Фонетическая сказка о язычке. Сказки о веселом язычке картотека по логопедии на тему Фонетическая сказка о язычке на английском

Фонетическая сказка о язычке. Сказки о веселом язычке картотека по логопедии на тему Фонетическая сказка о язычке на английском

Сказка про язычок

1 урок

У нас в ротике живет язычок. Ну-ка покажи мне, какой язычок живёт у тебя в ротике! Вот какой красивый язычок! Наш рот - это его домик. У язычка в домике есть пол, потолок, стены и даже двери. А ну-ка, пусть твой язычок найдет пол у себя в домике. Нашёл? Умница! А теперь потолок! Вот молодец! А теперь одну стену нашёл язычок, вторую. Язычок открыл двери, вот так, открывай ротик, покажи, как у язычка двери открываются. А теперь закроем двери. Вот как замечательно, мы с тобой сделали зарядку для язычка. Что делает наш язычок? Он у себя в домике прыгнул на потолок. На потолке у него есть горка. Ну-ка, язычок, найди горку на потолке! Я тебе открою секрет: язычок очень любит сидеть на этой горке. Вот смотри, он уже прыгнул на горку!

Нравится язычку на горке сидеть, он даже запел от удовольствия: , . Давай споём вместе с ним!

! Oбратите внимание ребёнка на положение языка – язычок «поет» не на зубках, а на «горке» - альвеолах.

Спел язычок свою песенку и решил заняться делом, навести кругом чистоту. Взял он коврик и давай его выбивать. А где выбивает коврик язычок? Конечно же, на своей любимой горке. Вот так: . Покажи, как твой язычок умеет выбивать коврик!

Чистый-чистый стал коврик у язычка. Вот и закончена уборка, осталось только домик проветрить. Открывает язычок двери, а ветер подул, и двери захлопали от ветра: . А ну-ка покажи, как хлопают двери у язычка!

А теперь давай посмотрим, на что похожи эти звуки (leg, tie, witch)

А теперь давай поиграем. Я буду называть слова, и если вы услышите в этих словах звук l, хлопайте в ладоши:

lamp, lion, cat, London, flag, vase, flower, ball

А теперь хлопайте, если услышите звук [t]:

tiger, tree, bag, table, snake, stone, computer, parrot

А теперь хлопайте, если услышите звук [w]:

wall, monkey, water, Willy, train, house, window

А теперь повторите за мной:

[l] like, [t] to, [w] walk I like to walk.

[w] we, [l] look, [t] at, [w] window We look at the window.

[ w] why, Willy Why do you cry, Willy?

2 урок

А что сегодня будет делать наш язычок? Оглянулся язычок по сторонам – чисто и красиво вокруг. Теперь можно и на прогулку отправляться. Вышел язычок на крылечко. А кто это его уже встречает. Это собачка Бася, давняя подружка язычка. Бася – очень добрая собачка, она никогда не лает сердито. А когда встречает своего друга, радостно рычит, вот так: .

! У ребёнка, особенно старшего дошкольника, может с первого раза не получиться английский звук . Некоторые дети пытаются воспроизвести русский "Р”, поставив язык на альвеолы. Объясните малышу, что собачка Бася добрая и рычит не сердито, а очень легко, язычок должен быть за «горкой». Если не получается, попросите ребёнка подвинуть язычок еще дальше за «горку».

Поздоровался язычок с Басей, говорит Hello! А Бася ему отвечает: . И отправился он в сад, а Бася за ним побежала.

В саду у язычка цвели красивые душистые цветы. Каждое утро к ним прилетали пчёлы собирать нектар и пыльцу. С одной пчёлкой язычок подружился, он каждое утро выходил в сад и сразу узнавал золотистые крылышки своей знакомой. А пчёлка, завидев язычка, подлетала к нему и приветственно жужжала вот так: [ð ð ð]. Язычку тоже захотелось прожужжать в ответ. Давай поможем ему. Для этого ему нужно выглянуть наружу из своего домика. Выгляни, язычок, на улицу, попробуй пожужжать!

! Если ребёнку трудно его воспроизвести, дайте ему маленькое зеркальце и объясните, что нужно увидеть язычок, когда он здоровается с пчёлкой.

Поздоровалась пчёлка с язычком и полетела мёд собирать, ты ведь знаешь, что пчёлы ни минуты без дела сидеть не могут. А язычок дальше отправился. Он подошел к большому раскидистому дубу. В корнях этого дуба живет старая мудрая змея, она так здоровается с язычком: [θ θ θ]. Давай и мы с тобой попробуем с ней поздороваться по-змеиному!

! Если не получается, попробуйте опять воспользоваться зеркальцем.

А теперь давай посмотрим, на что похожи эти звуки (right, mother, thumb)

А теперь давай поиграем. Я буду называть слова, и если вы услышите в этих словах звук [r], хлопайте в ладоши:

rat, robot, nose, radio, zebra, tongue, tourist, mirror

А теперь хлопайте, если услышите звук [ð]:

that, song, they, show, father, brother, television, leather

А теперь хлопайте, если услышите звук [θ]:

thorn, telephone, think, jam, thought, broth

А теперь повторите за мной:

I think this rabbit is good. I think this rabbit is bad. I think this rabbit is the best.

3 урок

Подумал язычок, что пора бы уже и домой возвращаться. Побежал вприпрыжку по дорожке. Вбежал во двор, а там уже гуси на прогулку вышли. Важные такие, идут, с боку на бок переваливаются. Увидали язычка, загоготали, здороваются: .

! Русскоязычные дети часто оглушают английский конечный звонкий g. Поэтому вам придётся не раз напоминать ребёнку, что в таком-то слове в конце гогочут гуси, например – a dog.

Вдруг пошел дождь, и язычок еле успел спрятаться в домик. А капли так и застучали по крыше: . Язычок забрался в свой любимый уголок – на горку и слушает, как капли по крыше стучат: . Ну-ка, покажи, как стучит по крыше дождик!

! Чтобы звук получился правильно, напомните малышу, что язычок сидит на горке.

Так весело стучали капли по крыше, так быстро наливались во дворе большие лужи, что не выдержал язычок, да и кто тут выдержит, - выскочил во двор и давай носиться по лужам. Ох, не нужно было ему этого делать. Холодный был дождик, неприветливый. Вот и заболел язычок и закашлял: .

! Английский звук произносится с придыханием. Покажите ребёнку, как правильно.

Но не долго кашлял язычок. Его знакомая пчёлка принесла ему мёду, а мёд, как ты знаешь, самое лучшее средство от любой простуды. Поблагодарил язычок пчёлку, вот так: Thank you! Давай вместе попробуем!

А потом мёд съел и сразу выздоровел. Но на улицу еще не пошёл. Подождать решил, пока солнышко выглянет и лужи высушит.

А теперь давай посмотрим, на что похожи эти звуки (girl, dog, key)

А теперь давай поиграем. Я буду называть слова, и если вы услышите в этих словах звук [g], хлопайте в ладоши:

grapes, joy, gift, gold, hamster, trigger, river, finger

А теперь хлопайте, если услышите звук [d]:

dog, frog, day, duck, bird, pig, third, bed

А теперь хлопайте, если услышите звук [k]:

kettle, king, bag, wolf, cat, snake, night, clock

А теперь повторите за мной:

Have a good day, Kate. Kit is a good dog. Can you give me the doll?

4 урок

А что сегодня будет делать наш язычок?

Захотел язычок почитать себе сказку. Он очень любит сказки читать. Но в домике у него темно. Поэтому, когда он читает, ему приходится зажигать свечку. Длинную-длинную сказку прочитал язычок, уже и вечер настал, и спать ложиться пора. Стал язычок свечку тушить, вот так: . Попробуй и ты потушить свечку по-английски! Получилось? Замечательно! Я же говорила, что ты умница.

А потом в гости к язычку пришли его друзья ежи. Они смешно пыхтели. Большой ёжик говорил , а маленький ёжик

Язычок обрадовался, когда увидел их, и сказал: «Hello!»

Язычок пригласил своих гостей к столу, и они стали пить чай с вареньем.

Вот такая у меня сказка о язычке. Теперь твой язычок знает, как английские слова произносить. Давай попробуем еще раз по-английски поздороваться. Когда ты будешь говорить мне «Hello!», не забудь, что в начале слова язычок тушит свечку, а в середине поёт на горке песенку. Hello!

А теперь давай посмотрим, на что похожи эти звуки (house, flower, vase)

А теперь давай поиграем. Я буду называть слова, и если вы услышите в этих словах звук [h], хлопайте в ладоши:

horse, ham, lamb, hero, letter, hat, hammer

А теперь хлопайте, если услышите звук [f]:

flag, shower, frost, fruit, nest, laughter, winter, wolf

А теперь хлопайте, если услышите звук [v]:

vase, house, voice, noise, violin, window, van

А теперь повторите за мной:

I have a flower. We have a frog. You have a fox.

Сказка про гномика

1 урок

В одном волшебном лесу жил-был маленький гномик по имени Том. Он очень добрый, и у него много друзей. Том любит гулять по лесу. Когда он идёт по каменистой дороге, его шаги звучат так: . А когда гномик идёт по песку, то его шаги звучат так: .

У Тома есть младший брат, которого зовут Йен, но он ещё маленький и плохо говорит по-английски. Когда Йена спрашивают, как его зовут (What is your name?), он отвечает и смешно улыбается.

А теперь давай посмотрим, на что похожи эти звуки (bag, parrot, yacht)

А теперь давай поиграем. Я буду называть слова, и если вы услышите в этих словах звук [b], хлопайте в ладоши:

Butter, mother, bank, lamb, box, table, tiger, lab

А теперь хлопайте, если услышите звук [p]:

pen, palm, arm, pillow, willow, apple, arrow, top

А теперь хлопайте, если услышите звук [j]:

army, yellow, melon, yard, yogurt, yacht, hot, yes

А теперь повторите за мной:

Can you play, Bill? – Yes, I can. Can you build, Peter? – Yes, I can. The bag is yellow, Polly.

2 урок

Помнишь, мы начали рассказывать сказку про гномика Тома, который жил в волшебном лесу?

Однажды Том шёл по тропинке и увидел корову. Корова посмотрела на гномика и сказала три раза: . Это она так поздоровалась с Томом.

Гномик подошёл к корове и спросил: “What is your name?”

Корову звали Нелли, но, конечно, она не умела разговаривать. Нелли подняла голову и сказала: .

Your name is Nina!” обрадовался гномик, но корова печально покачала головой.

Your name is Natasha”, предположил гномик . Корова снова покачала головой.

Nadya, Nora, Nancy…” Корова качала головой. “Nelly”. «Да, да», корова радостно закивала.

Том подошёл к корове и дал ей букет цветов. Корова осторожно понюхала цветы и стала их жевать. А на шее у коровы весел колокольчик, который всё время звонил –ing, -ing, -ing

! Заднеязычный сонорный (носовой) английский звук, не имеющий аналогов среди звуков русского языка. При правильной артикуляции этого звука задняя часть языка прижимается к мягкому небу, перекрывая проход для воздуха, как при произнесении английского звука [g] но мягкое небо при этом опущено, создавая проход выдыхаемому воздуху через носовую полость, что и делает этот звук носовым. Звук – звонкий, то есть в его произнесении участвуют голосовые связки. При произнесении этого звука, кончик языка непременно должен находиться возле нижних зубов, а передняя и средняя части языка не должны касаться неба. Звук произносится протяжно. Уловить характер этого звука можно, если открыть рот во время произнесения звука [m].

А теперь давай посмотрим, на что похожи эти звуки (monkey, nose, sing)

А теперь давай поиграем. Я буду называть слова, и если вы услышите в этих словах звук [m], хлопайте в ладоши:

Monkey, mother, father, mouse, house, summer, skirt, bomb

А теперь хлопайте, если услышите звук [n]:

nut, cut, noise, voice, night, kite, snow, sun

:

song, think, long, log, sting, tin, ring, king

А теперь повторите за мной:

My name is Ring. Can you sing, Molly? Mary and Nina sing a song.

3 урок

Помнишь гномика Тома, который жил в волшебном лесу? Гномик был сладкоежкой. Он любил мёд (honey), конфеты (sweets), варенье (jam) и, конечно, шоколад (chocolate). А ещё гномик любил ходить в гости.

Однажды он пришёл к своим друзьям жукам. Жуки обрадовались, когда увидели гномика и зажужжали . Они летали вокруг гномика и громко жужжали. Так громко, что у гномика разболелась голова. Гномик попытался угомонить жуков. Он приложил палец к губам и тихонько сказал . Но жуки никак не утихали. Тогда гномик сказал им: “Good-bye!”

Том отправился в гости к пчёлам. Пчёлы жужжали гораздо тише и приятнее, чем жуки: . Пчёлы угостили гномика мёдом. Он ел его большой ложкой и говорил: “Yummy!” Гномик так наелся, что с трудом мог идти. Он поблагодарил пчёл за вкусный обед: “Thank you!” Когда Том уходил домой, он вежливо попрощался с пчёлами: “Good-bye!”

А теперь давай посмотрим, на что похожи эти звуки (television, shower, zebra)

А теперь давай поиграем. Я буду называть слова, и если вы услышите в этих словах звук , хлопайте в ладоши:

decision, wish, vision, ambition, leisure, television

А теперь хлопайте, если услышите звук :

show, know, shadow, meadow, shelter, kettle, wash

А теперь хлопайте, если услышите звук [z]:

zoo, soon, zebra, thunder, breeze, tin, close, cheese, vase

А теперь повторите за мной:

Shilla watches television. She goes to the zoo. She washes the dishes.

4 урок

Как там поживает наш знакомый гномик Том? Вы же помните, что гномик очень добрый, весёлый и общительный. А ещё он любит петь песенки. Как-то раз Том шёл по дорожке и насвистывал любимую песенку. Но у него не очень хорошо получалось свистеть. Том шёл и говорил: . На улице было холодно, да ещё Том промочил ноги. Когда он пришёл домой, то стал чихать и кашлять, а на следующий день у него поднялась температура, и заболело горло. Гномик лежал в кровати и стонал: . А потом ему стало ещё хуже, и он застонал громко и протяжно:

Мимо проходил медведь (bare). Он услышал, как стонет гномик, и зашёл к нему. Медведь увидел, что гномик болен. Он выбежал на лесную опушку и закричал: “Doctor! Doctor!”

Прилетел доктор-дятел (woodpecker). Он осмотрел гномика и покачал головой. Нужны было срочно лечить больного.

А теперь давай посмотрим, на что похожи эти звуки (snake, clock, horse)

А теперь давай поиграем. Я буду называть слова, и если вы услышите в этих словах звук [s], хлопайте в ладоши:

Skirt, lose, sand, theatre, sun, whisker, zoo, kiss

onset, sunset, dog, doom, nonsense, absence, fog, forest

А теперь хлопайте, если услышите звук:

order, barter, always, almost, allow, more, moor, door

А теперь повторите за мной:

Sally wants more. Sam’s dog is at the door. I see the dog on the floor.

5 урок

Гномик лежал и до прихода доктора тихо стонал: [ v ]. У него очень болела голова и горло. Гномик лежал и повторял: “Where is the doctor?”

Наконец пришел доктор-дятел, покачал головой и велел гномику сказать [ α: ]. Но у Тома получилось что-то совсем другое: странное [ ə], потом [ i ] и наконец .

Доктор послушал больного и дал ему горькое лекарство. Том проглотил невкусную таблетку и сказал [æ ]. Конечно, никто не любит пить лекарства, но что поделаешь. Гномику очень хотелось выздороветь, чтобы снова ходить в гости к своим друзьям. Да и доктор-дятел был очень строгим и любил, когда больные слушались его.

А теперь давай посмотрим, на что похожи эти звуки (up, car, computer, fish, tree, cat)

А теперь давай поиграем. Я буду называть слова, и если вы услышите в этих словах краткий звук v, хлопайте в ладоши, а если долгий a:, топайте ногами.

ʌ /

cup, uncle, duck, sun, mother, jump, run, plum, bus

/a:/

park, bath, car, grass, star, arm, scarf, father, vase

А теперь повторите за мной:

My cup was dark. We jump in the park. My uncle has a car.

А теперь если вы услышите в моих словах краткий звук i, хлопайте в ладоши, а если долгий , топайте ногами.

ship, six, fish, pig, sister, skip, drink, sing, milk, pink

sheep, tree, meat, beet, cheese, see, eat, sleep, tea, see

А теперь повторите за мной:

The pig is pink. I eat cheese. My sister drinks tea. I see a tree.

А теперь если вы услышите в моих словах звук æ хлопайте в ладоши.

/ water, sailor, wonder

/ æ

/ cat, mat, fat, rat

А теперь повторите за мной:

A fat cat sat on a mat.

6 урок

Итак, наш маленький гномик болен. К нему каждый день приходит доктор и делает гномику уколы. Том ужасно боится уколов. Он не может даже смотреть на шприц, поэтому крепко зажмуривается и дрожит, как осенний листик. Гномик старается не показать строгому доктору, что ему страшно, но когда доктор делает укол, Том тихонько вскрикивает сначала [ ai ] ,потом [ oi ], а потом [ au ].

George plays chess. Charlie likes jam.

А теперь я буду называть слова, а вы проговаривать тот дифтонг, который услышите.

Hi, now, boy, like, toy, how, joy, kite, bow

Повторите : The boy likes toys. Hi, Mike. How are you?

7 урок


К больному гномику стали приходить остальные друзья, чтобы навестить его. Прилетела тётушка Сова и сказала . Она напоила Тома горячим чаем с мёдом и лимоном и протянула ему градусник, чтобы гномик померил температуру. Сова была очень доброй и заботливой. Когда тётушка сова увидела, какая высокая у гномика температура, и сказала

В окошко постучал крот и окликнул гномика . Крот принёс гному корзину с фруктами и овощами. Он заботливо спросил у Тома: “How are you?”

А затем пришёл доктор. Он сказал, что больному нужен покой, и сова с кротом сразу же ушли. На прощание они сказали гномику: “Bye! See you.”

Тому снова стало грустно. Доктор-дятел принёс ему горькую микстуру и строго сказал: “Drink”. “No”, запротестовал Том. Но доктор снова сказал: “Drink”.

Гномик выпил горькую микстуру и сказал [e], а потом опять поморщился и сказал ] :].

А теперь давай посмотрим, на что похожи эти звуки (boot, bull, train, egg, bird)

А теперь давай поиграем. Я буду называть слова, и если вы услышите в этих словах краткий звук [u], хлопайте в ладоши, а если долгий , топайте ногами.

put, wolf, cook, good, look, football, foot, book

/u:/

boot, two, spoon, pupil, soup, juice, afternoon, blue

А теперь я буду называть слова, а вы проговаривать тот звук, который услышите (, [e], [:]).

Play, turn, ten, snake, hen, burn, flame, learn

Повторите : I learn to play. We play with them. They have ten hens.

8 урок


К Тому в гости пришли его лучшие друзья: четыре маленьких гнома. Их звали [ o u ], [ uə ], [ iə] и [ єə ] . У каждого гнома был свой характер. [ o u] постоянно всему удивлялся и любил задавать много вопросов. был очень неуклюжим. Он постоянно всё ронял и натыкался на разные предметы. Вот и сейчас задел табуретку, и она с грохотом упала на пол. [ iə] был очень весёлым и всё время рассказывал разные шутки, и сам же над ними смеялся. А [ єə ] постоянно всё забывал, и когда старался припомнить, что он хотел сказать, то смешно хмурил брови и говорил [ єə ].

Том очень любил своих друзей. Они весело играли, и на прощанье Том попросил гномов почаще приходить к нему в гости. Гномик чувствовал себя намного лучше. Теперь он мог сказать: “Now I’m fine”.

А теперь давай посмотрим, на что похожи эти звуки (phone, tourist, ear, chair)

А теперь я буду называть слова, а вы проговаривать тот звук, который услышите ([ o u ], [ uə ], [ iə] и

[ єə ])

No, here, bear, poor, near, hare, throne, tour

Повторите : The bear is near here. The tourist is poor.

Артикуляционная гимнастика для активизации мышц языка и губ для малышей.

Часто родители задают вопросы, что можно самостоятельно делать дома, если ребенок плохо говорит те или иные звуки? Чёткость нашей речи напрямую зависит от подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Артикуляционный аппарат ребенка ещё несовершенен, развивается постепенно, в процессе речевой деятельности. Но этот процесс можно немного активизировать с помощью артикуляционной гимнастики.

Работа над дикцией должна начинаться с артикуляционной гимнастики - зарядки для языка. Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для чёткого произношения звуков.

Существует определенный алгоритм действий, присущий всем артикуляционным упражнениям для разных групп звуков.

1. Прежде чем предложить малышу выполнить то или иное упражнение, несмотря на кажущуюся простоту, попробуем сами. Возможно, для этого потребуются определенные усилия с нашей стороны.

2. Проводим артикуляционную гимнастику ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

3. Частота занятий, конечно, зависит от Вашей занятости, но желательно делать гимнастику не менее двух раз в день по 3-5 минут.

4. Предлагаем малышу не больше 3 упражнений за одно занятие.

5. Начинаем гимнастику с более простых упражнений и заканчиваем сложным. Если ребенку трудно даётся какое-то упражнение, или движения недостаточно четкие, то мы выполняем его до тех пор, пока оно не станет для него легким. Только преодолев эту трудность, целесообразно переходить к выполнению нового упражнения.

6. Делаем гимнастику перед зеркалом. Идеальный вариант - сидя перед большим зеркалом, так что бы малыш одновременно мог видеть и себя и Вас. Если такой возможности нет, подойдёт обычное настольное зеркало. Только в этом случае Вы уже сидите напротив малыша.

7. Не забываем поощрять малыша добрым словом. Даже если ему пока очень тяжело и видимых успехов нет.

8. Обыгрываем каждое упражнение, чтобы малышу было интересно.

«Сказка о язычке»

Жил-был маленький язычок. У него был очень уютный домик. Твой ротик. Каждое утро он просыпался, благодаря своим любимым часам. Его часики работали так:

Тик-так, тик-так,
Язычок качался так,
Словно маятник часов
Ты в часы играть готов?
(М.Синицына)

Покажи как работают часики: улыбнись, открой ротик, двигай язычком то к левому, то к правому углу рта. Сделай 5 раз.

Проснулся язычок и пошел чистить зубки . Помоги ему: улыбнись, открой рот, кончиком языка сильно «чисти» (води влево-вправо) за нижними зубами, а потом за верхними зубками. Не спеши, чистить зубки нужно минимум 2 минуты (7-8 раз).

Захотелось язычку приготовить вкусный завтрак. Подумав немного, он отправился месить тесто для блинов . Чтобы помочь ему нужно улыбнуться, открыть ротик и покусать язык зубами: ТА-ТА-ТА-ТА-ТА…., а потом пошлепать язычок губами: ПЯ-ПЯ-ПЯ….

Тесто получилось как надо и напек язычок вкусных блинов ! Хочешь посмотреть каких? Тогда улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу и удерживай его неподвижно под счет взрослого до пяти-десяти.

Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке.
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму.
(О.Петрова)

Достал язычок к блинчикам вкусное малиновое варенье . Да испачкал губы. Надо их аккуратно облизать. С улыбкой, не закрывая ротика, «слизни» варенье с верхней губы.

Блин мы ели с наслажденьем -
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.
(М.Синицына)

А чтобы выпить чая, язычок превратился в чашку ! Не веришь? А ты попробуй сам! Ну-ка, улыбнись, открой рот, высуни язычок и потяни его к носу. Старайся поддерживать бока языка поднятыми, не поддерживай их верхней губой. Вот-вот-вот, получилась чашка. Сколько сможешь удержать? Давай-ка до пяти…

Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
(М.Синицына)

Хорошо позавтракал Язычок! Решил теперь он прокатиться на машине! А ты знаешь, как ехать на машине ? Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх и с силой ударяй кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произнося: ДЫН-ДЫН-ДЫН…. Повторяй сначала медленно, а потом быстрее и быстрее, секунд 15.

По шоссе машина мчит,
Во все стороны рычит.
За рулем лихой шофер,
«Дын-дын-дын» - гудит мотор!
(М.Синицына)

Рядом с машиной сидела кошка. От звука мотора она испугалась и рассердилась. Как кошечка сердится ? Улыбнись, открой рот, кончик языка упри за нижние зубки, «спинку» выгни, а боковые края языка прижми к верхним коренным зубам. Удержи язычок в таком положении под счет до восьми - десяти.

А теперь успоко й киску - погладь ее. Сначала, покажи, как она сердилась, прижми язык верхними зубами и «почеши» его зубами от корня языка к кончику. Повтори пять-шесть раз.

Взял он киску с собой и поехал. Едет мимо окраины леса. На суку сосны сидел веселый дятел и стучал клювом по дереву. Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх. Кончиком языка с силой ударяй по бугоркам за верхними зубами: Д-Д-Д…. Стучи сильно только кончиком язычка, следи чтобы сам язык не прыгал.

Дятел на стволе сидит,
Клювом по нему стучит.
Стук да стук, стук да стук -
Раздается громкий звук.
(М.Синицына)

Навстречу язычку скакала лошадка . Слышишь, как стучит она копытами? Улыбнись, открой рот, громко и энергично пощелкай языком. Старайся, чтобы «прыгал» только язычок, и следи, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

Я веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко -
Стук копыт услышишь звонкий.
(М.Синицына)

А внизу в пруду с удивлением увидел язычок Бегемотиков !

Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я.
А потом закроем рот –
Отдыхает бегемот.
(О.Перова)

Пока он любовался бегемотиками, погреться на желтый песчаный берег приползла змея . И, любовавшись бегемотиками, стала высовывать язык, изо всех сил, как можно дальше, вытягивая язычок изо рта и снова пряча его. И так раза четыре точно.

Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем,
Только так, а не иначе.
(М.Синицына)

Хорошо отдохнул язычок. Вернулся домой. Открыл окошко (широко открыть рот), проветрил комнату и лег спать. Завтра снова поедет гулять!

Тут и сказки - конец, а кто слушал и делал - Молодец!

Красным цветом выделены названия упражнений.


Предлагаю ознакомиться с другими полезными статьями для родителей по развитию речи на моем сайте logoped-lapteva.ucoz.ru

Узнать нуждается ли Ваш ребенок в логопеде

Советы логопеда по развитию речи ребенка

Скачать бесплатно компьютерные игры и материалы по развитию речи

Получить бесплатную он-лайн консультацию логопеда

Какие нарушения речи бывают у детей

Какие нарушения речи бывают у взрослых

Список пособий для занятий по развитию речи

Проверка готовности ребенка к школе

С помощью сказок о весёлом язычке можно:

Познакомить детей с основными органами артикуляционного аппарата: ртом, губами, языком, небом.

Познакомить с основными движениями языка.

Сказка Н.В.Новоторцевой "О Веселом Язычке".

"Жил-был Веселый Язычок в своем домике. Догадайся, что это за домик.

В домике этом

Красные двери,

Рядом с дверями

Белые звери.

Любят зверюшки

Конфеты и плюшки.

Догадались?

Этот домик - рот. Двери в домики то открываются, то закрываются (рот закрыт, открыт). Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из Домика (высунуть язык). Вот он пошел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык "лопаткой" на нижней губе). Подул легкий ветерок, Язычок поежился (язык "стрелочкой"), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язык убрать, рот закрыть). А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим "д-д-д-д"). Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком. Котенок лакал молочко (водим языком по верхней губе сверху вниз, рот открыт), потом он облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губы справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали: "тик-так" (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваться до уголков рта). Котенок свернулся клубочком. "Пора и мне спать", - подумал Язычок".

Сказка М.Г.Генинг и Н.А.Герман "О Веселом Язычке"

Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи. У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале? Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Здесь Вы должны улыбнуться, так чтобы видны были верхние и нижние зубы.) Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало.

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она открылась. Да так и осталась стоять открытой. Не закрывай первую дверку, пока я не скажу. (В норме ребенок может удерживать такое положение 5-6 секунд без подергиваний, толчков, уголки губ растянуты симметрично.) А теперь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем. (Повторите это упражнение 3-4 раза. В норме движение выполняется ребенком с полной амплитудой, без затуханий, легко, плавно, достаточно быстро.) Открылись дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался – холодно на улице.

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. Посмотри, как спокойно он спит. (Язык лежит на дне ротовой полости распластанным, без бугорков, спокойно, неподвижно.) Пусть твой язычок так же спокойно поспит. Не буди его, пока я не скажу. (Такое положение также удерживается ребенком в норме 5-6 секунд без толчков и подергиваний, боковые края языка расположены симметрично.) Закроем сначала вторую дверку, а потом первую.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Потолок в доме Язычка называется нёбо. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо. А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко. (Движение должно выполняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подергиваний язык удерживается наверху в течение 5-6 секунд.) Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул… (Упражнение повторяется несколько раз. Ребенок в норме сразу находит правильное положение языка, движения выполняет легко, быстро, с полной амплитудой.) Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет.

На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз (ребенок должен знать направления движения языка, сразу находить нужное положение, стараться выполнить их в полном объеме), почувствовал, что стало холоднее и ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая. Вот и вся сказка про Веселого Язычка.

Поваляева М.А. Справочник логопеда.

"Сказка о весёлом язычке":

За алыми губами за белыми зубами жил-был Веселый Язычок. Его домиком был рот. Он крепко спал, укрывшись белым одеялом (язычок лежит на нижней губе, губы улыбаются так, чтобы хорошо были видны верхние зубы).

Спят усталые игрушки, куклы спят.

Одеяла и подушки ждут ребят.

Даже сказка спать ложится,

Чтобы детям всем присниться.

Глазки закрывай, баю-бай (учить удерживать язычок под счет до 10).

Каждое утро он просыпался, потягивался, широко открывал окошко и смотрел, какая погода: он смотрел на небо, ярко светит солнышко (поднять кончик языка к верхней губе). - Здравствуй, солнышко-колоколнышко! Посмотрел на землю - травушка-муравушка растет, ручеек течет (содержание видоизменяется в зависимости от состояния погоды, времени года. Предложить по картинке на каждое время года).

Осенью:

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Зимой:

Белый снег, пушистый.

По ветру кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

Весной:

Травка зеленеет,

Солнышко блестит.

Ласточка с весною

В гости к нам летит.

Посмотрел направо, налево (повторить несколько раз, передвигая кончик языка из одного уголка рта в другой) и побежал делать зарядку: лег на коврик (широко распластанный язычок лежит на нижней губе так, чтобы край губы был хорошо виден) и поднимает свой хвостик вверх, опускает вниз, вверх-вниз (повторить от 4 до 8 раз, в зависимости от возраста и физического состояния детей).

Посмотрел на часы: который час (ритмичное перемещение кончика языка из одного уголка рта в другой). Пора умываться:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

Пусть болезни нас боятся,

Пусть они не ходят к нам.

(Улыбнуться, подставить ладони, сложенные лодочкой, открыть водичку и спеть ее песенку - С-С-С):

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтоб глазки блестели,

Чтоб щечки краснели,

Чтоб смеялся роток

И кусался зубок.

Теперь нужно почистить зубки.

Этой щеткой чистим зубы,

Этой щеткой - башмаки,

Этой щеткой чистим брюки -

Все три щетки нам нужны.

Привел Язычок себя в порядок и сел завтракать.

Самовар кипит, просит чай всех пить.

Чай горячий, подуем на него.

(Предлагаем подуть на кончик широкого язычка, в межгубном положении, что способствует выработке сильной, целенаправленной воздушной струи).

Для постановки диафрагмально-речевого дыхания, используется фраза и тактильно-вибрационный контроль. Глубокий вдох, на выдохе произносим: Ах, какой душистый, ароматный (словарь подбирается с учетом произносительных возможностей каждого ребенка в отдельности).

Наелся блинов, напился чаю. Спасибо. Все было очень вкусно! Посмотрел Язычок на себя в зеркало и увидел, что губы выпачканы вареньем.

При этом можно закрепить навыки словообразования: Ты с каким вареньем ел блины? Из слив - сливовое, яблок - яблочное, груш - грушовое, клубники - клубничное, малины - малиновое и т. д.

«Оближи варенье ». (Широким язычком закрываем верхнюю губу и облизываем ее сверху вниз, при этом губы улыбаются, зубы видны.) Дозировка от 4 до 8 раз.

Пора на прогулку:

Вышел Язычок. Видит, стоит его любимая лошадка. Подошел он к ней и говорит:

Я люблю свою лошадку.

Причешу ей шерстку гладко.

Гребешком приглажу хвостик.

И верхом поеду в гости.

Улыбнуться, присосать спинку язычка к твердому небу - поехали (имитируем езду на лошадке).

Если ребенок маленький, то желательно усадить его на колени лицом к себе и, взяв его за руки, отправляться в путешествие вместе, имитируя скачку не только язычком, но и коленями, что повышает эмоциональный настрой ребенка, сближает со взрослым. Стихотворение используем более легкое, простое:

Я залез на коня

И держусь руками.

Посмотрите на меня.

Я поеду к маме.

«Останови лошадку». (Сильно подуть на плотно сомкнутые губы, вызывая их вибрацию.)

ВСЁ! (Это уже от меня: обратно язычок может поехать на поезде "У-У-У", уплыть на пароходе "Л-Л-Л", уехать на мотоцикле "ДР-Р-Р", снова поскакать на лошадке...)

Герасимова А. С. и др.

Сказка о Веселом Язычке. (+ развитие голоса)

Жил на свете язычок. Был у него свой домик.

Домик назывался ротик. Домик открывался и закрывался. Посмотри чем закрывался домик . (Взрослый медленно и четко смыкает и размыкает зубы). Зубами! Нижние зубы - крылечко, а верхние зубы - дверка.

Жил Язычок в своем домике и часто глядел на улицу. Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется в домик. Посмотри (Взрослый показывает несколько раз широкий язык и прячет его) . Язык был очень любопытным. Все ему хотелось знать.

Увидит, как котенок молоко лакает, и думает: "Дай-ка и я так попробую". Высунет широкий хвостик на крылечко и опять спрячет. Высунет и спрячет, высунет и спрячет. Сначала медленно, а потом быстрей. Совсем как у котенка получается. А ты так умеешь? А ну-ка, попробуй!

А еще любил Язычок песни петь. Веселый он был. Что увидит и услышит на улице то и поет. Услышит, как дети кричат "а - а - а", откроет дверку широко - широко и запоет: "А - а - а".Услышит, как лошадка ржет "и - и - и", узенькую щелку в дверке сделает и запоет: "И - и - и".Услышит, как поезд гудит "у - у - у", кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: "У - у - у".Так незаметно у Язычка и день пройдет. Устанет Язычок, закроет дверку и спать уляжется.

Вот и сказке конец.

СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ (к сожалению не знаю автора )

Рот - домик, губы - двери.

А кто живет в этом домике?

В этом домике, дружок,

Живет Веселый Язычок.

Ох, и шустрый он мальчишка,

И немножко шалунишка.

(Рот открыт, язык несколько раз показывается «стрелочкой»).

Наш Веселый Язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо...

А потом опять вперед,

Тут немного отдохнет.

(УПРАЖНЕНИЯ «ЧАСИКИ», «ЗМЕЙКА».)

Приоткрыл Язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся,

А потом пошел гулять,

На крылечке загорать.

(УПРАЖНЕНИЯ «УЛЫБКА», «ЖАЛО», «СТРЕЛОЧКА».)

На крылечке полежал,

На качели побежал.

Вверх взлетел он смело…

Но пора за дело.

(УПРАЖНЕНИЯ «ЛОПАТОЧКА», «КАЧЕЛИ».)

Поспешил к себе во двор,

Чтобы починить забор.

Быстро взялся он за дело,

И работа закипела.

(УПРАЖНЕНИЕ «ЗАБОРЧИК».)

Гвозди, молоток и клещи -

Нужные плотнику вещи.

Молоток стучит «тук-тук!»,

Язычку я лучший друг.

(Рот закрыт. Зубы обнажены. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно повторяя «т-т-т»).

Вот и банка с краской рядом.

Обновить заборчик надо.

Стала кисточка плясать,

Наш заборчик не узнать.

(УПРАЖНЕНИЕ «МАЛЯР».)

Язычок наш кончил дело.

Отдыхать он может смело,

Я с лошадкой погуляю,

На гармошке ей сыграю.

Погоняю я в футбол

И забью в ворота гол.

Очень сложная задача -

Загонять в ворота мячик.

(УПРАЖНЕНИЯ «ЛОШАДКА», «ГАРМОШКА», «ФУТБОЛ».)

Скрылось солнце за горой,

Язычок пошел домой.

Дверь он запер на замок.

Лег в кроватку и умолк.

(УПРАЖНЕНИЯ «ГОРКА», «ЛОПАТОЧКА».)

Сказка про Язычок.

Этот маленький дружок –

Твой весёлый Язычок.

Чтоб он ловким был, умелым,

Чтобы слушался тебя,

Каждый день зарядку делай

Перед зеркалом, шутя!

Наша сказка – вам подсказка,

Ведь зарядку каждый день

Должен делать непослушный Язычок,

Забыв про лень.

Вот проснулся Язычок

Выглянул в окошко.

Видит: спинку выгнула

Розовая кошка.

Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счёт 5.

Расстелил половичок

На крылечке Язычок.

Взял он клещи,

Взял топор

И пошел чинить забор.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язы на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении на счёт от 1 до 5 - -10.

Д – д – д – д – д – д – стучит молоточек

Т – т – т – т – т – т – вот забит гвоздочек.

Светит солнышко с утра – в гости к тётушке пора!

Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетание звуков "дддд" и "тттт"

Тетушка Щёчка

Племянника ждёт,

Блинчики с маком

К обеду печёт.

Кашку сварила, чай заварила,

Даже варенья банку открыла.

Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами произносить "пя – пя – пя"

На лошадке по дороге

Скачет Язычок,

И копытами лошадка -

Цок, цок, цок, цок, цок,.

В горку медленно идёт:

Цок цок цок цок цок.

А с горы стрелой несётся:

Цок – цок – цок – цок – цок.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком язык. Сначала медленно, зетам быстрее.

Тётушка племянничка

Весело встречает.

Чай ему с вареньем

Тут же предлагает.

Ах, какое вкусное,

Сладкое варенье,

Да и каша манная –

Просто объедение –

Ням – ням – ням – ням.

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, совершая движения языка слева направо и сверху вниз.

Под окошком – блл, блл, блл –

Индюки болтают.

Индюшачьей речи

Никто не понимает.

На качели индюки

Весело кивают.

Покататься Язычку

"Блл, бллл!" – предлагают.

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем увеличить темп и включить голос, пока не не послышится сочетание "Бл – бл – бл" ("болтушка").

Ну – ка, детки, с Язычком

Вместе покатаемся!

Поиграем в паровозик

И поулыбаемся: "И – у! И – у! И – у!"

Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6 раз.

Дайте Язычку дуду

И ещё пять шариков

Покатать комариков!

Надуваем шарики:

"Садитесь, комарики!"

Предложить ребёнку длительно произносить звук "шшш". Обратить внимание на то, что при произнесении звука "ш" передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха тёплая.

Вот интересная игра –

Воздушный Колобок.

Из щёчки в щёчку покатать

Его не каждый мог.

Приоткрыть рот, языком поочерёдно упираться в щёки, "выдавливая" шарики.

Ой, потемнело

Все вокруг,

Сильный вихрь

Поднялся вдруг.

Язычок затрепетал,

Задрожал и затрещал:

Бррр – бррр – бррр…

Положить широкий язык на нижнюю губу, с силой подуть на неё, вызывая вибрацию кончика языка. Выполнять в течение 10 сек.

Ох, устал наш Язычок,

Лёг в кроватку на бочок;

Пя – пя – пя – пя – пя – пя

Отдыхаем все, друзья!

Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: " пя – пя – пя". Выполнять упражнение в течение 10 сек.


ТРУ-ЛЯ-ЛЯ. Артикуляционная гимнастика

Жил-был весёлый Язычок, проснулся он рано утром.

Открыл окошко.

Посмотрел налево, направо. (При открытом рте движения языка направо-налево ).

Вниз посмотрел ( движение языка вниз )

Ночью шел дождь: нет ли луж?

Вверх посмотрел (движение языка вверх ): светит ли солнышко?

Закрыл окошко ( закрыть рот ) побежал язычок в ванную умываться ( Движения руками и ногами, имитирующие бег.)

Открыл дверь ванной (движение рукой ).

Дверь заскрипела: «Н-н-н...»

«Нaдo смазать дверь», - подумал язычок.

Пошёл он в ванную, включил свет (движение рукой ) - «чик».

Отрыл Кран: ( круговые движения рукой ) - «Чикчик-чик». вода: «Ш-ш-ш...»

Полилась горячая «Ой!!!» - испугался Язычок и отдёрнул руки.

Покажи, как он испугался (показать испуг мимикой и движениями рук, тела ) Надо открыть какую воду? правильно, холодную: (круговые движения рукой ) «тук-тук-тук». Язычок открыл кран с холодной водой:

«С-с-с...»

«Холодная водичка соединилась с горячей и стала тёплой. Язычок умылся. Почистил зубки: сначала нижние, затем верхние прополоскал рот (движения щёк, имитирующие полоскание ). Умылся еще раз (круговые движения языка вокруг губ )

Вытерся. Закрыл кран с холодной водой: (круговые движения рук ) «чик-чик-чик».

Закрыл кран с горячей водой: (круговые движения рук ) «чик-чик-чик».

Погасил свет: «чик» (движения рукой ), Закрыл дверь:

«Н-н-н...». И побежал веселый язычок на кухню завтракать (движения руками, ногами, имитирующие бег )

А на кухне мамочка печёт пироги.

«Мамочка, здравствуй! - крикнул радостно Язычок. Я тебя очень люблю!!!» ( Повторить, раскинув руки.)

«Здравствуй, сыночек! Я тебя тоже очень люблю! Помогай мне тесто месить Пя-пя-пя разминали они тесто губами, по том зубками, снова губами. Тесто готово, Испекли они пирожки: «Пя-пя-пя...»

Язычок съел три пирожка (положить широкий язык на нижнюю губу ). Как ты думаешь, с какой начинкой? Затем Язычок выпил молока вот из такой чашечки

Сказал спасибо и спросил у мамы: «Мамочка, можно я пойду погуляю? (попросите повторить )

ответила: «Конечно, можно, только не опоздай к обеду». Взял Язычок дудочку и Весело задудел: «Дуду-ду!»

вышел Язычок на крыльцо дома

Вокруг дома длинный забор. Вот такой.

А на крыше дома вот такая труба (с напряжением вытянуть вперёд губы ). В трубе живёт весёлый ветер; «У-у-у-у...». поет он (винтообразные движения указательного пальца, губы вытянуть в трубочку) . Весёлый маляр красил забор.

«Смотри, Язычок, - сказал маляр, - возле забора вырос грибок».

«Как хорошо!» - ответил Язычок и вдруг увидел, как кошка

ловит мышку за хвостик.

«Нельзя, Мурка!» - прогнал Язычок кошку. Погрозил пальчиком кошке .«Нельзя!» (Погрозить пальчиком .)

Побежал Язычок к своей лошадке. Погладил её.

«Здравствуй, лошадка»,- ласково сказал язычок. Как он сказал? (повторить с ласковой интонацией.) Лошадка обрадовалась. Заржала: «Иго-го!..» Как она обрадовалась. (Повторить голосом и подёргиванием головой. )

Вскочил Язычок на лошадку, поскакали они вместе (цоканье языком )

«Ы-ы…»

Скачут они берегом реки. Нa реке гудит пароход: «Счастливого пути, пароход!» - помахал ему вслед Язычок. Как Язычок проводил пароход? (Помахать ручкой .) Скачут они с лошадкой дальше.

Скачут полем, скачут лесом, (цоканье Языком ) Здоровается Язычок со всеми.

«Здравствуйте, деревья!» Как ОН Крикнул? (Повторить, раскинув руки )

«Здравствуй, небо!» (Повторить, подняв руки вверх и широко их раскинув .)

И тут Язычок увидел солнце.

«Здравствуй, солнце!» Как он крикнул? (Радостно крикнуть, подняв руки вверх и широко их раскинув .)

Спрашивают деревья, небо, солнце

«Кто это с нами поздоровался?».

«Это - я!!!» - крикнул Язычок. Как ОН Крикнул? (Вновь радостно крикнуть, подняв руки вверх и широко их раскинув .) «Кто это - я?» переспрашивают деревья, небо, солнце.

«Это

Я…..!» (Громко выкрикнуть своё имя .)

Скачет язычок, скачет и прискакал он в зоопарк (цоканье языком ). В Зоопарке он встретил своих друзей. Язычок увидел ослика.

«Иа-иа-иа!» - поздоровал-ся. Ослик. Как он поздоровался? (Повторить .)

Язычок посмотрел, как умывается весёлый слоник Бэмби: набирает хоботом, водичку и моет себя, как из душа. Покажи, как набирает водичку слоник. К ним, подошёл индюк.

Он без умолку болтал: «Бл-бл-бл-бл-бл-бл...» Маленькая белочка угостила язычка орешками.

Покажи, какие были орешки?

В зоопарке язычок покатался на качелях

Покатался на Маленьком автомобильчике: «Дpppppp...» (Показать, как, держа руль, едут на машине .) -было Очень жарко. язычок купил себе мороженое -эскимо на палочке.

Очень вкусное мороженое! (Лакательное движение языка .)

А ты какое любишь мороженое? Съел Язычок мороженое и подумал, что надо домой возвращаться. Посмотрелна часы, а часы стоят.

Надо часы что? (Движения рукой, имитирующие завод часов .)

Правильно - завести: «тик-тик-тик». И часы пошли.

«Ой! Меня же мама дома ждет!» Вскочил Язычок на лошадку и поскакал домой (цоканье языком ). Дома eгo ждала мама…

Она испекла Язычку вкусныеблинчики -

вот такие. И положила вкусного варенья. Докажи, какое варенье вкусное (Повторить упр. 19 ). Мама сходила в магазин игрушек и купила своему любимому сыночку подарки. Мама подарила Язычку воздушный шарик.

Его цвет на звук «з». Угадай, какого цвета шарик? правильно, зелёного. Язычок надул шарик: «ф...ф...ф...». Ещё мама купила Язычку красивую гармошку и барабан. Вот такой.

Язычок взял барабанные палочки и заиграл весёлый марш: «дэ-дэ-дэ, дэ-дэ-дэ, дэ-дэ-дэ...» Он был очень рад новым игрушкам и очень рад, что вернулся домой к маме.

Фонетическая сказка о язычке

1 вариант

У нас в ротике живет язычок. Наш рот - это его домик. Посмотрите, в нашем доме есть пол, потолок, стены.

И у язычка в домике есть пол, потолок, стены и даже двери. А ну-ка, язычок, открой двери, вот так (открываем рот) , теперь закрой (закрываем рот) . Что делает наш язычок? Он у себя в домике потрогал пол, одну стеночку, другую и прыгнул на потолок. На потолке у язычка есть горка (альвеолы) , вы нашли горку на потолке? Я вам открою секрет: на этой горке очень любит сидеть язычок. Ну-ка, язычок, прыгни на горку!

Язычку так понравилось сидеть на горке, что он запел: , . (Пусть дети повторяют за вами, при первом знакомстве со сказкой не стоит добиваться правильного произнесения звуков. Нужно лишь, при необходимости, обратить внимание детей на положение языка - язычок поет не на зубках, а на горке.)

Язычок очень любит, когда у него дома чисто. Он сидит на горке, и выбивает коврик, вот так: .

Он проветривает свой домик, открывает дверь и дверь хлопает от ветра .

Вдруг пошел дождь и язычок спрятался в домик. Он сидит на горке и слушает, как по крыше стучит дождик .

А во дворе у язычка живет собачка. Это очень добрая собачка, когда она встречает своего друга, она радостно рычит: . (Некоторые дети пытаются воспроизвести русский "Р", поставив язык на альвеолы. Мы объясняем детям, что наша собачка добрая и рычит не сердито, а очень легко, язычок должен быть за горкой. Если не получается, просим детей подвинуть язычок еще дальше за горку.)

В саду у язычка живет его знакомая пчелка. Она приветствует его так: (звонкий английский звук, передаваемый буквосочетанием th) . Язычку нужно выглянуть наружу, чтобы прожужжать в ответ. Выгляни, язычок, на улицу, попробуй пожужжать!

А в корнях большого дуба живет старая мудрая змея, она так здоровается с язычком: [θ θ θ]. Чтобы ответить на приветствие, язычку снова нужно выглянуть из домика. Давайте попробуем: [θ θ θ].

Во дворе у язычка гуляют гуси. Они гогочут: . (Русскоязычные дети часто оглушают английский конечный звонкий g, поэтому мы каждый раз напоминаем детям что в этом слове в конце гогочут гуси, например - a do g .)

Однажды язычок заболел и закашлял: . (с придыханием) он, конечно, быстро поправился и навестил всех своих друзей. (Можно еще раз повторить звуки.)

2 вариант

В одном большом-большом волшебном лесу жили-были разные существа.
Ветер-ветерок напевал свою песенку - .
Дождик помогал ему и бил каплями по земле - .
О приближающемся дожде предупреждала сова - .
Ей поддакивали вороны, но вместо "да" слышно было только - .
А гуси возмущались - .
Мама-кошка звала своих котят - .
Слышалось фырчанье ежей - .
А корова, которая забрела в лес, чтобы поесть сочной лесной травы, мычала - .
А из далека слышалось рычание английской собаки - .
В этом лесу жил-поживал добрый язычок [j]. Он жил в маленьком домике рядом с каруселями, так как любил кататься на каруселях - круговые движения языком в одну сторону и в другую, и на качелях - вертикальные движения языка вверх-вниз.
Ничто не останавливало нашего язычка: ни дождь - , ни ветер - . Нагуляется, накатается, замерзнет, задрожит - , зачихает - , закашляет - .
Прибежит домой и греет свои ручки - .
И вдруг стук в окошко - , - это подружки язычка пчелки прилетели, английские - и русские - . Узнали что язычок замерз и угощают его мёдом - . Поел язычок мёда и согрелся.
Прилетели шмели, русские - , английские - , принесли конфеты нашему язычку, чтобы развеселить его, а он ест и облизывается (сначала проводит кончиком языка по верхней губе, а потом по нижней).
Навестить его пришла подружка-ежиха. У неё много маленьких ежат. Испекла она им пироги с ванилином, но в один положила два пакетика ванилина - [w] (две галочки), в другой - один - [v] (одна галочка). Едят ежи первый пирог, очень-очень сладкий он, они сдувают ванилин с губ - , а второй им очень нравится, они едят и облизывают своими маленькими зубками нижнюю губу - .
Язычок приглашает всех своих друзей в дом, они садятся на диван и читают книги, радуются - , смеются - . Начитались интересных книжек и заснули. Не будем их будить - .

3 вариант

Путешествуя однажды по волшебной стране, встретил Язычок пчелу - англичанку Жужжу и понравилось ему ее милое жужжание . Попробовал он пожужжать, но у него получился русский звук [з-з-з]. Видит пчелка, плохо получается. Решила помочь: "Положи кончик языка между зубами и произнеси [з-з-з], получится английский звук ". Так Язычок и пчелка Жужжу подружились, идут и жужжат . А вокруг летают пчелки: то близко , а то далеко .

А в другой сказке отрабатывается звук .

Язычок заблудился в лесу. А в лесу жила злая Змея. Когда к ней кто-нибудь приближался, она сердито шипела: "С-с-с". Из-за этого все звери боялись дружить со Змеей. А сегодня она очень грустная, у нее день рождения, а она одна, без друзей.

Пожалел Змею Язычок и решил сделать подарок к дню рождения - научить произносить добрый звук [>]. Пофантазируем, на что он похож? Верхние и нижние зубы пусть будут "хлебом", а язычок "сыром" (или другой начинкой). Положи "язычок-сыр" между "зубами-хлебом" и чуть-чуть прикуси, чтобы "сыр" не упал. А теперь скажи: "С-с-с", получится звук . Змея попробовала и у нее получилось . "Thank You", - обрадовалась змея. Язычок спел ей песню "Happy birthday".

А вот фонетическая сказка на довольно сложный с точки зрения артикуляции звук [w].

Язычок познакомился в одном из своих путешествий с волшебным паровозиком из Ромашково. Паровозик бежит вперед. У него круглая труба. И мы вытянем вперед губы и округлим их. А как паровозик выпустит дым из трубы? Вот так: . Паровозик предлагает детям прокатиться. Они строятся друг за другом и едут вперед: . А вот мы и на поляне. Отдохнем. Мы забыли познакомиться с нашим новым другом :t wz jc: newm?]. После того, как дети выучат фразу, они разучивают песенку "What is your name?" Паровозик отвечает, что его зовут "Puff" и дарит детям на память ромашки.

4 вариант

Попрыгунчик :
Произнеси русский звук [н], а теперь продвинь язычок немного назад, нащупай за верхними зубами маленькие бугорки и произнеси английский звук /n/ - он более упругий, воздух идет через нос. Пусть язычок попрыгает на этих бугорках, как на батуте: /n-n-n/. Потом произнеси со всеми гласными: /ni-nu-nә/ и пр.

Песенка :
Язычку захотелось петь. Подпевай! [ла-ла-ла] - это по-русски, а чтобы спеть по-английски, поставь язычок на бугорки за верхними зубами. Произнеси: /l-l-l/, а теперь с гласными: /lɒ-lɒ-lɒ, /lʌ -lʌ-lʌ/, /lu:-lu:-lu:/ - получилась английская песенка!

Тормози !
А теперь представь, что ты - водитель автомобиля, едешь, рулишь и чуть-чуть улыбаешься. Вдруг на светофоре зажигается красный свет! Тормози! - /ә:- ә:- ә:/. Чтобы произнести этот трудный звук, нужно немножко растянуть губы в улыбке и приоткрыть ротик: /ә:/. Помни, что звук /ә:/ не должен быть похож на русское [э] или [ё]. потренируйся несколько раз /ә:- ә:- ә:/, а потом в слогах /sә:-hә:-tә:/.

Змея :
Русский звук [ш] шипит, как змея. Пошипи: [ш-ш-ш]. А «английская змея» шипит иначе - немного мягче. Приоткрой рот, раздвинь губки, а серединку языка приподними: /ʃ-ʃ-ʃ/. Попробуй теперь "пошипеть" слогами: /ʃi:-ʃә:-ʃu:/.

Стрелялка :
Произнеси звук /tʃ/, а потом добавь к нему голос - /dʒ/. Звук должен получиться отрывистый и звонкий, как выстрел в компьютерной игре. Попробуй так же пострелять слогами: /dʒi, dʒu, dʒe, dʒʌ/

Простуженный звук :
Открой рот, упри язычок в нижние зубы и выпускай воздух через нос. Получился звук /ŋ/. Правда похоже, что звук простудился? Попробуй произнести его правильно в словах: morning, sing, bring, evening, long и др.

Всегда твердый :
В английском языке нет мягких звуков. Постарайся произносить твердо первый звук в каждом из слов: sit, milk, let, tea, sing, sister, lips и др.

Открыть - приоткрыть
В английском есть два звука, которые очень похожи и которые легко спутать. Это звуки /æ/ и /e/. Но путать их никак нельзя! Ты же не хочешь, чтобы слово bed (кровать) превратилось в слово bad (плохой)? Тогда запоминай: для звука /æ/ открывай рот пошире, а для звука /e/ только немного приоткрой.

Птичка и лягушка :
Округли губки, чуть вытяни их вперед и произнеси звук /w/. Не забывай, что не следует при этом прикусывать нижнюю губку, как при произнесении звука /v/. А теперь, не меняя положения губ, попробуй соединить этот звук с другими: /tw-tw-tw/, /kw-kw-kw/. Повтори слоги /twi-twi-twi/, /kwa-kwa-kwa/ - как будто разговаривают птичка и лягушка.

Ревушка, не плач !
Английский звук /tʃ/ произносится тверже, чем русский звук [ч]. Губки выдвини и приоткрой, язычком коснись бугорков за верхними зубами и произнеси: /tʃ-tʃ-tʃ/. Правда же, похоже на то, как успокаивают реву?

Короткий и длинный :
Гласные звуки в английском языке бывают короткие и длинные. Например: /u/ и /u:/, /i/ и /i:/, /ʌ/ и /a:/, /ɒ/ и /ɔ:. Постарайся не путать их в словах, иначе превратишь бедную овечку (sheep) в корабль (ship)!

Такую звуковую зарядку Вы найдете в книге Е. Левко I like English (1, 2, 3 части). Она представлена здесь с забавными картинками, что повысит интерес ребенка к ее восприятию. Закрепить произношение звуков поможет таблица:

/i/

ship, six, fish, pig, sister, skip, drink, sing, milk, pink

/i:/

sheep, tree, meat, beet, cheese, see, eat, sleep, tea, see

/ʌ/

cup, uncle, duck, sun, mother, jump, run, plum, bus

/a:/

park, bath, car, grass, star, arm, scarf, father, vase

/ɒ/

dog, frog, box, block, shop, fox, forest, socks, body

/ɔ:/

ball, four, small, fork, saucer, door, draw, horse

/u/

put, wolf, cook, good, look, football, foot, book

/u:/

boot, two, spoon, pupil, soup, juice, afternoon, blue

© 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство