Проект по окружающему миру мир глазами астронома. вокруг него небесные. Взрыв разметал его по всему пространству

Проект по окружающему миру мир глазами астронома. вокруг него небесные. Взрыв разметал его по всему пространству

В этой статье мы посмотрим на мир глазами астронома. Узнаем, что такое вселенная, и какое место в ней занимает наша планета Земля. Мы рассмотрим, какие еще небесные тела есть в Космосе, и как они могут повлиять на нас. В данном материале вы найдете ответы на вопросы по окружающему миру для 4 класса.

Что такое Астрономия?

Небо интересовало людей во все времена. Первые ученые, сформировавшие знания о звездах, назывались звездочетами. Позже их начали именовать астрономами, а науку о небесных телах – астрономией.

Ученые изучают, как устроена вселенная, с помощью телескопов. Первый прибор, похожий на современный, изобрел Исаак Ньютон, использовав вместо линз зеркала. Самый большой в мире телескоп в России находится на Кавказе. Диаметр его зеркал достигает 6 метров.

Рис. 1. Телескоп БТА – самый большой не только в России, но и в Евразии

Вселенная – что это?

Все, что может представить себе наше воображение, – это вселенная. Это огромное пространство, не имеющее конца и края за пределами нашей Земли. У Вселенной нет границ. Она состоит из множества галактик, планет, звезд, черных дыр. Ее невозможно измерить и тяжело продемонстрировать, но это, мир, в котором мы живем.

Рис. 2. Галактика Млечный путь

Вселенная состоит из галактик. Галактика – это скопление звездных систем, подобно нашей Солнечной системе. Вокруг звезд есть и другие планеты, но человечеству пока не известно, есть ли там разумная жизнь, подобно нашей. Мы находимся в галактике под названием Млечный путь.

В ясную погоду на небе можно наблюдать узенькую светлую дорожку, состоящую из множества меленьких звездочек. Это и есть очертания нашей галактики, хотя во вселенной она выглядит как спираль.

Виды звезд

Ученые выделяют такие типы звезд:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • белые карлики;
  • желтые карлики;
  • голубые гиганты;
  • гиганты;
  • супер гиганты.

Наше Солнце – это желтый карлик, ему всего 5 миллиардов лет. По приблизительным подсчетам, оно проживет еще столько же, прежде чем превратится в красную звезду и поглотит Землю.

Планеты Солнечной системы

Считается, что Солнце, вместе с окружающими его планетами, сформировалось из большого холодного облака газа и пыли. Вокруг него вращаются восемь планет, каждая из которых имеет свою орбиту и скорость движения.

Рис. 3 Солнечная система

Четыре планеты, которые расположены ближе всего к звезде называются внутренними. Это Меркурий, Венера, Земля и Марс. Это единственные тела в нашей системе, имеющие твердую поверхность.

Другие четыре планеты называются внешними. К ним относятся гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Они имеют небольшую плотность из-за скопления газов.

Самая маленькая планета Солнечной системы – Меркурий. Он находится ближе всего к звезде. Самая большая – Юпитер. Планета, у которой больше всего спутников – Сатурн. Их насчитывается 18 штук. Сатурн окружен кольцами, состоящими из обломков льда и камней.

Что мы узнали?

Окружающий мир глазами астрономов – это вселенная, которая находится вокруг нас. Мы являемся частью необъятного космоса, в котором остаются неразгаданными миллиарды тайн. Все, что удается изучать ученым – это галактика Млечный Путь и Солнечная система, входящая в ее состав.

Оценка доклада

Средняя оценка: 5 . Всего получено оценок: 8.

1. Интересно ли тебе узнавать о звёздах и планетах? Если да, то почему? Напиши.

Мне интересно узнавать о планетах потому, что там может быть найдена жизнь подобная нашей или животные, которых у нас нет. А звезды так красиво светят и находятся так далеко, что мне узнать о них как можно больше.

2. С помощью учебника запиши определения.

Астрономия - это наука о небесных и космических телах.
Вселенная - это пространство, в котором находятся планеты, звёзды и другие небесные тела.
Солнечная система - это Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела.

3. Используя схему учебника, подпиши планеты Солнечной системы.

4. Мудрая Черепаха предлагает тебе задание для тренировки памяти и внимания. Пронумеруй планеты в порядке их удаления от Солнца (в синих квадратиках); в порядке их приближения к Солнцу (в красных квадратиках). Проверь себя по схеме в учебнике.

5. С помощью учебника впиши вместо пропусков цифровые данные. Используй эти данные при рассказе о Солнце.

Диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра Земли. Масса Солнца примерно в 330 000 (330 тысяч) раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца составляет 150 миллионов километров . Температура на поверхности Солнца достигает 6000 градусов , а в центре Солнца предположительно 15 - 20 миллионов градусов .

6. Здесь ты можешь сделать записи для своего сообщения по заданию учебника (с. 8).

Найди в дополнительной литературе, Интернете новые научные сведения о Солнце или информацию об интересных небесных телах Солнечной системы - кометах, астероидах. Подготовь сообщение.

Тема сообщения:

План сообщения:

  1. Открытие Плутона
  2. На поверхности Плутона
  3. Размеры Плутона
  4. Почему Плутон не планета а астероид?
  5. Новые загадки

Важная информация для сообщения:

Плутон - астероид, который десятилетиями считали планетой

18 февраля 1930 года 23-летний астроном из США Клайд Томбо открыл новое небесное тело, которое мировое научное сообщество определило как девятую планету Солнечной системы. Новая планета получила имя Плутон - в честь древнеримского бога подземного царства. Имя придумала 11-летняя школьница из Оксфорда Венеция Берни, которая живо интересовалась не только астрономией, но и античной мифологией.

И действительно новой планете отлично подошло имя бога подземного царства. Плутон оказался очень холодным и мрачным миром. Недра его состоят из камня и льда, а температура на поверхности составляет -230ºС. На поверхности планеты есть атмосфера, но она очень разрежена и наполнена азотом, метаном и угарным газом - газами непригодными для дыхания человека.

Более 70 лет Плутон официально считался планетой, поскольку сначала по расчётам учёных его размеры казались сравнимыми с Землей, а потом с Марсом. Но после того, как был открыт спутник Плутона под названием Харон, астрономы смогли вычислить размеры более точно. Оказалось, что диаметр Плутона на треть меньше, чем диаметр Луны - спутника Земли.

Споры учёных продолжались почти 30 лет. Кто-то считал Плутон планетой, кто-то астероидом, а кто-то карликовой планетой. В результате 24 августа 2006 года Международный астрономический союз представил новое точное определение понятию «планета». Оказалось, что Плутон совершенно не подходит это новое определение и его сразу же переклассифицировали в малую планету или, как их ещё называют, астероид.

Удивительно, но даже это событие не остановило споры астрономов по поводу Плутона. Теперь некоторые ученые пытаются доказать, что Плутон и Харон составляют двойную планету. Так что возможно Плутон преподнесет землянам ещё много сюрпризов и новых открытий.


Источник (источники) информации: Интернет, книги и энциклопедии.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с наукой, изучающей Вселенную, - астрономией;
  • формировать представление о Солнце и планетах Солнечной системы;
  • развивать познавательный интерес и умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
  • воспитывать интерес к окружающему миру.

Ход урока

I. Организационный момент

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «пять»!

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня я предлагаю Вам посмотреть на мир глазами астрономов. Но сначала мы должны с Вами выяснить, кто такие астрономы и что такое астрономия. Я готова выслушать Ваши предположения …

Итак, слово астрономия происходит от двух греческих слов:

АСТРОНОМИЯ: «астрон» - звезда и «номос» - закон.

А вот толкование этого слова в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова:

АСТРОНОМИЯ – наука о космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом.

Кто такие астрономы?

АСТРОНОМЫ – люди, изучающие звезды.

2. Знакомство учащихся с историей.

Мы с Вами выяснили, что такое астрономия и кого называют астрономами.

Астрономия – самая древняя из наук. Первых астрономов называли звездочетами. Люди наблюдали за звездами на протяжении всей истории своего существования. Записи астрономических наблюдений указывают на то, что это примерно 5000 лет назад. Искусными наблюдателями были вавилоняне, а также египтяне, которые строили пирамиды в соответствии с расположением звезд в определенных созвездиях. Около 2800 г. до н.э. в Британии началось сооружение комплекса Стоунхендж, который, возможно, служил обсерваторией.

Позднее на помощь астрономам приходят приборы. Вот так выглядят телескопы прошлого и настоящего.

3. Вселенная или Космос

С точки зрения астрономов мир – это Вселенная – это весь окружающий нас бесконечный мир.

Это другие планеты и звезды, наша планета Земля, ее растения и животные, ты и я – это все Вселенная.

Ученые полагают, что наша Вселенная возникла в результате так называемого Большого взрыва, произошедшего около 15 млрд. лет назад. При этом образовался плотный горячий шар, который начал стремительно расширяться, превращаясь во Вселенную. Многие астрономы считают, что расширение продолжается и в наши дни.

Следующая страница нашего урока, поможет нам познакомиться со звездой, к которой мы давно привыкли.

Голубой платок,
Алый клубок
По платку катается,
Людям улыбается.
/Солнце и небо/

Что Вы можете сказать о Солнце?..

Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Люди понимали это еще в глубокой древности и почитали Солнце как божество. Они называли его по-разному: в Древней Греции – Гелиос, в Египте- Ра, а наши предки славяне – Ярило. В честь Солнца слагались гимны.

А как же произошло рождение Солнечной системы?

Солнечная система образовалась из огромного облака газа и пыли около 5 млрд. лет назад. Некоторые части облака оказались более плотными. Частицы газа и пыли в этих областях стали сближаться под действием сил взаимного притяжения. Со временем они образовали шар. Шар уплотнялся, уменьшался в объеме и разогревался. Постепенно он начал светиться, превращаясь в зародыш Солнца, на что потребовалось около 100 тыс. лет. «Зародыш» все быстрее вращался, разбрасывая в пространстве часть вещества. Одновременно он продолжал сжиматься и разогреваться. Наконец «зародыш» разогрелся для возникновения ядерных реакции; началось выделение огромного количества энергии, и засияла новая звезда. Кольцо ранее сброшенного вещества начало собираться в сгустки. Эти сгустки постепенно становились все крупнее и крупнее, располагаясь на разных расстояниях от Солнца. Большие сгустки стали планетами, которые мы наблюдаем сегодня. Меньшие превратились в спутники планет, а совсем маленькие стали астероидами.

Продолжить разговор о Солнце с научной точки зрения нам поможет статья учебника на стр.6. Работать предстоит в парах.

Для того чтобы закрепить знания о Солнце, мы впишем в текст недостающие данные.

Тексты раздаются на парты:

Солнце – ближайшая к Земле …… Это огромное …… космическое тело. Солнце имеет форму …… Диаметр Солнца в …… раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в …… раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца - …… километров. Температура на поверхности Солнца - …… градусов, а в его центре - …… градусов.

Проверка текстов. Предложения зачитываются по очереди.

5. Планеты Солнечной системы.

Солнце образует центр нашей системы. Вокруг него вращаются 9 планет. 4 небольшие планеты, расположенные ближе всех к Солнцу - Меркурий, Венера, Земля, Марс - называются внутренними. Они имеют твердую поверхность. Остальные 5 планет называются внешними. Это 4 газовых гиганта – Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, а также маленькая твердая планета из камня и льда – Плутон.

Рассмотрим планеты Солнечной системы.

Меркурий – ближайшая к Солнцу планета. Свое название планета получила в честь римского бога торговли. Это самая быстрая планета. Она обращается вокруг Солнца за 88 дней. Поскольку Меркурий близок к Солнцу, то он сильно нагревается, до +480°С. Атмосфера настолько разрежена, что её практически нет. Самая маленькая планета. Диаметр всего 4878 км.

Венера - вторая от Солнца планета Венера носит имя богини красоты, яркая звезда, её ещё называют «вечерней» \ «утренней»\ звездой. Она может сиять серебристым светом, очень похожа на Землю, почти такого же размера. Венера окружена толстым слоем облаков, но ее атмосфера состоит из углекислого газа и серной кислоты. Здесь невыносимая жара: до +480°С.

Земля - из космоса наша планета кажется голубой. Такой цвет придают окружающая атмосфера и океаны, покрывающие более двух третей земной поверхности. Вода и кислород обеспечивают жизнь на Земле, где существует по меньшей мере полутора миллиона видов растений и животных. В результате движения пород под земной корой дно океанов раздвигается, а континенты перемещаются по планете. Земля образовалась примерно 4,6 млрд. лет назад и имеет естественный спутник.

Кто уже догадался, как он называется?

Луна - ближайшая соседка в космическом пространстве. Ее можно подробно рассмотреть в телескоп. Это небольшое космическое тело \ по диаметру в 4 раза меньше Земли \ не имеет атмосферы, на нем не меняются погодные условия и нет жизни. На Луне уже побывал человек.

Марс - четвертая от Солнца планета, названная в честь римского бога войны – за свой красный цвет, напоминающий цвет крови. Марс меньше Земли, но у него есть два спутника – Фобос и Деймос в честь сыновей бога войны, в переводе означает Страх и Ужас. Температура опускается до -110°С.

Юпитер - следующая от Солнца планета. Самая большая в Солнечной системе. Она названа в честь самого главного римского бога Юпитера. Вмещает более 1300 тел размером с Землю. В атмосфере Юпитера постоянно бушуют ложные ураганы. Температура на планете - 150°С.

Сатурн - вторая по величине планета. Названа в честь римского бога земледелия. Окружена множеством ярких колец, состоящих из обломков льда и камней. Температура - 170°С. У планеты 18 спутников.

Уран - в 4 раза больше Земли по диаметру. Состоит из маленького каменного ядра и замерших газов: водорода, гелия и метана.

Нептун - носит имя римского бога морей. Планета мерцает голубоватым светом \ это цвет метана \, напоминающим блеск воды. Иногда в атмосфере Нептуна появляются темные пятна – это сильнейшие вихри, бушующие в ней. Температура на поверхности -200°С.

Плутон - так далек от Солнца, что на его поверхности царит невероятный холод до минус 230°С. Это самая маленькая планета Солнечной системы. Она названа в честь римского бога повелителя царства мертвых.

Вот мы и познакомились с планетами Солнечной системы.

IV. Закрепление изученного материала.

Тест «Планеты Солнечной системы»

1. Планеты Солнечной системы изучают:

а) географы;
б) химики;
в) астрономы;
г) физики.

2. Вокруг Солнца вращаются планеты. Их:

а) 7;
б) 9;
в) 11.

3. Плутон – это:

а) самая большая планета;
б) самая маленькая планета;
в) планета, равная по величине планете Земля.

4. Есть ли у Земли естественные спутники?

а) да, один;
б) нет;
в) да, два.

5. Какая планета носит имя богини красоты?

а) Земля;
б) Венера;
в) Сатурн.

6. Звезда, вокруг которой вращается Земля:

а) Луна;
б) Солнце;
в) Венера.

7. В какой последовательности относительно Солнца расположены планеты?

а) Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Плутон, Сатурн, Уран, Юпитер;
б) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептун, Плутон, Сатурн, Юпитер, Уран;
в) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

V. Итог урока.

  • Над чем вас заставил задуматься урок?
  • Что на вас произвело наибольшее впечатление?
  • Пригодятся ли знания этого урока в жизни?

VI. Д/з: изготовить по желанию модели Солнечной системы; соверши заочное путешествие на одну из планет, для этого обратись к дополнительной литературе.

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Знакомиться с учебником и учебными пособиями по «Окружающему миру» для 4 класса, с разворотом «Наши проекты» в 1 части учебника, выбирать проекты для выполнения. Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить. Рассказать о мире с точки зрения астронома. Работать в паре: изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы, извлекать из учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь. Работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе, Интернете материал, готовить сообщения. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Планируемые результаты

Предметные (знать, уметь)

Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы. Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. - проводить сравнение по заданным критериям.

Р. - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, учиться высказывать своȅ предположение.

К. - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно - познавательных задач

Личностные результаты

Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. Учебно - познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

Основные понятия и определения

Вселен-ная.Космос. Небес-ные тела, звёзды, планеты, Солнце, Земля, Лу-на

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем, что такое астрономия, Вселенная, Солнечная система. Будем учиться рассказывать о мире с точки зрения астронома, изготавли-вать модель Солнечной системы.

Вспомни, какие небесные тела ты знаешь.

Астрономия — это наука о небесных, или косми-ческих, телах. Слово «астрономия» происходит от двух греческих слов: «астрон» — звезда и «но- мос» — закон. Эта наука появилась в древности, но и сейчас она де Попробуй рассказать о мире с точки зрения астронома. Используй для этого слова: небес-ные тела, звёзды, планеты, Солнце, Земля, Лу-на. Выслушай других ребят. Всем классом со-ставьте наиболее полный рассказ.

Изучение нового материала

ВСЕЛЕННАЯ И СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА

С точки зрения астронома, мир — это Вселен-ная, или Космос. Так называют всё необъятное пространство со звёздами, планетами и другими небесными телами. Звёзды — огромные, раска-лённые небесные тела, излучающие свет. Пла-неты — холодные небесные тела, не излучающие собственного света.

Во Вселенной бесчисленное множество звёзд. Одна из них — Солнце. Вокруг Солнца по своим орбитам обращаются восемь планет, среди кото-рых наша планета Земля. Кроме планет, вокруг Солнца движутся другие небесные тела, напри-мер кометы. Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела составляют Солнечную систему.

СОЛНЦЕ

Есть такие загадки: «Что выше леса, краше света, без огня горит?», «Встану я рано, бело да румяно, да как распущу золотые волосы, да выйду за город — и человек, и зверь возраду-ются...».

О чём эти загадки? Конечно, о Солнце.

Люди с давних пор относятся к Солнцу с лю-бовью и особым уважением. Ведь уже в древ-ности они поняли, что без Солнца не прожить ни человеку, ни зверю, ни растению.

Ты уже знаешь, что Солнце — ближайшая к Земле звезда. Как и другие звёзды, это огром-ное раскалённое космическое тело, которое по-стоянно излучает свет и тепло.

С Земли Солнце кажется небольшим. На са-мом же деле оно так велико, что наша планета по сравнению с ним совсем маленькая. Если представить себе Солнце размером с апельсин, то Земля будет с маковое зёрнышко. Учёные- астрономы установили, что диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра нашей планеты. А масса Солнца примерно в 330 тысяч раз больше массы Земли!

Почему же оно кажется нам небольшим? Всё дело в огромном расстоянии между ним и на-шей планетой. Это расстояние составляет около 150 миллионов километров

А какова температура Солнца? Очень-очень высокая. Человеку даже трудно представить. Мы знаем: когда температура нашего тела поднима-ется выше 37°, у нас бывает жар. При 100° ки-пит вода, при 1500° плавится сталь. Температу-ра на поверхности Солнца достигает 6 тысяч градусов, а в центре Солнца предположитель-но 15—20 миллионов градусов.

Внимание! Солнце светит очень ярко. Катего-рически запрещается смотреть на него в би-нокль, подзорную трубу, школьный телескоп и просто невооружённым глазом. Это может нару-шить зрение. Только через тёмные защитные очки можно смотреть на Солнце, да и то не-долго — 1—2 минуты.

Осмысление и понимание полученных знаний

Рассмотрите схему. Найдите Солнце и планеты. Мысленно достройте схему так, чтобы предста-вить себе Солнце полностью, а планеты обра-щающимися вокруг него. Учтите, что планеты движутся по немного вытянутым орбитам.

С помощью схемы перечислите планеты: а) в по-рядке их удаления от Солнца; б) в порядке их приближения к Солнцу. Используя схему как опору, постройте модель Солнечной системы

Обсудим!

Часто говорят: «Земля — это наш космический дом, наш космический корабль». Почему о Зем-ле можно так сказать?

Самостоятельное применение знаний

Проверь себя

Что изучает астрономия? 2. Что такое Все-ленная? 3. Что такое Солнечная система? 4. Как изобразить Солнечную систему с помощью моде-ли? 5. Коротко расскажи о Солнце. 6. Как наблю-дать за Солнцем, чтобы не испортить зрение?

Вывод

Астрономия — наука о небесных телах. Солн-це и движущиеся вокруг него небесные тела составляют Солнечную систему. Земля — од-на из планет Солнечной системы.

Задания для домашней работы

Запиши в словарик: астрономия, астроном.

Поиграйте с друзьями: постройте живую модель Солнечной системы! Пусть каждый назо-вётся именем одной из планет, а кто-то будет Солнцем. Изготовьте таблички с названиями и возьмите их в руки. Встаньте вокруг Солнца так, чтобы правильно передать последователь-ность планет.

А теперь — в путь вокруг солнышка! Постарай-тесь двигаться так, чтобы не нарушалось распо-ложение планет. Тот, кто «собьётся» с орбиты, выходит из игры. Выигрывает тот, кто дольше всех останется на орбите.

Найди в дополнительной литературе, Ин-тернете новые научные сведения о Солнце или информацию об интересных небесных телах Сол-нечной системы — кометах, астероидах. Подго-товь сообщение.

Мир глазами астронома.

Презентация Мир глазами астронома

Астрономия 1. Что изучает астрономия. Почему мерцают звёзды — Академия занимательных наук

Точка невозврата Вселенной. Что было до Большого взрыва! Интересный фильм про создание вселенно1!

ЧТО ЗА ПРЕДЕЛАМИ ВСЕЛЕННОЙ ?

Источники информации :

ШКОЛА РОССИИ ФГОС А. А. Плешаков учебник, Е.А. Крючкова рабочая тетрадь Окружающий мир 4 класс Москва «Просвещение» 2014

Хостинг презентаций окружающий мир

© 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство