, возможно, они в чём-то наоборот стали лучше, но в общей массе мы остались теми же эгоистами, что и две тысячи лет назад. С другой стороны, с помощью СМИ мы действительно получаем больше информации о том, что происходит вокруг нас, но правильное восприятие этой информации – это, пожалуй, вопрос самоконтроля. Многие из моих знакомых намеренно отказываются от чтения новостей просто для того, чтобы жить в удобном для себя мире, мире, который им нравится.

Второй аспект этого вопроса касается цели и идеи Христианства. Христианство в первую очередь обращено внутрь человека. Вспомните момент, когда Христос сказал апостолу Петру про Иоанна Богослова: "Что тебе до того? Ты иди за Мной". Как видите, подобная проблема была известна ещё две тысячи лет назад, и методы её решения остались теми же. Да, возможно, поменялись темп жизни и окружающие нас декорации, но смысл остался тем же.

Христианство за свою историю накопило большой опыт попечения о душе человека, поэтому так полезно знакомиться с хорошей христианской литературой. Такие книги бывают очень разными, поэтому единого рецепта здесь нет. Так или иначе, среди них попадаются настоящие жемчужины, которые учат нас мыслить по-другому, смотреть на этот мир по-христиански. Я в своё время начинал с книг Кураева, а потом в силу специфики образования меня очень поразил Ириней Лионский – отец Церкви, живший на границе 2 и 3 веков, который в своих произведениях как бы пытается оправдывать человека.

Все эти книги учат нас по-другому смотреть на мир, на окружающие нас события, учат нас понимать, насколько мы должны быть оторваны от повседневности и рутины. Мы принадлежим не сегодняшнему дню, мы – граждане вечности. Если этого не понять, то тогда действительно сложно воспринимать то, что происходит вокруг нас. Но если я смотрю на события с точки зрения вечности и в первую очередь смотрю за собой и на себя, то всё обретает несколько другой смысл. Христианство само по себе – очень фаталистическая религия, потому что уже было объявлено тысячелетия назад – корабль утонул, нам не спастись, мы сидим на дне. Мы ждём спасательную команду, и что-то делать самим бесполезно. По сути, зло в мире – это та самая катастрофа, которая с нами произошла. Вода потихоньку затапливает отсеки, и мы ничего с этим поделать не можем, наша задача – не паниковать и ждать Христа. Если во мне есть это знание, то пережить катастрофу мне будет проще.

Иерей Иоанн Ковалев , настоятель прихода храма Архангела Михаила в д. Новый Двор Минского района:

Вопросу о том, как сохранить мир в душе, несмотря на всё то зло, что происходит в мире, сейчас придаётся немало значения в Церкви. Мы живём в век информации, имеем возможность знать всё обо всём, и сейчас люди всё чаще встречаются с такими новостями, с которыми они не могут совладать.

Когда мы слышим подобную информацию, нам нужно стараться справляться с ней с позиции нашей веры и искать утешения в Боге, молиться Богу. Самой большой трагедией сейчас является то, что человеческая жизнь теряет свою ценность, мы забываем о многом из-за ценностей материальных. Думаю, что верующего человека такие события побуждают к остепенению, к непраздной молитве за пострадавших людей, к тому, чтобы мы научились тот мир, который мы имеем сегодня, ценить по-новому, и чтобы эти события не оставались каким-то негативным пятном на нашей душе. Но достичь этого мы можем только с Божьей помощью, и верующий человек должен в первую очередь осознавать, что мы имеем такой духовный потенциал, который просто не может нам позволить впасть в уныние и панику. Все эти события можно правильно понять только с позиции духовного самоотвержения, к которому нас подводит Христос.

Не хочется говорить, что подобные новости – знаки Апокалипсиса. Здесь правильнее сохранять спокойствие, потому что мы знаем, что для каждого человека есть свой личный апокалипсис – конец жизни. Эти события служат подтверждением словам Господа о трезвении и постоянной молитве, а также словам апостола Павла, призывавшего к доброделанию: "Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите". Сегодня эти слова звучат актуально, и именно в Боге, в Церкви и в духовной жизни мы можем найти ответы на все вопросы о том, что сегодня происходит в мире. Тогда никакая информация не сможет поколебать обычный ритм нашей жизни, ведь наша жизнь постоянно связана с определённым риском, и мы будем ориентированы на духовную стабильность, которую мы находим в вере. Эта духовная стабильность, с одной стороны, не будет позволять нам оставаться безучастными к этим событиям, и, с другой стороны, не будет позволять панике и отчаянию овладеть нашим сознанием – церковным сознанием, которое зиждется на живой вере в Бога.

Надежда Филипчик/

8 23 027 0

Каждый человек безудержно бежит по жизни: пытается следовать поставленным целям, соответствовать запросам общества, переступать через трудности и преграды… Если он периодически не останавливается в этой нелегкой гонке, очень скоро он выдохнется, и тогда проблемы лягут на его ослабшие плечи новым грузом. Неужели нет выхода из этого замкнутого круга? Есть, нужно только заставить себя сойти с дистанции и прислушаться к своим ощущениям. Это поможет обрести душевную гармонию и покой, найти истинные ценности в жизни. Возьмите себе на заметку следующие советы.

Вам понадобятся:

Замечаем положительные стороны

Всем давно известно, что жизнь для каждого человека играет теми красками, какими он ее раскрашивает. Если постоянно зацикливаться на трудностях, то о душевном покое можно забыть. Настройте себя на то, что из любой проблемы можно извлечь полезный опыт.

Не пасуйте перед трудностями. Воспринимайте проблемы и противоречия как новый толчок вашего развития, перешагнув через который, вы окажетесь на ступеньку выше.

Иногда полезно просто абстрагироваться от проблем. Живите сегодняшним днём и радуйтесь тому, что вокруг так много маленьких прелестей: чашка ароматного кофе по утрам, красивые восходы и закаты, крепкие объятия своих детей и искренний детский смех… Тогда вам не нужно будет ломать голову над тем, как обрести душевное равновесие и спокойствие – они сами вас найдут.

Выйдите из образа жертвы

Этот совет дополняет предыдущий. Настройтесь на жизнь в новом образе – победителя и успешного человека. Не ждите со всех сторон критики и осуждающих взглядов. Даже если таковые и проскользнут, правильно их оцените: люди часто критикуют окружающих, чтобы самоутвердиться в собственных глазах. Избавьтесь от влияния общественного мнения, и эта внутренняя независимость подскажет вам, как обрести душевное равновесие.

Используйте физические возможности

Психологами доказана прямая связь между физическими упражнениями и психологическим состоянием человека.

Можете провести эксперимент: если вы чувствуете подавленности и беспокойство, выйдите на улицу и займитесь лёгкой пробежкой или зарядкой. Вы сразу почувствуете бодрость, прилив сил и увидите свои проблемы растворившимися где-то за пределами сознания.

Не забывайте и о том, что можно заставить свое тело работать на вас. Чаще примеряйте улыбку на себя, и она прочно закрепится у вас не только на лице, но и в мыслях.

Представьте, что вам поручили в театре сыграть роль спокойного и уверенного в себе человека, довольного жизнью. «Наденьте его костюм»: приосаньтесь, гордо поднимите голову, выработайте твердый взгляд, пройдитесь легко и спокойно.

Также поработайте и над своей речью. Очень скоро организм перестроится на вашу «волну», и вам не придется играть.

Развивайте в себе чувство юмора

Смех помогает нам пережить неблагоприятные моменты. Это настоящая панацея от разного рода психологических болезней. Постоянно улыбайтесь и старайтесь смотреть на жизненные ситуации с юмором. Или по крайней мере чаще общайтесь с людьми, которые легко относятся к жизни и могут в вас «вдохнуть» душевное равновесие и гармонию.

Больше отдавать и прощать

Если человек открыт для мира, то ему легче переносить свои невзгоды. В общении мы находим отдушину, изливая свои неприятности и освобождая израненную душу.

Еще одно важное замечание: не делайте из окружающих врагов или ваших должников. Великодушно прощайте их и старайтесь дать другим людям больше, чем требовать или ждать от них.

Вы сразу почувствуете, как уйдет груз неразрешенных конфликтов, который давил на вас все это время. Это – один из беспроигрышных способов, как обрести покой.

Если вы присмотритесь, то увидите, что вокруг вас немало людей с ещё большими трудностями. Поддержите этих людей, помогите им вместо того, чтобы страдать от своей тяжелой жизни. Это также наполнит вас ощущением легкости и уверенностью в себе.

Молитва - отдых для души

Прекрасный отдых для человека, дорогие мои, - посвятить пусть и немного времени в своей жизни . Если после изнурительного дня ей будет посвящено немного времени и человек освободит себя, чтобы приобщиться Духу Божию, Духу Святому, который есть в Церкви, щедрому и изобильному, тогда он действительно полноценно отдохнет. Ведь отдых - это не когда мы долго спим или совершаем разные путешествия. И это тоже, конечно, отдых для тела. Но отдых для души, духовный отдых, гораздо важнее и значительнее. Человек по-настоящему отдыхает, когда научится живой связи с Богом.

Я говорю это, потому что каждый замечает, сколь дивный покой обретает дух человека во время святых богослужений Церкви (как было на молебном каноне ко Пресвятой Богородице, который мы с вами пропели). Насколько эти священные тропари, сочиненные святыми, имевшими опыт познания Святого Духа и присутствия Божия в своем сердце и выразившими именно этот опыт в церковной музыке, тропарях, песнопениях, помогают духу человека взойти к Богу и приобщиться Духу Святому. Его же дарует Господь ищущим и жаждущим Его. Всё это дает нам верное ощущение присутствия Божия, отдохновения, верное ощущение, если можно так выразиться, увеселения, развлечения. Я абсолютно уверен в том, что от одной настоящей , от одной службы, от одного священнодействия в храмовом пространстве ты отдохнешь так, как невозможно отдохнуть в лучших развлекательных центрах, куда ходят люди, - они покидают их еще более уставшими, чем пришли, более нервозными. Порой они так возбуждены, что один убивает другого.

И странно слышать, когда кто-то говорит: ну уж сегодня, когда можно и ночи проводить в развлекательных центрах, люди должны бы быть спокойными, радостными, улыбчивыми всякий день. Да, они лишь только встанут с постели, нажимают кнопку, включают радио, начинается шум и гам, они давай подпевать, и так с самого утра, как проснутся, уже на взводе! Иногда ни свет ни заря мы спускаемся на машине из монастыря и видим, как по малейшему поводу они кричат, задирают друг друга, ругаются, вот-вот подерутся. И ты спрашиваешь себя: что с ними случилось? еще ведь только утро… ну, в конце концов, был бы вечер… А то раннее утро, семь часов, они еще не продрали глаз, а уже на нервах. Где они были? Они, возможно, всю ночь провели в развлекательных заведениях, откуда ушли поистратившись, так что вернулись домой в еще худшем состоянии, чем были накануне!

Входит человек, выходит ангел

В Церкви такого не бывает. « , - говорит в прекрасном слове святой Иоанн Златоуст, - …ты хочешь узнать, что есть Церковь и в чем ее чудо? Это очень просто. Оглянись вокруг себя или зайди в церковь - и ты увидишь, что церковь - это такое место, куда входит волк, а выходит ягненок. Ты входишь в церковь волком, а выходишь ягненком. Входишь разбойником, а выходишь преподобным, входишь разъяренным, а выходишь кротким, входишь грешником, плотским, а выходишь духовным, входишь человеком, а выходишь ангелом». И поправляет себя: «Что я говорю: ангелом?! Разве только ангелом? Ты входишь человеком, а выходишь богом по благодати!» Вот что такое Церковь.

И действительно, это неоспоримый факт: человек в церковном пространстве, в атмосфере песнопений и молитв обретает безмятежный покой. Потому что, как вы знаете, в Православной Церкви есть великие службы, и она, прежде всего, Богослужебная, и весь «терапевтический курс», которым она воздействует на человека, души людей, - это курс лечения богослужением. Я вспоминаю, как на Святую Гору (и вообще я замечал это на протяжении всей моей монашеской жизни) приходили жить в монастырь люди. Какие они были дикие на вид! На их лицах отражалось их внутреннее одичание - дикий нрав, дикий взгляд… После того, как они проводили день-два на Святой Горе, в монастыре, посещали службы, то потихонечку на их лицах вырисовывались сладость и кротость благодати Божией. И несмотря на то, что они были просто паломниками, Дух Божий всё равно воздействовал на них, они успокаивались и стяжевали подлинное умиротворение.

А многие говорили: мы едем на Святую Гору, в монастырь, и даже если мы не получим особой пользы, то по крайней мере выспимся на славу, так прекрасно спится в монастыре, как нигде больше за его стенами, а то мы не можем ни покоя найти, ни чего другого. И не потому, что в монастыре тишина. В миру тоже у них была тишина. Но потому, что в монастыре был покой, покой духовный. Этот контраст был столь резким, что его можно было заметить невооруженным взглядом. Иногда я забавлялся над ними (некоторые из них думали, что все мы на Святой Горе имеем дар прозорливости и лишь посмотрим на человека, видим его насквозь)! Но это могли святые - а кто такие мы?! И вот как-то раз пришли, наверное, 25 человек. Я говорю им: «Хотите, я сейчас вам скажу, кто из вас пришел впервые, а кто уже бывал здесь?» Они говорят: «Да, отче, скажи нам». Я посмотрел на их лица - и правда, по ним сразу можно было определить тех, кто на Святой Горе не впервые, они имели другие лица в сравнении с остальными. И я сказал: «Вот ты, ты, ты, ты, ты уже был». И оказался прав, всё угадал! И так приобщился славе прозорливца! (Смех.) Хотя был как те факиры, что в реальности шарлатаны!

Бог - надежная опора в жизни

Поэтому научиться есть благословение Божие! Поэтому вам нужно научиться молиться, дорогие мои, ведь в вашей повседневной жизни, как ни крути, вы встречаете множество трудностей и разочарований, многие находятся в тупике. По крайней мере, из своего непродолжительного общения с вами я вижу, что у вас есть немало безвыходных ситуаций, проблем, вопросов, сильная тревога. И даже мрак, который порой проникает в юношескую душу, и человек не знает тогда, ни кто он сам, ни что он делает, ни куда идет, ни чего хочет - не знает ничего.

Это все излечивается, когда человек начнет молиться. Когда человек начнет молиться, он получает силу от молитвы. есть свет, потому что Сам Бог есть свет. И свет Бога начинает постепенно растворять духовную тьму. А если иногда мрак упорствует в душе человека, это происходит потому, что добрый Бог, как врач, желает исцелить душу смирением, научить человека смиряться. И нам необходимо научиться получать эту силу, чтобы переплыть море нашей жизни и преодолеть трудности, имея надежную опору.

Другие опоры, которые существуют сегодня: нашего здравого смысла, наших денег, нашего здоровья, нашей силы, другого человека, нашего ближнего, нашего друга, нашей подруги, нашей супруги и т.д., - это опоры, которые тоже хороши, но они не надежны, потому что подвержены разрушению и изменению. Изменяются люди, изменяется окружающий нас мир из-за тех или иных событий, из-за тех или иных обстоятельств. Единственная надежная опора, неизменная опора, есть вера в Бога. Бог не меняется никогда. Он не теряется, не изменяется, не разочаровывает человека, никогда не предает его. Бог не оставляет Свои деяния незавершенными и наполовину сделанными, но доводит их до конца, потому что Бог Сам совершенен! Так часто, когда вы сталкиваетесь с неудачами, особенно сейчас, когда вы учитесь, с неудачами на экзаменах, на занятиях, вам нужно научиться этой силе молитвы, чтобы быть выше неудач, подобно самолету, который летит над облаками во время грозы. Он взмывает ввысь, и ему ничего не страшно; гроза бушует, но она не достигает той высоты, где он летит, потому что у него есть «сила», которая позволяет ему преодолевать подобные ситуации.

Пожелай мне неудачи!

И тем более в Церкви Бог дает силу не только для того, чтобы преодолевать наши , но и для того, чтобы извлекать из этих неудач духовную пользу. И порой неудача становится лучшей из удач! Потому что имеет такие благотворные воздействия на душу человека, на его личность в целом, которые зачастую человеку необходимы. Я могу сказать, что крайне необходимо научиться переживать неудачи. Неудачи очень важны для человека. Нам повсюду желают «доброй удачи», а нужно, чтобы хотя бы иногда нам желали «доброй неудачи», чтобы мы знали, что нам нужно готовиться к неудачам, а не привыкать к тому, что всё должно быть так, как мы того хотим. И лишь возникает малейшее препятствие, бежим к психологам и психиатрам, наша голова забита тем, что у нас «психологические проблемы». Голова наша забита «психологическими проблемами», наш карман - пилюлями, а карман психолога - деньгами. «45 минут стоят 15 лир», - говорит он вам! Вы знаете, некоторые психологи меня недолюбливают, потому что я увел у них клиентов! (Смех.) Когда я услышал об этом, то сам удивился - позавчера мне рассказал один психолог о разговоре, бывшем в его профессиональном кругу о том, что некоторые из-за меня потеряли клиентов. Но это действительно драматическая ситуация: человек, утопающий в своих проблемах, приходит к врачу, а тот смотрит на часы. И как только истекут 45 минут, говорит: «Смотри (а тот, бедняга, исповедует ему свою жизнь), хочешь, перейдем на второй час? Посчитай, а иначе оставайся в своей бездне и приходи в другой раз!» Несмотря на все это, мы часто обращаемся к психологам. А есть ли в этом необходимость и какая именно? Люди платят за то, чтобы поговорить, они платят за то, чтобы их выслушали. Вы представляете, до чего мы докатились. То есть в сколь трудной ситуации находятся люди, что они идут на это! А всё потому, что потеряли общение с Богом.

Молитва показывает смысл жизни

Бог просит нас, побуждает нас, умоляет нас, принуждает нас, чтобы мы беседовали с Ним! Вы видите, что Он говорит? Просите, ищите, стучите в дверь - и вам откроют. Всё, что вы попросите, даст вам Бог. И если мы научимся молиться, тогда мы стяжаем мир в наших душах. И этот душевный мир есть та сила, которая не дает человеку утонуть. Так человек, который учится молиться, осознает и очень хорошо, в чем смысл его жизни. Он обретает смысл жизни, и в этом смысле есть место и для его неудач.


В наше время такие грехи, как гневливость и раздражительность, весьма распространены даже среди верующих. Не зря старец Алексий Зосимовской говорил одной супружеской паре: «Я вам не желаю ни богатства, ни славы, ни успеха, ни даже здоровья, а лишь мира душевного. Это самое главное. Если у вас будет мир, вы будете счастливы». Однако душевный мир необходимо отличать от мира духовного, то есть дара Божия. В одном из писем архиепископ Феофан (Быстров) написал: «Вы спрашиваете о мире душевном: приходит ли он совне или зависит от усилий самого человека и является своего рода искусством жить мирно? Нужно различать мир душевный и мир духовный, благодатный. Благодатный мир есть дар Святого Духа, а мир душевный зависит от нас самих...» Авва Дорофей учил оставлять всякое дело, если оно грозит потерей внутре ннего «устроения», то есть мира души.

Поговорить о душевном мире и его стяжании мы решили с иеромонахом Иосифом (Короле вым), настоятелем храма Покрова Прес вятой Богородицы на Высоком, подворья Св ято-Пафнутьева Боровского мо настыря.

- Отец Иосиф, насколько важно для православного человека стяжать душевный мир?

Господь заповедовал: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам», «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обременении, и Я упокою вас», «...Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим». И апостол Павел говорит, что плоды Духа - это «любовь, радость, мир...» Этот мир человеку дается от Бога. Мешают стяжать этот мир страсти человеческие, которые мучают каждого. Не какие-то обстоятельства бывают причиной внутреннего неустройства души, хотя человек часто пытается бороться именно с ними. Душевный покой и сердечный мир можно найти только внутри себя, живя по заповедям Божиим.

Если рассмотрим слово смирение, то там тоже корень «мир». А смирение, как известно, - одна из главнейших добродетелей христианина. Господь призывает нас быть подражателями Ему, научившись от Него смирению Это главное качество христианина.

- «Ирини» - по-гречески «мир», благодатный духовный мир души, мир от Бога.

Да. «Ирини» - мирное, безмятежное, бесстрастное состояние духа. Есть и другое понятие «исихия» - «тишина».Слово «исихия» употребляется применительно к подвижникам, которые стремятся достичь внутренней тишины. В миру это не представляется возможным. В поисках исихии надо жить где-нибудь на Афоне в полнейшем уединении.

- В начале утреннего молитвенного правила есть замечательные слова о том, что перед тем, как начать молитву, нужно свои чувства привести в тишину.

Да, но не всегда это получается. Часто бывает, что только в процессе молитвы у человека наступает успокоение. Кто-то из святых отцов сказал: что длинные молитвенные правила нужны, чтобы мог человек отойти от суеты и успокоиться. Краткость тоже нужна, но одна из целей тех же долгих всенощных бдений и других пространных молитвословий - отрешиться от суеты и приобрести душевный мир.

- Можно ли такое внутреннее состояние тишины, образно говоря, «включать» в течение дня?

Нужно к этому стремиться. Сохранять спокойствие постоянно, при любых обстоятельствах - одна из основных задач христианина.

- Как, несмотря ни на что, сохранять внутренний мир?

Это приходит с опытом. Главная помеха здесь - страсти и, прежде всего, гнев. Святой Иоанн Лествичник говорит: «Начало безгневия - молчание уст при возмущении сердца». То есть прежде всего необходимо сдерживать свои уста, когда что-то выводит из внутреннего равновесия. И когда мы раз за разом таким образом побеждаем себя, то приходит внутреннее успокоение. Стяжание внутреннего спокойствия начинается с внешнего, как и любая другая добродетель. Каждое сопротивление страсти ослабляет ее, и, наоборот, всякое потакание греху усиливает его действие. Это и есть духовная борьба. Постепенно такая внутренняя работа входит в привычку, а точнее, становится определенным состоянием души человека, несмотря на вражеские нападения через людей или обстоятельства.

- Как спокойствие-равнодушие отличить от «православного» спокойствия?

Богоугодное спокойствие основывается на смирении. У аввы Дорофея есть пример, когда у одного монаха спросили, как ему удается сохранять спокойствие, а он ответил: «Что мне на этих псов обижаться?..» Если человек - христианин, то он никого не осуждает, ни о ком плохо не думает, считая себя недостойным рабом Божиим. И на основании этого воспринимает все события спокойно, как посланные от Господа. Он благодарит Бога за все жизненные обстоятельства, даже за скорби. И мир в его душе сохраняется.

Всегда необходимо помнить: Господь ведет нас ко спасению разными путями, и часто человек должен пройти через скорби и страдания для очищения своей души.

- В народе говорят: «Что Бог ни делает - все к лучшему», и в Слове Божием написано: «любящим Бога... все содействует ко благу».

Через искушения и скорби человек должен обрести мир душевный.

- После исповеди вы говорите прихожанам, чтобы они шли домой в спокойствии и старались сохранять это состояние?

Конечно. Об этом же говорю и в процессе исповеди. Например, часто супруги пытаются воспитывать друг друга, выплескивая при этом свои гнев и раздражение. Но главное для семейных отношений - хранить мир. Здесь мы уже говорим не о внутреннем мире, а о мире в семье. Нужно уметь уступать в житейских мелочах. Более духовному супругу лучше смириться, и его вторая половина начнет исправляться, глядя на христианское поведение другого. В этом смысле смирение, душевный мир - важнее всех семейных обстоятельств. Все Господь потом устроит во благо. Нередко из-за пустяшной мелочи начинается ссора, а лучше уступить и сохранить мир.

Если же кто-то борется за правду, хочет добиться справедливости, то и это необходимо делать, сохраняя внутренний мир. Будет неправильным отстаивать правду с чувством раздражения, неприязни, злобы, вражды. Это уже от лукавого. Когда даже правое дело делается без душевного мира, оно не приносит пользы человеку, а только вред.

- Как вы считаете, почему в миру очень много раздражительных людей?

Всему виной человеческая гордость: кто-то, например, считает себя лучше другого, потому раздражается и не может успокоиться. Не принимает все как волю Божию. Раздражительность - это отсутствие смирения. Смиренный же человек все спокойно воспринимает.

- Сложно ли священнику исповедовать людей?

Если у батюшки есть контакт с исповедующимся, если он видит, что у человека наступило облегчение после таинства, то это приносит радость и удовлетворение священнослужителю. Так чаще всего и бывает. К нам в монастырь приходят люди со своими скорбями и проблемами, тем не менее, мы пониманимаем друг друга. Когда человек чувствует, что священник его понимает, то обоим становится легко: и священнику, и исповедующемуся, и после духовной беседы человек уходит со спокойной душой и хорошими чувствами.

- Наверное, батюшка больше устает, если исповедь не складывается?

Бывают разные люди. Если они наши прихожане, те, кто на причастие приходит каждую неделю, - это одно. А с теми, кто приходит на исповедь первый раз или приезжает издалека, - сложнее. У нас много прихожан-паломников, и с Божьей помощью стараемся помогать им решать их проблемы.

- Некоторые светские люди под душевным спокойствием понимают довольство собой. Это же неправильно?

Конечно. Никогда нельзя быть довольным собой. Это противоположно смирению: гордыня, духовное самолюбование приводят к состоянию прелести и падения.

- Одна девушка начала воцерковляться, а семья была против. Она обратилась к батюшке, а он ей сказал, что главное в семье - мир, и лучше пока не ходить в храм, а священник и прихожане будут за нее молиться.

Компромиссы нужны, конечно. Но каждая ситуация индивидуальна. А если говорить в общем: в воскресный день надо, несмотря ни на что, идти в храм. Но я согласен, что не должно быть конфликтов и скандалов в семье. Бывает, человеку явно мешают идти к Богу. В какой-то ситуации, возможно, нужно и потерпеть «гонения» от родственников. Родители той девушки постепенно успокоятся, в какой-то степени через них действует лукавый. Нельзя потакать этому, отказываясь от спасительной веры Христовой.

- А если человек расстроен, получил неприятное известие. Как ему успокоиться?

Нужно помнить, что все посылается от Бога, и благодарить Его за все. Есть даже акафист «Слава Богу за все». Надо стараться спокойно относиться к разным обстоятельствам жизни. Но некоторые из них мы не можем воспринимать спокойно, поскольку мы живые люди. Потерю родственников или другие скорбные обстоятельства человеку свойственно воспринимать эмоционально. Но в отличие от неверующих, мы не должны впадать в панику, доходить до отчаяния и заставлять страдать других. В молитве и уповании на Бога мы черпаем силы.

- Как тем, кто живет в миру, отойти от суеты?

С утра хорошо читать молитву оптинских старцев, где есть такие слова: «Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день...» Надо помнить о том, что все происходит по Промыслу Божию. Как сказано в той же молитве оптинских старцев: «Господи, во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой...». Если человек это понимает, то все воспринимает правильно. Если, допустим, на работе, человек ведет себя спокойно, то и другие вокруг него будут успокаиваться. Как преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся...»

- Кстати, как правильно понимать «дух мирен»?

Это духовный мир, который ничем не возмущается, ничем не раздражается. Это не душевное состояние, а духовное. Оно достигается именно борьбой со страстями, годами непрестанной внутренней работы над собой. Когда человек благодушно терпит оскорбления, не помнит зла и правильно воспринимает неприятности в жизни, то постепенно доходит до состояния, когда со спокойствием и благодарностью относится ко всему, что с ним происходит.

- Следовательно, существует прямая зависимость между духовностью и спокойствием. Чем человек духовнее, тем должен быть спокойнее.

Да. От природы по темпераменту все люди разные. Кому-то это бывает тяжелее, кому-то легче.

- Святой Ефрем Сирин писал, что сам поначалу был весьма раздражительным...

Тем не менее, все мы должны стремиться к приобретению душевного мира. А страсти у каждого свои, и с ними нужно бороться.

- Способствует ли обретению спокойствия физическая нагрузка, например, занятия спортом?

Да. В городских условиях сейчас нет иного способа дать телу достаточную физическую нагрузку, кроме как с помощью физкультуры. А вообще святые отцы всегда советовали трудиться. В молитве человеку тяжело успокоиться, а в труде он находит успокоение от помыслов и суеты. Это одно из средств. Молитва и труд приводят к состоянию внутреннего успокоения. Молиться бывает тяжело, особенно в состоянии, когда человек раздражен, а труд успокаивает.

Если навязчивые мысли не дают человеку покоя, как с ними бороться?

Они бывают разных видов. У святых отцов об этом можно почитать. Есть хульные помыслы, в которых подробно не исповедуются, а есть навязчивые. Все люди разные. Например, у женщин часто бывает очень развита мнительность, тяжело им бывает от этого уйти. Святые учат: если хульные помыслы приходят, то говори: «Не мое это, не принимаю». Это состояние не от Бога, поскольку дурные мысли человеку всевает враг рода человеческого. Греха в этом нет.

От многих невоцерковленных людей приходилось слышать: «Когда заходим в храм поставить свечку, все успокаивает, умиротворяет».

Этому способствует атмосфера храма - Царства Божия на земле. В любом храме это чувствуется. Заходя туда, человек попадает в другой мир. Дом Божий, даже среди суетной Москвы и любого большого города, как островок умиротворения. Когда люди туда заходят хотя бы поставить свечу, то, по-мирски говоря, они «заряжаются» благодатью. Мы это объясняем духовно: побыв в храме даже несколько минут, люди получают от Бога благодать, выходят уже другими. От сердечного настроя человека тоже многое зависит. Он может прийти в храм просто формально, тогда благодать не коснется его: Бог зрит на наши сердца. Если человек готов принять благодать, милость Божию - он принимает. Чаще всего в монастыре мы видим хороших людей. Благоговейные к нам люди приходят, потому и получают просимое от Бога, и изменяются к лучшему.

Еще успокаивает, когда думаешь о другом человеке только хорошее, видишь в нем только положительные черты.

Да, особенно, если это касается наших близких или сослуживцев. Конечно, видеть в людях необходимо только хорошее, понимая при этом: у каждого свои недостатки.

Тем более, что Бог дает силу быть любящим и добрым.

Да. В каждом человеке мы стараемся видеть образ Божий, его хорошие качества и не замечать ничего плохого. А если видим что-то негативное, то относимся к этому как к немощи человеческой, как к болезни. Например, видим, что в миру молодежь грех творит, но у нас нет плохого чувства. Есть чувство жалости, сострадания. Жалко поколение, которое пропадает. Мы любим грешника, но ненавидим грех.

А если творить Иисусову молитву, это тоже способствует спокойствию?

Да. Некоторые святые отцы говорят, что заниматься умным деланием тяжело, сложно и даже опасно - можно в прелесть впасть. Но есть опыт святых отцов, которые советуют, как правильно это делать. Известно, что оптинские старцы благословляли своих уже воцерковленных духовных чад заниматься Иисусовой молитвой. Очень большую силу она имеет. Помогает, прежде всего, успокаивать свои страсти, находить душевный мир во всех обстоятельствах. Она краткая, поэтому ей удобно молиться в течение дня. Человеку легче сосредоточиться на словах краткой молитвы, чем длинной. В миру, конечно, сложно этим заниматься, но все равно к этому призывают все, про это много книг написано, «Добротолюбие для мирян», например.

Читал о том, что помогает обрести душевный мир богомыслие. Что это такое?

Это чтение Священного Писания, духовной литературы и размышление о Божественном. Если какое-то слово Священного Писания касается сердца человека, то святые советуют остановиться и поразмышлять над ним.

И вообще чтение Священного Писания и духовной литературы успокаивает. Конечно, иной раз тяжело бывает человеку приступить к душеполезному чтению, но все равно надо понудить себя к этому. Надо потрудиться. Чтение очень помогает.

Православный психотерапевт Д.А. Авдеев советует для успокоения научиться переключать внимание: «Переключение - простой и эффективный прием. Все знают, как успокаивает прогулка по лесной тропинке (послушать пение птиц, полюбоваться цветами) или занятие рукоделием. Одному доставляет радость работа на даче, другому - встреча с другом. Умение отдыхать с пользой для души - премудрость, которая стоит того, чтобы ею овладеть. Уединение и безмолвие совершенно необходимы. Каждому из нас нужно на время уединяться (хотя бы на полчаса), безмолвствовать, привести в порядок мысли, помолиться в тишине, отключиться от повседневных забот, побыть наедине с Богом и самим собой».

Конечно, нужно уметь отвлекаться. Бывает, поговорил с кем-то человек, поспорил, и начинает внутри себя переживать заново ситуацию: почему я это не сказал, так не сделал и т.д. Чаще всего это ни к чему хорошему не приводит. И вообще житейские споры не приводят ни к смирению, ни к добру. Когда беседуют два смиренных человека, готовых друг друга услышать, истина может и родиться. Но это редкий случай. А когда они не слышат друг друга, истина не родится. Мы это часто видим. Просто общаюсь с супругами, иногда мирю их.

А чаще обращаются женщины или мужчины по поводу разногласий в семье?

Когда один священник венчал пару и ведет ее, то бывает по-разному. Хорошо, когда к одному священнику ходят муж и жена. Если жена одна ходит - это сложнее. В таком случае просто говорю ей, чтобы смирялась, терпела. Когда один человек начинает исправляться, то и другой исправится. Но надо прийти к этому состоянию смирения.

А обращаются ли к вам, допустим, свекровь с невесткой по случаю разногласий?

Отец Андрей Ткачев говорит, что современные родители нарушают заповедь Божию: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей». А родители вмешиваются в отношения детей-супругов. Даже часто разрушение браков происходит из-за этого.

В таких случаях говорим, что если есть возможность - нужно жить отдельно от взрослых детей. А нет такой возможности - с любовью терпеть, молчать. Раз Господь такой крест послал, то надо его нести. Значит, такой период жизни, надо потерпеть... Раньше наши родители, бабушки, дедушки жили в одном доме и по двадцать человек - нормально, дружно жили.

А что вы еще хотели бы сказать по нашей теме?

Без мира душевного никакая добродетель не принесет пользы, никакое дело не совершится во благо. Мир в душе должен быть в любой ситуации. Это особенно необходимо в современном обществе, где кипят страсти и суета.

Беседовал

Андрей Сигутин

Душа человека устроена так, что она постоянно нуждается в . В монашеской среде мы часто спрашиваем друг друга: «Ну что, отец, ты обрел покой? Тебе здесь нравится?» Предположим, что в этом монастыре я обрел покой, здесь успокоилась душа моя, а в другом - нет. Даже если я не могу обрести покой на каком-нибудь месте, - это вовсе не значит, что вокруг меня невыносимая обстановка, просто лично меня она не устраивает, не приносит мне успокоения.

Вот этого «успокоения» и ищет наша душа. Оно является точкой опоры, спасательным кругом, который нам подает Христос посреди водоворота повседневности. Как выразился один святой Церкви: «У нас кружится голова от морской болезни, от шторма и бури вещей мира сего!»

Но вот, посреди шторма и бури грядет Христос, подает нам руку и вытаскивает нас из пучины, говоря: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы» (Мф 11:28). А затем говорит нечто очень важное о том, каким образом мы можем обрести покой. Он говорит: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф 11:29). Христос призывает нас научиться этим добродетелям непосредственно у Него Самого. Только таким образом человек может обрести истинный покой.

Действительно, кто в конечном итоге обретает мир и душевное успокоение? Только смиренный человек! Нам же, горделивым, самолюбивым и эгоистичным, очень сложно обрести истинное душевное умиротворение, потому что мы сами препятствуем Христу взять нас в Свои объятия. Мы сами не хотим ввериться Ему. Мы либо боимся Бога, либо не доверяем Ему, думая так: «Нет, я сам все устрою! Я сам разберусь в своей жизни, буду все держать под контролем, чтобы быть уверенным, что все идет должным образом».

Господь нам заповедал разумную заботу о насущном, но забота эта не должна поглощать все наше время, нанося ущерб нашим душам

Разумеется, Господь вовсе не желает, чтобы мы пустили все на самотек, относясь ко всему безразлично, уподобляясь бездейственным лентяям. Напротив, Христос нам заповедал трудиться над собой и бороться со своими , немощами, недостатками и жизненными обстоятельствами. Господь нам заповедал разумную заботу о насущном, но забота эта не должна поглощать все наше свободное время, нанося ущерб нашим душам. Заботясь о необходимом, мы должны быть внимательными, чтобы нас не унес стремительный круговорот вещей преходящего мира сего. Если ты сделал все от тебя зависящее, превзошел свой человеческий предел и истощился душевно (если можно так выразиться), то отойди в сторону, предоставляя Богу устроить то, чего ты сам сделать не в силах.

Чтобы не утомлять вас только лишь одной теорией, я расскажу вам пару историй, чтобы на деле показать, как простые люди в повседневности переживают это доверие самого себя и своей жизни Богу.


В разговоре я спросил его:

Отче, не страшно тебе было подниматься и спускаться по отвесным скалам в свою пещеру, держась за цепи?

Конечно, было страшно! Очень! - ответил он.

В первый день, как я пришел сюда, я сказал себе: «Вот это да! Куда я забрался!» Когда я осилил этот опасный спуск, с собой у меня был только один хлеб и небольшой пакетик с маслинами. Я подумал: «Ну, хорошо! Сегодня, завтра и послезавтра я буду питаться этим хлебом. А потом что?» И меня охватило такое уныние, когда я осознал, что у меня с собой абсолютно ничего нет, чтобы жить в этом пустынном месте. Насколько хватает глаз, вокруг только обрывистые скалы и море, а я здесь совершенно один.

Но прошло уже 25 лет, и Господь ни разу не оставлял меня своим попечением. У меня до сих пор осталась часть этого хлеба, и я храню его как память, не только потому, что я не успел его тогда съесть. Он даже совсем не испортился.

Действия, которые предпринимает Бог по отношению к человеку, несравненно эффективнее немощных предприятий человека

На этих примерах мы можем видеть, как Господь заботится о человеке, вверившем свою жизнь Богу со . Любой человек, предавший себя и свою жизнь в руки Божии, может опытно удостовериться в том, что Господь, промышляя о человеке, не остается в бездействии. С этого момента Бог берет ответственность в свои руки. И все действия, которые предпринимает Бог по отношению к человеку, несравненно эффективнее немощных предприятий человека. Со своей стороны, мы, конечно, должны делать все зависящее от нас, все, что в наших силах. Чтобы наша совесть была чиста и спокойна. Но предпринимаемые нами действия не должны доставлять нам душевного вреда и причинять нам чрезмерное беспокойство. Человек должен сказать сам себе: «Все! Больше в этой ситуации я ничего сделать не могу!» И с того момента, как ты предаешь свои скорби, печали, проблемы, своего ребенка, свое здоровье, свое экономическое положение и состояние, все то, о чем ты беспокоишься, Богу - Бог являет тебе свою помощь, присутствие и заступничество.

Кто из верных чад Господа может сказать, что надеялся на Господа и посрамился? - Никто!

Это происходит обязательно, даже если события развиваются не так быстро, как тебе бы хотелось. Если тебе кажется, что Бог «молчит» и бездействует, а ты пребываешь верным Ему, тогда Господь обязательно явит Себя чудным образом. Священное Писание речет: «Надеющиеся на Господа не постыдятся». «Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование - Господь» (Иер 17:7). «На Тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавлял их; к Тебе воззвали они, и были спасаемы; на Тебя уповали, и не оставались в стыде» (Пс 21: 5-6). Кто из верных чад Господа может сказать, что надеялся на Господа и посрамился? - Никто!

Конечно, кто-то может возразить, что очень часто получается не так, как я этого хотел… Но если такой человек имеет доверие к Богу, то, тщательно рассмотрев обстоятельства своей жизни, он увидит, что в конечном результате все устроилось так, как ему это было полезно.

© 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство