Крикалев космонавт семья. Космонавт крикалев сергей константинович. Работа в безвоздушном пространстве

Крикалев космонавт семья. Космонавт крикалев сергей константинович. Работа в безвоздушном пространстве

10.07.2021
  • Космонавт: Крикалев Сергей Константинович (27.08.1958 г.)
  • 67 -й космонавт России (212-й в мире)
  • Длительность полета:
  • 151 сут. 11 ч 8 мин (1988 г), позывной «Донбас-2»
  • 311 сут. 20 ч (1991 г), «Озон-2» / «Донбас-2»
  • 8 сут. 7 ч 9 минут (1994 г)
  • 11 сут. 19 ч 18 мин (1998 г)
  • 140 сут. 23 ч 39 мин (2000 г)

27-го августа 1958-го года в Ленинграде появился на свет будущий космонавт - Сергей Константинович Крикалев. Среднее образование окончил в 1975-м году, вместе с тем получил специальность под названием «химик-аналитик-лаборант». В 1977-м году Сергей устроился лаборантом, позже - старшим лаборантом в НИС механического института Ленинграда. В том же году начал посещать аэроклуб ДОСААФ города Ленинград.

В 1980-м году Сергей Константинович устроился на работу в НПО «Энергия» в рамках преддипломной практики. Военмех окончил с отличием в 1981-м году, по специальности «Проектирование летательных аппаратов, и их производство». Летом 1981-го года был авиатехником по ремонту летательных аппаратов и их двигателей в Ленинградском аэроклубе. В сентябре 1981-го года стал инженером одного из отделов НПО «Энергия». Составлял инструкции для космонавтов.

Космическая подготовка

7-го июня 1983-го года, после успешного прохождения медицинского обследования, Сергей Крикалев был допущен к спецтренировкам, а 1985-го начал общую космическую подготовку. В ноябре 1986-го года был принят в отряд космонавтов и официально квалифицирован как «космонавт-испытатель». Следующие два года Сергей Крикалев проходит подготовку в рамках программы «Буран». С 1988-го года проходил подготовку на роль бортового инженера космического корабля «Союз ТМ-7».

Первый полет

26-го ноября 1988-го года корабль «Союз ТМ-7» отправился на орбитальный комплекс «Мир» в рамках четвертой основной экспедиции, а также по международной советско-французской программе «Арагац». Помимо Крикалева, в состав экипажа вошли командир корабля Александр Волков и французский космонавт-исследователь Жан-Лу Кретьен.

Примечательно, что при старте космического корабля проводился концерт популярной группы «Pink Floyd». Кроме того, альбом группы под названием «Delicate Sound of Thunder» был помещен на борту корабля и стал первым рок-альбомом, который был проигран в космосе.

За время пребывания космонавта Крикалева на борту станции, экипаж 3-й и 4-й экспедиций провел более чем 5000 различных экспериментов в разных научных областях: биологии, медицины, техники и материаловедения. Однако подавляющее большинство экспериментов были на тему астрономии и астрофизики. Было проведено обширное спектральное наблюдение космических тел, начиная от атмосферы Земли и заканчивая Малым Магеллановым Облаком.

27-го апреля 1989-го года спускаемый аппарат «Союз ТМ-7» доставил экипаж корабля на Землю. Космонавт Крикалев был награжден званием Героя СССР.

С ноября 1990-го года Сергей Константинович проходил подготовку в рамках советско-японской программы полета на станцию «Мир», а с декабря - советско-британской программы.

Второй полет

18-го мая 1991-го года бортовой инженер Сергей Крикалев, британский космонавт-исследователь Хелен Шарман и командир корабля «Союз ТМ-12» — Анатолий Арцебарский, отправились на орбиту Земли.

Хелен Шарман провела на станции «Мир» всего неделю, и за это время выполнила несколько биологических и химических экспериментов, а также провела несколько уроков для британских школьников. Помимо ряда экспериментов, которые проводил экипаж станции, Сергеем Крикалевым было совершено семь выходов в открытый космос от двух до семи часов. За время работы за бортом станции, Сергей Константинович совместно с другими космонавтами выполнил замену антенны, монтаж лазерного отражателя, складывающейся фермы, мачты нового двигателя, а также провел два испытания мачты СОФОРА. По причине ограниченного финансирования были отменены две последующие космические миссии, в результате чего Сергей Крикалев пробыл на орбите на шесть месяцев больше запланированного срока.

В общем сложности космонавт Крикалев провел на орбите Земли 311 суток. Получил почетное звание Герой РФ.

В сентябре 1992-го года Сергей Крикалев был принят в американский экипаж шаттла Discovery STS-60, в качестве первого российского космонавта на шаттле. Выполнял должность специалиста (Mission Specialist).

Третий полет

Шаттл Discovery STS-60 стартовал 3-го февраля 1994-го года. Шаттл пробыл на орбите почти 8 суток. За это время было проведено множество экспериментов, в числе которых: имитация малоразмерных космических объектов для их обнаружения при помощи радаров (программа ОДЕРАКС), эксперименты в условиях микрогравитации в модуле Спейсхаб, выращивание пленок из полупроводникового материала в условиях вакуума при помощи спутника WCF. Во время большинства экспериментов Сергей Крикалев управлял дистанционным манипулятором, который, например, отделял спутник WCF от шаттла.

Следующие несколько лет космонавт Крикалев проходил подготовку к следующим полетам шаттлов в американском центре Джонсона. Во время четырех космических миссий шаттлов STS был руководителем группы экспертов в Хьюстоне от лица российского ЦУПа. С мая 1995-го года Сергей Константинович выполнял задачи зама руководителя полетом станции «Мир». С 1996-го года проходит подготовку на роль бортового инженера первой экспедиции на МКС. По причине задержки полетов на МКС, космонавт Крикалев в 1998-м году начал подготовку к полету на шаттле Endeavour STS-88.

Четвертый полет

4-го декабря 1998-го года специалист полета-4 Сергей Крикалев стартует на борту шаттла Endeavour STS-88 на орбиту Земли. Перед экипажем стояла задача по доставке и монтажу американского модуля «Юнити». Модуль был пристыкован к российскому модулю МКС «Заря». «Юнити» стал основой для соединения следующих космических модулей с основой МКС. Установка модуля производилась также при помощи роботизированной руки «Канадарм», расположенной на шаттле «Endeavour». Командир шаттла Роберт Кабаной и российский космонавт Сергей Крикалев первыми открыли люк МКС.

16-го декабря 1998-го года космонавт Крикалев вместе с экипажем шаттла «Endeavour» возвратился на Землю. После окончания своего четвертого космического полета, Сергей Константинович продолжил подготовку к полету на МКС в составе первой основной экспедиции.

Пятый полет

31-го октября 2000-го года космический корабль «Союз ТМ-31» отправился на стыковку с МКС. В состав экипажа вошел командир Юрий Гидзенко, бортовой инженер Сергей Крикалев и американский второй бортовой инженер Уильям Шеперд. Космонавты разгрузили и установили большое количество научного и технического оборудования. Задача команды состояла в сборке оборудования первой необходимости, а также настройке внутренней компьютерной сети. Данный экипаж был первым, которому предстояло длительное пребывание на МКС. Пробыв на станции более четырех месяцев, экипаж возвратился домой.

Следующие пять лет космонавт Крикалев готовится к очередному посещению МКС, сперва на шаттле, а после приостановки полетов всех шаттлов, на корабле «Союз ТМА-6».

Шестой полет

15-го апреля 2005-го года командир корабля «Союз ТМА-6» космонавт Крикалев, а также бортовые инженеры Джон Филлипс (США) и Роберто Виттори (Италия) стартовали с Байконура в сторону МКС. Итальянский космонавт, представлявший ЕКА, пробыл на станции 10 суток, после чего возвратился на Землю с экипажем 10-й экспедиции на МКС. Филлипс и Крикалев составили 11-ю экспедицию, и пробыли на борту станции почти полгода. За это время экипажем были приняты два грузовых корабля типа «Прогресс» и шаттл Discovery STS-114.

18-го августа 2005-го года Сергей Крикалев совершил пятичасовой выход в открытый космос. 3-го октября вместе со следующей экспедицией на борт МКС прибыл также американский космический турист Грегори Олсен. 11-го октября 2005-го года Олсен вернулся на Землю вместе с Крикалевым и Филлипсом.

Сергей Крикалев стал первым российским космонавтом, совершившим 6 полетов, а также рекордсменом по общей продолжительности космических миссий - 803 суток 9 часов и 38 минут. Кроме того, на его счету 8 выходов в открытое пространство, общей продолжительностью 41 час и 26 минут.

Дальнейшая жизнь

После успешной карьеры космонавта, Сергей Крикалев занялся общественной деятельностью. Кроме того, что он являлся президентом Федирации планерного спорта (1999-2007 гг.), Сергей Константинович также был Секретарем Общественной палаты Центрального федерального округа в феврале 2012-го года. В апреле 2014-го года стал представителем Губернатора Севастополя в столице РФ - Москве, и в Санкт-Петербурге.

В 1981 году закончил Ленинградский механический институт, получив квалификацию инженера-механика.

Инженер-разработчик

После окончания института работал в НПО «Энергия». Испытывал оборудование, применяемое в космических полётах, разрабатывал методы работы в космосе и участвовал в работе наземной службы управления. В 1985 году, когда возникли неисправности на станции «Салют-7», он работал в группе восстановления, разрабатывал методы стыковки с неуправляемой станцией и ремонта её бортовых систем.

Крикалёв был отобран для подготовки к космическим полётам в 1985 году, в следующем году закончил курс основной подготовки и был на время направлен в группу по программе корабля многоразового использования «Буран».

В начале 1988 года начал подготовку к своему первому долговременному полёту на станции «Мир». Тренировки включали подготовку к выходам в открытый космос, к стыковкам с новыми модулями, к первым испытаниям установки для перемещения космонавта и к работе во второй советско-французской научной экспедиции.

Космические полёты

«Союз ТМ-7» был запущен 26 ноября 1988, экипаж состоял из командира Александра Александровича Волкова, бортинженера Крикалёва и французского астронавта Жан-Лу Кретьена. Предыдущий экипаж оставался на станции «Мир» ещё двадцать шесть дней, установив тем самым наиболее длительное время пребывания на станции экипажа из шести человек. После того, как предыдущий экипаж вернулся на Землю, Крикалёв, Поляков и Волков продолжили выполнять эксперименты на борту станции. В связи с тем, что прибытие следующего экипажа задержалось, они подготовили станцию к беспилотному полёту и вернулись на Землю 27 апреля 1989 года. За этот полёт Крикалёву было присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1990 году Крикалёв готовился к своему второму полёту как член дублирующего экипажа для восьмой долговременной экспедиции на станцию «Мир».

В декабре 1990 Крикалёв начал подготовку к участию в девятой экспедиции на станцию «Мир». Союз ТМ-12 был запущен 19 мая 1991 года с командиром Анатолием Павловичем Арцебарским, бортинженером Крикалёвым и британской астронавткой Хелен Шарман. Через неделю Шарман вернулась на Землю с предыдущим экипажем, а Крикалёв и Арцебарский остались на «Мире». За лето они осуществили шесть выходов в открытый космос, при этом провели многочисленные научные эксперименты, а также работы по обслуживанию станции.

По плану возвращение Крикалёва должно было произойти через пять месяцев, но в июле 1991 Крикалёв согласился остаться на станции «Мир» в качестве бортинженера с другим экипажем (который должен был прибыть в октябре), так как следующие два полёта были объединены в один. 2 октября 1991 место бортинженера в корабле «Союз ТМ-13» было занято Токтаром Аубакировым, космонавтом из Казахстана, который не был подготовлен к длительному полёту. Он и Франц Фибек, первый астронавт Австрии, вместе с Арцебарским 10 октября вернулись на Землю, а командир Александр Волков остался с Крикалёвым. После смены экипажа в октябре Волков и Крикалёв продолжили эксперименты на «Мире», совершили ещё один выход в открытый космос и вернулись на Землю 25 марта 1992 года. Этот полет интересен тем, что космонавты улетали из СССР, а вернулись уже в Россию - во время их полета Советский Союз прекратил существование. За этот полёт Крикалёв был удостоен звания Героя Российской Федерации (звезда Героя РФ №1).

За два первых полёта Крикалёв провёл в космосе более года и трёх месяцев и совершил семь выходов в открытый космос.

В октябре 1992 руководство НАСА объявило о том, что на американском корабле многоразового использования полетит российский космонавт, имеющий опыт космических полётов. Крикалёв стал одним из двух кандидатов, направленных Российским космическим агентством для тренировок вместе с экипажем STS-60. В апреле 1993 года он был объявлен основным кандидатом.

Крикалёв участвовал в полёте STS-60 - первом совместном американо-российском полёте на корабле многоразового использования (шаттле Discovery). Полёт STS-60, начавшийся 3 февраля 1994, был вторым полётом с модулем Spacehab (Space Habitation Module) и первым полётом с устройством WSF (Wake Shield Facility). В течение восьми суток экипаж корабля Discovery выполнил много различных научных экспериментов в области материаловедения, как в устройстве WSF так и в модуле Spacehab, биологических экспериментов и наблюдений поверхности Земли. Крикалёв выполнил значительную часть работ с дистанционным манипулятором. Совершив 130 витков и пролетев 5486215 километров, 11 февраля 1994 года корабль Discovery совершил посадку в космическом центре имени Кеннеди (штат Флорида). Таким образом Крикалёв стал первым российским космонавтом, совершившим полёт на американском шаттле.

После полёта STS-60 Крикалёв вернулся к своей работе в России. Он периодически направлялся в командировки в Космический центр имени Линдона Джонсона в Хьюстоне, чтобы работать в Центре управления полётами с Поисково-спасательной службой в ходе совместных американо-российских полётов. В частности, он участвовал в наземном обеспечении полётов STS-63, STS-71, STS-74, STS-76.

Крикалёв был назначен в первый экипаж Международной космической станции и первым в декабре 1998 года побывал с краткосрочной миссией на МКС на челноке Индевор.

В октябре 2000 года в составе первого экипажа длительной экспедиции Сергей Крикалёв совместно с Юрием Гидзенко и Уильямом Шепердом начал постоянные пилотируемые полёты на МКС. В этом полёте космонавты встречали на орбите 21 век.

11 октября 2005 года Сергей Крикалёв завершил свой шестой полёт, вернувшись на Землю с МКС в спускаемом аппарате корабля «Союз ТМА-6» после полугода на орбите.

Работа в безвоздушном пространстве

Работа на предприятиях и учреждениях космической отрасли

  • С февраля 2007 года - вице-президент РКК «Энергия» по пилотируемым полётам (с сохранением лётного статуса в отряде космонавтов). Впоследствии - заместитель Генерального конструктора.
  • 27 марта 2009 года - с переходом на другую работу освобождён от занимаемой должности инструктора-космонавта-испытателя 1 класса ОАО «РКК „Энергия“ им. С. П. Королёва».
  • С 30 марта 2009 года - начальник Федерального государственного бюджетного учреждения «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина».

Увлечения

Высший пилотаж, плавание, подводное плавание, горные лыжи, виндсерфинг, теннис, любительское радио (Х75М1К). Кандидат в мастера спорта по многоборью. Мастер спорта СССР по высшему пилотажу. Участник чемпионатов СССР, Европы и мира по высшему пилотажу. Чемпион СССР в командном зачете (1986). Чемпион Европы в командном зачете (1996). Чемпион мира в командном зачёте (1997).

Радиолюбительский позывной - U5MIR.

Награды и звания

  • Герой Советского Союза (27 апреля 1989 года)
  • Орден Ленина (1989 года)
  • Герой Российской Федерации (11 апреля 1992 года) - за мужество и героизм, проявленные во время длительного космического полёта на орбитальной станции «Мир» (медаль «Золотая звезда» № 1)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (5 апреля 2002 года) - за мужество и высокий профессионализм, проявленные при осуществлении длительного космического полёта на Международной космической станции
  • Орден Почёта (15 апреля 1998 года) - за успешное участие и достижение высоких спортивных результатов в Первых Всемирных воздушных играх
  • Орден Дружбы народов (25 марта 1992 года) - за успешное осуществление космического полёта на орбитальной станции «Мир» и проявленные при этом мужество и героизм
  • Медаль «За заслуги в освоении космоса» (12 апреля 2011 года) - за большие заслуги в области исследования, освоения и использования космического пространства, многолетнюю добросовестную работу, активную общественную деятельность
  • Медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга» (2005 год)
  • Офицер ордена Почётного легиона (Франция, 1989 год)
  • Почётное звание «Лётчик-космонавт СССР» (1989 год)
  • Три медали NASA «За космический полёт» (1996 год, 1998 год, 2001 год)
  • Медаль NASA «За выдающиеся общественные заслуги» (2003 год)
  • Почётный гражданин Санкт-Петербурга (2007 год)
  • Заслуженный мастер спорта России
  • Пожизненный Почетный Член Королевского Фотографического Общества Великобритании
  • Лауреат Национальной Премии «Золотой Глаз России»

Его космическая судьба достойна захватывающего романа или приключенческого фильма. В общей сложности в течение шести стартов он «налетал» 803 дня

Его знает весь мир - он почти так же популярен, как первый космонавт Юрий Гагарин. Мало того, что Сергей Крикалев - настоящий космический долгожитель: в одной из командировок на орбиту ему пришлось провести в космосе год вместо 5 месяцев, а в общей сложности в течение шести стартов он «налетал» 803 дня. Крикалев еще и мастер на все руки, поразивший американских астронавтов своими умениями.

Сергея Крикалева включили в состав 9-й экспедиции, стартовавшей с Земли к космической станции «Мир». Старт произошел 19 мая 1991 года. На борту находились командир корабля - Анатолий Арцебарский , бортинженер Сергей Крикалев и астронавтка из Великобритании Хелен Шарман . Через несколько дней британка вернулась на Землю, ее забрали члены предыдущего экипажа.

На станции «Мир» остались Крикалев и Арцебарский. Они вели серьезную научную работу, ставили эксперименты, несколько раз были осуществлены выходы в открытый космос. Это был второй по счету полет Крикалева.

В августе, когда пора было возвращаться домой, с Земли прилетели шокирующие вести. Советского Союза больше не было. Бюджеты космических программ, на которые прежде не жалели денег, были сильно сокращены. Однако программу международного космического сотрудничества нужно было выполнять - отказ от обязательств России перед другими странами не допускался.

Чтобы как-то сэкономить, вместо двух кораблей - с экипажами из Казахстана и Австрии - на орбиту отправили один, объединив экипажи. При возвращении в этом корабле не хватило для Крикалева места. Космонавту пришлось остаться и ждать прибытия следующего корабля. Это произошло только через полгода. Всего Сергей Крикалев пробыл в космосе почти год. Страна не сумела вовремя обеспечить его возвращение. А когда он, наконец, вернулся в марте 1992-го, то попал уже в другую страну - не ту, которую покинул год назад...

За этот длительный полет Сергей Крикалев, уже бывший к тому времени Героем Советского Союза, получил почетное звание Героя России и медаль «Золотая Звезда». Он – один из немногих, кто носит два этих звания одновременно.

Русский «Кулибин»

Карьера Крикалева продолжалась. Осенью 1992 года его решено было включить в состав американо-российской космической экспедиции. Он был первым россиянином, полетевшим с американцами на шаттле. Экспедиция стартовала 3 февраля 1994 года. Шаттл Discovery сделал вокруг Земли 130 витков и уже 11 февраля 1994 года совершил посадку в штате Флорида.

Во время полета возникла нештатная ситуация. Внезапно отказала электронная система жизнеобеспечения, а затем вышел из строя воздуховод. Американцы, строго следуя полученным инструкциям, сообщили о происшествии на Землю и стали ждать указаний.

Все очень нервничали. В воздуховодах начал скапливаться конденсат, он потихоньку замерзал, необходимо было срочно что-то делать, а Земля никак не могла принять решение. Крикалев поначалу молча наблюдал - все-таки он находился в составе американского экипажа на вторых ролях. Когда ситуация приблизилась к критической, американцы его спросили: «А что бы ты сделал?» Наш космонавт пожал плечами и ответил: «Починил бы».

И починил. Не дожидаясь указаний из Хьюстона. Астронавты были против - они хотели дождаться, когда с Земли придет помощь. Но Сергей Крикалев сделал по-своему: нашел причину неисправности, восстановил и заново запустил сложные приборы шаттла.

Его решительные и профессиональные действия стали причиной крайнего удивления и восхищения американцев: никому и в голову не пришло бы, что можно, не надеясь на помощь из Центра управления полетом, самостоятельно устранить поломку.

Русский космонавт из «Армагеддона»


Стиль работы Сергея Крикалева, а также его решительный характер произвели на американцев неизгладимое впечатление, - впрочем, как и на всех остальных, когда об этом стало известно. Предполагается, что прототипом русского космонавта Льва Андропова из фильма Майкла Бэя «Армагеддон» в какой-то мере стал именно Крикалев.

Конечно, образ Льва Андропова получился гротескным и карикатурным - русский космонавт, в одиночку летящий в космическом корабле, носит телогрейку и ушанку, постоянно пьян и небрит, производит впечатление безумного, поскольку лупит железом по приборам, вскрывает при помощи лома систему подачи топлива, а потом и вовсе взрывает станцию. Однако в конечном счете именно Андропов спасает американских астронавтов - стукнув как следует разводным ключом по компьютеру шаттла и тем самым заведя его.

Сегодняшняя работа Сергея Крикалева проходит на Земле. Он - первый заместитель генерального директора Центрального НИИ машиностроения по пилотируемым программам. 27 августа 2018 года ему исполнится 60 лет.

В 1981 закончил Ленинградский механический институт, получив квалификацию инженера-механика.

С февраля 2007 - вице-президент РКК «Энергия» по пилотируемым полётам (с сохранением лётного статуса в отряде космонавтов).

Инженер-разработчик

После окончания института работал в НПО «Энергия». Испытывал оборудование, применяемое в космических полётах, разрабатывал методы работы в космосе и участвовал в работе наземной службы управления. В 1985, когда возникли неисправности на станции «Салют-7», он работал в группе восстановления, разрабатывал методы стыковки с неуправляемой станцией и ремонта её бортовых систем.

Крикалёв был отобран для подготовки к космическим полётам в 1985, в следующем году закончил курс основной подготовки и был на время направлен в группу по программе корабля многоразового использования «Буран».

В начале 1988 начал подготовку к своему первому долговременному полёту на станции «Мир». Тренировки включали подготовку к выходам в открытый космос, к стыковкам с новыми модулями, к первым испытаниям Средства передвижения космонавта и к работе во второй советско-французской научной экспедиции.

Космические полёты

«Союз ТМ-7» был запущен 26 ноября 1988, экипаж состоял из командира Александра Волкова, бортинженера Крикалёва и французского астронавта Жан-Лу Кретьена. Предыдущий экипаж оставался на станции «Мир» ещё двадцать шесть дней, установив тем самым наиболее длительное время пребывания на станции экипажа из шести человек. После того, как предыдущий экипаж вернулся на Землю, Крикалёв, Поляков и Волков продолжили выполнять эксперименты на борту станции. В связи с тем, что прибытие следующего экипажа задержалось, они подготовили станцию к беспилотному полёту и вернулись на Землю 27 апреля 1989. За этот полёт Крикалёву было присвоено звание Героя Советского Союза.

Лучшие дня

В 1990 Крикалёв готовился к своему второму полёту как член дублирующего экипажа для восьмой долговременной экспедиции на станцию «Мир».

В декабре 1990 Крикалёв начал подготовку к участию в девятой экспедиции на станцию «Мир». Союз ТМ-12 был запущен 19 мая 1991 с командиром Анатолием Арцебарским, бортинженером Крикалёвым и британской астронавткой Хелен Шарман. Через неделю Шарман вернулась на Землю с предыдущим экипажем, а Крикалёв и Арцебарский остались на «Мире». За лето они осуществили шесть выходов в открытый космос, при этом провели многочисленные научные эксперименты, а также работы по обслуживанию станции.

По плану возвращение Крикалёва должно было произойти через пять месяцев, но в июле 1991 Крикалёв согласился остаться на станции «Мир» в качестве бортинженера со следующим экипажем (который должен был прибыть в октябре), так как следующие два полёта были объединены в один. 2 октября 1991 место бортинженера в корабле «Союз ТМ-13» было занято Токтаром Аубакировым, космонавтом из Казахстана, который не был подготовлен к длительному полёту. Он и Франц Фибек, первый астронавт Австрии, вместе с Арцебарским 10 октября вернулись на Землю, а командир Александр Волков остался с Крикалёвым. После смены экипажа в октябре Волков и Крикалёв продолжили эксперименты на «Мире», совершили ещё один выход в открытый космос и вернулись на Землю 25 марта 1992. За время полёта страна сменила название - улетали космонавты из СССР, а вернулись уже в Россию. За этот полёт Крикалёв был удостоен Звезды Героя России № 1.

За два первых полёта Крикалёв провёл в космосе более года и трёх месяцев и совершил семь выходов в открытый космос.

В октябре 1992 руководство НАСА объявило о том, что на американском корабле многоразового использования полетит российский космонавт, имеющий опыт космических полётов. Крикалёв стал одним из двух кандидатов, направленных Российским космическим агентством для тренировок вместе с экипажем STS-60. В апреле 1993 он был объявлен основным кандидатом.

Крикалёв участвовал в полёте STS-60 - первом совместном американо-российском полёте на корабле многоразового использования (шаттле). Полёт STS-60, начавшийся 3 февраля 1994, был вторым полётом с модулем Spacehab (Space Habitation Module) и первым полётом с устройством WSF (Wake Shield Facility). В течение восьми суток экипаж корабля Discovery выполнил много различных научных экспериментов в области материаловедения, как в устройстве WSF так и в модуле Spacehab, биологических экспериментов и наблюдений поверхности Земли. Крикалёв выполнил значительную часть работ с дистанционным манипулятором. Совершив 130 витков и пролетев 5486215 километров, 11 февраля 1994 корабль Discovery совершил посадку в Космическом Центре имени Кеннеди (штат Флорида). Таким образом Крикалёв стал первым российским космонавтом, совершившим полёт на американском шаттле.

После полёта STS-60 Крикалёв вернулся к своей работе в России. Он периодически направлялся в командировки в Космический Центр имени Джонсона в Хьюстоне, чтобы работать в Центре управления полётами с Поисково-спасательной службой в ходе совместных американо-российских полётов. В частности, он участвовал в наземном обеспечении полётов STS-63, STS-71, STS-74, STS-76.

Крикалёв был назначен в первый экипаж Международной космической станции и первым в декабре 1998 побывал с краткосрочной миссией на МКС на челноке Endeavor.

В октябре 2000 в составе первого экипажа длительной экспедиции Сергей Крикалёв совместно с Юрием Гидзенко и Уильямом Шепердом начал постоянные пилотируемые полёты на МКС.

11 октября 2005 Сергей Крикалёв завершил свой шестой полёт, вернувшись на Землю с МКС в спускаемом аппарате корабля «Союз ТМА-6» после полугода на орбите.

Увлечения

Высший пилотаж, плавание, подводное плавание, горные лыжи, виндсерфинг, теннис, любительское радио (Х75М1К). Кандидат в мастера спорта по многоборью. Мастер спорта СССР по высшему пилотажу. Участник чемпионатов СССР, Европы и мира по высшему пилотажу. Чемпион СССР в командном зачете (1986). Чемпион Европы в командном зачете (1996). Чемпион мира в командном зачёте (1997).

Радиолюбительский позывной - U5MIR.

Награды и звания

Герой Советского Союза с вручением ордена Ленина и знака особого отличия - медали «Золотая звезда» (1989)

Герой Российской Федерации с вручением знака особого отличия - медали «Золотая звезда» (медаль № 1) (1992)

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2002)

Орден Почёта (1998)

Орден Дружбы народов (1992)

Почётноё звание «Лётчик-космонавт СССР» (1989)

Медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга» (2005)

Офицер ордена Почётного легиона (1989, Франция)

Медаль NASA «За космический полёт» (1996, 1998, 2001)

Медаль NASA «За выдающиеся общественные заслуги» (2003)

Почётный гражданин Санкт-Петербурга (2007)

Заслуженный мастер спорта России

Спасибо Господу Богу за таких Людей.
Natali 01.10.2008 04:48:27

Сергей Крикалев закончил ЛМИ в 1981г. Я поспупила на 1-ый курс в 1980г. Т.е. наши жизненные пути на мгновение пусть не пересеклись, но прошли очень близко. Прочла биографию Сергея Константиновича, перечень наград и званий...Нет слов. И мне стало стыдно перед Институтом и перед самой собой, что я всего рядовой бухгалтер. Так сложилась жизнь. Да здравствует высшая школа ЛМИ и весь преподавательский состав родного и любимого Военмеха. Низкий поклон Крикалеву С.К. и спасибо за героическую жизнь. Наталия.


ПОЖЕЛАНИЕ КОСМОНАВТУ-С.К.КРИКАЛЕВУ
Ф И О Д О Р И Я 08.02.2010 07:00:30

ХОЧЕТСЯ - ПОЖЕЛАТЬ СЕРГЕЮ КОНСТАНТИНОВИЧУ САМЫХ ЗДРАВЫХ ПОСТУПКОВ НА
СРАВНИТ.НОВОМ ДЛЯ НЕГО ПОПРИЩЕ, В КАЧЕСТВЕ ГЕН.РУК."РГНИИ ЦПК",Т.К.
ПОЗНАНИЙ В ПРОФ.ДЕЯТ.У НЕГО БОЛЕЕ - БОЛЕЕ, ЧЕМ У РЯДОВОГО ЧИНОВНИКА
СО СТОРОНЫ - И ЭТО РАДУЕТ!!! МНЕ,КАК СОРАТНИКУ,ДА И ФАКТИЧЕСКИ,СВЕР-
СТНИКУ, ДАННАЯ КОСМО-ТЕМА ЯВЛ.РОДНОЙ!ВЕДЬ МНЕ,ДО И ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ
СООТВЕТ.В У З А,ПРИХОДИЛОСЬ ВПЛОТНУЮ ВГРЫЗАТЬСЯ В ОБЕСПЕЧ.БЕСПЕРЕ-
БОЙНОЙ РАБОТЫ ПО ОБСЛУЖ.НАЗЕМНОЙ АППАРАТУРЫ,ОБОРУДОВАНИЯ,В Т.Ч.НЕ-
СТАНДАРТНОГО-НАШЕЙ И ИНОСБОРКИ.ЗА МНОГИЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ РАБОТЫ НА СООТ-
ВЕТСТВ."З А Т О" СОПРЕДЕЛЬН.(НА ДАННЫЙ СОВРМ.МОМЕНТ)С Н Г ПРОРАБОТАЛ
СО МНОГИМИ И МНОГИМИ СОТНЯМИ СПЕЦИАЛИСТОВ РАЗНООБРАЗНОГО УРОВНЯ ПОД-
ГОТОВКИ,ИЗ РАЗНЫХ УГОЛКОВ НАШЕЙ,В ПРОШЛОМ,НЕОБЪЯТНОЙ Р О Д И Н Ы...
П О Л И Г О Н ВСЕЯ РУСИ ЯВЛ.ПЕРЕДОВЫМ ФОРПОСТОМ НАШЕЙ Н А У К И И
Т Е Х Н И К И,ЧТО ПОЗВОЛИЛО СОВ.СОЮЗУ ОТОДВИНУТЬ ТУ САМУЮ "холодную
войну",НАВЯЗАННУЮ ЗАПАДОМ-ЗАОКЕАНИЕЙ,СРАЗУ ПОСЛЕ 2-Й МИРОВОЙ ВОЙНЫ!!
ОДНИМ ИЗ НЕПОСРЕД.УЧАСТНИКОВ Я СЕБЯ И СЧИТАЮ,И НЕОТЪЕМЛЮСЬ ОТ КОСМО-
НАВТИКИ:БЫВШИХ "КОСМОДРОМОВЦЕВ"НЕ БЫВАЕТ...ТОЖЕ САМОЕ СКАЖУ О ДВАЖДЫ
Г Е Р О Е СССР,Р О С С И И № 1!!!УЧАСТНИКЕ МНОГИХ ПОЛЕТОВ С ВЫХОДОМ
В ОТКРЫТЫЙ К О С М О С, С ОБЩИМ НАЛЕТОМ БОЛЕЕ 803...С У Т О К,СЕМЬЯ-
НИНОМ,ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНЫМ И,В ТО ЖЕ ВРЕМЯ,ПРОСТО НАШЕНСКИМ - ПАРНЕМ,КАК
МНЕ ПОМНИТЬСЯ В ЭТАП КРАЙНЕЙ ПОДГОТОВКЕ НА КОСМОДРОМЕ ПЕРЕД ВЗЛЕТОМ,
С ПРОСМОТРОМ(обязательно)КЛАССИКИ - тов.СУХОВА,Абдуллы и его гарема,
а также нашей поистине самой надежной ТАМОЖНИ,кот.МЗДУ не берет,т.к.
"ЗА ДЕРЖАВУ ОБИДНО",- ОСОБЕННО,КОГДА ЕЕ РАЗВАЛИЛИ...и,конечно,высад-
кой деревцев на"АЛЛЕЕ КОСМОНАВТОВ" - ИНТЕРЬВЬЮ ДЛЯ С М И,АВТОБУС и
"дорога в Космос"вплоть до нашего"гагаринского"старта..."ПОЕХАЛИ"!!!
ХОТЕЛОСЬ,КОНЕЧНО,ПОЖЕЛАТЬ ДАЛЬНЕЙШИХ ПРОФ.успехов,удачи,спокойного
семейного счастья.ПОЗДРАВИТЬ ВАШУ СЕМЬЮ И С.К.особенно,ПО-ПОВОДУ
Д Н Я Р О Ж Д Е Н И Я - юбилея дочери Ольги,с наст.ДНЕМ ЗАЩИТНИКА
ОТЕЧЕСТВА,женщин - с 8_М А Р Т А.ВСЕГО В А М ХОРОШЕГО,С Е Р Г Е Й!!
МНОГО УЖЕ ВОДЫ В реке СЫР-ДАРЬЕ УТЕКЛО,РЕКА ОЧЕНЬ ОБМЕЛЕЛА,ПОГОДА
НА ТЕРРИТ.ПОЛИГОНА ТАКЖЕ ИЗМЕНИЛАСЬ.ЕСЛИ НА "0"-ВКЕ ВЫЙТИ К БЕСЕДКЕ
"любви,свиданий и отдыха",то реку видно в далеке,как большой канал..
САМ ГАРНИЗОН явл.с моей тчк.зрения-местным а у л о м,окруженный псев-
докалючкой.Все,что смогли,после 90-х,уберечь и довосстановить некот.
объекты,кот.и набл.народ по ТВ при очередном запуске "изделия".Оста-
льное нам только снится...С ОБЩИМ ПЕРЕСЕЛЕНИЕМ НАШЕЙ СЕМЬИ В ДР.РЕГИ-
ОН ОПРЕДЕЛИЛИСЬ РАНЕЕ,НО КАК ОКАЗАЛОСЬ,НЕПОНЯТНО ЗАЧЕМ И КУДА ПЕРЕЕ-
ХАЛИ,ДР СИХ ПОР ПОНЯТЬ НЕ МОЖЕМ,ДАЛЕЕ НЕ ПО ФОРМАТУ...ОДНО У МЕНЯ ПО-
ЖЕЛАНИЕ К СПЕЦАМ. НАШЕГО ВРЕМЕНИ: НЕ ДАТЬ ЗАГЛОХНУТЬ В "г л у х о -
м а н и и"-такое полож.дел в,казалось бы регион=центре,том самом,о
кот.еще наш известный классик комедию написал,но"воз и ныне ТААААМ"!
ОСТАЛЬНОЕ НАМ ТОЛЬКО СНИТЬСЯ,ИЛИ УЖЕ НЕ СНИТЬСЯ,как в кошмарном сне!
ЗА СИМ ОСТАЮСЬ ВАШ СОТРУДНИК-СОРАТНИК-лит.псевдоним-ФИОДОРИЯ.

ВИДЕОБИОГРАФИЯ КОСМОНАВТА
ПОРЯДКОВЫЙ НОМЕР: 67/212
КОЛИЧЕСТВО ПОЛЕТОВ: 6
НАЛЕТ: 803 сут. 09 час. 41 мин. 23 сек.
ВЫХОДЫ В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС: 8
СУММАРНАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 41 час. 26 мин.
ДАТА И МЕСТО РОЖДЕНИЯ:
ОБРАЗОВАНИЕ:

в 1975 году окончил 10 классов средней школы №77 города Ленинграда;

с 1977 года начал заниматься самолетным спортом в Ленинградском аэроклубе ДОСААФ;

в 1981 году окончил с отличием Ленинградский механический институт (ЛМИ) (Военмех), машиностроительный факультет, специальность - «проектирование и производство летательных аппаратов», получил диплом инженера-механика.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

1981-1983 годы - инженер, старший инженер 111-го отдела головного конструкторского бюро (ГКБ) НПО «Энергия»;

в 1983 г. прошел медицинский отбор и в феврале 1984 г. после сдачи необходимых экзаменов отобран в отряд космонавтов НПО «Энергия»;

1983-1985 гг. - начальник группы ГКБ НПО «Энергия». Занимался разработкой инструкций для космонавтов, отработкой действий экипажей пилотируемых космических аппаратов. Работал в ЦУПе методистом по действиям экипажей, в 1985 г. - в группе восстановления работоспособности станции «Салют-7»с мая 1990 г. по апрель 1992 г. - заместитель начальника 191-го отдела (бывший 111 отдел) НПО «Энергия»;

с апреля 1992 г . по ноябрь 1994 г . - заместитель начальника 115-го отдела НПО «Энергия»;

с февраля 2007 г . по август 2007 г . - вице-президент РКК «Энергия»;

с августа 2007 г . по март 2009 г . - заместитель генерального конструктора РКК «Энергия»;

с марта 2009 г . по март 2014 г. - был начальником Федерального государственного бюджетного учреждения «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина» (ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина»).

КОСМИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА:

2 августа 1985 г . - решением Государственной межведомственной комиссии зачислен в отряд космонавтов НПО «Энергия»;

в сентябре 1985 г . - приказом Министра общего машиностроения №384 назначен на должность кандидата в космонавты-испытатели отряда космонавтов НПО «Энергия» (291-й отдел);

28 ноября 1986 г . - решением МВКК присвоена квалификация «космонавт-испытатель»;

в 1986 г. успешно завершил курс общекосмической подготовки;

в 1986 - 1988 годах - проходил подготовку в составе группы космонавтов по программе «Буран»;

с 22 марта по 11 ноября 1988 г . - проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа корабля «Союз ТМ-7» по программе ЭО-4/»Арагац» на ОК «Мир», вместе с А.Волковым и Ж.-Л.Кретьеном (Франция);

11 февраля 1987 г . - был назначен на должность космонавта-испытателя отряда космонавтов НПО «Энергия»;

в 1990 г . - проходил подготовку в качестве бортинженера дублирующего экипажа корабля «Союз ТМ-11» по программе ЭО-8 и совместного Советско-Японского полета на ОК «Мир» вместе с А. Арцебарским и Р. Кикути (Япония);

с марта по ноябрь 1988 г. проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа корабля «Союз ТМ-7» по программе ЭО-4 / «Арагац» на ОК «Мир», вместе с А.Волковым и Ж.-Л. Кретьеном (Франция);

7 апреля 1992 г . - был назначен на должность инструктор-космонавт-испытатель, заместитель начальника отдела НПО «Энергия»;

с 5 ноября 1992 г . по январь 1994 г . - проходил подготовку в Центре им. Л. Джонсона в качестве дублера В.Титова - специалиста полета-4 (Mission Specialist) экипажа корабля «Дискавери» по программе STS-60. Получил сертификат по работе с манипулятором шаттла, прошел подготовку при полетах на самолете Т-38 в качестве второго пилота;

с апреля 1994 г . по январь 1995 г . - проходил подготовку в Центре им. Л. Джонсона в качестве дублера В.Титова - специалиста полета-4 экипажа корабля «Дискавери» по программе STS-63, принимал участие в работе группы МКС офиса астронавтов НАСА, в том числе по отработке методик сборки станции;

Прошел подготовку для работы в выходном американском скафандре;

Во время полета STS-63, а также полетов STS-71, STS-74 и STS-76 был руководителем 1-й консультационной группы экспертов московского ЦУПа в Хьюстоне, помогал налаживать взаимодействие между российским и американским ЦУПами;

в 1995 -1996 гг. работал в ЦУПе заместителем руководителя полетом по действиям экипажа;

в феврале 1996 г. назначен в состав первого экипажа МКС;

с октября 1996 г . - проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа первой экспедиции на Международную космическую станцию (МКС-1), вместе с Ю.Гидзенко и Уильямом Шепердом (США);

в сентябре - ноябре 1998 г . - проходил подготовку в Центре им.Джонсона в составе экипажа STS-88;

с октября 2000 г . - февраля 2003г. - был командиром дублирующего экипажа 7-й основной экспедиции на МКС (МКС-7д) вместе с М.Сураевым (сменил С. Волков) и Полом Ричардсом (сменил Джон Филипс) (США);

2003 - 2005 годы - проходил подготовку в качестве командира основного экипажа 11-й экспедиции на МКС вместе с Джоном Филлипсом (США).

Действительный член (академик) Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского (2011 г.).

КЛАССНОСТЬ:

космонавт-испытатель 3-го класса (16.10.1989 г.);
космонавт-испытатель 1-го класса, инструктор-космонавт-испытатель 1 класса (07.04.1992 г.).

СОВЕРШЕННЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ ПОЛЕТЫ:

1 полет - с 26 ноября 1988 г . по 27 апреля 1989 г . в качестве бортинженера ТК «Союз-ТМ-7» и ОК «Мир» по программе ЭО-4 и советско-французской программе «Арагац». Стартовал вместе с Александром Волковым и Жан-Лу Кретьеном (Франция) на космическом корабле «Союз ТМ-7», Из-за изменения программы полета вместе с другими членами экипажа выполнял консервацию станции. Посадку совершил вместе с Александром Волковым и Валерием Поляковым.
Продолжительность полета: 151 сут 11 час 08 мин 24 сек. Позывной: «Донбас-2».

2 полет - с 18 мая 1991 г . по 25 марта 1992 г . в качестве бортинженера ТК «Союз ТМ-12» и ОК «Мир» по программам ЭО-9 вместе с Анатолием Арцебарским и ЭО-10 вместе с Александром Волковым. Посадку совершил на ТК «Союз ТМ-13». Совместно с ним в космосе работали Х.Шарман (Великобритания), Т.Аубакиров, Ф.Фибёк (Австрия), К.-Д.Фладе (Германия). Посадку совершил на ТК «Союз ТМ-13». В ходе полета выполнил 7 выходов в открытый космос общей продолжительностью 36 час 29 мин.- установил рекорд по длительности пребывания в открытом космосе.
Продолжительность полета: 311 сут 20 час 00 мин 54 сек. Позывной: «Озон-2» /«Донбас-2».

3 полет - с 3 по 11 февраля 1994 г . в составе экипажа STS -60 на бору космического корабля «Дискавери» в качестве специалиста полета-4 (Mission Specialist-4).
Продолжительность полета: 8 сут 07 час 09 мин 22 сек.

4 полет - с 4 по 16 декабря 1998 г . в качестве специалиста полета-4 на космическом корабле «Индевор» по программе STS-88. Это был первый пилотируемый полет по программе сборки Международной космической станции. В ходе полета к Функциональному грузовому блоку «Заря» был пристыкован американский узловой модуль NODE 1 Unity. Вместе с командиром шаттла Р. Кабаной впервые открыл люк в МКС. В составе первого экипажа МКС проводил работы по подготовке станции к началу функционирования
Продолжительность полета: 11 сут 19 час 17 мин 55 сек.

5 полет - с 31 октября 2000 г . по 21 марта 2001 г . по программе первого основного экипажа МКС (МКС-1) в качестве бортинженера «Союз ТМ-31» и специалиста полета-3 корабля «Дискавери» (STS-102) на этапе возвращения.
Продолжительность полета: 140 сут 23 час 38 мин 55 сек.

6 полет - с 15 апреля 2005 г . по 10 октября 2005 г . на ТК «Союз ТМА-6» в качестве командира экипажа 11-й основной экспедиции МКС. Во время полёта осуществил один выход в открытый космос, продолжительностью 4 часа 57 минут.
Продолжительность полета: 179 сут 00 час 23 мин 35 сек.

НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

кандидат психологических наук (2008 г.);
действительный член (академик) Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского (2011 г.).

СПОРТИВНЫЕ ЗВАНИЯ:

Имеет 1-й разряд по плаванию, кандидат в мастера спорта по многоборью;
«Мастер спорта СССР» по высшему пилотажу (1981 г.);
«Мастер спорта международного класса» по высшему пилотажу (1995 г.);
«Заслуженный мастер спорта России» (2007 г.).

СПОРТИВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ:

С 1977 года занимался самолетным спортом. В 1980 - 1981 годах входил в состав сборной Ленинграда по высшему пилотажу.

С 1981 года занимался самолетным спортом в Центральном аэроклубе им. В.П.Чкалова в Москве. В 1982 году выступал на Чемпионате СССР за команду Центрального аэроклуба и стал кандидатом в сборную СССР по самолетному спорту.

В 1983 году стал абсолютным чемпионом города Москвы по высшему пилотажу. В финале Спартакиады народов СССР и чемпионате СССР выступал за сборную РСФСР, где занял 3-е место в командном и 8-е место в личном зачете.

В 1985 году выступал на Первенстве социалистических стран по высшему пилотажу в составе 2-й сборной СССР. В 1986 году стал чемпионом СССР в командном зачете, а также призером по упражнениям. В 1996 г. стал победителем на чемпионате Европы в командном зачете и чемпионом по упражнению.

В 1997 году на Первых Всемирных воздушных играх в Турции был участником сборной России по высшему пилотажу на планерах. Занял первое место в командном зачете, стал серебряным призером в личном зачете.

Освоил пилотирование самолетов Як-18А, Як-50, Як-52, Як-55, Як-55М, Су-26, Су -29, Л-39, Цесна. В рамках подготовки по программе «Буран» выполнял полеты на МиГ-21, МиГ -25 и Ту-134. На самолете Т-38 (США) налетал более 140 часов в качестве второго пилота.

Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза и орден Ленина (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 27 апреля 1989 года).

Медаль «Золотая Звезда» Героя Российской Федерации (Указ Президента РФ от 11 апреля 1992 г.).

Орден Почёта (Указ Президента РФ № 204 от 15 апреля 1998 г., за достижение высоких спортивных результатов на Первых Всемирных воздушных играх).

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (Указ Президента РФ № 353 от 5 апреля 2002 г.).

НАГРАДЫ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ:

Орден Почетного легиона (Legion d’Honneur) (Франция, 1989 г.)
Медали «За космический полет» (NASA Space Flight Medal) (1996, 1998, 2001 гг.)
Медаль «За выдающиеся общественные заслуги» (NASA Distinguished Public Service Medal, 2003 г.).

НАГРАДЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ:

Орден «За усердие во благо Отечества» (учрежден Фондом «Во благо Отечества») (2006 г.).
Орден «Гордость России» (учрежден Фондом «Гордость России» и позиционируется как высшая общественная награда РФ) (2008 г.).
Почетное пожизненное членство в Королевском фотографическом обществе (Великобритания) (2009 г.).

УВЛЕЧЕНИЯ :

Высший пилотаж, плавание, подводное плавание, горные лыжи, виндсерфинг, теннис, любительское радио (позывной - U5МIR).

© 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство