Искусство критики. Конструктивная критика. Критика: какой она бывает и как на неё реагировать

Искусство критики. Конструктивная критика. Критика: какой она бывает и как на неё реагировать

Критика (от фр. critique из др.-греч. «искусство разбирать, суждение») -

· выявление противоречий;

· выявление ошибок и их разбор

· р азбор и оценка литературных, музыкальных, театральных и других художественных произведений с целью дать им оценку (например, литературная критика);

· отрицательное суждение о чём-либо (в искусстве, общественной жизни и т. д.), указание недостатков;

· исследование, научная проверка достоверности, подлинности чего-либо (например, критика текста, критика исторических источников).

· отзыв, обсуждение чего-либо с целью выразить свою точку зрения.

  • отзыв, обсуждение чего-либо с целью выразить свою точку зрения.

Виды и формы критики

Критика бывает справедливая и нет, грамотная и обычная (к сожалению - неграмотная). Критика может звучать в самой разной форме. Это может быть развернутое указание на недостатки, собственно критика. Замечание - короткая критика. Обвинение - тоже формы критики, когда в большей степени звучит возложение вины за обнаруженные недостатки. Недовольство - эмоциональное выражение критики, выражение негативных чувств в связи с обнаруженными недостатками. Претензия - это критика с требованием. Возражения тоже можно считать критикой: критикой высказывания.

Критика отличается по тому, на что она направлена: на ситуацию, на личность, на высказывания человека или на его действия. Критика может быть открытая и скрытая, в глаза и за спиной, справедливая и нет, деструктивная и конструктивная. Критика бывает поддерживающая и разгромная, общего плана и конкретная, мотивирующая и останавливающая. Встречается даже критика восхищенная...

Виды и формы критики

Критика имеет разные имена. Развернутое указание на недостатки - это собственно критика.

Замечание - короткая критика.

Обвинение - тоже форма критики, когда в большей степени звучит возложение вины за обнаруженные недостатки.

Недовольство - эмоциональное выражение критики ситуации, выражение негативных чувств в связи с обнаруженными недостатками.

Претензия - это критика с требованием.

Возражения тоже можно считать критикой: критикой высказываний.

Критика по своей сути бывает справедливая и нет , по форме грамотная и обычная (к сожалению - неграмотная).

Критика - опасна. Обычная критика вызывает обиды и протесты, провоцирует конфликты, портит отношения, а тот, кого критикуют, лучше не становится.

Грамотная критика экологична для партнера, сохраняет отношения и конструктивна - помогает решать вопросы более эффективно . Грамотная критика не обвиняет и обсуждает не личность, а действия, поступки.

Главные ориентиры критики

Критиковать надо не тогда и не так, когда и как рвется с души, а чтобы получить нужный результат. Разберитесь с "Потому что и Для того, чтобы". Ваши ориентиры -

· позитив: ваша критика должна рождать энергию, уверенность в себе, желание действовать,

· конструктив: не что плохо, а что и как можно сделать лучше.

· ответственность. За результат вашей критики отвечаете вы. Результатом критики должно оказаться не желание человека защититься и ударить в ответ, а благодарность за внимание и желание измениться (или поправить сделанное).

Композиция грамотной критики

Чтобы критика была услышана и дала нужный эффект, ее композицию (формулу) нужно построить оптимальным образом. Основные формулы грамотной критики:

· Плюс-минус-плюс,

· Веселый наезд

· Развернутая критика,

· Критика в обход сопротивлений.

· Критика, развернутая до размеров разборки: смотри

Критика Плюс-минус-плюс

Самая простая и эффективная формула грамотной критики имеет следующий вид: ПЛЮС - МИНУС - ПЛЮС.

Пункт раз: Плюс, «Что хорошо» . Начинать практически всегда имеет смысла с какого-то позитива, что обеспечит контакт с человеком, создаст ему запас Ресурсного состояния и предупредит его, такой возможный, уход в защиту.

Пункт два: Минус, а точнее, «Как можно сделать это лучше» . Тут лучше говорить не что плохо, не что нужно исправлять, а что можно сделать лучше, что можно изменить или добавить.

Исправляют - дефективное, а добавляют - к хорошему. Говорить про необходимость «исправить» - конфликтно, а о возможности изменить и добавить - нормально, это сохраняет конктакт.

По возможности, это «изменить и добавить» сделайте понятным, конкретным, дайте позитивный образец, чтобы вашими словами можно было воспользоваться. И тогда МИНУС оказывается не негативной констатацией, а конструктивной и доброжелательной подсказкой.

Вроде бы и минус, но одновременно как бы и подарок, и вместо желания агрессивно защититься «А на себя-то посмотри!» появляется понимание, что действительно можно сделать.

Пункт три: снова Плюс . Чтобы желание воплотилось в действие, его надо поддержать финальным плюсом: чем-то позитивным, энергичным и воодушевляющим.

«Ведь ты же - талантливый? У тебя - получится!»

Итого, начинай с достоинств, продолжи трудным, заверши приятным и воодушевляющим!

Веселый наезд - претензии и обвинения скорее шутливого плана и на высоком эмоциональном тоне, заражающим того, на кого наезжают.

Веселый наезд - одна из форм грамотной критики.

Развернутая критика - вид критики «Плюс-минус-плюс», где основной элемент ("минус") говорится не коротко, а подробно разворачивается. Развернутая критика имеет смысл, когда человек не обидчив, вопрос критики - не больной, не острый, а важным оказывается момент конструктива - как на будущее делать лучше.

Формула развернутой критики:

· Что хорошо (ресурсная смазка),

· Что добавить или изменить (собственно конструктивная критика),

· Как это лучше сделать (детализация в подсказку),

· Кто в этом поможет (люди или другие ресурсы в помощь и поддержку).

· И пряничек напоследок.

Критика в обход сопротивлений - специальная формула критика, учитывающая вероятное сопротивление того, кого мы критикуем. Эту формулу необходимо применять тогда, когда человек обидчив и происшедшая ошибка достаточна серьезна, чтобы указание на нее могло задеть самолюбие человека.

Формула:

1. Контакт. Хорошие слова: доверие, снять защиты.

2. Разобраться - скорее в позиции позитива.

3. Косвенно напрячь, предупредить безразличие.

4. Самокритика наша - мы тоже не совершенны.

5. Его самокритика, его собственные оценки: пристроились и уточнили.

6. Позитив и конкретика: что добавить или изменить.

7. Энергия выхода - хорошие слова или бодрые интонации: пинок, поддержка, отвлечение.

Критика, развернутая до размеров разборки

Этапы разборки

Эффективная разборка - разборка, которая выполняет воспитательные цели: как работа над ошибками.

Обязательные предпосылки (условия), при которых разборка не оказывается напрягом, разговор проходит успешно:

· знать, с чего начать,

· что должно быть главным пунктом и

· чем разборку завершить

Пред-разборка: обустройство

Учет заранее всех факторов: времени, места и настроения разборки. Создание уютной и теплой обстановки.

Первый этап: это присоединение, захват и позиционирование

Отследите, чтобы между вами создался контакт, удостоверьтесь, что собеседник точно способен слышать вас и обозначена нужная вам тема, («У меня к вам вопросы по поводу…»),создайте нужную вам атмосферу и настроение. (Например, теплоту. Или атмосферу ответственного напряжения, чтобы все дальнейшее воспринималось максимально серьезно).

Второй этап: репортаж (анализ «что произошло», создание общего смыслового поля)

Чтобы в чем-то разобраться, нужно сформировать общее смысловое поле: видеть происшедшее по возможности одинаковым образом. А для этого вы должны знать то, что известно собеседнику, и собеседник должен быть в курсе того, что известно вам (или что вы считаете нужным сообщить ему): должен быть рассказ, репортаж.

Если в происшедшем вам все основное ясно, если можно или нужно провести короче, если собеседнику нужно дать определенное видение происшедшего, - первый репортаж ваш.

Если нужно дать собеседнику высказаться, «выпустить пары», если необходимо получить дополнительную информацию и на разборку достаточно времени, - тогда ваш репортаж может быть только затравкой, а основной доклад вы «поручаете» собеседнику.

Третий этап: определение причин происшедшего

Как правило, оправдывает себя стиль, когда вина не валится вся скопом на партнера, а хотя бы из политических соображений раскладывается на всех действующих в ситуации лиц, включая вас. И называется лучше «ответственностью», а не «виной»: так звучит и точнее, и интеллигентнее. («Свою ответственность в происшедшем я вижу в том, что…»)

Общее естественное правило здесь - вести разговор на уровне разбора конкретных действий, а не общеличностных оценок. Не «ты безответственен!», а «то и то оказалось не сделано». Личность изменить трудно, по крайней мере - дело это не быстрое, изменить же поведение и конкретные действия может каждый.

Четвертый этап: поиск решения

Что можно сделать конкретно? Ну, вы сами (или вы вместе) разобрались в причинах происшедшего. Здорово, и что с этим делать? Что может быть принципиальным решением и в каких конкретных шагах этого решение может быть реализовано?

Пятый этап: мотивация

Два направления: мотивация прекратить негатив и мотивация к действиям нужным. Хорошо, когда позитивные перспективы видны, а последствия продолжения неправильного поведения понятны.

Выход: приятный и конструктивный

Создайте напоследок нужную атмосферу (ответственную или приятную) и направьте на дело, с которым человек определенно справится. На языке дрессировщиков, вы должны обеспечить финальное положительное подкрепление. Ваши подкрепления раз за разом должны внушать человеку, что с вами беседовать не только нужно, но и приятно, хорошо, а быть успешным (хотя бы под вашим руководством) он вполне может.

Если вдруг на каком-то этапе разборки вы в ответ получаете не конструктивное сотрудничество, а защиту, неконструктивные эмоции и прочий протест, то двигать разборку дальше смысла нет. На данный момент разговор лучше мягко (с поддержкой и теплотой) замять, но потом (позже) устроить жесткую конструктивную разборку уже по двум пунктам: и по первому поводу, и в связи с неконструктивным поведением во время разборки.

Уместность, границы применения

В этих реверансах нет нужды, когда рядом с вами человек бодрый, сильный, уверенный в себе и уверенный в вашем дружеском к нему отношении. Можно говорить короче: "Не годится, переделай (или - бодрее, аккуратнее...)!" Более того, для человека это может оказаться синтоном как знак доверия

1. Превратите эпитеты в вопросы. Нужно быть толстокожим, чтобы спокойно слушать критику. Вспыльчивый собеседник в таких случаях способен выкрикнуть: "Сам дурак", в то время как, собственно, имел ввиду спросить: "А что Вы этим хотите сказать?". Если во время критики вы обращаете внимание лишь на одни лишь слова и упускаете из виду намерение выступающего, то вам предстоит или спор,или решение трудной проблемы. Научитесь воспринимать всякого рода эпитеты как простое несогласие и рассматривайте их значение примерно так: "Я не согласен с вами. С чем в действительности вы хотите, чтобы я согласился?"
2. Вы можете уберечь себя от бесконечных споров и многих нездоровых настроений, если будете рассматривать все критические или личные замечания как призыв к уточнению. Например, если в ответ на ваше предложение вам бросили: "У вас ничего не получится", интерпретируйте её следующим образом: "Что вы собственно хотите предложить сами?" И так вы можете перевести любую реплику, любой эпитет в вопрос; отвечая на это вопрос без раздражения, вы тем самым успокоите и своего оппонента.
Злобная критика предназначена главным образом для того, чтобы вывести вас из себя и таким образом получить определённые преимущества перед вами; бывает что критикующий просто пытается придать вес своему "я". Но вы можете легко опрокинуть все расчёты злобствующих критиков, сделав вид, что вы воспринимаете их критику как конструктивную, и тут же выбросить её из головы.

Литература: psychologos.ru/articles/view/gramotnaya_kritika

Формы критики

Похвала имеет ряд оттенков: смысловых, эмоциональных, этических, психологических. Этими оттенками нужно умело пользоваться. Гораздо сложнее, чем похвала, выбор формы критики. Рассмотрим наиболее часто используемые формы критики.

Критические оценки могут быть:

Подбадривающая критика: «Ничего, в следующий раз сделаете лучше. А сейчас – не получилось».
Критика-упрек: «Ну что же вы? Я на вас так рассчитывал!» Или: «Эх вы! Я был о вас более высокого мнения!»
Критика-надежда: «Надеюсь, что в следующий раз вы сделаете это задание лучше».
Критика-аналогия: «Раньше, когда я был таким, как вы, молодым специалистом, то тоже допустил точно такую же ошибку. Ну и попало мне от начальника!»
Критика-похвала: «Работа сделана хорошо, но не для этого случая».
Критика-озабоченность: «Я очень озабочен сложившимся положением дел, потому что за невыполнение этого задания в срок несет ответственность весь коллектив».
Безличная критика: «В нашем коллективе есть еще работники, которые не справляются со своими обязанностями. Не будем называть их фамилии. Думаю, что они и сами сделают для себя должные выводы».
Критика-сопереживание: «Я хорошо вас понимаю, вхожу в ваше положение, но и вы поймите меня. Ведь дело-то не сделано».
Критика-сожаление: «Я очень сожалею, но должен отметить, что ваша работа выполнена некачественно».
Критика-удивление: «Как?! Неужели вы не сделали еще работу? Не ожидал...»
Критика-ирония: «Делали, делали и… сделали. Работка что надо! Только как теперь в глаза начальству смотреть будем?!»
Критика-намек: «Я знал одного человека, который поступил точно так же, как вы. Потом ему пришлось плохо...»
Критика-смягчение: «Наверное, в том, что произошло, виноваты не только вы...»
Критика-укоризна: «Что же вы сделали так неаккуратно? Да еще и не вовремя?!»
Критика-замечание: «Не так сделали. В следующий раз советуйтесь, если не знаете, как выполнить задание!»
Критика-предупреждение: «Если вы еще раз допустите брак, пеняйте на себя!»
Критика-требование: «Работу вам придется переделать!»
Критика-вызов: «Если допустили столько ошибок, сами и решайте, как выходить из положения».
Критика-совет: «Я вам советую не горячиться, подождите, остыньте и завтра с новыми силами проанализируйте, что и как нужно поправить».
Конструктивная критика: «Работа выполнена неверно. Что конкретно собираетесь предпринять?!» Или: «Работа не выполнена. Посмотрите возможность использования такого-то варианта».
Критика-опасение: «Я очень опасаюсь, что и в следующий раз работа будет выполнена на таком же уровне».
Критика-окрик: «Стой! Что ты делаешь? Разве можно так выполнять эту работу?»
Критика-обида: «Эх вы! Не ожидал я от вас такого! Где же ваша совесть?!»
Критика-покровительство: «Да! Не получилось! Ну ничего, я вам помогу».
Критика-угроза: «Я вынужден применить к вам самые строгие дисциплинарные меры».
Желательно, критикуя, знать своего подчиненного, его индивидуальные особенности. Потому что одного человека можно крепко поругать, а другого нельзя – к нему нужно использовать щадящую или даже подбадривающую, а иногда и хвалебную критику. Например: «Ну как же так? Такой талантливый человек, а работа выполнена на низком уровне».

Если подчиненный относится к вам как к начальнику очень недоброжелательно, подозрительно, то нельзя к нему вообще применять негативные оценки. Их обязательно нужно сочетать с позитивными, отмечая хорошие черты характера подчиненного: исполнительность, инициативность, добросовестность, творческий подход к делу и т.д.

По отношению к коллеге нельзя использовать все виды критики, которые могут быть применены к подчиненным.

По отношению к начальнику возможно использовать еще меньше форм критики.

К публичной критике имеются особые требования. Она должна быть:

принципиальной, то есть выступающий не только должен иметь собственную точку зрения, но и четко представлять, от имени кого он критикует: от себя, от коллектива, предприятия, города, области, региона;
аргументированной, основанной на фактах, примерах, расчетах;
открытой, публичной;
доброжелательной, желательно щадящей, потому что такая критика не убивает человека, а побуждает его к действиям для исправления недостатков;
конструктивной, то есть оканчиваться определенными предложениями по устранению недостатков.

Ежедневно мы выдерживаем критику со стороны многочисленных людей. Оценке подвергаются поведение, высказывания, внешний вид и т. д. И не всегда эта оценка бывает приятной. Если многозначительные взгляды незнакомого человека можно проигнорировать, то высказывания родственников или друзей порой воспринимаются весьма болезненно. Однако и сами мы также оцениваем других людей. Как же высказывать свое мнение правильно, чтобы не вызвать негативных эмоций?

Критика и ее виды

Иметь свое мнение и высказывать его вслух – нормальное явление. Именно это и называется критикой. Главное – то, каким образом она преподносится. Конструктивная критика направлена на то, чтобы принести пользу, указать на ошибки и способы их исправления. Ее выражают в форме советов, объективного анализа, рекомендаций. Деструктивная критика – это тоже способ дать оценку, но он не несет в себе никакой пользы. Этот метод применяют для того, чтобы человек вышел из себя и под действием сиюминутных эмоций отказался от своих планов.

Принципы конструктивной критики

  • Объективность. Высказывайте свое мнение, но не претендуйте на то, что оно единственно верное.
  • Конкретность. Акцентируйте внимание на конкретных моментах, а не на всей работе в целом.
  • Аргументированность. Покажите, на чем основана ваша оценка, обосновывайте свое мнение.
  • Опыт и практика. Примеры из личной жизни очень показательны. Расскажите, как вы избежали ошибок или исправили их.
  • Профессионализм. Если вы хорошо разбираетесь в том вопросе, который критикуете, то к вам будут прислушиваться. В противном случае рискуете прослыть дилетантом.
  • Отсутствие перехода на личности. Критикуйте работу, а не человека, проявляйте уважение к оппоненту.
  • Акцент на плюсах. Указывая на недостатки работы, не забудьте сказать о ее достоинствах.

Как правильно критиковать

Когда даете оценку действиям другого человека, важно, чтобы он услышал то, что вы хотите сказать. В этом помогут правила конструктивной критики:

  1. Высказывайте свое мнение, когда находитесь один на один с человеком. Уважайте оппонента, не делайте его промахи достоянием общественности.
  2. Предложите варианты решения проблемы. Помогите советом или делом, иначе смысл критики будет неясен.
  3. Будьте спокойны. На агрессивные высказывания оппонент ответит агрессией.
  4. Оценивайте работу своевременно. Если конструктивная критика будет высказана спустя длительное время, вас посчитают склочным, злопамятным человеком.
  5. Чередуйте негативные моменты с похвалой. Человек почувствует, что его ценят, несмотря на допущенные ошибки. Он будет стараться оправдать доверие и не допустит в будущем подобных ошибок.
  6. Критика – это диалог. Дайте высказаться оппоненту. Возможно, он не мог повлиять на ситуацию, которая привела к ошибкам.
  7. Нельзя критиковать, ссылаясь на других. Отвечайте за свои слова, иначе вас обвинят в распространении сплетен.
  8. Когда причины ошибок и пути решения найдены, оставьте этот вопрос. Не нужно постоянно напоминать оппоненту о его промахах.
  9. Если оппонент раздражен и неспособен адекватно воспринимать ваши слова, отложите разговор на некоторое время.

Сферы применения конструктивной критики

Давать оценку не так просто, как кажется. Порой даже очень сдержанный критик может потерять самообладание и быть излишне эмоциональным. Но есть сферы, в которых деструктивная критика недопустима ни в коем случае.

Первая касается отношений руководитель-подчинённый. С помощью конструктивной критики необходимо корректировать действия сотрудника. В противном случае человек будет работать плохо, и его придется уволить.

Другая сфера – воспитатель (родитель, учитель) – ребенок. Деструктивная критика снижает самооценку маленького человека. Если ребенку постоянно говорят, что он все делает плохо, то он вырастает в слабую, неуверенную в себе личность.

Третья сфера – обучение. Конструктивная критика учителя направляет обучающегося, помогает устранить ошибки и получить новые знания. Негативная оценка дает обратный эффект – желание обучаться пропадает, знания не усваиваются.

Примеры конструктивной критики

Как просто высказать свое мнение под действием эмоций... Результатом деструктивной критики становятся обида и нежелание слушать. Но можно сказать одно и то же разными словами. Рассмотрим несколько примеров.

  • «О чем вы думали, когда писали отчет? Это никуда не годится! Немедленно все переделайте!»

Никому не нравится грубый начальник. Лучше сказать о недочетах по-другому:

  • «Иван Иванович, вы хороший специалист, но цифры в последней колонке отчета неверны. Исправьте их, пожалуйста. Надеюсь, вы проявите больше внимательности в следующий раз. Ваша исполнительность и ответственность – ценные качества для нашей компании».

  • «Зачем ты надела это ужасное платье? У него плохой цвет, и оно висит на тебе, как мешок».

После такой фразы ссора с подругой обеспечена. Лучше перефразировать:

  • «Мне очень понравилось платье, которое ты надевала в выходные. Оно хорошо подчеркивает фигуру, и цвет к лицу. А этот наряд слишком бледный для тебя. К тому же у тебя красивая фигура, а это платье ее скрывает».

  • «Хам! Вы и пары слов связать не можете! Несете какую-то чушь!»

Спор в рабочей обстановке перерастет в ссору, если оба оппонента несдержанны. Лучше сказать:

  • «Не нужно грубить. Думаю, вам стоит извиниться. В следующий раз не спешите с ответом. Вы слишком эмоциональны. Сначала успокойтесь, посоветуйтесь, потом выскажете свое мнение».

Как нельзя реагировать на критику

  1. «Меня раскритиковали, значит, у меня ничего не получится». Заниженная самооценка – первый шаг к неудаче. Даже если результат проделанной работы оказался неидеальным, это не повод впадать в уныние. Нужно всегда верить в себя, а критика поможет исправить положение.
  2. «Со мной говорили слишком эмоционально, значит, я все делаю плохо». Важна не столько форма подачи оценки, сколько ее содержание. И конструктивная, и деструктивная критика может быть высказана слишком эмоционально. Все дело в человеке, который озвучивает свое мнение. Здесь важно отбросить ненужные эмоции и услышать полезные рекомендации.
  3. «Меня критикуют. Надо срочно ответить». Мгновенная реакция на оценку – это не всегда хорошо. Если критика была деструктивной, оппонент говорил на повышенных тонах, то есть риск того, что вас втянут в это эмоциональное состояние, и результатом общения станет ссора. Лучше взять перерыв, успокоиться и продумать свой ответ.
  4. «Если меня критикуют, значит, придираются». Рассматривайте оценку других людей как помощь, а не как способ вывести вас из равновесия. Раскритиковали? Не страшно. Теперь вы знаете, как делать нельзя, и не допустите ошибок в будущем.
  5. «Мне все равно, что меня критикуют». Отсутствие реакции на оценку - это так же плохо, как и мгновенный ответ. Подумайте, что кроется за критикой? Может быть, вам грозит опасность, и оппонент предупреждает об этом.
  6. «Я расстроен из-за критики, поэтому не могу ничего делать». Не стоит воспринимать близко к сердцу оценку других людей. Конструктивная критика дает возможность избежать ошибок или исправить их. Главное – поменьше эмоций во время принятия решения.
  7. «Меня критикуют, потому что я не нравлюсь/поссорился/мне завидуют…» Поиск мотивов может привести к обратному результату. Пока вы ищете причины возникновения критики, время на исправление ошибок будет упущено. Важнее понять, что говорят, а не то, зачем это делают.
  8. «Все меня критикуют, потому что ничего не понимают». Если одну и ту же оценку дают разные люди, задумайтесь, возможно, вы делаете что-то неправильно.
  9. «Мне ничего не говорят, значит, я все делаю правильно». Критика не всегда бывает явной. Например, подчиненный или малознакомый человек не может высказаться открыто. Однако какие-то действия или слова могут являться скрытой критикой. Важно увидеть ее и предпринять действия, если в оценке преобладает здравый смысл, а не эмоции.

Критикуйте правильно. Но если есть возможность, лучше удержитесь от высказываний. Критика может больно ранить и разрушить хорошие отношения.

Как было отмечено выше, знания структуры и видов аргументации дает возможность оратору увидеть "слабые места" и грамотно раскритиковать положение других людей. Действительно, ораторское речь не рождается в вакууме. Существуют другие мнения относительно изучаемого предмета, а оратор должен убедить аудиторию в правильности именно своей позиции. Даже если эти мысли явно не выражены, оратор может сформулировать их, ввести в свою речь и показать их несостоятельность.

На сегодняшний день термин "критика" (от греч. - Искусство различать) имеет несколько значений. Например, этим термином обозначают такие высказывания, содержащие негативную оценку мыслей или действий определенных людей, или выявляют недостатки в мыслях или поступках других людей.

В рамках этой концепции риторики, которая преподается в данном пособии, понятие «критика» можно определить следующим образом:

Критика - это обоснование неприемлемости определенной аргументации.

В литературе по логике более употребляемым для подобных процессов является термин "опровержение". Однако в ораторской деятельности такая процедура почти не встречается. Дело в том, что опровержение - это обоснование логическими средствами (преимущественно в форме дедуктивных рассуждений) ложности тезиса с помощью истинных аргументов.

Построение критики предполагает наличие определенной аргументации. В зависимости от того, на какой структурный компонент будет направлена критика, различают следующие ее виды:

o критика тезиса;

o критика аргументов;

o критика формы.

Критика тезиса - это вид критики, который направлен на обоснование оратором неприемлемости того утверждения, что защищалось другим человеком.

Как правило, для критики положения выбирают:

o путь "сведение к абсурду" или

o путь обоснования антитезы.

Первый путь предполагает выведение таких последствий из тезиса, которые противоречат общепризнанным положением или фактам.

Второй путь предполагает, по сути, построение оратором аргументации в пользу собственной тезисы, когда она антитезой к предложенному другим человеком положение.

Критика аргументов - это вид критики, который направлен на обоснование оратором неприемлемости тех аргументов, которые использовала другой человек в поддержку своего тезиса.

Например, оратор может показать, что неприемлемыми последствия из приведенных аргументов или продемонстрировать обоснованное возражение исходных положений другого человека.

Часто считают, что критики аргументов достаточно для признания неприемлемости тезиса. На самом деле это не совсем так. С помощью такой процедуры тезис признается только необоснованным и у другого человека остается возможность подобрать более весомые аргументы в ее пользу.

Критика формы - это вид критики, который направлен на обоснование оратором отсутствии связи между аргументами и тезисом другого человека.

Наличие такой связи обеспечивается соблюдением тех правил, которые установлены логикой для определенных видов соображений.

Критика тезиса является наиболее сильным видом критики, ведь только в таком случае тезис признается неприемлемой, которые еще аргументы не приводились в ее поддержку. Другие виды критики (критика аргументов и критика формы) только разрушают процесс аргументации.

Рассмотрим пример:

"Стоит выбирать новых, неизвестных политиков в парламент? Представители этого блока считают, что в этом их преимущество. Но если так рассуждать, то нам придется в следующем году переизбрать и этих: ведь они уже не будут новыми политиками. Нигде в мире не меняют парламентариев как перчатки! Выбирайте тех, кого знаете! Боритесь с дилетантизмом! ".

В этой рекламной листовке имеется попытка критики тезиса ("В парламент следует выбирать новых, неизвестных политиков") путем "сведение к абсурду". Из нее выведено следствие ("В следующем году придется переизбрать и этих политиков"), который не согласуется с "общепринятым" опытом политической деятельности ("Нигде в мире не меняют парламентариев как перчатки!").

Попробуйте самостоятельно оценить уровень убедительности такой критики.

Психология критики. Правила применения критики

Критика - это обсуждение, разбор чего — нибудь с целью вынести оценку, выявить недостатки; отрицательное суждение о чем-нибудь, указание недостатков

Все ниже перечисленные формы критики подчиненного могут быть использованы вами как руководителем при условии, что ваш подчиненный глубоко уважает вас как начальника и ценит ваше мнение о себе. Желая выглядеть в глазах своего руководителя достойно он стерпит любую критику и приложит усилия, чтобы исправить все свои ошибки.

Желательно, критикуя, знать своего подчиненного и его индивидуальные особенности. Вы должны учитывать, что не все люди одинаково реагируют на критику. Одних людей можно и даже нужно поругать, а других нельзя. И тогда можно использовать подбадривающую, щадящую или даже хвалебную критику. Например, «Ну как же так! Такой талантливый человек, а работа сделана некачественно»

Если подчиненный относится к вам как к начальнику очень недоброжелательно, подозрительно, то к нему вообще нельзя применять негативные оценки, их обязательно нужно сочетать с положительными.

В публичной критике есть свои правила её применения

А именно, в первую очередь, критика должна быть доброжелательной. Во вторую очередь, аргументированной, то есть основанной на фактах, примерах. Это должна быть конструктивная критика, которая указывает на ошибки и предлагает варианты устранения недостатков. И помните, лучше критиковать один на один.

Психология критики. Виды критики

«… привыкайте смотреть на критику как на восхищение, смешанное с завистью» ©Фрэнсис Скотт Фицджеральд

1. Подбадривающая критика
«Ничего, в следующий раз сделаете лучше, а сейчас не получилось»

2. Критика — упрек
«Ну что же вы, я на вас так рассчитывал.» или «Эх вы, я на вас так рассчитывал»

3. Критика — надежда
«Надеюсь в следующий раз вы сделаете это задание лучше»

4. Аналогия — критика
«Раньше, когда я был таким же молодым специалистом как вы, то тоже сделал такую же ошибку. Ну и попало же мне тогда от начальника»

5. Критика — похвала
«Ребята, сделано хорошо, но не для этого случая»

6. Критика — озабоченность
«Я очень обеспокоен сложившимся положением дел, т. к….»

7. Безличная критика
«В нашем коллективе есть еще работники, которые не справляются со своими обязанностями. Думаю они сделают для себя должные выводы и не будем называть их имена»

8. Критика — сопереживание
«Я хорошо вас понимаю, но и вы поймите меня ведь это никуда не годится»

9. Критика — сожаление
«мне очень жаль, но должен отметить, что ваша работа выполнена некачественно»

10. Критика — удивление
«Как? Неужели вы еще не сделали работу? Не ожидал от вас»

11. Критика — ирония
«Делали — делали и сделали, работка что надо, только как теперь в глаза начальнику смотреть будем?»

12. Критика — намек
«Я знал одного человека, который поступил точно так же как вы, потом ему пришлось плохо»

13. Критика — смягчение
«Наверное в том, что произошло виноваты не только вы»

14. Критика — укоризна
«Вы выполнили работу очень некачественно, да к тому же не вовремя»

15. Критика — замечание
«Все не так сделали, в следующий раз советуйтесь, если не знаете как выполнить задание»

16. Критика — предупреждение
«Если вы еще раз допустите такую оплошность, то будете уволены»

17. Критика — требование
«Работу вам придется переделать»

18. Критика — вызов
«Если вы допустили столько ошибок, сами выкручивайтесь из этой ситуации»

19. Критика — совет
«Послушайте меня, не горячитесь, остыньте и завтра с новыми силами проанализируйте что и как вам нужно исправить»

20. Критика может быть конструктивной
«Работа выполнена не правильно, что конкретно вы собираетесь предпринять?»

21. Критика — опасение
«Я очень тревожусь, что и в следующий раз работа будет выполнена не на должном уровне»

22. Критика — угроза
«Я вынужден применить к вам самые строгие дисциплинарные меры.

Психология критики. Способы реагирования на критику

«Судьба каждой истины сначала быть высмеянной, а потом уже признанной» ©А.Швейцер

Вот несколько правил реагирования на критику, которые помогут вам с уважением относиться ко всем и принимать любую критику.Потому что только она делает вас гораздо сильнее и заставляет прогрессировать.

  • Критика с целью помочь делу. Когда критикующий высказывается по существу, но в силу своего характера или низкой культуры делает это унизительно или демонстративно. В таком случае вам нужно обратить внимание на то, что критикующий хочет помочь делу и постараться не обращать внимание на резкость и обидный тон высказывания.
  • Демонстративная критика, то есть критика с целью показать себя, или свою эрудицию, значимость. Лучший выход здесь — уйти под каким — либо предлогом от взаимодействия с человеком, который критикует вас.
  • Ситуация когда вас критикуют с целью сведения счетов за нанесение прежних обид. Эта критика в основном завуалирована: критикующий не выдает своих эгоистических целей и намерений. В этой ситуации доказывать что — либо человеку бесполезно. Нужно строить свою защиту аргументировано, для чего необходимо заручиться поддержкой окружающих.
  • Встречается также критика с целью перестраховки, и используется людьми как средство спрятать свою нерешительность и страх перед ответственностью за что — либо.
  • «Лучшая защита — это обвинение» — под таким девизом критикующий упреждает заслуженные обвинения в свою сторону.
  • Не забывайте, что есть люди, которые периодически испытывают потребность в эмоциональной встряске и чувствует себя лучше после того, как поговорят на повышенных тонах, и не успокоятся пока не доведут себя и окружающих до определенного эмоционального накала. С этой целью такие люди могут прибегать к критике, особенно, если ее объект легко поддается эмоциональному воздействию. В таких случаях старайтесь всеми способами оградить себя от общения с такими людьми.

© 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство