Мазепа – герой или предатель? Мазепа Иван (гетман) – краткая биография

Мазепа – герой или предатель? Мазепа Иван (гетман) – краткая биография

Государственный и политический деятель Украины Иван Степанович Мазепа (Мазепа Колединский) родился на хуторе Каменцы (впоследствии село Мазепинцы) под Белой Церковью (Речь Посполитая), в семье украинской шляхты. Год рождения его в точности неизвестен (1629, 1633, 1639, 1644). Иван Мазепа в детстве освоил езду верхом и владение саблей, изучал европейские науки, а со временем по настоянию матери поехал учиться в Киево-Могилянскую коллегию, которую в годы своего гетманства преобразовал в академию. Позже учился в Иезуитском коллегиуме в Варшаве.

Позже отец послал Ивана Мазепу ко двору польского короля Яна II Казимира, где он состоял в числе «покоевых» дворян. Затем его как талантливого шляхтича направили в Западную Европу для завершения образования. Голландия, Франция, Германия, Италия расширили мировоззрение молодого человека. Он досконально изучил основы фортификации, пушечное дело и прочие науки. Иван Мазепа был весьма просвещенным человеком для своего времени: владел, кроме украинского, русским, польским, латинским, немецким и итальянским языками, знал голландский, французский, татарский, хорошо разбирался в философии и истории, музыке и поэзии, писал стихи .

В 1665 году, после смерти своего отца Адама-Степана Мазепы, Иван Мазепа получил должность черниговского подчашего. Эту должность с 1662 года вплоть до смерти занимал его отец. В 1669 году Иван Мазепа поступил на службу к гетману правобережной Украины Петру Дорошенко и дослужился до звания генерального писаря. В 1674 году он перешел к гетману левобережной Украины Ивану Самойловичу.

В 1682 - 1688 годах был генеральным есаулом, выполнял важные дипломатические поручения.

После неудачной Крымской кампании 1687 года гетман Самойлович был смещен с поста гетмана и сослан в Сибирь. При поддержке со стороны фаворита царевны Софьи боярина Василия Голицина 4 августа (по старому стилю 25 июля) 1687 года Ивана Мазепу избрали гетманом левобережной Украины.

Официально его титул именовался "гетман войска Запорожского обеих сторон Днепра". Иван Мазепа был женат на богатой польской вдове, сам был одним из крупнейших землевладельцев на Украине.

Длительное время Иван Мазепа был одним из ближайших сподвижников царя Петра I и много сделал для экономического подъема Левобережной Украины. За многочисленные заслуги перед Россией Мазепа (вторым в империи) был награжден высшей российской наградой - орденом Святого Андрея Первозванного.

Иван Мазепа принимал участие в кампании 1705 года против короля Швеции Карла XII в поддержку короля Польши Августа II, в то время союзника Петра I. В 1706 году Мазепа предпринял укрепление Печерской крепости в Киеве. В 1707 году, желая отторгнуть Украину от России, вступил в тайные переговоры с Карлом XII и новым польским королем Станиславом Лещинским. В 1708 году Мазепа заключил соглашение с королем Станиславом Лещинским, обещая Польше Киев, Чернигов и Смоленск; для себя он хотел получить титул князя и права на Витебск и Полоцк. В октябре 1708 года в Новгороде-Северском Мазепа открыто присоединился к противнику России в Северной войне шведскому королю Карлу XII. Позже на сторону Мазепы перешли еще около 3 тысяч запорожских казаков. В ответ Петр I ликвидировал ставку Мазепы, лишил его всех титулов и избрал нового гетмана, а 12 ноября 1708 года митрополит Киевский объявил Мазепе церковную анафему. В следующие месяцы многие из приверженцев Мазепы перешли на сторону россиян. Таким образом, ко времени

Понимание именно этого исторического периода украинской истории, известного почти всей Европе, крайне важно для каждого украинца. Развитие государства невозможно без национального самоосознания. Подобное самоосознание присуще всем нациям, создавшим свое государство. И Украина не может быть в этом смысле исключением.

От легенды до исторического символа

Иван Степанович Мазепа — один из наиболее выдающихся украинских гетманов, который дольше всех (более 20 лет) пребывал у власти — родился 20 марта 1640 года (по некоторым источникам в 1639 или в 1644) на хуторе Каменцы (со временем Мазепинцы) неподалеку от Белой Церкви, что на Киевщине, в семье украинской шляхты.

Мать — Мария Магдалина — была образованной, смелой и большой патриоткой Украины. Она до конца дней своих (1707 г.) была первой советчицей сына-гетмана, что свидетельствует о ее глубоком интеллекте. Последние 13 лет жизни она была игуменьей Киево-Печерского женского монастыря.

Иван еще с малых лет осваивал езду верхом и владение саблей, изучал европейские науки, а со временем по настоянию матери поехал учиться в Киево-Могилянскую коллегию, которую в годы своего гетманства превратит в академию. Любимыми авторами Мазепы были Цицерон, Тит Ливий, Тацит.

По окончании коллегии отец Ивана Мазепы Степан-Адам (довольно деловая фигура в свите гетмана Выговского) посылает сына ко двору польского короля пажем, откуда его как талантливого шляхтича направляют в Западную Европу для завершения образования. Голландия, Франция, Германия, Италия расширили мировоззрение молодого человека, обогатили духовно и политически. Он досконально изучил основы фортификации, пушечное дело и прочие науки.

Стройный, невероятно привлекательный внешне, Иван был весьма просвещенным человеком для своего времени: владел, кроме украинского, русским, польским, латинским и французским языками, хорошо разбирался в философии и истории, музыке и поэзии, писал стихи. С юных лет и до поздней старости Мазепа владел даром очаровывать людей: короли и цари, воины и казаки, даже духовенство покорялись его привлекательности, не говоря уж о женщинах. Через его жизнь проходит ряд любовных приключений.

Главный герой поэмы Байрона «Мазепа», вспоминая свою молодость, говорит:

Я очень был красив тогда;
Теперь за семьдесят года
Шагнули, — мне ль бояться слов?
Немного мужей и юнцов, —
Вассалов, рыцарей, — со мной
Могли поспорить красотой.

Заклятый враг Мазепы при дворе польского короля, один из многих, кто завидовал успехам украинца, сделал все, чтобы Иван Степанович утратил королевскую благосклонность. В своих «Споминах» (мемуарах) этот мастер пера описал легенду об одном из любовных приключений Мазепы, которая, по мнению автора, должна была навеки опозорить бывшего королевского любимца. Но вышло наоборот...

Легенда эта рассказывала о том, что Мазепа, имея любовницу — жену крупного польского магната, был пойман «на горячем», привязан голышом к дикому коню, который помчал парня по степи из Польши до самой Украины. И хотя эта выдумка была маловероятной, она стала своеобразным символом. Красивая, привлекательная история была подхвачена поэтами, художниками и композиторами, когда настало время восхваления одного из выдающихся гетманов Украины, государственного деятеля, созидателя, покровителя культуры, знатока и мастера литературной нивы.

Европейцы Вольтер (1731 г.), Францишак Госецкий (1732 г.), Анри Констана д’Орвиль (1764 г.), Генрих Бертуха (1812 г.), американец Джон Говард Пейн (1852 г.) — вот лишь несколько авторов, основавших мировую мазепиану. В XIX веке ее пополнили оперы, музыкальные симфонии, этюды, романы, повести, поэмы, художественные полотна.

В Киеве музыкант и композитор Селецкий, знакомый с Листом, Мендельсоном и Мейербером, в своих воспоминаниях пишет, что по предложению Варвары Репниной он хотел создать оперу «Мазепа», либретто к которой должен был написать Шевченко. Но при встрече с поэтом Селецкий настаивал, чтобы либретто было на русском языке. Шевченко не согласился.

В западноевропейской литературе Мазепа, благодаря романтической поэзии, остался легендарным героем. Английский поэт Байрон, французы — писатель и поэт Гюго и живописец Верне, венгерский композитор Лист, используя эту легенду, создали бессмертные произведения, вознесшие своего героя на уровень исторического символа.

«Возможно, когда-то он пригодится родине»

Мир между Украиной и Польшей, как всегда, не был долгим. Опального Мазепу отсылают с польским войском, уже в который раз пошедшим войной на Украину. Но оказавшись у Белой Церкви, Мазепа оставил королевское окружение и поехал на свою родину — в Мазепинцы.

В то время на Украину посягали три могущественных соперника — Польша, Россия и Турция. Каждое из этих государств имело в Украине своего гетмана. Самый знаменитый из них — Петр Дорошенко хотел объединить растерзанную Украину в единое государство при помощи султана. К нему и пришел Мазепа. Образованный, с дипломатическими способностями, он быстро становится комендантом гетманской гвардии, а вскоре — почетным генеральным писарем, то есть главой дипломатического ведомства казачьего государства.

Казачий «министр иностранных дел» Правобережной Украины Иван Степанович Мазепа ведет переговоры с Левобережным гетманом Самойловичем, с турецким султаном и крымским ханом, с московским царем и польским королем, даже с французским — Людовиком XIV. Современниками Мазепы были Корнель, Лафонтен, Буало, Паскаль, Ларошфуко — все они не могли не повлиять на мировоззрение будущего гетмана.

Ларошфуко в одной из своих сентенций говорил: «Дальновидный человек должен определить место для каждого из своих желаний, а затем осуществлять их поочередно». Руководствуясь этим принципом, молодой Иван Мазепа вступает в брак с богатой вдовой, которая вскоре умирает, оставляя ему большое наследство. Мазепа становится одним из богатейших дидычей (помещиков) Украины. В его имениях насчитывалось более 100 тысяч крестьян.

Украина во второй половине XVII века переживала страшные времена: турки, татары, поляки и московиты нападали на ее земли. Летописец тех времен Величко так описывает этот край: «Многие города и замки опустели, разрушены... Поля опустошены, леса, озера и болота покрыты мхом... На всех дорогах белеют кучи высушенных человеческих черепов...». Богатые и плодородные земли Украины стали пустыней. К тому же одна украинская верхушка тянется к Москве, другая — к Турции, третья — к Польше.

Мазепа так описывает те времена:
Всі покою щиро прагнуть,
Та не в єдин гуж всі тягнуть.
Той направо, той наліво,
А все браття — тото диво!
(Что, к сожалению, остается актуальным в Украине и сегодня...)

В 1674 г. по поручению гетмана Дорошенко Мазепа отправился в Турцию. Он вел небольшой отряд охраны из татар и 15 невольников в качестве дара для хана. В Крыму на этот «дипломатический корпус» напал известный запорожский атаман Иван Сирко. Запорожцы татар перерезали, а невольников освободили. По казачьему кодексу чести считалось наибольшим преступлением выдавать христиан в руки басурман, поэтому Мазепу приговорили к смертной казни. И только красноречие спасло его от смерти. Известно, что под влиянием его речи, которую, к сожалению, не донесла до нас история, Сирко после продолжительных раздумий сказал запорожцам пророческие слова: «Не убивайте его... Возможно, когда-то он пригодится родине». И Сирко передал Мазепу в руки своего союзника, Левобережного пророссийского гетмана Самойловича. Не без московского влияния у Самойловича отнимают гетманскую булаву, отправляют его в Москву, а затем, обвинив в измене по доносу Кочубея, Гамалия и других, ссылают с семьей в Сибирь в Тобольск.

В 1687 году гетманом Украины казачья верхушка выбирает Мазепу, когда ему уже пошел пятый десяток. Избрание гетмана Левобережной Украины состоялось 25 июля (4 августа по новому стилю) на казачьей Раде в полковом поселке Коломак (сейчас поселок в Валкивском районе Харьковской области). При этом были подписаны исторически известные Коломакские статьи, ограничивающие права гетмана, но усиливающие власть российского царизма в Украине. И хотя по этим статьям запрещалось избирать гетмана и назначать казачьих старшин без разрешения царя, все же старшины получали ряд привилегий — нерушимость владения имениями, предоставление сана дворянства и широких полномочий для борьбы с антифеодальными движениями, подавления восстаний «сіроми» и т.п.

Во время выборов гетмана Мазепы по традиции был зачитан договор, подписанный в свое время Богданом Хмельницким и ратифицированный Москвой, где были изложены основные положения отношений между Украиной и Московщиной. Правда, этот договор был несколько искажен и отличался от оригинала, хранящегося только в Москве, поскольку киевский экземпляр сгорел в Киево-Печерской лавре при довольно загадочных обстоятельствах. Как известно, российско-украинский договор 1654 года прежде всего провозглашал военный союз автономии Украины и России против Польши. А через два года (1656 г.) после подписания этого соглашения россияне с поляками подписывают в Вильно сепаратное перемирие без участия Украины, что означало фактически расторжение российско-украинского договора. Говорят, что Богдан Хмельницкий незадолго до своей смерти говорил о необходимости официального разрыва договора. Но смерть гетмана в 1657 году не позволила сделать это. А его преемнику, сыну Юрию (недалекому и безвольному), подсунули фальшивку, ставшую со временем единственным официальным текстом договора, который подписывали все гетманы.

Дополненные и переработанные в Москве статьи российско-украинского соглашения предусматривали уже не военный союз, а полное подчинение Украины Москве, без права вести самостоятельные переговоры, военные действия, почти до согласования с царем кандидатур на должность гетмана, казачьих полковников и т.п. А митрополит Киевский должен был признать власть Московского патриархата. Последнее вообще противоречило всем тогдашним международным нормам и церковным канонам, поскольку украинская церковь была в подчинении Константинополя.

Но вернемся к началу гетманства Мазепы. Он отдает много сил и средств на возрождение гетманской Украины. Резиденция гетмана — город Батурин — становится культурно-образовательным центром Украины и Европы. Мазепа переписывается со многими европейскими учеными и политическими деятелями, берет под свою опеку Киево-Могилянскую коллегию, превратив ее в академию, поднимает ее до уровня европейского университета, строит для академии новое трехэтажное здание. Он превращает Черниговский коллегиум в высшую школу-лицей, во многих городах и селах строит за свои средства школы, типографии, церкви. Мазепа восстанавливает монастырь Киево-Печерской лавры, окружив его монументальной стеной с чудесно украшенными воротами в виде церкви. Во времена Мазепы строится множество каменных церквей, в том числе и за средства гетмана. «Собор Мазепин сяє, біліє», — с гордостью писал Тарас Шевченко.

В начале XVIII века, в конце Мазепинского периода, в Украине была одна школа на 1000 жителей (через столетие, в 1875 году — уже одна школа на почти 7000 жителей). Во времена Мазепы (1708 г.) Киево-Могилянская академия насчитывала 2000 спудеев (студентов), но уже в 1709 году их становится 161, а почти через век это количество увеличивается, но всего до 800—1000 человек. Сегодня воскрешенная академия имеет более 2000 студентов. Во времена Мазепы среди слушателей университетов Сорбонны и Праги было много украинцев. Почти вся казачья старшина в Украине имела высшее образование.

Как глава государства Мазепа не отличался кротостью, жестоко расправлялся с врагами и с теми, кто посягал на его власть, власть аристократической верхушки. Он хотел, чтобы Украина была независимой, но его не очень беспокоила судьба бедноты и крестьянства. Поэтому «сірома», восстававшая против московского ярма, против польской шляхты и украинских господ, беспощадно подавлялась. И это одобрял Петр I. Было подавлено восстание во главе с Петриком, предводителем бедноты. В Сибирь сослан фастовский полковник Семен Палий, боровшийся против польского угнетения в Украине.

Мазепа, Иван Степанович - гетман малороссийский. Происходил из белоцерковской (Киевской губернии) православной шляхты.


Год рождения его в точности неизвестен (1629, 1633, 1639, 1644). Мазепа воспитывался при дворе польского короля Яна-Казимира и состоял в списке "покоевых дворян" (род камер-юнкеров). Думают, что неудачно исполненное Мазепой поручение, в 1663 г., к гетману Тетере прервало его придворную карьеру. В 1665 г., после смерти своего отца Адама-Степана Мазепы, Мазепа получил звание черниговского подчашего. К этому времени относят и его любовные приключения с Фальбовской и Загоровской, с которыми некоторые связывают переход Мазепы к казакам. Впоследствии Мазепа женился на вдове белоцерковского полковника Фридриковича. Были ли у Мазепы дети от этого брака - неизвестно. Перейдя к казакам, Мазепа поступил на службу к гетману Дорошенко и дослужился до звания генерального писаря. Когда Мазепа увидел, что дело Дорошенко проиграно, он перешел на сторону Самойловича и сблизился с ним. Есть известие, что Мазепа был воспитателем детей Самойловича. При Самойловиче Мазепа сделался генеральным есаулом. Участие Мазепы в интригах и доносе на Самойловича не доказано. После свержения Самойловича на коломацкой раде 1687 г. Мазепа был избран гетманом. Избранием он был обязан подкупу князя В.В. Голицына и щедрым обещаниям, данным старшине. Последнего Мазепа вознаградил раздачей имений и полковничих и других должностей. Как гетман-администратор Мазепа ничем не выделялся. Против него поднялось было народное восстание в 1692 г., под начальством Петрика Мазепы удалось усмирить его. Мазепа опирался на старшину, щедро раздавал ей имения; права крестьян при Мазепе истолковывались в ограничительном смысле. Покровительствовал также Мазепа духовенству, церквам и монастырям. Отношения Мазепы к Москве были долгое время вполне корректными. Поездка в Москву, встреча с Петром в Киеве, беспрекословное исполнение распоряжений Петра I - все давало повод последнему считать Мазепу в числе преданных себе лиц. Мазепа умел использовать свое положение и устранять с дороги опасных и популярных в народе лиц. Так, он добился того, что организатор казачества на правом берегу Днепра, белоцерковский полковник Семен Палий , пользовавшийся большой популярностью, был сослан в Томск. Полагают, что первая мысль об измене явилась у Мазепы в 1705 г., когда он обсуждал ее со вдовой княгиней Дольской, урожденной Вишневецкой. Позже Мазепа вел переговор с ней же и с польским королем Станиславом Лещинским, а в октябре 1707 г. открылся своему генеральному писарю Филиппу Орлику. Переговоры велись тайно, и содержание их остается неизвестным. До самого последнего момента Мазепа сумел сохранить доверие Петра. Доносы на Мазепу не раз посылались Петру из Украины. Он оставлял их без внимания. Весной 1708 г. донос на Мазепу отправил через своего родственника, полковника Искру, генеральный судья Василий Кочубей . Кочубей был раздражен на гетмана за романические отношения Мазепы к дочери Кочубея (об этом новые данные в книге Ф.М. Уманца и в "Заметках" А.М. Лазаревского). Петр отдал доносчиков в руки Мазепы, и они были казнены. Рассказ, будто бы Мазепа призвал Карла на Украину, не имеет твердых оснований. О переговорах Мазепы с самим Карлом ничего пока неизвестно. Движение Карла на Украину для Мазепы было, по-видимому, неожиданным. Когда шведский король вступил на территорию Украины, Мазепа с некоторыми полковниками передался на его сторону. Какое между ними состоялось соглашение, неизвестно. Из позднейших актов можно заключить, что Украина должна была оставаться свободной, сохранить целость границ и неприкосновенность своих привилегий. Получив известие об измене Мазепы, Петр немедленно же распорядился об избрании гетмана. Гетманом был избран Иван Скоропадский. Мазепа был предан анафеме. С полтавской битвой дело Мазепы оказалось проигранным. Он убежал вместе с Карлом и 18 марта 1710 г. умер в Бендерах. Тело его перевезли в Галац и похоронили в монастыре святого Георгия. Переход Мазепы на сторону Швеции некоторые из историков считают фактом случайным, делом эгоистических стремлений Мазепы. Но в последнее время выдвинута и иная точка зрения. Союз Украины со Швецией назревал и подготовлялся давно, и

шаг Мазепы был не шагом только эгоиста, но шагом политическим, рассчитанным только неверно, а потому и не имевшим успеха. Личность Мазепы интересовала многих писателей и поэтов, как Пушкина, Байрона, Готшалля, Словацкого. Их поэтические изображения очень далеки, однако, от исторической действительности.

Иван Степанович Мазепа

Иван Мазепа.

Мазепа Иван Степанович (1644 - 1709) - гетман Левобережной Украины (1687 - 1708). Один из крупнейших помещиков Украины. Сторонник выхода Украины из состава России. С этой целью вел тайные переговоры с польским королем Станиславом Лещинским, а затем с шведским королем Карлом XII , на сторону которого перешел открыто вместе с вооруженными отрядами казаков в октябре 1708 года. В Полтавской битве воевал на стороне шведов. После поражения бежал вместе с Карлом XII в турецкую крепость Бендеры, где и умер.

Данилов А.А. Справочные материалы по истории России IX - XIX веков.

Мазепа Иван Степанович (Мазепа Iван) (19.02.1639 - 21.09.1709) - гетман Украины (1687-1708). Стремился к отделению Левобережной Украины от России. Во время Северной войны 1700-1921 перешел на сторону вторгшихся на Украину шведов. После Полтавской битвы (1709) бежал в турецкую крепость Бендеры вместе с Карлом XII.

Украинские националистические организации в годы Второй мировой войны. Документы. В двух томах. Том 2. 1944-1945. Биографические справки. С. 1051.

Исторический словарь:

МАЗЕПА Иван Степанович (1644-1709) - гетман Левобережной Украины (1687 - 1708). Из украинской шляхетской семьи. Учился в Киево-Могилянской академии, состоял при дворе польского короля. В 1669-1673 гг. состоял писарем в войске у гетмана Правобережной Украины Я. Д. Дорошенко, в 1674 г. перешел к гетману Левобережной Украины И. С. Самойловичу. В 1687 г. избран «царского величества Войска Запорожского обоих сторон Днепра гетманом». Пользовался полным доверием Петра I, получил от него высшую награду России орден Андрея Первозванного. Вел тайные переговоры об отторжении Украины от России со Швецией и Речью Посполитой. В октябре 1708 г. перешел на сторону Карла XII и участвовал на стороне Швеции в Полтавской битве. Петр I произвел ритуал заочного отрешения Мазепы от гетманства, одновременно он был отлучен от церкви. После разгрома шведов бежал вместе с Карлом XII в турецкую крепость Бендеры, где и умер.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 292.

Марксистский взгляд:

Мазепа Иван Степанович , гетман Левобережной Украины (1687-1708). Воспитывался при дворе польского короля. В 1669-1681 служил у гетманов Правобережной и Левобережной Украины, в 1682-1686 генеральный есаул. Один из крупнейших землевладельцев Украины, которому принадлежали более 100 тыс.крестьян на Украине и св. 20 тыс. крепостных в России. Став гетманом, резко усилил феодально-крепостническую эксплуатацию крестьянства, жестоко подавлял крестьянские восстания. Мазепа проводил националистическую политику отделения Украины от России. С этой целью вёл тайные переговоры с польским королём С. Лещинским, а затем с королём Швеции Карлом XII, обещая поднять восстание против России и присоединиться к ним с казачьим войском. Во время Северной войны 1700-21, после вторжения шведов на Украину, в окт. 1708 М. открыто перешёл на сторону Карла XII, изменив своему народу и России. После поражения шведов в Полтавском сражении 1709 М. вместе с Карлом XII бежал в тур. крепость Бендеры.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-и томах, т. 5.

Мазепа Иван Степанович (1644-1709) - гетман Левобережной Украины (1687-1708). Родился в украинской шляхетской семье, воспитывался при дворе польского короля. С 1669 года - на службе у гетмана Правобережной Украины П. Д. Дорошенко , с 1674 года - у гетмана Левобережной Украины И. Самойловича , с 1682 года - генеральный есаул. С 1687 года - гетман Левобережной Украины. Один из крупнейших землевладельцев Украины. Мазепе принадлежало более 100 тысяч крестьян на Украине и свыше 20 тысяч крепостных в России. Проводил политику усиления феодально-крепостнического гнета. Стремясь отторгнуть Украину от России, Мазепа вел тайные переговоры вначале с польским королем Станиславом Лещинским, а затем - со шведским королем Карлом XII, на сторону которого он открыто перешел в октябре 1708 года, после вторжения шведских войск в Россию во время Северной войны 1700-1721 годов . После поражения шведов в Полтавском сражении 1709 года Мазепа вместе с Карлом XII бежал в турецкую крепость Бендеры, где и умер.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.

Крестьяне относились к «ляху» Мазепе враждебно

Мазепа Иван Степанович (ок. 1640-22.8.1709), гетман Левобережной Украины. Из украинской шляхетской семьи. Учился в Киево-Могилянской академии, состоял при дворе польского короля Яна II Казимира, был послан на три года в Европу. Позднее ездил с поручениями от короля к украинским гетманам И.Е. Выговскому, Ю.Б. Хмельницкому, П.И. Тетере. В 1669-1673 служил писарем в войске гетмана Правобережной Украины П.Д Дорошенко, в 1674 перешел к гетману Левобережной Украины И.С. Самойловичу, с 1682 генеральный есаул. В 1686 при поддержке князя В.В. Голицына участвовал в низложении Самойловича, дал присягу на верность России и 25.7.1687 избран «царского величества Войска Запорожского обеих сторон Днепра гетманом». Добиваясь укрепления личной власти, опирался на казацкую старшину, раздавал земли и препятствовал переходу крестьян в казаки, ставил во главе полков своих приверженцев, усиливал, в противовес городовому казачеству и запорожцам, личные «охотные» полки. Стараясь показать свою «верность православию», жертвовал часть своих доходов на содержание и строительство церквей. Рядовое казачество и крестьяне относились к «ляху» Мазепе враждебно, в связи с чем последнему приходилось прибегать к политической и военной поддержке русского царя: гетманскую резиденцию город Батурин постоянно охранял стрелецкий (затем солдатский) полк. Мазепа пользовался полным доверием царя Петра I, который считал его умелым правителем, ценил поставляемую им информацию о политическом положении в Восточной Европе и на Балканах. Поступавшие с 1688 доносы о переговорах Мазепы со Швецией и Речью Посполитой царь считал клеветой и переправлял их в Батурин. Мазепа неоднократно получал от русского правительства награды (в их числе орден Св Андрея Первозванного, 1700), ему принадлежало свыше 100 тыс крестьян на Украине и свыше 20 тыс. в России. В 1692-1695 Мазепа разбил отряды «ханского гетманчика» Петрика (авантюриста, чьи претензии на гетманство поддерживал крымский хан), во время Азовских походов 1695-1696 действовал в низовьях Днепра в составе войска Б.П. Шереметева. В 1697-1698 вместе с русским войском ходил под Очаков. В начале Северной войны 1700-1721 обеспечивал содержание гарнизонов и фортификационные работы в крепостях Левобережной и Правобережной Украины, направлял отряды казаков на вспомогательные участки военных действий (к Пскову, на Волынь, в Галицию и Белоруссию). Одновременно в 1705-1707 вел тайные переговоры с находившимся в полной зависимости от Швеции польским королем Станиславом Лещинским о переходе Украины под власть Речи Посполитой. 25.10.1708 под предлогом соединения с русской армией Мазепа перешел с 4-5 тыс. казаков через Десну в расположение шведской армии. Остальные казацкие полки подтвердили верность русскому царю. «Гнездо измены» - Батурин - было сожжено русскими войсками, в ноябре 1708 в Глухове Петр I произвел ритуал заочного отрешения Мазепы от гетманства (одновременно он был отлучен от церкви). Попытки Мазепы вступить в переговоры о возвращении в русское подданство были отвергнуты царем. После разгрома шведов в Полтавском сражении 1709 Мазепа бежал в турецкую крепость Бендеры.

Использованы материалы книги: Сухарева О.В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I, Москва, 2005

Легендарный и реальный Мазепа

Мазепа Иван Степанович - легендарный, излюбленный романтиками персонаж, вдохновивший Пушкина, Листа, Делакруа, Байрона и Гюго. Историческая реальность, однако, весьма отличается от легенды. Будучи знатного происхождения, Мазепа учился в Киевской Академии, а затем в иезуитском коллеже в Варшаве. Завершал образование в немецких университетах. В 1659 он выполняет поручения гетмана Украины. Последующие годы он проводит у себя в поместье, в семье. В 1687 Украинская Рада выбирает его гетманом после Ивана Самойловича, отстраненного Голицыным по приказу правительницы Софьи. Он участвует в Азовских походах и сражается против татар на Украине. Царь Петр питает к нему самые дружеские чувства, осыпает милостями и дает такие огромные владения, что богатство Мазепы скоро входит в пословицу. Поэтому, когда в октябре 1708, в разгар Северной войны, Мазепа переходит на сторону врага и присоединяется к шведской армии, его измена вызывает всеобщее недоумение. Правда, он уже с 1705 находился в тайных сношениях с Карлом XII при посредничестве Станислава Лещинского. Мазепе удается увлечь за собой лишь половину казаков, и в июне 1709 он разбит под Полтавой . Скрываясь вместе с Карлом XII в Бендерах, принадлежащих туркам, он умирает 11 (22) сентября 1709. До сих пор остается загадкой, что же в действительности двигало Мазепой: хотел ли он вернуть Украине прежние вольности, постепенно отобранные Россией, или, снедаемый тщеславием, надеялся превратить Малороссию в свой личный удел под покровительством Польши ?

Далее читайте:

Литература:

Дядиченко В. А. Нариси сусшльно-полiтичного устрою Лiвобережноi Украши кшця XVII - початку XVIII ст. Киiв, 1959;

Задонский Н. А. Мазепа. Ист. хроника. Воронеж, 1940.

Шведского короля Карла XII , почти за год до его разгрома русской армией. За измену присяге предан гражданской казни с лишением титулов и наград, которые он получил от царя. Русская православная церковь предала Ивана Мазепу анафеме . После поражения Карла XII под Полтавой () бежал в Османскую империю и умер в городе Бендеры .

Биография

Семья

Мазепа родился в украинской шляхетской православной семье в селе Мазепинцах Белоцерковского староства на Киевщине . Первый документально известный предок будущего гетмана, прадед Ивана Мазепы - Николай Мазепа-Колединский , которому за военную службу был пожалован польским королем Сигизмундом ІІ Августом хутор на речке Каменице, впоследствии село Мазепинцы .

Отец, Адам-Степан Мазепа, был одним из соратников Богдана Хмельницкого . Принимал участие в Переяславских переговорах с русскими боярами. Не поддержал Переяславский договор и в дальнейшем принимал участие вместе с гетманом Выговским в создании Великого княжества Русского в составе Речи Посполитой, однако результатов не добился. В 1662 году польским королём был назначен на должность подчашего Черниговского и эту должность занимал вплоть до своей смерти в 1665 году .

Костомаров пересказывает записки Паска, польского придворного, служившего вместе с Мазепою при дворе Яна-Казимира. По его известиям, в 1661 году Мазепа, оговорил перед королем своего товарища Паска. Паска арестовали, разобрали дело, оправдали, и король подарил ему 500 червонцев, а Мазепа был временно удалён от двора. В следующем 1662 году Пасек, не забывая причиненного ему оскорбления и будучи навеселе, ударил Мазепу, Мазепа схватился за оружие. Одни из свидетелей приняли сторону Мазепы, остальные приняли сторону Пасека потому что не любили и не уважали его из-за украинского происхождения. Король сказал: «Клевета показывается больнее раны». Он призвал к себе Паска и Мазепу, приказал им перед своими глазами обняться и простить друг другу взаимные оскорбления .

Жизнь православного Мазепы при католическом дворе Иоанна Казимира была сложна. Вот как описывает её окончание Костомаров: «Сверстники и товарищи его, придворные католической веры, издеваясь над ним, додразнили его до того, что против одного из них Мазепа в горячности обнажил шпагу, а обнажение оружия в королевском дворце считалось преступлением, достойным смерти. Но король Иоанн Казимир рассудил, что Мазепа поступил неумышленно, и не стал казнить его, а только удалил от двора. Мазепа уехал в имение своей матери, на Волынь» . Паск в своих записках утверждает, что Мазепа окончательно оставил двор из-за случившейся там, на Волыни, истории с женой пана по фамилии Фальбовский, который, якобы, обнаружив связь жены с Мазепой, привязал обнажённого Мазепу к коню, напугал коня плетьми, криками и выстрелами и пустил вскачь средь зарослей дикого шиповника и терновника .

Однако летопись Величка (также цитируемая Костомаровым), сообщает, что «Мазепа оставил придворную службу тогда, когда король Ян-Казимир предпринял поход с войском на левую сторону Украины под Глухов и на пути остановился в Белой Церкви, следовательно, в конце 1663 года. Здесь Мазепа отклонился от войска короля и остался при своем старом отце, жившем в своем имении, в селе Мазепинцах» .

Карьера

В своей книге «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей» Н. И. Костомаров пишет: «Мы не знаем степени участия Мазепы в интриге, которая велась против гетмана Самойловича, должны довольствоваться только предположениями, и потому не вправе произносить приговора по этому вопросу» . Следует заметить, что в книге «Мазепа» (глава 1) Н. И. Костомаров упоминает «его интриги, употребленные им перед всемогущим временщиком князем Василием Васильевичем Голицыным для погубления гетмана Самойловича», а в книге «Руина» описывает эти интриги подробнее.

В роли гетмана Мазепа принял участие во втором крымском походе князя Василия Голицына .

Широко распространена точка зрения, представляющая и Мазепу, и Голицына в неблаговидном свете: «Избранием он был обязан подкупу кн. В. В. Голицына и щедрым обещаниям, данным старшине. Последнюю Мазепа вознаградил раздачей имений и полковничих и других должностей. Как гетман-администратор Мазепа ничем не выделялся» .

Любопытна записка Мазепы, сохранившаяся в делах Государственного архива вместе с письмами царевны Софии, показывающая, что Мазепа после своего избрания в гетманы заплатил князю Голицыну взятку за содействие .

По мнению О. Ковалевской версия о взятке не соответствует действительности, так как дары за содействие избранию были посланы Мазепой Голицину через год после избрания . Тем не менее, своим возникновением версия о взятке обязана самому Мазепе. В 1689 году, после падения власти Софьи и временщика Голицына, Мазепа подал царю челобитную. «Он доносил царю, что Леонтий Неплюев угрозами вынудил у него дать князю Голицыну отчасти из пожитков отрешенного гетмана Самойловича, а отчасти из собственного своего „именьишка“, которое по милости монаршей нажил на гетманском уряде, 11 000 рублей червонцами и ефимками , более трех пудов серебряной посуды, на 5000 рублей драгоценных вещей и три турецких коня с убором» .

Н. И. Костомаров так подводит нравственный итог карьере Мазепы: «В нравственных правилах Ивана Степановича смолоду укоренилась черта, что он, замечая упадок той силы, на которую прежде опирался, не затруднялся никакими ощущениями и побуждениями, чтобы не содействовать вреду падающей прежде благодетельной для него силы. Измена своим благодетелям не раз уже выказывалась в его жизни. Так он изменил Польше, перешедши к заклятому её врагу Дорошенку; так он покинул Дорошенка, как только увидал, что власть его колеблется; так, и ещё беззастенчивее, поступил он с Самойловичем, пригревшим его и поднявшим его на высоту старшинского звания. Так же поступал он теперь со своим величайшим благодетелем, перед которым ещё недавно льстил и унижался» .

Союзник Петра

До наших времён дошла фраза Мазепы, произнесённая им 17 сентября 1707 года : «Без крайней, последней нужды я не переменю моей верности к царскому величеству» . Тогда же он объяснил, что это может быть за «крайняя нужда»: «Пока не увижу, что царское величество не в силах будет защищать не только украины , но и всего своего государства от шведской потенции». Был он в тяжёлой обиде на Петра после военного совета в Жолкве в марте 1707 года , на котором обсуждалось существенное ограничение автономии Малороссии и самостоятельности гетмана. Но всё равно был готов ждать до «крайней, последней нужды» - пока не станет очевидно, что Пётр проигрывает войну.

Переход на сторону Карла XII

В «своей беседе с Орликом Мазепа объяснял свои переговоры с Лещинским исключительно военной угрозой». Он сказал, «что будет оставаться верен царскому величеству, „пока не увижу, с какой силой Станислав к границам украинским прейдет и какие будут успехи шведских войск в Московском государстве“» . Таким образом, уже за год до перехода на сторону Карла Мазепа подготовил почву для того, чтобы в случае «крайней и последней нужды» перейти на сторону противника, если тот будет побеждать.

Существуют сведения, что первый замысел перехода на сторону Швеции обсуждался Мазепой и вдовой княгиней Дольской, по первому мужу Вишневецкой, в конце 1705 года (известны письма Дольской). Позже Мазепа вступил в тайные переговоры сперва с княгиней Дольской, затем с королём Станиславом Лещинским , в частности, через иезуита Заленского . Чтобы привлечь Мазепу на свою сторону, в 1706 году «княгиня Дольская передала Мазепе слова Б. П. Шереметева и генерала Рена, что Меншиков намеревается стать гетманом или князем Черниговским и „роет яму“ Мазепе» .

Незадолго перед тем Мазепа обвинил фастовского полковника Палея в измене Петру и в стремлении изменить порядок украинской жизни в пользу казацкой голытьбы и черни, Палей был отправлен в Москву, а оттуда сослан в Томск .

В конце августа 1707 года последовал новый, опасный донос на Мазепу со стороны генерального судьи В. Л. Кочубея , посланный с севским иеромонахом Никанором, который прибыл в Москву 17 сентября. Но донесение было признано ложным в свете хорошо известной личной вражды между Кочубеем и Мазепой: в 1704 году у Мазепы был роман с дочерью Кочубея - Матрёной, которой он был восприемником (крёстным отцом), что сделало брак невозможным, поскольку такая связь считалась инцестом .

В январе 1708 года Кочубей послал Петра Янценка (Яковлева) со словесным известием об измене Мазепы. Яковлев явился благовещенскому протопопу (духовнику царя), который представил его царевичу Алексею Петровичу . Царь счёл новый донос опять ложным, поручив разбирательство друзьям гетмана: Гавриилу Ивановичу Головкину и Петру Павловичу Шафирову .

Напуганный этим доносом, Мазепа после благополучного для него исхода следственного дела (по приказу Петра I Кочубей и также доносивший на Мазепу полтавский полковник И. И. Искра подверглись пыткам, после чего, 14 июля 1708 года, были обезглавлены ) ещё энергичнее повёл переговоры со Станиславом Лещинским и Карлом XII, закончившиеся заключением с ними тайных договоров. Мазепа предоставлял шведам для зимних квартир укреплённые пункты в Северщине, обязывался доставлять провиант, склонить на сторону Карла запорожских и донских казаков, даже калмыцкого хана Аюку . В 1708 году Мазепа всё ещё пользовался доверием царя.

По сведениям Д. Яворницкого, после жестокой свалки взяты были в плен - кошевой атаман, войсковой судья, 26 куренных атаманов, 2 монаха, 250 человек простых казаков, 160 человек женщин и детей. Из того числа 5 человек умерло, 156 человек атаманов и казаков казнено, причём несколько человек были повешены на плотах и самые плоты пущены были вниз по Днепру на страх другим .

Костомаров так описывает «треугольник» Пётр-Мазепа-Сечь: «Перед царём, выхваляя свою верность, он [Мазепа] лгал на малорусский народ и особенно чернил запорожцев, советовал искоренить и разорить дотла Запорожскую Сечь, а между тем перед малоруссами охал и жаловался на суровые московские порядки, двусмысленно пугал их опасением чего-то рокового, а запорожцам сообщал тайными путями, что государь их ненавидит и уже искоренил бы их, если бы гетман не стоял за них и не укрощал царского гнева» . Мазепа писал Головину о своём давнем недруге Косте Гордеенко: «Запорожцы ни послушания, ни чести мне не отдают, что имею с теми собаками чинити? А все то приходит от проклятого пса кошевого… Для отмщения ему разных уже искал я способов, чтоб не только в Сечи, но и на свете не был, но не могу найти…»

Но случилось так, что Сечь была уничтожена русскими войсками именно тогда, когда часть запорожцев под водительством Гордеенко поддержала Мазепу. Ещё в 1703 году, когда «среди запорожцев начались „шатости“», Мазепа предложил Москве на казаков «несколько десять бомб бросить» . По этому поводу Т. Г. Таирова-Яковлева высказывает интересную гипотезу о роли раздоров с Сечью в безнадёжном переходе Мазепы к шведам: «Кто знает, может быть, Мазепа, понимая, что гибнет, намеревался утащить в эту пропасть и Запорожье, которое он всегда считал врагом Гетманщины?»

События в Батурине

Поражение, анафема и смерть

Карл XII и гетман Мазепа после Полтавской битвы

Но, судя по всему, Карл XII продолжал доверять Мазепе и 8 апреля 1709 года заключил с ним формальный договор, фиксирующий, по всей видимости, прежние договоренности, частично уже исполненные, а частично уже невозможные, в котором, в частности, даровал Мазепе пожизненное звание «законный князь Украины». Мазепа же, среди всего прочего, обещался передать Карлу XII «на время войны и опасностей» города Стародуб , Малин , Батурин , Полтаву , Гадяч . Союзным договором между Украиной и Швецией предусматривалось: «Все, что завоюется из бывшей территории Московщины, будет принадлежать на основании военного права тому, кто этим завладеет, однако то, что раньше принадлежало украинскому народу переходит во владение украинского княжества» [неавторитетный источник? ] .

В тот же день в Глухове была совершена символическая казнь бывшего гетмана, которая описывается следующим образом: «вынесли на площадь набитую чучелу Мазепы. Прочитан приговор о преступлении и казни его; разорваны князем Меншиковым и графом Головкиным жалованные ему грамоты на гетманский уряд, чин действительного тайного советника и орден святого апостола Андрея Первозванного и снята с чучелы лента. Потом бросили палачу сие изображение изменника; все попирали оное ногами, и палач тащил чучелу на веревке по улицам и площадям городским до места казни, где и повесил» .

Идеологические оценки личности и деяний Мазепы чрезвычайно различны, часто противоположны. Однако объективным результатом его перехода к Карлу было втягивание войска шведов в Малороссию, куда они вошли в расчёте на обещанные Мазепой провиант, зимние квартиры и 50 тысяч казачьего войска: «Карл шел в Украину с большими надеждами. Малороссийский гетман Иван Мазепа вступил с ним в тайный договор, и его тайная присылка к королю с просьбою идти скорее была, как говорили, причиною внезапного поворота королевского» . Но под знамёна Мазепы встало только 3 тысячи, многие из которых вскоре его покинули, воспользовавшись объявленной Петром амнистией. Позднее к шведам присоединилось ещё около 7 тысяч запорожцев (это по шведским данным, обычно называют вдвое меньшие числа). Эти войска даже не участвовали в решающем Полтавском сражении . В то же время, в русской армии было больше казаков, чем у Мазепы.

Войска шведов под Полтавой 27 июня (8 июля) 1709 года были разгромлены российской армией , влияние Швеции в Европе было значительно ослаблено, а влияние России возросло. После Полтавской битвы Карл и Мазепа бежали на юг к Днепру, переправились у Переволочны , где чуть не были захвачены русскими войсками, и прибыли в Бендеры .

Союзный договор между гетманом Мазепой, Карлом XII и Запорожской Сечью

Это был договор о совместной борьбе против русского царя Петра І, подписанный 27 марта 1709 года в Великих Будищах гетманом Войска Запорожского Иваном Мазепой , королем Швеции Карлом XII и кошевым атаманом Константином Гордиенко .

По этому договору Украина провозглашалась «на вечные времена свободной от всякого чужого посягательства», Запорожье присоединялось к шведско-украинскому союзу, а шведский король Карл XII давал обязательство не заключать мира с Петром І без выполнения союзных обязательств .

Вопрос о снятии анафемы

Вопрос об анафеме на гетмана Мазепу был вынесен на обсуждение Священного Синода УПЦ , заседание которого состоялось 14 ноября 2007 года . Синод поручил Богословской комиссии УПЦ и Киевской духовной академии изучить вопрос относительно канонических и исторических обстоятельств отлучения от Церкви гетмана Ивана Мазепы и фактов совершения по благословению церковной власти заупокойных богослужений по нему .

Обращение Президента было связано с тем, что канонические Украинская православная церковь в Канаде (в составе Константинопольского патриархата) и Украинская грекокатолическая церковь , а также неканонические Украинская православная церковь Киевского патриархата и Украинская автокефальная православная церковь не признают анафему на гетмана Мазепу и проводят богослужения за упокой его души.

В то же время украинские православные организации напомнили Ющенко, что гетман Мазепа в 1708 году был предан анафеме Православной церковью за нарушение данной на Евангелии присяги на верность русскому царю, а также за то, что позволил осквернять православные храмы шведским солдатам, допущенным им в пределы Южной Руси .

Кроме того, Мазепа, отмечалось в заявлении, был склонен «к пороку и безнравственности», поскольку «предавался греху блуда, начиная со времени своей молодости, когда сожительствовал с женой польского шляхтича, и до старости, когда совратил свою крестницу Матрону» .

Внешность гетмана Мазепы

По сообщению научных сотрудников музея - заповедника «Поле Полтавской битвы» Шендрик Л. К. и Яновича А. В., Пётр I и другие императоры поставили задачу перед государственными структурами и церковью уничтожить всё, что могло напоминать о гетмане Мазепе . С этой целью на Украине русское правительство, наряду с ежегодными анафемами , уничтожало все изображения гетмана Мазепы на картинах , в церквях, на иконах и гравюрах .

№ 1, Киево-Печерская лавра. № 2, летопись С. Величко. № 3, Днеовский художественный музей. № 4, Национальный музей Украины. № 5, гравюра М. Берн. № 6, работа И. Никитина. Не обладает портретным сходством. № 7, гравюра 1821-1824 гг. Не обладает портретным сходством. № 8, Киевский музей гетмана Мазепы по гравюре М. Бернингротга № 9, Грипсхольм , Швеция. Не обладает портретным сходством. Возможно, портрет литовского гетмана Сапеги.

В то же время сохранились описания внешности Ивана Мазепы, которые оставили в своих воспоминаниях его современники. Историограф Карла ХІІ Георг Нордберг дает такое описание гетмана Мазепы:

«Мазепа среднего роста, худощавый, ему около 70 лет, глаза быстрые и ясные, сберегли жизненный огонь; носит усы на польский манер. Разговаривает рассудительно».

Принц Максимилиан Эммануил, участник похода Карла ХІІ, так описывает Мазепу:

«Мазепа был телом худощавый, невысокий, на голове имел кучери или польские косы, при этом, имея более 60 лет возраста, сохранял присутствие духа и ясный ум».

Французский дипломат Жан балюз так описывает внешность Мазепы:

«Иван Мазепа симпатичный, стройный. Взгляд у него суровый, глаза блестящие, руки тонкие и белые как у женщины, хотя тело у него крепче, чем у немецкого рейтара и наездник он отличный».

Шведы считали, что Мазепа был очень похож на шведского генерала графа Эриха Дальберга.

Анализируя описание внешности гетмана Мазепы, можно составить такой его словесный портрет:

« Иван Мазепа - среднего роста, стройный; руки тонкие, длинные, белые; гордая голова с белыми пуклями; лицо бледное, гладкое и высокий лоб; глаза темные, глубокие, блестящие, пронзительная, быстрые, яркие; взгляд гордый, строгий, вдумчивый; уста тонкие; усы на польскую моду - длинные, обвислые».

Основные цели политики гетмана Мазепы

По мнению Т. Таировой-Яковлевой, подлинные замыслы Мазепы были иными: «Мазепа рассматривал союз с Лещинским исключительно как крайнее средство на случай вторжения шведов, а возможно, и в случае назревания бунта среди старшины в условиях реформирования Гетманщины. На Украине люди „начальные и подначальные, и духовные и мирские, как разные колеса, не в единомысленном суть согласии“. Одни благоволят Москве, другие склоняются к турецкой протекции, третьи хотят побратимства с татарами - исключительно из „врожденной к полякам антипатии“. Самусь и другие жители Правобережья опасаются мести со стороны поляков и вряд ли захотят подчиниться Речи Посполитой. Поэтому Мазепа предлагал сперва добиться единства мнений на Украине и объединения Речи Посполитой, а потом уже думать о союзе. Понятно, что такие благие пожелания могли быть только декларацией, рассчитанной на выигрыш времени» .

Гетман Мазепа дважды ставил вопрос о присоединении Слободской Украины перед русским царём Петром І и дважды получал отказ.

Внутренняя политика гетмана Мазепы

Казачество

Внутренняя политика гетмана Мазепы была направлена на усиление влияния казаческой старши́ны, укреплению её экономической базы и социального положения, превращению её в правящее сословие Гетманщины. Значительно увеличилось предоставление имений старши́не и духовенству (по большей части монастырям) гетманской властью или полковниками.

Уже в первые дни и месяцы своего гетманства Мазепа выдал ряд универсалов, которые или подтверждали старые владения или создавали новые из фонда так называемых «свободных военных» имений. Очень распространяется во времена гетманства Мазепы скупка земель старши́ной и монастырями.

Но землевладение и сельское хозяйство были не единственным источником финансового благосостояния казацкой старши́ны. Большое внимание уделяет старши́на разным торгово-промышленным операциям. Огромные прибыли давали старши́не разные финансовые операции, в частности «аренды» - водочная, табачная и дегтевая. В этих операциях принимала участие и генеральная, и рядовая старши́на, и мужчины, и даже женщины. В те времена старши́на, особенно её верхушка, широко разворачивает промышленное предпринимательство как на юге, так и на севере Гетманщины.

Процесс концентрации старшинских поместий сопровождался концентрацией политической власти в руках высшей старши́ны. Возрастал объём полковничьей власти. Прежде избраемый голосованием на свою должность полковник становился теперь наследственным хозяином своего полка.

Появилось новое название, которое определяло эту категорию старши́ны - «бунчуковое товарищество», «знатное военное товарищество», освобождённое от всяких местных (полковых или сотенных) обязанностей и юрисдикции, которое непосредственно подлежало гетманской власти, находилось «под гетманским бунчуком» и «обороной», судилось только Генеральным судом.

Таким образом Иван Мазепа создал верхушку казачества, своим положением обязанную только ему и находящуюся только в его юрисдикции.

Крестьянство

Концентрация землевладения и политической власти в руках казацкой старшины имела своим главным следствием рост эксплуатации крестьянской массы. Во времена Мазепы с одной стороны выросли эти повинности, а с другой - изменилось их соотношение. В частности, увеличивается денежная составляющая, а также ба́рщина . Но если денежные и натуральные повинности преобладают в поместьях «свободных военных» и особенно ранговых (в том числе и гетманских), то усиление барщины было более характерным для поместий, в первую очередь, монастырских.

Рост повинностей подданных в конце XVII столетия вызывал большое недовольство крестьянской массы, которое нередко переходило в открытые выступления против власти старшин. Правительство Мазепы в интересах государства и общественного строя вынуждено было вмешиваться, ограничивая злоупотребление властителей и эксплуатацию посполитых.

В конце XVII столетия на Левобережной Украине обычный размер барщины повысился до двух дней в неделю. Но немало властителей превышали эту норму, принуждая подданных работать на барщине значительно больше.

Строительство и восстановление церквей

По сведениям исследователей гетманства Мазепы, доктора исторических наук Юрия Мицика и Сергея Павленко, за счёт собственных средств Иван Мазепа построил 26 соборов, церквей и колоколен , в том числе и за пределами Украины.

Выдающимся достижением строительной деятельности Мазепы было сооружение новых монументальных храмов. Они строятся в Киеве, других городах одновременно с обновлением древних церквей. Достопримечательности того времени в Киеве - Богоявленский собор в Братском монастыре, Николаевский собор в Пустынно-Николаевском монастыре, церковь Всех Святых на Экономических вратах Печерского монастыря - на протяжении длительного времени служили образцами церковного строительства . Колокольня Софийского собора в Киеве была также построена по заказу Мазепы.

Политика Мазепы в отношении церковного строительства на Украине находила высокие оценки высших церковных иерархов, которые они высказывали в своих трудах. Во всех церквях, построенных Мазепой, закладывались керамические пластины с гербом гетмана и надписью, что церковь возведена по инициативе и на средства Ивана Мазепы. Митрополит Стефан Яворский в своем труде «Заря славная» характеризует Ивана Мазепу как вождя «которого время в Книгах Вечности оставляет» .

См. также

Образ в художественных произведениях

Судьба Ивана Мазепы интересовала многих знаменитых писателей, поэтов, художников и композиторов из разных стран: Америки, Канады, Англии, Германии, Польши, России и т. д.

Память о Мазепе

  • В честь Мазепы на Украине названы населённые пункты, улицы , установлены памятники.
  • Существуют памятники Мазепе в Румынии , США и в австрийском посольстве Украины . 21 сентября 2009 года в Чернигове возле Коллегиума установлен памятник гетману-меценату (бронзовый бюст с гербом на мраморной колонне, скульптор Геннадий Ершов).
  • Его портрет изображён на украинских деньгах и почтовой марке.

См. также

Примечания

  1. Место смерти И.Мазепы 22.09.1709 . (Альбом «Карл XII в Бендерах» (13 фото) от zhekov).
  2. Костомаров Н.И. Мазепа.// Глава І. Москва:«Терра-книжный клуб». - 2004. - С. 3.
  3. Пушкин: Исследования и материалы. Т. 13. - 1989
  4. Бой со шведами у местечка Клецка . Журнал С. И. Неплюева. 19 апреля 1706 г.//Русская старина, 1891 г., октябрь, стр. 25-32.
  5. Письма Гетмана Мазепы к Государю. Н.Маркевич История малой России
  6. Внутрішня політика гетьмана Івана Мазепи (О.Оглоблин)
  7. Теодор Мацьків. ГЕТЬМАН ІВАН МАЗЕПА - КНЯЗЬ СВЯЩЕННОЇ РИМСЬКОЇ ІМПЕРІЇ
  8. Олександер Оглоблин. ГетьманІван Мазепа та його доба.// Розділ І. Іван Мазепа до гетьманства. Друге доповнене видання. - Нью-Йорк Київ Львів Париж Торонто. - 2001.
  9. Олександер Оглоблин «Гетьман Іван Мазепа та його доба»
  10. Либретто П.Буренина по поэме А. С. Пушкина «Полтава»
  11. Взлёт и падение гетмана Мазепы
  12. Яковлева Т. Г. , Мазепа - гетман: в поисках исторической объективности , Новая и новейшая история, № 4, 2003.
  13. Костомаров Н. И. Мазепа , глава 1.
  14. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Второй отдел: Господство дома Романовых до вступления на престол Екатерины II. Глава 16. Гетман Иван Степанович Мазепа
  15. Украинская Православная Церковь против установки памятника гетману Мазепе
  16. http://revisor.od.ua/news/V_Harkovskoj_oblasti_poyavitsya_pamyatnik_Mazepe-004050/
  17. Мазепа Иван Степанович Большой Русский Биографический Словарь, сетевая версия
  18. Ольга Ковалевская, «Мазепа», Изд. «Темпора» 2008
  19. Новый энциклопедический словарь. Петроград, Т. 25, стр. 366.
  20. Костомаров Н. И., Мазепа , Глава 2.
  21. Ковалевская О., Иван Мазепа в вопросах и ответах, Киев: Изд. Темпора, 2008
  22. Бантыж - Каменский Д. Жизнь Мазепы. - М., 1834
  23. «Тогда постиг конец и Петрика. Пытался он обольстить украинцев на все лады: распускал слух, будто гетман с ним тайно в соумышлении, сочинял даже, будто сам он побочный, сын Мазепы. Он имел довольно - таки большое число соумышленников, но нигде не расположил украинцев признавать его за гетмана и освободителя от Москвы. Нашелся, напротив, охотник воспользоваться тысячью рублей, обещанною гетманом <Мазепой> за голову возмутителя. То был некто Яким Вечирка, или Вечирченко: служил он прежде в полку у Палея, на правой стороне Днепра, потом перешел на левую сторону и находился в одном из отрядов, гонявшихся за бежавшими татарами. Под Кишенкою напал он на Петрика и проколол его копьем». Костомаров Н. И., Мазепа , Глава 5.
  24. Плохинский М. , Гетман Мазепа в роли великорусского помещика // Сборник Харьковского историко-филологического общества. Харьков, 1899. Т. 4. С. 32.
  25. „украины“ в данном случае с маленькой буквы потому, что это значит „границы“ или „окраины“
  26. Таирова-Яковлева Т. Г., Мазепа. - М.: Молодая гвардия, 2007.
  27. Костомаров Н. И. , Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей, Глава 15, III От Альтранштадтского мира до Прутского мира России с Турцией .
  28. Яворницкий Д. І. Исторія запорозьких казаків, у трьох томах. - К.: Наук. думка, 1991. - Т. 3.//Глава Пятнадцатая, стр. 329.
  29. Документальных свидетельств о деталях предварительных предложений Мазепы Карлу не сохранилось. Однако известно, что переговоры велись и довольно долго. Как сообщает в своей книге «Мазепа» Т. Г. Таирова-Яковлева, он открылся своим приближённым 17 сентября 1707 года. В своей книге Таирова-Яковлева приводит высказывание Мазепы, записанное его верным последователем писарем Орликом: «Я не желал и не хотел христианского кровопролития, но намеревался, придя в Батурин с шведским королем, писать к царскому величеству благодарственное за протекцию письмо, в нём описав все наши обиды…». Тем самым, планы привести Карла в Батурин существовали. Кроме того, в подписанном позднее договоре с Карлом Мазепа обязуется отдать ему как базу на время войны, помимо прочих городов, Батурин (котороый уже полностью сожжён и не подходит для этих целей). По всей видимости, само соглашение готовилось до сожжения Батурина.

© 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство