Советская пропаганда: секреты эффективности и смерти. Советская пропаганда. Как всё начиналось

Советская пропаганда: секреты эффективности и смерти. Советская пропаганда. Как всё начиналось

Большевики еще до прихода к власти в октябре 1917 г. сумели обеспечить себе поддержку значительной части рабочего класса и армии. Для этого они с начала XX в. проводили широкомасштабную информационную деятельность, которая включала в себя издание и распространение специальной литературы (книг, брошюр), периодических печатных изданий (самые известные из которых — газеты «Искра» и «Правда»), раздаточных материалов (листовок и прокламаций), проведение публичных мероприятий (митингов, демонстраций, «маевок»). Кроме того, в результате постоянной работы пропагандистов «на местах» — в армейских подразделениях, на промышленных предприятиях и пр. — большевикам было прекрасно известно отношение народа к существовавшему порядку. Поэтому лозунги, под которыми они пришли к власти и проводили первые государственные преобразования, были вовсе не спонтанными и теоретическими, а тщательно продуманными и отражали реальные чаяния общества. По крайней мере той его части, на поддержку которой ориентировались новые руководители государства.
Придя к власти и получив в свое распоряжение «административный ресурс», большевики использовали его по максимуму. При этом информационную политику Советского государства (с 1922 г. — СССР) можно охарактеризовать как пропагандистскую, т. е. сравнительно одностороннюю. Объективности ради отметим, что подобная коммуникационная модель была традиционной для России и большевикам не понадобилось ничего «ломать» или «создавать заново». Скорее они просто отменили так и не успевшие прижиться в России либеральные ценности относительно свободы слова, печати и прочего и стали использовать традиционные средства и стиль коммуникации для продвижения новой идеологии. Вместе с тем социальная коммуникация «по-советски» имела ряд особенностей, на которых остановимся немного подробнее.
К таковым прежде всего следует отнести, достаточно вольное обращение с фактами и их подгонку под свои интересы . Представители советской власти были достаточно разумными людьми и прекрасно осознавали справедливость поговорки: «Запретный плод сладок». Поэтому, всячески стараясь изолировать население от «вражеской пропаганды», советские идеологи сами не абстрагировались от нее, а нередко использовали негативную информацию в своих целях. Так, например, во время Кронштадтского мятежа 1921 г. советская пресса цитировала сообщения эмигрантских и иностранных газет об этом событии — в трактовке отечественной печати их наличие служило еще одним доказательством связи мятежников с белой эмиграцией и зарубежной «контрреволюцией».
Распространенным инструментом формирования имиджа было «навешивание ярлыков». На раннем этапе советского периода было достаточно объявить человека буржуем, эксплуататором, заподозрить в аристократическом происхождении, чтобы уволить его с работы, выдворить из страны и даже приговорить к расстрелу. Наиболее характерным при-мером из истории этого периода стала эволюция слов «белый», «белогвардеец»: в начале XX в. этими понятиями обозначались боевые дружины Союза русского народа и студентов- монархистов, а большевистская печать применила их к противникам советской власти. Причем эти новые значения продвигались так массированно и настойчиво, что уже с 1921 г. даже эмигрантские газеты приняли их. В дальнейшем подобными ярлыками становились понятия «троцкист», «зиновьевец», «оппортунист», «диссидент»... Для расправы с неугодными деятелями (включая высший командный состав армии или партийное руководство) проводились кампании с целью представить их шпионами и вредителями. В последние годы существования СССР наиболее распространенным обвинением стало хищение социалистической собственности: «особо крупный размер» хищения давал основания для применения даже высшей меры наказания. Довольно частыми были также обвинения в тунеядстве.
Наконец, весьма характерным признаком пропаганды советского периода стала вычурность речи, обилие лозунгов, экзальтированность, употребление «красивых слов», образных сравнений и пр. Активно продвигалась советская символика: серп и молот, красное знамя (цвет которого символизировал кровь борцов за светлое будущее), в дальнейшем — герб СССР. Подобный стиль был весьма характерен для властей, опиравшихся на поддержку «толпы»: он использовался деятелями французской революции, руководством фашистской Италии или нацистской Германии. Причина выбора такой стилистики объяснялась стремлением руководства Советского государства воздействовать в первую очередь не на ра-зум, а на чувства населения, на его коллективное сознание, а не на отдельных мыслящих представителей общества.
Как уже отмечалось, уроки имперской информационно-аналитической деятельности были учтены советским руководством. Сбору информации на местах уделялось не меньше внимания, чем пропаганде официальной идеологии. Так, еще во время Гражданской войны (1918-1922) в армии, городах и селах партийные органы осуществляли систематическое исследование общественных настроений, для чего использовалась система осведомителей и даже вскрывались частные письма. На основании полученной информации составлялись политсводки, которые впоследствии учитывались в информационной работе. В дальнейшем функции главного информационно-аналитического органа получил Комитет государственной безопасности, некоторые подразделения которого и по функциям, и по структуре имели немало сходств с «экспедициями» вышеописанного III отделения.
Для продвижения новых ценностей и «шельмования» политических противников создавались новые средства коммуникации. В первые десятилетия советской власти это были так называемые окна РОСТА, использовавшие яркие и выразительные плакаты с броскими изображениями и запоминающимися текстами (среди их авторов был и самый популярный поэт того времени В. В. Маяковский), агитационные бригады и поезда, участники которых с помощью театральных представлений проводили агитацию среди населения — для вступления в Красную армию, подписки на облигации государственного займа и пр.
В советский период расцвел как агитационное средство жанр плаката. До сих пор хрестоматийными примерами пропаганды того времени являются плакаты «Наш ответ Чемберлену!», «Родина-мать зовет!», «Ты записался добровольцем?» и ряд др., надписи с которых стали крылатыми выражениями.
Весьма эффективными каналами пропаганды являлись средства массовой информации, которые даже западные специалисты признавали высокопрофессиональными, хотя и нередко обвиняли в излишней идеологизации. В частности, «Телеграфное агентство Советского Союза» (ТАСС) стоит в одном ряду с такими гигантами информационной ин-дустрии как «Франс-Пресс» или «Рейтере». «Совинформбюро», действовавшее в годы Великой Отечественной войны, по качеству информации, оперативности и популярности среди населения ничуть не уступало западноевропейским комитетам военной информации того времени.
Пропаганда в СССР осуществлялась на всех уровнях: от высших государственных органов (в ЦК КПСС существовала даже должность секретаря по идеологии, наиболее одиозной фигурой из занимавших этот пост был, наверное, М. А. Суслов) до партийных ячеек отдельных подразделений на предприятиях и в учреждениях. Издавались специальные «Справочники пропагандиста», которые позволяли практически любому человеку «вести разъяснительную работу». Таким образом, в распоряжении советского руководства имелись миллионы постоянно действовавших распространителей информации, на содержание кото-рых не требовалось никаких дополнительных средств!
Вместе с тем советское руководство демонстрировало и собственному народу, и всему миру свои передовые взгляды, заботу об обществе. Одним из наиболее ярких примеров является политика по раскрепощению женщин. Традиционное для России отношение к женщине как существу «второго порядка» было жестко сломано политикой большевиков, поощрявших учебу женщин, занятие ими партийных и иных руководящих постов, активное участие в политической жизни общества. Другим примером является восстановленная в 1920-е гг. практика непосредственных контактов населения с органами власти: любой рабочий, крестьянин, солдат мог обратиться с предложением, пожеланием, жалобой в органы власти посредством письма.
Важнейшим средством укрепления взаимодействия правящей партии и народа в целом являлся институт народного представительства. Так, на смену разогнанному в 1918 г. (самым антиконституционным образом) Учредительному собранию был создан легитимный Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК), на смену которому впос-ледствии пришел постоянно действующий Президиум Верховного Совета. Советы народных депутатов всех уровней официально считались главными законодательными органами власти, и их деятельность подчеркивала конструктивность взаимодействия партии и народа. Тем не менее Конституция СССР 1977 г. уже в официальном порядке закрепила руководящую роль КПСС.
Как можно видеть, идеологическая работа в Советском Союзе стояла на очень высоком, профессиональном уровне, и до сих пор распространявшиеся в советское время идеи находят сторонников. Крах советской пропагандистской деятельности был связан с попыткой СССР вновь взять на вооружение элементы западной системы ценностей в период перестройки: свободу слова и печати, многопартийность, плюрализм мнений и пр. Население получило возможность ознакомиться с новыми взглядами, идеями, ценностями и в большинстве своем просто-напросто предпочло новое старому, принимавшемуся в течение 70 лет, — даже не по идеологическим соображениям, а просто из-за потребности в более свежей информации, не придя к мысли, что прежняя идеология устарела или была лживой. Доказательство тому — тот факт, что Коммунистическая партия сегодня остается одной из самых влиятельных в стране.
Насколько можно судить, западная система информационной политики в последнее время в России пока еще действует, но не будем забывать и исторический опыт нашей страны. А он показывает, что после сравнительно короткого «либерального» периода в России наступал более длительный период ограничения информационной свободы, государственной монополии в информационной сфере. Причем, как ни странно, подобное «упорядочение» информационной политики обычно сопровождалось наиболее впечатляющими экономическими, военными и государственными достижениями...

Советская пропаганда имеет достаточно долгую историю, которая очень значима, поскольку именно пропаганда лежала в основе советского государства. Каждое государство жестко создает свое прошлое, настоящее и будущее, поднимая одни события и людей до уровня символов, а другие - старается стереть из памяти. Такая избирательность истории позволяет ей служить фундаментом для различных вариантов настоящего.

В случае СССР пропаганда была ключом к построению государства, таким же значимым компонентом, как военные или спецслужбы. Если военные удерживали деление на «свое»/ «чужое» в физическом пространстве, спецслужбы - частично в информационном, к примеру, борясь с распространением слухов и анекдотов, которые несли альтернативные интерпретации действительности, то пропаганда - в виртуальном. И ее работа была даже более заметной, поскольку пропаганда всегда «глушит» альтернативные модели мира.

Пропаганда занята созданием своей модели мира, пользуясь инструментарием не только журналистики, но и литературы и искусства, кино и телевидения. Все они призваны резко усиливать «наш» мир в отличие от «чужого», а еще наше будущее и наше прошлое. «Наш» мир всегда должен быть не только правильнее, но и справедливее «чужого».

Пропаганда задает логику этих трех миров прошлого, настоящего и будущего, создавая причинно-следственные переходы между ними.

Если Хрущев строил в будущем коммунизм с более или менее четким пониманием того, что там ожидает каждого советского человека, то Сталин не менее углубленно строил прошлое. Число уничтожаемых им врагов было так велико, что ему все время приходилось переписывать прошлое, вычеркивая из него людей целыми списками.

Троцкий и Бухарин, например, прошли путь от кумиров до врагов народа, став неизвестными вообще в поздний советский период.

Советская пропаганда не только создавала врагов, она порождала и героев. Герой может победить врага только путем нечеловеческих усилий, поэтому гибель героя советского типа (в отличие от античного) почти обязательное условие, ведь он отдает свою биологическую жизнь ради жизни коллективной. Советские герои мирного времени также не сходили со страниц прессы. Паша Ангелина или Алексей Стаханов после реального, хотя часто и организованного сознательно трудового подвига, купались в лучах славы. Отсутствие пропагандистского внимания могло привести к гибели этих людей, как это, например, произошло со Стахановым, который элементарно спился (см. его биографию).

Враги могли быть внешними и внутренними. Внешний враг - основа всякого государства, которое строится. Поскольку пропаганда отличается тем, что единообразит своих врагов, подводя их под единую модель, то внутренний враг в СССР всегда был слабой репрезентаций врага внешнего. Всех «врагов народа» сажали за решетку, приписывая им работу именно на внешних врагов, например, японских империалистов.

Герои тоже были внутренними и внешними. Последним примером такого послевоенного внешнего героя была Анджела Дэвис, а ребенком-героем времен Горбачева - Саманта Смит. Кстати, и советские герои тоже имели подгруппу детей - это были дети-герои времен войны. Советская пропагандистская формула «все прогрессивное человечество» активно применялось для моделирования поддержки СССР за рубежом.

Пропаганда могла делать из трагедии подвиг, как это случилось со спасением парохода «Челюскина», когда все летчики, спасавшие людей, стали первыми Героями Советского Союза. Правда, даже сегодня не все подробности произошедшего остаются открытыми (см., например, и ). Герои несомненно были, но что именно привело к трагедии, покрыто тайной.

Технологии героизации требовали подвига в виде гибели или выдающегося трудового успеха, либо номенклатурного нахождения на вершинах советской иерархии. В последнем случае те, кто достигал уровня члена политбюро, могли претендовать на вечное признание. Именами Кагановича или Микояна, например, а не только Сталина или Ленина назывались целые предприятия. Портреты этих «героев» советские люди несли на парадах.

Характерной советской особенностью стал активное участие интеллигенции в реализации пропагандистских задач. Даже сильные фигуры проявили себя в этом, побывав там, где использовался труд. Даже М. Горький съездил на Соловки [см. и ], А. Родченко фотографировал строительство Беломорканала. Прямо или косвенно они стали частью этой системы уничтожения других.

Отчасти это можно объяснить двумя причинами. Первая связана с общим трендом подъема, царившего в стране, который естественно должен был захватить и писателей, и художников. Вторая - это выживание людей, поскольку интеллектуальные специальности прямо или косвенно завязаны на власть, без нее была бы невозможной никакая их реализация. Кстати, позднее советское время даже породило феномен «внутренней эмиграции», то есть как бы отключения человека от требований советского времени и пространства в попытке жить в своих координатах.

Советская пропаганда также включала в себя проведение массовых демонстраций, которые прямо или косвенно должны были свидетельствовать о всенародной поддержке власти. Два основных праздника 7 ноября и 1 мая отличались лишь наличием/отсутствием военного парада в своем составе. Праздники моделировались так, чтобы отразить в составе демонстрантов все профессии и все республики. Правда, такие массовые действа «восхваления» власти известны со времен античности.

Одним из важных компонентов обеспечения «чистоты» информационного и виртуального поля была цензура. Это была разветвленная система предварительного чтения текстов, призванная не допускать «неправильные» тексты к тиражированию. Цензура имела и обратный результат: нужные тексты могли, наоборот, тиражироваться миллионами экземпляров. Плюс к этому все они переводились на языки народов СССР, тем самым еще более увеличивая потребности в тиражах.

  • обожествление Гитлера,
  • определение врага, например, евреи и большевики,
  • поднятие масс, например, на войну и евгенику.

Интересно, что есть вывод из всего этого, которого нет у автора данного исследования, но который распространяется и на советскую пропаганду. В результате такой пропаганды мир становится полностью понятным, поскольку в нем расставлены все причинно-следственные связи. Система пропаганды, будучи искусственной, легко побеждает мир хаоса реальной жизни. А человек всегда будет стремиться к миру упорядоченности, а не миру хаотичности.

Четкие причины всего характеризуют систему пропаганды. Для Германии это была несправедливость результатов первой мировой войны и слабость Веймарской республики, то есть причина лежала в прошлом. СССР нашел свою причину в будущем: возможную войну, которую могут развязать западные державы (позднее враг персонализировался на американских империалистов). Этот базис начинает объяснять все: внешний враг порождает работающих на него внутренних врагов, что ведет к ожесточению порядка внутри страны. В результате резко возрастает системность выстроенной системы, что позволяет обосновывать любые нужные ей действия.

Из ситуации отсутствия такой системности А. Игнатьев выводит теории заговора: «Любая «теория заговора» трактует действия, наблюдаемые на «политической сцене», как странные, непонятные или даже очевидно двусмысленные, чреватые какой-нибудь бытовой эсхатологией. Объяснением этой «непрозрачности» и потенциальной опасности, демонстрация которых составляет непременную особенность любой «теории заговора», обычно служит зависимость публичных субъектов власти от других акторов, действующих исключительно в частной сфере и оттого находящихся вне поля зрения аудитории. Данное обстоятельство (по большей части оно так и остается гипотезой) позволяет считать, что публичные субъекты власти — это чьи-то «марионетки», тогда как ситуацию в целом вполне можно рассматривать как нелегитимный и тайный отъем власти, т. е. заговор, уже состоявшийся или осуществляемый в настоящее время».

Но если вдуматься, то тоталитарная система по сути начинает порождать такую теорию заговора для оправдания своих действий. Только враги в этом случае называются вполне прозрачно, о них повествуется постоянно, а страна занята тем, что постоянно готовится к борьбе с ними.

Советская пропаганда не смогла удержать страну в заданном режиме. Этому было две причины. С одной стороны, на глазах последнего советского поколения умерла идеология, которая перестала функционировать адекватно, превратившись в ритуал, что привело к таким же перебоям в сфере пропаганды. С другой, тандем Горбачев-Яковлев просто развернули артиллерию советской пропаганды в другую сторону, ее врагом теперь стал не капитализм, а коммунизм. При этом если Горбачев чаще воспринимается как тот, кого вели, то Яковлев занимает место того, кто сознательно разрушал СССР, поскольку именно он нес ответственность за аппарат пропаганды [см. и ]. Естественно, что в таких условиях старая пропаганда выжить уже не могла. Ее радостно похоронили все те, кто нес за нее ответственность, закрывшись спущенным сверху приказом.

См. также:

  1. Параллели и различия между пропагандистскими системами Германии и СССР
  2. Техника пропаганды и мобилизации. Составляющие риторики «врага» в советском тоталитарном искусстве и литературе

© Почепцов Г.Г. , 2015 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора

Омский Государственный Университет


Кафедра современной отечественной истории.


Курсовая работа


Тема: Внутриполитическая пропаганда в СССР 1935-1939годов:

Материалы газеты " Правда " в социально-психологическом

аспекте проблемы.


Выполнил: Романенко Т.Л.

Научный руководитель

к.и.н. АЛИСОВ Д.А.




Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . .3

Пропаганда и газета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

Партия и пропаганда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18

Социально-психологическое

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36

Список использованных источников и литературы. . . 39


Введение.


Российская история всегда представляла интерес для любого здравомыслящего человека и тем более для исследователя. Народ и государство, религия и общество во все времена, будь то ранняя история или современность, настолько занимательны, что выбор периода для исследования представляет собою значительную трудность, поскольку в каждом из них можно наблюдать любопытные факты и тенденции. Мне же хотелось остановиться на истории советского периода. Для этого есть несколько оснований. Во-первых, всегда интересно общество, стремящееся к совершенству, и одним из таких обществ является российское. Именно тот особый путь по которому шла Россия для достижения этой цели, представляющий собою тайну, которую пытается раскрыть целая армия ученых, привлекает мое внимание. Оно сильно и потому, что как патриота своей Родины, меня беспокоит дальнейшее ее развитие, а для будущего просто необходимо иметь прошлое, как можно более богатое событиями и происшествиями. В них необходимо находить и тщательно разбирать те ошибки, которые не должны быть вновь совершены.

Подходящим временным отрезком для познания и осознания служит так называемый период " сталинского тоталитаризма ",выросшего на абсолютно гуманистической идее построения лучшего общества, но ставшего символом жесточайшей в истории централизованно-террористической системы с гигантской и чрезвычайно разветвленной сетью лагерей и общих могильников. Миллионы ни в чем не повинных людей нашли свою смерть в огромном концентрационном лагере, называвшемся Советский Союз.

Почему же идея коммунистического строительства, являющаяся и по сию пору одной из величайших идей человечества, породила такую жесточайшую систему? И почему эта самая система смогла просуществовать на протяжении многих лет? Ответа на эти вопросы у исторической науки до сих пор не существует, но исследования ведутся и будут продолжаться еще долгое время.

В данной работе не будет попытки ответить на оба эти вопроса целиком, но будет как можно яснее описан механизм, поддерживавший равновесие и стабильность тоталитарного государства в тридцатые года. Причина же выбора периода 1937 - 1939 годов в том, что, очевидно, именно эти года и являются апогеем развития сталинской системы террора в советском государстве. Этопик развития не только государственности тоталитарного типа, но и крайняя степень развития советского общества образца двадцатых - пятидесятых годов. Люди, составлявшие российский социум в то время и беззаветно верившие в светлое коммунистическое будущее, с одной стороны; подвергались не менее беззаветным гонениям и репрессиям, со стороны обратной. Парадокс этот виден и на примере экономического развития СССР, которое шло за счет миллионов заключенных, работавших на самых тяжелых работах, но в то же время не стоит отрицать и факт существования чрезвычайного энтузиазма в массах, готовых перевернуть горы для собственной Родины.

И для того, чтобы разобраться в этом парадоксе необходимо обратиться к одной из самых загадочных сторон общественной жизни в тот период - к идеологии.

"Идеология - это система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений," - такое толкование идеологии дает философский энциклопедический словарь. Но нас более интересуют формулировки авторов, разрабатывавших данную тему. Все они как правило сходятся во мнении о том, что " ... идеология - это такое систематизированное отражение общественного бытия, которое отражает интересы определенного класса..."(1)- как пишет по этому поводу В.Иванов, а советский исследователь 70-х годов В.А.Ядов поддерживает его, говоря, что: "Идеология есть система взглядов и идей определенного класса или социальной группы."(2)

Таково было мнение ученых относительно идеологии в 60-70 года, но и в 1991 не противоречат им Колеватов В. и Носков А., заявляя: " Идеология ВСЕГДА ограничена горизонтом интересов данной социальной общности... Она может содержать и содержит в себе объективное выражение (и отражение) интересов социальной группы, класса, профессионального сословия и др."(3) Как мы можем увидеть, в каждом из этих определений, сформулированных в различные годы, присутствует указание на классовую основу идеологии, которую невозможно отрицать. На это-то мы и обратим внимание, поскольку для нас особый интерес представляет общество в целом, а значит и те классы, из которых оно состоит.

"Классы общественные - ссылается на В.И.Ленина краткий политический словарь 1978 года издания - "большие группы людей, различающиеся по их месту в... системе общественного производства... - а также -...по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по размерам той доли общественного богатства, которой они располагают." Это очевидно и спорить не приходится, не менее очевидно и то, что социалистическое общество предполагает наличие только трех классов " органически слившихся в единый советский народ ", и вовсе не включает в себя класс эксплуататоров. В Советском Союзе дело обстояло совсем

не по этой схеме, хотя социализм все же был объявлен в конце 30-х. На деле существовала прослойка эксплуататоров трудового народа, именовавшая себя " советской властью ". "Сталинская власть по своей социально-классовой природе была властью государственно-партийной бюрократии," (4)- пишет А.П.Бутенко, и необходимо добавить, что эта самая бюрократия составляла значительную армию людей, занимавшихся совершенно номинальной работой, которую в здоровом государстве трудно и представить. При этом огромный процент населения трудился в лагерях получая ничтожную часть произведенного продукта. Основная же доля национального дохода уходила на поддержание роскошного уровня жизни

властьимущих, а также для поддержания стабильности и устойчивости существующего положения.

Таким образом, можно говорить о прослойке, и даже целом классе, имеющем, без сомнения, собственную идеологию: собственные интересы и представления. Но в то же время эта идеология никоим образом не совпадала с идеологией масс, по-прежнему мечтающих о коммунистическом обществе. Верить в то, что коммунизм можно построить на костях граждан попросту трудно, а ведь именно эту политику и проводило советское правительство в 20-50-е годы. И здесь появляется необходимость создания и распространения массовой идеологии, как можно более подходящей для советских граждан. Проблемы в этом не возникало, поскольку существовала замечательная идея, разрабатывавшаяся в течении многих и многих лет. Но идею вырабатывали еще гуманисты средневековья, совершенно не склонные к насилию, и народ мог бы попросту не понять государственной политики, именно поэтому были необходимы методы для сокрытия истинного положения вещей.

Сталину это легко удалось, поскольку он мог распоряжаться прекрасной системой пропаганды и агитации, созданной еще первым поколением большевиков. Они достаточно хорошо понимали, что "...информация не является чем-то самостоятельным, не представляет собой нечто абсолютное - заявляет Г.Клаус - , но имеет информационный характер только в отношении к системе, воспринимающей информацию."(5) А в то же время- " ... Информировать другие системы - это лишь особая форма управления,"(6) поскольку " ... Информация - это используемая для управления сторона отражения, упорядоченное изменение,"(7)-как пишет Н.И. Жуков. С этим согласны и кибернетики, пришедшие к выводу о том, что "...Информация нужна для обеспечения управления, поэтому понятия информации и управления соотносительны."(8)

Французский исследователь Поль Лайнбаджер писал: "...Информация становится пропагандой, если лицо, публикующее ее, преследует какие-либо цели,"(9)- а о целях сталинского режима мы уже говорили. Но теперь необходимо представить: какие же результаты должно дать информирование общества абсолютно закрытого для какой-либо альтернативной информации. Да ко всему прочему существует еще множество методов и приемов пропаганды и агитации, которые можно использовать в целях усиления воздействия. Вот эти методы и способы пропагандирования, а также степень его воздействия и являются предметом исследования в данной работе.


1) Иванов В. Идеология: характер и закономерности развития. -М.: Политиздат, 1977.-С.25.

2) Ядов В.А. Идеология как форма духовной деятельности общества. -Л.: Лениздат, 1961.-С.234.

3) Колеватов В.,Носков А. Идеология: ликвидация недоразумений или выработка новых подходов?// Коммунист. 1991. N4. С.43.

4) Бутенко А.П. Откуда и куда идем: Взгляд философа на историю советского общества.Л.: Лениздат, 1990.-С.155.

5) Цит.по: Власов Ю.М. Пропаганда за фасадом новостей. -М.: Изд-во МГУ, 1976.-С.23.

6) Там же:с.26.

9) Там же:с.27.


Глава 1. Пропаганда и газета.


Для того, чтобы идеология (любая идеология) могла существовать, необходима поддержка миллионов людей, нужны средства и механизмы распространения идеологических формул в народ. Соковнин пишет об этом так-"Определенные идеи, чтобы существовать в виде идеологии, должны быть восприняты многими людьми. Они должны распространяться среди людей."(1) Вот здесь-то и выходит на арену информация. Прежде всего "... никакая информация невозможна без определенной цели. Тот, кто думает информировать без определенной цели и считает возможным взаимоотношение такого характера, тем самым уже провозгласил цель,"- сообщает F.Fatorello(2), и с этим трудно не согласиться. Применительно к пропаганде это может обозначать то, что даже самая нейтральная информация носит в себе какую-либо цель,

но ведь, говоря словами P.Lianbuger"а, "... Информация становится пропагандой, если лицо, публикующее ее, преследует какие-либо цели."(3) Значит, любая информация является пропагандой. Попробуем проверить эту гипотезу, используя уже материалы советских исследователей.

В.И.Бровик и И.В.Попович пишут: "...Информация характеризует конкретный акт отражения со стороны его содержания, без учета особенностей его как определенного процесса. Если свойством отражения обладают все виды материи, то свойства информации присущи материи лишь на таком уровне ее организации, на котором возникают процессы управления."(4) Это может означать лишь то, что человек получая информацию служит объектом управления, независимо от ее качественных, содержательных характеристик, но в таком случае процессы управления возникают в социальной информации - а также в математических и естественнонаучных теориях.(5) Но разница между социальной и естественнонаучными теориями все же существует, она в идентичности информации социальной и смысловой. "Смысловая информация по своему характеру является социальной, так как она возникает в процессе общения людей и отражает факты, события, явления..."(6) В свою очередь, математическая и иные информации скорее соотносятся со статистическим аспектом логической информации (7), что формально отделяет их от социальной сферы. Из этого можно сделать вывод об идентичности смысловой и политической информации, которая является одним из видов социальной.

Таким образом, политическая информация существует только при наличии смыслового момента в информировании, если же в информации присутствуют одни лишь цифры, она теряет свой социальный, а значит и политический аспекты.

Несколько слов необходимо сказать об основных принципах политической информации." Условно принципы политической информации можно разделить на две группы. Первую из них составляют принципы, определяющие преимущественно характер содержания информации, ее направленность. Это - научность, партийность, всесторонность информирования, его связь с жизнью... Вторую группу образуют принципы, обуславливающие выбор средств, форм, методов информации, ее организационную и методическую стороны. Это прежде всего оперативность, дифференцированность, популярность, доходчивость информирования и др."(8) Кроме того, хотелось бы выделить "...Приемственность - важнейший принцип политического информирования. Он требует такого построения информационного материала, при котором последующее опирается на предыдущее и вместе с тем подготавливает восприятие будущего."(9)

Теперь обратимся к принципам работы политической информации. В общих чертах "...процесс политической информации представляет собой единство двух встречных потоков информации: сверху - вниз и снизу - вверх."(10) Воздействие на общественное мнение - это то, что является первым из потоков,-"... происходит, во-первых, путем прямого и непосредственного влияния политической информации на общественное мнение; во-вторых, путем опосредованного воздействия на те явления и факты сознания, психику людей, которые способствуют процессу формирования общественного мнения как социально психологического феномена (потребности, интересы, установки, ценностные ориентации и др.)."(11) Второй же поток, идущий снизу, работает по принципу обратной связи - после приема информации у реципиента появляются какие-то эмоции, отклики, поступающие к информатору.

П.М.Якобсон описывает это так:"...когда в пропагандистском воздействии удалось глубоко затронуть чувства личности, то воспринятое содержание становится не толькло предметом размышлений, но и источником волнений или настроения, побуждающей силой для новых желаний и устремлений."(12) Таковы основные принципы работы политинформации, а как известно "...Значение осведомительно - информационной работы состоит...в том, что без нее идеологический процесс не может даже начаться, он немыслим без нее."(13) Но кроме того "...Политическая информация это составная часть и база агитационно-массовой работы...", а значит и пропаганды, без которой идеология не может существовать.

" Идеология с помощью пропаганды обращается к массам, стремясь представить политику господствующего класса как целесообразную и обоснованную, имеющей статус теоретической, научно обоснованной, мировоззренческой оправданности,"- пишет Гуревич в своей работе.(14), а В. Ф.Правоторов, в подтверждение этой мысли, говорит, что "... пропаганда - это деятельность по распространению в массах идеологии и политики определенных классов, партий и государств."(15) При всем, необходимо добавить к словам данных авторов, что несмотря на казалось бы пассивную роль пропаганды, выступающей как инструментарий идеологии, пропаганда на самом деле является самостоятельным элементом в общей структуре идеологической системы.

Безусловно пропаганда не может обойтись без идей, но с другой стороны идеология, особенно в условиях ХХ века никак не сумеет обойтись без пропаганды.

Конечно же существует и более широкое значение термина "пропаганда" , охватывающее полностью все возможные его отношения. " В самом широком смысле под пропагандой подразумевается особый род социальной деятельности, основная функция которой состоит в распространении политических, философских, научных, технических знаний, художественных ценностей и другой информации с целью формирования определенных взглядов, представлений и эмоциональных состояний, оказания влияния на поведение людей."(16) Если рассматривать пропаганду под таким углом, то несомненным становится факт обладания пропагандистскими возможностями любого предмета, формы или образа, на это стоит обратить внимание поскольку в дальнейшем нам придется обратиться к семантической структуре газеты: к словам, фотографиям, рисункам. Пока же вновь обратим внимание на сам термин " пропаганда".

" Слово "пропаганда" - исторически обусловленная форма политической и идеологической деятельности, которая используется различными классами, партиями и государствами для целенаправленного распространения своих идей, воззрений и ценностей с целью оказать воздействие на мировозренчекие представления, социальную ориентировку и поведение индивидов и социальных общностей,"(17) - пишет Гуревич. Он считает необходимым для всестороннего раскрытия содержания пропаганды как теоретического понятия представить точки зрения различных авторов, и мы последуем за ним, поскольку без этого может возникнуть некоторая неопределенность при работе с самим термином.

При первом взгляде на различные определения пропаганды, которые дают буржуазные исследователи, может показаться, что они абсолютно тождественны. В самых общих чертах пропаганда рассматривается как организованное убеждение, обращение к сознанию индивида, распространение определенных идей и представлений. Именно эта сторона процесса и зафиксирована в расшифровке термина, которую предлагают американские социологи Robert T. Holt и Robert W. de Velde. Они пишут: " Во всех определениях пропаганды подчеркивается, что она представляет собой попытку влиять на поведение, воздействуя с помощью средств массовой коммуникации на характер постижения массовой аудиторией смысла и значения окружающего мира".(18) С этой точкой зрения нельзя не согласиться, но с другой стороны можно увидеть в их словах ориентацию не на политическую пропаганду, а на пропаганду в ее чисто прагматической плоскости. Для этих исследователей пропаганда представляется в отношении вульгарном, повседневном и практическом. Нас же более интересуют политический и психологический моменты.

В американской социологии содержится попытка раскрыть природу пропаганды на основе выявления ее различий с другими видами общественной деятельности. Kris E. и Leites N. подчеркивают, что " образование в отличие от пропаганды распространяет результаты познания, т.е. такие представления, которые не носят противоречивого характера, одинаково оцениваются различными группами людей. Если же некоторые представления, в том числе и социального содержания, вызывают разное отношение у тех или иных слоев населения, можно все же полагать, что это уже сфера пропаганды ".(19) На эти слова стоило бы обратить внимание возникает один спорный момент, который хотелось бы разрешить. Проблема в том, что американские социологи никогда, видимо не учились в советских школах, особенно в 30-е годы, и никогда не воспринимали тяжесть пропаганды на школьной парте или в аудитории. В обществе, где математика носит классовый характер даже представления, не носящие противоречивого характера, могут носить пропагандистский оттенок. Продолжив эту

дискуссию обратимся к мнению другого специалиста. Lasswell H. определяет пропаганду как попытку повлиять на установку большого числа людей по противоречивым вопросам. По мнению американского политолога, нейтральное распространение взглядов не является пропагандой. Такой же точки зрения придерживается Davies I. Однако правомерно поставить вопрос, какое распространение взглядов можно считать нейтральными, чтобы почувствовать абстрактность такого подхода.(20)

Французские исследователи Haratonic P.L. и Moran T.P. понимают пропаганду не как распространение конкретной "ортодокссии" , а как совокупность определенных структур, абстрактных символов, влияющих на человеческое восприятие, мышление и поведение. Иначе говоря, пропаганда сводится к символическому отражению мира. Не подлежит сомнению тот факт, что средства массовой информации пользуются разработанной символикой. Однако это вовсе не означает будто пропаганда вообще лишена идеологического и теоретического содержания - пишет Гуревич.(21)

Разумеется, в этих определениях фиксируются определенные грани пропагандистского процесса, но вместе с тем содержится конкретная тенденция: замаскировать политические цели пропаганды, свести ее к абстрактному просвещению, коммуникации или к акту символизации. При этом пропаганда нередко понимается настолько расширительно, что включает в себя фактически всю общественную жизнь. Так, английский историк Thomson O., полемизируя с Lasswell"ом, предлагает следующее определение: " К пропаганде относятся любые средства внедрения и передачи образов, идей или информации, которые влияют на человеческое поведение, взятое с его активной или пассивной стороны. Сюда входят почти все аспекты искусства и коммуникации ".(22) Таким образом, для зарубежных специалистов характерны две основные точки зрения: во-первых, представление о пропаганде как о влиянии на установку большого числа людей по " спорным вопросам ", при этом не считается пропагандой распространение нейтральных взглядов, вторая позиция заключается в представлении пропаганды в виде любых средств внедрения и передачи информации, влияющей на человеческое поведение.

Но наиболее приемлемым определением, с моей точки зрения, является формула В.Соковнина, который в 1968 году писал:"...Одной из форм общения, специально служащей для распространения идеологических взглядов, является пропаганда."(23) Без всякого сомнения пропаганда - это форма общения, и подтверждение мы находим в работе другого советского исследователя. Б.П.Базылёв пишет:"...Одна из основных функций пропаганды состоит в оказании идеологического и социально - психологического воздействия, которое предпологает общение в специализированной форме социального взаимодействия тех, кто создает пропагандистские тексты, с теми, кто их воспринимает."(24) Примем же на веру данное утверждение и попытаемся впоследствии проследить это общение на примере "Правды".

Само собой, возникает вопрос - почему именно печать является объектом нашего исследования? Ответ состоит в том, что печатная пропаганда являлась наиболее эффективным средством пропагандистского воздействия в 30-е годы. После признания несостоятельности кружкового и индивидуального методов в 1939 году, ЦК в лице тов. Сталина рекомендовал "...сосредоточить внимание партии на пропаганде в печати и организации лекционной системы пропаганды..."(25) Эти два вида пропаганды и стали основными на многие годы, но предпочтение всегда отдавалось печатной пропаганде, поскольку за ней было чисто психологическое преимущество. По наблюдениям психологов, человек способен внимательно прочитать в нормальных условиях 25 тысяч слов, а выслушать лишь 9 тысяч.(26) Сие и предопределило главенствующие позиции печати в деле пропагандирования. Кроме того, метод печатной пропаганды дает возможность использовать прием нейтрального информирования, дающий прекрасные результаты. Таковы основные критерии выбора печати, как объекта исследования, а

сейчас необходимо разрешить еще одну важную проблему терминологического плана - проблему соотношения пропаганды и агитации в печати.

Хорошо разработан этот момент в работе В.А.Шандры, который различает понятия пропаганды и агитации. Он пишет:"... для пропаганды характерен акцент на просвещение, имеющее целью вооружить трудящихся системой политических знаний..." Агитация же "...Опирается преимущественно на разъяснение. В агитации также присутствует элемент просвещения, но он не определяет ее сущности."(27) Кроме того, автор обращает внимание на то, что "... предметом печатной партийной пропаганды являются актуальные аспекты социальных теорий и общественно-исторической практики."(28) А агитация "...обеспечивает идеологически решение ближайших, тактических задач партии и народа."(29) Таким образом, мы можем говорить о разделении пропаганды и агитации по характеру задач: пропаганда ведает стратегией в распространении идеологии, агитация занимается тактикой. Но чего же больше в советской прессе 30-х годов? В этом мы постараемся разобраться в III главе.


1) Соковнин В. Человеческое общение и идеология./ Идеология и общественная психология.- Фрунзе, 1968.-С.97.

2) Цит. по: Власов Ю.М. Пропаганда за фасадом новостей. -М.: Изд-во МГУ, 1976.-С.22.

3) Там же, с.27.

4) Цит. по: Политическая информация. Некоторые вопросы теории и практики.-М.: Мысль, 1974.-С.9.

5) Там же, с.10.

6) Политическая информация.-М.: Политиздат, 1973.-С.10.

7) Там же, с.9.

8) Политическая информация. Некоторые вопросы теории и практики.-М.: Мысль, 1974.-С.40.

9) Там же, с.66.

10) Там же, с.24.

11) Там же.

12) Якобсон П.М. Эмоциональный фактор в пропагандистском воздействии./ Проблемы социальной психологии и пропаганды.-М.: Политиздат, 1971.-С.63.

13) Политическая информация. Некоторые вопросы теории и практики.-М.: Мысль, 1974.-С.18.

14) Гуревич П.С. Пропаганда в идеологической борьбе.-М.: Высшая школа, 1987.-С.110-111.

15) Правоторов В.Ф. Пропаганда.// Философский энциклопедический словарь.-М.: Политиздат, 1983.С.539.

16) Там же.

17) Гуревич П.С. Пропаганда в идеологической борьбе.-М.: Высшая школа, 1987.-С.100.

18) Там же, с.101.

19) Там же.

20) Там же, с.102.

21) Там же.

22) Там же.

23) Соковнин В. Человеческое общение и идеология. / Идеология и прсихология.- Фрунзе.: Илим, 1968.-С.97.

24) Базылев Б.П. О специфике употребления слова в системе буржуазной пропаганды./ Язык и стиль буржуазной пропаганды.-М.: Изд-во МГУ, 1988.-С.49.

25) Цит. по: Большевистская печать.-М.: Политиздат, 1940.- С.359.

26) См. Проблемы социальной психологии и пропаганда.-М: Политиздат, 1971.

27) Шандра В.А. Газета, пропаганда, жизнь: вопросы теории и методики.-М.: Мысль, 1982.-С.29

28) Там же, с.25.

29) Там же, с.30.


Глава II. Партия и пропаганда.


В период своего правления сталинское правительство хорошо помня слова Ленина о том, что " ...Мало ведь назвать себя " авангардом ", передовым отрядом, надо и действовать так, чтобы все остальные отряды видели и вынуждены были признать,

что мы идем впереди,"(1)- основательно занималось проблемой пропаганды и агитации, поскольку от того, что увидят " остальные отряды " и признают ли движение вперед, значительно зависела устойчивость позиций административно-командной системы.

Без пропагандистского воздействия на массы трудно удержать в устойчивом положении гигантский колосс с совершенно парадоксальной структурой управления, противоречивой социально-экономической политикой, а при его использовании это не так уж и трудно, поскольку "...Пропагандистское воздействие создает ситуации, в которых наличная потребность удовлетворяется предоставлением людям информации, затрагивающей их интересы и ценности и помогающей им выявить связи между собой и социальной действительностью,"(2) - свидетельствует Н.Л.Элива. И это прекрасно подходит режиму, так как информация, как мы уже говорили полностью находилась под контролем государства и может затрагивать интересы людей, используя их в собственных целях.

И.В. Сталин на XVIII съезде в 1939 году отмечал: " Есть еще одна область партийной работы, очень важная и очень ответственная, по линии которой осуществлялось за отчетный период укрепление партии и ее руководящих органов,- это партийная пропаганда и агитация, устная и печатная, работа по воспитанию членов партии и кадров партии в духе марксизма - ленинизма."(3) Эти слова были директивой к действию для всех уровней власти. Отмеченная вождем " важная и очень ответственная " работа должна была проводиться во всех направлениях внутренней политики, будь то образование, производство или социальная сфера. При этом необходимо действовать истинно по-ленински - "... пропагандировать, и организовывать, и агитировать наиболее доступно, наиболее понятно, наиболее ясно и живо..."(4)

Но для того, чтобы проводить работу наиболее эффективно необходимо создание системы по-настоящему массовой пропаганды, которая "... обращается не только к жизненным убеждениям человека, к его взглядам и представлениям. Она учитывает также всю гамму человеческих чувств и переживаний во всем богатстве их неповторимых конкретных и в то же время типичных проявлений. Поведение одного человека, агента группы или представителя того или иного класса не может быть описано через характеристику тех идей, носителем которых выступает данная личность. Людям присущи определенные интересы и потребности, ожидания и идеалы, настроения и перживания, иллюзии и устремления. Внутренний мир человека сложен. Личность не только познает, она переживает, анализирует, вырабатывает жизненную позицию. Понять эти процессы можно только на базе изучения психологических механизмов. Без их учета пропаганда и контрпропаганда теряют не только адресность, но и присущие им многослойность, конкретность,"(5)- выражаясь словами Гуревича. Правда сталинская пропаганда вряд ли заботилась о переживаниях советских граждан, но по поводу настроений, ожиданий, иллюзий и устремлений можно сказать практически со стопроцентной уверенностью уж они то находились под постоянным наблюдением.

Наблюдения за поведением народа, проводившееся в подвалах НКВД, особистами на промпредприятиях и в армии, стукачами по месту жительства позволяли выявить психологические установки, стереотипы и общую психологическую готовность к пропагандистскому воздействию. Но об это мы будем говорить ниже, а пока вернемся к отношению пропаганды и государства.

Все,что необходимо, для массового пропагандирования труд но осуществить без мощного центрального органа, занимавшегося бы пропагандистской и агитационной работой. Централизация и объединение в единую структуру таких ранее созданных учреждений, как Институт массового заочного обучения, политотделы на предприятиях произошло в 1939 году, когда было создано управление пропаганды и агитации при ЦК ВКП(б).

В докладе 18 марта 1939 года А.А. Жданов говорил:" Для того, чтобы успешно руководить делом марксистско - ленинской пропаганды в партии и государстве, для того, чтобы успешно решать задачи ликвидации теоретического и политического отставания партийных кадров, ЦК должен иметь мощный аппарат пропаганды и агитации в виде Управления пропаганды и агитации, сосредотачивающего всю работу по печатной и устной пропаганде и агитации."(6)

Оно должно было, по словам Сталина: "...сосредоточить в одном месте дело партийной пропаганды и агитации и объединить отделы пропаганды и агитации и отделы печати в едином Управлении...с организацией соответствующего отдела пропаганды и агитации в составе каждой республики, краевой и областной парторганизации."(7) Эта мера должна была решить основную задачу партийной пропаганды, которая "... состоит в том, чтобы помочь нашим кадрам всех отраслей работы овладеть марксистско - ленинской наукой о законах развития общества."(8) Наука о законах развития общества, в то же время, претерпела коренные изменения и мало походила теперь на истинно - ленинскую науку. Но этого уже никто не замечал, поскольку та самая пропаганда, несшая науку в кадры, влияла и на членов ВКП(б) , которые должны были распространять ее (науку) в массы. Даже директивы высших чинов во властных структурах, направленные вниз превращались в своего рода метод пропагандистского воздействия, ибо информация, подававшаяся в них была неоспорима и абсолютно правильна. Сомневающихся же довольно быстро убеждали в ее правильности, используя весьма практичные методы, например аресты, пытки, осуждения и казни. Была, правда, и мягкая мера - исключение из партии, которая впрочем приводила к тому же.

В конце концов, для верхушки тоталитарного режима, хоть и с хорошо поставленной пропагандистской работой в массах, особую опасность представляет прослойка мелких управленцев, которые весьма желают стать управленцами покрупнее. Но Сталину удалось пресечь эти тенденции, используя превосходное средство - террор. Мелкие и средние управленческие слои время от времени подвергались чисткам, которые, правда, иногда затрагивали и высших чиновников, а также рядовых членов партии. Это была необходимая профилактика страховка, и сегодня можно достаточно уверенно говорить о высокой эффективности таких мер, поскольку есть возможность сравнивать правление Сталина, продержавшегося у руля с три десятка лет и период властвования Никиты Хрущева, смещенного со своего поста.

Так или иначе, партия как и "... социалистическая пропаганда осуществляет развернутую программу политического просвещения масс, призванную развивать их общественное сознание и активизировать их историческую деятельность."(9) Политическое просвещение, одновременно с развитием общественного сознания и активизацией исторической деятельности создает своеобразную " массовую культуру " , имеющую большинство признаков того явления, которое советские политологи 70-х обнаружили на Западе. Психозы на почве этой самой " культуры " можно обнаружить и в СССР. Правда, " массовая культура, советского пошиба отличается большей абстрактностью, отсутствием бытового момента, мы строили коммунизм и было некогда думать о себе, но она так же "... эксплуатирует психологические механизмы людей, их потребности в галлюцинаторном воплощении своей мечты, в реализации возмездия за крушение собственных иллюзий. Но действительная пружина этой псевдо-культуры лежит в совсем другой плоскости - в стремлении скрыть кричащие противоречия между официальной идеологией и реальностью,"(10)- выражаясь словами Гуревича.

Именно стремление скрыть кричащие противоречия между идеологией и реальностью привело к использованию максимально эффективных средств создания " массовой культуры ". По сему, для скорейшего достижения заданной цели, все шире используются средства массовой информации и пропаганды, главной особенностью которых является всеохватность (11)." Средства массовой информации и пропаганды не знают себе равных по масштабу охвата и как канал обратной связи."(12) Это прекрасно понимал и Ленин, писавший "...Газета может и должна быть идейным руководителем партии, развивать теоретические истины, тактическое положения, общие организационные идеи, общие задачи всей партии в тот или другой момент."(13) Без всякого сомнения, помимо печатной пропаганды существует необходимость и в других видах, но именно печать должна была стать лидером среди средств массовой информации в деле пропагандирования населения, поскольку она является наиболее действенным и эффективным средством. Один тот лишь факт, что человек в нормальном состоянии способен прочитать 25 тысяч слов, а выслушать только 9 тысяч, говорит о многом. Да ко всему прочему практически неограниченные возможности воздействия как временные, так и пространственные привели к широкому распространению печатной продукции. Как докладывал А.А.Жданов на XVIII съезде ВКП(б) 18 марта 1939 года:"...Расширяется печатная пропаганда, имеющая решающее значение в постановке пропагандистской работы."(14)

Л.М.Каганович, выступая 14 сентября 1938 года в газете "Гудок", говорил:"...Больше должно быть системы и равномерности в распределении материалов на страницах газет. Иначе может получиться как бы флюс - второстепенные, малозначительные вопросы получают в газете непомерно много места, а важные наоборот - остаются в тени. Чтобы избежать этого, следует ввести в газетах определенные разделы, в которых мог бы на привычном месте найти интересующие его статьи и заметки."(15) Какая трогательная забота о читателе, не иначе как у товарища Кагановича существует какой-то интерес к газетной информации, к размещению оной на страницах (об этом мы поговорим несколько позже). Да здесь еще и советы по информированию:"... Газета должна выделять главный вопрос и бить в одну точку, пока не будут получены положительные результаты,"(16)- сообщает он, выявляя недюжие способности пропагандиста. В 1982 году В.А.Шандра определит одним из свойств пропаганды то, что нарком сказал в 1938: "...Действенность, эффективность пропаганды во многом определяется актуальностью ее содержания."(17) Но это не единственный фактор повышения отдачи после пропагандирования замеченный Кагановичем. "Вопросы нужно ставить острее. И дело здесь не в количестве фактов, а в качестве. Голые факты мало о чем говорят. надо объяснять суть дела, устанавливать связь цепи событий, анализировать положение, делать практические выводы,"- (18)говорит он.

Таким образом, мы могли увидеть некоторые существенные стороны проблемы. Налицо и заинтересованность режима в массовом пропагандировании, и прямое участие высших должностных лиц в этом процессе, а также хорошо виден процесс централизации в структурах пропаганды и агитации.


1) Ленин В.И. Что делать? / ПСС.Т.6.с.83-84.

2) Элива Н.Л. Исследование мышления в советской психологии.-М.: Наука, 1966.-с.40.

3) Сталин И.В. Отчетный доклад на XVIII съезде о работе ЦК ВКП(б) 10 марта 1939г./ Большевистская печать.-М.: Политиздат, 1940.-с.358.

4) Ленин В.И. / ПСС.Т.41.с.95.

5) Гуревич П.С. Пропаганда в идеологической борьбе.-М: Высшая школа, 1987.-с.234.

6) Цит. по: Большевистская печать.-М.: Политиздат, 1940.-с.361.

7) Сталин И.В. Указ. соч.,с.359.

9) Гуревич П.С. Указ. соч.,с.235.

10) Там же: с.252.

11) Средства массовой информации и пропаганды.-М.: Политиздат, 1984.-с.65.

12) Там же: с.66.

13) Ленин В.И. Письмо к товарищу о наших организационных задачах./ ПСС.Т.7.с.8.

14) Цит. по: Большевистская печать.-М.: Политиздат, 1940.-с.361.

15) Там же: с.355.

16) Там же.

17) Шандра В.А. Газета, пропаганда, жизнь: вопросы теории и методики.-М.: Мысль, 1982.-с.18.

18) Цит. по: Большевистская печать.-М.: Политиздат, 1940.- с.356.


Глава III. Социально-психологическое


Прежде чем говорить о содержании " Правды " и о действии этого содержания на массовое сознание необходимо сказать об общих моментах влияющих на эффективность идеологического воздействия. Она (эффективность) "...в решающей степени определяется умелым сочетанием теоретической и организационной деятельности, пропаганды и агитации,"(1)-говорит по этому поводу В.А.Шандра. Именно поэтому при при разработке методов воздействия любой мало-мальски уважающей себя идеологии необходимо учитывать некоторые важные моменты. И прежде всего внимание должно быть обращено к человеку, который "... как объект пропагандистского воздействия,- говоря словами Афанасьева,-представляет собой сложную совокупность (систему) качеств, воплощающих черты общественной среды, а также конкретной среды, которая его окружает (его "микросреды") , специфичность его исторического опыта, наследственных задатков, причем этот человек характеризуется определенной степенью активности, избирательностью по отношению к общей и конкретной среде, к требованиям и принципам социальной идеологии."(2) Такое сложное определение, разработанное в 1975 году, Ленин, который, без всякого сомнения, в пропаганде разбирался превосходно, выражал кратко и ясно: "...никогда миллионы людей не будут слушать советов партии, если эти советы не совпадают с тем, чему их учит опыт собственной жизни."(3)

Таким образом любая пропаганда, которая "...ставит своей целью формирование взглядов людей, их мировоззрения, убеждений и побуждение их к определенным практическим действиям на основе этих взглядов и убеждений..."(4), и особенно пропаганда, от которой зависит судьба идеологии, просто обязана обращаться к отдельным личностям. В работах советских исследователей этот механизм хорошо описан применительно к системе буржуазной пропаганды. Гуревич об этм говорит так:"...Манипулятивная пропаганда буквально одержима манией персонификации. Она предлагает аудитории многочисленные варианты, позволяющие отождествить себя с образами удачников, суперменов, аутсайдеров, мстителей. Глубокое внутреннее влечение человека к осознанию собственного "Я" подменяется, по сути дела, фиктивным, иллюзорным самоудостоверением."(5) Для Гуревича этой самой манипулятивной пропагандой представляется пропаганда "Западная", буржуазная и антисоветская, но если внимательно проследить, то будет заметно значительное сходство в принципах и методах работы как западных, так и советских структур политического информирования, которые собственно и являются манипуляторами. Попробуем же в этом убедиться. И начнем с уже приведенного примера - метода персонификации.

В советской пропаганде 30-х годов он применялся в довольно -таки парадоксальной форме. С одной стороны, режим проповедовал теорию абсолютно равного общества, где каждый человек имеет ровно столько же прав как и любой другой, но с другой стороны, в обществе произошло четкое разделение на своих и чужих. Но в этом парадоксе нет ничего странного если вспомнить основные характеристики пропаганды и агитации и их основное различие первая обеспечивает стратегические задачи, вторая ведает тактикой. Вот и появляются на страницах "Правды" пропагандистские статьи о стахановском движении, описывающие подвиги простых рабочих, которые как правило с детства работали на шахтах и заводах, затем воевали с белыми и, наконец, трудятся на благо советской Родины. Огромная масса в среде крестьянства и рабочих воспринимают эти материалы и возникает обратная реакция служащая, как мы помним, вторым потоком в процессе политической информации. Использование метода персонификации запускает цепную реакцию пропагандирования. В редакцию газеты приходят письма читателей. Эти материалы исключают практику фальсификации, поскольку они, с точки зрения пропаганды, совершенны; в них присутствует четко выраженная направленность к различным социальным группам и выражающая интересы этих групп тематика (полувеком позже Шандра напишет: "...наряду с теоретико - пропагандистскими материалами, которые рассчитаны на массовую аудиторию, в газете могут и ДОЛЖНЫ публиковаться тексты, адресованные определенным специальным группам, максимально созвучные их интересам, потребностям."(6)) Но самые важные для пропагандирования характеристики этих материалов - это искренность и, в то же время, лояльность и даже, как правило, любовь к режиму. Примером для сказанного может служить подборка писем в "Правде" от 1 января 1937 года под общим заголовком "Мой самый счастливый день в 36 году ".(7) Семантическое содержание текстов этих писем указывает на стремление газеты создать прочную установку, которая представляет из себя "...звено, образующееся в системе взаимодействия индивида с внешним миром, взаимодействие, начинающееся с воздействия внешнего мира на индивида, субъекта."(8) Прибегая к простейшим приемам: таким, как "...Употребление в речи нескольких синонимов из одного синонимического ряда, - которое,- способствует усилению смысла сказанного, " нагнетанию " основного семантического оттенка данного ряда..." (9) (" благополучный" ," удача" ," успех" , "полный счастья" ," счастливо" ," счастливый" и наконец "самый счастливый " ; до 3% слов из этого ряда), использование штампованных языковых средств (" любимая Родина "," народная демократия", "лучшее государство", "коммунистическая партия" и др.) , приводит к появлению установки у читателей данных материалов, направленной на восприятие советской действительности в положительном свете. А по мнению Шерковина - "...В соответствии с усвоенными установками люди реагируют положительно или отрицательно на все, что так или иначе касается их или как-нибудь затрагивает их интересы, их осознанные или бессознательные влечения, их ценности."(10) Именно поэтому существует столь очевидное направленность на создание четкой и постоянной установки по отношению к воспринимаемой действительности, как к наиболее совершенному варианту. Та же тенденция прослеживается и в отношении культуры, искусства. В качестве примера, причем очень яркого, хотелось бы привести слова художника, которые долго блуждали по страницам прессы. "...Я глубоко верю в большое искусство наших дней,-писал А.А.Дейнейка.- Красивое искусство современности... Кого не захватят наши дни? Кто останется к ним равнодушным? Яркие порывы, титанические размахи пролетариата - солнце - красочно хочется набросать тысячью самоцветных каменьев и запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс."(11) Такие же материалы публикуются и на страницах "Правды", доводя иногда этот процесс до абсурда. Например к столетию Пушкина в газете присутствуют материалы, посвященные этому событию (12), и среди них статьи и заметки, посвященные советскому государству, причем в этих материалах прослеживается тесная связь пушкинской поэзии и сталинского искусства. Появляется мысль о том, что Александр Сергеевич, без всякого сомнения, стал бы лауреатом сталинской премии. Тексты написаны с применением клише в сильной степени экспрессивности ("яркие порывы", "титанические размахи", "героическая борьба", "протест поэта", "реакция царизма" и т.д.), использованием синтаксических средств усиления (вопросительные предложения, употребление тире), что несомненно должно было сказаться на появлении четкой установки и даже стереотипа. О стереотипах и пойдет ниже речь.

"Стереотипы,- пишет В.Л.Артемов,- это представление или образ, которые схватывают то или иное явление в целом, сразу, без частностей и деталей."(13) У стереотипов существует особый механизм действия - "...Для пробуждения стереотипа требуется затронуть установку, - которая, - есть сложившаяся у индивида на основе имеющегося опыта предрасположенность к восприятию социальной информации с учетом определенных социальных позиций, что выражается в системе ценностных ориентаций субъекта."(14)

"Стереотип, как всякое психическое образование,включает в себя единство двух взаимодействующих начал - знания и отношения, из которых то одно, то другое выступает в качестве преобладающего."(15) Но это происходит далеко не всегда. В манипулятивной пропаганде сталинского режима знание находится в состоянии подчинения к отношению, поскольку государство обладало монополией на информацию. Но существует закономерность - "...двуединая структура стереотипа (отношение плюс знание) ставит отношение в обратную зависимость от знания субъекта. Чем выше образованность осведомленность и сознательность человека, тем лучше он понимает, чьим интересам соответствует пропагандистский материал."(16) Как же обстоит дело с повышением образованности и осведомленности на страницах "Правды"?

Для начала обратимся к газетным материалам, посвященным внешнеполитическим обзорам. В 1937 году внимание всего мира конечно же было посвящено событиям в Испании, боевые действия находили широкое отражение на страницах прессы всего мира и "Правда" не являлась исключением. Около 17% материалов относились к зарубежным новостям, и от 5 до 10% в каждом номере, за исключением специальных, было отдано под "испанские" репортажи, сводки, сообщения. У Советского Союза существовал четко выраженный интерес к Испанской войне, поскольку эта страна могла впоследствии войти в пока немногочисленное сообщество социалистических государств. Поэтому "товарищам по борьбе" необходимо было помочь, для чего в Испанию высылались отряды "добровольцев" В добровольцах же недостатка не ощущалось, особенно среди офицеров НКВД. А в это время в советской прессе идет полным ходом процесс пропагандирования, основной задачей которого становится создание стереотипа, выражавшегося бы в полной поддержке массами политики правительства.

В этой работе хорошо помогают такие методы, как нейтральное пропагандирование (в газете появляются факты и события, сообщение о которых получены из нейтральных источников), метод драматизации фактов (выражающийся в использовании семантических средств для придания фактам и событиям более выразительной окраски), кроме того широко распространено комментирование сообщений. Названные приемы позволяют манипулировать фактами в угоду информатора, и возможно это благодаря специфической природе факта. Это замечал еще Горький, писавший весьма образно о том, что "...Факт - еще не вся правда, он - только сырье, из которого следует выплавить, извлечь настоящую правду. Нельзя жарить курицу вместе с перьями,- продолжает он,- ...нужно научиться выщипывать несущественное оперение факта, нужно уметь извлекать из факта смысл."(17) "... Факт действительности - это завершенный или незавершенный процесс взаимодействия вещей, предметов, систем, а процесс противоречив, так как одновременно содержит в себе и момент изменчивости и момент устойчивости."(18) Из-за этого противоречия появляется возможность воздействия фактами на общественное сознание. И даже не придется что-либо изменять в расстановке фактических данных, которые " ... в каждом случае будут абсолютно верны. За их достоверность можно ручаться под присягой. Но именно толкование этих данных, как и самого факта в целом, делает их пропагандой."(19)

Одной из черт Второй мировой войны стала активная информационная война советского и нацистского режимов. Москва и Берлин активно использовали технические новинки XX века: радио, кинематограф, массовую печать. Великие державы активно изучали и использовали методы по воздействию на психику людей, их сознание и подсознание.

Методы были одинаковы, и для «демократических» Соединенных Штатов, и для тоталитарных Германии и Советского Союза. Постоянное влияние на людей, с самого раннего возраста, включение их в различные массовые детские, молодежные, женские, профсоюзные и пр. организации. Постоянное вдалбливание в сознание лозунгов, тезисов. Жесткий контроль СМИ. Создание образа врага – внутреннего и внешнего. На Западе – это были коммунисты, жидобольшевики и евреи (в Третьем рейхе), «комиссары», в СССР – буржуазные плутократы.


Режимы Муссолини и Гитлера отличались большой воинственностью, милитаризацией своей пропаганды. Культ силы стал основой их идеологии – проводились постоянные военные парады, воинственные речи, военизированные массовые движения. Европейских обывателей запугивали, старались сломить их волю к сопротивлению ещё до начала большой войны. К примеру, именно на такой эффект был рассчитан немецкий фильм «Крещение огнём» 1939 года, о действиях люфтваффе в Польской кампании.

Особенность пропаганды Соединенных Штатов было присвоение ими положения «борца за мир», «демократию», это отличие они сохранили до нынешних времён. Это подтверждают названия нескольких американских организаций того времени: Американский комитет борьбы против войны, Мировой конгресс против войны, Американская лига против войны и фашизма и др. Этим же грешил и Советский Союз, хотя советская внешняя политика действительно была направлена на сохранение мира в СССР, в отличие от Италии, Германии, США, которые сознательно разжигали мировой пожар войны.

Помогали в мощнейшем информационном воздействии на людей, повсеместная ликвидация безграмотности, рост роли радио и кинематографа. Уже в тот период психологи знали, что люди делятся на две категории – легко внушаемое большинство (90-95%) и небольшую категорию трудновнушаемых людей. Работу ведут с обеими группами населения: для первой достаточно обычной простейшей агитации, идею изо дня в день упорно вдалбливают в головы, до тех пор, пока она не овладеет массами. Вторую группу увлекают более изощрёнными учениями, идеями.

Для безграмотных и полуграмотных существовали плакаты, которые должны были самым простым образом объяснить суть явления, события.

Огромную роль стал играть и играет до сих пор кинематограф. Фильмы несут в себе большой посыл убеждения. Их можно использовать, как во благо народа, так и для его разложения, обмана. К примеру, в СССР важнейшее значение играл соцреализм, когда жизнь людей идеализировалась. Он задавал высокую социальную и культурную планку, к которой были должны стремиться советские люди. Снимались фильмы о тружениках, историко-патриотические картины, например: «Стальной путь (Турксиб)» в 1929 года, «Александр Невский» 1938 года.

В 30-е годы в СССР стали исправлять ошибки и злоупотребления, которые были допущены после Октябрьской революции 1917 года. Так, снизили давление на христианство, стали восстанавливать образы героев периода «проклятого царизма». Хотя ещё в 20-е годы считалось, что с «царским наследием» надо покончить полностью, в том числе и с Кутузовым, Суворовым, Ушаковым, Нахимовым, Румянцевым и т. д. Постепенно пришло понимание, что советского патриота надо воспитывать и на примерах дореволюционной поры. Были реабилитированы и великие деятели русской культуры – Толстой, Достоевский, Пушкин, Лермонтов. Чехов и т. д.

Большое значение по-прежнему играли плакаты, самыми знаменитыми мастерами по их созданию были художники военного времени Соколов-Скаля, Денисовский, Лебедев, коллектив Кукрыниксов - это псевдоним трех известных советских художников, который был получен по начальным буквам их фамилий. Они работали вместе на протяжении 20 лет - Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов. Многие из этих работ напоминали о подвигах давних русских национальных героев, так на одном из плакатов был изображён Александр Невский князь-герой, победитель шведов и немецких рыцарей, непобедимый полководец Александр Суворов, бивший турков и французов, Василий Чапаев, советский герой Гражданской войны. В параллель с большим контрнаступлением Красной Армии под Москвой в 1941–1942 годах был массово выпущен плакат с Михаилом Кутузовым, который за 130 лет до этого разгромил «Великую армию» Наполеона.

Часть работ советских художников носила сатирический характер, рисовали карикатуры гитлеровских лидеров, в частности Геббельса. Другие описывали злодеяния нацистов – грабежи, убийства, насилие. Их быстро распространяли по всему Союзу, на каждом заводе, колхозе, в вузах и школах, больницах, частях Красной армии, на кораблях флота, чтобы они затрагивали практически каждого советского гражданина. Бывало, что такие агитационные материалы сопровождались едкими стихами, авторами которых были поэты, такие как Самуил Маршак. Популярность плакатов и карикатур военного содержания была достигнута благодаря таланту советских художников, которые рисовали их в самой простой и доступной для людей форме.

Для поддерживания боевого духа и в тоже время для определённого расслабления психики людей, были созданы пропагандистские поезда, агитационные бригады. Комплектовались передвижные бригады лекторов, художников, поэтов, певцов, артистов. Они ездили по всему Союзу, в том числе и на фронт, проводили беседы, лекции, показывали фильмы, организовывали концерты, и снабжали людей информацией о ходе войны.

Кино также играло огромную роль, именно во время войны были сняты также знаменитые фильмы, как «Кутузов» (1943 года), «Зоя» (1944 года), о короткой жизни московской школьницы Зои Космодемьянской, которая в начале войны стала партизанкой-диверсанткой и была казнена немцами.

В период Великой Отечественной войны была снята серия отличных документальных фильмов: «Разгром немецкой армии под Москвой» (1942 год), «Блокада Ленинграда» (1942 года), «Битва за Украину» (1943 года), «Битва за Орел» (1943 года), «Берлин» (1945 года), «Вена» (1945 года).

Пропаганда СССР в годы Второй мировой войны как в пределах страны, так и за границей, была удивительно успешной. За границей Москва смогла сыграть на симпатиях народов мира к советскому строю и народу, так пострадавшему от зверств нацистов. Советские люди были для большинства людей освободителями Европы, победителями «коричневой чумы». А СССР был образцом государства будущего.

Внутри страны жесткая дисциплина и обращение к глубоко укоренившимся в людях чувствам любви к своей родине, отечеству позволили Сталину проводить настолько успешную военную кампанию, что в Берлине, Лондоне и Вашингтоне были сильно удивлены. Они считали, что СССР это колосс на глиняных ногах, который не выдержит удара вооруженных сил Третьего рейха.

Особенность организации пропаганды в Советском Союзе в 1920-30-е гг. заключалась в том, что закрепилось различие между понятиями «пропаганда» и «агитация». Первое сводилось к «ознакомлению отдельных товарищей с несколькими идеями» и предполагало определенную интеллектуальную изощренность в приобщении к истинам марксизма-ленинизма; второе ограничивалось «изложением одной или нескольких идеи, рассчитанных на народные массы , как правило, путем простой аргументации и выдвижения лозунгов.

Высшим идеологическим органом управления всей сферой культуры стал отдел агитации и пропаганды ЦК РКП (б) (Агитпроп), выступающим (под разными названиями) в этой своей роли на протяжении всей последующей истории советского государства. По положению об АПО, утвержденному в ноябре 1921 г., его структура выглядела следующим образом: коллегия, в которую входили представители отделов ЦК, Наркомпроса, Политуправления РККА, ЦК комсомола и другие, а также четыре подотдела - агитационный, пропагандистский, печати, нацменьшинств .

Параллельно ему было создано Главное управление политического просвещения (Главполитпросвет). Агитпроп подчинялся непосредственно В.И. Ленину. Главполитпросет воз-главляла жена Ленина Н. Крупская. Советские лидеры большое внимание уделяли решению задач подготовки собственного «идеологического кадрового резерва».

6 июня 1922 г. на основании декрета Совета народных комиссаров РСФСР был создан Главлит. В разные годы Главлит имел разные официальные наименования: Основной целью создания Главлита было «объединение всех видов цензуры печатных произведений. 9 февраля 1923 г. по постановлению Совнаркома РСФСР в составе Главлита был образован Комитет по контролю над зрелищами и репертуаром - (Главрепертком). Помимо драматического репертуара, Главрепертком осуществлял «политический контроль» за любыми публичными зрелищами и выступлениями, начиная с лекций, докладов и заканчивая эстрадными и даже музыкально-танцевальными вечерами. В конце 20 - начале 30-х гг. им был подготовлен трехтомный «Репертуарный указатель», регламентирующий исполнение пьес и других произведений в зависимости от «подготовки аудитории» . В 1934 г. Главрепертком был переименован в Главное управление по контролю за зрелищами и репертуаром, в ведение которого входил политико-идеологический контроль над репертуаром кино, театра, а также - за исполнением музыкальных произведений.

В мае 1935 г. лидер советского государства Сталин инициировал ранее существовавший в качестве самостоятельного структурного подразделения ЦК ВКП (б) Агитпроп разделить на пять отделов: печати и издательств, партийной пропаганды и агитации, школ, науки, культурно-просветительной работы . Выступая на XVIII съезде ВКП (б), Сталин отдельно остановился на вопросе партийной пропаганды . «Вопрос о мерах улучшения дела пропаганды, подчеркнул лидер советского государства, был предметом неоднократного обсуждения ЦК ВКП(б) с участием пропагандистов различных парторганизаций. Был учтен при этом выход в свет "Краткого курса истории ВКП(б)" в сентябре 1938 г. Было установлено, что выход в свет "Краткого курса истории ВКП(б)" кладет начало новому размаху марксистско-ленинской пропаганды в СССР. Результаты работ ЦК ВКП(б) были опубликованы в известном его постановлении "О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском краткого курса истории ВКП(б)"» .

Сталин предложил сосредоточить в одном месте дело партийной пропаганды и агитации и объединить отделы пропаганды и агитации и отделы печати в едином Управлении пропаганды и агитации в составе ЦК ВКП(б), с организацией соответствующего отдела пропаганды и агитации в составе каждой республиканской, краевой и областной парторганизации. Таким образом, действовавшие ранее изолированно друг от друга отделы пропаганды и агитации, печати и издательств были объединены в один отдел пропаганды и агитации (ОПиА), что облегчило задачу контроля над идеологической работой партийных органов. ОПиА контролировал всю печать в стране, следил за литературой и искусством .

С первых лет существования советской власти главное место в системе пропаганды занимали средства массовой информации, которые проводили политику правящей партии. Печать, радио являлись продолжением партийного аппарата и «идеологическим оружием» партии, при этом журналистов называли «офицерами идеологического фронта». Взгляд на прессу как коллективного пропагандиста, агитатора и организатора был в то время широко распространенным. В результате практически все содержание средств массовой информации стало пропагандистским и предназначалось непосредственно для укрепления политической системы и идеологического воспитания масс. Печать выступала в качестве мощного фактора идеологического воздействия на сознание и поведение индивидов, направляя их активность в четко за-данное русло. Сталин прямо говорил по этому поводу: «Нет в мире лучшей пропаганды, чем печать - журналы, газеты, брошюры. Печать - это такая вещь, которая дает возможность ту или иную истину сделать достоянием всех». Лидер советского государства характеризовал издательское дело как «крупное машинное производство» . Ведущая роль печати в советской пропаганде была определена в постановлении ЦК ВКП (б) от 14 ноября 1938 г., в котором говорилось, что «в пропаганде... решающим оружием должна являться печать», поскольку она давала возможность «истину сразу сделать достижением всех» . Такая форма представления позволяла полностью контролировать подаваемую пропагандой информацию.

В системе советских СМИ можно выделить около 10 типов печати: партийные, профсоюзные, военные, крестьянские, молодежные и другие издания. Тиражи советских газет быстро росли и составляли сотни тысяч экземпляров. В 1921 г. в Москве организуется Государственный институт журналистики. Он стал готовить профессиональные кадры для прессы. В 1922 г. была утверждена государственная сеть газет - 232 газеты. А уже в 1932 г. с СССР выходило более 7,5 тысяч газет. К 1940 г. численность издаваемых газет возросла до 8,8 тысяч . Официозом советской прессы была газета «Правда».

Большое значение советское руководство в исследуемый период придавал руководству литературой и искусством. Около 45 тысяч писателей, журналистов, редакторов, а также свыше 100 тысяч человек, принадлежавших к «прочему культурно-политико-просветительскому персоналу», десятки тысяч «работников искусства» были призваны участвовать в этой нелегкой и по-своему опасной деятельности . Советское руководство отводило особое место организации и проведению устной агитационно-пропагандистской работе. К концу 1930-х гг. в СССР устной пропагандой постоянно занималось более 112 тысяч человек. Одним из первых лозунгов большевистской партии, которому придавалось огромное значение, был лозунг «Каждый большевик - агитатор». Рядовые члены партии, комсомольцы и беспартийные активисты образовывали целую армию пропагандистов, работавших в первичных организациях. Этих людей выбирали по их способности убеждать аудиторию не только словом, но и личным примером; соответственно такой человек должен был «хорошо разбираться в производстве». Пропагандист должен был хорошо знать всех членов своей ячейки, быть в курсе их нужд, проблем их личной жизни, равно как в их трудовых будней на заводе или в колхозе.

В частности, при проведении или подготовки агитации и пропаганды среди крестьян руководство страны предлагало руководствоваться следующими соображениями: агитация и пропаганда среди широких крестьянских масс имеет свои особенности и трудности, которые обязан учесть каждый губернский и уездный комитет партии, прежде чем отправлять того или другого товарища в деревню. Каждый агитатор или пропагандист, отправляющийся в деревню должен помнить, что без знания крестьянской жизни, хотя бы в общих чертах, являться в деревню нельзя. Знание всех местных условий часто имело огромное или даже решающее значение . Очень долго такой способ воздействия на каждого гражданина оставался наиболее эффективным, открывая партии возможности быть поистине вездесущей.

1. Булок А. Гитлер и Сталин. Жизнь и власть. Смоленск, 1993. Т. 2.
2. Справочник партийного работника. М.,1922. Вып. 2.
3. История советской политической цензуры. Документы и комментарии. 1917-1993. Ответственный составитель и руководитель творческого коллектива Горяева Т.М. М., 1997.
4. Там же.
5. XVIII съезд ВКП(б). Стенографический отчет. М., 1939.
6. Там же.
7. Цит. по: Невежин В.А. «Если завтра в поход...»: подготовка к войне и идеологическая пропаганда в 30-х - 40-х годах. М., 2007. URL: http://militera.lib.ru/research/nevezhin_va/index.html (дата обращения: 17.01. 2013).
8. РГАСПИ. Ф. 71. Оп. 10. Д. 130. Л. 135.
9. О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском «Краткого курса истории ВКП(б)». М., 1938.
10. История СССР с древнейших времен до наших дней. М.,1967. Т. VIII. С. 653 ; М.,1971. Т. IX. С. 371.
11. Цит. по: Невежин В.А. Указ. соч.
12. РГАСПИ Ф.17. Оп. 60. Д. 13. Л. 12.

© 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство