Подготовка егэ по русскому языку презентация. Презентация на тему "сочинение на егэ". Что в нём сообщается

Подготовка егэ по русскому языку презентация. Презентация на тему "сочинение на егэ". Что в нём сообщается

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) является основной формой государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, которую должны пройти выпускники российских школ после окончания 11 класса, а также формой вступительных испытаний для приёма в вузы России.

Обязательными для получения аттестата экзаменами являются русский язык и математика. Остальные предметы сдаются по выбору.

ЕГЭ 2018 - презентация с официального сайта Рособрнадзора

Сайт Рособрнадзора периодически публикует в разделе "Информационные материалы" полезную информацию для выпускников и их родителей.

Полезные интернет-ресурсы о ЕГЭ

При подготовке к экзаменам, стоит, прежде всего, обратить внимание на сайт Рособрнадзора (www.obrnadzor.gov.ru) и официальный информационный портал единого государственного экзамена (www.ege.edu.ru) – там в первую очередь публикуется информация о ЕГЭ, которая так или иначе может быть интересна будущим участникам.

Чтобы разобраться, что ждет вас на экзамене по конкретному предмету, рекомендуем обратиться к сайту разработчиков экзаменационных материалов ЕГЭ – Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) (www.fipi.ru), где содержится много полезной информации.

Для понимания того, как нужно выполнять экзаменационную работу, следует в первую очередь ознакомиться с демонстрационными версиями контрольных измерительных материалов (КИМ) ЕГЭ по предметам этого года (http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodi- fikatory). Они помогут составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, их форме и уровне сложности.

Кроме того, в демонстрационном варианте приведены критерии оценки выполнения заданий с развернутым ответом. С ними важно ознакомиться, чтобы понимать требования к полноте и правильности записи ответа.

Полный перечень вопросов и тем, которые могут встретиться на экзамене, приведен в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников. Его можно использовать при составлении плана повторения материала перед экзаменом.

Также на сайте ФИПИ есть Открытый банк заданий ЕГЭ (http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege), где размещены несколько десятков тысяч заданий, используемых при составлении вариантов КИМ ЕГЭ по всем учебным предметам. Он поможет сориентироваться в экзаменационном материале и потренироваться в выполнении типовых заданий.

Кстати, на этом же сайте есть Открытый банк заданий ОГЭ (9 класс), а также тренировочные задания для учеников с ограниченными возможностями здоровья.

На Youtube-канале Рособрнадзора https://www.youtube.com/user/rosobrnadzor ты можешь найти множество видео, в которых даются рекомендации по подготовке к ЕГЭ по различным предметам и другие.

ЕГЭ – это экзамен, успешные результаты которого (по математике и русскому языку) позволят тебе получить аттестат о среднем общем образовании, а также предоставить их при поступлении в вуз.

По результатам ЕГЭ ты можешь подать документы в пять вузов на три специальности в каждом, то есть, у тебя 15 вариантов, и ты сможешь выбрать из них самый желанный. Кстати, ты можешь подать документы в вуз по электронной почте.

У тебя есть возможность научиться тому, как сдавать ЕГЭ: на протяжении обучения в школе ты время от времени выполняешь задания, подобные тем, что получишь на ЕГЭ. Можно отлично натренироваться сдавать ЕГЭ! Ты выбираешь часть учебных предметов, по которым будешь сдавать ЕГЭ – значит, как только ты с этим определишься, ты сможешь целенаправленно действовать, чтобы подготовиться к экзамену.

Ты можешь учитывать свои пожелания к будущей профессии и готовиться к ЕГЭ по нужным для поступления предметам.

Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) по русскому языку в 2017 году


четыре основных аспекта проверки

  • – лингвистическая компетенция
  • – языковая компетенция
  • – коммуникативная компетенция
  • – культуроведческая компетенция

Часть 1

24 задания с кратким ответом

  • – задания открытого типа на запись самостоятельно сформулированного правильного ответа;
  • – задания на выбор и запись одного правильного ответа из предложенного перечня ответов;
  • – задание на многократный выбор из списка.
  • Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде слова, словосочетания, числа или последовательности слов, чисел, записанных без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Структура ЕГЭ по русскому языку

  • Часть 2 содержит 1 задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста

Структура ЕГЭ по русскому языку

  • задание 1:
  • В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

Подсказка:

  • Задание №1.
  • Запомните: в ответе должно быть только две цифры , не больше и не меньше. Чтобы убедиться в правильности ответа, внимательно посмотрите на выбранные предложения. Они должны иметь в своём составе одинаковые слова, одинаковую информацию и могут различаться только построением.

Подсказка:

  • Например:
  • 1) При охлаждении или нагревании многие вещества меняют своё агрегатное состояние – жидкое, твёрдое или газообразное, приобретая при этом совсем другие свойства. 2) Под влиянием охлаждения или нагревания меняется агрегатное состояние и свойства многих вещей.

Структура ЕГЭ по русскому языку

Задание 3:

  • работа со словарной статьей
  • Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПЛАН. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

Подсказка:

  • Задание №3.
  • После каждого указанного значения имеются примеры, выделенные курсивом. Данное слово подставьте под пример – в нужном пункте ответа вы увидите сходство.

Структура ЕГЭ по русскому языку

  • Задания 6 и 7 проверяют владение грамматическими нормами, подлежащими обязательному изучению в школе:
  • нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных, местоимений, форм глаголов, причастий и деепричастий
  • нормы координации подлежащего и сказуемого
  • нормы использования несогласованных приложений

Структура ЕГЭ по русскому языку

Задания 6 и 7:

  • нормы согласования определительного оборота с сочетанием слов;
  • нормы координации подлежащего и составного именного сказуемого в предложении, построенном по модели «сущ. – это сущ.»
  • нормы предложного управления;
  • нормы использования причастных и деепричастных оборотов в составе простого предложения

Структура ЕГЭ по русскому языку

Задания 6 и 7:

  • нормы употребления однородных членов в составе простого предложения.
  • нормы, регулирующие порядок слов в предложении (однородные члены с двойными союзами: не только, но и...  нормами построения сложносочиненного предложения;
  • нормы построения сложноподчиненного предложения
  • нормы построения бессоюзного предложения;
  • нормы построения предложений с прямой и косвенной речью.

Структура ЕГЭ по русскому языку

Задания 8-14 проверяют орфографическую грамотность экзаменуемых.

  • Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
  • Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
  • Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово

Подсказка:

Задание 8.

  • Выполняя это задание, вы должны исключить корни с чередованием, тогда выбирать будет легче. Иногда корни с чередованием путают с безударными гласными. Например, пок..сившийся (забор). Чтобы этого избежать, измените слово, чтобы в корне появилась другая буква согласно нормам чередования. Например , покаса….. (забор). Такого слова нет, следовательно, это не чередование. Не забывайте, что в словах понимать, отнимать, сжимать чередующиеся корни.

Структура ЕГЭ по русскому языку

Задания 15-19 направлены на проверку пунктуационной грамотности, умения правильно расставить знаки препинания.

  • Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
  • Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Структура ЕГЭ по русскому языку

Задание 24.

  • «Напряжённые раздумья автора переданы с помощью такого приёма , как (А)________ (предложения 5-6, 22-23). Эмоциональное звучание текста усилено с помощью такого синтаксического средства , как (Б) __________ (например, предложения 16-20). Использованные тропы : (В)___________ (например, «воля парализована страхом» в предложении 20, «о самоотверженность и отвагу солдата может разбиться план» в предложении 34) и (Г)______________ («хитроумный план» в предложении 34) – придают авторским суждениям яркость и убедительность».

Подсказка:

Список терминов:

  • риторическое обращение
  • метафора
  • синонимы
  • эпитет
  • вопросительные предложения
  • вопросно-ответная форма изложения
  • диалектизм
  • ряд однородных членов
  • разговорное слово

Подсказка

Задание 24.

  • Читая это задание, мы не обращаем внимания на такие сочетания, как фигуры речи, тропы, приёмы, синтаксические, лексические средства. А если знать, что к ним относится,

это намного облегчит работу и даст стопроцентную вероятность ответа, даже если вы не очень хорошо знаете средства художественной выразительности.


Подсказка:

  • В задании даны три пункта (смотри выделенное зеленым цветом). Слова из списка терминов нужно распределить по пунктам.
  • Приёмы : риторическое обращение, вопросно-ответная форма изложения. Синтаксические средства : вопросительные предложения, ряды однородных членов. Тропы : метафора, эпитет.
  • Выбрать из меньшего количества терминов легче.

Структура ЕГЭ по русскому языку

  • Сочинение по тексту
  • Оценивается наличие формулировки проблемы текста, комментария к этой проблеме, формулировки позиции автора, формулировки собственной позиции, двух аргументов в пользу собственной позиции, письменная речь (смысловая цельность, речевая связность, последовательность изложения), точность и выразительность речи, грамотность и факты
  • Минимум 150 слов. Не желательно использовать более 200 слов (максимум – 300)

Подсказка :

Задание 25.

  • Прежде чем впадать в панику после прочтения текста для сочинения, изучите внимательно текст задания 24 : здесь (если повезёт) может быть сформулирована проблема или дан намёк на неё.
  • В задании 20 вы обязательно найдёте позицию автора или аспекты для комментария.

Система оценивания

Часть 1. 24 задания

  • За верное выполнение каждого задания части 1 (кроме заданий 1, 7, 15 и 24) даётся 1 балл
  • За правильный ответ на задания 1 и 15 даётся 2 балла. Если хотя бы одна из цифр, данных в ответе, неправильная, либо отсутствует одна из правильных цифр, даётся 1 балл. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Порядок записи цифр в ответе не имеет значения.

Система оценивания

  • Часть 1. 24 задания
  • За правильный ответ на задание 7 даётся 5 баллов, по 1 баллу за каждую верно указанную цифру. Порядок записи цифр в ответе имеет значение.
  • За правильный ответ на задание 24 даётся 4 балла, по 1 баллу за каждую верно указанную цифру. Порядок записи цифр в ответе имеет значение.
  • Максимальное количество баллов – 33

Система оценивания

  • Часть 2. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.

Критерии оценивания ответа на задание 25:

  • Формулировка проблемы исходного текста

Геометрия - один из разделов математики, где важно наличие пространственного мышления. Однако не у всех оно есть, поэтому необходимо хотя бы видеть перед глазами требуемый рисунок, чтобы понимать, о чем говорится в задаче или в теореме. Объяснить все тонкости этой точной науки на словах - сложно, а начертание каждой фигуры на доске занимает большое количество времени. Лучший выход - воспользоваться мультимедийной презентацией по геометрии. Данные презентации ориентированы на подготовку учащихся старшей школы к успешной сдаче Единого государственного экзамена по математике. В презентациях представлены решения задач №16.

Муниципальный пробный экзамен по биологии проводится в формате ЕГЭ во всех школах района.

Работа состоит из 2 вариантов по 28 заданий в каждом. Файл с правильными ответами присутствует.

Целевая аудитория: для 11 класса

Задания №5,12,13 (С1) в профильном уровне ЕГЭ, относятся к теме логарифмов.
В сборнике представлены решения и ответы к каждому заданию. Есть теоретический материал и полезные советы.

Целевая аудитория: для 11 класса

ЭОР "Подготовка к заданию №7 ЕГЭ по русскому языку (занятие 1) направлен на самостоятельную подготовку к заданию 7 ЕГЭ (грамматические синтаксические нормы, нормы согласования и управления). В материале рассматриваются такие виды нарушения нормы, как неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом и без; неправильное употребление предложений с несогласованным приложением. В презентации приведены примеры ошибочного употребления предложений, исправленный вариант и правила.

Целевая аудитория: для 11 класса

Данная подборка включает в себя более 70 слайдов, связанных с периодом сер. XIII - конец XVI вв.
Презентация включает в себя как портреты известных деятелей данной эпохи, так и примеры памятников архитектуры, живописи и т.д.

Правила пользования подборкой все те же:


Целевая аудитория: для 11 класса

В первом выпуске нашего ненаглядного пособия - изображения по периоду IX - нач. XIII вв.

Стоит помнить, что:
1) Здесь собраны не все возможные иллюстрации, процесс поиска которых может стремиться к бесконечности.
2) Подборка представляет собой исключительно точку зрения автора на необходимый минимум изображений к ЕГЭ по истории.
3) Изучение культуры не должно сводиться только лишь к усвоению представленного материала.

Целевая аудитория: для 11 класса

Данный видеоролик подготовила учитель математики и информатики ГКОУ РД "Бабаюртовская средняя школа-интернат №11" Аджаматова Гульнара Мавлетовна.

В данном видеоролике объяснение задания №4 на вероятность. Задание из ЕГЭ 2017 года, профильный уровень под редакцией И.В Ященко. Вариант №25

Целевая аудитория: для 11 класса

Данная презентация предназначена для подготовки учащихся 10-11 классов к выполнению. задания 5 (паронимы). Как правило, учащиеся легко находят лексические ошибки в использовании паронимов, однако затрудняются подобрать им замену. С целью заучивания паронимов из словаря, представленного в демоверсии 2017 года, была создана данная презентация. Она состоит из 7 частей, каждую из которых целесообразно использовать на одном уроке или консультации. К каждой части презентации прилагаются карточки, позволяющие учителю проводить контроль подготовленности учащихся.

Целевая аудитория: для 11 класса

В 2017 году ЕГЭ по биологии претерпел существенные изменения. Из экзаменационной работы исключены задания с кратким ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру правильного ответа. Сокращено количество заданий с 40 до 28. Уменьшен максимальный первичный балл с 61 в 2016 г. до 59 в 2017 г. В часть 1 включены новые типы заданий, которые существенно различаются по видам учебных действий: заполнение пропущенных элементов схемы или таблицы, нахождение правильно указанных обозначений в рисунке, анализ и синтез информации, в том числе представленной в форме графиков, диаграмм и таблиц со статистическими данными. В данной работе предлагаю рассмотреть задания №1, 3, 6 которые оцениваются в 1 балл.

Целевая аудитория: для 11 класса

Электронный образовательный ресурс создан с целью подготовки выпускников к написанию сочинения-рассуждения с помощью шаблона. Шаблон поможет учащимся справиться с заданием 25 ЕГЭ по русскому языку, соблюсти логику построения высказывания и избежать речевых повторов в творческой работе. ЭОР рекомендован для учащихся 10-11 классов.

Целевая аудитория: для 11 класса

Электронный образовательный ресурс представляет материал для самостоятельной подготовки учащихся к заданию 12 ЕГЭ по русскому языку. Презентация содержит необходимые теоретические сведения и задания для самопроверки. Ресурс будет полезен как для учащихся, так и для учителей.

Целевая аудитория: для 11 класса

Электронный образовательный ресурс, содержащий примерные вопросы, контексты и обоснования для сопоставления по следующим темам «Человек и природа в русской литературе; тема дуэли в русской литературе; образ города в русской литературе; мотив сна в русской литературе; тема отечественной истории в русской литературе.» Данный материал поможет выпускникам подготовиться к выполнению задания 9 (С2) в ЕГЭ по литературе. Презентацию можно использовать как на учебных занятиях, так и при самостоятельной подготовке к экзамену.

Целевая аудитория: для 11 класса

Электронный образовательный ресурс, содержащий примерные вопросы, контексты и обоснования для сопоставления по следующим темам "Тема "отцов и детей" в русской литературе; тема творчества в русской литературе; человек и война в русской литературе; сатирические образы в русской литературе." Данный материал поможет выпускникам подготовиться к выполнению задания 9 (С2) в ЕГЭ по литературе. Презентацию можно использовать как на учебных занятиях, так и при самостоятельной подготовке к экзамену.

Целевая аудитория: для 11 класса

Электронный образовательный ресурс, содержащий примерные вопросы, контексты и обоснования для сопоставления по теме "Типы проблемных героев в русской литературе". Данный материал поможет выпускникам подготовиться к выполнению задания 9 (С2) в ЕГЭ по литературе. Презентацию можно использовать как на учебных занятиях, так и при самостоятельной подготовке к экзамену.

Целевая аудитория: для 11 класса

Электронный ресурс представляет собой материал для самостоятельной подготовки к заданию №10 . В презентации рассматриваются правила написания гласных в суффиксах разных частей речи. Предлагаются примеры тренировочных заданий с ответами, алгоритм выполнения задания 10. Презентация будет полезна как для учащихся, так и для педагогов.

Целевая аудитория: для 11 класса

Слайд 2

Формулировка задания

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Слайд 3

Композиция сочинения

  • Слайд 4

    «От позиции автора – к проблеме»

  • Слайд 5

    Типы информации в тексте

    Фактуальная информация– это сообщение о фактах, событиях, процессах, упомянутых в тексте. Концептуальная информация– это субъективное авторское понимание отношений между фактами, событиями, их авторская оценка, понимание причинно-следственных связей между событиями. Подтекстовая информацияне обозначена словами, а только подразумевается.

    Слайд 6

    Принципы построения комментария

    Комментарий должен быть логически связан с предшествующей и последующими частями сочинения. Комментарий должен опираться на текст, но не превращаться в пересказ. Фактуальная информация текста должна обрамляться концептуальной информацией от автора сочинения (Зачем герой это сделал? Как характеризуют героя эти слова? С какой целью автор привёл эту цитату? и т.п.)

    Слайд 7

    Структура комментария

    Пример 1 Пример 2

    Слайд 8

    Алгоритм работы с текстом

    Сформулируйте проблему. Найдите в тексте 2 примера, важных для понимания именно этой проблемы. (Их можно подчеркнуть.) Продумайте, в чем важность, значимость этих примеров для раскрытия мысли автора. Логично включите эти примеры в текст сочинения. (Движение мысли от проблемы к позиции автора.)

    Слайд 9

    Способы отсылки к тексту

    Слайд 10

    Цитирование «Таковы законы жизни: всё, что взлетело вверх, рано или поздно возвращается на землю», - пишетавтор. На первый взгляд может показаться, что именно в этих словах заключён смысл текста. Однако писатель не согласен с этой примитивной философией. Не случайно сердце Кольки замирает при виде самолётов в небе. Всю жизнь герой носит в себе боль преданной мечты.

    Слайд 11

    Косвенноецитирование Почему же Колька испуганно прячет свой взволнованный взгляд от соседей-рыбаков? Видимо, потому что герою стыдно за проявленную когда-то слабость, за то, что он отказался от заветной мечты.

    Слайд 12

    Размышление над фактами, событиями, упоминаемыми в тексте Раскрывая проблему, писатель изображает мальчишек, которые спасают гусей, попавших в ледяной плен. В этом поступке не на словах, а на деле проявляется забота о наших братьях меньших. Действительно, далеко не каждый способен рисковать собой ради животных.

    Слайд 13

    Публицистический текст

    Как автор строит рассуждение? Какие использует аргументы? Какие приводит примеры? В чём их значимость? Кого цитирует автор? Зачем? В чём значимость этих цитат? Какие мысли автора заслуживают особого внимания? Почему? Какие средства выразительности помогают автору донести свои мысли до читателя? Каков эмоциональный отклик автора на изображаемые события? Каково отношение автора к изображаемому?

    Слайд 14

    Ч.Айтматов «Книги, открывающие нас»

  • Слайд 15

    Публицистический текст.Фрагмент сочинения

    Какова роль книги в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет Чингиз Айтматов. Автор искренне убеждён в том, что книга – это «важное звено в духовной связи людей». Действительно, книги передают знания от поколения к поколению, объединяют единомышленников, преодолевая время и пространство, сберегают духовные ценности человечества.

    Слайд 16

    Мне кажется особенно важной мысль Айтматова о том, что «каждая книга требует полной отрешённости от суетных дел». Писатель хочет сказать, что чтение не терпит суеты и книга откроет свои секреты только вдумчивому, внимательному, чуткому читателю. В самом деле, настоящая литература не только даёт пищу уму, но и пробуждает душу, не даёт нам очерстветь, стать равнодушными.

    Слайд 17

    Художественный текст

    На каких примерах автор раскрывает проблему? Какие факты, события, поступки героев заслуживают особого внимания? Почему? Есть ли в тексте значимые художественные детали? В чём их значимость? Какие средства выразительности помогают автору донести свои мысли до читателя? Каков эмоциональный отклик автора на изображаемые события? Каково отношение автора к изображаемому?

    Слайд 18

    Б. Екимов «Ночь исцеления»

    Слайд 19

    Фрагмент исходного текста

    Про бабушку думать было больно. Как помочь ей? Как мать советовала? Говорит, помогает. Вполне может и быть. Это ведь психика. Приказать, крикнуть – и перестанет. Гриша неторопливо шел и шел, раздумывая, и в душе его что-то теплело и таяло, что-то жгло и жгло. Весь вечер за ужином, а потом за книгой, у телевизора Гриша нет-нет да и вспоминал о прошедшем. Вспоминал и глядел на бабушку, думал: «Лишь бы не заснуть».

    Слайд 20

    – Хлебные… карточки… – в тяжкой муке, со слезами выговаривала баба Дуня. Сердце мальчика облилось жалостью и болью. Забыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково: – Вот ваши карточки, бабаня… В синем платочке, да? ваши в синем платочке? Это ваши, вы обронили. А я поднял. Вот видите, возьмите,– настойчиво повторял он. – Все целые, берите…Баба Дуня смолкла. Видимо, там, во сне, она все слышала и понимала. Не сразу пришли слова. Но пришли:

    Слайд 21

    – Мои, мои… Платочек мой, синий. Люди скажут. Мои карточки, я обронила. Спаси Христос, добрый человек… По голосу ее Гриша понял, что сейчас она заплачет. – Не надо плакать,– громко сказал он. – Карточки целые. Зачем же плакать? Возьмите хлеба и несите детишкам. Несите, поужинайте и ложитесь спать,– говорил он, словно приказывал. – И спите спокойно. Спите.Баба Дуня смолкла.

    Слайд 22

    Баба Дуня послушно повернулась на правый бок, положила под голову ладошку и заснула. Теперь уже до утра. Гриша посидел над ней, поднялся, потушил в кухне свет. Кособокая луна, опускаясь, глядела в окно. Белел снег, посверкивая живыми искрами. Гриша лег в постель, предвкушая, как завтра расскажет бабушке и как они вместе… Но вдруг обожгло его ясной мыслью: нельзя говорить. Он отчетливо понял – ни слова, ни даже намека. Это должно остаться и умереть в нем. Нужно делать и молчать. Завтрашнюю ночь и ту, что будет за ней. Нужно делать и молчать. И придет исцеление.

    Слайд 23

    Художественный текст. Фрагмент сочинения

    Все ли из нас готовы дарить добро своим близким, заботиться о них? Над этим вопросом размышляет писатель Борис Екимов, обращаясь к проблеме милосердия.

    Слайд 24

    Автор раскрывает проблему на примере взаимоотношений бабушки и внука. Писатель стремится, чтобы каждый из нас ощутил душевную боль героини: ведь страшные сны бабы Дуни - это отголоски войны, тревоги за детей, которым угрожает смерть от голода. Екимов показывает, как в душе Гриши пробуждается сочувствие. Мальчик понимает, что душевные раны бабушки не вылечишь окриком «Молчать!». Особого внимания заслуживает фраза, перекликающаяся с заглавием рассказа: «И придёт исцеление». Этими словами писатель убеждает нас в том, что добро и милосердие могут исцелить любую душевную боль.

    Слайд 25

    Слайд 26

    Ф.Кривин «Два камня»

  • Слайд 27

    Слайд 28

    Слайд 29

    Слайд 30

    Слайд 31

    Я читал последний роман Александра Черняева. Недописанный роман, потому что Черняев умер от голода в Ленинграде в сорок втором году. Вечером я прочитал статью о Черняеве. Она рассказала о том, как он жил в Ленинграде в блокаду, как работал и даже ездил в самую стужу, под обстрелом, на фронт выступать перед бойцами. И вдруг в конце статьи я читаю следующее, хотите верьте, хотите нет:

    Слайд 32

    «Зимой, кажется, в январе, я зашёл к Черняеву. Было холодно. Мы подкладывали в «буржуйку» обломки стула. Вдруг Черняев сказал: - Со мной случилась странная история. На днях получил посылку. - Какую? - спрашиваю. - Ведь блокада. - Неизвестно от кого. Там было сгущённое молоко, сахар. - Это вам очень нужно, - говорю.

    Слайд 33

    А он отвечает: - А детям не нужно? Я-то старик, а ты бы посмотрел на малышей в соседней квартире. Им ещё жить и жить. И вы им отдали посылку? - А как бы вы на моём месте поступили, молодой человек? - спросил Черняев, и мне стало стыдно, что я мог задать такой вопрос. Это, как ни печально сегодня сознавать, была моя последняя встреча с писателем».

    Слайд 34

    Я раз пять перечитал эти строки. Я сам должен был догадаться, что, если старик получит такую посылку, он не будет сосать сгущённое молоко в уголке. Не такой старик... (По Киру Булычёву)

    Слайд 35

    Формулировки проблем

    Великая Отечественная война оставила глубокий след в истории нашей страны. Рассказы о жизни блокадного Ленинграда – потрясающие примеры мужества и стойкости, человечности и умения пожертвовать собой ради других. Именно проблему самопожертвования поднимает Кир Булычёв. Что такое добродушие и как оно влияет на человека? Кир Булычёв рассказывает нам о добродушии человека во время блокады. Должны ли мы помогать другим в сложное для нас время или следует заботиться только о себе? Над этим вопросом задумался писатель Кир Булычёв.

    Слайд 36

    В тексте Кира Булычёва поднимается проблема сострадания к младшему поколению. Наверное, каждый из нас задумывался над вопросом: «Каким должен быть истинно благородный поступок, а значит, и истинно благородный человек?». Именно этой важной проблеме посвятил свой текст Кир Булычёв. В данном тексте поднимается проблема голода во время блокады.

    Слайд 37

    Фрагмент сочинения 1

    Булычёв в данном тексте рассказывает о писателе Черняеве. Как он жил в Ленинграде в блокаду, как он, рискуя жизнью, ездил выступать на фронт перед бойцами. Как однажды он получил посылку от неизвестного человека, там было сгущённое молоко и сахар. Но он не оставил её себе, так как по соседству жили малыши, которые голодали. Он был человеком благородным и пожертвовал её им, хотя сам еле ходил и был очень слаб. Можно сказать, это было одним из последних его добрых дел.

    Слайд 38

    Редактирование

    Автор знакомит нас с содержанием статьи о писателе Черняеве. Булычёв не случайно упоминает о том, что Александр Григорьевич продолжал писать в блокадном Ленинграде, под обстрелами ездил выступать на фронт перед бойцами. Всё это указывает на его чувство долга и внутреннее благородство. Особое восхищение автора вызывает эпизод с посылкой, которую Черняев отдаёт голодающим малышам. Этот поступок – настоящий подвиг самопожертвования.

    Слайд 39

    Фрагмент сочинения 2

    Всем живым существам свойствен инстинкт самосохранения. Но человеку также свойственно нечто, зачастую противоречащее, если, конечно, это человек, а именно: милосердие, самопожертвование. Эти качества не чужды писателю Черняеву, отдавшему для спасения от голода детей посылку со сгущённым молоком и сахаром. Возможно, именно это послужило причиной его смерти, кто знает… Но с уверенностью можно сказать одно: его смерть не была напрасной. Она была вынужденной мерой для спасения молодых жизней.

    Слайд 40

    Редактирование

    Всем живым существам свойствен инстинкт самосохранения. Однако человек, в отличие от животных, способен на самопожертвование ради жизни других. В качестве примера Кир Булычёв приводит поступок писателя Александра Черняева, который незадолго до своей смерти отдал посылку с продуктами для спасения голодных детей. Автор убеждён, что смерть этого человека не напрасна: он доказал, что даже в страшные годы войны в людях остаётся живо гуманное, подлинно человеческое начало.

    Слайд 41

    Фрагмент сочинения 3

    Автор раскрывает проблему на примере поступка писателя Черняева, который отдал соседским детям посылку с едой, хотя сам страдал от голода. Этот поступок показывает, что любой пожилой человек думает не только о себе, но и о других. А что же сказать о молодом поколении? Молодые чаще озабочены только своей жизнью, которую они проживают, не делая ничего хорошего. Автора тревожит это равнодушие к окружающим, и он своим текстом призывает помогать ближним.

    Слайд 42

    Разграничение понятий

    Рассказчик Автор «Я-повествование» - высказывания о событиях от первого лица, как правило, участника событий. Рассказ изнутри изображаемого мира. «Он-повествование» - дистанцированное изображение безличным субъектом персонажа, именуемого в третьем лице. Рассказ извне изображаемого мира.

    Слайд 43

    Разбор текста Феликса Кривина

    Слайд 44

    В семье Сверла радостное событие: сын родился. Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят – удивляются: вылитый отец! И назвали сына Штопором. Время идёт, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (Свёрла ведь все потомственные металлисты), да родители не дают: молод ещё, пусть сперва на чём-нибудь мягоньком поучится. Носит отец домой пробки – специальные пробки, – и на них учится Штопор сверлильному мастерству. Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках. Когда же приходит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потвёрже (посверли, мол, уже научился) – куда там! Штопор и слушать не хочет! Начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматриваться. Удивляются старые Свёрла: и как это их сын от рук отбился? (Ф. Кривин)

    Слайд 45

    Сравните формулировки проблем, предложенные учащимися. Укажите номера правильных ответов. Почему с некоторыми вариантами формулировок вы не согласны? Объясните ответ.

    Должны ли дети продолжать семейное дело своих родителей и можно ли привить любовь к профессии насильно? Ф. Кривин поднимает проблему воспитания детей и ставит перед читателем следующий вопрос: всегда ли оправдана чрезмерная забота родителей о своих детях? Всегда ли, выбирая для ребёнка профессию, родители оказываются правы? В тексте Ф. Кривина поднимается проблема неправильного подхода к воспитанию ребёнка. Ф. Кривин поднимает проблему воспитания детей и показывает, что влияет на формирование личности. Должны ли дети продолжать дело своих родителей вопреки своим желаниям?

    Слайд 46

    Отредактируйте неудачные формулировки проблем в сочинениях по тексту Ф.Кривина. Запишите исправленный вариант.

    1. У автора есть проблема, которая его волнует. Это проблема воспитания. 2. Автора данного текста беспокоит проблема о воспитании детей. 3. Проблема текста, автором которого является Ф. Кривин, – это воспитание. 4. Каждый птенец рано или поздно выпадает из гнезда. До какого момента надо воспитывать своего ребёнка? Над этой проблемой предлагает задуматься автор.

    Слайд 47

    Редактируем комментарий

    В данном тексте автор Феликс Кривин поднимает проблему становления личности. Многое в личности человека зависит от родителей. Автор приводит людей в аналогию со свёрлами и штопором. Родители (Свёрла) оградили сына (Штопор) от грубого металла. Учился сын на пробках. Вот и выросло не крепкое рабочее сверло, а хрупкий и тонкий штопор. Феликс Кривин поднимает проблему становления личности. Многое в формировании человека зависит от родителей. Писатель, используя иносказание, проводит аналогию между людьми и неодушевлёнными предметами: Свёрла – это чересчур заботливые родители, которые оберегают своего ребёнка (Штопор) от серьёзной работы. Как показывает автор, в результате такого воспитания сын вырастает избалованным, не приспособленным к труду.

    Слайд 48

    Примером неправильного воспитания автор приводит семью Сверла, в которой рождается сын Штопор. Родители любуются своим сыном, наблюдают, как он растёт. Родители оберегают ребёнка, думают, что он ещё молод, дают ему лёгкую работу. Отец приносит домой пробки, на которых, как думает отец, он научится сверлильному мастерству. Но когда приходит время переходить к более тяжёлой работе, сын не хочет отказываться от более лёгкой. И после этого родители не так любуются своим сыном. В качестве примера неправильного воспитания автор описывает семью, в которой родители чрезмерно балуют своего ребёнка, даёт ему только самую лёгкую работу. Писатель показывает, что чрезмерная забота родителей пагубно сказываются на детях, которые вырастают не приспособленными к самостоятельной жизни.

    Слайд 49

    Бытует мнение о том, что имя человека предопределяет его судьбу. Убедиться в этом можно, прочитав текст: назвав сына Штопором, родители самостоятельно определили род его деятельности. Разногласия начинаются с этого момента. Ведь штопор предназначен совсем для других целей, нежели рабочие свёрла по металлу. Олицетворяя неодушевлённые предметы, автор подбирает им «говорящие» имена. Свёрла (рабочие инструменты) символизируют людей, знающих цену труду. Не случайно Кривин называет их «потомственными металлистами». Но даже у таких людей дети вырастают лентяями, если родители неправильно их воспитывают. Отсюда имя ребёнка Штопор – воплощение праздной жизни.

    Слайд 50

    Что такое позиция автора?

    Слайд 51

    Как выявить позицию автора?

    Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев? Какие слова, художественные приемы выражают авторское отношение, дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам?

    Слайд 52

    Структура аргументации

  • Слайд 53

    Слайд 54

    Аргументы, оцениваемые 1 баллом

    Примеры из личного опыта Обобщённые примеры из жизни Предположительные примеры Ссылка на обобщенное лицо Ссылки на общезначимый опыт Пословицы, афоризмы Ссылки на кинофильмы

    Слайд 55

    Пример из личного опыта

    Тезис: компьютер не заменит книгу. Я не во всем согласен с автором. Так уж получилось, что в моей библиотеке не очень много книг, однако благодаря Интернету я собрал довольно большую коллекцию электронных изданий, которыми активно пользуюсь. Мне кажется, благодаря электронным носителям книга просто приобрела новый вид и даже стала доступнее для читателя.

    Слайд 56

    Обобщенный пример из жизни

    Тезис: массовая литература отрицательно сказывается на развитии человека. Среди моих сверстников я, к сожалению, часто встречаю людей, которые не читают ничего, кроме развлекательной литературы – детективных или приключенческих романов. Мне искренне жаль, что многие ограничивают свой кругозор примитивным «чтивом», не желая узнать о мире и о себе больше, чем может дать массовая литература или развлекательные телепередачи.

    Слайд 57

    Предположительный пример

    Тезис: умение сочувствовать – важнейшее качество духовно развитого человека. Давайте на минуту представим себе мир, в котором нет людей, способных к сочувствию. У вас трудности, вам нужна помощь, а лучший друг (впрочем, возможны ли в таком мире друзья?) говорит: «Мне некогда! Разбирайся сам». Вы заболели, вам плохо, а родители равнодушно заявляют: «Сходи к врачу», – и как ни в чем не бывало принимаются за домашние дела… Хотелось бы вам жить в таком равнодушном мире? Думаю, нет. От людей, которые нас окружают, мы ждем сочувствия, готовности разделить с нами горе и радость. Именно внимание окружающих помогает человеку понять, что он не одинок, что ему есть для чего жить в этом мире.

    Слайд 58

    Ссылка на обобщенное лицо

    Психологи доказали: чтобы быть хорошим руководителем, мало одних профессиональных знаний и организаторских способностей. Нужно еще видеть в подчиненных не просто добросовестных исполнителей чужой воли, а коллектив сотрудников, нужно умение создать в нем благоприятный психологический климат.

    Слайд 59

    Ссылка на общезначимый опыт

    Тезис: общение с книгой важно в детстве, в период формирования личности. В детстве содержание книги воспринимается особенно ярко и часто вызывает сильные эмоции. Я думаю, это подтвердит каждый, кто путешествовал по стране чудес вместе с Алисой, или помогал Робинзону осваивать необитаемый остров, или боролся против темных сил вместе с героями народных сказок.

  • © 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство