Министерство труда и социального развития омской области. Инвалид и человек с ограниченными физическими возможностями. В чем разница

Министерство труда и социального развития омской области. Инвалид и человек с ограниченными физическими возможностями. В чем разница

Голобородько Мария

10 класс. О правах детей-инвалидов и необходимости помощи им в адаптации в обществе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

К Положению о муниципальном этапе

Московского областного

Конкурса творческих работ обучающихся

«Ребенок – инвалид – полноценный член общества»

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение Среднеобразовательная Школа горда Красногорска №14

(полное название образовательной организации)

(почтовый адрес, адрес сайта, телефон, факс школы)

Грицук Наталья Сергеевна

(ФИО директора образовательного учреждения)

Голобородько Мария Павловна,10 класс

Контактный телефон: 8 – 926 – 711 – 83 – 27

Электронный адрес: [email protected]

Тема Работы: «Ребенок – инвалид – полноценный член общества»

Руководитель: Бондарь Мария Григорьевна.

Введение

1. 1.1.Статистические данные.

1.2. Правовые документы.

2. 2.1.Интеграция детей – инвалидов в общество.

2.2. Признаки поведения, которых должны избежать люди по отношению к инвалидам.

3. 3.1.Паралимпийские игры.

3.2.Истории из жизни людей – инвалидов.

3.3.Таланты инвалидов.

Практическая часть.

Вывод.

Заключение.

Литература.

Приложение.

Введение

Нравственность во все времена являлась неотъемлемой частью жизни каждого человека, она регулирует общение и поведение людей, контролируя единство общественных и личных интересов.

Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Инвалидность – это огромное испытание, которое выпадает на долю детей и их родителей.

Дети - инвалиды – это обычные дети, такие же, как и все остальные. Они любят общаться, играть, рисовать, петь, но из-за болезни они часто вынуждены находиться в замкнутом пространстве. Окружающий их мир – это родители, комната, в которой они живут и инвалидная коляска. Такие дети редко общаются со сверстниками, узнают новое, что происходит в мире, разве что через интернет. Постепенно такой ребенок замыкается в себе, слишком рано узнает, что такое одиночество. Когда ребенок взрослеет и понимает, что его болезнь неизлечима, то начинает страдать и психика. Так давайте же вместе докажем, что ребенок – инвалид - это полноценный член общества, а также поразмышляем над мерами помощи!

Предмет исследования: Обществознание

Актуальность выбранной темы:

Дети – инвалиды являются самой большой проблемой в наше время. Даже, несмотря на то, что государство заботится о них, все равно здоровые люди стараются опасаться таких людей.

Проблема работы:

Инвалидам нужна, в первую очередь, не материальная или медицинская помощь, а возможность стать полноценными членами общества, возможность поверить в себя и в полной мере реализовать свой потенциал.

Цель работы:

Изучить материал про детей - инвалидов, узнать, как к ним относится общество, найти меры помощи и пути приобщения людей, имеющих инвалидность, к общественной жизни.

Задача работы:

Призвать людей оказывать помощь детям, имеющим инвалидность, для того, чтобы они могли снять ограничения и условия, из-за которых не могут жить полноценной жизнью.

Хоть каждый шаг дается нелегко нам,

Хоть каждый час – падение и подъем.

Под этим старым синим небосклоном

Мы любим жизнь и жить не устаем.

Порой бывает – жизнь сдается черной,

И не в туманном сне, а наяву,

На дно невзгоды тянут, но упорно

Мы все же остаемся на плоту.

Мы ненавидим, если нас жалеют,

И в трудной повседневности своей

Становимся сильней и здоровее

При помощи единства и друзей.

Так не пугай нас трудная дорога,

Лютуй зима, грозой гроза греми

Друзья, мы вместе можем сделать много,

Чтобы остаться на земле людьми.

Сломать никак несчастья нас не смогут,

Не стынет на морозе наша кровь,

Приходят вовремя всегда нам на подмогу

Надежда, вера, мудрость и любовь.

Сергей Ольгин

1.1.Статистические данные:

Статистика ООН утверждает, что в России проживает 10 миллионов инвалидов во всех возрастных категориях, из них около 1,5 миллионов дети. Однако точных данных привести никто не может.

По данным министра здравоохранения и социального развития.,на август 2009 года, численность детей-инвалидов в России составляла 545 тысяч человек, 12,2% из них проживали в учреждениях-интернатах.

23,6% детей-инвалидов страдают заболеваниями различных органов и нарушений обмена веществ, 21,3% – умственными нарушениями и 23,1% имеют двигательные нарушения. По данным Министерства образования, в 2008-2009 учебном году в обычных школах обучалось 142,659 тысяч детей-инвалидов, в коррекционных классах обычных школ – 148,074 тысячи детей-инвалидов. В коррекционных школах и школах-интернатах – 210,842 тысячи детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

1.2.Правовые документы

Из конвенции о правах ребенка:

1. Часть 1, статья 2.

1)Государства-участники уважают и обеспечивают все права,предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И РОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.

2. Часть 1, статья 6.

1)Государства-участники признают, что КАЖДЫЙ ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

2)Государства-участники обеспечивают максимальное возможностей степени выживания и здоровое развитие ребенка.

3. Часть 1, статья 23.

1)Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.

2)Государства-участники признают право неполноценного ребенка на особую заботу и поощряют и обеспечивают предоставление при условии наличия ресурсов имеющему на это право ребенку и ответственным за заботу о нем помощи, о которой подана просьба и которая соответствует состоянию ребенка и положению его родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке.

3)В признание особых нужд неполноценного ребенка помощь в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи предоставляется, по возможности, бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, и имеет целью обеспечение неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха таким образом, который приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка.

Также, хочется отметить, что ребенок-инвалид имеет такие же гражданские, социальные и культурные права, как и здоровый.

Например:

1)Право на личную жизнь, семейную жизнь, заботу родителей, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции. (Гражданское право)

2)Право свободно выражать свои взгляды по всем вопросам. (Гражданское право)

3)Право на пользование наиболее совершенными услугами здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. (Социальное право)

4)Право на образование. (Культурное право)

5)Право на отдых и досуг. (Культурное право)

и многие другие права.

2.1. Интеграция детей - инвалидов в общество:

Часто мы задаемся вопросом: «А Что же может сделать общество для привлечения детей - инвалидов к общественной жизни?». И я нашла несколько путей решения этой проблемы.

Людям следует:

1)Защищать права и интересы детей с ограниченными возможностями.

2)Обеспечивать участие детей - инвалидов во всех сферах общественной жизни.

3)Оказывать психологическую поддержку.

4)Привлекать к различным занятиям для организации их досуга.

5)Относиться так же, как и к обычным, здоровым детям, а главное -относиться с пониманием и милосердием.

6)Создавать благотворительные фонды для обеспечения необходимым и оказания медицинских услуг.

7)Создавать больше социальных программ для привлечения детей-инвалидов к жизни общества.

8)Принимать в школу детей с ограниченными возможностями и обеспечивать ее специальным,необходимым оборудованием.

9)Помогать детям - инвалидам становиться более уверенными в себе.

2.2. Признаки поведения, которых должны избежать люди по отношению к инвалидам:

1) Агрессию.

Мимо проходящие граждане, а так же соседи и даже официальные лица могут запросто пнуть инвалидную коляску, развернуть коляску в обратную сторону от той, в которой движется инвалид, демонстративно закрыть перед ним дверь, когда он пытается въехать в подъезд своего дома, откатить инвалида от окошка в сберкассе или в аптеке, не пропустить без очереди, а если ребенок-инвалид при этом не может ждать из-за состояния здоровья, поучать родителей, и даже попытаться ударить ребенка, высказать свое мнение на предмет того по какой причине человек стал инвалидом .

2) Отрицание и игнорирование .

Инвалиду помочь преодолеть ступени или перешагнуть бордюр - это уж согласится далеко не каждый, а уж вперед себя в очереди пустить - это вообще часто переходит в пункт 1, да еще и с комментариями, например: «Вот ты то мол сидишь в коляске и в ус не дуешь, а мы тут уже полчаса на ногах, и правильно тебя Бог наказал» В остальное время от инвалида просто отворачиваются, отказываются обслуживать, транспорт старается побыстрее захлопнуть двери.

3)Насмешки

Этот негатив идет отнюдь не только от детей. Я как - то была свидетелем, как мать с 20-летней дочкой - инвалидом в коляске, в магазине выбирала ей красивую одежду. Продавщица их обслуживала, но вот все соседние магазины перестали работать и продавцы, как дети в зоопарке прилепились к стеклу и громко веселились, отпуская всякие шуточки на тему: «Зачем этой инвалидке такая одежда» Людям было так смешно, что инвалид имеет какие-то интересы и желания.

4)Обвинение и осуждение .

Это в основном касается всех подобных историй, когда инвалид показывает недовольство своим положением в обществе или отношением окружающих. Тут как бы очень легко народ ссылается на факт, что все инвалиды дармоеды. Даже если приводить в пример инвалидов, являющихся успешными бизнесменами, работающих инвалидов - это все совершенно не впечатляет никого. А вот то, что инвалид живет «припеваючи» на мизерную пенсию от государства, имеет льготы по оплате жилья и коммунальных услуг да еще имеет право на бесплатное лечение и лекарства - это народ очень заботит. Даже если говорить, что многие льготы фактически не работают, в глазах многих наших сограждан инвалид выглядит обузой для общества. И когда кто-то из инвалидов вдруг говорит, что чем-то недоволен - это приравнивается к попрошайничеству.

5)Отвращение .

Не раз мамочки на детском приеме говорят, что с их детьми, отстающими в развитии, или страдающими ДЦП,на детской площадке запрещают играть другим детям их родители. Доходит до того, что мамочки здоровых детей собираются и требуют от матери больного ребенка больше не выходить на площадку к здоровым детям, потому, что вдруг он заразен. Или раз ребенок не здоров, значит он из неблагополучной семьи. С тем же самым сталкиваются и взрослые, когда окружающие просто брезгуют их присутствием. Чью-то тонкую душевную организацию травмируют деформированные ноги или измененное болезнью лицо.

Этого НЕ СЛЕДУЕТ делать, будьте милосерднее, проявляйте понимание!

3.1.Паралимпийские игры

Очень радостно то известие, что и для людей с ограниченными возможностями есть свои спортивные игры, паралимпийские.

Традиционно они проводятся после главных Олимпийских игр. Впервые они были проведены в Италии, в городе Риме, в 1960 году. Возникновение видов спорта, в которых могут участвовать инвалиды, связывают с именем английского нейрохирурга Людвига Гутмана, который, преодолевая вековые стереотипы по отношению к людям с физическими недостатками, ввёл адаптивный спорт в процесс реабилитации больных с повреждениями спинного мозга. Он на практике доказал, что спорт для людей с физическими недостатками создаёт условия для успешной жизнедеятельности, восстанавливает психическое равновесие, позволяет вернуться к полноценной жизни независимо от физических недостатков, укрепляет физическую силу, необходимую для того, чтобы управляться с инвалидной коляской.

Также, паралимпийские игры имеют свои виды спорта,а именно:

Летние виды спорта:

  • Бочча
  • Тяжёлая атлетика (пауэрлифтинг);
  • Лёгкая атлетика;
  • Стрельба из лука;
  • Плавание;
  • Академическая гребля;
  • Гребля на байдарках (включён в программу игр с 2016 года);
  • Парусный спорт;
  • Дзюдо для слабовидящих;
  • Велосипедный спорт;
  • Теннис на колясках;
  • Фехтование на колясках;
  • Футбол 5х5;
  • Футбол 7х7;
  • Баскетбол на колясках;
  • Выездка;
  • Пулевая стрельба;
  • Сидячий волейбол;
  • Регби на колясках;
  • Настольный теннис.

Зимние виды спорта:

  • Лыжные гонки и биатлон;
  • Горные лыжи;
  • Следж хоккей;
  • Кёрлинг на колясках.

Хочется отметить и то, что на паралимпийских играх в 2014 году, которые проходили в России, в городе Сочи, Россия заняла первое место среди всех стран, принимающих участие и заработала 80 медалей, из них: 30 золотых, 28 серебряных и 22 бронзовых! Я считаю это отличным результатом! Все социальные программы и деятельность государства, направленные на помощь и поддержку детям – инвалидам, а также людям с ограниченными возможностями не прошли даром. Следует продолжать в том же духе! Все эти данные еще раз доказывают то, что спортсмены – паралимпийцы - вдвойне чемпионы, они дают надежду на светлое будущее!

3.2.Истории из жизни людей-инвалидов.

1.Ник Вуйчич

Ник Вуйчич родился с синдромом «Тетра-Амелия» – редким наследственным заболеванием, приводящим к отсутствию четырёх конечностей. В возрасте 10 лет он пытался утопиться в ванне, чтобы не доставлять больше своим близким неудобств. Сейчас Ник – один из самых известных и популярных мотивационных спикеров в мире, имеет красавицу-жену и сына. И одним своим существованием дает надежду на «нормальную» жизнь тысячам людей.

2.Кэрри Браун

17 -летняя Кэрри Браун – носитель синдрома Дауна. Не так давно, благодаря активной поддержке своих знакомых и интернета, она стала моделью одного из американских производителей молодежной одежды. Кэрри начала выкладывать свои фотографии в одежде «Wet Seal» на своей страничке в социальной сети, которая стала настолько популярной, что ее пригласили стать лицом марки.

3.Джессика Лонг

Маленькой обитательнице иркутского приюта Тане Кирилловой повезло – в 13 месяцев ее, родившуюся без малых берцовых костей и костей стопы, усыновила американская семья. Так появилась Джессика Лонг – знаменитая пловчиха, обладательница 12 золотых паралимпийских медалей и рекордсменка мира среди спортсменов без ног.

4.Марк Инглис

Новозеландец Марк Инглис в 2006-м году покорил Эверест, за двадцать лет до этого лишившись обеих ног. Альпинист отморозил их в одной из предыдущих экспедиций, но не расстался со своей мечтой об Эвересте и осуществил восхождение на вершину, с трудом поддающуюся даже «обычным» людям.

5. Лиззи Веласкес

В один не слишком прекрасный день Лиззи увидела выложенный в интернете ролик под названием «Самая страшная женщина на свете» с множеством просмотров и соответствующих комментариев. Несложно догадаться, что ролик демонстрировал… саму Лиззи, родившуюся с редчайшим синдромом, из-за которого у нее полностью отсутствует жировая ткань. Первым порывом Лиззи было ринуться в неравный «бой» с комментаторами и ответить им все, что она о них думает. Но вместо этого она взяла себя в руки и доказала всему миру, что необязательно быть красавицей, чтобы вдохновлять людей. Она уже выпустила две книги и успешно выступает с мотивационными речами.

3.3.Таланты инвалидов.

Я прочитала о девочке, которая с рождения не может говорить. Эта девочка-инвалид не может очень многого, что могут другие дети и взрослые. Но она пишет прекрасные стихи, обладая божественным даром. Может быть, она знает то, чего не знаем мы.

Соне сейчас 13 лет. И вот ее стихотворение:

«Что заставляет уходить в бессмертье

Мельчайшие частички бытия?

Их разделяют звезды и столетья,

И вместе с ними исчезаю я.

Но, исчезая во Вселенской книге,

Я оставляю четкие черты.

И в каждом атоме, и в каждом миге

Меж мной и Вечностью наведены мосты».

Это стихотворение показывает, что она может что-то, чего не можем мы. Через произведения, написанные ее, Соня выражает свое видение мира.

Еще об одной девочке я прочитала на страницах одного из журналов. Яна Мансурова. Яне в раннем детстве был поставлен страшный диагноз - ДЦП, это означало, что она никогда не сможет двигаться, разговаривать - это было как приговор для нее. Но вопреки всем прогнозам она начала двигаться, начала управлять своими конечностями (ногами). Именно ногами Яна начала рисовать. Ее рисунки были светлыми и радостными, полными любви и добра. Последние два года Яна еще пишет стихи, ее произведения попали на страницы газет и журналов.

Я ногами нарисую,

Что руками не могу.

Я ногами нарисую

Незабудки и луну….

Практическая часть. Отношение к детям-инвалидам.

До того, как я начала заниматься этой темой, я даже не представляла себе, что дети - инвалиды, имея ограниченные возможности, обладают огромным желанием доказать самим себе и окружающим, что они полноценные члены общества. Я провела в школе социологический опрос на тему « Хотели бы вы, чтоб в нашем классе учился ребенок-инвалид? ». Опрос проводился среди учащихся 9-11 классов, их родителей и учителей.

Статистика такова:

Среди 150ти опрошенных учеников,58%(87 учеников) хотели бы, чтобы в их классе учился ребенок-инвалид и 42%(63 ученика)-нет.

Среди 70ти опрошенных родителей,65,7%(46 родителей)хотели бы, чтобы в классе,в котором учится ее(его) дочь(сын),учился ребенок-инвалид и 34,3%(24 родителя)-нет.

Среди 12ти опрощенных учителей,66,7%(8 учителей) хотели бы, чтобы в школе обучался ребенок-инвалид и 33,3%(4 учителя)-нет.

Таким образом, можно сделать вывод, что все таки большинство людей уважительно относятся к детям - инвалидам, готовы помочь с трудностями, возникающими в их жизни, и совершенно не против, чтобы в классе обучался ребенок с ограниченными возможностями, а, наоборот, только ЗА, но, конечно же,как это часто бывает, не все.

Также, я задала 50ти ученикам, ученикам 10ых классов, следующий вопрос: « Если бы вам предложили подружиться с ребенком - инвалидом, то что бы вы сделали? »

И, проанализировав результаты анкетирования, я получила данные:

64%(32 человека) ребят хотели бы иметь общение с детьми - инвалидами. Из них 32%,то есть 16 человек, хотели бы не только общаться, но и дружить с детьми - инвалидами, о казывать посильную помощь.

20%(10 человек) не хотели бы вообще никаких общений с такими людьми, объясняя тем, что будут себя неловко чувствовать в присутствии ребенка-инвалида.

16%(8 человек) ребят не знают, хотели бы они этого или нет, так как не сталкивались и не задумывались над этим вопросом.

Заключение: Я считаю, что нормальное общество должно соблюдать нормы морали по отношению ко всем людям одинаково, иметь правильное восприятие детей-инвалидов, помогать им. Подобные дети – полноправные члены общества, к которым нужно относиться с уважением. Сейчас государство не в достаточной мере помогает детям-инвалидам. Я считаю, что нужно проводить социальную работу не только с детьми-инвалидами, но и с их родителями, оказывать комплексную помощь семье. Нужно строго контролировать деятельность государственных учреждений по улучшению положения детей-инвалидов и их семей, также освещать данную проблему в СМИ и привлекать общественное мнение к решению проблем детей - инвалидов. Нужно делать все возможное, чтобы ребенок-инвалид стал равноправным членом общества. Каждый из нас может уже сейчас чем-то помочь, давайте протянем руку помощи!

Вывод: Почти каждый день по всему миру рождаются дети с разными патологическими заболеваниями. Родители часто стесняются своего ребенка-инвалида, стараются не показываться с ним в общественных местах. И часто люди боятся того, что они не смогут с ним жить. Эти дети не могут очень многого, даже почти ничего не могут из того, что могут другие дети и взрослые. Они имеют судьбу, как бы сложенную из другого материала, чем у большинства из нас. Но дети-инвалиды более наделены способностями сопереживать чужую боль и радость, они восприимчивы как к добру, так и ко злу, поэтому важно с какой личностью они соприкасаются в своей жизни. Так давайте же будем добрее, желаннее и человечнее к чужой беде и относится с пониманием к детям-инвалидам.

Литература:

1. Конвенция о правах ребенка. - М. : КНОРУС, 2013. - 32с. ООО «КноРус» , 2013

2. ПБ Подмосковье, «Ваши права», 2009

Начиная с 2016 года в России были введены в систему образования инклюзивные классы. Именно посредством данных механизмов дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в РФ в 2019 году могут получать социализацию.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Но кроме обучения существует множество нюансов в воспитании такого ребенка. Ведь, в первую очередь, ему необходимо получить статус ОВЗ и получать особые выплаты и льготы, чтобы иметь возможность развиваться.

Общие моменты

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья — главная задача, которая стоит перед государством.

Поскольку долгое время главной программой было отделение таких детей в отдельные классы или школы. Это и мешало им стать полноценными участниками социума.

В 2019 году стандарт инклюзивного образования делает возможным помещение ребенка в классический школьный класс.

Но в любом случае, ему необходимо будет оформить о наличии особых потребностей. Ведь в школе должно быть соответствующее оборудование для работы с ним и специально подготовленные педагоги и другие работники.

Понятия

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Это дети с в возрасте от рождения до совершеннолетия. При этом к таким детям могут относиться и те, у которых официальными документами не признано наличие такого отклонения в физическом или психическом плане в постоянном или временном порядке. Это могут быть особенные дети с задержкой в развитии, слабым слухом или зрением
Инклюзивное образование Система образования, построенная таким образом, что дети с особыми потребностями могут обучаться в общих классах в классических школьных заведениях
Пособие Это социальная помощь от государства наиболее незащищенным слоям населения. Такими выступают , сироты. Все они могут рассчитывать на получение пособий
Социум Это сфера общения ребенка, которая не ограничивается родными. Для развития личности необходимо создать все условия для того, чтобы ребенок с ОВЗ или инвалидностью мог получать всю полноту общения со сверстниками и другими людьми

Что дает статус

Поскольку дети с ОВЗ требуют особенных условий обращения с ними и развития, то государством предусмотрено несколько дополнительных возможностей.

В большинстве они касаются непосредственно школы, обучения и социализации ребенка:

Бесплатные занятия с логопедами, психологами или социальными педагогами Обычно предоставляется от двух занятий в неделю, которые помогли бы ученику развить свои навыки и улучшить общение с окружающими
Особый подход в общении с учителями и выставлении оценок Здесь каждое учебное заведение устанавливает свои особые правила. Но единственным ориентиром является поиск подхода к ребенку и выявление его талантов и развитие их
Экзамены В конце итоговых 9 и 11 классов ученик со статусом ОВЗ может самостоятельно сделать выбор в пользу государственной итоговой аттестации или же применить форму основного государственного экзамена — в виде тестового опроса
может пользоваться Которые предоставляются ему бесплатно
К детям со статусом ОВЗ не могут применяться дисциплинарные взыскания Такое наказание не используется в течение всего обучения ребенка в образовательном учреждении

Кто относится к группе

Основная характеристика детей, которых относят к тем, у которых есть ограниченные возможности здоровья — это нарушение психофизических показателей, что приводит к необходимости применения к ним особенных методик для коррекции в плане обучения и воспитания.

К стандартным участникам такой группы дети, у которых есть следующие нарушения:

Опорно-двигательного аппарата. Поведения и общения с окружающими людьми. Также к таким детям относятся те, кто имеет умственную отсталость или задержку психического развития.

Кроме того, подобные нарушения могут суммироваться, а не быть единичными явлениями .

Социально-правовая защита ребенка

Данный аспект заботы государства о детях с особенными потребностями выражается в нескольких моментах:

Законодательный уровень На этом этапе государство может обеспечить ребенка защитой даже в моральном плане. Поэтому при любых нарушениях прав ребенка можно подать в суд
В этом плане государством обеспечивается доступ к получению квалифицированной помощи и предоставляются пособия. Это позволяет снизить материальную нагрузку на родителей ребенка с ОВЗ
В данной области введена система инклюзивных классов, что позволяет быстро адаптировать ребенка к жизни в обществе и максимально социализировать его. Плюс, такая методика благоприятно влияет на улучшение психофизических проблем ученика

Родители ребенка с на помощь квалифицированных специалистов, которые будут работать на устранение нарушений в психике ученика.

Поэтому у таких детей есть много шансов восстановить утраченные способности и развить новые таланты.

Правила оформления положения

Если родители намерены получить для своего ребенка особый статус, им необходимо понимать, какие правила существуют в данном правовом поле.

Самыми основными положениями являются:

Если соблюдать все правила оформления положения, то можно рассчитывать не только на быструю процедуру, но и на профессиональную реакцию со стороны школы.

Поскольку в большинстве случаев именно родители должны поговорить с руководством, чтобы оно получило информацию о состоянии ребенка и могло провести инструктаж преподавателей образовательного учреждения.

Классификация вида

Существует несколько классификаций ОВЗ. Так, самой распространенной является британская шкала.

В ней присутствуют три ступени:

В российской утвержденной классификации есть ряд видов, на которых основано разделение нарушений по ОВС:

Первая, вторая и четвертая категории — это дети-инвалиды. И именно они входят в большинство детей, которых относят к группе ОВС .

Именно из-за этого государством предусмотрено отдельное отношение к этой группе учеников в школах и других образовательных заведениях.

Оформление заключения

Для того, чтобы ребенок смог получать дополнительную помощь от государства, необходимо совершить ряд действий:

  1. Определить тот учебно-воспитательный центр, в котором можно пройти обследование ПМПК.
  2. Собрать пакет необходимых для комиссии документов.
  3. Получить направление от школы или же лечащего врача ребенка на проведение обследования.
  4. Пройти обследование и получить справку о предоставлении статуса.
  5. Предоставить в учебное заведение вывод комиссии.

Родителю достаточно обратиться в специализированное учебное заведение или же территориальное Управление образования в конкретном городе.

И уже после прохождения ПМПК можно пользоваться всеми привилегиями от данного статуса.

Перечень документов

Получение статуса ребенка с ОСВ предусматривает предоставление ПМПК ряда документов:

Заявление На проведение комиссии или же согласие родителя если оно было назначено врачом
Паспортный документ ребенка или свидетельство о рождении Необходимо сделать ксерокопии
Документ родителя Который мог бы идентифицировать личность родителя или опекуна ребенка
От образовательного центра или медицинского учреждения
В ходе проведения данного заключения психологи, логопеды, социальные педагоги в школе обучения ребенка составляют свое мнение об уровне его развития и наличии у него нарушений
Ранее выданные
Выписка из амбулаторной карточки ребенка В частности, подробная история развития с учетом всех врачебных заключений. Ее можно получить по месту учета — в местном медицинском учреждении
Характеристика из школы и письменные работы по нескольким предметам По русскому языку, математике, а также творческие работы.Если у родителей имеются другие документы о проведении исследований и осмотров, их также стоит приложить к пакету бумаг

Какие есть пособия для данной категории

Поэтому при оформлении данного статуса для ребенка не стоит рассчитывать на материальную помощь. Хотя государство и собирается расширять финансирование в данном направлении.

Например, предлагается совершать выплаты родителям детей с ОВЗ, чтобы им было легче ухаживать за ними. При этом официальных документов или заявлений на рассмотрении пока нет.

Интересующие вопросы

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это достаточно новое понятие в российской правовой сфере. И не все родители понимают, как оформить данный статус и для чего это вообще делать.




Психофизиологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья Низкая активность зрительного восприятия; Психомоторика характеризуется: нарушением активности; трудностями переключения, координации и автоматизации движений; наличием синкинезий; выраженной быстрой истощаемостью. Особенности памяти: низкая активность и целенаправленность; замедленная скорость; сниженные объем, точность и прочность запоминаем Мыслительную деятельность характеризует: низкий уровень мотивации познавательной деятельности; недостаточность организованности и целенаправленности; выраженная быстрая истощаемость, импульсивность; большое количество ошибок.


Психофизиологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья Саморегуляция в деятельности нарушена. Этому способствуют личностные особенности: неадекватная самооценка; слабость познавательных интересов; неадекватный уровень притязаний и мотивации. Самоконтроль сформирован недостаточно, что проявляется в: отсутствии потребности и навыка самопроверки; неосознании допущенных ошибок. Внимание характеризуется: неустойчивостью; слабостью распределения и концентрации; плохим переключением и быстрой истощаемостью.


Основные причины повышенного эмоционального напряжения детей с ограниченными возможностями: 1. Недостаточные коммуникативные навыки (неумение общаться со сверстниками и затруднения в общении со взрослым-учителем); 2. Повышенная тревожность, связанная с желанием полностью соответствовать требованиям учителя; 3. Высокий уровень притязаний; 4. Повышенная рефлексивность поведения; 5. Ошибочная педагогическая тактика учителя и/или родителей (поощрение конкуренции, сравнение и сопоставительное оценивание учащихся).


Тактика поведения с детьми с ОВЗ Дети, скрывающие свою инвалидность от других У детей явно сформировано негативное самоотношение и неприятие факта своей инвалидности Сопровождающему(кл. руководитель, психолог, учитель-предметник, родитель), необходимо: Создать атмосферу безопасного самопознания; Снять чувство страха в общении со сверстниками и взрослыми, вызванное чувством своей ущербности; Подготовить к вероятности некорректного поведения со стороны окружающих, к адекватному восприятию данного поведения; Сформировать толерантность и независимость от оценочных суждений по поводу его состояния здоровья и внешности, способностей; Помочь пережить факт психологической агрессивности со стороны окружающих, вскрыв его внутренние резервы (позитивный настрой, успешность в каком-либо виде деятельности, преодоление трудностей и фиксация на успехах и т.п.); Сформировать у ребенка компенсаторный механизм, позволяющий успешно преодолевать трудности социализации; Стимулировать стремление ребенка стать автором самого себя, своего будущего; Поддержать ребенка в стремлении к обретению смысла своей жизни, достижению конкретных и реальных жизненных перспектив.


Дети, не скрывающие свою инвалидность Для этой группы характерно несколько вариантов поведения: 1.Манипулирование окружающими посредством своей инвалидности, особенно при демонстративном типе акцентуации, с целью извлечения персональной выгоды. У таких детей-инвалидов формируется иждивенческая позиция: «Мне обязаны все: родители, окружающие, государство. Пожалейте меня, сам же я ничего не могу и ни на что не способен». Сопровождающему(кл. руководитель, психолог, учитель-предметник, родитель), необходимо: Создать атмосферу безопасного самопознания; Формировать субъективность ребенка, воспитывать самостоятельность и персональную ответственность за свою жизнь, исключив чрезмерную опеку; Научить управлять своими действиями: планировать, искать внутренние и внешние ресурсы, реализовывать намеченные программы, оценивать и контролировать результаты своих действий; Создавать ситуации успеха, фиксировать внимание на позитивных результатах, культивировать потребность самопомощи, самообслуживания; Сформировать у ребенка компенсаторный механизм, позволяющий успешно преодолевать трудности социализации; Запустить внутренние механизмы саморазвития ребенка, развить потребность к самопознанию, саморегулированию, корректной самопрезентации.


Дети, не знающие о своей инвалидности С представителями данной категории детей сопровождающему необходимо: Создать атмосферу безопасного самопознания; Подготовить, в зависимости от возраста ребенка и особенностей его личности, к восприятию реальной информации о состоянии своего здоровья и ограничениях, с которыми он встретится; Не фиксировать, «не привязывать» его к факту состояния здоровья в процессе дальнейшей с ним коррекционно-развивающей деятельности, рассмотреть возможности идти на разумный риск; Определив «точки роста», перспективы его развития с учетом особенностей дефекта, целенаправленно создавать ситуации успеха, фиксировать внимание на позитивных моментах; Сформировать у ребенка компенсаторный механизм, позволяющий успешно преодолевать трудности социализации – «превращение минусов дефекта в плюсы компенсации» (по Л.С.Выготскому).


10 общих правил этикета при общении с детьми- инвалидами и детьми с ОВЗ 1. Общаясь с ребенком-инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему, родителю. 2. Естественно пожать руку человеку с инвалидностью – даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом. 3. При встрече с человеком с ослабленным зрением обязательно называйте себя и всех, кто с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь и назвать себя. 4.Предлагая помощь, подождите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Если не поняли, не стесняйтесь – переспросите. 5. Обращайтесь с детьми-инвалидами по имени, а уже с подростками – как со взрослыми. 6. Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске – то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе. 7. Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать, если вы не поняли собеседника 8. Когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, постарайтесь расположиться так, чтобы ваши глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову. 9.Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко. 10. Не смущайтесь, если случайно сказали: «Увидимся» или: «Вы слышали об этом...?» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать.

В настоящее время принято разделять два понятия — инвалид и лицо с ОВЗ. При всей их синонимичности существуют некоторые различия.

Определение инвалидности (инвалида) зависит от ее понимания. Существует четыре модели инвалидности: моральная, медицинская, реабилитационная, социальная. Моральная модель — первое понимание инвалидности, но мало использующееся в наши дни, — определяла инвалидность как позор и религиозное наказание за грехи .

Медицинская модель инвалидности возникла в связи с бурным развитием медицины в XIX веке. Она рассматривает физические и психические отличия между людьми в терминах патологических отклонений и дефектов, «неполноценности» . Так, инвалиды вынуждены исполнять традиционную роль больного, роль социального аутсайдера. Эта роль заключается, с одной стороны, в неспособности к независимой жизни и отказе от ответственности и обязательств перед обществом, а с другой — в ожидании повышения своего статуса после медицинского излечения .

Главная проблема инвалида с точки зрения реабилитационного подхода — это наличие у больного не соответствующего норме тела или психики и нуждающегося в медицинском лечении и реабилитации, чтобы устранить или компенсировать возникшие функциональные расстройства. Так, данная модель предполагает адаптацию социальной сферы для нужд инвалидов .

Социальная модель не отрицает наличия дефектов и физиологических отличий, определяя инвалидность как нормальный аспект жизни индивида, а не девиацию, и указывает на социальную дискриминацию как на наиболее значительную проблему, связанную с инвалидностью .

В 1975 году ООН принимает Декларацию о правах инвалидов. В соответствии с ней, инвалид — это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, врожденного или нет, его (или ее) физических или умственных возможностей .

Официальные же документы России определяет инвалида как лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты .

Чаще всего сейчас используется определение инвалидности, пропагандируемое Международным движением за права инвалидов. Инвалидность, по мнению этой организации, — это препятствие или ограничение деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными и психическими отклонениями, вызванными существующими в обществе условиями, при которых люди исключаются из активной жизни .

Вследствие перехода к социальной модели инвалидности и изменения подходов к определению инвалидности, понятие «инвалид» в России стало заменяться понятием «лицо с ограниченными возможностями здоровья».

На настоящем этапе понятие «лицо с ограниченными возможностями» четко не определено, несмотря на частое использование в законодательных, нормативных, методических и других документах, в печати и СМИ. К лицам с ОВЗ относят как инвалидов, так и лиц, которым не назначена инвалидность, но имеющие любое (пусть даже и временное и незначительное) ограничение в здоровье. Таково, например, отнесение к лицам с ОВЗ в порядке приема в высшие учебные заведения, утвержденном Министерством образования и науки Российской Федерации в 2009 и 2011 годах .

Четче определено образование лиц с ОВЗ и инклюзивное образование. Так, понятие совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ получило право на существование в новом законе об образовании, принятом в конце 2012 года .

Подводя итог в определении понятий «инвалид» и «лицо с ограниченными возможностями здоровья», можно отметить следующее. Понятие «лицо с ограниченными возможностями здоровья» не отражает в полной мере основные характеристики социальной группы инвалидов и не меняют их положение, отношение к ним со стороны общества, но вносит запутанность, неясность, двусмысленность в теории и практике. Понятие «лицо с ограниченными возможностями здоровья» объединяет собой различные категории населения, которые принадлежат к группам риска, у которых ограничены возможности жизнедеятельности, а сам термин «инвалидность» не несет в себе негативного смысла. Лицо с ОВЗ, имеющее постоянные проблемы со здоровьем, можно полностью соотнести с понятием «инвалида». Именно эта категория лиц с ОВЗ будет рассматриваться нами, потому что именно постоянные проблемы со здоровьем накладывают отпечаток на жизнь человека. Временные же ограничения здоровья могут и не повлиять на развитие психики человека.

В отличие от проблем, связанных с нормальным развитием профессионального самосознания, проблемы профессионального самоопределения лиц с ОВЗ не получили достаточного освещения в психологической литературе — исследования по данной проблематике немногочисленны. В работах, посвященных психологическим особенностям лиц с ограниченными возможностями, подчеркивается значимость клинико-физиологического аспекта для указанных лиц . Их ведущая соматическая патология и сопутствующие ей расстройства сильно влияют на использование навыков, в том числе сформированных в процессе профессионального обучения. Эти расстройства определяют систему личностных отношений лица с ОВЗ, в том числе с окружающими и с обществом в целом. Таким образом, медицинский аспект в развитии самосознания и профессиональном самоопределении лиц с ОВЗ играет приоритетную роль, определяя специфику данного процесса.

Характеристика человека как индивида определяется его биологическими особенностями: наследственностью, особенностями организма, состоянием здоровья, физической и психической энергетикой. Индивидные особенности влияют на темп и уровень развития человека и как личности, и как профессионала. К ведущим личностным характеристикам человека относятся его отношения, мотивы, интеллект, эмоционально-волевая сфера. Они косвенно, опосредованно влияют на индивидное развитие и в основном обусловливают профессиональное становление. Уровень профессиональных достижений человека определяется и индивидными особенностями, и личностными характеристиками .

Но кроме состояния здоровья также важнейшими факторами в профессиональном самоопределении лиц с ОВЗ выделяют и социально-психологические факторы . Заболевания студентов с ОВЗ влияют на нормальное развитие личности (в большинстве случае) и ее профессиональное становление (во всех случаях). Также проблемы со здоровьем влияют и на социализацию. По мнению Б.Г. Ананьева, социализация протекает в двух направлениях: становление человека как личности и как субъекта деятельности. Результатом является образование индивидуальности. Процесс социализации сопровождает весь онтогенез человека [приведено по: 5, с. 76]. Социализация протекает в семье, школе, профессиональных учебных заведениях, неформальных объединениях, других социальных институтах и может носить регулируемый, целенаправленный и нерегулируемый, стихийный характер. Особо выделяется роль семьи. Поскольку семья является в основном ближайшим окружением лица с ОВЗ на протяжении всей жизни, то ее влияние значительно при решении проблем его профессионального самоопределения.

Развитие профессионального самосознания у лиц с ОВЗ рассматривается в отечественной литературе по тем же этапам (уровням), что и для физически здоровых людей, но с учетом специфики здоровья инвалида, влияния нозологии на процесс психологического развития, временем и причинами приобретения заболевания .

Так, на стадии формирования профессионального самосознания проблемы лиц с ОВЗ связаны с особенностями внутрисемейных отношений. К этим особенностям в первую очередь относится родительская позиция в отношении профессионального выбора ребенка, которая часто бывает неадекватной. Также важными факторами являются наличие деформаций взаимоотношений, недостаточность компетенции членов семьи в отношении динамики заболевания, медицинских, социальных и трудовых перспектив ребенка с таким заболеванием.

Другим важным аспектом в личностном и профессиональном развитии лиц с ОВЗ является низкая общепрофессиональная информированность, недостаточность (отсутствие) сформированности общетрудовых умений и навыков, профессиональных интересов, а также неадекватность самооценки собственных возможностей в будущей профессиональной (трудовой) деятельности, способных предопределять специфику профессионального самоопределения на стадии роста .

В исследованиях, посвященным реабилитации и профессиональному становлению инвалидов, отмечается, что при получении высшего образования основной проблематикой, во многом обусловливающей его специфику, может являться характер динамики заболевания студента. Соматическое неблагополучие, стабилизация или ухудшение болезни, способны затруднить или сделать невозможным продолжение профессиональной деятельности вообще, либо по имеющейся основной специальности .

Основной проблематикой, во многом определяющей особенности профессионального самоопределения лиц с ОВЗ, может являться характер динамики основного заболевания — резкие или постепенные стабилизации или ухудшения состояния, проявлений болезни. Эти показатели способны затруднить и даже сделать невозможным продолжение профессиональной деятельности, как в целом, так и по основной специальности .

В современной практике социальной работы развитие профессионального самосознания инвалидов рассматривается наряду с медицинской и социальной и в рамках профессиональной реабилитации. Профессиональное самоопределение в данном случае понимается в контексте комплекса мероприятий, направленных на включение инвалида в работу в доступных по состоянию здоровья условиях труда. Тем самым развитие профессиональной Я-концепции лица с ОВЗ способствует материальной независимости и интеграции инвалида в общество . В контексте реабилитации инвалида его профессиональное самоопределение в первую очередь должно строиться с учетом доступности профессии и специфики заболевания, а также склонностей, интересов, возможностей инвалида и потребностей рынка труда .

Специфику профессионального самоопределения лиц с ОВЗ определяют факторы объективного и субъективного плана. Среди объективных показателей стоит отметить:

  • трудовой потенциал;
  • характер и особенности заболевания, последствий травмы;
  • характер и степень нарушения функций;
  • клинический и трудовой прогноз, показания и противопоказания к трудовой деятельности по определенной профессии, реабилитационный потенциал инвалида в целом .

Кроме того, специфика профессионального самоопределения лица с ОВЗ также тесно связана с общей социально-экономической ситуацией региона, где проживает инвалид, уровнем безработицы, спросом на рынке труда, выделения квот для инвалидов на предприятиях, организациях и т.д. .

В контексте определения адекватности профессионального выбора и эффективности последующего профессионального образования и трудоустройства инвалидов также отмечается весомая роль субъективных факторов. Так, существует большой разрыв между имеющейся социально-педагогической и трудовой ориентацией инвалидов после получения профессионального образования и их профессиональным становлением .

Наиболее часто встречающимися у лиц с ОВЗ проблемами субъективного плана в контексте их профессионального самоопределения являются:

· незнание своих личных, социальных и профессиональных возможностей и ограничений деятельности, неадекватность самооценки своего образования и последующего трудоустройства;

· недостаток информации о доступных профессиях, их характеристиках и предъявляемых к их представителям требованиях, о возможностях получения профессии;

· недостаточная социальная адаптация, несформированность важных социальных навыков;

· отсутствие общей готовности к труду, инфантильность, низкий уровень активности в профессиональном обучении и трудоустройстве.

В большинстве случаев эти проблемы обусловливаются, с одной стороны, практически недоступной квалифицированной профориентационной консультации, предполагающей возможность получения информации о вариантах профессионального развития в данном регионе, учитывающей специфику лиц с ОВЗ по сравнению с практически здоровыми людьми. Но в практике профессиональной консультации не учитывается специфика профориентации лиц с ОВЗ, заключающаяся в большем внимании на социально-медицинских параметрах их состояния, в придании им ведущего значения в отношении подбора доступных видов профессиональной деятельности. Также не учитывается повышенное значение коррекционных мероприятий по созданию положительных установок на подходящие виды труда с учетом течения заболевания .

Если подвести итог, то можно отметить, что применительно к лицам с ОВЗ профессиональное самоопределение можно понимать как длительный процесс:

· поиска и нахождения личностного смысла в выбираемой и осваиваемой профессиональной деятельности;

· формирования готовности осознанно и самостоятельно определять, планировать и реализовывать профессиональную карьеру, исходя из имеющихся социальных и конкретных жизненных условий, медико-физиологической специфики, особенностей системы отношений лиц с ОВЗ, определенных заболеванием и его последствиями.

Теперь рассмотрим, как реализуется процесс образования инвалидов. В мировой практике уровень обеспеченности образования для лиц с особыми потребностями является одним из показателей степени участия инвалидов в жизни общества. Так, в 1994 году ЮНЕСКО провозгласило ведущим принципом в области специального образования всеобщность. На практике это должно означать прохождение обучения инвалидов максимально возможно в обычных учебных заведениях . В массовой школе должны быть обеспечены условия для их обучения и удовлетворения их познавательных потребностей. Инклюзивное образование отталкивается от интересов личности .

Но, несмотря на это, нет единого мнения, проводить ли обучение инвалидов сугубо в специализированных заведениях или интегрировать его в общий образовательный процесс совместно со здоровыми учащимися (инклюзивное образование). В других странах используются смешанные подходы. В России на получение инвалидами образования накладывается российская специфика. Инвалид с врожденным или приобретенным в детском возрасте заболеванием, мешающим передвижению, с детства практически изолирован от общества. Проблемы с передвижением не позволяют регулярно посещать школу, и, как правило, ребенок-инвалид учится по индивидуальной программе обучения. Но система надомного образования не везде достаточно развита. Такая форма обучения тоже дает слабые знания, и такой абитуриент не может конкурировать со своими сверстниками . Это уменьшает возможность инвалиду получить качественное школьное образование, а тем более поступить и окончить вуз и получить профессию . Этому препятствует и тот факт, что инвалиды не сразу после школы поступают в вуз. Так, по нашим подсчетам из 24 человек с ОВЗ, поступивших в МГППУ в 2011/2012 учебном году, половина окончила школу (колледж) более пяти лет до поступления в вуз, а ¾ — более двух лет, и только 6 студентов (25%) — в предшествующие два года. Это создает трудности в получении для них высшего образования, поскольку учебные навыки у большинства из них были потеряны. Тем более не у всех они были сформированы достаточно хорошо.

Трудности в получении образования инвалидами связаны и с особенностями инфраструктуры образовательных учреждений. Их здания, в основном, не приспособлены и потому не доступны в физическом плане для лиц, чьи заболевания препятствуют передвижению (нарушения опорно-двигательного аппарата, проблемы со зрением) .

Но и получение профессионального образования не может гарантировать инвалидам трудоустройство (тем более по полученной специальности). ЛОВЗ не имеет возможности реализоваться в профессии из-за конкуренции на рынке труда, недостатка практики, особенностей нозологии, нарушений в социализации инвалида .

Тем самым можно сделать вывод, что ни вузы, ни сами инвалиды не готовы к обучению лиц с ОВЗ. Хотя, как уже отмечалось, понятие инклюзивного образования включено в новый закон об образовании. Предполагается, что и инвалиды будут иметь возможность также получать образование через всю систему образования. Но при этом в научной литературе в качестве одной из основных проблем профессионального образования отмечается ее неприспособленность к получению инвалидами полноценного профессионального образования. Поэтому они не могут найти работу и реализовать себя .

На сегодняшний день нормативная база получения инвалидами высшего образования практически не проработана. Нет конкретных подзаконных актов в данной области. Необходима нормативно-правовая система, которая бы регулировала порядок нахождения студента-инвалида в учебном заведении, а именно: условия приема и обучения, сроки обучения, наполняемость групп, соотношение «преподаватель—студент»; нагрузка профессорско-преподавательского состава, занимающегося со студентами-инвалидами, надбавки к их заработной плате, оплата вспомогательного персонала (тифлопедагогов, сурдопереводчиков, тьюторов), соотношение аудиторных и индивидуальных занятий .

Если говорить в целом о причинах, ограничивших возможности инвалидов в получении высшего образования, то к таковым можно отнести:

  • недостаточную подготовку школьных выпускников с ОВЗ, которые не могут конкурировать со своими сверстниками;
  • психологические барьеры, возникающие в результате обучения;
  • различные ограничения в системах поступления в вузы и обучения в них (отсутствие сурдопереводчиков, тифлопедагогов на вступительных экзаменах и в процессе обучения);
  • отдаленность от вузов и низкое материальное положение семей .

Каждое учебное заведение, занимающееся обучением инвалидов, отличается друг от друга контингентом обучающихся, формой обучения, адаптированностью учебных планов и программ. Но в России пока не сложилась единая модель профессионального обучения инвалидов, основанная на четко определенной методологии в сочетании с региональной политикой в области образования и сложившейся системой образования в регионе. При этом стоит учитывать, что программы профессионального образования для инвалидов — это не просто организация учебного процесса. Принципиальной составляющей таких программ становится создание реабилитационно-образовательной среды, предназначенной компенсировать ограничения в получении образования, в жизнедеятельности студента-инвалида, позволяя ему на равных получить высшее образование и выступать в последующем на рынке труда. Таким образом, реабилитационно-образовательная среда рассматривается как приспособленная в образовательном учреждении среда к специальным образовательным потребностям инвалидов. Подходы к этому могут быть разными. Так, Т.Н. Дегтярева на основе материалов сибирского региона делает вывод, что основополагающими принципами создания реабилитационно-образовательной среды должны быть:

  • создание системы комплексной реабилитации, включающей различные типы реабилитации (медицинской, социальной, психологической);
  • техническое и архитектурное обустройство вуза для лиц с ОВЗ;
  • использование современных образовательных технологий;
  • внедрение информационной коммуникативной среды;
  • организация медицинского, психолого-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ;
  • развитие социокультурных отношений .

Литература

1. Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии // Дефектология. — 1998. — № 5. — С. 3—10.

2. Гордиевская Е.О. Особенности родительской позиции в отношении выбора будущей профессии детьми-инвалидами вследствие ДЦП // Актуальные вопросы реабилитации детей-инвалидов: сборник статей. — СПб., 1998. — С. 35—36.

3. Гринько B.C. Социально-экономические основы формирования начального профессионального образования в переходный период. — М., 2002.

4. Дегтярева Т.Н. Профессиональное образование лиц с ОВЗ в условиях вхождения в болонский процесс: социологический аспект // Вестник Томского государственного университета. — № 319. — 2009. — С. 60—64.

5. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. — М.; Воронеж, 2003.

6. Инвалиды в России: причина и динамика инвалидности, противоречия и перспективы социальной политики. — М., 1999.

7. Карпова Т.П. Организация работы с инвалидами в Самарской области // Российский журнал социальной работы. — 1997. — С. 118—121.

8. Куваева Н.В. Профессиональное становление в процессе социализации молодого инвалида: дис. … канд. социол. наук. — М., 2006.

9. Пинкус А. , Минахин А. Практика социальной работы: формы и методы. — М., 1993.

10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.10.2009 № 442 «Об утверждении Порядка приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования».

11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2011 № 2895 «Об утверждении Порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования».

12. Принцип активизации в социальной работе / под ред. Ф.Парслоу. — М., 1997.

13. Профориентация и планирование карьеры молодых людей с ограниченными возможностями. — СПб., 2002.

14. Реабилитация инвалидов: состояние и направления развития / под ред. Е.М. Старобиной. — СПб., 2007.

15. Российская энциклопедия социальной работы / под ред. А.И. Панова, Е.И. Холостовой. — Т. 1. — М., 1997.

16. Скок Н.И. Биосоциальный потенциал лиц с ограниченными возможностями и социальные механизмы его регуляции // Социологические исследования. — 2005. — № 4. — С. 45—60.

17. Смирнов И.П. Человек — образование — профессия — личность. — М., 2002.

18. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. — Вена, 1993.

19. Стеценко С.А. , Хегай И.А. Двойная парадигма потребности инвалидов в профреабилитации // Актуальные вопросы профессиональной реабилитации инвалидов: сборник трудов. — СПб., 1999. — С. 61—62.

20. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // http://минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543/12.12.29-ФЗ_Об_образовании_в_Российской_Федерации.pdf .

21. Шлогова Е.В. Процесс социальной реабилитации детей-инвалидов: социологический анализ: автореф. дис. … канд. социол. наук. — М., 2001.

22. Pfeiffer D. A Comment on the Social Model(s). . Disability Studies Quarterly. — 2002. — Fall. Vol. 22. — № 4. Date of access: 2003. Febr. 19. — C. 6—41.

Главная проблема современного общества - восприятие людей с ограниченными возможностями как неполноценных. И пока данная проблема существует, инвалидам очень трудно находиться в общественных местах.

Практический каждый человек знает про людей с ОВЗ. Что это такое, вернее, кто такие? Сейчас в нашей стране не стесняются говорить об этом, проявляя сочувствие к немного отличающимся от основной массы индивидуумам. Однако каждому из нас нужно осознать, что взрослые и дети с ограничениями вполне могут обучаться и жить в социуме, как и все остальные. Главное - максимально в этом им помочь. Данная статья расскажет обо всех трудностях и возможностях, связанных с понятием ОВЗ.

Что это такое

Ограниченные возможности здоровья: о чем в данном случае идет речь? В различных источниках ОВЗ описываются как некоторые отклонения от нормы в физическом, сенсорном или психическом плане. Это своеобразные человеческие дефекты, которые могут быть как врождёнными, так и приобретёнными. И именно по этим причинам такие люди не могут выполнять некоторые функции либо полностью, либо частично, либо выполнять их с посторонней помощью.

Подобные особенности детей с ОВЗ вызывали у окружающих различную эмоциональную и поведенческую реакцию. Однако времена меняются, и сегодня к детям с такими проблемами относятся всё более адекватно. Для них создаются специальные условия в образовании (разрабатываются дополнительные программы обучения), обществе, в различных торговых центрах, кинотеатрах, больницах и т.д.

Между тем реакция окружающих на данное заболевание = это одно, а сами дети с такими ограничениями каким образом ощущают себя? Опытные психологи утверждают, что для ребенка это, в первую очередь, сложный психологический барьер. Дети с ОВЗ могут считать себя обузой или ненужными этому миру. Хотя это далеко не так. И основная задача каждого представителя современного общества состоит в том, чтобы помочь им понять это.

Люди с ОВЗ

Понятно, что ограниченные возможности здоровья бывают не только у детей, но и у взрослых. И если дети не всегда понимают свои недуги в силу возраста, то взрослый человек способен их реально оценивать. Взрослый человек способен воспринимать себя таким, какой он есть. И важно дать ему понять, что он ничем не отличается от других, несмотря на его проблемы со здоровьем.

Старайтесь понимать людей с ОВЗ. Что это такое, и как с этим живут люди?. Не относитесь к человеку с жалостью, не показывайте ему этого, не ставьте в неловкое положение. Избегайте вопросов, связанных с его недугом и не указывайте на него. Ведите себя так, словно перед вами абсолютно здоровый человек. Если предстоит общение с ним, а его сопровождает кто-либо, обращайтесь непосредственно к тому, с кем ведётся диалог. Смотрите конкретно на данного человека, ему в глаза. Вести следует себя расслаблено, не показывайте напряжение, неуверенность или страх. Помните: таким людям больше всего требуется банальное человеческое общение, понимание, принятие и дружелюбность.

Виды ограничений

ОВЗ - расшифровка, вызывающая иногда панику у людей. Они сразу представляют себе «овощ», с которым абсолютно невозможно взаимодействовать. Даже опытные педагоги порой отнекиваются от работы с такими детьми. Однако зачастую всё далеко не так плохо и ужасно. С такими людьми вполне можно вести процесс обучения, работы и какой-либо иной деятельности.

Существуют некоторые группы ОВЗ, к которым относятся дети с расстройствами слуха и зрения, общения и поведения, речевых функций, с синдромом умственной отсталости, с дефектами или видоизменениями опорно-двигательного аппарата, с комплексными нарушениями. Действительно, данные слова звучат очень неприятно, но дети с подобными заболеваниями зачастую воспринимают всё происходящее вокруг намного лучше, чем обычные дети. Их умственные способности зачастую превосходят умения обычных школьников в несколько раз, они читают много различной литературы, развивают в себе таланты по написанию стихотворений или рассказов, созданию картин, подделкам. В связи с тем, что они лишены некоторых обычных видов времяпрепровождения, им удаётся сконцентрироваться на чём-то более важном и интересном.

Атмосфера в семье

Семьи с детьми с ограниченными возможностями здоровья являются именно теми, которые необходимо наблюдать постоянно. Именно в таких семьях большое внимание должно уделяться не только самому ребёнку, но всем членам семьи. Точнее, важно понимать, в каких условиях растёт и воспитывается особенный ребёнок, какие отношения друг с другом в семье, как сами родственники относятся к больному ребёнку.

Ведь в некоторых случаях недуг ребёнка может усугубляться из-за того, что в семье происходят какие-то негативные вещи. Дети с ОВЗ требуют, в первую очередь, особого ухода и заботы от своих родителей. Семья, в которой царит благотворная атмосфера, способна не просто помогать ребёнку, но и существенно повлиять на устранение недуга или ослабления его действия. Там же, где нет взаимопомощи и понимания членов семьи, может лишь стать хуже положение больного ребёнка.

Школа для детей с ОВЗ

Ещё один немаловажный аспект, который влияет на необычного ребёнка - это школа. Как известно, именно там дети проявляют себя по-разному. Каждый ребёнок по-своему уникален, имеет характер, увлечения, взгляды и манеру общения, поведения. И для детей с недугом там тоже имеется место. Именно по этой причине существует ФГОС ОВЗ. Федеральный Государственный образовательный стандарт для детей с ОВЗ - это определённые рекомендации для педагогов, которые призваны помочь в работе.

Эти стандарты включают в себя подробные примеры учебных планов, рекомендации по обучению детей с ограничениями, требования к профессиональной квалификации самих педагогов. На основании этих рекомендаций дети получают образование наравне со всеми. Таким образом, ФГОС ОВЗ является вспомогательным действенным стандартом, а не методом утяжеления работы педагогов в образовательном процессе. Однако некоторым это может казаться иначе.

Специальная программа

В свою очередь, педагоги на основании данного стандарта разрабатывают учебный план. Включают в него всевозможные аспекты. Не только сами педагоги, но и вышестоящее руководство учебного заведения должно контролировать процесс обучения. Адаптированная программа для детей с ОВЗ может быть разработана в различных видах.

Естественно, многое зависит от того, какой именно недуг у ребёнка, в чём причины его болезни. Поэтому педагог должен составить подробную характеристику ученика, где укажет всю необходимую информацию. Необходимо изучить заключения медицинских комиссий, сведения о семье, о порядке протекания заболевания или отклонения. Адаптированная программа для детей с ОВЗ складывается из многих этапов, именно поэтому необходимы подробные сведения о ребёнке.

Далее составляется подробный учебный план с расставлением всех задач и целей. Учитываются специальные условия, при которых ученик получает образование. Программа также направлена не только на образование, но и на коррекционную составляющую, и на воспитательную.

Задачи обучения

Обучение детей с ОВЗ требует не только профессиональных знаний, но и некоторых личностных качеств педагогов. Безусловно, к таким детям необходим индивидуальный подход: важно понимать их и быть терпимым в процессу обучения. Расширять пространство образовательной среды возможно только в том случае, если на ребёнка не давить, не позволять ему закрываться, чувствовать себя неуклюжим или ненужным. Важно своевременно поощрять ученика за его успехи в учёбе.

Обучение детей с ОВЗ должно строиться таким образом, чтобы развивались их навыки чтения и письма. Необходимо осуществлять непрерывный контроль за тем, чтобы происходило чередование практической и умственной деятельности. Это нужно для того, чтобы дети не утомлялись, ведь как известно, ограниченные возможности могут отнимать немало сил у ребёнка, как физических, так и психологических. При этом очень важно организовать процесс обучения таким образом, чтобы ребёнок с ограниченными возможностями здоровья взаимодействовал и с другими учениками, был частью коллектива, а не отдельным звеном.

Сопроводительный процесс

Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья выбирает одной из главенствующих задач процесс взаимодействия с другими школьниками. На протяжении всего обучения ребёнка, сопровождающий должен оказывать разностороннюю помощь не только в развитии, воспитании и обучении, но и в социальном становлении личности. Сопровождающим может являться не только педагог, но и психолог, дефектолог, социальный педагог или иной специалист. Определяющим фактором является именно наличие специального образования у сопровождающего.

Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья включает в себя также помощь в обучении при взаимодействии с другими педагогами, родителями. Деятельность такого специалиста направлена на развитие памяти, внимания, речевых и практических навыков ребёнка. Стоит задавать такой темп в процессе обучения, который будет наиболее привычен ученику, позволит ему не просто воспринимать информацию, но и развивать её и свои навыки, качества, умения.

Задачи учителя

Естественно, что процесс обучения является не всегда лёгким для обычных детей, а для больных он ещё более сложен. Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ): расшифровка этой аббревиатуры даёт достаточно обширную информацию людям, если они не являются специалистами или просто никогда её не слышали. Учителя, психологи и другие работники зачастую сталкиваются с подобными детьми.

К сожалению, количество детей с ограниченными возможностями постоянно возрастает. На это влияет ряд определённых факторов, начиная от наследственности родителей и заканчивая ошибками, допущенными врачами. Помимо этого, на рост числа детей с ОВЗ оказывает воздействие стремительное развитие промышленности, приводящее к экологическим проблемам, которые сказываются впоследствии на всем обществе.

Радует только то, что современная сфера образования старается разработать всё более профессиональные методики обучения, которыми могут пользоваться дети с ОВЗ. Школа старается не только дать знания и умения ученикам, но и повлиять на развитие его природного потенциала, на умение адаптироваться к дальнейшей самостоятельной жизни в социуме.

Есть ли будущее после школы

Существует мнение, что маленькие дети обычно проще воспринимают нездоровых ребят, чем это происходит у взрослых. Это утверждение по-своему верно потому, что в младшем возрасте проявление толерантности происходит само собой, так как у детей вовсе не существует каких-либо барьеров в общении. Поэтому важно интегрировать ребёнка с ОВЗ в процесс обучения в раннем возрасте.

Даже в детских садах воспитатели знают об ОВЗ, что это такое, и как работать с такими детьми. Если раньше практиковалось формирование отдельных групп, в которых обучались дети с нарушениями, то сейчас пытаются организоватьучебно-воспитательный процесс совместно с обычными ребятами. Это касается и детских садов, и школ. Всем понятно, что ученик по окончании школы должен идти дальше, в университет, среднееспециальное учебное заведение, чтобы приобрести профессиональные навыки, которые должны помочь ему в дальнейшем будущем.

И действительно, в университетах также создаются условия для обучения ребят с ОВЗ. Вузы охотно принимают таких людей в ряды студентов. Многие из них способны плодотворно обучаться и выдавать очень хорошие результаты. Это, конечно же, зависит и от того, как был ранее организован процесс обучения в школе. Дети с ОВЗ - обычные дети. Просто их здоровье немного хуже, и совсем не по их вине. Современный мир всё больше предоставляет широкие возможности для личностной реализации таких детей, разрабатывает принципиально новую модель отношения общества к ним, создавая новые условия развития и становления.

Понимание обычных людей

Таким образом учебный процесс стоит строить и осуществлять, основываясь на многих аспектах. Дети с ОВЗ отличаются не только от здоровых детей, но и друг от друга. У них разные заболевания, в разных формах и с различными перспективами выздоровления. Одним можно помочь с помощью операций, реабилитации, оздоровительных программ, другим помочь невозможно или есть средства немного исправить состояние здоровья. Несомненно, каждый из них по-своему переживает, выражает эмоции, испытывает какие-либо чувства. Но все они очень чувствительны к окружающему их миру и людям.

Те, кто знает про ОВЗ, что это такое, стремятся бескорыстно помогать больным людям, оказывать поддержку и понимать их. И пусть не всегда это специально обученные специалисты, не профессиональные психологи, а обычные люди, они так же способны внушать больному ребёнку веру в лучшее. Порой это поднимает настроение и влияет на чувства ребёнка намного больше, чем профессиональное сопровождение или обучение.

© 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство