Кто завершил первое кругосветное путешествие. Корабли Магеллана: “Виктория”

Кто завершил первое кругосветное путешествие. Корабли Магеллана: “Виктория”

15.10.2019

«Виктория» – первый корабль, обошедший вокруг света в составе экспедиции Фернана Магеллана.

20 сентября 1519 года из испанского порта Санлукар-де-Беррамеда вышло пять парусников: «Тринидад», «Сан-Антонио», «Консепсьон», «Сантьяго» и «Виктория» . В литературе их чаще всего называют каравеллами , но «Виктория» вероятнее всего была караккой - самый распространенный тип парусного судна XV-XVI века. Вероятнее всего «Виктория» имела три мачты. Фок и грот-мачты несли два яруса прямых парусов, бизань – один косой парус, под бушпритом (который в те времена тоже считали за мачту) поднимали блинд. Парусник был вооружен примерно сорока пушками разного калибра.

Точных данных о размерах судна нет из-за разницы мер. Одни исследователи полагают, что магеллановская тонна примерно соответствовала тонне современной, другие - что она превышала современную тонну в 2,43 раза. Поэтому тоннаж «Виктории» разных источниках колеблется от 85 до 206 тонн.

Командовал эскадрой португалец Фернан Магеллан . Целью путешествия было достичь Молуккских островов , богатых столь ценимыми в Европе пряностями, западным путем - обогнув Южную Америку. До Магеллана никому из мореплавателей еще не удавалось найти пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны, но Фернан Магеллан не сомневался в его существовании.

Снаряжал экспедицию испанский король Карл V. Изначально Магеллан обращался с идеей совершить подобное путешествие к португальскому монарху Мануилу I, но тот не поддержал идею путешественника.

Плавание изначально было рассчитано на 2 года, но продлилось значительно дольше.

Парусник «Виктория» был назван Магелланом в честь церкви, где знаменитый капитан давал присягу испанскому королю. «Виктория» не была флагмансикм судном. Капитан Магеллан командовал «Тринидадом» . Капитаном «Виктории» назначили Луиса де Мендоса.

Всего на пяти кораблях по разным данным находилось от 265 до 280 человек.

В ноябре 1520 года через наконец-то обнаруженный пролив экспедиция вышла в неведомый океан, названный Магелланом Тихим. За первый год плавания флотилия потеряла 2 корабля: каравелла «Сантьяго» затонула, а на «Сан-Антонио» произошел бунт, в результате чего команда парусника отказалась от дальнейшего путешествия и повернула обратно в Испанию.

Более ста дней моряки провели в Тихом океане, попав в полосу штиля. За это время на кораблях кончилось продовольствие. Экипажам приходилось питаться древесными опилками и варить кожаные ремни и предметы одежды. От голода и цинги погибли 19 членов экспедиции. Остальные были крайне истощены.

Весной 1521 года три парусника достигли острова Гуам. На островах морякам удалось отдохнуть и пополнить свои запасы. Но между путешественниками и местными жителями постоянно возникали конфликты и вооруженные стычки. В одном из таких столкновений на островах, впоследствии названных Филиппинскими , 27 апреля 1522 года погиб командир экспедиции капитан Фернан Магеллан .

Руководство экспедицией принял на себя Хуан Себастьян де Элькано - капитан судна «Консепсьон» . Его первым решением было возвращаться домой в Испанию. Но прежде моряки все-таки побывали на Молуккских островах - куда и держал путь Магеллан. Там путешественники закупили большое количество различных пряностей. На этих же островах остались два из трех кораблей экспедиции – «Консептсьон» был сожжен по причине крайней ветхости, а «Тринидад» поставлен на ремонт.

И вот 7 сентября 1522 года последний из пяти парусников Магеллана «Виктория» вернулся в родную гавань Санлукар-де-Баррамед. Восемнадцать моряков из почти трех сотен отправившихся в путешествие сошли на берег. Внешне «Виктория» напоминала корабль-призрак, настолько плохо было ее состояние. А моряки были похожи на живые скелеты. Прямо от трапа корабля они отправились в церковь - ставить свечи в благодарность за свое возвращение. Среди выживших был и Антонио Пигафетта - летописец экспедиции.

Тем не менее, экспедиция считалась крайне успешной. Была не только подтверждена гипотеза о том, что Земля – шар, открыт новый путь в Индию через Тихий океан, но и введено понятие «линии перемены дат» – за время плавания путешественники обнаружили, что прибыли в Испанию на сутки позже, чем было рассчитано в календаре, который велся в путешествии. Впоследствии это открытие привело к введению часовых поясов. Кроме того, денег вырученных от продажи пряностей хватило, чтобы покрыть все расходы экспедиции.

Все почести, связанные с завершением кругосветного путешествия, достались де Элькано - король Испании утвердил личный герб де Элькано, на котором были изображены восточные пряности, Земной шар и надпись «Ты первый обогнул меня» на латыни – Primus circumdedisti me .

В XX веке появилось несколько реплик легендарного парусника, впервые обошедшего вокруг света. В 1992 году была построена испанская реплика «Виктории» . Ее строительство было приурочено к выставке в городе Севилья. В 2004-2005 годах «Виктория» совершила кругосветное путешествие по маршруту Магеллана. Сейчас парусник служит кораблем-музеем.

В 1999 году в кругосветное путешествие отправилась чешская реплика «Виктории» , построенная Рудольфом Крауснайдером. Условия на паруснике были максимально приближены к XVI веку: на судне отсутствовал не только двигатель, но и даже гальюн! Тяжелое путешествие вынесли не все, и экипаж за время плавания несколько раз менялся. Чешская «Виктория» обогнула Землю за 5 лет, что на 2 года дольше экспедиции Магеллана.

В 2011 году была построена еще одна реплика знаменитого парусника - в Чили. Строительство было приурочено к двухсотлетнему юбилею появления европейцев на континенте. Сейчас чилийская «Виктория» стоит в городе Пунта-Аренас и открыта для посещения.

Имя: Фернан Магеллан

Государство: Португалия, Испания

Сфера деятельности: Мореплаватель

Величайшее достижение: Совершил первое в мире кругосветное путешествие.

Фернан Магеллан родился в 1480 году, 3 февраля, в Португалии. Магеллан был исследователем и мореплавателем. Он организовал первое в Европе кругосветное путешествие. Экспедиция Магеллана стала первым неоспоримым доказательством того, что Земля круглая.

Ранние годы

Фернан Магеллан родился в Порту (Португалия), в 1480 году. Его родители принадлежали дворянскому роду и молодой Магеллан в раннем возрасте поступил на службу королевской семьи. Ему было всего 12 лет, когда он стал королевским пажем Леоноры Ависской. Магеллан с детства изучал картографию, астрономию и навигацию по звездам.

Магеллан поступил на службу на флот Португалии в 1505 году. Он плавал в Восточную Африку, затем участвовал в боях при Диу, в ходе которых Португалия одержала победу и разбила египетский флот. Фернан дважды ездил в Малакку (Малазия) и принимал участие в захвате порта португальской армией.

Также, он участвовал в экспедиции к Молуккским островам, носившим в то время название Острова Специй. Торговля специями в Европе времен Магеллана была очень прибыльной и порождала большую конкуренцию. Молуккские острова стали основным источником ценнейших специй, таких, как гвоздика и мускатный орех.

В 1513 году Магеллан был ранен в бою в Северной Африке, но король учел все его заслуги и оказал ему помощь. В 1517 году он отправился в Севилью, чтобы поступить на государственную службу в Испании.

Исследования для Испании

Испания и Португалия во времена Магеллана были крупными державами, находившимися в большой конкуренции друг с другом. Обе страны претендовали на недавно открытые регионы Северной и Южной Америки и востока. В 1494 году Португалия с Испанией заключили Тордесильясский договор, определяющий сферы влияния для каждой державы. Португалия могла рассчитывать на все территории от Бразилии до Ост-Индии, а Испания на западные земли от Бразилии до Кабо-Верде.

В сущности, договор делил земной шар на две половины между двумя странами. Испанцы еще не успели изучить своей половины Земли, но они предполагали, что смогут обнаружить там часть Островов Специй. Магеллан предложил проверить это предположение снарядив экспедицию на запад.

Для грандиозной экспедиции Магеллана другими исследователями уже был проложен путь. Одним из них был (1451-1506), проплывший на запад от европейского побережья до Карибских островов. Колумб неверно оценил дистанцию между Европой и Ост-Индией. Он открыл Америку и Панамский перешеек к Тихому Океану. После его плавания многие исследователи были одержимы идеей поиска пути через Америку на восток, чтобы дать Испании возможность доступа к Островам Специй. Одним из таких исследователей был Магеллан.

Кругосветное путешествие Фернана Магеллана

Король Испании Карл V (1500-1558) принял предложение Магеллана и 20 сентября 1519 года ему поручили возглавить флотилию из пяти кораблей. Флотилия должна была направиться в Атлантику.

Вместе с Магелланом в плавание отправился и его шурин — Дуарте Барбоса. Прибыв в Бразилию, флотилия направилась вдоль южноамериканского побережья в бухту Сан-Хулиан, в Патагонию.

Там исследователи простояли с марта по август 1520 года. За это время на кораблях была попытка поднять мятеж против капитана, который был подавлен. Впоследствии, однако, мятежный корабль Сантьяго был полностью разрушен, а его экипаж взяли на борт остальные корабли.

Покинув Сан-Хулиан флотилия направилась на юг. 21 октября 1520 года она вошла в пролив, который теперь носит имя Магеллана. 28 ноября в Тихий океан вошли только три корабля. Затем последовало длительное плавание на север через Тихий океан. 6 марта 1521 года флотилия встала на якорь в Гуаме.

Магеллан направился на восток в Себу (Филиппины), где пытался добиться помощи от местного правительства. Поневоле был втянут в военные действия и убит в бою 27 апреля 1521 года. Барбоса тоже вскоре был убит. Оставшаяся команда была вынуждена уничтожить Консепсьон (корабль), и великое кругосветное путешествие было завершено. Корабль Магеллана – Викторию возглавил бывший мятежник Хуан Себастьян дель-Кано. Он пересек Индийский океан и с мыса Доброй надежды наконец вернулся на Севилью 8 сентября 1522 года. Тем временем, Тринидад (корабль) попытался вернуться на родину через Тихий океан. На Молуккских островах экипаж был захвачен португальцами и отправлен в тюрьму. Только четверо из них позже смогли вернуться в Испанию.

Наследие Магеллана

В экономическом отношении проект Магеллана был провальным для Испании. Португалии в результате раздела мира досталась более выгодная в отношении ресурсов часть света. Испания же просчиталась так и не получив доступа к Молуккским островам. Магеллан потерял флотилию, людей и собственную жизнь. Несмотря на это, его плавание стало важнейшим историческим событием, ведь это было первое доказательство того, что Земля является шаром. Путешествие Магеллана считается одним из важнейших исследований за всю историю человечества.

Поражают открытия русских путешественников. Приведём в хронологическом порядке краткие описания семи наиболее значимых кругосветных путешествий наших соотечественников.

Первое русское кругосветное путешествие — Кругосветная экспедиция Крузенштерна и Лисянского

Иван Федорович Крузенштерн и Юрий Федорович Лисянский были боевыми русскими моряками: оба в 1788–1790 гг. участвовали в четырех сражениях против шведов. Плавание Крузенштерна и Лисянского - это начало новой эры в истории русского мореплавания.

Экспедиция стартовала из Кронштадта 26 июля (7 августа) 1803 года под руководством Ивана Федоровича Крузенштерна, которому было 32 года. В составе экспедиции были:

  • Трёхмачтовый шлюп «Надежда». Общая численность команды 65 человек. Командир — Иван Федорович Крузенштерн.
  • Трёхмачтовый шлюп «Нева». Общая численность команды корабля – 54 человека. Командир — Лисянский Юрий Федорович.

Матросы все до одного были русские – таково было условие Крузенштерна

В июле 1806 года с разницей в две недели «Нева» и «Надежда» вернулись на Кронштадтский рейд, совершив всё путешествие в 3 года 12 дней . Оба этих парусника, как и их капитаны, стали знамениты на весь мир. Первая русская кругосветная экспедиция имела огромное научное значение мирового масштаба.
По итогам экспедиции было выпущено множество книг, именами знаменитых капитанов названы около двух десятков географических пунктов.


Слева — Иван Фёдорович Крузенштерн. Справа -Юрий Фёдорович Лисянский

Описание экспедиции было напечатано под заглавием «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева», под начальством капитан-лейтенанта Крузенштерна», в 3 томах, с атласом из 104 карт и гравированных картин, и было переведено на английский, французский, немецкий, голландский, шведский, итальянский и датский языки.

И теперь, отвечая на вопрос: «Кто из русских первым совершил кругосветное путешествие?» , Вы без труда ответите.

Открытие антарктиды — кругосветная экспедиция Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева


Работа Айвазовского «Ледяные горы в Антарктиде», написана на основе воспоминаний адмирала Лазарева

В 1819 г. после длительной и очень тщательной подготовки из Кронштадта отправилась в дальнее плавание южная полярная экспедиция в составе двух военных шлюпов - «Восток» и «Мирный». Первым командовал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, вторым - Михаил Петрович Лазарев. Экипаж судов состоял из опытных, бывалых моряков. Предстоял долгий путь в неведомые страны. Перед экспедицией поставили задачу как полно дальше проникнуть на юг, чтобы окончательно разрешить вопрос о существовании Южного материка.
Участники экспедиции пробыли в плавании 751 день, прошли более 92 тысяч километров. Были открыты 29 островов и один коралловый риф. Собранные ею научные материалы дали возможность составить первое представление об Антарктиде.
Русские моряки не только открыли огромный материк, расположенный вокруг Южного полюса, но и провели важнейшие исследования в области океанографии. Эта отрасль пауки в то время только зарождалась. Ф. Ф. Беллинсгаузен впервые правильно объяснил причины, вызывающие морские течения (например, Канарское), происхождение водорослей Саргассова моря, а также коралловых островов в тропических областях.
Открытия экспедиции оказались крупным достижением русской и мировой географической науки того времени.
И так 16 (28) января 1820 года считается — днём открытия Антарктиды . Беллинсгаузен и Лазарев, несмотря на плотные льды и туманы, прошли вокруг Антарктиды на широтах от 60° до 70° и неопровержимо доказали существование земли в районе южного полюса.
Поразительно, доказательство существования Антарктиды сразу было признано как выдающееся географическое открытие. Однако потом ученые еще более ста лет спорили, что же было открыто. Был ли это материк, или всего лишь группа островов, покрытая общей шапкой льда? Сам Беллинсгаузен ни разу не говорил об открытии материка. Окончательно подтвердить материковый характер Антарктиды удалось только в середине XX века в результате длительных исследований с использованием сложных технических средств.

Кругосветное путешествие на велосипеде

1913 года 10 августа произошёл в Харбине финиш кругосветки на велосипеде, которую проехал русский спортсмен 25-ти лет Онисим Петрович Панкратов.

Это путешествие продолжалось 2 года 18 дней. Панкратовым был выбран довольно сложный маршрут. Страны почти всей Европы входили в него. Покинув Харбин в июле месяце 1911 года, мужественный велосипедист в конце осени прибыл в Петербург. Затем его путь пролегал по Кенигсбергу, Швейцарии, Италии, Сербии, Турции, Греции и опять по Турции, Италии, Франции, Южной Испании, Португалии, Северной Испании и снова по Франции.
Власти Швейцарии посчитали Панкратова сумасшедшим. Никто бы не решился проделать путь на велосипеде по засыпанным снегом скалистым перевалам, которые доступны только опытным альпинистам. Преодоление гор велосипедисту стоило не малых усилий. Он и Италию пересёк, проехал и Австрию, и Сербию, и Грецию и Турцию. Спать ему приходилось просто под звёздным небом, из еды у него нередко была только вода и хлеб, но он всё равно не прекращал путешествие.

Переплыв судном Па-де-Кале, спортсмен на велосипеде пересёк Англию. Потом, так же на судне попав в Америку, опять сел на велосипед и проехал весь американский материк придерживаясь маршрута Нью-Йорк ─ Чикаго ─ Сан-Франциско. А оттуда судном в Японию. Затем пересёк на велосипеде Японию и Китай, после чего Панкратов добрался до первоначального пункта грандиозного своего маршрута ─ Харбина.

На велосипеде было пройдено расстояние больше 50 тысяч километров.Проделать такое путешествие вокруг земли Онисиму предложил его отец

Кругосветное путешествие Панкратова современниками было названо великим. Велосипед «Грицнер» помог ему совершить кругосветку, за время путешествия Онисиму пришлось поменять 11 цепей, 2 руля, 53 покрышки, 750 спиц и др.

Вокруг Земли — первый космический полёт


В 9 час. 7 мин. по московскому времени с космодрома Байконур в Казахстане поднялся космический корабль-спутник «Восток». Совершив полет вокруг земного шара, он через 108 минут благополучно вернулся на Землю. На борту корабля находился летчик-космонавт майор .
Вес космического корабля-спутника 4725 килограммов (без учета последней ступени ракеты-носителя), общая мощность двигателей ракеты 20 миллионов лошадиных сил.

Первый полёт проходил в автоматическом режиме, при котором космонавт был как бы пассажиром корабля. Тем не менее, в любой момент он мог переключить корабль на ручное управление. На протяжении всего полета с космонавтом поддерживалась двухсторонняя радиосвязь.


На орбите Гагарин провёл простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. «Положив» карандаш рядом с собой, он случайно обнаружил, что тот моментально начал уплывать. Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать. Все свои ощущения и наблюдения он записывал на бортовой магнитофон.
После успешного проведения намеченных исследований и выполнения программы полета в 10 час. 55 мин. по московскому времени корабль-спутник «Восток» совершил благополучную посадку в заданном районе Советского Союза — близ деревня Смеловка Терновского района Саратовской области.

Первыми людьми, которые встретили космонавта после полёта, оказались жена местного лесника Анна (Анихайят) Тахтарова и её шестилетняя внучка Рита. Вскоре к месту событий прибыли военные из дивизиона и местные колхозники. Одна группа военных взяла под охрану спускаемый аппарат, а другая повезла Гагарина в расположение части. Оттуда Гагарин по телефону отрапортовал командиру дивизии ПВО:

Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин

Обгоревший спускаемый модуль «Востока-1» сразу же после приземления Гагарина прикрыли тканью и увезли в подмосковные Подлипки на режимную территорию королевского ОКБ-1. Позже он стал главным экспонатом в музее выросшей из ОКБ-1 ракетно-космической корпорации «Энергия». Музей долгое время был закрытым (попасть в него было можно, но достаточно сложно - только в составе группы, по предварительному письму), в мае 2016 гагаринский корабль стал общедоступен, в составе выставки.

Первое кругосветное плавание подводной лодки без всплытия

12 февраля 1966 года - стартовал успешный кругосветный поход двух атомных подводных лодок Северного флота. При этом весь путь, протяженность которого превысила длину экватора, наши лодки прошли в подводном положении, не всплывая даже в малоизученных районах Южного полушария. Героизм и мужество советских подводников имели выдающееся общегосударственное значение и стали продолжением боевых традиций подводников Великой Отечественной войны.

Было пройдено 25 тысяч миль и проявлена при этом высшая степень скрытности, длительность плавания заняла 1,5 месяца

Для участия в походе были выделены две подводные лодки серийного производства без каких-либо доработок. Ракетная лодка К-116 проекта 675 и вторая лодка К-133 проекта 627А, имеющая торпедное вооружение.

Помимо огромного политического значения, это была впечатляющая демонстрация научно-технических достижений и военной мощи государства. Поход показал, что весь Мировой океан стал глобальной стартовой площадкой для наших атомных подводных лодок, вооруженных как крылатыми, так и баллистическими ракетами. Одновременно он открывал новые возможности для маневра силами между Северным и Тихоокеанским флотами. В более широком плане можно сказать, что в разгар «холодной войны» историческая роль нашего флота заключалась в том, чтобы изменить стратегическую обстановку в Мировом океане, и первыми это сделали советские подводники.

Первое и единственное в истории одиночных кругосветок плавание, совершённое на прогулочном швертботе длиной 5,5 метра


7 июля 1992 года Евгений Александрович Гвоздёв на яхте «Лена» (класс «микро», длина всего 5,5 метров) из Махачкалы отправился в своё первое одиночное кругосветное плавание. 19 июля 1996 года путешествие было благополучно окончено (составило 4 года и две недели). Этим был установлен мировой рекорд - первое и единственное в истории одиночных кругосветок плавание, совершённое на обычном прогулочном швертботе. Евгений Гвоздев отправился в долгожданное кругосветное путешествие когда ему было 58 лет.

Удивительно то, что на судне не было вспомогательного двигателя, рации, автопилота и плиты. Зато был заветный «паспорт моряка», который новые российские власти выдали яхтсмену после года борьбы. Этот документ не только помог Евгению Гвоздеву пересечь границу в нужную ему сторону: в дальнейшем Гвоздев путешествовал без денег и без виз.
В своём путешествии наш герой пережил сильнейший психологический шок после столкновения с вероломными сомалийскими «партизанами», которые на мысе Рас-Хафун ограбили его подчистую и едва-едва не расстреляли.

Все его первое кругосветное путешествие можно охарактеризовать одним словом: «вопреки». Слишком уж мизерным был сам шанс выжить. Сам же Евгений Гвоздев видит мир по иному: это мир, похожий на единое братство добрых людей, мир полного бескорыстия, мир без препон для глобального обращения…

На воздушном шаре вокруг Земли — Фёдор Конюхов

Фёдор Конюхов первым в мире облетел Землю на воздушном шаре (с первой попытки). Всего было сделано 29 попыток, и только три из них оказались успешными. Во время путешествия Федор Конюхов установил несколько мировых рекордов, главный из которых – длительность перелета. Путешественнику удалось облететь вокруг Земли примерно за 11 дней, 5 часов и 31 минуту.
Шар представлял собой двухуровневую конструкцию, сочетающую использование гелия и солнечной энергии. Его высота – 60 метров. Внизу была прикреплена гондола, оснащённая лучшими техническими приборами, откуда Конюхов и пилотировал судно.

Подумал, что столько грехов совершил, что сгорю не в аду, а здесь

Путешествие проходило при экстремальных условиях: температура опускалась до –40 градусов, аэростат попадал в зону сильной турбулентности с нулевой видимостью, а также проходил циклон с градом и сильным ветром. Из-за сложных погодных условий несколько раз выходила из строя техника и Федору приходилось вручную устранять неполадки.

За 11 суток полёта Фёдор почти не спал. По его словам, даже минутная расслабленность могла привести к необратимым последствиям. В минуты, когда бороться со сном было уже невозможно, он брал разводной ключ и садился над железной тарелкой. Как только глаза закрывались, рука отпускала ключ, тот падал на тарелку, производя шум, отчего воздухоплаватель мгновенно просыпался. Под конец пути эту процедуру он проделывал регулярно. Он чуть не взорвался на огромной высоте, когда по ошибке начал мешать различные виды газа. Хорошо, что успел отрезать воспламенённый баллон.
По ходу всего маршрута авиадиспетчеры различных аэропортов всего мира как могли помогали Конюхову, очищая для него воздушное пространство. Так он пролетел Тихий океан за 92 часа, переправился через Чили и Аргентину, обогнул грозовой фронт над Атлантикой, прошёл мыс Доброй надежды и благополучно вернулся в Австралию, откуда и начал своё путешествие.

Фёдор Конюхов:

Я облетел Землю за 11 дней, она очень маленькая, её надо беречь. У нас об этом нет и мысли, мы, люди, только воюем. Мир настолько красив – исследуй его, познавай

Фернан Магеллан - португальский и испанский мореплаватель-первооткрыватель, который жил в конце 15 - начале 16 веков. Это сообщение - рассказ о нём и его великом путешествии, перевернувшем мир.

Жизнь путешественника до совершенных им открытий

Краткие факты из биографии:

  1. Родился Ф. Магеллан в португальском городе Саброза в 1480 г.
  2. В 12 лет мальчик получил возможность служить пажом у португальской королевы. Так 1492 по 1504 года он находился в составе свиты при королевском дворе, где и получил образование. Он изучал такие науки, как астрономия, космография, навигация, геометрия, военное морское дело. И здесь же он узнал о том, насколько важны для Португалии развитие экономических взаимоотношений с другими странами и открытие новых торговых путей для их развития.

В 15-16 веках между Испанией и Португалией шла активная конкурентная борьба за захват земель и освоение новых морских путей. Победитель получал не только новые территории и подданых, но и больше возможностей для ведения торговли с разными странами. Особенно важными считались экономические и торговые связи с Индией и Молуккскими островами (в те времена их называли островами Пряностей) из-за торговли специями.

В средние века специи были самым дорогостоящим товаром и приносили европейским торговцам баснословные прибыли. Поэтому вопрос доминирования в торговых отношениях был принципиально важным.

  1. С 1505 по1513 года Магеллан принимал участие в морских сражениях и проявил себя, как отважный воин. За эти качества он был награжден чином морского капитана. Вероятно, именно в этот период, во время многочисленных походов к Индийским берегам, у Магеллана появляется мысль о том, что путь до Индии в восточном направлении слишком длинный. Идя по традиционному маршруту, утвердившемуся после , мореплавателям приходилось огибать Африку, проходя западное и восточное её побережье и пересекать Аравийское море. На весь путь одну сторону приходилось затрачивать около 10 месяцев. Магеллан решил, что возможно, получится сократить расстояние, если отправится на запад. По одной из версий, тогда-то и зародилась мысль отыскать пролив в Южном море. Ни Магеллан, ни другие путешественники того времени понятия не имели об истинных размерах Земного шара.
  2. Идея поиска нового торгового пути не нашла поддержки у Португальского короля, и подав в отставку со службы, Магеллан в 1517 г. отправился жить в Испанию, где перешёл на службу к испанскому королю Карлу 1. Ему уже было 37 лет и с этого момента в биографии путешественника появляются новый великие страницы.

Экспедиция Магеллана

Получив поддержку Испанского короля и финансирование из бюджета Испании, Магеллан принялся за организацию экспедиции. На подготовку к ней ушло около 2-х лет.

В сентябре 1519 года маленькая флотилия, состоящая из 5-ти парусных кораблей и 256 моряков на них, вышла из испанского порта Сан-Лукарас и взяла курс в сторону Канарских островов. 13 декабря 1519 г. моряки вошли в бухту Баня-Санта-Лусия (Бухта Рио-де-Жанейро в наст. время), открытую ранее португальцами.

Далее путь продолжился вдоль побережья Южной Америки и в январе 1520 г. флотилия прошла земли, где сегодня находится столица Уругвая Монтевидео. Ранее это место открыл испанский исследователь Хуан Солис, который посчитал, что здесь и есть проход в Южное море.

В октябре 1520 г. флотилия вошла в очередную неизвестную бухту. Отправленные на разведку 2 судна вернулись к остальным кораблям только лишь через неделю и сообщили о том, что до конца бухты дойти им не удалось и что перед ними, вероятно морской пролив. Экспедиция отправляется в путь.

К середине ноября 1920 г., преодолев узкий, извилистый и усеянный скалами и мелями пролив, корабли выходят к океану, не нанесенному ни на одну карту.

Позже этот пролив будет назван в честь Магеллана - Магеллановым проливом. Пролив разделяет континентальную часть Южной Америки и острова Огненной Земли и соединяет Тихий и Атлантический океаны.

В течение 98 дней длилось путешествие Магеллана и его команды по Южному морю. За время путешествия природа была благосклонна к капитану и ему посчастливилось пройти этот отрезок пути без штормов, ураганов и бурь. Поэтому мореплаватель дал Южному морю новое название - Тихий океан.

К тому моменту, когда экспедиция достигла Марианских островов, было пройдено уже 13 тысяч километров. Это было первое в мире безостановочное путешествие такой протяженности.

Пополнив запасы продовольствия на о. Гуам, в марте 1521 года экспедиция двинулась дальше в поисках Молуккских островов или островов Пряностей, как их тогда называли.

Здесь Магеллан решил подчинить земли и туземцев власти Испанского короля. Часть населения повиновалась пришлым европейцам, другая же часть отказалась признавать власть Испании. Тогда Магеллан применил силу и со своей командой напал на жителей о. Мактан. В бою с туземцами он погиб.

Руководство экспедицией и оставшимися в живых испанцами взял на себя Себастьян Элькано - опытный и храбрый моряк , имевший опыт руководства командой судна.

В течение полугода остатки флотилии бороздили воды Тихого океана, и в ноябре 1521 г. корабли экспедиции добрались до островов Пряностей. В декабре 1521 г. единственный оставшийся от флотилии корабль, загруженный пряностями и специями, берёт курс на запад и отправляется домой. Ему предстоит пройти 15 000 километров: Индийский и часть Атлантического океана - до Гибралтарского пролива.

В Испании экспедицию уже и не ожидали обратно. Однако в сентябре 1522 года корабль вошел в Испанский порт Сант- Лукар.

Так закончился великий поход, в результате которого впервые удалось обойти вокруг земли под парусами. Несмотря на то, что сам Магеллан - инициатор и идейный вдохновитель похода, не дожил до триумфального завершения экспедиции, его начинание имело огромное значение для дальнейшего развития наук.

Результаты экспедиции Магеллана:

  • Из всех европейских путешественников, он первым пересек Тихий океан.
  • Было совершено первое в мире задокументированное кругосветное плавание.
  • В результате экспедиции было доказано, что:
    1. Земля имеет шарообразную форму, поскольку постоянно придерживаясь западного направления, в Испанию экспедиция вернулась уже с востока.
    2. Земля покрыта не отдельными водоёмами, а единым Мировым океаном, омывающим сушу и занимает океан гораздо большие площади, чем предполагалось.
  • Был открыт ранее неизвестный пролив, соединяющий Атлантику с Тихим океаном, который позже был назван Магеллановым проливом.
  • Были открыты новые острова, позже названные его именем.
Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

Географические знания о Земле стремительно развивались. Возникли предположения о том, что, обогнув Южную Америку, можно выйти в Южное море (так раньше называли ) и по нему дойти до берегов Азии и . Первым, кто взялся осуществить это, был Фернан Магеллан (1470-1531). Он предложил королю Испании неслыханный доселе план - достичь берегов Азии, обойдя Америку с юга.

20 сентября 1519 года флотилия в составе пяти кораблей вышла в поход. Она пересекла Атлантический океан и двинулась вдоль берегов Южной Америки в поисках прохода в Южное море. После долгих странствий смельчакам наконец повезло. Пролив, названный впоследствии Магеллановым, был найден, и флотилия вошла в Южное море. Как сообщает один из участников экспедиции, Магеллан назвал бескрайние водные просторы Тихим океаном, «потому что мы ни разу не испытали ни малейшей бури». Это название - парадокс, так как штиль в Тихом океане - большая редкость.

Более трёх месяцев продолжался этот переход по безбрежному океану. Экипаж страдал от жажды, болезней. Весной 1521 года Магеллан достиг островов у восточного побережья Азии, позже названных Филиппинскими. Запись, сделанная его рукой в судовом журнале, гласит, что, обойдя вокруг Земли, корабль вернулся в Старый Свет. Это было последнее письменное сообщение, сделанное рукой самого Магеллана.

В апреле 1521 года бесстрашный мореплаватель погиб в одной из схваток в разгар межплеменной войны. Из всех кораблей назад в , обогнув Африку, вернулся только один - «Виктория» («Победа»). Он вошёл в родную гавань 6 сентября 1522 года. Первое кругосветное путешествие продолжалось три года. Оно окончательно доказало тот факт, что Земля шарообразная.

Глобус Мартина Бехайма

С развитием географических знаний о Земле совершенствовалась и картография. В 1492 году немецкий географ и выдающийся специалист по вопросам навигации Мартин Бехайм (1459-1507) и художник Георг Глокендон (год рождения неизвестен - умер в 1553 году) изготовили первый глобус, изображающий земной шар. Его диаметр равен 54 см. Авторы назвали своё творение «Земное яблоко». На нём Бехайм разместил карту мира древнегреческого учёного Птолемея. это маленькое подобие нашей планеты стали называть позже. Конечно, изображения на нём были далеки от истины: создатели «Земного яблока» не знали о существовании Нового Света (Колумб в 1492 году только отправился в плавание). Однако позднее, когда люди оценили их преимущества, глобусы стали очень популярны. Их можно было увидеть в покоях монархов, в кабинетах министров, учёных. Карманные глобусы в специальных футлярах предназначались для путешествий. Изготовленные для кабинетов глобусы среднего размера часто снабжались механизмом, который приводил их в движение, вращая вокруг оси. Были даже глобусы высотой в человеческий рост, и на них умещались не только красочные изображения поверхности Земли, но и сведения о разных странах. Однако карты всегда имели свои преимущества и потому до сих пор остаются незаменимыми атрибутами любого путешественника, исследователя и учёного.

В 1569 году Герард Меркатор (1512-1594) создал первую карту мира на основе новейших картографических и географических знаний европейцев о Земле и выдающихся открытий того времени. На неё были нанесены материки, за исключением и Австралии (они были открыты и исследованы позднее), а также омывающие их океаны. Многие географические объекты названы в честь открывших их мореплавателей и исследователей. Имя Америго Веспуччи осталось для потомков в названиях двух материков: Северной и Южной Америки, в честь Фернана Магеллана назван пролив, разделяющий материк Южная Америка и остров Огненная Земля. Благодаря экспедициям эпохи Великих географических открытий на карте мира появились Новый Свет (Америка), Тихий океан, остров Огненная Земля, Магелланов пролив, крупные острова в Карибском море: Багамские, Гаити, Куба. Целым поколениям географов и картографов, исследователей и путешественников предстояло ещё несколько веков уточнять и дополнять карты наносить точные контуры всех материков и океанов, островов и полуостровов заливов и проливов, других географических объектов.

© 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство