Тест 31 международные отношения дипломатия или войны. Презентация "Международные отношения: дипломатия или войны" (8 класс) по истории – проект, доклад. I. Организационный момент

Тест 31 международные отношения дипломатия или войны. Презентация "Международные отношения: дипломатия или войны" (8 класс) по истории – проект, доклад. I. Организационный момент

Разделы: История и обществознание

Цели урока:

  1. Способствовать формированию конкретного исторического знания о развитии международных отношений в конце XIX-начале XX вв. ведущих стран Европы (Франции, Германии, Великобритании, России, Австро-Венгрии, Италии).
  2. Содействовать активизации познавательной деятельности учащихся, формируя умения работы с документами и учебным текстом.
  3. Способствовать формированию коммуникативных и организационных навыков.

Оборудование:

  1. Карта “Европа 1870-1914гг. ”,
  2. Тексты документов:
  3. Из речи Б. Бюлова в рейхстаге 11 декабря 1899 г. ;
  4. Речь Бисмарка в рейхстаге 6 февраля 1888 г. ;
  5. Письмо министра иностранных дел России Гирса послу России в Париже Моренгейму 21 августа 1891 г.
  6. Из воспоминаний немецкого адмирала А. Тирпица.
  7. Контрольные листы групп и класса.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Вступительное слово учителя.

II. Основная часть.

1. Историческая разминка “Международная обстановка в конце XIX в. ”

2. Работа в группах с текстами документов.

3. Работа с текстом учебного пособия “Создание военных блоков” (§31”Международные отношения: дипломатия или войны?” учебное пособие “Новая история,1800-1913. ” А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина.)

4. Работа по подбору эпиграфа к теме урока.

5. Закрепление изученного материала.

III. Подведение итогов урока. Оценки группам.

I. 1. Вступительное слово учителя.

Тема нашего урока “ Международные отношения конца XIX - начала XX века. ”. На протяжении нескольких уроков мы с вами рассматриваем различные вопросы касающиеся международных отношений конца XIX века, которые сильно изменились по целому ряду причин- важнейшей из которых является, усиление экономического соперничества между великими державами. В поисках дешевого сырья, низких цен на землю и дешевой рабочей силы великие державы устремляются в конце XIX века в борьбу за колонии, очень часто стремятся к борьбе за передел уже поделенного мира. Задача нашего урока – всесторонне рассмотреть процесс складывания международных отношений на рубеже XIX-XX веков.

Сегодня, работая с документами тех лет и текстом учебного пособия (§31), мы должны ответить на главный вопрос темы: - Почему Европа в начале XX в. оказалась перед угрозой мировой войны?

Учитель. Для того чтобы лучше понять основные международные события конца XIX века, проведём “Историческую разминку”.

II. 1). “Историческая разминка”.

1. Как называли государства, играющие ведущую роль в международных отношениях? (Великие державы)

2. Какие государства Европы XIX века можно отнести к числу “великих держав”? (Германия, Австро-Венгрия, Россия, Франция, Англия, Италия)

3. Покажите их на карте?

4. Какое название соответствует обозначению общего курса государства в международных делах? (Внешняя политика)

5. Что такое экспансия? (Расширение территории стран при помощи захватов чужих территорий)

6. Что явилось началом экспансии европейцев? (Великие географические открытия)

7. Как называются государства, имеющие колонии? (Метрополии)

8. Что составляло основу расистской теории? (Учение о неравноценности рас.)

9. Какая колония Великобритании была самой богатой? (Индия)

10. Какой полуостров в Европе находился в центре внимания политиков России и Австро-Венгрии? (Балканский)

11. Покажите его на карте.

12. Какое название получили Балканы в конце XIX века? (“Пороховой погреб”)

Ученики отвечают на вопросы “разминки” и получают жетоны за правильные ответы.

2). Учитель. А сейчас переходим к очень важной и интересной части нашего урока, работе с документами. У вас на столах у каждой группы лежат тексты документов с вопросами к ним. Характер международных отношений определяли 4 великие державы Германия, Англия, Россия, Франция.

По этим документам мы должны выяснить, как эти страны относились друг к другу, и сделать вывод о международной обстановке тех лет.

В работе над документом вам помогут “Памятки” лежащие на столах.

“Памятка по работе с документом”

  1. Внимательно прочтите документ.
  2. Определите, о каком событии идет речь.
  3. Какого отношение автора документа к отраженной в нем проблеме.
  4. Определите основные положения данного документа.

Ученики. Изучают документы, а затем отвечают на поставленные вопросы.

Учитель. Входе знакомства с документами мы увидели - какой сложной была международная обстановка тех лет, как непросто складывались международные отношения на рубеже XIX-XX веков.

Как вы думаете, к чему могли привести данные отношения между великими державами?

Ученики. (к войне, к созданию военных союзов и т. д.)

3). Учитель. Сейчас при помощи текста (§31 с. 250) мы постараемся определить, насколько правильны наши выводы, сделанные в ходе работы с документами. Я предлагаю вам ответить на следующие вопросы:

  1. Назовите основные противоречия, которые возникли между великими державами на рубеже XIX-XX вв.?
  2. Определите названия, время образования, состав участников двух противоборствующих военно-политических блоков?
  3. Назовите основные цели участников данных военно-политических блоков?

Ученики. Отвечают на поставленные вопросы. (На доске крепятся символические изображения данных блоков.)

Учитель обращает внимание на вопрос поставленный в начале урока

- Почему Европа в начале XX века оказалась перед угрозой мировой войны?

Ученики отвечают, о том, что оба противника стремились достичь превосходства друг над другом и не желали идти на уступки.

Учитель. Действительно пройдет 7 лет после окончательного оформления военных блоков и в 1914 году начнется мировая война, в которой примут участие 38 государств.

4). Учитель. А сейчас в завершении работы над темой, когда мы знаем ответ на наш главный вопрос, мы попробуем подобрать эпиграф к данной теме.

Группы одна за другой, предлагают эпиграфы. (лучший получает 10 баллов, остальные по 5 баллов).

5). Учитель. В завершении нашего урока давайте еще раз вспомним

О каких военно-политических союзах конца XIX - начала XX вв. и странах, участницах этих союзов?

Ученики отвечают на вопрос.

III. 1. Учитель подводит итоги. Дает оценку работы групп. Благодарит всех за работу.

Во все времена руководители государств прибегали в международных отношениях к помощи послов, а разрешение конфликтов или заключение союза оформляли договорами. В Испании договоры заключались еще в эпоху карфагенян, а при Эйрихе появляются первые послы. Но в течение многих веков послы являлись лишь временными уполномоченными; выполнив данное им поручение, они возвращались на родину.

Даже при католических королях, которые неоднократно вели переговоры через своих представителей, послы не имели ни постоянной должности, ни определенных функций. Между тем пример итальянских республик - опередивших другие страны в использовании политических средств для поддержки или замены военных действий - обратил на себя внимание остальных государств.

Одной из важных причин, задержавших на время развитие института послов, было недоверие, которое питали к ним многие государи, в том числе Фердинанд Католик, считавший послов - и не без основания - шпионами и интриганами. Действительно, итальянцы рассматривали послов не только как своих представителей, призванных поддерживать добрые отношения с другими странами и способствовать быстрейшему разрешению общих дел, но и как агентов, собирающих сведения о политических планах государства, в которое они посланы.

Поэтому Фердинанд Католик и не любил, чтобы иностранные послы надолго задерживались в его владениях. Тем не менее как он, так и королева Изабелла неоднократно пользовались услугами послов и уполномоченных, кроме того, количество и сложность международных вопросов настолько возросли, что разрешение этих вопросов стало одной из функций королевских секретарей.

Среди послов, достигших славы в этот период, известны: Хуан Колома, итальянец по происхождению, благодаря которому был заключен Барселонский договор; Перес Альмасен; Родриго Гонсало де Пуэбла, представлявший Испанию в Лондоне с 1488 г. в течение многих лет; герцог де Эстрада; епископ Педро де Айяла, бывший послом в Шотландии и в Англии; Екатерина Арагонская, жена принца Генриха, аккредитованная родителями в качестве дипломатического представителя при дворе ее свекра Генриха VII, что не было редкостью, ибо женщины часто выполняли дипломатические поручения.

Эпоха расцвета испанской дипломатии начинается в XVI в. - в царствование Карла I, который не только собрал вокруг себя людей большого ума и проницательности, ведавших международными отношениями (Шьевр, Гатинара, Гранвела и его сын - кардинал, Кобос и т. д.), но и располагал плеядой послов, в большинстве фламандцев (хотя он не раз давал обещания кортесам - в 1523, 1525 и 1528 гг. - назначать на эти посты только испанцев), представлявших его политические интересы при дворах Франции, Англии, Константинополя и в итальянских государствах. Из испанцев известны были герцог де Сесса, Мигель де Эррера и Уртадо. Институт послов становится постоянным.

Договор, заключенный в 1520 г. между королями Англии и Франции, устанавливает дипломатические отношения между обеими странами. Этому примеру последовали другие государи, так как все были заинтересованы в использовании новой формы дипломатических сношений. С тех пор дипломатия начинает играть преобладающую роль в отношениях между государствами, подготавливая и осуществляя новые союзы, расторгая старые, разрушая планы тех монархов, чьей дружбы следовало опасаться, ведя сложные интриги с целью добиться наибольших выгод для своей страны. Многими политическими успехами в XVI и XVII вв., так же, впрочем, как и неоднократными поражениями, Испания обязана своим послам.

При Филиппе II выдвинулись блестящие дипломаты как из знати, например Бернардино де Мендоса, так и из духовенства - Гранвела и епископ Акила и даже из буржуазии - верный и бескорыстный Антонио де Гуарас. Эта традиция продолжалась и при Филиппе III, чей посол в Англии - граф де Гондомар - был одним из самых выдающихся, опытных и знающих дипломатов своего времени. В этот период испанская дипломатия считалась «первой в мире», по определению одного современного английского историка, до тех пор, пока ее не превзошла французская дипломатия.

Это стало очевидным в царствование Филиппа IV, а особенно Карла II: в выборе наследника ясно сказалось французское влияние. Все же и в это время появлялась иногда какая-нибудь яркая фигура, как, например, Педро Ронкильо - посол, выполнявший важную секретную миссию в Польше (1647 г.) и добивавшийся выборов Карла Лотарингского королем Польши.

Со своей стороны, другие европейские государства имели при испанском дворе в течение двух указанных веков своих постоянных послов; на этот пост назначались лучшие дипломаты. Многие из них (главным образом итальянцы) оставили дневники, отчеты и донесения, представляющие большой интерес для изучения истории и обычаев испанского народа. В своей работе мы не раз пользовались сведениями о нашей стране, которые были оставлены этими и другими дипломатами.

Сложность и трудность обязанностей дипломатов - необходимость регулярно представлять точные отчеты о политическом, экономическом, военном положении страны, в которой они аккредитованы, забота об интересах своей страны, борьба с интригами других послов, заключение договоров в случае успеха переговоров и т. д. - требовали от них исключительной энергии, ловкости, гибкости ума, сдержанности и других выдающихся качеств. Некий английский лорд дал такое определение посла: «Достойный уважения человек, посланный за границу, чтобы лгать в интересах своей родины».

Эта мысль находит подтверждение в инструкциях, изданных некоторыми королями, и в словах, произнесенных испанским послом при отъезде к месту своего назначения: «Если будут лгать мне, я налгу в двести раз больше». Характерными чертами испанской дипломатии являлись строгая выдержка, полное соблюдение тайны и невероятная медлительность. По этому поводу один из придворных Хуана Австрийского сказал: «Медлительность испанских министров приведет когда-нибудь к крушению мира», а один из приближенных нунция, посланного Климентом VIII в 1594 г., заметил, что «при дворе Филиппа II время в счет не идет - для решения самого ничтожного дела требуются годы». Наряду с послами действовали шпионы, засылать которых старался каждый государь. Карл I для этой цели прибегал к услугам монахов.

Послы пользовались правом неприкосновенности, это стало традицией во всем мире и зафиксировано как общее положение в «Партидах». Кроме того, на них не распространялось действие законов страны пребывания, хотя этот порядок вызывал сомнения и споры в тех случаях, когда посол устраивал заговоры, как это было с Мендосой (XVI в.) и Инохосой (XVII в.), испанскими послами в Англии, которых хотели подвергнуть наказанию, но в конце концов только выслали, - или когда он вступал в столкновение с законами страны пребывания - об этом упоминается в указах Филиппа IV (4 июня 1663 г.) и Карла II (20 июня 1692 г.).

Испанские послы в Лондоне имели право совершать католическое богослужение у себя в посольстве, но добиться от Филиппа II подобной же привилегии для английского посла не удалось, несмотря па требование, предъявленное в 1565 г. Зато иностранные послы в Мадриде пользовались привилегией иметь свои запасы или склады съестных припасов; так как при этом совершались злоупотребления, Филипп IV приказал отменить эту привилегию, причем ему пришлось повторить приказ несколько раз, прежде чем он был исполнен.

Одним из основных вопросов, обсуждавшихся дипломатами и юристами того времени, был вопрос о свободе морей. Еще в XVI в. такие писатели, как Франсиско Альфонсо де Кастро и Васкес Менчака, провозгласили свободу морей для Испании. Больше того, даже в документах конца XV в. (в том числе каталонских) нередко встречается признание этого принципа. Однако установление испанцами монополии на торговлю в Америке заставило голландцев снова поднять этот вопрос в XVII в. Тогда же было написано известное произведение Гроция (1609 г.).

Дипломатия и дипломатическая служба неразрывно связаны с международными отношениями государств, причем именно в такой степени, что их нельзя понять и представить одно без другого. Изучение истории дипломатии в известной степени является и изучением истории международных отношений.

В предыдущем разделе мы определили дипломатию как деятельность органов внешних сношений и руководителей государств по осуществлению задач внешней политики государства, служащей интересам господствующего класса или народа, мирными средствами и в мирной форме. Из этого вытекает, что классовая сущность дипломатии и дипломатической службы государства определенного исторического типа остается неизменной во взаимоотношениях данного государства со всеми другими государствами и странами без различия их социальных систем.

Возникает вопрос: чем объяснить, однако, то обстоятельство, что принципы, формы и методы дипломатии одного и того же государства далеко неодинаковы во взаимоотношениях с социалистическими странами, с империалистическими государствами и с новыми независимыми государствами, освободившимися от колониального ига?

Практика, бесспорно, обнаруживает наличие в ряде случаев существенных различий в руководящих принципах, в высших формах и основных методах дипломатической деятельности социалистического государства, которые применяются этим государством во взаимоотношениях с другими социалистическими странами и в отношениях с капиталистическими и развивающимися странами.

Руководящим принципом дипломатии социалистического государства в отношениях с другими социалистическими странами является принцип социалистического интернационализма. Высшей формой дипломатической деятельности во взаимоотношениях социалистических стран являются совещания и переговоры партийно-правительственных делегаций, возглавляемых руководителями коммунистических и рабочих партий и главами правительств социалистических стран.

Высшая форма дипломатической деятельности во взаимоотношениях социалистических и капиталистических государств имеет иной характер. Наряду с переговорами и встречами президентов и премьер-министров социалистических и капиталистических государств имеют место также встречи и переговоры высших партийных руководителей социалистических государств, выступающих как представители этих государств, с высшими руководителями империалистических государств для обмена мнениями по общему направлению двусторонних отношений и международной политики и выработки документов, носящих глобальный характер. Все подобные встречи, как показывает опыт, носят не партийно-политический, а межгосударственный характер и коренным образом отличаются по своему содержанию и результатам от встреч партийно-правительственных делегаций братских социалистических стран, реализующих на деле осуществление принципов социалистического интернационализма.

Все эти явления в дипломатии одного и того же государства социалистического типа трудно объяснить лишь классовой сущностью одного данного государства, его внешней политики и дипломатии. Во всех указанных случаях классовая сущность государства, его внешней политики" и" дипломатии остается неизменно одной и той же, а между тем руководящий принцип, высшая форма и основной метод дипломатической деятельности оказываются существенно отличными во взаимоотношениях данного государства с социалистическими и капиталистическими странами. Объяснение лежит в классовой сущности уже не данного государства, его внешней политики и дипломатии, а в классовой сущности государства-партнера или государств-партнеров, в классовой сущности их внешней политики и дипломатии. Тем самым в данном случае дипломатия выступает не как односторонняя деятельность одного государства, а как двусторонние или многосторонние взаимоотношения органов внешних сношений двух или многих государств. Этот внешнеполитический аспект дипломатии, определяемый тем или иным типом международных отношений, полностью согласуется с учением К. Маркса и В. И. Ленина об общественных явлениях, в том числе о внутренней и внешней политике, которую нельзя понять лишь как классовую «сущность в себе» и необходимо рассматривать как определенные общественные отношения.

К. Маркс, критикуя прежний механический материализм, указывал в «Тезисах о Фейербахе», что понять сущность человека нельзя из одностороннего рассмотрения только самого индивида. Сущность человека в своей совокупности выражают общественные отношения людей В. И. Ленин, разбирая политику и давая ей определение, также подчеркивал двусторонний характер политики как общественного отношения. В. И Ленин определял политику как отношение между классами. Это определение политики В И. Ленин неоднократно применял и при разборе внешней политики различных государств, рассматривая ее как отношения между государствами и стоящими за ними классами. Дипломатия, являющаяся продолжением политики господствующих классов государств на международной арене мирными средствами (в отличие от войны как продолжения политики немирными, насильственными средствами), также может и должна быть рассмотрена как двусторонний процесс, как определенный вид отношений между государствами и стоящими за ними классами и народами.

Подходя с этой стороны к дипломатии, сразу же находим ответы на поставленные выше вопросы, почему дипломатия с одной и той же классовой сущностью одного государства может исходить из разных принципов и применять не единые формы и методы, имея дело с различными по типу международными отношениями.

Этот же подход дает ответ не только на данные вопросы.

Известно, что в центральном аппарате ведомства иностранных дел социалистических стран есть дипломатические оперативные отделы, занимающиеся взаимоотношениями с капиталистическими странами, а в центральном аппарате ведомства иностранных дел капиталистических государств есть отделы, занимающиеся взаимоотношениями с социалистическими странами. Кроме того, социалистическое государство предоставляет возможность на своей территории функционировать зарубежным органам внешних сношений империалистических государств, обеспечивая вместе с тем их неприкосновенность и определенные дипломатические права и иммунитеты. То же самое имеет место в отношении зарубежных органов социалистических государств на территории империалистических держав. Очевидно, что все это также нельзя понять и объяснить только одной классовой сущностью данного государства, нельзя вывести из классовой сущности этого государства, его внешней политики, дипломатии и дипломатической службы. Вместе с тем все это легко может быть понято и объяснено под углом зрения внешнеполитического аспекта дипломатии и дипломатической службы, проявляющих себя как определенные отношения между государствами различных систем.

Все это приводит к выводу, что разбор дипломатии и дипломатической службы будет неполным, если не рассмотреть сами международные отношения, и особенно определенные исторические типы этих отношений в современную эпоху. В настоящее время выявляется четыре типа международных отношений:

отношений между государствами различных социальных систем - социализма и капитализма, их мирного сосуществования;

международных социалистических отношений между государствами социалистической системы;

международных отношений новых освободившихся от колониализма стран между собой и их взаимоотношений с социалистическими государствами;

международных отношений стран капитализма между собой.

Сказанное выше требует дать краткую характеристику современных типов международных отношений и их основных принципов, что будет сделано в последующих параграфах настоящей главы. Прежде чем перейти к этому, необходимо рассмотреть, хотя бы кратко, историческое развитие дипломатии в тесной связи с развитием основных общественно-экономических формаций человеческого общества.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Презентацию на тему "Международные отношения: дипломатия или войны" (8 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: История. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 14 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Международные отношения: дипломатия или войны?

Новая история 8 класс

Слайд 2

План урока

Начало распада Османской империи. Завершение раздела мира Основные направления внешней политики ведущих держав мира. Создание военно -политических блоков. Общественные движения в борьбе за мир.

Слайд 3

Обострение противоречий между государствами

К обострению межимпериалистических противоречий в начале XX века привели усиление неравномерности развития Внешней политики- отношение данного государства с другими государствами. Надо сказать и о связи внешней политики данного государства с его внутренней политикой; и о том, что внутренняя политика, как правило, определяет внешнюю политику; о том, что война является частью внешней политики, ее продолжением иными, не дипломатическими средствами. Когда не могут договориться дипломаты, начинают «говорить» пушки.

Слайд 4

Исторический календарь

1882 г. - образование Тройственного союза (Германия, Австро- Венгрия, Италия) 1898 г.г. - испано-американская война 1902 гг. - англо-бурская война 1904 - 1905 гг. - русско-японская война 1907 г. - образование Антанты (Россия, Англия, Франция) 1912 гг. - итало-турецкая война 1912 гг. - первая Балканская война 1913г. - вторая Балканская война

Слайд 5

Распад Османской империи

Постоянным яблоком раздора в Азии была Османская империя. Австро- Венгрия и Германия, с одной стороны, Россия, Фран­ция и Англия - с другой, постоянно вели борьбу за сферы влияния в Турции. В результате войн с Россией и национально-освободительного движения в XIX в. Турция потеряла Бессарабию, часть территорий на Черном море, в 30-е гг. согласилась на предоставление независимости Сербии и Греции, от нее отделился Египет (на который стала претендовать Франция), а затем Алжир. По решениям Берлинского конгресса в Северной Болгарии образовалось фактически независимое государство Болгария. Австро -Венгрия (с целью прекращения притеснений христианского населения османами) получила право оккупировать Боснию и Герцеговину. Румыния стала полностью независимым государством, а Англия получила в управление остров Кипр. Эти решения Берлинского конгресса означали крушение турецкого господства на Балканах. В 1881 г. Франция захватила Тунис, в 1882 г. Англия оккупировала Египет. В этот же период Южная Болгария воссоединилась с Болгарским царством, возникла единая независимая Болгария. В последующие годы освободительное движение охватывает все Балканы. Балканы остаются «пороховой бочкой» Европы, там бесконечно вспыхивают межгосударственные и межнациональные конфликты и террористические акты, один из которых станет поводом к мировой войнеI

Слайд 6

Борьба за передел мира

В к.20 в. империалистические государства начали борьбу за передел мира. Особо остро она проходила в Африке. На севере и западе господствовала Франция, на юге и востоке- Англия. В 1884 г.Бельгия заняла Конго, а Германия-земли на юго-западе. В процессе дележа начались стычки, которые привели к локальным конфликтам.

Слайд 7

Англо-бурская война(1902 г.)

На юго-западе Африки обстановка обострилась из-за активизации Германии. Когда между англичанами и бурами начался конфликт, немцы попытались вмешаться на стороне буров. Сесиль Родс скупил алмазные рудники и создал Ю. И С.Родезии, а сам стал президентом Капской колонии. В 1899 г. он начал агрессию против Трансвааля.

Слайд 8

Англо-бурская война

Буры взяли верх. Кайзер Вильгельм II поздравил их с победой. В ответ англичане подтянули войска. Буры объявили им войну. Они уклонялись от стычек с англичанами и создавали партизанские отряды. Англичане присылали новые подкрепления и подкупали местные племена, враждебно относившиеся к бурам.

Слайд 9

Итоги англо-бурской войны

На землях буров англичане создали 1-е концентрационные лагеря, где содержали стариков, женщин и детей. Буров поддерживали прогрессивные люди во всем мире. Они видели за борьбой буров, англичан и немцев соперничество различных финансовых интересов. Англия захватила бурские республики. В 1910 г. На их территориях был создан Южно- Африканский союз(британский доминион)

Слайд 10

Дальний Восток

На Дальнем Востоке агрессию начала Япония. США стремились захватить владения ослабшей Испании и в результате американо-испанской войны в 1898 г. Испания была разбита, а ее колонии Куба и Филиппины отошли к США.В итоге Доктрина Монро была разрушена, т. к. американские интересы вышли за пределы американского континента.

Слайд 11

Испано-американская война 1898 г.

Испано-американская война. Когда-то могучая испанская империя давно уже одряхлела; то в одной, то в другой ее части народ восставал против колонизаторов. В 1895 г. на Кубе, а в 1896 г. на Филиппинах вспыхнули новые восстания против испанского владычества. За этими событиями пристально следили в США, и этот интерес объяснялся крайне просто. На Кубе американцы вложили огромные сред­ства в сахарную промышленность, отсюда и желание установить над островом свой контроль. Восстание кубинцев против Испании создавало подходящие условия для вмешательства в их дела. Нужна была самая малость - подготовить общественное мнение к вступлению США в войну, и правительство стало посылать Испании протесты по поводу их зверских расправ с кубинцами и в отношении потерь, понесенных гражданами США на Кубе. Для охраны жизни и имущества американцев на Кубе правительство США послало в Гавану крейсер «Мэйн». В ночь на 15 февраля 1898 г. корабль взорвался и погибло 260 моряков. Через много лет было доказано, что причиной взрыва стал несчастный случай, но тогда америкацы обвинили Испанию, и никакие попытки с ее стороны что-то объяснить не выслушивались. «Помните о «Мэйне»!» - стало девизом американских националистов. В стране велась подготовка к войне, которую и объявили Испании 25 апреля 1898 г. Флот США в гавани Манилы, а затем в гавани Сантьяго разгромил и уничтожил испанский флот. Американские войска высадились на Кубе и Филиппинах и с помощью местного населения разбили испанцев. Испания запросила мира. В том же 1898 г. был подписан мирный доктор, ПО которому США получили острова Гуам и Пуэрто-Рико. Куба, оставаясь формально независимой республикой, попадала под протектора! США Затем американцы заплатили Испании 20 млн долларов и забрали Филиппины. Три года боролись филиппинцы против своих «освободителей. но безрезультатно.

Слайд 12

Создание Тройственного союза

Тройственный союз. Выдвинув версию о «русской угрозе» Германии, Бисмарк добился заключения в 1879 г. союза с Австро -Венгрией против России. Дальнейшая деятельность Бисмарка по изоляции Франции выразилась в привлечении Италии на сторону Германии. Бисмарк разжигал колониальные аппетиты Италии в отношении Туниса и одновременно поощрял захват его Францией. Неудивительно, что в 1882 г. Италия предпочла заключить с Германией и Австро-Венгрией союз, получивший название Тройственного. Договор был заключен на пять лет, затем он неоднократно возобновлялся и просуществовал до 1915 г. Новая военная коалиция была направлена одним острием против Франции, другим - против России.

В сентябре 1862 г. 47-летний Отто фон Бисмарк, опытный поли­тический деятель, назначается на пост канцлера.

Бисмарк Отто фон Шёнхаузен (1815-1898) (впоследствии граф, князь и герцог) происходил из ста­ринного бранденбургского дворян­ского рода. Получив в двух универ­ситетах юридическое образование и прослушав курс агрономии, он по­ступил сначала на военную службу, а затем поселился в деревне и стал вести жизнь помещика, лично занимался хозяйством.

Слайд 13

Создание Антанты

Антифранцузская политика Бисмарка при­вела к созданию в центре Европы прочного военного блока - Тройственного союза (1882). Естественно, что со стороны России и Франции последовали ответные меры, и в 1893 г. они заключили между собой военный союз. Англия долгое время ни в какие союзы не вступала, находясь в позиции «блестящей изоляции» и разжигая в своих интересах конфликты между другими великими державами. К созданию Трой­ственного союза английские дипломаты отнеслись благосклонно, видя в нем средство для сдерживания Франции и России на меж­дународной Но дальнейшее развитие событий повлияло на изменение курса английской дипломатии. Создание в Германии мощного военного флота и заключение контракта на строительство Багдадской железной дороги сделало англо-германские противоречия непримиримыми. Теперь, с образованием на континенте мощных союзов,- заявил английский политический деятель Д. Чемберлен,- Англия должна искать себе друзей. Война, конечно, ужасна. Но война без союзников немыслима». Поэтому Англия решила уладить давние противоречия с Россией и Францией, также опасавшимися Германии. В 1904 г. между правительствами Англии и Франции бы­ло заключено соглашение о разделе сфер влияния в Африке. Так было достигнуто «сердечное согласие» - Антанта (от французского «согласие»), открывавшее возможности совме­стной борьбы против Германии. Затем последовало англо-русское соглашение. В 1907 г. Англия и Россия пришли к соглашению в спорных вопросах об Иране, Афганистане и Тибете. Англо-русский договор 1907 г., 251

Слайд 14

Балканские войны

Балканские войны. Создание блоков не ослабило по­литической напряженности. Война чуть не вспыхнула в 1908 г., когда Австро- Венгрия аннексировала Боснию и Герцеговину, что вызвало резкий протест России и Балканских славянских государств. Только нажим Бисмарка, заявившего, что в случае войны Германия примет сторону Австро -Венгрии, заставил Николая II отступить. И все же на Балканах, этой «пороховой бочке» Европы, в 1912 и 1913 гг. вспыхивают две войны. В ходе первой Балкан­ской войны в 1912 г., где против Турции выступили Болгария, Сербия, Греция и Черногория, в короткий срок Турция была раз­бита и потеряла свои европейские владения. Но затем между по­бедителями в 1913 г. вспыхнула война из-за несогласия по во­просу раздела территорий, полученных от Турции. Против Болгарии выступили Сербия, Греция и Румыния. Вступила в войну против Болгарии и Турция. Болгария была разбита в несколько дней. Тур­ция вернула себе Адрианополь. Балканы оставались очагом международной напряженности.

  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

  • Международные отношения в 20-30-е годы XX века
    Тип урока: урок изучения нового материала.
    Общедидактическая цель: создать условия для обобщения и систематизации полученных учащимися знаний, а также способов деятельности с использованием технологии критического мышления.
    Цели урока:
    обучающие: способствовать выявлению причин и последствий появления политики умиротворения и коллективной безопасности, причин и сущности внешней политики СССР, установлению причин Второй мировой войны;
    развивающие: содействовать формированию умений устанавливать причинно-следственные связи, определять основные закономерности исторического процесса, обобщать и систематизировать факты; способствовать развитию умений общения в познавательном поиске – выслушивать оппонентов, правильно строить речевые фразы, вести полемику и находить в споре компромиссное решение;
    воспитательные: способствовать принятию ценностной установки, основанной на отрицании агрессии как способа разрешения конфликтов.
    Опережающее задание: прочитать материал в учебнике и дополнительную литературу.
    Подготовка урока: учебная группа, класс разбивается на несколько дискуссионных групп. Каждая из них получает задание по исследованию проблем международных отношений 20-30-х годов XX века:
    А) политики умиротворения;Б) политики коллективной безопасности;В) внешней политики СССР.
    Каждая группа включает учащихся в следующих ролях:
    ведущий – организует обсуждение частных задач в группе, вовлекает всех участников;
    эрудит – является источником информации для всей группы;
    аналитик – подвергает сомнению все гипотезы и предположения, организует полемику;
    протоколист – фиксирует все, что относится к решению проблемы, письменно оценивает каждого участника дискуссии.
    План урока:


    «Эра пацифизма».
    Очаги военной опасности и сближение агрессоров.
    Причины недооценки опасности миру.
    Политика умиротворения и политика коллективной безопасности: сущность, попытки реализации и крах.
    Внешняя политика СССР в 30-е годы.
    III. Закрепление. Решение проблемного задания.
    IV. Подведение итогов.
    Ход урока
    I. Определение темы, целей и задач урока.
    1. Вводное слово учителя.
    В 2014 году исполнилась трагическая дата – ровно 73года назад началась самая кровопролитная, самая разрушительная, самая жестокая из всех войн – вторая мировая война.
    (Демонстрируется фрагмент начала войны.)
    Что произошло 73 года назад, когда мир, еще не оправившись от ужасов первой мировой войны, был втянут в горнила второй мировой? Почему?
    2. Фронтальная беседа по схеме.
    (Презентация – слайд № 2)

    Что обозначают символы I, II на схеме? (Первая и Вторая мировые войны).
    Каковы их хронологические рамки?(1914-1918, 1939-1945 г.г.)
    Что стало водоразделом между 20-ми и 30-ми годами? (мировой экономический кризис)
    ПЗ: Опираясь на предложенную схему, сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Международные отношения в 20-30-е годы XX века)
    3. Моделирование ситуации для определения целей урока и постановки проблемного задания.
    (На каждой парте лежит красная лента, которая делит парту на две неравные части (одна – больше, другая - меньше)Исходя из темы урока, что на ваш взгляд символизирует лента на парте? (различие в положении победителей и побежденных).
    Как чувствуют себя те, у кого мало места? (некомфортно, как будто тебя в чем-то обделили, хочется отодвинуть ленту, увеличить свою часть парты).
    Какие государства по условиям Версальско-Вашингтонской системы чувствовали себя униженными и обездоленными? (Германия и Италия).
    А что испытывают те, у кого места много? (Желание сохранить преимущества за собой).
    Какие государства вышли победителями из первой мировой? (Англия, Франция, США)
    Слово учителя: Думаю, что смоделированная ситуация поможет лучше понять, какие настроения господствовали в общественном сознании различных стран в 20-30-е годы. А теперь, вновь используя схему, давайте попробуем определить цель урока (на схеме появляется ПОЧЕМУ?) (Презентация - слайд №3)

    ППЗ: Что привело ко Второй мировой войне?
    Можно ли было ее предотвратить?
    На этот вопрос вы дадите ответ в конце урока. Но урок у нас непростой, урок исследования и проходит в не совсем обычной форме – это урок открытых мыслей: каждый из вас может высказываться по наиболее интересующим вас проблемам сегодняшнего исследования, соблюдая порядок и правила выступления. Кроме того, каждый является участником творческой группы, которая занималась исследованием проблем: 1 группа – политики умиротворения; 2 группа – политики коллективной безопасности; 3 группа – внешней политики СССР.
    На сегодняшнем уроке нам необходимо разобраться в следующих проблемах: почему на смену «эре пацифизма» приходит агрессия, каковы причины появления политики умиротворения и коллективной безопасности, почему происходит смена ориентиров во внешней политике СССР в конце 30-х годов.
    II. Усвоение, обобщение, систематизация знаний.
    1. Тестирование «Эра пацифизма».
    Взаимопроверка в парах.
    2. Очаги военной опасности и сближение агрессоров.
    Но в начале 30-х годов происходят значительные изменения в международных отношениях. И они были связаны с нарушением условий Версальско-Вашингтонской системы.
    У каждой группы на столах лежат карточки: «Япония», «Италия», «Германия». Необходимо выбрать одну из карточек и ответить на вопрос:
    - Каким образом данное государство виновно в нарушении условий Версальско-Вашингтонской системы?
    (Ответы сопровождаются показом по карте и по ходу изложения позиция каждой державы – Презентация – слайд № 4). (Приложение 2)
    3. Причины недооценки опасности миру. Фронтальная беседа.
    Как вы считаете, почему страны демократии не смогли оценить эти события как реальную угрозу существующему миру?
    В чем заключалось отличие международной обстановки 30-х годов по сравнению с 1914 годом?
    Как мировой экономический кризис повлиял на международные отношения 30-х годов?
    Какую позицию в происходящих событиях заняли США?
    (Презентация – слайд № 5)
    Ответы: Международные отношения 30-х годов отличались от кануна первой мировой войны. В 30-е годы лишь небольшая группа стран стремилась к войне, тогда как большая часть этого не хотела. Существовала реальная возможность погасить очаги войны, все зависело от способности мирового сообщества организовать совместные действия.
    Первой проверкой этой способности стал экономический кризис. Он был мировым, и бороться с его последствиями разумнее было сообща.
    Однако выявилась неспособность к совместным действиям: США установили самые высокие таможенные пошлины, Великобритания установила такой обменный курс фунта, который создал условия для расширения экспорта британских товаров. Другие страны последовали их примеру. Началась настоящая таможенная и валютная война, которая дезорганизовала мировую торговлю и углубила кризис. Каждая страна пыталась переложить тяжесть кризиса на других, возросло экономическое соперничество, способность к совместным действиям была утеряна. Отсутствовало понимание целостности и неделимости мира
    Нарастание напряженности в мире породило в США стремление уединиться в своей «американской крепости». Самая богатая страна с колоссальными ресурсами и способностью влиять на мировые события как бы выпала из мировой политики. Это резко увеличивало шансы агрессоров на успех.
    Приход Гитлера к власти не сразу был воспринят как коренной поворот в политике Германии. Долгое время в нем видели лишь сильного национального лидера, стремящегося восстановить для Германии справедливость. Планы нацистов по переделу мира поначалу не воспринимались всерьез. Еще не работали лагеря смерти, а народы Европы не испытали ужасов оккупации. Все это было впереди. Многим политикам Гитлер казался лидером, с которым вполне можно вести дело.
    4. Политика умиротворения и политика коллективной безопасности: сущность, реализация, причины неудач.
    (Презентация – слайд № 6)
    Начиная с 1936 года, в Европе формируются два противоположных направления в международных отношениях: политика умиротворения и политика коллективной безопасности.
    А) Политика умиротворения. Сообщение учащегося из 1 группы.
    Активным сторонником этой политики был премьер-министр Великобритании в 1937-1940 годах Невилл Чемберлен.
    По его мнению, главная опасность состояла не в действиях Германии, а в возможности потери контроля над развитием событий. Он считал, что первая мировая война возникла именно потому, что великие державы на время утеряли контроль над развитием событий. В итоге локальный конфликт из-за Сербии перерос в мировую войну. Для того, чтобы предотвратить такую опасность, нужно не терять контактов со всеми участниками международного конфликта и пытаться решать возникшие проблемы на основе взаимных уступок. На деле это означало, что Гитлер выдвигал все новые претензии, они становились объектом обсуждения, после чего надо было идти на все большие уступки Германии. Подобная политика требовала жертв и территориальных уступок со стороны третьих стран, т.е. тех, к кому Германия предъявляла претензии.
    Б) Политика коллективной безопасности.
    Сообщение учащегося из 2 группы.
    Политика коллективной безопасности предложена французским министром иностранных дел Луи Барту. Эта политика была нацелена на сохранение в Европе статус-кво, неизменности сложившихся границ. Государства, заинтересованные в этом, должны были заключить между собой соглашения о взаимопомощи. Участие СССР в этой системе Барту считал жизненно важным. Проводником этой политики в нашей стране стал нарком иностранных дел СССР М.М. Литвинов. В ходе реализации этого курса Советскому Союзу удалось добиться упрочения своего положения:
    в 1934 году СССР был принят в Лигу наций в качестве члена ее Совета;
    в 1935 году был подписан советско-французский договор о взаимопомощи (текс договора имеется на столах и отвечающий может ссылаться на него);
    в 1936 году подписан договор с Чехословакией;
    в 1935 году VII конгресс Коминтерна взял курс на развертывание антифашистской борьбы.- Почему другие государства не поддержали политику коллективной безопасности?
    Ответы:
    СССР не имел общей границы с Германией. Чтобы выполнить свои обещания по договору, его войска должны быть пропущены через территорию Польши или Румынии, но правительства той и другой стороны боялись СССР больше Германии и категорически отказывались давать обещания относительно возможного пропуска советских войск через свою территорию.
    Военный потенциал СССР оценивался чрезвычайно низко после массовых репрессий среди командного состава Красной Армии.
    Итог: Франция в 1938 году отказывается от политики коллективной безопасности и плетется за британской политикой умиротворения.
    В) Реализация политики умиротворения.
    Фронтальная беседа.
    1. Вспомните, в чем состояла, по мнению Гитлера, историческая миссия германского фашизма?
    Ответ: Завоевание мирового господства. А для этого необходимо: ликвидировать условия Версальского договора, создать мощную армию, объединить всех немцев в едином государстве, завоевание необходимого «жизненного пространства» на Востоке.
    2. Какие пункты этого плана уже были реализованы Гитлером?
    Ответ: Ликвидированы частично условия Версальского договора относительно ограничений Германии, создана мощная армия. Можно было приступать к реализации следующего этапа – объединение всех немцев в едином государстве.
    Ответ ученика
    3. Немецкий генерал-фельдмаршал В. Кейтель заявил после окончания войны: «В период Мюнхена Германия не была подготовлена к вооруженному конфликту. Если бы в марте 1938 года союзники позволили Чехословацкой республике провести мобилизацию, Гитлер не смог бы оккупировать даже Австрию…» Была ли уступка Гитлеру со стороны западных держав в Мюнхене вызвана явным военным превосходством Германии или иными обстоятельствами?
    В 1938 году Гитлер решил приступить к реализации своей внешнеполитической программы: передел границ с целью включения в состав германии всех населенных немцами регионов. Первой в списке стояла Австрия- родина Гитлера. Гитлер ультимативно потребовал передать власть в Австрии в руки местных нацистов. Те пригласили германские войска помочь им в наведении порядка. 12 марта 1938 года вермахт вторгся в Австрию. Ее независимость была ликвидирована, она стала областью Германии. Хотя большинство австрийцев с энтузиазмом восприняли присоединение, видя только в нем будущее страны. Но так или иначе в Европе перестало существовать суверенное государство. Никто не смог этому помешать.
    Вслед за этим Гитлер выдвинул претензии к Чехословакии, требуя присоединения к Германии Судетской области, населенной в основном немцами. Но Чехословакия оказалась твердым орешком. Она имела одну из лучших армий в Европе и не собиралась уступать. Гитлер решил добиться отделения Судет, пугая великие державы перспективой начала новой войны. 30 сентября 1938 года в Мюнхене с участием Англии, Германии, Италии и Франции было решено удовлетворить претензии Гитлера. Чехословакия, которую даже не пригласили на конференцию, потеряла 1/5 часть территории, граница проходила в 40 км от Праги.
    (Ответ на ПЗ)
    4. Каковы итоги политики умиротворения к концу 1938 года?
    Ответ: Германия превратилась в сильнейшее государство Европы. Гитлер уверовал в свою безнаказанность. Это приблизило начало войны. Запад был слеп: оценка сговора – восторженная: «Мир этому поколению!»
    Г) Крах политики умиротворения. Рассказ учителя.
    - Какие действия Англии и Франции свидетельствовали о том, что их политика умиротворения потерпела полный крах?
    Ответ: Март-апрель 1939 года предоставление Англией и Францией гарантий военной помощи всем граничащим с Германией государствам в случае нападения на них Германии.
    5. Внешняя политика СССР в 30-е годы. (Презентация – слайд № 7)
    А) Причины сближения СССР И Германии.. Фронтальная беседа.
    1. Какие выводы сделало для себя советское руководство после подписания Мюнхенского соглашения?
    Ответ: СССР пытаются отодвинуть от активного участия в европейских делах. Попытка направить агрессию Германии на Восток, против СССР.
    2. Как развивались советско-японские отношения в 1938 – 1939 годах?
    Ответ: Летом 1938 года японские войска вторглись на территорию СССР в районе озера Хасан. Летом 1939 года японская армия спровоцировала конфликт в районе Халхин-Гола, в Монголии, связанной с СССР военным договором. СССР мог оказаться в состоянии войны на два фронта.
    3. Почему Германия начинает искать пути сближения с СССР в 1939 году?
    Ответ: Главным объектом притязаний для Гитлера теперь была Польша. Но Англия и Франция предоставили Польше гарантии военной помощи. Напав на нее, Германия рисковала оказаться в состоянии войны с Англией, Францией. Захват Польши выводил германию на границу с СССР, и если СССР будет продолжать антигерманскую политику, то германия окажется в состоянии войны на два фронта. Узнав о гарантиях Польше и твердом намерении Англии и Франции их соблюдать, он стучал кулаками по мрамору своего письменного стола, пообещав сварить «чертово зелье» Англии. Эти зельем и стало сближение с СССР.
    Б) Работа с документами.
    Заявление Гитлера Верховному комиссару Лиги наций в Данциге 11 августа 1939 г.
    Из выступления В.М. Молотова на сессии Верховного Совета 31 мая 1939 года.
    Почему Англия и Франция, осознавая военную опасность со стороны фашистской Германии, тем не менее уходили от того, чтобы заключить союз с СССР?
    Почему СССР начал отходить от политики коллективной безопасности в августе 1939 года?
    Ответ: СССР настаивал на предоставлении ему права ввести свои войска на территорию Польши и Румынии для отражения агрессии Германии, установив свой контроль над Восточной Европой. Советская сторона видела в позиции Польши и Румынии предлог для затягивания переговоров и доказательство того, что Англия и Франция не желают по-настоящему сотрудничать с СССР, а используют переговоры как средство давления на Гитлера в попытке договориться с ним.
    В) Выбор сделан. Рассказ учителя.
    В середине августа 1939 года СССР оказался в центре мировой политики. Его благосклонности активно добивались как Германия, так и ее военные противники. Перед Советским Союзом встала проблема выбора между противоборствующими противниками. От этого выбора зависела судьба мира. Поворот произошел 21 августа 1939 года. Сталин получил телеграмму от Гитлера, в которой тот заявил, что стремится к заключению пакта о ненападении с СССР и готов подписать любое дополнительное соглашение, касающееся урегулирования всех спорных вопросов. Для Сталина стало ясно, что СССР может получить контроль над Восточной Европой, но не в обмен на согласие участвовать в войне, а в качестве цены за неучастие в ней. В этот же день переговоры с Англией и Францией были прерваны на неопределенный срок. 23 августа был подписан пакт о ненападении.
    Г) Пакт о ненападении. Секретные протоколы. Работа с документами.
    Соответствовал ли договор нормам международного права?
    Нарушал ли интересы других государств?
    Какие выгоды получало каждое государство, подписывая этот документ?
    Какую оценку можно дать этому документу?
    III. Закрепление.
    Слово учителя. Подписанные в Москве документы завершили переориентацию внешней политики СССР. Смысл этого поворота не может быть оценен однозначно – попытка обеспечить безопасность страны путем прямой договоренности с Германией. СССР превращался в невоюющего союзника Германии. Разрушался образ страны, последовательно выступавшей против фашизма и его агрессивной политики, что в исторической перспективе намного перевешивало те временные преимущества, которые обеспечивались пактом.
    Непосредственным итогом подписания этих документов стало окончательное решение Гитлера начать агрессию против Польши.
    (Презентация – слайд № 8)
    1 сентября 1939 года Германия вторглась в Польшу. 3 сентября 1939 года Англия и Франция объявили войну Германии. Началась Вторая мировая война – самая кровопролитная, самая жестокая, охватившая 61 государство мира, где проживало 80% населения Земли. Число погибших составило 65-66 миллионов человек.
    Ответ на ППЗ: Можно ли было предотвратить вторую мировую войну?
    IV. Подведение итогов.
    V. Домашнее задание
    Параграф № 23, найти и прочитать материал к теме «О превентивном ударе СССР против Германии».

    © 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство