Художники иллюстраторы русских сказок презентация. Картинки из детства. Наиболее известными и самыми удачными являются его иллюстрации к русским народным сказкам «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Мар

Художники иллюстраторы русских сказок презентация. Картинки из детства. Наиболее известными и самыми удачными являются его иллюстрации к русским народным сказкам «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Мар

Чтобы представить героя, воссоздать его образ в воображении, требуются иллюстрации, помогающие нам увидеть героя и его действия.

Иллюстраторов детской книги много. Один из выдающихся художников-иллюстраторов – Иван Яковлевич Билибин.

Иван Яковлевич Билибин, как и многие
художники, рисовать начал рано. И первые же
зарисовки пейзажа, огромные лапы старых
елей, красные мухоморы, деревянная резьба
на крестьянских избах привели художника к
мысли иллюстрировать русские сказки.
Ранние работы художника были
подражательными, но Иван Яковлевич много
работал, постепенно совершенствовался в
мастерстве. Освобождаясь от сторонних
влияний. Художник сумел выработать свой
собственный, отличающий его от всех других
«билибинский» стиль.

Иван Яковлевич Билибин создал иллюстрации к пушкинским «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке».

Наиболее известными и самыми удачными являются его иллюстрации к русским народным сказкам «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Мар

Наиболее известными и самыми удачными являются его
иллюстрации к русским народным сказкам «Царевналягушка», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна».

Хочется подчеркнуть особенности «билибинского» стиля.

Художник создавал не
отдельные иллюстрации, он
стремился к ансамблю: рисовал
обложку, иллюстрации,
орнаментальные украшения,
шрифт – все стилизовал под
старинную рукопись.
И еще одна особенность, которую
надо подчеркнуть – это передача
тонкого юмора, острой иронии
русских сказок.

Прекрасный мир русской сказки живет в картинах Ивана Яковлевича Билибина. Именно русская сказка сделала его выдающимся национальным худо

Прекрасный мир русской сказки живет в картинах Ивана
Яковлевича Билибина. Именно русская сказка сделала его
выдающимся национальным художником.

Ещё хочется уделить внимание художнику, картины которого стали прекрасными самостоятельными произведениями, обогатившими русское и миро

Ещё хочется уделить внимание художнику, картины которого стали
прекрасными самостоятельными произведениями, обогатившими
русское и мировое искусство.
Михаи́ л Алекса́ндрович
Вру́бель - русский
художник рубежа XIX-XХ
веков, прославивший своё
имя практически во всех
видах и жанрах
изобразительного искусства:
живописи, графике,
декоративной скульптуре и
театральном искусстве. Он
был известен как автор
живописных полотен,
декоративных панно, фресок
и книжных иллюстраций.

Картину «Царевна-лебедь» к
«Сказке о царе Салтане»
Пушкина, Михаил Врубель
писал, вдохновленный
музыкой Римского-Корсакова.
Он пытался средствами
живописи передать
услышанный им сказочный
образ.

«Я всю жизнь только и стремился как художник понять, разгадать и выразить русский дух.»- говорил Виктор Михайлович Васнецов.

Действительно, мало кто из
русских художников сумел так
понять и передать этот русский
дух, как Васнецов. Виктор
Михайлович хотел, чтобы все,
как и он сам, прониклись дивной
красотой древней Руси, узнали,
приняли сердцем ее историю,
поверия, предания, сказки. И это
не было прихотью художника.
Васнецов свято верил, что в
«сказке, песне, былине
сказывается весь цельный облик
народа».

Картину «Иван-царевич на сером
волке» Виктор Михайлович
Васнецов написал быстро, легко,
на одном дыхании – так она
увлекла его.
Сюжетом картины является
сказочная тема позаимствованная
из народных русских сказок, Иван
царевич и Прекрасная Елена
спасаются от настигающей их
погони на сером волке. Что бы
раскрыть в картине сказочное
олицетворение, Васнецов
постарался как бы уйти от
настоящих реалий, стараясь
передать таинственный дух сказки,
окрасить в красках мир народной
фантазии.

Картина Васнецова
«Аленушка», навеяна
лирически сказочным
образом, по всем известной
русской сказке «Сестрица
Алёнушка и братец
Иванушка», хотя прототипом к
написанию этой картины была
действительно реальная
девушка.

Картина Васнецова «Царевна-лягушка» передаёт вдохновение народного творчества, всю красоту и самобытность русского народа, сообщая зрите

Картина Васнецова «Царевна-лягушка» передаёт вдохновение народного
творчества, всю красоту и самобытность русского народа, сообщая
зрителю о мировом волшебстве.

Тема русской сказки занимала важное
место в творчестве русских художников. По
мотивам русских сказок созданы многие
известные картины. В качестве материала
для создания своих произведений русские
художники использовали не только русские
народные сказки, сказания и былины, но и
произведения великих авторов. В
творчестве известных русских
художников Билибина, Васнецова и
Врубеля сказка являлась одной из
центральных тем.

В заключение хочется рассказать ещё об одном иллюстраторе детских книг.

С самого раннего детства,
рассматривая книжки с
русскими песнями,
потешками, прибаутками,
мы знакомились с
иллюстрациями Юрия
Алексеевича Васнецова.
Юрий Васнецов состоял в
отдалённом родстве с
Виктором Михайловичем
Васнецовым.

«Краденое солнце» Корнея Чуковского, «Кошкин дом» Самуила Маршака, «Конек-горбунок» Петра Ершова - героев всех этих книг мы представляем б

«Краденое солнце» Корнея Чуковского, «Кошкин дом» Самуила
Маршака, «Конек-горбунок» Петра Ершова - героев всех этих книг мы
представляем благодаря рисункам Юрия Васнецова.

Художника вдохновляли нарядные дымковские куклы и яркие петухи, народные традиции и фантазия, которые оказали заметное влияние на творчес

Художника вдохновляли нарядные дымковские куклы и яркие петухи,
народные традиции и фантазия, которые оказали заметное влияние на
творчество иллюстратора.

Рассказать в одной презентации обо всех достойных иллюстраторах детских книг просто невозможно. Издания для детей – это настоящий цветни

Рассказать в одной презентации обо всех достойных
иллюстраторах детских книг просто невозможно. Издания
для детей – это настоящий цветник, пестрящий чудесными
картинами. Они будят наше воображение и запоминаются на
всю жизнь. Каждому знакомо это трепетное чувство, когда,
увидев вдруг иллюстрации из своего детства, чувствуешь, как
сердце радостно сжимается от новой встречи.

Что толку в книжке, – подумала Алиса

– если в ней нет ни картинок, ни разговоров?

«Приключения Алисы в стране чудес»

Удивительно, но у детской иллюстрации России (СССР) есть точный год рождения - 1925 год. В этом году был создан отдел детской литературы в Ленинградском государственном издательстве (ГИЗе). До этого книги с иллюстрациями специально для детей не издавались. Многие художники писали картины по мотивам устного народного творчества: былин, сказок, песенок.

Узнавайте, вспоминайте, рассказывайте детям.

Виктор Михайлович Васнецов

(1848-1926) –

один из первых русских художников, который

раздвинул рамки привычных жанров и показал

сказочный мир, озаренный поэтической фантазией

народа.

Васнецов один из первых русских художников

обратился к воссозданию образов народных сказок

и былин в живописи.

Детство его прошло в суровом живописном вятском крае. Словоохотливая стряпуха, рассказывающая детям сказки, повествования бродячих людей, много повидавших на своем веку, по признаниям самого художника, «заставили на всю жизнь полюбить прошлое и настоящее моего народа, во многом определили мой путь». Уже в начале своего творчества он создал ряд иллюстраций к Коньку-Горбунку и «Жар Птице». Кроме сказок, у него есть произведения, посвященные героическим образам былин. «Витязь на распутье», «Три богатыря». Знаменитое полотно «Иван Царевич на сером волке» написано на сюжет одной из самых известных и распространенных сказок, воспроизводимых еще в лубочных изданиях 18 века.

Иван Яковлевич Билибин

(1876-1942, Ленинград)

Русский художник, книжный иллюстратор и теат-

ральный оформитель. Билибин проиллюстрировал

большое количество сказок, в том числе А. С.

Пушкина. Разработал свой стиль – «билибинский»

Графическое представление с учетом традиций

древнерусского и народного искусства, тщательно

прорисованный и подробный узорчатый контур-

ный рисунок, расцвеченный акварелью. Стиль

Стиль Билибина стал популярен и ему стали

подражать.

Сказки, былины, образы древней Руси для многих уже давно неразрывно связаны с иллюстрациями Билибина.

Владимир Алексеевич Милашевский

(1893, Саратов - 1976, Москва)

Проиллюстрировал и художественно оформил около 100 книг для детей и юношества. Но Милашевский никогда не принадлежал к так называемым «детским» художникам. С таким же успехом иллюстрировал он произведения классиков мировой литературы и советских писателей. Перечислить все, над чем он работал, трудно - его творческий диапазон чрезвычайно широк.

В чем же секрет его успеха у детей и юношества? Собственно говоря, никакого секрета нет. Просто он всегда следовал правилу: для детей надо делать все так же хорошо, как для взрослых, и даже еще лучше . Он никогда не подлаживался к детям, не «сюсюкал», не подражал детским рисункам, не старался говорить с ними на каком-то особом, якобы понятном им «детском» языке. Иллюстрируя детскую книгу, какая бы она ни была, он вкладывал в свои рисунки всего себя, по-настоящему увлекался ею и увлекал маленьких читателей. И наверно, поэтому и дети и молодежь так любят иллюстрированные им книги.

Сказочное разноцветье Владимира Милашевского

Владимир Григорьевич Сутеев

(1903-1993, Москва)

Детский писатель, художник-иллюстратор и режиссёр-мультипликатор. Его добрые, веселые картинки похожи на кадры из мультфильма. Немало сказок рисунки Сутеева превратили в шедевры.


Так, например, далеко не все родители, считают произведения Корнея Чуковского необходимой классикой, и большая часть из них не считает его произведения талантливыми. Но сказки Чуковского, проиллюстрированные Владимиром Сутеевым, хочется держать в руках и читать детям.

Борис Александрович Дехтерёв

(1908-1993, Калуга, Москва) –

Народный художник, советский график, иллюстратор. Работал преимущественно в технике карандашного рисунка и акварели. Старые добрые иллюстрации Дехтерёва – это целая эпоха в истории детской иллюстрации, многие иллюстраторы называют Бориса Александровича своим учителем.

Дехтерёв проиллюстрировал детские сказки Александра Сергеевича Пушкина, Василия Жуковского, Шарля Перро, Ганса Христиана Андерсена. А также произведения других русских писателей и мировых классиков, например, Михаила Лермонтова, Ивана Тургенева, Уильяма Шекспира.

Николай Александрович Устинов

(1937г.р., Москва)

его педагогом был Дехтерёв, а многие современные художники-иллюстраторы уже Устинова считают своим учителем.

Сказки с его иллюстрациями издавались не только в России (СССР), но и в Японии, Германии, Корее и других странах. Почти триста произведений проиллюстрировал знаменитый художник для детских издательств СССР, работал в журнале «Мурзилка». Самыми любимыми для детей остаются иллюстрации Устинова к русским народным сказкам «Три медведя», «Маша и медведь», «Лисичка сестричка», «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди» и многим другим.

Юрий Алексеевич Васнецов

(1900-1973, Вятка, Ленинград) –

Народный художник и иллюстратор. Его

Картинки к фольклорным песенкам, потеш-

кам и прибауткам нравятся всем малышам

(Ладушки, Радуга-дуга). Он иллюстрировал

народные сказки, сказки Льва Толстого,

Петра Ершова, Самуила Маршака, Виталия

Бианки и др. классиков русской литературы.

«Я очень люблю вспоминать детство. Когда пишу, рисую, все живу тем, что запомнил и видел в детстве», - говорил Юрий Алексеевич Васнецов.

Покупая детские книги с иллюстрациями Юрия Васнецова, обращайте внимание, чтобы рисунки были четкими и в меру яркими. Пользуясь именем известного художника, в последнее время часто издают книги с нечеткими сканами рисунков или с повышенной неестественной яркостью и контрастностью, а это не очень хорошо для детских глаз.






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Литература и искусство: интеграция школьного урока как способ развития эстетического вкуса учащихся

Как привлечь внимание ученика к урокам литературы? Как научить видеть и чувствовать прекрасное, ценить красоту слова и легкость мысли? Для меня, как для молодого педагога, эти вопросы являются первостепенными.

Умение рассуждать, мыслить, делать выводы – вот главные результаты изучения литературы. Но не стоит забывать, что уроки литературы несут на себе большую нравственную, эстетическую нагрузку. Поэтому важно не только научить ребенка мыслить, анализировать и обобщать, но и ценить красоту мира, через знакомство с искусством слова узнавать себя и самосовершенствоваться.

С целью привлечения внимания учеников к своему предмету учителя часто прибегают к интегрированным урокам. Интеграция предметов гуманитарного и художественно-эстетического цикла помогает видеть разнообразие мира, его богатство и красоту. Ученики знакомятся с искусством на уроках рисования, музыки, литературы. Но каждый из этих предметов в отдельности не дает целостного представления о мире искусства. Хорошим подспорьем для эстетического воспитания могут стать секции дополнительного образования, а также уроки мировой художественной культуры. Но во многих школах с этой дисциплиной ученики знакомятся лишь в старших профильных классах. А дополнительное образование может быть доступно не всем школьникам. Поэтому я считаю целесообразным интегрировать уроки литературы именно с искусством.

Стаж моей педагогической деятельности небольшой. Но некоторое количество идей, касающихся интеграции литературы и искусства, у меня накопилось. Предлагаю их в виде небольших заметок.

Урок в 8 классе.

По плану – скучная для учеников тема “Исторические песни и предания”. В учебнике В.Я. Коровиной – черно-белая репродукция картины В.А. Сурикова “Покорение Сибири Ермаком”. Заинтересованный вопрос одного из учеников: “А в реальности эта картина большая?” Этот незначительный вопрос привел к идее организации круглого стола “Историзм в живописи и литературе”, что дало возможность ученикам познакомиться не только с работами художников (большая роль в исторической живописи принадлежит именно В.А. Сурикову), но и с особенностями национального характера.

В том же 8 классе.

Завершаем изучение литературы 19 века темой “Поэзия родной природы”. Отличная возможность представить ученикам удивительно тонкие, прекрасные, совершенные пейзажи Ивана Шишкина, Исаака Левитана, Архипа Куинджи. Замечательное сочетание лиричности каждой картины и живописности строк Евгения Баратынского, Аполлона Майкова, Федора Тютчева и других поэтов.

Урок в 10 классе.

“Луч света в темном царстве” - тема, знакомая каждому. Разнообразим изучение темы “Пьеса А.Н. Островского “Гроза”: история создания, знакомство с героями” представлением эскизов к театральным постановкам пьесы. Работы Сергея Герасимова, Бориса Кустодиева, декорации и эскизы костюмов Александра Головина – отличный способ показать ученикам особенности костюма представителей купечества второй половины 19 века. А работы Головина напомнят ученикам о том, что драма предназначена, прежде всего, для постановки на сцене.

В том же 10 классе – знакомство с замечательными романсами из кинофильма “Жестокий романс”. Дополнительный материал при изучении “Бесприданницы”.

Я кратко описала некоторые идеи интегрированных уроков. Главным иллюстративным материалом к ним является электронная презентация. Это связано с необходимость видеть, слышать произведение искусства. Иначе пропадает познавательная цель урока. Все эти идеи были применены мной на практике. Это позволило лично убедиться в том, что разнообразные формы уроков способны заинтересовать ученика, развить его умственную деятельность и творческие способности.

Подробно хотела бы представить конспект интегрированного урока в 5 классе “Художники – иллюстраторы русских сказок”. Этот урок я провела уже не в одном пятом классе. Ученики в возрасте 10 – 12 лет наиболее активны, легко принимают все новое и необычное. И тот факт, что этот урок проводится в сентябре (изучение темы “Устное народное творчество”), позволяет нацелить учеников на активную творческую работу в течение всего учебного года.

Этот урок дает возможность:

  • обобщить изученный ранее материал по темам “Фольклор”, “Сказка как жанр народного творчества”;
  • узнать, насколько хорошо дети знают содержание сказок различного типа (волшебные, бытовые, сказки о животных);
  • подробно рассмотреть с детьми иллюстрации к сказкам;
  • познакомить учеников с новыми именами;
  • оценить творческие способности учеников.

План интегрированного урока

Тема: "Художники – иллюстраторы русских сказок"

Цели урока:

1) обобщить полученные ранее знания о русских народных сказках; познакомить учеников с творчеством русских художников – иллюстраторов;

2) развить творческие возможности учеников;

3) воспитать интерес к русской живописи.

Тип урока: урок обобщения знаний и получения новой информации.

Оборудование : выставка рисунков учеников, презентации “Художники – иллюстраторы русских сказок”, учебник.

Ход урока

1. Повтор теоретического материала, формулировка темы.

– Здравствуйте, ребята, садитесь. На предыдущих уроках вы узнали много нового, познакомились с устным народным творчеством, в частности, со сказками. Ребята, давайте вспомним, что такое сказка?

(примерный ответ – сказка – это произведение о вымышленных событиях, чаще всего со счастливым концом).

А какие типы сказок вы знаете?

(примерный ответ – сказки волшебные, бытовые, о животных).

Наверное, вы знаете, как строится сказка?

(примерный ответ – присказка, зачин, основная часть, концовка).

Я вижу, что вы знаете про сказки многое. А знаете ли вы, что есть художники, которые различные сказки переводят в картины и рисунки?

(примерный ответ – да).

Такие рисунки к произведениям называются иллюстрациями. Некоторые иллюстрации вы видели в своих учебниках, в сборниках сказок. Сегодня мы поговорим о художниках-иллюстраторах. Давайте запишем тему урока в тетрадь.

(титульный слайд ; запись в тетрадь ).

2. Знакомство с творчеством И.Я. Билибина; В.М. Васнецова.

Ребята, откройте учебники и просмотрите все иллюстрации к сказкам. Какие изображения вам больше всего нравятся?

(ответы учеников).

В ваших учебниках есть работы художников, о которых я вам хочу рассказать. Это Иван Яковлевич Билибин и Виктор Михайлович Васнецов.

(слайд с эпиграфом “Сказки! Кто не любил их на Руси!” ).

Ребята, а вы любите сказки? Сказки любят, наверное, все. Именно любовь к сказкам вдохновляла художников на создание иллюстраций – изображений, поясняющих или дополняющих произведение. Те художники, о которых сегодня пойдет речь, рисовали не просто пояснения к тексту сказок. Их картины стали самостоятельными произведениями искусства.

Познакомимся с творчеством Ивана Билибина.

(слайд – портрет художника, годы жизни 1876 – 1942; запись в тетрадь).

Иван Яковлевич Билибин рисовать начал рано. И первые же зарисовки пейзажей – огромные лапы старых елей, мухоморы, деревянная резьба на избах – привели художника к мысли иллюстрировать русские народные сказки. Постепенно художник сумел выработать свой собственный, “билибинский” стиль. Наиболее известными являются иллюстрации к сказкам “Василиса Прекрасная”, “Царевна – лягушка”, “Марья Моревна”.

(слайды с иллюстрациями данных сказок).

Ребята, посмотрите внимательно на изображения. Какие особенности “билибинского” стиля вы можете подчеркнуть?

(примерный ответ – особенности стиля – это яркие краски, затейливые русские орнаменты, красочность, декоративность).

Запишем в тетрадь черты “билибинского стиля”, а также названия сказок, к которым Иван Яковлевич создал иллюстрации.

Нравятся ли вам иллюстрации Билибина? И почему?

(мнения учеников).

Теперь мы познакомимся с творчеством Виктора Михайловича Васнецова.

(слайд – портрет художника, годы жизни 1848 – 1926; запись в тетрадь).

Ребята, знакомы ли вы с какими-нибудь картинами этого художника?

(ответы учеников).

Многие его картины пронизаны русским духом. Это связано с тем, что еще в детстве Виктор Михайлович полюбил сказки, истории отца о жизни крестьян. Художника влекли народные сказания, былины, история русской земли. Все это отразилось в его работах.

Рассмотрим наиболее интересные иллюстрации Васнецова.

(слайды с иллюстрациями – “Царевна – лягушка”, “Снегурочка”, “Аленушка”).

Можете ли вы отметить особенности этих работ?

(примерный ответ – на этих картинах мало персонажей, точно и живописно изображена природа).

Действительно, для того, чтобы передать русский народный дух, Васнецову не обязательно изображать огромное количество героев, загромождать картину лишними деталями. Художнику достаточно тонко подчеркнуть природу, гармонию человека с окружающим миром.

Особенности живописи Васнецова также запишем в тетрадь.

Как было уже сказано, Васнецов писал картины и на сюжеты былин. Ребята, знаете ли вы, что такое былина?

(примерный ответ – былины – это русские народные песни о подвигах богатырей).

А каких богатырей вы знаете?

(ученики должны вспомнить – Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич).

Так вот, пожалуй, самая известная картина Васнецова – это “Богатыри”

(слайд с изображением)

Наверное, многим знакома эта картина. Обратите внимание, как художник изобразил могучие фигуры защитников русской земли на фоне национального пейзажа. Богатыри гармонично смотрятся на фоне степи, темного леса, живописного неба. Кстати, полностью картина называется так – “Богатыри русские на заставе богатырской смотрят, нет ли где ворога, не обижает ли кто народ православный”.

3. Викторина “Угадай-ка”.

– Для того, чтобы закрепить полученные знания о сказках, а также о художниках – иллюстраторах, мы проведем “Угадай-ку”. Вашей задачей будет: 1) угадать тип сказки – волшебная, бытовая, о животных; 2) угадать название сказки; 3) по возможности, угадать имя художника.

(слайды с иллюстрациями к сказкам:

1 “Василиса Прекрасная”;

2 “Лиса и Волк”;

3 “Каша из топора”;

4 “По щучьему веленью”;

5 “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”;

6 “Царевна – лягушка”;

7 “Иван-царевич и Серый Волк”;

8 “Маша и Медведь”;

9 “Журавль и Цапля”).

4. Словесное рисование.

Ребята, сейчас у вас будет еще одно задание. У каждого из вас наверняка есть любимая сказка. Так вот, я предлагаю вам побыть немного художниками и нарисовать словесную иллюстрацию к любимой сказке. Выберете один эпизод, представьте, что бы вы хотели нарисовать и расскажите об этом нам.

(ответы учеников).

5. Подведение итогов.

Ребята, наш урок подходит к завершению, и я прошу вас ответить на некоторые вопросы.

  • С творчеством каких художников мы сегодня познакомились?
  • Какие особенности в изображениях сказок можно отметить у Ивана Яковлевича Билибина? У Виктора Михайловича Васнецова?
  • Какие иллюстрации понравились вам больше всего и почему?
  • Возникло ли у вас желание быть художником – иллюстратором?

А теперь посмотрите на нашу выставку рисунков, возьмите эти небольшие жетончики (раздать квадратики из цветной бумаги) и прикрепите их к той иллюстрации, которая нравится вам больше всего. Только будем честными, за свою работу голосовать нельзя.

(выставляю оценки ученикам, которые активно отвечали в течение урока).

6. Домашнее задние.

Сегодня мы познакомились с двумя художниками – иллюстраторами, но были и другие. Дома вам нужно будет подготовить небольшие доклады о других иллюстраторах русских сказок (например, Михаил Врубель, Евгений Рачев).

Некоторые итоги

Демонстрация живописных работ на уроках литературы способствует развитию не только эстетического вкуса, но и творческого потенциала учеников. Развивается кругозор, появляется стремление к изучению нового материала, зарождаются навыки оценки произведений искусства. Все это необходимо для формирования мировоззрения каждого ученика.

  • Представленный конспект урока подтверждает эти мысли:
  • Визуальное знакомство с картинами – эстетический вкус;
  • Выставка рисунков, голосование – творческий потенциал;
  • Краткая справка о жизни художников – стремление к дальнейшему самостоятельному изучению материала;
  • Выделение характерных черт стиля художников – оценка произведения искусства.
  • Интегрированные уроки – это хорошая помощь учителю и устойчивый интерес ученика.

Семенкова Д.И. ученицы 4 «А» класса ОСОШ №12

Слайд 2: Билибин Иван Яковлевич

Иван Билибин родился в 1876 г. в селе Тарховка (близ Петербурга), в семье военного врача. В 1888 г. поступил в 1-ю Санкт-Петербургскую классическая гимназию, которую окончил с серебряной медалью в 1896 г. 1898 учился в мастерской художника А. Ашбе в Мюнхене, затем несколько лет занимался под руководством Ильи Репина в школе-мастерской Марии Тенишевой. Жил в Санкт-Петербурге. В 1899 году Билибин случайно приезжает в деревню Егны. Здесь он впервые создает иллюстрации в ставшем впоследствии « билибинским » стиле к своей первой книге «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке». Кстати! Для билибинского рисунка характерно графическое представление. Начиная работу над рисунком, Билибин набрасывал эскиз будущей композиции. Чёрные орнаментальные линии четко ограничивают цвета, задают объём и перспективу в плоскости листа. Заполнение акварельными красками черно-белого графического рисунка только подчеркивают заданные линии. Сестрица Аленушка и братец Иванушка И.Я. Билибин

Слайд 3: Васнецов Виктор Михайлович

Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в русском селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии (ныне Кировская область), в семье православного священника Михаила Васильевича Васнецова.Учился в духовном училище (1858-1862), затем в Вятской духовной семинарии. Брал уроки рисования у гимназического учителя рисования Н. Г. Чернышева. С благословения отца оставил семинарию с предпоследнего курса и уехал в Петербург для поступления в Академию художеств. Учился живописи в Петербурге - сперва у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художеств (1867-1868), затем в Академии художеств (1868-1873). Кстати! Виктор Васнецов является автором марки добровольного сбора жертвам войны, выпущенной в 1914 году Московским городским общественным управлением. Иван-Царевич на сером волке В.М. Васнецов

Слайд 4: Дехтерёв Борис Александрович

Дехтерёв родился в 1908 году в Калуге. В 1925-1926 годах учился в студии Д. Н. Кардовского, в 1926-1930 годах на живописном факультете ВХУТЕИНа. Работал в издательстве «Детская литература» (на протяжении 32 лет с 1945 года) главным художником. Можно сказать, «Школа Дехтерёва» определила развитие книжной графики страны. Член-корреспондент АХ СССР. Работал преимущественно в технике карандашного рисунка и акварели. Кстати! Б. А. Дехтерёв был одним из первых графиков, обратившихся к иллюстрированию книг о современной жизни. Он иллюстрировал и оформлял книги Горького, Тургенева,. Лермонтова,.Гайдара,. Шекспира, сказки А. С. Пушкина Создал также серию рисунков на темы истории КПСС и рисунки к книгам, посвящённым жизни советских вождей.

Слайд 5: Устинов Николай Александрович

Николай Александрович Устинов (1937г.р., Москва), его педагогом был Дехтерёв, а многие современные художники-иллюстраторы уже Устинова считают своим учителем.Николай Устинов – народный художник, иллюстратор. Сказки с его иллюстрациями издавались не только в России (СССР), но и в Японии, Германии, Корее и других странах. Почти триста произведений проиллюстрировал знаменитый художник. Работал в журнале Мурзилка. Самыми любимыми для детей остаются иллюстрации Устинова к русским народным сказкам: Три медведя, Маша и медведь, и др.

Слайд 6: Владимирский Леонид Викторович

Родился в Москве 21 сентября 1920 года. С началом войны в 1941 был призван в армию, в инженерные войска, успев окончить три курса Московского инженерно-строительного институт. После войны с отличием окончил художественный факультет института кинематографистов на отделении мультипликации. Его дипломной работой стал первый в истории диафильм, создание которого дало Владимирскому «путевку в жизнь»: его пригласили работать главным художником на студию «Диафильм», где им было создано 10 лент. Кстати! В 1953 для диафильма «Приключения Буратино» по сказке А. Н. Толстого художник создал свой образ деревянного героя в полосатом колпачке - образ, ставший общеизвестным и считающийся классическим. Суммарный тираж книг, изданных с иллюстрациями Леонида Владимирского, превышает 20 млн.

Слайд 7: Чижиков Виктор Александрович

Родился в семье служащих в Москве.В 1953 окончил московскую среднюю школу № 103.В 1952 Начал работать в газете «Жилищный работник», где получил первый опыт работы карикатуриста.В 1953-1958 учёба в Московском полиграфическом институте на художественном отделении.С 1955 - Работает в журнале «Крокодил».С 1956- Работает в журнале «Весёлые картинки».С 1958- Работает в журнале «Мурзилка».С 1959 - Работает в журнале «Вокруг света». Художник-постановщик (совместно с С.Гвиниашвили) мультипликационного фильма режессёра.С 1960 года иллюстрирует книги в издательствах «Малыш», «Детская литература», «Художественная литература» и др. Кстати! Чижиков автор образа медвежонка Мишки, талисмана летних Олимпийских игр 1980 года в Москве.

Слайд 8: Радлов Николай Эрнестович

Радлов (1889-1942, Санкт-Петербург) - русский художник, искусствовед, педагог. Иллюстратор детских книг: Агнии Барто, Самуила Маршака, Сергея Михалкова, Александра Волкова. Радлов с большой охотой рисовал для малышей. Самая его известная книга – комиксы для малышей «Рассказы в картинках». Это книга-альбом с веселыми историями про зверей и птиц. Прошли годы, но сборник до сих пор очень популярен. Рассказы в картинках неоднократно переиздавались не только в России, но и в других странах. На международном конкурсе детской книги в Америке в 1938 году книга получила вторую премию.

Слайд 9: Лаптев Алексей Михайлович

Лаптев (1905-1965, Москва) - художник-график, книжный иллюстратор, поэт. Работы художника находятся во многих региональных музеях, а также в частных коллекциях в России и за рубежом. Иллюстрировал «Приключения Незнайки и его друзей» Николая Носова, «Басни» Ивана Крылова, журнал «Веселые картинки». Книга с его стихами и картинками «Пик, пак, пок» очень любима уже ни у одного поколения детей и родителей. Кстати! Писал стихи, опубликовал несколько детских книг со своими собственными иллюстрациями. Последний раз одна из книг Лаптева была переиздана в 2010.

10

Слайд 10: Савченко Анатолий Михайлович

Савченко (1924-2011, Новочеркасск, Москва) - мультипликатор и художник-иллюстратор детских книг. Анатолий Савченко был художником-постановщиком мультфильмов "Малыш и Карлсон" и "Карлсон вернулся" и автором иллюстраций к книгам Линдгрен Астрид. Самые известные мульт-работы с его непосредственным участием: Мойдодыр, приключения Мурзилки, Петя и Красная шапочка, Вовка в Тридевятом царстве, Щелкунчик, Муха-Цокотуха, попугай Кеша и другие. Дети знакомы с иллюстрациями Савченко по книгам: «Хрюшка обижается» Владимира Орлова, «Домовенок Кузя» Татьяны Александровой, «Сказки для самых маленьких» Геннадия Цыферова, «Маленькая Баба-Яга» Пройслер Отфрид, а также книг с аналогичными мультфильмам произведениями. Кстати! С 17 лет принимал участие в Великой Отечественной войне в пехотных войсках, в боях на Северном Кавказе был ранен в ногу. Был награждён орденом «Отечественной войны» и рядом медалей.

11

Слайд 11: Васильев Олег Владимирович

Васильев (1931 г.р., Москва). Его работы находятся в собраниях многих музеев искусств России и США, в т.ч. в Государственной Третьяковской галерее в Москве. С 60-х годов более тридцати лет занимался оформлением детских книг в содружестве с Э. В. Булатовым. Наиболее известны иллюстрации художников к сказкам Шарля Перро и Ганса Андерсена, стихотворениям Валентина Берестова и сказкам Геннадия Цыферова. Кстати! Васильев живёт и работает в Нью-Йорке.

13

Слайд 13: Ответь на вопросы

11.В чём принимал участие Савченко? 12.Расскажи биографию Васильева. 13.Где Васильев живёт и работает? 14.Какая любимая техника у Диодорова? 15.В каких странах выходили в свет картины Диодорова? 16. Каких ещё иллюстраторов ты знаешь? 1.Как Билибин рисовал свои рисунки? 2.Какие ещё картины Васнецова ты знаешь? 3.Расскажи биографию Дехтерёва. 4.В каких странах издавались книги с иллюстрациями Устинова? 5.Что создал Владимирский? 6.К каким ещё книгам создал иллюстрации Чижиков? 7. Автором чего является Виктор Александрович? 8.Какие книги выпустил Радлов? 9.Что ещё делал Лаптев? 10.Какие самые известные мульт-работы создал А.М. Савченко? страница Тёти Совушки.

14

Последний слайд презентации: художники-иллюстраторы авторских сказок: Список литературы:

www. mamainfo. ru yandex. ru wikipedia. or Презентация для 4 «А» класса в 2 частях. Часть 1. Презентация предназначена для общего показа, для работы в классе. На обложке использована иллюстрация И.Я. Билибина «Остров Буян». Дизайн обложки Семенкова Д.И. Редактор Семенкова О.Е. Подписано 11.01.2013 года. Масштаб 104%. Не распечатано. Экз. №1. От 13.01.2013г. Первый показ 14.01.2013г. Незапланированный показ неизвестен. ОСОШ №12 г. Одинцово, ул.Молодежная,д.16в. Напечатано: г.Одинцово, ул.Молодежная,д.1 б. Электронный сайт неизвестен. По вопросам размножения статьи обращайтесь к нам или по телефону: 8 498 698 82 35. Создание идеи: Кац Э.Э. учебник «Литературное чтение. 4 класс, 2 часть. Стр.36. Показ слайдов: клавиша F5. Отдельное спасибо Кац Э.Э., Шолоховой Т.А. Одинцово. 2013

Слайд 1

Текст слайда:

Электронный альбом «Художники-иллюстраторы сказок»

Слайд 2


Текст слайда:

Очаровательное сказочное время…

Сказки! Кто не любил их на Руси! «Два крайних возраста человеческой жизни – старость и детство – дружно встречались на сказке. Поколение отживающее передавало предание поколению народившемуся. Старый рассказывает сказку, малый слушает».
(Ф. Буслаев)

Многие художники черпали вдохновение в устном народном творчестве, самые известные среди них – Васнецов, Билибин, Маврина.

Слайд 3


Текст слайда:

Виктор Михайлович Васнецов

Слайд 4


Текст слайда:

«Я – сказочник, былинник, гусляр русской живописи»

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) родился в селе Лопьял, Вятская губерния, в семье православного священника. Учился в Петербурге в академии художеств. По окончании академии ездил за границу, где продолжал учиться живописи. Много работал над народными сказочными сюжетами. Мало кто из русских художников сумел так понять и передать русский дух в своих картинах.

Слайд 5


Текст слайда:

Картина «Иван-царевич на сером волке»

Картина была написана быстро – так увлекла она художника. Это картина – сказка, картина – фантазия. Сюжетом картины является сказочная тема, позаимствованная из русских народных сказок. Иван царевич и Прекрасная Елена спасаются от настигающей их погони на сером волке.

Слайд 6


Текст слайда:

Картина «Ковер-самолет»

Фантазия народа создала сказку о летающем ковре. На картине Васнецова гордый молодец смотрит на просторы русской земли. Ярким огнем горит в клетке пойманная героем Жар – птица. О мудрости, силе, ловкости народной рассказывает это полотно.

Слайд 7


Текст слайда:

Картина «Снегурочка»

На полотнах Васнецова мало персонажей. На картине «Снегурочка» героиня одна в сказочном лесу. Снегурочка отражает на этом полотне народный идеал красоты, «чистой заснеженной России».

Слайд 8


Текст слайда:

Картина «Аленушка»

Одиноко сидит Аленушка в дремучем лесу и смотрит в печали в темную воду омута. Художник написал картину по мотивам русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Слайд 9


Текст слайда:

Иван Яковлевич Билибин

Слайд 10


Текст слайда:

«Добрый сказочник Иван Билибин»

Билибин Иван Яковлевич (1876-1942) потомок древнего рода, родился в селе Тарховка близ Петербурга, в семье военного врача. Окончил юридический факультет Петербургского университета. Учился в мастерской художника А. Ашбе в Мюнхене, затем под руководством Ильи Репина в школе-мастерской Марии Тенишевой. Талант Билибина проявился наиболее ярко в его иллюстрациях к русским сказкам. Художник много работал и сумел выработать свой собственный, отличающий его от всех других «билибинский стиль». Это прежде всего яркая, декоративная форма, русские затейливые орнаменты иллюстраций, передача тонкого юмора русских сказок.

Слайд 11


Текст слайда:

Слайд 12


Текст слайда:

Иллюстрации к русской народной сказке «Царевна-лягушка»

Слайд 13


Текст слайда:

Иллюстрация к русской народной сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Слайд 14


Текст слайда:

Иллюстрации к русской народной сказке «Василиса Прекрасная»

Слайд 15


© 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство