Детство" презентация урока для интерактивной доски по чтению (3 класс) на тему. Презентация "Суриков. Детство" презентация урока для интерактивной доски по чтению (3 класс) на тему Только вы светлы

Детство" презентация урока для интерактивной доски по чтению (3 класс) на тему. Презентация "Суриков. Детство" презентация урока для интерактивной доски по чтению (3 класс) на тему Только вы светлы

Слайд 2

Родился Иван Захарович Суриков 6 апреля 1841 года в глухой деревне Новосёлово Ярославской губернии в семье крепостного крестьянина. Восьми лет мальчика привезли в школу в Москву, где отец завёл небольшую лавку. Иван Суриков самостоятельно учился грамоте и первые стихи начал писать под впечатлением от прочитанных стихов Александра Сергеевича Пушкина.

Слайд 3

В 1862 году И.Суриков познакомился с Плещеевым, который оценил талант поэта- самоучки и помог опубликовать стихи в печать. Многие стихи поэта посвящены русской природы и детям: «Утро», «Детство», «В ночном», «Зима». А некоторые стихи стали народными песнями, среди которых особенно популярны «Рябина», «Степь да степь кругом».

Слайд 4

Беседа по содержанию

Какой период жизни человека описан И.З.Суриковым? От чьего имени ведётся повествование? Что говорит автор о своём детстве?

Слайд 5

Словарная работа

Ветхий- разрушающийся от старости, дряхлый. Лапти –крестьянская обувь, сплетённая из лыка. Светец- церковная книга с перечнем праздников и святых по дням их поминания. Омрачали – сделать мрачным, темным

Слайд 6

Выборочное чтение

Задание. Вам необходимо строками из стихотворения доказать, что такими чертами обладал поэт. Подвижный Выносливый Любознательный впечатлительный

Слайд 7

Беседа о сказках

Кто из вас любит сказки? Какая ваша любимая сказка

Слайд 8

Работа с иллюстрациями к стихотворению И.З.Сурикова «Детство»

  • Слайд 9

    Стихотворение С.А. Резникова

    Только в школе я читаю,Книжки редко я беру.Спотыкаюсь я читая,Словно соня на ходу. В чём проблема и мученье? В чём загвоздка, наконец? Дома мало, мало чтенья, Кто читает, молодец!Помогает папа с мамойСказки и стихи узнать.Вместе мы сидим у лампы,Вместе учимся читать. В доме есть библиотека, Есть что выбрать, полистать. Из 20-го из века Мудрость я могу вобрать!Нет проблем и нет мученья,Просто рада вся семья:Дружба с книгой - вот мгновеньеСтановления меня!

    Посмотреть все слайды

    Иван Захарович Суриков Детство Учитель начальных классов Кириллова Е.В. МБОУСОШСусанино Хабаровский край Ульчский район 2016г.

    Какой раздел мы изучаем? Что в этом разделе мы изучаем? Знаете ли вы, что такое стихотворение? Чем отличаются стихи от рассказов? Стихи каких поэтов мы с вами изучили на прошлых уроках? Почему эти стихи включены в раздел «Снег летает и сверкает»?

    Сегодня мы познакомимся с ещё одним поэтом, познакомимся с его стихотворением. Сегодня мы откроем для себя новое имя в данном разделе. Это Иван Захарович Суриков. Родился Иван Захарович Суриков 6 апреля 1841 года в деревне Новосёлово Ярославс- кой губернии. В 1849 году отец завёл в Мо- скве небольшую лавку. Ваня самостоятельно учился грамоте и первые стихи начал писать под впечатлением прочитанных стихов Многие стихи поэта посвящены русской при- роде и детям: «Утро», «Детство», «В ночном», «Зима». А некоторые стихи стали народными песнями («Рябина», «Степь да степь кругом»).

    Чтобы предположить, о чём пойдет речь в этом стихотворении, обратимся к опорным словам: Моя деревня мой дом качусь я в санках друзья-мальчишки Как думаете, о чём пойдёт речь в стихотворении, какую тему затронул поэт? (О детях, зимних забавах.)

    Прослушаем стихотворение. Отметьте не понятные для вас слова. Ветхая– старая Прялка – инструмент для изготовления ниток. Светец – подставка для лучины или свечи. Смежить – сомкнуть, закрыть глаза. Омрачать – делать грустным, печальным. Лапти – крестьянская обувь, сплетённая из лыка, берёсты. Сердце так и мрёт – замирает. Перезябнешь – замёрзнешь

    Стихотворение Ивана Захаровича Сурикова называется «Детство». Почему Суриков затронул эту тему в своем творчестве? (Детство – беззаботная пора.) Многие писатели, художники, музыканты неоднократно в своём творчестве обращались к теме детства, потому что считали его самой беззаботной порой. Воспоминания о детстве у взрослых чаще всего вызывают смешанные чувства: чувства радости и сожаления. Как думаете, почему? (Радость – от пережитых событий, сожаление – время это уже не вернёшь.)

    Какие картины вы себе представляли слушая данное стихотворение? От чьего имени ведёт рассказ поэт? С каким чувством поэт говорит о своём детстве? (С чувством радости и сожаления.) Речевая разминка. Чтобы речь была понятной, яркой, нужно правильно дышать во время чтения. Представьте, что на ваши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуньте снежинки с руки. Повторяем 3 раза. Самостоятельное чтение учащимися. Пробуем читать выразительно!

    Какие события, происходившие с ним в детстве, описывает поэт? Давайте разобьём стих на части и озаглавим каждое событие.

    План: 1. Катание с горы. 2. Тихий вечер в семье. 3. Бабушкины сказки. 5. Волшебный сон. 6. Наступление утра.

    Что поэт считает своим домом? Какую картину описывает автор? (Катание с горы). Что происходит с мальчиком? Какими были воспоминания о катании с горки? А как вы объясните смысл строчки: «И я на бок-хлоп!» Выберите и текста слова, которые использует поэт, чтобы показать особенности того времени в котором происходит действие? Как поэт говорит о вьюге, какое изобразительное средство языка использует? (Олицетворение.) Докажите. («Наделяет» вьюгу способностями живого существа.) Сравните «погоду дома» и «погоду за окном», что можете сказать? Подтвердите ответ словами из текста. (Тихо всё кругом/ вьюга воет за окном.)

    Что приснилось мальчику? Прочитайте. Какие изобразительные средства языка использовал поэт в данном отрывке? (Сравнения.) Приведите примеры (Иван-царевич будто я.) Какие слова помогают вам найти сравнения в тексте. (Слова-помощники: будто, точно.) В каком настроении пребывает мальчик во время сна? (Эмоц. возбуждения, страха). Как меняется настроение с наступлением утра? (Возбуждение и страх сменяются покоем.)

    Как понимаете слова: Весело текли вы, Детские годы? Какое изобразительное средство использует автор? (Олицетворение.) С чем поэт сравнивает детские годы? (С водой.) Почему? (Вода порой течет очень быстро, как и детство.) Каким было детство мальчика? Детство мальчика было радостным и весёлым. Для чего Суриков написал это стихотворение? (Чтобы рассказать о своем детстве.)

    Похожи ли забавы крестьянских детей на ваши? Какая из картин вам особенно запомнилась? Прочитайте строчки, в которых представлена картина: семья зимним вечером. Найдите строки, которые говорят о большой любви мальчика к сказкам. Каким предстает поэт перед нами в этом стихотворении? Какими чертами он обладал? Подвижный Выносливый Любознательный Впечатлительный

    Итог урока. Что нового узнали? С каким русским поэтом познакомились? Чему учились? (Выразительному чтению и анализу стих. произведения.) Для чего нам это нужно? (Выразительно читать наизусть и понимать содержание прочитанного.) Чем необычно стихотворение? (Частая смена действий, событий.) Как художник может рассказать о своём детстве? (Нарисовать картины.)

    Иван Захарович Суриков «Детство» Подготовила учитель начальных классов МОАУ СОШ №2 ЩМР МО Ивахина Галина Александровна ©Ивахина Галина Александровна

    Иван Захарович Суриков

    Биография и творчество Сурикова(рассказ учителя)

    Иван Захарович Суриков родился 25 марта 1841 года в небольшой деревушке Новосёлово Ярославской губернии.

    Его отец, крепостной графа Шереметева, почти постоянно находился на работах в Москве, изредка навещал оставленную в деревне семью.

    Детские годы, самые счастливые в своей жизни, будущий поэт провел в деревне. И мать, и бабушка проявляли о маленьком Ване посильную заботу, старались не лишать ребёнка радостей его возраста. Спустя годы Суриков напишет

    Детства прошлого картины!

    Только вы светлы:

    Выступаете вы ярко

    Из сердечной мглы.

    Навсегда в сердце Сурикова сохранились эти картины, сохранилась любовь к широким деревенским просторам, к неяркой, но трогательной красоте русской природы.

    Девяти лет Суриков переезжает в Москву к отцу, теперь уже владельцу крохотной лавочки.Жизнь его здесь была не сладка, сначала был на побегушках у отца, а потом у дяди.

    Урывками он учился грамоте, сначала у соседок, а потом занимался самообразованием, что отцу было не по вкусу.

    У Ивана рано проявляется потребность сочинять стихи самому.

    В 1871 году вышел первый сборник его стихов. Они очень мелодичны и просты, и расходятся по стране как песни.

    До конца жизни Суриков не смог выбраться из нищеты. Умер рано, в 1880 году от чахотки.

    Жизнь его стала творческим подвигом.

    Словарная работа ЛАПТИ - в старину: крестьянская обувь, сплетенная из лыка, охватывающая только стопу ПРЯЛКА – приспособление для ручного прядения СВЕТЕЦ - подставка для лучины, освещавшей избу Проверь себя

    • С каким стихотворением познакомились на уроке?
    • Чем отличается ваше детство от описанного в стихотворении?
    • Чему учились сегодня на уроке?
    Домашнее задание Выучить первые 4 четверостишия из стихотворения «Детство» По желанию – сделать иллюстрацию к понравившемуся отрывку
    • http://matematikaiskusstvo.ru/gallery/ng--39-.jpg 1 слайд
    • http://player.myshared.ru/394982/data/images/img4.jpg фон
    • http://artinvestment.ru/images/authors/815=816/p815.jpeg слайд 3
    • http://img.tourbina.ru/photos.3/2/6/264230/big.photo/Vot-moya-derevnya.jpg слайд 4
    • http://BU99tvP7_inettools.net_cutmp3 слайд 4
    • http://49f3a48a3b5b слайд 4
    • http://necropol.org/poet-surikov2.jpg слайд 4
    • http://vadiman79.users.photofile.ru/photo/vadiman79/115640146/xlarge/134580801.jpg слайд 4
    • http://s020.radikal.ru/i717/1311/19/bd230ce2a989.jpg слайд 4
    • http://wildkids.pro/uploads/posts/2015-08/1439314695_7296.jpg слайд 4
    • http://s57.radikal.ru/i155/1202/43/b4212ba2b3af.jpg слайд 4
    • http://lanterne.ru/wp-content/uploads/2015/01/Makovsky-700x500.jpg слайд 4
    • http://cp12.nevsepic.com.ua/75/1352555117-0163031-www.nevsepic.com.ua.jpg слайд 4
    • http://4put.ru/pictures/max/268/823458.jpg слайд 4
    • http://russkij-tekst.ru/4/Kartuzniki-na-Suharevoy.jpg слайд 4
    • http://историк.рф/wp-content/uploads/2015/08/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8-%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9.jpg слайд 4
    • http://nevsepic.com.ua/uploads/posts/2011-10/1318767532_www.nevsepic.com.ua-56.jpg слайд 4
    • http://auto.ur.ru/img/books_ill/1005452086.jpg слайд 4
    • http://samplinginterval.ru/img/mpizngntral1406618-75.jpg слайд 4
    • http://lib.rus.ec/cover/377094 слайд 4
    • http://antikvaroshop.ru/image/Small/multimedia/books_covers/1007807841.jpg слайд 4
    • http://img-fotki.yandex.ru/get/9171/55137602.a0/0_c91ed_a85c64a2_XL.jpg слайд 4
    • http://content.foto.mail.ru/mail/weretija/_blogs/i-5913.jpg слайд 4
    • http://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8-%D0%BC%D0%BE%D1%87%D0%B0%D0%BB%D0%B0-19250604.jpg слайд 5
    • http://bashny.net/uploads/images/00/00/13/2013/05/28/e5014747db.jpg слайд 5
    • http://player.myshared.ru/805938/data/images/img8.jpg слайд 5

    Текст “Плотник”. Работа в паре. Один ученик – учитель. Другой ученик. Ученик читает вслух 1-ый абзац, а учитель внимательно слушает, не перебивает. Затем в вежливой форме указывает на количество ошибок и отмечает в маршрутном листе. Затем дети меняются ролями. Только второй ученик читает 2-ой абзац.

    – не забудьте отметить в маршрутном листе. (Приложение 2)

    2. Проверка домашнего задания:

    Вы учили наизусть стихотворение Ф.Тютчева “Весенняя гроза”. Проверка друг друга в парах по маршрутному листу. (Приложение 2)

    3. Постановка цели:

    Чтобы узнать, какое произведение мы будем читать, отгадайте загадки в маршрутном листе. Задание 3. (Приложение 2)

    – Какое слово получилось в выделенном прямоугольнике? (Суриков) Откройте учебники на странице 72, узнайте и на свободной строке запишите имя отчество поэта.

    Рассказ о поэте:

    Будущий поэт родился в Ярославской губернии в глухой деревушке в семье крестьянина. Отец был крепостным, жил в Москве, где у него была небольшая лавка. Восьми лет, после смерти матери, мальчика привезли в Москву. Он помогал отцу в торговле, урывками учился грамоте. Жизнь Сурикова, проводившего все дни в лавке отца, была очень тяжелой. Под впечатлением от стихов Пушкина он тоже стал складывать свои стихи. Но родственников и знакомых это очень раздражало, над юношей жестоко глумились. И лишь после знакомства с поэтом Плещеевым, который оценил талант Сурикова, Суриков издает свои сборники стихов.

    Стихи его отличаются мелодичностью и простотой. Их основная тема – тяжелое положение народа. Некоторые стихи стали популярными народными песнями. (Рябина, степь да степь кругом). На слова Сурикова музыку писал П.И Чайковский. Не в силах вырваться из тисков нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьем. Умер он от чахотки в расцвете своего большого таланта. Ему было только 39 лет.

    4. Работа по теме:

    – Вы любите зимние забавы? Какие?

    Я рассказала вам о трудной жизни Ивана Сурикова. Но до 8 лет, пока жива была его мама, ему жилось очень хорошо. И детство свое он считает счастливым.

    Словарная работа: В маршрутном листе. (Приложение 2)

    Кубарем качуся – стремительно, быстро (кубарь – детская игрушка в форме шара или цилиндра (обычно деревянного) с приделанной к нему остроконечной ножкой, на которой он вертится подобно волчку.)

    Ветхий – дряхлый, пришедший в негодность от долгого употребления.

    Лапти – крестьянская обувь, сплетенная из лыка

    Светец – САМИ ИЗ СЛОВАРЯ УЧЕБНИКА

    Омрачали – сделать мрачным, темным

    Смежить – сомкнуть, закрыть

    Я читаю стихотворение, а вы следите и думаете, что вспоминает автор из своего детства.

    Прочитайте 1-ую часть поочереди друг другу.

    Учитель . Какую картину вы себе представили при чтении этой части?

    Ученик. Я себе представил катание детей на санках.

    Учитель. А где происходило событие?

    Ученик. В деревне.

    Учитель. Я хочу обратить ваше внимание на повторы: каждая строка первого четверостишия начинается со слова “вот”. Почему? Ведь мы с вами повторы не очень-то одобряли в устной и письменной речи. Здесь же они имеют смысл. Какой же? Вчитайтесь еще раз в первые строчки стихотворения.

    Дети. – Наверное, этим словом автор хочет обратить наше внимание на то, что было очень важно и памятно в его жизни...
    – На то, что больше ему запомнилось: деревня, дом, горка, друзья.
    – Автор хочет, чтобы мы тоже увидели эти картины и лучше их представили.
    – Поэт как бы указывает этим словом на что-то важное, о чем он будет рассказывать дальше.

    Учитель. И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки?

    Ученик. Оно было неудачным: мальчик свалился в сугроб.

    Учитель. А как вы объясните смысл строчки: “И я на бок – хлоп!”?

    Ученик. Это значит, что мальчик упал неожиданно. Он ударился и, наверное, ушибся.

    Учитель. А как себя чувствовал мальчик, можете вычитать?

    Ученица. Плохо. Ему было холодно:

    “Все лицо и руки
    Залепил мне снег...”

    Ученик. И больно ему было.

    Ученица.

    “Мне в сугробе горе,
    А ребятам смех!..”

    Учитель. А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?

    Дети. – Да!
    – И очень часто!

    Учитель. И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы?

    Ученик. Мне очень часто приходилось падать в снег. Конечно, это неприятно, но все равно я люблю кататься с горы. Это же веселое занятие, несмотря ни на что.

    Ученик. Я думаю, что с радостным, – ведь все, что с ним было, уже в прошлом, а зимние забавы – это радостное событие в жизни каждого человека. Это я по себе знаю.

    Учитель . Значит, мы можем сделать вывод из этой части, что мальчик был счастлив?

    Дети. Да, конечно!

    – Ответьте на вопрос в маршрутном листе. (Приложение 2)

    Прочитайте 2-ую часть по-очереди друг другу.

    Учитель. А теперь прочитайте про себя следующие пять четверостиший и попробуйте представить себе еще одну картинку, которая всплыла в памяти автора.

    (Ребята читают самостоятельно 2-ю часть стихотворения.)

    Учитель . А теперь выясним, о чем же рассказывает автор в этой части?

    Ученик. О сказках.

    Учитель. А вы догадались, какую сказку бабушка рассказывала внуку?

    Ученик. Я догадался: это сказка “Иван-царевич и серый волк”.

    Учитель. А что чувствовал мальчик, слушая эту сказку? Найдите в тексте.

    Дети. – Ему было страшно: “Сердце так и мрет”, то есть сердце у него замирало от страха.
    – А я думаю, что сердце у него замирало не от страха, а от восторга, ведь сказка была волшебная, и мальчик слушал ее с интересом, даже с восторгом.
    – А я все-таки думаю, что от страха. Дальше ведь говорится: “Я прижмусь к старушке...”, значит, ему было немного страшно, хотя и интересно, конечно.

    Учитель. А как вы думаете, для чего автор вставил в текст строчки:

    “А в трубе сердито
    Ветер злой поет”?

    Ребята. – Наверное, чтобы подчеркнуть состояние мальчика, что ему было страшно.
    – А может быть, мальчику ветер тоже представился сердитым, злым, сказочным чудовищем.

    Учитель. Вот видите, какой “секрет” мы еще открыли: образ злого, сердитого ветра помогает нам понять то душевное состояние, которое испытывал мальчик, слушая сказку.

    Учитель. А теперь я хочу обратить ваше внимание на то, как автор говорит о сказках бабушки, и на то, как она их рассказывает. Прочитайте в тексте.

    Дети. – “Тихо речь журчит”. Это значит, что бабушка рассказывала сказки тихо.
    – А еще очень складно...
    – “Складно да ладно”.
    – А мне кажется, автор сравнивает речь бабушки с ручейком.

    Учитель. А откуда ты узнал? Разве автор говорит здесь, что речь бабушки похожа на ручеек?

    Ученик. Нет, но здесь есть слово “журчит”, а журчит ручеек, вода в ручейке, и я догадался.

    Дети. – О плавной и красивой...
    – О тихой и приятной...
    – О правильной, ровной, связной.

    Учитель. Ну, что же, молодцы, ребята. Вы очень наблюдательны. И возможно, правы.

    Учитель. Вот видите: все стихотворение – сплошные страсти. А мы продолжаем утверждать, что мальчик счастлив. А он стольких страхов натерпелся!

    Дети. – Но ведь это же во сне!
    – И в сказке. А в сказках иногда говорится о страшном и злом, но мы знаем, что побеждает добро.
    – А еще сказки многому учат, хоть и страшно бывает, но зато из сказок мы узнаем, что надо делать и как поступать в трудных случаях.
    – А мальчик тоже очень любил сказки, автор вот здесь пишет:

    “И начну у бабки
    Сказки я просить...”

    Учитель. Молодцы, ребята, вы меня убедили. Найдите строчки, в которых заключена главная мысль. Запишите.

    (Ученики читают последнее четверостишие.)

    Учитель. А как надо эти слова понимать?

    Дети. – Веселого, хорошего было больше в детстве мальчика.
    – У него были огорчения, но все уже в прошлом, и автор их вспоминает тоже по-доброму, легко.
    – А еще рядом с мальчиком была его добрая бабушка, которая успокаивала, дарила ему сказки.

    Учитель. Да, вы правы ребята, именно так и надо понимать заключительные слова стихотворения: жизнь очень сложная, она состоит из маленьких и больших событий. Все случается даже в детской жизни. А порой маленькие огорчения кажутся маленькому человеку горем, бедой, ребята очень тяжело их переживают, но потом все проходит, забывается, остаются хорошие воспоминания. Детские годы – это действительно веселые, золотые годы, они проходят рядом с родными взрослыми, которые помогают детям чувствовать себя счастливыми. Именно об этом и хотел рассказать нам Суриков.

    5. Подведение итогов:

    – Поднимите руку, кому захотелось выучить это стихотворение наизусть?
    – Посчитайте количество баллов, оцените свою работу в маршрутном листе. (Приложение 2)

    Домашнее задание: выучить наизусть понравившийся отрывок.

  • © 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство