За что отвечает бог аполлон. Мифы и Легенды * Аполлон. Любовь и дружба

За что отвечает бог аполлон. Мифы и Легенды * Аполлон. Любовь и дружба

01.07.2020

Миф об Аполлоне

Мистерии древней Греции насчитывают по крайней мере 20.000 лет. Греческая мифология видимо отражение неких событий очень далекого прошлого. Эта мифологическая греческая история богов взята, возможно, из Атлантиды. Миф об Аполлоне во многом поучителен. В Аполлоне есть нечто от иного далекого мира — некое качество, видимо обусловленное его связью с таинственной страной гипербореев. Удивительно, но имя его совпадает с именем Ангела Бездны Аполлиона в Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе).

Титанида Лето сошлась с уже женатым богом Зевсом. Предавались любви они в образе перепела и перепелки, в результате чего Лето забеременела. Но родить она никак не могла, потому что законная супруга Зевса Гера намеренно удерживала возле себя богиню родов Илифию. Так Лето и скиталась беременной, пока не добрела до острова Делос, где и разрешилась от бремени вначале дочерью Артемидой, затем, уже с помощью Илифии, сыном - Аполлоном. Богиня Фемида вскормила маленького Аполлона нектаром и амброзией, а Гефест подарил ему лук и стрелы.

Богиня Лето - образ матери, «славной своими детьми». Это ее главное достижение. Ее называли «вечно милой» и «вечно кроткой». Лишь благодаря детям она заняла почетное место на Олимпе. Ее сына традиционно называли не по отчеству, а по имени матери - Летоид, что считается подтверждением его матриархальных предпочтений. Сын Лето на пару с сестрой убил титана Тития, который домогался его матери. (Ни одна другая мать греческой мифологии не была под такой защитой.)

Еще будучи совсем юным Аполлон убил змея Пифона (Дельфиния), детище Геры, опустошавшего его родной остров и преследовавшего его мать. Затем он очистился от скверны убийства в Фессалии и вернувшись, учредил Пифийские игры в родных Дельфах. Бог Пан научил Аполлона прорицаниям и тот учредил в Дельфах свой храм с жрицами -пифиями, которые в трансе предсказывали будущее. Аполлон вообще почитался как оракул и пророк, его называли «водителем судьбы» (Мойрагетом).

Позже Аполлон, Артемида и Лето во всех олимпийских и земных распрях выступали единым семейным фронтом (исключение составляло лишь соперничество Артемиды и Аполлона между собой). …

Богом Солнца Аполлон стал в довольно позднее время. Особенно интересным является позднее античное сочинение - речь римского императора и мистика Юлиана Сонцепоклонника «К Царю Гелиосу».

В христианское средневековье художники любили изображать гору Парнас с Аполлоном и музами; его как бога Солнца, правящего колесницей; в компании с сестрой Артемидой; влюбленного Аполлона и отвергающую его Дафну; а также состязание Аполлона и Марсия. Это объяснимо - люди искусства предпочитали изображать его по большей части как покровителя искусств и ревнивого соперника в творчестве, а также отвергнутого девушкой влюбленного. Это, видимо, были эмоционально близкие им сюжеты.

Бедненко Г.Б., 2004

Среди многочисленных солнечных божеств одно привлекает внимание своей крайней неоднозначностью, вобравшей в себя все характеристики самого Светила — Аполлон . Ни один народ, кроме греков, причём не ранних, светлых, а поздних, соприкоснувшихся с Египтом и Халдеей и обожженных их мудростью, не запечатлел так точно Дух Дневного Светила, освещающего, безжалостно открывающего секреты, обжигающего и самодостаточного в своём совершенстве. …

Аполлон — один из древнейших богов Греции. Считается, что его имя происходит от греч. àπελάω «отвращающий », или от απέλλα «собрание ». В крито-микенских текстах его имя не встречается. Считают, что Аполлон первоначально был божеством догреческим, вероятно, малоазийским. Его глубокая архаичность проявляется в тесной связи и даже отождествлении с растительным и животным миром. В мифах более раннего периода Аполлон склонен к опрометчивым поступкам, скор на расправу, в мифах позднего периода — он сама рассудительность, гармония, созидание, от которых, правда, веет холодом совершенства. Аполлон — второй по значению бог в греческом пантеоне, уступающий только Зевсу. Это бог солнца, искусств (особенно музыки), пророчества и стрельбы из лука. Он — законодатель и каратель; покровитель медицины, способный также насылать болезни; защитник пастухов. …

Эпитеты Аполлона многочисленны и разнообразны: Пеан и Пеон («Разрешитель болезней»), Мусагет (водитель муз), Мойрагет («водитель судьбы»), Феб («Лучезарный» — указывает на чистоту, блеск и прорицания), Сминфей (Мышиный), Алексикакос («Отвратитель зла»), Апотропей («Отвратитель»), Простат («Заступник»), Акесий («Целитель»), Номий («Пастух»), Дафний («Лавровый»), Дримас («Дубовый»), Ликейский («Волчий»), Летоид (от имени матери), Эпикурий («Попечитель»)…

Хорошо известны и деяния Аполлона. Наиболее известна змееборческая ипостась этого бога. Аполлон рано возмужал и еще совсем юным убил змея Пифона (Дельфиния), преследовавшего Лето и опустошавшего окрестности Дельф. В Дельфах, на месте, где некогда был оракул Геи и Фемиды, Аполлон основал свое прорицалище. Аполлон также поразил своими стрелами великана Тития, пытавшегося оскорбить Лето, циклопов, ковавших молнии Зевсу, а также участвовал в битвах олимпийцев с титанами и гигантами. Уже в этих мифах очевидна карающая природа Аполлона. …

Функции Аполлона очень противоречивы. С одной стороны он водитель муз, Мусагет, покровитель искусств, поэзии и музыки. Но вместе с этим, своими стрелами он несет смерть, разрушение и чуму (например, в начале Илиады). Существуют упоминания того, что Аполлон был не прочь поохотиться вместе с сестрой, и эта охота была страшна и безжалостна. Образ его внешне благороден, его одежды источают волшебный свет и аромат, он играет на изящном инструменте, который издает нежный, размеренный звук. Прекрасный, как белый лебедь, Аполлон мог быть жестоким и губительным, как волк. Поэтому его также называли «Волчьим» и приносили ему в жертву тех животных, которых предпочитают эти четвероногие губители стад. …

В Аполлоне есть нечто от иного далекого мира — некое качество, видимо обусловленное его связью с таинственной страной гипербореев. Когда после рождения сына Зевс подарил ему запряженную лебедями колесницу, Аполлон отправился на ней не в Дельфы, а к гипербореям, у которых пробыл целый год. Впоследствии он ежегодно на некоторое время удалялся в эту «благословенную страну света».

Златокудрый бог солнца, света (солнечный свет символизировался его золотыми стрелами), искусства, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз (Мусагет), покровитель наук и искусств, предсказатель будущего, охранитель стад, дорог, путников и мореходов, а также очищал людей, совершавших убийство. Олицетворял Солнце (а его сестра Артемида - Луну).

Сын богини Латоны (Лето) и Зевса, брат-близнец Артемиды, внук титанов Кея и Фебы. Родился на острове Делос (Астерия), куда его мать Лето попала случайно, гонимая ревнивой богиней Герой. Когда родился Аполлон, весь остров Делос залили потоки солнечного света.

Отец Аристея (от нимфы Кирены), Лапифа, Фемонои, Орфея и Лина (от музы Каллиопы), Асклепия (от Корониды, которую он убил за измену со смертным), Яма. Приносил естественную смерть мужчинам. Одновременно был богом - стреловержцем, насылающим смерть и болезни.

Среди его жертв - сыновья Ниобы, Пифон, сатир Марсий, сыновья Алоэя Отос и Эфиальт.

За насмешку над юным богом любви Эротом был наказан неразделенной любовью к нимфе Дафне.

Виктория Зырянова AKA Caroline

Культ Аполлона получил распространение в Риме в V в. до н.э. Источник - разумеется, Греция, также Аполлону поклонялись этрусски, которые называли его Аплу (Apulu). Расцвет культа относится ко времени правления Августа, считавшего Аполлона своим покровителем. Поначалу, Аполлон считался только богом-врачевателем, но позднее он полностью принимает свои "греческие" функции. Строительство храма Аполлона в Риме - 432 г. до н.э. Этот храм, взлиз Палатина, был один из самых богатых в Риме.

Как светлый бог неба, которому ненавистно все нечистое и нечестивое, Аполлон уже вскоре после своего рождения отправляется на истребление злых сил мрака. Он убивает своими стрелами великого Тития и дракона Пифона, чудовище, которое жило в узкой долине Плейста около Дельф и губило людей и скот. Все мифы об Аполлоне — не что иное, как прославление победоносной силы весеннего солнца над мрачными силами зимы.

Аполлон, с одной стороны, — борец против всякого зла и всего нечистого, но, с другой стороны, древние же предания представляли его страшным богом смерти, поражающим своими далеко разящими стрелами людей и животных. Такие сказания легко объясняются стихийным значением этого бога. Ведь солнечный луч хотя и изгоняет ледяную зиму, он в то же время с возрастанием летней жары опаляет и губит…

Но главное значение в Греции Аполлон получил как бог-оракул, предсказания которого имели сильное влияние до позднейших времен на политику государств, судьбы людей и семейств. Не будучи в состоянии сам прозревать будущее, он возвещает как пророк решения Зевса. По большей части от имени бога предсказывали женщины и девушки — сивиллы. Всех прорицателей с течением времени затмил оракул в Дельфах, решения которого в продолжение долгого периода греческой истории имели, особенно у дорийских племен, почти всемогущую силу.

Дельфы были главным местом культа Аполлона. Находившийся там великолепный храм был во времена Писистратидов выстроен заново после пожара и, благодаря всевозможным приношениям, его богатство неуклонно возрастало. Не менее известным местом культа Аполлона был остров Делос, его родина. Священные места находились у подножия горы Кинф, впрочем, весь остров был посвящен богу, и здесь запрещено было хоронить мертвых. В честь бога каждые четыре года праздновались торжественные игры, которые, по преданию, были установлены Тезеем.

Римский Аполлон перешел в Рим из Греции, ибо здесь также сильно ощущалась потребность в боге-предсказателе. Римские боги, хотя и делали намеки на будущее, но в своих ответах ограничивались одним «да» или «нет». В то же время и представление о боге-целителе проникло в Рим. Особенно блестящее развитие культ Аполлона получил благодаря императору Августу, который свою победу при Акциуме приписал главным образом помощи этого бога и потому воздвиг ему великолепный храм на Палатине, украсив его знаменитой статуей Скопаса, изображавшей Аполлона Кифареда.

Самая знаменитая из всех статуй Аполлона, без сомнения, — Аполлон Бельведерский в Ватикане, найденный в 1503 г. около Неттуно, древнего Акциума. Важнейшие божественные атрибуты Аполлона: лук, копье, колчан, лавровый венок, форминга.


Аполлон в древне-греческой мифологии бог света, покровитель искусств, предводитель и покровитель муз, предсказатель будущего, бог-врачеватель, покровитель переселенцев и основывающихся древнегреческих колоний. Очищал людей, совершивших убийство. Один из наиболее почитаемых богов. Аполлон - олимпийский бог, включивший в свой классический образ архаические и хтонические черты догреческого и малоазийского развития (отсюда разнообразие его функций - как губительных, так и благодетельных, сочетание в нём мрачных и светлых сторон).

Семья и окружение

Гомер сообщает, что после раскрытия заговора Гера , Посейдона и Аполлона против Зевса (по Илиаде вместо Аполлона в нём участвовала Афина), Аполлон и Посейдон в образе смертных служили у троянского царя Лаомедонта и возвели стены Трои, которые затем разрушили, гневаясь на Лаомедонта, не отдавшего им обусловленной платы.

Аполлон поразил своими стрелами великана Тития, пытавшегося оскорбить Лето.

Классический Аполлон - бог героического времени, которое у греков всегда противопоставлялось предыдущему хтоническому периоду, когда человек был слишком слаб для борьбы с могучими силами природы и не мог ещё быть героем. Два величайших героя Геракл и Тесей были связаны с мифологией классического Аполлона. Если, согласно одним мифам, Аполлон и Геракл сражаются друг с другом за дельфийский треножник, то в других мифах они основывают город и даже вместе получают очищение после убийства, находясь в рабском услужении.

Под покровительством Аполлона Тесей убивает Минотавра и упорядочивает законы в Афинах, а Орфей усмиряет стихийные силы природы.

Когда сын Аполлона врачеватель Асклепий за попытки воскресить людей был поражён стрелами Зевса , Аполлон перебил киклопов , ковавших стрелы для Зевса , и в наказание был послан служить пастухом к царю Адмету в Фессалию, где приумножил его стада и вместе с Гераклом спас от смерти жену царя Алкесту. Стрелу, которой он убил киклопов , он сделал созвездием. Согласно Гесиоду и Акусилаю, Зевс хотел низвергнуть его в Тартар , но Лето упросила отдать его в услужение человеку.

Губительные стрелы Аполлона и Артемиды приносят внезапную смерть старикам, иногда поражают без всякого повода. В Троянской войне Аполлон-стреловержец помогает троянцам, и его стрелы девять дней несут чуму в лагерь ахейцев. Он незримо участвует в убийстве Патрокла Гектором и Ахилла Парисом.

Агамемнон пленил в Троянской войне дочь жреца Аполлона Хриса Хрисеиду. Отец девушки умолял Агамемнона вернуть ему дочь, но тот отказал. После гибели части греческого войска от стрел мстящего за это Аполлона Агамемнон был вынужден вернуть Хрисеиду отцу.

Дочь Тантала и супруга фиванского царя Амфиона Ниоба (или Ниобея) возгордилась своим многочисленным потомством (по разным оценкам от 12 до 20 детей). Этим она оскорбила богиню Лето. За это Аполлон и Артемида из лука убили всех детей Ниобы, а она сама окаменела от горя.

В музыкальном состязании Аполлон побеждает сатира Марсия, и разгневанный его дерзостью Аполлон сдирает с сатира кожу. В музыкальном состязании Аполлона с Паном царь Фригии Мидас присудил победу Пану. Отсюда возникло выражение "мидасов суд", т.е. суд невежды. В наказание за это Аполлон наделил Мидаса ослиными ушами. Свои уши царь прятал под фригийским колпаком, и лишь цирюльник знал о тайне царя. Мучаясь невозможностью рассказать о тайне, цирюльник выкопал ямку и шепнул туда: "У царя Мидаса ослинные уши", засыпал ямку землёй, но на этом месте вырос тростник, который прошелестел о секрете всем.

Наряду с губительными действиями Аполлону присущи и целительные. Он врач, помощник, защитник от зла и болезней, прекративший чуму во время Пелопоннесской войны. Первым стал врачевать глаза. В позднее время Аполлон отождествлялся с солнцем во всей полноте его целительных и губительных функций.

На Олимпийских играх Аполлон победил в беге Гермеса , а Ареса одолел в кулачном бою. Аполлон пел на лире на свадьбе Пелея и Фетиды .

На почве мифологии Аполлона возник миф о гипербореях и их стране, где под знаком мудрости Аполлона процветали мораль и искусства. Считается, что весной и летом Аполлон жил в Дельфах, а осенью улетал на своей колеснице, запряжённой белоснежными лебедями, в Гиперборею, где родилась богиня Лето. Гиперборейские жрецы основывали храмы и святилища Аполлона. Один из жрецов Аполлона прорицатель Абарис по легенде обходился без пищи и летал на волшебной стреле, подаренной ему Аполлоном.

Имя, эпитеты и характер

В крито-микенских текстах его имя не встречается. Данные греческого языка не позволяют раскрыть этимологию имени Аполлона, что может свидетельствовать о неиндоевропейском происхождении образа. Согласно распространённой гипотезе, его имя как Аппалиунас встречается в договоре царя Вилусы Александуса с Муваталлисом. По другой этимологии (Ю.В. Откупщиков), имя происходит от др.-греч. "отвращающий" (волков, мышей, саранчу - в зависимости от эпитета); по Плутарху и В Буркерту - от "собрание", первый месяц дельфийского календаря назывался "апеллай".

В позднее время Аполлон отождествлялся с Солнцем во всей полноте его целительных и губительных функций. Эпитет Аполлона Феб (phoibos) указывает на чистоту, блеск, прорицание.

Аполлон - пророк и оракул, мыслится даже "водителем судьбы" - его эпитет Мойрагет.

Аполлон - пастух (его эпитет Номий) и охранитель стад. Он - основатель и строитель городов, родоначальник и покровитель племён, "отчий". Иногда эти функции Аполлона связаны с его служением людям, на которое его посылает Зевс , разгневанный независимым нравом Аполлона.

Аполлон - музыкант, кифару он получил от Гермеса в обмен на коров. Он - покровитель певцов и музыкантов, его эпитет Мусагет - "водитель муз" и жестоко наказывает тех, кто пытается состязаться с ним в музыке.

В образе Аполлона отразилось своеобразие греческой мифологии в её историческом развитии. Для архаического Аполлона характерны наличие растительных функций, его близость к земледелию и пастушеству. Он - Дафний, т.е. "лавровый", "прорицающий из лавра", "любящий лавровое дерево" Дафну. Его эпитет Дримас, т.е. "дубовый". Аполлон связан с кипарисом, пальмой, маслиной, плющом и другими растениями.

Его зооморфизм проявляется в его связи и даже полном отождествлении с вороном, лебедем, мышью, волком и бараном. В образе ворона Аполлон указал, где надо основать город. Его эпитет Кикн ("лебедь"), обративший в бегство Геракла . Он - Сминфей ("мышинный"), спасиетель мышей. Аполлон Карнейский связан с Карном (Карней) - демоном плодородия. Эпитет Ликейский ("волчий") указывает на Аполлона как на хранителя от волков и как на волка. В виде собаки он пришёл к дочери Антенора, в виде черепахи и змеи к Дриопе.

Матриархальные черты Аполлона сказываются в его имени по матери - Летоид; он постоянно носит имя родившей его богини Лето.

Характерная для первобытного мышления взаимопронизанность жизни и смерти не миновала и Аполлона, на этой поздней ступени архаики он - демон смерти, убийства, даже освящённых ритуалом человеческих жертвоприношений, но он целитель, отвратитель бед: его прозвища - Алексикакос ("отвратитель зла"), Апотропей ("отвратитель"), Простат ("заступник"), Акесий ("целитель"), Пеан или Пеон ("разрешитель болезней"), Эпикурий ("попечитель").

На стадии олимпийской или героической мифологии в этом мрачном божестве, с его властью над жизнью и смертью, выделяется определённое устойчивое начало, из которого вырастает сильная гармоническая личность великого бога эпохи патриархата. Он помогает людям, учит их мудрости и искусствам, строит им города, охраняет от врагов, вместе с Афиной выступает защитником отцовского права. Зооморфные и растительные его черты становятся лишь рудиментарными атрибутами. Он уже не лавр, но он любит Дафну, ставшую лавровым деревом. Он не кипарис и гиацинт, но его любимчиками становятся юноши Кипарис и Гиакинф. Он не мышь или волк, но повелитель мышей и убийца волка.

Культ Аполлона был распространён в Греции повсеместно, храмы с оракулами Аполлона существовали на Делосе, в Дидимах, Кларосе, Абах, на Пелопоннесе и в других местах, но главным центром почитания Аполлона был Дельфийский храм с оракулом Аполлона, где восседавшая на треножнике жрица Аполлона - пифия давала предсказания. Двусмысленный характер предсказаний, допускавших самое широкое толкование, позволял дельфийской коллегии жрецов воздействовать на всю греческую политику.

В Дельфах совершались празднества в честь Аполлона (теофании, теоксении, Пифийские игры, которые были введены в честь победы Аполлона над Пифоном ; по своему блеску и популярности они уступали только Олимпийским играм). Все месяцы года, кроме трёх зимних, были посвящены в Дельфах Аполлону. Храм Аполлона на Делосе был религиозно-политическим центром Делосского союза греческих полисов, в нём хранилась казна союза и происходили собрания его членов. Аполлон приобрёл значение устроителя-организатора не только в социально-политической жизни Греции, но и в области морали, искусства и религии. В период классики Аполлон понимался прежде всего как бог искусства и художественного вдохновения.

Из греческих колоний в Италии культ Аполлона проник в Рим, где этот бог занял одно из первых мест в религии и мифологии. Император Август объявил Аполлона своим патроном и учредил в честь него вековые игры, храм Аполлона близ Палатина был одним из самых богатых в Риме.

Атрибуты Аполлона - серебряный лук и золотые стрелы, эгида, лавровый венок. Символы - олива, железо, лавр, пальма, дельфин, лебедь, волк. Еще одним из отличительных признаков Аполлона была золотая кифара (отсюда его прозвище - Кифаред - "играющий на кифаре") или лира, этот музыкальный инструмент олицетворял национальную музыку, в противоположность флейте, олицетворявшей фригийскую музыку. Древнегреческое слово кифара живёт в европейских языках в своём потомке - слове гитара . Да и сама гитара - не что иное, как изменившаяся со временем кифара.

Основные места почитания - Дельфы и остров Астерия (Делос), место рождения Аполлона и Артемиды , на котором раз в четыре года поздним летом проходили делии (праздники в честь Аполлона, во время которых запрещались войны и казни). Святилище в Дельфах было известно во всём древнем мире. Именно там, на месте победы Аполлона над преследовавшим его мать драконом Пифоном , Аполлон основал святилище.

Третий ватиканский мифограф приводит список 12 камней в короне Аполлона.

Также Аполлона почитают галлы (по Цезарю). Согласно кельтской песне, после смерти Асклепия он удалился к гипербореям, и его слёзы стали янтарём. Когда боги бежали в Египет, Аполлон превратился в ворона, либо коршуна, Ястребов египтяне посвящают Аполлону (точнее, соколов Гора). Аполлон почитался в Тире. Его называли "четвероруким" и "четвероухим".

Этрусское божество Аплу (Aplu, Apulu, Aplun) во много соответствует Аполлону. В кельтской мифологии бог Мапонос (лат. Maponos) упоминается у римских авторов, отождествлявших его с Аполлоном. В западносемитской мифологии огненное божество Рашап, насылающее войны и мор, в эпоху эллинизма также отождествлялось с Аполлоном.

Влияние на культуру и искусство

Среди изображений Аполлона древнегреческие статуи (известны в римских копиях): "Аполлон, убивающий ящерицу" (ок. 370 до н.э., скульптор Пракситель) и "Аполлон Бельведерский" (сер. IV в. до н.э., скульптор Леохар).

Пифагор написал на могиле Аполлона в Дельфах элегию, заявив, что он был сыном Силена, убит Пифоном и оплакан тремя дочерьми Триопа, отчего название Трипод для места, где он похоронен. Согласно Мнасею, поражён и убит Зевсом . Ему посвящены I, II и XXI гимны Гомера, II и IV гимны Каллимаха, XXXIV орфический гимн. Действующее лицо трагедии Эсхила "Эвмениды", сатировской драмы Софокла "Следопыты", трагедий Еврипида "Алкестида", "Орест". Существовала комедия Филиска Керкирского "Рождение Аполлона и Артемиды".

В философии Ницше Аполлоническое начало является одним из компонентов греческой культуры, симолизирующим порядок, ясность и свет. Противоположное начало выражено в образе Диониса .

Аполлон в современности

Именем Аполлона была названа программа пилотируемых космических полётов NASA, принятая в 1961 году.

В честь Аполлона назван род крупных выскогорных дневных бабочек семейства парусников - Аполлоны.

Аполлон - гиганский древний ударный кратер, неофициально именуемый бассейном Аполлон, в южном полушарии обратной стороны Луны. Название присвоено в честь американской космической программы Аполлон, которая в свою очередь названа в честь древне-греческого бога Аполлона.

Миф об Аполлоне

Титанида Лето сошлась с уже женатым богом Зевсом. Предавались любви они в образе перепела и перепелки, в результате чего Лето забеременела. Но родить она никак не могла, потому что законная супруга Зевса Гера намеренно удерживала возле себя богиню родов Илифию. Так Лето и скиталась беременной, пока не добрела до острова Делос , где и разрешилась от бремени: вначале - дочерью Артемидой, а затем, уже с помощью Илифии, - сыном Аполлоном. Богиня Фемида вскормила маленького Аполлона нектаром и амброзией, а Гефест подарил ему лук и стрелы.

Богиня Лето - образ матери, «славной своими детьми». Это ее главное достижение. Ее называли «вечно милой» и «вечно кроткой». Лишь благодаря детям она заняла почетное место на Олимпе. Ее сына традиционно называли не по отчеству, а по имени матери - Летоид, что считается подтверждением его матриархальных предпочтений. Сын Лето вместе с сестрой убил титана Тития, который домогался его матери. (Ни одна другая мать в греческой мифологии не пользовалась такой защитой.)

Еще совсем юным Аполлон убил змея Пифона (Дельфиния), детище Геры, опустошавшего его родной остров и преследовавшего его мать. Затем он очистился от скверны убийства в Фессалии и, вернувшись, учредил Пифийские игры в родных Дельфах. Бог Пан научил Аполлона прорицаниям, и тот учредил в Дельфах свой храм со жрицами-пифиями, которые в трансе предсказывали будущее. Аполлон вообще почитался как оракул и пророк, его называли «водителем судьбы» (Мойрагетом).

Позже Аполлон, Артемида и Лето во всех олимпийских и земных распрях выступали единым семейным фронтом (исключение составляло лишь соперничество Артемиды и Аполлона между собой). Так они втроем сражались на стороне троянцев, вместе помогали герою побежденной Трои Энею. В Троянской войне Аполлон незримо участвует в убийстве основных ахейских героев - Патрокла (Гектором) и Ахилла (Парисом).

Верность Аполлона семье и матери неоспорима. Вместе с сестрой он расстрелял всех детей царицы Ниобы, которая хвасталась, что как мать она лучше Лето, поскольку родила намного больше детей. Но Аполлон характерным образом подтвердил тут свое мнение о превосходстве качества над количеством.

В то же время, поддерживая порядок, установленный отцом-Зевсом, Аполлон активно участвовал в битвах олимпийцев - вначале с гигантами, потом с титанами.

Губительные стрелы Аполлона и Артемиды несут смерть больным и немощным, а также вызывают болезни, поражая совершенно невинных людей. Неся болезни, Аполлон и лечил их. Он - защитник от зла и недугов; именно ему приписывают избавление от чумы в Афинах во время Пелопонесской войны.

Одной из основных функций Аполлона в скотоводческой Греции было пастушество и охрана стад. Кроме того, Аполлон был основателем и строителем некоторых городов и номинальным отцом некоторых племен. Иногда, впрочем, служение Аполлона людям представляется как наказание Зевса, пытавшегося смирить по-своему независимого сынка.

Аполлон не выносил соперников. Говорят, он подстроил случайное убийство любовника своей сестрицы - очевидно, излишнего претендента на ее внимание. Не терпел он конкурентов и в искусстве, полагая, что в нем ему нет равных. Для убедительности он содрал кожу живьем с сатира Марсия, спутника богини Кибелы, после того как тот осмелился состязаться с ним в игре на музыкальных инструментах. Играли оба одинаково хорошо, и даже музы не могли выявить победителя, однако Аполлон смог сыграть еще и на перевернутой лире, а с флейтой так сделать было невозможно.

У Аполлона случались конфликты и с классическими патриархальными героями: например, когда Геракл, повинуясь обычному мародерскому инстинкту всякого мужественного воина, пытался похитить треножник из храма Аполлона, бог вступил с ним в борьбу. Впрочем, в других мифах Аполлон и Геракл вместе основывают город или очищаются от скверны убийства, находясь во временном рабстве. Аполлон помог и Тесею в его схватке с критским Минотавром.

Однажды Аполлон вместе с Герой и Посейдоном даже поднял бунт против своего авторитарного отца. Но мятеж был подавлен. За это Аполлону и Посейдону пришлось строить стены царю Лаомедонту (потом, когда царь отказался заплатить за работу, они эти стены разрушили).

Аполлон долго сохранял свои древние хтонические черты. Его отождествляли с вороном, волком, лебедем, мышью и бараном. В образе ворона он указывал, где надо основать город. В образе лебедя ему удалось обратить в бегство героя Геракла. Как Аполлон Ликейский (Волчий) и Сминфей (Мышиный) он покровительствует соответствующим животным, но и спасает людей от их нашествий.

Богу Аполлону не везло с женщинами-возлюбленными. Как известно, он наделил пророческим даром Кассандру, но дочь царя Приама отвергла его ухаживания. Тогда мстительный Аполлон сделал так, чтобы ее пророчествам никто не верил. Как-то раз Аполлон соблазнил нимфу Дриопу, превратившись в безобидную черепашку. Добрая девушка положила ее себе за пазуху, но тут бог превратился в шипящего змея, чем обратил в бегство всех окружающих и, оставшись наедине с Дриопой, зачал с ней ребенка Амфиса, который основал город и построил храм в честь отца, а мать сделал его жрицей. Впрочем, Дриопу в конце концов выкрали обратно ее подружки гамадриады. Отвергла Аполлона и нимфа Дафна, превратившись в лавр. А нимфы Коронида и Марпесса стали его возлюбленными, но изменили ему.

Детьми Аполлона считались прорицатели Бранх и Мопс (сын бога и прорицательницы Манто), известная пророчица Сибилла, Идмон - участник похода аргонавтов. Наиболее известным сыном Аполлона был рожденный Коронидой врачеватель Асклепий, убитый Зевсом за воскрешение человека, а позже возвращенный к жизни уже в ином качестве. Мстя Зевсу за убийство своего сына, Аполлон перебил циклопов, ковавших громовержцу молнии. За это ему пришлось служить пастухом у царя Адмета в Фессалии, где он помог царю спастись от бога смерти.

Отбыв срок наказания у Адмета, Аполлон стал самым умеренным и эмоционально уравновешенным богом Олимпа. Основной компанией зрелого Аполлона были музы, покровительницы различных наук и искусств. А его самого называли Мусагет - предводитель муз. Аполлон считался связанным с мифической северной страной гипербореев, в которой процветают науки, мораль и искусства. Как возник этот миф и связан ли он с историческими землями и цивилизациями, нам неведомо.

От нимфы Кирены Аполлон имел сына Аристея, муза Талия родила ему корибантов, а муза Урания - певцов Лина и Орфея. Его возлюбленными были юноши Гиакинф и Кипарис, которые иногда рассматриваются как ипостаси самого Аполлона.

В древнегреческой вазописи особенно любили изображать Аполлона в сцене битвы с Гераклом за треножник; в момент похищения Гермесом стад царя Адмета, охранявшихся Аполлоном; во время сцены убийства титана Тития и детей Ниобы; а также как классического Мусагета (предводителя муз). Должно быть, для древних греков это были особенно значимые сюжеты его мифологии.

Богом Солнца Аполлон стал в довольно позднее время. Особый интерес представляет связанное с этой его функцией позднеантичное сочинение - речь римского императора и мистика-солнцепоклонника Юлиана «К Царю Гелиосу».

В христианское Средневековье художники часто изображали гору Парнас с Аполлоном и музами; Аполлона как бога Солнца, правящего колесницей; в компании с сестрой Артемидой; влюбленного Аполлона и отвергающую его Дафну; а также состязание Аполлона и Марсия. Иными словами, люди искусства предпочитали изображать этого бога по большей части как покровителя искусств и ревнивого соперника в творчестве или как отвергнутого Девушкой влюбленного. Видимо, эти сюжеты были эмоционально близки им.

Аполлон – любимый сын Зевса. Он – озаряющая и животворящая сила неба. Считался вторым по значимости олимпийцем и самым непредсказуемым богом. Мать его – Лето, а также сестра-близнец Артемида. Одни называют его безжалостным губителем, ведь он насылает болезни на людей, которые ведут неправильный образ жизни. Другие же наоборот, почитают его, как целителя, который умеет предсказывать будущее. Воины уважали его искусную стрельбу, поражающую точно в цель.

Кроме этого, златокудрого олимпийца почитают богом солнца и покровителем муз, искусств, гармонии, сияния, порядка. Всех, кто запятнал себя пролитой кровью, он очищал. Со временем, когда стали развиваться понятие нравственности и морали, древнегреческой религией стала восхваляться чистота сердца и помыслов, Аполлон взял на себя еще и миссию хранителя нравственности.

Наподобие его победы над Пифоном, темным существом, человек также должен противостоять силам мрака и своей темной стороне, бороться с чувственными страстями, тем самым стремясь к совершенству и исцеляя свою душу. Так этот бог стал считаться еще целителем тела и души.

Основные качества Аполлона

Он был достаточно эгоистичен – любовь и заботу принимал, как данность. Важным атрибутом бога солнца считается лира. Его музыка также является отражением его сущности – чиста, спокойна и гармонична. Здесь уже нет места мистики, темперамента и буйства Диониса. Его музыка способна поднимать человека до высот духа, при этом исключая все низменные инстинкты. Выраженной чертой Аполлона является приверженность закону и порядку. Он свято верит, что соблюдение законов и неизбежность наказания сделают мир более гармоничным. На сегодня, именно по этой причине, он считается покровителем всех юристов.

Художники изображают его с красивым телом, однако без ярко выраженных мужских черт. Они больше т.к. он утончённая натура – воинственность, бойцовские качества не являются его стихией, хоть и не чужды. Особенности утонченности натуры можно видеть и в скульптурах, когда отражаются жесты, мимика с некоторой мягкостью, словно отражая тягу к возвышенному.

Светлые и темные стороны Аполлона

При упоминании темной стороны, все почему-то сразу думают о Дионисе. Однако полярность и наличие разных сторон, разных проявлений присуща всем богам Олимпа. Не является исключением и наш красавчик, несмотря на всю его лучезарность и сияние. Именно поэтому во время развития древнегреческой культуры Аполлон предстает во всех мифах в обличии самых многообразных явлений человеческой жизни, всего спектра проявлений человеческого существа.

Главными его заповедями были: «Познай себя!», «Главное в жизни конец», «Ручайся только за себя» и «Знай меру» . Основные символы, по которым можно было узнать этого бога Олимпа – это лира, лук, лавр. При этом никто не отрицал наличие его темной стороны. Он может быть при всей своей лучезарности быть жестоким, мстительным, злопамятным и безжалостным, ведь без этих качеств никак не могло быть наведения тех же порядков. Мстительность этого олимпийца берет свое начало с самого зачатия, когда мать Лето, любовница Зевса нигде не могла найти покоя на протяжении всей беременности.

А постаралась мстительная Гера, жена Зевса, желающая жизнь всех любовниц Зевса невыносимой. Повзрослев, герой только и мечтал отомстить Гере. Из-за отсутствия отца на протяжении детства и периода взросления, Аполлону в будущем очень сложно было строить отношения с женщинами. Повезло с Коронидой, однако ненадолго. Он убивает ее, узнав об измене. В подобных интригах, жажде мести и проходит вся молодость юноши.

Почему Аполлону приписывают дар пророчества?

Хоть имя этого Бога и связано с даром пророчества, однако он сам этим даром не обладал. В свое время он захватил древний храм в Дельфах, где в эпоху матриархата правили женщины. Настоятельницей в этом храме была Пифия. Аполлон ее убил, а жриц взял под свое подчинение. Таким образом, он начинает новый виток истории Дельфийского оракула.

Жрицы проводили ритуал, после чего могли впадать в транс, это свойство им было присуще, благодаря сильной связи с солнцем. Все их трансовые видения записывал жрец-оракул. Именно он и передавал пророческие послания богам и людям. Все удивлялись, с какой точностью оракулам удавалось предсказывать исход грядущих политических событий.

Аполлон в итоге приобрел значение устроителя или организатора в социально-политической жизни Греции. Он стал ярким символом в области морали, искусства, развлечений и религии. В период классики Аполлон виделся прежде всего, как бог искусства и художественного творчества.

Аполлон – бог многих вещей, который являлся одним из наиважнейших персонажей в греческой мифологии. Он был богом поэзии, искусства, стрельбы из лука, чумы, солнца, света, знаний и музыки.

Аполлон родился на острове под названием Делос и имел двоюродную сестру по имени Артемида .

Аполлон был мудрым , и мифы описывают его как жизнерадостного бога. Он мог ревновать, когда его провоцировали, верил в силу закона и хотел быть счастливым и мирным.

Можно с уверенностью сказать, что Аполлон был любимым богом мифологии. Легенды о нём были адаптированы римлянами, где он оказался излюбленным среди божеств.

Происхождение

Хотя Аполлон, в конце концов, стал одним из самых почитаемых богов в греческой мифологии, его происхождение можно проследить за пределами Греции. История показывает, что культы в Азии были первыми, которые поклонялись Аполлону, и они предполагают, что его первая роль была фактически защитником пастухов.

Однако, греки не были последними, кто поклонялся Аполлону. После завоевания римлянами большинство греческих богов были адаптированы ними. Их имена были изменены. Аполлон имел одно и то же имя в греческой и римской мифологиях, но его родителями были Юпитер и Лето, а сестру-близнец звали Диана.

Легенды и рассказы

Есть множество мифов вокруг Аполлона, и все они с большими элементами приключений. Ниже описаны некоторые легенды из греческой мифологии.

Римские версии почти идентичны, за исключением имен и мест.

Рождение Аполлона

Один из самых популярных рассказов об Аполлоне – история его рождения . Мать Аполлона, Лето, была богиней материнства. Она соблазнила Зевса и забеременела близнецами.

Но Гера, жена главного бога, пришла от этого в ярость и позаботилась, чтобы Лето не смогла найти место для родов. Гера даже воздержала свою дочь, богиню родов Эйлитию, от помощи Лето.

Зевс чувствовал себя ужасно от боли и страданий. Лето обыскала всю Грецию, пока не нашла маленький остров, известный как Делос .

Она страдала девять дней и девять ночей с ужасными болями. На десятый день она отправилась на небольшое озеро и прислонилась к пальме. Она ослабила пояс и родила Артемиду, которая стала греческим божеством охоты. Но Артемида получила новую роль и помогла матери в рождении брата Аполлона, чем заменила Эйлитию.

Бог музыки

Существует миф, рассказывающий о том, почему Аполлон стал известен как бог музыки . Он начинается с описания жившего на горе Питона.

Существо пробиралось сквозь землю и оставляло позади неприятный запах, куда бы ни шел, и убивал всех, кого встречал на пути. Аполлон только что родился, но всего четыре дня сделали его сильным и способным.

Ему дали серебряный лук с золотыми стрелами от кузнеца Гефеста. Аполлон хотел отомстить Питону за все, что он сделал с греками, включая погоню за матерью, когда та была беременна.

Аполлон отправился в пещеру Питона. Когда он вошел в нее, то встретил монстра, который уже был в ярости. Он бросился на бога и попытался схватить его, но Аполлон был быстрее.

Он выстрелил в Питона и пронзил его лоб. Питон так громко закричал от боли, что услышала об этом вся Греция. Он сделал все, что мог, чтобы спасти себя, но травма оказалась смертельной .

Аполлон был в восторге от спасения греков. Он потянулся за своей лирой и сыграл песню победы , чтобы все услышали. Исполнение было настолько прекрасным, что заработало Аполлону титул божества музыки.

После завершения песни мальчик взял тело своей жертвы и похоронил на склонах горы Парнас. Кроме того, он построил оракул Дельфы , который стал самым известным в стране.

Несмотря на то, что Аполлон избавился от страшного Питона, его действия считались преступлением по законам горы Олимп. Зевс наказал бога, приказав ему создать Пифийские игры в Дельфах .

Там были атлетические и музыкальные конкурсы, а сам Аполлон принимал участие в некоторых из них. После этого игры проводились каждые четыре года как дань памяти Аполлону.

Семья

Версии о семье Аполлона немного отличаются в римской и греческой мифологиях.

В римской версии его родителями являются Юпитер и Лето, а сестру-близнец зовут Диана в отличии от Артемиды из греческой версии. Римская мифология утверждает, что детьми бога были Асклепий, Орфей, Тролль и Аристея.

Аполлон никогда не был женат, но имел много любовниц.

Внешний вид

В литературе есть только несколько описаний Аполлона, но все они описывают его наилучшим образом. В художественных представлениях он появляется как молодой человек , чем отличается от большинства других богов-мужчин. Аполлон не носит бороду и обычно показан с короной из лавровых листьев на голове.

Символика

Есть много символов, связанных с Аполлоном, включая лук и стрелы, лиру и змею, являющиеся данью его битве с питоном. Он также связан со многими знаками, относящимися к его головным уборам. Ими являются лучи света, венки и лавровые ветви.

© 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство