Гора Бойко Крым: загадочные места Крыма. Крымская Шамбала — легенды горы Бойка

Гора Бойко Крым: загадочные места Крыма. Крымская Шамбала — легенды горы Бойка

30.09.2019

Гора Бойко – одно из самых удивительных и мистических мест в Крыму. Она привлекает туристов своей необыкновенной красотой, множеством загадок и легенд, окутывающих ее историю, а также необычными явлениями, которые происходят на ее склонах.

Бойко является северным отрогом известным крымских гор Ай-Петри. Ее территориальное расположение – Бахчисарайский район Крыма, село Соколиное.

Также по близости находится еще один населенный пункт – с. Богатырь.
Бойко – это величественный массив общей протяженностью более 60км, состоящий из 5 вершин. Высота каждого его пика составляет чуть больше 1 километра. Северная часть горного массива называется Бойко (ее высота – 1,087км).

Как добраться

До горы Бойко можно добраться на общественном транспорте. Из Бахчисарая маршрутные автобусы едут по территориальной дороге Т0117 через Ай-Петринскую яйлу. Массив располагается в 2 км от дороги (в 3 км за селом Соколиное). До Соколиного из Севастополя можно добраться прямым рейсом. Также ходит и транзитный транспорт на село Счастливое, из которого, следуя по Юсуповской тропе, путешественники добираются до Большого каньона. Оттуда проложено множество туристических маршрутов до горы Бойко.

На видео — как добраться до горы Бойко:

Восхождение

Как начать восхождение на массив Бойко? Есть несколько вариантов. Маршрут из г. Ялта. Тарахташская тропа приведет туристов к вершине через несколько дней. Этот самый трудный и долгий путь подходит для любителей горного туризма.
Маршрут из упомянутого села Соколиного. Но он также трудный и не очень удобный.
Самый оптимальный маршрут на гору Бойку проложен из села Богатырь. Это простой и короткий путь. Отсюда туристы взбираются на вершину за один день. Восхождение можно начать из центра села (с остановки общественного транспорта).

Посёлок Соколиное

Озеро в Соколином

Бойко отличается обрывистыми склонами, часть из которых выходит на известный Большой каньон Крыма. Между ее 5 вершинами располагается просторное плато, сплошь покрытое лесами и фруктовыми садами, и очень похожее на пастбище. В средневековых картах упоминалось название «Почтенная пойка» или «Пойка», которое означало луг или места для выпаса скота. Именно от этого слова и происходит название мистической горы Бойко. А вот какова история у горы Кошка в Крыму, и где она находится, поможет понять данная

Гора Бойко на карте

Чем привлекательна для туристов?

Массив Бойко – самое волшебное место в Крыму, манящее любителей загадок и эзотерики. Много легенд ходит вокруг этой горы. Так, местные жители утверждают, что где-то в ее недрах располагается база инопланетян, объясняя тем самым странные вибрации и шумы, раздающиеся из-под земли. Исследователи аномальных явлений, изучив карту горы, сделали вывод, что все ее 5 пиков в совокупности напоминают созвездие Ориона.

Пики горы

Следовательно, это не просто возвышения, а сооружения, возведенные инопланетными существами. По рассказам очевидцев несколько лет назад к горе подлетел огромный цилиндр. Массив раздвинулся и поглотил объект неземного происхождения. Часто некоторые и вовсе видят здесь призраков.

По другой легенде, считается, что именно сюда в 14 веке был привезен Священный Грааль, а местные жители из княжества Феодоро тщательно запрятали его в пещере. Предпринималось множество попыток отыскать Грааль, и все они были безуспешны. Участники экспедиций не возвращались с поисков или вовсе сходили с ума. А можно посмотреть фото горы Медведь в Крыму, а также узнать о том, где она находится.

Сам Адольф Гитлер, мечтавший о покорении Крыма, отправлял сюда работников оккультного спецподразделения «Аненербе» для поисков святой чаши. Никто не вернулся обратно в рейх.

Советские службы тоже усердно искали артефакт. Некоторые члены последней экспедиции (в 70-х годах) под руководством археолога О. Домбровского таинственным образом исчезли во время поисков. Эти достоверные факты все больше и больше подогревают интерес современных путешественников, желающих непременно покорить массив Бойко.

Многих туристов, взбирающихся на гору посещают странные видения (например, им чудятся силуэты фигур белых монахов). На вершине обостряются все ощущения и даже проявляются сверхспособности. Эзотерики утверждают, что массив является местом, где явь соседствует с миром духов.

Горный воздух Бойко благотворно действует на организм. Протекающие здесь родники поистине чудотворные, целебные. Так, через огород местной семьи, проживающей близ массива, пробегает один из ручейков. И, действительно, эта пара чувствует себя восхитительно: они здоровы и полны сил. Вкусная родниковая вода придется по вкусу каждому путешественнику. А вот как выглядит урочище панагия и арпатские водопады, а также где они находятся, указано

Вершина горы

Манит гора Бойко и своими уникальными достопримечательностями. Взобравшись на Махульдурский перевал , можно увидеть остатки храма Христа Спасителя. О былом величии сооружения напоминают каменные руины. Для паломников здесь поставили крест и иконы.

Махульдурский перевал

С площадки, на которой располагается храм, открываются великолепные виды на долину и вершины Ай-Петри. Возможно вас также сможет заинтересовать , с видами на гору с одноимённым названием.

Развалины Храма

Другим необычным местом горы Бойко считается Рунный лабиринт , напоминающий сад камней. Трещины и расщелины, образовавшиеся в скалах, очень похожи на древние рунные письмена. Заблудиться в этом месте очень легко, нужно обязательно брать компас. Дело в том, что здесь совсем нет протоптанных тропинок. Каждая травинка тут же поднимается, а следы туристов исчезают на глазах после каждого шага. Вероятно, Рунный лабиринт желает оставаться нетронутым.

Рунный лабиринт

Звуки на Бойко усиливаются в несколько раз. Это позволяет наслаждаться чарующим пением местных птиц. Кроме того, одна из долин отражает эхо, раздающееся в нескольких километрах от нее.

Словом, мистическая и величественная гора не только радует глаз своими красивыми ландшафтами, но и поражает воображение удивительными загадками. Путешествие на массив Бойку будет увлекательным как любителей горного туризма, так и для тех, кто обожает тайны и неопознанные явления.

Много слышали и читали про одно из сакральных мест Крыма - гору Бойка . Ей приписывают многочисленные необъяснимые свойства, явления, сравнивая с тибетской Шамбалой. Утверждают, что из недр земли в районе Бойки регулярно слышен механический скрежет, что сюда приземляются НЛО, что в этих местах случаются исчезновения людей, что с вершины горы бывает слышен звук поезда, приходящего на симферопольский жд вокзал, находящийся в 40 км от этой горы! Мы это слышали, читали и... решили увидеть своими глазами!

GPS трек данного маршрута можно посмотреть и скачать .

10 августа 2014 года на очень быстром минивэне, собирая по дороге всю нашу туристическую компанию, мы "долетели" из Феодосии до местечка Богатырь , что в Бахчисарайском районе .

Гадать о направлении восхождения не пришлось - Бойка сразу же притягивает к себе взгляды путников.

Размяв затекшие конечности, уже в начале второго мы двинулись с рюкзаками по улочке с символическим названием.

Чуть выше населенного пункта обнаруживается притягательный ставок, искушающий в знойный августовский день своей прохладой. На опушке леса выше ставка располагается турстоянка "Богатырь" со скамьями, кострищем, местами под палатки, но все за соответствующую плату. Мы еще не устали и двигаем по тропе вверх.

Где-то через час подъема мы услышали первое предостережение Бойки - посреди летнего пекла раздались глухие громовые раскаты где-то далеко за горами. Не поверили! Не вняли!

И вот через какие-то полчаса небо затянулось, наползли громовые тучи и обрушили на нас ливень с градом....

Поднялся ветер, похолодало, образовались грязевые ручьи. Пришлось сбиваться в стаю, подобно пингвинам, укрываться палаточным чехлом, и согреваться коньяком.

Отжав футболки, выплеснув воду из кроссовок, мы продолжили подъем. Оставили Бойку справа, не испытывая судьбу на скользкой глине, поставили себе цель - дойти до турстоянки "Бойка" . На южном склоне хребта мы уже радовались солнцу!

К 18-ти часам мы уже достигли намеченной цели.

Уже на стоянке проявились еще некоторые "чудодейства" уникальной горы: отсырели, зависли и вышли из строя пять мобильных телефонов;

GPS-навигатор наоборот, исправился в работе; сами собой включились и светили налобные фонари, находившиеся в рюкзаке.

Разбили лагерь, поужинали, высушили самое необходимое и залегли по палаткам...

Утро 11 августа встретило нас ласковым солнцем. В планах был радиальный поход - спуск в Большой Крымский каньон , подъем в верховья каньона, возвращение на стоянку и чествование юбилея одного из туристов группы. После утренней "порции пожеланий" юбиляру вся группа налегке тронулась в путь.

Каньон во всей красе. Темный проем в правой скале - Козий грот . Идем по тропе вдоль края ущелья, ищем удобный спуск.

Где-то после полуторачасового перехода спускаемся к Голубому озеру , которое просто завораживает чистотой и прозрачностью.

От Голубого озера путь лежит в верховья каньона, который с каждым метром сжимает свои стены.

Русло ручья становится все более узким, россыпь мелких камней превращается в глыбы, обточенные водой...

Вот мы уже у ванны Молодости. Ни один не устоял перед соблазном "сбросить с себя" годик-другой в студеной воде.

И все шло по-плану, пока небесный проем между каменных стен не затянули темные тучи. Второй день дождь преследует нас!

Обрушившийся на нас ливень заставил отказаться от подъема в верховья каньона. Но и при возвращении по уже пройденному маршруту потребовалось приложить немало сил при обходах скользких каменных уступов! Утренние пейзажи как будто открылись заново благодаря новым теням, обжигающей резкости и исчезнувшей дымке.

Лагерь встретил нас повторно промокшим спальником, расправленным для сушки на поляне, и потеками на поздравительных плакатах.

Но все это ровно ничего не значило для предстоящего зажигательного вечера с песнями, поздравлениями, незапланированными вкусностями за столом и даже праздничным тортом!

Двенадцатого августа предстояло подняться на вершину Бойки и после короткого обеденного привала перейти на стоянку "Баш-Дере" для третьей ночевки.

Для этого пришлось вернуться за перевал, где в первый день похода мы прошли мимо ответвления на Бойку. В отсутствие дождя мы более внимательно изучали тропу. Чуть спустившись с вершины хребта в сторону с.Богатырь мы заметили указатель родника. Сам родник Дерен-Козю находится метрах в 50 выше тропы.

В тени буков легко шагалось и хватало время на фото.

Вот и первые символы чудо-горы.

А вот и хозяйка этой горы... после "опрокинутого" стакана.

У обрыва с западной стороны горы на металлическом флагштоке развевается российский флаг. А какой вид! Даже Севастополь просматривается!

Ветка-чудище, хранительница тайн загадочной Бойки.

Обошли всю вершину, потрогали разные заветные камни, но так и не услышали никаких звуков из-под земли, из космоса, с симферопольского жд-вокзала!

Пообедали, отдохнули. И вот уже идем с рюкзаками по ущелью в сторону Ай-Петри .

Стоянка "Баш-Дере" . Здесь мы заночевали перед финишным броском на ай-петринскую яйлу.

Родник перед самым восхождением на Ай-Петри .

Первый встреченный нами указатель на плато. Будто фонарь в городском сквере!

Березки на вершине крымской горы тоже смотрятся необычно.

Продолжение фантастики.

Все под контролем - за четыре дня пройдено 50 км!

Это Ялта .

Фуникулер канатки, обросший городком из ларьков и кафэшек.

И вот нас уже обволакивает духота улиц Мисхора . Поход завершен.

PS: GPS трек похода по маршруту Богатырь - гора Бойка - т.ст-Бойка - т.ст. Баш-Дере - гора Ай-Петри - Мисхор можно .

Этот массив отделён от яйлы глубокой щелью Большого Каньона, общая его окружность превышает 60 км. С плато на него ведёт единственный длинный и узкий хребет, переходящий в юго-восточную сторону . Пять вершин образуют глубокую котловину, наклонённую к руслу Каньона. Возле его устья на западе начинается скалистый кряж Курушлюк (1026 м), который тянется над шоссе и долиной речки Коккозки, чуть севернее его, на северо-западном склоне массива, вздымается над селом (Коккоз) и одноимённой долиной вторая вершина — гора Богатырь (1087 м). Третья «голова» — это Сотира, в переводе с греческого «Спаситель», она самая высокая – 1173 м, и образует северо-восточную часть массива, нависая над селом , откуда идёт заброшенная древняя дорога на Бойку. На восточной части ещё две вершины – Караул-Кая (Сторожевая) – 1134 м, и Кош-Кая (Соколиная или Пастушья) – 1081 м, обращённые к деревням и . От горы Кош-Кая как раз и отходит узкий хребет на Ай-Петри.

Мы шли по древней дороге, которая вела на Бойку с плато, а с неё через Махульдурский перевал вниз и оттуда на север во Внутреннюю гряду — Климаты — край «пещерных городов». К тальвегу-верховью Большого Каньона спускались ещё час, уже на подходе к нему видны были остатки каменной вымостки дороги. Вот и тальвег Каньона, точнее один из них, так как их два, образуемых двумя горными ручьями – Кривым и Сухим. Перейдя Кривой ручей, мы входили в сакральное и загадочное место, — вступали на склон Бойки. По крутым склонам через глубокую расщелину русло ручья уходило вниз, — само это место издревле считалось гиблым, заколдованным, где пропадали люди, а сам массив Бойка называют – «Крымская Шамбала». Именно здесь, неподалёку от Кривого ручья, и находится «Пещера Трёх Крестов», не отмеченная ни на одной карте…

Лет двадцать назад в этом месте произошла поистине детективная история. В Ялте жил некий любитель древностей, назовём его – Антиквар, который собирал разные старинные предметы, зачастую покупая их у старушек за копейки. И однажды он пропал в горах… Жена тут же обратилась в милицию, а работники органов к горноспасателям. Возглавлял тогда Ялтинский горноспасательный отряд Владлен Петрович Гончаров (литературный псевдоним «Авинда»), многократный чемпион СССР по скалолазанию и альпинизму, восходитель на Эверест, а сейчас известный писатель лирических путеводителей по Тавриде. Вдвоём вместе с начальником угрозыска они пришли к Антиквару домой на Поликур. Жена показала тайник, где хранились наиболее ценные артефакты. Среди них был обнаружен старинный путеводитель по Крыму ещё царских времён под редакцией Григория Москвича, а в нём карта Скалистого плато и старая записка на французском языке.

Всё это некогда принадлежало полковнику Кексхольмского полка царской армии – Николаю Дряблову. В записке говорилось: «Дорогая Анна! Обстоятельства вынуждают меня скрыться. Оставляю пакет с картой и книгой. Прошу тщательно сохранить. Если погибну, то знай – в горах я спрятал фамильные драгоценности и золотые монеты из полковой кассы. Клад лежит в древней пещере в глухом недоступном месте. О пещере никто не знает, её случайно открыл прапорщик Белов, когда мы прятали клад. Он погиб в перестрелке с красными. Тайну клада я доверяю тебе. Сейчас больше не на кого положиться, а я могу быть убит. Прилагаю план расположения пещеры. Если возникнет опасность, то уничтожь бумаги. О спрятанном кладе знаем только мы вдвоём. Я думаю, что Белая гвардия скоро вернётся назад в Россию победительницей. Сохрани тебя Господь. Ухожу не прощаясь. Целую. Твой брат Николай». Книгу со всем содержимым Антиквар купил непосредственно у дожившей до наших дней сестры погибшего в Гражданскую полковника Дряблова, и, сделав копию карты, отправился в горы на поиски «сокровища Белой гвардии».

По аварийной тревоге был собран актив горноспасательного отряда – пятнадцать «горных барсов». Оперативный район поиска был разделён на сектора, а команда спасателей на двойки, которые отправились их прочёсывать. Особо пристальное внимание было уделено Большому Каньону и в частности той его части, что примыкает к Бойке, — там, на карте белого полковника был отмечен двойной красный кружок. Туда ушли две двойки и ещё одна с Гончаровым через час после первых двух. Обе двойки разделились и стали прочёсывать Каньон с двух сторон, — у Яблоневого брода и с Кривого ручья, — здесь через полчаса и пропала вторая двойка спасателей… Двойка начальника спасотряда подошла вскоре к Кривому ручью и связалась с «Яблоневой», — у них обоих результат поисков был отрицательный, спасатели как в воду канули, а вода в Каньоне неожиданно окрасилась зелёным цветом…

«Командирская» двойка стала спускаться по ущелью и вот в склоне почти под ногами появилась узкая щель, а из неё показалась чья-то рука, поманившая спасателей. Это были «исчезнувшие» ребята, они находились под каменной плитой, на которой сквозь мох просматривалось изображение трёх крестов. Плита закрывала вход в пещеру, куда, отодвинув её, влезли ребята-спасатели, а через пять минут она стала самопроизвольно закрываться под действием своего веса. Но до конца ей не дали закрыться, — один из спасателей успел просунуть в щель руку. Чтобы дать о себе как-то понять, попавшие в ловушку ребята запустили в родник флюоресцин. Теперь всё стало ясно, — и то где пропал Антиквар неделю назад, и то как исчезли ребята-спасатели час тому, и почему вода стала зелёной, и то, что пещера эта много веков хранит какую-то тайну.

Антиквара обнаружили в глубине пещеры у костра, вокруг было много человеческих костей. Вода в пещере была, а запас пищи удалось растянуть на неделю. Он таки нашёл ларец с драгоценностями белого полковника. Этой пещерой, судя по керамике, пользовались как святилищем ещё тавры, а в средние века неподалёку был монастырь, видимо монахи использовали её как схрон от врагов. Теперь заклятие с Кривого ручья было снято!

Века за веками волна за волной накатывались в Тавриду разные племена завоевателей и поселенцев, местными были только арии-тавры, — горцы, говорившие на санскрите. Киммерийцы, скифы, сарматы кочевали в степях и предгорьях и уходили в историю. Античные греки и римляне приходили и уходили, создавали здесь свои государства либо расширяли границы своих империй. Были даже ранние славяне, коих здесь именовали тавроскифами. А после случилось Великое переселение народов, и вновь племена за племенами – русколаны, готы, гунны… Готам удалось возглавить союз племён и частично осесть в горной Таврике. Со временем сам этот народ канул в Лету, но имя его сохранилось за названием целого горного края – «Готия». К VI веку уже православная империя Византия ступила на Полуостров. Её историк Прокопий Кесарийский описывает некую «Страну Дори» в горах, населённую «готами», исповедовавшими православие. Со временем местный народ горной Таврики, или «Готии», стал говорить по-гречески. К тому времени вторглись новые завоеватели – хазары. Из-за религиозных притеснений сюда в Климаты, как тогда называли Внутреннюю гряду гор, хлынули и мирные поселенцы – византийские монахи-иконопочитатели. Тогда повсюду в горах стали появляться монастыри, было это в VIII-IX веках.

К этому периоду, точнее к IX-X вв. и относится поселение на массиве Бойка, именовалось оно – «Почтенная Пойка». Точнее это был замкнутый феодальный удел, состоявший из шести поселений, объединённых вокруг большого монастыря Христа Спасителя с одноимённым храмом, который служил не только религиозным, но и административным центром. Здесь жила одна из свободных общин, которые были разбросаны по всей «Готии» и сохранялись в горах всё средневековье. Управляли ими демогеронты, — старейшины из народа. Ежегодно в Совет старейшин выбиралось 12 наиболее зажиточных и родовитых членов общины. Они и выбирали из своих деревенского старосту, а Совет распределял различные подати. В них входила и плата на социальные и церковные нужды. Староста был судьёй в мелких спорах, строго наблюдал за санитарным состоянием территории общинного поселения.

Самым впечатляющим археологическим памятником Бойки является Храмовый комплекс. Он находится на седле Сотиры – узком небольшом хребте, соединяющимся с кряжем Курушлюк. Развалины храма размером 18х27 м, — один из самых больших в горах. Он был трёхапсидным и трёхнефным, ориентированным алтарём на северо-восток, — типичная базилика Юстиниановской эпохи Византии, подобная, только больших размеров, была на горе . Рядом с развалинами храма Христа Спасителя есть несколько .

Сами поселения удалось локализовать по большим свалкам средневековой керамики. Около половины – это обломки грубой неглазурованной гончарной посуды, есть и более ранняя поливная белоглиняная керамика, обломки амфор встречаются редко. Все ущелья и проходы на массив были перегорожены мощными стенами до 2,5 м толщиной. Самая длинная стена – 730 м, перегораживала Махульдурский перевал, через который наверх шла древняя дорога. Неразгаданной загадкой являются отрезки параллельных каменных кладок на северном и южном участках этого укрепления. Развалины такой же стены, длиной 340 м, прослеживаются между утёсами Караул-Кая и Кош-Кая. Со стороны Коккозской долины на Курушлюке и Богатыре есть ещё два участка стен длиной 120 м. Общая длина заградительных стен Бойки составляет – 1500 м. На кряже для охраны западной стороны Бойки кроме стен были и два укрепления, — верхнее и нижнее, площадью по 300 кв. м. Они контролировали нижнюю «мажарную дорогу», шедшую из долины речки Коккозка. Была у поселений и своя кузнечно-литейная мастерская, она находилась в 300 м от Храма у восточной стороны дороги. Ржаво-красный цвет земли и рыхлой породы Бойки, подстилающей конгломераты, даёт основание предполагать, что здесь добывали железную руду и использовали её в мастерской. Для выплавки металла могли послужить железные конкреции в красных песчаниках на Махульдурском перевале.

Неспешно шествовало Средневековье, и вот уже череда тюркских народов сменила хазар, — печенеги и половцы, а вслед за ними как огненный смерч прошли по Таврике татары Чингиз-хана, и осели на завоёванных землях. Им удалось захватить часть предгорья, где было Кырк-орское православное княжество «малых алан», — гораздо позднее там возникнет Бахчисарай, — столица Крымского ханства. А в горах Главной и Внутренней гряд к этому времени, — к XIII веку, образовалось молодое независимое государство, — княжество Феодоро, — осколок Византии и светоч Православия на Полуострове. Южный берег облюбовали торговцы итальянской республики Генуя, они отбили его у греков и создали торговую макрофакторию – «Капитанство Готия», управляемую консулами. Так продолжалось двести пятьдесят лет…

Княжество Феодоро управлялось князьями армяно-греческой династии Гаврас, родственниками византийских императоров, родом из Трапезунта, что в Малой Азии. Православный покровитель княжества был Святой Феодор Стратилат (ныне покровитель всей Тавриды). Столица государства располагалась на неприступной горе Мангуп-Кале. Северная граница шла по реке Бельбек и охранялась феодальным комплексом Шиварин с пещерным монастырём. На западе был выход к морю, — эта граница охранялась подобным комплексом с монастырём, – крепостью Каламита. На востоке напротив генуэзского Алустона стояла крепость Фуна, контролировавшая караванный путь из Степи на Южный берег. Южный рубеж проходил по многочисленным горным укреплениям Подгорья, нависавшим над генуэзским южнобережьем. Кроме этого были укрепления на перевалах – клисуры, в долинах рек пещерные крепости-поселения и монастыри, замки местных феодалов (Кермен-кая, Керменчик, Яман-таш), стоявшие на неприступных скалах и утёсах над долинами, закрытые уделы свободных горных общин на массивах Басман и Бойка, а также в других потаённых местах «Готии». Феодоро имело широкие внешние торговые и политические связи с Византией, Московией и Европой.

Армагеддон наступил в 1475 г. Вторжение в Таврику турок-османов уничтожило и «Капитанство Готию» и княжество Феодоро, остались лишь вассалы-единоверцы – Крымское ханство. Существует старинная легенда, которая рассказывает о мельнике, под пытками выдавшем туркам секретный проход в оборонительной стене на Бойке, янычары ринулись в спящее поселение и вырезали всех до единого жителей «Почтенной Пойки». А записал эту легенду известный крымский писатель и краевед XIX в., — грек Василий Христофорович Кондараки. Написал он более 20 книг и свыше 70 статей. В основном это краеведческая проза, наполненная историческими и этнографическими материалами, словари и самоучители местных языков, сказки и легенды крымских греков и татар. Он был избран членом Русского Императорского географического общества, Московского общества древнерусского искусства и Одесского – истории и древностей. Самый мощный и капитальный десятитомный труд Кондараки, — «В память столетия Крыма», увидел свет в 1883 г. В предисловии к нему Василий Христофорович писал: «…Я скромно приношу на алтарь Отечества 10 томов, написанных в течение многих лет, о прекрасной Тавриде».

Местные жители на Бойку практически не ходят, а те, что сюда забираются, рассказывают о старцах в белых одеяниях и с венцами на голове, которые попросту… парят в воздухе над камнями. Но самые интересные видения случаются у развалин Храма Христа Спасителя, — то шествие средневековых жителей, то сорванные поблизости ягоды кизила в ладони превращаются в капли крови… Местные сталкеры далеко не всех водят на Бойку, — из-за паранормальных явлений она и получила название «Крымская Шамбала»…

Согласно древнему восточному преданию, гибель Атлантиды пережили две древние цивилизации – Шамбала и Агарти. После катастрофы Учителя высокой цивилизации обладатели Знания и сыны Высшего Разума поселились в огромной системе пещер под Гималаями. В сердце этих пещер они разделились на два пути, — Правой и Левой руки. Первый путь назвал свой центр Агарти – Скрытое Место Добра, и предался созерцанию, не вмешиваясь в мирские дела. Второй путь основал Шамбалу – Центр Могущества, который управляет стихиями и человеческими массами. Великие Учителя Гималаев видимы только для пророков и чистые сердцем могут общаться с ними как молчаливые стражи…

В советское время здесь в 60-х годах работала экспедиция из Симферополя под руководством учёного – профессора О.И.Домбровского (В.П.Гончаров участвовал в ней, будучи ещё подростком). Проводились тщательные исследования и замеры руин Храма, оборонительных стен и поселений. Очень часто членам экспедиции было не по себе и некоторые уезжали с места раскопок досрочно. В 80-х годах исследования на Бойке проводил ещё один местный учёный, — В.Л. Мыц, — поведение членов его экспедиции было схожим. Но всё же наиболее интересной была секретная экспедиция ОГПУ в 1927 году , которую возглавлял А.В.Барченко…

Александр Васильевич Барченко (1881-1938 гг.) — был ученый-оккультист, литератор и мечтатель, имел незаконченное медицинское образование. Он проводил исследования в области изучения мозга и психической деятельности. Ещё в Юрьевском университете в Эстонии профессор римского права А.С.Кривцов рассказал Барченко о книге маркиза А. Сент-Ив д’Альвейдра (1842-1909 гг.) о существовании в горах Тибета некоего очага древней культуры – Шамбале. Буддийская традиция связывает Шамбалу с учением о «Древней науке» — Дюнхор или Калачакре («Колесо времени»), — сокровенное знание, обладание которым позволяет достичь просветлённого состояния. Маркиз-мистик доказывал, что, получив «ключи» от Хранителей тайн «Древней науки», человечество сможет выйти на принципиально новый виток своего развития.

В мае 1921 г. при ВЧК был создан специальный отдел по криптографии, одним из консультантов которого стал Александр Барченко, одержимый идеей донести суть «Древней науки Дюнхор» до умов большевистского правительства молодой страны Советов. В конце1923 г. он организовал небольшой эзотерический кружок под названием – «Единое Трудовое Братство» (ЕТБ), прообразом которого стало мистическое общество Георгия Гурджиева. В ЕТБ входил и начальник Спецотдела ОГПУ — розенкрейцер Глеб Бокий. Он то и протежировал Барченко, помогал ему в организации экспедиции на Кольский п-ов для поисков легендарной Гипербореи, которая продолжалась три сезона в 1921-23 гг. После неудач в организации экспедиций в Афганистан и Тибет для поисков Шамбалы в 1925 г., Бокий, с благословения «Железного Феликса», данного ещё год назад, отправил Барченко и его команду в секретную экспедицию в марте 1927 г. в Крым…

Наибольший интерес для Барченко представляли «пещерные города». Вместе с астрофизиком А.А.Кондиайном они пытались отыскать среди их развалин следы доисторической культуры – «Чёрной расы», господствовавшей, согласно «Древней науке», много тысячелетий назад в эпоху «Золотого века». Их внимание привлекали загадочные древние орнаменты на камнях, которые они относили к этой цивилизации. В это же время в Крыму на раскопках городищ работало немало советских археологов, что для секретной экспедиции, вероятно, послужило дополнительным импульсом для поисков. Барченко верил, что древние цивилизации владели тайной расщепления атома и действенными средствами психотропного воздействия на людей. Сведения об этом не исчезли, они сохранились в закодированной форме в сакральных местах и их можно отыскать и расшифровать. Сами «пещерные города» вполне соответствовали его историософской концепции. Древние авторы писали, что пещеры являются местопребыванием таинственных существ, живших на земле до современных людей. По его теории, христианские эмблемы в «пещерных городах», — суть механизмы Доисторического «Универсального знания».

Кроме «пещерных городов» экспедиция ОГПУ побывала и в других загадочных местах Крыма. Одним из таких сакральных мест была Бойка. Там, по словам самого учёного, экспедиция искала «Храм Забытых Богов» и «Тайные Знания в Пещерах». Но вскоре, после того, как участники поднялись на гору и начали исследования в районе пещер и Храма Христа Спасителя, с одним из сотрудников что-то произошло, — было впечатление, что он лишён разума. Его в срочном порядке эвакуировали и спецвагоном отправили в Москву, а экспедиция покинула Бойку. Что произошло на самом деле до сих пор не известно, — все отчёты секретной экспедиции находятся ныне в спецхранах на Лубянке под грифом «Секретно», а сам Барченко был расстрелян в 1938 г. и все его работы «исчезли» вместе с ним…

Не менее интересной была и ещё одна экспедиция на Бойку — в июле 1942 г. На этот раз участниками её были сотрудники оккультной фашистской организации «Аненербе» — «Наследие предков». Эта организация была сверхсекретным филиалом «Чёрного ордена» СС, магистром которого был Генрих Гимлер, — ещё один оккультист, одержимый вместе с Гитлером расовой идеей «Нового миропорядка». Подобно тому, как сорока всё тащит в своё гнездо, так и «Аненербе» накапливало в своих секретных лабораториях все артефакты, носившие хоть какой-то оттенок мистики и таинственности. Сотрудники этой организации, насчитывавшей около пятидесяти научно-исследовательских отделов по всем областям современной науки и, особенно, по оккульным дисциплинам, участвовали в различных экспедициях, связанными с поисками священных реликвий. Искали они и Шамбалу в Тибете…

В 1942 г. неимоверными усилиями после падения Севастополя, фашистам, наконец, таки удалось захватить Крым. Тут же было назначено краевое правление и сформированы мусульманские дивизионы СС из крымских татар по борьбе с партизанами. Одновременно с этим начала в Крыму свою деятельность и «Аненербе», — немцы искали историческую подоплёку необходимости включить Крым в состав Великой Германии. Здесь фашисты искали остатки некогда великой цивилизации готов, так как готовились превратить Крым в «Готтенланд», — образцовый курорт для иерархов Третьего рейха. Их интересовали те же места, по которым проходила экспедиция Барченко, в особенности «пещерные города», которые они видели, как типичные образцы высокоразвитого германского военного строительства. Генеральный комиссар Тавриды Фрауэнфельд явился организатором этой экспедиции, имевшей цель подтвердить нацистскую концепцию германской принадлежности полуострова. Руководителем экспедиции был назначен начальник СС и полиции в Тавриде – бригаден-фюрер СС фон Альвенслебе.

Летом 1943 г. экспедиция побывала и на Бойке. В селе Соколиное находился штаб мусульманских дивизионов СС, там же был и штаб экспедиции, размещавшийся в Юсуповском дворце «Аскерин» и охраняемый спецподразделением «Эдельвейс». В посёлке были взяты проводники-татары, и пять сотрудников «Аненербе» в сопровождении четырнадцати эсэсовцев из спецгруппы поднялись на Бойку. На массиве они находились больше месяца, вели поиски каких-то древних артефактов. А потом что-то произошло. Экспедиция в спешном порядке покинула Бойку, унося с собой опечатанный железный ящик. С горы вернулись не все, — пяти человек не досчитались…

По материалам сайта http://www.graal.org.ua

Фото

Гора Бойка Гора Сатира Озеро в Богатыре
Ручей с горы Бойка Дорога к Храму Махульдурский перевал
Дольмен на Бойка Бойкинский конгломерат Заброшенная турстоянка
Странные окаменелости Вершина Ахлаплых Дорога на Бойка
Скалы горы Бойка Вид на Соколиное Вид на Орлиный Залет
Бельбекская долина Крымская Шамбала Место силы на Бойка
Место силы на Бойка Место силы на Бойка Скала Буюка-Кая
Следы горения Вид на крымские горы Вид на Сотеру
Каменные лабиринты Вершина горы Бойка Лавочка
Поляна в лесу Каменная плита Гора Бойка в Крыму

Григорий Филиппович Бойко (Грицько Бойко; 1923-1978) - советский, украинский писатель, поэт и переводчик, член Союза писателей СССР.
Родился Григорий Филиппович Бойко 5 сентября 1923 в селе Оленевка Донецкой области в семье служащего. После окончания сельской семилетки он учился в Еленовской рудничной школе, которая находилась довольно далеко. Поэтому парню ежедневно приходилось вставать в четыре утра, несколько километров идти пешком до станции, а оттуда ехать рабочим поездом в школу. Но тяга к знаниям была сильнее этих трудностей.
После окончания школы Григорий Бойко ушел на фронт защищать Родину от немецких фашистов. Служил рядовым пулеметного взвода, а затем офицером-связистом. Участвовал в боях под Сталинградом, был ранен и контужен. Удостоен боевых правительственных наград.
После войны Григорий Бойко стал студентом украинского отдела литературного факультета Донецкого педагогического института. В 1949 году окончил его с отличием. Несколько лет работал в областной газете «Радянська Донеччина» и литературным консультантом Донецкого филиала Союза писателей Украины.
Началом своей литературной деятельности Г. Бойко считал 1950 год, когда в Донецком областном издательстве вышел его первый сборник стихов «Моя Донеччина». Адресована она была взрослым, а уже в следующем году вышел в свет сборник его стихов для детей «Будем шахтерами». С тех пор поэт не изменял молодым читателям, полностью отдал им тепло своего сердца и свой незаурядный талант.
Григория Бойко справедливо можно назвать непревзойденным мастером смеха в поэзии для детей. Он, как никто другой, умел не просто развлекать младших читателей, но и теплым, добрым юмором остроумно и незлобиво показать самые недостатки детского характера. Капризуля, замарашка, хвастун, враль, лентяй, болтун, невежда, недотепа, трус, подхалим, задавака, ябеда, простофиля, симулянт - вот «знаменитые» персонажи его замечательных стихов и поэм.
В других произведениях он рассказывал детям об их сверстников за рубежом: «Два мальчика Смиты», «Славков гость», «Дети Чили». Есть среди написанного Григорием Бойко и пьесы-сказки: «Космическое путешествие» и «Об Андрюше и терпении». Любимым жанром поэта были также скороговорки и загадки. Они заставляют смеяться и думать, возбуждают любопытство и внимание.
С увлечением Григорий Бойко работал для дошкольников. Для них он написал коротенькие шутки и миниатюры. Они не только забавляют малыша, но и несут интересные сведения о жизни, природе, помогают познавать окружающую среду.
Григорий Бойко был не только поэтом-юмористом, но и поэтом-переводчиком. Для украинских детей он перевел произведения Маршака , Чуковского , А. Барто , С. Михалкова и других поэтов.
Известен был Бойко и как поэт-песенник. Он написал более 400 песен, преимущественно для детей. Известные украинские композиторы А.Кос-Анатольский, А.Филипенко, Ю.Рожавская, А. Мясков положили немало его произведений на музыку. Большой популярностью пользовались его «Ніченька-чарівниченька» (композитор И. Поклада), «Вишневый цвет» (композитор В.Верменич). Классикой стали созданные им с Аркадием Филипенко «На мостике» и «Соловей, щебечи!». Эти песни записал с детским хором известный во всем мире певец из Украины Иван Семенович Козловский.
Умер Григорий Бойко 25 сентября 1978 года. Похоронен на городском кладбище «Берковцы».

Гора Бойка — массив, отделенный от Ай- Петринской яйлы тесниной Большого каньона. Крутые обрывы Бойки нависают с востока над с. Соколиным. Когда въезжаешь в село со стороны Бахчисарая, они видны в левые окна.

В Бойкинском массиве пять вершин: Курушлюк (1026 м), Бойка (1087 м), Куш- Кая (1107 м), Караул-Кая (1134 м) и Сотира (1172 м).

Бойка не так знаменита, как ее сосед Большой каньон, но и она обладает своими интересными объектами, как природными, так и историческими.

Вершина Бойкинского массива покрыта густым буково-грабовым лесом. Некоторые места совершенно дикие. Тропы, за исключением плановых маршрутов, пробиты слабо. Значит, ходят тут не часто. Даже не верится, что каких-то 600 лет назад на плато кипела жизнь! На хребте, соединявшем Курушлюк и Сотиру, располагалось достаточно крупное для своего времени поселение — Пойка.

«Почтенная Пойка», как именовалось оно в одном из средневековых документов. Жители Пойки занимались металлолитейным промыслом. Они добывали железо из конкреций, встречавшихся неподалеку — в окрестностях Мульхудурского перевала. Через Пойку проходила дорога, связывавшая Южный берег Крыма (ЮБК) и Бельбекскую долину. Тропа современного туристического маршрута, ведущего из с. Богатырь на Бойку через Мульхудурский перевал, во многом совпадает со средневековой дорогой. Местами вдоль тропы сохранились и фрагменты старых крепид.

Поселение на Бойке возникло в 9-10 вв. и существовало до конца 15 в., когда было уничтожено турецким нашествием. От него не сохранилось даже каких-нибудь вразумительных развалин. Единственный памятник — раскопанные археологами остатки храма Христа Спасителя. Прямоугольник развалин храма — это все, что осталось потомкам на память о «Почтенной Пойке». Древние стены построек давно развалились и заросли травой, а имя поселения сохранилось, но уже как название горного массива. Бойка — это и есть слегка измененная Пойка.

Последние 500 лет Бойка оставалась безлюдной. Наверное, эта оторванность от цивилизованного мира дала повод для создания некоторого таинственного ореола вокруг здешних мест. Последователи эзотерических учений именуют Бойку не иначе, как крымской Шамбалой.

Двухдневная вылазка для походников

Начальная точка с. Богатырь (бывшее Мульхудур). До села кроме собственного транспорта можно добраться только попуткой. Общественный транспорт там практически отсутствует. Можно автобусом -Счастливое, который тоже ходит не часто, доехать до с. Зеленое и пройти до Богатыря пешком. Вариант для группы — нанять микроавтобус в Бахчисарае.

За озером, на окраине села, начинаются две маршрутные тропы. Чтобы не ошибиться, нам нужно обойти озеро, оставляя его по левую руку. Далее — вверх по маркированной тропе. Впереди хорошо виден распадок между г. Бойка (справа) и г. Сотира (слева). По этому распадку, именуемому на картах «овраг Йол» («йол» — по-татарски «дорога»), мы и будем подниматься. Подъем занимает около 2 часов и выводит на Мульхудурский перевал. На перевале развилка из трех троп. Нам надо повернуть вправо. Левое ответвление — спуск к Большому каньону. Правое выводит прямо к развалинам храма.

Та тропка, по которой мы пришли к храму, почти сразу от его стен начинает спуск на запад, к перевалу Тар-Богаз, отделяющему холм с храмом (Кильсе-Кая) от вершины Бойка. Запоминаем эту тропу, она нам еще понадобится.

За развалинами есть хорошая поляна, с которой виден Ай-Петринский массив и купола радиолокационной станции на г. Бедене-Кыр. Это подходящее место для отдыха.

После отдыха возвращаемся на упоминавшуюся тропу у стен храма. По ней мы направимся к следующему пункту нашего путешествия — смотровой на обрыве горы Бойка. Тропа, удаляясь от развалин, спускается на перевал Тар-Богаз, потом поднимается на противоположный склон, минует поляны, большой дуб, каменные пирамидки и выходит на шикарную смотровую, откуда вид, как с борта самолета: зеленая равнина с рассыпанными по ней пятнами селений. Соколиное, Глубинка, Новополье, Поляна, Богатое ущелье, Аромат, Зеленое. А вокруг хребты, горы, щель Бельбекских ворот. Скалы, на которых находится смотровая, называются Эртма-Кая (Артма-Кая).

Если наш поход однодневный — возвращаемся обратно в Богатырь. Если рассчитываем на два дня, выбираем место для ночевки.

Вторая часть маршрута начинается с уже знакомого Мульхудурского перевала. На развилке три дороги. Две менее интересны: На Богатырь и на храм. Третья — в сторону Большого каньона. Это широкая промаркированная дорога без ответвлений. Спускаемся по ней довольно долго. Наконец, увидим отходящую вправо такую же широкую дорогу. Сворачиваем на нее. Немного пройдя, увидим вправо указатель «турстоянка «Бойка»». Дальше — все время прямо. Дорога выведет на 4-й мыс над и спустится вниз к Голубому озеру.






© 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство