Конкурс фотографии "Психологический портрет". Портрет и психология: Как снять удачный кадр

Конкурс фотографии "Психологический портрет". Портрет и психология: Как снять удачный кадр

Если вы хотите по-настоящему передать характер человека на снимке, учтите, что модель не должна испытывать никакого дискомфорта. В этом вам помогут несколько приемов.
Во-первых, поговорите с человеком о чем-то, что представляет для вас обоих взаимный интерес, так вы снимете нервозность. Через несколько минут после начала беседы люди забывают о камере, так что вам останется лишь схватывать интересные выражения их лиц каждый раз, как они появятся.
Во-вторых, никогда не просите натурщика улыбнуться или сказать «cheese». Настоящая улыбка идет изнутри, и единственный способ заставить человека улыбнуться - дать ему для этого повод: рассказать анекдот, заговорить о чем-то веселом. Разумеется, вы не всегда будете искать улыбки. Если вы посмотрите на творения успешных портретных фотографов, вы часто увидите, что на лицах их моделей заметно более задумчивое, серьезное выражение, благодаря которому характер человека становится более явным.
Возможно, человек, которого вы хотите сфотографировать, может похвастаться самостоятельным взглядом на политические проблемы, или, может быть, он в свое время пережил какие-либо невзгоды. Чем больше вы знаете о человеке, тем больше вы сможете контролировать ситуацию, предвидя, какого типа портрет у вас получится.
Старайтесь всегда произвести соответствующее впечатление: вы «уверены в себе и контролируете ситуацию», даже если в действительности вы нервничаете так же, как и ваша модель. Если люди почувствуют, что вы не знаете, что делать, они никогда не смогут доверять вам. Самые интересные выражения появляются и исчезают в долю секунды, а потому всегда следите и будьте готовы «схватить» их.
В-третьих, планируйте все заранее, так чтобы ваша съемка проходила быстро и легко. Определите место, сформулируйте несколько идей и установите оборудование, чтобы можно было приступать к работе. Позирование для портретов быстро утомляет людей, так что, если в первые полчаса вы не сможете сделать несколько удачных кадров, скорее всего, сегодня у вас ничего не получится.
Если вы работаете в помещении, в обстановке фотостудии, следите за освещением, чтобы оно не осложняло определение экспозиции. Одна вспышка, оснащенная софтбоксом, идеально подходит для мужских портретов, и, если вы расположите ее на 45-90 градусов от модели, это поможет вам создать освещение, способное подчеркнуть скульптурные черты лица и текстуру кожи. Если же вы будете фотографировать женщину или девушку, используйте мягкий свет, скорее подсветку, лишенную резких теней Две вспышки и два софтбокса, расположенные по обе стороны от камеры, создадут идеальные условия,
В качестве альтернативы вы можете усадить модель возле окна, используя проникающий в помещение свет.
При работе на открытом воздухе мягкий свет ясного, чуть облачного дня идеально подходит для портретной съемки, поскольку контрастность будет низкой, резкие тени и яркие блики не будут представлять для вас проблем. Если вы вынуждены работать при ярком солнечном свете, располагайте свою модель в тени, там, где освещение обладает мягкостью и лишено теней, либо следите, чтобы солнце находилось позади человека, и используйте отражатель, чтобы подсветить лицо.
Чаще всего самые успешные портреты бывают самыми простыми, поэтому, чем меньше техники окажется у вас под руками, тем больше вы сконцентрируетесь на самом человеке. Запомните это, и вы не ошибетесь. Будьте готовы сделать немалое количество кадров, чтобы получить один-единственный удачный портрет.

Как снимать портрет

Для портретной съемки глубина резкости имеет очень большое, можно сказать ключевое значение. Только портрет во весь рост должен быть целиком резким, и то не всегда. Для этого диафрагма может быть установлена на f5.6–f11 и даже выше, если позволяет камера. Очень выигрышно смотрятся портреты с размытием, когда портретируемый отдален от заднего плана. Это достигается за счет широко раскрытой диафрагмы f2–f4, в этом случае глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) сильно уменьшается. И все, что после объекта фокусировки и перед ним, оказывается «размытым». Перед человеком в этом случае не должно быть посторонних предметов. За ним фон должен быть по возможности однотонным, без различных отвлекающих деталей. Хорошо, когда эту роль выполняет листва деревьев, морская синева, горная дымка или небо. Хуже, когда это жилые многоэтажки, резкие ветви оголенных деревьев, заводские трубы и т.д. При фокусировке следите за тем, чтобы в фокусе находились глаза. Снимок будет казаться нерезким, если глаза окажутся не в фокусе даже если рот, нос получатся сверхрезкими. Глаза должны быть всегда четкими, ясными, открытыми - это зеркало души. Портрет будет вполне удачным, когда в зоне резкости окажутся только одни глаза. Если нет возможности передать резкими оба глаза, наведите фокус на глаз, который ближе к зрителю.
Для съемки портретов подходят телеобъективы. Чтобы отделить человека от фона и сделать размытым фон, нужен именно «телевик». Для съемки портрета подойдут объективы с фокусным расстоянием от 50 мм (стандартный) и выше в эквиваленте для 35-миллиметровой пленки. Снимать человека широкоугольным объективом не стоит, вы получите искаженные пропорции лица. Хотя для съемки групповых портретов, разумеется, нужен именно широкоугольный объектив, либо придется отходить на очень большое расстояние, что в большинстве ситуаций просто неприемлемо.

Так как я являюсь большим поклонником портретной съемки, однажды мою голову посетила навязчивая идея - сделать портреты своих друзей. Не долго думая, я подготовил все необходимое оборудование, продумал единый стиль для всех фотопортретов и приступил к работе. О том, как проходили съемки, для чего мне это было нужно, и что получилось в итоге, излагаю ниже.

Что я хотел показать

Признаюсь к величайшему своему стыду, я не собирался изобретать что-то особенное. Идея была прозаическая и отнюдь не новая. Я просто решил сделать приятный сюрприз близким людям, качественно выполнив их портреты. Пожалуй, первоначально я думал именно о создании . Второй момент - это сильное желание увидеть всех и просто с каждым пообщаться по душам. Ведь, часто такое бывает, постоянно встречаешься с человеком, но обстановка не та, чтобы можно было вести задушевные беседы. Так и получается, что толком и не знаешь людей, с которыми знаком не один год.

Техника съемки портрета

Мы собирались тет-а-тет, располагались друг напротив друга в комнате, обставленной осветительным оборудованием, и пили чай. В руках у меня был фотоаппарат, которым я время от времени старался ненавязчиво пользоваться. Оппонент садился перед белым фоном. В моем распоряжении тогда было три моноблока Raylab - один 600 и два по 300 Дж. Самый мощный из них с установленным софтбоксом выступал в качестве рисующего источника света, а два других я использовал для создания контрового света с обеих сторон от модели. Дальнейшую пост-обработку я выполнил с применением композитинга , о котором я упоминал в статье - . В общем, это то единственное, что сохранилось от первоначальной идеи, однако суть фотографий кардинально изменилась в процессе съемок…

С чем я столкнулся во время съемок

Иногда это было легко и непринужденно. В другой раз фотосъемка проходила не совсем так, как я планировал. Но одно я точно могу сказать - все обернулось иначе, чем я ожидал, когда задумал весь этот «фотопроект». Да и друзья мои, прошедшие через эту фотосъемку, порой были удивлены результатом. Так случалось, что всякий раз беседы приобретали глубокий психологический оттенок, и собеседник открывался, возможно, больше, чем ему, или ей, этого хотелось. И я непроизвольно делал тоже.

Психологический портрет

Все, с кем я провел эти замечательные часы за чашкой чая, уходили домой в слегка ошеломленном состоянии. Вышло так, что никто и не предполагал, что обыкновенная съемка портрета выльется в нечто большее. В итоге мной были сделаны эти эмоциональные и психологические портреты личности, оставшиеся в памяти каждого участника надолго. Я невероятно счастлив, что по воле случая помог мне раскрыть и лучше понять так давно знакомых мне людей. Мне кажется, во время тех съемок каждый открыл что-то для себя. То, что не оставило никого равнодушным.

Аня пришла 28 мая 2012 Вася - 5 мая 2012 Марина - 25 апреля 2012
Леша - 27 апреля 2012 Дима - 23 апреля 2012 Паша - 22 апреля 2012
Денис - 22 апреля 2012 Света - 21 апреля 2012 Катя - 19 апреля 2012

Психологический портрет— это особое направление в искусстве фотографии, открывающее самые потаенные черты личности человека. Фотохудожники используют его как портретный жанр, который способен отразить всю полноту внутреннего мира, показать переживания, чувства, заглянуть в мельчайшие уголки души. Этим жанром пользовались великие художники, оставшиеся вне времени и вне моды - Ренуар, Рембрандт.

Психологический портрет - особый вид искусства

Подобные фото сегодня стоят очень дорого, поскольку это особый мир искусства, который раньше был доступен только величайшим мастерам, избранным. Когда мы смотрим на старинные портреты, понимаем, что через них мастер мог выразить надежды человека, силу его личности, характер и даже положение в обществе Современные мастера, владеющие этим видом фотоискусства, становятся знаменитыми и очень востребованными, поскольку передают больше, чем можно запечатлеть на обычном фото - движения души.

Мастер, использующий , сродни психологу, открывающий зрителям и самому человеку его тип темперамента, глубоко спрятанные комплексы, тайны внутреннего мира. Этот сложный вид искусства предполагает не только сильное внешнее сходство с реальным персонажем, но и то, насколько одухотворенным, выразительным, живым, искренним получится фотоснимок. Этого достигнуть тем более непросто, что многие люди теряются перед объективом и становятся зажатыми.

Но хороший фотографиспользует все возможные приемы, чтобы раскрепостить человека, расположить его к себе, сделать съемки комфортными. Нужно обладать большим талантом, чтобы раскрыть в портретном фотоснимке самые характерные черты. Для этого нужно обладать и навыками интересного собеседника, и психологическими способностями, и желанием открыть истину.

Именно такие самородки сформировали и передали своим ученикам базовые принципы, которые присущи психологическому портрету. На нем могут быть запечатлены и открыты не только сиюминутные эмоции, но и способность к поступкам в той или иной ситуации. В психологии это достигается путем длительных бесед, изучения личности, тестов.

Принципы психологического портрета

Именно благодаря творчеству таких фотографов и были сформированы принципы, на которых базируется современный . В современном мире этот термин также используется в психологии и означает полную характеристику человека в виде описания особенностей, черт характера человека и возможных его поступков в определенных ситуациях. Поэтому фотохудожника можно назвать также хирургом человеческой души.

Необычный жанр портретного снимка - тот же тест, который открывает способности, интеллект, самосознание, нацеленность на результат или, наоборот, усталость и инертность. Это особенно видно, когда фотохудожники делают портреты известных актеров, звезд кино, театра, политиков, музыкантов. Внешность этих людей известна всему миру.

Но только настоящий мастер сможет передать те черты личности, которые неизвестны широкому кругу людей. Это и есть проявление гения, особой одаренности человека, который работает в жанре психологического фотопортрета. Именно он может должным образом раскрыть самые тайные струнки душ сильных мира сего, самых известных людей поколения.

Психологический фотоснимок как способ познать себя

Настоящий художник очень часто является пророком. Только истинный талант может дать возможность человеку узнать себя с совершенно другой стороны. Как психолог после прохождения и анализа тестов дает своему пациенту рекомендации, так умело сделанная фотография может дать возможность взглянуть на себя абсолютно по-другому.

После того, как человек видит себя на портрете, он смотрит на черты своей личности, как будто портрет сделан через увеличительное стекло и может понять то, чего раньше не замечал. В этом и есть сила искусства.

Если вы хотите по-настоящему передать характер человека на снимке, учтите, что модель не должна испытывать никакого дискомфорта. В этом вам помогут несколько приемов. Во-первых, поговорите с человеком о чем-то, что представляет для вас обоих взаимный интерес, так вы снимете нервозность. Через несколько минут после начала беседы люди забывают о камере, так что вам останется лишь схватывать интересные выражения их лиц каждый раз, как они появятся. Во-вторых, никогда не просите натурщика улыбнуться или сказать «cheese».

Настоящая улыбка идет изнутри, и единственный способ заставить человека улыбнуться - дать ему для этого повод: рассказать анекдот, заговорить о чем-то веселом. Разумеется, вы не всегда будете искать улыбки. Если вы посмотрите на творения успешных портретных фотографов, вы часто увидите, что на лицах их моделей заметно более задумчивое, серьезное выражение, благодаря которому характер человека становится более явным. Возможно, человек, которого вы хотите сфотографировать, может похвастаться самостоятельным взглядом на политические проблемы, или, может быть, он в свое время пережил какие-либо невзгоды. Чем больше вы знаете о человеке, тем больше вы сможете контролировать ситуацию, предвидя, какого типа портрет у вас получится.

Старайтесь всегда произвести соответствующее впечатление: вы «уверены в себе и контролируете ситуацию», даже если в действительности вы нервничаете так же, как и ваша модель. Если люди почувствуют, что вы не знаете, что делать, они никогда не смогут доверять вам. Самые интересные выражения появляются и исчезают в долю секунды, а потому всегда следите и будьте готовы «схватить» их. В-третьих, планируйте все заранее, так чтобы ваша съемка проходила быстро и легко. Определите место, сформулируйте несколько идей и установите оборудование, чтобы можно было приступать к работе. Позирование для портретов быстро утомляет людей, так что, если в первые полчаса вы не сможете сделать несколько удачных кадров, скорее всего, сегодня у вас ничего не получится.

Если вы работаете в помещении, в обстановке фотостудии, следите за освещением, чтобы оно не осложняло определение экспозиции. Одна вспышка, оснащенная софтбоксом, идеально подходит для мужских портретов, и, если вы расположите ее на 45-90 градусов от модели, это поможет вам создать освещение, способное подчеркнуть скульптурные черты лица и текстуру кожи. Если же вы будете фотографировать женщину или девушку, используйте мягкий свет, скорее подсветку, лишенную резких теней Две вспышки и два софтбокса, расположенные по обе стороны от камеры, создадут идеальные условия, В качестве альтернативы вы можете усадить модель возле окна, используя проникающий в помещение свет.

При работе на открытом воздухе мягкий свет ясного, чуть облачного дня идеально подходит для портретной съемки, поскольку контрастность будет низкой, резкие тени и яркие блики не будут представлять для вас проблем. Если вы вынуждены работать при ярком солнечном свете, располагайте свою модель в тени, там, где освещение обладает мягкостью и лишено теней, либо следите, чтобы солнце находилось позади человека, и используйте отражатель, чтобы подсветить лицо. Чаще всего самые успешные портреты бывают самыми простыми, поэтому, чем меньше техники окажется у вас под руками, тем больше вы сконцентрируетесь на самом человеке. Запомните это, и вы не ошибетесь.

Будьте готовы сделать немалое количество кадров, чтобы получить один-единственный удачный портрет.

Хороший психологический (жанровый) портрет – это не зафотошопленный в дорогом туалете и макияже, которая стремится показать свою гламурность. Хороший портрет показывает человека таким, какой он есть 99% своей жизни, показывает характер и немного приоткрывает занавес над внутренним миром человека.

Людям почему-то хочется всегда украсить свою внешность на фотографии искусственной улыбкой, неестественной позой или какими-то вещами… Между тем, на таких фотографиях людей почти невозможно узнать. Это же касается и классических художественных портретов – художник всегда хотел приукрасить внешность портретируемого, чтобы тому понравился его портрет.

Но есть люди, которым нужны реальные лица и эмоции. Пусть такой портрет не будет выглядеть как фото с обложки модного журнала, зато этот портрет будет нравится, и человеку, и фотографу. Если внешность человека со временем меняется, то внутренний мир почти нет, и по нему можно будет узнать личность.

Опытный фотограф, создавая портреты не для обложек журналов, а для клиентов, или, что еще более вероятно, для себя самого, всегда сможет найти те слова, которые успокоят портретируемого и в процессе съемки полностью раскроют его настоящее лицо. Разговор во время фотосессии способен создать невидимые связи между фотографом и его моделью. Процесс съемки может быть отличным сеансом психотерапии и временем отдыха. Про это так же писал Алексей Кучер, он даже запатентовал свой метод «фотокоррекции» личности, при котором человек становится более уверен в себе, легче побеждает комплексы, ранимость и тревожность.

Вспомните, разве вы уютно себя чувствуете перед камерой профессионального фотографа? Разве вас не начинает мучать мысль «а как я выгляжу» ? Так вот, найдет подход к человеку, с помощью которого получатся отличные портреты и хороший психотерапевтический разговор, при котором портретируемого не будут волновать чисто визуальные аспекты фотографии.

Зачастую фотограф, которого заметили с готовой для съемок камерой, запечатлевает на снимках реакцию на фотоаппарат. У многих людей эта реакция заучена – одни начинают улыбаться, другие отворачиваются. Поэтому если снимаете в повседневной жизни, старайтесь чтобы люди или не замечали вас как фотографа, или же привыкли к вам и вашей фотокамере и тоже не замечали момента вашего нажатия на спуск.

Конечно, есть люди, которые стремятся предстать на фотографии совсем другими личностями, чем есть на самом деле. Ну что ж, и такое желание должно быть удовлетворено. Тут уж на первый план выходят не разговоры, не « », а умение работать со светом, камерой и фотошопом. И в таком портрете тоже есть смысл, но уже не психология…

© 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство