Сезонные изменения в лесу осень. Сезонные изменения в широколиственных лесах. Животный мир осенью

Сезонные изменения в лесу осень. Сезонные изменения в широколиственных лесах. Животный мир осенью

Сезоны — это времена года, отличающиеся погодой и температурой. Они меняются в зависимости от годового цикла. Растения и животные прекрасно приспосабливаются к этим сезонным изменениям.

Времена года на Земле

В тропиках никогда не бывает очень холодно или очень жарко, там только два сезона: один — влажный и дождливый, другой — сухой. У экватора (на средней воображаемой линии) жарко и влажно в течение всего года.

В умеренных зонах (за пределами линий тропиков) бывает весна, лето, осень и зима. Обычно чем ближе к Северному или Южному полюсу, тем прохладнее лето и холоднее зима.

Сезонные изменения у растений

Чтобы образовывать питательные вещества и расти, зеленые растения нуждаются в солнечном свете и воде. Больше всего они растут весной и летом или во влажный период. Они по-разному переносят зиму или сухое время года. У многих растений есть так называемый период отдыха. Многие растения накапливают питательные вещества в утолщенных частях, находящихся под землей. Их надземная часть умирает, растение отдыхает до весны. Морковь, лук и картофель — такого типа растения, накапливающие питательные вещества, которые используют люди.

Такие, как дуб и бук, сбрасывают листву осенью, потому что в это время недостаточно солнечного света для образования в листьях питательных веществ. Зимой они отдыхают, а весной на них появляются новые листочки.

Вечнозеленые деревья всегда покрыты листвой, которая никогда не опадает. Чтобы узнать больше о вечнозеленых и сбрасывающих листья деревьях.

У некоторых вечнозеленых деревьев, таких, как сосна и ель, листья длинные и тонкие, называемые иголками. Многие из вечнозеленых деревьев растут далеко на севере, где лето короткое и прохладное, а зима суровая. Сохраняя свою листву, они могут начать расти, как только придет весна.

В пустынях обычно очень сухо, иногда там вообще ие бывает дождя, а иногда случаются очень короткие сезоны дождей. Семена прорастают и дают новые всходы только в дождливый период. Растения цветут и очень быстро дают семена. В них накапливаются питательные вещества

Сезонные изменения у животных

Некоторые животные, такие, как рептилии , чтобы выжить в холодный или сухой сезон, уменьшают свою активность и засыпают. Когда становится теплее, они возвращаются к активному образу жизни. Другие животные ведут себя иначе, у них есть свои способы выживания в суровые периоды.

Некоторые животные, такие, как соня, спят всю зиму. Это явление называется спячкой. Все лето они едят, накапливая жир, чтобы зимой можно было спать, не принимая пищи.

Большинство млекопитающих и птиц выводят детенышей весной, когда везде много пищи, так что они успевают подрасти и окрепнуть к зиме.

Многие животные и птицы каждый год предпринимают длинные путешествия, называемые миграциями, в места, где больше пищи. Например, ласточки вьют гнезда в Европе весной, а осенью улетают в Африку. Весной, когда в Африке становится очень сухо, они возвращаются.

Карибу (называемые северными оленями в Европе и Азии) тоже мигрируют, проводя лето за Полярным кругом. Огромные стада поедают траву и другие мелкие растения там, где тает лед. Осенью они переходят к югу, в район вечнозеленых лесов, и поедают такие растения, как мох и лишайник, находящиеся под снегом.


В календаре три зимних месяца: декабрь – хмурень, январь – просинец, февраль – снежень. В календаре три зимних месяца: декабрь – хмурень, январь – просинец, февраль – снежень. Плохо в лесу зимой – холодно, голодно. С наступлением холодов цепенеют насекомые, змеи, лягушки. Это особое состояние называется анабиозом. Летучие мыши, ежи, землеройки и другие грызуны впадают в спячку. Медведь и барсук погружаются не в спячку, а в зимний сон. Медведицы и барсучихи в это время даже приносят потомство.


Кабаны и лоси переходят зимой на стойбищный образ жизни. Лоси питаются молодыми веточками сосны, берёзы, рябины, ивы, осины. Кабаны разрывают снег в поисках желудей и орехов. Кабаны и лоси переходят зимой на стойбищный образ жизни. Лоси питаются молодыми веточками сосны, берёзы, рябины, ивы, осины. Кабаны разрывают снег в поисках желудей и орехов. Глухари, тетерева, рябчики кормятся почками и веточками черники, берёзы. Лакомством для птиц являются сладкие от мороза ягоды рябины. Белкам не страшен трескучий мороз. Они живут в тёплых гнёздах и обогащают скудный рацион запасённой с осени провизией. Хуже всего приходится хищникам: слишком уж мало осталось дичи в лесу. Лиса мышкует, гоняется за зайцами, охотится на спящих в снегу лесных кур. Волчьи стаи в поисках добычи совершают огромные переходы; в это голодное глухозимье они по-настоящему опасны.


В начале марта снег особенно глубок, по ночам бывает очень холодно, недаром говорят: «Март морозом на нос садится». Но яркое солнце прогоняет ночной мороз: снег на крышах подтаивает, повисают острые сосульки, начинается капель. В начале марта снег особенно глубок, по ночам бывает очень холодно, недаром говорят: «Март морозом на нос садится». Но яркое солнце прогоняет ночной мороз: снег на крышах подтаивает, повисают острые сосульки, начинается капель. Считается, что первая примета настоящей весны – возвращение грачей. Появляются первые проталинки. Деревья пока ещё спят, только верба спешит встретить весну: у её лопаются почки и появляются на свет серебристые пуховки.


Зелёная весна начинается как только распускается мать – и – мачеха, самый первый, ярко – жёлтый цветок. Зелёная весна начинается как только распускается мать – и – мачеха, самый первый, ярко – жёлтый цветок. Лес тем временем почти освободился от снега. Деревья и кустарники стоят без листьев, но уже порхают бабочки – крапивницы и лимонницы. И вот наконец украсились серёжками ольха с орешником. Распускаются душистые розовые цветки ядовитого волчьего лыка. Кое – где можно встретить первые грибы – сморчки и строчки.


В последнюю неделю апреля в природе происходит невероятный взрыв жизни – деревья и кустарники словно наперегонки спешат зазелениться. Первой распускается черёмуха. За ней торопится бузина и волчье лыко, сирень и душистый тополь, калина и рябина. В последние дни апреля зацветает вяз. Едва успев зазеленеть, берёза уже пылит жёлтыми серёжками. В середине мая зацветает черёмуха. В последнюю неделю апреля в природе происходит невероятный взрыв жизни – деревья и кустарники словно наперегонки спешат зазелениться. Первой распускается черёмуха. За ней торопится бузина и волчье лыко, сирень и душистый тополь, калина и рябина. В последние дни апреля зацветает вяз. Едва успев зазеленеть, берёза уже пылит жёлтыми серёжками. В середине мая зацветает черёмуха.


Весной, как только развернутся листья, появляются личинки насекомых, просыпаются бабочки, жуки и начинают питаться свежей листвой. Растения и насекомые привлекают растительноядных и насекомоядных животных. Заяц меняет белую окраску шерсти на серую. Пробуждаются от спячки млекопитающие – ежи, летучие мыши, барсуки. Из дальних странствий возвращаются птицы. Первая забота всех птиц – построить гнездо, вывести и выкормить птенцов. Весной, как только развернутся листья, появляются личинки насекомых, просыпаются бабочки, жуки и начинают питаться свежей листвой. Растения и насекомые привлекают растительноядных и насекомоядных животных. Заяц меняет белую окраску шерсти на серую. Пробуждаются от спячки млекопитающие – ежи, летучие мыши, барсуки. Из дальних странствий возвращаются птицы. Первая забота всех птиц – построить гнездо, вывести и выкормить птенцов. Весной у разных животных появляется потомство.


За буйство цветов июнь наречён в народе разноцветом. За буйство цветов июнь наречён в народе разноцветом. Что за благодать царит в лесу! В воздухе стоит тонкий аромат цветущей рябины – верная примета того, что заморозки уже не страшны. В белом наряде красуются калина и малина, зацвели васильки, ромашки, фиалки. В июне у млекопитающих заканчивается линька. Летний наряд искусно маскирует зверей на пёстром летнем фоне. Почти все обитатели леса обзавелись потомством, и теперь у них хлопот полон рот.


Кончается пора цветения, начинается пора созревания. Земляника, черника, голубика разбросали везде свои разноцветные бусинки. Богатый урожай ягод на время делает вегетарианцами даже самых закоренелых хищников – куницу, лису, не говоря уж о медведе: этот мохнатый сладкоежка готов лакомиться всеми ягодами подряд. Кончается пора цветения, начинается пора созревания. Земляника, черника, голубика разбросали везде свои разноцветные бусинки. Богатый урожай ягод на время делает вегетарианцами даже самых закоренелых хищников – куницу, лису, не говоря уж о медведе: этот мохнатый сладкоежка готов лакомиться всеми ягодами подряд. В начале июня начинают попадаться первые подберёзовики, подосиновики и белые.


Приход осени в лиственном и смешанном лесу виден сразу. Сначала меняется окраска листьев на деревьях и кустарниках, а потом начинается листопад. Кто – же раскрасил листья на деревьях? Ответ прост: никто! Дело в том, что в листьях содержится не только зелёный хлорофилл. Там есть и жёлтый пигмент – каротиноид, и красно-фиолетовый – антоциан. Летом самым активным является хлорофилл. Осенью хлорофилл разрушается, появляются жёлтые и красные вещества, и начинает меняться окраска листьев. Потом они начинают опадать. Но в природе ничто не пропадает напрасно! Пройдёт совсем немного времени, опавшие листья превратятся в перегной и дадут жизнь новым зелёным побегам. Приход осени в лиственном и смешанном лесу виден сразу. Сначала меняется окраска листьев на деревьях и кустарниках, а потом начинается листопад. Кто – же раскрасил листья на деревьях? Ответ прост: никто! Дело в том, что в листьях содержится не только зелёный хлорофилл. Там есть и жёлтый пигмент – каротиноид, и красно-фиолетовый – антоциан. Летом самым активным является хлорофилл. Осенью хлорофилл разрушается, появляются жёлтые и красные вещества, и начинает меняться окраска листьев. Потом они начинают опадать. Но в природе ничто не пропадает напрасно! Пройдёт совсем немного времени, опавшие листья превратятся в перегной и дадут жизнь новым зелёным побегам.


Осенью на растениях образуются плоды и семена. Природа придумала разные хитрости чтобы распространить их по земле. Осенью на растениях образуются плоды и семена. Природа придумала разные хитрости чтобы распространить их по земле. Созревшие семена осеннего клёна – крылатки разносятся ветром. Дуб с жёлудями расстаётся неохотно. Он роняет плоды в то время, когда все остальные деревья уже сбросили листву. Во влажном, прелом слое опавшей листвы, да ещё прикрытые толстым слоем снега, жёлуди надёжно защищены и от высыхания, и от мороза. Дрозды глотают ягоды рябины целиком Семена у них в желудке не перевариваются и выбрасываются вместе с помётом. Так эти птицы распространяют семена многих кустарников и деревьев.


Звери и птицы готовятся к зиме. Они неутомимо запасают пищу в своих кладовых. Звери накапливают жир. В другое время года животные так не толстеют. Особенно много жира накапливают на зиму залегающие в спячку барсуки, медведи и ежи. Провиант припасают белки, бурундуки, мышевидные грызуны. Звери и птицы готовятся к зиме. Они неутомимо запасают пищу в своих кладовых. Звери накапливают жир. В другое время года животные так не толстеют. Особенно много жира накапливают на зиму залегающие в спячку барсуки, медведи и ежи. Провиант припасают белки, бурундуки, мышевидные грызуны. Белка собирает жёлуди и орехи, сушит на ветках грибы. Заготавливают семена птицы: сойки, синици. Бобры на зиму сооружают подводные склады из не толстых деревьев и ветвей, которые «законсервированы» под водой.

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Окружающий мир"

Готовые школьные презентации и доклады по окружающему миру помогут Вам максимально интересно и эффективно изучить все материалы по данному предмету.

Конспект открытого урока по окружающему миру в 3 классе

Тема: Лесная зона. Сезонные изменения в лесу.

Цели: систематизировать знания об осенних, зимних, весенних и летних изменениях в природе; формировать умения анализировать, обобщать; учить объяснять причины изменений в природе; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: пейзажи со временами года, животные для викторины, ветки деревьев, животные и растения для пищевой цепи, карточки с цифрами для уч-ся, карточка с домашней работой, запрещающие знаки о поведении в лесу.

Ход урока

1. Организационный момент.

Улыбнитесь друг другу. Желаю вам успешных ответов, высказывания своих мыслей.

2. Определение темы и постановка целей урока.

Рассмотрите репродукции с картин известных художников: И.И. Шишкина, В.Д. Поленова, И.И. Левитана. Определите название каждой картины. Почему вы так решили?

Определите сами тему нашего урока. (Сегодня мы изучим сезонные изменения в лесу.)

Мы отправимся на лесную поляну. На чем лучше отправиться в путешествие, чтобы не помешать течению лесной жизни? (Пешком.)

Назовем и другие правила поведения в лесу (по карточкам с запрещающими знаками).

Какие правила мы еще не назвали?

3. Повторение и обобщение пройденного.

Как называется республика, в которой мы живем? (Башкортостан)

В каком климатическом поясе находится Башкортостан? (В умеренном поясе.)

А в какой природной зоне? (Лесной.)

Какие еще природные зоны вы знаете? (Пустыня, степь, тундра, ледяная пустыня, тайга.)

Чем эти зоны отличаются друг от друга? (Климатом, рельефом, растительным и животным миром, занятиями людей.)

Особенность климата лесной зоны в том, что в этой зоне четко выражены 4 сезона. Какие? (Зима, весна, лето, осень.)

4. Изучение новой темы.

Шли мы, шли, и вот, наконец, привал. В какое время года в лесу мы попали?

1) Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный.

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

О каком времени года строки? (Об осени.)

Какие изменения произошли в неживой природе?

На доске:

Долгота дня

Количество ясных дней

Температура воздуха

Осадки

Подслушаем разговор двух деревьев.

Расхвасталось одно дерево осенним нарядом: «Красивее моей одежды не придумаешь, тут и красные, и желтые, и розовые, и оранжевые краски».

А я считаю, что такой пестрый наряд для солидного дерева неприличен, - сказало другое дерево, - самый скромный и самый красивый цвет – зеленый. Я этому цвету никогда не изменяю.

Угадайте, какие деревья вели этот спор. (Лиственное и хвойное.)

Какие изменения произошли в растительном мире? (Смена окраски листьев.) Почему изменилась окраска листьев?

Прочитаем научное объяснение этого явления. (Учебник, с.93)

Назовите хвойное дерево, которое осенью сбрасывает с себя всю листву, то есть ведет себя как лиственное. (Лиственница.)

- Осенью на растениях образуются плоды и семена. Отгадайте их.

Растут на ветке группкам, покрытые скорлупками. (Орехи.)

На балет дуб детей одевает без затей.

Все в его семейке носят тюбетейки. (Желуди.)

Каждой весною лапы еловые старые лампы меняют на новые. (Шишки.)

Осенью на растениях образуются семена, и природа придумала разные хитрости, чтобы распространить их.

Посмотрите на иллюстрацию учебника с.94. Сделайте вывод, как распространяются семена дикорастущих растений. (Очень многие семена разносятся ветром, люди и звери переносят прицепившиеся семена, а также птицы, насекомые.)

Физкультминутка.

Елочки зеленые на ветру качаются. (Покачивания влево-вправо.)

Низко наклоняются, низко наклоняются. (Наклоны вперед.)

Сколько елочек зеленых? (Любое число.) Столько сделаем поклонов.

Сколько бабочек у нас? (Любое число.) Приседаем столько раз.

Сколько синеньких платочков? (Любое число.) Столько сделаем прыжочков.

Жизнь животных осенью тоже подчиняется сезонным изменениям. Насекомые забиваются в разные щели, под кору деревьев. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету. О некоторых из перелетных птиц ребята подготовили сообщения.

(Заслушиваются сообщения детей.)

Зимующие птицы стараются перебраться поближе к человеку. Близость к селениям, где всегда есть пищевые отходы, поможет им подкормиться. Школьники тоже могут помочь этим птицам. Как? (Сделать для них кормушки.)

Осенью у лесных обитателей много забот. Они серьезно готовятся к зиме – суровому, голодному времени года. Кто укладывается спать? (Медведь, сурок, еж, енот, бурундук) Кто делает запасы? (Белка, мышь.) Кто меняет шубу? (Заяц, белка.)

Белая дорога… Кружит белый пух:

То летят снежинки роем белых мух.

Белая дорога, белые дома…

Это наступила русская … (Зима.)

Какие изменения в неживой природе происходят с приходом зимы? (по плану)

Деревья зимой спят.

Как мы уже сказали, животные очень серьезно готовятся к зиме. Ведь от этого зависит их жизнь. Откройте учебник на с.96, рассмотрите иллюстрацию.

На какие группы можно разделить животных по способу зимовки? (1 – ищут корм, всю зиму активны: лисы, зайцы, лоси, кабаны, волки; 2 – спят – медведи, барсуки, ежи, еноты.)

Викторина о животных.

На доске: рисунки с изображениями зайца (1), медведя (2), лисы (3), волка (4), белки (5).

У уч-ся карточки. Они отвечают на вопрос учителя, подняв вверх карточку с цифрой, соответствующей какому-либо животному.

1. У кого зимой появляются детеныши? (2)

2. Этот зверь питается только ягодами, орехами, желудями, иногда яйцами и птенцами. (5)

3. Кто к зиме собирается в стаи? (4)

4. У какого зверя враги филины, вороны, лисы, волки, сороки? (1)

5. Про какого зверя говорят: «Быстро бегает, умеет ползать, плавать, очень любопытный»? (3)

6. Кому помогает выжить его удивительная выносливость: он может не есть по нескольку дней, не теряя силы и не выходя из формы? (4)

7. Их ловят и съедают волки, крупные хищные птицы похищают детенышей, а беркут нападает на взрослых. Что это за звери? (3)

8. Хвост служит ей рулем, а иногда и парашютом. (5)

9. Быстро бежит в гору, а с горы – кубарем. (1)

3) Где ты, солнышко, проснись! Где ты, скворушка, вернись!

Сыпать снег зима устала, кап-кап-кап – весна настала!

Какие изменения в неживой природе происходят весной и почему? (Солнце стало подниматься в небе выше, температура повышается, день становится длиннее.)

А какой снег быстрее тает – чистый или грязный? (грязный.)

Что вниз вершиной растет? (Сосулька.)

С мартовским теплом деревья сбрасывают с себя дремоту. Чем дышат деревья? (Почками.)

С наступлением весны просыпаются деревья, начинается сокодвижение, на деревьях набухают почки. Чтение учебника с.93 (со второго предложения).

На этой остановке выполним новое задание: определите, с какого дерева ветка? (показ карточек учителем)

4) – Наконец, добрались мы до следующего времени года. Какого? (Лета)

Лето – время лесных малышей. Вылетают из гнезд птенцы. У зверей подрастает смена. Старше всех лесных малышей медвежата, ведь они родились не как все детеныши – весной, а зимой, когда их мать спала в берлоге. Летом в лесу ты встретишь много лесных малышей. Не обижай их!

Задание на остановке «Лето»: из данных карточек составить цепи питания лесных жителей. (1 ученик у доски прикрепляет карточки, рисует стрелки)

5. Итог урока.

- Вот и закончилось наше лесное путешествие по временам года. Мы многое узнали о растениях и животных леса.

Еще раз обратим внимание на иллюстрации пейзажей разных времен года. Какое время года самое красивое? (Трудно выбрать самый красивый период, у каждого времени года своя красота.)

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Все это называется природа,

Давайте же ее всегда беречь!

Оценки за урок.

Домашнее задание: задание по карточке. (Указать, в какое время года происходят изменения в природе.)

Слайд 2

В календаре три зимних месяца: декабрь – хмурень, январь – просинец, февраль – снежень. Плохо в лесу зимой – холодно, голодно. С наступлением холодов цепенеют насекомые, змеи, лягушки. Это особое состояние называется анабиозом. Летучие мыши, ежи, землеройки и другие грызуны впадают в спячку. Медведь и барсук погружаются не в спячку, а в зимний сон. Медведицы и барсучихи в это время даже приносят потомство. Зима

Слайд 3

Кабаны и лоси переходят зимой на стойбищный образ жизни. Лоси питаются молодыми веточками сосны, берёзы, рябины, ивы, осины. Кабаны разрывают снег в поисках желудей и орехов. Глухари, тетерева, рябчики кормятся почками и веточками черники, берёзы. Лакомством для птиц являются сладкие от мороза ягоды рябины. Белкам не страшен трескучий мороз. Они живут в тёплых гнёздах и обогащают скудный рацион запасённой с осени провизией. Хуже всего приходится хищникам: слишком уж мало осталось дичи в лесу. Лиса мышкует, гоняется за зайцами, охотится на спящих в снегу лесных кур. Волчьи стаи в поисках добычи совершают огромные переходы; в это голодное глухозимье они по-настоящему опасны. Зима

Слайд 4

В начале марта снег особенно глубок, по ночам бывает очень холодно, недаром говорят: «Март морозом на нос садится». Но яркое солнце прогоняет ночной мороз: снег на крышах подтаивает, повисают острые сосульки, начинается капель. Считается, что первая примета настоящей весны – возвращение грачей. Появляются первые проталинки. Деревья пока ещё спят, только верба спешит встретить весну: у её лопаются почки и появляются на свет серебристые пуховки. Весна

Слайд 5

Зелёная весна начинается как только распускается мать – и – мачеха, самый первый, ярко – жёлтый цветок. Лес тем временем почти освободился от снега. Деревья и кустарники стоят без листьев, но уже порхают бабочки – крапивницы и лимонницы. И вот наконец украсились серёжками ольха с орешником. Распускаются душистые розовые цветки ядовитого волчьего лыка. Кое – где можно встретить первые грибы – сморчки и строчки. Весна

Слайд 6

В последнюю неделю апреля в природе происходит невероятный взрыв жизни – деревья и кустарники словно наперегонки спешат зазелениться. Первой распускается черёмуха. За ней торопится бузина и волчье лыко, сирень и душистый тополь, калина и рябина. В последние дни апреля зацветает вяз. Едва успев зазеленеть, берёза уже пылит жёлтыми серёжками. В середине мая зацветает черёмуха. Весна

Слайд 7

Весной, как только развернутся листья, появляются личинки насекомых, просыпаются бабочки, жуки и начинают питаться свежей листвой. Растения и насекомые привлекают растительноядных и насекомоядных животных. Заяц меняет белую окраску шерсти на серую. Пробуждаются от спячки млекопитающие – ежи, летучие мыши, барсуки. Из дальних странствий возвращаются птицы. Первая забота всех птиц – построить гнездо, вывести и выкормить птенцов. Весной у разных животных появляется потомство. Весна

Слайд 8

За буйство цветов июнь наречён в народе разноцветом. Что за благодать царит в лесу! В воздухе стоит тонкий аромат цветущей рябины – верная примета того, что заморозки уже не страшны. В белом наряде красуются калина и малина, зацвели васильки, ромашки, фиалки. В июне у млекопитающих заканчивается линька. Летний наряд искусно маскирует зверей на пёстром летнем фоне. Почти все обитатели леса обзавелись потомством, и теперь у них хлопот полон рот. Лето

Слайд 9

Кончается пора цветения, начинается пора созревания. Земляника, черника, голубика разбросали везде свои разноцветные бусинки. Богатый урожай ягод на время делает вегетарианцами даже самых закоренелых хищников – куницу, лису, не говоря уж о медведе: этот мохнатый сладкоежка готов лакомиться всеми ягодами подряд. В начале июня начинают попадаться первые подберёзовики, подосиновики и белые. Лето

Слайд 10

Дары леса

Слайд 11

Приход осени в лиственном и смешанном лесу виден сразу. Сначала меняется окраска листьев на деревьях и кустарниках, а потом начинается листопад. Кто – же раскрасил листья на деревьях? Ответ прост: никто! Дело в том, что в листьях содержится не только зелёный хлорофилл. Там есть и жёлтый пигмент – каротиноид, и красно-фиолетовый – антоциан. Летом самым активным является хлорофилл. Осенью хлорофилл разрушается, появляются жёлтые и красные вещества, и начинает меняться окраска листьев. Потом они начинают опадать. Но в природе ничто не пропадает напрасно! Пройдёт совсем немного времени, опавшие листья превратятся в перегной и дадут жизнь новым зелёным побегам. Осень

Слайд 12

Осенью на растениях образуются плоды и семена. Природа придумала разные хитрости чтобы распространить их по земле. Созревшие семена осеннего клёна – крылатки разносятся ветром. Дуб с жёлудями расстаётся неохотно. Он роняет плоды в то время, когда все остальные деревья уже сбросили листву. Во влажном, прелом слое опавшей листвы, да ещё прикрытые толстым слоем снега, жёлуди надёжно защищены и от высыхания, и от мороза. Дрозды глотают ягоды рябины целиком Семена у них в желудке не перевариваются и выбрасываются вместе с помётом. Так эти птицы распространяют семена многих кустарников и деревьев. Осень

Слайд 13

Звери и птицы готовятся к зиме. Они неутомимо запасают пищу в своих кладовых. Звери накапливают жир. В другое время года животные так не толстеют. Особенно много жира накапливают на зиму залегающие в спячку барсуки, медведи и ежи. Провиант припасают белки, бурундуки, мышевидные грызуны. Белка собирает жёлуди и орехи, сушит на ветках грибы. Заготавливают семена птицы: сойки, синици. Бобры на зиму сооружают подводные склады из не толстых деревьев и ветвей, которые «законсервированы» под водой. Осень

Слайд 14

Список использованной литературы

В.Морозов «Рассказы о русском лесе». В.П.Герасимов «Животный мир нашей Родины». О.Молчан, Л.Щёкотова «Лес»

Посмотреть все слайды

Разделы: Начальная школа

Цель: создание комплекса условий (содержательных, методических и организационных) для обобщения и систематизирования знаний детей о жизни леса и его обитателях зимой в процессе смены видов учебной деятельности;

  • обобщить и систематизировать знания детей о жизни леса и его обитателях зимой;
  • учить объяснять причины и последствия зимних изменений в природе;
  • развивать познавательную активность, наблюдательность, работать над развитием мыслительных операций учащихся: анализом, синтезом, классификацией, делать выводы;
  • формировать навыки работы с различными источниками информации;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Учебник. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Мы и окружающий мир: Учебник для 3 класса. – Самара: Корпорация “Фёдоров”, Издательство “Учебная литература”, 2004.

Оборудование.

  1. Мультимедийный проектор, компьютер.
  2. Слайд шоу “Лесная зона. Зима”.
  3. Кроссворд “Кто оставил след?”.
  4. Запись литературных произведений: “Как родилась зима”, Г.Скребицкий “Заглянула Зима в лес…”.
  5. Толковый словарь Ожегова.
  6. Гербарий хвойных растений зимнего леса.

I. Организационный момент. (Слайд №1)

Сегодня я приглашаю вас на прогулку по зимнему лесу. Закройте глаза. Представьте себе, что вы находитесь в зимнем лесу. Какие картины вы увидели? Какие звуки природы услышали?

Белая дорога... Кружит белый пух:
То летят снежинки роем белых мух.
Белая дорога, белые дома...
Это наступила русская зима.
Быстро мчатся санки с ледяной горы.
И хохочет ветер в уши детворы. Н. Берендгоф

II. Определение темы.

Наша природа богата, красива, разнообразна в любое время года. Но мы не всегда замечаем эту красоту. Только тем, кто умеет наблюдать, природа открывает свои тайны.

Увижу ли, как лес сквозит
Или осоку с озерцами –
Не созерцанье, – сосердцанье
Меня к природе пригвоздит…

Андрей Вознесенский

Вы понимаете, что значит “созерцать” природу? А “со-серд-ать”? Что-нибудь в мире природы вызывало у вас такие же сильные чувства? Какое впечатление “пригвоздило” вас когда-либо?

III. Изучение нового материала.

1. Беседа “Изменения в природе зимой”. (Слайд №3)

Когда начинается зима? Почему говорят, что зима начинается каждый год по-разному? (Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоемы, земля покрыта снегом; а 1 декабря – это начало зимы по календарю.)

ПЕРВАЯ СНЕЖИНКА

Зима начинается с первой снежинки.
И пусть ей растаять, потом суждено...
Зато ее, первую, встретят улыбкой
Любые глаза и любое окно.
Смотри, она кружится перышка легче.
Сама перед ней расступается мгла!
Без первой снежинки, без первой снежинки
На землю зима бы придти не могла!

Как вы думаете, в этом году зима наступила? Докажите.

Послушайте сказку “Как родилась зима”. (прослушивание сказки на магнитном носителе).

Жил-был Зелёный Лес. И не просто Зеленый Лес, а Поющий Зелёный Лес. Берёзы пели нежные песни Берёз. Дубы – стародавние песни Дубов. Ивы – задумчивые песни Ив. И все вокруг пело. Пела Речка. Пел Лесной Родничок. Но звонче всех пели, конечно, птицы.

Так жил этот Поющий Лес. И всех радовали его песни: и Оленя, и Лисицу, и Белку, и даже Зайца, которому Медведь на ухо наступил. И всем было весело в этом лесу. Но однажды неведомо откуда налетел злой холодный Песнеед. Испугался Зеленый Лес. Затрепетал, побледнел, пожелтел. А страшный Песнеед стал доедать все песни подряд.

Угрюмым стал Лес. Он уже не пел, а печально шумел. Жёлтый Лес, Осенний Лес. А потом и шуметь перестал. Листья его потускнели и опали.

И всё умолкло. И Речка умолкла. И Лесной родничок. А птицы стали собираться в тревожные стаи.

И всем стало грустно в лесу: и Оленю, и Лисице, и Белке, и даже Зайцу, которому Медведь на ухо наступил.

В лесу становилось всё тише, тише. И вот у каждого осталась одна последняя песня:

У птиц – предрассветная песня заветная, У речки – самая незаметная, У родничка – словно горстка монеток. Последние песни блестят между веток: Вот песня Осинки, вот песня Березки, Вот песенка Эха – одни отголоски.

Случилось так, что забрёл в этот лес Старичок-Снеговичок. Удивился он, почему не слышно пения, которым славился этот Лес. И сказали ему звери:

Страшный Холодный Песнеед разгуливает по лесу и поедает все песни.
Помоги нам, – сказали звери. – Спаси последние песни Леса.

Взмахнул рукавами Старичок-Снеговичок и вытряхнул из своих рукавов тысячи тысяч снежинок. Они падали, падали и легким пушистьм одеялом покрывали последние песни. Речка покрылась льдом. Родничок тоже. И там подо льдом была спрятана его песенка, словно горстка серебряных монеток. Снежным пухом закутал Старичок-Снеговичок и песенку Березки. А птицы унесли свои песни в тёплые края до новых добрых времён.

Ни одной песни не мог отыскать злой Песнеед в Белом Лесу. Засвистел он и умчался неведомо куда.

Тихо, спокойно стало в Лесу. Так родилась белоснежная Зима.

Кто оказался коварным непрошенным гостем? (Песнеед.)

Какого гостя ждал весь лес? За что вы любите зиму?

2. Работа по учебнику с.85

Послушайте, как описал зиму Г. Скребицкий. Что нового для вас он подметил в зимнем лесу? Зачитайте наиболее понравившиеся отрывки из текста. (Выборочное чтение)

Картина 1. Зимний лес. (Стоят лесные богатыри чинно, спокойно, в тяжелых снеговых шубах, белоснежных шапках.) Подтвердите словами из текста.

Картина 2. Следы на снегу

Подумайте, какие еще картины вам хотелось бы добавить в рассказ? (О птицах, зверях, зимних забавах.)

А как хорош пушистый снег, летящий с высоты!
Он повисает на ветвях, как белые цветы.
Звенят сосульки в тишине – осколки хрусталя.
Уснули реки подо льдом, под снегом спят поля.
Рисует по утрам мороз узоры на окне,
Друзья, хорошая зима у нас в родной стране.

Г. Скребицкий

Посмотри, как все бело, сколько снегу намело!
А следов-то на снегу! Разгадать я их смогу!

3. Разгадывание кроссворда “Кто оставил след?”.

Ученики доказывают правильность своих ответов.

Ответы: по горизонтали – 2. Белка. 3. Лось. 4. Куница.

По вертикали – 1. Барсук. 2. Бобёр. 5. Заяц.

Зимой в лесу холодно и голодно, снег сплошным покровом окутал землю. Многие животные впали в спячку или спрятались по норам. Часть из них, особенно в суровые январские морозы, впадает в дремотное состояние, другие выходят из нор лишь за пищей. Зимой животным страшен не столько холод, сколько бескормица.

Бывают и малоснежные зимы. Как вы думаете, хорошо ли это для лесных обитателей? (Если снега мало, это хорошо лосю, косуле, птицам. Плохо тем, кто спит в норах, берлогах.)

Почему животные впадают в зимнюю спячку? Назовите таких животных.

У биологов есть научный термингибернация, что обозначает это слово? Работа с толковым словарём.

Животные ложатся спать. Каждый год с наступлением зимы многие животные исчезают: одни переселяются туда, где потеплее, другие впадают в спячку. Зимняя спячка животных называется “гибернация”. Во время гибернации звери “довольствуются малым”: перестают есть, сокращают сердечный ритм, интервалы между вдохами и выдохами удлиняются, и дыхание становится едва заметным. Но спячка спячке рознь. В случае с медведем долгая спячка не имеет ничего общего с настоящим сном, а больше походит на зимнюю лень. Даже сурок время от времени шевелится.

Картина 3. Калейдоскоп животных. (Слайд №5)

Какой удивительный и неповторимый мир животных! А какие интересные названия у них! Дома вы подготовили этимологическую справку о названиях хорошо знакомых жителей русского леса.

Начнем с хозяина леса – медведя. Почему его так назвали? (Различают два корня в слове “медведь”: -мед и -ед; его так назвали потому, что он очень любит есть мед.)

Волк – корень в словах волоку, волочить, то есть тащить. Волк -хищное животное, он уволакивает домашний скот.

Заяц – это слово буквально означает “прыгун”. Пришло из польского языка.

Белка – слово древнерусское. Название животному дано по цвету и первоначально относилось лишь к белой породе белок.

Бобр – строитель лесных плотин (назван по цвету своей красивой и ценной шубы, бобр – буквально значит “бурый”, “коричневый”).

4. Работа по учебнику.

Откройте учебник на с. 83. Отгадайте загадки и скажите, что еще вы знаете об этих животных.

На какие группы можно разделить этих животных? (По способу зимовки:

1) ищут корм, всю зиму активны – лисы, волки, лоси, кабаны;

2) спят – медведи, барсуки, ежи. Многим животным помогает перенести это тяжелое для них время года зимняя спячка. В полусонном состоянии находятся барсук и белка. Только в сравнительно теплые дни белка выходит из гнезда и отправляется к своим запасам, к вечеру она снова возвращается я свой домик (гайно). Барсук же охотится ночью. Этот неповоротливый и неуклюжий зверь, ростом с небольшую собаку, благодаря запасам жира в зимнее время обычно спит, но в теплые зимы частично бодрствует. Барсуки - звери полезные, теперь очень редкие, нуждаются в строгой охране.

В глубокий сон впадают бурундуки и ежи. Температура их тела понижается иногда до 2-4°. Ежи, например, при этом теряют полностью чувствительность и не просыпаются даже в пасти лисицы!

3) используют запасы пищи, приготовленной на зим у. Чтобы легче пережить голодное время, многие наши звери и птицы запасаются на зиму “провизией”. Бурундук, например, делает большие склады семян и различных клубней растений. Поэтому нора у бурундуков состоит из двух отделений: гнезда, где он спит, и кладовки - для еды. Зверек очень чистоплотен: в ответвлениях от гнезда устраивает он себе “туалетные комнаты”. Белка складывает в свои гнезда шишки сосны или ели, развешивает грибы на ветвях деревьев. В грибные годы у одной белки бывает от нескольких десятков до сотен засушенных грибов! Небольшие запасы под корой и в щелях деревьев оставляют на зиму и некоторые птицы: синицы-гаички, поползни. Совы в дуплах заготавливают мышей-полевок. Таблица способов зимовки зверей.

Каких еще животных вы можете добавить в каждую группу? Что вы о них знаете?

IV. Работа в парах. Вы должны при ответе на вопрос поставить только цифры от 1 до 5: I – заяц; 2 – медведь; 3 – лиса; 4 – волк; 5 – белка.

  1. У кого зимой появляются детеныши? (2.)
  2. Этот зверь питается только ягодами, орехами, желудями, иногда яйцами и птенцами. (5.)
  3. Кто к зиме собирается в стаи? (4.)
  4. У какого зверя враги филины, вороны, лисы, волки, сороки? (I.)
  5. Про какого зверя так говорят: “Быстро бегает, умеет ползать, плавать, очень любопытный”? (3.)
  6. Кому помогает выжить его удивительная выносливость: он может не есть по многу дней, не теряя силы и не выходя из формы? (4.)
  7. Их ловят и съедают волки, крупные хищные птицы похищают детенышей, а беркут нападает на взрослых. Что это за звери? (3.)
  8. Хвост служит ей рулем, а иногда и парашютом. (5.)
  9. Быстро бежит в гору, а с горы – кубарем. (1.)

Подумайте, кто это мог пожаловаться: “Меню однообразное: хлебные крошки. Да и те часто снегом засыпаны. Вспотеешь, пока докопаешься. То ветер еду сдует, а то и совсем положить забудут. Сегодня густо – завтра пусто”.

Спаси птиц

Посинели от холода птицы, потому и зовут их – синицы.

Ты их желтым пшеном накорми, чтоб совсем не замерзли они. Г. Новицкая

Ещё о двух интересных птицах нам расскажут ребята.

Лес, русский лес: сосны, ели, осины, березы.
Лес, русский лес: здесь Снегурочка бродит с Морозом.
Лес, русский лес: здесь в чащобах лесных столько тайн и чудес!
Лес! Лес! Лес!

V. Обобщение изученного. Работа на доске: составление схемы.

VI. Итог.

О чём вы расскажете дома после урока? Что особенно заинтересовало вас?

Лес – это загадка природы, которую вы будете, постепенно изучая, разгадывать. Надеюсь, что после этого урока природа приобрела в вашем лице своих помощников и защитников.

© 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство