Люди «с Урала»: какие они (5 фото). Знаменитые деятели культуры Урала Знаменитые мастера Урала: Каслинское литьё. Скульпторы Крепостные художники Худояровы Знаменитыеписатели Урала Современные. Известные люди свердловской

Люди «с Урала»: какие они (5 фото). Знаменитые деятели культуры Урала Знаменитые мастера Урала: Каслинское литьё. Скульпторы Крепостные художники Худояровы Знаменитыеписатели Урала Современные. Известные люди свердловской

Деловые люди

В силу исторических и географических особенностей на Урале ещё с XVIII века начало складываться совершенно специфическое отношение к труду и капиталу. Ко времени правления Петра I Урал оставалась фронтиром "старой" России, границей, отделяющей "цивилизацию" от "дикого Востока", где "до царя далеко, до Бога высоко".

В 1702 году Петр I передал права на владение уральскими казенными заводами тульскому оружейнику Никите Антюфееву (будущему Демидову), поставщику оружия для русской армии во время войны со шведами. Демидовы быстро смекнули, в чем прелесть Урала. Здесь они могли не считаться ни с дирекцией казенных заводов, ни с местной администрацией, ни с частниками. Получив заводы в пользование практически бесплатно, Демидовы быстро наладили производство, вышли на сверхприбыли и стали одними из богатейших людей не только Урала, но и России. Для установления государственного контроля за заводами, в 1720 году туда был отправлен Василий Татищев (будущий историограф), который основал здесь Горную канцелярию. Она должна была навести порядок на производствах. Стоит ли говорить, что Демидовы были не очень рады приезду на свою землю контролера из центра? Между Татищевым и "местным капиталом" пошла настоящая рейдерская война, сопровождавшаяся многочисленными письмами "наверх". Татищев обвинял Демидовых в демпинговых ценах, в самоуправстве на заводах, Демидовы обвиняли Татищева в том, что он нарочно задерживает поставки хлеба на заводы, чтобы рабочие от голода не могли работать.

Разобраться с этой проблемой было поручено известному горному инженеру Вильгельму де Генину, который после долгих тяжб все-таки встал на сторону Василия Татищева. В письме Петру I он писал: "Демидову не очень мило, что вашего величества заводы станут здесь цвесть, для того, что он мог больше своего железа запродавать, а цену положить, как хотел, и работники все к нему на заводы шли, но не на ваши". На уральских заводах формировалось трудовое общество особого рода, так называемая горнозаводская цивилизация. Гражданские власти здесь не имели практически никакого веса, поскольку весь Урал бы военизирован и управлялся по Горному уставу. Даже законы, действовашие на все территории России, здесь не имели веса.

Беглого крестьянина, пойманного в любой части страны, надлежало вернуть хозяину, но на Урале было совсем не так. Заводы, нуждающиеся в рабочих руках, открывали свои двери всем - и беглым каторжникам, и рекрутам-дезертирам, и преследуемым раскольникам. Условия жизни и работы на заводах, конечно, оставляли желать лучшего, но любые жалобы пресекались на корню. Да и как жаловаться людям-невидимкам, которые сами сбежали от государственной десницы? Поэтому - терпели и работали.

Официально звание было учреждено горисполкомом 8 сентября 1967 года, а 1 ноября 1967 года первым, как тогда считалось, почетным гражданином города стал старейший революционер Иван Степанович Белостоцкий. Однако это было не так. Еще в начале XX века почетного звания удостоились инженер Константин Михайловский и предприниматель, общественный деятель Владимир Покровский.

Константин Яковлевич Михайловский (1834-1909) в 1885 году был назначен начальником работ по постройке участков железной дороги Самара - Уфа - Златоуст - Челябинск. Строя Самаро-Златоустовскую железную дорогу, он возводил основу для экономического развития Южного Урала и будущего Челябинска. В 25 октября 1892 года первый поезд прибыл на станцию Челябинск. Вслед за этим Константин Михайловский руководил строительством Западно-Сибирской и Екатеринбург-Челябинской железный дорог.

Владимир Корнильевич Покровский (1843-1913) при строительстве Западно-Сибирской железной дороги способствовал тому, чтобы станция была построена близ Челябинска. Тем самым город оказался на пересечении путей и получил невероятные возможности для развития. Владимир Покровский был городским головой, несколько десятилетий - гласным думы, состоял членом многих челябинских общественных организаций, был председателем попечительского совета женской гимназии, председателем комиссии по заведению детского приюта, попечителем начальных школ.

Иван Степанович Белостоцкий (1881-1968). Он с 1904 года был членом большевистской партии, прошел партшколу в Лонжюмо под Парижем, участвовал в Гражданской войне на Урале. После революции здесь же организовывал больничную сеть, работал на ЧТЗ, в годы Великой Отечественной войны - начальник сборочного цеха. Он был трижды награжден орденом Ленина.

Николай Семенович Патоличев (1908-1989) был первым секретарем Челябинского обкома и горкома ВКП (б) в 1942-1946 годах, т. е. возглавлял город и регион в самые тяжелые годы войны. В начале войны область приняла более 200 промышленных предприятий, строились новые оборонные заводы в Златоусте, Магнитогорске, Чебаркуле и Челябинске. В эти годы население области увеличилось на 400 тысяч человек! Всем им нужно было дать жилье и питание. Благодаря энергии и опыту Патоличева Челябинская область стала кузницей Победы. О незаурядности Патоличева свидетельствуют его награды. Он награжден 12 орденами Ленина! Это абсолютный рекорд в истории СССР.

Евгений Викторович Александров (1917-2007) - архитектор, он более полувека проработал в сфере градостроительства. По его проектам построены многие здания в Челябинске: жилой дом на площади Революции, жилой дом с магазином «Уральские сувениры», комплекс зданий ФСБ, участвовал в проектировании жилых микрорайонов на Северо-Западе, в Тракторозаводском, Металлургическом и Ленинской районах. Евгений Александров - соавтор многих памятников: «Орлёнок», В. И. Ленину на площади Революции, «Сказ об Урале», «Танкистам-добровольцам», композитору С. Прокофьеву.

Совместно с Е. В. Александровымработалаархитектор Мария Петровна Мочалова (1922-2010). По ее проектам в 1950-е годы построены квартал и жилые дома по шоссе Металлургов, здание ЧИПС на пересечении улиц Цвиллинга и Орджоникидзе, здание публичной библиотеки и другие. Она одна из пяти женщин удостоенных «почетным гражданством» Челябинска.

Галина Семеновна Зайцева - певица, народная артистка России. С 1976 года она выступала в театре оперы и балета имени М. И. Глинки. Спела более 30 партий, руководит оперной труппой театра, одновременно - профессор Челябинской академии культуры и искусства.

Наум Юрьеич Орлов (1924-2003) - народный артист России. 30 лет (с 1973 года) был главным режиссером Челябинского театра драмы. Здесь он поставил около 40 спектаклей. Последние годы Наум Орлов занимался воплощением на сцене театра проекта «Театр Чехова», в рамках которого были поставлены спектакли «Безотцовщина», «Дядя Ваня», «Вишневый сад» и другие. Вскоре после смерти артиста постановлением губернатора Петра Сумина драмтеатру было присвоено имя Наума Орлова.

Фотограф Сергей Григорьевич Васильев с 1968 года работает в редакции «Вечернего Челябинска. Своим творчествомпрославил Челябинск далеко за его пределами. Его фотовыставки открывались в Швейцарии, Германии, Кубе, Польше, Эстонии, Финляндии, Италии, Испании. Он четыре раза становился обладателем высшей фотографической награды «Золотой глаз».

Спортсмен Харис Мунасипович Юсупов (1929-2009) был мастером спорта сразу по нескольким видам: классической и вольной борьбе, самбо, национальной борьбе куреш. В 1960 году в Челябинске он основал уральскую школу самбо. Два десятилетия являлся тренером сборных СССР по дзюдо и самбо среди юношей, юниоров и взрослых. Воспитал 3 чемпионов мира, 14 чемпионов Европы, более 250 мастеров спорта

О «людях с Урала» принято говорить, что они отличаются какой-то особой суровостью. Мы решили посмотреть, так ли это, а также понять, в чем специфика регионального самосознания уральских жителей.

«Дикое счастье»

Представление о суровости жителей Урала появилось не сегодня. Ещё Чехов, побывав в Екатеринбурге, в 1890 году написал:

«Здешние люди внушают проезжему нечто вроде ужаса. Скуластые, лобастые, с громадными кулачищами. Родятся на местных чугунолитейных заводах, и при рождении их присутствуют не акушеры, а механики. Входит в номер с самоваром или графином и того гляди убьет. Я сторонюсь».

Интересно также об уральском менталитете писал Мамин-Сибиряк. Особый путь «людей с Урала» он назвал «диким счастьем». В понимании писателя этот термин обозначал ситуацию, при которой человек ради достижения своей цели готов приложить нечеловеческие, титанические условия, но в тот момент, когда удача на его стороне, и можно либо расслабиться, либо «наращивать капитал», он совершает какие-то поистине фантастические чудачества.

Мысль Мамина-Сибиряка убедительно подтверждает один случай. Когда в середине XIX века двое екатеринбургских золотопромышленников поженили своих детей. Свадьба шла... целый год.

Деловые люди

В силу исторических и географических особенностей на Урале ещё с XVIII века начало складываться совершенно специфическое отношение к труду и капиталу. Ко времени правления Петра I Урал оставалась фронтиром «старой» России, границей, отделяющей «цивилизацию» от «дикого Востока», где «до царя далеко, до Бога высоко».

В 1702 году Петр I передал права на владение уральскими казенными заводами тульскому оружейнику Никите Антюфееву (будущему Демидову), поставщику оружия для русской армии во время войны со шведами.
Демидовы быстро смекнули, в чем прелесть Урала. Здесь они могли не считаться ни с дирекцией казенных заводов, ни с местной администрацией, ни с частниками. Получив заводы в пользование практически бесплатно, Демидовы быстро наладили производство, вышли на сверхприбыли и стали одними из богатейших людей не только Урала, но и России.

Для установления государственного контроля за заводами, в 1720 году туда был отправлен Василий Татищев (будущий историограф), который основал здесь Горную канцелярию. Она должна была навести порядок на производствах. Стоит ли говорить, что Демидовы были не очень рады приезду на свою землю контролера из центра? Между Татищевым и «местным капиталом» пошла настоящая рейдерская война, сопровождавшаяся многочисленными письмами «наверх». Татищев обвинял Демидовых в демпинговых ценах, в самоуправстве на заводах, Демидовы обвиняли Татищева в том, что он нарочно задерживает поставки хлеба на заводы, чтобы рабочие от голода не могли работать.

Разобраться с этой проблемой было поручено известному горному инженеру Вильгельму де Генину, который после долгих тяжб все-таки встал на сторону Василия Татищева. В письме Петру I он писал: «Демидову не очень мило, что вашего величества заводы станут здесь цвесть, для того, что он мог больше своего железа запродавать, а цену положить, как хотел, и работники все к нему на заводы шли, но не на ваши».

На уральских заводах формировалось трудовое общество особого рода, так называемая горнозаводская цивилизация. Гражданские власти здесь не имели практически никакого веса, поскольку весь Урал бы военизирован и управлялся по Горному уставу.

Даже законы, действовашие на все территории России, здесь не имели веса. Беглого крестьянина, пойманного в любой части страны, надлежало вернуть хозяину, но на Урале было совсем не так. Заводы, нуждающиеся в рабочих руках, открывали свои двери всем - и беглым каторжникам, и рекрутам-дезертирам, и преследуемым раскольникам. Условия жизни и работы на заводах, конечно, оставляли желать лучшего, но любые жалобы пресекались на корню. Да и как жаловаться людям-невидимкам, которые сами сбежали от государственной десницы? Поэтому - терпели и работали.

Человеческий котел

Урал стал «границей русского мира» раньше, чем Сибирь и Дальний Восток, сюда ссылали каторжан, сюда бежал беглый люд. Здесь всегда была работа и были отличные от остальной России условия, в которых последние, если и не могли стать первыми, то без дела не сидели точно.

В ХХ веке на Урал по-прежнему продолжили ссылать репрессированных и спецпереселенцев, сюда съезжались эвакуированные с юга и из центра страны в годы войны, затем последовали ударные стройки пятилеток, с развалом СССР на Урал начали стекаться беженцы с национальных окраин.

Именно Урал, в котором ещё в 30-е годы XX века шли большие социалистические стройки мирового масштаба (Магнитогорский металлургический комбинат, Челябинский тракторный завод, Туркестано-Сибирская магистраль и др.) стал лидером в процессе создания новой городской цивилизации. Мощные процессы урбанизации сделали Урал «всесоюзной лабораторией», где осваивались новые формы общежития и коллективной ответственности.

Интересным феноменом стали и уральские «секретные города», часть из которых остаются закрытыми и сегодня. Их появлению способствовала некоторая, присущая жителям Урала, настороженность и скрытность. Урал стал «атомным щитом» страны, оправдывая свое поэтическое определение «опорного края державы».

Психотип «людей с Урала»

Социологические исследования. проводимые и в советское время, и сегодня могут дать понимание «уральского характера». По их итогам можно сказать, что для уральцев характерно ощущение причастности к общему делу, самоотверженность и склонность к рискованным действиям, психологическая установка на решение задач любой ценой, чувство гордости за оказанное доверие.

В советское время социологи также отмечали за уральцами наличие таких таких черт, как оборонное сознание и милитаристские настроения. Привыкшие к жесткой дисциплине, режиму, «суровые уральские мужики» всегда готовы к трудовым подвигам. Также чертами, свойственными уральцам можно считать «чувство локтя» и коллективизм, выносливость, особую приверженность традициям и старине, свободолюбие, сметливость и решительность, патриотизм и сдержанность, которую так часто принимают за суровость.

Исследования екатеринбургских социологов 1995 года показали, что на Урале формируется так называемое «региональное самосознание». Большинство жителей Урала чувствуют спайку со своей землей, ощущают себя в контексте своей «малой Родины» и не рвутся в центр, веря в то, что возрождение России может начаться здесь - на Урале.

Выдающиеся люди Южного Урала Подготовила материал: Юмадилова Н.В. Учитель истории, обществознания и МХК.

Александров Евгений Викторович Годы жизни: 04.02.1917 - 30.07.2007 гг. Решением Челябинской городской Думы от 18 августа 1998 г. №27/1 присвоено звание «Почетный гражданин города Челябинска». Заслуженный архитектор Российской Федерации, почетный член Российской академии архитектуры и строительных наук. Участник Великой Отечественной войны. Более 50 лет проработал в области архитектуры и градостроительства, автор многих зданий и памятников Челябинска: Орлёнок” (1958), В. И. Ленину на пл. Революции (1959), “Сказ об Урале” (1967), “Танкистам-добровольцам” (1975), композитору С. Прокофьеву (2000) и др. В 1984 – 2000 гг. возглавлял Челябинское отделение Союза архитекторов России. Проектировал объемно-планировочные объекты центра города: пл. Революции, ул. Воровского. Принимал участие в проектировании жилых массивов на Северо-Западе, в Тракторозаводском, Ленинском и Металлургическом районах. Награжден орденом Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медалью Союза архитекторов России «За высокое мастерство», Золотой Пушкинской медалью, другими медалями.

Памятник Орлёнок, посвященный героям Октябрьской революции и Гражданской войны на Урале, был возведен 29 октября 1958 года, в день сорокалетия комсомола. Скульптура расположена на Алом поле и представляет собой бронзовую фигуру высотой 4 метра, воплощающую образ легендарного героя Гражданской войны. Авторами проекта являются скульптор Л.Н.Головницкий и архитектор Е.В.Александров.

«Орленок» (памятник) За время своего существования «Орленок» стал символом города Челябинска, это скульптура монументального искусства и федерального значения. «Орленок» - памятник, посвященный комсомольцам – героям Октябрьской революции и Гражданской войны на Урале. Тихая площадка рядом с шумной улицей, на которой находится памятник, стала излюбленным местом молодежи города. Рядом с «Орленком» находится парк отдыха «Алое поле» - островок спокойствия в самом центре мегаполиса, где можно отдохнуть от городской суеты. Это отличное место и для прогулки и для активного отдыха, прогулок на велосипеде, скейтборде. Гуляя по парку, Вы найдете здесь такие памятники как бюст В.И. Ленину, выполненный по проекту мавзолея, и аллея пионеров-героев. Парк оканчивается зданием дворца пионеров имени Н. Крупской. Рядом с ним находятся баскетбольные площадки, где можно поиграть или просто посмотреть на игру других. Одной из главных достопримечательностей Челябинска, конечно же, является Зал камерной и органной музыки. Реставрированный из Александро-Невской церкви, которая считалась самой красивой православной церковью в Челябинске, зал камерной и огранной музыки является местом, куда едут молодожены со всего города, чтобы именно в этом красивейшем месте их впервые назвали мужем и женой.

Скульптура 8 метров отлита из бронзы и установлена на гранитный постамент с трибуной 10 метров. На постаменте надпись «В. И. Ленину от трудящихся Челябинска». Фигура вождю мирового пролетариата выполнена в движении. Бронзовая скульптура отливалась в Ленинграде на заводе Монументскульптура. Скульптор В.С. Зайков и Л.Н. Головницкий Архитектор Е.В. Александров

Идея создания монумента «Сказ об Урале» возникла благодаря сказам П. П. Бажова. В них речь идет о великане, носящем огромный пояс с глубокими карманами, в которых он прятал все свои сокровища. Само слово «Урал» переводится с башкирского как пояс. К сожалению, в 1967 году работа велась спешно, аврально, с отступлениями от замысла, что не могло не огорчить авторов. Вместо полированного гранита бассейн при памятнике наскоро забетонировали, из пригородного карьера привезли каменные глыбы. Вырубленный из гранита «Сказ об Урале » - воплощение физической силы и творческой мощи уральских мастеров. На постаменте засыпаном каменными глыбами стоит вырубленный из гранита богатырь. В его руках молот, что говорит о рабочих заслугах Южного Урала и его жителей. На фасаде постамента имеется надпись: «Урал - опорный край державы, её добытчик и кузнец». Общая высота монумента 12 метров. Скульптор В.С.Зайков Архитектор Е.В.Александров

Памятник посвящён добровольцам, участникам Уральского добровольческого танкового корпуса, образовавшегося в 1943 году из добровольцев Свердловской, Челябинской и Молотовской областей. С Мясной площади, где стоит сейчас памятник, 9 мая 1943 года, выслушав наказ жителей Челябинской области и поклявшись его исполнить, отправлялись в места сражений бойцы и командиры 63-ей добровольческой танковой бригады, которая в этот корпус входила. Таким образом, этот памятник является символом взаимной связи и единения фронта и тыла страны. 9-го мая 1975-го года, через 30 лет после уничтожения нацистского режима в Германии и 32 года после отправления танкистов с Мясной площади, на этом месте был торжественно открыт памятник добровольцам, покинувшим родные края для ратных подвигов. Описание памятника Фигура добровольца, стоящего у крышки танка, выполнена из бронзы. Она изображает рабочего-танкостроителя, на котором уже надет танковый шлем и сапоги, и который взмахом руки зовёт в бой. Высота фигуры - 5 метров. Она установлена на постаменте высотой 3 метра, облицованном чёрным доломитом.

Скульптор Л.Н. Головницкий Архитектор Е.В. Александров

Лебедев В.Г. - художественный руководитель и главный дирижер Челябинского государственного русского народного оркестра "Малахит« , заслуженный деятель искусств Российской Федерации (по согласованию);

ЛЕБЕДЕВ Виктор Григорьевич (р. 18.01.1949, Челябинск), музыкант, засл. работник культуры РСФСР (1989), засл. деятель иск-в РФ (1996), проф., чл.-корр. Петровской академии наук и иск-в (Санкт-Петербург). В 1968 окончил Чел. муз. уч-ще им. П. И. Чайковского по классу баяна; в 1973 – муз.-пед. ф-т ЧГИК по специальности “народные инструменты” (баян), в 1986 – ассистентуру-стажировку Моск. гос. муз.-пед. ин-та им. Гнесиных по специальности “оркестровое дирижирование ”. С 1972 преподаватель кафедры нар. инструментов ЧГИК. С 1996 ведет класс дирижирования в ассистентуре-стажировке. Художеств. рук. и гл. дирижер Чел. гос. рус. нар. оркестра “ Малахит ” (создан в 1987), объединяющего лучших музыкантов города. Оркестр за короткий период встал в один ряд с лучшими профес. муз. коллективами России. С ним сотрудничают ведущие вокалисты страны: И. Архипова, М. Биешу, А. Ведерников, И. Кобзон, Е. Образцова, Л. Сметанников, А. Стрельченко, Л. Рюмина, С. Захаров и др. Оркестр исполняет множество концертных авторских программ композиторов Е. Дербенко, М. Смирнова, В. Веккера, А. Кривошея, Е. Гудкова и др. Мн. из них записаны и хранятся в фондах обл. радио и телевидения, телекомпании “Останкино”, выпущены на дисках. Оркестр гастролирует по городам Урала, дважды выступал в Москве: в Колонном зале Дома Союзов и на 1-м Всерос. фестивале профес. оркестров в концертном зале им. П. И. Чайковского.

Антон ЧЕХОВ: «Здешние люди внушают нечто вроде ужаса»

Когда был в Екатеринбурге: В 1890 году во время своего знаменитого путешествия на Сахалин Чехов заехал и в Екатеринбург. Здесь он хотел встретиться с писателем Маминым-Сибиряком. Но встреча не получилась: Мамин-Сибиряк в это время сам путешествовал по Уралу . В итоге Антон Павлович погостил в Екатеринбурге три дня и поспешил отправиться дальше в Тюмень . У нас ему уж очень не понравилось.

Впечатление: Вот какие записи о Екатеринбурге оставил Чехов: «Приехал в Екатеринбург - тут дождь, снег и крупа. Извозчики - это нечто невообразимое по своей убогости. Грязные, мокрые, без рессор; передние ноги у лошади расставлены, копыта громадные, спина тощая... Здешние дрожки - это аляповатая пародия на наши брички. К бричке приделан оборванный верх, вот и все. Ездят не по мостовой, на которой тряско, а около канав, где грязно и, стало быть, мягко. Колокола звонят великолепно, бархатно. Остановился я в Американской гостинице (очень недурной). (Сейчас в этом здании – памятнике архитектуры по адресу Малышева, 68, - художественное училище им. Шадра. - Ред.) Здешние люди внушают приезжему нечто вроде ужаса: Скуластые, лобастые, широкоплечие, с маленькими глазами, с громадными кулачищами. Родятся они на местных чугунолитейных заводах, и при рождении их присутствует не акушер, а механик» .

Борис ПАСТЕРНАК: «Это такое нечеловеческое горе»

Когда был в Екатеринбурге: В 1932 году из Москвы на Урал собиралась десантироваться целая литературная бригада. Самые знаменитые писатели того времени: Борис Пастернак, Алексей Толстой , Юрий Олеша , Демьян Бедный и Михаил Зощенко . Они должны были поднимать уровень нашей провинциальной литературы. Но в итоге к нам приехал один только Пастернак. Поселили его сначала в гостинице «Урал». Долго жить в центре промышленного города он не смог, и поэтому скоро его переселили в обкомовский дачный поселок на берегу Шарташа. Условия там были шикарные: чистый воздух, красивая природа, четырехкомнатный дом, а также каждый день горячие пирожные и черная икра в столовой. Но и тут Пастернаку не понравилось. Прогуливаясь по соседним деревням, он увидел нищету раскулаченных семей. Чтобы помочь несчастным, Пастернак вместе с семьей даже по ночам тайком выносил хлеб из обкомовской столовой. Но в итоге Борис Леонидович заработал нервный срыв и, не выдержав, вернулся в Москву.

Впечатление: О месяце жизни в Свердловске Пастернак написал в письме своей первой жене Евгении Владимировне: «Тут отвратительный континентальный климат с резкими переходами от сильного холода к страшной жаре и дикая гомерическая пыль среднеазиатского города, все время перемащиваемого и исковыренного многочисленными стройками. В теченье этого месяца я ничего решительно не видел специфически заводского или такого, зачем бы стоило ездить на Урал». А вот что он писал о поселке на Шарташе: «Это такое нечеловеческое, невообразимое горе, такое страшное бедствие, что оно становилось уже как бы абстрактным, не укладывалось в границы сознания. Я заболел».


Владимир ВЫСОЦКИЙ: «Тут организм дряхлеет»

Когда был в Екатеринбурге: Впервые бард приехал в Свердловск в 1962 году. Он тогда работал в Московском театре миниатюр, который гастролировал по Уралу и Сибири со спектаклем «Путешествие вокруг смеха». Город Высоцкому не понравился настолько, что чуть ли не каждый день актер был в плохом настроении. В марте, когда гастроли закончились, его уволили с формулировкой «за полное отсутствие чувства юмора».

Впечатление: О том, как ему плохо в Свердловске Высоцкий рассказал в нескольких письмах своей будущей жене Людмиле Абрамовой : «Уже на подъезде ощутил я влияние стронция-90, потому что запахло гарью, и настроение резко ухудшилось, в самом же городе, как говорят, махровым цветом расцвела радиация, и люди мрут как мухи. За окном - мерзкая мелкая дрянь падает с неба, и все «миниатюрные» артисты бегают по магазинам и ищут противорадиационные шмотки. Поселили в гостинице «Большой Урал» в маленький номер с мизерными удобствами…» , «А вообще - гнусно. И город, и народ, и все. За все это время ни разу не посмеялся, ничего не произошло, даже песни не пою и не пишу» «Город такой тусклый, время - на два часа быстрее. Организм дряхлеет. И по теории относительности я постарею лет на 19» .


Александр РАДИЩЕВ: «Достоин своего положения»

Когда был в Екатеринбурге: Впервые у нас Радищев побывал в 1790 году. После его «Путешествия из Петербурга в Москву» писателя сослали из Петербурга в Сибирь. В Екатеринбург он приехал под конвоем как государственный преступник и прожил здесь неделю. За это время Радищев, несмотря на свое положение, даже успел немного осмотреть город.

Впечатление: По дороге в Илимский Острог в Сибирь Радищев писал путевые заметки. Есть там несколько строк и про Екатеринбург: «8 декабря. До Екатеринбурга 23 версты. Горы становятся от часу менее. В 1 1/2 версты или меньше находится Верх-Исетский железный завод. Пруд, он длиною на 20, шириною на 10 верст, на нем острова. Летом вид прекрасный. Село большое. Если плотина сего завода прорвется, как та опасность настояла года четыре назад, то большая часть города будет потоплена и дворы снесет. Приехали в Екатеринбург 7 декабря ввечеру. Город построен по обе стороны реки Исети, которая течет в крепком каменном грунте. Примечания достоин в рассуждении своего положения, монетного двора, приисков каменьев, шлифовальни, гранильного искусства и мраморного дела. Медные и железные поделки дороги. Меди всей на всех заводах в отменные годы выплавляется от 170 до 180 тысяч пудов» .


Федор ДОСТОЕВСКИЙ: «Привел, наконец, Господь увидеть обетованную землю»

Когда был в Екатеринбурге: У нас в городе Достоевский был дважды. Первый раз в 1850 году, когда его отправили на каторгу. Второй раз в 1859 году, когда возвращался из ссылки вместе с сыном Павлом и женой Марией Дмитриевной, с которой он познакомился и обвенчался на поселении.

Впечатление: О повторном посещении Екатеринбурга можно прочитать в одном из писем, которое Достоевский отправил своему другу Артемию Гейбовичу: «В Екатеринбурге мы простояли сутки, и нас соблазнили: накупили мы разных изделий рублей на 40 - четок и 38 разных горных пород, запонок, пуговиц и проч. Купили для подарков и, нечего грешить, заплатили ужасно дешево. В один прекрасный вечер, скитаясь в отрогах Урала, среди лесу, мы набрели, наконец, на границу Европы и Азии. Превосходный поставлен столб с надписями, и при нем в избе инвалид. Мы вышли из тарантаса, и я перекрестился, что привел, наконец, господь увидать обетованную землю. Затем вынулась Ваша плетеная фляжка, наполненная горькой померанцевой (завода Штритера), и мы выпили с инвалидом на прощание с Азией, выпил и ямщик (и уж как же вез потом)» .


Василий ЖУКОВСКИЙ: «Виды прекрасные»

Когда был в Екатеринбурге: Поэт Жуковский был в нашем городе в 1837 году, когда сопровождал 19-летнего наследника престола Александра II во время его путешествия по стране. 27 мая вместе с царской свитой поэт приехал в Екатеринбург и сразу отправился осматривать местные достопримечательности. Город тогда жил на особом положении. У Екатеринбурга было свое войско, законы и суд. К тому же золото в городе добывали буквально не выходя за его границы.

Впечатление: Во время путешествия Жуковский вел дневник, в котором очень сухо и строго описывал все, что ему удалось посмотреть. Каких-то комментариев в нем он, к сожалению, не оставил. Одна из страниц посвящена приезду в Екатеринбург: «26 мая. Переезд из Бисерска в Екатеринбург. Обед. Осмотр завода, золотопромывальни, гранильной фабрики, монетного двора. Меншенин. Ввечеру поездка по городу. Иллюминация. Квартира у Харитонова. Четверг. Пребывание в Екатеринбурге и переезд в Нижнетагильск. Осмотр завода Верхнеисетского. Больница. Дом Китаева. Удивительное устройство. Чугунное производство. Тюремный замок. Похититель изумрудов в остроге с убийцами... Суд Шемякин. Больница. Обедня. Разговор миссионера. Поездка в Тагил на тарантасах. Я вместе с Меншениным. О Зотове. О Харитонове. Дело горноблагодатского полицмейстера, убившего унтер-офицера. Дело лекаря, похитившего золото. Дорога сначала неживописная и дикая. Потом виды прекрасные; вид на Урал и рощи частые. Невьяновский завод. Старинный дом Демидова. Колокольня около древней церкви и двор. Здесь пили чай» .

Редакция газеты "Комсомольская правда Екатеринбург" благодарит сотрудников Объединенного музея писателей Урала за помощь в подготовке публикации.

© 2024 hozferma.ru - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство