Любовь и страсть: психология отношений. Чем опасна страсть. Какая любовь должна быть между мужчиной и женщиной. Откуда берется страсть, или Что нас заводит: просто и честно

Любовь и страсть: психология отношений. Чем опасна страсть. Какая любовь должна быть между мужчиной и женщиной. Откуда берется страсть, или Что нас заводит: просто и честно

10.10.2019
Школа Юрия Окунева

Всем привет! У меня такое впечатление, что сексуальная революция, начавшаяся еще в 60-70-е годы прошлого века, так и забыла закончиться. С обложек модных журналов на нас взирают томными взглядами гламурные барышни, поздними вечерами по ТВ и в кино крутят фильмы категории 30+, даже в рекламе нет-нет, да и проскользнет то чья-то голая пятая точка, то загорелый подкачанный бицепс.

В итоге, молодежь уже чуть ли не с 12 летнего возраста начинает гуглить о том, что такое страсть между мужчиной и женщиной. Ну, что же, мы с Гуглом вас услышали. Сегодня именно об этой самой страсти и будем говорить. Поехали!

В словаре понятие страсти определяется как сильно выраженное чувство увлеченности и даже как любовь с преобладанием фактора влечения к предмету своего обожания. Если попытаться самостоятельно проанализировать, то можно выделить, пожалуй, три ключевых составляющих:

  • Эмоциональный накал.
  • Чувственную и даже телесную подоплеку.
  • Сопряженность ощущений с воображением, которое их стимулирует и подогревает.

Пылкость часто возникает перед влюбленностью или параллельно с ней. Мы видим человека, который нам нравится, и испытываем к нему влечение, выражающееся в стремлении быть рядом, прикасаться, целовать, обнимать и, конечно, находиться с ним в интимных отношениях.

Это чувство возникает спонтанно, мгновенно и поглощает человека целиком. Рациональный фактор, объективные обстоятельства, разумные доводы - все это отходит в момент душевного и телесного порыва далеко на задний план.

Яркими признаками состояния являются:

  • Ухудшение аппетита и сна.
  • Нервозность, неспособность сосредоточиться на чем-то, помимо объекта своих вожделений.
  • В пиковые моменты внешние проявления идентичны состоянию половой возбужденности, т.к. страсть и интимная сфера неразрывно связаны.

Многие люди оказываются не в силах противостоять этому яркому захватывающему чувству и полностью погружаются в новые ощущения, не думая о последствиях. Другие же в силу своих психологических характеристик, убеждений и стереотипов ставят сознательность на первый план и оказываются способными сказать внутренним порывам «нет», если те могут каким-то образом разрушить привычный образ жизни, чем-то навредить.

Несмотря на то, что пылкость многие воспринимают как нечто не слишком хорошее (мол, как это плохо идти на поводу у своего тела и чувств), но она, так же как любовь, способна окрылять. Она дарит мощный эмоциональный подъем, чувство радости и сильнейшую мотивацию.

Мы хотим жить, творить, делать что-то невероятное. Например, совершенно неожиданно для себя начинаем демонстрировать чудеса альтруизма. Ну, там ищем бабушек, которых можно перевести через дорогу, и котят, которых нужно покормить. И, конечно же, мы стремимся быть ближе к объекту своих восхищений. Ближе, еще и еще ближе.

Правда, в отличие от любви эффект «окрылизма» длится совсем не так долго. Чувственный накал спадает обычно так же быстро, как и появляется. Особенно если мы получаем удовлетворение своим желаниям.

Ну или, напротив, не получив желаемого, постепенно остываем и перекидываем внимание на других представителей противоположного пола. Конечно, и здесь бывают исключения - люди, для которых объект вожделений становится идеей-фикс. Такие способны нести, лелеять, вымучивать свои порывы всю жизнь…

Откуда она берется?

Есть разные мнения по этому поводу.

  • Браки заключаются на небесах.
  • Все это условные рефлексы.
  • Всё решает подсознание.

Как бы то ни было очевидно одно – чувства очень сложно контролировать. И страсть вспыхивает зачастую независимо от доводов разума.

Легче всего объяснить страсть с точки зрения биологии. Ведь человек, не так уж далеко ушёл от представителей мира животных.

Теория такова:

Сначала человек на бессознательном уровне анализирует запах другого человека. Если тот «доказывает» ему, что данная «особь» здорова и готова к размножению, то в мозгу откладывается первый «+» в пользу будущего предмета обожания. Дальше мозг посредством органов восприятия изучает телесную составляющую - рост, цвет волос, фигуру, кожу, тембр голоса. Особенно этот этап анализа важен для мужчин, которые, как известно, любят глазами.

Причем, чтобы симпатия возникла у мужчины достаточно буквально пары цепляющих его внимание черт лица/тела дамы. Недостатки, если они незначительные, в расчет обычно не принимаются.

А вот женщины молниеносно оценивают чуть ли не весь образ сразу. И отбить то же самое желание у нее может любая мелочь типа грязной обуви или застрявший в бороде у потенциального кавалера кусочек салями. Посему настоятельно рекомендую мужчинам сделать соответствующие выводы.

Ну, и на завершающем этапе этого «сканирования» человек опять же на бессознательном уровне оценивает поведение другого человека, его речь, статусность и т.п. Если по каждому пункту или большинству из них мозгу удается поставить «плюсик», то зарождается тот самый «огонь».

Сложно поверить, но весь этот нереально крутой и сложный процесс занимает от силы минут 10-15. Дальше еще примерно день-два потребуется на закрепление ощущений. И вуаля - здравствуй новая причина бессонных ночей!

Любовь и/или страсть?

Многочисленные книги умудренных жизненным опытом и познаниями в психологии людей утверждают, что страсть мужчины и женщины - явление, которое постепенно блекнет, иссякает и полностью улетучивается уже через год-два-три совместной жизни.

Было бы глупо с этим не согласиться, такой яркий накал эмоций действительно очень недолговечен.

К тому же, если в отношениях нет ничего кроме страсти – через пару лет вы рискуете оказаться в дурацком положении, вдруг обнаружив, что радом человек, с которым у вас нет решительно ничего общего.

«Знал бы, где упасть – соломки бы подстелил» – гласит народная мудрость. Как же уберечь себя от разочарования? Как ни странно это звучит – нужно немного притормозить на старте.

Энергия страсти похожа на поток воды, заполняющий бассейн. На стенке бассейна снизу вверх располагаются возможные грани любовных отношений. Внизу секс, чуть выше дружба, ещё выше общие дела и интересы, ещё выше совместное творчество и т.д.

Бассейн продолжает наполняться лишь до тех пор, пока не открыт кран для слива воды – не начались интимные отношения. Таким образом, насколько раскроется ваш партнер в дружбе, творчестве или совместном деле напрямую зависит от того, как долго вы сможете поддерживать платонические отношения.

В традиционных обществах достижение приемлемого уровня взаимоотношений обеспечивал институт помолвки. Сейчас эти вопросы влюбленным приходится решать самостоятельно.

Только от вас зависит хватит ли у вас сил и выдержки, чтоб преодолеть команду матушки природы к немедленному размножению и найти в партнере нечто большее, чем источник телесного наслаждения.

Если окунётесь в водоворот страстей после того, как разглядите в потенциальной половинке друга, соратника, родственную душу, то когда способность трезво смотреть на вещи вернется, влечение не иссякнет и не превратится в свою противоположность, а вольется в палитру развитых и гармоничных отношений, заняв в ней своё уникальное место.

Как и во всех статьях про отношения М и Ж рекомендую почитать Почему представители разных полов думают, чувствуют, действуют по-разному? Как понять и принять друг друга? Читайте и узнаете.

С вами был Юрий Окунев. Взаимной и страстной любви! До новых встреч!

Что такое страсть?

Страсти - это очень интересная особенность человеческого сознания, и, как и со всеми остальными подобными вещами, с ними надо уметь правильно обращаться.

Что такое СТРАСТЬ?

Это тот момент, когда эмоции человека, по отношению чего-то, какого-то определённого объекта, приближаются к своей максимальной величине. Это такое состояние, когда эмоции начинают зашкаливать, кипеть, все мысли и желания направляются только в сторону желаемого объекта.

И смотрите, какая тут есть особенность. Всё это кипение и бурление направлено не для того, чтобы ДАТЬ что-то объекту желания. Совсем наоборот, всё направлено на то, чтобы желаемый объект ЗАПОЛУЧИТЬ , притянуть к себе, стать его обладателем, владельцем или хозяином.

Все страстные переживания, так хорошо и массово описанные в различного рода литературе, показанные в кино, рассказанные в историях и легендах. Все они происходят из-за того, что человек чего-то или кого-то лишился, или чем-то или кем-то хочет обладать вопреки сложившимся обстоятельствам.

Если всё это спокойно разложить на составляющие, то, получается такая картина.

Вот человек, он находится в определённом процессе, и, его совершенно не устраивает то, что в этом процессе нет одной конкретной составляющей. И до тех пор, пока этот предмет или объект не появится, человек будет затрачивать все свои возможности и силы на его получение.

Как и что, в этот момент происходит вокруг, человека не интересует. У него есть одна задача - страстно заполучить желаемое. Создать условия, ситуацию, возможности, чтобы иметь этот объект в своей власти, в своём распоряжении.

А раз, все силы направлены в сторону желаемого объекта, то и сил на анализ происходящего, на принятие ситуации, на благодарность участникам просто не остаётся. Человек видит только то, что хочет видеть, всё вокруг отходит на второй план.

Нужен ли этот объект, будет ли польза от его обладания, что с этим объектом дальше делать, стоит ли он затраченных сил, это всё не учитывается. Это всё второстепенно. Для ответов на эти попросту не хватает сил и внимания.

Вот и получается, что человек, как лошадь в шорах, видит лишь часть происходящего, и лишь туда направляет свои силы. Страсть ослепляет человека, начинает диктовать свои условия, человек становится игрушкой в её руках. Ни о каком управлении ситуацией тут и речи быть не может.

Так что, господа, прежде чем что-то страстно желать, подумайте, попробуйте сделать паузу и посмотреть на себя со стороны, а там, глядишь, и страсти поулягутся.

Как только у вас появляется страстное желание, это самый верный признак того, что началась проверка вас на соответствие. Либо вы слепо поддаётесь этому захлестывающему желанию и всепоглощающему чувству, либо находите в себе силы для спокойного анализа и формирования правильных действий в нужную для вас сторону.

Тут выбор только за вами, это ваша жизнь, ваш процесс, ваш рост.

И, как правило, это страстное желание, при спокойном рассмотрении, не такое уж и нужное и ценное, как показалось на первый взгляд. И, можно спокойно, либо от него отказаться, либо перенести акцент на следующую задачу, а этот объект или событие произойдёт автоматически, само собой.

И, наверное, единственное место, где нужно уметь полностью отдаваться страстям во всей их широте и полноте - это искусство. Вот где можно развернуться и максимально достоверно донести до публики глубину вопроса. Это может быть и театр, и кинематограф, и музыка, и литература, и различные ремёсла. Вот хорошие и рабочие места для страстности. Правда, тут должна быть своя техника безопасности, но это разговор для другой статьи.

P.S. Вы можете получать информацию о новых статьях на электронную почту.

Священник Иоанн Павлов

52. Что такое страсти

Часто в творениях святых отцов встречается выражение «страсти». Там, например, говорится, что мы должны бороться со страстями и достигать бесстрастия. Что же следует нам разуметь под словом «страсти»? В этом вопросе непременно нужно разобраться, иначе мы не сможем правильно понимать святоотеческие творения, а без их понимания не сможем и проводить правильную христианскую жизнь.

Итак, что такое страсти? Страсти - это извращение естественных сил, способностей и стремлений человеческой природы. Бог дал человеку многие силы и способности. Эти силы даны ему, чтобы он использовал их во благо. Но увы, любые, даже самые высокие Божии дары можно извратить, и тогда они вместо добра приносят зло и вместо пользы - вред и разрушение. Старец Паисий Святогорец говорит, что если человек не будет к себе внимательным и не употребит свои силы и способности во благо, то к нему приходит диавол, который эти способности извращает и начинает их использовать для своих целей. Вот тогда наши природные свойства и становятся страстями.

Приведем примеры. Человек имеет от природы способность и необходимость питаться, принимать извне пищу для поддержания жизни. В этом нет ничего плохого и предосудительного. Плохое и предосудительное начинается тогда, когда человеком овладевает болезненное пристрастие к еде, когда он становится ее рабом, когда начинает жить для того, чтобы есть. Вот тогда еда из безгрешной потребности становится страстью чревоугодия.

Другой пример: в человеке есть способность к плотской любви и размножению. И в его организме имеются все силы, для этого необходимые. Если их использовать в законном браке и по назначению, то никакого греха в этом нет. Но увы, часто люди извращают Богом установленный порядок и начинают их использовать для блуда, прелюбодеяния, извращений, излишеств и тому подобного. И в этом случае природные силы оборачиваются самыми скверными страстями и пороками.

Чревоугодие и блуд, о которых мы сказали, - это страсти, относящиеся к телесной составляющей человеческой природы. Однако у человека есть еще и душа, и у нее также имеются свои силы и способности. При их извращении они тоже становятся страстями.

Например, в душу человека вложено стремление к совершенству, к высоким состояниям, к большим возможностям. В своем правильном и чистом виде это стремление является законным. Однако очень часто диавол извращает его, и тогда оно становится самой опасной и гибельной страстью - гордостью, самомнением, высокоумием. Известный духовник схиигумен Савва писал одному из своих духовных чад: «Нет ничего удивительного в том, что диавол с легкостью повергает человека в гордость. Ведь душа наша создана по образу и по подобию Божию чистой, светлой, благоухающей добродетелями. И по природе своей душа стремится ко всему хорошему, благородному, возвышенному. Ей хочется всегда быть в ряду первых. Хочется как можно скорее достичь совершенства, блаженства! Ну, скажи, друг мой, разве не похвальны эти порывы души? Разумеется, похвальны! Но… бедная неопытная душа не успеет опомниться, как с первых же шагов попадает в коварные сети лукавого. И чем более она будет стремиться к первенству, к совершенству… тем более и более будет запутываться в сетях вражиих по своей неопытности…»

Так работает враг нашего спасения, сбивая и запутывая человека и незаметно насаждая в него семена гибельных страстей. А ведь гордость, братия и сестры, наносит человеческой душе страшное повреждение, она поражает смертоносным ядом самые глубокие и таинственные источники ее жизни. Гордость поистине является «глубинами сатанинскими».

Приведем еще примеры страстей. Человеку свойственно стремление к тому, чтобы иметь доброе имя, пользоваться любовью и признанием. Уродливым извращением этого стремления является страсть тщеславия. Человек, больной тщеславием, подменяет свое реальное состояние мнением о нем других людей. Он старается всеми способами заслужить одобрение и похвалу от окружающего его общества. И ради этого он бывает готов даже и на вещи неприглядные, на безрассудство, на грех.

Пойдем далее. В душу человека вложена некоторая энергия, некоторая особая сила, позволяющая ему твердо держаться нужной линии поведения, преодолевать препятствия, отталкивать все злое, неправильное, нехорошее, доводить начатое до конца, отстаивать правильную позицию и тому подобное. Эта энергия есть как бы внутренняя сила характера, и дана она в качестве оружия и защиты - чтобы мы могли обороняться от воюющего против нас зла. Направлять эту силу следует на невидимых врагов, на препятствия в добродетели, на все злое, греховное, скверное. Но мы с подачи диавола часто извращаем эту силу, направляем ее не туда, куда нужно, и тогда она становится страстью гневливости и раздражительности. Гневливый человек направляет природную энергию души не на зло, не на препятствия в добродетели, а на людей, на своего ближнего. Такое ее использование равносильно, как если бы какой-нибудь солдат в бою начал стрелять не по врагу, а по своим товарищам.

Приведем еще пример. Человеку от природы свойственно стремление к благосостоянию, к обеспеченности различными благами. На земле средством достижения благосостояния является материальное богатство. И если человек не остережется, но будет чрезмерно к этому богатству привязываться, то безгрешное природное стремление становится болезнью и извращением. Имена этой болезни всем известны: жадность, скупость, сребролюбие.

Итак, мы видим, что страсти есть не что иное, как извращение стремлений, способностей и сил человеческой природы. Сами эти силы и способности при правильном их использовании не являются грехом. Грехом они становятся от злоупотреблений. «Не пища зло, а чревоугодие, - говорит преподобный Максим Исповедник, - не деторождение, а блуд, не деньги, но сребролюбие, не слава, а тщеславие».

Каждая страсть является болезнью, и потому она приносит человеку вред. Приносимый страстями вред может быть малым, а может быть и великим. Иногда он бывает смертельным. Вред от страстей происходит по той причине, что, как и всякая болезнь, страсти разрушают порядок и устройство созданной Богом человеческой природы, нарушают ее правильное состояние. «Так как страсти не естественны человеческой душе, - говорит святитель Феофан Затворник, - а входят в нее вследствие грехолюбия нашего, то по причине сей неестественности они будут томить и мучить душу. Это все то же, как кто примет яд. Яд сей жжет и терзает тело, потому что противен устройству его; или как если бы кто змею посадил в себя, и она, живою оставаясь, грызла его внутренности. Так и страсти, как змея и яд, внутрь души принятый, будут грызть и терзать ее».

Терзание страстей не оставляет человека, даже когда умирает его тело. Наоборот, при переходе души в вечность оно становится несравненно страшнее, чем было на земле. По словам Аввы Дорофея, «находясь в теле сем, душа получает облегчение от страстей своих и некоторое утешение: человек ест, пьет, спит, беседует, ходит с любезными друзьями своими. Когда же выйдет из тела, душа его остается одна со страстями своими и потому всегда мучится ими; исполненная ими, она опаляется их мятежом и терзается ими».

Одним из опаснейших свойств страстей является то, что они овладевают человеком и превращают его в раба. Подтверждений этому можно видеть в жизни сколько угодно. Сплошь и рядом люди бывают не в состоянии справиться со своими страстями. Всем известно, например, что пьяница является рабом бутылки, и от ее власти он своими силами освободиться не может. Еще более несчастными рабами являются наркоманы или, например, люди, пристрастные к игре. Иногда приходится ужасаться, как какой-нибудь взрослый, солидный человек, отец семейства, будучи одержим игровой страстью, проигрывает на каких-нибудь совершенно безмозглых автоматах не только все свои сбережения, но и машину, и дачу, и квартиру. Совершая это, он прекрасно знает, что подставляет под удар собственную жену, детей и пускает под откос свою жизнь, однако ничего поделать с собой не может, потому что страсть владеет им.

Следует сказать и еще об одном чрезвычайно опасном свойстве страстей - они умеют хорошо прятаться и принимать вид добрых дел и качеств. Приведенные примеры алкогольной, наркотической и игровой зависимости - это внешние, грубые и для всех очевидные проявления страстей. Однако существуют гораздо более тонкие случаи, когда распознать в себе ту или иную страсть бывает очень непросто. «Страсти живут тайно в людях, проводящих рассеянную, невнимательную жизнь, - говорит святитель Игнатий Брянчанинов, - по большей части они удовлетворяются ими, по большей части оправдываются, - часто признаются за чистейшие, возвышеннейшие добродетели».

Или еще пример: человек часто ездит в паломнические поездки по святым местам. Многие его за это хвалят и считают благочестивым. Однако далеко не всегда причиной частого паломничества является благочестие. Бывает, что человек паломничает, просто желая сменить обстановку, отдохнуть от своих домашних, послушать церковные новости и слухи. А иногда бывает, что он ездит в эти поездки из того же тщеславия - чтобы люди думали и говорили о нем хорошо.

Приведем еще пример. Часто такие страсти, как гнев, злоба, неприязнь к людям, изливаются под предлогом заботы о соблюдении порядка, законности, каких-то правил и тому подобного. Внешне, с точки зрения закона и человеческих правил, мы как будто правы: радеем, чтобы все было как положено, исправляем беспорядок, восстанавливаем справедливость. Однако по Божию суду оказываемся виновными, потому что главной действующей силой при этом являются именно наши страсти: гнев, раздражение или неприязнь. Например, такая ситуация. Какой-нибудь человек нарушил установленный в храме порядок: не так поставил свечку, или поет вместе с хором, или женщина пришла без платка. И вот мы спешим к этому человеку с обличением. Нам кажется, что мы поступаем правильно: заботимся о соблюдении порядка в Божием храме. Однако на самом деле почти всегда через такие обличения находят себе выход не что иное, как наши страсти. Ведь святые вели себя в подобных ситуациях совершенно по-другому. К преподобному Пимену Великому однажды пришли некоторые старцы и спросили: «Если мы увидим брата дремлющим в церкви, то велишь ли разбудить его, чтобы он не дремал на бдении?» Он же сказал им: «Что касается меня, то я, если увижу брата дремлющим, положу голову его на колени мои и успокою его». Так поступают люди, в сердце которых вместо страстей пребывает любовь Божия.

И еще пример: нередко наши страсти выходят наружу под предлогом такого важного и доброго дела, как воспитание детей. Бывает, что мы гневаемся на детей, кричим на них или даже бьем. Нам, может быть, кажется, что этим мы их воспитываем, но на самом деле очень часто в таких случаях мы просто срываем на них свою гневливость, раздражительность и плохое настроение. И именно эти страсти, а вовсе не забота о воспитании, являются действующей причиной такого нашего поведения.

Святые отцы учат, что через страсти над человеком приобретает власть диавол. И наша цель заключается в том, чтобы, пока живем на земле, от его власти освободиться. Чтобы от нее освободиться, нужно очистить себя от страстей, достичь так называемого состояния бесстрастия. В наше духовно беспризорное время люди обычно неправильно понимают, что такое бесстрастие. Для современного человека это слово ассоциируется с какой-то холодной отрешенностью и ледяным безразличием. Такое представление, конечно, не имеет ничего общего с тем, что понимали под бесстрастием святые отцы. Бесстрастие для них есть, во-первых, отсутствие страстей, а во-вторых, наличие противоположных этим страстям добродетелей. То есть бесстрастный - это тот, кто не имеет в себе гордости, жадности, зависти, злобы, блуда, чревоугодия и тому подобного, а имеет смирение, щедрость, великодушие, любовь, чистоту. Отсюда видно, что человек, достигший христианского бесстрастия, не находится в состоянии ледяного безразличия, но, напротив, бывает полон любви, участия, сострадания.

Итак, все христиане призваны к тому, чтобы бороться со своими страстями. И для того, чтобы начать эту борьбу, им нужно сначала свои страсти распознать. Из всего сказанного мы видели, насколько тонкими и незаметными могут быть в человеке действия страстей. Поэтому для того, чтобы распознать страсти, от нас требуется внимательная христианская жизнь - мы должны не спать, но духовно бодрствовать. По словам святителя Игнатия, «только истинный христианин, постоянно внимающий себе, поучающийся в Законе Господнем день и ночь, старающийся исполнять Евангельские заповеди со всею тщательностью, может увидеть свои страсти».

Постараемся же быть внимательными в духовной жизни, братия и сестры! Будем смотреть в глубину своего сердца, будем наблюдать, что там происходит, какие причины побуждают нас к той или иной деятельности. Ибо только в этом случае мы сможем увидеть тайные болезни нашей души, а увидев, сотворить с ними брань и победить. Аминь.

СТРАСТНЫЙ

СТРАСТНЫЙ

СТРА́СТНЫЙ [страсный ]

стра́стная, стра́стное; стра́стен, страстна́, страстно́.

1. Проникнутый сильным, напряженным и энергически выраженным чувством, чрезвычайно сильный. «При страстном желании можно добиться всего, можно преодолеть все.» Сталин . Никто так страстно (нареч.) «не любит своей родины, как русский человек.» Салтыков-Щедрин . «Он страстно (нареч.) любит музыку.» Чехов . «Страстные споры шли до глубокой ночи.» Н.Островский . «Исписан лист… порывистым и страстным языком.» Некрасов . Страстный характер .

2. Целиком, с крайним увлечением отдающийся какому-н. делу, влечению, страсти. «Он прикидывался то страстным охотником до лошадей, то отчаянным игроком.» Пушкин . «Вы, страстные к чинам, желаю вам дремать в неведеньи счастливом.» Грибоедов . Страстный оратор. Страстный любитель музыки. Страстный игрок. Страстный рыболов .

3. Крайне чувственный, весь проникнутый чувством любви, физического влечения. «На волшебные напевы переложил ты страстной девы иноплеменные слова.» Пушкин . «Уж я не тот любовник страстный, кому дивился прежде свет.» Пушкин . «Я страстно (нареч.), я отчаянно в вас влюблен.» Тургенев . Страстный поцелуй. Страстный взгляд .


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "СТРАСТНЫЙ" в других словарях:

    страстный - страстный болельщик страстный борец страстный защитник страстный игрок страстный коллекционер страстный охотник страстный патриот страстный поклонник страстный почитатель страстный приверженец страстный призыв страстный… … Словарь русской идиоматики

    См. усердный... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. страстный горячий, пылкий, пламенный; жаркий; жгучий, знойный; усердный; раскаленный, огневой, чувственный, кипучий,… … Словарь синонимов

    СТРАСТНЫЙ, ая, ое; тен, тна. 1. Проникнутый сильным чувством. С. порыв. Страстная речь. 2. Увлечённый чем н., целиком отдающийся какому н. занятию. С. шахматист. С. охотник. 3. Проникнутый страстью 1 (в 1 знач.), чувством любви; чувственный. С.… … Толковый словарь Ожегова

    страстный - страстный, кратк. ф. страстен, страстна (устаревающее страстна), страстно, страстны; сравн. ст. страстнее и страстнее. Произносится [страсный] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    Прил., употр. сравн. часто Морфология: страстен, страстна и страстна, страстно, страстны; страстнее; нар. страстно 1. Страстным называют очень сильное чувство. Страстная надежда. | Страстная любовь. 2. Страстным называют слова, речь и т. п.,… … Толковый словарь Дмитриева

    страстный - [сн], ая, ое; тен, тна/ и тна, тны 1) Сильно и пылко чувствующий, остро и сильно воспринимающий и переживающий все. Он [Добролюбов] был человек чрезвычайно впечатлительный, страстный, и чувства его были очень порывисты, глубоки, пылки… … Популярный словарь русского языка

    Прил. 1. соотн. с сущ. страсть I, связанный с ним 2. Проникнутый сильным, напряженным чувством; чрезвычайно сильный. 3. Целиком и с крайним увлечением отдающийся какому либо делу, влечению, страсти. 4. Весь проникнутый чувством любви; крайне… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Страстный, страстная, страстное, страстные, страстного, страстной, страстного, страстных, страстному, страстной, страстному, страстным, страстный, страстную, страстное, страстные, страстного, страстную, страстное, страстных, страстным, страстной … Формы слов

    страстный - стр астный; кратк. форма тен, астн а, тно … Русский орфографический словарь

    страстный - кр.ф. стра/стен, стра/стна/, стра/стно, стра/стны; страстне/е … Орфографический словарь русского языка

Книги

  • Страстный разум , Крамер Джоэл. "Чтобы наилучшим образом использовать дар мышления, важно понимать природу того или иного мировоззрения и осознавать его последствия, знать, как связаны с ним мораль и духовность. Для этого…
  • Страстный разум. Расширение личной и социальной осознанности , Джоэл Крамер, Дайана Олстед. `Чтобы наилучшим образом использовать дар мышления, важно понимать природу того или иного мировоззрения и осознавать его последствия, знать, как связаны с ним мораль и духовность. Для этого…

Страсть и любовь: на чем строятся отношения?

Е сли на небесах разговоры только о море, как утверждают герои фильма «Достучаться до небес», то на земле разговоры только о любви. Наверное, нужно быть очень оригинальным, чтобы не написать про это в канун праздника влюбленных. А давайте поговорим о любви и страсти!
Для многих людей эти два понятия тождественны, их периодически путают, но с точки зрения психологического здоровья и здоровых отношений, это чревато проблемами. Эта бесконечная путаница происходит по причине того, что часто эти два чувства происходят параллельно.

Е сли сейчас попытаться дать определение «любви», то придется выпустить многотомник с сотнями тысяч текста, и прибавить терабайты видео- и аудиоматериалов. Поэтому давайте сконцентрируем внимание на различиях между любовью и страстью, и будем опираться лишь на некоторые тезисы.

Словарь “Ожегова” любовь определяет, как сильное чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности. А страсть , как пылкое желание.

Эти два противоречивых определения помогут нам различить эти чувства. Любовь основывается на близости, в то время как страсть исключительно на желании.

Страсть – вожделение человека, не поддающееся контролю и оказывающее значительное воздействие на его мышление и поведение.

Э.Фромм утверждал, что инстинкты, или естественные влечения, коренятся в физиологических потребностях человека, в то время как человеческие страсти – в его характере. Другими словами: инстинкты – это ответ на физиологические потребности человека, то страсти – ответ на его экзистенциальные потребности.

Э. Фромм различал рациональные страсти (например, любовь) и иррациональные страсти (жадность, тщеславие и др.). Рациональные страсти являются жизнеспособными. Они ведут к самоутверждению человека, усиливают его ощущение радости, способствуют проявлению его целостности и придают смысл его жизни. Иррациональные страсти, напротив, мешают жизнедеятельности человека, подрывают его силы, ведут к раздвоенности и утрате смысла жизни. Человеком владеют такие страсти, как потребность в любви, нежности, солидарности, свободе, правде, с одной стороны, и жажда власти, подчинения, разрушения – с другой. Все эти и многие другие страсти ведут его по жизни, становятся причиной волнений и тревог, являются источником, питающим сновидения, мифы, легенды, религии, искусство, литературу.

Что лежит в основе отношений?

В контексте разговора об отношениях и любви, мы конечно же рассматриваем в первую очередь любовную страсть . Причина возникновения такой страсти лежит в области биохимии организма. Первое, что замечаем в объекте нашего влечения, это телесная симпатия, здесь срабатывают наши бессознательные идеалы красоты. Второе – запах, вырабатываемый феромоном, распознаваемый органом на стенке носовых пазух. Поэтому один запах человека для нас выглядит как «мой, привлекает», другой же наоборот «не мое».

Страсть – это чувство, вызывающее очень сильные эмоции из-за мощного выброса в кровь адреналина, нейротрофинов, которые действую как наркотик. Поэтому нам так нравится испытывать влечение.

Для человека это чувство как долгожданный, свежий глоток, дающий невероятное количество сил, бурю эмоций, невероятного подъема мотивации.

Вы уже впечатлились этой гремучей смесью биохимии и психических процессов? Но в отличие от животных, мы принимаем решения, пользуясь разумом и логикой. Страсти можно поддаться (такова природа человека), но придаваться ли страстям, это этический и психологический вопрос для каждого.

Отношения, основанные на страсти

В отношениях, основанных на страсти, удовлетворение своих желаний стоит на первом месте. В таком состоянии мы хотим испытывать яркие любовные эмоции, быть с другим, но не хотим привязываться. Эти две противоположные силы создают напряжение, барьер, который не позволяет увидеть и принять другого. Если страсть заполняет все пространство отношений, это погубит их, и в конечном счете приведет к одиночеству. В погоне за страстями, мы не в состоянии принять тепло и заботу другого. Часто независимые люди являются жертвами своей страсти: отношения принесли боль и разочарование, и теперь не пережитая страсть и страх мешают испытать настоящую любовь.

Поэтому можно сказать, что сама по себе страсть – это прекрасно, но когда она занимает лишь часть отношений и является рациональной. Тем более, что выработка гормонов, отвечающих за привязанность и положительное подкрепление сексуального поведения длится не более двух-трех лет. Болезненная страсть, как безумие, лишает человека личности. Мы стремимся поглотить другого, отказываясь от себя. Такие отношения сродни шантажу, где все время звучит вопрос «ты любишь меня?», хотя на самом деле человек приказывает «люби меня!».

В любви может присутствовать страсть, но в страсти нет месту любви.

Отношения на любви

А что же можно сказать о любви? Первое – это, несомненно, более продолжительное чувство, чем страсть. В здоровых отношениях есть «Я» и есть «ТЫ», есть четкие границы, есть свобода и доверие, есть забота и тепло, и при этом есть удивительное чувство близости. Я не зря выделил «здоровые отношения», потому что существуют нездоровые формы подобных отношений, которые склонны выдавать за любовь. К таким, например, относят зависимые отношения (зависимую любовь). Когда нет границ между «Я» и «ТЫ», а существует единственная форма – «МЫ». Такие отношения могут продолжаться годами и приносить массу страданий в обмен на мгновения счастья.

В любовных отношениях высоко ценятся счастье и желания другого, уважаются чувства другого. Такие отношения всегда длительны, и как любые отношения они неизбежно встречаются с кризисами. Однако, в случае взаимной любви, действия выбираются и рассматриваются с осторожностью, с желанием договориться и найти общее решение.

К сожалению, далеко не все люди имели опыт безусловной любви от своей матери , в своей родительской семье, не знали опыта открытых, безопасных и доверительных отношений. Поэтому во взрослой жизни могут демонстрировать некий суррогат, который им кажется любовью .

И справить ситуацию может только чудо, если они встретят по-настоящему любящего другого человека и будут достаточно открыты, чтобы научиться любить. Во всех остальных случаях – это исключительно работа над собой. В житейской психологии принято считать, что люди не умеют выражать негативные чувства и эмоции, и от этого у них проблемы. Но я чаще сталкиваюсь с другим явлением, когда люди не умеют выражать чувства любви, а еще страшнее – они попросту не имеют опыта этой любви.

Учитесь отделять страсть от любви, учитесь любить! Пускай вас накрывает не только страсть, но в вашей жизни будет любовь!

© 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство