Источники знания о прошлом (Что такое исторические источники) план-конспект урока по истории (5 класс) на тему. История. Исторические источники История источники знаний о прошлом устные

Источники знания о прошлом (Что такое исторические источники) план-конспект урока по истории (5 класс) на тему. История. Исторические источники История источники знаний о прошлом устные

Министерство образования и науки Российской Федерации

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Ерзовская средняя общеобразовательная школа

Городищенского района Волгоградской области»

403010, Волгоградская область, Городищенский муниципальный район,

р.п. Ерзовка, улица Школьная, дом 2

т . 8-84468-4-79-55, факс 8-84468-4-76-06

E-mail:

ОКПО 22402704, ОГРН 1023405363376, ИНН/КПП 3403301246/340301001

Источники знаний о прошлом

Лучший современный урок

Поляничко Лина Владимировна, учитель истории и обществознания,

Ерзовка, 2015

Предмет: История. 5класс.

Учебник: А.Н.Майков. История. Введение в историю. 5класс. М. «Вентана-Граф» 2010.

Тема урока: Источники знаний о прошлом.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование: ИКТ, карточки, копьютер, проектор.

Цель урока: с формировать представления о порядке в исторической науке на примере деления исторических источников на группы .

Задачи урока:

На основе работы с учебником, иллюстративного ряда уметь классифицировать информацию, давать описание исторических источников ;

На основе анализа полученной из разных источников информации научиться формулировать и решать познавательные задачи;

Развивать коммуникативные способности при работе в группах, формировать навыки оценивания собственной деятельности и деятельности коллектива.

Планируемые результаты:

предметные:

Воспроизводить исторические факты, выделять главное, давать определения терминам: исторический источник, памятник, музей, библиотека, документ.

Извлекать необходимую информацию из различных источников информации.

Применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего поселка, города, страны.

метапредметные:

Определять тему урока, цели, задачи;

Выстраивать алгоритм своей деятельности.

личностные:

Развивать познавательный интерес к пополнению новых знаний;

Воспитание уважения к историческому наследию;

Приобретение навыков рефлексии.

Издавна люди тщательно сохраняли сведения о прошлом: передавали из поколения в поколения сказания о героях, записывали сведения о войнах и бедствиях, устанавливали памятники, фотографировали своих близких, снимали на кинопленку. А как в ваших семьях хранят историю?
Можно ли сохранить все предметы о прошлом?

Что может уничтожить их? Посмотрите картинки и определите причины гибели предметов (Приложение №2).

А может ли сам человек стать причиной уничтожения свидетельств прошлых лет? Как это происходит? (Приложение №3).
Как видите, сил, которые способны уничтожить прошлое, много! Мы должны бережно сохранить свидетельства прошлого. Всё, что когда – то было создано людьми, называют историческими источниками . Они позволяют ученым изучать историю человечества.
В любой науке ученые стремятся привести в порядок полученные сведения. Историческая наука не исключение. Рассмотрите изображение на с.11 и определите группы источников (письменные, вещественные).

А к какой группе вы бы отнесли такие источники, как сказания, пословицы, песни, сказы ? (устные)

Определяют и называют предметы, рассказывющие об истории семьи.

Фотографии, письма, вещи, особенно те, которые принадлежали старшим поколениям.

Делают предположения. Скорее всего, нет. Вещи могут испортиться, их можно уничтожить по неосторожности

(р, п, л)

Называют природные явления, которые могут стать причинами гибели исторических свидетельств.

Смерч, извержение вулкана, землетрясение

(п, к, л)

Указывают на разрушающие результаты деятельности человека (составляют мини рассказы).

(п, к, л)

Записывают определение в тетради. (р)

Работают с иллюстрациями на с. 11., делают выводы, запись в тетрадь. Можно разделить все предметы на две группы: письменные, вещественные. (п, р, к)
Дополняют запись в тетради. Эти источники можно сохранить в устной форме, передавая их от старших поколений младшим.

( п, р, к)

Исторические источники также называют памятниками. Памятник - это напоминание о прошлом, его частица.
Обращается к жизненному опыту учащихся: Приведите примеры исторических памятников на территории нашего посёлка и нашего города.

Исторические источники необходимо беречь. А задумывались ли вы когда-нибудь, где хранятся и выставляются для всеобщего обозрения предметы искусства, памятники истории?
Сверим свои предположения с тем, что записано в учебнике ( архив, музей, библиотека).

Приложение №1

Тест

    Какая наука изучает жизнь и деятельность людей в прошлом?
А)природоведение Б) история В)литература

2. Назовите имя одного из первых историков?

А) Геродот

Б) Сократ

В)Гесиод

3. В переводе с латинского слово «факт» переводится… А) сделанное Б) сказанное В) совершённое 4. Определите верное суждение А) События устанавливаются только на основе фактов; Б) События устанавливаются на основе фактов, места, даты.

5.Что объединяет данные иллюстрации?

А) исторические факты Б) написаны одним автором В) отображают одно и тоже историческое событие

Приложение №2

Землетрясение Извержение вулкана Смерч

Приложение №3


Вандализм Война Хозяйственная деятельность людей

Приложение №4

Карточка №1

Карточка №2

Приложение №5

    Как природные явления или деятельность людей приводят к гибели памятников истории? Известны ли вам случаи разрушения памятников старины в нашем крае ? (Гибель памятников в результате землетрясений, оползней, ураганов, наводнений. Деятельность людей наносит вред памятникам истории: создание водохранилищ, строительство подземных коммуникаций, отказ от проведения реставрационных работ, халатность. В нашем посёлке окончательно было разрушено здание школы, построенное после войны, во время проведения ремонтных работ фасадов старых жилых зданий используются современные материалы при этом теряется неповторимая архитектура послевоенного времени). Как люди сохраняют сведения о прошлом? (Люди создают памятники, которые увековечивают исторические события, героев). Назовите группы исторических источников. ( Письменные, вещественные, устные). С какой целью создаются архивы, музеи, библиотеки? (Они создаются для хранения, изучения и использования исторических источников). Какие музеи, расположенные в Г. Волгограде, ты знаешь? (Музей обороны Царицына, Музей-панорама Сталинградская битва, краеведческий музей).

Конспект урока по истории.
Класс: 5
Тема урока: Источники знаний о прошлом.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: сформировать представления о порядке в исторической науке на примере деления исторических источников на группы.
Задачи урока:
- на основе работы с учебником, иллюстративного ряда уметь классифицировать информацию, давать описание исторических источников;
- на основе анализа полученной из разных источников информации научиться формулировать и решать познавательные задачи;
- развивать коммуникативные способности при работе в группах, формировать навыки оценивания собственной деятельности и деятельности коллектива.
Оборудование: - учебник: А.Н.Майков. История. Введение в историю. 5класс. М. «Вентана-Граф» 2010;
- карточки (Приложение 1).
Ход урока:
Этапы урока Деятельность учителя Активизация познавательной деятельности учащихся
Организационный момент
Проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха. Проверяет присутствующих. Готовят рабочее место.
Опрос домашнего задания
Устный с места (по желанию) Предполагаемые ответы:
История- наука о прошлом.
Археология, хронология, этнография, нумизматика, геральдика, генеалогия и т.д. Вопросы:
Что такое история?
Какие науки - помощницы истории вы знаете?
Переход к изучению нового материала
Беседа Организует беседу с учащимися:
Вступительная речь.
Любой человек хотя бы раз в жизни был в музее, а вы там были? Что вы видели? А кА вы считаете могут ли экспонаты узнать о прошедших событиях?
Сообщает тему урока: Вы уже поняли, что тема урока «Источники знаний о прошлом».
Прочитайте тему урока и попробуйте сформулировать свои задачи на урок.
Значимые задачи урока для каждого по теме:
Изучить понятия: исторический источник, памятник, архив музей, библиотека, документ.
Уметь классифицировать источники.
Определять назначение музеев, архивов, библиотек. Отвечают на вопросы, записывают тему урока в тетрадь, формулируют задачи, записывают задачи в тетрадь.
Изучение нового материала
Беседа
Рассказ - вступление
Работа с карточками Издавна люди тщательно сохраняли сведения о прошлом: передавали из поколения в поколения сказания о героях, записывали сведения о войнах и бедствиях, устанавливали памятники, фотографировали своих близких, снимали на кинопленку.
Предполагаемые ответы:
Фотографии, письма, вещи, особенно те, которые принадлежали старшим поколениям.
Предполагаемый ответ:
Скорее всего, нет. Вещи могут испортиться, их можно уничтожить по неосторожности.
Посмотрите картинки и определите причины гибели предметов (Приложение №1).
Как видите, сил, которые способны уничтожить прошлое, много! Мы должны бережно сохранить свидетельства прошлого. Всё, что когда – то было создано людьми, называют историческими источниками. Они позволяют ученым изучать историю человечества.
В любой науке ученые стремятся привести в порядок полученные сведения. Историческая наука не исключение. Рассмотрите изображение на с.11 и определите группы источников (письменные, вещественные).
Вопросы:
А как в ваших семьях хранят историю?
Можно ли сохранить все предметы о прошлом?
Определяют и называют предметы, рассказывающие об истории семьи.
Вопрос:
А как вы думаете есть ли что - нибудь что может уничтожить их?
Называют природные явления, которые могут стать причинами гибели исторических свидетельств.
Вопрос:
А может ли сам человек стать причиной уничтожения свидетельств прошлых лет? Как это происходит? (Приложение №1).
Указывают на разрушающие результаты деятельности человека.
Записывают определение в тетради:
Исторический источник- это весь комплекс документов и предметов культуры, отразивших исторический процесс, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлёкших за собой те или иные исторические события.
Работают с иллюстрациями на с. 11., делают выводы, запись в тетрадь.
Можно разделить все предметы на две группы: письменные, вещественные.
А как вы думаете к какой группе относятся такие источники, как сказания, пословицы, песни, сказы? (Устные, т.е. источники, которые можно сохранить в устной форме, передавая их от старших поколений младшим.)
Физкультминутка Включает музыкальное сопровождение Выполняют упражнения, которые показывает учитель.
Изучение нового материала
Беседа
Работа с учебником Исторические источники также называют памятниками.
Предполагаемые ответы:
Церкви, Эрмитаж, Петергоф, Петропавловская крепость и т.д.
Записывают определение термина в тетрадь:
Памятник - это напоминание о прошлом, его частица.
Вопрос:
Приведите примеры исторических памятников на территории нашего города?
Высказывают свои предположения. Называют памятники.
Вопрос:
А задумывались ли вы когда-нибудь, где хранятся и выставляются для всеобщего обозрения предметы искусства, памятники истории?
Высказывают свои предположения: музеи, библиотеки, музей.
Работают с учебником с.16-18.
Записывают определения терминов в тетрадь.
Итоговое закрепление
Фронтальный опрос
«Конкурс знатоков» Организует деятельность по применению новых знаний:«Конкурс знатоков». (Приложение №2) Выполняют работу.
Домашнее задание Задание на выбор:
- составить кроссворд по пройденной теме;
- составить тест по пройденной теме (не более 10). Записывают задание в дневник.
Рефлексия
«Карточки» Предлагает провести рефлексию Зеленая - урок очень понравился.
Красная - не понравился.
Приложение 2
Как природные явления или деятельность людей приводят к гибели памятников истории? Известны ли вам случаи разрушения памятников старины в нашем крае? (Гибель памятников в результате землетрясений, оползней, ураганов, наводнений. Деятельность людей наносит вред памятникам истории: создание водохранилищ, строительство подземных коммуникаций, отказ от проведения реставрационных работ, халатность. В нашем посёлке окончательно было разрушено здание школы, построенное после войны, во время проведения ремонтных работ фасадов старых жилых зданий используются современные материалы при этом теряется неповторимая архитектура послевоенного времени).
Как люди сохраняют сведения о прошлом? (Люди создают памятники, которые увековечивают исторические события, героев).
Назовите группы исторических источников. (Письменные, вещественные, устные).
С какой целью создаются архивы, музеи, библиотеки? (Они создаются для хранения, изучения и использования исторических источников).
Какие музеи, расположенные в Г. Волгограде, ты знаешь? (Музей обороны Царицына, Музей-панорама Сталинградская битва, краеведческий музей).

© 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство