Да не дрогнет рука дающего. Рука дающего не оскудеет. Как часто читать молитвы, чтобы был результат

Да не дрогнет рука дающего. Рука дающего не оскудеет. Как часто читать молитвы, чтобы был результат

Часть 1.
Не оскудеет рука дающего...

Как-то, после двухлетнего молчания, мне позвонил друг Вадик и попросил до завтра пресловутую штуку баксов, необходимую просто позарез. Вадик, без преувеличения, - прекрасный, талантливый и высокоинтеллектуальный человек, в свое время он мне много помогал. Мы поговорили за жизнь, но денег я ему не дал, несмотря на то, что они у меня были. Вы меня осуждаете?

Дело тут вовсе не в жадности. Да, мне было стыдно отказать другу, но, хорошо зная его, я понимал, что с тысячей долларов можно будет попрощаться навсегда или, по крайней мере, очень-очень надолго - пока Вадик не получит миллионное наследство внезапно обнаружившегося и сразу скончавшегося австралийского дедушки. Недешевый подарок, особенно, если учитывать, что его день рождения миновал полгода назад. Валере, другому моему другу (который в долг у меня никогда не брал), я легко дал бы взаймы и большую сумму, и не только для "позарезного" дела, но, например, на покупку золотых часов Longines. Просто я уверен в том, что он отдаст мне деньги день в день (или даже раньше, если я попрошу) и мне никогда не придется гоняться за ним с томагавком.

К сожалению, даже самый замечательный парень, с которым готов штурмовать Эверест и в разведку идти, может оказаться профессиональным "невозвращенцем". Для того чтобы не обжечься, существует универсальное правило: прежде чем дать взаймы приятелю, - узнай его именно с этой стороны.

"Долгами жил его отец... И разорился, наконец". Судьба отца Онегина ждет всех заправских должников, но это не мешает им облапошивать за свою "карьеру" не один десяток великодушных простаков.

Возможно, новый приятель, только что оказавший тебе неоценимую услугу (подумай - а настолько ли она неоценима?), исповедует достаточно распространенную концепцию жизни в долг - что не заработаю, возьму в долг, что не возьму в долг, то украду. Радужные поначалу отношения могут превратиться в затяжное выбивание долгов. Должник поначалу будет просто не замечать твоих первых скромных намеков ("Вась, у меня сейчас с деньгами туго... Как там насчет нашего... ну, помнишь?"), потом, когда ты, наконец, открыто попросишь вернуть долг, будет постоянно переносить дату выплаты, аргументируя это всем чем угодно: от внезапного увольнения с работы до затрат на похороны прабабушки внучатого племянника. Вечная песня - "да, конечно, я помню, хочу отдать, но сейчас просто нету, подожди недельку" - постепенно перерастет в игру в человека-невидимку: твоего должника нигде нельзя будет поймать. Он только что вышел, еще не подъехал, заедет после обеда на пять минут, живет у приятеля, у которого нет телефона, и т.д. и т.п. Его мобильный будет переключаться на голосовую почту или отвечать, что абонент временно недоступен, а домашний телефон (после попискивания определителя номера) терзать слух длинными гудками. Некоторые шифрующиеся личности общаются с миром исключительно при помощи автоответчика, а при случайной встрече в буквальном смысле делают ноги, на ходу выкрикивая нечто вроде: "Оставил включенным утюг и воду! Бегу! Пожар, наводнение! Я тебе позвоню!"

Отдельная история - алкоголики и наркоманы. Финансовых отношений с таким человеком надо избегать, даже если это великая, но заблудшая и падшая душа. Для таких окружающий мир (и ты в том числе) является лишь средством утоления своей мании, а для этого все средства хороши. Для того чтобы не попасть, достаточно просто не спешить, руководствоваться соображениями здравого смысла и взять на вооружение эти советы.

Проверь человека.

  • Метод первый. Он просит у тебя приличную сумму денег. Ты говоришь, что тебе надо подумать, а сам в разговоре с людьми, которые его знают, невзначай упоминаешь о его просьбе. Если он успел отличиться на долговом фронте, тебя "по секрету" предупредят.
  • Метод второй (когда узнать не у кого). Ты говоришь, что таких денег у тебя нет, но ты можешь дать, предположим, сто рублей. Он либо отказывается (скорее всего, если ему нужна конкретная сумма для конкретной цели, а не просто на жизнь), либо берет. Ты следишь за судьбой своего пробного шара и делаешь выводы.

Если ты все же решил дать в долг человеку, которому не вполне доверяешь, попроси у него расписку о получении денег (речь идет о средних и больших суммах). Если он вдруг заболеет амнезией, расписка будет являться фактическим доказательством (годным даже в суде) того, что вы с ним, по крайней мере, знакомы.
Еще лучше - дай в долг под залог. Залог по стоимости должен превышать сумму долга - тогда у должника не возникнет искушения превратить недвижимость (старый музыкальный центр) в движимость (деньги).
Если должник не может выплатить всю сумму в установленный срок, лучше не переносить всю выплату, а разбить ее на части. При неблагоприятном развитии событий ты вернешь хотя бы часть денег.
Веди учет всех денег, которые ты дал в долг. В большом коллективе практически каждый день кто-нибудь стреляет у тебя на сигареты, обед или бензин. Мелкие суммы в силу своей незначительности имеют одно очень гадкое свойство - безвозвратно испаряться из памяти, причем как у берущего, так и у дающего. Поэтому за год ты можешь раздать стоимость телевизора и стиральной машины в придачу.
Некоторые долги надо уметь прощать. Иногда возникают специфические отношения, при которых просить обратно деньги просто неприлично. Например, должник бесплатно оказал тебе весьма ценные услуги, которые иначе обошлись бы гораздо дороже суммы долга. Или, например, ты расстаешься с девушкой, которая в свое время брала у тебя (с возвратом) на новую шубу. В таком случае забывчивость - не признак рассеянного склероза, а проявление благородства.
Как определить что такое крупная сумма? Ею можно считать половину твоего годового дохода. Именно за такую сумму специалисты по планированию личного бюджета советуют приобретать автомобиль.

Часть 2.
С протянутой рукой

Итак, ты щедро раздавал деньги в долг многочисленным приятелям и радовался их благодарности. Однако все течет, все изменяется. Некогда полноводная река твоих финансов превратилась в жалкий ручеек, теряющийся в проблемах и затратах, а на горизонте, как грозовая туча, возникает необходимость в большой сумме. Тебе нужны деньги, и ты не знаешь, где их взять. Брать придется у того, кто сможет и захочет дать. Однако брать надо тоже умеючи, иначе можно невольно превратиться в героя первой части нашей статьи. Поэтому следи за собой, будь осторожен...

Если ты не собираешься влиться в когорту "невозвращенцев", главное в долге - не умение его взять, а способность отдать. Перед тем как занять энную сумму, реально оцени свои возможности. Из каких источников ты будешь эти деньги возвращать? Если хотя бы один из них сомнителен (войдя в положение, даст злой, но богатый троюродный дядя жены), вся твоя схема возвращения долга построена на авосе и вполне может рухнуть.
Даже если ты уверен в том, что к оговоренному сроку деньги ты собрать сумеешь, всегда надо иметь подстраховочный вариант на случай, если кредитор, попавший в форс-мажорные обстоятельства, потребует досрочной выплаты. Подстраховочный вариант - это человек, который, в принципе, если ну очень нужно, сможет на время перезанять тебе сумму долга или хотя бы большую ее часть.
Имей обоснование. Человек, дающий в долг, должен чувствовать себя благодетелем. Поэтому объясни ему всю безвыходность своего положения и всю безмерность твоей благодарности в случае его помощи.
Не носи все яйца в одной корзине. Если тебе нужна большая сумма, не бери ее целиком у одного человека, а разбей на несколько меньших долгов - так будет проще отдавать. То же касается срока возврата денег - составь график перезаемов. . . . . .
По возможности лучше занимать у близких родственников, даже если отношения у вас не идеальные. Проблемы, обсуждаемые в семейном кругу, решаются более эмоционально, но с менее тяжкими последствиями для организма.
Если деньги нужны действительно позарез, а уверенности в том, что ты сможешь их вернуть, нет - не подставляй людей. Отнеси ненужные вещи в ближайший ломбард, продай любимую машину или гараж. Вещи - дело наживное, а репутацию и уважение окружающих можно потерять в один миг и навсегда.
Возвращать долг надо той же валютой, что и брал, если не оговорено заранее. Если сумма крупная, то желательно купюрами того же достоинства (не меньше) - это правило хорошего тона.

Древняя мудрость учит нас никогда никому не давать в долг и никогда не брать в долг самому. Не верь мудрецам. Они тоже частенько ошибаются. Исаев Роман

ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ . 1. Выражение готовности подчиниться обстоятельствам. 2. На ваше усмотрение; как угодно.

ДВОЕДУШНЫЙ [ДВОЕМЫСЛЕН] НЕПОСТОЯНЕН БЫВАЕТ . Книжн. О сомневающемся, нетвердом в вере.

Иак. 1:8 . Человек с двоящимися мыслями не тверд в путях своих. Мих.

ДЕЛО РУК чьих-л. 1. Сделано кем-л. 2. Произошло по вине кого-л.

Втор. 31:29 . Впоследствии времени постигнут нас бедствия за то, что вы будете делать зло перед очами Господа, раздражая его делами рук своих . Мих.

ДЕРЕВО ПОЗНАЕТСЯ ПО ПЛОДУ . Человек познается по делам его.

Мф. 7:16 . По плодам их узнаете их [лжепророков]. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?
Мф. 12:23 . Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево плохим и плод его плохим, ибо дерево познается по плоду . См.: Лк. 6:44 . Мих.; Г.

ДЕТИ — БЛАГОСЛОВЕНИЕ БОЖИЕ . Бог детьми благословляет человека; дети — то, ради чего стоит жить, оправдание жизни.

Пс. 127:3-4 . Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем: сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей: так благословится человек, боящийся Бога. Мих.

ДОБРОЕ ВИНО ВЕСЕЛИТ СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ .

Пс. 103:14-15 . Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу, и вино, которое веселит сердце , и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека. Ср.: Bonum vinum laetificat cor hominis, лат. Б.-Ш.

ДОВЛЕЕТ ДНЕВИ ЗЛОБА ЕГО . Книжн. Довольно для каждого дня его заботы.

Мф. 6:34 . Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы [довлеет дневи злоба его]. (Из Нагорной проповеди Иисуса). Аш.; Мих.

ДОМ ПОСТРОИТЬ НА ПЕСКЕ; НА ПЕСКЕ СТРОИТЬ . О чем-л. непрочном, необоснованном; основывать на очень шатких, ненадежных данных; о планах, расчетах и т.п.

Мф. 7:26-27 . А всякий, кто слушает слова Мои и не исполняет их, уподобляется человеку безрассудному, который построил дом свой на песке , и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры и налегли на дом тот, и он упал, и было падение его великое. Аш.; Мих.; Аф.; Мол.; Г.

ДОРОГА МИЛОСТЫНЯ ВО (ВРЕМЯ) СКУДОСТИ . Книжн. О ценности своевременного действия.

Сир. 35:23 . Благовременна милость во время скорби , как дождевые капли во время засухи. Мих.

ДОСТОИН ДЕЯТЕЛЬ МЗДЫ СВОЕЙ . Книжн.

Лк. 10:7 . [Иисус своим ученикам, посланным в города проповедовать Слово Божие]: Трудящийся достоин награды за труды свои . См.: 1 Тим. 5:18 . (О пресвитерах (священниках), которые «трудятся в слове и учении» и которым «должно оказывать сугубую честь».) Мих.

ДРЕВО ПОЗНАНИЯ (ДОБРА И ЗЛА) . Книжн. Источник знаний, информации; кладезь мудрости, а также смысл явлений.

Быт. 2:9 . И произрастил Господь из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла . Аш.; Мих.; Г.

ДУРНЫЕ СООБЩЕСТВА ПОРТЯТ ХОРОШИЕ НРАВЫ .

1 Кор. 15:33-34 . [Апостол Павел убеждает в необходимости веры в Бога, в необходимости бескорыстного добра на земле]: Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы . Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо к стыду вашему скажу: некоторые из вас не знают Бога. Мих.

ДУХ БОДР, ПЛОТЬ ЖЕ НЕМОЩНА . Книжн. О преобладании духовного над телесным. Используется также шутливо — в извинение собственных человеческих слабостей.

Мф. 26:41 ; Мк. 14:38 . [Иисус ученикам]: Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. Дух бодр, плоть немощна . См.: Рим. 7:14-15 . Мих.; Б.-Ш.

ДУХ ВЕЕТ, ГДЕ ХОЧЕТ . Книжн. 1. Непонятность, необъяснимость поведения художника или его создания. 2. Неожиданность, непредвиденность художественной одаренности по отношению к ее обладателю. 3. Не все и не всегда можно предусмотреть.

Иоанн 3:8 . Дух дышит, где хочет , и голос его слышишь, а не знаешь откуда приходит и куда уходит. Ср.: Spiritus flat ubi vult, лат. Б.-Ш.

«Батюшка, а вот, что значит фраза “Да не оскудеет рука дающего”? Вы должны знать, ведь в Библии написано». Такой вопрос в практике священников встречается нередко. Любопытно то, что Библия таких слов не содержит. И всё же, если что-то звучит «под старину», то за разъяснением идут именно к священникам. А добросовестный батюшка должен на всё иметь ответ, а не отмахиваться от прихожан, мол, не его профиль.

Значение фразы - в том, что щедрый человек не обеднеет

Фраза «Да не оскудеет рука дающего» имеет довольно прозрачное значение: щедрый человек не обеднеет.

Это выражение можно было бы назвать псевдобиблейским, если бы оно вообще как-то претендовало на своё наличие в Священном Писании. Но нет. Ясно, что люди просто ассоциативно связывают Библию с подобным слогом, но в действительности это всего лишь пословица.

Это крылатое выражение призывает людей делать добро. Хорошему человеку всё возвратиться.

Такая идея есть и у славян, и в христианстве, а на Востоке её связывают с течением энергий - мол, деньги - это тоже энергия. И если ты ей обеспечиваешь течение, то к тебе скоро всё вернётся с торицей.

Эту фразу часто употребляют неправильно.

Сегодня эта пословица приобрела большую популярность:

  1. Её цитируют в кино и литературе.
  2. Используют в качестве заголовков статей.
  3. Этим выражением называют книги.

И т.д. Получается не всегда уместно. Далеко не все знают, когда именно и как употреблять эту фразу, от чего получается нечто вроде «Да не оскудеет рука берущего» С одной стороны, иронично, но с другой - совершенно бессмысленно. Но это уже проблема филологического и лингвистического толка.

Для нас же интереснее найти библейские параллели. А таковые есть.

Книге Притч тема вознаграждения за щедрость и кары за скупость оказалась ближе всего. Рассмотрим имеющиеся там цитаты.

Цитата 1.

«Человека, доброхотно дающего, любит Бог, и недостаток дел его восполнит»

Английский комментатор Библии Мэтью Генри даёт к этому отрывку два толкования:

  1. «неправедно добытое богатство не будет процветать: сеющий неправду, кто поступает несправедливо, надеясь от этого получить выгоду, пожнет беду (суету, англ.пер.). То, что он получит, не послужит ему во благо и не даст удовлетворения. Его ждет лишь разочарование. Кто создает трудности для других, тот готовит беду для самого себя. Люди пожнут то, что сеют.
  2. Власть, которой злоупотребляют, будет недолгой. Если жезл власти превращается в трость гнева, если человеком вместо благоразумия управляют страсти, а вместо государственного благополучия он стремится прежде всего удовлетворить свое негодование, то трости гнева его не станет, она будет сломлена, и власть не спасет его (Ис 10:24,25)».

Толкование учителя богословия МакДональда намного лаконичнее:

«Тот, кто сеет неправду, не пожнет ничего достойного или существенного. Попытки побоями и гневом заставить людей подчиниться не увенчаются успехом».

Цитата 2

(Прит.28:27)

Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий.

МакДональд пишет об этой цитате:

«Бог вознаградит тех, кто проявляет милость к нищим. Человек, отводящий глаза от настоящей нужды, потерпит много несчастий».

А Мэтью Генри снова обнаруживает два смысла в высказывании:

«1. обетование для благотворителей: дающий нищему от этого никогда не станет беднее; он не обеднеет. Если он будет иметь немного и окажется в опасности стать нуждающимся, то пусть даст то немногое и тем самым не позволит ему превратиться в ничто. Так щедрость вдовы из Сарепты к Илии (для которого она сделал первую лепешку) спасло то немногое, что она имела, когда осталась лишь горсть муки. Если он имеет много, то пусть и дает много, так как у него не уменьшится; он и его семья не будут нуждаться из-за его благочестивой благотворительности. Мы даем то, что имеем».

«2. Угроза для жадных людей: кто закрывает глаза свои, чтобы не видеть бедственного положения нищих и не читать их просьб, чтобы глаза не повлияли на сердце и не потребовали у него помочь им, на том много проклятий от Бога и человека; а так как они не являются беспочвенными, то обязательно сбудутся. Горе человеку, против которого направлено слово Божье и молитвы нищих».

Цитата 3

(Прит.22:16)

«Кто дает богатому, тот обеднеет»

Это выражение менее остальных похоже на фразу «Да не оскудеет рука дающего», но уместно в силу того, что перекликается с другими цитатами.


Комментарий Мэтью Генри:

«Этот стих показывает, на какие порочные пути иногда становятся богатые люди. Из-за этого они беднеют, побуждая Бога, несмотря на свое богатство, ввергать их в нужду; они обижают бедного и дают богатому.

  1. Они не помогают бедному из благотворительности, а отнимают у него, чтобы, лишая его самого необходимого, но, по их мнению, ненужного, иметь возможность умножать свое богатство. Но в то же время они делают подарки богатым и устраивают для них пышные приемы из гордости или тщеславия, чтобы выглядеть величественными, или из хитрости, чтобы в ответ получить с прибылью. Такие обязательно обеднеют. Многие стали нищими из-за глупой щедрости, но никто из-за благоразумной благотворительности. Христос велит нам приглашать бедных (Лук 14:12,13).
  2. Но таковые не только не приглашают бедных, но и обижают их, грабят благотворительные заведения, обирают своих бедных арендаторов и соседей, посягают на права тех, кто не имеет денег, чтобы защитить себя, а затем дают взятки богатым, чтобы те защитили и покровительствовали им в подобных делах. Но все напрасно; они обеднеют. Кто грабит Бога и тем самым делает Его своим врагом, не сможет защитить себя, давая взятки богатым, чтобы сделать их своими друзьями».

Фраза «Кто дает богатому, тот обеднеет», возможно, обещает бедность в любом исходе

А вот Новая Женевская Учебная Библия обнаруживает интересную особенность языка в этом месте.

«Древнееврейский текст не совсем ясен. NIV вместо “тот” предлагает прочтение “оба” и тем самым безоговорочно относит предсказание бедности и к той, и к другой ситуации. Тем не менее данный стих может представлять собой обычное противопоставление богатства, приобретенного путем насилия, и нищеты, к которой приводят тщетные попытки купить расположение богача».

Завершим разбор толкованием МакДональда:

«Работодатель, который обогащается за счет того, что выплачивает своим работникам мизерную плату, содержа их на грани голодной смерти, в конце концов, сам обнищает. То же произойдет и с человеком, который дает богатым, вероятно для того, чтобы заслужить или сохранить их благосклонность. Мы должны давать тем, кто не может дать нам взамен».

Цитата 4

(Притч 19:17)

«Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его»

Комментарий святителя Кесария Арелатского:

«Если скажет тебе верный человек: “Дай мне одну медную монету, а я тебе верну сотню золотых солидов”, разве не дашь ты ему с радостью одно, чтобы получить сто? Насколько же больше должен ты ссудить на земле Бога тем, что получишь сторицей в жизни вечной, ибо сказал тебе Бог неба и земли: Благотворящий бедному дает взаймы Господу (Притч 19:17), и как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф 25:40), и в псалме: Добрый человек милует и взаймы дает (Пс 111:5)? И когда в ангельском собрании удостоишься ты предстать пред трибуналом вечного Судии, со спокойною и верной совестью сможешь сказать: “Дай мне, Господи, то, что дал я: помилуй меня, ибо помиловал я сам”».

Эту тему затрагивал Моисей

Справедливо будет процитировать Второзаконие:

(Второзаконие 15.7–8)

«Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твой перед нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде…»


Однако в данном случае стоит осторожно относиться к цитате. Сам фрагмент выхвачен из контекста и является практическими рекомендациями для конкретной культуры и времени. Велико искушение усилить им прочие высказывания Библии, но здесь есть тесная привязка к соблюдению субботы и прочим иудейским принципам. Здесь лучше ограничиться цитатой и не приписывать великому пророку лишнего.

В Евангелии от Луки сказано «Давайте, и дастся вам»

В Евангелии от Луки читаем:

«Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам»

Очень глубокий комментарий на этот отрывок написал блаженный Феофилакт Болгарский:

«Итак, отпускай, и тебе отпущено будет; давай, и тебе дано будет. Ибо меру хорошую, надавленную, натрясенную и преисполненную дадут в недра ваши. Ибо Господь будет возмерять не скупо, а богато. Как ты, намереваясь отмерять какой-нибудь муки, если желаешь отмерять без скупости, надавливаешь ее, натрясываешь и накладываешь с избытком, так и Господь даст тебе меру большую и преисполненную. Быть может, иной остроумный спросит: как Он говорит, что дадут в недра ваши меру преисполненную, когда сказал, что возмерится вам той же мерой, какой вы мерите, ибо если переливается через верх, то не та же самая? Отвечаем, Господь не сказал: возмерится вам «тою же» мерой, но “такою же”. Если бы Он сказал: «тою же мерою», тогда речь представляла бы затруднение и противоречие; а теперь, сказав: “такою же”, Он разрешает противоречие, ибо можно мерить и одной мерой, но не одинаково. Господь то и говорит: если ты будешь благотворить, и тебе будут благотворить. Это – такая же мера. Преисполненной названа она потому, что за одно твое благодеяние тебе заплатят бесчисленными».

Апостол Павел тоже касался этой темы

О щедрости апостол Павел решил поговорить во Втором послании к Коринфянам:

«Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет»

Святитель Иоанн Златоуст написал к этому фрагменту такой комментарий:

«Итак, будем подавать щедрую милость, взирая не только на принимающего, но помышляя о Том, Кто относит к Себе все, что делается для бедных, Кто обещает награду за подаяние. Таким образом, к Нему возводя ум, постараемся подавать со всем усердием и щедро сеять, пока есть время, чтобы получить и щедрую жатву. Кто сеет скупо, сказано, тот скупо и пожнет. Итак, не скупой рукой будем бросать эти добрые семена, чтобы в свое время нам пожать в изобилии. Теперь – время сеяния: не упустим же его, прошу вас, чтобы в день воздаяния за посеянное здесь нам пожать плоды и удостоиться человеколюбия Владыки».

{jcomments on}Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф.5,7). Все мы знаем, как и народное присловье о неоскудении дающей руки, так и заповедь Христа Спасителя о спасении тех, кто творит милостыню. Кому нужнее наша милостыня? «Отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей» (Втор. 15, 11).

Так заповедует Господь не только о тех нищих, которые ходят и просят по домам и церквям: есть много нищих и убогих, которые стыдятся протянуть руку за помощью и считают за лучшее молча терпеть всякую нужду и нищету, чем быть попрошайками. Таковых особенно ищи милостивым сердцем своим и помогай им. О делах милости Святой Иоанн Златоуст сказал так: “Различен милования образ и широка заповедь сия”.

Есть круглые сироты, которые, как осиротелые птенцы, взывают о помощи: кто их накормит, кто приютит, кто попечется о них, кто их от обиды защитит? Не денег они просят, не имения, и даже не хлеб насущный им нужен. Им нужны внимание, ласка и любовь. И, тем более они заслуживают милость, чем меньше понимают, по малолетству своему, великую нужду свою. Кто же поможет им? Ты, Господи милостивый! Тебе предает себя бедный; сироте Ты помощник (Пс. 9, 35). Ты и птенцов, Тебя призывающих, питаешь. Но через кого Господь Бог окажет им помощь? Чрез того, кто носит в себе образ Божий, то есть милость в своем сердце, чье сердце расположит Господь на это великое служение, кто посещает дома таких сирот, ибо истинная нужда часто на улицу не показывается. Помилуй сирот, будь им вместо отца!.. Кто-то может сказать, что о них заботится государство. Мне бы своих детей прокормить. По-человечески, трудно нас осудить, если так думаем. Но милостивое сердце не делит людей на своих и чужих. Для такового все – свои. И те, кто больше в чем нуждаются, - дороже. Логически милостыня не раскладывается по полочкам. Это всегда движение сердца, боль души, ее сострадание. Раздавание милостыни (подаяния) представляет собой важнейшую обязанность в жизни истинного христианина, так как облагораживает его сердце и является разновидностью доброго поступка.

“Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век” (2Кор.9:7-9).

Наряду с этим, милостыня является исполнением заповеди Божией о любви к ближнему своему, в отношении которого Господь Бог истинному христианину предписывает проявлять внимание и заботу. “Кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в нем любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною” (1Иоан.3:17-18).

Итак, милостыня – это любовь. Апостол Павел пишет: «Любовь… милосердствует, не ищет своего…» (1Кор. 13, 4-5). Милостыня без любви - напрасна. «Если я раздам все имение мое, а любви не имею, я – ничто» (1Кор. 13,3). А еще настоящая милостыня не помнит что и кому раздает. Это тоже о руке щедрой, но еще и не гордой, не тщеславной, не ожидающей, что ей воздастся и в этом веке и в вечности, не ждущей от Бога той «сторицы», которую Он обещает милостивым. Таковые милостивые руководствуются принципом, что раздают не свое, а Божии дары. Ведь, в конечном счете, все, что имеем, - дар Божий. Поэтому, благотворя, мы ничего удивительного не делаем. Мы лишь раздаем то, что так щедро даровал нам всех благ Податель – Бог! И таковых милостивых Господь никогда не оставляет, не оскудевает их имущество, а духовно они собирают то сокровище, которое пребудет с ними в вечности.

Жизнь наша не такая уж и долгая. Как мы ее ни проживем - в нищете ли, в богатстве - все равно через какое-то время она закончится. И единственный ее результат для всех будет лишь в одном: научились ли мы любить другого человека? И, если нет, то, как скажем на Суде о своей любви к Богу.

Ведь Он поставит по правую от Себя сторону тех, кто накормил, одел, напоил, посетил, помог (Мф. 25,31-46); кто сеял щедро (2 Кор.9,6); для кого заповедь о милостыне стала жизнью, а не красивым словом и афоризмом. Вот тогда-то уж точно, какой мерой мы мерили, такой и нам отмерится (Мф.7,2).

Иерей Сергий Рябой, клирик собора святой великомученицы Варвары

«Да не оскудеет рука дающего»
В Святом Писании я не нашел этого расхожего выражения. Там есть подобные:
«Дающий нищему не обеднеет, а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий» (Притчи 28:27)
«Человека, доброхотно дающего, любит Бог (и недостаток дел его восполнит)» (2Кор 9:7)
По русским культурным традициям на подарок нужно отвечать также подарком и стоимость роли не играет. Уже подзабыто слово «гостинец», т.е. идущий в гости, зная что его будут угощать, не должен являться с пустыми руками, чтобы не потерять честь и достоинство, не умалить душу пред Богом и людьми.

До сих пор в деревнях если вы помогли бабусе с ремонтом забора или накололи да уложили дрова, она вас обязательно накормит и очень обидется если откажетесь: «Ну хоть семечек на дорожку возьми, сыночек, они свеженькие, жареные, вкусные»!
И возьмёшь — негоже обижать. А откуда эта обида?

Бытовало древнее поверье, что приняв что бы то ни было даром — ты расплатишься душой, если не ответишь достойно. Поэтому абсолютным враньём является ныне распостранённое мнение, что русские всегда мечтают о халяве. Этого изначально не было в нашей культуре!
Теоретики, исследующие проблему взяточничества, утверждают, что чиновники, по получении чина, обеспечивались правами, именьем, прислугой. Но за свою консультативную и разрешительную помощь, они не получали денег от государства. Якобы это и создало почву для практики незаконных подношений, поскольку чин, должность уже обязывали служащего к исполнению без оплаты.

М.Н. Задорнов и иже с ним может впервые обратили внимание на недосказанность поговорок. Всем теперь известны варианты: «Если ударили по правой щеке, то подставь левую, но не позволь ударить», или «Голод не тетка, а мать родная».
Вот так и к приведенной мною фразе приросло продолжение:
«Да не оскудеет рука дающего и да не отсохнет рука берущего».
Скорее всего «берущие» и приложились к фольклору. Интересны старинные термины, отражающие суть поборов:
Многостяжание — безмерное обогащение.
Скверноприбытчество — вымогательство.
Мздоимство — вымогательство за выполнение действий в сфере круга профессиональных проблем.
Лихоимство — вымогательство за выполнение действий в обход законодательства.
МШЕЛОИМСТВО — ростовщичество, жизнь на % по предварительной договорённости. «Аки мох наростает сам на пню», так процентщик, не прикладывая усилий, получает средства для безбедного существования.

Теперь мы уже выучили слово ОТКАТ, и читаем определение — чиновник, при выборе компаньона по бизнесу, получает от последнего за этот выбор либо фиксированную сумму, либо процент от сделки. Именно на величину этого отката, а не на бизнес интересы ориентируется «откатчик». И таких вариантов не счесть: и благотворительная помощь несуществующим дочерним предприятиям, и оплата обучения детей «в загранице», и сообщение счёта в банке, с к-рого можно забрать сумму, и пр. Наши предки бы сейчас язык себе сломали, подбирая определения!
Всё вышеописанное создаёт картину шествия чиновничьих душ «вверх по лестнице, ведущей вниз». Даже можно выделить таких 5 ступеней:

1. Вы пришли на приём с законным вопросом, чиновник вас выслушал и бытро, толково помог (кто-нить помнит такое?). Вы даёте ему по получении результата подарок или деньги в знак благодарности. Но платить-то ему не нужно — он для того и сидит там, чтобы качественно и без нервотрёпки выполнять свои обязанности. Взятка I-й ступени или Вз-I.
2. Вы пришли с несовсем законной просьбой и до результата приплатили чиновнику, чтобы он вам помог обойти закон. Вз-II.
3. Вы пришли на приём не важно — с лёгкой или законодательнотрудной проблемой. Но вас будут «пролонгировать» т.е. крутить карусель волокиты до тех пор, пока вы не заплатите. Вз-III.
4. С любой Вашей просьбой Вас будут гнобить в очередях и гонять за справками, покуда не выбьют из Вас таксу т.е. установленную для данного чинуши сумму, по получении к-рой он только начинает реагировать. («У Иван Иваныча проходной — 100 баксов!») А потом уже будет какой-то результат и не всегда в вашу пользу, законы, знаете ли… Вз-IV.
5. Вы пришли с любой своей проблеммой, заплатили таксу (в установленном конспиративном порядке), чтобы не волокитили решение. У Вас деньги взяли и точка. Большой вопрос: будут ли вами заниматься или просто кинут. Жаловаться же вы не будете. Вз-V.

У меня был случай, когда я отправил на консультацию мать с дочерью, но предупредил их о таксе, поскольку этот профессор-воротила ничего безплатно не делает. Авторитет взял деньги и не помог. Я разрулил ситуацию сам. Но как-то на областной конференции я в компании авторитетов съязвил в адрес скверноприбытчика. А потом, встретив меня в коридоре он, сверля глазёнками, злобно мне прошипел:»Слыш ты, острослов х-в, в словарь глянь: там есть слово «взятка», вот когда появится «отдаватка», тогда и вякай»! Не, ну убедительно. С тех пор с ним не сотрудничаю — жду новой редакции словаря.

А крылатую фразу, думаю, что с Божьей помощью дополнит сама жизнь:

«Да не оскудеет рука дающего и да не отсохнет рука берущего, покуда оскудевает и отсыхает душа его!»

© 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство