Храм христа спасителя описание кратко. Кафедральный соборный храм христа спасителя

Храм христа спасителя описание кратко. Кафедральный соборный храм христа спасителя

Кафедральный собор Русской Православной Церкви. Расположен недалеко от Кремля на левом берегу Москвы-реки, на месте, именовавшемся ранее Чертольем. Существующее сооружение — осуществлённое в 1990-х годы внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX в. Оригинал Храма Христа Спасителя в Москве был воздвигнут в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия. Построен по проекту архитектора Константина Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён — 26 мая 1883 года. 5 декабря 1931 года. здание храма было разрушено. Заново отстроено на прежнем месте к 1999 году.

Крупнейший в Русской Церкви. Рассчитан на 10 тысяч человек. Возведён в традициях русско-византийского стиля, пользовавшегося широкой государственной поддержкой в момент начала строительства.

В состав современного комплекса храма Христа Спасителя входят:
- верхний храм — собственно Храм Христа Спасителя. Имеет 3 престола - главный в честь Рождества Христова и 2 боковых на хорах — во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный). Освящён 19 августа 2000 года.
- нижний храм — Преображенская церковь, сооруженная в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре. Имеет три алтаря: главный — в честь Преображения Господня и два малых придела — в честь Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери. Церковь освящена 19 августа 1996 года.

25 декабря 1812 года, когда последние наполеоновские солдаты покинули пределы России, император Александр I в честь победы подписал Высочайший Манифест о построении в Москве церкви во имя Христа Спасителя и издал Высочайший указ Святейшему Синоду об установлении празднества 25 декабря. В древней разрушенной столице должен был появиться храм-памятник. Сама идея строительства такой церкви принадлежала генералу армии М.А. Кикину. Этот замысел горячо поддержали все слои русского общества. После победы над Наполеоном в 1814 году проект был уточнён: решено было соорудить кафедральный собор во имя Христа Спасителя.

В том же 1814 году был проведён конкурс. В нем участвовали архитекторы А.Н. Воронихин, Д. Кваренги, В.П. Стасов и др. Из 20 вариантов проекта строительства был утвержден проект художника К. М. Витберга.

12 октября 1817 года, в 5-летнюю годовщину ухода французов из Москвы, состоялась торжественная закладка храма на Воробьевых горах. Но строительство его шло медленно, обнаруживались значительные хищения.

В 1826 году новым императором Николаем I возведение собора было остановлено. Витберг и руководители строительства были обвинены в растратах и отданы под суд. 10 апреля 1832 года царь утвердил новый проект строительства, составленный архитектором Константином Тоном, «русско-византийский» стиль которого был ему близок. Новое место на Чертолье (Волхонка) было также избрано самим Николаем I. Был снесён располагавшийся там Алексеевский женский монастырь, памятник XVII века (переведён в Красное село).

Торжественная закладка собора произошла в день 25-летия Бородинского сражения — в августе 1837 года. Но строительство началось только 10 сентября 1839-го и продолжалось почти 44 года. Свод большого купола закончен в 1849 году, в 1860 году были разобраны наружные леса. Ещё 20 лет продолжались работы по внутреннему убранству: над росписью работали В. И. Суриков, И. Н. Крамской, В. П. Верещагин, Г.И. Семиградский и другие известные художники.

13 декабря 1880 года новому храму было присвоено наименование кафедрального, утвержден штат духовенства и причта. 26 мая (7 июня) 1883 года, в день Вознесения Господня, состоялось его торжественное освящение, совершенное в присутствии императора Александра III.

В 1901 году был учрежден собственный хор храма, считавшимся одним из лучших в Москве. В нем участвовали знаменитые композиторы А.А. Архангельский и П.Г. Чесноков. Здесь пели Ф.И. Шаляпин и К.В. Розов. В 1912 году в сквере возле храма был установлен памятник Александру III (архитектор А.Н. Померанцев, скульптор А.М. Опекушин).

Вхраме Христа Спасителя торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500-летие со дня смерти Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие Дома Романовых, открытие памятников Александру III и Н. В. Гоголю. В храме была создана богатая библиотека, в которой было множество ценных изданий, и постоянно проводились экскурсии.

В августе 1917 года в храме Христа Спасителя был открыт Всероссийский Поместный собор РПЦ (1917-1918), на котором вновь, по прошествии множества лет, был избран патриарх (им стал архиепископ Московский Тихон).

В 1918 году после издания декрета Советской власти «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» храм лишился государственного финансирования. Тогда же было создано Братство Храма Христа Спасителя, призванного поддерживать жизнь храма. С 1922 года он оказался в ведении обновленческого Высшего Церковного Управления митрополита Антонина, а впоследствии обновленческого Священного Синода — вплоть до закрытия в 1931 году. Настоятелем храма Христа Спасителя в Москве в те годы был один из лидеров обновленчества митрополит Александр Введенский.

2 июня 1931 года было отдано распоряжение снести храм Христа Спасителя для строительства на его месте Дворца Советов. 5 декабря того же года храм был взорван. Строительство Дворца Советов началось в 1937 году, но ему не суждено было завершиться — началась Великая Отечественная война. Многие годы после взрыва на месте храма Христа Спасителя была яма. В 1958 году на месте собора появился плавательный бассейн «Москва», просуществовавший до 1990-х годов.

В конце 1980-х возникло общественное движение за воссоздание храма Христа Спасителя. 5 декабря 1990 года на месте будущего строительства был установлен гранитный «Закладной» камень, в 1992 году был основан фонд на сооружение храма и с 1994 года начато его строительство.

Проект восстановления храма подготовили реставраторы А.М. Денисов и М.М. Посохин. Вскоре авторы проекта уступили место Зурабу Церетели, который завершал строительство, отступив от первоначального проекта Денисова. 19 августа 1996 года, в день Преображения Господня, Патриарх Алексий II освятил нижний Спас-Преображенский храм.

К 1999 году новый храм Христа Спасителябыл сооружён как условная внешняя копия своего предшественника. 31 декабря 1999 года верхний храм был открыт для публики; в ночь с 6 на 7 января 2000 года была отслужена первая рождественская литургия. 19 августа того же года состоялось великое освящение храма, а 20 августа здесь состоялась канонизация Царской семьи и Собора новомучеников и исповедников Российских. В храме также начал свою работу музей, принадлежащий Московскому городскому музею истории города Москвы.

14 марта 2004 года на заседании общественного наблюдательного Совета по восстановлению храма Христа Спасителя было объявлено о передаче храма в бессрочное безвозмездное пользование РПЦ; был создан Совет попечителей. Настоятелем Кафедрального Соборного Храма Христа Спасителя является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Описание:

История

Решение о строительстве храма «в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели» было принято императором Александром I в 1812 г. Первоначальный проект, предусматривающий возведение храма на Воробьевых горах (архит. А.Л. Витберг, заложен в 1817 г.) не был осуществлен. Новый проект в русско-византийском стиле (архит. К.А. Тон) утвержден в 1832 г. императором Николаем I. Храм был вновь заложен в 1839 г. на Пречистенской наб., в древнем урочище Чертолье на месте Алексеевского женского монастыря (здания монастыря были разобраны, а сестры переведены в Красное село).

Строился храм на средства казны с привлечением народных пожертвований. 26 мая 1883 г. храм, ставший самым высоким зданием Москвы и самым большим храмом России (высота 103,5 м, вместимость 10 000 человек), был освящен митр. Иоанникием в присутствии императора Александра III. Внутреннее убранство было выполнено знаменитыми русскими художниками В.П. Верещагиным, Г.И. Семирадским, В.И. Суриковым, В.Б. Маковским, Ф.А. Бруни, И.Н. Крамским и др. Автором идеи скульптурного убранства фасадов был свт. Филарет, митр. Московский, мраморные барельефы и скульптурный декор исполнены А.В. Логановским, Н.А. Рамазановым, П.К. Клодтом и др., бронзовые украшения, подсвечники и паникадила работы архит. Л.В. Даля.

В галерее, окружавшей здание, находились 177 мраморных досок с именами погибших, раненых и награжденных офицеров, названиями воинских частей, датами главнейших сражений Отечественной войны 1812 г. С храмом Христа Спасителя тесно связано открытие и освящение памятника императору Александру III (автор М.А. Опекушин), состоявшееся 30 мая 1912 г. и приуроченное к 100-летию победы в Отечественной войне 1812 г. При храме активно велась духовно-просветительская деятельность: действовали библиотека и общеобразовательные курсы для рабочих.

15 августа 1917 г. в Храме состоялось открытие Поместного Собора Русской Православной Церкви, восстановившего патриаршество. 5 ноября того же года в Храме Христа Спасителя был избран первый Патриарх Всероссийский после двухсотлетнего синодального периода . Им стал митр. Московский Тихон (Белавин). В 1989 г. он был причислен к лику святых. В 1917-1919 гг. ключарем Храма был новомученик священник Александр Хотовицкий.

В феврале 1918 г. для предотвращения закрытия храма создано Братство Храма Христа Спасителя, фактически содержавшее храм. В 1922-1923 гг. храм был захвачен обновленцами, а в 1931 г. закрыт. 5 декабря 1931 г. по личному распоряжению И.В. Сталина Храм был взорван. Несколько горельефов с фасадов храма находятся в . На месте Храма планировалось строительство Дворца Советов высотой 480 м (архит. Б. Иофан), однако проект не был осуществлен, и в 1960 г. на месте храма был открыт бассейн «Москва».

В 1990 г. Священный Синод Русской Православной Церкви благословил возрождение Храма Христа Спасителя и обратился в Правительство России с просьбой разрешить восстановить его на прежнем месте. В 1991 г. на месте алтаря Храма была построена временная часовня во имя иконы Божией Матери «Державная», которая впоследствии была разобрана.

7 января 1995 г. состоялась торжественная закладка Храма. На Пасху 1996 г. под сводами Храма была совершена первая Пасхальная вечерня. В 2000 г. все внутренние и внешние отделочные работы были завершены. Освящение главного престола Святейшим Патриархом Алексием II в сослужении собора архиереев состоялось 19 августа 2000 г. При Храме расположены зал Церковных Соборов, зал заседаний Священного Синода.

Престолы

Главный — Рождества Христова, южный — свт. Николая (не освящен), северный — св. благоверного князя Александра Невского (не освящен); в нижнем храме: центральный — Спаса Преображения, южный — преподобного Алексия, человека Божия (не освящен), северный — Тихвинской иконы Божией Матери (не освящен).

Я уже давно снимаю Москву, а в главном православном храме страны все так и не фотографировал. В мечети « » снимал, в мечети « » в Астане снимал. Даже в Караганде, и то я снимал в мечети. А в самом большом соборе Русской Православной Церкви - нет. Решено было исправить эту оплошность, и благодаря содействию Фонда Храма Христа Спасителя, я получил доступ в такие точки, куда ни один фотограф еще не забирался.

1. История Кафедрального соборного Храма Христа Спасителя необыкновенная - трагическая и торжественная. Первый Храм Христа Спасителя был построен на берегу Москва-реки в конце 19 века в память о победе русской армии в войне 1812 года по проекту архитектора Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 10 сентября 1839, освящён - 26 мая 1883 года. Однако, после освящения, храм простоял недолго. 5 декабря 1931 он был взорван по указу советского правительства, чтобы на его месте возвести Вавилонскую башню – Дворец Советов. Храм, который мы можем видеть сегодня, был восстановлен в 1990-е годы.

2. По замыслу Тона, Храм Христа Спасителя должен был стать сооружением, соединяющим в себе как архитектурные традиции Византии, так и черты русского зодчества.

3. Высота храма с куполом и крестом составляет 103 метра, что на 150 сантиметров выше, чем Исаакиевский собор. Храм возведён в традициях русско-византийского стиля, пользовавшегося широкой государственной поддержкой в момент начала строительства.

4. С четырех смотровых площадок, находящихся между колокольнями Храма Христа Спасителя, на высоте 40 метров, открывается замечательная панорама Москвы, вид на старый центр города, Кремль, Москва-реку и «Золотую милю». Кстати, попасть сюда относительно несложно. На смотровые можно подняться с экскурсионной группой. Позволю себе выложить несколько видовых фотографий, прежде, чем отправиться на экскурсию по храму.

5. Во время посещения смотровых площадок можно рассмотреть вблизи купол Храма Христа Спасителя, кресты на звонницах и колокола. Вес самого большого колокола составляет 30 тонн.

6. Площадь Пречистенские Ворота.

7. Патриарший мост и Золотой остров. Тут солнышко светит...

8. А тут снегопад.

9. Памятник Петру I.

10. Красный Октябрь.

11. Кремль летом.

12. Кремль зимой.

13. В состав современного комплекса Храма Христа Спасителя входят два храма и стилобатная часть:

«Верхний храм» - собственно Храм Христа Спасителя. Имеет три престола - главный в честь Рождества Христова и два боковых на хорах - во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный).

«Нижний храм» - это Преображенская церковь, сооружённая в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре.

В стилобатной части размещаются технические и служебные помещения, зал Церковных соборов, зал Высшего церковного совета, Трапезные палаты. В обходной галерее Преображенской церкви находится Патриарший музей церковного искусства, среди экспонатов которого находятся памятники церковного искусства V-ХХ веков, переданные в дар Предстоятелю Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Кириллу.

14. Особое место в экспозиции музея занимает триптих Васнецова «Богоматерь с младенцем», «Вседержитель» и «Святая равноапостольная великая княгиня Ольга» (1899 г.)

15. В трапезных палатах, которые рассчитаны на полторы тысячи мест, проходят трапезы участников Поместных и Архиерейских Соборов, различные праздничные приемы духовенства.

16. В обычные дни здесь проводятся разнообразные тематические выставки и всевозможные светские мероприятия.

17. «Нижний храм» имеет три алтаря: главный - в честь Преображения Господня и два малых придела - в честь Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери.

18. Внутреннее убранство Преображенской церкви Храма Христа Спасителя ориентировано на древнерусские традиции.

20. «Верхний храм» намного больше и просторнее. В плане храм выглядит как равносторонний крест около 80 м шириной, и вмещает в себя до 10000 человек.

22. В воссоздании росписей храма принимали участие более 400 художников, а общая площадь росписей составила около 22000 м 2 . Это примерно как площадь двух футбольных полей.

23. Все работы по воссозданию художественного убранства в ходе восстановления Храма Христа Спасителя выполнялись Российской Академией Художеств.

26. Вид с хоров. Съемка проводилась во время Патриаршего богослужения 1й недели Великого поста. Особую торжественность службе придал тот факт, что она проходила на 40-ю годовщину Архиерейской хиротонии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

27. Отметить юбилей посвящения в сан в Москву прибыли сотни священнослужителей со всей России.

40. Весь Комплекс Храма Христа Спасителя - уникальное по своей сложности инженерное сооружение. По качеству смонтированного инженерного оборудования Комплекс соответствует лучшим мировым образцам.

47. В центре кадра я, снимающий панораму.

48. Сама панорама.

С праздником Пасхи, дорогие друзья!

Выражаю благодарность Фонду Храма Христа Спасителя за содействие в организации съемки! Подписи к фотографиям взяты из

История Храма Христа Спасителя в Москве поражает воображение, как и сам храм. Она полна трагических событий, драматических ситуаций, пророчеств и таинств. Святыня, от одного взгляда на которую замирает сердце и которую особо чтут россияне, прошла тернистый путь к сегодняшнему величию. Этот храм можно назвать символом России, ведь его судьба неразрывно связана с судьбой народа, сначала создавшего святыню, потом ее разрушившего, а затем воскресившего.

Строительство Храма Христа спасителя. Задумка

Издавна на Руси возводились церкви в честь окончания воин. Эту святую традицию поддержал и Александр Первый, решивший построить храм, как только Россия победила Наполеона в 1812 году. Соответствующий манифест был подписан императором 25 декабря. В нем Александр выражал почтение и благодарность солдатам, сложившим голову за родину, и утверждал, что в память о подвиге русского народа должна быть построена церковь.

Так началась непростая история Храма Христа Спасителя в Москве.

Первая попытка строительства

Приступив к реализации задумки, Александр Первый объявил конкурс среди архитекторов. Среди них было немало известных и маститых, но победу одержал молодой и неопытный в вопросах архитектуры художник Карл Магнус Витберг. Проект, представленный им, впечатлил царя и был утвержден в 1814 году.

Планировалось, что 237-метровый храм станет самой высокой постройкой планеты, будет состоять из подземной и наземной частей (первая в форме параллелепипеда, а вторая – крестообразная плюс купол). Проект предполагал также триумфальные колонны, отлитые из трофейных французских пушек. А еще на стенах храма должны были увековечить имена всех солдат, павших на поле боя в Отечественной войне.

Возводить сооружение решили на Воробьёвых горах, а руководство строительством Александр доверил Витбергу. Из казны было выделено шестнадцать миллионов рублей. Работы начались в годовщину победы над Наполеоном 12 октября 1817 года.

Честный, но наивный Витберг допустил разворовывание выделенных средств, поэтому строительство затянулось, и спустя семь лет после его начала не было сделано практически ничего. Тем временем ушел из жизни император Александр, которого сменил на престоле его брат Николай Первый. Решением нового царя возведение храма приостановили. Важным фактором здесь оказалось еще и то, что Воробьевы горы совершенно не подходили для такого мощного сооружения – началась просадка песчаных почв и стало ясно, что для храма нужно искать другое место.

Вторая попытка строительства

История Храма Христа Спасителя в Москве могла бы закончиться, так толком и не начавшись, но Николай Первый был решительно настроен продолжить дело брата. Он снова объявил конкурс, выиграть который удалось архитектору Константину Тону. Новое место для сооружения император выбирал лично – им стал Алексеевский монастырь, и будущий храм таким образом должен был смотреть на Кремль.

Монастырь и расположенная рядом с ним церковь всех Святых были взорваны, и с этим событием связана леденящая душу легенда. Она гласит, что одна из монашек предрекла храму, возводящемуся на «костях погибших» религиозных святынь, недолгую жизнь, заявив, что простоит он всего лишь полвека.

Строительство началось в очередную годовщину битвы под Бородино – в августовский день 1839 года - и длилось сорок четыре года. Заканчивалось оно уже при Александре Втором, а функционировать храм начал при Александре Третьем. На реализацию грандиозного проекта было потрачено пятнадцать миллионов рублей.

Над оформлением храма трудились такие известнейшие живописцы и скульпторы России, как Суриков, Крамской, Иванов, Рамазанов и другие.

Функционирование Храм Христа Спасителя до революции

8 июля после двух торжественных освящений Храм Христа Спасителя начал принимать прихожан. И сразу же стал культурно-религиозным центром России. Здесь проводились различные знаковые для страны мероприятия, такие как, например, празднование столетнего юбилея окончания войны с французами и трехсотлетия дома Романовых, избрание российского Патриарха, открытие памятника Гоголю, презентация «Увертюры 1812 года» Петра Ильича Чайковского и другие. При храме функционировала шикарная библиотека, также с первых лет 20 века здесь проводились курсы для рабочих, желающих получить образование Люди приезжали взглянуть на святыню и помолиться в ее стенах изо всех уголков страны. Экскурсии по храму были обычным делом. Во время Первой Мировой войны в помещении Храма Христа Спасителя собирали помощь российским воинам.

Разрушение Храм Христа Спасителя в 1931 году

С приходом к власти большевиков государственное финансирование святыни, естественно, прекратилось. А в 1931 году история Храма Христа Спасителя в Москве трагически прервалась. «Черное» решение приняли 13 июля, а 5 декабря собор был взорван. Разрушить мощные стены не удалось с первого раза, попытку пришлось повторить. Страшные звуки и удручающая картина «казни» потрясли не только верующих, но и других жителей Москвы, считавших храм неотъемлемой частью столицы.

На месте взорванной святыни Сталин планировал построить Дворец Советов с гигантской статуей Ленина на крыше. Но строительство прервалось во время войны, и больше его решили не возобновлять. Фактически все, что успели сделать – это вырыть огромный котлован и заложить фундамент. Яму позже использовали при создании бассейна «Москва».

Мрамором святыни отделали несколько станций столичного метро, сюда же «ушли» и скамейки из камня. Плиты с именами погибших воинов превратили в крошку и посыпали ею парковые дорожки.

Возрождение Храма Христа Спасителя в Москве

Во время перестройки история Храма Христа Спасителя в Москве получила свое продолжение. Именно тогда верующие начали сбор подписей за «воскрешение» собора. В 90-м году Священный Синод РПЦ дал свое благословение этому начинанию и тогда же на месте бывшего и будущего храма заложили гранитный камень. Начался сбор средств.

К строительным работам приступили в 1994-м. Изначально, автором проекта был выбран реставратор Алексей Денисов, но после ряда громких скандалов, связанных с коррупцией и растратой средств, руководство возведением храма доверили архитектору Зурабу Церетели, который позволил себе несколько отклониться от утвержденного властью проекта.

В Рождественский день 1996 года заложили последний камень в стену парадного входа, а в день Преображения воссозданный нижний храм был освящен Патриархом всея Руси Алексием Вторым. Тогда же стали регулярно проводить богослужения.

Второе освящение уже полностью готового собора произошло во время празднования 850-летия Златоглавой 7 сентября 1997-го.

Для посетителей Храм Христа Спасителя открыл свои врата в последний день второго тысячелетия. Сегодня он является главным православным храмом не только Москвы, но и всей России. Возвышаясь над землей на 105 метров, святыня хорошо просматривается со многих точек столицы и привлекает внимание своим великолепием. Здесь, как и раньше, проходят важнейшие мероприятия государственного уровня, проводятся экскурсии, отпевают выдающихся людей (Алексий Второй, Борис Ельцин, Людмила Зыкина, Сергей Михалков и другие), работает музей.

Храм Христа Спасителя в Москве не только самый главный православный объект страны, но и самый большой. Одновременно в нем могут находиться десять тысяч человек.

В этот день 130 лет назад произошло освящение Храма Христа Спасителя только вошедшим на престол Императором Александром III. В честь такого юбилея мы решили познакомиться поближе с историей Храма.

А началось все 25 декабря 1812 года , когда последний солдат армии Наполеона был изгнан из пределов России, Император Александр I в честь победы российского воинства и в благодарность Богу, подписал Высочайший Манифест о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа и издал «Высочайший Указ Святейшему Синоду об установлении празднества декабря 25, в воспоминание избавления Церкви и Державы Российские от нашествия галлов и с ними двунадесяти язык ».

Идея построения храма-памятника воскрешала древнюю традицию обетных храмов, возводившихся в знак благодарности Богу за дарованную победу и в вечное поминовение о погибших.
Уже в 1813 году был объявлен официальный конкурс на проект храма-памятника, в котором приняли участие выдающиеся архитекторы того времени. К декабрю 1815 года на конкурс поступило около 20 проектов.
Большинству из проектов была присуща высокая степень однородности. Мысль и воображение архитекторов того времени работали в рамках строго определенных понятий, обусловленных идеями архитектуры ампира. Участники конкурса на проект храма Христа Спасителя в основном вдохновлялись собором Святого Петра в Риме и Пантеоном.

Проект, разработанный Джакомо Кваренги, схож с Пантеоном, особенно его главный фасад с восьмиколонным портиком коринфского ордера и торжественной лестницей перед ним.

Проект Воронихина тяготеет к собору Святого Петра в Риме.

Воронихин использовал также формы, ассоциирующиеся с готикой, - стрельчатые проёмы и характерные для западноевропейского средневековья декоративные элементы.

Но Государь утвердил проект, представленный архитектором А.Л. Витбергом, который сумел вложить в классические формы смысл, выражавший национальную идею, а также интерпретировать событие национальной истории, основываясь на системе общечеловеческих ценностей христианства.

Представления Витберга о храме сводятся к трем основным положениям: «1-е, чтобы он колоссальностью соответствовал величию России; 2-е, чтобы свободно от рабского подражания имел в характере нечто самобытное, стиль строгой оригинальной архитектуры; 3-е, чтобы все части храма составляли не произвольные только формы архитектурной потребности, не мертвую массу камней, но выражали бы духовную идею живого храма - человека по телу, душе и духу ».
Витберг предложил соорудить храм между Смоленской и Калужской дорогами, на Воробьевых горах, которые Александр I поэтично называл «короною Москвы».

Доводами для выбора места было и желание Императора соорудить храм за городом, поскольку в Москве «нет достаточно места, потребного для изящного здания ». Этому соответствовало и удачное географическое расположение (расстилающееся у подножия Воробьевых гор Девичье поле позволило бы видеть храм издалека целиком), и то, что Воробьевы горы расположены между путями неприятеля, вошедшего в Москву по Смоленской дороге и отступившего по Калужской.

По мысли Витберга, храм должен был стать тройственным, т.е. «храм тела, храм души и храм духа, - но так как человек, пребывая тройственным, составляет одно, так и храм при всей тройственности, должен быть един ». Таким образом, идея тройственного храма становится центральной в проекте Витберга.
Он работает, стремясь, «чтобы все наружные формы храма были отпечатком внутренней идеи ». Идея тройственного храма и то, что Витберг сумел вложить в классические формы смысл, выражавший национальную идею, а также интерпретировать событие национальной истории, основываясь на системе общечеловеческих ценностей христианства, помогает ему выиграть конкурс.

Витберг проектирует храм Христа Спасителя трехчастным и по вертикали. Друг над другом расположены:
- подземный храм во имя Рождества Христова, имеющий в плане параллелепипед, напоминающий гроб (здесь должны были непрерывно совершаться панихиды);
- крестообразный наземный - во имя Преображения Господня, символизирующий смешение света и тьмы в душе человека, а также сочетание добра и зла в человеческой жизни. Средний храм предполагалось украсить множеством статуй;
- круглый верхний - во имя Воскресения Христова.

Высокий берег Воробьевых гор трактуется архитектором как естественное подножие грандиозного сооружения. Подземный храм предполагалось соорудить в толще берегового склона, оформив проходы в виде торжественных, обрамленных колоннадами лестниц.

При подведении итогов конкурса Государь с благосклонностью сказал Витбергу: «Я чрезвычайно доволен вашим проектом. Вы отгадали мое желание, удовлетворили моей мысли об этом Храме. Я желал, чтобы он был не одной кучей камней, как обыкновенное здание, но был одушевлен какой-либо религиозной идеею; но я никак не ожидал получить какое-либо удовлетворение, не ждал, чтобы кто-либо был одушевлен ею, и потому скрывал свое желание. И вот я рассматривал до 20 проектов, в числе которых есть весьма хорошие, но все вещи самые обыкновенные. Вы же заставили говорить камни ».
Церемония закладки - исключительно красивая и торжественная - состоялась 12 октября 1817 года , через пять лет после выступления французов из Москвы, и сопровождалась небывалым духовным подъемом.


А. Афанасьев - Историческое изображение торжества, происходившего при заложении храма Христа Спасителя


«Г-нъ Академикъ Александръ Лавретьевичъ Витбергъ, сочинитель плана и фасада храма сего поднес Государю Императору вызолоченную мѣдную крестообразную доску, с приличною надписью, которую Его Императорское Величество изволилъ положиь в углубленiе камня; за симъ Г-нъ Архитекторъ подалъ на двухъ приуготовленныхъ для сего серебрянныхъ, вызолоченныхъ блюдахъ - мраморный камень, серебряной вызолоченный молотокъ, таковую же лопатку и растворенную известь. Послѣ положенiя перваго камня, поданы были на серебрянныхъ же блюдах камни, приличный серебряный инструментъ и известь всей Царской фамилiи и присутствовавшему при семъ торжествѣ Прусскому Принцу Вильгельму ».
После закладки храма в 1817 году работа над проектом не закончилась, и окончательный вариант 1825 года представляет квадратный в плане однокупольный храм с величественными двенадцатиколонными портиками под треугольными фронтонами.

Во время строительства у Витберга возникли проблемы с доставкой камня и грунтом, что привело к проволочкам в строительстве.
Со смертью Александра I Витберг лишился своего главного покровителя. Новый самодержец России - Николай I - приказал приостановить все работы. Для выяснения вопроса о возможности осуществления проекта Витберга Николай I 4 мая 1826 года создает специальный «Искусственный Комитет».
В результате исследований и сделанных на их основе чертежей плана и разрезов Воробьевых гор, московские специалисты пришли к выводу, который признали все: «Построение великого храма на покатости Воробьевых гор принадлежит к числу невозможностей, как то доказывается произведенными испытаниями грунта; но на вершине оных находится пространная площадка, на которой можно построить огромнейшее здание ».
Это решило судьбу Витберга и его проекта. Строительство, задуманное с огромным размахом, закончилось для зодчего трагично. Витберга обвинили в растрате казенных сумм, начался процесс, который закончился в 1835 году обвинительным приговором и ссылкой архитектора в Вятку.
В феврале 1830 года устраивается новый конкурс, причем было предложено разметить храм на вершине Воробьевых гор или в другом месте.
Проект А.С. Кутепова представляет пятиглавую соборного типа церковь, созданную по подобию древнерусских храмов. Зодчий спроектировал и окружение будущего храма, расположив его в центре обширной прямоугольной площади, застроенной по периметру петербургскими по облику домами.


А.С. Кутепов - Проект Храма Христа Спасителя,г лавный фасад и прилегающая к нему площадь на верхней площадке Воробьевых гор , 1831 г.

В проекте архитекторского помощника Е.Г. Малютина храм Христа Спасителя предлагалось построить в самом центре Москвы, в непосредственной близости от Кремля, но на противоположной от Москвы-реки стороне - на громадной площади, простиравшейся от Воздвиженки до Знаменки и от Александровского сада до Арбатских ворот.

В проекте привлекал внимание оригинальный, редкий в архитектуре классицизма, четырехлепестковый план. Одним из двух вариантов проекта предусматривалась прямая связь площади храма Христа Спасителя с помощью переброшенного через Александровский сад моста с Кремлем.

Проект А.И. Мельникова был типичен для классицизма - пятиглавый величественный храм, круглый в плане, окруженный колоннадой, с четырьмя 8-колонными портиками.


А.И. Мельников - Проект Храма Христа Спасителя на верхней площадке Воробьевых гор, западный фасад, 1831 г.

И.Т. Таманский предложил разместить храм Христа Спасителя в непосредственной близости к Кремлю - на противоположной стороне Москвы-реки на Царицыном лугу.

Главная ось ансамбля, ориентированная на Соборную площадь Кремля, подчеркнута расположенной на берегу реки пристанью. Перед храмом Таманский предлагал воздвигнуть конный памятник Императору Александру I, в центре округлостей каждой из сторон овала - триумфальные ворота, символизирующие "две крайние точки великого дела - взятие Парижа и Москва, обновленная в славе и величии своего Отечества". Обелиски или пирамиды, стоящие внутри колоссальной овальной площади, Таманский предлагал украсить барельефами с надписями.


И.Т. Таманский - Генеральный план и проект храма Христа Спасителя на Царицыном лугу, 1829 г.



И.И. Шарлемань - Проект храма Христа Спасителя на Воробьевых горах, 1831 г.


10 апреля 1832 года Император Николай I утвердил новый проект Храма, составленный архитектором К.А. Тоном. Работая над проектом храма, Тон представил Николаю I на выбор три варианта размещения храма Христа Спасителя: за Воспитательным домом, где церковь Никиты Мученика на Кресте над Москвой-рекой (вариант, родственный предложенному Бове), на Тверской улице на месте Страстного монастыря (сегодня Пушкинская площадь; разновидность варианта, предложенного Шестаковым) и у Большого Каменного моста недалеко от Кремля, между Москвой-рекой и Волхонкой, на месте Алексеевского женского монастыря. Император лично выбрал последнее.

Судьба Алексеевского монастыря и до этих времен была непростой. Он был основан в 1358 году и являлся самым древним девичьем монастырем. В XVI веке, после страшного пожара 1547 года, на месте сгоревшего монастыря был основан Федором Ивановичем и Ириной - Зачатьевский монастырь.
Восстановлением Алексеевского монастыря в XVII веке уже на новом месте - в Белом Городе, в Чертолье - занялся царь Михаил Федорович. Особенно много для монастыря сделал царь Алексей Михайлович, нареченный в честь Алексия, Человека Божия.

В XIX веке, после Отечественной войны Алексеевский монастырь был восстановлен, но, как уже было сказано выше, его судьбу решил проект постройки на его месте Храм Христа Спасителя. Монастырь же перевели в 1837 году на место, где стояла приходская церковь Воздвижения Креста Господня в Красном селе.


Н. Бенуа - Общий вид выемки земли для фундаментов Храма Христа Спасителя, фасад храма и бывшего Алексеевского монастыря


Новый собор, как и храм Витберга, был обращен к Москве-реке и стоял на излучине высокого берега.

Принимая во внимание, что символика храма Христа Спасителя в целом была ориентирована на выявление связи с соборами Московского Кремля, большим достоинством окончательно выбранного места стал великолепный, открывающийся от храма Христа Спасителя вид на Кремль с соборами, башнями и колокольней Ивана Великого.

Храм Христа Спасителя строился почти 44 года.


Генеральный план места строительства Храма Христа Спасителя по проекту К.А. Тона. 10 апреля 1832 г.


План местности у Храма Христа Спасителя, 1870-е гг.


На строительство согласно общему уговору скидывался весь народ. Вклад каждого изначально ограничивался определенными социальными рамками, чтоб самые бедные могли внести посильную для себя лепту, а у состоятельных не появилось искушения покичиться своей щедростью.

Разные предметы, относящиеся к закладке Храма Христа Спасителя, 10 сентября 1839 г.

В 1860 году наружные леса были разобраны, и Храм Христа Спасителя впервые предстал перед москвичам в своем величии.


В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте. Со смотровой площадки собора открывался незабываемый вид на малоэтажную Москву.

С 1878 по 1881 год велись работы по отделке площади-террасы вокруг Храма.
Весной 1880 года к подножию Храма Христа Спасителя, сверкающего золотом куполов и крестов, принесли носилки с восьмидесятилетним стариком. Он хотел подняться, чтобы взойти по ступеням в храм, но не собрался с силами. Так и лежал он с глазами, полными слез.
Остается лишь догадываться о тех чувствах, что испытывал выдающийся зодчий при виде своего главного творения.

Он умер, не дожив совсем немного до освящения своего детища, до того дня, когда под мощными сводами храма Христа Спасителя была провозглашена Вечная Память совершившим ратный подвиг во имя Отчизны, до того дня, когда и его, К.А. Тона, имя с благодарностью было произнесено простыми людьми, преклонившими колена в молитве пред алтарем...

К 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед Храмом, а та кже установлены наружные фонари. К этому времени подошли к концу работы по внутренней росписи Храма.

Напротив главного входа, в восточной ветви креста проектируется уникальный по композиции иконостас в виде беломраморной восьмигранной часовни, увенчанной бронзовым шатром. Необычность иконостаса, не имевшего аналогов и предшественников в древнерусской и послепетровской архитектуре и оставшегося единственным в своем роде, заключалась в том, что он имел вид шатрового храма, тип которого был распространен на Руси в XVI - первой половине XVII веков.


Над созданием Храма по проекту К.А. Тона трудились лучшие архитекторы, строители и художники того времени. Уникальная роспись создавалась художниками Российской Академии Художеств В. Суриковым, бароном Т. Неффом, Н. Кошелевым, Г. Семирадским, И. Крамским, В.П. Верещагиным, П. Плешановым, В. Марковым. Авторами фасадных скульптур стали барон П. Клодт, Н. Рамазанов, А. Логановский. Врата Храма были исполнены по моделям графа Ф. Толстого.

Скульптурное и живописное убранство Храма Христа Спасителя представляло собой редкое единство - на всех стенах Храма были помещены фигуры святых заступников и молитвенников за Русскую землю, тех отечественных деятелей, кто потрудился для утверждения и распространения веры православной, а также князей русских, положивших свои жизни за свободу и целостность России.


Храм являлся живой летописью борьбы русского народа с завоевателем Наполеоном, и имена доблестных героев, через которых Бог явил спасение народу русскому, были начертаны на мраморных досках, расположенных в нижней галерее Храма.

26 мая 1883 года , в День Вознесения Господня, состоялось Торжественное освящение Храма, совпавшее с Днем Священного коронования на Всероссийский Престол Императора Александра III. 12 июня того же года совершилось освящение придела во имя св. Николая Чудотворца, а 8 июля был освящен и второй придел Храма - во имя св. Александра Невского. С этого времени в Храме начались регулярные Богослужения.

С 1901 года в Храме был учрежден собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве. Он насчитывал 52 человека, а среди регентов соборного хора выделялись знаменитые композиторы А.А. Архангельский и П.Г. Чесноков. Звучали в Храме и произведения их современника, также крупного церковного композитора А.Д. Кастальского. В Храме звучали голоса Ф.И. Шаляпина и К.В. Розова. Весной 1912 года в сквере возле Храма установили памятник Императору Александру III - произведение профессора архитектуры А.Н. Померанцева и скульптора А.М. Опекушина (памятник просуществовал всего шесть лет и был разрушен в 1918 году).

15 августа 1917 года , в тревожное для России время, в Храме Христа Спасителя состоялось открытие Поместного Собора, на котором Россия, после 200-летнего перерыва, вновь обрела своего Патриарха - им был избран Святейший Патриарх Тихон, ныне причисленный Русской Православной Церковью к лику Святых.

В 1918 году, после революции, в сквере возле Храма Христа Спасителя был демонтирован памятник Императору Александру III.

1931 год - роковой для Храма Христа Спасителя. В соответствии со сталинским Генеральным планом реконструкции Москвы архитектурной доминантой этого района должен был стать Дворец Советов. 18 августа 1931 года , ровно через месяц после публикации в "Известиях" постановления о конкурсе на Дворец Советов, на месте Храма Христа Спасителя начались работы по его разборке. Территорию, прилегающую к Храму, обнесли забором.

Работы проводились в большой спешке: листы обшивки крыши и куполов сбрасывались вниз, разбивая облицовку и скульптуры. На скульптуры накидывали буксировочные тросы и за шею выволакивали наружу. Ангелов - так, что у них отлетали головы и ломались крылья - сбрасывали с высоты на землю, в грязь. Мраморные горельефы раскалывали, порфировые колонны дробили отбойными молотками.

5 декабря 1931 года Храм-памятник воинской славы, Главный Храм России был варварски уничтожен. И это было делом непростым: оказалось, что ни ломом, ни зубилами стены Храма не взять, потому что они были сложены из крупных плит песчаника, которые при кладке вместо цемента заливали расплавленным свинцом.

Тогда и решили - нужно взрывать. После первого взрыва Храм устоял, пришлось закладывать новый заряд взрывчатки.
В несколько часов все было кончено. Вот что писал об этом варварстве литературовед Л.В. Гартунг: «Мы с Б.Л. (прим. Б.Л. Пастернаком) смотрели из окна, как готовится взрыв Храма, и после того, как здание рухнуло, печальные, отошли от окна, подавленные и молча... »

Все более или менее ценные вещи приспосабливали под "нужды народного хозяйства". Золото с куполов (а его на одном только главном было более четырехсот килограммов) смывали химическим путем на заводе им. В. Менжинского, колокола переплавили.

В целости сохранился лишь один колокол с башенных часов потому, что через семь лет он был пристроен на верхней площадке Северного речного вокзала. Для решения вопросов с интерьерами была создана специальная Комиссия по изъятию художественных ценностей. Эта комиссия велела сохранить по одной работе художников В. Сурикова и Г. Семирадского ("Тайная вечеря").


Несколько горельефов, выполненные скульпторами А. Логановским и Н. Рамадановым, были вмурованы в крепостную стену Донского монастыря. "Городские легенды" говорят о том, что многие части Храма, основательно переделанные, можно встретить и в метро, и в парках, и в вестибюлях административных зданий...

Открытие Дворца Советов должно было состояться в 1933 году, однако к 1941 году был уложен только железобетонный фундамент глубиной более 20 метров и возведен металлический каркас примерно до высоты шестого этажа.

Дворец советов проект

В 1941 году грянула Великая Отечественная война, и балки из стали "ДС" особой прочности пришлось пустить на изготовление противотанковых ежей, а затем и разобрать часть каркаса для восстановления поврежденных железнодорожных мостов. После войны от грандиозной стройки остался лишь заброшенный котлован, углубления в котором стали заполняться водой. В начале 1950-х годов в котлованных озерках завелись караси...
В 1958 году, в хрущевскую безбожную "оттепель" по проекту архитетора Д. Чечулина появился бассейн "Москва", как памятник поруганию и забвению отечественной славы и истории, которая не вписывалась в шаблоны задач "строителей коммунизма".

Бассейн "Москва"


Московский речевой обиход, обычно быстро откликающийся на всякого рода новшества в городской жизни, так оценил это событие: "Сперва был Храм, потом - хлам, а теперь - срам". Подогретая в бассейне вода была соответствующим образом хлорирована, в результате чего каждую зиму сильные испарения с поверхности были причиной коррозии окружающих зданий, и даже представляли угрозу для мировых шедевров, хранящихся в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
В конце 1980-х годов возникло общественное движение за воссоздание Храма Храма Христа Спасителя. Проект нового Храма выполнили архитекторы М.М. Посохин, А.М. Денисов и другие. Бассейн демонтировали, а на его месте возвели огромный стилобат, который ныне вмещает в себя зал Соборов Русской православной церкви, музей памяти павших в Отечественной войне 1812 года, а также множество административно-хозяйственных помещений. На полученной платформе был возведен монолитный железобетонный каркас с наружной обкладкой кирпичом и последующей облицовкой мрамором. На нем по той же технологии соорудили главы.По одному из сохранившихся оригинальных колоколов был установлен сплав, и после изучения материалов в виброакустической лаборатории на АМО-ЗИЛ был отлит нынешний набор колоколов. К новому оформлению собора был привлечен З. Церетели. 19 августа 1996 года , в день Преображения, Патриарх Алексий II совершил чин освящения нижнего Спасо-Преображенского храма и первую литургию в нём. 19 августа 2000 года состоялось великое освящение Храма собором архиереев.Использованная литература:
1. xxc.ru
2. Москва - исторический путеводитель
3. Н.П. Ямской - Московские бульвары

© 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство