Этические идеи гегеля. Гегель о разграничение понятий морали и нравственности. Выходные данные сборника

Этические идеи гегеля. Гегель о разграничение понятий морали и нравственности. Выходные данные сборника

Принцип историзма, проводимый Г.В.Ф. Гегелем (1770 – 1831), позволил осуществить поворот от этики внутренней убежденности к социальной теории морали. В отличие от Канта, Гегель ориентирован не на выявление автономии морали, а на установление ее значения в системе общественных отношений.

У Гегеля этика представляет собой философию права и включает: абстрактное право, мораль, нравственность, к которой относятся: семья, гражданское общество, государство. Он признаёт объективную закономерность развития нравственности в области духа, показывает связь с политикой и экономикой, социальными и религиозными отношениями. Однако Гегель провозглашает нравственность движущей пружиной всего общественного развития, поставив тем самым «на голову» все социальные отношения.

Необходимым условием и основой нравственности Гегель считает свободу воли. В своём диалектическом развитии она проходит три стадии: природную волю; произвол; разумную волю. Нравственная свобода есть познанная историческая необходимость. Индивидуальная воля должна подчиняться всеобщей, в конечном счёте – государству.

Все поступки людей имеют своими намерениями удовлетворение потребностей, склонностей, страстей. Удовлетворенные намерения он именует благом. Без реализации блага субъект не может исполнить свой моральный долг, который, по Гегелю, состоит в том, чтобы «иметь понимание добра, сделать его своим намерением и осуществлять в своей деятельности». Добро представляет собой гармоничное, неразрывное единство личной, индивидуальной морали человека и общественного блага. Самое важное для человека – сохранение собственной жизни. Добро и зло диалектически взаимосвязаны. Диалектическим взаимодействием пронизаны и другие « категории» его этики – умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть, счастье и долг. Истинная, а не формальная совесть, по Гегелю, является нравственным самоконтролем человека, направленным на реализацию добра и долга.

Много ценных мыслей высказал Гегель о нравственной сущности семьи и брака, однако утверждал главенство мужа и неравное положение женщины в быту. Гегель неправомерно пытался свести мораль к политическим требованиям государства, которое он призывал почитать и поддерживать.

В учении о морали, которая представляет собой сферу личностных убеждений, Гегель диалектически анализирует такие категории, как умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть, высказывая немало чрезвычайно продуктивных идей. Так, например; подчеркивая, что "ряд поступков субъекта, это и есть он", Гегель ставит проблему обязательной реализации внутренней моральной убежденности в действиях, поскольку "лавры одного лишь хотения есть сухие листья, которые никогда не зеленели". Разумеется, нужно помнить, что активная деятельность ограничивается у Гегеля сферой духа, но сама постановка данной проблемы не может не вызывать положительного отклика.

Учение о нравственности. Нравственность, по мнению Гегеля, это как бы вторая (общественная) природа человека, возвышающаяся над первой (индивидуальной). Тремя последовательными формами ее развития являются семья, гражданское общество, государство. Процесс становления нравственности есть, по сути дела, подчинение индивидуальности государственным интересам, т.к. "вся ценность человека, вся его духовная действительность существует благодаря государству.

Принцип историзма позволил Гегелю выявить многие реалии исторического развития нравственности, проанализировать сущностные антагонизмы буржуазного общества, показать связь морали с другими сторонами общественной жизни, т.е. наполнить мораль социально значимым содержанием. Однако предложенная им модель гармонизации личного и общественного блага оказалась несостоятельной. Философия духа Гегеля, для которой оказалось возможным "разглядеть" многие черты морали, противостоит действительности, возвышается над ней и не в состоянии оказать на нее сколько-нибудь существенное влияние. Гегель предлагает "считать недействительной всю дисгармоничную, разлаженную, полную конфликтов и себялюбивого хаоса действительность, т.е. живую жизнь, которой живут живые индивиды, а видеть лежащую в основе бытия гармонию логических связей, скрытый за исторической эмпирией разума.

В философском наследия Г.-В.-Ф. Гегеля нет никакой работы, полностью посвященной проблемам этики. Однако вся его философская система в определенном смысле была этикой, поскольку раскрывала становления абсолютного духа (конечного звена развития духа), который реализует самопознания абсолютной идеи. А как конкретное единство личности, общества и смысла абсолютный дух является сознательной бесконечной и беспрепятственной самотворчество. По его убеждению, процесс самопознания абсолютной идеи заключается в получении духом свободы, а путь к ней должна указать человеку философия.

По Гегелю, свобода человека является следствием всей предыдущей истории человечества. В его философии этическая проблематика, которая часто сводилась к индивидуальным нравственных исканий, предстает в социально-исторической плоскости. Мыслителя интересует прежде всего движение всемирной истории, преодолевает противоречия нравственного сознания, приводит к торжеству разума и справедливости на земле.

Г.-В.-Ф. Гегель считал современную ему эпоху воплощением гармонии личности и общества, примирение принципов индивидуализма и коллективизма. Согласно его этика была моральным оправданием тогдашних грандиозных социально-исторических перемен. В ней историческая необходимость отождествлялась с деятельностью Божественного разума, объективирует себя во внешних формах общественной жизни. Поэтому утверждение Гегеля, "что разумное, то действительное, и действительно, то разумно" имеет и этический смысл. Согласно ему разум обьективував себя во внешних формах общественной жизни, действительность приобрела одухотворения, благодаря чему положен конец дуализма (лат двойственный, двойной) сущего и должного, действительного и разумного, мира и Бога. История совершила «план провидения", и святой дух, по убеждениям философа, воплотился в социальных учреждениях тогдашней немецкой государства. Объективной основой этого рассуждения были преимущества буржуазного общества над феодальным, которое он считал "варварством и неправовым беспределом.

Отказавшись от размышлений об абстрактных этические принципы, чем в основном занимались его предшественники, Г.-В.-Ф. Гегель сконцентрировал внимание на социальных формах, в которых происходит нравственная деятельность человека. Мораль буржуазного общества, по его мнению, имеет конкретно-исторический характер, ее определяют практические отношения "гражданского общества": индивидов, семьи и государства. В отличие от Канта, которому принадлежит идея абстрактного всеобщего служения человечеству и категорического императива, он обосновал понятие "обязанности", в котором оказываются моменты всеобщего, особенного и единичного в их органическом единстве. Государство воплощает момент всеобщего, "гражданское общество" (сфера экономических отношений) - особого, семья - единичного. Добропорядочный гражданин, по убеждению философа, должен быть образцовым семьянином, исполнительным работником, законопослушным подданным государства.

В каждой из своих работ Г.-В.-Ф. Гегель анализировал нравственные проблемы: в ранних произведениях и в "Феноменологии духа" критиковал этические системы своих предшественников; в работах по логике доказывал эффективность диалектического метода при анализе категорий этики. Кроме того, много внимания уделял проблемам этики в лекциях по истории философии. Только осмыслив его наследие "Философия права", можно получить целостное представление об этической концепции Гегеля.

Она, в частности, охватывает экономические, политические, правовые, семейные и другие отношения. Все они толкуются как моменты объективного духа - загальнородового человеческого духа, составляет основу жизни и деятельности всех индивидов (индивидуальных сознаний). Он является второй фазой самопознания абсолютного духа (первой - субъективный дух). Формой самореализации абсолютного духа на последней фазе его развития является нравственность, которую философ считал субстанцией и движущей силой всех материальных и духовных общественных отношений.

Итак, этика Г.-В.-Ф. Гегеля признает объективную закономерность развития нравственности, обусловленность нравственной жизни и поведения индивида совокупности общественно-исторических отношений, кроме того, показывает диалектическая взаимосвязь морали с правом, экономикой и политикой.

На взгляд Гегеля, этика (ее он отождествлял с философией права) дает достоверные знания только о прошлом. Она может быть наукой, если избавится субъективизма и волюнтаризма, признает зависимость права и морали от конкретно-исторических обстоятельств.

Главной философ считал проблему свободы воли. По его утверждениям, нравственность определяется мировым духом - духовной силой, которая мыслится как принцип всего сущего. Его основным свойством и целью Есть самопознания, и означает свободу, поскольку она заключается в познании необходимости и разумности, которые скрываются за случайностью. Свобода воли, по Г.-В.-Ф. Гегелем, - основа всех видов гражданской свободы: политической, религиозной, нравственной и др. Он опроверг все концепции, в которых категории "свобода" и "необходимость" исключают друг друга. Эти категории, по его мнению, наоборот, находятся в диалектической взаимосвязи: свобода заключается в познании исторической необходимости, благодаря чему она (свобода) становится содержательной и действительной, одновременно необходимость является предпосылкой свободы, ее (необходимость) можно достичь лишь с помощью понятийного мышления, иначе она слепой роковой силой по отношению к человеку. Мышление и воля также находятся во взаимосвязи. Человек имеет свободу воли только потому, что понятийное мышление указывает ей, что не следует стремиться и как действовать, чтобы желаемое стало достижимым.

Свобода воли, по Г.-В.-Ф. Гегелем, преодолевает три стадии развития: естественную свободу, произвол и разумную волю. Естественной свободой наделены дети и необразованные люди. ей свойственны безграничность и неопределенность влечений, желаний, склонностей относительно чувственных предметов. Она является возможностью, а не действительностью свободы. Кроме того, такая воля единичная и субъективная, выступает как непосредственное, чувственное созерцание. Это заставляет человека в процессе "самотворения" выходить за пределы первой стадии свободной воли и переходить ко второй стадии - беспредел. Здесь воля выступает как способность отдельного человека свободно выбирать из многих внешних обстоятельств, намерений, влечений, желаний какую одно обстоятельство или желание и предоставлять им преимущество. Беспредел выше стадией, чем естественная свобода, поскольку в нем присутствует свобода выбора. Однако оно выступает как формальная свобода: содержанием произвола является случайно выбранные индивидом внешние обстоятельства или внутренние поезда, которые легко можно заменить другими случайными обстоятельствами и поездами. Итак, произвол - это только иллюзия свободы, поскольку оно детерминируется неразумно необходимостью, а случайностью. Его считают свободой, если пользуются представлениями, а не понятийным мышлением. Беспредел - точка зрения не научной этики, а пробабилизма ((лат. Probabilis - вероятный) - нравственный принцип, согласно которому, объясняя поступок, следует руководствоваться той интерпретацией, что выглядит вероятной и приемлемой), который объявляет основой моральных поступков людей не необходимость, а вероятность.

Беспредел преодолевается на третьей стадии развития человеческой воли благодаря разумной воли, которая является свободным не только по форме (как произвола), но и по содержанию. Она выступает как осознание разумности, необходимости действительности.

По Г.-В.-Ф. Гегелем, индивидуальная воля является проявлением всеобщей общественной воли и должна подчиняться ей. Только в обществе и благодаря обществу человек творит себя, преодолевает свое естественное состояние и средствами образования и воспитания развивает и совершенствует свободную волю.

Обосновывая три стадии развития человеческой свободы воли, Гегель различал три стадии развития объективного понятия "свобода". Будучи "душой всей действительности", всеобщее объективное понятие «свобода» (Гегель считал категорию "свобода" первичной, а действительность - вторичной) в процессе саморазвития реализуется в субъективной человеческой воли, которой философ считал право. При этом Гегель различал "право" в широком смысле как наличное бытие свободы и "право" в узком смысле - как юридическое право. Абстрактное (формальное) право, мораль и нравственность он рассматривал как три стадии развития понятия "свобода". Абстрактным правом, на его взгляд, является первая стадия развития понятия "свобода воли". Сфера абстрактного права охватывает внешнее бытие свободы человека, своевольно реализует во внешнем мире свою единичную свободу. Свободным личностью может быть только тот индивид, который имеет частную собственность на вещи внешнего мира: "... только в собственности лицо выступает как разум". При общественной собственности индивид не имеет свободы. Морально справедлива только неравенство частной собственности, принадлежащей отдельным индивидам.

Это мнение Гегель обосновал фактами из истории человечества. С основной категории абстрактного права, то есть "частной собственности" он методом дедукции вывел все другие категории первой части своей этики: "договор", "ложь", "наказание".

Сущность договора заключается в том, что лица, которые присоединяются к нему, должны признать и уважать частную собственность других, признать такое положение вещей наличным бытием самостоятельной воли договаривающихся, и выразить при этом добровольное желание передавать вещи другому лицу через куплю-продажу, деревянные и тому подобное. Основой для договора является тот факт, что лицо произвольно вкладывает свою волю в вещь. Так же произвольно она может "добывать" ее из вещи, отчуждать от себя и передавать свою собственность другому человеку. Это способен сделать и другой индивид со своей собственностью. Итак, посредниками в системе волевых связей между личностями, которые живут в обществе, есть вещи. Ни семейные связи, ни государство, по Гегелю, нельзя свести к понятию "договор", поскольку это опорочили бы семейные отношения, теоретически оправдало бы социальную смуту.

Только благодаря договору, считал философ, возможно существование общества частных владельцев, то есть личностей, которые реализуют через вещи и их обмен собственную свободу воли во внешнем мире. Поэтому для обеспечения свободы в социальной действительности необходима не только частная собственность, но и договорно-обменные отношения. Так происходит переход случайной стороны частной собственности, выступает как произвол направленной на вещь единичной воли индивида, в необходимую ей сторону, что выражается в договоре, отношениях обмена между частными собственниками.

В договоре, по Гегелю, лица установили всеобщую волю, сохранив при этом произвола своих особых свобод. Отсюда следует возможность лжи, то есть нарушение договора, отрицание произволом особой свободы, реализованной в договоре как всеобщая воля. Неправда как особое право лица кажется, на первый взгляд, проявлением сущности права, но на самом деле она является видимостью, которую необходимо преодолеть, возразить действительным правом. Г.-В.-Ф. Гегель различал три вида лжи: простодушная неправда, обман и преступление. Если простодушную неправду можно преодолеть убеждением, то обман и преступление - принуждением и наказанием. В то же время он беспокоился об уважении достоинства личности, поскольку человек является целью в себе.

Будучи диалектиком, Гегель считал достойной внимания проблему исторического развития морали. Признавал необходимость и правомерность насильственных действий, направленных на уничтожение существующего, "признанного" права и введения прогрессивных преобразований, в частности новых нравственных норм. Людей, способных на это, он называл героями, чья воля есть наличным бытием (правом) субстанциональной (неизменной) воли всемирного духа. А это право выше любого существующего права как наличного бытия человеческой свободы. К тому же не все существующее действительно действительным, а следовательно, и разумным. Правда, по его словам, герои были только в эпоху нецивилизованного состояния общества.

Моралью Г.-В.-Ф. Гегель считал вторую стадию развития понятия "свобода". Сфера морали занимает внутренний аспект свободы воли человека - субъективные убеждения, мотивы поведения, цели и намерения. Если в сфере абстрактного права человек рассматривалась как личность, реализует свою волю во внешних вещах, то в морали она представлена как субъект, внутренне свободно определяет свои моральные и аморальные действия. Кроме того, если абстрактное право считает, что поведение человека обусловлено внешней принудительной силой государственного закона, то мораль - внутренними моментами его свободы воли. Гегель отождествляет мораль с внутренними убеждениями человека как особого субъекта, которые порождают как добродетельные, так и аморальные действия. Она выше, конкретной и истинно, стадией развития свободы воли индивида, чем абстрактное право, поскольку опосредованное всем предшествующим развитием свободы воли на стадии абстрактного права.

Мораль является истиной абстрактного права. Каждая ее стадия включает в себя противоположности: умысел и вину, намерение и благо, добро и совесть. Умысел - единичное желание свободы человека, касается только одного формального пункта ее поступка. Истиной единичного есть особое, то есть то определенное всеобщее, которое конкретно содержится в единичном. Проявление нравственной воли особого субъекта в непосредственном наличном бытии Г.-В.-Ф. Гегель называл поступком, а поступок, который совпадает с предыдущим умыслом особой свободы человека, - виной. К вины не принадлежат неадекватные умысла последствия активной деятельности воли человека, вызванные случайным воздействием внешних факторов. Моральную ответственность человек несет только за вину, но не за действия, предпринятые вследствие отсутствия знаний. Поэтому Эдипа, по мнению Гегеля, нельзя морально обвинять в отцеубийстве, поскольку он не знал, что Лай его отец.

Если категории "умысел" и "вина" касаются только наличного бытия деятельности особой воли человека, то субстанциональное аспект и цель этого наличного бытия фиксируются в категориях "намерение" и "благо". Сущностью истинного умысла является намерение, то есть всеобщее, которое конкретно содержится в умысле. Намерения присущие только свобидний субъективной воли мыслящего человека, способного понять диалектическое единство единичного и общего. Только она имеет право на намерение, в отличие от детей, идиотов и сумасшедших; они невменяемые в своих действиях. Намерение является лишь одним субстанциональным аспектом поступков человека, другой, содержательный их аспект, - благо. Человек как живое существо имеет. полное право считать целью своих поступков удовлетворения собственных потребностей, желаний, страстей. Реализацию этого права философ называл благом, а именно право - право блага. Благо необходимо моментом морали: без его реализации человек не может выполнить свой моральный долг. Кроме того, реализация блага необходима для сохранения ее жизни, является основным благом. Гегель обращал внимание на тождество и различие блага и счастья. Если счастье заключается в удовлетворении субъективных и своекорыстных поездов, порожденных произволом отдельного человека, субъективного духа, то благо связано с всеобщей субстанциональной волей, обязанностью объективного духа. В нем согласованы благо отдельного человека и благо общества. Именно это согласование позволяет подняться на третью, завершающую стадию морали - перейти от блага к добру.

По мнению Г.-В.-Ф. Гегеля, добро есть реализованной свободой, то есть объективным, общим, необходимо умным, реализуемого в субъективной воли людей. Оно выступает как сущность особой воли субъекта, вне его субъективная воля лишена нравственного содержания и цели. Чтобы приобрести конкретности, определенности, добро должно реализоваться в субъективной воли, иначе останется абстракцией. Провозгласив необходимость диалектического единства личностного и общественного в морали, Гегель предпочел общественной началу. Это дало ему основание сформулировать моральный долг, который заключается в том, что необходимо иметь понимание добра, делать его своим намерением и осуществлять в своей деятельности. Каждый человек с помощью мышления стремится познать добро, за исключением умственно неполноценных, ленивых, а также тех, кто сознательно, по злым умыслом уклоняется от выполнения своего долга.

Совершенное познание добра и умение определять его мышлением Гегель назвал совестью, которая заключается в абсолютной уверенности мыслящего индивида в том, что он правильно познал добро, строго его придерживается в своих намерениях и неуклонно пользуется в деятельности. Реализовать добро можно только путем его объективации в обществе, отношениях между людьми. Настоящая совесть не признает обычаев народа и законов государства, которые не являются необходимыми и стали случайными, а потому неразумными и недействительными. На уровне морали совесть есть только формальностью, видимостью, видимость, поскольку основывается лишь на субъективном мнении и не может быть источником социального законодательства. Обязанность индивида заключается не в том, чтобы отступать в сферу внутреннего душевной жизни и избегать социальной действительности, наоборот, он должен слиться с коллективом, активно действовать в нем, подчиняясь обществу.

Оставаясь в пределах формальной субъективности, совесть нередко переходит из состояния добра к состоянию зла. Такой переход добра в зло и наоборот, возможен, поскольку они находятся в соотносительной неразделимости: "Зло, подобно добру, имеет, таким образом, своим источником волю, и последняя в своем понятии так же хороша, как и зла". Итак, определяющей противоположностью на стадии морали зло. Субъективистское понимание совести, добра и зла на этой стадии требует перехода к истинной совести, добра и других определений, которые смогли бы раскрыть объективную основу всех нравственных отношений. Речь идет о необходимости перехода от морали к морали.

Нравственность, по мнению Г.-В.-Ф. Гегеля, является высшей стадией развития объективного духа, истиной, сущностью права и морали. Он доказывал, что саморазвитие абсолютного духа реализуется в сознании, которая в абстрактном праве вынуждена придерживаться принципов и норм добра, подчиняясь силе внешнего, объективного принуждения, а в морали - поддаваясь силе внутреннего, субъективного поиска и убеждения. В нравственности разрыв внешнего и внутреннего, объективного и субъективного преодолевается, поэтому правовое и нравственное не могут существовать отдельно. Они должны иметь своим носителем и основой нравственного, поскольку праву не хватает момента субъективности, а мораль, наоборот, односторонняя, то есть характеризуется только субъективностью, поэтому оба момента сами по себе не является действительностью. Нравственность выступает как диалектическое единство всеобщей и единичной воли, где всеобщая воля выступает сущностью единичной. Поскольку нравственная идея является субстанцией всех индивидов, то общество - тотальностью, единым целым, а не простой суммой изолированных индивидов. Осознание индивидом нравственной субстанции как собственной сущности наполняет его чувством гордости за себя, заставляет свободно относиться к ее законов и сил как к необходимым обязанностей. Эти обязанности освобождают от субъективного произвола естественных влечений и абстрактной повинности, дают право на "утвердительный свободу", которая заключается в необходимости быть добродетельным, то есть действовать в соответствии с нравственным действительностью, всеобщему волей своего народа.

Моральностная действительность, жизнь народа осуществляется, по мнению Гегеля, в трех формах: нравственным отношениях семьи, гражданского общества и государства. Это утверждение содержит вероятность того, что нравственное начало присутствует не только в сфере общественного сознания, но и в сфере реальных общественных отношений. Первой из трех последовательных форм развития нравственности является семья - естественная, чувственная единство индивидов. Через дифференциацию семьи, соотношение разных семей и всеобщий умственный связь частных лиц нравственность поднимается до уровня гражданского общества. Нравственным дух достигает своего единства в форме государства как умного выражения сущности всех индивидов и примирения их противоречий.

В общем семью Г.-В.-Ф. Гегель считал необходимым социальным единением супругов и их детей, основанным на естественном чувстве взаимной любви и взаемодовирьи. Чтобы приобрести "интеллектуального и нравственного значения", половую любовь непременно должно быть оформлено как брак, который, однако, не сводится только к половым отношениям. Утверждение И. Канта, что брак является торговым контрактом между мужчиной и женщиной на взаимное пользование половыми органами, Гегель назвал недостойным. Особенно он критиковал романтиков, проповедовали любовь без брака, которую философ расценивал как абсолютную разврат. Не соглашался он и с Платоном, рекомендовал отменить систему семьи и брака. Досталось от философа и средневековой церкви за проповедь безбрачия как высшего морального состояния по сравнению с семейными узами. Он был убежден, что моральное любви в браке находится в тесной связи с правовыми и имущественными отношениями собственности и воспитанием детей. Кроме того, Г.-В.-Ф. Гегель защищал общественный долг родителей перед детьми, необходимость нравственного воспитания детей, взаимное согласование интересов членов семьи как единого органического целого, обязанность каждого бескорыстно беспокоиться о настоящем и будущем родных, соблюдать установленные обществом правовых и имущественных отношений. В то же время он отстаивал неограниченную свободу отца в семье, недооценивал роль женщины в обществе и др.

В общем Г.-В.-Ф. Гегелю благодаря диалектическому методу и историческом чутью удалось раскрыть многочисленные грани морали, которые оставались без внимания его предшественников. "Этика Гегеля, - утверждал Георгий Плеханов (1856-1918), - была большим шагом вперед, сделанным философом в сфере научного объяснения нравственного развития человечества".

Немецкую классическую философию завершает своим творчеством Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770– 1831) – универсальный мыслитель, создавший, возможно, самую значительную, последовательную и вместе с тем сложную систему рационального знания. Свою этику он изложил в итоговом произведении "Философия права" (1821). Как и два других представителя данного направления, Гегель также признавал себя последователем Канта. Тем нс менее он был первым, кто подверг взгляды своего предшественника последовательной и сокрушительной критике.

Гегель не только развивает идею Шеллинга об историческом становлении морали, но и разворачивает ее в широкую систему. Он полагает, что воля человечества к всеобщему благоденствию (объективный дух) проходит через три стадии: право мораль нравственность. Попутно заметим, что Гегель стал едва ли не единственным крупным философом, обосновавшим различие между моралью и нравственностью. В этом ему помог сам немецкий язык, где существуют разные понятия – die Moral и die Sittlichkeit. На стадии права воля определяется внешним источником, т.е. законом государства. На уровне морали ею руководит собственный автономный закон. На последнем этапе – нравственности – воля отдельного человека согласуется с волей окружающих его людей.

Исследуя сущность морали, Гегель в ее ключевых определениях следует за Кантом. Он выделяет три важнейших составляющих морального поступка. Первая формулируется как "умысел и вина". Здесь автор имеет в виду, что поступок становится результатом нашего свободного решения, и поэтому за его последствия мы несем ответственность. При этом Гегель замечает, что отнюдь не все находится в нашей власти: мы не можем знать или справиться со всеми обстоятельствами, сопутствующими нашему действию. И здесь философ вносит серьезное дополнение к утверждению Канта: автономная воля существенно ограничена обстоятельствами. Кроме того, она не в состоянии предсказать отдаленные последствия своих поступков, поэтому мы ответственны только за ближайшие. Вторая составляющая – это намерение и благо. Как мы помним, по Канту, моральность поступка определяет не только его самостоятельность, но и мотив. Разумеется, как люди мы имеем частные интересы и намерения, но как моральные существа мы должны их преодолеть ради блага других людей. Наконец, третий элемент обозначается Гегелем как "добро и совесть". Добро – это и есть кантовская идея бескорыстной морали, согласно которой человек начинает действовать только ради уважения к закону. Соответственно, добро проявляется как долг, и Гегель не жалеет ярких красок для его восхваления, называя добро "реализованной свободой, абсолютно конечной целью мира". Но ради чего существует добро? Как мы помним, Кант не ответил на этот вопрос, считая, что моральную волю не должен определять ни один мотив, кроме самого долга. На это Гегель замечает, что подобный взгляд заводит нас в порочный круг: человек должен быть моральным только из уважения к долгу.

Но самое главное: откуда мы знаем, что именно составляет наш долг? Кант требовал проверить принцип нашего поступка на всеобщность: могу ли я желать, чтобы он стал нормой всеобщего поведения? Гегель отвечает, что для Канта формальная непротиворечивость дороже положительного содержания. По сути, принцип долга оставляет выбор поступка на откуп совести. Совесть, с точки зрения философа, это умонастроение, продиктованное желанием поступать морально. Но при этом человек, решающий, какие поступки соответствуют долгу, остается наедине с собой. Он погружен в полное одиночество, поскольку спросить у кого-то совета означает нарушить собственную автономию. Одиночество совести, с одной стороны, возвышенно, поскольку личность желает опереться на собственный разум, но с другой – у нее нет падежного мерила для различия добра и зла, и поэтому автономия может легко превратиться в произвол.

Таким образом, Гегель выдвигает, по крайней мере, три весомых аргумента против кантианской морали долга. Во-первых, формализм не дает точного ответа, что мы должны делать и к чему стремиться. Во-вторых, опора на совесть приводит человека к растерянности перед выбором жизненных целей. Наконец, допустим, что автономная воля будет бескорыстно и героически стараться выполнить свой долг. Но что она сможет изменить в мире? Скорее всего один человек не сумеет преодолеть даже самых незначительных обстоятельств, и его воля исполнить долг так и останется нереализованным желанием. Получается, что автономная воля бессильна. Она может питать только ложную иллюзию относительно собственной свободы. В реальности ее свобода ограничивается собственными, крайне скудными возможностями.

Однако следует заметить, что Гегель отнюдь не склонен полностью отвергать точку зрения Канта. Он просто уверен, что человек, желая стать моральным и свободным, имеет право опираться на более существенное основание, чем свои собственные силы. Это основание он находит в обществе. В мире подобных себе моральная воля освобождается от бремени одиночества и может достичь своих целей в сообществе с такими же разумными существами. Только в обществе личность обретет подлинную свободу. Она будет достигнута на последней стадии развития объективного духа – нравственности.

В ней автор также выделяет три стадии: семья, гражданское общество и государство. Семья – это основа естественной морали, где человек получает первичные представления о добре и зле. На уровне гражданского общества личность становится индивидуальностью и приобретает навыки защищать свои частные интересы в сообществе других людей. При этом Гегель нс склонен идеализировать гражданское общество. Он трактует его как царство эгоистических целей, где царят вечные конфликты. Для их улаживания создаются институты государственной власти. Тем не менее, вращаясь в обществе, человек осознает, что его частное благо непосредственно зависит от общественного. Только в государстве все индивидуальные цели могут быть сгенерированы в общее благо, а свобода закрепляется не одними моральными предписаниями, по также правовыми установлениями. Государство позволяет человеку развить собственную индивидуальность и снять все препятствия на пути к осознанию себя разумной, свободной и ответственной личностью.

Этика Гегеля включает кантовское индивидуальное моральное сознание в более широкий социальный контекст. Можно сказать, что таким образом для личности, стремящейся к моральности, был открыт другой человек. Впоследствии рассуждения Гегеля об общественной стороне нравственности лягут в основу современной социальной этики, где добродетели будут приписываться не только людям, но также и социальным институтам. Следует заметить, что Гегель сумел рационально объяснить не только индивидуальную жизнь человека, отношения между людьми, но и стремился нарисовать проект идеального общества. Иными словами, в философии Гегеля моральный рационализм достигает своей вершины.

Принцип историзма, последовательно проводимый Г.В.Ф.Гегелем (1770-1831), позволил осуществить поворот от этики внутренней убежденности к социально "озабоченной" теории морали. В отличие от Канта, Гегель ориентирован не на выявление автономии морали, a на установление ее значения в системе общественных отношений. В соответствии с этим, в философии абсолютного идеализма Гегеля этика занимает достаточно скромное место. Этические воззрения немецкого философа наиболее полно и систематизировано изложены в его трудах "Философия права", "Феноменология духа". Принципиальным для Гегеля было различение понятий "мораль" и "нравственность", которое зафиксировало создавшуюся в европейской этической рефлексии ситуацию противостояния двух подходов к морали: мораль как область духа, представленная исключительно личностными смыслами; мораль как сфера социально детерминированного поведения. Подчеркнув своеобразие личностного и социального бытия морали, Гегель попытался синтезировать обе традиции. В учении о морали, которая представляет собой сферу личностных убеждений, Гегель диалектически анализирует такие категории, как умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть, высказывая немало чрезвычайно продуктивных идей. Так, например, подчеркивая, что "ряд поступков субъекта, это и есть он", Гегель ставит проблему обязательной реализации внутренней моральной убежденности в действиях, поскольку "лавры одного лишь хотения есть сухие листья, которые никогда не зеленели. Разумеется, нужно помнить, что активная деятельность ограничивается у Гегеля сферой духа, но сама постановка данной проблемы не может не вызывать положительного отклика, как и совет ставить перед собой великие идеи ("хотеть чего-то великого") при определении своих намерений. Учение о нравственности. Нравственность, по мнению Гегеля, это как бы вторая (общественная) природа человека, возвышающаяся над первой (индивидуальной). Тремя последовательными формами ее развития являются семья, гражданское общество, государство. Процесс становления нравственности есть, в принципе, подчинение индивидуальности государственным интересам, т.к. "вся ценность человека, вся его духовная действительность существует благодаря государству". Принцип историзма позволил Гегелю выявить многие реалии исторического развития нравственности, проанализировать сущностные антагонизмы буржуазного общества показать связь морали с другими сторонами общественной жизни, т.е. вписать мораль в социальный контекст. Однако предложенная им модель гармонизации личного и общественного блага оказалась несостоятельной. Философия "объективного духа", которая "разглядела" многие черты морали, противостоит действительности, возвышается над ней и не в состоянии оказать на нее сколько-нибудь существенное влияние. Гегель предлагал "считать недействительной всю дисгармоничную, разлаженную, полную конфликтов и себялюбивого хаоса действительность, т. е. живую жизнь, которой живут живые индивиды, а видеть лежащую в основе бытия гармонию логических связей, скрытый за исторической эмпирией разум, т.е. открываемую философией и в самой только философии существующую разумную действительность".

Наличие идеи государства Гегель рассматривает лишь применительно к развитым европейским государствам современной ему исторической эпохи, в которых реализована христианская идея свободы, достигнуты личная независимость и равенство всех перед законом, учреждены представительство и конституционное правление.

Сконструированное Гегелем разумное государство, являющееся в конкретно-историческом плане буржуазной конституционной монархией, в философско-правовом плане представляет собой право в его системно-развитой целостности, то есть правовое государство.

Гегелевская концепция “разумного государства” в виде конституционной монархии была философским обоснованием прогрессивных преобразований тогдашней полуфеодальной Германии Нерсесянц В.С. Гегелевская философия права. М. 1983.

“Государство есть действительность нравственной идеи, - нравственный дух как явная, самой себе ясная, субстанциональная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она это знает” Гегель Г.В.Ф.

Гегель считает надлежащее разделение властей в государстве гарантией публичной свободы.

Гегель считает точку зрения самостоятельности властей и их взаимного ограничения ложной, поскольку при таком подходе предполагается враждебность каждой из властей к другим, их взаимные опасения и противодействия. Он выступает за ограниченное единство различных властей, при котором все власти исходят из мощи целого и являются его “текучими членами”. В господстве целого, в зависимости и подчиненности различных властей государственному единству и состоит, по Гегелю, существо внутреннего суверенитета государства.

Правительственная власть, куда Гегель относит и власть судебную, определяется им как власть, которая подводит особенные сферы и отдельные случаи под всеобщее. Задача правительственной власти - выполнение решений монарха, поддержание существующих законов и учреждений. Члены правительства и государственная чиновники характеризуются Гегелем как главная составная часть среднего сословия, в которой сосредоточены государственное сознание и образованность. Гегель считает чиновничество главной опорой государства “в отношении законности и интеллигентности” Гегель Г.В.Ф. Законодательная власть - это власть определять и устанавливать всеобщее. Две палаты составляют законодательное собрание. Палата пэров формируется по принципу наследственности и состоит из владельцев майоратного имения, палата же депутатов образуется из остальной части гражданского общества, причем депутаты выделяются по корпорациям, общинам, товариществам и т.п., а не путем индивидуального голосования. Гегель отстаивает принцип публичности прений в палатах сословного собрания, свободу печати и публичных сообщений.

Идея государства, по Гегелю, проявляется трояко:

1) как непосредственная действительность в виде индивидуального государства;

2) в отношениях между государствами как внешнее государственное право;

3) во всемирной истории.

Из утверждения абсолютного значения государства Гегель делает два вывода:

Во-первых, государство имеет преимущественное значение по сравнению с интересами отдельного лица, оно “обладает наивысшим правом в отношении отдельных людей, наивысшей обязанностью которых является быть членом государства” Гегель Г.В.Ф. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. М. - 1990. с. - 264.

Во-вторых, нельзя рассматривать государство лишь как средство для охраны интересов отдельной личности. Усматривать назначение государства в обеспечении и защите собственности и личной свободы отдельного гражданина означает и признание интересов отдельных лиц окончательной целью их существования в государстве.

“Государство на самом деле находится в совершенно другом отношении к индивидууму, так как оно есть объективный дух”. Отдельная личность черпает из жизни о государстве истинные понятия о нравственности, она лишь в государстве осуществляет свою подлинную свободу, ибо здесь достигается, по мнению Гегеля, единство объективной свободы, то есть всеобщей воли и субъективной свободы отдельной личности, который в своих действиях руководствуется законами, нравственными положениями, имеющими всеобщее значение.

А вот мнение Гегеля о свободе и необходимости:

«…но истинное, дух - конкретен, и его определениями являются и свобода, и необходимость. Таким образом, высшее понимание состоит в том, что дух свободен в своей необходимости и лишь в ней находит свою свободу, равно как и, обратно, его необходимость зиждется лишь на его свободе. Только здесь нам труднее полагать единство, чем в предметах природы. Но свобода может быть также абстрактной свободой без необходимости; эта ложная свобода есть произвол, и она есть именно поэтому противоположность себе самой, бессознательная связанность, пустое мнение о свободе, формальная свобода»5.

Гегель справедливо заметил: "Когда мы слышим, что свобода состоит в возможности делать все, чего хотят, мы можем признать такое представление полным отсутствием культуры мысли"4.

Некоторые философы буквально "зациклились" на формуле “свобода есть познанная необходимость". Между тем сам Гегель, если брать в совокупности все его высказывания о свободе, не понимал так упрощенно эту категорию. Он в сущности признавал, что свобода содержит в снятом виде оба момента: случайность и необходимость, а не только одну необходимость. Так в Малой логике (§ 145) он говорит о голом произволе как воле в форме случайности. С другой стороны, он не отрицает, что истинно свободная воля в снятом виде содержит в себе произвол (воля "содержит в себе случайное в форме произвола, но содержит его в себе лишь как снятый момент"2). В другом месте Малой логики (§ 182) он писал, что "истинное и разумное понятие свободы содержит в самом себе необходимость как снятую”3. Таким образом, приписываемый Гегелю взгляд, что свобода есть познанная необходимость есть всего лишь полуправда, которая искажает сложное и многогранное представление немецкого мыслителя о свободе.

Выделив нравственность как высшую форму развития идеи права (триада: абстрактное право – мораль – нравственность), Гегель фактически создал социальную доктрину, раскрывающую весь спектр вопросов о положении человека в обществе. От концептуальных понятий всеобщей свободы, утверждение которой составляет содержание всемирной истории, мыслитель (в соответствии с принципами диалектики и логики) развивал и конкретизировал процессы возникновения и эволюции правовых отношений в истории. По Гегелю, абстрактное право с его формальным характером предоставляет индивиду право владеть вещами (собственностью), вступать в соглашения с другими людьми (договор) и требовать восстановления своих прав. Философ последовательно отстаивал принцип частной собственности, обладание которой, по его утверждению, делает человека личностью; уравнение собственности он счел неприемлемым и несправедливым. Мораль, являясь более высокой степенью развития идеи права, наполняет абстрактное право положительным содержанием. Моральное состояние духа превращает человека в деятельного субъекта; к вещи (собственности) или воле другого человека индивид относится осознанно, исходя из внутренних побуждений. В силу субъективности морали (в частности различий в понимании добра и зла, блага) могут возникать противоречия между предписаниями формального права и моралью. Эти противоречия, согласно Гегелю, устраняет нравственность (или нравственная свобода), которую он трактует как сознательное подчинение индивидом своих поступков общему благу. Процессу формирования нравственного сознания способствуют семья, гражданское общество, государство, которое есть "наличная действительно нравственная жизнь". Гегель рассматривал гражданское общество и государство как различные, несовпадающие феномены, каждый со своей спецификой: общество – "государство рассудка", подлинное государство – "государство разума". Философ относил образование гражданского общества к современной эпохе и фактически отождествлял его с буржуазным обществом ("bourgeois" - означает и гражданин, и буржуа, бюргер.) Концептуально под гражданским обществом понимается сфера реализации частных целей и интересов отдельной личности; особенные цели личности ограничены всеобщностью стремящихся к реализации частных целей. Удовлетворяя себя, особенная цель вынуждена удовлетворять, вместе с тем, и интересы других. Обусловленность частного и всеобщности реализуется в стихии гражданского общества, которое Гегель изобразил как поле борьбы индивидуальных частных интересов, своего рода "войны всех против всех". Разделяя в основном гоббсовскую характеристику естественного состояния, Гегель, тем не менее, истолковывал гражданское общество в качестве этапа развивающегося понятия, завершающегося в идее государства. Философ отметил три аспекта гражданского общества как объединения индивидов: опосредованная трудом система потребностей, базирующаяся на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве людей; механизм отправления правосудия; корпорации. Путем деления общества на три сословия – земледельческое, промышленное и всеобщее - Гегель раскрывал формы связи частного интереса со всеобщим, с государством. По его характеристике, земледельческое (или субстанциональное) сословие больше склонно к подчинению, промышленное (для него существенна собственная деятельность) больше склонно к свободе. Всеобщее сословие занято охраной общих интересов общества. Характеризуя промышленное сословие, Гегель подчеркивал разумность различных корпораций, т.е. объединений членов гражданского общества соответственно их умениям, занятиям, интересам. Корпорации, по оценке философа, наряду с семьей, составляют второй, вырастающий на почве гражданского общества "нравственный корень" государства, способ связи индивидуального со всеобщим, средство борьбы против атомизации общества. Гегель признавал, что в своем развитии гражданское общество ведет к уменьшению возникающих противоречий между частными и общими интересами. Однако полностью социальные антагонизмы не могут быть урегулированы одними только правовыми средствами. Поэтому проблему общественного согласия философ предложил решать методами политики; тем самым государству была отведена роль нравственного целого, приводящего в состояние гармонии эгоизм, сложность и запутанность гражданского общества.

Г. Гегель о развитии форм морали и свободе воли человека.

Г.В.Ф.Гегелем (1770-1831), В отличие от Канта, Гегель ориентирован не на выявление автономии морали, a на установление ее значения в системе общественных отношений. В соответствии с этим, в философии абсолютного идеализма Гегеля этика занимает достаточно скромное место. Этические воззрения немецкого философа наиболее полно и систематизировано изложены в его трудах "Философия права", "Феноменология духа".

Принципиальным для Гегеля было различение понятий "мораль" и "нравственность", которое зафиксировало создавшуюся в европейской этической рефлексии ситуацию противостояния двух подходов к морали: мораль как область духа, представленная исключительно личностными смыслами; мораль как сфера социально детерминированного поведения. Подчеркнув своеобразие личностного и социального бытия морали, Гегель попытался синтезировать обе традиции.

В учении о морали, которая представляет собой сферу личностных убеждений, Гегель диалектически анализирует такие категории, как умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть, высказывая немало чрезвычайно продуктивных идей. Так, например, подчеркивая, что "ряд поступков субъекта, это и есть он", Гегель ставит проблему обязательной реализации внутренней моральной убежденности в действиях, поскольку "лавры одного лишь хотения есть сухие листья, которые никогда не зеленели. Разумеется, нужно помнить, что активная деятельность ограничивается у Гегеля сферой духа, но сама постановка данной проблемы не может не вызывать положительного отклика, как и совет ставить перед собой великие идеи ("хотеть чего-то великого") при определении своих намерений.

Интересно понимание Гегелем морального долга субъекта, состоящего в том, чтобы "иметь понимание добра, сделать его своим намерением и осуществлять в деятельности". Здесь, по существу, описывается механизм реализации морали, ставится проблема интериоризации моральной необходимости. Множество ценных идей можно найти и в гегелевской диалектике добра и зла.

Учение о нравственности. Нравственность, по мнению Гегеля, это как бы вторая (общественная) природа человека, возвышающаяся над первой (индивидуальной). Тремя последовательными формами ее развития являются семья, гражданское общество, государство. Процесс становления нравственности есть, в принципе, подчинение индивидуальности государственным интересам, т.к. "вся ценность человека, вся его духовная действительность существует благодаря государству". Принцип историзма позволил Гегелю выявить многие реалии исторического развития нравственности, проанализировать сущностные антагонизмы буржуазного общества показать связь морали с другими сторонами общественной жизни, т.е. вписать мораль в социальный контекст. Однако предложенная им модель гармонизации личного и общественного блага оказалась несостоятельной. Философия "объективного духа", которая "разглядела" многие черты морали, противостоит действительности, возвышается над ней и не в состоянии оказать на нее сколько-нибудь существенное влияние. Гегель предлагал "считать недействительной всю дисгармоничную, разлаженную, полную конфликтов и себялюбивого хаоса действительность, т. е. живую жизнь, которой живут живые индивиды, а видеть лежащую в основе бытия гармонию логических связей, скрытый за исторической эмпирией разум, т.е. открываемую философией и в самой только философии существующую разумную действительность".

Мораль и нравственность рассматриваются как элементы в развитии объективного духа от абстрактного права, выраженного в формальной свободе индивида, к государству как всеобщей и объективной свободе. Если мораль - это сфера реальной свободы, в которой субъективная воля полагает себя также и как объективная воля, свободная не только в себе, но и для себя, как рефлексия самосознания к добру, как совесть, то нравственность - это сфера практической свободы, субстанциональной конкретности воли, возвышающейся над субъективным мнением и желанием, это - реально существующие законы и учреждения.

Многие исследователи философии Гегеля видят в так выстроенной системе философии духа осуществленный им переход от формальной этики внутренней убежденности Канта к социально содержательной социальной этике.

© 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство