Чем опасны новые американские подлодки? Эксперт: проект подлодки "Колумбия" – американская "гонка под водой"

Чем опасны новые американские подлодки? Эксперт: проект подлодки "Колумбия" – американская "гонка под водой"

ВМС недавно приступили к созданию ракетных подводных крейсеров стратегического назначения нового класса, которые войдут в состав морских сил ядерного сдерживания и будут гарантировать нанесение второго удара из океанских глубин в любой точке мира в случае катастрофического первого удара по континентальной части США.

Техническое задание на строительство новой подводной лодки уже составлено, и разработчики приступили к детальному проектированию, заключив контракт на начальное производство. Об этом сообщили официальные представители ВМС.

Конструкторы новой субмарины перешли к так называемому этапу Б, который включает первоначальную разработку с переходом к конечному производству. Решение о начале производства носит название этап В.

«4 января было принято решение о переходе к этапу Б, которое дает возможность приступить к конструированию и промышленной разработке, а также перейти от предварительного к детальному проектированию», - сообщил Scout Warrior официальный представитель командования по разработке военно-морских систем Уильям Кауч (William Couch).

В целом в ВМС надеются построить и принять на вооружение 12 новых ПЛАРБ, которые войдут в состав флота к началу 2040 годов и будут служить вплоть до начала 2080-х.

В ВМС приступили к предварительному строительству опытных образцов ПЛАРБ нового типа, которые будут обеспечивать мир во всем мире, обладая огромной разрушительной мощью.

В рамках программы по замене субмарин типа «Огайо» строительство должно начаться в 2021 году. Работа по подготовке технических условий, спецификаций и по созданию опытных образцов уже ведется на верфи Electric Boat компании General Dynamics.

Лодка, которая придет на смену «Огайо», будет иметь длину 170 метров. Там будут размещены 16 ракет «Трайдент II D5», запуск которых планируется производить из пусковых шахт длиной 14 метров. Субмарина будет малозаметной и высокотехнологичной, что позволит ей выполнять задачи по ядерному сдерживанию, незаметно патрулируя подводные просторы.

Эксплуатационный срок службы новых лодок типа «Колумбия» должен составить 42 года. Строительство первой субмарины нового класса планируется завершить к 2028 году, а выходить на боевую службу она начнет в 2031 году.

Стратегические силы ядерного сдерживания

Представители ВМС объясняют, что лодки, которые придут на замену «Огайо», будут выполнять задачи по ядерному сдерживанию.

Детальное проектирование первой субмарины типа «Колумбия» запланировано на 2017 год. Новые лодки будут обладать характеристиками малозаметности и станут тихо патрулировать подводные просторы, действуя как важнейший элемент стратегического сдерживания, который предназначен для нанесения второго, или ответного ядерного удара в случае нападения с применением ядерного оружия.

ВМС создадут 12 субмарин на замену 14 действующим атомным подводным лодкам типа «Огайо». В новых лодках будет реактор с усовершенствованной активной зоной, что увеличит его срок службы.

В результате субмарины типа «Колумбия» смогут большее количество раз выходить на боевую службу по сравнению с «Огайо», и при этом им не нужна будет промежуточная перезарядка реактора, чтобы дойти до конца своего 42-летнего срока эксплуатации.

Создав активную зону реактора на весь срок службы лодки, ВМС силами 12 новых ПЛАРБ смогут обеспечить такое же присутствие в море, какое сегодня обеспечивают 14 лодок с баллистическими ракетами. Разработчики из ВМС сообщили, что на этой основе планируется сэкономить 40 миллиардов долларов на закупках и затратах по жизненному циклу.

Судоверфь Electric Boat и ВМС существенно продвинулись в своей работе по созданию предварительного прототипа, присоединив ракетные шахты к отсекам корпуса. В рамках этих усилий по сочленению пусковых шахт и корпуса проводятся сварочные работы и соединяются детали лодки, а также оцениваются возможности по изготовлению ключевых компонентов субмарины перед ее окончательной сборкой.

В 2012 году компания General Dynamics и ее верфь Electric Boat получили пятилетний контракт на проведение НИОКР по созданию ПЛАРБ «Колумбия» стоимостью 1,85 миллиарда долларов. В него включены конкретные стимулы для снижения затрат и повышения эффективности производства.

США и Великобритания проводят совместные работы по созданию ракетного отсека для новой ПЛАРБ. Они вместе закупают детали для этого отсека и работают с Electric Boat в рамках контракта на 770 миллионов долларов. США планируют построить 12 лодок типа «Колумбия» с 16 пусковыми шахтами каждая, а Британия намерена создать четыре лодки, в которых будет по 12 стартовых шахт.

Технологии нового поколения

В лодках типа «Колумбия» будут применяться технологии нового поколения, многие из которых взяты с ударной субмарины типа «Вирджиния». По словам представителей ВМС, применение действующих систем с находящихся в строю ударных подводных лодок позволит им интегрировать большую часть современных технологий и в то же время, сэкономить деньги на новых разработках.

В ПЛАРБ «Колумбия» будет применена электродистанционная система управления и бортовые широкоапертурные гидроакустические антенны.

Принцип работы гидроакустической станции заключается в том, что она посылает акустический сигнал, а затем анализирует его отражение, определяя форму, местоположение и размеры подводного объекта противника.

Специалисты ВМС объясняют, что широкоапертурная носовая антенная решетка не имеет купола, и что у нее очень маленький шумопеленгатор с длительным сроком службы. Кроме того, на новой лодке не придется раз в 10 лет менять измерительные преобразователи антенной решетки.

Среди устанавливаемых на «Колумбии» боевых систем «Вирджинии» будут средства электронного наблюдения, перископы, радиостанции и компьютерные системы. Эти лодки будут оснащены автоматизированной электродистанционной системой навигации, которая также имеется на субмаринах «Вирджиния». В компьютере, встроенном в систему управления корабля, используются алгоритмы удержания курса и сохранения глубины погружения, которые подают сигналы на рули и в кормовую часть.

Валы новой лодки рассчитаны на 10-12 лет и будут меняться в рамках графика технического обслуживания и ремонта. У имеющихся на сегодня валов срок службы составляет от шести до восьми лет.

На «Колумбии» также будут использованы система связи нового поколения, антенны и мачта «Вирджинии». Например, вместо перископа там будет применяться камера на мачте, подключенная к оптоволоконному кабелю. Это позволит экипажу лодки видеть изображения, не вставая к перископу. Благодаря этому конструкторы смогут убрать посты управления в крупные отсеки корабля, а подводники все равно будут видеть обстановку, пользуясь камерой на мачте.

Для «Колумбии» также разрабатывается новый электродвигатель, который будет крутить вал и ротор энергетической установки. Благодаря новому двигателю силовая установка станет эффективнее, что также даст боевые преимущества.

Законодатели намерены создать специальный фонд финансирования дорогостоящих работ по строительству ПЛАРБ нового поколения.

Члены конгресса на недавних слушаниях обсудили детали этого учрежденного в 2015 году фонда. Он предназначен для целевого выделения средств на разработку и строительство новых субмарин. Всего ВМС надеются закупить 12 новых ПЛАРБ, которые будут служить до 2085 года и даже дольше.

Строительство головного корабля может обойтись в 12,4 миллиарда долларов. Из них 4,8 миллиарда будет потрачено единовременно на НИОКР, а 7,6 миллиарда на строительство лодки.

В ВМС рассчитывают на то, что остальные субмарины будут стоить 4,9 миллиарда долларов каждая (в ценах 2010 года).

Американская фирма General Dynamics Electric Boat получила контракт на сумму $101,3 млн для создания единого для ВМС США и Великобритании нового ракетного отсека для атомных подводных лодок, пишет военно-аналитическое издание The National Interest. В дальнейшем он будет использован на новейших американских подлодках с межконтинентальными баллистическим ракетами на борту нового поколения типа «Колумбия», уточняет издание.

Сейчас единственные стратегические ракетоносцы на вооружении ВМС США — 14 атомных подлодок типа «Огайо», построенных в 1980-е и 1990-е годы. В ближайшем будущем их должны заменить 12 субмарин типа «Колумбия». ВМС США планируют начать строительство первой серии этого проекта в 2017 году, чтобы ввести подлодку в строй уже в 2021 году. Начиная с 2026 года по 2035 год планируется вводить в строй по одной ПЛАРБ класса «Колумбия» в год. В 2035 году должна поступить в ВМС последняя, двенадцатая лодка серии.

«Колумбию» смело можно назвать атомной подводной лодкой США ХХI века. По словам капитана ВМС США, менеджера программы по замене подводных лодок типа «Огайо» Дэвида Гоггинса, «Колумбия» разрабатывается для службы в течение 42 лет. Именно на такой цикл рассчитаны ядерные реакторы, проектируемые для этих субмарин.

Это означает, что введенная в строй в 2021 году первая лодка типа «Колумбия» прослужит до 2063 года, а последняя, введенная в строй в 2035 году, — до 2077 года.

«Колумбия» получит электрический привод двигательной установки, что обеспечит большую скрытность лодки по сравнению с предшествующими лодками типа «Огайо», имеющими и без того репутацию очень скрытных.

Вместо 24 пусковых ракетных шахт у «Огайо» «Колумбия» будет оснащена 16 пусковыми шахтами. До 2042 года ракетоносцы типа «Колумбия» будут оснащены хорошо зарекомендовавшими себя баллистическими ракетами класса Trident II D-5 с разделяющимися головными частями в двух вариантах оснащения: либо до 8 термоядерных боеголовок W88 с мощностью взрыва 475 килотонн, либо до 14 боеголовок W76 с мощностью 100 килотонн.

Все двенадцать лодок серии будут иметь на вооружении 192 баллистические ракеты с количеством боеголовок от 1536 до 2688.

По своим размерам — длине, ширине и осадке — подводные лодки класса «Колумбия» почти аналогичны предшественницам — «Огайо». Несмотря на значительное сокращение ракетного вооружения, подводное водоизмещение у «Колумбии» будет больше — 20 815 тонн вместо 18 750 тонн у «Огайо».

Экипаж «Колумбии», по предварительным сведениям, составит 155 человек. Как и в случае с «Огайо», «Колумбия», судя по всему, будет иметь два сменных экипажа — по американской классификации Gold и Blue.

Разработка тактико-технических требований к кораблю закончена, и программа готовится к фазе детального проектирования и первоначальному контракту на производство.

Для начала строительства первой лодки и продолжения научно-исследовательских разработок для нужд всей серии и необходимо федеральное финансирование уже в следующем году. Однако модернизация морских стратегических ядерных сил — программа первостепенной важности для ВМС США — может столкнуться с серьезными проблемами с финансированием, пишет издание.

По словам американских военно-морских экспертов, для реализации программы «Колумбия» ВМС США нуждаются в существенном увеличении бюджетных ассигнований, иначе придется жертвовать другими направлениями развития флота.

Для успешной реализации программы «Колумбия» требуется найти дополнительные источники финансирования в размере приблизительно $4 млрд в год на протяжении примерно 15 лет. В общей сложности более $60 млрд. Об этом говорится в недавно опубликованном отчете исследовательской службы конгресса США, названном «Подводная лодка с баллистическими ракетами класса «Колумбия» (замена «Огайо»). Подводная лодка SSBN (X). История и проблемы для конгресса».

В докладе предполагается немало всевозможных мер, чтобы найти требуемое финансирование, вплоть до контрактов, заключаемых на более длительные сроки, по более низким ценам, изменения графика ввода АПЛ в строй и постройки подлодок класса «Колумбия» в рамках одного контракта с торпедными лодками класса «Вирджиния». Даже рассматривается вопрос об уменьшении общего числа запланированных к постройке подводных лодок класса «Колумбия».

«Однако большинство экспертов в США сходятся во мнении, что американские законодатели на этот шаг не пойдут», — объяснил «Газете.Ru» заместитель директора Центра анализа и стратегий Константин Макиенко.

ВМС США определили программу по строительству ракетоносцев класса «Колумбия» в качестве приоритетной программы военно-морского флота. Из бюджета США на 2017 год ВМС запрашивают $773,1 млн на строительство первой подлодки этой серии и $1 млрд 91,1 млн на финансирование общих исследований и разработок по всей программе класса «Колумбия».

По самым предварительным расчетам, головная лодка серии «Колумбия» обойдется бюджету США в $14,5 млрд, из которых $5,7 млрд пойдут только на исследовательские работы. Стоимость строительства первой лодки, таким образом, составит $8,8 млрд. Стоимость закупки головной лодки будет, как и обычно для первого корабля серии, существенно больше. Она включает в себя затраты на детальное проектирование и единовременные инженерные работы для всего типа лодок.

Предполагаемая общая стоимость для бюджета США всей серии лодок «Колумбия» может дойти до $97 млрд: $12 млрд пойдет на научно-исследовательские разработки, $85,1 млрд — непосредственно на закупку всех лодок серии. В среднем каждая лодка класса «Колумбия» будет стоить $5,2 млрд.

Сейчас ВМС заявляют о стремлении снизить эту цену до $4,9 млрд.

В подводных лодках класса «Колумбия» предполагается немало технологических заимствований от новейших АПЛ типа «Вирджиния». Подобные меры позволят снизить общие затраты на реализацию программы «Колумбия».

Речь идет о дистанционной системе управления, навигационной системе и гидролокаторе с повышенными тактико-техническими характеристиками. Вместо перископа на лодках будут специальные мачты с видеокамерами, изображение с которых по оптоволоконному кабелю передается на центральный пост.

В ВМФ России на вооружении стоят ракетоносцы второго и третьего поколения — проектов 667БДР «Кальмар», 667БДРМ «Дельфин» и 941УМ «Акула», а также три четвертого поколения — проекта 955 «Борей»: «Юрий Долгорукий» в составе Северного флота, «Александр Невский» и «Владимир Мономах» — в составе Тихоокеанского флота. Подлодки класса «Борей» несут по 16 межконтинентальных баллистических ракет.

В 2021 году Соединенные Штаты намереваются начать строительство головной лодки класса «Колумбия». Планируется, что эти субмарины заменят АПЛ типа «Огайо», которые находятся в строю с 1981 года и на сегодняшний день являются единственными американскими подводными лодками, несущими межконтинентальные баллистические ракеты. Постройка первой АПЛ «Колумбия» должна завершиться в 2031 году. Таким образом, смена для «Огайо» подоспеет ровно через полвека после начала боевого дежурства.

Естественно, лодка, которой ждали 50 лет, не может быть просто улучшенной версией предыдущей. От подрядчика военно-морского флота США General Dynamics Electric Boat уже имеется заявление, что новая субмарина будет кардинально отличаться от тех, что были ранее. Это будет первая в мире подлодка, приспособленная для входящих в состав экипажа женщин.

В 2010 году ВМС США сняли запрет на службу женщин в подводном флоте, и с тех пор количество представительниц прекрасного пола на американских субмаринах неуклонно увеличивается. На сегодняшний день имеется уже около 80 офицеров и около 50 рядовых подводников женщин. И вот специально для них проектируется новая подлодка.

Открытых сведений о «Колумбиях» не много. Теоретически они должны быть одинаковой длины с «Огайо», но немного толще. Предположительно каждая лодка будет обладать 16 ракетными шахтами для МБР Trident II D5LE, что на 8 меньше, чем у предшественницы. Основной же упор сделают на повышение характеристик малозаметности… Ну и на обеспечение комфортных условий несения службы женщинами подводниками.

Как сообщает авторитетный оружейный портал Defense News, конструкторы должны предусмотреть на подлодке раздельные туалеты и душевые для мужской и женской части экипажа, выделенные помещения для сна, снабженные дверями, и прочие подобные детали.

Кроме того, в конструкцию вносится ряд менее заметных изменений. Например, у всех двухъярусных кроватей появится специальная ступенька, чтобы легче было забираться на верхнюю койку. Также планируется переместить ряд клапанов, чтобы ими легче было управлять, и переместить кресла в отсеке управления, дабы менее рослые члены экипажа могли без труда дотянуться до нужных рычагов и переключателей. Ну и, конечно, подлодке понадобятся стиральные и сушильные машины.

Все это звучит, безусловно, странно. Неужели лучше вносить изменения в проект подлодки ценой в сотни миллионов долларов, чем попросту набирать мужские экипажи. Зато становится понятно, куда делись недостающие 8 ракетных шахт. Видимо, их места заняли отдельные спальни, а также дополнительные душевые с туалетами.

Впрочем, американским конструкторам виднее. Главное, чтобы какой-нибудь новенькой военнослужащей не пришло в голову простирнуть испачканный в смазке комбинезон, пока лодка в режиме полного молчания лежит на грунте. А то обнаружат еще по характерным звукам крутящегося барабана.

Подпишитесь на нас

Но если вы считаете, что это был верх инженерного гения картелей, то я вас разочарую. Встречайте! Нарко-субмарины прямиком из тропической Колумбии! И если вы думаете, что это плавающие ведра - вы ошибаетесь. Кокаин, или желание его продать в США, творит чудеса.

Колумбийцы стали использовать подводные лодки для перевозки кокаина ещё в девяностых, но береговой охране США впервые удалось захватить такую подлодку только в 2006 году. Ранее, в 2000 году, колумбийские силовики смогли обнаружить одну очень любопытную подлодку на стадии строительства. Против стандартных 3-10 тонн грузоподъемности, захваченный экземпляр мог перевозить до 200 тонн кокаина на борту. В момент обнаружения лодка была готова уже на 50%.


Одна из захваченных субмарин

Сейчас подпольные верфи ищут непрерывно.

Стоящие на «вооружении» картелей субмарины можно условно разделить на три типа:

  • Полупогружаемые катера;
  • Необитаемые подводные аппараты;
  • Полноценные подлодки.
В зависимости от сложности конструкции и назначения, субмарины делятся на многоразовые и одноразовые. Последние бросают на берегу, или затопляют после доставки товара.

Строительство подлодок происходит чаще всего в устьях рек, под прикрытием колумбийских тропических лесов. Но это не единственная причина, по которой обнаружить их непросто. Колумбийские наркоторговцы весьма осторожны и спецслужбам США, Колумбии и Мексики, в которую и перевозится значительная часть кокаина при помощи этих аппаратов, не удается построить стабильную агентурную сеть , которая бы «сливала» актуальную информацию в достаточных объемах.

По некоторым данным, береговой охране США и Мексики удается поймать только до 20% подлодок, остальные успешно достигают пункта назначения. Так в чем же проблема?

Производство нарко-субмарин происходит в кустарных условиях, без надоедливых ГОСТов и контроля качества. Поэтому без зазрения совести используются легкие и доступные композитные материалы, пластмасса, стекловолокно. Подобные «инженерные решения» делают подлодку, сделанную на базе деревянной рыбацкой лодки, абсолютно невидимой для радаров. Большинство агрегатов, используемых колумбийцами, не могут идти под водой целиком, но торчащую над водой рубку, окрашенную в серый цвет, заметить на фоне горизонта практически невозможно.


Обратите внимание на материалы корпуса

Главным врагом субмарин являются авиа-патрули, но и для этого есть решение. Многие аппараты, при условии неподвижности, могут погружаться на глубину до 9м, что делает их невидимыми под толщей воды и с воздуха.

Строительство аппарата длинной 15м и грузоподъемностью ~10 тонн обходится около $1-2 млн. Основную стоимость составляют не материалы, они как раз копеечные, а их доставка к верфи. Так как поблизости с местом строительства подлодки часто размещается и производство кокаина, то за доставку каждой гайки приходится немало платить, в том числе и за молчание курьеров (если их убивать, то в Колумбии людей скоро не останется). Стоимость строительства подлодки теряется за потенциальной прибылью от доставки кокаина, но логистические проблемы налицо, а правительство обещает солидные вознаграждения за любую информацию о подпольных верфях в джунглях.

Отдельно стоит выделить наркоторпеды, то есть буксируемые необитаемые аппараты. Грузоподъемность составляет обычно не более двух тонн, обнаружить их почти невозможно, но существует ряд проблем с доставкой «торпеды» к пункту назначения.

Изначально торпеда буксируется тремя судами, у каждого из которых своя роль. Первая лодка - разведчик, идущий впереди и сообщающий о потенциальных угрозах в виде патрулей. Следом за ним идет буксирующее судно, тянущее за собой на тросе в 100-200м длинной торпеду, погруженную под воду на глубину до десяти метров, то есть с воздуха обнаружить ее невозможно. Третьим идет корабль «подстраховки». Если скаут замечает береговой патруль, или какую-либо другую угрозу, торпеда затапливается на глубину до 60 метров, а на поверхности остается GPS-маячок, замаскированный под бревно. Суда продолжают движение.

После того как патруль пройдет мимо, «страховочное судно» тралит торпеду и меняется ролями со вторым, продолжая буксировку. При приближении к берегу торпеда чаще всего разгружается на местное судно «принимающей стороны», или отправляется дальше своим ходом и управляется дистанционно, а по прибытию в пункт назначения встречается специально обученными людьми. После разгрузки торпеда затапливается.


Наркоторпеда

С развитием технологий и наработкой опыта нарко-субмарины становятся совершеннее из года в год. Одна из последних захваченных моделей поразительно походила на заводскую подводную лодку. Она была оснащена рубкой управления, санузлом (его нет на обычных наркоподлодках, что превращает рейс в ад) и даже кондиционером. Пару лет назад одна из колумбийских нарко-подлодок была задержана у берегов Испании с грузом кокаина на борту. География маршрутов прямой доставки расширяется, а картели ищут все новые и новые способы перевозки наркотиков.

В оенно-морские силы США 21 сентября 2017 г. выдали компании «Дженерал Дайнемикс Электрик» (General Dynamics Electric ) заказ на завершение проектирования новой стратегической атомной подводной лодки (АПЛ) типа «Колумбия» (COLUMBIA ). Согласно контракту на подрядчика возлагается разработка окончательного проекта всего корабля, необходимых технологий, включая новый ядерный реактор, а также изготовление первых модульных компонентов для корабля-прототипа. Первая АПЛ США этого типа должна поступить в эксплуатацию к концу 2030г.

Особенности контракта и организации службы новых АПЛ США

Командование ВМС США планирует закупить 12 кораблей типа «Колумбия». Они заменят 14 оставшихся АПЛ США тип «Огайо» (OHIO ). Последние намечается вывести из состава флота в период 2027-2039 гг. Строительство корабля USS «Columbia»(SSBN 826 ) должно начаться в 2021 г. после заключения отдельного договора. Поставка пройдет до конца 2027 г. Ввод в эксплуатацию двенадцатой и последней АПЛ США намечен на 2042 г.

АПЛ тип «Огайо»

Строительство будет происходить на верфи «Электрик Бот» (Electric Boat, EB ) в г. Гротон (Groton), шт. Коннектикут, а также на заводе EB в г. Квонсент-Пойнт (Quonset Point), шт. Род-Айленд. В качестве важнейшего субподрядчика фигурирует компания «Ньюпорт Ньюс Шипбилдинг» (Newport News Shipbuilding ), шт. Вирджиния. Предприятие изготавливает корму, нос, надстройку и вспомогательные машинные отделения подводной лодки.


Верфь компании «Электрик Бот»

Задание на разработку первичного проекта нового корабля «Электрик Бот» получила в 2012 г. На момент заключения сумма пятилетнего контракта составила 1,85 млрд. долл. США. В 2008 г. компания получила отдельный заказ на разработку новой системы пусковых шахт для атомного оружия (заказчик – общий ракетный департамент, Common Missile Department ). Объем контракта, выданного в сентябре 2017 г., оценивается в 5.1 млрд. долл. США. Общая стоимость программы закупок, включая исследования и разработки, оценивается в 127 млрд. долл. США.

Разрабатываемая модель подводной лодки нацелена на службу в составе ВМС в течение 42 с половиной лет. Ожидается, что на протяжении этого периода каждая АПЛ США типа «Колумбия» выполнит 124 боевых службы. Продолжительность плановой боевой службы составит 77 суток.


Завод компании «Ньюпорт Ньюс Шипбилдинг»

Между походами устанавливается период регламентных работ от 35 до 50 суток. После 10 и 30 лет эксплуатации предусмотрены шестимесячные периоды обслуживания. К этому добавляется также двухлетний капитальный ремонт после 20 лет эксплуатации.

Как принято для АПЛ США, корабли типа «Колумбия» управляются двумя полностью укомплектованными экипажами: «синим» и «золотым». Команды сменяют друг друга после завершения очередного похода. Численность экипажа – 155 чел. Последний корабль останется в строю до 2084 г.

Стратегическая роль «Колумбии»

Стратегическая триада США состоит из наземных межконтинентальных баллистических ракет (МБР), несущих ядерные заряды, дальних стратегических бомбардировщиков и подводных лодок с ядерным оружием на борту. Согласно взглядам американского военно-политического руководства, АПЛ США имеют возможность незаметно подходить к прибрежным водам противника и запускать свои ракеты из подводного положения.

В сравнении с использованием МБР наземного базирования или дальних бомбардировщиков тактика действий АПЛ оставляет противнику минимум времени для принятия ответных мер. В Пентагоне, также полагают, что находящиеся под водой АПЛ США не будут уничтожены внезапным ударом противника в отличие от МБР и бомбардировщиков. По этим причинам размещенные на подводных лодках ракеты становятся мощнейшим потенциалом сдерживания в рамках стратегической триады.

Кроме того, в будущем важное значение приобретут ограничения в рамках соглашения о контроле над вооружениями СНВ-2, налагаемые на наземную и воздушную компоненты триады. В результате размещенные на подводных лодках ракеты «Трайдент II D5» (Trident II D5 ) с восемью боеголовками составят около 70 процентов боеготовых ядерных зарядов США. Как следствие этого, руководитель военно-морскими операциями ВМС США адмирал Джон РИЧАРДСОН (John RICHARDSON) рассматривает закупку новой стратегической АПЛ в качестве высшего приоритета.


Особенности конструкции

Согласно публикациям, АПЛ США типа «Колумбия» имеет длину 171 м и диаметр корпуса 13 м. Это в значительной степени соответствует размерам АПЛ типа «Огайо». Водоизмещение нового корабля лежит в пределах 20 500 т, что на 2 000 т больше, чем у «Огайо».

Сообщается, что «Колумбия» имеет максимальную модульность конструкции. С одной стороны, такой подход должен экономить время и деньги. С другой, использование более крупных модулей в качестве основных элементов корпуса должно увеличить прочность корабля. Подобная технология успешно применялась при разработке и строительстве подводных лодок типа «Вирджиния» (VIRGINIA ).


АПЛ тип «Вирджиния»

Около 70 процентов компонентов, а также различных элементов дизайна АПЛ США типа «Вирджиния» предполагается перенять или модифицировать для использования на подводной лодке нового поколения. К ним относятся:

  • поглощающее покрытие корпуса корабля;
  • особый привод гребного винта, уменьшающий кавитации и сигнатуру шума, а также повышающий маневренность;
  • расположенный на корме X-образный направляющий руль высоты (обеспечивает большую скорость движения и лучшую маневренность в надводном положении);
  • мачты с цифровыми сенсорами вместо перископа, что исключает возникающую при сквозной установке перископа структурную уязвимость в корпусе и позволяет передавать картину с датчиков на различные рабочие станции АПЛ;
  • широкоапертурная антенна ГАС (Large Aperture Bow Array ) в сферическом носе корабля с тысячью активных и пассивных датчиков; компоненты антенны не подлежат замене в течение всего 42-летнего срока службы корабля;
  • навигационная система корабля, цифровое управление с помощью джойстика, электронные системы;
  • система охлаждения.

Новые разработки для новой АПЛ США

Для самозащиты тип «Колумбия» имеет обычные торпедные аппараты в носовой части. Наступательное вооружение состоит из 16 ракет «Трайдент II D5» (на четыре меньше, чем на типе «Огайо»).


Подводный старт МБР «Трайдент 2»

Новая пусковая установка

Одной из новинок АПЛ США типа «Колумбия» станет универсальный ракетный модуль (Common Missile Department Module, CDM ), одновременно принимающий четыре ракеты. Узел имеет альтернативное обозначение, которое можно перевести, как «четверной пакет» (quad Pack ). Уже во время первичной фазы строительства, модуль интегрируется в корпус. На АПЛ типа «Огайо» пусковые установки монтировались в корпус корабля по отдельности и только после завершения строительства подводной лодки.


Блок пусковых АПЛ «Колумбия»

Согласно данным «Электрик Бот», применение четырех CMD-модулей экономит несколько месяцев строительства и несколько миллионов долларов на одну подводную лодку. Кроме того, новые пусковые установки ракет на один метр длиннее, чем применяемые в прошлом. По расчетам конструкторов, такой подход в будущем позволит установить более крупные ракеты. Хотя по сообщениям в настоящее время не существует программы разработки новых ракет для АПЛ США, высказываются предположения, что закупка таковых потребуются в середине 2040-х годов.

Ядерный реактор и привод

Для АПЛ типа «Колумбия» специально разработан новый ядерный реактор, который является «элементом жизненного цикла» корабля. В отличие от АПЛ «Огайо» топливные стержни этого ядерного реактора не потребуют замены после 20 лет эксплуатации. Это означает, что 12 АПЛ «Колумбия» смогут гарантировать оперативное присутствия равное 14 кораблям типа «Огайо».

Кроме того, «Колумбия» станет первой АПЛ США, оснащенной электрическим приводом, который должен повлиять как на более эффективную передачу энергии, так и на уменьшение сигнатуры шума подводной лодки. Последнее свойство считается особенно важным, поскольку потенциальные противники разрабатывают более мощные противолодочные ГАС.

Sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: rgba(235, 233, 217, 1); padding: 5px; width: 630px; max-width: 100%; border-radius: 0px; -moz-border-radius: 0px; -webkit-border-radius: 0px; border-color: #dddddd; border-style: solid; border-width: 1px; font-family: Arial, "Helvetica Neue", sans-serif; background-repeat: no-repeat; background-position: center; background-size: auto;}.sp-form input { display: inline-block; opacity: 1; visibility: visible;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 620px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: #cccccc; border-style: solid; border-width: 1px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: #444444; font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: bold;}.sp-form .sp-button { border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; background-color: #0089bf; color: #ffffff; width: auto; font-weight: 700; font-style: normal; font-family: Arial, sans-serif; box-shadow: none; -moz-box-shadow: none; -webkit-box-shadow: none; background: linear-gradient(to top, #005d82 , #00b5fc);}.sp-form .sp-button-container { text-align: left;}

Наряду с этим американские аналитики отмечают, что одной из проблем остается финансирование. Программа строительства новой АПЛ через 15 лет угрожает проглотить половину бюджета закупок ВМС США. Однако, командование ВМС утверждает, что гарантирует финансирование закупок на период 2021-2035 гг. и найдет источники для дополнительного финансирования в размере 4 млрд. долл. в год.

Таким образом, ВМС США выдали заказ на окончательное проектирование АПЛ нового поколения под обозначение тип «Колумбия». Планируется построить 12 кораблей, призванных заменить 14 состоящих в настоящее время на вооружении АПЛ типа «Огайо». Первая новая подводная лодка вступит в состав подводного флота США к концу 2030 г., последняя – в 2042 г. В целом программа рассчитана на период до 2080 г.

По материалам журнала «MarineForum»

© 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство