Послание павла к титу. Большая христианская библиотека. Это хорошо и полезно человекам

Послание павла к титу. Большая христианская библиотека. Это хорошо и полезно человекам

21.07.2020

Вокруг великих учителей и проповедников образовывались общины. Жизнь все большего числа людей менялась, и они становились гражданами Божьего Царства. Но когда учитель уходил или умирал, с ним могло уйти и вдохновение, и община оставалась без опоры.

Люди собирались, чтобы послушать учение Павла. Вдохновленный Святым Духом, он проповедовал Евангелие по всей Римской империи. Вокруг него возникали новые церкви, жизнь его слушателей преображалась. Но Павел знал, что церковь должна строиться на Христе, а не на том или ином человеке, и знал также, что настанет время, когда он не сможет больше быть с ними, чтобы строить общину, воодушевлять, воспитывать и учить. Поэтому он постоянно призывает молодых верующих следовать за Христом, а не за проповедниками (1 Кор 3), использовать свои духовные дарования для созидания Церкви (1 Кор 12), ответственно относиться к своему духовному росту (Флп 2:12,13) и молиться за церковных руководителей (1 Фее 5:12,13).

Павел заботился о подготовке тех, кто должен был стать вождями Церкви после его ухода. Он призывает молодых лидеров отдавать все свои силы распространению Божьего слова (2 Тим 3:16,17) и наставлять других, кто продолжит это служение (2 Тим 2:2). Тимофей, Тит и Иоанн Марк были в числе тех, кого Павел готовил возглавить Церковь.

Тит был греком; его обращение к Христу произошло, вероятно, благодаря служению Павла. Наученный и воспитанный Павлом, он был для вождей церкви в Иерусалиме живым примером того, что Бог совершает среди язычников (Гал 2:1-3). Подобно Тимофею, он был спутником Павла в миссионерских путешествиях и одним из его ближайших друзей. Позднее он начал исполнять особые поручения Павла (2 Кор 7:5-16) и со временем стал главным (епископом) над церквами Крита (Тит 1:5). Терпеливо и заботливо Павел помог Титу сделаться зрелым христианином и ответственным церковным руководителем. Письмо Титу - еще один шаг в этом процессе наставничества. Как и Тимофею, Павел советует Титу, как организовывать церкви и руководить ими.

Письмо Титу похоже на 1 письмо Тимофею, поскольку у этих писем была общая цель: преподать наставления по вопросам церковной организации и дисциплины. Как обычно, Павел начинает с приветствий и вступления, но здесь оно длиннее, чем в большинстве его других писем. Во вступлении Павел кратко говорит о руководстве церквами: о своем апостольском служении (1:1-3), обязанностях Тита (1:4,5) и тех руководителей, которых Тит должен назначить и обучить (1:5). Затем Павел перечисляет требования к руководителям, которые призваны наставлять церковь (1:б-9), и противопоставляет истинных вождей ложным учителям (1:10-16).

Далее Павел подчеркивает значение добрых дел в жизни христианина, призывая Тита "учить тому, чего требует здравое учение" (2:1). Он рассказывает о работе с различными возрастными группами в церкви (2:2-6) и о том, как служить примером христианской зрелости (2:7,8). Он призывает Тита учить смело и убежденно (2:9-15).

Затем Павел рассуждает об основных требованиях к христианам в общественной жизни: Тит должен напоминать о них людям (3:1 -8). Он должен также избегать споров, ведущих к разделениям (3:9-11). Заканчивает Павел личными новостями и приветствиями (3:12-15).

Из этого пастырского послания вы узнаете об организации и жизни ранней Церкви и о принципах, по которым должна строиться современная Церковь. Вы найдете здесь также полезный урок ответственного руководства. Подобно Павлу, подготавливайте людей для того, чтобы они сами могли учить и возглавлять других.

1:1
Павел написал это письмо в период между первым и вторым римским заключением, с целью дать указания Титу в его работе с критскими церквами. Павел побывал на Крите вместе с Титом и оставил его там нести служение (1:5). Крит был центром подготовки римских солдат. На этом маленьком острове было очень сильно влияние язычества. Поэтому критские церкви нуждались в верных христианских лидерах.

1:1
В этой фразе Павел обозначил цель своей жизни. Он называет себя слугой Бога, то есть принимает обязательство во всем повиноваться Ему. Согласно Божьему указанию, он посвятил всю свою жизнь проповеди о Христе. А как вы можете сформулировать цель своей жизни? Чему вы посвятили ее? О Павле см. посвященный ему очерк в Деян 9. 1:1,2 Основой нашей веры является уверенность в Боге. Поскольку Он есть истина, Он - источник всякой истины; Он не может лгать. Вечная жизнь, которую Он обещал нам, несомненно ждет нас, потому что Он верен своим обещаниям. Стройте свою веру на надежном основании - Боге, который не может лгать.

1:3
Бог назван "нашим Спасителем", так же как и Иисус. Иисус исполнил служение по нашему спасению, когда умер за наши грехи, и потому Он - наш Спаситель. Бог составил план нашего спасения и простил нам грехи; поэтому Он наш Спаситель. Отец и Сын вместе участвуют в нашем спасении.

1:4
Тит, грек по национальности, был одним из самых надежных и доверенных сотрудников Павла. Павел несколько раз посылал его в Коринф со специальными поручениями, чтобы помочь тамошней церкви справиться с проблемами (2 Кор 7;8). Павел и Тит вместе путешествовали в Иерусалим (Гал 2:3) и на Крит (1:5). Павел оставил Тита на этом острове, чтобы он возглавил местные церкви. Последнее упоминание о Тите содержится во 2 Тим 4:10, последнем из известных нам писем Павла. Тит был талантливым руководителем, поэтому Павел возлагает на него ответственность, призывая мудро использовать свои способности.

1:5
На Крите, маленьком средиземноморском острове, было много евреев. Церкви там были основаны, вероятно, местными евреями, которые побывали в Иерусалиме в день Пятидесятницы (Деян 2:11), более чем за 30 лет до того, как Павел написал это письмо.

1:5
Для каждой церкви было важно иметь духовных наставников, и Павел назначал старших (Деян 14:23). Эти люди возглавляли церкви, помогали духовному росту верующих и обучали их жить по-христиански, несмотря на сопротивление общества.

1:5-9
Греческое слово, переведенное как "руководитель", буквально означает "старейший". Павел вкратце перечисляет качества, которыми должны обладать руководители. Подобные же наставления он дал Тимофею для ефесской церкви (1 Тим 3:1-7; 5:22). Обратите внимание, что большинство требований касается характера руководителя, а не его знаний или умений. О характере человека лучше всего можно судить по его образу жизни и взаимоотношениям с людьми. Это необходимо принимать во внимание, оценивая, достоин ли тот или иной человек занять руководящий пост в церкви. Очень важно иметь наставника, который успешно проповедует Божье слово, но не менее важно, чтобы он сам жил по Божьей воле и служил примером для других.

1:10
Поборники иудаизма создавали проблемы во многих церквах, где Павел проповедовал Радостную весть. Они учили, что язычники, чтобы стать христианами, должны повиноваться всей системе иудейских законов, и этим смущали многих новообращенных. Павел написал письма нескольким церквам, чтобы помочь им понять, что Бог принимает любого, кто приходит к Нему в вере (Рим 1:17; Гал 3:2-7).

1:10-14
Павел просит Тита бдительно относиться к ложным учителям, которые утверждают, будто говорят Божье слово, но чье учение не согласуется с Писанием. Некоторые из ложных учителей искренне заблуждаются, не сверив свои мнения с Библией. Другие же проповедуют из нечистых побуждений, ради выгоды: доходов, влияния или власти. Иисус и апостолы неоднократно предупреждали об этих лжеучителях (см. Мк 13:22; Деян 20:29; 2 Петр 3:3-7; 2 Фее 2:3-12), потому что их учения разрушают основание истины и чистоты, на котором построена христианская вера. Лжеучителей можно распознать по следующим признакам: они (1) привлекают больше внимания к самим себе, чем к ^ристу; (2) просят делать то, что противоречит истинной вере или искажает ее; (3) стараются не касаться вопросов о божественности Христа и боговдохновенности Библии; (4) призывают к действиям, основанным более на человеческих суждениях, чем на молитве и библейском руководстве.

1:12
Павел цитирует строку из стихотворения Эпимени-да, поэта и философа, жившего на Крите 600 годами раньше. "Играть критянина" стало ходячим выражением, означавшим "быть мошенником и лжецом". Павел использует эту крылатую фразу для подкрепления своих доводов.

1:15
Одни люди видят вокруг себя добро, тогда как другие не видят ничего, кроме зла. От чего это зависит? Наши души служат фильтрами, через которые мы воспринимаем мир. Те, чьей жизнью руководит Христос, умеют видеть добро, даже находясь в окружении зла. Но порочные люди видят во всем зло, даже будучи окружены добром. Обратите мысли к Богу и Его слову, и вы даже в этом жестоком мире будете открывать все больше и больше добра. То, чем наполнена ваша душа, влияет на образ мышления и действий. Наполняйте свое сердце добром, и тогда в нем останется мало места для зла.

1:16
Многие утверждают, что уже знают Бога и не нуждаются в новом рождении. Мы не можем узнать с точностью в этой жизни, правда ли это, но их поведение может быть свидетельством того, соответствуют ли их ценности меркам Божьего Царства. Наш образ жизни может многое поведать о наших убеждениях (1 Ин 2:4-6).

Время и место написания первого послания к Тимофею Повод к написанию послания и цель его Время и место написания второго послания к Тимофею Повод и цель второго послания к Тимофею Общее обозрение содержания посланий к Тимофею и Титу Значение пастырских посланий Подлинность посланий апостола Павла к Тимофею и Титу Язык пастырских посланий Объяснение послания ап. Павла к Титу Предисловие Вступление. Гл. 1:1–4 Отдел I. Указание к избранию лиц на священные должности. Гл. 1:5–13 Отдел II. Наставление Титу относительно управления паствою и нравственного религиозного воспитания пасомых. Глава I Глава II Глава III Заключение. Гл. 3:12–15 ст.

В самом деле, если углубиться в содержание пастырских посланий и вникнуть в смысл их, то ясно откроется, что должны делать и к чему стремиться учители истины и служители таинств, пастыри душ. А истолковать смысл этих посланий – значит вдохнуть жизнь, сообщить здравое понимание делу пастырского служения, единственному и превосходнейшему из всех служений.

Желая послужить этому высокому делу, мы ставим себе задачей – истолковать смысл пастырских посланий св. Павла. Но Поелику этой же задачей и существом дела требуется предварительное ознакомление с историей происхождения этих посланий, то мы прежде всего изложим историческое обозрение их и затем представим опыт объяснения на послание ап. Павла к Титу.

В историческом обозрении мы представим, по возможности, полные биографические сведения о лицах, которым написаны послания; определим время и место написания их и укажем повод и цель, по которым они написаны; изложим кратко существенное содержание их, с значением их для Церкви – вообще и для пастырей Церкви – в особенности; представим доказательства подлинности посланий, и, наконец, сделаем заметки относительно языка и изложения посланий.

В объяснении послания к Титу, кроме дословного истолкования текста послания, разберем, более или менее подробно, входящие в состав его вопросы: о церковной иерархии, о единоженстве священников, о Божестве Иисуса Христа и о лжеучителях пастырских посланий, с относящимися сюда возражениями со стороны отрицательной критики.

Относительно церквей на острове Крит

Тит был грек. Он сопровождал апостола Павла в Иерусалим, где Павел возражал против его обрезания (Гол. 2:3-5). Он один из обращенных ап. Павлом ("Гита 1:4).

Несколько лет спустя, Тит был с ап. Павлом в Ефесе, а потом был послан в Коринф для урегулирования некоторых беспорядков и для того, чтобы начать там собирание пожертвований для бедных святых в Иерусалиме (2 Коринф. 8:6,10). Возвратившись из Коринфа, он встретил ап. Павла в Македонии, и после объяснения ситуации был послан обратно в Коринф раньше самого Павла, неся с собой Второе Послание к Коринфянам и прокладывая путь для второго прихода Павла туда, а также, чтобы закончить сбор пожертвований (2 Коринф.2:3,12,13;7:5,6,13,14;8:16,17,18,23; 12:14,18).Тот факт, что Тит был избран для урегулирования положения в Коринфе, указывает на то, что ал. Павел считал его очень способным, умным, тактичным христианским руководителем.

После этого, мы слышим о нем через 7 или 8 лет в послании к "Гиту, примерно, около 65 года по Р.Х. Он находился на острове Крит. Выражение «оставил тебя в Кроте» (Тит 1:5) показывает, что Павел был с ним там. Корабль, на котором Павел плыл в Рим (Деян. 27), причалил к южному берегу острова Крита, но трудно поверить, что это было то время, когда он оставил "Гита там. Преобладает мнение, что после освобождения ап. Павла из его первого заключения, примерно, в 63 году по Р.Х., он возвратился на восток, включая и остров Крот, который был в плане посещения. После приведения критских церквей в порядок, "Гита заменил Артем или Тихик, а сам Тит присоединился к ап. Павлу в Никополе, в западной Греции (Тит 3:12).

Последнее упоминание о Тите находим во Втором Послании к Тимофею 4:10, где говорится, что он из Рима пошел в Далматию. Вероятно, он снова присоединился к ап. Павлу, и был с ним во время ареста, сопровождая его в Рим. Оставил ли он Павла в те тяжелые и одинокие часы, когда тому угрожала опасность, или же Павел направил его закончить евангелизацию на северо-западном побережье Греции — нам это не известно. Будем верить в последнее, так как он был хорошим и великим человеком. Предание говорит о том, что Тит был епископом острова Крота и спокойно умер в преклонном возрасте.

Остров Крит

Остров Крит, также известный как Кандиа, расположен на юго-восток от Греции, между Агейским и Средиземным морями, приблизительно 240 км в длину и от И до 48 км в ширину. Остров гористый, но долины его были плодородные и население многочисленное и богатое. «Остров со 100 городами», место древней и сильной цивилизации, он стал легендарным на закате греческой истории. Труды Артура Еванса и его последователей дали миру сведения о Критской цивилизации в начале нашего столетия. Письмена на примитивном греческом языке были расшифрованы Михаилом Венстрисом.

Самая высокая гора на острове — Ида, которая была известна как легендарное место рождения греческого бога Зевса, родина полулегендарного законодателя Миноса, сына Зевса, и мифического Минотавра. Жители Крита были родственны филистимлянам. Предполагают, что они были тождественные керетинцами (1 Царств 30:14). Они были отважными моряками и известными стрелками из лука, но с очень низкой моральной репутацией.

Начало церкви, вероятно, было основано самими критянами, которые были в Иерусалиме в день Пятидесятницы (Деян. 2:11). В Новом Завете не упоминается о посещении апостолами острова Крита, кроме ап. Павла во время его путешествия в Рим (Деян. 27); об этом также говорится в послании к Титу. Так как ап. Павел не был склонен строить на основаниях других, но все таки возможно, что критские церкви были трудом Павла, иначе он не принял бы руководства над ними, как это указано в послании. Возможно, они были плодом его труда в Коринфе или в Ефесе: оба эти города расположены вблизи острова.

Сходство с первым посланием к Тимофею. Предполагают, что Послание к Титу и 1 Тимофею, были написаны приблизительно в то же время, около 65 года по Р.Х. Они, в общем, насыщены одной темой: назначение правильных руководителей. Тит — в Греции, Тимофей — в Ефесе. Проблемы в обоих местах были почти те же.

Глава 1.

Пресвитеры

В надежде на вечную жизнь (2). Апостол Павел, как и ап. Петр (1 Петра 1:3-5), при приближении конца его земной жизни устремлял свои взоры на небеса. Это было непрестанной заботой его проповеди и благородной целью его жизни: величие существования, когда смертное станет бессмертным (1 Коириф. 15:51-55); его сильное желание войти в дом нерукотворенный (2 Коирнф. 5:1-2); его жительство на небе в теле, подобном телу Спасителя (Филин. 3:20- 21); его радость при мысли быть восхищенным и всегда пребывать с Господом (1 Фее. 4:13-18); венец правды, который он получит в «день оный» (2 Тимоф. 4:6-8).

Квалификация пресвитеров (1:5-9). «Пресвитера» (5) и «Епископы» (7) предназначены для одного служения и здесь о них говорится в одинаковых выражениях. Их квалификации, перечисленные здесь, фактически те же самые, которые перечислены в 1 Тимофея 3:1-7.

Лжеучителя (1:10-16). Церкви на острове Крите были переполнены лжеучителями, такими о которых говорится и во 2 Послании Петра 2

и у Иуды, выдавали себя за христианских учителей, — были «гнусны и непокорны» (16). Цитата взята из критского поэта Епименида, жившего 600 лет до Р.Х. «Уста» лжеучителей должны были быть заграждены не силой, но живым провозглашением правды (И). «Целые дома», в действительности здесь имеется в виду целые общины, потому что церкви в то время помещались в домах.

Главы 2 и 3.

Добрые дела

Особое внимание в этом послании уделено «добрым делам». Мы спасены не по добрым делам, но по Его милости (3:5) и оправданы Его благодатию (3:7). Поэтому, мы обязаны быть: «ревностными к добрым делам» (2:14); «показывать в себе образец добрых дел» (2:7); «быть готовыми на всякое доброе дело» (3:1); «быть прилежными к добрым делам» (3:8); «упражняться в добрых делах, в удовлетворении необходимым нуждам» (3:14).

Одним из обвинений против лжеучителей было то, что они были «неспособны ни к какому доброму делу» (1:6).

Сила благочестивой жизни (2:1-14). Пожилые мужчины, пожилые женщины, молодые женщины, матери, молодые мужчины и рабы должны быть призваны верно исполнять свои обязанности в любом жизненном положении, чтобы противники были посрамлены, не имея ничего сказать" о нас худого (2:8).

Рабы, которых было много среди первых христиан, увещавались быть послушными, усердными, верными так, чтобы их жизнь «украшала» их религиозное исповедание (2:10) и их языческие господа были бы вынуждены прийти к заключению: «Если христианская религия делает рабов такими, то в ней что-то есть».

Благословенная надежда (2:11-14). Ожидание второго пришествия Господа побуждает нас к благочестивой жизни в этом мире. Об этом упоминается почти в каждой из книг Нового Завета.

Послушание светским властям (3:1-2)-это основная христианская добродетель. Граждане неба должны быть хорошими гражданами земного правительства, под которым они живут (Рим. 13:1-7); 1 Петра 2:13-17).

Родословия (3:9), о которых говорится здесь, а также в 1 Тимофею 1:4, были распространены среди учений лжеучителей, которые в то время наводняли церкви на острове Крите и в Ефесе. Вероятно, они основывали свои притязания в учениях на родословии Давида и таким образом родства с Христом, имея некоторые знания из Евангелия. Их ложное учение было основано на трудно понимаемых толкованиях мест в родословии.

«Еретик» (3:10). После попытки вразумить лжеучителя, избегай его. «Артем» (3:12) нигде больше не упомянут. Предание повествует, что он был епископом в Листре. «Тихик» (12) был в Азии (Деян. 20:4). Он или Артем занял положение "Гита на острове Кроте. «Никополь» (12), в Греции, приблизительно около 160 км на северо-запад от Коринфа (см. замечания о Павловых позднейших передвижениях в Деяниях 28:31). «Энна» (13); больше нигде о нем не упоминается. Он был еврейским переписчиком или греческим адвокатом. «Аполос» (13; Деян. 18). Вероятно, он и Энна, по пути в неизвестное место, принесли это письмо "Гиту.

3. Основополагающие правила:

а) правила воспитания членов церкви в соответствии с Евангелием (2:1-15);
б) отношение к властям и окружающим на основе обретенной благодати (3:1-8).

4. Отдельные указания и заключение (3:9-15).

Б. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ
Если Павел в приветств. слове подробно говорит о своем служении и Божеств. призвании, то это адресовано не Титу, а критским церквам, поскольку Тит знал о полномочиях, к-рыми обладал апостол; видимо, Павел стремился укрепить позицию Тита в его отношениях с критянами (Тит 1:1-4) . Тит остался на Крите, чтобы по поручению апостола поставить в церквах см. Епископ ов и см. Пресвитер ов (ст. 5). Павел указывает ему на важнейшие критерии, по к-рым он должен производить отбор среди претендентов на эти должности (ст. 6-9) и еще раз подчеркивает необходимость соответствия церковных руководителей строгим требованиям. Он также указывает на многочисл. искусителей и опасность учений, распространяемых "людьми, отвращающимися от истины" (ст. 10-16), к-рым Тит должен решительно противостоять. Павел объясняет, как, на основе Евангелия, воспитывать верующих (Тит 2:1,15) в христ. любви, ибо это соответствует высокому призванию Церкви (ст. 11-14). При этом он призывает верующих вести себя должным образом в отношении начальств и властей (Тит 3:1) , быть кроткими в обращении с окружающими (ст. 2), указывает им на великую благодать Христа (ст. 3-7). В заключение Павел дает Титу нек-рые поручения, повторно предостерегает его от бесполезных "споров и распрей о законе", а также от лжеучителей (ст. 9-11) и просит своего сотрудника быть готовым к тому, что его позовут в Никополь (ст. 12).


Библейская энциклопедия Брокгауза . Ф. Ринекер, Г. Майер . 1994 .

Смотреть что такое "Послание к Титу" в других словарях:

    Послание к Титу книга Нового Завета. Входит в число посланий апостола Павла. Авторство Павла некоторыми учёными оспаривается; среди возможных авторов называют Поликарпа. Послание к Титу, а также два послания к Тимофею обычно называют… … Википедия

    Титу, истинному сыну по общей вере: благодать, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего …

    Послание к Титу - одно из трех пастырских послании Павла, написанное вскоре после того, как Павел оставил Тита на Крите. Оно в трех главах дает различные установления относительно организации церквей, правила жизни для верующих разных состояний и возрастов,… … Словарь библейских имен

    Павел приветствует Тита. Качества служителей церкви. Обличай иудейских обманщиков на Крите … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа, по вере избранных Божиих и познанию истины, [относящейся] к благочестию, 1Тим.3:16 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, Рим.16:17 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Из них же самих один стихотворец сказал: «Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые» … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины. Мат.15:9 Мар.7:7 1Тим.1:4 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Книги

  • Первое послание к Тимофею и Послание к Титу , Джон Р.У. Стотт. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Круг тем, которые охватывают эти два послания, чрезвычайно широк. К Первому посланию к Тимофею автор…
  • Павел. Пастырские Послания. I и II Послания к Тимофею и Послание к Титу: популярный комментарий , Райт Николас Томас. Пастырские послания отличаются своей практичностью, предлагают поддержку и совет относительно повседневной жизни поместной церкви и роли в ней главного пастыря. В то же время они постоянно…

Хотя Тит ни разу не упоминается в Деян. – книге, большая часть которой посвящена миссионерской деятельности ап. Павла, – его имя (Ti/toj) встречается в Павловых посланиях, особенно часто во 2 Кор. Из неоднократных упоминаний Тита во 2 Кор. следует, что он принимал самое непосредственное участие в восстановлении добрых отношений между Павлом и коринфскими христианами. Скорее всего, именно он и доставил в Коринф знаменитое Павлово послание «со многими слезами», а обратно принес ответные добрые вести (см. 2 Кор. 2, 13; 7, 6. 13слл.; 8, 6. 16. 23; 12, 18; см. § 32. 2).

Личность Тита в каком-то смысле стала символом и в памятной полемике Павла с иудействующими. Будучи обращенным Павлом из язычников (эллинов), он не был обрезан, как этого требовали иудействующие проповедники – оппоненты апостола языков (см. Гал. 2, 1-3). Тем самым Тит явил собой живой пример христианина, превзошедшего букву иудейского Закона.

Послание к Титу заставляет предполагать, что ап. Павел доверил Титу церковь на острове Крит, где сам апостол побывал только во время своего путешествия под конвоем в Рим в начале 60-х годов (см. Деян. 27, 7-14):

Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал (Тит. 1, 5).

Возможно, Павел побывал на Крите после своих римских уз, но это лишь предположения, так как в Деян. ничего не говорится об исходе судебного разбирательства в Риме. Среди наиболее вероятных мест написания Тит. фигурируют чаще всего Ефес (Малая Азия) или Греция (Македония или Ахаия).

Сразу можно отметить удивительную схожесть если не плана, то содержания Тит. и 1 Тим. Основную часть Тит. можно разделить на три раздела, которым имеются близкие соответствия в 1 Тим.:

1) Церковная организация: служение пресвитеров и епископов (Тит. 1, 5-9)

2) Лжеучения, которые угрожают Церкви (Тит. 1, 10-16)

3) Поведение христиан внутри Церкви: старцев, стариц, юношей и вообще всех членов Церкви (Тит. 2, 1 – 3, 11).

        1. Церковная организация: служение пресвитеров и епископов

Это главная тема Пастырских посланий вообще или, во всяком случае, Тит. и в еще большей степени 1 Тим. Судя по всему, побывав на Крите, Павел не успел оставить сколько-нибудь внятной церковной структуры, которая гарантировала бы преемство в сохранении возвещенного им Предания и в церковной организации. Все свои надежды апостол возлагал на Тита. Опять вспомним недавно цитированный стих Тит. 1, 5. По сравнению с 1 Тим., о епископах и пресвитерах говорится не как об уже установленных служениях, а скорее как о тех, что только еще должны быть учреждены. Вот какими видит ап. Павел пресвитеров и епископов:

6 если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. 7 Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, 8 но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, 9 держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать (Тит. 1, 6-9).

В следующем параграфе имеет смысл более подробно рассмотреть столь важную тематику, как служение епископов и пресвитеров в Церкви по Пастырским посланиям, познакомившись с 1 Тим.

© 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство