Поджигателю храма артемиды эфесской. Храм артемиды в эфесе - одно из семи чудес античного мира

Поджигателю храма артемиды эфесской. Храм артемиды в эфесе - одно из семи чудес античного мира

Преданий о храме Артемиды Эфесской существует несколько десятков. Из поколения в поколение передавались легенды и интересные факты возникновения древнего храма. Полюбоваться первозданными красотами семи чудес света античности, к сожалению уже невозможно. До нашего времени остались лишь только египетская пирамида. Остальные же творения античности, такими как они, были созданы, можно увидеть только на фото - храм Артемиды в Эфесе тоже не исключение.

Филон Византийский, исследователь и писатель древности, классифицировал и ограничил количество великих сооружений цифрой -7, которая у древних греков считалась священной и завершенной. В своем сочинении Филон писал: «Храм Артемиды Эфесской - это единственное уникальное место на нашей планете, где обитают Боги, побывав в котором можно увидеть, что земля поменялась местами с небом, и именно здесь бессмертное царство Богов снизошло на землю…».

До нынешнего времени остались лишь руины храма Артемиды Эфесской, они находятся в Турции городе Сельчуке. Ежегодно сюда приезжают сотни туристов, что бы погрузиться и проникнуться культурой античных народов. Если посмотреть на фото храма Артемиды в Эфесе, сразу можно понять причину такого ажиотажа.

Предание о богине Артемиде

В античные времена древние греки поклонялись не одному Богу, как сейчас, а нескольким богам, среди них была богиня, которую назвали Артемидой. Отцом почитательницы был Зевс, а братом Аполлон. Артемиде поклонялись все матери античной Греции, так она была их защитницей и покровительницей. Она считалась предстательницей всего живого на земле: защищала животных, помогала вырастить и собрать урожай, заботилась о счастливых браках и содействовала в рождении детей. Женщины регулярно приносили дары великой богине, как благодарность за своих новорожденных детей.

Достоверные факты строительства

Древние жители очень хотели как-то по-особому выразить почтение и благодарность своей покровительнице. В один из прекрасных дней было принято решение возвести большое здание, которое могло бы быть достойно пребывания в нём великой богини. Местом для сооружения послужила святыня древней покровительницы Кибелы. Первые постройки из дерева, часто горели и разрушались, поэтому было решено соорудить огромное и крепкое здание, величие которого поражает и сегодня.

На строительство поистине великого здания, требовалось немалое вливание средств на материалы и рабочую силу. Большой вклад в строение внёс лидийский правитель, которого величали Крезом. Он был знаменит на весь мир, благодаря своим несметным богатствам. В 6 веке до нашей эры средства были собраны, и началось большое строительство легендарного храма. 120 долгих лет лучшие мастера со всего света трудились над возведением и отделкой дивного дворца. За это время сменились 4 архитектора и несколько правителей древней Греции, но цель построить Великое сооружение, не поменялась.

Проект храма для богини плодородия разработал архитектор Херсифрон, он был родом из критского города Кносс. Так как в этих местах землетрясения были частым явлением, он решил сделать постройку здания в болотистом месте, что располагалось неподалёку Эфеса. Мягкий грунт выступал как средство амортизации при толчках и мощных колебаниях земной коры (землетрясения происходили часто). А чтобы из-за своей тяжести здание не просело, на болоте вырыли большой котлован, который засыпали углем и шерстью овец на несколько метров вглубь.

Большие и тяжелые 18 метровые колоны для сооружения привозились со всей страны. Они были практически неподъемными и привычные повозки из-за мягкой почвы просто вязли и не могли их доставить. Тогда мастера решили схитрить, они просто привязывали волов у основания колоны, таким образом, что она равно как обычное колесо просто катилась по поверхности.

Существует такая легенда, что одна из балок храма все время падала и не ложилась как нужно, чего только не предпринимал архитектор, всё оказалось напрасным. Ему не хотелось жить, так ужасно он страдал и дико переживал по этому поводу. И тогда богиня Артемида уложила балку так, как и требовала постройка.

За время строительства дворца Херсифон сделал многое, он соорудил стены и установил колоннаду. К сожалению, ему не довелось увидеть свой шедевр во всей красе. Когда он умер, бразды правления были переданы его сыну Метагену. Под его руководством соорудили верхушку помещения, все перекрытие и саму крышу.

Завершающими работами занимались два не менее талантливых архитектора. Их звали Деметрием и Пеонитом. Храм был просто огромным и завораживал своей красотой. Сооружение окружали 127 могучих колонн. В предании говорится, что каждая колонна - это подарок 127 греческих властелинов. Крыша дворца богов была выложена их чистого мрамора, что было совершенно нетипично для построек тех времен.

Жители не только Эфеса, но и всего мира замирали при виде такой красоты, ранее им никогда не приходилось видеть настолько большое и прекрасное сооружение. Сейчас мы можем только смутно представлять себе, смотряфото храма Артемиды в Эфесе, что это было за великое творение, которое создавали лучшие мастера, съехавшиеся со всего мира.

В храме Артемиды Эфесской проводилась не только религиозная служба - это было место, где бурлила деловая и финансовая жизнь Эфеса. К тому же он совершенно не зависел от городских властей, а подчинялся коллегией жрецов. Весть о возведении величественного дворца облетела быстро весь мир. Храмом Артемиды в Эфесе приезжали полюбоваться много правителей из других государств, его описывали писатели древности и переносили на холсты живописцы со всей планеты. Но одному из 7 чудес древности удалось простоять всего лишь 200 лет…

Трагедия храма Артемиды Эфесской

Большое несчастье произошло совсем внезапно, когда этого никто не ожидал. В одну из ночей 356 года до нашей эры - храм Артемиды Эфесской был сожжен. Совершил это тяжкое преступление один из местных жителей Герострат. Когда его спросили о причине такого злодеяния, он объяснил, что просто хотел чтобы о его имени узнали потомки. Герострату была присуждена смертная казнь, и правительство приказало забыть навсегда имя злодея. Но как известно «шила в мешке не особо утаишь», и как хотел того Герострат, его имя дошло и до нашего времени.

Именно в ночь пожара в одной из обителей Македонии родился мальчик - это был будущий завоеватель Александр Македонский. Как известно из легенды, богиня помогала матери Александра родить малыша и не смогла уберечь свой дворец.

Огненное пламя нанесло большой вред храму, но жители города трудились не покладая рук, чтобы восстановить прежний облик здания. Александр Македонский лично принимал непосредственное участие в строительстве и обновлении храма. Так, в III до нашей эры, великое восстановление было завершено, и храм Артемиды Эфесскойстал ещё краше, чем прежде.

Эфесцы были очень благодарны Македонскому за содействие в восстановлении дворца. Они долго думали, что могут сделать для человека, у которого вообще и так всё есть. Тогда жители Эфеса обратились к талантливому художнику по имени Апеллес, для того чтобы он написал картину с Александра. Шедевр получился просто великолепным - это был образ Зевса с молнией в руке. Портрет был настолько правдоподобным, что если посмотреть на него под косым углом, рука Александра и молния казались за пределами полотна. За свой шедевр художник получил 25 золотых талантов. Эту историческую сумму не платили ранее ни одному живописцу.

Внутренняя отделка храма приводила в восторг всех посетителей. Здесь были собраны лучшие скульптуры деятелей искусства. Здесь же находилась и сама статуя Афродиты.

В ходе археологических раскопок нашли и статую богини. Она была сделана из мрамора с наличием нескольких рядов грудей. По другим предположениям эти образования представляли собой бычьи яички. Такой образ Артемиды «Полимастос» обозначал изобилие. Есть ещё одна гипотеза, что это не вовсе грудь, а всего лишь своеобразное украшение.

Падение святилища Артемиды Эфесской

Это было время смуты, хаоса и неразберихи, время грабежей и варварства Готов. Не оставили эти процессы без внимания и великий храм, что манил их своим богатством и красотами. Они раскурочили и ограбили божью обитель. Восстановлением здания никто не занимался больше. С приходом христианства поклонение нескольким богам отошло в небытие. Здание разворовали почти полностью, оставив после себя лишь развалины. В результате чего в 400 году, случилось непоправимое - падение и полное разрушение строения. На этом месте возвели церковь, но позже её постигла та же участь.

Первым из археологов, кому удалось найти место нахождения древнего храма, стал англичанин Вуд в 1869 году. Сегодня, в том месте, где был непосредственно построен храм, туристы могут увидеть только одну четырнадцатиметровую колонну, собранную из нескольких деталей. Другие элементы и находки археологов хранятся в пинакотеках города Эфес, а также Стамбуле и Лондоне.

Где находится место легендарного храма?

Артемисион (так сегодня называют то место, где ранее стоял храм), располагается недалеко от турецкого города Сельчук. Посетить его могут все желающие туристы совершенно бесплатно, а сама экскурсия не займет слишком много времени. Находясь на месте развалин можно только представить всё могущество и величие прошлой эпохи.

Совершить незабываемое путешествие по местам древнего мира, очень просто, достаточно обратиться к туроператору сайт. Мы предлагаем доступный отдых для всех, кто часто любит путешествовать и готов открываться новым впечатлениям. Забудьте о проблемах связанных с открытием и получением виз и прочую бумажную волокиту. Всё что касается оформления, мы возьмём на себя.!

Когда-то греческий приморский город Эфес являлся крупной торговой точкой. Знаменит он тем, что здесь располагался храм Артемиды – одно из семи чудес древнего мира.

Строительство храма

Храм Артемиды в Эфесе был такой большой, что сразу же попал в список семи чудес света. Предприятие в плане финансов взял под свое крыло царь Лидии Крез, строительный процесс был дан на откуп архитектору из Кносса Харсифрону. Под его руководством были возведены стены и колонны. Пост главного архитектора после его принял его сын Метаген. На завершающем этапе строительством руководили Пеонит и Деметрий.

Когда в 550 году до нашей эры строительство было завершено, перед местным открылись двери храма. Пусть сегодня и не удалось воссоздать прежнего великолепного убранства храма, сомнительно, чтобы архитекторы не постарались на славу. Известно, что статуя самой богини была из золота и слоновой кости.

Длительные археологические раскопки позволяют представить храм Артемиды Эфесской. Это огромное здание, размерами 105 на 51 метр. Это восемнадцатиметровые колонны, в количестве ста двадцати семи, поддерживающие потолок. Согласно легендам и слухам, число колонн соответствовало числу греческих властителей, ведь каждый из них по одной подарил храму.

Поделись статьей с друзьями!

    Храм Артемиды Эфесской. Четвертое чудо света

    https://сайт/wp-content/uploads/2015/05/hram-artemidi-150x150.jpg

    Когда-то греческий приморский город Эфес являлся крупной торговой точкой. Знаменит он тем, что здесь располагался храм Артемиды – одно из семи чудес древнего мира. Строительство храма Храм Артемиды в Эфесе был такой большой, что сразу же попал в список семи чудес света. Предприятие в плане финансов взял под свое крыло царь Лидии Крез, строительный процесс...

Одно из семи чудес света, храм богини Артемиды , первоначально был возведён в далёкой древности на территории Греции.

Эта грандиозная постройка «пережила немало на своём веку», а её руины в настоящее время находятся в турецком городе Сельчуке - это совсем недалеко от древнего античного города Эфеса .

Древние греки очень почитали Артемиду - богиню охоты и плодородия . По мифам она являлась сестрой прекрасного Аполлона и дочерью Зевса, верховного бога.

Богиню изображали в виде статуй , фигур из бронзы и мрамора, рисовали на фресках. Артемида считалась также идеалом красоты, и по замыслу храм в её честь не должен был уступать по внешнему виду ей самой.

Первым архитектором храма Артемиды был Херсифрон. По его задумке, постройка должна быть основана на болоте возле реки - это послужит хорошим амортизатором при землетрясениях.

Но для того, чтобы храм не провалился под собственной тяжестью, было решено выкопать гигантский котлован, который впоследствии заполнили древесным углём и шерстью животных.

Осуществление идей оказалось непростым: многотонные колоны постоянно увязали в топи на различных повозках. И тогда Херсифрон хитроумно превратил колонны в колёса, и они послушно покатились, закреплённые за десятками быков.

При строительстве никак не удавалось обустроить порог , проложив к нему каменную балку.

Это настолько сокрушало Херсифрона, что он даже подумывал о самоубийстве, рассуждая, что дело всей его жизни рушится.

Тогда, как заверяет предание, Артемида сама помогла балке занять нужное место.

К сожалению, архитектор не дожил до завершения строительства храма, и дело продолжил его сын Матаген, а затем Деметрий и Пионит. Строительство продолжалось целых 120 лет и было завершено в 550 году до н.э.

Постройка была поистине величественной , а по меркам тех времён - просто фантастической! Храм имел длину в 110 метров и ширину в 55 метров.

Колонны высотой 18 метров окружали постройку в два ряда. Крыша была сделана из мраморных плит, а не из черепиц, как это делалось прежде.

Храм простоял менее 200 лет, и мы уже никогда не узнаем, как он выглядел в точности.

Некий человек по имени Герострат, решив увековечить своё имя, совершил огромное преступление - сжёг храм Артемиды.

От величественной постройки практически ничего не осталось .

По идее, Герострата должны были казнить, но решили «наказать» его забвением.

Городской совет постановил, что для человека, страстно жаждущего славы, это будет самым худшим.

Однако, это дало обратный результат: его имя переходило из уст в уста, из поколения в поколение, и таким образом дошло до наших дней.

Видео-обзор знаменитых сооружений

Куда же можно отправиться в первую очередь туристам в древнем городе Эфесе? Самые живописные храмы которые ожидают вас по приезду. Так же в видео можно узнать какие существуют полуразрушенные постройки, которые питают туристов духом старины.

Местные жители не готовы были мириться с такой несправедливостью, как потеря храма имени любимой богини. Поэтому решено было построить новый храм на общественные деньги.

Эфесцы отдавали свои ювелирные изделия и денежные сбережения ради этой благой цели. Архитектором нового проекта стал Хейрократ, оперативно руководивший процессом строительства.

Новый храм был воздвигнут за несколько лет, и он стал ещё больше и красивей прежнего. Внутри храма расположилась огромная 15-метровая статую богини-покровительницы.

Стены храма были расписаны картинами, изображавшими различные эпизоды греческой истории и сцены из мифов.

Известно, что великий Александр Македонский был настолько поражён строительством храма, что предложил все затраты списать на свой счёт.

Но он поставил условие, чтобы в посвятительной надписи значилось его имя. Было велико искушение получить всем обратно свои деньги и украшения и сам город избавить от долгов, но жители эфеса были слишком честолюбивы, и поэтому Александру было отказано .

Чтобы не обидеть полководца, было принято решение заказать художнику Апеллесу его портрет. Произведение получилось таким красочным и живым, что горожане испытали возвышенный трепет и заплатили художнику невиданный по размерам гонорар.

Украшали вторую постройку храма Артемиды самые талантливые скульпторы, художники и архитекторы тех времён. Само величественное здание выполнено из мрамора и известняка, а огромные колонны сделаны из блоков, скреплённых друг с другом.

Храм в древнем Эфесе был не только местом культа великой богини, но и культурно-деловым и финансовым центром, независимым от городских властей.

Рядом работала сувенирная лавка , где продавали игрушки-копии великой постройки и различные статуэтки.

Второй храм Артемиды простоял на болоте около 500 лет. Во времена Римской империи он был переименован в храм Дианы. Императоры не скупились и дарили этому чуду света шикарные серебряные и золотые статуи.

Храм прославился , молва о нём распространилась по всему свету, и каждый, кто видел и бывал в нём, был в неописуемом восхищении.

Закат храма Артемиды и останки настоящего времени

В 263 году н.э. великая постройка была разграблена и разрушена племенами готов, однако окончательное разрушен был храм в 400 году н.э., когда культ Артемиды сошёл на нет.

Стало активно распространяться христианство , и все языческие храмы стали подвергаться варварским нападкам.

Практически все жители Эфеса в эту эпоху стали христианами, а храм разгромила группа религиозных людей во главе с Иоанном Златоустом. На руинах была воздвигнута церковь, но она простояла недолго.

Останки храма Артемиды были заново открыты в 1869 году английским археологом Вудом после нескольких месяцев поисков и раскопок.

А вот фундамент постройки был откопан только в 20 веке . Причём под основой второго храма был обнаружен фундамент первоначального храма, сожжённым Геростратом, что заставило вновь вспомнить о прославившемся преступнике.

Годом позднее были найдены обломки фриза и мелкие детали.

Всё это теперь храниться в музеях Стамбула и Лондона.

В наше время от великого чуда света осталась одна-единственная колонная 14-ти метров в высоту - это меньше оригинала на 4 метра.

Посмотреть на руины грандиозной постройки прошлого можно, посетив Эфес.

Храм Артемиды - это великое творение , и важно знать, что он действительно существовал, ведь это свидетельствует о несгибаемом стремлении человеку к созиданию, прекрасному и возвышенному.

С храмом Артемиды Эфесской давно возникла путаница, и поэтому не совсем ясно, о каком из этих храмов говорить: о последнем или предпоследнем? Издавна авторы, пишущие об этом чуде света, неточно представляют себе что же сжёг Герострат и что построил Херсифрон. Храм Артемиды строился многократно. Но ранние деревянные здания приходили в ветхость, сгорали или гибли от нередких здесь землетрясений, и поэтому в середине VI века до нашей эры было решено построить новый Лучшим был признан проект знаменитого Херсифрона. Тот предложил строить храм из мрамора, причём по редкому тогда принципу ионического диптера, то есть окружить его двумя рядами мраморных колонн.

Печальный опыт прежнего строительства в Эфесе заставил задуматься архитектора над тем, как обеспечить храму долгую жизнь. Решение было смелым и нестандартным: ставить храм на болоте у реки. Херсифрон рассудил, что мягкая болотистая почва послужит амортизатором при будущих землетрясениях. А чтобы под своей тяжестью мраморный колосс не погрузился в землю, был вырыт глубокий котлован, который заполнили смесью древесного угля и шерсти - подушкой толщиной в несколько метров. Эта подушка и в самом деле оправдала надежды архитектора и обеспечила долговечность храму. Правда, не этому, а другому...

Очевидно, строительство храма было сплошной инженерной головоломкой, о чём есть сведения в античных источниках. Не говоря уже о расчётах, которые приходилось вести для того, чтобы быть уверенным в столь неортодоксальном фундаменте, приходилось решать, например, проблему доставки по болоту многотонных колонн. Какие повозки не конструировали строители, под тяжестью груза они неумолимо увязали. Херсифрон нашёл гениально простое решение. В торцы стволов колонн вбили металлические стержни, а на них надели деревянные втулки, от которых шли к быкам оглобли. Колонны превратились в валики, колёса, послушно покатившиеся за упряжками из десятков пар быков. Как он был украшен, какие стояли в нём статуи и какие там были фрески и картины, как выглядела сама статуя Артемиды, мы не знаем. И лучше не верить тем авторам, которые подробно описывают убранство храма, его резные колонны, созданные замечательным скульптором Скопасом, статую Артемиды и так далее. Это к описанному храму отношения не имеет. Всё, что сделал Херсифрон и его преемники, исчезло из-за Герострата.

История Герострата, пожалуй, одна из наиболее поучительных притч в истории нашей планеты. Человек, ничем не примечательный, решает добиться бессмертия, совершив преступление, равному которому не совершал ещё никто (по крайней мере если учесть, что Герострат обошёлся без помощи армии, жрецов, аппарата принуждения и палачей). Именно ради славы, ради бессмертия он сжигает храм Артемиды, простоявший менее ста лет. Это случилось в 356 году до нашей эры. Кстати, именно в день, когда родился Александр Македонский.

Деревянные части храма, просушенные солнцем, запасы зерна, сваленные в его подвалах, приношения, картины и одежда жрецов - всё это оказалось отличной пищей для огня. С треском лопались балки перекрытий, падали, раскалываясь, колонны - храм перестал существовать.

И вот перед соотечественниками Герострата встает проблема: какую страшную казнь придумать негодяю, дабы ни у кого более не возникало подобной идеи?

Возможно, если бы эфесцы не были одарены богатой фантазией, если бы не оказалось там философов и поэтов, ломавших себе голову над этой проблемой и ощущавших ответственность перед будущими поколениями, казнили бы Герострата, и дело с концом. Ещё несколько лет обыватели говорили бы: "Был один безумец, сжёг наш прекрасный храм... только как его звали, дай бог памяти..." И мы бы забыли Герострата.

Но эфесцы решили покончить с притязаниями Герострата одним ударом и совершили трагическую ошибку. Они постановили забыть Герострата. Не упоминать его имени нигде и никогда - наказать забвением человека, мечтавшего о бессмертной славе.

Боги посмеялись над мудрыми эфесцами. По всей Ионии, в Элладе, в Египте, в Персии - всюду люди рассказывали: "А знаете какую удивительную казнь придумали в Эфесе этому поджигателю? Его теперь навсегда забудут. Никто не будет знать его имени. А кстати, как его звали? Герострат? Да, этого Герострата мы обязательно забудем".

И, разумеется, не забыли. А храм эфесцы решили построить вновь.Этот храм и был признан чудом света, хотя, может быть, больше оснований к этому званию имел первый, построенный Херсифоном Внутри храм был украшен замечательными статуями работы Праксителя и Скопаса, но ещё более великолепными были картины этого храма.

В нашем воображении греческое античное искусство - это в первую очередь скульптура, затем архитектура. А вот греческой живописи, за исключением нескольких фресок, мы почти не знаем. Но живопись существовала, была широко распространена, высоко ценилась современниками и, если верить отзывам ценителей, которых никак нельзя заподозрить в невежестве, зачастую превосходила скульптуру. Можно предположить, что живопись Эллады и Ионии, не дошедшая до наших дней, - одна из самых больших и горьких потерь, которые пришлось понести мировому искусству. Расчёты архитекторов, построивших храм на болоте, оказались точными. Храм простоял ещё половину тысячелетия. Римляне высоко ценили его и богатыми дарами способствовали его славе и богатству. Известно, что Вибий Салютарий подарил храму, более известному в Римской империи под названием храма Дианы, много золотых и серебряных статуй, которые в дни больших праздников выносили в театр для всеобщего обозрения.

Слава храма во многом послужила причиной его гибели во времена раннего христианства. Эфес долго оставался оплотом язычников: Артемида не желала уступать славу и богатство новому богу. Говорят, что эфесцы изгнали из своего города апостола Павла и его сторонников. Такие прегрешения не могли остаться безнаказанными. Новый бог наслал на Эфес готов, разграбивших святилище Артемиды в 263 году. Крепнувшее христианство продолжало ненавидеть и опустевший храм. Проповедники поднимали толпы фанатиков против этого олицетворения прошлого, но храм всё ещё стоял.

Когда Эфес попал под власть христианской Византии, наступил следующий этап его гибели. Мраморную облицовку с него стали растаскивать на разные постройки, была разобрана и крыша, нарушено единство конструкции. И когда начали падать колонны, то их обломки засасывало тем же болотом, что спасало храм от гибели ранее. А ещё через несколько десятилетий под жижей и наносами реки скрылись последние следы лучшего храма Ионии. Даже место, где он стоял, постепенно забылось.

Долгие месяцы потребовались английскому археологу Вуду, чтобы отыскать следы храма. 31 октября 1869 года ему повезло. Полностью фундамент храма был вскрыт только в нашем веке. А под ним - следы храма, сожжённого Геростратом.

Интересный факт — на территории современной находятся остатки сразу двух из семи чудес света античного мира. Мы, конечно же, не упустили возможности и посмотрели оба (первое чудо — ). Сегодня я хочу рассказать про Храм Артемиды Эфесской , который был построен недалеко от древнего Эфеса.

Храм Артемиды был построен в 6 в. до н.э. в честь покровительницы города (Эфеса) богини Артемиды. Причем культ богини уходит корнями в глубокую древность — еще до появления в этих местах греков в городе поклонялись богине, которую называли «Великая мать». Греки назвали ее Артемидой и возвели огромный и невероятный по тем меркам храм в ее честь.

Артемида — одна из самых значимых богинь в древнегреческой мифологии, покровительница всего живого на земле, богиня охоты, целомудрия и плодородия, прекрасная, но жестокая.

Для постройки храма было выбрано очень необычное место — на болоте. В те времена многие постройки разрушались частыми землетрясениями, поэтому архитектор решил возводить храм на болотистой местности в надежде, что при землетрясении почва самортизирует и храм останется целым. В последствии это решение оказалось ошибочным — в настоящее время практически все остатки храма ушли на дно болота.

Когда храм был достроен (а на строительство ушло почти 120 лет!), окончательные размеры составляли 110 м в длину и 55 м в ширину, в храме было установлено 127 колонн высотой 18 м . Так что зрелище действительно впечатляющее.

5. Видео

И, конечно, небольшое видео, которое мы сняли на болоте с храмом Артемиды:

А Вы видели когда-нибудь чудеса света или, может, были в тех местах, где они когда-то были построены? Какие ощущения возникают, когда находитесь в таком значимом месте с богатой историей? Где стоит побывать? Поделитесь в комментариях!

© 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство