Виды восприятий. Понятие восприятия, свойства и виды восприятия

Виды восприятий. Понятие восприятия, свойства и виды восприятия

10.10.2019

То видели, что их содержание не выходит за пределы элементарных форм отражения. Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы наиболее элементарных форм. Человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций, т.е. что бы человек ни воспринимал, он неизменно имеет дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами. Отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощущений, опираясь на совместную работу органов чувств, синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Этот синтез может протекать как в пределах одной модальности (рассматривая картину, мы объединяем отдельные зрительные впечатления в целый образ), так и в пределах нескольких модальностей (воспринимая апельсин, мы фактически объединяем зрительные, осязательные, вкусовые впечатления, присоединяем к ним и наши знания о нем). Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения, превращаются в целостное восприятие , переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций.

Процесс восприятия

Было бы глубоко ошибочным думать, что такой процесс (от относительно простых ощущений — к сложным восприятиям) является простым суммированием отдельных ощущений или, как часто говорили психологи, результатом простых ассоциаций отдельных признаков. На самом деле восприятие (это отражение) целых предметов или ситуаций гораздо сложнее. Оно требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, осязательные свойства, вес, вкус и т.п.) основных ведущих признаков с одновременным отвлечением (абстракцией) от несущественных. Он требует объединения группы основных существенных признаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете.

При восприятии знакомых предметов (стакан, стол) узнавание их происходит очень быстро — человеку достаточно объединить два-три воспринимаемых признака, чтобы прийти к нужному решению. При восприятии новых или незнакомых предметов узнавание их гораздо сложнее и протекает в гораздо более развернутых формах. Полное восприятие таких предметов возникает как результат сложной аналитико-синтетической работы, выделяющей одни существенные признаки, тормозящей другие, несущественные и комбинирующей воспринимаемые детали в одно осмысленное целое.

Существуют теории, посвященные процессу распознавания образов . В этих теориях “основное внимание уделено вопросу: как внешние сигналы, воздействующие на органы чувств, преобразуются в осмысленные перцептивные впечатления? Как правило, мы опознаем окружающие нас предметы и события легко и быстро; поэтому может создаться впечатление, что связанные с распознаванием операции просты, и непосредственны. Опыт инженеров показывает, что такое представление весьма далеко от истины. Нет машин, которые были бы способны распознавать символы и звуки, обычные для окружающей нас среды. Системы восприятия животных, даже самых примитивных, по своим возможностям далеко опережают подобные машины.

Восприятие является очень сложным и активным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Этот сложный, активный характер восприятия проявляется в целом ряде признаков, требующих специального рассмотрения. Прежде всего, процесс информации ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждений от периферически воспринимающих органов. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз, выделяющие наиболее информативные точки; пропевание или проговаривание соответствующих звуков, играющих существенную роль в определении наиболее существенных особенностей звукового потока). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта.

Естественно поэтому, что воспринимающая деятельность почти никогда не ограничивается пределами одной модальности, но складывается в совместной работе нескольких органов чувств (), результатом которой являются представления, сформировавшиеся у субъекта. Наконец, важно и то обстоятельство, что восприятие предмета никогда не осуществляется на элементарном уровне: оно захватывает высшие уровни психической деятельности, в частности речь. Воспринимая часы и мысленно называя их этим именем, он отвлекается от таких несущественных признаков, как их цвет, размеры, форма, и выделяет основной признак — функцию указания времени. Одновременно он относит воспринимаемый предмет к определенной категории, отделяет от других, близких по внешнему виду Предметов, но относящихся к другим категориям (например, барометр). Все это еще раз подтверждает, что воспринимающая деятельность субъекта по своему психологическому строению может приближаться к наглядному мышлению. Сложный и активный характер воспринимающей деятельности человека определяет ряд особенностей его, в одинаковой степени относящихся ко всем его формам.

Виды восприятия

Различают восприятие непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). При непреднамеренном восприятии мы не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей — воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами. Преднамеренное восприятие , напротив, с самого начала регулируется задачей — воспринять тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Преднамеренное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполнения. Но иногда восприятие может выступать и как относительно самостоятельная деятельность.

Восприятие как самостоятельная деятельность особенно ясно выступает в наблюдении, которое представляет собой преднамеренное, планомерное и более или менее длительное (хотя бы и с промежутками во времени) восприятие с целью проследить течение какого-либо явления или те изменения, которые происходят в объекте восприятия.

Наблюдение - это активная форма чувственного познания человеком действительности. При наблюдении как самостоятельной целенаправленной действительности уже с самого начала предполагается словесная формулировка целей и задач, направляющих наблюдение на определенные объекты.

Длительные упражнения в наблюдении приводят к развитию наблюдательности, т.е. умения подмечать характерные, но малозаметные, на первый взгляд, кажущиеся малосущественными особенности предметов.

Чтобы развить наблюдательность, нужна такая организация восприятия, которая соответствовала бы всем необходимым условиям его успешности: ясность задачи, предварительная подготовка, активность наблюдения, его систематичность, планомерность и т.д. Наблюдательность необходима во всех областях жизни и деятельности человека. Развитию наблюдательности, точности и многогранности восприятия необходимо уделять серьезное внимание уже в детском возрасте, особенно в процессе игры и обучения.

Итак, восприятие - это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей.

Свойства восприятия

Предметность

Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Предметность, не будучи врожденным качеством, выполняет ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности. И. М. Сеченов говорил, что предметность формируется на основе процессов, в конечном счете всегда внешне двигательных, обеспечивающих контакт с самим предметом. Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т.е. отнесенностью к объектам внешнего мира.

Предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения. Обычно мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с их практическим назначением или их основным свойством.

Целостность

В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный его образ. Он складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта (бархат, мрамор). Впечатления эти возникают условнорефлекторно вследствие образовавшейся в жизненном опыте связи между зрительными и тактильными раздражениями.

Структурность

С целостностью восприятия связана и его структурность . Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени.

Если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в уме, когда поступает новая нота. Обычно слушающий понимает музыкальную вещь, т.е. воспринимает ее структуру в целом. Очевидно, что последняя из услышанных нот сама по себе не может быть основой для такого понимания — в уме слушающего продолжает звучать вся структура мелодии с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов. Аналогичен процесс восприятия ритма.

Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях самих отражаемых объектов.

Константность

Константностью восприятия называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении его условий. Благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы (совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия) компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.

Константность восприятия цвета — относительная неизменность видимого цвета при изменении освещения (кусок угля в летний солнечный полдень посылает примерно в 8-9 раз больше количества света, чем мел в сумерки). Явление, константности цвета обусловливается совокупным действием ряда причин, среди которых большое значение имеют адаптация к общему уровню яркости зрительного поля, светлостный контраст, а также представления о действительном цвете предметов и условиях их освещенности.

Константностью восприятия величины предметов называется относительное постоянство видимой величины предметов при их различной (но не очень большой) удаленности. Например, размеры человека с расстояния 3,5 и 10 м отражаются сетчаткой глаза одинаково, хотя изображение на ней меняется, видимая величина его остается почти неизменной. Это объясняется тем, что при сравнительно небольших удалениях предметов восприятие их величины определяется не только величиной образа на сетчатке, но и действием ряда дополнительных факторов, среди которых особенно большое значение имеет напряжение глазных мышц, приспосабливающихся к фиксированию предмета на разных расстояниях.

Константность восприятия формы предметов заключается в относительной неизменности ее восприятия при изменении их положения по отношению к линии взора наблюдателя. С каждым изменением положения предмета относительно глаз форма его изображения на сетчатке меняется (смотрит прямо, сбоку) благодаря движению глаз по контурным линиям предметов, и выделению характерных сочетаний контурных линий; известных нам по прошлому опыту.

Каков же источник происхождения константности восприятия? Может быть, это врожденный механизм?

В ходе исследования восприятия людей, постоянно живущих в густом лесу, которые не видели предметов на большом расстоянии, обнаружено, что они воспринимают их как маленькие, а не как удаленные. Строители же постоянно видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров.

Действительным источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Многократное восприятие одних и тех же предметов при разных условиях обеспечивает постоянство (инвариантность — неизменную структуру) перцептивного образа относительно изменчивых условий, а также движений самого рецепторного аппарата. Таким образом, свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования. Без константности восприятия человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире.

Осмысленность восприятия

Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением. Сознательно воспринимать предмет — значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, обобщить его в слово. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство со знакомыми.

Восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, но представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования, имеющихся данных.

Апперцепция

Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек, и поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, называется апперцепцией.

При предъявлении испытуемым незнакомых фигур уже на первых фазах восприятия они ищут эталоны, к которым можно было бы отнести воспринимаемый объект. В процессе восприятия выдвигаются и проверяются гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории. Таким образом, при восприятии активизируется следы прошлого опыта. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми.

Через органы чувств человек воспринимает окружающий мир во всем его многообразии. Это не только чувственное познание мира, но и эмоциональное отношение, которое формируется к тому, что человек воспринимает. В психологии существует множество видов восприятия, которое необходимо развивать у детей.

Восприятие происходит на различных уровнях. Во-первых, на уровне органов чувств:

  • Глаза воспринимают формы, размеры, цвета и пр.
  • Уши слышат звуки.
  • Нос воспринимает запахи.
  • Язык отличает вкусы.
  • Кожа воспринимает структуру, консистенцию, твердость предмета и пр.

Человек не может только на уровне организма воспринимать окружающий мир. Нередко человек проявляет свое отношение к тому, что видит. Оно формируется на уровне эмоций, которые он переживает при восприятии того или иного объекта. К примеру, если ребенку больно, тогда то, что ему причиняет боль, будет вызывать у него негативные эмоции.

Восприятие человеком окружающего мира имеет множество составляющих, которые подробнее раскроет сайт психологической помощи .

Что такое восприятие?

Восприятие – это результат процесса познания конкретного предмета. Что это такое? Это целостная картина того, что созерцалось человеком. Здесь выделяются конкретные особенности и характеристики объекта, к которым практически всегда возникает какое-то отношение.

Восприятие зависит от намерений, желаний, интересов, настроения человека. В окружающем мире существует много различных предметов, явлений и людей. Однако среди всего многообразия человек выделяет что-то конкретное, практически не замечая всего остального. Это называется избирательным восприятием, когда человек акцентирует внимание на том, что ему наиболее важно в данную секунду.

С одной стороны, это ограничивает его возможности. С другой, помогает сконцентрироваться на важных вопросах, не отвлекаясь на другие проблемы. Многое зависит от осознанности человека, который обращает внимание на что-то конкретное или на весь окружающий мир. Однако данный процесс невозможно постоянно контролировать, поэтому человек зачастую пользуется избирательным восприятием.

Основными особенностями восприятия являются:

  • Структурность.
  • Константность.
  • Иллюзия.
  • Предметность.
  • Целостность.
  • Избирательность.
  • Апперцепция.
  • Осмысленность.

Другими словами восприятие называют познанием, созерцанием, оценкой, апперцепцией, принятием, восприниманием.

Восприятие в психологии

В примитивном понимании восприятие в психологии характеризовалось как то, что человек получает из окружающего мира через органы чувств. Однако специалисты продолжили изучение данного вопроса, акцентируя внимание на том, что человек воспринимает отдельные характеристики объектов, лишь со временем становясь способным воспринимать их целиком.

Преимущественно человек выделяет конкретные качества в тех явлениях, предметах или людях, которые он воспринимает. Значимыми становятся те характеристики, которые человеку на данный момент являются существенными. Либо он в последнее время на них обращает внимание, либо они постоянно ассоциируются у него с какими-то событиями из прошлого, либо он считает их существенно важными.

Если обратиться к восприятию детьми, то они зачастую обращают внимание на те предметы и людей, которые им уже знакомы. Они выделяют из общей массы то, что им уже знакомо, чтобы потянуться именно к этому.

Механизм восприятия осуществляется в большей степени на уровне чувств. Человек обращает внимание на то, что вызывает у него сильные переживания, возбуждение, ощущения. Зачастую воспринимается не более 3 качеств конкретного предмета, которые выделяются на общем фоне. Для человека они являются существенными и характеризующими то, на что он смотрит.

Если речь идет о восприятии знакомого предмета, то человек зачастую снова обращает внимание лишь на те качества, которые он уже привык в нем выделять. Если же восприятие происходит незнакомого предмета, тогда человек его изучает до тех пор, пока не выделяет 3-4 существенных качества, которые будут выделяться на фоне всех остальных и характеризовать предмет, человека, явление. Он будет искать знакомые объекты, к которым может отнести новое явление.

Для более легкого восприятия человек привыкает к выделению существенных черт каждого объекта, чтобы отнести его к той или иной группе, независимо от того, что все эти объекты могут обладать разными формами, цветами, запахами и т. д. Это помогает меньше времени тратить на то, чтобы снова анализировать тот объект, на который человек смотрит.

На восприятие человеком также влияет мотивированность, задачи, которые перед ним сейчас поставлены, эмоции и установки.

Виды восприятия

Восприятие делится на несколько видов:

  • Преднамеренное восприятие – установка на изучение конкретного предмета.
  • Произвольное – включение в деятельность и реализация в процессе ее выполнения.
  • Непреднамеренное – происходит внезапно без предварительной постановки задачи.
  • Зрительное – восприятие через органы зрения.
  • Слуховое – восприятие звуков и ориентация в окружающем мире через органы слуха.
  • Осязательное – восприятие мира через тактильные органы.
  • Обонятельное – восприятие запахов через органы дыхания.
  • Вкусовое – познание мира через рецепторы, расположенные на языке.

В теме рассмотрения восприятия участвует наблюдательность, которая формируется в результате наблюдения за конкретным объектом или явлением. Ставится задача, деятельность осуществляется целенаправленно, а весь процесс растягивается во времени. Это помогает изучить наблюдаемый объект по истечении времени в его изменениях, трансформациях, развитии и пр.

  • Зрительное восприятие пространства осуществляется через органы зрения, которые обращают внимание на формы и размеры предмета.
  • Восприятие времени.
  • Восприятие информации. На уровень восприимчивости влияют:
  1. Значение ситуации. Вызываемые эмоции при восприятии сказываются на оценке, которую дает человек обстоятельствам.
  2. Глубина понимания ситуации. Чем больше человек разбирается в том, что происходит, тем меньше он драматизирует и волнуется.
  3. Характеристики предмета, человека, явления.
  4. Стереотипы – утверждения, которые часто навеяны другими людьми, но позволяют заранее у человека вырабатывать определенное отношение к происходящему.
  5. Непредсказуемость и искревленность сведений.

Восприятие человека человеком

Человек живет среди других людей, с которыми он контактирует и даже создает отношения. С разными людьми складывается разное общение, разные отношения и возникают различные эмоции. Человек может быть хорошим, но в глазах других он может быть добрым и злым, общительным и стеснительным, красивым и некрасивым, и т. д. Человек один, а восприятие его другим индивидом совсем иное. Все люди будут говорить разное об одном и том же человеке, если не будут знать мнения окружающих.

Восприятие человека человеком строится на таких факторах:

  1. Внешность. Изначально оцениваются внешние данные, как говорится, «встречают по одежке».
  2. Осанка.
  3. Походка.
  4. Жестикуляция.
  5. Культура речи.
  6. Поведенческие паттерны.
  7. Модели поведения.
  8. Привычки.
  9. Профессиональная характеристика.
  10. Нравственные и .
  11. Социальный статус.
  12. Значимые для конкретного человека качества.

Иногда люди оценивают друг друга по внешним признакам, которые должны говорить о наличии у индивида конкретных качеств характера. Например, нахмуренные брови должны указывать на серьезность или яростность человека. Однако бывает так, что внешность обманывает. Человек может быть совсем другим по характеру, нежели говорит об этом внешность.

Также люди приписывают друг другу качества, которые наблюдаются у их знакомых, на которых похож новый человек. Собеседник может быть похож внешне на вашу бывшую любовь, из-за чего вы ему приписываете качества, которые были свойственны вашему бывшему партнеру.

Также оценка людьми друг друга происходит на уровне связывания социального статуса с их чертами характера. Человек в порванной одежде не будет казаться успешным и деловитым, хотя это тоже может быть обманчивым мнением. На восприятие в данном вопросе влияют эталоны, мерки и общественные стереотипы о том, какими должны быть те или иные люди.

Также на качество восприятия нового человека сказывается информация, которую получают до знакомства с ним. Так, например, если вы слышали что-то плохое о незнакомом вам человеке, то, скорее всего, вы проявите к нему негативное отношение в момент первого знакомства с ним.

Также люди склонны негативно относиться к лицам, которые принадлежат другой социальной группе. К тем, кто ниже по статусу, относятся пренебрежительно. К тем, кто выше по статусу, испытывают зависть.

Не следует делить человека на хорошие и плохие стороны. Человек не может быть хорошим или плохим, он просто такой, каким является. А хорошие и плохие стороны правильнее было бы обозвать как «удобные» и «неудобные» характеристики, которые мешают окружающим, а не ему самому. Что-то людям «удобно» в человеке, и они это поощряют, а то, что «неудобно», — критикуют. На самом деле раздвоение личности происходит лишь потому, что человек что-то в себе одобряет, а что-то нет. Хотя в нем нет ничего хорошего и плохого. Есть просто он с определенными качествами, характеристиками и особенностями. И они ни хороши, ни плохи. Они присутствуют в человеке по каким-то причинам, которые известны только ему.

Хорошие качества – это то, что «удобно» другим людям; плохие – «неудобно». Не изменить ли человеку отношение к тому, что ему «неудобно»? Если кому-то «неудобно» что-то в другом человеке, это еще не значит, что это плохое качество. Зачастую отрицательные стороны играют защитную роль, оберегая человека от различного рода стресса.

Уместнее было бы назвать положительные и отрицательные стороны как «помогающие» и «мешающие». Однако данный вопрос должен решать сам человек. Он должен сам для себя решать, что ему «помогает» жить так, как он хочет, а что нет. И принять решение изменить в себе «мешающие» качества на те, которые ему будут «помогать».

Не оценивайте людей! Воспринимайте человека в целом! Не делите его на две половинки – хорошую и плохую. Человек – цельное существо, у которого сформированы определенные качества. Они ни хороши, ни плохи сами по себе. Они просто в нем присутствуют. Если же вам что-то мешает в другом человеке, то никто не заставляет вас с ним общаться и заводить какие-то отношения. Следует сместить фокус с «Я хочу, чтобы он (она) стал (-а)…» на «Хочу ли я общаться с человеком таким, каков он есть сейчас?».

Пока вы хотите изменить другого (что невозможно!), сделав его совершеннее, вы по праву (и достойны этого!) наталкиваетесь на сопротивление, агрессию и оскорбления. Вы не «родитель», чтобы учить его, а он не «ребенок», чтобы поддаваться обучению. Вы – два взрослых человека, которые имеют право быть такими, какие они есть. Сместите фокус внимания на себя и примите взрослое решение: хотите ли вы быть рядом с этим человеком, даже если он никогда не изменится?

Вы – единое целое, которое может менять в себе все на свое усмотрение, при этом заслуживать быть принятым другими людьми, если они добровольно хотят общаться с вами.

Развитие восприятия у детей

Восприятие окружающего мира проявляется с самого рождения. Просто младенец пока не может контролировать собственные процессы восприятия. Либо по мере взросления, активности и понимания окружающего мира дети понимают, как им можно управлять. Хотя даже это не всегда контролируется, что можно отметить у взрослых людей, чье развитие восприятия достигло пика.

Развитие восприятия происходит само по себе, в зависимости от активности и условий проживания ребенка. На данный процесс могут влиять родители теми воспитательными нормами и совместными занятиями, где обсуждается окружающий мир. Если родители занимаются с ребенком, тогда его восприятие формируется быстрее, чем у детей, чьим развитием не занимались.

В младшем школьном возрасте дети не узнают знакомых людей, которые переодеты в необычные наряды. Также они воспринимают одно качество предмета, на основе которого дают ему характеристику.

В среднем школьном возрасте ребенок начинает соотносить предметы по величине. В старшем школьном возрасте соотношение предметов осуществляется на уровне ширины, высоты, пространства и длины.

Главной особенностью восприятия ребенком является его умение потом воспроизводить увиденное с точностью в размерах, цветовой гамме и т. д. Отношение к другим людям определяется оценками. Особенно жесткие оценки дети выставляют тем, кто с ними постоянно контактирует. Восприятие других детей заключается на уровне популярности их в группе. Чем популярнее ребенок в группе, тем более высокую оценку ему ставят другие дети.

Итог

Каждый человек обладает восприятием, которое основывается на тех органах чувств, которыми он оперирует. Если некий орган чувств искажает окружающую реальность, то у человека формируется ошибочное мнение, пока другие люди ему не скажут, что на самом деле он должен воспринимать. Восприятие приводит к следующему итогу – понимание окружающего мира во всем его многообразии.

Однако следует учитывать ловушки собственной психики, которая может искажать воспринимаемую извне информацию:

  • Первое – общественное мнение. Большинство тоже может ошибаться, особенно если руководствуется стереотипами, а не логичными и здравыми рассуждениями. Нередко человек поддается общественному мнению, обращая внимание на окружающий мир с определенной предрасположенностью (негативной или позитивной).
  • Второе – собственные желания. Нередко человек многого не замечает, пока охвачен собственными желаниями. Стремиться достичь цели нужно, однако когда при этом не ущемляются свободы и права других людей или поступки не противоречат законам природы. Прогноз в противном случае может стать неблагоприятным: отсутствие достигнутой цели.
  • Третье – стереотипы и привычки. Мозг позволяет человеку не переутруждаться, смотреть на мир так, как уже привычно. Однако для полного понимания ситуации, нередко необходимо выйти за пределы привычного восприятия и начать смотреть на обстоятельства по-другому.

Тема восприятия обширная, что позволяет человеку во многих вариациях воспринимать мир, который является одинаковым для всех, но разным в глазах тех, кто на него смотрит.

Восприятие (перцептивный процесс) - это познавательный психический процесс, обеспечивающий целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств.

В основе восприятия лежат ощущения, но восприятие не сводится к простой сумме ощущений. Воспринимая, мы не только выделяем группу ощущений и объединяем их в единый образ, но и осмысливаем этот образ, привлекая прошлый опыт, т.е. восприятие неразрывно связано с памятью и мышлением.

Виды восприятия.

В зависимости от доминирующего анализатора выделяют следующие виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое . Во всех видах восприятия в той или иной степени всегда участвуют двигательные ощущения.

Также выделяют восприятие преднамеренное (например, при наблюдении) и непреднамеренное .

Основой еще одного типа классификации являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

Восприятие пространства - необходимое условие ориентировки человека. Оно включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления. Восприятие не всегда дает нам адекват-ное отражение предметов объективного мира, в литературе описаны многочис-ленные факты и условия ошибок в восприятии, главным образом зрительные иллюзии .

Восприятие времени - отражение объектив-ной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Отражая объективную реальность, вос-приятие времени дает человеку возможность ориентироваться в окружающей среде. Восприятие продолжительных периодов времени в значитель-ной степени определяется характером переживаний. Так время, которое было заполнено интересной, глубоко мотивированной дея-тельностью, кажется короче, чем время, проведенное в бездействии. Восприятие времени изменяется и в зависимости от эмо-ционального состояния. Положительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени, отрицательные — субъек-тивно несколько растягивают временные промежутки.

Восприятие движения - отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве. Основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестезический анализаторы. Параметрами движения объекта являются скорость, ускорение и направление.

4. Свойства восприятия.

Наиболее важные особенности восприятия - предмет-ность, целостность, структурность, константность и осмыс-ленность.

Предметность восприятия — это способность отражать объекты и явления ре-ального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Предметность не является врожден-ным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. И. М. Се-ченов полагал, что предметность формируется на основе движений, обеспечиваю-щих контакт ребенка с предметом. Без участия движения образы восприятия не обладали бы качеством предметности, т. е. отнесенности к объектам внешнего мира.


Целостность . В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной инфюрмации до целостного образа конкрет-ного предмета.

С целостностью восприятия связана и его структурность . Данное свойство заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Мы воспринима-ем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, ко-торая формируется в течение некоторого времени. Например, если человек слу-шает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают зву-чать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты. Обычно слушающий понимает мелодию, т. е. воспринимает ее структуру в целом. Таким образом, восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с кото-рым мы столкнулись в реальном мире.

Следующим свойством восприятия является константность . Константностью называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изме-нении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомо-биль воспринимается как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изо-бражение, когда мы стоим возле него.

Благодаря свойству константности , проявляющемуся в способности перцептивной системы компенсировать изменения условий восприятия, мы восприни-маем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.

Восприятие зависит не только от характера раздраже-ния, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек. Поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности чело-века. Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией .

Огромную роль в апперцепции играют знания человека, предшествующий опыт, прошлая практика.

Следующим свойством восприятия является его осмысленность. Хотя воспри-ятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением. Связь мышления и восприятия прежде всего выражается в том, что сознательно воспринимать предмет — это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к опреде-ленной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незна-комого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воз-действующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилуч-шего толкования имеющихся данных.

Активность (или избирательность) восприятия заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании.

Все свойства восприятия приобретаются нами при жизни (прозревшие в зрелом возрасте люди так и не могут пользоваться всеми возможностями зрения).

Которые получают информацию из окружающего мира и передают в мозг для обработки и понимания, что человек видит, слышит, нюхает или с чем контактирует. Восприятие в психологии – это уже психический процесс, который заключается не столько в анализе информации, поступающей из органов чувств, сколько в проявлении собственного отношения к ней. Выделяют виды восприятия, а также рассматривается его развитие у детей.

Простыми словами интернет-журнал сайт называет восприятие субъективной интерпретацией человеком поступающей информации извне. Человек не столько смотрит на что-то, сколько оценивает, нравится оно ему или нет. Человек не столько слышит звуки, сколько испытывает эмоции, выражающие его отношение к услышанному. Человек не столько чувствует, сколько анализирует, нравится ему ощущения или нет.

Другими словами, восприятие – это отношение человека к той информации, которая поступает к нему через органы чувств. Вот почему все люди живут в одном и том же мире, только их отношение к нему отличается.

Откуда берется разочарование? Вы во что-то верили, на что-то надеялись, мечтали, представляли. А тут хлоп… и все оказалось не таким, каким вам виделось. Вы разочарованы. И все почему? Потому что вы жили только тем, что происходило в вашем воображении. Вы не замечали реальности такой, какая она есть. Если случилось что-то хорошее, то вы радовались, словно ребенок, приукрашивая и еще больше наделяя красками событие. Если случалось что-то плохое, то над вами словно зависали тучи и царила метель.

Сказки – то, во что верят маленькие детки, и то, во что не прекращают верить взрослые люди. Женщины мечтают встретить своих принцев, которые рассмотрят в них прекрасных дев, когда они неухожены и некрасивы. Мужчины думают о том, что их должны почитать и уважать только потому, что они мужчины, воины, сильные люди. Но не существует рыцарей на этой планете. Мужчина не может любить женщину, которая элементарно не любит саму себя настолько, чтобы иметь красивый внешний вид. Невозможно уважать человека, если он при этом не проявляет приятных качеств характера. Когда мужчина бьет, его невозможно уважать. Страх есть, но это не уважение.

Следует понимать, что сказки – это фантазии людей. Но жизнь куда более прозаична и проста, чем в сказках. Эмоции – еще один аспект в жизни человека, который мешает ему трезво смотреть на мир. Замечали когда-либо за собой, как вы принимали решения на эмоциях, а потом корили себя за неверный выбор? Вы счастливы или злитесь и принимаете решение, которое абсолютно не помогает вам выйти из сложившейся ситуации. Люди изменяют на эмоциях, врут, обманывают, убивают, разрушают. Но если бы они могли не обращать внимания на эмоции, а трезво анализировать ситуацию, то просто уходили, когда им уже не рады, не вступали в спор, когда видели бы, что человек стоит на своем, продолжали бы вести себя добродушно, понимая, что человек боится, поэтому отгораживается и что-то утаивает. Эмоции закрывают реальность от глаз человека, который руководствуется только двумя понятиями – хорошо и плохо, нравится и не нравится.

Как же думает человек, который без эмоций смотрит на окружающий мир, стараясь увидеть именно его, а не то, что он хотел бы увидеть? Он просто смотрит на реальное положение дел и думает: «Что уместно и не уместно? Чего я хочу достичь в данной конкретной ситуации и как мне этого сделать с учетом обстоятельств, которые происходят на самом деле, в реальности?». На эмоциях человек зачастую приукрашивает, добавляет от себя. Страхи и комплексы тоже участвуют в процессе создания искаженной картины мира. Например, на вас пристально смотрят люди. Если вы привыкли, что окружающие вами недовольны, тогда вы будете думать, что с вами что-то не так. Хотя в реальности люди на вас просто смотрят, и у каждого из них есть свои причины, которые могут быть как плохими, так и хорошими.

Отсутствие эмоций и веры в то, что жизнь должна быть сказочной, позволяет вам отрезвиться, успокоиться, принять жизнь такой, какая она есть. Реальность не жестока и не несправедлива. Просто она не такая, как описывается в сказках. Люди могут лицемерить, лгать или притворяться. Это нормально, как и то, что есть люди, которые искренне ведут себя с окружающими. Жизнь не должна быть сказкой, поскольку она такая, какая есть. И если вы хотите жить в сказке, то будете не раз разочаровываться в том мире, в котором живете. А ведь вы должны понимать, что фантастические истории – это выдумки, а живет человек в реальности. Трезвый взгляд на мир лишает вас разочарования. Поэтому, если не хотите страдать, тогда перестаньте верить в сказки и познайте тот мир, в котором вы живете на самом деле.

Что такое восприятие?

Восприятием называется психическая деятельность, которая выдает результат в виде образа постороннего предмета. Восприятие – это не процесс или не анализ окружающего мира, а уже сформированный образ, конечный результат, который учитывает знания, опыт, желания, мировоззрение, убеждения и прочие психические составляющие человека.

Особенностями восприятия являются:

  1. Структурность.
  2. Предметность.
  3. Константность.
  4. Целостность.
  5. Осмысленность.
  6. Избирательность.

Восприятие вызывает много интереса у психологов, поскольку благодаря той системе, которой пользуется человек в оценивании окружающего мира, можно говорить о том, как он будет жить и к чему придет в итоге. Восприятие ситуаций, людей, окружающих явлений и предметов диктует, как человек будет жить, с какими мыслями идти к своим целям, какими друзьями себя окружать.

Восприятие – это субъективная оценка окружающего мира, в котором человек живет. Как он к нему относиться, на то и обращает внимание, с тем чаще всего контактирует, в том и живет.

Человек зачастую мыслит субъективными суждениями. Каждый видит объективную реальность такой, какой ее не видит другой человек. Вы видите грязный песок на берегу моря, а другой человек замечает в этом месте прекрасную курортную базу, благодаря которой можно заработать много денег.

Уже давно не является тайной то, что все люди могут видеть в одном и том же явлении разные вещи. Это называется «субъективное видение объективной реальности». Другими словами, мир является одним для всех, но сами люди смотрят на него через призму собственных страхов, суждений, желаний, целей, привычек и т. д. Заметив человека, лежащего на обочине дороги, одни подумают, что это бомж, другие – алкоголик, третьи вообще помогут ему, поскольку будут думать, что он попал в беду. Хотя в реальности все видят человека, который лежит на обочине дороги.

Субъективное видение заставляет подумать над тем, что то, как вы смотрите на мир, является правдой. Навстречу к вам идет мужчина и улыбается. Одни могут подумать, что он хочет познакомиться, а другие сразу примут его за маньяка, от которого нужно защищаться.

Реальность для всех одна, но каждый человек придает ей тот окрас, который ему наиболее выгоден. Кто-то видит мир в ярких красках, а кто-то – в темных. Оптимисты радуются жизни, а пессимисты во всем замечают плохие стороны. Миру все равно, что вы о нем думаете, как интерпретируете происходящее, потому что он будет действовать по тем законам, которые в нем существуют, независимо от ваших мыслей.

Вам дан выбор: продолжать смотреть на мир через собственные «розовые» или «серые» очки, чтобы замечать только хорошее или только плохое, либо все-таки открыть свои глаза и посмотреть на него в реальности. Вы видите человека на обочине дороги, а не бомжа или алкоголика. Не нужно придумывать, кем он является, как здесь оказался, в чем нуждается. От ваших мыслей-догадок реальность не изменится.

Только от вашего выбора, ходить «в очках» или смотреть на мир трезвым взглядом, зависит качество вашей жизни. Ведь на каждом шагу вам приходится делать выбор. В зависимости от того, как вы смотрите на конкретную ситуацию, вы принимаете то или иное решение. Если вы смотрите через призму своих «очков», тогда поддаетесь собственным страхам, комплексам, желаниям. А если вы объективно смотрите на мир, тогда принимаете решение, которое действительно вам выгодно.

Например, вам предлагают повышение по должности, которое потянет за собой увеличение количества рабочих часов. Будучи в «очках», вы поддадитесь желанию получать больше денег, поэтому согласитесь на повышение без раздумий. Однако после этого столкнетесь с недовольством своей семьи: теперь вас можно будет увидеть дома лишь в ночное время суток. Смотря на ситуацию объективно, вы задумаетесь над тем, что вам важнее: получать много денег, но при этом не видеться с семьей, или уделять время любимому человеку и детям, но остаться на прежней должности с такой зарплатой, которая позволяла удовлетворять ваши насущные нужды?

Смотря на мир объективно, появляется шанс выбирать именно то, что удобно вам, а не вашим страхам, желаниям, комплексам или стереотипам, которые в вас «внедрили» средства массовой информации и общество. Вы выбираете самостоятельно, а не под давлением каких-то факторов.

Выбирайте и помните, что миру все равно, как вы на него смотрите. Однако качество вашей жизни будет зависеть от того, как вы будете смотреть на окружающий мир.

Мир одинаков для всех людей. Все воспринимают его через органы чувств. Однако картинка этого мира, которая сформируется в голове у отдельного человека, будет зависеть от того, как он отнесется к полученной информации, какую оценку поставит.

Виды восприятия

Разделяют такие виды восприятия:

  1. Преднамеренное. Человек намеренно обращает свой взор на некий предмет с целью его изучения или использования в своей деятельности.
  2. Непреднамеренное. Человек не имеет цели воспринимать окружающий мир, поэтому в его поле зрения хаотично попадаются предметы и явления, которые его окружают.

Наблюдение является одним из видов восприятия. Здесь человек безоценочно смотрит на окружающий мир с целью трезвого взгляда на него. Если человек хочет понять, что на самом деле происходит в мире, тогда нужно просто за ним наблюдать, не оценивать, всецело воспринимать и изучать. Кстати, таким способом наблюдения обладают дети, которые еще не оценивают, а просто смотрят, что их окружает и как ведут себя люди.

По модальности восприятие бывает:

  1. Зрительным – когда информация воспринимается глазами и формируется зрительный образ.
  2. Слуховым – когда информация воспринимается ушами.
  3. Осязательным – когда информация воспринимается тактильно.
  4. Обонятельным – когда информация поступает через нос.
  5. Вкусовым – когда информация поступает через рецепторы во рту.

Более сложными формами восприятия являются:

  • Восприятие пространства – когда человек понимает, какой формы, цвета и размера предмет, что обеспечивается получением информации через несколько органов чувств.
  • Восприятие времени – пока не изучено.
  • Восприятие движения – обеспечивается органами зрения, которые замечают изменение предмета в пространстве.

Как человек воспринимает окружающую информацию? На это влияют следующие факторы:

  1. Ситуация, в которой она воспринимается. В благоприятной обстановке человек более спокойно и положительно относится к информации, нежели в неблагоприятной.
  2. Глубина понимания. Чем лучше человек разбирается в сути ситуации, тем легче он воспринимает ее, не драматизирует.
  3. Характеристики самого явления или предмета, который человек воспринимает.
  4. Стереотипы – когда человек воспринимает предмет так, как воспринимают его другие люди, которые уже выразили свое отношение и настроили человека на определенный лад.
  5. Чистота информации. Человек понимает больше, когда информация выдается прямо и неискаженно. Если же информация искажается, тогда ее трудно понять.

Восприятие человека человеком

Восприятие человека человеком первоначально происходит на уровне оценивания его внешних данных. Сначала человека встречают по его одежке, внешности и состоянию внешнего здоровья. И здесь есть несколько способов восприятия:

  1. Когда человек внешне красив, кажется, что он всегда находится в хорошем настроении, что является заблуждением.
  2. Если человек в чем-то похож на другого человека, тогда ему приписывают качества того, на кого он похож.
  3. Оценивание человека происходит на уровне отдельных элементов его внешности. Каждый взгляд говорит о наличии у человека определенного склада характера.
  4. Оценивание человека происходит на социальном уровне, когда оценивается его одежда и атрибуты. Так, порванные штаны будут наталкивать на мысль о том, что человек беден, а деловой костюм – об интеллигентности.

Нередко люди даже не вступают в контакт друг с другом, а уже по внешним данным понимают сами для себя, будут они продолжать общение или нет. Нередко внешняя оценка не совпадает с отношением, которое возникает к человеку в процессе общения с ним и узнавания его. Однако бывают ситуации, когда первое впечатление совпадает с последующим оцениванием.

Итог

Восприятие оказывает важную роль в жизни человека, поскольку на том, какие оценки человек выставляет окружающему миру, так он к нему относится, создает определенный эмоциональный фон и формирует цели, к которым потом начинает стремиться.

Восприятие

Восприятие , перцепция (от лат. perceptio ) - познавательный процесс , формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс , заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств . Восприятие - одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений , инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

Восприятие - нечто значительно большее, нежели передача нервной системой нейронных импульсов в определенные участки мозга . Восприятие также предполагает осознание субъектом самого факта стимулирования и определенные представления о нем, а чтобы это произошло, сначала необходимо ощутить «ввод» сенсорной информации, т. е. испытать ощущение . Иными словами, восприятие есть процесс осмысления стимуляции сенсорных рецепторов . Есть основания взглянуть на восприятие как на задачу, которая заключается в сосредоточении на сенсорном сигнале, анализе и интерпретации для создания осмысленного представления об окружающем мире.

Свойства восприятия

  • Предметность - объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы.
  • Структурность - предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.
  • Апперцептивность - на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.
  • Константность - постоянство восприятия одного и того же дистального объекта при изменении проксимального стимула.
  • Избирательность - преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.
  • Осмысленность - предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу
Осмысление состоит из этапов:
  1. Селекция - выделение из потока информации объекта восприятия
  2. Организация - объект идентифицируется по комплексу признаков
  3. Категоризация и приписывание объекту свойств объектов этого класса

Константность восприятия

Константность - постоянство восприятия одного и того же дистального объекта при изменении проксимального стимула, способность распознавать один и тот же объект на основе различающейся сенсорной информации (ощущений). Воспринимаемый в различных обстоятельствах и условиях объект рассматривается как один и тот же. Так, яркость объекта как величина характеризующая отраженный свет изменяется если переместить его из слабо освещенной комнаты в комнату с хорошим освещением. Тем не менее объект при изменении проксимальной стимульной информации в обоих случаях рассматривается как один и тот же. Можно выделить константность таких свойств объекта как размер, форма, яркость, цвет. Константность восприятия формы исследуется на установке, основными элементами которой являются квадрат-эталон (со стороной 10 см) и прямоугольник-измеритель (шириной 10 см). Квадрат-эталон всегда в опыте наклонен к наблюдателю, а плоскость прямоугольника-измерителя должна быть перпендикулярна оси зрения испытуемого. Высота прямоугольника-измерителя может изменяться испытуемым с помощью специальной кнопки. Испытуемого просят подобрать такую высоту прямоугольника-измерителя, чтобы он имел ту же видимую форму, что и наклоненный квадрат-эталон. В опыте варьируется наклон квадрата-эталона (25°, 30°, 35° и 40°). Для каждого значения наклона эталона испытуемый четыре раза подравнивает высоту измерителя. Таким образом получаются данные для вычисления коэффициента константности. Константность восприятия измеряется коэффициентом константности по формуле Брунсвика - Таулесса:

где - высота прямоугольника-измерителя,которую установил испытуемый в стремлении подравнять видимые формы измерителя и эталона, - высота квадрата эталона, , где - угол наклона квадрата-эталона.

Константность восприятия формы в опытах с инверсией поля зрения с помощью инвертоскопа падает до нуля, а в процессе адаптации восстанавливается, достигая доэкспериментального уровня. Эксперименты с инверсией поля зрения человека проводятся для исследования механизмов константности зрительного восприятия.

Одно из объяснений константности восприятия основывается на различении восприятия и чувствительности (ощущения). Восприятие действительных свойств объектов это субъективный психический процесс связывающий ощущения (чувственный опыт) свойств объекта с другой стимульной информацией.

Пример иллюзии Понцо. Обе горизонтальные линии имеют одинаковый размер.

Так свойство размера объекта связывается с расстоянием до объекта, яркость объекта связывается с освещенностью. Субъективный психический процесс восприятия, который позволяет человеку признавать объект одним и тем же даже если он располагается на разном расстоянии от него (у объекта в таком случае различный угловой размер - если он на большом расстоянии - малый угловой размер, если на маленьком расстоянии - большой угловой размер) в некоторых случаях сопровождается "регрессом к действительным объектам". Примером регресса к действительным объектам как следствия константности восприятия являются оптические иллюзии .Так иллюзия Понцо показывает как осуществляемая восприятием регрессия к действительным объектам которые располагаются в трехмерном мире, в случае с двухмерным объектом - рисунком - заставляет человека воспринимать горизонтальный отрезок у сходящихся концов вертикальных линий как более длинный чем отрезок расположенный у расходящихся концов тех же вертикальных линий, как будто последний расположен "ближе" к наблюдателю.

Факторы восприятия

Внешние

  • Размер
  • Интенсивность (в физическом или эмоциональном плане)
  • Контрастность (противоречие с окружением)
  • Движение
  • Повторяемость
  • Новизна и узнаваемость

Внутренние

Установка восприятия - ожидание увидеть то, что должно быть увидено по прошлому опыту. Потребности и мотивация - человек видит то, в чём нуждается или что считает важным.

Получив образ, человек (или другой субъект) производит определение ситуации , то есть оценивает её, после чего принимает решение о своём поведении .

Восприятие в зоопсихологии

Восприятие присуще главным образом высшим живым существам ; в слабых формах, позволяющих говорить лишь о зачатках восприятия, нечто подобное можно обнаружить у существ средних стадий эволюции.

К механизмам социальной перцепции относят: рефлексию , идентификацию , каузальную атрибуцию .

Эффекты восприятия

Социальному восприятию присущи некоторые особенные проявления неточности восприятия, называемые законами, эффектами или ошибками восприятия.

  • Эффекты стереотипизации:
  • Галоэффект (эффект ореола, эффект нимба или рога) - общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные черты.
  • Эффекты последовательности:
  • Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства) - первая информация переоценивается по отношению к последующей.
  • Эффект новизны - новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее.
  • Эффект роли - поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.
  • Эффект присутствия - чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.
  • Эффект авансирования - к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее несуществующих достоинств.
  • Эффект снисходительности - руководитель гипертрофирует позитивные черты подчинённых и недооценивает негативные (характерно для руководителя попустительского и, в какой-то мере, демократического стиля).
  • Эффект гипервзыскательности - руководитель гипертрофирует негативные черты подчинённых и недооценивает позитивные (характерно для руководителя авторитарного стиля).
  • Эффект физиогномической редукции - вывод о присутствии психологической характеристики делается на основе черт внешности.
  • Эффект красоты - внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.
  • Эффект ожидания - ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё.
  • Внутригрупповой фаворитизм - «свои» кажутся лучше.
  • Эффект отрицательной асимметрии начальной самооценки - во времени есть тенденция к противоположному внутригрупповому фаворитизму.
  • Презумпция взаимности - человек считает, что «другой» относится к нему так, как он относится к «другому».
  • Феномен предположения о сходстве - человек считает, что «свои» относятся к остальным людям так же, как он.
  • Эффект проекции - человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, как он.
  • Феномен игнорирования информационной ценности неслучившегося - информация о том, что могло бы произойти, но не произошло, игнорируется.

Атрибуция

Атрибуция - приписывание характеристик себе или другому человеку.

Впечатление

Формирование впечатления

Формирование впечатления - процесс создания своих впечатлений о других.

Впечатления составляют:

  • Образцы поведения
  • Абстракции

Управление впечатлениями

Управление впечатлениями - поведение, направленное на формирование и контроль за впечатлением о себе других людей.

Тактики управления впечатлением:

  • Усиление собственной позиции
  • Усиление позиции собеседника

Самопрезентация - поведение, направленное на создание благоприятного или соответствующего чьим-то идеалам впечатления о себе.

Согласно данным исследования Гордона , произведённого в 1996 году , уровень успешности тактик управления впечатлением распределяется следующим образом:

  1. Представление собеседника в лучшем свете
  2. Согласие с мнением собеседника.
  3. Самопрезентация
  4. Комбинация 1-3
  5. Оказание услуг

Литература

  • Организационное поведение / Громова О.Н., Латфуллин Г.Р.. - СПб. : Питер, 2008. - 432 с. - ISBN 978-5-91180-873-0
  • К. Прибрам. Языки мозга. Экспериментальные парадоксы и принципы нейропсихологии / А.Р. Лурия.. - М .: Прогресс, 1975. - 464 с.

Примечания

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Восприятие" в других словарях:

    Возникающая в когнитивной системе живых существ непрерывная последовательность внутренних образных репрезентаций, воспроизводящих сенсорно распознаваемые объекты, события, состояния и т.п. Изначально знания человека имеют чувственную природу.… … Философская энциклопедия

    восприятие - целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности (см. рецептор) органов чувств. Вместе с процессами ощущения … Большая психологическая энциклопедия

    ВОСПРИЯТИЕ - ВОСПРИЯТИЕ, название одного из основных психических процессов у человека, при помощи к рого он познает окружающую его среду. Ассоциативная школа психологии, стремившаяся все психол. акты и состояния разложить на простейшие элементы, под В.… … Большая медицинская энциклопедия

    Восприятие - Восприятие ♦ Perception Всякий опыт в той мере, в какой он носит сознательный характер; всякое сознание в той мере, в какой оно носит эмпирический характер. Восприятие отличается от ощущения как большее от меньшего, как множество от… … Философский словарь Спонвиля

    Воспринятие, понимание; воспринимание, оценка, созерцание, мировосприятие, уяснение, перцепция, апперцепция, рецепция Словарь русских синонимов. восприятие см. понимание 2 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский… … Словарь синонимов

    восприятие - ВОСПРИЯТИЕ форма чувственного познания, субъективно представляющаяся непосредственной и относящаяся к предметам (физическим вещам, живым существам, людям) и к объективным ситуациям (к взаимоотношениям предметов, движениям, событиям). Для… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    Современная энциклопедия

    Способность живых организмов принимать и преобразовывать информацию, обеспечивая себе отражение явлений окружающего мира в виде ощущений (сенсорных впечатлений), образов или словесных символов (у человека) и ориентировку в пространстве.… … Экологический словарь

    ВОСПРИЯТИЕ - ВОСПРИЯТИЕ. Процесс отражения в сознании человека внешних признаков предметов и явлений, совершающийся при помощи органов чувств и завершающийся созданием образа воспринимаемого предмета и оперированием этим образом. Вместе с процессами ощущения… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Восприятие - ВОСПРИЯТИЕ, целостное отражение объективной реальности в результате непосредственного воздействия объектов реального мира на органы чувств человека. Включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных… … Большой Энциклопедический словарь Подробнее


© 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство