Может ли обстоятельство быть выражено существительным. Обстоятельство. Основные виды обстоятельств

Может ли обстоятельство быть выражено существительным. Обстоятельство. Основные виды обстоятельств

Обстоятельство – это один из членов предложения, который отвечает на вопросы Когда? Как? Почему? Зачем? где? с какой целью? и обозначающее меру, степень, цель, время и место действия. Они характеризуют другие составляющие предложения, как правило, глаголы. Например: Он шел играючи за мной. Здесь в роли обстоятельства выступает слово «играючи», которое относится к глаголу шел и дает ему соответствующую характеристику: шел как? играючи.

Чем выражено обстоятельство

В предложении обстоятельства могут быть выражены такими частями речи как:

  • существительное с предлогом и без: Мы идем в лес за грибами (в лес – обстоятельство (о.))
  • наречие: Хорошо бродить по свету (хорошо – о.)
  • глагол в неопределенной форме: Мы разместились у реки отдыхать и веселиться (зачем? отдыхать и веселиться – о.)
  • сравнение: Бесполезные слова так пусты, как будто в них нет смысла (на сколько? как будто в них нет смысла – о.)
  • деепричастие или деепричастный оборот: Гремят, бушуя, волны о причал (как? бушуя – о.)
  • пословицы и поговорки: Рука руку моет
  • фразеологизмы и их обороты: Вбежал на лестницу, едва дыша (как? едва дыша – о.)

Виды обстоятельств

  • обстоятельства места. Они обозначают пункт назначения, направление движения. Они дают ответы на вопросы куда? где? откуда? Везде зеленая трава.
  • времени. Говорят о времени действия. Их вопросы - с каких пор? когда? до каких пор? С детства помню запах новогодней елки вперемешку с ароматом апельсинов.
  • образа действия и степени. Говорят о качестве или способе совершения того или иного действия, о его мере. Вопросы для этих характеристик: как происходит действие? каким образом оно происходит? какиспособом? в какой мере? по какой цене? Радостно проходят дни в преддверии учебного года.Или:Бешено воя, глядят на луну голодные волки.
  • причины. Характеризуют причину того или иного действия. Вопросы таких обстоятельств -почему? отчего? зачем?
  • условия. Говорят об условии, при котором совершается действие. Вопросы - в каких случаях? при каких условиях? Любишь кататься – люби и саночки возить.
  • уступки. Действие таких обстоятельств совершается независимо от препятствий и отвечает на вопросы: несмотря на какие обстоятельства? вопреки каким событиям? Примеры: Мы работаем, несмотря на жгучие морозы.
  • цели. Их роль - обозначить цель того или иного действия. Дают ответы на вопросы от чего? зачем? для чего? с какой целью? Родители сделали все для того, чтобы дочь получила достойное образование.
  • сравнения. Служат для сравнительных характеристик. Их вопрос подобно чему? Она прошла, словно ангел, осветив всех своим сиянием.

Другие значения слова «обстоятельство»

В словаре С.И. Ожегова дается еще два определения слову «обстоятельство». Помимо части предложения, это:

  • явление, предшествующее какому-либо событию и напрямую или косвенно связанное с ним. Например: Нашим планам помешало весьма нелепое обстоятельство.
  • определенные условия, в которых кто-либо или что-либо вынуждены находиться. Например: Состоится ли поездка, будет зависеть от обстоятельств.

Второстепенные члены предложения - одна из самых сложных тем в русском языке. С другой стороны, всё подчиняется простым правилам, разобраться в которых очень легко. Что такое определение, дополнение и обстоятельство в русском языке, как обнаружить их в предложении и при каких условиях они выделяются запятыми? Узнаем.

Немного теории

Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (всех, кроме именительного) и относится к подлежащему. Чаще всего выражается существительным, фразеологическим оборотом, сочетанием числительного с существительным, инфинитивом (посмотрел (на кого? ) на вошедшего; подарил (кому? ) ему; я купил (что? ) три книги). Дополнения бывают прямыми и косвенными. В первом случае они выражаются частью речи в родительном падеже без предлога (не читал (кого, чего? ) книг) или существительным, выражающим часть от целого в этом же падеже (выпью (чего? ) чая). Все остальные дополнения являются косвенными.

Определение обозначает признак предмета и отвечает на вопросы "какой?", "чей?" Может являться любой частью речи, главное - описательные функции. Встречается согласованное (сочетается с определяемым словом в роде, числе и падеже (ручка (какая? ) синяя, лес (какой? ) зеленеющий)) и несогласованное (связывается с главным словом по смыслу или грамматически (шапка (какая?) набекрень, в доме (каком? ) из дерева)).

Обстоятельство в русском языке - самый масштабный второстепенный член предложения. Оно отвечает на вопросы наречия и может обозначать место (пошёл (куда? ) домой), время (встретимся (когда? ) завтра), образ действия (говорить (каким образом? ) громко) и т. п. (все те же характеристики, что у наречия).

В синтаксическом разборе

Удивителен русский язык: дополнение, определение, обстоятельство являются не только второстепенными членами, поясняющими главные, но и помогают выполнить синтаксический разбор. Если в предложении есть обстоятельство, но нет сказуемого, которое оно поясняет, смело можно говорить о неполном двусоставном предложении (я (куда? ) домой - пропущен глагол "иду"/"пошёл", поэтому и неполное). Дополнение и определение, в свою очередь, поясняют подлежащее, поэтому предложение, в котором нет сказуемого, но есть эти второстепенные члены, может быть и назывным ("Раннее утро" ).

Но здесь важно запомнить, что определение-прилагательное, стоящее после существительного, автоматически превращается в сказуемое, т. е. предложение «Золотая осень» будет являться распространённым назывным, а «Осень золотая» - двусоставным.

Выделяем запятыми

Но вернёмся к обособлению таких членов, как дополнения и обстоятельства. Русский язык устроен так, что они нечасто отделяются запятыми от основного предложения. Более того, можно говорить о том, что дополнения практически никогда не выделяются.
В свою очередь, включает русский язык обособленные обстоятельства. Всего можно выделить три случая, когда этот член предложения выделяется запятыми:

  • Во-первых, если он выражен деепричастным оборотом ("Проехав две сотни километров, мы поняли всё" ) или одиночным деепричастием ("Поев, мальчик отправился в путь" ). Но здесь важно отличать обычное деепричастие от деепричастия, напоминающего больше наречие образа действия ("Он читал лёжа" ), потому что в этом случае обособления не будет.
  • Во-вторых, если конструкцию «несмотря на» (это что-то вроде СПП уступки) можно заменить предлогом «вопреки», она не является деепричастным оборотом ("Несмотря на все трудности, мы добрались" ).
  • В-третьих, если есть сравнительные обороты со словами "как", "будто", "словно", также похожие на наречия образа действия ("Облака, как ватные, низко плыли над землёй" ).

Не выделяется обстоятельство в русском языке:

  • Если оно выражено фразеологизмом, который можно заменить наречием ("Бежал сломя голову" , т. е. очень быстро).
  • В случае деепричастных оборотов - если они являются однородными членами предложения с необособленным обстоятельством ("Он рассказал всё откровенно и ничуть не смущаясь" ). Здесь все зависит от смысла: если важно то, каким образом было совершено действие, т. е. нельзя отделить сказуемое от обстоятельства без нарушения логической связи, то никакого обособления не требуется ("Она сидела опустив голову" ).

Заключение

Обособленные дополнение, определение и обстоятельство в русском языке - совсем несложная, но очень полезная и, признаться, часто встречающаяся тема. Понимание правил позволит без труда выполнять задания любой сложности, связанные с выделением второстепенных членов предложений запятыми.

Что мы знаем о таком второстепенном члене предложения как обстоятельство? По сути, совсем немного, лишь стандартный набор информации, которую нам на блюдечке преподносят учителя. Но даже в таком состоянии мы не можем понять тему в полной мере, потому что относимся к данному члену предложения крайне пренебрежительно. Но что случится, если мы попробуем выкинуть обстоятельство из нашего языка, искореним из обихода? Что тогда?

Возможно, вам покажется это смешным и абсурдным, но вы только представьте эту картину: наша речь упростится, потеряет свой колорит, обеднеет, станет сухой, скупой и односложной. Без обстоятельств, как и без любого второстепенного члена предложения, мы не сможем в полной мере рассказать о своих чувствах и мыслях, не сможем правильно и корректно донести до других ту или иную информацию. Такая перспектива не кажется оптимистичной и радужной, не так ли? Поэтому важно ценить наш язык, оберегать его, не забывать, на первый взгляд, о таких ненужных и сложных второстепенных членах предложения. Не поленитесь и попытайтесь хотя бы понять значение и виды обстоятельств. Таблица и указанные ниже материалы помогут вам в изучении.

Обстоятельство: что же это такое?

Для начала, чтобы вникнуть в суть темы, стоит обратить внимание на основополагающие аспекты, на значение и понятие самого обстоятельства. Если мы обратимся к курсу русского языка, то легко сможем вспомнить о том, что обстоятельство - это второстепенный член предложения, относящийся к сказуемому и обозначающий признак действия.

Обстоятельство в предложении

Существует несколько способов выражения обстоятельств. В большинстве своем, мы встречаем данный член предложения, выраженный наречиями или существительными в косвенном падеже. Однако это далеко не все. Кроме выше сказанного, обстоятельство может быть представлено в виде деепричастия, инфинитива, сравнительного оборота, словосочетания или даже фразеологического оборота. При разборе на члены предложения обстоятельства обозначаются пунктиром с точками.

Понятие и основная информация в таблице

Довольно интересно, что существует множество обстоятельств, разнообразных по своему значению. К сожалению или, быть может, к счастью, в школьном курсе изучаются всего лишь 8 видов обстоятельств.

Обстоятельства Что означают? На какие вопросы отвечают?

Образа действия

и степени

Качество действия и способ его совершения Как? Каким образом? В какой степени?
Времени Время действия Когда? С каких пор? Как долго?
Места Место действия, его путь Где? Куда? Откуда?
Сравнения Сравнение Как? Подобно чему?
Цели Цель совершения действия Зачем? С какой целью? Для чего?
Причины Причину совершения действия, повод Почему? Отчего? По какой причине?
Условия Условие, при котором это действие будет совершаться При каком условии?
Уступки Условие вопреки препятствиям Вопреки чему? Несмотря на что?

В данной таблице представлены основные виды и вопросы обстоятельства. При более глубоком исследовании вы узнаете, что их классификаций гораздо больше. Упорядоченные и рассортированные виды обстоятельств в таблице - это прекрасный способ изучения, потому что вам больше не нужно собирать информацию по кусочкам: все доступно в одном месте.

Примеры

Невозможно разобраться в данной теме, выучив лишь виды обстоятельств в таблице. При этом важно обращаться и к примерам, простые, наглядные и понятные, они представлены ниже.

Обстоятельства образа действия и степени:

1. Кондуктор (как? ) громко объявил нужную остановку.

2. Друзья шли, (как? ) медленно передвигая ноги.

Кроме того, существует другая разновидность обстоятельства образа действия - обстоятельство степени, например:

1. Он ударил кулаком (в какой степени? ) очень сильно .

2. Количество игроков в теннис увеличилось (во сколько раз? в какой степени? ) втрое .

Обстоятельства места:

1. Преступники выскочили (откуда? ) из-за угла .

2. (Где? ) Везде был слышен этот странный звон.

Обстоятельства времени:

1. (Когда? ) Вчера Аркадий приехал к бабушке в деревню.

2. (Когда? ) Уезжая из этого места , он пообещал вернуться.

3. Мы пробыли на берегу моря (как долго? ) целый день .

Обстоятельства уступки:

1. (Несмотря на что? ) Несмотря на ненастную погоду , мы отправились в путь.

2. (Вопреки чему? ) Вопреки всем ожиданиям , спортсмен хорошо выступил на соревнованиях.

3. (Вопреки чему? ) Вопреки предубеждениям , он оказался хорошим и порядочным человеком.

Обстоятельства причины:

1. (По какой причине? ) Из-за сильного недомогания я пропустил встречу.

2. Нам пришлось пропустить эту встречу (по какой причине? ) из-за плохой погоды .

Обстоятельства цели:

1. Он донес сумку, (зачем? ) желая помочь .

2. Игорь забрал игрушку (зачем? ) назло брату .

Обстоятельства условия:

1. На улицу не выйти (при каком условии? ) при сильном дожде .

2. Нужно звонить пожарным (при каком условии? ) в случае возникновения возгорания .

Обстоятельства сравнения:

1. Её зеленые глаза сверкали, (как? ) словно изумруды .

2. Песок в лучах солнца сверкал, (как? ) будто золото .

Значение обстоятельства

Изучая основные виды обстоятельств в 8 классе, мы не придаем им большого значения, хотя это чрезвычайно важно. Как и говорилось в самом начале, обстоятельства играют небезынтересную и далеко не последнюю роль в русском языке. Таким образом, в данной статье мы разобрались в этом, узнали о вопросах обстоятельства и его видах, поняли всю значимость и многогранность данного члена предложения, почерпнули нечто новое и интересное.

Не стоит зазубривать таблицу видов обстоятельств наизусть, потому что грань между их значениями очень тонка. При такой форме изучения вы можете легко ошибиться. Дабы улучшить и усовершенствовать ваши знания, постарайтесь вникнуть в смысл вопросов и понять их.

Русский язык - сложный предмет. Ведь в нем существуют не только части речи со своими принципами написания, но и члены предложений. Если главные члены - подлежащее и сказуемое - даются детям легко, то со второстепенными возникает немало проблем. Особенно это касается обстоятельств, которые нередко путают с дополнениями. Попробуем разобраться с этим вопросом.

Общие сведения

Обстоятельства в предложении - важный член, который позволяет сохранять колорит нашей речи и обогащает ее. Попробуйте убрать его из любого предложения и убедитесь в этом сами. Например:

  1. Он ударил по столу кулаком. 2. Он ударил по столу кулаком со всей силой.

В первом предложении недостаточно экспрессии, нам не понять, как действовал человек. Второе предложение, благодаря введенному словосочетанию «со всей силой», показывает уже состояние действующего лица.

Давайте теперь выясним, что такое обстоятельство в русском языке . Начнем рассуждения с правила .

Итак, обстоятельством по определению в русском языке принято называть второстепенные члены предложения, которые связаны со сказуемым и обозначают признак действия. Они отвечают на следующие вопросы: где? куда? откуда? как? зачем? и почему? Подчеркиваются обстоятельства пунктирной линией с точками.

Ученикам нужно также знать, чем выражено обстоятельство . Знакомство с данным членом начинается в 4 классе по любой программе, но ученики получают общие сведения. Начиная с 5 класса, информация расширится после изучения новых частей речи, знакомства с устойчивыми словосочетаниями.

Дети должны понимать, что выражаться обстоятельства могут:

Виды обстоятельств

Нередко детям дается задание охарактеризовать виды обстоятельств. Это не совсем легкий вопрос, потому что нужно иметь большой багаж знаний. Помощь в выполнении задания оказывают таблицы , имеющиеся в каждом учебнике русского языка. Нужно только умело ими пользоваться.

Итак, давайте разберемся с видами обстоятельств в русском языке. Всего их насчитывается восемь.

Место и время

Этот разряд обстоятельств указывает на место, где происходит действие. Чаще всего к второстепенному члену задают вопросы: где? куда? откуда? Выражаются они наречием или существительными с предлогами или без них. Например. (Где) Кругом, куда ни глянь, синело море.

Нередко обстоятельство обозначает время действия . К слову можно задать вопросы:

  • когда?
  • как долго?
  • с каких пор?
  • на какое время? и так далее.

В этом случае члены предложения выражаются наречием, существительным или деепричастием:

  1. Бабушка (когда?) от восхода солнца до заката хлопотала по дому.
  2. Новую школу в селе Александровка сдали (когда?) в начале 2017 года.
  3. Солнце (в какое время), уходя за горизонт, окрасило небо в багрянец.

Образ действий, мера и степень

Это еще один представитель разряда обстоятельств . Их задача - выражать признак действия определенным образом или в какой-то степени. Вопросы:

  • каким образом?
  • сколько раз?
  • в какой степени?

Они могут выражаться наречиями, существительными в косвенной форме с предлогами или без них, деепричастиями и деепричастными оборотами. Они чаще всего зависят от глагола, но иногда ими управляют наречия, прилагательные, указывающие на степень качества:

Причина и цель

Член предложения, в этом случае может обозначать причину, по которой происходит действие. Он отвечает на вопросы:

  • почему?
  • отчего?
  • по какой причине?

Варианты предложений:

  1. (По какой причине) Из-за аварии на перегоне, поезд застрял в поле на десять часов.
  2. (Почему?) По милости бабушки у Дашутки появились новые друзья.
  3. В саду (Отчего?) от аромата цветов было душно.
  4. Мы выехали из дома рано, (почему?) чтобы успеть до жары.

Наличие такого второстепенного члена предложения указывает на цель действия. Выражаются начальной формой глагола, существительным в косвенном падеже или наречием. Задаваемые вопросы: для чего? с какой целью?

Если член предложения выражен начальной формой глагола, то перед ним можно поставить союз «чтобы». Например: Маргарита зашла в магазин купить хлеб. Зашла (с какой целью?) - купить хлеб. Перефразируем предложение: зашла в магазин, чтобы купить хлеб.

Сравнения

Нередко необходимо сравнить какие-то предметы, более точно назвать основные характеристики. Вот тут и приходят на помощь обстоятельства сравнения. Они отвечают на вопросы существительных. Вопрос ставится один - как? Перед обстоятельством часто стоят слова «словно», «будто».

Например:

  1. Зеленые глаза подружки сияли, (как?) словно изумруды.
  2. Рябь на реке в лучах заходящего солнца переливалась, (как?) будто фольга.

Условия и уступки

Выражается существительным с предлогом или без него, а также деепричастным оборотом. Этот вид обстоятельств в речи употребляют редко, поскольку это книжные обороты. Обозначает условия, при которых действия могут быть совершены, отвечает на вопрос: при каких условиях? Например: В полицию звонят (при каком условии) в случае возникновения опасности для жизни.

Эти второстепенные члены, выражающие уступку, появляются в предложениях, если нужно обозначить явления, которые препятствуют или не соответствуют действию, состоянию, но все равно происходят как бы вопреки происходящему.

К таким членам предложения задают вопросы: несмотря на что? вопреки чему? Могут выражаться существительными. Обязательное условие - наличие слов-помощников: хотя, несмотря ни на что, вопреки.

Примеры:

  1. Вопреки плохому прогнозу погоды, мы все равно отправились на рыбалку.
  2. Хотя мама меня отругала, я все равно на нее не рассердился.
  3. Несмотря на невыносимые условия содержания, декабристы всегда оставались настоящими людьми.

Специально заучивать таблицу нет нужды. Нужно только понять суть второстепенных членов, их значение, тогда и трудностей с определением видом не будет.

Сравните предложения:

1. Дети вернулись домой.

2. Дети вернулись домой из похода.

3. Дети вернулись домой из похода вечером.

Можно ли сказать, что в третьем предложении содержится самая полная и точная информация: куда и когда вернулись дети, где они были?

(Да, можно. Есть уточнение - вернулись ИЗ ПОХОДА ВЕЧЕРОМ.)

Прочитаем текст. Заменим вопросами, подходящими по смыслу словами.

Слова для справок: неподвижно, с охоты, по алее, из гнезда, медленно, на дорожку.

1. Я возвращался (откуда?) и шёл(где?)сада.

2. Собака бежала (где?)

3. Я взглянул (куда?) и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове.

4. Он упал (откуда?) и сидел (как?).

5. Моя собака (как?) приближалась к нему.

Правильный ответ:

1. Я возвращался(откуда?) с охоты и шёл(где?)по аллее сада.

2. Собака бежала впереди меня.

3. Я взглянул(куда?) на дорожку и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове.

4. Он упал (откуда?) из гнезда и сидел (как?) неподвижно.

5. Моя собака (как?) медленно приближалась к нему.

Обстоятельство - это второстепенный член предложения, который обозначает место, время, цель, способ, меру, степень действия (признака) и отвечает на вопросы где? когда? зачем? почему? как? и др. Например: Дни поздней осени бранят обыкновенно (А. Пушкин). Обстоятельства чаще относятся к сказуемому, реже - к другим членам предложения. Способы выражения обстоятельств:

1. наречие:

Глядишь вокруг - и на душе легко, И зреет мысль так вольно, широко, И сладко песнь в честь Родины поется. (И. Никитин)

2. существительное в косвенном падеже с предлогом и без него: Ночью над рекой опустился туман (К. Паустовский);

3. инфинитив (со значением цели): Путники расположились у ручья отдыхать и кормить лошадей (А. Чехов);

4. сравнительный оборот: Что ж так имя твое звенит, словно августовская прохлада? (С. Есенин);

5. деепричастие (деепричастный оборот): Ручей, бурля, бежит к ручью (А. Фет);

6. цельное словосочетание: Семь раз отмерь, один раз отрежь (Пословица);

7. фразеологический оборот: ...спешу к вам голову сломя (А. Грибоедов).

Основные виды обстоятельств

По значению обстоятельства делятся на следующие группы:

1. Обстоятельства места . Обозначают место, путь движения и т. д. Отвечают на вопросы где? куда? откуда? и др. Примеры: Повсюду зеленели травы (И. Тургенев); И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам... (А. Грибоедов).

2. Обстоятельства времени . Обозначают время действия. Отвечают на вопросы когда? с каких пор? до каких пор? и др. Примеры: С утра дом Лариных гостями весь полон (А. Пушкин).

3. Обстоятельства образа действия и степени . Обозначают качество или способ совершения действия, меру, степень действия (признака). Отвечают на вопросы как? каким образом? каким способом? в какой мере? насколько? в какую цену? и др. Примеры: Печально склоняется ива у братских солдатских могил (М. Дудин). Как-то Сережа упал во дворе, ссадил колени в кровь и пришел домой плача (В. Панова). До станции оставалось с версту (М. Лермонтов). Каждый такой кусок весит сотни пудов (В. Гаршин). Дерзок он был до сумасбродства (И. Тургенев).

4. Обстоятельства причины . Обозначают причину совершения действия или возникновения признака. Отвечают на вопросы почему? отчего? из-за чего? по какой причине? и др. Примеры: Отчего волна морская так мне дорога? (А. Жаров); Нескошенные травы так душисты, что с непривычки туманится и тяжелеет голова (К. Паустовский); Ему стало стыдно из-за его сомнений (И. Тургенев).

5. Обстоятельства условия . Обозначают условие, при котором может совершиться действие. Отвечают на вопросы при каком условии? в каком случае? Примеры: Что было бы с ней в случае моей болезни! (А. Чехов); Не посеяв, не жди урожая (Пословица); Не увидевши горького, не узнаешь и сладкого (Пословица).

6. Обстоятельства уступки . Указывают на то, что действие совершается, несмотря на препятствия. Отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему? Примеры: Вопреки моему желанию они познакомились (В. Гаршин); Нежданов сознавал себя одиноким, несмотря на преданность друзей (И. Тургенев); Работа, несмотря на ранний час, уже шла вовсю (В. Набоков).

7. Обстоятельства цели . Обозначают цель совершения действия. Отвечают на вопросы зачем? для чего? для какой цели? Примеры: Мария Трофимовна делает все, что в ее силах, для украшения и обогащения земли (К. Паустовский); Ради его спасения было отдано все: счастье, любовь, была отдана жизнь (К. Паустовский).

8. Обстоятельства сравнения . Обозначают сравнение. Отвечают на вопрос подобно чему? Примеры: Как очарованное, дремлет на возвышении село (Н. Гоголь); Снег лежал волнами и блестел как сахар (Л. Толстой); Мой спутник мурлычет, точно кот, какую-то песню (М. Горький); Я, как солнечный луч, живая была и вот должна была сидеть неподвижно, точно камень (М. Горький).

Обстоятельство в предложение обозначается пунктиром с точкой. Чтобы легко запомнить вопросы обстоятельств, можно выучить считалочку: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как?

1. Прочитаем записанные парами вопросы и ответы. Определим, к какому члену предложения они заданы. Найдём лишнюю пару. Объясним, почему она лишняя.

1. Проливной дождь шёл (когда?) Проливной дождь шёл ночью.

2. (Где?) набухли почки? На тополях набухли почки.

3. Дети поедут (когда? куда?) Дети поедут завтра за город.

4. Сухой камыш шуршит (почему? по какой причине?) Сухой камыш шуршит от ветра.

5. Дорожка шла к аллее (откуда?) Дорожка шла к аллее от беседки.

6. Вера любит (какое?) мороженое? Вера любит шоколадное мороженое.

7. Охотники грелись (где?) Охотники грелись у костра.

8. Мальчик читает (как?) Мальчик читает выразительно.

Вопросы: где? когда? по какой причине? как? откуда? заданы к обстоятельствам.

А лишняя пара - это предложение про Веру, потому что шоколадное отвечает на вопрос какое? (является определением).

2. Давайте сделаем разбор предложений:

1. Вечером у озера громко квакали лягушки.

(Кто?) лягушки - это подлежащие.

(Что делали?) квакали - это сказуемое.

Квакали (где?) у озера - это обстоятельство места.

Квакали (как?) громко - это обстоятельство образа действия.

Квакали (когда?) вечером - это обстоятельство времени.

2. Сова вылетает на охоту ночью.

(Кто?) сова - это подлежащие.

Сова (что делает?) вылетает - это сказуемое.

Вылетает (куда?) на охоту - это обстоятельство места.

Вылетает (когда?) ночью - это обстоятельство времени.

3. Громко барабанит дятел в лесной тишине.

(Кто?) Дятел - это подлежащие.

Дятел (что делает?) барабанит - это сказуемое.

Барабанит (как?) громко - это обстоятельство образа действия.

Барабанит (где?) в тиши - это обстоятельство места.

В тиши (какой?) лесной - это определение.

Раздавались (где?) за рекой - это обстоятельства места.

1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык 4: Академкнига/Учебник.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О. Русский язык 4: Баллас.

3. Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык 4: ВИТА_ПРЕСС.

1. Институт открытого образования ().

Найдите и подчеркните в предложениях обстоятельства.

1) Она ушла в лес.

2) Гроза прекрасна ночью.

3) Он сидел, сложа руки.

4) Я не ходила в школу из-за болезни.

5) Я пришла в школы учиться.

Поставьте правильно вопрос к обстоятельствам. Определите, какого они вида.

1) Мы въехали в город.

2) Мы прождали их около восьми часов.

3) От усталости я не мог говорить.

4) В санатории все приготовлено для лечения отдыхающих.

5) При старании можно добиться успеха.

6) На улице, несмотря на мороз, было многолюдно.

7) Голова у нее острижена, как у мальчишки.

Добавьте в предложения обстоятельства по смыслу, определите их вид.

1) Капитан приказал продолжить движение, несмотря на (что?)

2) Петр пришел в библиотеку (для?)

3) Мокрые ступени оказались мокрые, как (что?)

4) Они готовы на все ради (чего?)

5) Порт будет закрыт в случае (чего?)

*Напишите по два предложения на каждый вид обстоятельств.

© 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство