Подвиг Зиновия Колобанова. Зиновий Григорьевич Колобанов на Карельском перешейке и в годы Великой Отечественной войны. Подвиг экипажа Зиновия Колобанова. Бой на «Царской» дороге

Подвиг Зиновия Колобанова. Зиновий Григорьевич Колобанов на Карельском перешейке и в годы Великой Отечественной войны. Подвиг экипажа Зиновия Колобанова. Бой на «Царской» дороге

24.09.2019

20 августа 1941 года состоялся исторический танковый бой, который называют «самым успешным боем» за всю историю танковых противостояний. Руководил боем Зиновий Колобанов – танкист-ас Красной Армии.

Зиновий Колобанов родился в конце декабря 1910 года, в селе Арефино, Владимирской губернии. Отец Колобанова погиб во время Гражданской войны, и Зиновий уже с малых лет постоянно работал. Окончил 8 классов школы, поступил в техникум, а на 3-ем курсе его призвали в армию. Колобанова определили в пехотные войска, но армии нужны были танкисты, и его отправили учиться в бронетанковую школу им. Фрунзе. В 1936 году он с отличием ее окончил, и в звании старшего лейтенанта отправился в Ленинградский военный округ.

Зиновий Колобанов прошел «боевое крещение» во время советско-финской войны. Он встретил ее в качестве командира танковой роты. За короткий промежуток времени Колобанов три раза едва не погиб в горящем танке, но каждый раз возвращался в строй. Его наградили орденом Красного Знамени.

После начала Великой Отечественной войны Колобанову пришлось в ускоренном порядке осваивать тяжелый советский танк КВ-1, чтобы не только воевать на нем, но и обучать новобранцев.

Наступление на Гатчину

В начале августа 1941 года группа армий «Север» начали наступление на Ленинград. Красная Армия отступала. В районе Гатчины (в то время Красногвардейск) немцев сдерживала 1-ая танковая дивизия. Обстановка была тяжелой – у вермахта было танковое превосходство, и со дня на день гитлеровцы могли прорвать оборону города и захватить город. Почему для немцев был так важен Красногвардейск? На тот момент он был крупным транспортным узлом перед Ленинградом.

Зиновий Колобанов 19 августа 1941 года получил приказ от командира дивизии – перекрыть три дороги, идущие со стороны Луги, Волосово и Кингисеппа. Приказ комдива был короткий: стоять насмерть. Рота Колобанова была на тяжелых танках КВ-1. КВ-1 хорошо противостоял панцерваффе – танковым частям вермахта. Но у КВ-1 был существенный недостаток: отсутствие маневренности. Кроме того, в начале войны и КВ-1 и Т-34 в Красной армии было мало, поэтому их берегли и по возможности старались избегать боев на открытой местности.

Самый успешный танковый бой 1941 года

Экипаж лейтенанта Колобанова состоял из старшего сержанта Андрея Усова, старшего водителя-механика Николая Никифорова, младшего водителя-механика Николая Родникова и стрелка-радиста Павла Киселькова. Экипаж танка был таким же, как и лейтенант Колобанов: люди с опытом, хорошей подготовкой.

После того, как Колобанов получил приказ комдива, он поставил своей команде боевую задачу: остановить немецкие танки. В каждый танк заложили бронебойные снаряды, по два комплекта. Прибыв на место около совхоза Войсковицы, Зиновий Колобанов расставил «боевые точки»: танки лейтенанта Евдокименко и Дегтяря около Лужского шоссе, танки младшего лейтенанта Сергеева и Ласточкина около Кингисеппа. Старший лейтенант Колобанов и его команда встали в центре обороны, на приморской дороге. КВ-1 поставили в 300 метрах от перекрестка.

22 танка за 30 минут

В 12 часов 20 августа немцы попытались захватить Лужское шоссе, но Евдокименко и Дегтярь подбили 5 танков и 3 БТР, после чего немцы повернули назад. Примерно в 14 часов показались немецкие мотоциклисты-разведчики, но команда Колобанова на КВ-1 не выдала себя. Спустя некоторое время показались немецкие легкие танки. Колобанов скомандовал «огонь!» и бой начался.

Сначала командир орудия Усов подбил 3 головных танка, потом обрушил огонь на замыкающие колонну танки. Проезд немецкой колонны захлебнулся, танки горели в начале колонны и в конце. Теперь возможности уйти от обстрела не было. В это время КВ-1 обнаружил себя, немцы открыли ответный огонь, но тяжелая броня танка была непробиваемой. В один момент башня КВ-1 вышла из строя, но старший механик Никифоров начал маневрировать машиной, чтобы у Усова была возможность и дальше бить немцев.

30 минут боя – уничтожены все танки немецкой колонны.

Такого результата не могли себе представить даже «асы» панцерваффе. Позже достижение старшего лейтенанта Колобанова занесли в Книгу рекордов Гиннесса.

20 августа 1941 года пять танков роты Колобанова суммарно уничтожили 43 немецких танка. Кроме танков, были подбиты артиллерийская батарея и две роты пехоты.

Неоцененный герой

В 1941 году экипаж Колобанова приставили к званию Героя Советского Союза. Спустя время высшее командование заменило звание Героя на орден Красного знамени (награжден Зиновий Колобанов), Андрея Усова наградили орденом Ленина, водителя-механика Никифорова – орденом Красного знамени. В подвиг экипажа Колобанова просто «не верили», хотя документы были предоставлены.

В сентябре 1941 года Зиновий Колобанов получил тяжелое ранение, и вернулся в ряды Красной Армии уже после окончания войны, летом 1945 года. Он прослужил в армии до 1958 года, после этого вышел в запас полковников и обосновался в Минске.

Памятник под Войсковицами

В начале 1980-х, на месте знаменитого боя решили поставить памятник. Колобанов написал письмо в министерство обороны СССР, с просьбой выделить танк, чтобы увековечить подвиг героев. Дмитрий Устинов, министр обороны, дал положительный ответ, и для памятника выделили танк – но не КВ-1, а ИС-2.

Начало военной карьеры Зиновия Колобанова , одного из лучших советских танковых асов, можно связать с его поступлением в Орловское танковое училище имени Фрунзе. Это произошло в 1936 году. До этого Колобанов уже служил в Красной Армии, куда был призван ещё в 1932-м. Вторая половина тридцатых годов была ознаменована тревожным предчувствием грядущей войны. Германия в Европе набирала силу. Тем временем Советский Союз проводил свою политику, стремясь максимально обезопасить собственные границы. В ноябре 1939 года, в желании отодвинуть границу дальше от Ленинграда, советское руководство предпринимает попытку договориться с финнами. Результата это не даёт и Красная Армия начинает боевые действия против Финляндии. Зиновий Колобанов участвует в этой войне в роли командира роты танков, входящих в 20-ю тяжелую танковую бригаду, действующую на Карельском Перешейке.

В ходе зимней войны Колобанову неоднократно приходилось выбираться из своего горящего танка, подбитого противником. В тот период советский танковый ас сменил несколько боевых машин. Тогда он воевал на средних танках "Т-28" . В тяжелейших боях за Выборг его танк был подбит противником в третий раз. Колобанову вновь удалось уцелеть в пекле боя. После этого ему было присвоено звание героя Советского Союза. Однако заслуженную награду не вручили, так как бойцы из роты Зиновия Григорьевича после подписания мирного договора с Финляндией были замечены в братаниях с противником, а вину за это возложили на командира роты. Далее последовали арест и трибунал. Длительное время советский танкист находился в лагере.

После начала немецкого вторжения в СССР летом 1941 года, когда советские армии западных приграничных округов были фактически разгромлены в скоротечных сражениях с немцами, руководство СССР вспомнило о многих солдатах и офицерах, находившихся в лагерях. Многие из них были выпущены, в их числе был и . После короткой переподготовки он был восстановлен в офицерском звании, после чего отправлен в 1-ю танковую дивизию, действующую под Ленинградом. Тут наступает один из самых интересных моментов в военной карьере Колобанова. Во второй половине августа рота старшего лейтенанта Колобанова, оснащенная танками "КВ" Кировского военного завода, получает приказ командира 1-й танковой дивизии Баранова - перекрыть перекресток дорог, ведущих на Лугу и Кингисепп. Это было очень важное направление, на котором необходимо было срочно закрепиться и удержать его.

Колобанов отдаёт приказ роте выдвинуться на позиции. Он распределяет танки по трем дорогам, которые необходимо удерживать любой ценой. Сам он занимает позицию на центральной дороге возле северной окраины Красногвардейска недалеко от совхоза Войсковицы, где проходило наиболее опасное и вероятное направление немецкого удара. Советский танковый командир грамотно организует оборону, маскируя и укрывая танки, а также подготавливает запасные позиции. Ситуация становится всё более напряженной - немцы наверняка будут наступать именно здесь, поскольку в случае прорыва они выйдут на оперативный простор, оставив позади Красногвардейский укрепленный район, а далее смогут беспрепятственно двигаться на Ленинград. Уже ночью 20 августа к Колбанову подошло пехотное прикрытие. Он приказал им отойти немного назад и поддержать огнём его танк в случае прорыва немецкой пехоты во фланг и тыл обороняющейся боевой машине. Позиция, занятая Колбановым была исключительно удобна, так как противник силами бронетехники мог атаковать его только в лоб, по бокам дороги сильно заболоченная местность делала практически невозможным маневр танков и серьёзно затрудняла движение пехотинцев.

Днем немцы начали наступление. Их танковая колонна атаковала участок советской обороны на Лужском шоссе, куда Колобанов отправил два танка. Уже там немцы были встречены сильным огнем и отступили, потеряв 5 танков и 3 бронетранспортера. Через некоторое время головные подразделения противника появились и в секторе обороны, который занимал танк Колобанова. Увидев мотоциклистов-разведчиков, старший лейтенант приказывает огня не открывать. Немецкая разведка, не заметив замаскированный танк и прикрывающую его пехоту двигается дальше в сторону Мариенбурга. Следом на дороге появляется колонна немецких танков - более двух десятков боевых машин. Когда первый немецкий танк подошёл прямо к перекрёстку, Колобанов скомандовал "огонь!" и прицелившийся наводчик выпустил несколько снарядов по головным немецким машинам. Два танка идущих впереди загорелись, перекрыв немцам путь вперёд. Не в силах быстро сориентироваться немцы открыли беспорядочный огонь в направлении, откуда по ним велась стрельба. Тем временем Колобанов перенес огонь своего орудия в хвост колонны и подбил два последних танка врага, идущих в самом её конце. Немцы запаниковали, вся их танковая колонна оказалась в ловушке. Они уже обнаружили стоящий в засаде "КВ" Колобанова и открыли по нему огонь, но множественные попадания немецких орудий не причиняли лобовой броне советского тяжелого танка никакого вреда.

Некоторые немецкие экипажи в панике выскакивали из танков, стараясь укрыться на обочинах, а часть танков, пытаясь спастись от смертоносного огня советской боевой машины, сползла в болота по окраинам дороги, и застряла там, беспомощно шваркая гусеницами и утопая в вязкой жиже. Двигающаяся позади танковой колонны немецкая пехота увидела происходящее и быстро бросилась вперёд, пытаясь развернуть полевые противотанковые орудия на прямую наводку, а часть немецких пехотинцев попыталась обойти танк и зайти ему в борт. Но их встретил плотный огонь советской пехоты прикрытия, которую Колобанов предусмотрительно оставил на позициях позади танка. Немецкие солдаты залегли и всё, что им оставалось - с ужасом наблюдать за разгромом своей танковой колонны и надеяться на противотанковые орудия.

Тем временем одно из них уже дымилось от прямого попадания осколочно-фугасного снаряда "КВ". Другое немецкое орудие, успевшее встать на позицию, уже поливало танк старшего лейтенанта Колобанова ответным огнём. Один из снарядов попал в перископ и вывел его из строя, а другой заклинил башню танка. Тем не менее наводчику Усову удалось подбить и это орудие. Колобанов видя, что противник пристрелялся, скомандовал отойти на запасную позицию. Танк на глазах у находящейся неподалёку немецкой пехоты, поднимая клубы пыли, задним ходом отполз назад, и встал в кусты так, что оставшиеся на дороге танки врага потеряли его из виду. Вскоре из кустов вновь раздались выстрелы и последние танки противника остались догорать на дороге. Немецкие пехотные подразделения отступили. Получив 156 попаданий, танк Колобанова остался на ходу и уничтожил в том бою 22 немецких танка - всю колонну, пытавшуюся прорваться на Мариенбург. Другие экипажи роты Колобанова также не сидели без дела. В общем, рота под командованием старшего лейтенанта Колобанова уничтожила в том бою 43 немецких танка. Потери для гитлеровцев, даже учитывая, что возможно некоторые танки подлежали восстановлению, всё же очень тяжелые.

За этот бой Зиновий Григорьевич Колобанов был удостоен награды - ему вручили орден Красного Знамени. Его роту вывели в ближние тылы для пополнения и ремонта бронетехники. В сентябре 1941 Колобанов попал под огонь немецкой артиллерии недалеко от города Пушкина. Получив тяжелые ранения позвоночника и головы, старший лейтенант был отправлен в госпиталь, где очень долгое время находился в бессознательном состоянии. В 1942 его эвакуировали из под Ленинграда и последовали месяцы тяжелого восстановления. Проведя три года в тылу и страдая от тяжелейших полученных травм, Колобанов всё же снова просится на фронт. Там он становится командиром дивизиона самоходок "СУ-76" .

Зиновий Григорьевич пройдёт всю войну до победного конца. Примет участие в боях на Мангушевском плацдарме и штурме Берлина. После окончания войны танковый герой служил в группе советских войск в Германии. Он едва не попал под трибунал за то, что один из его солдат сбежал в Западную зону оккупации. Однако, видимо учитывая заслуги, его лишь перевели в Белорусский военный округ. Через некоторое время он уволился в запас. Умер знаменитый советский танкист в августе 1994 года. Похоронен в Минске на Чижовском кладбище. Подвиг, совершенный Колобановым и его ротой во время обороны Ленинграда, после войны стал достаточно известным. Зиновию Григорьевичу удалось выжить в смертельной схватке с фашизмом, что нечасто удавалось танкистам постоянно рвущимся на передовую. Героический подвиг Зиновия Колобанова и его бойцов бессмертен. Память о нём жива и в наши дни в сердцах многих потомков солдат той ушедшей войны.

Года особая роль в сдерживании немецкого наступления на город Пушкин принадлежит 1-ой танковой дивизии , переброшенной в середине июля из Заполярья на ленинградское направление.

Здесь она переформировывается и получает с Кировского завода пополнение танками КВ. В конце августа - начале сентября дивизия вела упорные сдерживающие бои с превосходящими силами противника, выполняя задачи по прикрытию отходящих стрелковых частей и их тылов, используя при этом метод подвижных танковых засад, и постепенно отходила к Красногвардейску (Гатчине).

Особых успехов в этих боях добились танкисты батальона капитана И. Б. Шпиллера , только одна рота которого под командованием старшего лейтенанта Колобанова 20 августа года на подступах к Красногвардейску уничтожила 43 танка противника, из них 22 танка экипажем танка самого командира роты.

Экипаж танка З.Г. Колобанова,

После боя на танке З. Г. Колобанова насчитали более сотни попаданий. Два танка уничтожил непосредственно командир батальона.

После этого боя немецкое наступление на время было приостановлено, но всё же к 3 сентября немцы смогли сконцентрировать свои силы и полностью окружить Красногвардейск (г. Гатчина).

З. Г. Колобанов

На северной окраине города немцы перерезали единственный путь к отступлению большой колонне с ранеными и тыловыми службами и расстреливали все, что появлялось на дороге. На помощь попавшим в беду пришла рота Колобанова, которая подавила огневые точки противника и сковала боем немецкие танки. Это позволило колонне с ранеными благополучно вырваться из окружения и добраться до Пушкина.

Как же сложились судьбы героев? 15 сентября 1941 года З. Г. Колобанов был тяжело ранен во время артиллерийского обстрела. Ночью на кладбище города Пушкин , где танки заправлялись топливом и боеприпасами, рядом с танком разорвался немецкий снаряд. Танкист получил осколочное поражение головы и позвоночника, контузию головного и спинного мозга. Его направили в Ленинград, а затем эвакуировали в г. Свердловск, где он лечился в эвакогоспиталях многие месяцы вплоть до 15 марта 1945 года.

Подполковник Зиновий Колобанов,

После выздоровления З. Колобанов продолжал службу в армии и демобилизовался в 1958 году в звании подполковника. Умер он 12 августа 1994 года в Минске. З.Колобанов был награждён двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны и Красной Звезды. За совершённый им подвиг он был представлен к званию Героя Советского Союза, но представление не было утверждено. Уже много лет ветераны и общественные организации России обращаются в различные властные структуры с требованием исправить историческую несправедливость и присвоить Зиновию Григорьевичу Колобанову звание Героя посмертно, но, к сожалению, пока безрезультатно.

Сейчас имя Колобанова узнали многие. В компьютерной игре World of Tanks («Мир танков») одна из наград носит имя советского танкиста - «Медаль Колобанова». Присваивается он игроку, который в одиночку одержал победу против пяти и более танков и самоходок противника. Сейчас насчитывается около 60 000 000 участников этой игры.

Шпиллер, Иосиф Борисович был участником советско-финской, Великой Отечественной и советско-японской войн. Он был мастером танкового боя, на его личном боевом счету 8 подтверждённых единиц бронетехники противника. Сохранилась легенда о том, что у немцев он имел прозвище «бандит Шпиллер». После боёв под Красногвардейском и Пушкиным он был назначен, командиром танковой бригады, которая в 1943-1944 годах сыграла важную роль в разгроме врага под Ленинградом и закончила войну в Германии.

Полковник танковых войск Шпиллер в июне 1945г. был назначен командующим бронетанковых войск 36-й армии в составе Забайкальского фронта и принял активное участие в боях с милитаристской Японией. Награждён Орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, Орденом Кутузова II степени орденом Красной Звезды. Умер и похоронен в Луге в 1982 год.

Источники, использованные В. Цыпиным :

  1. Колобанов Зиновий Григорьевич , на tankfront.ru
  2. Колобанов Зиновий Григорьевич , Википедия
  3. «Гатчинская правда», декабрь 1984 г.

20 августа 1941 года экипаж танка под командованием старшего лейтенанта Зиновия Колобанова уничтожил 22 танка противника.

Зиновий Колобанов накануне Зимней войны, в которой он в звании лейтенанта воевал командиром танковой роты 1-й лёгкой танковой бригады.

8 августа 1941 года войска фон Лееба почти месяц протоптавшиеся у Лужского рубежа, возобновили наступление на Ленинград. 9 августа 1941 года 1-я танковая дивизия смогла прорвать советскую оборону, и, выйдя в тыл советским войскам, соединиться с 6-й танковой дивизией. 14 августа 1941 года немецкие войска перерезали железную дорогу Красногвардейск - Кингисепп, 16 августа 1941 года взяли станцию Волосово и стремительно продвигались к Красногвардейску – бывшей и нынешней Гатчине.

Наши войска, обороняющие рубеж на реке Луге (70-я, 111-я, 177-я, 235-я стрелковые дивизии, а также 1-я и 3-я дивизии ополчения), были отрезаны от главных сил и оказывали упорно сопротивление находясь в окружении. Посланные же из глубокого тыла резервы ещё не подошли, и дорога на Ленинград для прорвавшихся немцев была открыта.

Единственным соединением, способным задержать немецкое наступление, оказалась 1-я танковая дивизия генерал-майора Баранова. 12 августа дивизия перешла к обороне в районе Выползово, Кряково, Неревицы, Лелино. В этот момент дивизия насчитывала 58 исправных танков, 4 из которых были средними Т-28 T-28 – танк-крейсер, а 7 – тяжелыми КВ-1. В состав 3-й танковой роты 1-го танкового батальона 1-го танкового полка этой дивизии, входило пять танков КВ. Этой-то ротой и командовал старший лейтенант Зиновий Григорьевич Колобанов.


Экипаж Зиновия Колобанова. Сам Колобанов – в центре

19 августа Колобанов был вызван к командиру дивизии. Показав на карте три дороги, ведущие к Красногвардейску со стороны Луги, Волосово и Кингисеппа, генерал приказал перекрыть их.

В каждый танк было загружено по два боекомплекта бронебойных снарядов. Осколочно-фугасных снарядов на этот раз экипажи взяли минимальное количество. Главное было не пропустить немецкие танки.

В тот же день Колобанов выдвинул свою роту навстречу наступающему противнику. Два танка – лейтенанта Сергеева и младшего лейтенанта Евдокименко он послал на лужскую дорогу.

Еще два КВ под командованием лейтенанта Ласточкина и младшего лейтенанта Дегтяря направились защищать дорогу, ведущую на Волосово. Танк самого командира роты должен был встать в засаду у дороги, соединяющей таллинское шоссе с дорогой на Мариенбург – северной окраиной Красногвардейска.

В состав экипажа помимо самого Колобанова входили командир орудия старший сержант Андрей Михайлович Усов, старший механик-водитель старшина Николай Иванович Никифоров, заряжающий, он же младший механик-водитель красноармеец Николай Феоктистович Роденков и стрелок-радист старший сержант Павел Иванович Кисельков.

Для своего КВ Колобанов определил позицию таким образом, чтобы в секторе огня был самый длинный, хорошо открытый участок дороги. Немного не доходя до птицефермы Учхоза, она поворачивала чуть ли не на 90 градусов и далее уходила к Мариенбургу. По сторонам дороги тянулись обширные болота.

К вечеру удалось упрятать танк в отрытом по самую башню капонире. Была оборудована и запасная позиция. После этого тщательно замаскировали не только сам танк, но даже следы от его гусениц.

Ближе к ночи подошло боевое охранение. Молоденький лейтенант отрапортовал Колобанову. Тот приказал разместить пехотинцев позади танка, в стороне, чтобы в случае чего они не попали под орудийный огонь.


КВ-1 с дополнительным бронированием

Наградной лист Зиновия Колобанова: фонд 33, опись 682524, единица хранения 84. Страницы 1 и 2. ЦАМО, фонд 217, опись 347815, дело № 6 на листах 102-104.

Ранним утром 20 августа 1941 года экипаж Колобанова был разбужен гулом идущих на большой высоте в сторону Ленинграда немецких бомбардировщиков Ju-88. Часов в десять раздались выстрелы слева, со стороны дороги, идущей на Волосово. По радио пришло сообщение, что один из экипажей вступил в бой с немецкими танками. Колобанов вызвал к себе командира боевого охранения и приказал ему, чтобы его пехотинцы открывали огонь по противнику только тогда, когда заговорит орудие КВ. Для себя Колобанов с Усовым наметили два ориентира: № 1 – две березы в конце перекрестка и № 2 – сам перекресток. Ориентиры были выбраны с таким расчетом, чтобы уничтожить головные вражеские танки прямо на перекрестке, не дать остальным машинам свернуть с дороги, ведущей на Мариенбург.

Только во втором часу дня на дороге появились вражеские машины. Немецкие мотоциклисты свернули налево и помчались в сторону Мариенбурга, не заметив стоявший в засаде замаскированный КВ.

За мотоциклистами показались и сами танки Pz.III Pz.III 3-й танковой роты 1-го танкового полка 1-й танковой дивизии генерал-майора Вальтера Крюгера. Люки у них были открыты, и часть танкистов сидела на броне. Как только головная машина достигла ориентира №1, Колобанов приказал Усову открыть огонь.

Головной танк загорелся с первого выстрела. Он был уничтожен, даже не успев полностью миновать перекресток. Вторым выстрелом, прямо на перекрестке, был разбит второй танк. Образовалась пробка. Колонна сжалась, как пружина, теперь интервалы между остальными танками стали и вовсе минимальными. Колобанов приказал перенести огонь на хвост колонны, чтобы окончательно запереть ее на дороге. Старший сержант откорректировал прицел и произвел еще четыре выстрела, уничтожив два последних в колонне танка. Противник оказался в ловушке.

В первые секунды немцы не могли определить, откуда ведется стрельба, и открыли огонь из своих 50-миллиметровых пушек KwK-38 по копнам сена, которые тут же загорелись. Но вскоре они пришли в себя и смогли обнаружить засаду. Началась танковая дуэль одного КВ против восемнадцати немецких танков. На машину Колобанова обрушился целый град бронебойных снарядов. Один за другим они долбили по 25-миллиметровой броне дополнительных экранов, установленных на башне КВ. Танки КВ-1 с подобным бронированием выпускались только в июле 1941 года и воевали только на Северо-Западном и Ленинградском фронтах.

На помощь немецким танкистам пришли двигавшиеся вслед за колонной пехотные подразделения. Под прикрытием огня из танковых пушек, для более аффективного стрельбы по КВ, немцы выкатили на дорогу противотанковые орудия.

Колобанов заметил приготовления противника и приказал Усову ударить осколочно-фугасным снарядом по противотанковым пушкам. С немецкой пехотой вступило в бой находившееся позади КВ боевое охранение.

Усову удалось уничтожить одно ПТО вместе с расчетом, но вторая успела произвести несколько выстрелов. Один из них разбил панорамный перископ, из которого вел наблюдение за полем боя Колобанов, а другой, ударив в башню, заклинил ее. Усову удалось разбить и эту пушку, но КВ потерял возможность маневрировать огнем. Большие довороты орудия вправо и влево можно было теперь делать только путем поворота всего корпуса танка.

Колобанов приказал старшему механику-водителю старшине Николаю Никифорову вывести танк из капонира и занять запасную огневую позицию. На глазах у немцев танк задним ходом выбрался из своего укрытия, отъехал в сторону, встал в кустах и вновь открыл огонь по колонне. В это время стрелок-радист Николай Кисельков вылез на броню и установил вместо поврежденного перископа запасной.
Наконец последний 22-й танк был уничтожен.

За время боя, который длился больше часа, старший сержант Усов выпустил по танкам и противотанковым орудиям противника 98 снарядов, из них бронебойные были израсходованы все. По приказу командира батальона капитана Иосифа Шпиллера танк Колобанова снялся с позиции и, посадив на броню оставшихся в живых бойцов из взвода охранения, отошёл в расположение основных сил дивизии. В то же самое время в бою на лужской дороге экипажем лейтенанта Федора Сергеева было уничтожено восемь немецких танков, экипажем младшего лейтенанта Максима Евдокименко – пять. Младший лейтенант в этом бою погиб, трое членов его экипажа ранены. Уцелел лишь механик-водитель Сидиков. Пятый немецкий танк, уничтоженный экипажем в этом бою, на счету именно механика-водителя: Сидиков таранил его. Сам КВ при этом был выведен из строя. Танки младшего лейтенанта Дегтяря и лейтенанта Ласточкина в этот день сожгли по четыре вражеских танка каждый. Всего 3-й танковой ротой в этот день было уничтожено 43 танка противника.

За этот бой командир 3-й танковой роты старший лейтенант 3иновий Григорьевич. Колобанов был награжден орденом Боевого Красного знамени, а командир орудия его танка старший сержант Андрей Михайлович Усов – орденом Ленина.

Войсковицкий бой серьёзно задержал наступление противника под Ленинградом и спас город от молниеносного захвата. Кстати говоря, одной из причин, почему немцы так стремились захватить Ленинград летом 41-го было как раз то, что в городе находился Кировский завод, выпускавший танки КВ.

Ленинград в августе 1941 года находился в очень сложном положении, события на фронте на подступах к городу развивались по очень плохому, драматическому для обороняющихся советских войск сценарию. В ночь с 7 на 8 августа немецкие части из состава 4-й танковой группы нанесли удары в районах населенных пунктов Ивановское и Большой Сабск, наступая в сторону населенных пунктов Кингисепп и Волосово. Всего через три дня боев войска противника подошли к шоссе Кингисепп-Ленинград, а 13 августа немецким войскам удалось перерезать железную и шоссейную дороги Кингисепп-Ленинград и форсировать реку Луга. Уже 14 августа 38 армейский и 41 моторизованный немецкие корпуса смогли вырваться на оперативный простор и выдвинуться к Ленинграду. 16 августа пали города Кингисепп и Нарва, в тот же день части из состава 1-го немецкого корпуса заняли западную часть Новгорода, угроза прорыва немецких войск к Ленинграду становилась все более реальной. До знаменитого танкового боя, который прославит имя Колобанова, оставались считанные дни.

18 августа 1941 года командира 3-й танковой роты из состава 1-го батальона 1-й Краснознаменной танковой дивизии старшего лейтенанта Зиновия Колобанова вызвал к себе лично командир дивизии генерал-майор В. Баранов. В то время штаб части находился в подвале собора, который являлся одной из достопримечательностей Гатчины, которая в то время называлась Красногвардейском. В устной форме Баранов отдал Колобанову приказ перекрыть любой ценой три дороги, которые вели к Красногвардейску со стороны Кингисеппа, Волосово и Луги.


На тот момент в роте Колобонова имелось 5 тяжелых танков КВ-1. Танкисты загрузили в машины по два боекомплекта бронебойных снарядов, осколочно-фугасных брали мало. Основной целью танкистов Колобанова было не пропустить на Красногвардейск немецкие танки. В тот же день, 18 августа, старший лейтенант Зиновий Колобанов вывел свою роту навстречу наступающим немецким частям. Две свои машины он послал на лужскую дорогу, еще две отправил к дороге на Волосово, а свой собственный танк разместил в засаде, организованной у перекрестка дороги, которая соединяла таллиннское шоссе с дорогой на Мариенбург - северной окраиной Гатчины.

Зиновий Колобанов лично провел со своими экипажами рекогносцировку местности, отдав указания о том, где именно следует оборудовать позиции для каждого из танков. При этом Колобанов предусмотрительно заставил танкистов оборудовать по 2 капонира (один основной и запасной) и тщательно замаскировать позиции. Стоит отметить, что Зиновий Колобанов был уже достаточно опытным танкистом. Он прошел с боями финскую войну, трижды горел в танке, но всегда возвращался в строй. С задачей перекрыть три дороги, ведущие к Красногвардейску, мог справиться только он.

Свою позицию Колобанов оборудовал возле совхоза Войсковицы, расположенного напротив птицефермы «Учхоза» - на развилке Таллинского шоссе и дороги, ведущей на Мариенбург. Он оборудовал позицию примерно в 150 метрах от шоссе, подходившего со стороны Сяскелево. При этом был оборудован глубокий капонир, который скрывал машину так, что торчала лишь башня. Второй капонир для запасной позиции был оборудован недалеко от первого. С основной позиции отлично просматривалась и простреливалась дорога на Сяскелево. К тому же по бокам этой дороги имелись заболоченные участки местности, которые очень сильно затрудняли маневр бронетехнике и сыграли в предстоящем бою свою роль.

Позиция Колобанова и его КВ-1Э располагалась на небольшой высоте с глинистым грунтом на расстоянии в 150 метров от развилки дорог. С этой позиции был хорошо виден «Ориентир №1» две березы, растущие у дороги, и примерно в 300 метрах от Т-образного перекрестка, который был обозначен как «Ориентир №2». Всего простреливаемый участок дороги составлял примерно километр. 22 танка легко могли разместиться на этом участке при сохранении между ними походной дистанции в 40 метров.

Выбор места был обусловлен тем, что отсюда можно было вести огонь по двум направлениям. Это было важно, так как противник мог выйти на дорогу на Мариенбург либо по дороге от Сяськелево либо от Войсковиц. Если бы немцы появились от Войсковиц, им бы пришлось стрелять в лоб. По этой причине капонир был вырыт прямо напротив перекрестка с расчетом на то, что курсовой угол будет минимальным. При этом Колобанову пришлось смириться с тем, что расстояние между его танком и развилкой дорог сократилось до минимума.

После оборудования замаскированных позиций оставалось лишь дожидаться подхода сил врага. Немцы появились здесь только 20 августа. После полудня экипажи танков лейтенанта Евдокимова и младшего лейтенанта Дегтяря из роты Колобанова встретили колонну бронетехники на Лужском шоссе, записав на свой счет 5 уничтоженных танков и 3 бронетранспортера противника. Вскоре противника увидел и экипаж танка Колобанова. Первыми они заметили разведчиков-мотоциклистов, которых танкисты беспрепятственно пропустили дальше, дожидаясь появления основных сил немецких войск.

Около 14:00 20 августа после безрезультатно закончившейся для немцев авиаразведки по приморской дороге на совхоз Войсковицы проехали немецкие мотоциклисты. Следом за ними на дороге появились танки. За те полторы, две минуты, пока головной танк врага преодолевал расстояние до перекрестка, Зиновий Колобанов успел убедиться, что в колонне нет тяжелых танков противника. Тогда же в его голове созрел план предстоящего боя. Колобанов решил пропустить всю колонну до участка с двумя березами (Ориентир №1). В этом случае все неприятельские танки успевали пройти поворот в начале насыпной дороги и оказывались под огнем орудия его экранированного КВ-1. В колонне, по всей видимости, шли легкие чешские танки Pz.Kpfw.35(t) из состава немецкой 6-й танковой дивизии (в ряде источников принадлежность танков приписывают также 1-й или 8-й танковым дивизиям). После того как план на бой был составлен, все остальное было делом техники. Подбив танки в голове, середине и конце колонны, старший лейтенант Колобанов не только перекрыл дорогу с обеих сторон, но и лишил противника возможности съехать на дорогу, которая вела на Войсковицы.

После того как на дороге образовалась пробка во вражеской колонне началась страшная паника. Некоторые танки, пытаясь выйти из-под огня, спускались под откос и вязли в болотистой местности, где их добивал экипаж Колобанова. Другие вражеские машины, пытаясь развернутся на неширокой дороге, натыкались друг на друга, сбивали себе гусеницы и катки. Перепуганные немецкие экипажи выскакивали из горящих и подбитых машин и в страхе метались между ними. При этом многие были убиты пулеметным огнем из советского танка.

Первое время гитлеровцы не понимали, откуда именно их расстреливают. Они начали поражать все копны сена в зоне видимости, думая, что в них замаскированы танки или противотанковые орудия. Однако вскоре они засекли замаскированный КВ. После этого началась неравная танковая дуэль. На КВ-1Э обрушился целый град снарядов, но сделать что-то окопанному по башню советскому тяжелому танку, который был оборудован дополнительными 25-мм экранами, они не смогли. И хотя от маскировки не осталась и следа, а позиция советских танкистов была известна немцам, на исход боя это уже не повлияло.

Бой длился всего 30 минут, но за это время экипаж Колобанова смог разбить немецкую танковую колонну, подбив все 22 машины, которые в ней были. Из взятого на борт двойного боекомплекта Колобанов расстрелял 98 бронебойных снарядов. В дальнейшем бой продолжился, но немцы уже не лезли напролом. Наоборот они начали использовать для огневой поддержки танки Pz.Kpfw.IV и противотанковые орудия, которые вели огонь с дальней дистанции. Этот этап боя не принес сторонам особых дивидендов: немцы не смогли уничтожить танк Колобанова, а советский танкист не заявлял об уничтоженных машинах противника. При этом на втором этапе боя на танке Колобанова были разбиты все приборы наблюдения и заклинена башня. После того как танк вышел из боя экипаж насчитал на нем более 100 попаданий.

Вся рота Колобанова за тот день уничтожила 43 танка противника. В том числе экипаж младшего лейтенанта Ф. Сергеева - 8, младшего лейтенанта В. И. Ласточкина - 4, младшего лейтенанта И. А. Дегтяря - 4, лейтенанта М. И. Евдокименко - 5. Также была заявленная уничтоженная легковая машина, артиллерийская батарея и до двух рот пехоты противника, в плен удалось взять одного из мотоциклистов.

Удивительно, но за такой бой Колобанов не получил звания Героя Советского Союза. В сентябре 1941 года командиром 1-го танкового полка 1-й танковой дивизии Д. Д. Погодиным все члены экипажа танка Колобанова были представлены к званию Героя Советского Союза, данное представление было подписано и командиром дивизии В. И. Барановым. Но в штабе Ленинградского фронта по какой-то причине изменили это решение. Данное изменение до сих пор не поддается разумному объяснению и вызывает массу споров и версий. Так или иначе, Колобанов был представлен к ордену Красного знамени, а наводчик А. М. Усов к ордену Ленина. Возможно, командование Ленфронта просто посчитало невозможным присваивать звание Героя Колобанову на общем фоне больших стратегических неудач, да и Красногвардейск был все-таки вскоре сдан немцам. По другой версии, в деле Колобанова была какая-то компрометирующая его информация, что-то такое, что помешало ему получить награду. Правды мы в любом случае уже не узнаем.

15 сентября 1941 года Зиновий Колобанов получил тяжелое ранение. Это произошло ночью на кладбище города Пушкин, где танк старшего лейтенанта заправлялся боеприпасами и горючим. Рядом с его КВ разорвался немецкий снаряд, осколками танкист был ранен в голову и позвоночник, помимо этого, Колобанов получил контузию спинного и головного мозга. Сначала он находился на лечении в Травматологическом институте Ленинграда, но потом был эвакуирован и до 15 марта 1945 года лечился в эвакуационных госпиталях в Свердловске. 31 мая 1942 года ему было присвоено звание капитана.

Несмотря на тяжелое ранение и контузию, Колобанов после войны снова поступил на службу в танковые войска. Зиновий Колобанов находился на службе до июля 1958 года, после чего уволился в запас уже в звании подполковника. Работал и жил в столице Белоруссии. Умер 8 августа 1994 года в Минске, похоронен там же.

Сегодня на месте знаменитого боя советских танкистов на подступах к Гатчине установлен памятник. На монументе стоит тяжелый танк ИС-2. К сожалению, к моменту сооружения данного памятника тех самых танков КВ-1Э, на которых и воевал Колобанов, найти уже не удалось, поэтому пришлось использовать то, что было под рукой. На высоком постаменте появилась табличка, на которой сказано: «Танковый экипаж под командованием старшего лейтенанта Колобанова З. П. в бою 19 августа 1941 года уничтожил 22 танка противника. В составе экипажа находились: механик-водитель старшина Никифоров Н. И., командир орудия старший сержант Усов А. М., стрелок-радист старший сержант Кисельков П. И., заряжающий красноармеец Роденков Н. Ф.».

По материалам из открытых источников

© 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство