Слайд 2
Родился Иван Захарович Суриков 6 апреля 1841 года в глухой деревне Новосёлово Ярославской губернии в семье крепостного крестьянина. Восьми лет мальчика привезли в школу в Москву, где отец завёл небольшую лавку. Иван Суриков самостоятельно учился грамоте и первые стихи начал писать под впечатлением от прочитанных стихов Александра Сергеевича Пушкина.
Слайд 3
В 1862 году И.Суриков познакомился с Плещеевым, который оценил талант поэта- самоучки и помог опубликовать стихи в печать. Многие стихи поэта посвящены русской природы и детям: «Утро», «Детство», «В ночном», «Зима». А некоторые стихи стали народными песнями, среди которых особенно популярны «Рябина», «Степь да степь кругом».
Слайд 4
Беседа по содержанию
Какой период жизни человека описан И.З.Суриковым? От чьего имени ведётся повествование? Что говорит автор о своём детстве?
Слайд 5
Словарная работа
Ветхий- разрушающийся от старости, дряхлый. Лапти –крестьянская обувь, сплетённая из лыка. Светец- церковная книга с перечнем праздников и святых по дням их поминания. Омрачали – сделать мрачным, темным
Слайд 6
Выборочное чтение
Задание. Вам необходимо строками из стихотворения доказать, что такими чертами обладал поэт. Подвижный Выносливый Любознательный впечатлительный
Слайд 7
Беседа о сказках
Кто из вас любит сказки? Какая ваша любимая сказка
Слайд 8
Работа с иллюстрациями к стихотворению И.З.Сурикова «Детство»
Слайд 9
Стихотворение С.А. Резникова
Только в школе я читаю,Книжки редко я беру.Спотыкаюсь я читая,Словно соня на ходу. В чём проблема и мученье? В чём загвоздка, наконец? Дома мало, мало чтенья, Кто читает, молодец!Помогает папа с мамойСказки и стихи узнать.Вместе мы сидим у лампы,Вместе учимся читать. В доме есть библиотека, Есть что выбрать, полистать. Из 20-го из века Мудрость я могу вобрать!Нет проблем и нет мученья,Просто рада вся семья:Дружба с книгой - вот мгновеньеСтановления меня!
Посмотреть все слайды
Иван Захарович Суриков Детство Учитель начальных классов Кириллова Е.В. МБОУСОШСусанино Хабаровский край Ульчский район 2016г.
Какой раздел мы изучаем? Что в этом разделе мы изучаем? Знаете ли вы, что такое стихотворение? Чем отличаются стихи от рассказов? Стихи каких поэтов мы с вами изучили на прошлых уроках? Почему эти стихи включены в раздел «Снег летает и сверкает»?
Сегодня мы познакомимся с ещё одним поэтом, познакомимся с его стихотворением. Сегодня мы откроем для себя новое имя в данном разделе. Это Иван Захарович Суриков. Родился Иван Захарович Суриков 6 апреля 1841 года в деревне Новосёлово Ярославс- кой губернии. В 1849 году отец завёл в Мо- скве небольшую лавку. Ваня самостоятельно учился грамоте и первые стихи начал писать под впечатлением прочитанных стихов Многие стихи поэта посвящены русской при- роде и детям: «Утро», «Детство», «В ночном», «Зима». А некоторые стихи стали народными песнями («Рябина», «Степь да степь кругом»).
Чтобы предположить, о чём пойдет речь в этом стихотворении, обратимся к опорным словам: Моя деревня мой дом качусь я в санках друзья-мальчишки Как думаете, о чём пойдёт речь в стихотворении, какую тему затронул поэт? (О детях, зимних забавах.)
Прослушаем стихотворение. Отметьте не понятные для вас слова. Ветхая– старая Прялка – инструмент для изготовления ниток. Светец – подставка для лучины или свечи. Смежить – сомкнуть, закрыть глаза. Омрачать – делать грустным, печальным. Лапти – крестьянская обувь, сплетённая из лыка, берёсты. Сердце так и мрёт – замирает. Перезябнешь – замёрзнешь
Стихотворение Ивана Захаровича Сурикова называется «Детство». Почему Суриков затронул эту тему в своем творчестве? (Детство – беззаботная пора.) Многие писатели, художники, музыканты неоднократно в своём творчестве обращались к теме детства, потому что считали его самой беззаботной порой. Воспоминания о детстве у взрослых чаще всего вызывают смешанные чувства: чувства радости и сожаления. Как думаете, почему? (Радость – от пережитых событий, сожаление – время это уже не вернёшь.)
Какие картины вы себе представляли слушая данное стихотворение? От чьего имени ведёт рассказ поэт? С каким чувством поэт говорит о своём детстве? (С чувством радости и сожаления.) Речевая разминка. Чтобы речь была понятной, яркой, нужно правильно дышать во время чтения. Представьте, что на ваши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуньте снежинки с руки. Повторяем 3 раза. Самостоятельное чтение учащимися. Пробуем читать выразительно!
Какие события, происходившие с ним в детстве, описывает поэт? Давайте разобьём стих на части и озаглавим каждое событие.
План: 1. Катание с горы. 2. Тихий вечер в семье. 3. Бабушкины сказки. 5. Волшебный сон. 6. Наступление утра.
Что поэт считает своим домом? Какую картину описывает автор? (Катание с горы). Что происходит с мальчиком? Какими были воспоминания о катании с горки? А как вы объясните смысл строчки: «И я на бок-хлоп!» Выберите и текста слова, которые использует поэт, чтобы показать особенности того времени в котором происходит действие? Как поэт говорит о вьюге, какое изобразительное средство языка использует? (Олицетворение.) Докажите. («Наделяет» вьюгу способностями живого существа.) Сравните «погоду дома» и «погоду за окном», что можете сказать? Подтвердите ответ словами из текста. (Тихо всё кругом/ вьюга воет за окном.)
Что приснилось мальчику? Прочитайте. Какие изобразительные средства языка использовал поэт в данном отрывке? (Сравнения.) Приведите примеры (Иван-царевич будто я.) Какие слова помогают вам найти сравнения в тексте. (Слова-помощники: будто, точно.) В каком настроении пребывает мальчик во время сна? (Эмоц. возбуждения, страха). Как меняется настроение с наступлением утра? (Возбуждение и страх сменяются покоем.)
Как понимаете слова: Весело текли вы, Детские годы? Какое изобразительное средство использует автор? (Олицетворение.) С чем поэт сравнивает детские годы? (С водой.) Почему? (Вода порой течет очень быстро, как и детство.) Каким было детство мальчика? Детство мальчика было радостным и весёлым. Для чего Суриков написал это стихотворение? (Чтобы рассказать о своем детстве.)
Похожи ли забавы крестьянских детей на ваши? Какая из картин вам особенно запомнилась? Прочитайте строчки, в которых представлена картина: семья зимним вечером. Найдите строки, которые говорят о большой любви мальчика к сказкам. Каким предстает поэт перед нами в этом стихотворении? Какими чертами он обладал? Подвижный Выносливый Любознательный Впечатлительный
Итог урока. Что нового узнали? С каким русским поэтом познакомились? Чему учились? (Выразительному чтению и анализу стих. произведения.) Для чего нам это нужно? (Выразительно читать наизусть и понимать содержание прочитанного.) Чем необычно стихотворение? (Частая смена действий, событий.) Как художник может рассказать о своём детстве? (Нарисовать картины.)
Иван Захарович Суриков «Детство» Подготовила учитель начальных классов МОАУ СОШ №2 ЩМР МО Ивахина Галина Александровна ©Ивахина Галина Александровна
Иван Захарович Суриков
Биография и творчество Сурикова(рассказ учителя)
Иван Захарович Суриков родился 25 марта 1841 года в небольшой деревушке Новосёлово Ярославской губернии.
Его отец, крепостной графа Шереметева, почти постоянно находился на работах в Москве, изредка навещал оставленную в деревне семью.
Детские годы, самые счастливые в своей жизни, будущий поэт провел в деревне. И мать, и бабушка проявляли о маленьком Ване посильную заботу, старались не лишать ребёнка радостей его возраста. Спустя годы Суриков напишет
Детства прошлого картины!
Только вы светлы:
Выступаете вы ярко
Из сердечной мглы.
Навсегда в сердце Сурикова сохранились эти картины, сохранилась любовь к широким деревенским просторам, к неяркой, но трогательной красоте русской природы.
Девяти лет Суриков переезжает в Москву к отцу, теперь уже владельцу крохотной лавочки.Жизнь его здесь была не сладка, сначала был на побегушках у отца, а потом у дяди.
Урывками он учился грамоте, сначала у соседок, а потом занимался самообразованием, что отцу было не по вкусу.
У Ивана рано проявляется потребность сочинять стихи самому.
В 1871 году вышел первый сборник его стихов. Они очень мелодичны и просты, и расходятся по стране как песни.
До конца жизни Суриков не смог выбраться из нищеты. Умер рано, в 1880 году от чахотки.
Жизнь его стала творческим подвигом.
Словарная работа ЛАПТИ - в старину: крестьянская обувь, сплетенная из лыка, охватывающая только стопу ПРЯЛКА – приспособление для ручного прядения СВЕТЕЦ - подставка для лучины, освещавшей избу Проверь себя
- С каким стихотворением познакомились на уроке?
- Чем отличается ваше детство от описанного в стихотворении?
- Чему учились сегодня на уроке?
- http://matematikaiskusstvo.ru/gallery/ng--39-.jpg 1 слайд
- http://player.myshared.ru/394982/data/images/img4.jpg фон
- http://artinvestment.ru/images/authors/815=816/p815.jpeg слайд 3
- http://img.tourbina.ru/photos.3/2/6/264230/big.photo/Vot-moya-derevnya.jpg слайд 4
- http://BU99tvP7_inettools.net_cutmp3 слайд 4
- http://49f3a48a3b5b слайд 4
- http://necropol.org/poet-surikov2.jpg слайд 4
- http://vadiman79.users.photofile.ru/photo/vadiman79/115640146/xlarge/134580801.jpg слайд 4
- http://s020.radikal.ru/i717/1311/19/bd230ce2a989.jpg слайд 4
- http://wildkids.pro/uploads/posts/2015-08/1439314695_7296.jpg слайд 4
- http://s57.radikal.ru/i155/1202/43/b4212ba2b3af.jpg слайд 4
- http://lanterne.ru/wp-content/uploads/2015/01/Makovsky-700x500.jpg слайд 4
- http://cp12.nevsepic.com.ua/75/1352555117-0163031-www.nevsepic.com.ua.jpg слайд 4
- http://4put.ru/pictures/max/268/823458.jpg слайд 4
- http://russkij-tekst.ru/4/Kartuzniki-na-Suharevoy.jpg слайд 4
- http://историк.рф/wp-content/uploads/2015/08/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8-%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9.jpg слайд 4
- http://nevsepic.com.ua/uploads/posts/2011-10/1318767532_www.nevsepic.com.ua-56.jpg слайд 4
- http://auto.ur.ru/img/books_ill/1005452086.jpg слайд 4
- http://samplinginterval.ru/img/mpizngntral1406618-75.jpg слайд 4
- http://lib.rus.ec/cover/377094 слайд 4
- http://antikvaroshop.ru/image/Small/multimedia/books_covers/1007807841.jpg слайд 4
- http://img-fotki.yandex.ru/get/9171/55137602.a0/0_c91ed_a85c64a2_XL.jpg слайд 4
- http://content.foto.mail.ru/mail/weretija/_blogs/i-5913.jpg слайд 4
- http://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8-%D0%BC%D0%BE%D1%87%D0%B0%D0%BB%D0%B0-19250604.jpg слайд 5
- http://bashny.net/uploads/images/00/00/13/2013/05/28/e5014747db.jpg слайд 5
- http://player.myshared.ru/805938/data/images/img8.jpg слайд 5
Текст “Плотник”. Работа в паре. Один ученик – учитель. Другой ученик. Ученик читает вслух 1-ый абзац, а учитель внимательно слушает, не перебивает. Затем в вежливой форме указывает на количество ошибок и отмечает в маршрутном листе. Затем дети меняются ролями. Только второй ученик читает 2-ой абзац.
– не забудьте отметить в маршрутном листе. (Приложение 2)
2. Проверка домашнего задания:
Вы учили наизусть стихотворение Ф.Тютчева “Весенняя гроза”. Проверка друг друга в парах по маршрутному листу. (Приложение 2)
3. Постановка цели:
Чтобы узнать, какое произведение мы будем читать, отгадайте загадки в маршрутном листе. Задание 3. (Приложение 2)
– Какое слово получилось в выделенном прямоугольнике? (Суриков) Откройте учебники на странице 72, узнайте и на свободной строке запишите имя отчество поэта.
Рассказ о поэте:
Будущий поэт родился в Ярославской губернии в глухой деревушке в семье крестьянина. Отец был крепостным, жил в Москве, где у него была небольшая лавка. Восьми лет, после смерти матери, мальчика привезли в Москву. Он помогал отцу в торговле, урывками учился грамоте. Жизнь Сурикова, проводившего все дни в лавке отца, была очень тяжелой. Под впечатлением от стихов Пушкина он тоже стал складывать свои стихи. Но родственников и знакомых это очень раздражало, над юношей жестоко глумились. И лишь после знакомства с поэтом Плещеевым, который оценил талант Сурикова, Суриков издает свои сборники стихов.
Стихи его отличаются мелодичностью и простотой. Их основная тема – тяжелое положение народа. Некоторые стихи стали популярными народными песнями. (Рябина, степь да степь кругом). На слова Сурикова музыку писал П.И Чайковский. Не в силах вырваться из тисков нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьем. Умер он от чахотки в расцвете своего большого таланта. Ему было только 39 лет.
4. Работа по теме:
– Вы любите зимние забавы? Какие?
Я рассказала вам о трудной жизни Ивана Сурикова. Но до 8 лет, пока жива была его мама, ему жилось очень хорошо. И детство свое он считает счастливым.
Словарная работа: В маршрутном листе. (Приложение 2)
Кубарем качуся – стремительно, быстро (кубарь – детская игрушка в форме шара или цилиндра (обычно деревянного) с приделанной к нему остроконечной ножкой, на которой он вертится подобно волчку.)
Ветхий – дряхлый, пришедший в негодность от долгого употребления.
Лапти – крестьянская обувь, сплетенная из лыка
Светец – САМИ ИЗ СЛОВАРЯ УЧЕБНИКА
Омрачали – сделать мрачным, темным
Смежить – сомкнуть, закрыть
Я читаю стихотворение, а вы следите и думаете, что вспоминает автор из своего детства.
Прочитайте 1-ую часть поочереди друг другу.
Учитель . Какую картину вы себе представили при чтении этой части?
Ученик. Я себе представил катание детей на санках.
Учитель. А где происходило событие?
Ученик. В деревне.
Учитель. Я хочу обратить ваше внимание на повторы: каждая строка первого четверостишия начинается со слова “вот”. Почему? Ведь мы с вами повторы не очень-то одобряли в устной и письменной речи. Здесь же они имеют смысл. Какой же? Вчитайтесь еще раз в первые строчки стихотворения.
Дети.
– Наверное, этим словом автор хочет обратить наше внимание на
то, что было очень важно и памятно в его жизни...
– На то, что больше ему запомнилось: деревня, дом, горка, друзья.
– Автор хочет, чтобы мы тоже увидели эти картины и лучше их представили.
– Поэт как бы указывает этим словом на что-то важное, о чем он будет
рассказывать дальше.
Учитель. И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки?
Ученик. Оно было неудачным: мальчик свалился в сугроб.
Учитель. А как вы объясните смысл строчки: “И я на бок – хлоп!”?
Ученик. Это значит, что мальчик упал неожиданно. Он ударился и, наверное, ушибся.
Учитель. А как себя чувствовал мальчик, можете вычитать?
Ученица. Плохо. Ему было холодно:
“Все лицо и руки
Залепил мне снег...”
Ученик. И больно ему было.
Ученица.
“Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!..”
Учитель. А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?
Дети.
– Да!
– И очень часто!
Учитель. И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы?
Ученик. Мне очень часто приходилось падать в снег. Конечно, это неприятно, но все равно я люблю кататься с горы. Это же веселое занятие, несмотря ни на что.
Ученик. Я думаю, что с радостным, – ведь все, что с ним было, уже в прошлом, а зимние забавы – это радостное событие в жизни каждого человека. Это я по себе знаю.
Учитель . Значит, мы можем сделать вывод из этой части, что мальчик был счастлив?
Дети. Да, конечно!
– Ответьте на вопрос в маршрутном листе. (Приложение 2)
Прочитайте 2-ую часть по-очереди друг другу.
Учитель. А теперь прочитайте про себя следующие пять четверостиший и попробуйте представить себе еще одну картинку, которая всплыла в памяти автора.
(Ребята читают самостоятельно 2-ю часть стихотворения.)
Учитель . А теперь выясним, о чем же рассказывает автор в этой части?
Ученик. О сказках.
Учитель. А вы догадались, какую сказку бабушка рассказывала внуку?
Ученик. Я догадался: это сказка “Иван-царевич и серый волк”.
Учитель. А что чувствовал мальчик, слушая эту сказку? Найдите в тексте.
Дети.
– Ему было страшно: “Сердце так и мрет”, то есть сердце у него
замирало от страха.
– А я думаю, что сердце у него замирало не от страха, а от восторга, ведь сказка
была волшебная, и мальчик слушал ее с интересом, даже с восторгом.
– А я все-таки думаю, что от страха. Дальше ведь говорится: “Я прижмусь к
старушке...”, значит, ему было немного страшно, хотя и интересно, конечно.
Учитель. А как вы думаете, для чего автор вставил в текст строчки:
“А в трубе сердито
Ветер злой поет”?
Ребята.
– Наверное, чтобы подчеркнуть состояние мальчика, что ему было
страшно.
– А может быть, мальчику ветер тоже представился сердитым, злым, сказочным
чудовищем.
Учитель. Вот видите, какой “секрет” мы еще открыли: образ злого, сердитого ветра помогает нам понять то душевное состояние, которое испытывал мальчик, слушая сказку.
Учитель. А теперь я хочу обратить ваше внимание на то, как автор говорит о сказках бабушки, и на то, как она их рассказывает. Прочитайте в тексте.
Дети.
– “Тихо речь журчит”. Это значит, что бабушка рассказывала
сказки тихо.
– А еще очень складно...
– “Складно да ладно”.
– А мне кажется, автор сравнивает речь бабушки с ручейком.
Учитель. А откуда ты узнал? Разве автор говорит здесь, что речь бабушки похожа на ручеек?
Ученик. Нет, но здесь есть слово “журчит”, а журчит ручеек, вода в ручейке, и я догадался.
Дети.
– О плавной и красивой...
– О тихой и приятной...
– О правильной, ровной, связной.
Учитель. Ну, что же, молодцы, ребята. Вы очень наблюдательны. И возможно, правы.
Учитель. Вот видите: все стихотворение – сплошные страсти. А мы продолжаем утверждать, что мальчик счастлив. А он стольких страхов натерпелся!
Дети.
– Но ведь это же во сне!
– И в сказке. А в сказках иногда говорится о страшном и злом, но мы знаем, что
побеждает добро.
– А еще сказки многому учат, хоть и страшно бывает, но зато из сказок мы узнаем,
что надо делать и как поступать в трудных случаях.
– А мальчик тоже очень любил сказки, автор вот здесь пишет:
“И начну у бабки
Сказки я просить...”
Учитель. Молодцы, ребята, вы меня убедили. Найдите строчки, в которых заключена главная мысль. Запишите.
(Ученики читают последнее четверостишие.)
Учитель. А как надо эти слова понимать?
Дети.
– Веселого, хорошего было больше в детстве мальчика.
– У него были огорчения, но все уже в прошлом, и автор их вспоминает тоже
по-доброму, легко.
– А еще рядом с мальчиком была его добрая бабушка, которая успокаивала, дарила
ему сказки.
Учитель. Да, вы правы ребята, именно так и надо понимать заключительные слова стихотворения: жизнь очень сложная, она состоит из маленьких и больших событий. Все случается даже в детской жизни. А порой маленькие огорчения кажутся маленькому человеку горем, бедой, ребята очень тяжело их переживают, но потом все проходит, забывается, остаются хорошие воспоминания. Детские годы – это действительно веселые, золотые годы, они проходят рядом с родными взрослыми, которые помогают детям чувствовать себя счастливыми. Именно об этом и хотел рассказать нам Суриков.
5. Подведение итогов:
– Поднимите руку, кому захотелось выучить это стихотворение наизусть?
– Посчитайте количество баллов, оцените свою работу в маршрутном листе.
(Приложение 2)
Домашнее задание: выучить наизусть понравившийся отрывок.