Порядок проведения службы в православной церкви последовательность. Во сколько начинается и заканчивается утренняя, вечерняя, субботняя, воскресная и ночная служба в церкви в будние и праздничные дни, Рождественская, на Крещение, Сретенье, Благовещенье, В

Порядок проведения службы в православной церкви последовательность. Во сколько начинается и заканчивается утренняя, вечерняя, субботняя, воскресная и ночная служба в церкви в будние и праздничные дни, Рождественская, на Крещение, Сретенье, Благовещенье, В

А причастие это приём (с должной подготовкой) святых даров. Причастие, это как новая свежая рубашка — на грязное тело одевать нельзя. Причастие дается как награда за и усиленное чтение молитв.

1.Как подготовиться к службе в церкви в воскресенье (к Литургии)правильно, если хотите причаститься?

Если вы решили посетить храм в воскресенье «по полной», то следует заранее подготовится. Воскресная утренняя «самая сильная» служба в церкви называется Литургия (когда причащаются, то есть священник даёт «кровь и тело христово » =кусочек хлеба в вине). Можно много говорить о пользе причастия, но тут мы поговорим о том, как к нему приготовиться:

-Готовиться нужно за пару дней.

— Надо попоститься хотя бы пятницу и субботу: не есть животной пищи, не грешить: не выпивать спиртного, не совершать «супружескую близость», стараться не материться, не обижать и не обижаться.
— в субботу прочитать на ночь 3 канона (займет времени около 40 минут) (канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, канон молебный ко Пресвятой Богородице, канон Ангелу-Хранителю) + ещё минут 35 «Последование ко Святому Причащению.»
— вечером надо также прочитать молитвы на сон грядущий (около 20 минут)
— после полуночи не есть, не пить и не курить, то есть лечь спать до 00-00.

2.Когда приходить в церковь перед утренней воскресной службой (Литургией)? Когда начало воскресной службы утром?

В церковь приходим примерно в 7-20 (но лучше смотрите расписание).
До этого времени надо:
— быть строго натощак в т.ч. не курить. Можно только почистить зубы, и то стараться ничего не глотать.
– прочитать утреннее правило (мин 15-20)

В самой церкви? когда идет Литургия и Причастие:

пишем записки за здравие и за упокой (можно простые)
— подходим и целуем центральную икону.
ставим свечки кому хотим (я обычно ставлю 3 свечки: на главный подсвечник,святому на желанию и за упокой).

Во время самой службы свечки ставить не надо, так как это отвлекает всех.

— занимаем очередь на исповедь. Она начинается обычно в 7-30 (опять же смотрите расписание богослужений именно в вашем храме). Исповедуемся.
— занимаем место: мужчины в правой стороне храма, женщины в левой.
— Литургия идет около 2 часов. Всё это время слушаем молитвы, думаем « о жизни, что где сделали неправильно» и всё время повторяем «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя грешного».

Время обычно проходит быстро, когда идёт Литургия и Причастие.

Литургия вынос

Когда все начали читать «Символ веры» — значит скоро будет само причастие.
— Когда все начали читать «Отче наш» — значит причастие будет совсем скоро.
— Когда первый раз священник выносит 2 большие чаши – то просто клоним голову.
— Когда священник выносит малую чашу (она с причастием) – то кланяемся ,становясь на колени.
— Могут понести по церкви подносы для милостыни. Пожертвуйте туда денежку, сколько не жалко.

3.Что делать во время самого причастия?

— Причастие: сначала причащаются малые дети, потом мужчины, потом женщины. Причащаться имеет право только тот, кто правильно готовился. Не гневайте Бога.
— При подходе к причастию скрещиваем руки на груди (правая наверху). Подходим к чаше как можно ближе. Не крестимся, чтобы не задеть чащу. Называем имя, открываем рот, кушаем с ложечка Причастие, даем себя вытереть, целуем чашу и идем заедать и запивать.
— На специальном столике берём маленькую чашечку с запивкой и кусочек просфоры. Заедают и запивают для того, чтобы кусочки Причастия полностью попали внутрь, а не вылетели случайно со слюной или ещё как-нибудь. Лучше сначала запить, потом съесть просфору.
— Дожидаемся конца службы, чтобы поцеловать крест. Священник может сказать «Причастники, выслушайте слова благодарственной молитвы» — тогда идем слушать молитву. Если этого не произошло, то сами дома читаем » Благодарственные молитвы по святому Причащению «.

4.Что делать после того, как причастился?

— на колени уже нигде не встаем: ни перед иконами, ни в остатке службы
— ждем конца службы и целуем крест священника.
— читаем благодарственные молитвы по Святом Причащении
— можно идти домой. Сразу после причастия не в коем случае сразу не курите и не пейте спиртного (сначала хотя бы поешьте нормально). Не оскверняйте Причастие.

А теперь все по порядку. Церковные службы или общественные богослужения - это основное предназначение всех храмов. Ежедневно проводятся вечерние, утренние и дневные богослужения и каждое из них состоит из трех видов служб. Таким образом получается, что в сутки проводится 9 богослужений, которые повторяются изо дня в день, поэтому такие ежедневные службы носят название суточного круга.

Также существует семидмичный круг богослужений - последовательность служб, повторяющихся в пределах 1 недели (1 седмицы). Есть службы, которые проводятся раз в год, они называются годичными. Церковный колокол созывает всех верующих в храм на молитву, но лучше приходить в церковь заранее, чтобы успеть до начала службы приложиться к иконам, заказать поминание, поставить свечи.

Женщины должны одевать в храм платье или юбку, приходить обязательно с покрытой головой, также желательно не использовать косметику. Мужчины же, наоборот, должны обнажать голову, входя в храм. Если у вас возникло желание принять участие в богослужении, лучше заранее узнать, как проходит служба в церкви.

Войдя в храм, следует перекреститься 3 раза и поклониться. Как только началась служба, следует встать на одном месте. Сама служба - это молитвы и церковные песнопения, совершаемые священнослужителем, которому часто помогает церковный хор. Из этих песнопений христиане узнают о жизни Христа и его учеников, в молитвах верующие благодарят Господа.

Во время службы нельзя ходить по храму, нельзя разговаривать, вы должны стоять и внимательно слушать все то, что произносит священнослужитель. Сидеть разрешается только тяжелобольным людям, остальным же можно садиться лишь во время чтения некоторых молитв. Если вы опоздали к началу службы, то следует войти в храм и присоединиться к молящимся.

Но православные отмечают важнейшие части службы, как, например, шестопсалмие, Евангелие, во время которых вход запрещен: следует остаться в дверях, дожидаясь окончания этих молитв. Покидать храм во время службы - большой грех. Если же вы увидели кого-то из знакомых в то время, как идет служба в церкви, полагается лишь кивнуть ему головой, здороваться за руки в храме запрещено.

Длительность богослужений никакими канонами не ограничена, служба может продолжаться от 1,5 до 3-х часов. Православная Церковь придает огромное значение любой молитве, но считается, что именно соборная молитва собравшихся верующих обладает наибольшей силой. Помимо суточного, семидмичного и годичного круга богослужений, в церкви проводятся также службы, называемые требами, что означает по потребности христиан. К ним относятся крещение, молебны, венчания, отпевания, панихиды и т.д.


О необходимости посещать храм Божий

Господь наш Иисус Христос, пришедший на землю ради нашего спасения, основал Церковь, где невидимо присутствует и поныне, подавая нам все необходимое для жизни вечной, и где «невидимо силы небесные служат», как сказано в песнопении. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20), – сказал Господь Своим ученикам и всем нам, верующим в Него. Поэтому много теряют те, кто редко посещает храм Божий. Еще больше согрешают родители, которые не заботятся о том, чтобы дети их посещали церковь. Помните слова Спасителя: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19, 14).

«Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4, 4), – говорит нам Спаситель. Пища духовная так же необходима душе человеческой, как пища телесная для поддержания телесных сил. А где же христианин услышит слово Божие, как не в храме, там, где Сам Господь невидимо наставляет собравшихся во имя Его? Чье учение проповедуется в церкви? Учение Самого Спасителя, Который есть истинная Мудрость, истинная Жизнь, истинный Путь, истинный Свет, просвещающий всякого человека, грядущего в мир.

Церковь – небо на земле; совершающееся в ней богослужение – дело ангельское. По учению Церкви, при посещении храма Божия христиане получают благословение, способствующее успеху во всех их добрых начинаниях. «Когда услышишь звон церковного колокола, призывающего всех на молитву, и совесть подскажет тебе: пойдем в дом Господень, отложи тогда всякое дело в сторону и спеши в церковь Божию, – советует святитель Феофан Затворник. – Знай, что Ангел-хранитель твой зовет тебя под кров дома Божия; это он, небожитель, напоминает тебе о небе земном, чтобы там освятить твою душу благодатию Христовою, чтобы усладить твое сердце небесным утешением, а – кто знает? – может быть он зовет туда и для того еще, чтобы отвести тебя от искушения, которого не избежать тебе, если дома останешься или укрыть тебя под сенью храма Божия от великой опасности...»

Чему же учится христианин в церкви? Небесной мудрости, которая принесена на землю Сыном Божиим – Иисусом Христом. Тут узнаёт он и подробности жизни Спасителя, знакомится с житием и поучениями угодников Божиих, принимает участие в молитве церковной. А соборная молитва верующих – великая сила!

Много может молитва одного праведника – тому немало примеров в истории, но еще больший плод приносит усердная молитва собравшихся в дом Божий. Когда апостолы ожидали пришествия Святого Духа по обетованию Христову, то пребывали вместе с Божией Матерью в единодушном молении. Собираясь в храм Божий, мы ожидаем, что и на нас снидет благодать Святого Духа. Так и бывает... если только мы сами не положим препятствия. Например, недостаточная открытость сердца мешает прихожанам соединиться в общей молитве. В наше время это часто происходит оттого, что верующие ведут себя в храме Божием не так, как требует того святость и величие места.

Как же устроен храм и как нужно вести себя в нем?

Об устройстве храма

Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Очень часто храм Божий имеет в основании форму креста , ибо Крестом Спаситель избавил нас от власти диавола. Нередко он устраивается в виде корабля , символизируя что Церковь, подобно кораблю или Ноеву ковчегу, ведет нас по морю жизни к тихой пристани Царства Небесного. Иногда в основании лежит круг – знак вечности или восьмиугольная звезда , символизируя что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Здание храма обычно завершается сверху куполом , изображающим небо. Купол же венчает глава , на которой ставится крест – во славу Главы Церкви Иисуса Христа. Часто на храме ставят не одну, а несколько глав: две главы означают два естества в Иисусе Христе (Божеское и человеческое), три главы – три Лица Святой Троицы, пять глав – Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав – семь таинств и семь Вселенских Соборов, девять глав – девять чинов ангельских и т.д.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница , т.е. башня, на которой висят колокола, употребляемые для созыва верующих на молитву или для возвещения о важнейших частях совершаемой в храме службы.

Православный храм по внутреннему устройству делится на три части: алтарь, средний храм и притвор. Алтарь символизирует Царство Небесное. В средней части стоят все верующие. В притворе в первые века христианства стояли оглашенные, которые только готовились к таинству Крещения. Сейчас в притвор иногда посылают стоять тяжко согрешивших людей для исправления. Также в притворе можно купить свечи, подать записку для поминовения и т.д. Перед входом в притвор устраивается возвышенная площадка, называемая папертью .

Христианские храмы строятся алтарем на восток – в сторону, где восходит солнце, т.к. Господа Иисуса Христа, от Которого воссиял нам незримый Божественный свет, мы называем «Солнце правды», пришедшим «с высоты востока».

Каждый храм посвящается и носит имя в память того или иного священного события или угодника Божия. Самая важная часть храма – алтарь. Само слово «алтарь» означает «возвышенный жертвенник». Он и устраивается обычно на возвышении. Здесь совершаются священнослужителями богослужения и находится главная святыня – престол, на котором таинственно присутствует Сам Господь и совершается таинство пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Господню. Престол представляет собой особо освященный стол, облаченный в две одежды: нижнюю – из белого полотна, и верхнюю – из дорогой цветной ткани. На престоле находятся священные предметы и прикасаться к нему могут только священнослужители.

Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (возвышенным) местом . Налево от престола, в северной части алтаря, стоит другой небольшой стол, также украшенный со всех сторон одеждою. Это – жертвенник , на котором приготовляются дары для таинства Причащения.

Алтарь отделяется от среднего храма особой перегородкой, которая уставлена иконами и называется иконостасом. В нем имеется трое врат. Средние, самые большие, называются царскими вратами , потому-что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в чаше со Святыми Дарами. В эти двери никому не позволено проходить, кроме священнослужителей. Через боковые двери – северные и южные врата – проходят обычно прислужники.

Направо от царских врат всегда помещается икона Спасителя, а налево – Божией Матери, далее – образа особо чтимых святых, а на юных и северных вратах – изображения архангелов Михаила и Гавриила. Справа от Спасителя, в конце ряда обычно располагается храмовая икона: на ней изображен праздник или святой, в честь которого освящен храм. Иконы также размещаются по стенам храма или лежат на аналоях – особых столиках с наклонной крышкой.

Возвышение перед иконостасом имеет название солея , середина которой – полукруглый выступ перед царскими вратами – именуется амвоном . Здесь диакон произносит ектении и читает Евангелие, отсюда проповедует священник. На амвоне же дается верующим и Святое Причастие. По краям солеи, возле стен, устраиваются клиросы для чтецов и хоров. Подле клиросов ставятся хоругви , или иконы на шелковой материи, имеющие вид знамен. Как церковные знамена они выносятся верующими при крестных ходах. В храме имеется еще и столик называемый канунник или канун, с изображением Распятия и рядами подсвечников. Перед ним служатся заупокойные богослужения – панихиды. Перед аналоями стоят подсвечники , на которые верующие ставят свечи. С потолка свисают паникадила со множеством свечей, ныне электрических, зажигаемых в торжественные моменты службы.

Православная служба – сложное и строго структурированное действие, являющееся центром верующего человека. Богослужение православной церкви имеет четкую последовательность, и по большей части совершается в храме под руководством епископа или священника. Миряне могут принимать участие в православной службе, молясь в храме, приступая к различным обрядам и таинствам богослужения: причастию, помазанию. Служба подразделяется на круги: суточный, седмичный (недельный), восьминедельный, годовой подвижный и годовой неподвижный. Помимо этих кругов, священник может совершать индивидуальные таинства и требы, которые тоже являются богослужениями: крещение, венчание, елеосвящение, освящение недвижимости, машин, и т. д.

Служба в православной церкви имеет литургическое и богословское значение: во время нее происходит самое главное церковное таинство: предложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, и, кроме того, разъясняются многие догматические вопросы с помощью чтение Евангелия и Деяний апостолов.

Православная служба: суточный круг

Ближе и понятнее всего рядовому гражданину суточный круг службы православной церкви . В монастырях он совершается ежедневно, в приходских храмах – обязательно по воскресеньям и большим праздникам, а также в особенные для храма дни: в дни престольного праздника, особо чтимого храмового святого, иконы.

Если в приходском христианском храме служит много священников, то православная служба в них проводится ежедневно, как и в монастырях. Итак, к суточному кругу богослужений относится:

  1. Ÿ полунощница – как можно понять из названия, раньше эта служба проходила в полночь, но сегодня ее читают либо поздно вечером, либо рано утром. Правда, в некоторых монастырях со строгим уставом (например, на Афоне) она читается именно тогда, когда положено;
  2. Ÿ утреня – радостная по своей сути православная служба, посвященная новому наступившему дню. Служится в честь праздника или святого;
  3. Ÿ 1-й час – по нынешнему время измерению наступает в 7 часов утра, и именно в это время, как правило, в монастырях и храмах проводят службу 1-го часа. Обычно идет сразу за Утреней;
  4. Ÿ 3-й час – по современному времяисчислению – 9 часов утра. Посвящена Святой Троице;
  5. Ÿ 6-й час – служба православной церкви, во время которой приносится благодарение Богу за то, что Он дал нам безбедно прожить половину дня. Кроме того, служба 6-го часа посвящена Спасителю – по преданию, именно в это время он был приведен на Голгофу и распят;
  6. Ÿ 9-й час – православная служба, воспоминающая крестную смерть Господа Иисуса Христа: считается, что именно в это время (3 часа дня по-нашему) Он предал Свою душу Небесному Отцу;
  7. Ÿ вечерня – с вечерни ведется отсчет суточного круга богослужений, так как именно с вечера, согласно Писанию, начал существовать мир: и был вечер, и было утро: день первый (Бытие). Служба эта носит покаянный характер;
  8. Ÿ повечерие – служба православной церкви, читаемая после ужина, перед сном. Во время нее верующие просят Бога благословить предстоящую ночь, дать пройти ее без напастей и бед;
  9. Ÿ Божественная Литургия – самая главная, красивая, музыкальная и торжественная православная служба, являющаяся центром суточных богослужений. Во время нее совершается Евхаристия (Таинство Причащения).

На каких службах православной церкви необходимо присутствовать верующему?

Конечно, возможности молиться на каждой из этих православных служб у православного христианина нет, да и нет такой необходимости. Ведь неспроста существует такое понятие, как домашняя молитва и церковная молитва.


Общественные богослужения или, как говорят в народе, церковные службы - это главное, для чего предназначаются наши храмы. Ежедневно Православная Церковь совершает в храмах вечерние, утренние и дневные богослужения. Каждое из этих богослужений состоит в свою очередь из трех видов богослужений, в совокупности объединенных в суточный круг богослужений:

вечернее - из 9-го часа, вечерни и повечерия;

утреннее - из полунощницы, утрени и 1-го часа;

дневное - из 3-го часа, 6-го часа и Божественной литургии.

Таким образом, весь суточный круг состоит из девяти служб.

В православном богослужении многое заимствовано от богослужения ветхозаветных времен. Например, началом новых суток считается не полночь, а шесть часов вечера. Именно поэтому первой службой суточного круга является вечерня.

На вечерне Церковь вспоминает об основных событиях Священной истории Ветхого Завета: о творении мира Богом, грехопадении прародителей, о Моисеевом законодательстве и служении пророков. Христиане возносят благодарение Господу за прожитый день.

После вечерни по церковному Уставу положено служить повечерие. Это в определенном смысле общественные молитвы на сон грядущим, на которых вспоминается сошествие Христа во ад и освобождение праведников от власти диавола.

В полночь полагается совершать третью службу суточного круга - полунощницу. Это богослужение установлено для напоминания христианам о Втором пришествии Спасителя и о Страшном суде.

Перед восходом солнца служится утреня - одно из самых длительных богослужений. Она посвящена событиям земной жизни Спасителя и содержит множество как покаянных, так и благодарственных молитв.

Около семи часов утра совершают 1-й час. Так названа краткая служба, на которой Православная Церковь вспоминает пребывание Иисуса Христа на суде первосвященника Каиафы.

3-й час (девять часов утра) служится в воспоминание событий, происходивших в Сионской горнице, где на апостолов снизошел Дух Святый, и в претории Пилата, где Спасителю был вынесен смертный приговор.

6-й час (полдень) - время распятия Господа, а 9-й час (три часа пополудни) - время Его крестной смерти. Этим событиям и посвящаются вышеназванные службы.

Главным же богослужением Православной Церкви, своеобразным центром суточного круга, является Божественная литургия. В отличие от остальных служб литургия предоставляет возможность не только вспомнить о Боге, всей земной жизни Спасителя, но и реально соединиться с Ним в таинстве Причащения, установленном Самим Господом во время Тайной Вечери. По времени литургия должна совершаться между 6-м и 9-м часом, до полудня, в предобеденное время, отчего ее называют также обедней.

Современная богослужебная практика привнесла свои изменения в предписания Устава. Так в приходских храмах повечерие совершается только во время Великого поста, а полунощница - один раз в год, накануне Пасхи. Крайне редко служится и 9-й час. Остальные шесть служб суточного круга объединяются в две группы по три службы.

Вечером последовательно друг за другом совершают вечерню, утреню и 1-й час. Накануне воскресных и праздничных дней эти службы объединяются в одно богослужение, называемое всенощным бдением. В древности христиане действительно нередко молились до рассвета, то есть бодрствовали в течение всей ночи. Современные всенощные бдения длятся два-четыре часа на приходах и три-шесть часов в монастырях.

Утром последовательно служатся 3-й час, 6-й час и Божественная литургия. В храмах с большим приходом по воскресеньям и праздникам бывает две литургии - ранняя и поздняя. И та и другая предваряется чтением часов.

В те дни, когда литургии не положено (например, в пятницу Страстной седмицы), совершается краткое последование изобразительных. Это богослужение состоит из некоторых песнопений литургии и как бы «изображает» ее. Но статуса самостоятельной службы изобразительные не имеют.

К богослужениям относится также совершение всех таинств, обрядов, чтение акафистов в храме, общинные чтения утренних и вечерних молитв, правил ко святому Причащению.

© 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство