Эвристическое обучение плюсы и минусы. Технология эвристического обучения. Система эвристического обучения

Эвристическое обучение плюсы и минусы. Технология эвристического обучения. Система эвристического обучения

Современное общество предъявляет к личности все новые и новые требования. Для того чтобы быть успешным в современном обществе, выпускник школы или ВУЗа должен не только обладать рядом предметных знаний, умений и навыков, но и быть активной, творчески-развитой личностью, способной к быстрому нахождению нестандартных решений возникающих проблем.

Одной из особенностей иностранного языка в обучении является то, что он может одновременно выступать как целью, так и средством обучения, являясь, таким образом, идеальной базой для развития творческих способностей учащихся параллельно с приобретением ими языковых знаний, умения и навыков. Использование эвристических методов на уроке иностранного языка может способствовать не только формированию и развитию творческих и коммуникативных навыков учащихся, но и активизировать изученный лексический и грамматический материал. Принимая во внимание требования современного ФГОС основного общего образования, мы предлагаем внедрение в учебный процесс следующих методов при обучении лексике на старшем этапе обучения.

Что такое эвристическое обучение ? Инновационные методики обучения. Среди инновационных методик обучения выделяют эвристическое обучение, прообразом которого является метод вопросов и рассуждений Сократа, или, другими словами, «сократовская ирония». Известно, что древнегреческий философ приводил своих учеников к истинному суждению через диалог. Он вначале задавал общий вопрос, а получив ответ, вновь вводил уточняющий вопрос и так до получения окончательного ответа.

Хуторской А.В.: Эвристическое обучение ставит своей целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. Личный опыт учащегося становится компонентом его образования, а содержание обучения создается в процессе деятельности.
Эвристическую деятельность иногда связывают с творческой деятельностью. Однако первое понятие является более широким и имеет ряд отличий:

1. Эвристическая деятельность включает в себя сами творческие процессы по созданию образовательной продукции.
2. Одной из составляющих эвристической деятельности являются познавательные процессы, которые необходимы для сопровождения творчества.
3. В эвристической деятельности организационные, методологические, психологические и иные процессы обеспечивают творческую и познавательную деятельность.

Главной задачей в эвристическом обучении является творческая самореализация учащегося. Это осуществляется следующим образом. Ученик получает материал для конструирования, однако ему не дают готовых знаний о нем. Он создает продукт деятельности (гипотезу, сочинение, поделку), а затем с помощью учителя сопоставляет его с историческими аналогами в этой области. В результате ученик переосмысливает свой результат и происходит его личностное преобразование (изменение в чувствах, знаниях, способностях и опыте).

Итогом деятельности учащегося может выступать и общекультурное приращение, когда ученик оказывается вовлеченным в культурно-исторические процессы. Эвристическая образовательная ситуация является ключевым элементом обучения. Эта ситуация активизирует незнание, цель ее – рождение учениками личной идеи, проблемы, гипотезы, схемы, текста и т.д. Образовательный результат в эвристическом обучении непредсказуем, каждый ученик может получать абсолютно разные итоги.

Эвристическое обучение строится на основе открытых заданий. Практически любой элемент изучаемой темы может выражаться в форме открытого задания.

Сегодня на нашем мастер – классе я хочу познакомить вас с некоторыми эвристическими методами.

Как я уже сказала, эвристическими методами обучения являются такие, результатом применения которых всегда является создаваемая учениками образовательная продукция: идея, гипотеза, текстовое произведение, картина, поделка, план своих занятий и т. п.

Первый метод, с которым мы познакомимся – это метод эмпатии.

Метод эмпатии (вживания) означает “вчувствование” человека в состояние другого объекта, “вселения” учеников в изучаемые объекты окружающего мира, попытка почувствовать и познать его изнутри.

Например, вжиться в сущность дерева, кошки, облака и других образовательных предметов. В момент вживания ученик задаёт вопросы объекту-себе, пытаясь на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть образовательный продукт ученика, который может затем быть им выражен им в устной, письменной, рисуночной форме.

А сейчас я попрошу вас разбиться при помощи цвета на команды по 3-4 человека.

Teacher: Imagine yourself that you are ‘Tornado”. How can you describe yourself, what are your feelings? Name your adjectives, verbs, your favourite season, places you occur, your weather.

(На работу отводится 5 минут) Затем каждая команда зачитывает свои получившиеся рассказы.

Учитель: а вот пример, который получился у ученика

Student: - I am Tornado. I am the most terrible of all storms. I am dangerous, violent, strong, cruel, noisy and destructive. I destroy houses, carry away cars and telephone boxes. I occur in the springs, throughout the world, but mostly in the United States, especially in the central states. I occur in the afternoon or in the early evening in a hot day. Large clouds appear in the sky. They become darker and darker. The sounds of thunder, bright flashes of lighting! I form a funnel and begin to twist. My funnel touches the ground, it picks up everything it can.

Следующий метод: Метод “Mind-Map”(Карта памяти). Этот метод чем – то похож на метод «кластер» в критическом мышлении.

Метод “Mind-Map”(Карта памяти) является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема находится в центре. Сначала возникает слово, идея, мысль. Идёт поток идей, их количество неограниченно, они все фиксируются, начинаем их записывать сверху слева и заканчиваем справа внизу.
Метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления креативных способностей.

Возможности использования “Mind-Map”

  • При систематизации, повторении материала;
  • При работе с текстом;
  • При повторении в начале урока;
  • При введении в тему;
  • При сборе необходимого языкового материала;
  • При контроле.

Задание группам:

Метод “Brain Storming”(Мозговой штурм)

Путём мозговой атаки учащиеся называют всё, что они знают и думают по озвученной теме, проблеме. Все идеи принимаются, независимо от того, правильны они или нет. Роль учителя - роль проводника, заставляя учащихся размышлять, при этом внимательно выслушивая их соображения.

Метод списка свойств

Метод состоит в разделении предмета или идеи на ключевые составляющие свойства. Свойства предмета могут включать его размер, форму, вкус, цвет, вес, запах, внутреннее содержание, упаковку и т.д. Определение ключевых свойств и разложение предмета по его свойствам позволяет рассмотреть предмет более детально и, работая с каждым свойством в отдельности, произвести новый более совершенный продукт или идею. Согласно A. J. Starko, метод списка свойств может быть применен к любой учебной дисциплине и при любом возрасте учащихся.

Пример: Divide into groups of three. Each group will get a picture of different kinds of vehicles. You are to discuss the main qualities of the vehicle and make a list of them. Then you’ll have to think of one quality that can be changed to make the vehicle better. What will that be? What will the change bring? Present the updated kind of transport to the other groups.

Метод исключения лишнего

Учащимся представляются три предмета, действия, цифры, понятия и т.п. и предлагается исключить лишнее, объяснив при этом выбор. Данный метод подразумевает такой прием мыслительной деятельности, как сравнение, позволяя, таким образом, более детально познать и понять изучаемый материал или проблему.

Пример: Look at the given pictures (road, sky, water; plane, car, bus; run, climb, jump; etc.). You are to choose the wrong one. Explain your choice.

Метод учета взглядов других людей

Метод используется в случае, когда анализируемая проблема предполагает рассмотрение ее с различных точек зрения. Умение поставить себя в позицию другого человека и посмотреть на проблему его глазами позволяет выявить аспекты проблемы, не учтенные ранее.

Пример: A plane that was supposed to deliver a family of three (mother, a ten-year-old son and a five-year-old daughter) that was travelling to Moscow had to make an emergency landing in Paris. The family spent for days in the city. Describe everything as if you were: the mother, the son, the daughter, the pilot of the plane, a travel agent, a taxi driver, the father of the family.

Метод запрещенных слов

Учащимся предлагается дать определения предметам или идеям, но без использования распространенных слов и словосочетаний. Данный метод позволяет расширить словарный запас, а также тренирует умения находить аналогии и приводить примеры.

Пример: Describe the object that you see in the picture (plane ticket) without using the following words: a plane, a ticket, transport, holidays, fly, air, a stewardess, a pilot.

Метод «игры с идеей»

Рассматривая различные способы формирования и развития творческих способностей, A. Cropley предлагает так называемый метод игры с идеями. Данный метод подразумевает разнообразные логические игры, сутью которых является подготовка к мыслительной деятельности, своеобразная зарядка для мозга, в процессе которой осваиваются стратегии мыслительной деятельности.

Игры занимают несколько минут и могут проходить в начале урока в качестве речевой зарядки, или быть включены в учебный процесс в связи с освоением нового материала или пониманием сути проблемы, представленной учителем. Метод «игры с идеей» может быть реализован через следующие приемы:

производство (создание): в процессе реализации данного приема учащимся нужно выдвинуть идею, связанную с представленной проблемой, например, дать список аббревиатур, которые следует расшифровать таким образом, чтобы они имели отношение к теме урока;

Пример: Reveal the meaning of the following abbreviations in connection with the topic of the lesson (travelling): BBC, RAF, FBI, NATO.

анализ : представляет собой четкое определение содержимого предмета или идеи и может быть реализован, например, с предоставлением учащимся списка материалов и предложением назвать как можно больше способов их применения, включая нестандартные;

Пример: Think about all possible variants of the usage of the following objects: credit card, sun lotion, suitcase, flippers, passport.

усовершенствование : разработка детальной структуры на основе ведущих признаков, например, учащимся озвучиваются ведущие принципы, и предлагается описать предмет, причем, предмет, который не существует в настоящее время, но теоретически возможный и целесообразный;

Пример: Describe in detail a means of transport that can travel rather fast my road and by air, take more than five people aboard and be environmentally friendly.

заострение внимания : выявление ключевых аспектов предметов и идей, например, предложить учащимся придумать прозвища известным людям (не знакомым им лично), представляющие собой обозначение суммы тех их личностных характеристик, которые делают их уникальными;

Пример: Imagine yourself a traveler who has just made a round the world voyage. You are to describe the countries you have visited, but you have little time, so describe each country using one or two words.

ассоциаци я : выявление связей между элементами, например, студентам предлагается создать как можно больше выражений посредством соединения всех или нескольких слов данного списка, причем, полученное словосочетание должно иметь определенное значение, то есть называть определенный объект или процесс в действительности;

Пример: You will be given a list of words. Your task is to make as many word combinations as possible. Mind that every word combination should mean a certain object. You are free to use prepositions or change the form of the words. (ticket, boat, holiday, relax, sun, sea, plane, helicopter, air, suitcase, package, swimming costume, bathe, go, travel, work, trip, enjoy, bed)

конструирование : объединение идей или объектов для создания определенного нового продукта, может быть реализовано, например, через предоставление учащимся нескольких произвольных отправных точек и заданием придумать предмет или аппарат, причем, как можно тщательнее проработанный, который бы объединял эти элементы;

Пример: Imagine and describe a means of travelling that can be used by those who get airsick easily, those you are afraid of water and enjoy speed and comfort.

преобразование : выражение идей через другие формы или средства, например, предложить учащимся нарисовать сущность междометия «ням-ням»;

Пример: Listen to the text about a voyage. While listening, draw pictures, describing emotions of the main character during the voyage. Retell the text with the help of your pictures.

Обозначенные выше приемы в рамках метода «игры с идеей», по утверждению A. Cropley, применимы с соответствующим преобразованием к любому учебному предмету, как в единичном порядке, так и в совокупности.

Метод «игры с идеями» может быть применен в группах любого возраста, может быть адаптирован к любому учебному предмету или использован вне учебной деятельности с целью развития творческих способностей учащихся.

Метод визуализации

Данный метод призван оказать содействие учащимся в осознании сущности проблемы или учебного вопроса. Учащимся предлагают закрыть глаза, расслабиться и вспомнить какой-то момент из своего жизненного опыта. Учитель при этом задает вопросы, помогающие навести учащегося на решение проблемы с учетом его личного опыта и рефлексии. Затем учащимся предлагают рассмотреть проблему с учетом размышлений, имеющих место во время рефлексии. Метод визуализации помогает учащимся применить имеющиеся у них знания и опыт для решения насущной проблемы.

Пример: Close your eyes. Imagine yourselves going to the holiday of your dream. You have been working hard all the year round and now it is the time for you to relax. You are in your room packing. You have a large suitcase and are putting in it everything you will need. What have you taken with you? Now you are on your way to the destination. What means of transport have you chosen, why? Is the travelling comfortable? What are the people around you doing? What do you see through the window? Now you have come to the point of your destination. What is it like? Are you happy? What are you going to do first? Now open your eyes and tell the others about your imaginary trip and the feelings that you had while travelling.

На мой взгляд, применение эвристических методов обучения являются одним из наилучших средств формирования и развития творческих способностей учащихся, и может быть интегрировано в учебный процесс на любом его этапе наряду с использованием традиционных методов и форм обучения иностранному языку.

Используемая литература: (материалы Интернет)

1. Бахрамова О.Н. «Актуальность эвристических методов обучения иностранным языкам».
2. Дорошко Н.В. «Эвристический метод обучения иностранному языку, от игры к творчеству: методические рекомендации».
3. Скворцова С.В. «Эвристические методы как средство развития творческих способностей учащихся в обучении иностранным языкам».

Термин «эвристика» происходит от греческого слова «эврика» - нашел, открыл (это высказывание приписывают Архимеду - его он выкрикнул, когда нашел решение заказанной ему задачи). Самоопределение эвристика формулируется (наиболее коротко и четко) как наука о том, как делать открытия».

Такое определение вывел Джордж Пойа (известный математик и педагог, автор книги «Математическое открытие»). Зародилась эвристика предположительно тогда, когда древнегреческими философами был сформулирован вопрос:

«Каким образом мы можем искать то, чего не знаем, а если мы знаем, что ищем, то зачем нам это искать?»

Что такое эвристика

Определение 1

В современном мире эвристика понимается как наука о продуктивном мышлении или наука о закономерностях организации процессов творческого/продуктивного мышления.

Определение 2

Из этого определения следует, что между эвристическими и творческими решениями имеется непосредственная связь. Если взять за основу то, что центром творчества является озарение («инсайт»), связанное с поиском оригинального решения проблемы, то эвристика - это наука об организации творческой деятельности, методах, приемах и правилах , лежащих в основе творческого процесса.

Подобная трактовка эвристики имеет непосредственную связь с сущностью педагогического процесса. Для того, чтобы понять каким образом и в соответствии с какими принципами организовывается творческий процесс решения задач, нужно взять за основу то, что это познание является набором рекомендаций, необходимых для построения творческого педагогического процесса. Такая обучающая процедура может именоваться эвристической педагогикой - педагогикой, основанной на принципах и правилах эвристики.

Прообразом эвристики многие считают майевтику. Такая аналогия была проведена на основании «сократических бесед» - бесед/споров, на протяжении которых Сократ (древнегреческий философ) приводил собеседника к правильному выводу посредством искусно подобранных вопросов, позволяя ему создавать новое (для собеседника) знание. Можно сказать, что Сократ выполнял функцию педагога, умело управляющего процессом познавательной деятельности обучаемого. При этом он не только управлял, но и показывал в момент бесед пример творческого решения задач.

Пример 1

Рассмотреть принципы определения эвристического решения задачи можно на примере, описанном в книге Пойа (47а, 85-88). Там говорится о том, что Карл Фридрих Гаусс (ставший впоследствии «королем математиков »), будучи еще мальчиком решал задачу, заключающуюся в сложении ряда чисел от 1 до 20 . Эта довольно сложная задача была задана их учителем, который захотел немного отдохнуть. Но малыш Гаусс справился с ней гораздо раньше остальных учеников (практически сразу). При этом его решение оказалось единственным верным.

Автор книги обращает внимание на то, что мы не можем точно знать (и никогда не узнаем), как маленький Гаусс смог это сделать. Но если положиться на помощь воображения, можно предположить довольно правдоподобный ответ на этот вопрос. Гаусс скорее всего «видел» задачу глубоко и под нестандартным углом в отличие от других. Точнее - он смог увидеть, что каждая пара чисел, которые равноудалены от концов ряда 1 , 2 . . . 19 , 20 , будучи сложенной вместе, дает неизменную сумму 21 , поэтому общая сумма ряда будет равняться 10 × 21 = 21 .

Этот пример наглядно показывает сущность эвристики и ее проблем. Для получения результатов есть множество путей, которые основываются на начальных условиях и знаниях, которыми обладает человек. Задача Гаусса помимо более длительного «лобового» пути, который как бы навязывается самой ситуацией, имеет множество других путей решения. При этот вариант, предложенный Гауссом, является не самым очевидным. Чтобы его реализовать необходимо сконцентрировать внимание сразу на двух концах ряда и увидеть симметрию его составляющих относительно середины и произвести попарное суммирование.

Если распределить все этапы решения в виде пути на графе потенциально возможных решений, то можно понять как много существует вариантов решения этой задачи.

На этой графе, которая представлена в виде лабиринта, имеется вход, расположенный в точке А и выход, размещенный в точке Б. Чтобы найти путь выхода из него необходимо перебрать множество вариантов. При этом и перебор, и время, затраченное на решение, могут резко сократиться при имении дополнительной информации: например, навыки в составлении карт и работы с компасом или знание того, куда нужно повернуть на развилке лабиринта.

Такие проблемы возникают при решении практически любой интеллектуальной задачи, будь то игра в шахматы, решение головоломки или планирование/решение творческих задач. Перебор всех имеющихся вариантов решения при неимении направляющих, принципиально важных идей или информации довольно быстро заканчивается «переборным взрывом».

Пример 2

Допустим, некто занят поиском шифра на кодовом замке сейфа. Если у этого человека нет абсолютно никакой информации, даже об общих принципах построения этого шифра, то он вряд ли сможет найти верное решение. Количество комбинаций будет лавинообразно увеличиваться при каждом повороте барабана.

Определение 3

Основываясь на подобном анализе большого количества прочих примеров можно определить понятие эвристического решения как решения, которое связано с резким уменьшением перебора вариантов возможных решений.

Рассмотрим в качестве примера шахматную игру. В набор самых элементарных эвристических рекомендаций входят следующие:

  • контроль четырех центральных клеток поля;
  • обеспечение безопасности короля;
  • предотвращение вскрытия собственных вертикалей;
  • защита фигур и многое другое.

Стоит отметить то, что все эти рекомендации не являются точными алгоритмами, это всего лишь направляющие действий шахматистов, которые способны существенно уменьшить количество потенциально верных решений. Если рассмотреть более тонкие шахматные эвристики, можно прийти к выводу, что они также не являются точными алгоритмами действий, которые способны привести к цели. Для эвристических правил характерна многозначность промежуточных результатов, поэтому категоричная точность рекомендаций не допускается (51:109-114). Эвристические рекомендации для шахмат представляют собой некие правила: например, наивысшее предпочтение отдается шаху, при помощи которого король противника отойдет от своей базы или хотя бы просто сдвинется.

Вывод

Проанализировав подобные факты можно сделать вывод, что эвристичностью обладают суждения, являющиеся правдоподобными, которые повышают вероятность приближения к правильному решению. Такие рассуждения не точны, но их стратегия основывается в сужении всей области перебора до некоей зоны и направлении мышления на работу с узким классом понятий/фактов, базирующихся в ней. При этом нужно отметить, что эвристики не являются способом нахождения точных решений внутри этой зоны. Если охарактеризовать их по спортивной аналогии, то дело эвристик - это «закинуть шайбу в зону», но отнюдь не провести ее в ворота.

Примеры эвристических принципов

Законы эвристики являются скорее принципами, чем правилами, имеющими четкими границами условий применения. Возможно, более точно будет провести аналогию с понятием установки, которая имеет вид общего предписания к действию и считать эвристики мыслительными установками. Яркими примерами таких правил служат пословицы, афоризмы и поговорки. Например, «Сто раз отмерь, один раз отрежь», «Лучше синица в руке, чем журавль в небе», «Вода по каплям кувшин наполняет» и прочие - они указывают явное направление, но не дают точных предписаний к действию в конкретной ситуации.

В книге Пойа «Как решать задачу» (476: 99-103) приводится система английских пословиц, которая подбиралась автором в качестве иллюстраций основных этапов решения задач. Например, «Кто плохо понимает, тот плохо отвечает» - аналога этому нет в русском языке, но она очень точно формулирует классическое педагогическое высказывание «Прежде чем начинать решение задачи - пойми ее условия». Прочие пословицы, например, «Мудрый меняет свое решение, дурак - никогда», «Усердие - мать удачи», «Дуб валится с одного удара», «Где есть желание, найдется путь!» и им подобные содержат лишь общие рекомендации о направлении действий. Они побуждают к поиску личной заинтересованности в процессе/результате, проявлению настойчивости, продумыванию текущей ситуации с самых разных сторон.

Наиболее интересно рассмотрение правил поведения человека в обществе: в семье, коллективе, на производстве. Анализ известной книги Д. Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» (27:84-93) ясно показывает, что почти все «правила Карнеги» являются эвристическими рекомендациями. Их смысл можно сформулировать как свод наставлений о том, какие правила следует использовать для достижения кратчайшего пути к завоеванию положения в обществе или достижения вершины карьеры, большого количества денег или любви окружающих. Чтобы наглядно доказать эвристичность и полезность этих рекомендаций, стоит привести их итоговую систему, которая называется «Девять способов изменить мнение людей, не вызывая при этом обиды или негодования (поведение руководителя на производстве):

  1. Беседу стоит начинать с искреннего восхищения и похвалы.
  2. Не стоит прямо говорить человеку о допущенных им ошибках.
  3. Перед критикой другого сначала указать на свои ошибки.
  4. Вместо раздачи приказаний нужно задавать вопросы.
  5. Всегда стоит давать возможность сохранить свою репутацию другому.
  6. Нужно хвалить других даже за малейшие достижения, при этом это нужно делать искренно и не скупясь на похвалы.
  7. Человеку нужно создать хорошую репутацию, которую он мог бы оправдать.
  8. Нужно прибегать к поощрениям, стараясь показать оппоненту, что ту ошибку, которую он совершил, легко исправить или то, что от него требуется легко осуществимо.
  9. Нужно поступать так, чтобы человек был счастлив выполнить предложенное.
Определение 4

Эвристические методы обучения или методы педагогической эвристики - это различные приемы /способы, которые использует педагог в процессе обучения умению находить творческие нестандартные решения как простых, так и нетривиальных задач.

Но чем же можно объяснить тот факт, что методы эвристики не дают возможности использовать точные правила, которые могут напрямую привести к решению задачи. Частично на это можно ответить на примере модели семантических сетей. Например, творческое решение задачи можно представить в виде перехода от одного узла знаний к другому. При этом переход, который проводится в трехмерной среде, служащей имитацией мозга или при помощи связи, которая имеет малый приоритет/редко используется, либо посредством построения новой связи. Тогда в пределах самой модели становится очевидным то, что является точной рекомендацией равнозначной решению. В обратном случае рекомендация способна только указывать направление решения, что делает ее эвристической.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Современное общество предъявляет к личности все новые и новые требования. Для того чтобы быть успешным в современном обществе, выпускник школы или ВУЗа должен не только обладать рядом предметных знаний, умений и навыков, но и быть активной, творчески-развитой личностью, способной к быстрому нахождению нестандартных решений возникающих проблем.

Одной из особенностей иностранного языка в обучении является то, что он может одновременно выступать как целью, так и средством обучения, являясь, таким образом, идеальной базой для развития творческих способностей учащихся параллельно с приобретением ими языковых знаний, умения и навыков. Использование эвристических методов на уроке иностранного языка может способствовать не только формированию и развитию творческих и коммуникативных навыков учащихся, но и активизировать изученный лексический и грамматический материал. Принимая во внимание требования современного ФГОС основного общего образования, мы предлагаем внедрение в учебный процесс следующих методов при обучении лексике на старшем этапе обучения.

Что такое эвристическое обучение ? Инновационные методики обучения. Среди инновационных методик обучения выделяют эвристическое обучение, прообразом которого является метод вопросов и рассуждений Сократа, или, другими словами, «сократовская ирония». Известно, что древнегреческий философ приводил своих учеников к истинному суждению через диалог. Он вначале задавал общий вопрос, а получив ответ, вновь вводил уточняющий вопрос и так до получения окончательного ответа.

Хуторской А.В.: Эвристическое обучение ставит своей целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. Личный опыт учащегося становится компонентом его образования, а содержание обучения создается в процессе деятельности.
Эвристическую деятельность иногда связывают с творческой деятельностью. Однако первое понятие является более широким и имеет ряд отличий:

1. Эвристическая деятельность включает в себя сами творческие процессы по созданию образовательной продукции.
2. Одной из составляющих эвристической деятельности являются познавательные процессы, которые необходимы для сопровождения творчества.
3. В эвристической деятельности организационные, методологические, психологические и иные процессы обеспечивают творческую и познавательную деятельность.

Главной задачей в эвристическом обучении является творческая самореализация учащегося. Это осуществляется следующим образом. Ученик получает материал для конструирования, однако ему не дают готовых знаний о нем. Он создает продукт деятельности (гипотезу, сочинение, поделку), а затем с помощью учителя сопоставляет его с историческими аналогами в этой области. В результате ученик переосмысливает свой результат и происходит его личностное преобразование (изменение в чувствах, знаниях, способностях и опыте).

Итогом деятельности учащегося может выступать и общекультурное приращение, когда ученик оказывается вовлеченным в культурно-исторические процессы. Эвристическая образовательная ситуация является ключевым элементом обучения. Эта ситуация активизирует незнание, цель ее – рождение учениками личной идеи, проблемы, гипотезы, схемы, текста и т.д. Образовательный результат в эвристическом обучении непредсказуем, каждый ученик может получать абсолютно разные итоги.

Эвристическое обучение строится на основе открытых заданий. Практически любой элемент изучаемой темы может выражаться в форме открытого задания.

Сегодня на нашем мастер – классе я хочу познакомить вас с некоторыми эвристическими методами.

Как я уже сказала, эвристическими методами обучения являются такие, результатом применения которых всегда является создаваемая учениками образовательная продукция: идея, гипотеза, текстовое произведение, картина, поделка, план своих занятий и т. п.

Первый метод, с которым мы познакомимся – это метод эмпатии.

Метод эмпатии (вживания) означает “вчувствование” человека в состояние другого объекта, “вселения” учеников в изучаемые объекты окружающего мира, попытка почувствовать и познать его изнутри.

Например, вжиться в сущность дерева, кошки, облака и других образовательных предметов. В момент вживания ученик задаёт вопросы объекту-себе, пытаясь на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть образовательный продукт ученика, который может затем быть им выражен им в устной, письменной, рисуночной форме.

А сейчас я попрошу вас разбиться при помощи цвета на команды по 3-4 человека.

Teacher: Imagine yourself that you are ‘Tornado”. How can you describe yourself, what are your feelings? Name your adjectives, verbs, your favourite season, places you occur, your weather.

(На работу отводится 5 минут) Затем каждая команда зачитывает свои получившиеся рассказы.

Учитель: а вот пример, который получился у ученика

Student: - I am Tornado. I am the most terrible of all storms. I am dangerous, violent, strong, cruel, noisy and destructive. I destroy houses, carry away cars and telephone boxes. I occur in the springs, throughout the world, but mostly in the United States, especially in the central states. I occur in the afternoon or in the early evening in a hot day. Large clouds appear in the sky. They become darker and darker. The sounds of thunder, bright flashes of lighting! I form a funnel and begin to twist. My funnel touches the ground, it picks up everything it can.

Следующий метод: Метод “Mind-Map”(Карта памяти). Этот метод чем – то похож на метод «кластер» в критическом мышлении.

Метод “Mind-Map”(Карта памяти) является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема находится в центре. Сначала возникает слово, идея, мысль. Идёт поток идей, их количество неограниченно, они все фиксируются, начинаем их записывать сверху слева и заканчиваем справа внизу.
Метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления креативных способностей.

Возможности использования “Mind-Map”

  • При систематизации, повторении материала;
  • При работе с текстом;
  • При повторении в начале урока;
  • При введении в тему;
  • При сборе необходимого языкового материала;
  • При контроле.

Задание группам:

Метод “Brain Storming”(Мозговой штурм)

Путём мозговой атаки учащиеся называют всё, что они знают и думают по озвученной теме, проблеме. Все идеи принимаются, независимо от того, правильны они или нет. Роль учителя - роль проводника, заставляя учащихся размышлять, при этом внимательно выслушивая их соображения.

Метод списка свойств

Метод состоит в разделении предмета или идеи на ключевые составляющие свойства. Свойства предмета могут включать его размер, форму, вкус, цвет, вес, запах, внутреннее содержание, упаковку и т.д. Определение ключевых свойств и разложение предмета по его свойствам позволяет рассмотреть предмет более детально и, работая с каждым свойством в отдельности, произвести новый более совершенный продукт или идею. Согласно A. J. Starko, метод списка свойств может быть применен к любой учебной дисциплине и при любом возрасте учащихся.

Пример: Divide into groups of three. Each group will get a picture of different kinds of vehicles. You are to discuss the main qualities of the vehicle and make a list of them. Then you’ll have to think of one quality that can be changed to make the vehicle better. What will that be? What will the change bring? Present the updated kind of transport to the other groups.

Метод исключения лишнего

Учащимся представляются три предмета, действия, цифры, понятия и т.п. и предлагается исключить лишнее, объяснив при этом выбор. Данный метод подразумевает такой прием мыслительной деятельности, как сравнение, позволяя, таким образом, более детально познать и понять изучаемый материал или проблему.

Пример: Look at the given pictures (road, sky, water; plane, car, bus; run, climb, jump; etc.). You are to choose the wrong one. Explain your choice.

Метод учета взглядов других людей

Метод используется в случае, когда анализируемая проблема предполагает рассмотрение ее с различных точек зрения. Умение поставить себя в позицию другого человека и посмотреть на проблему его глазами позволяет выявить аспекты проблемы, не учтенные ранее.

Пример: A plane that was supposed to deliver a family of three (mother, a ten-year-old son and a five-year-old daughter) that was travelling to Moscow had to make an emergency landing in Paris. The family spent for days in the city. Describe everything as if you were: the mother, the son, the daughter, the pilot of the plane, a travel agent, a taxi driver, the father of the family.

Метод запрещенных слов

Учащимся предлагается дать определения предметам или идеям, но без использования распространенных слов и словосочетаний. Данный метод позволяет расширить словарный запас, а также тренирует умения находить аналогии и приводить примеры.

Пример: Describe the object that you see in the picture (plane ticket) without using the following words: a plane, a ticket, transport, holidays, fly, air, a stewardess, a pilot.

Метод «игры с идеей»

Рассматривая различные способы формирования и развития творческих способностей, A. Cropley предлагает так называемый метод игры с идеями. Данный метод подразумевает разнообразные логические игры, сутью которых является подготовка к мыслительной деятельности, своеобразная зарядка для мозга, в процессе которой осваиваются стратегии мыслительной деятельности.

Игры занимают несколько минут и могут проходить в начале урока в качестве речевой зарядки, или быть включены в учебный процесс в связи с освоением нового материала или пониманием сути проблемы, представленной учителем. Метод «игры с идеей» может быть реализован через следующие приемы:

производство (создание): в процессе реализации данного приема учащимся нужно выдвинуть идею, связанную с представленной проблемой, например, дать список аббревиатур, которые следует расшифровать таким образом, чтобы они имели отношение к теме урока;

Пример: Reveal the meaning of the following abbreviations in connection with the topic of the lesson (travelling): BBC, RAF, FBI, NATO.

анализ : представляет собой четкое определение содержимого предмета или идеи и может быть реализован, например, с предоставлением учащимся списка материалов и предложением назвать как можно больше способов их применения, включая нестандартные;

Пример: Think about all possible variants of the usage of the following objects: credit card, sun lotion, suitcase, flippers, passport.

усовершенствование : разработка детальной структуры на основе ведущих признаков, например, учащимся озвучиваются ведущие принципы, и предлагается описать предмет, причем, предмет, который не существует в настоящее время, но теоретически возможный и целесообразный;

Пример: Describe in detail a means of transport that can travel rather fast my road and by air, take more than five people aboard and be environmentally friendly.

заострение внимания : выявление ключевых аспектов предметов и идей, например, предложить учащимся придумать прозвища известным людям (не знакомым им лично), представляющие собой обозначение суммы тех их личностных характеристик, которые делают их уникальными;

Пример: Imagine yourself a traveler who has just made a round the world voyage. You are to describe the countries you have visited, but you have little time, so describe each country using one or two words.

ассоциаци я : выявление связей между элементами, например, студентам предлагается создать как можно больше выражений посредством соединения всех или нескольких слов данного списка, причем, полученное словосочетание должно иметь определенное значение, то есть называть определенный объект или процесс в действительности;

Пример: You will be given a list of words. Your task is to make as many word combinations as possible. Mind that every word combination should mean a certain object. You are free to use prepositions or change the form of the words. (ticket, boat, holiday, relax, sun, sea, plane, helicopter, air, suitcase, package, swimming costume, bathe, go, travel, work, trip, enjoy, bed)

конструирование : объединение идей или объектов для создания определенного нового продукта, может быть реализовано, например, через предоставление учащимся нескольких произвольных отправных точек и заданием придумать предмет или аппарат, причем, как можно тщательнее проработанный, который бы объединял эти элементы;

Пример: Imagine and describe a means of travelling that can be used by those who get airsick easily, those you are afraid of water and enjoy speed and comfort.

преобразование : выражение идей через другие формы или средства, например, предложить учащимся нарисовать сущность междометия «ням-ням»;

Пример: Listen to the text about a voyage. While listening, draw pictures, describing emotions of the main character during the voyage. Retell the text with the help of your pictures.

Обозначенные выше приемы в рамках метода «игры с идеей», по утверждению A. Cropley, применимы с соответствующим преобразованием к любому учебному предмету, как в единичном порядке, так и в совокупности.

Метод «игры с идеями» может быть применен в группах любого возраста, может быть адаптирован к любому учебному предмету или использован вне учебной деятельности с целью развития творческих способностей учащихся.

Метод визуализации

Данный метод призван оказать содействие учащимся в осознании сущности проблемы или учебного вопроса. Учащимся предлагают закрыть глаза, расслабиться и вспомнить какой-то момент из своего жизненного опыта. Учитель при этом задает вопросы, помогающие навести учащегося на решение проблемы с учетом его личного опыта и рефлексии. Затем учащимся предлагают рассмотреть проблему с учетом размышлений, имеющих место во время рефлексии. Метод визуализации помогает учащимся применить имеющиеся у них знания и опыт для решения насущной проблемы.

Пример: Close your eyes. Imagine yourselves going to the holiday of your dream. You have been working hard all the year round and now it is the time for you to relax. You are in your room packing. You have a large suitcase and are putting in it everything you will need. What have you taken with you? Now you are on your way to the destination. What means of transport have you chosen, why? Is the travelling comfortable? What are the people around you doing? What do you see through the window? Now you have come to the point of your destination. What is it like? Are you happy? What are you going to do first? Now open your eyes and tell the others about your imaginary trip and the feelings that you had while travelling.

На мой взгляд, применение эвристических методов обучения являются одним из наилучших средств формирования и развития творческих способностей учащихся, и может быть интегрировано в учебный процесс на любом его этапе наряду с использованием традиционных методов и форм обучения иностранному языку.

Используемая литература: (материалы Интернет)

1. Бахрамова О.Н. «Актуальность эвристических методов обучения иностранным языкам».
2. Дорошко Н.В. «Эвристический метод обучения иностранному языку, от игры к творчеству: методические рекомендации».
3. Скворцова С.В. «Эвристические методы как средство развития творческих способностей учащихся в обучении иностранным языкам».

Когнитивные методы обучения , или методы учебного познания, делятся на методы науки, методы учебных предметов и метапредметные. Научные методы - это методы исследований в физике, математике, географии и других науках. К ним относятся методы сравнения, аналогии, синтеза, классификации и др.

Методы учебных предметов, с одной стороны, взяты из наук, с другой - относятся к непосредственному освоению конкретных

образовательных областей и предметов. Это методы исследования фундаментальных образовательных объектов, методы сравнения образовательных продуктов учеников с культурно-историческими аналогами, традиционные методы исследования основных вопро­сов и тем учебных курсов.

Особый вид когнитивных методов обучения - метапредметные, которые представляют собой метаспособы, соответствующие метасодержанию образования. Например, метаспособом является метод познавательного видения смысла объекта, метапредметным содержанием выступают такие объекты познания, как вещество, растение, звук.

Креативные методы обучения обеспечивают ученикам возмож­ность создания собственных образовательных продуктов. Тради­ционно понимаемые методы интуитивного типа относятся к креа­тивным методам: «мозговой штурм», метод эмпатии, педагогичес­кие методы ученика, находящегося в роли учителя, и др. Такие методы опираются на нелогические действия учащихся, имеющие интуитивный характер.

Другой вид креативных методов обучения базируется на выпол­нении алгоритмических предписаний и инструкций: методы синек-тики, морфологического ящика. Их цель - создать логическую опору для создания учениками образовательной продукции.

Следующий вид креативных методов - эвристики, т.е. при­емы, позволяющие ученикам решать задачи «наведением» на возможные их решения и путем сокращения вариантов перебора таких решений.

Оргдеятельностные методы обучения делятся на методы учени­ков, учителей и управленцев образования - основных субъектов образования. Методы учеников - это методы учебного целепола-ания, планирования, контроля, рефлексии и др. Данная группа методов нетрадиционна для школ, ученики обычно почти не уча­ствуют в конструировании своего образования. Научить детей ме­тодам организации и построения собственной траектории образо­вания не менее важно, чем методам изучаемых ими наук.

Методы управления образованием - это педагогические и ад­министративные методы организации образовательных процессов на соответствующем уровне. Они во многом тождественны оргдея-тельностным методам учеников, поскольку в отношении учителя, отдельной школы или всей системы образования применяются те же принципы, что и для обучения отдельных учеников. Данная группа методов используется при создании и развитии образова­тельных процессов в масштабе преподавания отдельного учебного курса, группы курсов или всей школы.

КОГНИТИВНЫЕ МЕТОДЫ

Особенностью когнитивных методов (методов учебного позна­ния) является то, что их применение приводит к созданию образо­вательной продукции, т.е. креативному результату. Поэтому ме­тоды познания являются также и креативными. Однако первичной целью использования данных методов является познание объекта, поэтому их основная специфика связана с когнитивными, а не креативными процессами.

Метод эмпатии {вживания) означает «вчувствование» человека в состояние другого объекта. Опираясь на древнейшую идею соот­ветствия макро- и микрокосма, познание человеком окружающего мира есть общение подобного с подобным. Миссия человека здесь - вселение в свой дом, во Вселенную. Метод эмпатии вполне при­меним для «вселения» учеников в изучаемые объекты окружающе­го мира. Посредством чувственно-образных и мысленных пред­ставлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.

Условием успешного применения метода эмпатии является оп­ределенное состояние учеников, создаваемый учителем настрой.

Сначала это может быть как игра, на которую дети реагируют, как правило, с некоторым весельем. Затем, когда будут получены и осознаны образовательные результаты, ученики перестанут отно­ситься к данному методу несерьезно и примут его в разряд действи­тельно учебных методов.

Вживаться в сущность дерева, камня, кошки, облака, свечи и других образовательных объектов помогает применение словесных предписаний типа: «Представьте себе, что вы то растение, которое стоит перед вами, ваша голова - это цветок, туловище - стебель, руки - листья, ноги - корни...» В моменты наилучшего «вживания» ученик задает вопросы объекту-себе, пытается на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть образовательный продукт ученика, который может затем быть выражен им в устной, пись­менной, знаковой, двигательной, музыкальной или рисуночной форме. Наблюдение объекта в данном случае переходит в самона­блюдение ученика, которому удается отождествить себя с объек­том.

Ученики обычно отмечают, что подобные упражнения разви­вают способность мыслить и понимать явления с различных точек зрения, учат включать в познание не только разум, но и чувства.

Данный метод оказывается необычайно эффективным, по­скольку включает неиспользуемые обычно возможности детей. Детям младшего школьного возраста свойственна способность переживать наблюдаемое, чувственно познавать окружающие объ­екты, используя методы их «очеловечивания».

Метод смыслового видения . Это продолжение и углубление предыдущего метода. Одновременная концентрация учеников на образовательном объекте своего зрения и «пытливо настроенного» разума позволяет им понять (увидеть) первопричину объекта, за­ключенную в нем идею, первосмысл, т.е. внутреннюю сущность объекта. Также, как и в методе эмпатии, здесь требуется создание у ученика определенного настроя, состоящего из активной чувст­венно-мысленной познавательной деятельности. Учитель может предложить ученикам следующие вопросы для смыслового «вопро-шания»: Какова причина этого объекта, его происхождения? Как он устроен, что происходит у него внутри? Почему он такой, а не другой? Упражнения по целенаправленному применению данного метода приводят к развитию у учащихся таких познавательных ка­честв, как интуиция, озарение, инсайт.

Метод образного видения - эмоционально-образное исследова­ние объекта. Предлагается, например, глядя на число, фигуру, слово, знак или реальный объект, нарисовать увиденные в них образы, описать, на что они похожи. Образовательный продукт как результат наблюдения учеников выражается в словесной или графической образной форме, т.е. ученики проговаривают, запи­сывают или рисуют результаты своего исследования.

Метод символического видения. Символ, как глубинный образ реальности, содержащий в себе ее смысл, может выступать средст­вом наблюдения и познания этой реальности. Метод символичес­кого видения заключается в отыскании или построении учеником связей между объектом и его символом. После выяснения характе­ра отношений символа и его объекта (например, свет - символ добра, спираль - символ бесконечности, голубь - символ мира, блин - символ Масленицы) учитель предлагает ученикам наблю­дать какой-либо объект с целью увидеть и изобразить его символ в графической, знаковой, словесной или иной форме. Важное место занимает объяснение и толкование детьми созданных «сим­волов».

Метод эвристических вопросов разработан древнеримским пе­дагогом и оратором Квинтилианом. Для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте задаются следующие семь ключе­вых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Парные сочетания вопросов порождают новый вопрос, например: Как-Когда? Ответы на данные вопросы и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.

Метод сравнения применяется для сравнения версий разных учеников, их версий с культурно-историческими аналогами, ко­торые формулировали великие ученые, философы, богословы, при сравнении различных аналогов между собой. Для обучения данному методу ученикам предлагаются вопросы: Что значит срав­нить? Всегда ли и все можно сравнивать? Укажите, что, на ваш взгляд, не подлежит сравнению, и попытайтесь все же сравнить несравнимое.

Метод эвристического наблюдения . Наблюдение как целена­правленное личностное восприятие учеником различных объектов является подготовительным этапом в формировании его теорети­ческих знаний. Наблюдение есть источник знаний ученика, спо­соб их добывания из реальности бытия, т.е. его можно отнести к эвристическим методам обучения.

Ученики, осуществляющие наблюдение, получают собствен­ный результат, включающий: а) информационный результат на­блюдения; б) примененный способ наблюдения; в) комплекс лич-

ных действий и ощущений, сопровождавших наблюдение. Сте­пень творчества ученика в ходе его наблюдения определяется но­визной полученных результатов по сравнению с уже имеющимися у него ранее.

Одновременно с получением заданной учителем информации многие ученики во время наблюдения видят и другие особенности наблюдаемого объекта, т.е. добывают новую информацию и кон­струируют новые знания. Этот процесс носит либо спонтанный характер, если учитель не организует его, либо целенаправленный - в случае применения педагогом специальной методики обучения наблюдению. Цель данного метода - научить детей добывать и конструировать знания с помощью наблюдений.

Метод фактов . Осознанное владение учащимися физическими органами чувств требует последовательного развития в дальнейшей познавательной деятельности. Прежде всего, это относится к та­кому этапу познания, как поиск фактов, отличие их от нефактов. Опыт показывает, что ученикам непросто отличить то, что они видят, слышат, чувствуют, от того, что они думают. Необходи­мость естественного восприятия образовательных объектов с помо­щью физических органов чувств требует применения данного мето­да обучения, пересмотра и изменения привычного содержания образования.

Приведем фрагмент урока, на котором обсуждаются найден­ные учениками факты о горении спички, выявляются знания о методологии познания:

Алексей: «...Вначале дым серый пошел, потом он растворился, я увидел пламя, оно было разных цветов - синего, оранжевого, зеленого, на самой спичке около пламени появилась вода...»

Стелла: «Дым растворился - это не факт, может быть он не растворяется».

Павел: «Вода на спичке? Это не факт!» (Специально проверили. Оказа­лось, что на самом деле появляется жидкость около пламени.)

Галя: «Леша увлекся одним и не видел того, что происходило одновремен­но. Можно сравнивать факты, происходящие одновременно. Это будет новый факт».

Метод исследования. Выбирается объект исследования - при­родный, культурный, научный, словесный, знаковый или иной: лист дерева, камень, падение капли воды, элемент одежды, сти­хотворение, поговорка, приметы, буква, цифра, звук, уравне­ние, геометрическая фигура, обряд. Ученикам предлагается само­стоятельно исследовать заданный объект по следующему плану: цели исследования - план работы - факты об объекте - опыты, рисунки опытов, новые факты - возникшие вопросы и проблемы - версии ответов, гипотезы - рефлексивные суждения, осознанные способы деятельности и результаты - выводы. Подобная алгорит­мизация деятельности учащихся нисколько не умаляет их творчест­ва. Наоборот, выполнив последовательно все перечисленные шаги, практически любой ученик неизбежно получает свой собст­венный образовательный результат. Учитель помогает детям уве­личивать объем и качество такого результата. Достигается это путем систематического повторения алгоритмических этапов ис­следования.

Метод конструирования понятий. Формирование у учеников изучаемых понятий начинается с актуализации уже имеющихся у них представлений. Например, младшим школьникам уже извест­ны термины «число», «слово», «небо», «зима», «движение»; стар­шим ученикам - «алгоритм», «величина», «молекула» и др. Сопо­ставляя и обсуждая детские представления о понятии, учитель помогает достроить их до некоторых культурных форм (не обяза­тельно до тех, которые есть в учебниках!). Результатом такой рабо­ты выступает коллективный творческий продукт - совместно сформулированное определение понятия, которое записывается на доске. Одновременно учитель предлагает детям познакомиться с другими формулировками понятия, которые приведены, напри­мер, авторами разных учебников или других книг. Различные формулировки остаются в тетрадях учеников как условие их лич­ностного самоопределения в отношении изучаемого понятия.

Метод конструирования правил. Изучаемые в общеобразова­тельных курсах правила могут быть созданы, «открыты» ученика­ми. Например, из предложенного учителем текста ученики выяв­ляют орфограммы, лежащие в их основе правила, и создают затем на данные правила свои тексты. Исследование проводится по ука­занному учителем алгоритму, который зависит от вида текста и поставленной задачи. Например, для изучения на уроках литера­туры былины алгоритм деятельности имеет следующий вид: а) сформулировать особенности стиля былины; б) обнаружить орфо­грамму, правило, лежащее в основе текста; в) сформулировать языковые особенности былины.

Метод гипотез. Учащимся предлагается задание - сконструи­ровать версии ответов на поставленный учителем вопрос или про­блему. Первоначальной задачей является выбор оснований для конструирования версий. Ученики предлагают исходные позиции или точки зрения на проблему, усваивают разнонаучный, разноп­лановый подход к конструированию гипотез. Затем учатся наибо­лее полно и четко формулировать варианты своих ответов на во­прос, опираясь на логику и интуицию.

Метод гипотез развивается при решении прогностических задач типа «что будет, если...». Метод путешествия в будущее эффекти­вен в любой образовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования, гипотетичности.

Метод прогнозирования отличается от метода гипотез тем, что применяется к реальному или планируемому процессу. Например, ученикам предлагается исследовать динамику изменений поме­щенного во влажную среду семени гороха. Дети делают наблюде­ния, выполняют зарисовки. Учитель предлагает ученикам зада­ние: нарисовать росток таким, каким тот станет через 3 дня, через неделю и т.д. Ученики, опираясь на прежние наблюдения, обна­руженные закономерности и на собственные прогностические спо­собности, выполняют рисунок. Спустя заданное время прогноз сравнивается с реальностью, проводится обсуждение результатов, делаются выводы.

Метод ошибок. Данный метод предполагает изменение устояв­шегося негативного отношения к ошибкам, замену его на кон­структивное использование ошибок (и псевдоошибок) для углуб­ления образовательных процессов. Ошибка рассматривается как источник противоречий, феноменов, исключений из правил, новых знаний, которые рождаются на противопоставлении общеп­ринятым. Внимание к ошибке может быть не только с целью ее исправления, но и для выяснения ее причин, способов ее получе­ния. Отыскание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стиму­лирует эвристическую деятельность учеников, приводит их к по­ниманию относительности и вариативности любых знаний.

Метод конструирования теорий . Ученикам предлагается вы­полнить теоретическое обобщение проделанной ими работы следу­ющими способами: 1) обнаруженные учениками факты классифи­цируются по заданным учителем основаниям, например: факты о строении объекта, факты о его функциях, факты о процессах, факты о взаимосвязях; 2) выясняются типы позиций наблюдате­лей, например хронологическая позиция (последовательная фик­сация и описание событий), математическая (исследуются количе­ственные характеристики объекта, его формы и пропорции), об­разная (находятся выразительные словесные характеристики объ­екта, его символические черты); 3) формулируются вопросы и проблемы, относящиеся к наиболее примечательным фактам, на­пример: Влияет ли цвет воска на цвет пламени свечи? Куда исчеза­ет сгоревшая часть фитиля? Почему нельзя взять пламя в руки?

Дальнейшие занятия обеспечивают развитие образовательного процесса в следующей последовательности теоретических обобще-

ний: факты - вопросы о них - гипотезы ответов - построение теоретической модели - следствия модели - доказательства моде­ли (гипотезы) - применение модели - сопоставление модели с культурными аналогами. Способы конструирования учениками теоретической модели устанавливаются педагогом в зависимости от изучаемой образовательной области или темы.

КРЕАТИВНЫЕ МЕТОДЫ

Креативные методы обучения ориентированы на создание уче­никами личного образовательного продукта. Познание при этом возможно, но оно происходит «по ходу» собственно творческой деятельности. Главным результатом является получение нового продукта.

Метод придумывания - это способ создания неизвестного уче­никам ранее продукта в результате их определенных умственных действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов: а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; б) отыскание свойств объекта в иной среде; в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.

Метод «Если бы...». Ученикам предлагается составить описа­ние или нарисовать картину о том, что произойдет, если в мире что-либо изменится, например: увеличится в 10 раз сила гравита­ции; исчезнут окончания в словах или сами слова; все объемные геометрические фигуры превратятся в плоские; хищники станут травоядными; все люди переселятся на Луну и т.д. Выполнение учениками подобных заданий не только развивает их способность воображения, но и позволяет лучше понять устройство реального мира, взаимосвязь всего со всем в нем, фундаментальные основы различных наук.

Метод образной картины воссоздает такое состояние ученика, когда восприятие и понимание изучаемого объекта как бы слива­ются, происходит его целостное, нерасчлененное видение. В ре­зультате у ученика возникает образная картина цветка, дерева, облака, Земли или всего Космоса. Поскольку человеку очень важно уметь создавать и передавать целостный образ познаваемого объекта, ученикам предлагается изобразить, например, свою кар­тину природы или всего мира, т.е. выразить с помощью рисун­ков, символов, ключевых терминов фундаментальные основы природы, связи между ними. Каждый ученик во время такой рабо­ты не только мыслит различными масштабами, соотносит свои знания из разных областей науки, но и чувствует, ощущает смысл

изображаемой реальности. Предлагая такое задание 2-3 раза в год, можно оценить изменения в картинах мира учащихся, внести необходимые коррективы в процесс обучения.

Метод гиперболизации. Увеличивается или уменьшается объект познания, его отдельные части или качества: придумывается самое длинное слово, самое малое число; изображаются инопланетяне с большими головами или малыми ногами; приготавливается самый сладкий чай или очень соленый огурец. Стартовый эффект подоб­ным воображениям могут придать «Рекорды Гиннесса», находя­щиеся на грани выхода из реальности в фантазию.

Метод агглютинации. Ученикам предлагается соединить несо­единимые в реальности качества, свойства, части объектов и изо­бразить, например, горячий снег, вершину пропасти, объем пус­тоты, сладкую соль, черный свет, силу слабости, бегающее дере­во, летающего медведя, мяукающую собаку.

«Мозговой штурм» (А.Ф. Осборн). Основная задача метода - сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов. На­чинается штурм с разминки - быстрого поиска ответов на вопросы тренировочного характера. Затем еще раз уточняется поставленная задача, напоминаются правила обсуждения, и - старт.

Каждый может высказать свои идеи, дополнять и уточнять. К группам прикрепляется эксперт, задача которого - фиксировать на бумаге выдвигаемые идеи. «Штурм» длится 10-15 минут. Для «штурма» предлагаются вопросы, требующие нетрадиционного ре­шения. Например: Как определить длину медной проволоки, на­мотанной на катушку, не разматывая ее? Каким образом опреде­лить без компаса, есть ли у незнакомой планеты, магнитное поле или нет? Как, не прибегая к дополнительному освещению, можно виделить предметы под водой?

Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контр-идей. Ге­нерация идей происходит в группах по определенным правилам. На этапе генерации идей любая критика запрещена. Всячески по­ощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Затем полученные в группах идеи систематизируются, объединяются по общим принципам и подходам. Далее рассматриваются всевоз­можные препятствия к реализации отобранных идей. Оценивают­ся сделанные критические замечания. Окончательно отбираются только те идеи, которые не были отвергнуты критическими заме­чаниями и контридеями.

Процедура «мозгового штурма» состоит из следующих этапов.

1. Формулировка учебной проблемы, обоснование задачи для поиска ее решения. Определение условий и правил коллективной работы. Формирование нескольких рабочих групп по 3-5 человек и экспертной группы, которая будет оценивать, и отбирать наи­лучшие идеи.

2. Разминка. Быстрый поиск ответов на вопросы и задачи тре­нировочного характера. Цель этого этапа - помочь учащимся ос­вободиться от неловкости, стесненности, скованности.

3. «Штурм» поставленной проблемы. Еще раз уточняется по­ставленная задача, напоминаются правила обсуждения. Генериро­вание идей начинается по сигналу учителя одновременно во всехгруппах. Каждый высказывает вслух свои идеи. Запрещается кри­тиковать предлагаемые идеи, можно только дополнять и комбини­ровать их. К каждой группе прикрепляется эксперт, задача кото­рого - фиксировать на бумаге выдвигаемые идеи. «Штурм» длится10-15 минут.

4. Оценка и отбор наилучших идей группой экспертов.

5. Сообщение о результатах «мозговой атаки». Обсуждение итогов работы групп, оценка наилучших идей, их публичная за­щита.

Метод синектики (Дж. Гордон) базируется на методе мозгово­го штурма, различного вида аналогий (словесной, образной, лич­ной), инверсии, ассоциаций и др. Вначале обсуждаются общие признаки проблемы, выдвигаются и отсеиваются первые реше­ния, генерируются и развиваются аналогии, использование анало­гий для понимания проблемы, выбираются альтернативы, ищутся новые аналогии, возвращаются к проблеме. В синектике широко используются аналогии - прямые, субъективные, символичес­кие, фантастические (Грановская, Крижанская, 1994, с. 129- 130).

Метод морфологического ящика или метод многомерных мат­риц (Ф. Цвики). Нахождение новых, неожиданных и оригиналь­ных идей путем составления различных комбинаций известных и неизвестных элементов. Анализ признаков и связей, получаемых из различных комбинаций элементов (устройств, процессов, идей), применяется как для выявления проблем, так и для поиска новых идей.

Метод инверсии или метод обращений. Когда стереотипные приемы оказываются бесплодными, применяется принципиально противоположная альтернатива решения. Например, прочность изделия пытаются увеличить через увеличение его массы, а эффек­тивным оказывается обратное решение - изготовление полого из­делия. Или, объект исследуется с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри. К.Э. Циол­ковский «придумал пушку, но пушку летающую, с тонкими стен­ками и пускающую вместо ядер газы...».

§ 4. Оргдеятелыюстные методы

Методы оргдеятельностного типа представлены достаточным количеством отдельных методов, которые объединены в группы.

Методы ученического целеполагания : выбор учениками целей из предложенного учителем набора; классификация составленных детьми целей с последующей детализацией; обсуждение ученичес­ких целей на реалистичность и достижимость; конструирование учениками целей с помощью заданных алгоритмов; составление учениками собственных таксономии образовательных целей и задач; формулирование целей на основе результатов рефлексии; соотношение индивидуальных и коллективных целей, целей уче­ника, учителя, школы; разработка ценностных норм и положений в школе.

Методы ученического планирования. Школьникам предлагается спланировать свою образовательную деятельность на определен-ный период - урок, день, неделю, или на тему, раздел, творчес­кую работу. План может быть устный или письменный, простой или сложный, главное, чтобы он обозначал основные этапы и виды деятельности ученика по реализации его цели. В ходе работы план может меняться, дополняться или заменяться; ученик фикси­рует изменения, выясняет их причины, а в конце работы осущест­вляет рефлексию планирования.

Методы создания образовательных программ учеников. Созда­ние индивидуальных образовательных программ требует от учени­ков владения комплексом методов: смысловым видением предмета своих занятий; установлением главных целей и направлений дея­тельности; отбором изучаемых вопросов и тем, методом самоопре­деления в их многообразии; методом планирования; методом опре­деления условий для достижения своих целей; методом адекватной самооценки и рефлексии.

Методы нормотворчества. Разработка учениками норм инди­видуальной и коллективной деятельности - эвристический про­цесс, который требует применения методологических методов: рефлексии деятельности, определения ее элементов, установле­ния субъектов деятельности и их функциональных прав, задания организационных и тематических рамок, формулирования правил и законов.

Примеры заданий, развивающих методологические, педагоги­ческие, рефлексивные способности в процессе нормотворчества: Составить инструкции: «Как произнести слово», «Как изучать слово», «Как решать задачу», «Как наблюдать явление», «Как слушать музыку» и др.

Методы самоорганизации обучения : работа с учебником, перво­источниками, приборами, реальными объектами; решение задач, выполнение упражнений; изготовление моделей, поделок; твор­ческие исследования и др. Становятся значимыми также методы самоорганизации учащихся по осуществлению индивидуальных образовательных программ: методы разработки программ, их ко­ординации с другими программами (учителя, учеников), коррек­ции программ, методов оценки результатов и др.

Методы взаимообучения. Учащиеся в парах, группах или в кол­лективных занятиях с целым классом выполняют функции учите­ля, применяя доступный им набор педагогических методов.

Метод рецензий. Умение критически взглянуть на образова­тельный продукт товарища, его устный ответ, на материал учеб­ника, просмотренный видеофильм, проанализировать их содер­жание, выделить главные моменты - необходимые условия само-

определения учащихся. Введению метода рецензий в обучение предшествует подготовительная работа. Первые рецензии состав­ляются с помощью специальных опорных схем. Оценки и сужде­ния учеников поощряются, закрепляется положительное отноше­ние к рецензиям.

Рецензии учащихся оцениваются наравне с другими продукта­ми их творческой деятельности. Анализ ученических рецензий по­зволяет установить обратную связь с учениками, осуществить диа­гностику их знаний, скорректировать дальнейшее обучение.

Методы контроля. Эвристическое обучение меняет критерии оценки образовательной деятельности. В традиционном обучении образовательный продукт ученика оценивается по степени его при­ближения к заданному образцу, т.е. чем более точно и полно воспроизводит ученик заданное содержание, тем выше оценка его образовательной деятельности. В эвристическом обучении обра­зовательный продукт ученика оценивается по степени отличия от заданного, т.е. чем большего научно и культурно значимого отли­чия от известного продукта удается добиться ученику, тем выше оценка продуктивности его образования.

Методы рефлексии. Образовательным результатом обучения яв­ляется только тот, который осознан учеником.

Организация осознания учениками собственной деятельности имеет два основных вида: 1) текущая рефлексия , осуществляемая по ходу учебного процесса; 2) итоговая рефлексия, завершающая логически или тематически замкнутый период деятельности.

Текущая рефлексия предполагает организацию мыслительной деятельности учеников по типу челнока: после выполнения цикла предметной деятельности (математической, исторической, языко­вой и др.) происходит: а) остановка предметной деятельности; б) активизация рефлексивной деятельности, т.е. возврат внимания детей к основным элементам осуществленной предметной деятель­ности: ее направлениям, видам, этапам, проблемам, противоре­чиям, результатам, использованным способам деятельности.

Итоговая рефлексия отличается от текущей увеличенным объ­емом рефлексируемого периода, а также большей степенью задан-ности и определенности со стороны учителя. Формы, методы и содержание итоговой рефлексии входят в образовательную про­грамму учителя. В конце урока, дня, недели, четверти, учебного года ученикам предлагается специальное занятие, на котором они осуществляют рефлексию своей деятельности, отвечая на вопросы: Каково мое самое большое дело за учебный год? В чем я изменил­ся за год? Каков мой самый большой успех? Почему и как я его достиг? Какова моя самая большая трудность? Как я ее преодоле­вал или буду преодолевать? Что у меня раньше не получалось, а теперь получается? Каковы изменения в моих знаниях? Что я понял о своем незнании? Чему я научился по математике, словес­ности и т.п.? Что я научился делать? Какие новые виды и способы деятельности я применял и усвоил? Каковы основные этапы моего образования в этом учебном году, в чем их специфика?

Методы самооценки . Самооценка ученика вытекает из итоговой рефлексии и завершает образовательный цикл. Самооценка носит качественный и количественный характер: качественные парамет­ры формулируются на основе ученической образовательной про­граммы или задаются учителем; количественные - отражают пол­ноту достижения учеником целей. Качественная и количественная самооценки деятельности ученика - его образовательный про­дукт, который сопоставляется с культурно-историческими анало­гами в виде оценок учителя, одноклассников, независимых экс­пертов.

В эвристическом обучении основным фактором выбора мето­дов обучения служит задача организации продуктивной деятель­ности учеников. .


Лингвистический энциклопедический словарь /Гл. ред. В.Н. Ярцева, - М.: Сов. Энциклопедия, 1990. – 685 с. С.298.

Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997 – 640 с. С.302.

Философский словарь. /Под ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1986. – 560 с. С. 278.

Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов, - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – 608 с. Т. 1 – А – М. С.298.С. 566.

Каптерев П.Ф. Педагогический процесс. – СПб., 1905.

Голант Е.Я. Методы обучения в советской школе. – М., 1957.

Лордкипанидзе Д.О. Принципы организации и методы обучения. – М., 1957.

Данилов М.А., Есипов Б.П. Дидактика, - М., 1957

Основы дидактики. / Под ред. Б.П. Есипова. – М., 1967.

Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М., 1985.

Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1981.

Скаткин М.Н. Совершенствование процесса. – М., 1971.

Дидактика средней школы. / Под ред. М.Н. Скаткина. – М.: Просвещение, 1982. 319 с. С. 193 – 207.

1. Педагогика /Под ред.П.Н. Груздева и др. –М., 1940.

2. Педагогика /Под ред. И.Т. Огородникова, П.Н. Шимбарева. – М., 1954.

3. Педагогика /Под ред. И.А. Каирова, Н.К. Гончарова, Б.П. Есипова, Л.В. Занкова. –М., 1956.

4. Лордкипанидзе Д.О. Принципы, организация и методы обучения. –М., 1957.

5. Данилов М.А., Есипов Б.П. Дидактика. –М., 1957.

6. Голант Е.Я. Методы обучения в советской школе. –М., 1957.

7. Лемберг Р.Г. Методы обучения в школе. –Алма-Ата, 1958.

8. Очерки педагогики / Под ред. А.Г. Ковалева и др. –Л., 1963.

9. Педагогика: Курс лекций /Под ред. Г.И. Щукиной и др. –М., 1966.

10. Основы дидактики /Под ред. Б.П. Есипова. –М., 1967.

11. Огородников И.Т. Педагогика. –М., 1969.

12. Ильина Т.А. Педагогика. –М., 1969.

Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1981. С. 17-18.

Дидактика средней школы. / Под ред. М.Н. Скаткина. – М.: Просвещение, 1982. 319 с. С. 186.

Сохор А.М. Объяснение в процессе обучения: элементы дидактической концепции. – М., 1988.

Методика объяснительного и литературного чтения. – Л., 1978.

Суждение мы рассматриваем как высказывание, выражающее отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли, образованном путем предикативных слов (выражающих свойства и отношения) к объекту суждения (отдельному предмету или их множеству). Суждения могут быть простыми и сложными. Простые суждения могут быть атрибутивными, выражающими принадлежность свойств отдельному предмету, или суждения отношения, отражающие связь, отношения нескольких предметов. Сложные суждения состоят из нескольких простых, соединенных между собой по типу конъюнктивных (посредство логического союза «и»), дизъюнктивных (посредством логического союза «или») или импликативных (посредством логического союза «если…то») связей. В основе образования суждений лежит обобщение. Вывод одного суждения из других называется умозаключением.

Исследования показали, что усвоение содержания лекции слушателями по заранее сообщенному преподавателем плану повышают запоминание материала на 10 – 12%.

Для лекций по культурологическим дисциплинам, в зависимости от сложности и трудности содержания, материал может даваться со скоростью 60 – 80 слов в минуту.

Массированное использование технических средств ведет к повышенному утомлению слушателей.

В данном случае речь может идти о работе на «автоматизированном рабочем месте» учащегося с использованием тренинговых обучающих компьютерных программ, информационно-поисковых систем и т.п..

Для этого могут быть использованы приемы составления синхронистических таблиц, опорно-логических схем текста, словарей культуролога.

Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру: Кн. Для учителя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1994. – 160 с. С. 136-137.

Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру: Кн. Для учителя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1994. – 160 с. С.45.

Беспалько В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. –М., 1970.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

ЭВРИКА «Эврика!» (εὕρηκα или ηὕρηκα, букв. «нашёл!») - легендарное восклицание Архимеда по случаю открытия им гидростатического закона, ставшее общеупотребительным для выражения радости в случае разрешения трудной задачи.

3 слайд

Описание слайда:

Эвристическое обучение Современная педагогика становится все более гибкой и позволяет родителям и учителям использовать огромное количество разнообразных методик обучения. Выбрать можно любую - лишь бы она была эффективна и не вредила ребенку. Одна из популярных инновационных методик обучения - это эвристическое обучение. В переводе с греческого heurisko – «открываю», «отыскиваю», «нахожу». Речь идет о нахождении знаний, ответов на поставленные вопросы. Истоки эвристического обучения следует искать в Древней Греции, в методе античного философа Сократа. Он называл используемый им метод обучения майевтикой, что буквально переводится с греческого как повивальное искусство. Сократ задавал своим ученикам вопросы, побуждал их к рассуждению; так в беседе рождалось знание.

4 слайд

Описание слайда:

Эвристическое обучение Эвристическое обучение – это обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания (А.В.Хуторской).

5 слайд

Описание слайда:

Эвристическое обучение Эвристическое обучение сочетает в себе творческую и познавательную деятельность. Учитель не дает ученику готовые знания; он предоставляет ему объект, знаниями о котором должен овладеть ученик. Объектом может выступать историческое событие, природное явление, литературное произведения, материал для конструирования и т.п. На его основе ребенок создает продукт деятельности - гипотезу, текст, схему, изделие. Результат творческой деятельности ребенка может быть абсолютно непредсказуемым, он зависит от личности ученика. Лишь после этого ученик с помощью учителя сопоставляет результат с известными достижениями в этой области (культурно-историческими аналогами), переосмысливает его.

6 слайд

Описание слайда:

Эвристическое обучение Несмотря на солидный возраст метода, понятие эвристического обучения в педагогике стало использоваться относительно недавно. Отсюда - отсутствие единой трактовки: эвристическое обучение может подразумевать собой форму обучения (к примеру, эвристическая беседа), метод обучения (скажем, мозговой штурм) или технологию творческого развития учеников. Часто путают эвристическое обучение с проблемным. Но между этими методами есть различия. В проблемном обучении, есть конкретное решение или хотя бы направление решения. А открытое задание в эвристическом обучении не имеет правильного решения, и результат никогда не известен заранее ни ученику, ни учителю.

7 слайд

Описание слайда:

Эвристическое обучение Конечная цель эвристического обучения - не получение конкретных знаний, а творческая самореализация ученика. Соответственно, оценивается не усвоение ребенком определенных знаний по конкретному предмету, а его творческие достижения в этой сфере.

8 слайд

Описание слайда:

Эвристическое обучение Эвристическое обучение базируется на определенных принципах. Среди них: личностное целеполагание ученика; выбор индивидуальной образовательной траектории; метапредметные основы содержание образования; продуктивность обучения; первичность образовательной продукции учащегося; ситуативность обучения; образовательная рефлексия.

© 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство