Как подготовить батареи к покраске. Как правильно покрасить батареи отопления своими руками — создать ровное прочное покрытие. Выбор краски для батареи отопления

Как подготовить батареи к покраске. Как правильно покрасить батареи отопления своими руками — создать ровное прочное покрытие. Выбор краски для батареи отопления

17.05.2019

Нередко жильцы квартир и частных домов задаются вопросом: "Можно ли красить горячие батареи?". Ответ довольно прост – можно, однако для этого подойдут не все имеющиеся на рынке красящие составы.

Какие инструменты и материалы необходимы для работы

Не всегда и не у всех есть возможность поменять батареи. Универсальным выходом из такой ситуации станет покраска радиаторов в любой понравившийся цвет. Для работы не нужно иметь определенных навыков, однако потребуется приобрести некоторые материалы и запастить инструментами. Купленная краска должна обладать устойчивостью к высоким температурам. Это свойство обязательно, так как в зимнее время радиаторы отопительной системы нагреваются и становятся очень горячими.

Помимо этого, состав должен сохранять свой изначальный цвет на протяжении длительного периода времени. Достаточно важным фактором также считается отсутствие у краски запаха, чтобы после работы не пришлось проветривать жилые помещения. Прежде, чем узнать, как покрасить , необходимо разобраться с подходящими для этого красками. Так, в магазинах всегда можно найти акриловые составы. Они отличаются отсутствием резкого запаха и способностью сохранять свой цвет достаточно длительные сроки.

Еще один подходящий состав – это алкидные смеси. Им свойственна устойчивость к повышенным температурам. Из-за этого они чаще всего применяются для работы с горячими батареями. Среди минусов выделяется наличие резкого запаха, поэтому жильцам все же придется проветривать помещения.

Масляные составы также часто встречаются в магазинах, однако покупают их не многие. Это связано с появлением более безопасных составов первых двух типов. Все эти краски в той или иной мере подходят для работы. Покраска батарей отопления своими руками с использованием этих материалов даст положительный результат, если придерживаться инструкций по эксплуатации и разводить краску с растворителем в указанной производителем пропорции.

Чтобы быстро выполнить работу и не отвлекаться, потребуется запастись нужным инвентарем. Итак, вам потребуется:

  • мелкозернистая наждачная бумага;
  • нож или другой острый предмет для очистки радиаторов;
  • несколько кисточек разных форм:
  • валик небольшого размера;
  • старые тряпки.

Имея под рукой все необходимое, можно приступать к работе. Очень важно запастить резиновыми перчатками и защитной маской, которые помогут уберечь кожу от пятен и дыхательные пути от испарений.

Подготовка и покраска – изучаем алгоритм

Перед тем, как покрасить батарею отопления своими руками, изучите план предстоящих работ. Как и все остальные ремонтные мероприятия, обновление батарей начинается с подготовки. Во-первых, потребуется очистить их поверхность от пыли и пятен. Также проверьте радиаторы на наличие следов коррозии. После очистки батареи протрите влажным полотенцем. Как только радиаторы подсохнут, на их поверхность нужно нанести тонкий слой грунтовки. Однако будьте внимательны – зачастую некоторые современные составы не требуют предварительной подготовки поверхности.

Если на поверхности батареи находятся старые пятна, которые не отмываются обычной водой, то можно попробовать стереть их специальным раствором. Для его приготовления возьмите:

  • 1 кг кальцинированной соды;
  • 1 кг гашеной извести;
  • 5 л воды;
  • большой таз для смешивания.

Вначале перелейте в таз горячую воду и разбавьте в ней соду. После этого постепенно добавляйте в смесь известь, регулярно перемешивая средство. Как правило, эта смесь быстро справляется даже с самыми старыми пятнами. После очистки потребуется приготовить место для работы. Для этого застелите место под батареями старыми газетами. Сзади радиатора установите кусок плотного картона, чтобы не испачкать стены. Наносить краску на поверхность батарей нужно кисточкой, двигаясь инструментом сверху вниз. Таким образом, при работе на радиаторах не появятся потеки. Старайтесь, чтобы слой краски был равномерным и тонким. Далее нанесите на покрашенные батареи еще несколько слоев состава.

Второй метод обновления – демонтаж батарей

Существует еще один способ изменения внешнего вида батарей. Он более трудоемкий, ведь вам придется полностью снимать радиаторы. Однако в результате вы гораздо лучше очистите батареи от ржавчины и грязи. Для начала нужно сбросить отопительные стояки. После этого потребуется полностью выкрутить все проходные и глухие пробки, а также снять перемычки. Далее необходимо отжечь батарею (нагреть и удерживать под высокой температурой) с помощью мощного бытового фена. Затем разбираем радиатор на секции, используя для этого специальный ключ. Не забудьте простучать радиаторы киянкой, чтобы удалить ржавчину. После этого секции зачищаются металлической щеткой.

На следующем этапе снова соберите батарею, используя обыкновенные резиновые прокладки. При этом размер наружной части должен быть чуть меньше торца каждой секции. После этого установите и подключите радиатор к сети отопления. Нанесите на поверхность чистой батареи грунтовку и начните красить. Алгоритм работы почти такой же. Разница состоит только в том, что батареи будут не такими горячими, как в первом случае. Из-за этого они будут сохнуть немного дольше. Нередко жильцы домов красят радиаторы сразу же после их демонтажа. В таком случае удается покрасить поверхность и спереди, и сзади батареи. К тому же, отпадет риск испачкать стенку за радиатором.

Советы по покраске радиаторов – давайте послушаем экспертов

Многие владельцы квартир и частных домов игнорируют опыт специалистов, стараясь сделать все самостоятельно. В итоге краска на радиаторах очень быстро трескается и отваливается целыми кусками. Чтобы такого не произошло и с вами, советуем изучить рекомендации по поводу того, можно ли и как правильно красить горячие батареи отопления. Эксперты советуют не спешить при работе. Старайтесь нанести краску так, чтобы на поверхности не оставалось потеков. Лучше своевременно снять лишние части состава или размазать их по батарее.

Чтобы равномерно нанести краску на заднюю часть радиатора, необходимо воспользоваться изогнутой кистью, предназначенной специально для покраски труднодоступных мест. В процессе очистки батарей приготовленным средством из извести и соды специалисты советуют пользоваться маской и защитными перчатками. Чтобы жильцы дома не пострадали, необходимо проветрить помещения, в которых проводились работы. Многие специалисты советуют использовать очень популярный сегодня декупаж радиаторов. После работы ваши батареи будут смотреться очень стильно. При этом вы не сильно потратитесь на обновление.

Для работы потребуется:

  • белая матовая краска;
  • акриловые краски;
  • бумага для декупажа с узором;
  • лак с повышенной термоустойчивостью;
  • клей ПВА.

Чтобы обновить батареи, очистите их. После нанесите на поверхность тонкий слой белой матовой краски. На ее высыхание потребуется не менее 20 часов. Как только состав высохнет, можно начинать клеить бумагу. После оклейки можно дорисовать свои элементы – сделать фон или создать оригинальный рисунок. В конце останется нанести тонкий слой термостойкого лака.

Покрасить батарею отопления нужно бывает по двум причинам: если старая краска облучилась, потрескалась. Перекрашивают также, если нужно изменить ее цвет: она пожелтела, но не имеет дефектов. Да просто не вписывается в новый декор. В первом случае порядок действий такой: сначала нужно удалить старую краску и только потом красить. Если же краска в нормальном состоянии и слоев меньше трех, то ее можно не удалять.

Красим батарею

При покраске действует важное правило: лучше два-три тонких слоя краски, чем один толстый. И не старайтесь идеально закрасить с первого раза. Взяв больше краски на кисточку, вы, скорее всего, получите жирный потек, от которого не так легко будет избавиться. При этом до идеально родной поверхности будет не ближе, чем до покраски. Потому краски берем понемногу и тщательно ее растираем. Пусть даже немного видно металл или старую краску. Все исправят последующие слои.

Сначала окрашиваем внутренние поверхности. В этом может помочь кисточка с гнутой ручкой. Их может понадобиться несколько: от довольно толстой, до самой тоненькой. В некоторые места залезть можно только при помощи старой зубной щетки, так что найдите и ее. Начинаем красить сверху-вниз с самой крайней секции. Откуда крайней — справа или слева — как кому удобно.

После того как все внутри прокрасили, начинаете красить наружную поверхность. Последовательность та же: от одного края до другого, сверху-вниз. Почему не наоборот? Потому что при окраске снизу, на уже выкрашенную поверхность будут попадать капли, их снова нужно будет растирать кисточкой. Лишний труд и время.

После нанесения первого слоя, дожидаетесь, пока он полностью высохнет. Время высыхания до нанесения следующего слоя обычно указано на этикетке. Затем в той же последовательности наносите второй. Затем определяетесь, требуется ли еще раз красить.

Еще один момент: если после первый слой лег неровно, остались потеки и неровности, после высыхания возьмите шкурку и сровняйте их. Второй раз уже опыта будет больше и все получится лучше.

Покраска радиатора с нормальным лакокрасочным покрытием

При нормальном состоянии краски без видимых изъянов, если слой всего один (или два) и лежат они ровно, можно красить сверху, не снимая старое покрытие. Необходима только предварительная обработка.

Красим алюминиевую и биметаллическую батарею

Если вы хотите красить алюминиевую или , в которой вас не устраивает только цвет, подумайте хорошо, стоит ли портить хорошее покрытие. Может, стоит в таком случае закрыть радиатор ? И еще один момент: если радиаторы у вас на гарантии, то после покраски завод (или продавец) в гарантийном ремонте откажет. Даже если причина совсем другая.

Если хотите получить окраску, похожую на «фабричную» обратитесь в специализированное СТО. Они красят авто по той же технологии. Может согласятся покрасить ваши радиаторы

Если необходимость покрасить алюминиевый или биметаллический радиатор все же есть, лучше обратиться в специализированную автомастерскую. Только они смогут профессионально помочь. Если хотите все сделать своими руками, воспользоваться можно краской для машин в баллончике. Но при таком варианте есть вероятность, что в тех местах, где к радиатору часто прикасаются, верхний слой будет стираться, хотя зависит от качества автоэмали и стартового покрытия радиатора.

Если все-таки решили воспользоваться автоэмалью, работать нужно на горячих батареях. И чем горячее, тем лучше. Время высыхания при 130 o C — 20 минут, при 60 o C- 40 мин, а при 20 o C — месяц.

Важное условие: во время работ и все время, пока краска сохнет, окно должно быть открытым, двери в другие помещения — закрытыми. Приводите работы в маске и перчатках.

Все вокруг придется закрыть бумагой, старыми тряпками. Баллончик вещь хорошая, но чуть не туда повернул, и все окрашено в тон радиаторов… Во время работы соблюдайте расстояние, которое нужно для равномерного распыления — это примерно 20-30 см, но на упаковке написано точно. И вообще, еще до покупки, внимательно прочитайте и инструкцию и рекомендации по использованию. Так вы поймете, сможете ли обеспечить требуемые условия нанесения краски.

Порядок тот же: начинайте с внутренних поверхностей, потом пройдитесь по наружным сверху-вниз. Не стремитесь с первого раза добиться идеальной окраски. Это практически нереально, особенно если базовый цвет белый, а на него наносится какой-то яркий оттенок. Если слишком долго держать струю на одном месте, появятся наплывы и потеки. С ними гораздо сложнее бороться, чем с непокрашенными местами. Лучше после полного высыхания нанесите еще один или два слоя. Результат будет лучше.

Меняем цвет чугунной

Чаще всего в окраске нуждаются чугунные батареи старого образца. Работы, однозначно, лучше проводить после окончания отопительного сезона: и безопаснее для вас, и качественнее будет окраска. Тогда порядок такой:


Красим панельный радиатор

Тут вариантов может быть два. Если есть заводское напыление эмали, лучше воспользоваться баллончиком с автоэмалью. Если краска обычная, порядок действий как для чугуна. С той лишь разницей, что лицевую панель проще будет красить валиком, а не кисточками.

Но в панельных радиаторах нужно менять еще и цвет решеток. Их уже нужно будет красить кисточками. Если на решетках есть ржавчина, их стоит в первую очередь зачистить, потом обработать преобразователем ржавчины, загрунтовать (составом с антикоррозионным эффектом), и лишь потом красить. Все эти средства проще всего купить на авторынке — там их много в разной фасовке.

Как удалить старую краску с батареи

Часто вопрос стоит не в том, как красить, а в том, как удалить старую краску. Есть несколько способов.

Механический

Снять краску с радиатора можно при помощи дрели и специальной насадки. Еще к механическим способам относится обработка радиатора наждачной бумагой. Но это очень длительный процесс, который отберет массу времени и не меньше сил. Если дрели нет, можно заплатить за ее аренду, и за несколько часов снять все слои краски до металла. Вручную придется потратить на это целый день, а может и не один — зависит от размеров батареи и количества краски на ней.

Химический

Часто используется специальная паста для удаления краски. Она имеет вид геля. Берете чистую кисточку и наносите состав на все поверхности. Если краски много, обработку через 20 минут нужно повторить (прямо поверх предыдущего слоя). Потом радиатор рекомендуют прикрыть пленкой — так воздействие будет более интенсивным. Подождав указанный в инструкции промежуток времени, надеваете маску, перчатки, вооружаетесь шпателем и щеткой с металлической щетиной. Сначала снимаете краску шпателем, затем зачищаете остатки щеткой. Особо «вредные» или труднодоступные места можно затереть наждачной бумагой.

Термический способ

Лакокрасочное покрытие на батареях наносится термически стойкое, но и оно при определенных температурах начинает отслаиваться. Потому, чтобы удалить старую краску с радиатора, его нужно нагреть.

Металлический радиатор достаточно будет нагреть строительным феном или паяльной лампой. Когда температура металла превысит критическую для краски точку (это 120-140 o C обычно), она вздуется и начнет пузыриться. Вот тут и нужно снимать ее шпателем.

Чугунную батарею придется таким способом греть долго, времени уйдет масса, а эффект будет незначительным. Очень большая теплоемкость у чугуна, нагреть его строительным феном до 120-140 o C очень сложно. Как вариант: частично использовать химический метод, частично — термический, местами зачищая руками или дрелью.

Есть один способ, но только для старых «гармошек». Он по совместительству уберет все отложения, которые накопились внутри. Но для этого батарею нужно будет снять, а потом полностью перепаковать. И сразу о грустном: при использовании этого метода могут вскрыться недостатки литья. В процессе очистки отваливаются проржавевшие частицы и могут появиться свищи. Но с другой стороны, лучше сразу исключить все прохудившиеся секции, чем потом устранять повреждения во время отопительного сезона. Тем более что все равно придется перебирать весь радиатор.

Теперь о самом методе. Снимаете радиатор, и бросаете его в костер. Вся краска обгорает, вам остается только зачистить поверхность металлической щеткой или дрелью с насадкой. Остывшую батарею нужно разобрать на секции, удалить прогоревшие прокладки на коллекторах. Потом каждую секцию простучать киянкой и высыпать весь мусор, который там накопился за годы. При сборке ставите новые прокладки, можно воспользоваться новыми ниппелями, а можно поставить старые, если они в нормальном состоянии. Собранную батарею опрессовывают, а потом красят. Времени уходит много, но это не только покраска, а и «генеральная чистка».

Как покрасить чугунный радиатор

После того, как старая краска удалена, батарею зачщают до металлического блеска (дрелью с корд-щеткой). Потом тщательно, обрабатывают «нежирным» растворителем, например, ацетоном или чистым бензином. Протирать все нужно до тех пор, пока тряпка, намоченная в растворителе, не будет чистой.

После высыхания покрыть всю поверхность и внутри и снаружи грунтовкой. Для чугунной батареи обязательно брать состав, который обеспечивает антикоррозионную защиту. Иначе через некоторое время на поверхности появятся ржавые пятна и потеки. Можно (и даже нужно) использовать грунтовки для авто. Они обеспечивают качественную защиту. Методика нанесения краски описана выше: начинаем с внутренних частей, причем стартуем сверху, двигаемся вниз. Потом по такому же принципу обрабатываем наружные поверхности. Слои наносим тонкие. Каждый раз ждем, пока полностью высохнет. Подчищаем огрехи, потом проходим второй, и если нужно, третий раз. Только так можно добиться качественной окраски.

Как закрасить только участок

Бывают случаи, когда покрасить необходимо только какой-то небольшой участок. Снимать всю краску и перекрашивать батарею (или трубу) полностью нет смысла. Тогда нужно любым доступным способом очистить необходимый участок, захватив немного «прилегающих территорий». Зашкурить его до металла, и до «чистой тряпки» обработать растворителем, нанести грунтовку. После высыхания грунтовки наносим краску.

Если есть разница в уровнях между окрашенной и зачищенной поверхностью, нужно сровнять перепад при помощи шпаклевок по металлу. Они бывают эпоксидные и полиэфирные. Продаются, тоже в автомагазинах. Несмотря на то, что это автоэмали, температуры отопления «держат» нормально. Поверхность заровнять наждачной бумагой с мелким зерном, а затем загрунтовать и нанести несколько слоев краски.

Можно ли красить горячую батарею

В принципе, можно. Но нужно подбирать тогда краску с подходящим режимом нанесения, а они стоят раза в два дороже, требуют соблюдения мер безопасности (респиратор и открытые окна), гораздо сильнее «пахнут», имеются в гораздо меньшем ассортименте. Так что спорное решение.

Можно ли на горячую батарею наносить обычную краску? Это делать не рекомендуют. Но, как обычно, так поступают многие. Запах тогда намного сильнее, но при работе в маске и при открытом окне, риск отравиться минимален. Но это не все неприятности. Некоторые виды красок при «горячем» нанесении меняют цвет, есть риск вместо белой батареи получить

желтоватую.

Вторая неприятность — краска на горячей батарее очень быстро сохнет. Отрываться или отвлекаться нельзя, нужно все время интенсивно работать кисточкой. И все равно добиться ровной окраски будет тяжело. Если вам нужно только «обновить» цвет, это еще возможно, а кардинально поменять — нереально. Ждите окончания отопительного сезона или отключайте батарею шаровыми кранами.

Есть несколько видов красок, которые желательно наносить именно на горячие радиаторы. Это некоторые виды автоэмалей. Еще акриловая эмаль «Радуга» для металла и радиаторов отопления. Вот ее желательно наносить на горячую батарею или трубу. На холодной появятся после высыхания трещины. Но пред работой внимательно прочитайте инструкцию и точно ей следуйте. Эмаль хорошая, без запаха. Если ремонт нужен срочный — ищите такую подходящего цвета.

Подробнее о красках для радиаторов читайте тут.

Итоги

Несложный, казалось бы, процесс — окраска батареи, а тонкостей тут множество. От способов удаления старого покрытия, до порядка нанесения новых слоев.

Сегодня нам с уважаемым читателем предстоит разобраться, как покрасить чугунную батарею. Мы узнаем, какие краски могут применяться для окрашивания, как подготовить поверхность радиатора, и как нанести краску на подготовленную поверхность. Приступим.

Прежде, чем приступить к работе, давайте выясним: а стоит ли результат затраченных усилий?

Покраска противопоказана

Окраска чугунных батарей лишена всякого смысла в трех случаях:

  1. Если радиатор (новый или простоявший на отоплении несколько лет) будет закрываться декоративным экраном или устанавливаться в закрытый короб. Окраска выполняет сугубо декоративные цели, поскольку чугун - коррозионно-стойкий металл, и лишний слой покрытия лишь уменьшит теплоотдачу;

Стоит уточнить: автор категорически против несъемных экранов, закрывающих большую часть поверхности батарей, и тем более против установки отопительных приборов в глухие короба. Помимо резкого падения теплоотдачи, владелец получает в придачу серьезные проблемы с доступностью соединений при устранении течей между секциями и на подводках к отопительному прибору.

  1. Если радиатор течет между секций. Слой краски не прекратит течи, а ржавые потеки будут еще более заметны на новом покрытии. Перед нанесением декоративного покрытия следует устранить течь, поменяв межсекционные прокладки или подтянув ниппеля;

  1. Если часть секций радиатора не греет в течение нескольких лет. Причиной этого обычно является заиливание крайних секций, причем за 10-15 лет без промывки ил приобретает прочность камня и удаляется из радиатора только при отжиге, о котором мы расскажем чуть позже.

Покраска желательна

В каких случаях покраска батарей - чугунных или стальных - способна радикально изменить их внешний вид?

  • Если часть покрытия отслоилась или имеет следы истирания;

  • Если краска пожелтела от длительного нагрева;

Справка: изменение цвета характерно для красок с цинковыми белилами ZnO . Начиная с 2007 года их производство прекращено: окись цинка вытеснена более стабильными и менее токсичными титановыми белилами TiO2.

  • Если многократная покраска чугунных батарей отопления поверх старого покрытия дала неопрятные наплывы.

Выбор краски

Теперь давайте выясним, чем покрасить чугунные батареи.

Главным условием является термостойкость покрытия: в системе централизованного отопления температура теплоносителя в пик холодов может достигать 95 градусов. На соответствие красителя этому требованию указывает надпись «термостойкая» или «для радиаторов» на упаковке.

Ищите слово «термостойкая» на упаковке

Стоит уточнить: чугунные радиаторы используются не только на водяном, но и на паровом отоплении. В системах парового отопления температура перегретого пара может достигать 150-400 градусов по шкале Цельсия. Однако в наше время такие системы сохранились лишь в промышленных условиях, на предприятиях старой постройки.

Приведем несколько примеров соответствующих красок:

Внешний вид упаковки и название Описание

  • Связующее - смесь алкидной и меламинформальдегидной смолы в органическом растворителе;
  • Разбавители - ксилол и сольвент;
  • Окрашенная поверхность сохраняет цвет при нагреве до +80 градусов, прочность - при нагреве до 120 градусов;
  • Для чистки можно применять любые бытовые моющие средства (кроме абразивных);
  • Защищает окрашенное основание от коррозии и может наноситься по ржавчине (после очистки от рыхлого корродировавшего металла);
  • Допускается нанесение на основание с температурой до +60 градусов;
  • Время сушки - не больше 6 часов на слой;
  • Расход - до 140 г/м2;
  • Цена - от 300 р/кг.

  • Связующее - акриловые смолы;
  • Разбавитель - вода;
  • Краска полностью лишена запаха при нанесении и сушке;
  • Долговременная эксплуатационная температура - до +75 градусов с кратковременным нагревом до +120°С;
  • Расход - 100г/м2 при нанесении одним слоем;
  • Фактура окрашенной поверхности - полуглянцевая;
  • Время сушки слоя - до 6 часов;
  • Набор полной прочности покрытия занимает 14 дней;
  • Покрытие устойчиво к мытью бытовыми моющими средствами и сухому истиранию;
  • Цена килограмма - от 280 рублей.

  • Связующее - силиконовая смола;
  • Разбавитель - композитный растворитель Тиккурила №1031 (смесь ксилола, этилбензола, Н-бутанола и 1-метокси-2-пропанола);
  • Фактура - полуматовая;
  • Расход - до 70 г/м2 на один слой;
  • Время высыхания - 30 минут;
  • Набор полной прочности - 1 час при температуре +230°С;
  • Термостойкость - до 400°С;
  • Совместимые основания - сталь, чугун, цветные металлы (без грунта);
  • Цена - от 1800 р/кг.

  • Основа - модифицированная алкидная смола, металлические и минеральные жаростойкие пигменты;
  • Разбавители - ксилол, №650, №646;
  • Термостойкость - 400 градусов;
  • Расход - до 65 г/м2 на слой;
  • Совместимое основание - металл без грунта;
  • Цена - от 1200 рублей.

Подготовка радиатора

Как правильно красить батареи - чугунные или стальные?

У части производителей инструкция по применению красок (например, последних двух в нашем мини-обзоре) прямо указывает, что они должны наноситься непосредственно на металл. И даже в том случае, если это требование отсутствует, старое покрытие нужно зачистить.

Тому есть три причины:

  1. Чем толще покрытие, тем ниже теплоотдача радиатора;
  2. Краски совместимы между собой лишь в пределах одного семейства: например, алкидная эмаль плохо держится на основании, окрашенном масляной краской. Между тем вы далеко не всегда знаете тип краски, нанесенной на батарею при прошлом ремонте;

  1. Старые покрытия нередко украшены неопрятными потеками, от которых лучше избавиться.

Как своими руками зачистить старую краску? Вот несколько способов разной сложности.

  • Лицевую (находящуюся на виду) поверхность радиатора можно очистить до металла металлической щеткой (ручной или изготовленной в виде насадки для электроинструмента);

  • Наслоения старой краски легко снять шпателем, предварительно обработав батарею универсальной смывкой и завернув на десяток-другой минут в полиэтиленовую пленку;

  • Вместо смывки краску можно размягчить, разогревая каждую секцию феном или паяльной лампой;

Этот способ имеет серьезный недостаток: нагрев приведет к выгоранию межсекционных прокладок и подмотки резьб на подводке к радиатору. Пользоваться паяльной лампой или феном стоит лишь в том случае, если вы собираетесь перебирать радиатор.

  • Наконец, самое радикальное решение - отжиг батареи в костре. Несколько демонтированных отопительных приборов обкладываются дровами и прокаливаются в течение часа.

При этом на поверхности полностью выгорает краска, а окаменевшие отложения ила внутри вертикальных каналов и коллекторов превращаются в окалину, которую легко выбить из радиатора резиновой или деревянной киянкой.

Капитан Очевидность подсказывает: в этом случае после отжига остывший радиатор перебирают с заменой прокладок. Отожженные ниппели откручиваются с минимальным усилием.

Если на поверхности зачищенной от краски чугунной батареи остались жировые или масляные пятна, они удаляются любым растворителем (бензином, ацетоном, сольвентом и т.д.). Производители алкидных эмалей обычно рекомендуют наносить их по грунту; в этом случае чугун грунтуется одним-двумя слоями глифталевой антикоррозийной грунтовки ГФ-021.

Покраска

Если иное не оговорено производителем краски, отопительный прибор окрашивается холодным: в противном случае покрытие будет сохнуть чрезмерно быстро, и даст неопрятные наплывы. Инструмент - узкая кисть или краскопульт; в последнем случае батарею нужно снять или как минимум надежно защитить от окрашивания пол и стены, закрыв их полиэтиленом. Краска наносится как минимум двумя тонкими равномерными слоями с промежуточной сушкой.

Видео в этой статье более наглядно покажет вам, как красить чугунные батареи.

Внимание: если при нанесении очередного слоя на батарее остались потеки - после просушки зашлифуйте их, а потом нанесите еще один слой. Потеки обычно дает чрезмерно густая (не разбавленная перед применением) или нанесенная толстым слоем краска. Ее нормальная вязкость должна соответствовать вязкости жидких сливок.

Заключение

Надеемся, что наш материал поможет вам вернуть вторую молодость старым отопительным приборам. Успехов!

Практически в каждой квартире установлены обогревательные приборы. Если же квартира только что куплена, у счастливых обладателей жилья возникает множество вопросов связанных с ремонтом. Например, как покрасить батарею отопления и в какой цвет?

Что такое батарея отопления?

  1. Во-первых – это обогревательный элемент, создающий необходимую комфортную температуру в помещении;
  2. Во-вторых – это металлический прибор, подверженный коррозийным процессам;
  3. В-третьих – это элемент, который, так или иначе, бросается в глаза. А это означает, что он должен быть оформлен надлежащим образом.

Выполнив все мероприятия по монтажу системы отопления в квартире, многие задаются вопросом, какой краской покрасить батареи отопления? Ведь не хочется как у всех. В таком случае необходимо понять, что нужно сделать для самостоятельного выполнения поставленной задачи.

В нашей статье пойдет речь о том, чем и как обновить батарею отопления, а также, каким образом выполнить работу самостоятельно.

Выбор цветового оформления

Обычно отопительное оборудование окрашивают в самые скучные тона:

  • зеленые,
  • синие,
  • желтые и т. д.

Данные цвета отнюдь не радуют глаз некоторых людей. Наоборот, отталкивают своим примитивным оформлением.

В какой цвет покрасить батареи отопления — решать вам. Но, выбирая краску для обновления отопительных приборов, лучше ориентироваться на светлые, менее бросающиеся в глаза цвета. Например, белый или слегка сероватый оттенок.

НА ЗАМЕТКУ! Для того чтобы понять, как оригинально покрасить батареи, лучше всего ориентироваться на заранее составленный дизайн-проект. Но в любом случае нужно помнить, что приборы, окрашенные в светлые цвета, хорошо отражают тепло! Поэтому целесообразно применить в качестве оформления радиатора именно светлые оттенки.

Выбираем материалы

К выбору материалов для обновления отопительных приборов своими руками необходимо подойти с некой долей ответственности. Для покраски радиаторов и батарей необходимо подбирать соответствующие материалы, учитывая, что приборы обогрева подвергаются колоссальному диапазону температурных перепадов. ().

В целом, материалы должны соответствовать следующим критериям:

  • Отличная стойкость к температурным скачкам (жаростойкость);
  • Высокая степень цепкости лакокрасочных материалов с обрабатываемым основанием;
  • Защита металла обогревательного элемента от воздействия жестких коррозийных процессов.

Рассмотрим, какие именно материалы соответствуют вышеперечисленным требованиям:

  • Материалы на масляной основе – пережиток прошлых времен. Еще выпускаются и применяются в некоторых случаях. Могут подойти для обновления поверхности радиаторов или других элементов. Но в любом случае уже достаточно устарели, так как им на смену приходят более высокотехнологичные составы.
  • Составы на алкидной основе – при температурном воздействии свыше 90°C, отлично сохраняют свою структуру. Достаточно прочно сцепляются с основанием. Менее подвержены к механическому воздействию, но имеют неприятный специфический запах. Цена на материал сравнительно высокая.

  • Составы на акриловой, водно-дисперсионной основе – после нанесения моментально схватываются. Практически не имеют особо ощутимого, неприятного запаха. Подходят для работ внутри помещений.
  • Составы на акриловой основе с добавлением химических растворителей. Возможно нанесение на предварительно не загрунтованную основу (что не рекомендуется), Высокие показатели влагостойкости и сохранения первоначального цвета. Имеют глянцевую структуру. Отлично подойдут для выполнения подобных работ.
  • Также можно применить огнезащитные краски по металлу Полистил. Или как вариант, может подойти электропроводная краска Zinga. Эти типы материалов отлично подходят для защиты металлических элементов от процессов коррозии и перепадов температур.

Как видите, подобрать необходимый материал несложно, учитывая богатый ассортимент.

Красим батарею самостоятельно

Выполняя мероприятия по покраске той или иной поверхности, ее необходимо предварительно подготовить. И обогревательные элементы здесь не исключение.

Подготавливаем поверхность батарей

Инструкция по подготовке батареи перед окрашиванием следующая:

  1. Удаление старого отслаивающегося лакокрасочного покрытия с помощью строительного фена и жесткого ;
  2. Тщательная зачистка поверхности наждачной бумагой (крупнозернистая);
  3. Удаление пыли после выполненных работ обычной тряпкой или пылесосом;
  4. Грунтовка поверхности специальными жаропрочными составами, предназначенными для подобных целей.

Надеемся, вы поняли, как подготовить батарею к покраске. Переходим непосредственно к самой покраске.

Для работы понадобится собственно сама краска и кисть, либо электрический краскопульт. Также следует подготовить чистую тряпку и перчатки. Наносить краску необходимо тонкими слоями минимум за два раза. Причем каждый слой необходимо тщательно высушить.

Если работа проводится на горячих радиаторах, то красить нужно очень быстро, так как существует вероятность моментального схватывания материала. Однако красить данную поверхность очень желательно в неотапливаемое время.

СОВЕТ: Выполняя работы, не забудьте проветривать помещение посредством открывания оконных форточек и включением кондиционера. Если работы проводятся, например, в ванной — включите вытяжку и откройте двери.

Если есть возможность обновить обогревательный элемент, не снимая со своего места и не разбирая, то для вас вся работа может значительно упроститься.

Что следует учесть

Отметим, что покраска алюминиевых радиаторов современных образцов, изначально выкрашенных в заводских условиях, не самый лучший вариант. Все дело в том, что на заводе краску на приборы отопления наносят определенным образом с помощью специального оборудования, позволяющего методом напыления равномерно покрыть поверхность обогревательного элемента тонкой, особо прочной пленкой, которая в свою очередь, обеспечивает равномерную отдачу тепла.

А в случае самостоятельного нанесения краски на поверхность радиатора вы, так или иначе, нарушите теплопроводные характеристики элемента обогрева.

СОВЕТ: Красить радиаторы лучше всего методом распыления с помощью электрических пульверизаторов. Данные приборы позволяют нанести тонкий слой материала, прокрашивая при этом труднодоступные места промеж реберных пластин и не оставляя наплывов и подтеков материала.

Резюме

Теперь вы знаете, как правильно покрасить батареи отопления в квартире. Покрашенный старый отопительный прибор практически ничем не будет отличаться от нового, если соблюдена технология выполнения работ при самостоятельном обновлении ().

Чтобы окончательно разрешить данный вопрос, в качестве альтернативы предлагаем посмотреть видео в этой статье.

Окраска радиаторов иногда довольно важна. Ведь вы можете их привезти и повредить, это относится к радиаторам нового поколения. Но так же периодически приходится красить и старые чугунные.

Сегодня мы расскажем, как делается покраска радиаторов и в какой последовательности. Так же вы получите информацию по правильному выбору красителей и на видео в этой статье получите дополнительную информацию по этому вопросу.

Вся работа может быть сделана полностью своими руками. Тогда и ее цена будет не значительной. Здесь есть и своя последовательность, которой стоит придерживаться.

Внимание: Некоторые не делают подготовки поверхности к покраске. Это не правильно. Ведь тогда вам придется делать покраску каждый год.

Выбираем краситель

От точного выбора цвета краски зависит внешний вид. Ведь радиаторов вы особо не спрячете.

Существует необходимость учета требований, предъявляемых к краске для батарей и отопительных систем, а именно:

  • Краска радиаторная должна быть термоустойчивой (не меньше 100°С);
  • Стабильность к враждебным средам;
  • Устойчивость к истиранию;
  • Отсутствие токсичности при нагреве.

Внимание: Есть и радиаторная краска без запаха, только перед покупкой должна быть изучена инструкция и материал должен отвечать параметрам, которые изложены выше.

Особые краски, которые предназначены для покраски батарей, подразделяются на подвиды:

Акриловые Изготовляются на основе органических растворителей, вследствие этого их подсыхание сопровождается источением характерного резкого запаха. Изделие приобретает приятный зеркальный блеск, который имеет свойство сохраняться на протяжении многих лет.
Алкидные Поверхность батареи, выкрашенная подобной краской, неизменна к высоким температурным режимам и истиранию.
  • Такая краска изготавливается довольно обширного цветового ассортимента. Существует возможность отдать предпочтение любому понравившемуся тону, поэтому такие эмали довольно прославленны между потребителями.
  • Ее изъяном является непривлекательный запах, сохраняющийся несколько суток после покраски, но при воздействии повышенных температур запах может восстановиться.
Водно-дисперсионные краски Предпочтение в сторону таких красок считается оптимальным, так как их состав не имеет специфического запаха и период их высыхания немного интенсивнее. Необходимо обращать внимание на маркировку упаковки, должно быть надпись: «Для покраски трубопроводов и отопительных систем».
Масляные краски Этот материал сегодня не так и часто применяется. Хотя она довольно не плохая. Прекрасно выдерживает повышенную влажность и хорошо держит глянец. Цена ее самая не большая. Поэтому с точки зрения экономии это наилучший вариант.

Какая из красок лучше для батарей отопления? Любая из них имеет свои минусы и плюсы, так что предпочтение в любом случае остается за потребителем.

Конвекторы и батареи

Стоит оговорить небольшую особенность. Во многих нынешних квартирах в качестве прибора отопления смонтированы конвекторы (ребристые трубки). Вы спросите: как проводить их окраску?

Такие устройства (в особенности с густым расположением алюминиевых ребер) не окрашивают, так как краска может негативно повлиять на их теплоотдачу.

Устройство конвекторной установки

Кроме теплоносителя, в него помещается съемный корпус, который можно покрасить, для улучшения внешнего вида. В случае если конвектор сполна устарел – тогда неплохо просто заменить его новым.

Итак:

  • Старые добротные батареи – это чугунные радиаторы (отечественные ветераны), которые чаще всего требуют покраску. Они отлично проявили себя в период эксплуатации, и потребители часто отказываются менять их на новые отопительные приборы не только из-за дефицита денег, но и попросту не видя такой надобности – греют такие конвекторы достаточно хорошо, и на них подходит сушить небольшие вещи.
  • Весьма нередко устаревшие батареи отопления из металла укрыты бессчетными наслоениями краски, причем нижние слои давно превратились в «античные сталактиты», от которых в обязательном порядке необходимо освободиться перед нанесением краски.

Как провести подготовку к покраске

Существует несколько способов подготовки радиатора, а именно: целиком убрать всю прежнюю окраску, или же особенным методом обработав прежнее покрытие перед покрытием новой краской.

Рассмотрим подробней данные способы:

  • Снятие прежних слоев происходит с помощью химсредств – смывок таких как: АСЕ, Dufay, Б52, СП-6 и другие, как отечественных, так и многих зарубежных фирм. Смывка с основой из жирных кислот и ацетона приводит к размягчению старой краски, отъединяя ее от металла. Ее следует наносить на всю поверхность, где есть краска и оставить на кое-какое время, неодинаковое для различных видов смывок (от 15 мин. до 5 часов).
  • После полного размягчения покрытия, его снимают грубой щеткой или жестким скребком. Чем больше пластов старой краски нанесенной на прибор – тем большее количество раз необходимо повторно наносить смывку. В период очистки конвектора непременно позаботьтесь о достаточном проветривании помещения, а в иных эпизодах (при применении особо сильных составов) может сгодиться любое средство защиты дыхания.

Внимание: Запомните, что некоторые сплавы, из которых производятся радиаторы, могут войти в реакцию со смывкой. Исключением есть чугун – это один из немногих сплавов, которые позволяют длительное время сохранять температуру содержимого, которому не опасны растворители. Если прибор изготовлен не из вышеуказанного материала учтите риск приобретения не совсем безукоризненной поверхности по завершению очистки.

  • Еще есть такой нюанс, на который надлежит обратить ваше внимание: большая часть нынешних смывок плохо управляются с масляными красками произведенные в 60-ых годах 20 столетия. Что связано с применением природных компонентов в их составе (именно поэтому подобные краски часто именуют «натуральными»).
  • После полного удаления прежней краски, плоскость зачищают наждачкой. Чугунные радиаторы покрыты так именуемыми «бугорками», поэтому для улучшения эстетики лучше всего попробовать зачистить хотя бы фасадную сторону прибора – эта работа довольно трудоемкая, где основное – не перестараться, поскольку наиболее крепким у чугунных отливок считается верхний слой и, взявшись чересчур ревностно за зачистку, можно сделать прибор не в меру хрупким. Вслед за освобождением слоя краски могут открыться места с ржавчиной, которые необходимо будет обработать специальным средством от металлокоррозии.
  • Далее поверхность надо загрунтовать, к примеру, средством ГФ-021 или ее заменителями, которые неплохо наносить под отечественные краски марки МА и ПФ. Если вы хотите наиболее долгосрочного последствия, тогда нет необходимости экономить – выбирайте грунтовой материал зарубежного производителя, таких марок как Deluxe, Sigma Coatings, АСЕ и подобных.
  • Еще один метод подготовки плоскости состоит в том, что покраска происходит по старому покрытию. Если «столетние пласты» на конвекторе отсутствуют, а старое покрытие держится довольно прочно – не лукавьте, красьте сверху по нему. До окраски нужно скрупулезно помыть поверхность, произвести обезжиривание и дать ей как следует подсохнуть. Чаще всего, в таком случае, нет надобности даже в грунтовании.

Важно:

  • Следует знать, что отдача тепла чугунного прибора повышается на три – четыре процента при наложении масляной краски сверху грунтовки.
  • Краски, содержащие в своем составе тяжелые металлы (свинец либо алюминий), понижают теплопроводимость, в отличие от масляных.
  • На тепловую отдачу не оказывают влияния три слоя наложенной краски, но каждый последующий понижает теплоотдачу на один процент.

Окраска изделий

Перед проведением покраски прибора надлежит выключить систему отопления. Чрезмерно быстрому высыханию покрытия способствует тепло работающего радиатора и труб отопления, и она не успеет нормально распределиться, что приводит к появлению неравномерностей на поверхности (замершие капли и ручейки, следы от кисточки).

Если нет вероятности отключить систему отопления, можно попробовать нанести краску тонким слоем, что делать нежелательно.

  • В торговле встречаются краски различных изготовителей, обозначенные как специально разработанные для радиаторов отопления. Тем не менее, отечественные специалисты-отделочники настаивают на том, что это лишь ход в системе маркетинга, так как температурный режим батарей обыкновенно не превышает 80 о С. Подобное тепло прекрасно переносится безупречными лакокрасочными материалами.
  • Радиаторы рекомендуется покрывать в основном алкидными эмалями, которые неплохо переносят даже температуры до 90 o по Цельсию, храня свою крепость и выносливость к износу. Еще можно окрашивать батареи такими эмалями как акриловые и акрилатные, которые имеют свойства быстрого высыхания и не имеют слишком резкого запаха.

Если, по намерению покупателя цвет радиатора должен совпасть в тон со стеновыми обоями (см. ), то для решения данной задачи имеется несколько вариантов.

  • Наилучший, это выбрать краску для радиаторов в тон к обоям, или же при покупке произвести ее колеровку (см. ).
  • Другая версия – выкрасить радиатор краской в гамму к интерьеру, перед тем покрыв прибор подобранной грунтовкой. Однако, при выборе этого способа, не следует забывать, что краска для стен при нагревании теряет свою устойчивость. А так же сушить влажные вещи на отопительных приборах, выкрашенных стеновой краской, не советуется – возможен скол (отшелушивание) покрытия.

Радиаторы алюминиевые и биметаллические

Подобные приборы изначально окрашиваются в производственных условиях порошковой краской, а их домашняя окраска в основном связана либо с закрашиванием царапинок, возникших при перевозке или монтаже прибора, либо же с полным видоизменением неприемлемого цвета.

  • Добиться такого же гладкого нанесения подручными методами сравнительно сложно. Поэтому, если возникший вопрос заключен только в подборе оттенка – сразу купите радиатор необходимого цвета.
  • Если же такая возможность отсутствует, то имеется два способа решить возникшую проблему. Один из них – поверх фабричного покрытия выкрасить прибор качественной алкидной эмалью. Перед этим радиатор необходимо обработать одной из спецгрунтовок. Основное в этом месте – начальная и последующая тщательная обработка основания от частичек мусора и ее полное обезжиривание.
  • Другой вариант относится к тем случаям, когда на производственной покраске присутствуют сколы и иные дефекты – оптимальнее будет зачистить поверхность батареи до основания при помощи шлифмашинки. После этого металл обрабатывается с применением грунта по цветмету, затем он окрашивается алкидной краской.
  • В роли подручного инструмента для покраски можно подобрать качественную профессиональную кисточку либо аэрозоль. Однако при использовании аэрозольных баллонов возникают некоторые затруднения, им нелегко окрасить полости обрабатываемого прибора внутри и стену, на которой закреплена батарея необходимо закрывать, в непременном порядке, чтобы не перепачкать краской. На заметку стоит взять и финансовую сторону проблемы – стоимость аэрозоля гораздо выше эмали. Таким методом удобно красить съемные детали конвекторов, причем применять можно краски для барбекю, терпящие устойчивую до 400 о С температуру.

Как покрасить решетку радиатора вы теперь прекрасно знаете. Так что посмотрите фото и можете приступать к работе. Применяйте только качественные красители, тогда покрытие не потребует замены на довольно большом участке времени.

© 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство