Сравнительные характеристики Остапа и Андрия. Анализ повести "Тарас Бульба". Сравнительная характеристика Остапа и Андрия (по повести Гоголя «Тарас Бульба»)

Сравнительные характеристики Остапа и Андрия. Анализ повести "Тарас Бульба". Сравнительная характеристика Остапа и Андрия (по повести Гоголя «Тарас Бульба»)

Синонимов (сопоставить, противопоставить).

  • Сравнивают свое понимание термина с трактовкой понятия из «Толкового словаря» С.И.Ожегова и Словаря литературоведческих терминов
  • Определяют роль сравнения героев

(это способ более глубокого постижения авторского замысла и понимания художественного произведения)

  • Анализируют этапы построения сравнительной характеристики

Вступление - определение проблемы, над которой предстоит работать.

Основная часть - параллельное сравнение поступков и действий героев в аналогичных ситуациях или по одним и тем же признакам (сходство и различие героев). Заключение - вывод по анализу (исследованию) характеров героев.

  • Ознакомительное чтение памятки при построении сравнительной характеристики
  1. Следует помнить о том, что Вам нужно продемонстрировать не только умение размышлять, думать и рассуждать. Вам нужно еще пояснить и убедить.
  2. Сочинение-рассуждение имеет четкую структуру (тезис - доказательство - вывод), и ее необходимо строго придерживаться.
  3. Нужно составить план сочинения.
  4. Не забывайте логически разделять части Вашего сочинения.
  5. Чтобы избежать повторений, используйте синонимы.
  6. Не следует забывать и о том, что есть несколько способов для приведения аргументов. Использование цитат и указание нумерации предложений должны быть использованы в сочинении.
  • Обычно сочинение - сравнительная характеристика - это сочинение-рассуждение, основанное на сравнении двух персонажей того или иного художественного произведения

Теперь давайте более подробно рассмотрим, как правильно писать сочинение–рассуждение.

Части сочинения

Выдвинуть тезис, полное опровержение или доказательство которого будет детально разобрано в основной части нашего текста.

Вступление следует начинать с какого-нибудь вводного слова. Однако использовать вводные слова вовсе необязательно. Вступление может состоять из трех предложений. Также важно правильно заканчивать вступление. Последним предложением нужно закончить первую часть и начать основную. К примеру, фразы: "давайте поговорим об этом" или "давайте разберемся" являются отличным логическим завершением вступления.

Теперь переходим к написанию основной части. В ней нужно доказать тот тезис, который мы выдвинули во вступлении. Нужно дать два доказательства и ограничиться этим количеством. Аргументы должны быть весомыми и опираться на заданную тему. Необходимо очень грамотно оформлять фрагменты из текста. Вы можете использовать цитаты, если их объемы позволяют это сделать. Как и в случае с прямой речью, мы точно так же расставляем знаки препинания, используя кавычки. Если цитата внушительная, то можно взять отрывок из цитируемого источника, заключить его в кавычки и поставить перед ним и после него многоточие. Многоточие означает, что отрывок начат и закончен по середине предложения. Если же выбранный Вами отрывок имеет в конце знак препинания, то также ставьте его в цитате без многоточия, но в кавычках.

Третьей частью является заключение. Зачастую Ваша оценка зависит именно от концовки. Именно она может испортить все сочинение, или же, наоборот, исправить некоторые допущенные неточности. Как и вступление, заключительная часть не должна превышать объем основной части. Для концовки достаточно использовать несколько предложений. В этой части сочинения весьма желательно использовать те самые вводные слова. Целью заключительной части является подведение итога основной части и соединение аргументов, приведенных до этого, воедино. В заключении не должно быть вопросов. Нужно просто подтвердить те аргументы, которые Вы приводили в основной части.

План сочинения-рассуждения

  1. Сначала пишем введение.
  2. Далее занимаемся постановкой проблемы.
  3. Пишем комментарий к данной проблеме.
  4. Описываем позицию автора.
  5. Высказываем свою позицию.
  6. Приводим аргументы, опираясь на текст.
  7. Пишем заключение.

2. Закрепление материала.

1. Сопоставление Остапа и Андрия (в таблице)

1. Что общего у героев

  • Учащиеся выделяют 4 сходства

(оба вышли из семьи запорожского казака, оба получили одинаковое воспитание в бурсе, оба увлекались боевой жизнью и обычаями запорожской Сечи, оба были молоды, отличались храбростью и ловкостью).

2. Чем отличаются друг от друга

1.Внешность

Остап суровый на вид, мужественный. – Андрий более нежный, красивый.

2.Отношение к учёбе

Остап был способен к учению, но желания учиться не имел. – Андрий учился охотно и без напряжения.

3.Проявление характера

Остап умный, честный, прямодушный, не умел хитрить, никогда не подводил своих товарищей. – Андрий более изобретательный, хитрый, умел увёртываться от наказания.

3. Поведение в бою

Остап хладнокровен и рассудителен. Во время боя он взвешивает положение противника, быстро соображает, какими средствами отбить врага. – Андрий - горячий, неуравновешенный человек. Он не ставит перед собой определённой цели, а действует так, как ему подсказывает чувство, которое преобладает у него над рассудком.

4. Отношение к Отечеству

Остап отличался горячей любовью к родине, был готов за неё отдать свою жизнь. – Андрий изменил родине. Любовь к полячке стала ему дороже отчизны.

5. Выдержка, воля

Остап – человек твёрдой воли, большой выдержки – мужественно переносит нечеловеческие мучения, пытки. – Андрий – человек безвольный, не борется со своим чувством, а поддаётся влиянию полячки и врагов.

  1. Отношение автора к своим героям

Н.В.Гоголь осуждает Андрия за измену родине. Герой умирает, по его словам, «бесславно, как подлая собака» (с.199).

Остап вызывает глубокое сочувствие и любовь автора. Писатель изображает его как былинного богатыря, защитника родины, сравнивает со львом, говорит, что ему «на роду был написан битвенный путь и трудное знание вершить ратные дела». Как и в Тарасе Бульбе, в Остапе воплощены лучшие черты русского человека, готового умереть за родину.

(попутно отбирают материал для выборочного цитирования (словосочетания, предложения) и вписывают в таблицу)

2. Коллективное составление вступления.

Своеобразным отражением жизни казаков Запорожья конца XVI и в первой половине XVII века является повесть Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”. В ней решаются вопросы не только исторические, но и глубоко нравственные: об обязанностях казака перед отчизной, товарищами, вопросы долга, чести.

В решении этих проблем особенно важна роль двух героев повести – Остапа и Андрия. Ставя их раз за разом перед серьезным выбором, автор утверждает мысль о том, что дорога чести – это дорога верности долгу перед родиной, дорога чести и глубокого патриотизма (идея сочинения).

Повесть «Тарас Бульба» была написана Н.В. Гоголем в 1835 году. Его интерес к истории Украины (Малороссии), а именно борьба запорожских казаков за независимость от поляков, и побудили Гоголя написать эту повесть. Его отношение к роли украинцев в политической и культурной жизни России было неоднозначным.

Но повесть «Тарас Бульба» - одно из любимых произведений Гоголя, где он показал, что главной силой в свершении исторических событий может выступить народ. Сам писатель написал о повести: «Тогда было поэтическое время, когда все добывалось саблею, когда каждый в свою очередь стремился быть действующим лицом, а не зрителем».

Знание национального характера казаков, их обычаи помогли Гоголю создать яркие и выразительные образы героев. Семья Тараса Бульбы и стала этим примером. Гоголь показал нравы и обычаи запорожского казачества тех лет.

Главный герой Тарас Бульба не был бедным и мог отправить своих детей учиться. Он считал, что дети должны быть образованными и сильными. В Сечи были суровые нравы. Запорожские казаки учили своих детей дисциплине, стрельбе и езде на лошадях. Но около матери они такими не будут.

Два сына Тараса Бульбы, которые были воспитаны в одинаковых условиях, совершенно разные типы. Трудно давалась учеба Остапу. Он неоднократно сбегал из бурсы. Его пороли и опять заставляли учиться. Испугавшись угроз отца, что его отдадут в монастырь, Остап решил учиться, но розги ему все-таки доставались.

По характеру Остап был добрым, прямодушным и в то же время суровым и твердым. Он никогда не «предводительствовал другими» и был хорошим товарищем. А в дерзких предприятиях и затеях всегда был первым, и, если что, брал всю вину на себя.

Остап, воспитанный на традициях Запорожской Сечи, всегда чтил их и всегда мечтал стать продолжателем этих традиций. Как и его отец, Остап считает, что защищать Родину - это его долг, поэтому для него нет выбора, кем он будет. Остап знает, что его дело - дело воина.

Андрий же был совершенной противоположностью брату. Учился охотно и без напряжения, но был более чувственный, романтичнее и мягче брата. В отличие от Остапа любил поверховодить друзьями, его тянуло на подвиги. С другой же стороны, Андрий испытывал какие-то другие чувства, и он уходил от друзей и бродил один.

Попав на Сечь вслед за отцом, они скоро начали выделяться «между другими молодыми прямою удалью и удачливостью во всем». Отец радовался, что воспитал сыновей под стать себе.

«Ей-ей, будет добрый полковник, - восхищался сыном старый Тарас. - Да еще такой, что батька за пояс заткнет». Так говорил Тарас о старшем сыне.

Остап - это воплощение отваги, мужества, любви к Родине, близким и родным людям. Эти качества всегда присущи самоотверженным защитникам своей отчизны, и многие казаки обладали этими качествами. Каждый из них, рискуя собственной жизнью, старался прийти на выручку товарищу.

Не зря его отец Тарас Бульба, обращаясь к своим воинам, сказал: «Нет уз святее товарищества». Он призывал защищать не только свой народ, но и всех христиан. И Остап, воспитанный своим отцом в традициях своего народа, не склонившего голову перед захватчиками, не посрамил его честь и не уронил свою. Он сражался, как герой, рядом со своим отцом и, погибая, хотел, чтобы отец видел - Остап не стал предателем. Он вынес все нечеловеческие пытки, но не дрогнул.

Сравнивая Андрия со старшим братом, мы считаем его предателем. Его образ стоит обособленно, но от этого его судьба не менее трагична. Андрий сражался так же отчаянно, как и брат, но без какого-либо расчета. Он совершал поступки, руководствуясь только «запальчивым увлечением». Но судьба распорядилась иначе. Любовь к польской панночке сделала младшего сына Тараса Бульбы предателем. Такого не смог простить Тарас своему сыну. Ничто не может искупить измену, а оправдать тем более. Такого позора, как предательство сына, Тарас Бульба не смог вынести. Андрия казнил сам отец, сказав перед этим: «Я тебя породил, я тебя и убью».

Показывая двух братьев в своей повести «Тарас Бульба», Гоголь не сравнивает конкретных людей. Его повесть - это гимн отчизне, героизму народа, вставшему на защиту своего отечества, гимн освободительному движению запорожских казаков.

Тема: «Две жизни, две судьбы».
(сопоставительная характеристика Остапа и Андрия, героев повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»).

Цели урока:

    Образовательные: учить составлять характеристику героя и находить средства ее раскрытия;

    Развивающие : учить работать с таблицей, самостоятельно работать с учебником, учить мыслить, сравнивать, делать выводы;

    развитие умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, умения на тексте показать отношение автора, его позицию;

    Воспитательные : воспитывать любовь к истории Родины, чувство патриотизма и национальной гордости;

    учиться толерантности.

Задачи урока:

1. Развить понятие о литературном герое

2. Показать особенности изображении человека в повести

Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

3. Помочь ученикам осмыслить своеобразие конфликта в повести.

4. Прививать навыки самостоятельной работы с текстом.

5. Совершенствовать навыки анализа текста.

6. Развивать устную речь учащихся.

7. На примере повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» воспитывать

чувства патриотизма, ответственности за свои поступки,

товарищества.

8. Учащиеся должны понять, что писатель с помощью различных

литературных приёмов показывает читателю, что нельзя

выносить однозначное и бескомпромиссное суждение о человеке.

Оборудование:

1. Тексты повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

2. Сопоставительная таблица «Характеристика Остапа и Андрия».

3. Мультимедийный проектор.

4. Экран.

5. Презентация по теме «Характеристика литературного героя».

6. Музыка для релаксации.

Ход урока:

Этапы урока

Примечания

1

Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

2

Изучение нового материала.

Объявление темы и целей урока.

Прежде, чем мы запишем тему урока, я хочу, чтобы вы отгадали, чей это образ?

<…> <…>

-Ему, "казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное званье вершить ратные дела <…>

Как вы думаете, о ком мы сегодня с вами будем говорить на уроке? Какая тема урока? (Отвечают)

Тема нашего урока сегодня «Две жизни, две судьбы». Запишите число, тему. А какие задачи мы поставим на урок?

Сопоставить главных героев повести;

Найти, в чём сходство и отличие братьев;

Ответим на проблемный вопрос - почему Андрий изменил Отчизне? На этот вопрос мы постараемся ответить с вами в конце урока.

Слайды 1, 2, 3

Читает 1 ученик

Читает 2 ученик

Запись числа, темы

3

Мы узнаем о герое повести по его поступкам, из рассказов автора.

А давайте вспомним с вами - Что такое патриотизм? Кого мы называем патриотом? Кого вы знаете из истории? Кто пожертвовал жизнью ради родины? Какой войне посвятил Н.В.Гоголь свою повесть?

Кто такой литературный герой? Что такое образ? Обратимся к словарю. У вас на столе лежит словарь литературоведческих терминов. Найдите определение, что такое литературный герой? Что такое образ?

Литературный герой – это действующее лицо, персонаж литературного произведения.

Образ – законченное целое, совокупность всех характеристик и поступков

При характеристике мы должны будем обратить внимание на общие черты героев и различия между ними , зачитывать фрагменты текста. Характеристику будем оформлять в виде таблицы. План таблицы лежит у вас нас столах.

Запись в тетради.

Составление таблицы.

1 группа: характеристика Остапа.

2 группа: характеристика Андрия.

План таблицы:

1. Внешность.

2. Отношение к учёбе?

3. Характер?

4. Юношеские мечты?

5. Поведение во время боя?

6. Отношение к товариществу?

7. Близость к родителям?

8. Отношение к личному счастью?

9. Черты сходства?

10. Черты отличия?

Работа в группах

Сопоставительные признаки

Остап

Андрий

1)внешность

«…два дюжие молодца, еще смотревшие семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были

не касалась бритва».

исподлобья, как недавно

выпущенные семинаристы,

покрыты первым пухом волос,

которого еще не касалась бритва».

2)отношение к учебе

«…в первый год еще бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали новый». Тарас пригрозил оставить сына в монастырских служках, если он не выучится всем наукам, только после этого Остап начал заниматься.

«Он учился охотнее и без напряжения…

Он был более изобретателен, нежели

его брат…»

3)характер

Внешне суров, сдержан, но в душе отзывчив. Ясный ум, сильная воля, честность, мужество, сдержанность.

Чувствительный, нежный, но

мало отзывчивый.

4)юношеские мечты

Мечтал стать настоящим казаком и отправиться в Запорожскую Сечь.

С одной стороны кипел

жаждою подвига, но иногда

любил помечтать и

побродить в одиночестве по

улицам Киева.

5)поведение во время боя

Патриотизм, ненависть к врагу, героизм.

Хвастливость, предательство.

6)отношение к товариществу

До последней минуты своей жизни оставался настоящим товарищем.

Предал товарищей, увидев

голод, нищету, страдания людей

осаждаемого города; легкомыслие, бесцельность жизни.

7) близость к родителям

Ближе к отцу

Ближе к матери

8)отношение к личному счастью

Никогда не стремился к личному счастью.

Мечтал о личном счастье.

9)черты сходства

Одна семья; окружение; воспитание

10)черты отличия

Внешность, характер, поведение в бою; отношение к людям, последний день жизни.

Релаксация.

Представьте «Любимое место отдыха» - музыка для релаксации.

Ребята занимают удобную позу, по желанию могут закрыть глаза и под музыку представить любимое место отдыха. Музыка затихает, школьники возвращаются в привычное состояние, и отдохнувшие, продолжают работать на уроке.

Проверка таблицы.

Обсуждение проблемного вопроса.

Почему Андрий идет в осажденный город?

Почему юноша предал отчизну?

Изменил ли себе герой?

(Слайд 7)

Какими качествами должен обладать человек, который любит свою родину, который верен ей?

Запишите в тетради ключевые слова, с которыми у вас ассоциируются образы Остапа и Андрия?

Учащиеся отвечают:

У Андрия ожили чувства к девушке и заслонили разум, данный выбор неизбежно ведет к предательству.

Андрий не только любит полячку, но и чувствует перед ней «благоговейную боязнь»; он теряет волю и уже не принадлежит себе – готов погубить себя ради любви. А значит, юноша готов пожертвовать всем: семьей, верой, товарищами, земляками. Я считаю, что он изменил Родине, так как любил безрассудно…

Андрий вступил в трагический конфликт со всеми, но он не изменил себе, это выбор, ставший трагедией; этот конфликт не мог разрешиться иначе, чем смертью героя.

Вывод по теме урока: Гоголь осуждает Андрия за измену Родине. Андрий умирает, по словам автора, « бесславно, как подлая собака». Остап вызывает глубокое сочувствие и любовь автора. Гоголь рисует его как былинного богатыря, защитника Родины, сравнивает со львом, говорит, что ему « на роду был написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела». Как и в Тарасе Бульбе, в Остапе воплощены лучшие черты русского человека, готового умереть за Родину.

Рефлексия.

Каким было преобладающее настроение?

Какой герой вам более близок и почему?

Какие выводы вы сможете применить в современной жизни? (Слайд 8)

Семиклассники по желанию отвечают на вопросы.

Самооценка. Заполнить карточки.

Заполняют.

Домашнее задание. На выбор

    Письменно ответить на вопрос:

Почему Н.В.Гоголь показал сыновей Тараса Бульбы с такими разными судьбами?

    Нарисовать рисунки: образ Остапа или Андрия.

    Стр. 210 вопрос № 3.(устно)

«Моя самооценка и оценка работы группы»

Вопросы ученику

Ответ «Да»

Ответ «Нет»

Был я активен на уроке?

Мои ответы были оригинальными?

Я внёс свой вклад в работу группы?

Я чувствовал поддержку своей группы?

В моей группе было интересно и познавательно работать?

Сопоставительные признаки

Остап

1)внешность

2)отношение к учебе

3)характер

4)юношеские мечты

5)поведение во время боя

6)отношение к товариществу

7) близость к родителям

8) Смерть героев

9)черты сходства

10)черты отличия

Сопоставительные признаки

Андрий

1)внешность

2)отношение к учебе

3)характер

4)юношеские мечты

5)поведение во время боя

6)отношение к товариществу

7) близость к родителям

8) Смерть героев

9)черты сходства

10)черты отличия

-"Впереди других понёсся витязь всех бойчее, всех красивее. Так и летели чёрные волосы из-под медной его шапки; вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы <…> А он между тем, объятый пылом и жаром битвы <…> понёсся, как молодой борзой пёс, красивейший, быстрейший и молодший всех в стае (Андрий)

Ему, "казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное званье вершить ратные дела <…> Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тело, и рыцарские качества уже приобрели широкую силу льва".(Остап)

В произведении Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» отражается не только историческое прошлое, но и показывается личная драма казака Тараса Бульбы и его сыновей - Остапа и Андрия. С одной стороны, два брата отличаются, а с другой - очень похожи. Поэтому довольно интересно их сопоставление.

Обзор повести «Тарас Бульба»

Обзор повести позволит понять, как получилось, что выросшие в одной семье и воспитанные одинаково, дети Тараса - Остап и Андрий - братья и враги. Всей душой любил родную Украину Тарас Бульба. Бойкий, неугомонный казак, он был словно создан для бранной битвы. Поле чистое да хороший конь - все, что просит его душа.

Беспощадный к врагу, нежный к товарищам, Тарас защищает угнетенных и обездоленных. Вся его жизнь связана с Запорожской Сечью. Служению родной земле он отдавал себя безраздельно. Главное для него - свобода и независимость его народа. Опытный и мудрый предводитель казацкого войска, Тарас вел простую жизнь и ничем не отличался от своих товарищей.

Суровый и непреклонный, преданный своей отчизне, он отправляет в Сечь и своих сыновей, как только те вернулись домой из Киева, где обучались военным наукам. Всем друзьям с гордостью говорил Тарас Бульба - Остап и Андрий станут настоящими казаками. Братья вместе с отцом отправляются в Сечь.

В пути они больше молчали, переживали скорое расставание с матерью и родным домом. Сечь их встретила настоящим разгулом. Бульба предпринимает усилия, чтобы поднять войско в поход на Польшу. Вскоре казаки напали на город Дубно, где, как они полагали, много богатых обывателей и золота. Первый бой запорожцы выиграли, но не смогли войти в город.

Решающий бой

Возле стен Дубно они разбивают лагерь и готовятся ко второму бою. Гордится своими сыновьями Тарас Бульба. Остап и Андрий сражаются достойно. Старшего сына избирают атаманом Уманского куреня. Прирожденный казак, в бою Остап проявляет храбрость и мужество, действует хладнокровно и смело. Младший Андрий сражается увлеченно и отважно. С присущей ему горячностью, он совершает такие действия, на которые не отважился бы разумный Остап.

Ночью к Андрию пробирается служанка его возлюбленной. Андрий бросает войско и переходит на сторону врага. Во втором бою Бульба увидел, как его сын Андрий выезжает из городских ворот с польскими витязями. Отец не выносит предательства Андрия. Заманив его в ловушку, Тарас убивает сына.

В этом бою казачье войско понесло большие потери. Остап попал в плен, где умер под пытками. Отец пытался спасти сына, но не смог. Бульба потерял обоих сыновей, но мужественно продолжал сражаться. Бой длился четыре дня. Тарас отстал от своего войска и его настигли гайдуки. Его привязали к дубу и разожгли под ним огонь. И в последние минуты он думает о своих товарищах, о родной земле.

Два брата - две судьбы

Сравнительные характеристики Остапа и Андрия помогут сложить полный образ героев и понять их поступки и поведение. Но для начала рассмотрим, как прошло их детство, особенности воспитания.

Остап и Андрий росли рядом, играли в одни и те же игры. Излюбленным местом для них был луг за домом. Отца часто не бывало дома, воспитанием сыновей занималась мать. Младшенький сынок был маминой радостью. Остап же с ранних лет стремился во всем быть похожим на своего отца. Получили братья и одинаковое образование. Тарас понимал, что они должны учиться и отправил их в Киевскую бурсу. Уже там братья показали себя по-разному.

Они оба мечтали о подвигах и сражениях. Когда, по их возвращении, отец сказал, что сыновья поедут с ним в Запорожскую Сечь, оба обрадовались. Сечь - место, где они станут настоящими казаками. По дороге каждый из них думал о своем. Остап - о ратных подвигах, о том, что ни в чем не уступит своему прославленному отцу. Андрий - о возлюбленной красавице-полячке.

Внешность Остапа и Андрия автор описывает обобщающе. Видимо, для того, чтобы отметить, насколько близки они друг другу. Два дюжих молодца. Лица покрыты первым пушком волос, которым еще неведома бритва. У обоих длинные чубы, за которые всякий казак их мог выдрать. Чуть позже автор описывает их лица, едва загоревшие. Отчего их молодые черные усы еще ярче оттеняют здоровый цвет юности.

После приезда братьев в Сечь, они возмужали за месяц. Едва оперившиеся птенцы стали казаками. Юношеская мягкость в чертах лица сменилась уверенностью и решительностью.

Старший брат Остап

Волевой характер Остапа проявился еще в детстве. Учиться он не любил, четыре раза букварь закапывал. Убегал из бурсы и остался учиться только под угрозой отца. Когда его наказывали, он все сносил молча. Ложился сам под розги и никогда не просил пощады, никого не выдавал. Остап был верным товарищем, и друзья ему отвечали тем же. После наказа своего отца Остап приложил все усилия и стал лучшим в учебе.

Остап - надежный товарищ и безупречный боец. Он спокоен, молчалив и рассудителен. Остап чтит традиции дедов и отцов. Перед ним не стоит проблема выбора между своими чувствами и долгом. Сравнительные характеристики Остапа и Андрия помогут лучше и глубже понять обоих братьев.

Несмотря на то, что Остап - человек долга, смерть родного брата больно ранит его. Доброму по натуре, ему очень трудно смотреть и на слезы матери. Но он старается этого не показывать. Он любил всем сердцем родителей, но с отцом его роднило желание служить украинскому народу и родному краю.

Цельная натура, Остап безоговорочно принимает быт, идеалы и принципы казаков из Сечи. В свои двадцать два года он хладнокровен и трезво смотрит на многие вещи. Свою короткую жизнь он прожил достойно. Всегда почтителен, но знает границы - почтительность Остапа не переходит в угодливость.

Он с уважением относится к мнению запорожцев, но его категорически не интересует мнение иноземцев. Остап ни разу не растерялся в бою, не смутился. Казаки с достоинством оценили его силу и ловкость, смелость и отвагу в бою. Отец Тарас с гордостью говорил, что из него выйдет добрый полковник.

Автор отмечает, что тело его дышало крепостью и рыцарские качества юноши приобрели силу льва. Для молодого казака мир суров, но в нем все просто: есть враги - есть друзья, есть свои - есть чужие. Политика Остапа не интересует, он просто воин - отважный, суровый, верный и прямодушный казак. Он до конца остается верным своему долгу и отчизне. В плену его подвергли страшным мукам, Остап не сказал ни слова.

Когда пленных казаков ведут на эшафот, Остап идет впереди всех. Гордо смотрит на поляков и обращается только к запорожцам, чтобы они не говорили ни слова полякам, не посрамили казацкую славу. Ни крика, ни единого стона не вырвалось из его груди. Он умер как гордый и верный сын своей земли.

Младший сын Тараса - Андрий

Сравнительные характеристики Остапа и Андрия позволят ответить на многие вопросы. Заметно, что Андрию автор уделяет в повести больше места. Более подробно описана его внешность. И, кроме того, это единственный герой повести, с которым связана лирическая линия - история его любви к панночке. Но обо всем по порядку.

Во время учебы в бурсе, младший сын Бульбы проявил себя, как живой, развитый, смышленый и изобретательный человек. Учиться ему нравилось, и знания ему давались легко. Андрий был заводилой в «опасных предприятиях», но умело выходил сухим из воды. Легкий на подъем и решительный, он мог найти выход из любой ситуации. И умудрялся избежать наказания. Отец был уверен, что в будущем Андрий станет славным казаком.

В нем рано появилась потребность любить. О чем он стыдился сознаться брату и товарищам. Чувствительный от природы, он любил гулять по улицам Киева и наслаждаться красотой садов. Когда он увидел красивую панночку, сердце его наполнилось теплотой, и он не мог забыть этого.

Через несколько лет он встречает вновь эту девушку. Она повзрослела, изменилась и кажется Андрию еще прекрасней. Он говорит ей обо всем, что чувствует, трепетно обнимает ее и понимает, что не желает с ней расставаться. Не только сравнительные характеристики Остапа и Андрия, но и описание внешности братьев позволяют понять, что они совершенно разные.

В описании внешности старшего брата автор делает акцент только на его силе. В отличие от Остапа, описанию Андрия уделяется больше внимания: красивый молодой человек, бархатная бровь выгнута дугою, глаза сверкают ясной твердостью, щеки пылают ярким огнем и черные усы лоснятся, словно шелк.

Андрий любит природу, сильно скучает по матери. Но его нельзя назвать слабохарактерным. Он понимает, что совершил страшное преступление - предал своего отца и товарищей по оружию. И знал, каковы будут последствия его поступка. Но он до конца пытается оставаться собой, борется за собственное счастье.

В нем уживаются две крайности - тонкая чувствительная натура и смелый воин, который не боится посмотреть смерти в лицо. Он бросает хлеб голодному мужчине, но в бою его рука не дрогнет. Чувства юного казака, которые не угасли за несколько лет, подтверждают, насколько сильна была его любовь к панночке. И девушка ответила ему тем же.

Для встречи с панночкой Андрий проникает в чужой город. Но вначале он входит в католическую церковь. Его не смущает, что это храм чуждой ему веры. Он с изумлением смотрит на игру света, слушает орган. В этом эпизоде прекрасно показано, что ему доступна красота чуждой религии, страдания и печаль враждующего народа. Но душевная красота Андрия меркнет, когда он выступает «против своих», яростно и решительно, словно молодой борзой пес.

Остап и Андрий - братья и враги

Автор знакомит читателя с братьями, когда они возвращаются с учебы домой. Отец высмеял их нелепый наряд. Остапа оскорбили эти слова, и он пожелал разрешить спор кулаками. Отец подыгрывает сыну, чтобы проверить, действительно ли тот ни перед чем не остановится. Андрий равнодушен и никак не проявляет себя в этом эпизоде.

За обедом речь заходит об учебе, отец заводит разговор о наказании розгами. Старший сын не желает говорить на эту тему, младший же полон решимости нанести ответный удар. Из этой сцены становится понятно, что Остап - рассудительный и спокойный, Андрий - горячий молодой человек, который жаждет подвигов.

Остап, учившийся в семинарии без особого удовольствия, несколько раз сбегал оттуда. В пятый его побег отец предупредил, что отправит Остапа в монастырь. Слова отца подействовали на юношу, и он, благодаря силе воли и настойчивости, становится одним из лучших учеников. Он принимал участие во многих проделках, но товарищей не выдавал. Стойко переносил наказания розгами.

Андрий учился с удовольствием. Так же, как и брат, участвовал в различных авантюрах. Но благодаря своей изворотливости, успешно избегал наказания. Как и все его товарищи, Андрий мечтал о славе и подвигах, но чувство любви занимало особое место в его мыслях. Уже в Сечи, когда его находит служанка панночки, он под страхом смерти вытаскивает из-под уснувшего брата мешок с продовольствием, чтобы спасти возлюбленную от голода в осажденном городе.

В бою Андрий, не раздумывая, бросался в центр сражения, вытворяя то, что другим казакам было не под силу. Остап же, напротив, действовал рассудительно: оценивал сильные и слабые стороны противника, прежде чем приступить к действию. Оба брата пользовались большим уважением у запорожцев.

Два брата - Остап и Андрий - две судьбы, два характера, две смерти. Один брат погибает геройски, как славный сын своего народа. За казнь Остапа Тарас мстит сожженными городами и войной. Второй брат позорно погибает за отступничество и измену своему народу от руки своего отца. Тарас не хоронит сына по казацким обычаям, говорит, что похоронят и без него.

Обоих своих сыновей Тарас учил любить свой народ, землю и свободу. И желал, чтобы они стали достойными защитниками родного края и искренне служили своему народу. Именно поэтому измена младшего сына Андрия переросла масштабы семейной драмы и стала конфликтом между двумя мирами. Для Тараса вся жизнь заключалась в борьбе за справедливость. Младший же сын предпочел отцовским ценностям любовь к девушке. Старший до конца остается верным всему, чему учил его отец.

(по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)

Гордостью старого полковника Тараса Бульбы были два его сына, Остап и Андрий. В лет мальчики по обычаю были отданы в Киевскую академию. «Они тогда были, как все поступавшие в бурсу, дики, воспитаны на свободе, и там уже они обыкновенно несколько шлифовались и получали что-то общее, делавшее их похожими друг на друга». Несмотря на это общее, мальчики все же были совершенно разными.

Старший, Остап, первое время учиться не хотел, так как в те времена теоретические науки были далеки от жизни, «самые тогдашние ученые более других были невежды, потому что вовсе были удалены от опыта». Под влиянием отца, который пообещал за нерадивое отношение к учебе отдать сына в монастырь, Остап начал с «необыкновенным старанием сидеть за скучной книгой и скоро стал наряду с лучшими», что, впрочем, не избавило его от неумолимых розог. Все это закалило характер юноши. Остап всегда был хорошим товарищем. Предводительствовать не любил, но в трудной ситуации товарищей не выдавал и не предавал: «Никакие плети и розги не могли заставить его это сделать». Ничто, «кроме войны и разгульной пирушки», его не интересовало.

Меньший, Андрий, «имел чувства несколько живее и как-то более развитые». Он охотно и без напряжения учился. Он был более изобретателен, изворотлив, чем его старший брат. Довольно часто Андрий участвовал в опасных вылазках бурсаков, при этом умудрялся избегать наказания. Очень рано в нем вспыхнула потребность любви, которую приходилось скрывать от товарищей: «В тогдашний век было стыдно и бесчестно думать козаку о женщине и любви, не отведав битвы». В один из вечеров произошла судьбоносная встреча Анд-рия и прекрасной полячки. Он случайно оказался на улице, где жили малороссийские и польские дворяне. Зазевался, а в это время на него почти наехала панская колымага, и сидевший на козлах возница больно ударил его кнутом. Андрий, не испугавшись потасовки, смело схватил мощной своею рукою заднее колесо и остановил колымагу. Кучер, опасаясь разделки, ударил по лошадям, они рванули - Андрий шлепнулся прямо лицом в грязь. В этот неприятный момент и увидела его красавица, «черноглазая и белая, как снег, озаренный утренним румянцем солнца».

Даже во время встречи с отцом после долгой разлуки Остап и Андрий ведут себя по-разному. Остап отвечает на провокацию отца сильными тумаками, в то время как Андрий, «дитя двадцати с лишком лет и ровно в сажень ростом», от агрессивных действий уходит под защиту матери. Бульбу огорчает такое поведение младшего сына, о чем он и говорит, принимая решение преподать ребятам настоящий урок мужества, смелости, отваги и отправить их на Запорожье: «Э, даты мазунчик, как я вижу! Не слушай, сынку, матери: она баба, она ничего не знает. Какая вам нежба? Ваша нежба - чистое поле да добрый конь: вот ваша нежба! А видите вот эту саблю? - вот ваша матерь!» Во время расставания плачущая мать кидается к младшему сыну - в его чертах выражалось больше нежности. Но отцовский авторитет имел большее влияние на юношей, чем слезы и отчаяние матери: «Молодые козаки ехали смутно и удерживали слезы, боясь отца своего, который, однако же, со своей стороны, тоже был несколько смущен, хотя не старался этого показывать».

Отличия в характерах и поведении братьев особенно заметны во время пребывания в Сечи. Хотя запорожская военная наука была потехой, юноши за месяц возмужали. Старому Бульбе было приятно осознавать, что его сыновья стали одними из первых воинов.

Остапу был на роду написан «битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела ». В минуту опасности он хладнокровно мог оценить положение дел и найти способы ее преодолеть. Тарасу Бульбе было чем гордиться. «О! да этот будет со временем добрый полковник! - говорил старый казак, - ей-ей, будет добрый полковник, да еще такой, что и батька за пояс заткнет».

Андрий был натурой страстной, увлекающейся. В пылу битвы он мог совершить то, на что никогда бы не решился, серьезно осмыслив ситуацию. Вердикт отца Андрию звучал так: «И это добрый - враг бы не взял его! - вояка! Не Остап, а добрый также вояка».

Несмотря на одинаковое воспитание, судьбы братьев сложились по-разному. Трудно найти ответ на вопрос, почему Остап выбрал путь славного воина, преданного своим товарищам и отчизне, а Андрий, плененный неземной красотой женщины, стал предателем, убийцей боевых товарищей. Андрий нарушил сразу два закона запорожского казачества, в Сечи его бы ожидало более изощренное и жестокое наказание. Хотя трудно представить наказание более страшное, чем смерть от руки собствейного отца.

Большую роль в человеческой судьбе играет багаж знаний, опыт, полученный от родителей, воспитание и образование. Врожденные таланты и способности помогают преодолевать жизненные трудности. Однако человека находится в его же собственных руках. Каждый сам выбирает свой путь и отвечает за все свои поступки, иногда даже ценой собственной жизни,

Если домашнее задание на тему: » СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСТАПА И АНДРИЯ оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Очень большое влияние на них оказал их отец - опытный полковник Тарас Бульба. Остап был полностью согласен с отцом, его Краткое содержание(ибо без него нельзя): Действие повести происходит на Украине. К Тарасу приезжают его молодые сыновья-Остап и Андрий. Бульба Повесть НГоголя «Тарас Бульба» - эпическое повествование о славном героическом прошлом украинского казачества, его борьбе против польской шляхты. Это грустная Отправляясь с сыновьями в Запорожскую Сечь, Тарас Бульба просит жену благословить детей: «Моли Бога, чтобы они воевали храбро, защищали бы ТЕМА: Любовь к Родине как источник формирования необыкновенных характеров Цель:- раскрытие перед читателями-школьниками художественных особенностей творчества Н. В. Гоголя; - обучение анализу
  • Рейтинг сочинений

      Пастух у Ручейка пел жалобно, в тоске, Свою беду и свой урон невозвратимый: Ягненок у него любимый Недавно утонул в

      Сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр. "С выдумкой идем по жизни" Эта игра выявит самого наблюдательного игрока и позволит им

      Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

© 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство