Секретные арктические базы третьего рейха. Тайны «Страны чудес». Российские исследователи обнаружили следы нацистов в Арктике

Секретные арктические базы третьего рейха. Тайны «Страны чудес». Российские исследователи обнаружили следы нацистов в Арктике

Арктика — удивительный мир, хранящий множество загадок, относящихся и к седой древности, и к сравнительно недавним временам. Одна из таких тайн - арктические базы, созданные нацистами в годы Второй мировой войны.О следах, оставленных Третьим рейхом на островах Ледовитого океана, рассказывает Петр Боярский — доктор исторических наук, замдиректора Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева, руководитель Морской арктической комплексной экспедиции (МАКЭ), которая уже несколько лет работает в отдаленных уголках российского севера.

Активные попытки «колонизировать» советскую Арктику гитлеровцы начали предпринимать с самого начала войны. Захватчикам были необходимы базы и метеостанции, которые помогали бы обеспечивать рейды крейсеров и подводных лодок вглубь наших территориальных вод вдоль трассы Северного морского пути. Кроме того многие из высшего руководства фашистской Германии увлекались всякой мистикой и придерживались весьма своеобразных «научных» взглядов. Среди первых лиц Третьего рейха, например, существовало убеждение, что Земля — полая, и внутрь нее можно попасть через ледяные пещеры, расположенные в приполярных зонах. Нацистским «бонзам» было известно о существовании обширных пещер на Новой Земле, на Земле Франца-Иосифа, и они были уверены, что это и есть тот самый путь в подземный мир. Поэтому морские спецэкспедиции, организуемые рейхом в советский арктический тыл, преследовали не только военные, но и научно-исследовательские цели.
Известно, что немцам удалось оборудовать в Арктике несколько метеостанций, работавших в автономном режиме. На Новой Земле такие станции действовали на мысе Пинегина и на мысе Медвежий (эта «точка» фигурировала у фашистов под кодовым обозначением «Эрих»). На острове Междушарский работала станция «Крот», возле которой была расчищена взлетно-посадочная полоса для самолетов.
Но, пожалуй, самым интересным для исследователей является проект, закодированный фашистами под названием «Страна чудес». Речь шла о создании базы на острове Земля Александры, входящем в архипелаг Земля Франца-Иосифа. Эту операцию немцы осуществили в 1943 г. Все необходимое оборудование, материалы и запасы они доставляли к острову на судах и подлодках, а кое-что сбрасывали с самолетов. Оборудованную здесь метеостанцию гитлеровцы назвали «Кладоискатель». Она проработала вплоть до июля 1944 г., а следы этого фашистского спецобъекта сохранились до сих пор.
Почти четверть века назад Петру Боярскому довелось услышать из уст знаменитого полярного штурмана Валентина Аккуратова любопытный рассказ: «Через несколько лет после окончания войны пролетали мы как-то над Землей Александры и заметили у берега, на фоне каменистой оттаявшей тундры, белое яркое пятно прямоугольной формы. Совершенно непонятно было, что это такое. Решили сесть и проверить. Когда приблизились к пятну, стало ясно: перед нами крыша землянки, покрашенная белой краской. Дверь легко открылась. Вошли внутрь, посветили фонариком, а там… На стенах висят автоматы «шмайссеры», на лежанках разбросана немецкая форменная одежда, посреди стола — банки консервов, ложки, миски. Ощущение такое, будто здесь до сих пор живут люди… Судя по всему, гитлеровцы в свое время покидали эту базу в большой спешке…»
— История со спешной эвакуацией действительно была, — утверждает Петр Боярский. — Насколько мне удалось выяснить из архивных материалов, летом 1944 г. фашистов подвело отсутствие арктического опыта. Они подстрелили белого медведя и решили полакомиться экзотическим северным блюдом. Не знали фрицы, что такую медвежатину обязательно надо очень долго варить, ну и получили тяжелое желудочное заболевание. Так их скрутило, что пришлось вызывать по рации самолет и срочно вывозить с базы всю команду. Замены, конечно, второпях найти не успели, а потом это стало уже ни к чему: шли последние месяцы войны, и фашистам было не до Арктики…
Петру Владимировичу и его коллегам из МАКЭ не так давно удалось побывать на Земле Александры. К сожалению, «визит» получился коротким — всего три дня, однако члены экспедиции все-таки успели осмотреть то, что сохранилось от гитлеровского «Кладоискателя».
Петр Боярский рассказывает, что в свое время немцы обосновались здесь весьма основательно. Место для размещения базы было выбрано очень удачно: большой глубокий залив, и к нему примыкает многокилометровая полоса щебнистой тундры, — самый большой на всем архипелаге участок земли, свободной от ледникового панциря; а чуть в стороне есть озерцо с пресной водой. Со стороны залива базу прикрывал пулеметный ДОТ, — его руины довольно хорошо заметны. Для защиты объекта с суши были устроены минные поля. Сохранились также останки домика, блиндажа… Среди камней валяются металлические контейнеры, похожие на авиабомбы, — в них гитлеровцы сбрасывали часть грузов, доставляемых на «Кладоискатель» воздушным путем. Кроме того российские исследователи видели обрывки старых маскировочных сетей, листы из книг с речами Гитлера о значимости арийской расы… По словам Петра Боярского, их удивило огромное количество обуви и иного снаряжения, завезенного немцами на остров, — можно предположить, что свою арктическую военную базу на Земле Франца-Иосифа они предполагали впоследствии значительно расширить. Кое-что из этого добра до сих пор еще валяется на территории бывшей метеостанции.
Кстати в 60-70-е гг. прошлого века, когда на Земле Александры появилась наша погранзастава (она находится примерно в 10-15 км от бывшей немецкой базы), ее гарнизон вывез с «Кладоискателя» немало годной амуниции, и пограничники потом еще долго щеголяли в добротных немецких ботинках.
— Ближе к воде мы обнаружили трубу, уходящую в недра острова, — говорит Петр Боярский. — Возможно, это часть вентиляционной системы для какого-то потайного сооружения. Я не исключаю существования в том месте естественного грота, который немцам удалось найти и приспособить для своих целей. Вполне реально, что данная полость в каменном массиве острова так велика, что в нее могли заходить подводные лодки. О существовании на других арктических островах подобных огромных пещер, сообщающихся с морем подводными коридорами, известно. В немецких источниках встречается информация, что нацистам удавалось находить на севере такие пещеры и даже заводить в них свои субмарины.
Такие естественные бункеры очень удобны для устройства в них секретных хранилищ. Есть сведения, что в конце войны из портов Германии выходили транспорты, подводные лодки, на которых отправляли в неизвестном направлении какое-то оборудование, архивы, ценности. Часть из них погибла, некоторые добрались до берегов Южной Америки… Но какие-то из кораблей могли доставить свой груз на безлюдные арктические острова, где его надежно спрятали в огромных пещерах. Вполне правдоподобным выглядит предположение, что в одном из таких нацистских «схронов» до сих пор находится знаменитая Янтарная комната…
Существование хорошо скрытого грота на Земле Александры очень вероятно. Теперь специалисты МАКЭ намерены при первой возможности снова отправиться на этот остров уже с водолазами и тщательно обследовать его побережье в районе бывшей немецкой базы. Ученые не сомневаются, что главные тайны «Страны чудес» им еще только предстоит раскрыть.

Александр ДОБРОВОЛЬСКИЙ
Фото Олега ПОПОВА

8 230

В 1931 году сотрудничество СССР с Германией уже не было столь широким, как ещё два-три года назад, однако ещё весьма активно продолжалось во многих областях науки, техники и промышленного производства. Сотрудничали страны и в военной области. Поэтому советское руководство и представители госбезопасности не усмотрели ничего предосудительного в поступившем от немецкого воздухоплавателя Эккенера приглашении ряду советских учёных принять участие в воздушной арктической экспедиции.

Знаменитый немецкий воздухоплаватель и конструктор дирижаблей, которым прочили тогда огромное будущее, доктор Гуго Эккенер (1868–1954) 25 июня 1931 года прибыл на огромном дирижабле «Граф Цеппелин» в Ленинград. Северная столица России встречала его и ещё сорока двух немецких исследователей с оркестрами и большим воодушевлением. О предстоящей экспедиции много писали в газетах и вещали по радио.

Эккенер предполагал отправиться из Ленинграда над льдами Баренцева моря к Земле Франца-Иосифа, оттуда к Северной Земле, потом пролететь над полуостровом Таймыр и озером Таймыр, взять курс на Новую Землю, а оттуда возвратиться в Берлин. Советское руководство дало разрешение на полёты над территорией СССР. В те годы там лежала абсолютно безлюдная, лишённая не только какой бы то ни было промышленности, но даже практически человеческого жилья, дикая местность. Причём местность труднодоступная даже для авиации и дирижаблей, а судоходство в северных водах всегда являлось делом сложным и опасным. Поэтому в СССР полагали, что никаких секретов там никто узнать не может, а географические карты существуют независимо от полётов «Графа Цеппелина».

Принять участие в научной арктической экспедиции немцы пригласили бывшего начальника полярной экспедиции на ледоколе «Красин», состоявшейся в 1928 году, известного профессора Р. Л. Самойловича, специалиста по аэрологии профессора П. А. Молчанова, инженера Ф. Ф. Ассберга и радиста высшей квалификации Э. Т. Кренкеля. Все они получили «добро» от советских властей на сотрудничество с немцами в изучении Арктики - руководство страны тоже имело немалый интерес в сведениях о труднодоступной северной местности, таящей в своих недрах немало различных богатств.

Перед полётом дирижабль «Граф Цеппелин» довольно основательно модифицировали в Ленинграде, чтобы подготовить его к работе в условиях Арктики. С дирижабля сняли часть оборудования, но зато для возможности его посадки на воду дно гондолы сделали водонепроницаемым и установили дополнительные поплавки, как на гидросамолётах. Кроме того, добавили научную аппаратуру и фотоаппараты для перспективной и вертикальной аэрофотосъёмки и установили дополнительное радионавигационное оборудование, без которого в то время в арктических условиях просто нечего было делать.

Наконец, все работы завершились и «Граф Цеппелин» взял курс через Баренцево море к Земле Франца-Иосифа, где в бухте Тихой прибытия дирижабля уже ожидал ледокол «Малыгин» для обмена почтой - тогда это служило самым надёжным способом связи в бескрайних арктических просторах. Путь от Ленинграда до Земли Франца-Иосифа занял у дирижабля около полутора суток. В бухте Тихая он совершил посадку на воду на очень короткое время. Потом вновь поднялся и продолжил полёт по заранее обусловленному маршруту: на всякий случай советские власти и органы госбезопасности твёрдо настаивали на жёстком соблюдении заранее согласованного и проложенного маршрута.

Позднее профессор Самойлович, говорил и писал, что почти за пять суток полёта на дирижабле «Граф Цеппелин» удалось проделать такую научную работу и добиться таких результатов, на получение которых в обычных условиях потребовалось бы проводить экспедиции на ледоколах в течение нескольких лет.

Внизу, под дирижаблем, лежали покрытые нетающим снегом совершенно неизученные районы Арктики, и члены экспедиции непрерывно вели аэрофотосъёмку побережья, аэрологические и метеорологические наблюдения, делали замеры геомагнитных аномалий, что очень важно для навигации, изучали закономерности перемещения льдов. На карту наносились заброшенные в безлюдных просторах ранее совершенно неизвестные острова. По завершении экспедиции без каких-либо происшествий дирижабль прибыл в Берлин.

Тогда существовало «Международное общество по исследованию Арктики». От имени этой международной организации немцы вскоре опубликовали научный отчёт о воздушной экспедиции, богато иллюстрировав его множеством фотоснимков. В стране социализма результаты исследований совместной с немцами научной экспедиции в Арктику практически не освещались ни в широкой печати, ни в научных публикациях.

Теперь трудно неопровержимо доказать, что затеянная Эккенером экспедиция совершенно не являлась сугубо научной и не была инспирирована немецким Генеральным штабом. Однако с большой долей вероятности можно предположить, что среди прибывших в Ленинград из Берлина сорока с лишним членов экипажа дирижабля «Граф Цеппелин» наверняка находились сугубо военные специалисты и разведчики, крайне заинтересованные в получении сведений об арктических территориях СССР. Это подтверждается тем, что германский Генеральный штаб, военно-морские силы и, в частности, адмирал Карл Дёниц, в 1939 году назначенный командующим подводным флотом Германии, не преминули воспользоваться результатами немецко-советской арктической «научной» экспедиции при разработке планов военных операций на северных коммуникациях.

Здесь необходимо отдать должное советской разведке - пусть не во всех подробностях, однако о разработках Генерального штаба вермахта и военно-морских сил Германии, а также об источниках их сведений стало известно Центру. Помешать немцам уже не оставалось никакой возможности, и за «экспедицию» перед чекистами ответил профессор Самойлович: его репрессировали как шпиона немцев и «врага народа».

Тем временем адмирал Дёниц разработал оригинальную, смелую и подробную доктрину действий подводного флота в северных морях. Надо отметить, что среди высших офицеров военно-морского флота Германии Карл Дёниц являлся единственным убеждённым национал-социалистом, верным фюреру до фанатизма и пользовавшимся его полным доверием: не зря в 1945 году, перед гибелью, Гитлер назначил своим преемником именно гросс-адмирала Карла Дёница.

Ещё адмирал неутомимо наращивал подводный флот. В 1935 году Германия имела только одиннадцать небольших подводных лодок, и сторонники «большого» надводного флота с определённой долей презрения и недоверия относились к субмаринам. Но упрямый Дёниц видел в них великое будущее и, как показало время, оказался полностью прав. Он доложил лично Адольфу Гитлеру о своих доктринах и получил его одобрение и деньги. К началу Второй мировой Германия имела в строю уже пятьдесят семь прекрасно вооружённых субмарин, а за годы войны немцы сумели построить тысячу сто пятьдесят три подводные лодки, потопившие три тысячи судов союзников и двести боевых кораблей.

По настоянию Дёница строились специальные подлодки для войны в условиях Арктики и плавания в северных морях вблизи берега - там есть свои специфические особенности навигации. Вполне естественно, эти лодки нуждались в специальных надёжных базах для дозаправки топливом, отдыха экипажей, ремонта ходовой части и корпуса, а также пополнения боезапаса и обеспечения устойчивой связи с командованием и обмена почтой. В конце концов, даже при значительном - более восьми тысяч миль! - радиусе действия немецких субмарин, они всё равно не могли находиться в плавании бесконечно.

Дёниц выдвинул крайне смелую идею, основанную на результатах «научной» экспедиции Эккенера-Самойловича в Арктику: создать секретные базы для немецких подлодок на пустынных островах в устьях рек советской северной территории. В то время она была практически необитаема и граница государства там фактически не охранялась - от кого охранять огромные, покрытые вечным льдом безлюдные пространства, страшно далёкие от других держав?

Дерзкая идея адмирала стала весьма актуальной, когда в Мурманск пошли конвои союзников, а перед гитлеровцами встала задача во что бы то ни стало перерезать эту артерию, снабжавшую воюющую Россию военной техникой, продовольствием и стратегическими материалами. Конвои подвергались постоянным воздушным атакам, их караулили немецкие рейдеры и… прятавшиеся на секретных арктических базах субмарины, ставившие пытавшихся уничтожить их морских охотников в тупик. Подводные лодки исчезали, и никто не мог тогда понять - куда?

Адмиралы Дёниц и Редер полностью уверились, что секретные базы подлодок не будут обнаружены советской авиацией и моряками, а от разведки противника их должен надёжно прикрыть абвер. Строительство необходимых сооружений, - зарытых в лёд или даже в вечную мерзлоту, - осуществляло ведомство Тодта. В 1942 году Дёниц перенёс свой штаб в Париж и оттуда руководил работами в Арктике. Понятно, что одной суперсекретной базой немецкие подводники обойтись не могли, требовалось несколько таких объектов, которые в случае внезапного обнаружения и уничтожения одного или нескольких из них могли дублировать друг друга. Строители доставлялись на место работ на подводных лодках, как и необходимые для обустройства объектов материалы. А достаточный опыт стройки в снегах и льдах у немцев уже имелся - в период Первой мировой войны немецкие, итальянские и австрийские войска вели войну во льдах в Альпах, строя в ледниках тоннели, бункеры и прорубая длинные ходы-галереи.

Обнаружение таких секретных баз подлодок действительно являлось делом очень сложным - в Третьем рейхе умели надёжно хранить свои сокровенные тайны, а в военный период советские самолёты над отдалёнными районами Арктики практически не летали. Горючее было в дефиците, всё шло для фронта и для победы, да и чего делать самолётам там, где не проходили судоходные трассы и не стояло никакого жилья?

Скорее всего, советские органы госбезопасности получили данные о секретных базах немецких субмарин в Арктике только после победы, при активной работе с военнопленными, которым уже стало нечего скрывать, или они выяснили всё об этом неожиданном ходе адмирала Карла Дёница из захваченных секретных трофейных документов. Однако советские спецслужбы тоже умеют хранить свои тайны, а наличие немецких баз в нашем северном тылу наносило престижу госбезопасности страшный, практически непоправимый удар: ещё бы, проморгать такое у себя под носом! Поэтому официально в существовании секретных баз не сознавалась ни та ни другая сторона.

В начале 60-х годов XX века на одном из островов в устье Лены местные жители якобы обнаружили давно заброшенную немецкую секретную базу. Туда даже собирались направить экспедицию с участием журналистов, однако начался развал Союза ССР и всем стало не до секретных нацистских баз.

На побережье Карского и Баренцева морей, в окрестностях Тикси и на Таймыре находят множество железных бочек, оставшихся ещё со времён американского «ленд-лиза», но среди них нет-нет да и попадаются бочки с белым распластанным орлом, сжимающим в когтях венок со свастикой - маркировка нацистского вермахта. Откуда они там взялись? Неужели море принесло?

Геологи рассказывали, как на побережье Таймыра, в вечной мерзлоте находили бляхи со свастикой от немецких морских поясных ремней, «украшенные» свастикой ложки и прочую утварь из алюминия: он был у немцев очень ходовым металлом. Неужели море тоже занесло всё это в вечную мерзлоту?

По мере глобального изменения климата, вечные льды Северного и Южного полюсов Земли постепенно тают, и древние ледники каждый год преподносят нам все новые сюрпризы. Некоторые из открытий становятся восхитительными ключами к разгадке тайн человеческого прошлого, возвращают нам утраченные во времени предметы или рассказывают о невероятных аномалиях, объяснить которые не в состоянии даже самые известные в мире ученые.

В последнее время человечество все больше устремляет свой взор в космос, но на Земле тоже еще есть немало неизученных уголков, и одни из таких мест, богатых на чарующие тайны, - это как раз Северный полярный круг и Антарктида. Вечные льды продолжают таять, и этот процесс позволяет совершать невероятные открытия, которые бывают как восхитительными, так и загадочными или даже ужасающими.

Безжалостный север может быть очень грозным и пугающим местом, ведь мы до сих пор так многого о нем не знаем. Ученые и любители конспирологии постоянно спорят и высмеивают друг друга за расхождение во мнениях по поводу большинства загадок Заполярья. Будь то следы инопланетных цивилизаций или необъяснимые природные явления, районы вечного холода продолжают тревожить умы исследователей и теоретиков, бьющихся над разгадкой самых интересных открытий, появляющихся из-подо льда с завидным постоянством.

Возможно, ответы на все наши вопросы мы получим не скоро, и большинство тайн Севера так и останутся неразгаданными, но это не повод закрывать на них глаза. Перед вами подборка из 15 самых невероятных, жутких и удивительных открытий, совершенных в Арктике и Антарктиде за последние годы.

15. Гигантские морские пауки


Фото: Market Business News

Морские пауки, которых в научной среде чаще называют пантоподами, пикногонидами или многоколенчатыми (pantopoda, pycnogonida), обычно обитают в Карибском бассейне и в районе Средиземноморья, но самые крупные особи этого вида были обнаружены даже в некоторых районах Антарктиды и Арктики. Эти удивительные существа – яркий пример полярного гигантизма, явления, объяснить которое ученые пытаются уже очень давно. Никто точно не уверен, почему эти пауки и еще многие другие существа, живущие в самых холодных районах нашей планеты, вырастают такими крупными. Одна из теорий предполагает, что причиной может быть недостаток кислорода в ледяной воде.

В самых морозных морях гигантские морские пауки вырастают до 90 сантиметров в длину. Однако вопреки их внушительным размерам и жуткому внешнему виду, эти создания абсолютно безобидны, и технически они относятся скорее к отдельному классу морских хелицеровых, чем к паукообразным.

14. Длинноносая химера


Фото: Siberian Times

Rhinochimaeridae, известная больше как длинноносая химера, - это один из редчайших видов рыб на Земле, и ловили ее всего 2 раза в истории, причем второй раз она попалась рыбаку в ледяных водах пролива Дейвиса (Davis Strait) в Северной Канаде. Так редко это морское создание попадает в сети по довольно простой причине – удивительная рыба обычно плавает на глубинах от 200 до 1900 метров, а для человека это не самая доступная среда.

Неудивительно, что за ее длинный нос редкую химеру прозвали Пиноккио. Вдобавок ее часто путают с акулой-носорогом из-за схожести их ртов и носов. Именно поэтому длинноносую химеру нередко ошибочно называют акулой-призраком. На самом деле глубоководная химера относится к семейству носатых химерообразных из класса хрящевых . Интересная отличительная черта - перед первым спинным плавником рыбины растет чрезвычайно ядовитый шип, который обычно служит ей защитой от хищников, и этот опасный отросток легко складывается в специальную выемку, когда химере ничего не угрожает.

13. Таяние вечных льдов способно спровоцировать новые вирусные эпидемии


Фото: Gizmodo

Глобальные климатические перемены давно стали причиной усиленного таяния льдов Заполярья. Размеры ледников Северного Ледовитого океана каждое лето уменьшаются все сильнее. В результате из-за необычайно теплой погоды тающие ледники высвобождают микробы, которые до этого находились в состоянии спячки много веков.

В августе 2016 года неожиданная вспышка сибирской язвы стала причиной смерти 12-летнего мальчика и госпитализации 72 односельчан. Причиной эпидемии стало заражение местных грунтовых вод трупными соками оттаявших оленей, умерших когда-то как раз от этой опасной инфекции. Сибиряки пострадали, потому что отравлена была вся питьевая вода в селе.

А вот другой прецедент – в Норвегии были обнаружены тела 6 молодых мужчин, умерших еще в 1918 году от испанского гриппа, и в крови покойников был обнаружен прекрасно сохранившийся вирус. Среди экспертов существует опасение, что замороженные могилы жертв оспы в будущем также станут причиной вспышек смертельного вируса.

12. Этим щенкам целых 12 000 лет


Фото: redorbit.com

В 2001 году исследователи, отправившиеся на северо-восток Якутии в надежде обнаружить там останки древних мамонтов, нашли там прекрасно сохранившиеся останки щенков времен ледникового периода. Пять лет спустя сотрудник Всемирного Музея мамонта при Северо-Восточном Федеральном университете, Сергей Федоров, отправился к месту обнаружения древнего щенка и нашел там не одного, а целых два хорошо сохранившихся тела животных времен ледникового периода.

Заледеневшие щенки теоретически смогут помочь ученым узнать, когда и где именно собаки отделились в отдельный подвид волков и стали первыми ручными зверьми в истории человечества. Изучение находок показало, что щенки умерли в возрасте примерно 3 месяцев, и погибли они, вероятнее всего, угодив под лавину. Ученые собираются использовать останки обнаруженных животных для исследований на тему хронологии одомашнивания этого вида, ведь пока что в научной среде все еще нет единого мнения по поводу сроков и места, где собаки были впервые приручены человеком.

11. Секретная база нацистов в Заполярье


Фото: Siberian Times

В октябре 2016 года русские ученые обнаружили в Арктике секретную нацистскую базу. Объект под названием Schatzbraber или «Кладоискатель» был найден на острове Земля Александры, а построен он был примерно через год после вторжения немецких войск на территорию России.

Судя по всему, база полностью опустела в 1944 году, когда нацистские ученые отравились мясом полярного медведя. Второй раз люди появились здесь уже целых 72 года спустя. Русские полярники обнаружили на базе около 500 различных артефактов, включая ржавые пули и документы времен Второй мировой войны, и все эти предметы долгие годы скрывались в бункерах. База сохранилась в прекрасном состоянии благодаря чрезвычайно низким температурам.

Существуют версии о том, что объект был создан для поисков каких-то древних реликвий и источников силы, в существование которых верил сам Адольф Гитлер. Хотя более скептично настроенные эксперты полагают, что секретная база снабжала нацистов информацией о погодных условиях, что могло давать Германии существенные преимущества в планировании перемещения ее войск, кораблей и подводных лодок. Русские теперь используют этот остров для строительства уже своей собственной военной базы.

10. Древний гигантский вирус


Фото: National Geographic

В 2014 году в вечных льдах Сибири исследователи обнаружили вирус под названием Pithovirus, который покоился в холоде нетронутым практически 30 000 лет, и он оказался поистине гигантским неклеточным инфекционным агентом. Находка признана уникальной, ведь Pithovirus – самый крупный представитель вирусов, известный современной науке.

Вдобавок обнаруженные в Арктике вирионы генетически намного сложнее, чем обычные вирусы. Питовирус содержит 500 генов. Кстати, обнаруженный в 2013 году Pandoravirus, признанный теперь вторым по величине вирусом на планете, насчитывает целых 2500 генов. Для сравнения ВИЧ содержит всего 12 генов. Что еще более жутко, после спячки длиной в 30 тысяч лет гигантский вирион все еще активен и способен поражать клетки амеб.

Многие ученые считают, что заразиться этим доисторическим вирусом сегодня крайне сложно, хотя при оптимальных условиях такая опасность все же не исключена. Например, если вы найдете тело человека, умершего от этой инфекции. Подобный сценарий очень маловероятен, но сама идея того, что в вечных льдах скрываются неизвестные и потенциально опасные микроорганизмы, ждущие своего дня открытия, заставляет некоторых экспертов беспокоиться не на шутку.

9. 100-летние фотографии из Антарктики


Фото: Heritage Trust

В 2013 году специалисты из Новозеландского Фонда Наследия Антарктики (New Zealand Antarctic Heritage Trust) работали над реставрацией старой исследовательской базы и обнаружили там коробку с 22 непроявленными негативами 100-летней давности. Фотографии были сделаны знаменитым исследователем Эрнестом Шеклтоном (Ernest Shackleton) во время экспедиции по морю Росса, и почти целое столетие они ждали, когда же их наконец-то спасут изо льда и проявят. Знаменитая исследовательская группа намеревалась совершить путешествие вокруг всей Антарктиды и сделать заброску припасов для Шеклтона. Однако миссия была сорвана, потому что несколько участников экспедиции, включая и именитого деятеля «героического века антарктических исследований», неожиданно для себя застряли на острове Росса, где чуть было не погибли. Их корабль унесло в море во время сильной непогоды, но группу тогда все же удалось спасти.

Фотограф из Веллингтона (Wellington, город Новой Зеландии) взялся за проявку старых негативов, и результат его трудов прямо перед вами. Очевидно, что старинные снимки немного пострадали от экстремальных погодных условий, но они все равно представляют собой удивительный отголосок времен легендарных полярных исследований и узнать еще больше об экспедиции 100-летней давности.

8. Гравитационная аномалия, обнаруженная в Антарктике под ледовым щитом


Фото: Ohio State University

В декабре 2016 года ученые обнаружили огромный объект, скрытый под вечными льдами Антарктики. Открытие было совершено в районе Земли Уилкса (Wilkes Land), и оно представляет собой аномальную область диаметром около 300 метров, залегающую на глубине примерно 823 метров. Находку так и назвали гравитационной аномалией Земли Уилкса, и обнаружена она была в кратере диаметром 500 километров благодаря наблюдениям со спутников NASA в 2006 году.

Многие исследователи предполагают, что огромная аномалия – это все, что осталось от гигантского доисторического астероида. Вероятно, он был в 2 раза (или по другим источникам в 6 раз) крупнее астероида, из-за которого когда-то вымерли динозавры. Исследователи также считают, что именно это небесное тело и стало причиной глобальной катастрофы, спровоцировавшей пермско-триасовое вымирание 250 миллионов лет тому назад, когда погибло 96% морских обитателей и около 70% сухопутных существ.

Как всегда, сторонники теории заговора придерживаются иного мнения. Многие из них верят, что когда-то этот кратер был либо подземной базой инопланетян, либо тайным убежищем падших ангелов из Библии, либо даже порталом во внутреннюю часть Земли, где существует свой отдельный мир (гипотеза о полой Земле).

7. Загадочная арктическая цивилизация


Фото: Siberian times

В 2015 году в 29 километрах к югу от Северного полярного круга ученые обнаружили следы загадочной цивилизации средневекового периода. Несмотря на то, что находка была совершена в районе Сибири, археологи установили, что этот народ имел отношение к Персии.

Останки были завернуты в меха (предположительно шкуры медведя или росомахи), березовую кору и покрыты предметами из меди. В условиях вечной мерзлоты тела в такой «обертке» буквально мумифицировались, и поэтому прекрасно сохранились до наших дней. Всего на месте средневековой стоянки исследователи обнаружили 34 небольшие могилы и 11 тел.

Изначально считалось, что захоронены там были только мужчины и дети, но в августе 2017 года ученые обнаружили, что среди мумий есть и тело, некогда принадлежавшее женщине. Ученые прозвали ее Полярной Принцессой (Polar Princess). Исследователи считают, что эта девушка принадлежала к высокому сословию, поскольку она пока что единственная представительница прекрасного пола, обнаруженная в ходе этих раскопок. Работа с артефактами до сих пор продолжается, так что не исключено, что впереди нас ждёт еще немало удивительных открытий.

6. Загадка военных кораблей HMS Terror и HMS Erebus


Фото: mirror.co.uk

Бомбардирские корабли HMS Terror и HMS Erebus были переоснащены специально для участия в печально известной пропавшей экспедиции по освоению Арктики под руководством сэра Джона Франклина (John Franklin) 1845-1847 годов. Оба судна под командованием Франклина отправились в путешествие по неизведанным областям крайнего Севера, но в районе канадских территорий они попали в ледовый плен, и никто из 129 членов экипажа, включая самого капитана, никогда больше не вернулся домой.

В 1981-1982 годах были предприняты новые экспедиции, целью которых стало исследование островов Кинг-Уильям и Бичи (King William Island, Beechey Island). Там ученые и обнаружили тела некоторых из членов экспедиции Франклина, прекрасно сохранившиеся до наших дней благодаря процессу естественной мумификации. По заключению судмедэкспертов причиной смерти этих полярников стало отравление некачественными консервами, туберкулез и суровые погодные условия, несовместимые с жизнью. В результате обследования останков эксперты также пришли к выводу, что участники экспедиции Франклина в какой-то момент буквально обезумели от истощения и даже принялись есть друг друга – на их телах были обнаружены подозрительные порезы и засечки, свидетельствующие в пользу каннибализма.

Затем 12 сентября 2014 года экспедиция в районе пролива Виктория (Victoria Strait) обнаружила обломки корабля HMS Erebus, а ровно 2 года спустя (12 сентября 2016 года) членами Фонда исследований Арктики (Arctic Research Foundation) был найден и HMS Terror, причем почти в идеальном состоянии.

5. Неопознанные звуки, издающиеся со дна Северного Ледовитого океана

Фото: Incredible Arctic

В 2016 году неподалеку от эскимосского поселения Иглулик, территория Нунавут (Igloolik, Nunavut), в районе канадской части Заполярья были зарегистрированы странные , доносящиеся прямо со дна, и пугающие даже диких животных, обитающих в этих водах. Команда ученых, отправленная канадскими военными, должна была определить источник звуков, и выяснить, не заплыла ли на государственную территорию иностранная субмарина. Но в итоге все, что они обнаружили, - стая китов и 6 моржей. Убедившись, что подозрительные сигналы не представляют собой никакой опасности, военные свернули операцию и покинули это место.

Происхождение загадочных звуков до сих пор остается неизвестным, но приверженцы теорий о заговорах верят сразу в несколько фантастических версий, включая послания от жителей мифической Атлантиды, сигналы с подводной базы инопланетных существ или даже голоса гигантских глубоководных животных, о которых науке пока что ничего не известно.

4. Кровавый водопад


Фото: National Geographic

Обнаруженный еще в 1911 году австралийским геологом Гриффитом Тейлором (Griffith Taylor), кроваво-красный водопад – это 15-метровый поток, вытекающий из ледника Тейлора (названного в честь своего первооткрывателя), и впадающий в покрытое льдом озеро Вест-Лейк-Бонни (West Lake Bonney). Вода водопада окрашена в ржавый цвет из-за большого содержания в ней оксида железа.

Изучение образцов этого водопада показало наличие в нем 17 различных видов микробов. Существование живых микроорганизмов в экстремальных погодных условиях Сухих долин Мак-Мердо (McMurdo Dry Valleys), где и находится Кровавый водопад, может указывать на то, что жизнь при самых низких температурах может быть обнаружена не только на Земле, но и на других планетах со схожими условиями, включая Марс и океаны Европы (спутника Юпитера).

Ученые до сих пор не совсем понимают, как микроорганизмам Кровавого водопада удается обходиться практически без света, частично без кислорода и других питательных веществ, довольствуясь при этом разве что переработкой железа и серы. Исследователи считают, что изучение этого удивительного природного сможет дать ответы на многие другие научные загадки.

3. Новый вид пчел


Фото: Siberian Times

Ледниковый шмель, известный также как Bombus glacialis, был впервые обнаружен в 1902 году на острове Новая Земля, и ученые полагают, что это единственное существо, пережившее последний ледниковый период. Вдобавок анализы ДНК этого насекомого, проведенные в 2017 году, показали, что ледниковый шмель – это абсолютно отдельный вид насекомого, отличающийся от всех современных шмелей.

Открытие арктического шмеля дает основание полагать, что Новая Земля когда-то была либо частично, либо полностью свободной от ледников, которые сейчас покрывают это место плотным слоем. Ученые также считают, что эти создания обитали и на других арктических островах, хотя никаких доказательств этой версии пока что не обнаружено.

А что если впереди исследователей ждет еще немало интригующих открытий, и вечные льды скрывают от нас еще не один вид неизвестных доселе существ? Ледники продолжают таять, и новые сенсации – наверняка всего лишь вопрос времени.

2. Арктические воронки


Фото: NBC

Загадочные кратеры появляются в Сибири уже давно. Одна из самых больших таких воронок была обнаружена в 1960-х годах, и назвали ее кратером Батагайка. Воронка расширяется каждый год примерно на 15 метров в диаметре. Вдобавок новые кратеры начали появляться и на восточном побережье Ямальского полуострова. Например, утром 28 июня 2017 года местные оленеводы заметили языки пламени и столбы дыма в районе села Сеяха. Там же исследователи и обнаружили 10 новых арктических воронок.

Прогремевший взрыв произошел фактически из-за глобального потепления. Вечные льды в последнее время тают все активнее, и из-за этого из-под земли то тут, то там высвобождаются запечатанные ранее запасы метана, что и провоцирует появление новых провалов.

Но как же без фантастических версий конспирологов? В случае с воронками любители теорий заговоров тоже высказывают довольно интересные предположения. Например, они считают, что воронки – это бывшие базы замороженных НЛО, которые периодически покидают Землю, оставляя за собой загадочные дыры в мерзлых почвах. Еще одна распространенная версия гласит, что арктические кратеры – это врата в потусторонний мир.

1. Обнаружение пропавшего корабля-призрака HMS Thames


Фото: Wikipedia

В августе 2016 года неподалеку от деревни Горошиха к югу от Северного полярного круга был обнаружен покинутый британский пароход HMS Thames, считавшийся потонувшим еще в 1877 году. Корабль был найден двумя исследователями из Российского географического общества в районе Северного морского пути. Этот маршрут был очень популярным среди полярных путешественников начала 19 века, но плавания по нему часто оказывались безуспешными вплоть до начала 20 века.

Судно было построено для исследования залива Обская губа и реки Енисей, и чтобы проложить оптимальный торговый маршрут к берегам России. Экипаж бросил это судно после зимовки на побережье Енисея, поскольку HMS Thames основательно заледенел за время отсутствия экипажа. Паровоз был по возможности разобран и распродан по частям, и после этого его команда во главе с капитаном Джозефом Виггинсом (Joseph Wiggins) вернулась домой в Великобританию. Согласитесь, есть что-то жуткое и печальное в обнаружении останков судна, дрейфовавшего по северным морям на протяжении последних 140 лет…




«Представляешь, я НЛО видел, когда на вахте стоял, а мне никто не верит, - сокрушался матрос Глебов в курилке ледокола «Россия». - Вообще, на эту тему тут не принято трепаться, за дурака сочтут. Но я же своими глазами видел, ошибиться не мог!»

Арктика - регион загадочный. Говорят, там наблюдаются аномальные явления, каких больше не увидишь нигде. Корреспондент «АиФ», находясь в арктической экспедиции на ледоколе «Россия», принадлежащем Росатомфлоту, пытался выяснить, так ли это. Оказалось, что так, и далеко не всё из полярных «чудес» наука может объяснить.

Пеньки и зигзаги

Отправляющийся в северные широты дилетант полагает: самое удивительное, что ждёт его в Арктике - это полярное сияние. Зрелище, бесспорно, завораживающее, но далеко не единственное. Новичок будет потрясён, если ему доведётся увидеть плывущее над горизонтом судно, да ещё перевёрнутое вверх тормашками! Или далёкие острова, парящие над океаном. Это так называемые верхние миражи: из-за того, что плотность воздуха меняется с высотой не плавно, а скачкообразно, световой луч преломляется в атмосфере. В итоге, мы наблюдаем объект, находящийся далеко за горизонтом, причём в искажённом (перевёрнутом, увеличенном) виде. Тем же преломлением света объясняется эффект двух солнц: на небе появляется не одно светило, а два.

Другой оптический феномен - гало. Вокруг солнца образуется светящееся кольцо. Или же от светила тянется вниз полоса света, похожая на столб. Причина явления в том, что воздух наполнен ледяными кристаллами, через которые свет опять же преломляется.

«Миражи или гало мы видим часто, - рассказал Александр Баринов, капитан ледокола «Ленин», с которым я познакомился накануне экспедиции. - Ещё одно зрелище, которое поначалу потрясает, - ледяные столбы со строениями наверху. Ну, представьте: плывёт льдина, на ней домики, только они не на самой льдине стоят, а на пеньках в несколько метров высотой. Начинаешь думать: кто же их туда поставил и зачем? А дело вот в чём. Когда-то полярники дрейфовали на льдине, и после них остались домики.

Каждый год льдина тает сантиметров на 30. Причём тает она сверху. Но под домиками-то лёд остаётся нетронутым, солнечные лучи туда не проникают! Вот и получается, что образовались ледяные пни, которые с каждым годом приподнимают эти строения».

Когда ледокол «Россия» вошёл в ледовые поля, моё внимание привлекли странные линии на их поверхности. Зигзаги с прямыми углами, похожие на очертания зубчатой крепостной стены, они были видны там и тут и порой складывались в причудливые гигантские рисунки. «Ну что твоя пустыня Наска, не иначе пришельцы нарисовали! - сразу пришла в голову мысль. - А прямые линии - взлётно-посадочные полосы. Только почему никто, кроме меня, не дивится этому?» Оказалось, зубчатые линии, так называемая «гребёнка», - это результат наползания льдов друг на друга. Они взаимно врезаются определёнными участками, затем срастаются, а граница этого «вторжения» остаётся в виде прямоугольных зигзагов.

Прорубь для НЛО

«НЛО? Да, приходилось видеть, - охотно отозвался на мой вопрос Александр Баринов. - Как-то мы шли через пролив Карские Ворота и вдруг смотрим: небо стало фиолетовым, всё переливается. И что-то в небе происходит, похожее на фейерверк. До крупных городов было далеко, какой фейерверк, откуда? Вся команда так и обомлела: НЛО! А когда в Мурманск пришли, узнали, что накануне с космодрома Плесецк ракету запускали.

Видно, это была её отделившаяся ступень».

Два года назад жители северной Норвегии увидели в небе странный светящийся объект. Вытянутое в спираль облако двигалось вверх, а на его конце вращалась ещё одна, белая, спираль. Объект увеличивался, пока не превратился в огромный шар с зелёной сердцевиной. Явление наблюдали сотни людей, позднее оно получило название «Норвежская спиральная аномалия». Выдвигались разные версии - что это результат работы Большого андронного коллайдера или же пришествие на Землю инопланетян. Вскоре российское Министерство обороны заявило, что в Белом море был произведён пуск ракеты «Булава», но на третьем этапе её полёта случился технический сбой. Многие поспешили связать это событие с норвежской аномалией. Но ясности нет до сих пор: с трудом представляется, как вышедшая из строя ракета могла нарисовать на небе столь необычный и красивый узор.

Говорят, военные моряки регулярно наблюдают НЛО в полярных широтах. Известный уфолог Владимир Ажажа собрал десятки свидетельств и засекреченных документов на эту тему. Поэтому я с интересом выслушал рассказ матроса Дмитрия Глебова. «Дело было 3 года назад, я тогда работал на ледоколе «Ямал». Мы шли по чистой воде, была ночь, я стоял на штурвале и вдруг увидел, что справа по курсу, градусах в 30, висит светящийся объект. В рубке я был один. Резко развернул штурвал и повёл судно прямо на него. Объект ещё повисел, потом выпустил луч света под собой и пропал».

Глебов рисует, как выглядело НЛО. Похоже на классическую «тарелку», разве что потолще. Кроме того, матрос рассказывает, что иногда в арктических льдах можно встретить идеально круглые проруби диаметром 15-20 метров (прорубили НЛО?) и услышать звуки, похожие на кваканье. Моряки даже дали этому явлению соответствующее название - «квакушки», или «квакеры». Как известно, лягушки в Северном Ледовитом океане не водятся. А тюлени или белые медведи издают совсем иные звуки. Всё же есть над чем задуматься?


Детали похода могли быть несколько иными, но «534-я» обязательно должна была зайти в обе секретные арктические базы, находящиеся в глубоком тылу СССР/

Более того, после возвращения из Арктики для U-S34 был запланирован поход к берегам Аргентины, а возможно, и Антарктиды для участия в специальной операции "Огненная Земля" (по одной из версий - доставка неких важных грузов или неких официальных лиц в секретные базы Южной Америки). Уж не исполнителей ли вышеупомянутого спектакля с двойниками?

Погибшую подлодку нашли датские аквалангисты еще в 1977 году. После ее осмотра некоторые сохранившиеся корабельные документы рассказали о маршруте похода и погрузке на борт неких ящиков спецгруза. Но этого груза на подлодке не оказалось!

Что было в них и кто должен был принимать спецгруз на Северной Земле, осталось загадкой. Только в начале 90-х годов удалось установить, что на следующий день после гибели субмарины, то есть уже утром 6 мая 1945 года(1), несмотря на хаос, царивший тогда в германских штабах, специальная команда водолазов Кригсмарине подняла весь груз и вывезла его в неизвестном направлении. Такая оперативность и организованность, безусловно, заставляет задуматься и предположить, что груз, вывозимый на U-534, имел для Третьего рейха особую значимость!

Кроме того, согласно найденным на лодке документам, было установлено, что на борту (вместе с некими пассажирами) находились 53 человека (хотя в эти дни на подводных лодках типа VII–C40, к которым относилась и U-534, максимальная численность экипажа состояла не более чем из 48 человек). Это было связано с тем, что после гибели на Балтике нацистских транспортов «Вильгельм Густлов» и «Генерал Штойбен», эвакуировавших курсантов и преподавателей Школы подводного плавания Кригсмарине, на немецких подводных лодках, выходивших в море, некомплект личного состава был узаконен специальным приказом.

Выходит, что на Северную Землю или в устье Лены U-534 везла не только спецгруз, но и пять пассажиров, а обратно могла бы забрать до десяти человек, для которых на подлодке в связи с уменьшением штатного состава были спальные места. Но некие пассажиры так и не дождались своей спасительницы.

Здесь вполне уместно напомнить, что в мае 1945 года где-то на берегу губы Буор-Хая (море Лаптевых) все еще находились представители вермахта. И это не фантастическое предположение, а реальный факт, который подтверждается весьма загадочной находкой, сделанной летом 1963 года недалеко от советского порта Тикси, на безлюдном берегу Неелова залива.

В тот день примерно в 25 километрах от порта, на каменной осыпи у залива, были найдены останки погибшего человека в серой «несоветской» форме. Ни документов, ни каких-либо бумаг у погибшего не обнаружено, а над его внешностью поработало полярное зверье. Однако на воротнике куртки погибшего сохранилась черная петлица с желтым узорчатым шитьем, а на куске ткани, бывшем когда-то левым рукавом куртки, - обрывок черной повязки «…tsche Wehrm…». Расшифровка остатков этой надписи позволяет предположить, что, скорее всего, это был рядовой или унтер-офицер из немецкого корпуса оказания срочной технической помощи TeNo (Technische Nothilfe).

При этом высота склона, на которой был обнаружен неизвестный, совершенно исключала даже предположение, что он мог быть занесен сюда течением из пролива Вилькицкого. Возможно, это был ремонтник из какого-то нацистского подразделения, обслуживавшего базу в дельте реки Лена, направленный на разведку советского аэродрома у Тикси, но погибший в дороге.

Кроме неясности с истинным предназначением секретной базы в дельте реки Лены есть еще один, можно считать, глобальный вопрос: каким образом могла быть создана столь фундаментально построенная база в далеком советском тылу, да еще в условиях Арктики?

Ведь для сооружения 200-метрового бетонного причала понадобился не один десяток квалифицированных рабочих-строителей и не одна тысяча тонн цемента и металлической арматуры» Да и без наличия на месте специальной техники построить такой причал весьма и весьма проблематично. Более того, все строительные проблемы {а они, безусловно, были) пришлось решать не на территории рейха или хотя бы оккупированной Норвегии, а за 3 тысячи километров от них, да еще в условиях арктического климата. Но раз тайная база есть, то всех специалистов, всю необходимую технику и стройматериалы сюда каким-то образом доставили!

Конечно, можно предположить, что все необходимые грузы, техника и люди были доставлены на борту немецкого рейдера «Комет», который в августе 1940 года проходил через море Лаптевых, Но это предположение абсолютно нереально, ибо высадка столь большой группы строителей и многодневную выгрузку стройматериалов и техники для базы не могли не увидеть наши лоцманы, находящиеся в это время на борту крейсера.

Кроме того, «Комет» вряд ли мог иметь у себя на борту эти грузы, так как рейдер в рекордно короткий срок прошел весь маршрут по Севморпути и для долгой разгрузки (да еще на необорудованное побережье Арктики) у его экипажа просто не было времени. Но тогда кто, как и когда все это доставил и построил в устье Лены?

И еще! Если немецких специалистов-строителей все же увезли после окончания строительства, а простых чернорабочих, скорее всего советских военно-пленных, ликвидировали на месте, то куда же делась вся строительная техника? Вряд ли ее увезли. Видимо, утопили здесь же, где-то рядом с причалом. Поэтому было бы весьма интересным обследовать грунт возле этого причала, что, естественно, значительно проще и перспективнее для ознакомительной экспедиции, чем вскрывать скальные породы, завалившие вход в пещеру. Вот и получается, что сегодня по этой нацистской базе в дельте реки Лены одни вопросы, да еще какие! Но искать и найти ответы на них чрезвычайно важно! Хотя бы из соображений государственной безопасности новой России.

Кстати, мы неслучайно заговорили о безопасности. Ведь все эти и подобные им сооружения, почти как египетские пирамиды, возведены на века! При этом давайте вспомним о нашем, вероятно, почти фантастическом предположении, что одна из баз для фашистских подводных лодок на Новой Земле - это наследие еще времен кайзеровской Германии. Но ведь вполне возможно, что она была активно использована во время войны с Советским Союзом! Так почему бы не предположить, что, может быть, где-то кто-то мечтает о том, что секретные базы Третьего рейха, законсервированные в бывшем советском, а ныне российском секторе Арктики, можно будет активно использовать в случае… впрочем, это уже вопросы не нашей компетенции!

Конечно, можно сказать, что в наши дни подобные предположения вообще нереальны. Но как мы увидим в следующем рассказе, некоторые механизмы, запущенные гитлеровцами более 60 лет назад, продолжают работать и сегодня с точностью швейцарских часов, например механизмы затопления штолен на нацистском заводе в Лиинахамари.

Кстати, хотелось бы обратить внимание на следующий весьма интересный факт.

В настоящее время именно к дельте реки Лены одна из германских фирм, организовала туристический маршрут для жителей Германии и Австрии на теплоходах «Михаил Светлов» и «Демьян Бедный». Только за 2003–2006 годы здесь побывало двенадцать туристических групп, в составе которых было более полутора тысяч немецких и австрийских туристов.

В перспективе рассматривается далее возможность организации где-то в этом районе туристического лагеря для любителей экстремального отдыха. Невольно возникает вполне законный вопрос: «Почему именно здесь, в районе, где когда-то была тайная база нацистов?»

Может быть, кому-то необходимо определить, насколько эта база сохранила свое военное предназначение, или разыскать нечто весьма важное в пещере, заваленной взрывом или на дне у причала?

Уж не в эту ли тайную базу (а совсем не в бухту Нордвик, как долгое время считали советские военные историки) в сентябре 1944 года пытались пробиться вышеупомянутые фашистские подлодки?

Меж тем тайны Третьего рейха еще живут! И не только в удаленных районах советской Арктики, а и в таком давно обжитом районе советского Заполярья, как Печенгская губа. Правда, эту тайну вряд ли можно назвать тайной «районного» масштаба. Скорее всего, ее следует отнести на государственный уровень! Впрочем, судите сами.

НАЦИСТКИЙ «МОСТ»: ТАЙМЫР -ЛИИНАХАМАРИ, ИЛИ ЧТО УКРЫТО В ШТОЛЬНЯХ ДЕВКИНОЙ ЗАВОДИ?

Мы жили в небольшой лощине между скал. Наше жилье - только колючая проволока в один ряд, и никаких построек. Здесь было запрещено ходить по одному и тому же месту, чтобы не появились тропинки. и мы знали, что с окончанием стройки ни один из нас уже никогда не вернется на материк.

Это рассказ одного из трех советских солдат, все же сумевших сбежать с совершенно секретного строительства нацистов на берегах залива Девкина заводь (в средней части Печенгского залива) у небольшого поселка Лиинахамари.

С берегами этого залива и сегодня связано множество различных загадок Третьего рейха, и самой главной в этом ряду стоит тайна арктической деятельности германского «призрачного конвоя», а проще - тайна создания фашистского подводного «моста» на Таймыр.

После окончания Второй мировой войны в исследованиях военных историков чаще всего рассматривались отдельные походы судов-блокадопрорывателей, судов снабжения и некоторых подводных лодок Кригсмарине в Южную Атлантику, Индийский или Тихий океан, а также походы боевых германских подлодок в Арктику. А вот деятельность немецких океанских «снабженцев», обеспечивавших германские субмарины в Карском море (возможно, и в море Лаптевых), и особенно транспортных подводных лодок Третьего рейха, до сих пор скрыта за пеленой упорного молчания.

Однако, как оказалось, немецкие подводники гросс-адмирала Денница приходили к берегам советской Сибири не только для того, чтобы охотиться на советские полярные конвои.

В вышеупомянутой книге Ганса-Ульриха фон Кранда «Свастика во льдах. Тайная база нацистов в Антарктиде» подробно рассказано о таинственной германской подводной эскадре «А», чьи субмарины даже официально никогда не числились в составе Кригсмарине. В советской литературе аналоги этого соединения обычно именовались как «личный конвой Гитлера», иногда - «призрачный конвой».

Возможно, что речь здесь идет вообще о двух различных соединениях германских субмарин, которые были нужны рейху либо для выполнения каких-то серьезных военно-хозяйственных задач, либо для отвлечения внимания от секретных рейсов транспортных субмарин из эскадры «А». Ведь не напрасно же господин фон Кранц считает, что «личный конвой» - это бутафория, потому что… профессионалы следов не оставляют. Хотя как могут действовать и не оставлять за собой следов экипажи сразу семьдесят подводных лодок, которые, по разным источникам, находились в составе «соединения призраков» (а с учетом боевых субмарин, переоборудованных в транспортные, - ^ значительно больше)? Такое вряд ли возможно!

Сегодня нам известно, что к подводным лодкам эскадры «А» можно отнести:

Подводные лодки типа ХА изначально строились как океанские постановщики минных заграждений. Работа над проектом была. неожиданно прекращена из-за того, что гросс-адмирал Карл Денниц был принципиальным противником лодок столь значительных размеров.

Подводные лодки типа ХВ были минными заградителями несколько меньшего водоизмещения, но все же оставались самыми крупными лодками в Кригсмарине, Всв 8 субмарин этого типа чаще всего не применялись по прямому назначению, а использовались как подводные «снабженцы». Кроме того, в «призрачное соединение» могли входить 3 подводных крейсера типа XI и неустановленное количество высокоскоростных германских подлодок проекта 476 (тип XVIII).

Вообще, история создания этого секретного подводного соединения запутана еще и тем, что до начала Второй мировой войны штабисты ОКМ не особо задумывались о транспортной деятельности подводных лодок Кригсмарине. Но уже норвежская компания заставила гросс-адмирала Редера пересмотреть боевое использование своих субмарин. Действительно, в интересах частей вермахта и Люфтваффе, ведущих боевые действия в Норвегии, ОКМ пришлось срочно задействовать практически все боевые подлодки для доставки боезапаса и топлива. Но всерьез о подводных транспортах в Германии заговорили только осенью 1942 года, когда возник вопрос о возможном использовании субмарин для осуществления внезапного вторжения немецких войск в Исландию. Поэтому на верфях рейха был заложен и построен подводный транспортный танкер U-459 (тип XIV). За ним еще один и еще… Вскоре в состав Кригсмарине вошли две серии специальных транспортных подлодок: десять подводных танкеров milchkuh (в просторечии «дойные коровы») и четыре подводных торпедовоза.

Эти подводные транспорты предназначались для заправки боевых подлодок, находящихся на океанских позициях. При собственном водоизмещении в 1932 тонны они принимали на борт до 700 тонн дизельного топлива для обеспечения на позициях подопечных «серых волков». Торпедовозы были несколько меньше подводных танкеров. Они имели специальный торпедный отсек, в который принимали 39 торпед.

Всего один подводный танкер в паре с Торпедо-возом обеспечивал продление боевых действий десяти подводных лодок, находящихся на позиции, на срок не менее 30 суток,

Однако в водах советской Арктики подводные танкеры почти не применялись. Вместо них широко использовались малые топливные базы и небольшие склады торпед и мин, созданные на уединенных арктических островах. Здесь рейху понадобились транспортные подлодки для перевозки сыпучих грузов. Как стало известно, после войны ОКМ пришлось переоборудовать под водные транспорты часть серийных субмарин, чтобы использовать их на трассе Севморпути для перевозки с Таймыра спецгруза, а из стран южных морей - ртути и каучука.

Осенью 1943 года для Кригсмарине было заказано 15 подводных лодок (тип XX) с системой «шнорхель». Новые субмарины специально предназначались для транспортировки особо ценных грузов. Одновременно они же могли принимать до 800 тонн жидкого топлива. Однако строительство подлодок этого типа было сначала отсрочено до 1944 года, а затем, по официальным данным, вовсе прекращено. Но так ли это было в действительности, пока не ясно, так как этот проект был непосредственно связан с обеспечением специальными подводными транспортами «призрачного конвоя».

Основным мерилом эффективности деятельности «призрачного конвоя» в водах советской Арктике, скорее всего, было не количество потопленных советских транспортов и кораблей, а количество неких грузов, тихо, словно крадучись, доставленных с Таймыра в порт Лиинахамари и затем, уже после какой-то переработки в штольнях Девкиной заводи, отправляемых в Германию.

Так как это были совершенно особые грузы, документация об этих операциях, безусловно, имеется в каких-то архивах рейха, и ознакомление с ней могло бы рассказать очень многое.

Кроме того, вполне возможно, что нацистская субмарина U-362, которая была уничтожена советским тральщиком Т-116 недалеко от бухты Бирули (Берег Харитона Лаптева), о чем мы уже писали, входила в состав одного из таких подразделений.

Что касается спецгруза, который, вероятно, находится на борту U-362, то его исследование могло бы очень многое рассказать о тайнах Лиинахамарского завода в Девкиной заводи, которым и посвящается этот рассказ. Наверное, сделать это не очень сложно, так как сам факт уничтожения этой субмарины был подтвержден водолазным осмотром еще в годы войны и, следовательно, координаты ее гибели точно известны! Но этим вопросом в СССР никто не занимался, как, впрочем, теперь и в России,

После того как в обзорном порядке мы ознакомились с историей создания и использования в рейхе транспортных подлодок, пришло время рассказать о подскальных тайнах конечного пункта трансарктического «моста» - в то время еще финского порта Лиинахамари, куда в 1942–1944 годах весьма активно приходили фашистские подводные транспорты.

И начнем мы рассказ с краткого обзора истории Лиинахамари.

Интерес к этому району как к части Великого княжества Финляндского, входившего в состав России, немецкие и шведские горнопромышленники прошили еще в 1868 году, когда на берегах Печенегского залива они организовали добычу золота и серебряно-свинцовых руд, У реки Тана, что западнее Печенги, в течение десяти лет им удалось намыть несколько пудов золота, а у тубы Долгой в 1890 году добыть около 8 тысяч пудов свинцовой руды. Как памятник тех прошлых лет на берегу Долгой до сих пор валяются остатки старых рудных вагонеток,

В России в то время мало внимания обращали на рудные богатства Заполярья, в том числе и на природные кладовые в районе Печенгского залива. Здесь было организовано всего два товарищества: русско-финское-"Стефанович-Острем" и «Русско-немецкое горнопромышленное общество», которые в основном вели геологоразведочные работы. Но даже при столь неспешной работе русскими промышленниками в Печенгском районе были найдены перидотиты, с которыми могли быть связаны месторождения хромита, платины и никеля. Но отсутствие достаточного финансирования (еще одна извечная беда в России, - Авт.) очень быстро поставило крест на серьезном освоении Россией найденных месторождений. К тому же фактически сразу же после революции (1920 год).

Согласно Дерптскому (Юрьевскому) мирному договору, Печенга перешла Финляндии, которая тут же образовала в этом районе область Петсамо. Через 5 лет финские геологи то ли обнаружили сами, то ли, используя данные о никеленосных породах, полученные русскими геологами, объявили об открытии богатых месторождений никеля в районе Каула и Каммикиви. Эти находки сразу же привлекли пристальное внимание германской компании «Фридрих Крулп» и канадской компании «Интернейшнел Никел Компании оф Канада» (ИНКО). И в 1934 году финское правительство сдало Печенгу на 4 9 лет в аренду компании ИНКО.

ИНКО образовала здесь свою дочернюю компанию «Петсамон никели», которая приобрела монопольное право на разработку всех выявленных месторождений и начала строительство металлургического завода на реке Колосйоки.

Хотелось бы особо отметить, что любителей военной истории, поисковиков и краеведов Заполярья издавна интересовали таинственные сооружения на побережье Печенгского залива, которые еще перед войной возводили некие строители из Канады.

Этот интерес в первую очередь связан с тем, что канадцы из компании ИНКО вели свои работы на рудниках месторождений Каула и Каммикиви, что более чем в 80 километрах от Печенги. Но что они строили в Лиинахамари? Очередная еще довоенная Лиинахамарская загадка! Может быть, именно здесь через несколько лет это нечто успешно достроили и запустили в дело нацисты?

Но обо всем по порядку, а пока продолжим исторический экскурс.

Еще до начала Второй мировой войны английская Shell и американская компания Esso соорудили в Лиинахамари вместительные емкости под топливо, а шведы построили большой топливный причал для океанских танкеров.

Но дальше всех в освоении прибрежных районов у Лиинахамари попыталась «шагнуть» Германия. Так, еще в 1937 году германские промышленники изъявили желание получить Петсамо в аренду сроком на 99 лет с целью обустроить здесь некую траловую станцию.

Однако было совершенно ясно, что такую станцию в любое время можно легко превратить в базу подводных лодок и военно-воздушных сил. Поэтому немцы получили отказ. Но это не остановило нацистов, так как уже через подставных лиц в Лиинахамари была все-таки создана рыболовецкая германо-итальянская компания «Джисмонди». Но, по-видимому, в планах рейха что-то сорвалось. Возможно, об этом свидетельствует гранитный памятник тридцати двум германским военнослужащим, который был установлен на западном берегу реки Паз (недалеко от поселка Янискоски). На этом памятнике на немецком языке написано: "Они отдали жизнь за фюрера, XII.1939-III.1940". Это еще одна загадка Третьего рейха в Лиинахамари, которую надо обязательно разгадать.

Следующая главная загадка нацистов в Лиинахамари берет свое начало летом 1942 года, когда фактически сразу ясе после провала фашистского блицкрига в советское Заполярье командование Лиинахамарской ВМБ Кригсмарине получило приказ принять, обустроить и обеспечить всем необходимым специальную группу вермахта.

Вскоре в доме, где ранее располагались лишь офицеры местного гестапо, были проведены перепланировка и ремонт. А в январе 1943 года здесь появились малоразговорчивые офицеры в общевойсковой форме с оранжевыми петлицами и кантами на погонах.

С первых же дней прибывшим был выделен быстроходный морской катер, на котором гости каждое утро выходили в район Варангер-фиорда. Экипаж катера, даже при встречах с друзьями, помалкивал. И лишь тот факт, что каждый вечер топливные баки этого катера заполнялись, так сказать, под завязку, а сверх того на борт грузились дополнительных канистры, определенно указывал на дальность поездок офицеров этой зондергруппы.

Одновременно с появлением специальной группы в поселок Лиинахамари стали прибывать квалифицированные специалисты горного дела (собранные по всему рейху), а в особый барак ближайшего концлагеря - физически здоровые военнопленные из двух концентрационных лагерей: у поселка Эльвенес (близ Киркенеса) и у горы Порвиташ (юго-восточнее Никеля). Вход в этот барак был запреш;ен всем, включая и солдат охранных частей.

В июне 1943 года к лиинахамарскому причалу пришвартовалось судно, доставившее из Германии передвижные компрессорные станции, предназначенные для буровых работ, и специальное оборудование для горного бурения.

Большую часть доставленного оборудования разместили в закрытой зоне, часть увезли в сторону мыса Нумеро-Ниеми (на входе в Печенгский залив), а несколько комплектов с помощью вагонеток канатной дороги отправили к прифронтовому хребту Муста-Тунтури. Очень скоро пробивание штолен и казематов в скалах на территории спецстроя стали вести круглые сутки. Одновременно с этим началась реализация грандиозного плана по обеспечению района Лиинахамари всеми видами защиты.

Так, например, для обеспечения противодесантной обороны на мысе Крестовый, с которого хорошо просматривался вход в Печенгский залив, в первые же дни строительства у уреза воды была установлена 150-миллиметровая батарея, а несколько выше - 68-миллиметровая зенитная батарея. Орудийные дворики этих батарей были Выложены камнем, командный пункт, несколько убежищ для личного состава и склады боезапаса были надежно укрыты под мощным покровом прибрежных скал.

На входе в базу были установлены противоторпедные сети, а на мысе Нумеро-Ниеми - подскальная станция дымопуска.

Одновременно на полуострове Ристи-Ниеми и рядом с перешейком между озерами Кянтеярви и Хихнаярви началось строительство бетонированных котлованов, предназначенных для установки четырех 210-миллиметровых орудий, которые должны были намертво «запереть» Мотовский и Кольский заливы. Эта батарея имела мощные подскальные казематы и ходы сообщения.

Кроме того, две артиллерийские батареи среднего калибра были установлены на входных мысах Ристи-Ниеми и Нумеро-Ниеми. Единственная дорога к ним с восточной стороны была прикрыта 2-метровой каменной стеной, толщина которой достигала почти 1,5 метра.

На подходах к озеру Пура-ярви были построены специальные противотанковые ворота, хотя использование танков в условиях тундры было весьма проблематичным. Высота ворот достигала 3 метров, а их мощные створки двигались с помощью электромоторов. Ни один танк, ни одна автомашина не могли миновать это препятствие, не подставив свой борт под смертельные удары снарядов соседней противотанковой батареи.

На западной стороне прибрежной горы Валкелкиви-Тзштури, под мощными скальными породами, был построен торпедный комплекс, в состав которого входили три торпедные установки, Их станки с торпедными желобами были направлены в сторону залива через специальные амбразуры. Под этим комплексом были вырублены разветвленная подскальная система ходов и вместительное хранилище для торпед. Этот торпедный комплекс полностью перекрывал вход в Печенгский залив на всю его ширину.

С воздуха весь Петсамо-Лиинахамарский район вместе с Печенгским заливом надежно прикрывался истребителями сразу с четырех(!) аэродромов, специально построенных в этом районе. Такого мощного оборонного комплекса (с моря, воздуха и суши) на Скандинавском полуострове не имела ни одна нацистская база (в том числе и та, где базировался суперлинкор «Тирпиц»).

Этот весьма странный факт создания необычно мощной обороны района Петсамо-Лиинахамари советские историки всегда объясняли тем, что, мол, в этом районе находились основные никелевые разработки Германии, расположенные всего в 40 километрах от линии фронта- И именно их Третьего рейх был вынужден особо охранять,

Но так ли это было в действительности? Скорее всего, нет!

Действительно, охрана объектов на берегах бухты Девкина заводь прямо указывает на то, что где-то здесь фашисты производили какие-то работы, имевшие огромное значение для рейха и составлявшие не только особую государственную тайну, но еще и чрезвычайно опасные для жизни человека. Последнее может подтверждаться тем, что, как известно, на всех стратегически важных для Третьего рейха стройках всегда использовался квалифицированный труд исключительно германских военных строителей.

В Лиинахамари же специальные рабочие команды и саперные подразделения вермахта проводили работы на строящемся секретном объекте только летом 1942 года в течение первых двух-трех месяцев. Затем все немецкие строители были срочно вывезены со стройки и переброшены во Францию и Норвегию для строительства бункеров по спецзаказу Кригсмарине. А на их место были пригнаны советские военнопленные.

Пленные рубили в скалах Девкиной заводи многометровые штольни для сооружения цехов какого-то завода и даже… подскальные помещения для госпиталя. Строительство велось в условиях такой секретности, что даже немецким артиллеристам с соседних батарей было строго запрещено появляться на территории спецстроя и тем более заходить в штольни.

Через каждые две-три недели в эти штольни для продолжения работы доставляли новые команды советских военнопленных из специального барака. При этом их предшественники, ушедшие на строительство ранее, обратно в барак никогда не возвращались! К работе столь массовой и хорошо отлаженной "фабрики смерти" оказались не готовы даже офицеры лиинахамарского гестапо!

Куда же исчезали наши соотечественники? До сих пор эту тайну надежно хранят штольни Девкиной заводи и, естественно, документация на этот завод, безусловно находящаяся где-то в архивах бывшего Третьего рейха.

Своеобразным продолжением этой лиинахамарской загадки остается то, что штольни цехов завода и палаты госпиталя, находясь значительно выше уровня Баренцева моря, постоянно затоплены морской (!) водой. Любые попытки ее откачать - безуспешны, так как первоначально вода из затопленных сооружений вроде бы начинает уходить, а затем, словно по команде, очень быстро вновь заполняет все помещения, вырубленные в скалах Девкиной заводи. При этом механизм системы «самоликвидации» безотказно работает уже на протяжении 65 лет. Самым парадоксальным представляется то, что за все годы, прошедшие со дня окончания Великой Отечественной войны, не было сделано ни одной серьезной попытки (на государственном уровне) раскрыть секрет этого странного и одновременно уникального строительства. Хотя представляется совершенно очевидным, что если невозможность откачки морской воды, например, из подземелий Калининграда объясняется тем, что все эти помещения расположены ниже уровня моря и где-то открыты заглушки тайных шлюзов, то в случае с Девкиной заводью все наоборот, так как все подскальные сооружения находятся существенно выше уровня моря. Значит, где-то рядом и сегодня продолжают работать мощные насосы и некая энергетическая установка, питающая их.

Но где это укрыто, что за энергия более полувека заставляет бесперебойно работать эти насосы (если это вообще насосы) и как вообще работает вся эта система затопления, никому неизвестно. И наконец, неужели в течение стольких десятилетий никому не было интересно узнать устройство всей этой системы?

Меж тем если затопление тайного военного завода еще можно как-то объяснить необходимостью сохранения секретности производства, то почему же затоплен и столь тщательно скрыт от посторонних глаз госпиталь? А может, он был не совсем обычным госпиталем? И это далеко не праздные вопросы, так как достоверно известно, что в течение трех военных лет в Лиинахамари находилась не только база для обуучения и отправки никеля в Германию, но еще и предприятие по переработке нечто, что доставлялось сюда германскими субмаринами откуда-то из Арктики и дальше срочно отправлялось куда-то в Германию!

Причем есть сведения, что эти грузы доставляли в специальных контейнерах, размещаемых вне прочного корпуса подводного корабля. Если к этому добавить факты массового и бесследного исчезновения всех, кто работал в цехах этого страшного подскального монстра, то возникает вполне обоснованное предположение, что здесь нацисты вели работы с некоторыми компонентами того самого «оружия возмездия», о котором так мечтал Гитлер?

Возможно, работы этого предприятия были связаны с обогащением какого-то радиоактивного сырья, имеющего в своем составе альфа - излучающие изотопы, в принципе достаточно безопасные для внешнего облучения человека. Правда, только внешнего облучения! Но не дай бог, если такой изотоп каким-либо путем, например в виде газа или пыли, попадал во внутрь человеческого организма. Тогда смерть была неизбежна, и в достаточно короткие сроки!

Примером подобного может служить нашумевшая во всем мире смерть британского подданного господина Литвиненко, по официальной версии, в одночасье погибшего тоже от альфа- излучающего изотопа полония.

И если к вышеизложенной версии добавить наличие непосредственно на заводе еще и секретного госпиталя, то это только укрепляет подозрение о существовании в штольнях Лиинахамари производства по переработке каких-то радиоактивных материалов,

Возможно, что все это только наши фантазии, но ведь как таковые когда-то расценивались и мечты Адольфа Гитлера о создании ядерного «оружия возмездия», которое сегодня уже имеется на вооружении, причем не только в США и России.

Кстати, если на берегах Девкиной заводи действительно что-то делали по сверхсекретной программе, связанной с «оружием возмездия», то тогда полностью объясняются все те сверхчрезвычайные меры, которые были приняты нацистами для обороны района Петсамо-Лиинахамари, а также бесследное исчезновение в штольнях Девкиной заводи советских военнопленных, работавших на этом заводе.

Конечно, госпиталь, как и груз подводной лодки U-362, о которой мы уже писали, могли бы многое рассказать не только о судьбе находившихся здесь, но и собственно о самом заводе. Могли бы, но для получения этих сведений надо суметь осушить подскальные сооружения на берегах Девкиной заводи или поднять образцы груза с затопленной U-362.

А так как пока этого сделать не удается, выходит, что каких-либо данных о спецстрое и предполагаемой (или реальной) его «продукции» сегодня в России не знает никто! Однако совершенно невозможно даже предположить, что не осталось подробной технической документации и соответствующих отчетов о результатах деятельности подобного сверхсекретного предприятия- Следовательно, мы опять уперлись в архивы Третьего рейха, где надо искать эти документы.

Но чтобы добраться до архивных хранилищ такой категории, нужны соответствующие согласования на межгосударственном уровне! Вероятно, теперь такие договоренности и согласования вполне возможны и даже необходимы хотя бы потому, что абсолютно секретное бывшее нацистское предприятие, размещенное еще во время войны на советской, а теперь уже российской территории, фактически остается в готовности к исправной работе! Поэтому узнать, что же скрывается в штольнях Девкиной заводи и окружающих ее подземельях - это не только наше право, а даже долг и обязанность перед будущими поколениями россиян! Это дает надежду на то, что занавес тайны над Девкиной заводью и деятельностью Лиинахамарского порта в 1942–1944 годах все же будет поднят и что это произойдет уже в ближайшее время!

© 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство