В какое время читать вечерние молитвы дома. Как правильно читать утренние и вечерние молитвы

В какое время читать вечерние молитвы дома. Как правильно читать утренние и вечерние молитвы

14.10.2019

Святитель Игнатий (Брянчанинов) в «Поучении о молитвенном правиле» писал: «Правило! Какое точное название, заимствованное из самого действия, производимого на человека молитвами, называемыми правилом! Молитвенное правило направляет правильно и свято душу, научает ее поклоняться Богу Духом и Истиною (Ин. 4:23), между тем как душа, будучи предоставлена самой себе, не могла бы идти правильно путем молитвы. По причине своего повреждения и омрачения грехом она совращалась бы непрестанно в стороны, нередко в пропасти, то в рассеянность, то в мечтательность, то в различные пустые и обманчивые призраки высоких молитвенных состояний, сочиняемых ее тщеславием и сластолюбием.

Молитвенные правила удерживают молящегося в спасительном расположении, смирении и покаянии, научая его непрестанному самоосуждению, питая его умилением, укрепляя его надеждой на Всеблагого и Всемилосердого Бога, увеселяя миром Христовым, любовью к Богу и к ближним».

Из этих слов святого явствует, что очень спасительно читать утреннее и вечернее молитвенное правило. Оно в духовном отношении вырывает человека из сумятицы ночных сновидений или дневных забот и поставляет его перед Богом. И душа человеческая входит со своим Создателем в общение. Благодать Святого Духа нисходит на человека, приводит его в нужный покаянный настрой, дарит ему внутренние мир и гармонию, отгоняет от него бесов («Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21), ниспосылает ему Божье благословение и силы жить. Тем более что молитвы писали святые люди: святители Василий Великий и Иоанн Златоуст, преподобный Макарий Великий и другие. То есть сам строй правила очень полезен для человеческой души.

Потому, конечно же, читать ежедневно утреннее и вечернее молитвенное правило, если можно так выразиться, - необходимый минимум для православного христианина. Причем оно не занимает много времени. У того, кто вошел в навык чтения, - около двадцати минут утром и столько же вечером.

Если вы не успеваете почитать утреннее правило все сразу, тогда разбейте его на несколько частей. «Шапочку» от начала и до «Господи помилуй» (12 раз) включительно можно, например, почитать дома; следующие молитвы - во время пауз в работе или своих дневных занятий. В этом, конечно же, нужно исповедоваться, но лучше так, чем вообще не прочитать. Все мы люди, и понятно, что очень грешные и занятые. Окончание утренних молитв также вы сами себе регулируете. Это касается помянника. Вы можете прочитать расширенный помянник или сокращенный. На ваше усмотрение, в зависимости от имеющегося времени.

Довольно распространенной ошибкой новоначального православного христианина является чтение вечернего молитвенного правила непосредственно перед сном. Вы качаетесь, шатаетесь, бормочете слова молитвы, а сами думаете, как бы лечь в кровать под теплое одеяло и уснуть. Вот и получается - не молитва, а мучение. Обязательная каторга перед сном.

На самом деле вечернее молитвенное правило читается несколько по-иному. Игумен Никон (Воробьев) писал о том, что после вечерних молитв можно оставлять время для того, чтобы поговорить и попить чайку.

То есть, по сути, вы можете вечернее молитвенное правило читать от начала и до молитвы святого Иоанна Дамаскина «Владыко Человеколюбче…» Если вы, дорогие братья и сестры, обратили внимание, то перед этим молитвословием есть отпустительная молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий… помилуй нас. Аминь». Это действительно отпуст. Вечерние молитвы до него включительно вы можете прочитать задолго до сна: в шесть, семь, восемь часов вечера. Потом заняться своими повседневными вечерними делами. Можно еще покушать и попить чайку, как говорил отец Никон, пообщаться с близкими.

А уже начиная с молитвы «Владыко Человеколюбче…» и до конца правило читается непосредственно перед сном. Во время молитвы «Да воскреснет Бог» нужно перекреститься и можно перекрестить свою кровать и дом на четыре стороны света (начиная по православной традиции с востока), ограждая себя, близких и свое жилище крестным знамением от всякого зла.

После прочтения второй половины вечерних молитв уже ничего не естся и не пьется. В молитве «В руце Твои, Господи…» вы испрашиваете благословение у Бога на хороший сон и предаете свою душу Ему. После этого следует ложиться спать.

Также хочется обратить ваше внимание, уважаемые братья и сестры, на правило преподобного Серафима Саровского. Многие его понимают как троекратное прочтение в день (утром, в обед, вечером) определенных молитв «Отче наш» (трижды), «Богородице Дево, радуйся…» (трижды) и Символа веры (единожды). Но это не совсем так. Кроме троекратного прочтения правила, преподобный Серафим говорил о том, что человек в первой половине дня должен почти все время читать Иисусову молитву или, если окружают люди, в уме «Господи, помилуй», а после обеда вместо Иисусовой молитвы - «Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго».

То есть святой Серафим предлагает человеку духовное упражнение в непрерывной молитве, а не просто облегчение вечернего и утреннего молитвенного правила. Можно, конечно, читать молитву по правилу преподобного Серафима Саровского, но только нужно тогда выполнять все предписания великого старца.

Потому, повторюсь еще раз, утреннее и вечернее молитвенное правило - необходимый минимум для православного христианина.

Также хочется обратить ваше внимание, дорогие братья и сестры, на довольно распространенную ошибку, которую мы часто совершаем.

О ней нас предупреждает в вышеупомянутом труде святитель Игнатий: «При совершении правила и поклонов никак нельзя спешить; надо совершать и правила, и поклоны с возможной неспешностью и вниманием. Лучше меньше прочитать молитв и меньше положить поклонов, но со вниманием, чем много и без внимания.

Избери себе правило, соответствующее силам. Сказанное Господом о субботе, что она для человека, а не человек для нее (Мк. 2:27), можно и нужно отнести ко всем благочестивым подвигам, а также и к молитвенному правилу. Молитвенное правило - для человека, а не человек - для правила: оно должно способствовать к достижению человеком духовного преуспеяния, а не служить бременем неудобоносимым (тягостной обязанностью), сокрушающим телесные силы и смущающим душу. Тем более оно не должно служить поводом к гордостному и пагубному самомнению, к пагубному осуждению близких и унижению ближних».

Преподобный Никодим Святогорец в книге «Невидимая брань» писал: «…Много есть духовных лиц, которые лишают себя спасительного плода мира от духовных своих деланий тем, что длят их, полагая, что потерпят ущерб, если не доведут их до конца, в уверенности ложной, конечно, что в этом и состоит совершенство духовное. Следуя таким образом воле своей, они много трудят и мучат себя, но не получают покоя истинного и мира внутреннего, в коем воистину обретается и упокоевается Бог».

То есть нам нужно рассчитывать свои силы в молитве. Следует сесть и подумать о том времени, которым каждый обладает. Если вы, к примеру, экспедитор в торговом предприятии и с утра до ночи находитесь в разъездах или вы замужем, работаете и еще вам нужно уделить время мужу, детям, организовать семейный быт, то, может быть, с вас достаточно утреннего и вечернего молитвенного правила и прочтения двух глав «Апостола», главы Евангелия в день. Потому что если вы возложите на себя еще и чтение различных акафистов, нескольких кафизм, то тогда у вас не останется времени жить. А если вы пенсионер или работаете где-то охранником или на другой работе, располагая свободным временем, то почему бы и не почитать акафисты и кафизмы.

Исследуйте себя, свое время, свои возможности, силы. Соразмеряйте молитвенное правило со своей жизнью, чтобы оно было не в тягость, а в радость. Потому что лучше меньше молитв прочитать, но со вниманием сердечным, чем много, но бездумно, механически. Молитва имеет силу, когда вы вслушиваетесь и вчитываетесь в нее всем своим существом. Тогда в сердце нашем забьет животворный родник общения с Богом.

Полное собрание и описание: утрення и вечерняя молитва на каждый день для духовной жизни верующего человека.

У каждого человека иногда бывают в душе переживание и страдание за близких людей или за себя. В сложные жизненные моменты молитва к Господу просто необходима, ведь все, кто обращается за помощью, всегда ее получают. Но не все молитвы понятны, некоторые кажутся длинными, а некоторые сложными в чтении. Если вам сложно читать Церковные молитвы, можно молиться своими словами, то есть, как подсказывает сердце и душа. Также можно выбрать для себя самые простые православные молитвы. Утренняя и вечерняя молитва православная короткая, позволит вам очиститься духовно и чувствовать себя всегда легко и хорошо.

Что такое молитва и как правильно ее читать

Каждый верующий человек должен не только вникать в слова молитвы, но и размышлять над ними, а также правильно ее творить. Обычное обращение к Господу за помощью и с благодарностью и является молитвой. Бог слышит каждого, он видит все, что мы делаем, и любит нас. Молиться нужно только тогда, когда в сердце нет зла и обиды. Если же вас кто-то сильно расстроил и обидел, сначала помолитесь о его здравии и пожелайте ему добра.

Правильное чтение молитвы зависит в первую очередь от того верующий ли человек ее творит. Время чтения зависит от близости к Господу. Священнослужители уверяют, что та душа, которая при жизни земной не была близка к Богу, будет обречена на адские муки. Верующие люди же получат вечное блаженство. Мы должны обращаться к Господу и в радости и в печали, не только в моменты, когда сильно нуждаемся в чем-то. Если человек будет искренне и со всей душой просить у Бога помощи, то Всевышний его обязательно услышит и поможет.

Какие бывают молитвы

Бог дает каждому человеку то, что ему необходимо: здоровье, благополучие, способности, скорби. За это мы должны его благодарить, а чтение молитв единственный вариант выражения благодарности.

Если у человека случится какое-то несчастье и беда, то нужно попросить помощи, для скорейшего решения проблема. Для этого следует читать просительные молитвы.

Покаянные молитвы читают в моменты, когда человек хочет, покоятся перед Господом за содеянные грехи.

Когда читать утренею и вечернюю молитву

Точное время для чтения молитв четко прописано в молитвослове. Утреннюю молитву следует читать сразу после пробуждения, перед началом дня. Вечерние молитвы читаются в конце рабочего дня, и только после того как человек сделает всю работу. В том случае если вы не собираетесь спать ночью по причине ухода на работу, то просить благословение на будущий сон не нужно. Единственное можно почитать другие молитвы или Евангелие.

Проснувшись утром, прежде любого другого дела с благоговением перекреститесь, представив мысленно Всевышнего прямо перед собой, произносите: Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, Аминь. Далее, приведя мысли и чувства к полному согласию, отринув земные заботы, обретя внутреннее спокойствие, читайте следующее: Боже, милостив буди мне грешному. (Евангелие от Луки, гл. 28, стих 15) Проговорив столь короткое, но весьма веское обращение к мытарю поклонитесь, как если бы господь находился перед вами.

Господу: Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Моли́твенное пра́вило – ежедневные утренние и вечерние молитвы, которые совершают христиане. Их тексты можно найти в молитвослове.

Правило бывает общим – обязательным для всех или индивидуальным, подбираемым для верующего духовником с учетом его духовного состояния, сил и занятости.

Состоит из утренних и вечерних молитв, которые совершаются ежедневно. Этот жизненный ритм необходим, поскольку в противном случае душа легко выпадает из молитвенной жизни, как бы просыпаясь лишь от случая к случаю. В молитве же, как и во всяком большом и трудном деле, одного «вдохновения», «настроения» и импровизации недостаточно.

Чтение молитв связует человека с их творцами: псалмопевцами и подвижниками. Это помогает обрести духовный настрой, родственный их сердечному горению. В том, чтобы молиться чужими словами, пример нам – Сам Господь Иисус Христос. Его молитвенные возгласы во время крестных страданий – строки из псалмов (Пс. 21:2 ; 30:6).

Существует три основных молитвенных правила:

1) Полное молитвенное правило, которое печатается в «Православном молитвослове»;

2) Краткое молитвенное правило. У мирян иногда возникают ситуации, когда времени и сил для молитвы остаётся мало, и в таком случае лучше со вниманием и благоговением прочитать краткое правило, чем торопливо и поверхностно, без молитвенного настроя - всё положенное правило целиком. Святые отцы учат с рассуждением относиться к своему молитвенному правилу, с одной стороны, не давая поблажек своим страстям, лени, саможалению и прочим, которые могут разрушить правильное духовное устроение, а с другой стороны, учиться без соблазна и смущения сокращать или даже несколько изменять правило тогда, когда в этом существует действительная необходимость.

утром : «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Богородице Дево», «От сна восстав», «Помилуй мя Боже», «Символ веры», «Боже, очисти», «К Тебе, Владыко», «Святый Ангеле», «Пресвятая Владычице», призывание святых, молитва за живых и усопших;

вечером : «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Помилуй нас, Господи», «Боже вечный», «Благаго Царя», «Ангеле Христов», от «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть»;

3) Краткое молитвенное правило преподобного Серафима Саровского: три раза «Отче наш», три раза «Богородице Дево» и один раз «Символ веры» – для тех исключительных дней и обстоятельств, когда человек находится в крайнем утомлении или весьма ограничен во времени.

Совсем опускать молитвенное правило нежелательно. Даже если молитвенное правило читается без должного внимания, слова молитв, проникая в душу, оказывают свое очищающее воздействие.

Основные молитвы следует знать наизусть (при регулярном чтении они постепенно запоминаются человеком даже с очень плохой памятью), чтобы они глубже проникли в сердце и чтобы их можно было повторять в любых обстоятельствах. Желательно изучить текст перевода молитв с церковнославянского языка на русский (см. «Толковый молитвослов»), чтобы понимать значение каждого слова и ни одно слово не произносить бессмысленно или без точного осмысления. Очень важно, чтобы приступающий к молитвословию изгнал из сердца обиды, раздражение, горечь. Без усилий, направленных на служение людям, на борьбу с грехом, на установление контроля над телом и душевной сферой, молитва не может стать внутренним стержнем жизни.

В условиях современного быта, учитывая загруженность и ускоренные темпы, мирянам нелегко отводить для молитвы определенное время. Врагом молитвы утренней является спешка, а молитвы вечерней – усталость .

Утренние молитвы лучше всего читать до начала всякого дела (и до завтрака). В крайнем случае, их произносят по дороге из дома. Поздно вечером часто бывает трудно сосредоточиться из-за усталости, поэтому можно рекомендовать читать вечернее молитвенное правило в свободные минуты до ужина или еще раньше.

Во время молитвы рекомендуется уединиться, возжечь лампаду или свечу и встать перед иконой. В зависимости от характера внутрисемейных взаимоотношений можно рекомендовать чтение молитвенного правила вместе, всей семьей, или каждому члену семьи отдельно. Общая молитва рекомендуется перед вкушением пищи, в торжественные дни, перед праздничной трапезой и в других подобных случаях. Семейная молитва – это разновидность церковной, общественной (семья – своего рода «домашняя Церковь») и поэтому не заменяет молитву индивидуальную, а лишь дополняет ее.

Перед началом молитвословия следует осенить себя крестным знамением и совершить несколько поклонов, поясных или земных, и постараться настроиться на внутреннюю беседу с Богом. Трудность молитвы – нередко признак ее подлинной действенности.

Молитва за других людей (см. помянник) – неотъемлемая часть молитвословия. Предстояние Богу не отдаляет человека от ближних, но связывает его с ними еще более тесными узами. Не следует ограничиваться только молитвой за близких и дорогих нам людей. Молитва за тех, кто причинил нам огорчение, вносит в душу мир, оказывает воздействие на этих людей и делает нашу молитву жертвенной.

Хорошо окончить молитвословие благодарением Богу за дарованное общение и сокрушением о своей невнимательности. Приступая к делам, надо прежде подумать о том, что предстоит говорить, делать, видеть в течение дня и испросить у Бога благословения и сил для следования Его воле. В гуще трудового дня надо творить краткую молитву (см. Иисусова молитва), которая поможет и в повседневных делах находить Господа.

Можно ли сокращать молитвенное правило?

Этот вопрос волнует многих современных людей. Однако, как представляется, дать на него однозначный ответ, «да» или «нет», безотносительно к обстоятельствам нельзя.

С одной стороны правило для того и существует, чтобы его соблюдать. Важность молитвенного правила заключается в том, что оно ориентирует христианина в правильном русле.

Входящие в состав правила молитвы способствуют формированию надлежащих отношений богомольца с Богом, святыми и вообще с ближними, предохранению его от действий лукавых сил и внутренних страстей.

Многие, не имей они этого спасительного правила, может быть даже и не знали бы, как именно, о чём именно и с какой регулярностью должно молиться Богу и Его угодникам.

С другой стороны существует различные жизненные ситуации, когда верующему, либо ввиду немощи телесной или духовной, либо ввиду иных причин (например, в случае особо ответственных вахт и дежурств, караулов, активных боевых действий) регулярно читать молитвенное правило целиком бывает или крайне затруднительно, или практически невозможно.

В подобном случае следует помнить, что молитвенное правило хотя и является правилом, подразумевающим уместность его исполнения, однако не предполагает абсолютной, безусловной необходимости его соблюдения.

Иногда бывает лучше прочесть меньше молитв, но искренне и с усердием (от сердца), чем все (составляющее полное правило), но «формально» (небрежно, скороговоркой, перепрыгивая через строчки и т. п.).

Существуют, к слову, и сокращённые варианты молитвенного правила.

Но всё же в случае возникновения сомнений по этому поводу есть смысл обратиться за конкретной рекомендацией к опытному, духовно мудрому пастырю, духовнику.

Утреннее и вечернее правила – это лишь необходимая духовная гигиена. Молиться же нам заповедано непрестанно (см. молитва Иисусова). Святые отцы сказали: если будешь сбивать молоко, получится масло, так и в молитве – от количества переходит в качество.

«Чтобы правило стало не препятствием, а настоящим двигателем человека к Богу, необходимо, чтобы оно было соразмерно его духовным силам, соответствовало его духовному возрасту и состоянию души. Многие люди, не желая себя отягощать, сознательно выбирают слишком легкие молитвенные правила, которые из-за этого становятся формальными и не приносят плодов. Но иногда и большое правило, выбранное из неразумной ревности, тоже становится кандалами, ввергая в уныние и мешая духовно расти.

Правило - не застывшая форма, в течение жизни оно обязательно должно меняться и качественно, и внешне».

Святитель Феофан Затворник так кратко систематизирует советы по прочтению молитвенного правила:

«а) никогда спешно не читайте, а читайте будто нараспев… В древности все читаемые молитвы брались из псалмов… Но нигде не встречаю слова «читать», а везде «петь»…

б) во всякое слово вникайте и не мысль только читаемого воспроизводите в сознании, но и чувство соответственное возбуждайте…

в) чтобы подсечь позыв на спешное чтение, положите - не то и то вычитывать, а простоять на читательном молитвословии четверть часа, полчаса, час… сколько обычно выстаиваете… и затем не заботьтесь… сколько прочитаете молитв, - а как пришло время, если нет охоты стоять далее, переставайте читать…

г) положив это, однако ж, на часы не посматривайте, а так становитесь, чтобы стоять без конца: мысль и не будет забегать вперед…

д) чтобы способствовать движению молитвенных чувств в свободное время, перечитывайте и передумывайте все молитвы, которые входят в ваше правило, - и перечувствуйте их, чтобы, когда на правиле станете их читать, знать, наперед, какое чувство должно быть возбуждаемо в сердце…

е) никогда не читайте без перерыва молитвы, а всегда перерывайте их своеличною молитвою, с поклонами, в средине ли молитв придется это сделать или в конце. Как только вспадет что на сердце, тотчас останавливайтесь читать и кладите поклоны. Это последнее правило - самое нужное и самое необходимое для воспитания духа молитвенного… Если какое иное чувство займет очень, вы и будьте с ним и кладите поклоны, а чтение оставьте… так до самого конца положенного времени».

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Утренние молитвы на каждый день

Каждый новый день несет в себе новые трудности, падения и взлеты. Без божьей защиты нас быстрее настигает разочарование, уныние и беды. Молиться по утрам очень важно, чтобы в самом начале дня заручиться поддержкой Всевышнего.

Эта молитва является не просто универсальной, а обязательной для любого верующего христианина. Ее читают не только перед едой или в тяжелые моменты жизни, но и с утра. Открыв глаза и очнувшись ото сна, посвятите одну минуту чтению этой молитвы, чтобы отдать дань уважения небесам, ведь они пробудили вас и подарили еще один день жизни. Текст молитвы знаком всем и каждому:

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого.

Молитвы на материальное благополучие

О молитвах, которые в силах сделать нашу жизнь лучше, сказано многое. Но важно также и самим идти на встречу Богу. Ведь только с внутренней готовностью и осознанием истинного пути приходит помощь Небес.

Если вы столкнулись с денежными проблемами, вы тоже можете обратиться за помощью к Небесам. Важно только сделать это правильно, не с алчностью в душе, а прося Бога о необходимом. Узнать о молитвах на избавление от бедности на сайте православного монастыря.

Молитва пресвятой Троице

Для начала читается сам текст молитвы:

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Затем можно трижды повторить: «Господи, помилуй» , и завершить утреннюю молитву словами «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь ».

Святая Троица - это три воплощения Бога: Отец, Сын и Святой Дух. Каждая из этих составляющих является нашим помощников в земных делах. В совокупности, Троица - это и есть Бог, поэтому, читая данную молитву, вы просите нашего Создателя подарить свою милость и простить вам все ваши прегрешения - те, которые совершены преднамеренно, и те, с которыми совладать вам пока не удалось.

Молитва мытаря

«Боже, будь ко мне милостив, грешному» , - так звучит самая простая из всех оберегающих молитв. Ее хорошо читать не только утром, но и перед любым начинанием, перед выходом из дома и перед трудным делом.

Не стоит недооценивать эти слова и думать, что молитва тем лучше, чем труднее и длиннее. Это абсолютно не так, потому что самое главное - это ваш духовный настрой и ваша вера, а не способности к запоминанию.

Молитва Святому Духу

«Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Блаженный, души наши.»

Это простая молитва - довольно редкая, сложная для восприятия, но весьма действенная и древняя. Ее можно читать перед приемом пищи и с утра.

Еще одна несложная молитва, известная почти каждому христианину:

«Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Первую часть до «. помилуй нас» лучше читать три раза - как читается она в церкви по правилам. Это очень легкие молитвенный текст, и именно его большинство верующих читает с утра и перед сном.

Помните о том, что важен настрой. Не читайте молитвы будучи в плохом настроении или если ваши мысли заняты чем-то другим. Нужна полная концентрация, ведь вы общаетесь с Богом. Даже простые молитвенные слова о помощи будут услышаны, если они сказаны от чистого сердца. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

Журнал о звездах и астрологии

каждый день свежие статьи об астрологии и эзотерике

Сильнейшая молитва о здоровье Пантелеймону Целителю

Молитва почитаемому христианскому святому, которого Бог наделил даром исцелять больных людей, считается одной из самых сильнейших. .

Сильная молитва на везение Николаю Чудотворцу

Николай Чудотворец является одним из самых значимых и сильных Святых в православной церкви. Он способен помочь человеку в критической ситуации.

Вечерняя молитва на сон грядущий

К молитвам надо прибегать не только в момент горя или несчастья, а ежедневно, благодаря Всевышнего за каждый прожитый день. Узнайте.

Молитва для очищения дома

Каждый желает очистить свой дом от негатива и защититься от недугов и бед, чтобы с уверенностью сказать: «мой дом - моя.

Молитва Божьей Матери

Богородица считается величайшей, одной из самых почитаемых Святых в христианстве. Ее образ способен сотворить истинное чудо и исполнить самое.

Молитвы сохранения.

Православные молитвы.Сила нужной вам молитвы. Текст молитвы.

Ежедневные молитвы сохранения. Утренние молитвы. Вечерние молитвы.

Утренние молитвы видео. Вечерние молитвы видео.

Молитва - это наш разговор с Богом. В ней можем говорить с Ним о наших делах, делиться радостью и переживаниями, можем благодарить Его, просить и извиняться.

Молитва может быть личной - когда мы молимся сами или общей - когда собираемся вместе с другими в храме или в семейном кругу.

В течение дня мы выполняем множество дел, есть много разных хлопот. Иногда забываем что-то сделать. Однако никогда не должны забывать о молитве.

Молитва является нашим важнейшим занятием. Очень важно молится утренние молитвы и вечерние молитвы.

Ежедневные молитвы

Ежедневные молитвы - это те молитвы, которые Церковь учит молиться каждый день, т.е. утром, вечером или в течение дня.

Утром, проснувшись от сна, благодарим Бога за спокойную ночь и просим благословения на весь день. Говорим ежедневные и утренние молитвы.

Вечером, когда ложимся спать, благодарим за прожитый день и молимся за хороший ночной отдых. Говорим ежедневные и вечерние молитвы.

Знак креста

Каждую молитву всегда начинаем и заканчиваем знаком креста. Делая знак креста,

обнаруживаем свою веру, потому креститься надо очень внимательно. Чтобы сделать знак креста составляем вместе три пальца (большой, указательный и средний) правой руки (это символизирует Пресвятую Троицу), и сгибаем к ладони безымянный палец и мизинец (это означает, что Иисус Христос есть одновременно Богом и человеком). Поэтому, поднимая правую руку ко лбу, говорим: «Во имя Отца», затем, положив эту руку на грудь, «и Сына», далее - на правое плечо «и Святого Духа», и, положив на левое плечо, заканчиваем - «Аминь».

Молитву начинаем так:

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь (3) .

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Молитва Святому Духу

Текст молитвы Святому Духу.

Царю Небесный, Утешитель, Дух истины, Иже везде сый и все наполняющий, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Благий, души наши.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (3).

Славословие

Молитва Пресвятой Троицы

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наши; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй (3).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Господня молитва

Отче наш, Иже еси на небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, как на небе, так и на земле. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

Ибо Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй (12).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Приидите, поклонимся Царю нашему - Богу.

Приидите, поклонимся Христу, Царю нашему - Богу.

Приидите, поклонимся и припадем до самого Господа Иисуса Христа - царя и Бога нашего.

Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих

Текст молитвы 50 псалом

очисти беззаконие мое.

Наипаче омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня.

Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой предо мною есть выну.

Тебе единому согрешил и Тебе зло сделал, то и прав в словах Твоих и победишь, когда будешь судить.

Это потому что в беззакониях зачат, и во грехе родила меня мать моя.

Это потому истину возлюбил, неизвестно и тайная премудрости своей явил ми еси.

Кипятка меня иссопом, и буду чист, омой меня, и буду белее снега.

Дай мне услышать радость и веселие, возрадуются кости сокрушен.

Отврати лице Твое от грехов моих и вся беззакония моя очисти.

Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня.

Верни мне радость спасения Твоего и Духом Владычня утверди меня.

Укажу беззаконным дороги Твои нечестивые к Тебе обратятся.

Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой прославит правду Твою.

Господи, губы мои открой, и уста моя возвестят хвалу Твою.

Потому, если бы жертвы Ты захотел, дал бы я, и всесожжения не мила Тебе.

Жертва Богу - дух сокрушен, сердце сокрушенным и смиренным Бог не презрит. Облагодетельствуй, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалима.

Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожжения, тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

Символ веры

Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, существа с Отцом, через Которого все произошло.

Нас ради человек и нашего ради спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и произошел мужчиной.

Распятого за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного, и воскресшего в третий день по Писанием. И вознесся на небеса и сидящего одесную Отца. И вдруг придет со славою судить живых и мертвых, а ного Царствию не будет конца.

И в Духа Святого, Господа живо-творящего, от Отца [и Сына] из-ходит, с Отцом и Сыном равно-поклоняемого и сславима, говорил через пророков.

В единую, святую, соборную и апостольскую Церковь.

Исповедую едино крещение во оставление грехов.

Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.

Покаянная молитва

Ослаби, прости, прости, Господи, прегрешения наши, вольные и невольные, что в слове и в деле, сознательные и бессознательные, что в уме и в замысле, что днем ​​и ночью - все нам прости, яко Благ и Человеколюбец.

Молитвы Богородице

Достойно есть поистине величать блаженной Тебя, Богородицу, Присноблаженную и пренепорочную, в и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую Серафимов, тление Бога Слова породила, сущую Богородицу, Тя величаем.

Во Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молитвами нашими в скорбях не презри, но от бед избави нас, единственная чистая и благословенная.

Честная Приснодевы Богородице, прими молитвы наши и донеси их Сыну Твоему и Богу нашему, чтобы спас ради Тебя души наши.

Молитва ангелов

Все небесные силы, святые ангелы и архангелы, молите Бога о нас, грешных.

Молитва всех святых

Святых славных и всехвальных апостолы, пророки, мученики и все святые, молите Бога о нас, грешных.

Величание Пресвятой Троицы

Упование нам - Отец, прибежище наше - Сын, и покровитель нам - Дух Святой. Троице Святая, Боже наш, слава Тебе.

Митарева молитва

Боже, милостив буди мне, грешному (грешной).

Боже, очисти мои грехи и помилуй меня.

Без числа согрешил (нагрешила), Господи, прости мне.

Утренняя молитва

Милое дитя. Когда ты утром пробудишься со сна, прежде всего сделай на себе знак св. Креста и в душе улыбнись Иисусу, поблагодари Его за прожитую ночь и попроси благословение на целый день.

Благодарю Тебя, Боже, за спокойную ночь и отдаюсь под Твою опеку на целый день. Жертвую Тебе мое обучение, мои игры, все радости и неудачи, которые мне сейчас могут встретиться. Хочу всегда так поступать, чтобы, Боже мой, был доволен мной.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь (3).

Отче наш, Иже еси на небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, как на небе, так и на земле. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

Богородице Дево, радуйся, благодатная Мария, Господь с Тобою. Благословенна Ты между женами и благословен плод чрева Твоего, ибо Ты родила Христа Спаса, Избавителя душ наших.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Текст утренней молитвы.

Ангел Хранитель мой,

Ты все при мне стой,

Рано вечером, днем ​​и ночью,

Будь мне в помощи.

Молитва «Мой Ангел»

Мой Ангел святой,

Небесный мой друг,

Веди меня к Богу,

Всегда меня смотри,

От злого все спасай,

Я хочу праздник жить

Текст молитвы Ангелу.

Ангел Хранитель мой, добрый мои помыслы, дай, чтобы я все был сосредоточен на тайнах Иисуса и ни на миг не удалялась от Него. Аминь.

Молитва своего Опекуна

Молитва к святому Николаю

Опекуны мой любимый,

В день крещения мне дан,

Прошу Тебя сердца целого,

Возьми меня под опеку малого.

Научи меня жить так, как надо.

И введи меня к небу.

Вечерние молитвы

Текст вечерней молитвы

Каждый день, милое дитя, заканчивай молитвой. В вечерней молитве спасибо Отцу Небесному за полученные ласки, отдай себя под Его опеку, сделай короткий экзамен совести, извинится за грехи, в течение дня совершенные и постановления себе поправиться. Кладучись до сна, стань на колени и подумай, что Бог у тебя, поэтому скажи Ему:

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь (3).

Отче наш … Богородице Дево … Верую …

О Боже, сердечно извиняюсь Тебя все недобрые мысли, слова и поступки, которыми так сильно обидел тебя, и нанес неприятности моим родственникам, учителям и ближним.

Кладучись к кровати, окропи себя святой водой и скажи:

Господи, защити меня силой Честного Животворящего Креста сегодня ночью от всякого зла. Аминь.

Ежедневно автор сайта молиться Четки к Божьему Милосердию за благотворителей – для финансовой поддержки этого сайта обращайтесь на емейл

Часть 1.

Откуда взялись утренние или вечерние молитвы? Можно ли вместо них использовать что-то другое? Обязательно ли молиться два раза в день? Можно ли молиться по правилу св.Серафима Саровского?

О молитвенном правиле мы разговариваем с протоиереем Максимом Козловым , настоятелем храма святой мученицы Татианы при МГУ.

– Отец Максим, откуда взялось существующее молитвенное правило – утренние и вечерние молитвы?

– В том виде, в каком молитвенное правило печатается сейчас в наших молитвословах, его не знают другие Поместные Церкви, кроме тех славянских Церквей, которые в свое время стали ориентироваться на церковную печать Российской империи и де-факто заимствовали наши богослужебные книги и соответствующие печатные тексты. В греко-говорящих Православных Церквях мы подобного не увидим. Там в качестве утренних и вечерних молитв для мирян рекомендуется такая схема: вечером – сокращение повечерия и некоторых элементов вечерни, а в качестве утренних молитв – неизменяемые части, заимствованные из полунощницы и утрени.

Если мы посмотрим на традицию, зафиксированную по историческим меркам сравнительно недавно – например, откроем «Домострой» протопопа Сильвестра – то мы увидим почти до фантастичности идеальную русскую семью. Задача была дать некий образец для подражания. Такая семья, будучи грамотной по представлению Сильвестра, вычитывает последование вечерни и утрени дома, ставши перед иконами вместе с домочадцами и слугами.

Если мы обратим внимание на монашеское, священническое правило, известное мирянам по подготовке к принятию Святых Христовых Таин, то мы увидим те же три канона, что вычитываются на малом повечерии.

Собрание молитв под числами возникло достаточно поздно. Первый известный нам текст – это «Подорожная книжица» Франциска Скорины, и на сегодня у литургистов нет однозначного мнения, когда и почему такое собрание было сделано. Мое предположение (его нельзя считать окончательным утверждением) таково: эти тексты впервые у нас появились на юго-западной Руси, в волостях, где было очень сильное униатское влияние и контакты с униатами. Скорее всего, имеет место если не прямое заимствование от униатов, то определенного рода заимствование богослужебной и аскетической логики, свойственной на тот момент католической церкви, отчетливо делившей свой состав на две категории: церковь учащих и церковь учащихся. Для мирян предлагались тексты, которые должны были быть отличными от текстов, вычитываемых духовенством, учитывая иной образовательный уровень и внутрицерковный статус мирянина.

Кстати, в некоторых молитвословах ХVIII-XIX столетия мы видим еще рецидив того сознания (сейчас это не перепечатывается, а в дореволюционных книгах можно найти): скажем, молитвы, которые христианин может читать на литургии во время первого антифона; молитвы и чувствования, которые христианин должен прочитать и пережить во время малого входа… Что это как не некий аналог для мирянина тех тайных молитв, которые священник прочитывает во время соответствующих частей литургии, но только отнесенные уже не к священнослужителю, а к мирянину? Я думаю, что плодом того периода истории нашей Церкви и явилось возникновение сегодняшнего .

Ну а повсеместное распространение в том виде, в каком оно есть сейчас, молитвенное правило получило уже в синодальную эпоху в XVIII-XIX столетии и постепенно утвердилось как общепринятая норма для мирян. Трудно сказать, в какой именно год, в какое десятилетие это случилось. Если мы почитаем поучение о молитве наших авторитетных учителей и отцов XIX столетия, то никаких разборов, рассуждений об утреннем-вечернем правиле ни у святителя Феофана, ни у святителя Филарета, ни у святителя Игнатия мы не найдем.

Так что с одной стороны признавая существующее молитвенное правило вот уже несколько веков употребляемым в пределах Русской Церкви и в этом смысле ставшим отчасти неписаной, отчасти писаной нормой нашей духовно-аскетической и духовно-молитвенной жизни, мы не должны и слишком завышать статус сегодняшних молитвословов и даваемых в них молитвенных текстов как единственной возможной нормы устроения молитвенной жизни.

– Можно ли изменять молитвенное правило? Сейчас установился такой подход среди мирян: можно дополнять, но нельзя заменять и сокращать. Что вы думаете на этот счет?

– В том виде, в каком они есть, утренние и вечерние молитвы находятся в некотором несоответствии принципу построения православного богослужения, в котором соединяются, как все мы хорошо знаем, изменяемая и неизменяемая часть. При этом среди изменяемых частей есть повторяемые – ежедневно, еженедельно, раз в год – круги богослужения: суточный, седмичный и годичный. Этот принцип соединения твердого неизменного костяка, скелета, на который все наращивается, и варьируемых, изменяемых частей очень мудро устроен и соответствует самому принципу человеческой психологии: ей, с одной стороны, необходима норма, устав, а с другой – вариативность, чтобы устав не превратился в формальное вычитывание, повторение текстов, не вызывающих уже никакого внутреннего отклика. И тут как раз есть проблемы с молитвенным правилом, где одни и те же тексты утром и вечером.

При подготовке к Причастию у мирян имеют место три одних и тех же канона. Даже в священническом приготовлении каноны различны по седмицам. Если открыть служебник, то там сказано, что в каждый день недели вычитываются свои каноны. А у мирян правило неизменно. И что, всю жизнь читать только его? Понятно, что будут возникать определенного рода проблемы.

Святитель Феофан дает совет, которому в свое время я очень порадовался. Я сам и другие известные мне люди нашли для себя в этом совете много духовной пользы. Он советует при чтении молитвенного правила для борьбы с холодностью и сухостью сколько-то раз в неделю, заметив стандартный хронологический промежуток, уходящий на чтение обычного правила, попытаться в те же пятнадцать-двадцать минут, полчаса не ставить себе задачу непременно все прочитать, но многократно возвращаясь к тому месту, с которого мы отвлеклись или ушли мыслью в сторону, добиваться предельного сосредоточения на словах и смысле молитвы. Хоть бы в те же двадцать минут мы прочитали только начальные молитвы, но зато учились бы делать это по-настоящему. При этом святитель не говорит, что вообще нужно перейти на такой подход. А говорит, что нужно соединять: в какие-то дни целиком читать правило, а в какие-то – таким образом молиться.

Если взять за основу церковно-богослужебный принцип построения молитвенной жизни, разумно было бы или соединять, или частично заменять те или иные составляющие утреннего и вечернего правила на, предположим, каноны, которые есть в каноннике – там их явно больше, чем в молитвослове. Есть совершенно дивные, удивительные, прекрасные, восходящие в значительной части к преподобному Иоанну Дамаскину молитвословия Октоиха. Готовясь к Причастию в воскресный день, почему бы не прочитать тот Богородичный канон или тот воскресный канон к Кресту Христову или Воскресения, которое есть в Октоихе? Или взять, скажем, канон Ангелу Хранителю соответствующего гласа из Октоиха, чем один и тот же, который предлагается на протяжении многих лет читать человеку.

Для многих из нас в день принятия святых Христовых Таин, особенно для мирян, независимо от частоты причащения, душа, а не леность пододвигает человека скорее искать благодарение Богу в тот день, чем вновь повторить вечером слова, что «согреших, беззаконновах» и так далее. Когда все в нас еще полно благодарности Богу за принятие Святых Христовых Таин, ну что бы, к примеру, не взять то или иное акафистное пение или, скажем, акафист Иисусу Сладчайшему, или какое-то другое молитвословие и не сделать его центром своего молитвенного правила на этот день?

Вообще-то к молитве, скажу такое страшное словосочетание, нужно относиться творчески. Нельзя ее засушивать до уровня формально исполняемой схемы: иметь, с одной стороны, тяготу от того, что эту схему приходится день за днем, год за годом исполнять, а с другой стороны – какое-то периодическое внутреннее удовлетворение от того, что я должное исполняю, и чего вы там на небе от меня еще хотите, я же и так сделал, не без труда, то, что полагается. Молитву нельзя превращать в вычитывание и исполнение только обязанности, и считать – вот у меня нет дара молитвы, я человек маленький, святые отцы, аскеты, мистики молились, ну а мы уж так побредем по молитвослову – и спроса-то никакого нет.

– Кто должен решать, какое молитвенное правило должно быть – это сам человек должен решать или все-таки надо идти к духовнику, к священнику?

– Если у христианина есть духовник, с которым он определяет константы своего внутреннего духовного строя, то абсурдно было бы обойтись в данном случае без него, и самому, только своей головой решить, что делать. Мы изначально предполагаем, что духовник – это человек как минимум не менее опытный в духовной жизни, чем тот, кто к нему обращается, а в большинстве случаев несколько более опытный. И вообще – одна голова хорошо, а две лучше. Со стороны виднее то, что человек, даже разумный во многих отношениях, может не заметить. Поэтому благоразумно при определении чего-то, что мы стремимся сделать постоянным, посоветоваться с духовником.

Но на всякое движение души не насоветуешься. И если сегодня захотелось открыть Псалтырь – не в плане регулярного чтения, а просто открыть и добавить к своему обычному молитвенному деланию псалмы царя Давида – не звонить же батюшке? Другое дело, если хочешь начать читать кафизмы вместе с молитвенным правилом. Тогда нужно посоветоваться и брать на это благословение, а священник, исходя из того, готов ли ты, поможет тебе советом. Ну а на просто естественные движения души – тут уж как-то самому нужно решать.

– Я думаю, что как раз начальные молитвы лучше не опускать без нужды, потому что в них есть может быть самый концентрированный опыт Церкви – «Царю Небесный», «Пресвятая Троице», кто научил нас молитве «Отче наш» мы и так знаем, «Достойно есть» или «Богородице Дево радуйся» – их так немного, и они настолько очевидно избраны молитвенным опытом Церкви. Устав нам и так иной раз предлагает от них воздержаться. «Царю Небесный» – мы ждем 50 дней до праздника Пятидесятницы, на Светлой Седмице у нас вообще особенное молитвенное правило. Не понимаю логики этого отказа.

– Почему молиться надо именно два раза в день – утром и вечером? Одна наша читательница пишет: когда я занимаюсь с детьми, готовлю или убираюсь, мне так легко молиться, но как только я встаю перед иконами – все, как отрубает.

– Тут возникает сразу несколько тем. Никто не призывает нас ограничиться только утренним или вечерним правилом. Апостол Павел прямо говорит – непрестанно молитесь. Задача доброго устроения молитвенной жизни подразумевает, что христианин стремится в течение дня о Боге не забывать, в том числе и не забывать молитвенно. В нашей жизни есть много ситуаций, когда молитву можно в себе развивать отчетливым образом. Но с нежеланием встать и помолиться именно тогда, когда это предполагается долгом, нужно бороться, потому что, как мы знаем, враг рода человеческого там особенно противится, когда нет нашего самохотения. То легко делается, что делается, когда я хочу. Но то становится подвигом, что я должен делать вне зависимости от того, хочу или не хочу. Поэтому я бы советовал не отказываться от усилий поставлять себя на утренние и вечерние молитвы. Размер ее – другое дело, особенно у матери с детьми. Но она должна быть, как некая постоянная величина молитвенного устроения.

В отношении же молитв в течение дня: мешаешь кашку, молодая мама, – ну напевай про себя молитву, или если как-то больше можешь сосредоточиться – молитву Иисусову про себя читай.

Сейчас для большинства из нас есть великолепная школа молитвы – это дорога. Каждый из нас ездит на учебу, на работу в общественном транспорте, в автомобиле во всем нам известных московских пробках. Молись! Не трать время впустую, не включай ненужное радио. Не узнаешь новости – переживешь без них несколько дней. Не думай, что в метро ты так устал, что тебе хочется забыться и заснуть. Ну хорошо, не можешь читать по молитвослову в метро – читай «Господи, помилуй» про себя. И это будет школой молитвы.

– А если за рулем едешь и диск ставишь с молитвами?

– Я когда-то относился к этому очень жестко, думал – ну что эти диски, халтура какая-то, а потом на опыте разных священнослужителей и мирян увидел, что это может быть подспорьем в молитвенном правиле.

Единственное, что я бы сказал – не нужно всю молитвенную жизнь сводить к дисковому прослушиванию. Абсурдно было бы, придя вечером домой и становясь на вечернее правило, вместо самого себя включить диск, и какой-нибудь благоговейный лаврский хор и опытный иеродиакон привычным гласом начнет тебя убаюкивать. Все в меру должно быть.

– Как можно относиться к правилу, которое дал великий святой? Как к правилу, которое дал великий святой. Я просто хочу напомнить, при каких обстоятельствах он его дал: он дал его тем инокиням и послушницам, которые находились на тяжелых труднических послушаниях по 14-16 часов в сутки. Дал им для того, чтобы они начинали и кончали им день, не имея возможности для исполнения регулярных монашеских правил, и напоминал о том, что соединять это правило нужно с внутренним молитвенным деланием во время тех трудов, которые они несут в течение дня.

Конечно, если человек в горячем цеху или в не менее утомительном офисном труде приезжает домой таким, что съесть ужин, сделанный любимой женой на скорую руку и прочитать молитвы – это все, на что у него силы остаются, пусть читает правило преподобного Серафима. Но если у тебя остались силы не спеша посидеть за столом, сделать несколько не самых необходимых звонков по телефону, посмотреть фильм или новости по телевизору, почитать френдленту в Интернете, а потом – ах, завтра же вставать на работу и остается время только несколько минут – то тут, пожалуй, не самым правильным путем будет ограничить себя Серафимовым правилом.

Продолжение следует…


Во всем, что касается молитвы и благочестивой жизни, примером для нас могут служить Господь Иисус Христос, апостолы и святые. В Евангелии написано, что Христос молился в уединении по несколько часов и даже в течение целой ночи. Апостол Павел призывал молиться непрестанно, то есть всё время. Есть ли ограничения для продолжительности молитвы?


Обращаться с молитвой к Богу можно почти везде:

  • в храме
  • там, где принимают пищу
  • на работе
  • и даже в пути

Дома читают домашние молитвы (утренние, вечерние, до или после вкушения пищи). По благословению священника, утренние молитвы можно читать по пути на работу. В офисе можно помолиться перед началом и по завершении рабочего дня.

Во время богослужений в храме верующие сообща совершают общественную (иначе – церковную) молитву.

Чтобы помолиться в храме в одиночестве, нужно прийти вне богослужения, приобрести и поставить свечи. Зажигать не обязательно: служители зажгут их перед началом службы. Затем нужно приложиться к иконе дня или праздника - она лежит на аналое (специальном наклонном столике) посередине храма, - а также к святыням, которые могут находиться в храме: чтимым иконам, мощам святых. После этого можно найти место, чтобы прочитать про себя (шепотом) любую молитву, которую вы знаете наизусть, или помолиться своими словами.

Сколько раз в день нужно молиться православным?

Молитва - это время, посвященное Богу. Такое время должно находиться каждый день.

  • утром,
  • вечером,
  • перед трапезой и после,
  • перед началом и после завершения какого-либо дела (например, работы или учёбы)
  • для того, чтобы сначала испросить у Бога благословения, а в конце - поблагодарить Его.

Кроме этого, важно в храме для совершения церковной молитвы и принятия . При необходимости, в случае особых нужд или жизненных обстоятельств можно обращаться с частной молитвой (дома перед иконами или в храме между богослужениями) к святым или небесным силам, чтобы они заступились за молящегося перед Господом.

Время чтения православных молитв в церкви и дома

В древних монастырях в сутки совершалось девять продолжительных богослужений, а между ними монахи в одиночестве читали псалмы или произносили . Особенно благодатным временем для уединенной молитвы считалась ночь.

Современные миряне утром дома совершают , вечером, по возвращении домой – . Если человек немощен или имеет мало времени, то вместо утреннего и вечернего правил он может в течение дня читать преподобного Серафима Саровского.

Продолжительность утренних и вечерних молитв желательно обговорить со священником, у которого прихожанин исповедуется постоянно.

В субботу вечером и накануне церковных праздников следует посещать всенощное бдение в храме, а утром по воскресеньям и в праздники - Литургию.

Во время молиться в храм ходят чаще: в первые четыре дня стараются не пропускать вечерние службы - на них совершается Великое повечерие с Каноном Андрея Критского. Также нужно постараться посетить как можно больше богослужений на Страстной седмице, предшествующей празднику Пасхи. На Светлой седмице Литургия совершается ежедневно , и верующие стремятся побывать на ней, чтобы причаститься Светлых Христовых Таин не только в воскресенье, но и в будний день.

Время утренней молитвы

Утренние молитвы читаются дома, сразу по пробуждении . Проснувшись, нужно встать перед иконами и начать читать молитвы наизусть или по молитвослову.

Время вечерней молитвы

Вечерние молитвы читаются дома в конце дня или перед сном . Вечернее правило не рекомендуется откладывать на позднее время, поскольку, чем позже – тем сильнее усталость и сложнее сосредоточиться.

Перед самым сном, уже лежа в постели, произносят: «В руце Твои, Господи Боже мой, предаю дух мой, Ты мя спаси, Ты же мя помилуй и вечный живот даруй ми».

Молитва в течение всего дня

Православной церковью не установлено строгое время для совершения молитв. Нужно стремиться к тому, чтобы молиться постоянно. Это, прежде всего, значит постоянно помнить о Боге и время от времени, по возможности, обращаться к Нему в течение дня с короткими молитвами (например, Иисусова молитва «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» или краткая благодарственная молитва «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!»).

Непрерывная молитва

Можно читать краткие молитвы непрерывно в течение всего дня, повторяя одну и ту же молитву подряд много раз и считая число повторений по четкам. Обычно так читается Иисусова молитва. Однако для такой молитвы нужно обязательно брать благословение священника , и количество повторений строго регламентируется .

Для непрерывной молитвы существует множество ограничений, ее нельзя читать бесконтрольно.

Преподобный Амвросий Оптинский велел своим духовным чадам читать Иисусову молитву только вслух, потому что чтение про себя может вызывать сильные эмоциональные ощущения и приводить к впадению в прелесть. Прелесть означает самообман, вплоть до умственного помешательства.

Какой продолжительности должна быть молитва?

Длительность молитв не регулируется правилами.

  • Важнее всего сосредоточенность на молитве, а не ее продолжительность или количество молитв.
  • Молиться нужно не спеша, вдумываясь в каждое слово.
  • Количество молитв должно соответствовать тому времени, которое мы можем им уделить.

Господь говорил «Милости хочу, а не жертвы» (Мф.9:13), поэтому при недостатке времени или сильной усталости допустимо сократить молитвенное правило, чтобы прочитать его сосредоточенно.

В правило благочестивого мирянина обычно включаются утренние и вечерние молитвы, глава из Евангелия и две главы из Апостолов. Хорошо прочитывать хотя бы одну кафизму из Псалтири в день, положив закладку. Есть и сокращенное правило для больных, женщин с маленькими детьми и других людей, испытывающих сильную нехватку времени. Это сокращенное правило можно найти в любом Молитвослове.

«Обетов и правил на себя не накладывайте никаких без одобрения отца духовного, с советом которого один поклон принесет вам более пользы, нежели тысяча поклонов своечинных».

Также преподобный Антоний писал:

«Фарисей больше нашего и молился, и постился, но без смирения весь труд его был ничто, а посему ревнуйте наиболее мытареву смирению, которое обычно рождается от послушания, и довлеет вам».

Старец Иосиф (Литовкин) предупреждал, что выполнять правило по благословению труднее, чем то, которое взял самовольно. Можно выполнить огромное количество поклонов из тщеславия, а вот когда мы делаем что-то по благословению, со смирением, то это гораздо труднее. Зато и полезно для души:

«Наложенное правило всегда трудно, а делание со смирением еще труднее. Что трудом приобретается, то и бывает полезно».

Невозможность выполнить правило

В миру случаются разные не зависящие от нас обстоятельства: командировки, затянувшиеся совещания, аврал на работе, а также болезни свои и близких. В общем, может случиться так, что даже самый благочестивый мирянин как-то будет не в силах исполнить ежедневное правило. Старец Никон советовал при этом ни в коем случае не смущаться, а просто смиренно укорить себя в немощи:

«Правило молитвенное старайся не упускать ни утром, ни вечером, но если когда по какой-либо причине опустишь, особенно по не зависящим от тебя обстоятельствам, то не смущайся, а смиренно укоряй себя в немощи, ибо самоукорение есть невидимое восхождение, а смущение, по словам батюшки Амвросия, нигде в числе добродетелей не поставлено».

Постоянная молитвенная память

Старцы напоминали нам, что, кроме правила, нужно иметь постоянную молитвенную память, постоянно помнить о Боге и в течение дня почаще повторять: «Господи, помилуй!», «Господи, благослови»», «Господи, защити!» Этими краткими молитвами будет освящаться наша повседневная жизнь.

«Каждое дело необходимо начинать с призывания в помощь имени Божия», - учил старец Иларион (Пономарев).

Преподобный Никон напоминал:

«Во всякое время, что бы вы ни делали: сидите ли, идете ли, работаете ли, - читайте с сердцем: “Господи, помилуй!”»;

«Когда будешь скорбен и уныл и найдет на тебя искушение тяжкое, ты только одно тверди: “Господи, пощади, спаси и помилуй раба Твоего!” И скорбь облегчится».

На вопрос о краткой молитве, которую можно часто повторять, преподобный Никон отвечал:

«Молитесь просто: “Господи, даруй мне благодать Твою!” И Господь пронесет мимо вас грозу».

Просьба о молитве за других

Иногда люди обращаются с просьбой помолиться за них к другим. Бывает и так, что, заказав панихиду или молебен, сами не присутствуют на них и не молятся.

Чтобы люди не оставались в беспечности и не возлагали свою надежду лишь на постороннюю молитвенную помощь, преподобный Амвросий наставлял:

«Вспомни, двенадцать апостолов просили Спасителя за жену-хананеянку, но Он не услышал их; а сама стала просить - упросила».

А иногда повторял народную поговорку:

«Боже-то, поможи - да и сам мужик не лежи».

Молитвенный настрой

Оптинские старцы советовали при молитве оставлять многословие, пустословие, так как этим нарушается молитвенный настрой, отгоняется благодать. Преподобный Никон писал:

«Особенно во время молитвы оставляйте все помыслы о житейском. После молитвы, домашней или церковной, чтобы сохранить молитвенное умиленное настроение, необходимо молчание. Иногда даже простое незначительное слово может нарушить и спугнуть из души нашей умиление.

Молчание подготовляет душу к молитве. Тишина, как она благотворно действует на душу!»

Речь, конечно, не идет о необходимых деловых беседах или общении с родными, воспитании детей - имеется в виду пустословие, в которое мы так часто впадаем.

Старец Амвросий советовал:

«Умное молчание дороже всего. Если положить все правила благоразумия на одну весовую чашу, а на другую чашу положить благоразумное молчание, то молчание одно перевесит»;

«Когда чувствуешь, что желаешь что-нибудь сказать по страсти, - молчи. Удержись, не говори. Ведь это брань, победить нужно, тогда только отстанет».

Молиться нужно даже о том, чтобы научиться правильно молиться. Преподобный Никон писал:

«Мы сами по себе, без Божественной помощи, и помолиться-то не в состоянии: не можем мы молиться как следует и не знаем, как и о чем молиться».

О молитвенных дарах

Молитвенный подвиг сопровождается дарами усердным молитвенникам. Оптинские старцы предупреждали о том, что нельзя самовольно добиваться этих даров, таких как слезы на молитве или чистота и бесстрастие. Это может быть опасно для неопытного молитвенника.

О слезах на молитве писал:

«Плакать могут не все, а кому Бог даст слезы. А новоначальным Бог редко дарует слезы. А то возгордятся и будут хуже неплачущих».

Он же наставлял желающих достичь чистоты и бесстрастия:

«Смиримся, и Господь покроет, и будем святы. А пока не смиримся и не умилостивим Бога - хоть лоб об пол поклонами разбей, страсти не умалятся».

Как узнать, правильно ли мы молимся?

Молитва - духовное делание, которое приносит духовные плоды. Плоды духа: любовь, кротость, терпение, мирное душевное устроение. Конечно, чтобы плоды созрели, должно пройти время. Но стремиться к ним следует, духовной рост должен происходить. Человек должен бороться со своими страстями, немощами, дурными привычками.

учил каждый день проверять себя, испытывать свою совесть:

«Поверяй самого себя каждодневно… Ежели плохо проведен был день настоящий, так что ты ни молитвы порядочно Богу не принес, не сокрушился сердцем ни однажды, не смирился в мысли, милости не оказал или милостыню никому не подал, не простил виноватого, не стерпел оскорбления, напротив же того, не воздержался от гнева, не воздержался в словах, пище, питии или в нечистых мыслях ум свой погружал, все сие рассмотрев по совести, осуди себя и положи на следующий день быть внимательнее во благое и осторожнее в злое».

Преподобный Макарий предупреждал:

«Но одни правила молитвенные не могут нам принести пользы… советую стараться, сколько можно, обращать внимание ваше на дела любви к ближним; в отношении к матушке вашей, супруге и детям - пещись о воспитании их в православной вере и доброй нравственности к подчиненным вам людям и ко всем ближним».

Тот, кто правильно подвизается, идет средним, «царским» путем. Уменьшается раздражительность и, наоборот, растет благодушие, реже приходят помыслы гнева, осуждения, ропота. Мирное устроение, терпеливое отношение к немощам и недостаткам окружающих переживается все чаще и постепенно становится постоянным.

© 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство