Горбачев и перестройка в ссср. М. с. горбачев: годы правления. перестройка, гласность, распад ссср. внешняя политика горбачева

Горбачев и перестройка в ссср. М. с. горбачев: годы правления. перестройка, гласность, распад ссср. внешняя политика горбачева

26.09.2019

11 марта 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран самый молодой в то время член Политбюро М. С. Горбачев . Сам факт избрания молодого, не связанного со сталинским прошлым партийного лидера, свидетельствовал о тяготении значительной части партийной элиты к переменим."

В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС Горбачев провозгласил курс на «ускорение социально-экономического развития страны». Основной акцент делался не на строительстве новых, а на модернизации старых предприятий. При этом ускоренными темпами предполагалось развивать машиностроение как основу всех остальных отраслей народного хозяйства.

Одновременно Горбачев стал готовить политическую реформу. Из состава Политбюро и ЦК КПСС были выведены деятели, поддерживавшие брежневские порядки. На ключевые посты назначались люди, поддерживавшие курс перемен.

Вскоре стало ясно, что ускорения социально-экономического развития не удается добиться, наоборот, экономические проблемы, усугубленные антиалкогольной кампанией, только нарастают. Горбачев переносит центр тяжести своей деятельности на политику. В январе 1987 г. он списал экономические трудности на систему управления, сложившуюся еще в 1930-е гг., и призвал к ее реформированию. Был взят курс на так называемую перестройку , под которой понималась широкая демократизация всех сторон жизни общества, и гласность, означавшую введение несколько ограниченной свободы слова. Вновь начался реабилитационный процесс, затронувший партийную элиту 1920-х — 1930-х гг. Были реабилитированы Н. И. Бухарин, А. И. Рыков, Г. Е. Зиновьев, JI. Б. Каменев.

Состоявшаяся в июне 1988 г. XIX партконференция взяла курс на реформу политической системы страны. Предполагалось отстранить партийные органы от хозяйственного управления. Был взят курс на повышение роли Советов как органов государственного управления. XII внеочередная сессия Верховного Совета СССР (декабрь 1988 г.) приняла в соответствии с решениями XIX партконференции Закон «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) СССР». Был введен институт Съездов Советов, также допускалась альтернативность при выборах народных депутатов.

Съезд народных депутатов СССР на две трети избирался населением и на одну треть общественными организациями. Таким образом, партийному руководству удавалось сохранить контроль над собранием и обеспечить доминирование консервативного большинства.

Первый Съезд народных депутатов СССР открылся 25 мая 1989 г. М. С. Горбачев был избран Председателем Президиума Верховного Совета СССР. Съезд, в отличие от предшествующих советских собраний любого уровня, отличался остротой дискуссий и оформлением противостоящих друг другу группировок. Выделялись две — умеренная, возглавляемая Горбачевым, и Межрегиональная депутатская группа, духовным лидером которой был вернувшийся из опалы академик А. Д. Сахаров . В нее также входили Б. Н. Ельцин , А. А. Собчак, Г. X. Попов, Ю. Н. Афанасьев. Группа выступила с резкой критикой правительства, потребовала решительного ускорения в проведении реформ, внедрении рыночных отношений. Одновременно она требовала снижения цен и принятия мер к социальной защите широких слоев населения. На съезде было принято решение о введении института президентства .

В декабре 1989 г. состоялся II Съезд народных депутатов СССР. Под влиянием роста радикально-демократического движения внутри страны и за рубежом (осенью 1989 г. победили революции в странах Восточной Европы) требования депутатов Межрегиональной группы, возглавляемой теперь Ельциным, радикализировались. Ельцин требовал решительной борьбы с бюрократией и деидеологизации управления. В последнем выступлении А. Д. Сахаров, умерший во время работы съезда, призвал к отмене 6-й статьи Конституции, что означало решительный отказ от партийного руководства управления страной. Горбачев, почувствовав ослабление власти партии, сам на Пленумах ЦК КПСС настоял, чтобы ЦК высказался с официальным предложением об отмене 6-й статьи Конституции.

III Съезд народных депутатов СССР в марте 1990 г. отменил 6 статью и избрал Президентом СССР М. С. Горбачева. В 1990 г. демократическое движение расширялось, КПСС утратила авторитет. Миллионы членов вышли из партии, многие перестали платить членские взносы, фактически не работали пионерская и комсомольская организации.

1990 г. стал переломным в развитии общественного сознания. Появляется многопартийность. На основе Межрегиональной депутатской группы был создан блок «Демократическая Россия», выступавший за ликвидацию партийных организаций на производстве и в госучреждениях, за немедленное введение рынка и парламентаризм (на основе Советов), при этом, правда, требовавший сохранения фиксированных цен. Была учреждена либерально-демократическая партия Советского Союза во главе с В. В. Жириновским . Массовые общественные движения с националистической окраской возникают в союзных республиках.

Начинается кризис КПСС. Ее численность сократилась до 15 млн человек. Начался идейный раскол внутри партии. Последний XXVIII съезд КПСС одобрил платформу преобразования Коммунистической партии в социал-демократическую. Еще до XXVIII съезда была образована «Демократическая платформа в КПСС» — фракция, предлагавшая отказаться от коммунизма и превратить КПСС в партию парламентского типа. Против такой эволюции партии решительно возражали участники «Инициативного» съезда Российской компартии (лето 1990 г.). Они выступили против ориентации на рынок, за верность коммунистическим идеалам. ЦК КПРФ осудил решения XXVIII съезда за «несоциалистические ориентиры перестройки» (осень 1990 г.).

Выборы в высшие органы союзных республик, прошедшие в 1990 г., впервые в истории СССР были свободными. Они выявили противоречия, накопившиеся за десятилетия существования Советской власти. Весной 1990 г. прошли выборы в высшие органы власти в большинстве союзных республик. В РСФСР в мае — июне 1990 г. состоялся I Съезд народных депутатов РСФСР. Он избрал Б.Н. Ельцина Председателем Верховного Совета РСФСР. Через год, 12 июня 1991 г., всенародным голосованием его избрали первым Президентом РСФСР .

В ходе республиканских избирательных кампаний в центре внимания стала борьба за государственную независимость. В авангарде этого движения были прибалтийские республики. Большую роль в консолидации масс в борьбе за суверенитет сыграли общественные организации, такие как общество «Саюдис» в Литве, Народные фронты в Латвии и Эстонии, Армянское общенациональное движение, Народный фронт Азербайджана, альянс «Круглый стол — Свободная Грузия».

В стране резко обострились национальные противоречия. Погромы армянского населения в Баку (январь 1990 г.), суверенизация Нагорного Карабаха привели к тому, что армяно-азербайджанский конфликт стал приобретать вооруженный характер. В стране начался «парад суверенитетов». В июне 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР объявил о суверенитете России, приняв соответствующую декларацию. Вслед за Россией декларации о суверенитете приняли Украина, Белоруссия, Узбекистан, Молдавия, Армения, Туркмения, Таджикистан и Казахстан. Пока еще речь шла о суверенитете в составе СССР. Решительную позицию на выход из состава СССР заняли прибалтийские государства.

С середины 1990 г. республики стали в обход центра заключать двухсторонние и многосторонние договора. Началась экономическая борьба республик с Союзным правительством, которая привела к еще большей дезинтеграции экономики.

Горбачев не оставлял попыток заключить новый союзный договор. В марте 1991 г. в 9 республиках (за исключением Литвы, Латвии, Эстонии, Молдавии, Армении и Грузии) прошел референдум по вопросу о сохранении СССР. Свыше трех четвертей голосовавших высказались в пользу сохранения единой страны. В конце апреля 1991 г. в подмосковной резиденции Президента СССР Ново-Огарево руководители 9 республик и М. С. Горбачев подписали соглашение о скорейшем заключении нового союзного договора. Вскоре был подготовлен проект нового договора, предусматривавший предельное ограничение прав центра. Советский Союз, в соответствии с этим проектом, уже не являлся единым, централизованным государством.

Перестройка Горбачева - вторая крупномасштабная сознательная попытка реформировать общественный строй в СССР, предпринятая по инициативе Генерального секретаря ЦК КПСС М. Горбачева после смерти К. Черненко в 1985 г. По своему существу это - определенная система мер революционного и реформистского характера, осуществленных М. Горбачевым (апрель 1985 - август 1991) и задуманных в целях "обновления социализма", придания ему "второго дыхания". Демократизировав общество, широко введя свободу печати и гласность, идейный и политический плюрализм, разрешив многопартийность и провозгласив необходимость экономических реформ, перестройка не достигла своей цели. Инициированные ею процессы в 1991 г. трансформировались в антитоталитарную, посткоммунистическую, демократическую революцию, уже не нуждавшуюся в М. Горбачеве, продолжающуюся и сегодня. Если общей причиной появления М. Горбачева в качестве лидера партии и страны было то же противоречие, которое за тридцать лет до этого выдвинуло в лидеры организатора хрущевской оттепели, то непосредственным стимулятором перестройки Горбачева стало определившееся отставание СССР в гонке вооружений (на фоне американской программы СОИ), быстрый упадок производства, отчетливо обнаруживший себя в 80-е гг. Начавшаяся в апреле 1985 г. как "ускорение социально-экономического развития" перестройка Горбачева не сумела обновить социализм по объективной причине: социализма в Советском Союзе, где средства производства и политическая власть были отчуждены от трудящихся, никогда не существовало, а потому "обновлять" было нечего. Имелись и субъективные причины неудачи перестройки: инициатор перестройки неверно оценил состояние советского общества (налицо был не экономический кризис, а социально-экономический тупик, что требует совсем иных способов врачевания в сравнении с теми, которые применяются при экономическом кризисе). Ошиблись организаторы перестройки и в определении цели перемен. Имея перед собой неудачный опыт реформатора Н.Хрущева и его оттепели, М.Горбачев гораздо глубже, чем его предшественник понимал случившееся со страной: происшедшее нельзя было свести к бедам сталинизма, а следовательно, было недостаточно освободиться от "скверны сталинизма", ибо дело не в одних уже оставленных в прошлом массовых репрессиях, а в самом понимании социализма, который не только у Сталина был недемократическим и негуманным, но и потом строился по велению сверху и основывался не на экономических стимулах к труду, а на приказе, команде и страхе, исчезновение которого глубоко подорвало сложившийся за многие десятилетия порядок. Необходимо было менять весь производственный фундамент общества, вводить экономические стимулы, подряд, рынок, резко расширять сферу товарноденежных отношений. Однако дальше М. Горбачев не пошел. Следуя догмам созданного И.Сталиным "марксизма-ленинизма", видевшего суть социализма в уничтожении частной собственности и огосударствлении средств производства, инициатор перестройки считал, что все же социализм в стране есть, он только деформирован, бюрократизирован. На чем основывалось это ошибочное убеждение? Оно строилось, с одной стороны, на господстве в стране общественной ("социалистической") собственности: государственной и кооперативной. С другой стороны, поскольку власть находится в руках КПСС, а партия устами Горбачева заявляет о перестройке в интересах народа, значит, не только собственность, но и власть у народа. Именно здесь и заключались основные заблуждения М.Горбачева. Ведь именно псевдосоциалистическая огосударствленная и кооперированная собственность являлась фундаментом экономического господства и благополучия номенклатуры, партийно-государственной бюрократии в стране. Как раз из-за этой отчужденной от трудящихся собственности, на фундаменте этой собственности осуществлялась эксплуатация, совершалось угнетение трудящихся в обществемонстре - в казарменном псевдосоциализме. Господство КПСС, сосредоточившей в своем руководстве основные правящие кадры партийно-государственной бюрократии (несмотря на все заверения М. Горбачева с его желании перестроить экономику и политику так, чтобы вернуть и собственность и власть народу, трудящемся) оставалось господством номенклатуры, ее продолжающимся всевластием, а заявления Генерального секретаря ЦК КПСС и Президента СССР оставались только обещаниями и заявлениями о намерениях, так как действительная политическая власть и собственность продолжали оставаться у прежних властителей. Своими постоянными заявлениями о социализме, якобы имеющемся в стране (пусть даже в деформированном виде) М. Горбачев объявлял наличные эксплуататорско-угнетательские отношения "социалистическими" и тем самым, вольно или невольно, становился на сторону господствующей, властвующей номенклатуры, оказывался с ней "в одной лодке", "по одну сторону баррикад". Пытаясь же изменить существующие отношения, перестраивая их сверху, через партийные и государственные организации, т.е. через номенклатуру, инициатор перестройки тем самым пытался сделать невозможное: руками самой номенклатуры подорвать ее собственное благополучие, ее экономическую и политическую власть. Действуя сверху и призывая поддержать его снизу, М.Горбачев приводил в движение самые разные общественно-политические силы. Особенно это было заметно тогда, когда, рассчитывая сломать сопротивление перестройке со стороны консервативных партаппаратчиков, он предоставил широкий простор для действий неформалов, нацеливая их против консерваторов. Нет ничего удивительного в том, что высвобожденные такой перестройкой разнородные социальные силы подобно лебедю, раку и щуке стали звать в разные стороны, расшатывая общественные устои что не улучшало, а ухудшало условия жизни. Естественно, что все это основательно подорвало веру простого человека в перестройку как обновление социализма, лишило авторитета ее инициатора. В августе 1991 г. перестройка Горбачева как обновление социализма окончательно исчерпала себя партийно-государственная бюрократия совершила антиконституционный переворот, чтобы под видом восстановления "порядка" вернуть жизнь в русло казарменного псевдосоциализма. Путч потерпел сокрушительное поражение: к власти пришли демократы, настроенные прокапиталистически. Так перестройка Горбачева была похоронена дважды: сначала перестройка как обновление социализма умирала под гусеницами танков, выведенных на улицы учредителями ГКЧП, которые никак не хотели продолжения горбачевской перестройки, шаг за шагом лишавшей власти номенклатуру. Второй раз перестройка умирала тогда, когда освобожденный из форосского заточения Президент СССР уступал свою власть победившим путч демократам, у которых не было никакого желания продолжать перестройку и обновлять социализм, а было намерение ввести рыночную экономику капиталистического типа. Когда в результате декабрьского второго переворота был упразднен СССР, а тем самым лишен власти Президент СССР и союзное правительство, конец перестройки стал очевиден для всех. Но перестройка Горбачева вовсе не исчезла бесследно. Вопреки утверждениям партократов перестройка похоронила не социализм, которого не было в стране, а иллюзию о нем. Как говорится, "чего нет, того не отнимешь!" Став эпицентром потрясений в бывшем "социалистическом мире", перестройка проявилась в целой серии "бархатных" и небархатных антитоталитарных демократических революций в странах Центральной и Юго-Восточной Европы и в республиках самого распавшегося Советского Союза. Их капиталистический исход наиболее вероятен. Об этом свидетельствуют распад ЧССР, конфликты и столкновения в Югославии, Румынии, Венгрии и т.д. Неожиданные процессы протекают, судя по выборам, в Польше. Литве неясно соотношение сил во многих республиках-государствах, возникших на территории бывшего Советского Союза. Выросшие из перестройки Горбачева глубокие перемены продолжаются, их ход и исход будет определяться тем, какие общественно-политические силы окажутся во главе перемен, интересы каких социальных групп в наибольшей мере скажутся на исходе преобразований. . Неотвратимость и природа перемен. Несмотря на преобладание противоположных взглядов в научных кругах и средствах массовой информации в 70-х и начале 80-х гг., легко было понять, что в советской системе в конце концов произойдут значительные изменения. В истории и политике нет непреложных вещей, и факторы в пользу реформы уже тогда были заметны. Сейчас трудно быть уверенным насчет того, что изменилось необратимо, а что - нет, и взвесить, что ушло, а что остается. Взять, к примеру, расхожий вывод, ставший до того аксиоматичным, что его уже не оспаривают: "советская система рухнула". Это верно во многих, но не во всех отношениях. В течение многих лет советская система ошибочно приравнивалась к коммунистической партии, как и коммунизм к тому, что мы называем "советизмом". Партия была весьма важной его частью, но далеко не всем. Скажем, она контролировала государство, но государство (или "административно-командная система", как его стали называть) осуществляло контроль прежде всего над обществом, во всяком случае над его экономикой. И что же произошло? КПСС фактически утратила монополию на политику еще в 1989 г. - в этом основополагающем отношении ленинская система уже распадалась в результате горбачевских реформ, но государственная организация продолжалафункционировать. После попытки переворота в 1991 г. партия рухнула, но рухнула ли советская государственная система? Не следует обманываться поверхностными переменами, сколь бы драматичными они ни выглядели. Многие звенья в системе оказались порванными, особенно в отношениях между Россией и республиками, а также в системе экономического распределения. Поменялись названия многих городов, учреждений, улиц. Но рассмотрим некоторые фундаментальные проявления преемственности в России (1992 г.). Экономика (по крайней мере ее 95%) остается в руках государства. Никаких новых элит, как уже отмечалось, не возникло. На областных и местных уровнях старые власти удерживают свои позиции, покинув партию и другие властные структуры. А классовые отношения остаются прежними. Поднимается новый класс предпринимателей, но пока он немногочислен и слаб. Наиболее распространенные взгляды не слишком изменились. Большинство граждан, как и раньше, уповает на пожизненное социальное обеспечение со стороны государства, что было определяющей чертой советского коммунизма до последних дней. Во всех этих важных отношениях в России не произошло никакой революции, хотя о таковой стало модно говорить. И если мы хотим с большей точностью определить перспективы дальнейших реформ в системе, то в первую очередь должны ответить на вопрос: каким же образом действительно ввести рынок и демократизацию в системе, где крупные секторы местного чиновничества, за десятилетия выросшие в касту политических, экономических и военных властителей, и население встали в оппозицию друг другу? Мне думается, это можно сделать, но не легко и не быстра Тут возникает еще одна, даже более существенная проблема интерпретации. Были ли коммунизм и советизм чем-то в самом деле чуждым и навязанным России, как теперь утверждают многие западные и российские комментаторы. Если так, то легко вообразить быстрый отход от прошлого. Но если советский коммунизм в значительной мере укоренил российские авторитарные традиции, как, на мой взгляд, и случилось, то здесь требуется иная точка зрения. Несмотря на модернизацию и вестернизацию, происходящие в последние годы. Россия на может вылезти из своей кожи и, разумеется, поменять ее на нашу... Михаил Горбачев. Большинство наблюдаемых нами перемен - результат почти семилетнего пребывания Горбачева у власти. Можно ли дать сегодня всестороннюю оценку его роли? Исчерпан ли его политический потенциал? Это достаточно трудные вопросы. Публикуемые после ухода Горбачева с поста главы государства политические некрологи весьма различны. Западные комментаторы склонны соглашаться - и вполне справедливо - что его роль в международных делах обеспечила ему видное и позитивное место в истории. Он более, чем кто-либо, сделал для прекращения "холодной войны", освобождения Восточной Европы, воссоединения Германии и выхода России из длительной изоляции от Запада. С другой стороны, многие, особенно в России, считают, что лидера, председательствовавшего при развале своей страны, кризисе ее экономики и крахе собственной партии, нельзя поздравить с успехом. Некоторые пытаются балансировать: Горбачев "принес свободу, но ликвидировал колбасу". Так что во внимание следует принять множество сложных факторов. Полную научную оценку горбачевскому руководству нельзя будет дать по ряду причин еще несколько лет. Вопервых, советологи, десятилетиями отрицавшие возможность перемен в системе, сейчас не имеют надежных критериев даже для определения успеха, либо провала подобных реформ. Вовторых, Горбачев покусился на нечто беспрецедентное в истории, решившись на одновременные преобразования в направлении демократии, рыночной экономики и подлинного федерализма. Сравнение с менее крупными реформами в других обществах могут быть лишь частичными и вести к серьезным заблуждениям. Втретьих, нам все еще не известно, насколько большой свободой для принятия решений обладал Горбачев, находясь у власти, и потому какое число неудачных решений можно ему в действительности приписать. Для этого нужны мемуары и архивы. В-четвертых, не исключено, что Горбачеву еще суждено некое продление политической жизни, которое изменит суждения о нем, как это было, например, с Черчиллем и де Голлем. Но самое главное, многое зависит от того, чем обернутся великие преобразования, начатые им, в последующие годы и десятилетия. Если Россия станет преимущественно демократическим государством с процветающей рыночной экономикой, по-доброму сосуществующим с бывшими республиками, то историки придут к выводу, что Горбачев был величайшим лидером XX в., предпринявшим преобразование своей обширнейшей страны. Но если Россия будет ввергнута в новую деспотию с прожорливой государственной экономикой и милитаризмом, то скорее всего его расценят как еще одну трагическую фигуру в длительной российской истории провалившихся реформ. Лично я склонен считать Горбачева одним из величайших реформаторов этого столетия и самым великим реформатором в истории России. Противопоставив себя многовековому российскому и советскому опыту, он сознательно вознамерился освободить общество от политического и экономического засилья государства и преуспел на этом пути гораздо больше, чем кто-либо мог себе вообразить. Кстати, многие нынешние критики горбачевских внутренних реформ - это люди, которые раньше считали, что ему не удастся ничего изменить. Кроме того, Горбачев мимоходом привел Россию ближе к реальному демократическому процессу, чем это удавалось кому-либо прежде. Он смог убедить консервативную элиту в необходимости перехода к рынку и приватизации. А догма монополистического государственного хозяйства была лишь одной из потрясенных им ортодоксии, и это был подвиг, обеспечивший новым реформаторам политический капитал на предстоящие годы, Кроме того, в отличие от любого другого лидера, царского или советского, Горбачев предложил обсудить судьбу Российской империи вместе с населяющими ее народами. И делая все это, он сумел избежать крупных кровопролитий, за что надо отдать должное его вере в то, что радикальные цели должны подкрепляться центристской тактикой и консенсусом. Наконец, Гор- бачев добился всего этого вопреки куда большей оппозиции, чем это нам известно. Популярные комментаторы вменяют ему в вину то, что он двигался недостаточно быстро и не принимал более мужественных шагов. Но о лидерах надо судить в свете того, какие препятствия им пришлось преодолеть. А есть множество свидетельств, что горбачевские реформы - от капитального ремонта политико-экономической системы до переговоров с Соединенными Штатами и ухода из Афганистана - встречали действительное сопротивление, даже саботаж со стороны политических сил на всех уровнях в партии и государстве.

После смерти в 1985 г. Черненко к власти пришел Михаил Горбачев. К тому времени СССР уже находился на грани глубокого кризиса, как в экономике, так и в социальной сфере. Эффективность общественного производства неуклонно снижалась, тяжким бременем на экономике страны лежала гонка вооружений. Фактически в обновлении нуждались все сферы жизни общества. Сложное положение СССР явилось причиной перестройки, а так же, изменения внешней политики страны. Современные историки выделяют следующие этапы перестройки:

· 1985 – 1986 гг.

· 1987 – 1988 гг.

· 1989 – 1991 гг.

В период начала перестройки с 1985 по 1986 гг. существенных изменений в организации управления страной не было. В регионах власть, по крайней мере, формально, принадлежала Советам, а на высшем уровне – Верховному Совету СССР. Но, в этот период уже слышались заявления о гласности и борьбе с бюрократией. Постепенно начался процесс переосмысления международных отношений. Значительно уменьшилась напряженность в отношениях СССР – США.

Масштабные изменения начались несколько позднее – с конца 1987 года. Этот период характеризуется небывалой свободой творчества, развитием искусства. На телевидении выходят авторские публицистические программы, журналы печатают материалы, пропагандирующие идеи реформ. В тот же время, явно обостряется политическая борьба. Начинаются серьезные преобразования в сфере государственной власти. Так, в декабре 1988 г., на 11 внеочередной сессии Верховного Совета принимается закон «Об изменениях и дополнениях к Конституции». Закон внес изменения в избирательную систему, введя принцип альтернативности.

Однако наиболее бурным оказался третий период перестройки в СССР. В 1989 г. полностью выводятся из Афганистана советские войска. Фактически СССР перестает поддерживать социалистические режимы на территории других государств. Лагерь социалистических стран рушится. Важнейшим, знаковым, событием того периода является падение Берлинской стены и объединение Германии.



Партия постепенно утрачивает реальную власть и свое единство. Начинается ожесточенная борьба фракций. Критике подвергается не только сложившаяся в СССР ситуация, но и сами основы идеологии марксизма, а так же октябрьская революция 1917 г. Формируется множество оппозиционных партий и движений.

На фоне жесткой политической борьбы в этот период перестройки Горбачева начинается раскол и в сфере интеллигенции, среди деятелей искусства. Если часть их была критически настроена по отношению к происходящим в стране процессам, то другая часть оказывает всестороннюю поддержку Горбачеву. На фоне невиданной то этого времени политической и социальной свободы значительно уменьшаются объемы финансирования, как искусства, так и науки, образования, многих отраслей производства. Талантливые ученые в подобных условиях уезжают работать за рубеж, или же превращаются в бизнесменов. Множество НИИ и КБ прекращают свое существование. Развитие наукоемких отраслей замедляется, а позже и совсем останавливается. Пожалуй, ярчайшим примером этого может стать проект «Энергия – Буран», в рамках которого был создан уникальный космический челнок многоразового использования «Буран», совершивший единственный полет.

Материальное положение большинства граждан постепенно ухудшается. Так же, происходит обострение межнациональных отношений. Многие культурные и политические деятели начинают говорить о том, что перестройка изжила себя.

Последствия перестройки крайне неоднозначны и многоплановы. Безусловно, получение обществом социальных и политических свобод, гласность и реформирование планово-распределительной экономики являются положительными моментами. Однако, процессы, происходившие в период перестройки в СССР 1985 – 1991 гг., привели к распаду СССР и обострению тлевших долгое время межнациональных конфликтов. Ослаблению власти, как в центре, так и на местах, резкому снижению уровня жизни населения, подрыву научной базы и так деле. Несомненно, итоги перестройки и ее значение еще не раз будут переосмыслены будущими поколениями.

Распад ссср, причины и последствия

На данный момент единого мнения о том, каковы предпосылки распада СССР не существует. Однако, большинство ученых едины в том, что зачатки их были заложены в самой идеологии большевиков, которые, пусть и во многом формально, признавали право наций на самоопределение. Ослабление центральной власти спровоцировало формирование новых властных центрах на окраинах государства. Стоит отметить, что похожие процессы происходили и в самом начале 20 века, в период, революций и краха Российской империи.

Если говорить кратко причины распада СССР следующие:

· кризис, спровоцированный плановым характером экономики и приведший к дефициту многих товаров народного потребления;

· неудачные, во многом непродуманные, реформы, приведшие к резкому ухудшению уровня жизни;

· массовое недовольство населения перебоям поставок продуктов питания;

· все усиливающийся разрыв уровня жизни между гражданами СССР и гражданами стран капиталистического лагеря;

· обострение национальных противоречий;

· ослабление центральной власти;

Процессы, приведшие в результате к распаду СССР, обозначились уже в 80-е годы. На фоне общего кризиса, который к началу 90-х только углубился, отмечается рост националистических тенденций практически во всех союзных республиках. Первыми из состава СССР выходят: Литва, Эстония и Латвия. За ними следуют Грузия, Азербайджан, Молдавия и Украина.

Распад СССР стал результатом событий августа – декабря 1991 г. После августовского путча деятельность в стране партии КПСС была приостановлена. Утратил власть Верховный Совет СССР и Съезд народных депутатов. Последний в истории Съезд состоялся в сентябре 1991 г. и заявил о самороспуске. В этот период высшим властным органом стал Государственный Совет СССР который возглавил Горбачев, первый и единственный президент СССР. Предпринятые им осенью – замой попытки предотвращения как экономического, так и политического развала СССР успеха не принесли. В итоге 8 декабря 1991 года, после подписания Беловежского соглашения главами Украины, Беларуси и России, Советский Союз прекратил свое существование. В тоже время, произошло образование СНГ – Содружества Независимых Государств. Распад Советского Союза стал крупнейшей геополитической катастрофой 20 века, повлекшей глобальные последствия.

Вот только основные последствия распада СССР:

Резкое сокращение производства во всех странах бывшего СССР и падение уровня жизни населения;

Территория России сократилась на четверть;

Доступ к морским портам вновь осложнился;

Уменьшилось население России – фактически на половину;

Возникновение многочисленных национальных конфликтов и появление территориальных претензий между бывшими республиками СССР;

Началась глобализация – постепенно набирали ход процессы, превратившие мир в единую политическую, информационную, экономическую систему;

Мир стал однополярным, а единственной сверхдержавой остались Соединенные Штаты.

В марте 1985 г. на пост генерального секретаря ЦК КПСС избрали М.С.Горбачёва. В апреле 1985 г. был провозглашён курс на ускорение экономического и социального развития. По плану на XII пятилетку (1986-1990) наметили увеличение темпов роста за счёт повышения производительности труда и интенсификации производства. Такая позиция ослабила производство потребительских товаров, усилила инфляцию. В июне 1987 г. провозгласили переход от административных методов руководства народным хозяйством к экономическим. Вскоре приняли закон о государственном предприятии. Он расширил самостоятельность предприятий и права трудового коллектива. В 1988 г. приняли законы о кооперации и об индивидуальной трудовой деятельности. Эти законы оказались несовершенными и неработающими в условиях командно- административной системы управления. С 1989 г. руководство страны попыталось перейти к многоукладной экономике в аграрном секторе. Наряду с колхозами и совхозами появились агрокомбинаты, кооперативы арендаторов, фермерские хозяйства. В 1989-1990 гг. провозгласили курс на переход к регулируемой рыночной экономике. Программа Г. Явлинского получила название "500 дней". Она предусматривала поэтапную передачу в частные руки торговых и промышленных предприятий, резкое сокращение государственного сектора в экономике. С 1989 г. началось сокращение национального дохода. Падение производства привело к резкому ухудшению уровня жизни. К 1991 г. полки магазинов опустели, выстроились огромные очереди, ввели карточки не только на продукты питания, но и на товары первой необходимости. Инфляция возросла до 5-10 % в месяц.

На XXVII съезде КПСС в 1986 г. приняли новую редакцию Программы партии. "Взяли курс на совершенствование социализма. В 1987 г. Горбачёв провозгласил гласность. Ослабла цензура, прекратились политические преследования, из тюрем и ссылок возвратились диссиденты.

В 1988 г. после XIX Всесоюзной партийной конференции началась реформа политической системы в СССР. Высшим органом власти стал Съезд народных депутатов. Первый съезд народных депутатов СССР состоялся в 1989 г. На нём был избран Верховный Совет. На III съезде в марте 1990 г. Горбачёв стал первым президентом СССР. Съезд отменил однопартийную систему. Вскоре появились Демократическая, Социал-демократическая, Либеральная, Либерально-демократическая, Христианско-демократическая партии и др. Одновременно шёл процесс распада КПСС. Во внешней политике главным стало стремление максимально снизить уровень противостояния со всеми странами. В августе 1985 г. был введён мораторий на испытание ядерного оружия. Советская и американская стороны подписали в декабре 1987 г. соглашение об уничтожении ядерных ракет средней и малой дальности. В феврале 1988 г. Горбачёв объявил о выводе советских войск из Афганистана. С 1985 г. постепенно улучшились отношения СССР с Китаем, Таиландом, Пакистаном, Южной Кореей, Чили, Южно-Африканской республикой, Израилем. В 1990 г. ГДР вошла в состав ФРГ. Весной 1991 г. распалась организация Варшавского Договора и Совет Экономической взаимопомощи. Начался вывод советских войск из Восточной Европы. "Холодная война" закончилась.

12 июня 1991г. был избран первый президент России. Им стал Б.Н.Ельцин. К лету 1991г. в стране назрел политический кризис. руководителям 9 республик выработали проект союзного договора. Его принятие означало переход к действительно федеративному государству, устранение ряда сложившихся в СССР государственных структур и замену их новыми. Противники преобразований решили не допустить подписания нового союзного договора. Горбачев 18 августа во время отпуска был изолирован на даче в Крыму. Вице-президент Г.И. Янаев издал указ о своем вступлении в должность Президента СССР. Был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). Он объявил чрезвычайное положение, приостановил деятельность оппозиционных партий и движений, запретил митинги и демонстрации, установил жесткий контроль за средствами массовой информации. В Москву были введены войска. Сопротивление ГКЧП возглавил президент России Ельцин и его сторонники. 19 августа было передано их обращение к гражданам России. Действия ГКЧП оценивались как антиконституционный переворот, а сам ГКЧП и его решения объявлялись незаконными. 21 августа после чрезвычайной сессии Верховного Совета России Горбачев был освобожден из изоляции в Крыму. Августовский политический кризис 1991 г. означал конец "перестройки". Большинство республик после августовских событий отказались от подписания союзного договора. В ноябре 1991 г. был издан указ президента России Б.Н. Ельцина о запрещении деятельности КПСС. Договор об образовании СНГ был подписан в Беловежской пуще. Первоначально Содружество объединило 11 бывших союзных республик. Президент Горбачев ушел в отставку. СССР прекратил свое существование. Главным в деятельности независимых государств стало экономическое реформирование. 25 декабря 1991 г. Горбачев сложил с себя обязанности президента СССР. 26 декабря 1991 г. СССР прекратил свое существование.

ИТОГИ: В период перестройки (1985-1991 гг.) в советском обществе была окончательно разрушена система тоталитарного режима. Общество стало открытым внешнему миру. На волне демократизации в СССР оформились политический плюрализм, многопартийность, начали формироваться элементы гражданского общества. Однако экономические реформы эпохи М.С. Горбачева провалились. В результате вслед за очищением социализма от тоталитаризма последовал крах самой социалистической системы.

В середине 80-х годов к власти в стране пришла группа молодых, энергичных работников, ранее тесно сотрудничавших с Ю.В. Андроповым. В марте 1985 г. Генеральным сек-ретарем ЦК КПСС стал М.С. Горбачев. Совет Министров СССР возглавил Н.И. Рыжков. М.С. Горбачев и поддерживающие его радикально настроенные политические деятели выступили с инициативой "обнов-ления социализма". Суть "обновления общества" его инициатор М.С. Горбачев видел в соединении социализма и демократии, в установлении "лучшего социализма".

Начало новому курсу было положено на апрельском (1985 г.) Пле-нуме ЦК КПСС. На Пленуме шла речь о необходимости качественного преобразования общества, о неотложности глубоких перемен во всех сферах его жизни. Были намечены направления развития народного хо-зяйства и социальной сферы.

Главным рычагом преобразований должно было стать ускорение со-циально-экономического развития страны. Успех ускорения связывался с более активным использованием достижений науки и техники, децен-трализацией управления народным хозяйством, расширением прав пред-приятий, внедрением хозрасчета, укреплением порядка и дисциплины на производстве. Приоритетное внимание уделялось машиностроительным отраслям. С их подъемом предполагалось добиться технической реконструкции всего народнохозяйственного комплекса. На основе реформи-рованной экономики намечалось решить важнейшие социальные вопро-сы, прежде всего жилищный и продовольственный.

Перемены в общественно-политической сфере начались с проведе-ния политики гласности. Была снята цензура и разрешено издание но-вых газет. Это вызвало широкий всплеск социальной активности насе-ления. Возникли многочисленные общественные объединения в под-держку "перестройки". Широкое обсуждение нового правительственно-го курса проходило на массовых митингах граждан. На страницах периодических изданий развернулась дискуссия о выборе пути об-щественного развития. Идея ускорения встречала как одобрение, так и протест в разных слоях населения. Противники нового курса имелись среди ра-ботников партийно-государственного аппарата.

XXVII съезд КПСС (февраль 1986 г.) подтвердил правильность из-бранного руководством страны курса на ускорение преобразований в экономике, на обновление форм и методов работы.политических струк-тур. Как и прежде, этот курс связывался с решением задачи совершен-ствования социалистического общества.

В конце 80-х годов преобразования коснулись структуры государст-венной власти. Начало им положила XIX Всесоюзная партийная конфе-ренция (июнь 1988 г.). На ней развернулась острая борьба мнений сто-ронников и противников "перестройки" по вопросу о задачах развития страны. Большинство делегатов поддержали точку зрения М.С. Горбачева о назревшей необходимости экономической реформы и преобразовании политической системы общества. Конференция утвердила курс на соз-дание в стране правового государства. Главная роль в его формировании отводилась политической реформе. Суть политической реформы заклю-чалась в четком разделении обязанностей партийных органов и Советов, в передаче власти из рук Коммунистической партии Советам. Реализа-ция этого решения откладывалась до времени утверждения новых поли-тических структур общества.

Учреждался новый орган власти - Съезд народных депутатов СССР. Из числа его участников избирался Верховный Совет, который превра-щался в постоянно действующий парламент. Аналогичные государст-венные структуры создавались в союзных республиках.

Составной частью реформы политической системы, направленной на создание демократического государства, являлось введение в стране президентского поста (первым президентом СССР в марте 1990 г. на III Съезде народных депутатов был избран М.С. Горбачев).

В конце 1988 г. Верховный Совет СССР принял закон об изменении системы выборов в Советы. Отныне избрание народных депутатов должно было проводиться на альтернативной основе. Выборы в высший орган власти на новых избирательных принципах состоялись весной 1989 г.

Первые годы "перестройки" мало затро-нули действующую экономическую систему. Одним из показателей тяжелого состояния экономики и царившей в ней бесхозяйственности явилась авария на Чернобыльской АЭС. Катастрофа на АЭС ускорила принятие экономической реформы (1987 г.). Главная ее направленность заключалась в переходе от пре-имущественно административных к экономическим методам управления производством. Но существа административно-командной системы ре-форма не затрагивала. Принимались законодательные акты с целью совершенствования управления экономикой. Упразднялись некоторые ми-нистерства и ведомства, расширялась самостоятельность предприятий. Несмотря на все принятые меры, плановые задания в области народного хозяйства не выполнялись по большинству показателей. Более того, усилилась нехватка продовольствия и товаров народного потребления. Возрос бюджетный дефицит, чему отчасти способствовало и сокраще-ние поступлений от экспорта нефти.

В конце 80-х годов большинство экономистов, хозяйственников, партийных руководителей признали необходимость широкого развития рыночных отношений. I Съезд народных депутатов СССР постановил начать переход к новой модели экономического развития. В качестве ее составных частей рекомендовались: сокращение государственного вме-шательства в управление народным хозяйством, обновление отношений собственности и становление рынка.

На рубеже 80-90-х годов были разрешены индивидуальная трудовая деятельность и создание коопера-тивов по производству нескольких видов товаров. Широкими права-ми наделялись предприятия. На центральные планирующие организации возлагались обя-занности по определению контрольных цифр хозяйственного развития и размеров государственного заказа. Предприятия получили возможность продавать самостоятельно сверхплановую продукцию. Однако отсутст-вие в экономике рыночных механизмов создавало трудности на пути реализации этого положения.

Произошли изменения в организации сельскохозяйственного произ-водства. Появились фермерские и частные крестьянские хозяйства. К концу 1990 г. в стране насчитывалось около 50 тыс. фермерских хо-зяйств, в которых производилось около 1% всей сельскохозяйственной продукции. Негосударственный сектор - в коллективах и частных фор-мах - получал все более широкое распространение в экономике.

Экономическая реформа не улучшила положение дел в народном хозяйстве. В 1989-1990 гг. резко сократились темпы роста производства промышленной продукции.

Годы "перестройки" стали временем позитивных перемен во внешней политике СССР. Добиться безопасности страны можно лишь при учете интересов других народов и государств - таково было основополагающее положение нового курса на международной арене. В декабря 1988 г. в речи на сессии Генеральной Ассамблеи ООН М.С. Горбачев сформулировал новую концепцию со-ветской внешней политики. Центральное место в ней отводилось при-оритету общечеловеческих интересов над классовыми. Независимость от идеологических различий объявлялась одним из принципов межгосу-дарственных отношений.

Правительство СССР объявило мораторий на испытания ядерного оружия. Приостановилось развертывание ракет среднего радиуса дейст-вия в европейской части страны. Была выведена советская военная тех-ника с территории ГДР. На 500 тыс. человек уменьшались вооруженные силы. Начались конверсия военного производства, перевод военных за-водов на выпуск гражданской продукции. В феврале 1988 г. был завер-шен вывод советских войск из Афганистана.

Новая внешнеполитическая концепция и ее реализация отвечали за-дачам внутриполитического развития СССР. Они позволяли ограничить гонку вооружений, значительно сократить военные расходы. Серьезные перемены произош-ли в отношениях СССР и государств Восточной Европы. Экономиче-ский и политический кризис в этих странах, падение авторитета правя-щих партий вызвали рост в них оппозиции. Обстановка в СССР, курс на "обновление социализма" привели к активизации оппозиционных сил, усилению их конфронтации с правительствами. С первых дней пребывания у власти М.С. Горбачев заявил об отказе СССР от вмешательства в дела союзников по Организации Варшавского Договора.

Обновленные подходы к решению междуна-родных вопросов явились основой широкого сотрудничества СССР с государствами мира.

Советское правительство приняло несколько законов, соответствую-щих международному законодательству в области прав человека, в ча-стности указ о выезде и въезде граждан в СССР. Ряд законов был на-правлен на установление взаимосвязей между деятелями культуры раз-ных государств.

Новый внешнеполитический курс СССР благоприятствовал преодо-лению последствий "холодной войны", ликвидации неприязни и недове-рия в его отношениях с другими государствами.

© 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство